Психология отношений в коллективе на работе: Психология взаимоотношений в коллективе

8 приемов наладить отношения с коллегами

Представьте себе команду, состоящую из талантливых, позитивных и сдержанных профессионалов, готовых принять любой вызов. Разве она не похожа на команду мечты, о которой грезят все руководители?

К сожалению, мы не всегда выбираем, с кем работать. А большинство из нас не умеют оставлять эмоции за дверью офиса. Даже если вы само дружелюбие, на вашем пути непременно встретятся неадекватные или агрессивно настроенные сотрудники. А если личную неприязнь ощущаете вы сами?

Полезный материал про внедрение CRM

Как сэкономить
при внедрении CRM:
10 советов от экспертов

Для тех, кто хочет:

  • внедрить CRM систему просто и без ошибок
  • проверить, как вы внедрили CRM и что можно улучшить
  • понять, как сэкономить время и деньги, используя проверенные советы от экспертов

Получить бесплатно

Статья будет полезна тем, кто не может, но хочет найти общий язык с сослуживцами. А также тем, кто желает улучшить атмосферу в коллективе: понять причины конфликта и зарыть топор войны. Неважно, кто вас раздражает — босс или сосед по столу,— есть несколько действенных способов разрядить обстановку и наладить отношения.

Для начала задайте себе вопрос

«Причина в вас или в коллеге?» Скорее всего, вы сразу ответите, что виноват он. Однако правильный ответ почти всегда такой: виноваты оба. Будем честны, мы все иногда ленимся, ворчим и осуждаем.

Каким бы неприятным ни казался ваш коллега, это не значит, что в плохих отношениях виноват он один. Оглянитесь назад и спросите себя, а не стало ли причиной конфликта ваше поведение. Может быть, вы сказали ему что-то обидное или чего-то не сделали, поэтому он вас невзлюбил?

На работе не должно быть места личным обидам, здесь вы профессионалы, выполняющие работу. Поэтому в поисках причин неприязни тоже постарайтесь исходить из рабочих мотивов. Если ваш коллега просит поторопиться с отчетом, попробуйте допустить, что это не потому, что он раздражен или нетерпелив. Вспомните, может быть, в последнее время вы сами задерживали отчеты или сдавали их в последний момент? Тогда замечание коллеги обоснованно.

Будьте осторожны в своих оценках и помните о фундаментальной ошибке атрибуции — склонности связывать промахи другого человека с его характером и личными причинами. Например, если человек часто опаздывает на работу, окружающие могут начать считать его ленивым, не принимая во внимание реальные причины опозданий.

Работая с людьми, которые вам не нравятся, вы неосознанно можете относиться к ним предвзято. Поэтому, когда человек не вызывает симпатии, вас раздражает все, что он делает. Постарайтесь избавиться от этого ощущения, потому что оно все время будет отравлять ваши рабочие отношения.

Узнайте больше и дайте шанс

Попробуйте хоть раз поставить себя на место того человека, с которым у вас натянутые отношения.

У сослуживца может быть плохое настроение из-за неприятностей дома или потому, что он больше не в состоянии выкладываться на полную, потому что устал или перегорел. Причин может быть много. Но вы никогда о них не узнаете, если не приложите усилий, чтобы заглянуть вглубь ситуации и понять истинную причину, стоящую за происходящим. Вряд ли вы сможете изменить обстоятельства, но зато это точно позволит вам пересмотреть ваши отношения.

Вам не повредит чуть больше вникнуть в жизненные ситуации коллег и проявить сочувствие. В конце концов, если бы вы были на их месте, вам бы хотелось узнать, что вы кому-то не нравитесь без явной на то причины?

Будьте профессионалом

Вам не нужно заставлять себя дружить с людьми, которые вам не нравятся, ради хорошей психологической обстановки в офисе. Вам просто нужно проявлять уважение к окружающим и выполнять свою работу. Старайтесь пропускать мимо ушей мелкие придирки и не реагировать на колкие замечания, если они появляются, — держите себя в руках на рабочем месте.

Отличная цитата в тему

В нашей личной и профессиональной жизни мы постоянно сталкиваемся с одной неприятностью за другой, большинство из которых мы не можем контролировать.

Но есть четыре вещи, которые мы все-таки контролировать можем: как мы реагируем, как адаптируемся, как дышим и как мы действуем.

Даймонд Даллас Пейдж, известный американский рестлер и фитнес-тренер

Всегда старайтесь реагировать на вызовы жизни профессионально.

И никаких сплетен

Не обсуждать коллег за их спинами — тоже часть профессионализма. Перспектива поговорить о ком-то, кого вы терпеть не можете, с коллегами, которые разделяют ваши чувства, может быть очень заманчивой. Но прежде чем выплеснуть раздражение или обиды за ланчем с единомышленниками, подумайте, что это даст. Улучшит ли это ваши отношения, сделает ли команду более продуктивной? Сплетни продолжат разрушать и без того хрупкий фундамент и будут настраивать против вас еще больше.

Если вам хочется обсудить рабочий конфликт, обратитесь за объективным мнением к третьей стороне. Можно найти доверенное лицо, которое не имеет уже сложившегося мнения по этому вопросу и не относится к членам вашей команды. При разговоре не превращайте свой монолог в череду обвинений, изложите факты и попросите совета.

Обсудите проблему с коллегой

Узнав немного больше о своем оппоненте и получив непредвзятые напутствия третьей стороны, пришло время поговорить лично и расставить все точки над «и». Легче сказать, чем сделать: придется набраться смелости и пригласить сослуживца на откровенный разговор.

Разговаривать лучше в неформальной обстановке за чашкой кофе или во время ланча.

1. Начните с признания того факта, что вы оба находитесь не в самых лучших отношениях. Но так как вам нужно как-то работать вместе, вы оба должны определить, что вам мешает, и отыскать компромисс.

2. Теперь ваша задача — найти причины или факторы, которые провоцируют вас обоих на конфликты. Выясните, что в вашей общей работе вам не нравится. Скорее всего, вам обоим придется над этим поработать.Разговор может выйти довольно неловким или даже закончиться ссорой. Чтобы этого не произошло, важно держать в голове установку, что ваша цель — не обвинить друг друга, а вместе найти решение проблемы.

Стройте фразы, чтобы они не звучали как обвинение, а описывали факты.

    Неправильно:

    «Вы заставляете меня делать вашу работу».

    «Вы постоянно меня перебиваете».

    «Вам нужно подумать над своим поведением».

    Правильно:

    «Я устаю, когда мне приходится доделывать за кем-то работу».

    «Если меня перебивают, я не могу сосредоточиться».


    «Будет здорово, если мы сможем найти решение, которое устроит нас обоих».

    Если вы исчерпали аргументы, а коллега не желает идти на компромисс, вашей вины в этом нет. По крайней мере, вы сделали все, что возможно, чтобы наладить нормальные рабочие отношения.

    Поставьте в известность руководителя

    Если разговор по душам не решил проблемы, а только усугубил, следующим шагом может быть обращение к вышестоящим лицам. Если коллега недопустимо себя повел или проявил халатность в работе, сообщите об этом непосредственному руководителю или даже в отдел кадров. Важно объективно сообщить о ситуации, избегая оценочных суждений (помните, что вы профессионал).

    Попросите своего руководителя и специалиста отдела кадров помочь в разрешении конфликта. Дайте понять, что токсичный сотрудник разрушает здоровую рабочую среду. Если из-за личной неприязни в опасности находится проект, постарайтесь убедить руководство доверить его другому человеку, более подходящему для этой роли.

    Не бойтесь обращаться за помощью, так как вам действительно могут быстро помочь.

    Если лучше не стало, сведите общение к минимуму

    Когда все попытки разрешить ситуацию терпят неудачу, у вас не остается другого выбора, кроме как смириться и продолжать работать с человеком, который вам не нравится. Уволиться вы всегда сможете, но есть менее радикальный способ избежать общения с неприятными личностями. Достаточно максимально сократить с ними контакты.

    Общайтесь исключительно по работе, воздерживайтесь от комментариев, избегайте дебатов, которые только добавят напряженности между вами. Если вулканы извергаются каждый раз, когда вы встречаетесь в офисе, возможно, лучшим решением будет общаться дистанционно — через CRM и планировщик задач.

    Увы, есть категория сотрудников, договариваться с которым бессмысленно. Это благое намерение с самого начала обречено на провал. Речь о токсичных людях, которые не делают ничего, чтобы изменить ситуацию, ведь причина проблем, по их мнению, во всех остальных, а не в них. Вот пять портретов типичных токсичных сотрудников:

    Нытики. Их никогда ничего не устраивает: зарплата маленькая, задачи скучные, погода дрянь. Таким людям не угодить, поэтому и пытаться не стоит.

    Критики. Раздают неуместные замечания и стремятся принизить заслуги коллег. Заставить их умолкнуть может лишь предложение дать свои варианты решения проблемы.

    Сплетники. Стравливают сотрудников и наслаждаются ссорами. Горючее этим токсичным людям дают сами сотрудники, чересчур откровенничая в разговорах и соцсетях.

    Молчуны. Классические интроверты, которые не стремятся налаживать близкие отношения на работе. Им не нужно общение, так что пытаться их расшевелить — значит идти против природы и будить лихо.

    Шутники. На вид дружелюбные и открытые люди. Они травят анекдоты в курилке и разнообразят серьезные совещания. На самом же деле это лентяи, которые без ума от себя и любят переложить свою работу на других.

    Воспринимайте сложные отношения как уроки

    Работа с людьми, с которыми вы не сошлись характерами, может сильно напрягать и подавлять вас. С другой стороны, общение с кем-то, кого вы не любите и наоборот, может способствовать личному и профессиональному развитию. Сложные отношения могут помочь вам стать терпимее, мягче и ответственнее.

    В любой ситуации на работе и в жизни старайтесь видеть вещи в позитивном свете и искать возможности даже в самые трудные времена. Рабочее пространство всегда будет полно разных личностей, в том числе неприятных и даже отвратительных. Однако знания и опыт профессионального общения с такими людьми, как они, обязательно вам помогут и будут способствовать вашей карьере.

    1. Начинайте с себя: поищите причины в своей работе и избегайте предвзятого отношения.

    2. Сторонитесь сплетен и любых обсуждений коллеги в его отсутствие.

    3. Не стесняйтесь просить поддержки руководителей и кадровиков.

    4. Не тратьте время на токсичных людей.

    Почти у каждого человека, каким бы неадекватным он ни казался, есть положительные качества, и если вы сможете их разглядеть и оценить, вы уже выиграли половину битвы. В ответ люди также начнут ценить вас.

    Текст: Любовь Шарова. Иллюстрации: Константин Амелин. Источник: CloudEmployee,

Профессиональные отношения: некоторые правила делового общения

Кадровым работникам приходится постоянно общаться с большим количеством сотрудников организации, причем далеко не всегда по приятным поводам. Как правильно здороваться? Можно ли обращаться к коллегам на «ты»? Когда указание лучше отдавать в форме приказа, а когда – просьбы? Почему на некоторых сотрудников голос лучше не повышать? На кого критика может не подействовать? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье нашего автора.

Советы, предложенные в этой статье, помогут кадровику в повседневной работе, при общении с сотрудниками и руководством. Они напрямую связаны с его функциями и с ситуациями, в которых он может оказаться.

Начнем, пожалуй, с вопросов, которые являются ключевыми в формировании делового общения. На их основе выстраивается этика взаимоотношений в коллективе.

Настроение

Результаты труда и служебные взаимоотношения в компании во многом зависят от настроения ее сотрудников и руководства. Как стать обладателем хорошего настроения? Что влияет на наш настрой? Зачастую это обстоятельства, которые складываются каждый день в быту, начиная с самого раннего утра, а также способности каждого управлять собственным настроением.

Ситуация 1

Ирина Чернова, начальник отдела кадрового учета компании «ЛК-Сервис»

Бывает, прибегаю на работу совершенно без настроения. Начинаю ворчать на сотрудников и высказывать свои претензии. Тут же понимаю, что делаю это напрасно. Коллектив работает добросовестно, а существующие проблемы решаются не таким способом. Но уже поздно, настроение у всех испорчено, все мрачные и настрой у сотрудников совсем не тот, чтобы «горы свернуть».

На что следует обратить внимание, начиная рабочий день?

  1. Рабочий день всегда начинается с домашней обстановки: как удалось отдохнуть, какие отношения внутри семьи, все ли в порядке у членов семьи и т.д. Как сделать утро добрым, чтобы с хорошим настроением отправиться на работу? Дадим несколько советов:
    • утреннее приветствие, улыбка являются сильными стимуляторами хорошего настроения внутри семьи;
    • вставать утром лучше с учетом того, чтобы вам хватило времени собраться, выполнить все процедуры и добраться на работу без опозданий;
    • побаловать себя и своих домашних вкусным завтраком, посмотреть в окно, улыбнуться новом дню.
  2. Дорога на работу: транспорт (ожидание, теснота в общественном транспорте, «пробки» на дорогах), плохая погода (слякоть, дождь, гололед, мороз) могут испортить настроение, быть поводом для раздражения. Расскажем, как сохранить хорошее настроение в таких условиях:
    • если вы кого-то толкнули, извинитесь первым, зарождающаяся ссора может быть погашена шуткой, улыбкой;
    • не забывайте, что ожидание транспорта, поездка – это ваша жизнь в данный момент. Научитесь жить в настоящем, максимально реализуйте каждый момент. Посмотрите вокруг, понаблюдайте, поразмышляйте. Радуйтесь самому обычному – небу, солнцу, дождю, листопаду, птицам, краскам осени и т.д.;
    • руководите собой. Научитесь управлять своими переживаниями и поведением в любых условиях. Для этого достаточно понять, что восприятие мира зависит от наших представлений о мире, от убеждений и интересов. Мир может стать красочным и наполненным, если изменить эти представления, расширить их. Мы реагируем не на действительность, а на свое видение этой действительности. Сориентируйтесь на результат и способы его достижения, а не на проблемы и трудности, с ними связанные. Не ищите виновных в трудностях, с которыми вы сталкиваетесь.

Вывод: в любых обстоятельствах учитесь управлять своим поведением. Будьте приветливы, вежливы. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддерживать хорошее настроение у себя и у тех, кто вас окружает.

Мнение эксперта

Анастасия Тропинская, специалист торгово-промышленной компании «Планета»

Когда на работу приходишь с плохим настроением, начинаешь себя накручивать и раздражаться по каждому поводу. Тут же появляются проблемы, разрастающиеся как «снежный ком». В таких случаях надо просто успокоиться, обратить внимание на то, что нас окружает и радует, изменить свое отношение к тому, что беспокоит. Шаг за шагом добиваться позитивного настроя.

Приветствие

Пожалуй, каждый из нас в своей профессиональной деятельности, а порой и в частной жизни оказывался в неловкой ситуации, связанной с таким простейшим действием, как приветствие.

Ситуация 2

Анна Титова, специалист компании «Домосеть»

Наши рабочие места расположены на разном расстоянии от входа в кабинет. Когда посетители заходят и здороваются, не знаешь, приветствовать их всем или только тем, кто находится ближе. В подобных ситуациях часто возникают сомнения, как правильно поступить.

С детства нас учат здороваться, но многообразие жизненных и профессиональных ситуаций заставляет задуматься над тем, как же правильно здороваться. А вот как:

  • независимо от должности, входя в помещение после других, первым приветствуйте присутствующих;
  • присутствующие отвечают только тем, кто ближе находится, кому удобно. Отвечать всем в один голос, хором, не следует;
  • при встрече с большой группой знакомых не следует всем по очереди жать руку. Однако если остановились и подали руку знакомому, который находится с одним или двумя незнакомыми вам людьми, приветствуйте так же всех, называя себя, как при первом знакомстве;
  • первым приветствует начальника подчиненный, но руку для рукопожатия должен предложить начальник. Исключением является ситуация, когда начальник встречается со старшим по возрасту и с женщиной. Старшего по возрасту и женщину, даже если она – его секретарша, начальник приветствует первым. Но и здесь есть исключение: молодая девушка и сама может первой поздороваться со своим начальником.

Вывод: приходя на работу, приветствуйте своих коллег. Дайте им понять, что вы рады вместе начать рабочий день, поддержать и помочь.

Обращение

Какое обращение выбрать в общении с сотрудниками – «ты» или «вы»? Обращение ко всем на «ты» часто ассоциируется с образом простого и доступного человека, «своего» в коллективе.

Ситуация 3

Лариса Пронина, начальник отдела по работе с персоналом компании «Промстройсервис»

Опыта руководящей работы у меня не было, но когда мне предложили должность начальника отдела, я согласилась. Выстроить отношения в новом коллективе в качестве начальника получилось, и отношения с сотрудниками сложились хорошие. Мы примерно одного возраста, и, я думаю, что в обращении к ним можно перейти на «ты».

Надо понимать, что обращение на «ты» нравится далеко не всем, а порой кажется проявлением невоспитанности. Главное, от чего должна зависеть манера общения, – это состояние межличностных отношений в коллективе, должностного положения, возраста, стажа работы и т.п. Обращение друг к другу на «ты» уместно в том случае, если эти отношения доброжелательные или даже дружеские.

Обращение «вы» – это не только проявление культуры общения, но и способ поддержания служебной дистанции. Поэтому если речь идет об обращении начальника к подчиненным, то надо помнить, что одинаковое обращение ко всем на «ты» может привести к снижению требовательности и панибратству. Если начальник обращается к одним сотрудникам на «ты», а к другим на «вы», то возникает впечатление, что у него есть приближенные.

Вывод: обращение между сотрудниками зависит от состояния межличностных отношений. Обращение начальника на «вы» необходимо для поддержания дисциплины и нормальных служебных отношений.

Распоряжения

Распоряжения, как правило, даются в форме приказа или просьбы, но всегда ли они соответствуют ситуации?

Ситуация 4

Софья Воронина, экономист компании «Стройресурс»

В наш отдел пришел новый начальник. Все распоряжения он делает только в форме приказа на повышенных тонах. Это держит весь коллектив в большом напряжении. Такое впечатление, что он считает всех бездельниками. Отношение сотрудников к работе изменилось и стало более безразличным.

Отметим, что приказная форма, порой и с угрозой наказания, возможна и даже необходима, когда мы имеем:

  • безответственное отношение сотрудников к своим обязанностям;
  • сотрудник – бездельник, не соблюдает трудовую дисциплину;
  • существует угроза срыва выполнения важного задания;
  • нарушаются правила техники безопасности;
  • поручения работнику, которые входят в его прямые обязанности.

Вместе с тем приказная форма не должна стать основной формой распоряжений. Сотрудники постепенно перестанут реагировать на приказной тон – и результативность таких распоряжений снизится. Причем приказы всегда должны быть в вежливой форме.

В повседневном трудовом процессе возникают самые разные ситуации, и бывает трудно удержаться от грубого тона. Но в любых условиях необходимо и можно сохранять деловой тон, что, несомненно, принесет только пользу деятельности компании.

Форма просьбы возможна в следующих случаях:

  • распоряжения не входят в круг обязанностей сотрудников;
  • ситуация, в которой необходима заинтересованность и отклик каждого сотрудника, создание атмосферы единения всего коллектива;
  • доброжелательные межличностные отношения в коллективе;
  • сотрудник добросовестный, всегда ответственно подходит к выполнению поручений, делает все в срок.

И не забываем, что форма просьбы воспринимается сотрудниками более позитивно и выполняется охотнее.

Вывод: распоряжения должны иметь вежливую форму. Необходимо сохранять самообладание и помнить, что воспринимаются лучше просьбы, чем приказы.

Поощрения и взыскания

Воздействовать на сотрудников, влиять на их активность можно как поощрениями, так и наказаниями. При этом надо помнить, что поощрения больше влияют на активность, чем наказания.

Ситуация 5

Дарья Суворова, бухгалтер компании «Пеликан»

У нас дружный отдел. Каждый сотрудник ответственно и добросовестно выполняет свою работу. Но руководство в лучшем случае не замечает, как люди работают. Про похвалу, доброе слово и речи нет. А вот угроза наказания существует всегда. Что-то не так – и сразу: «Найти виновного и наказать». При этом все можно скорректировать и исправить в рабочем порядке. Такое положение вещей снижает активность сотрудников.

Стоит сказать, что, делая приоритетными поощрения, не нужно полностью отвергать меры наказания, обязательно соблюдать этические нормы и разумный подход. Нельзя применять одинаковое наказание к разным сотрудникам. Можно выделить группы, внутри которых необходим дифференцированный подход:

  • сотрудники разного возраста;
  • сотрудники разного пола;
  • сотрудники разного темперамента.

Например, сотруднику старшего возраста нужно высказать замечание в вежливой форме, а вот легкомысленному молодому работнику или флегматику можно сделать замечание публично и твердо. При этом флегматику лучше дать время на формирование собственного решения, а не настаивать на немедленном выполнении требования.

Воздействовать на холерика и меланхолика лучше используя беседу, советы, намеки, так как замечания и порицания на виду у сотрудников или резкий директивный тон могут вызвать у холерика конфликтную вспышку, а у меланхолика – обиду, подавленность, неуверенность в себе. Сангвиник легко примет замечания в форме шутки, подначивания, крепкого словца.

«Нарисуем» портреты разных темпераментов с их особенностями, чтобы было легче определить, с обладателем какого темперамента вы сталкиваетесь.

Темперамент принято подразделять на четыре типа. Сангвиник – уравновешенный, реакции быстрые и умеренные. Энергичный, с ровной активностью, легко приспосабливается к новым условиям. Сангвиник быстро осваивает новые профессиональные навыки. Если работа разнообразна, то может долго работать не утомляясь. Интересуется окружающими людьми и обстоятельствами. Подвижный, общительный, имеет разнообразные интересы, легко справляется с трудностями и неудачами. Мимика и движения выразительны, речь быстрая.

Холерик – неуравновешенный, часто несдержан, вспыльчив. Однообразную работу выполняет с трудом, реакции быстрые и сильные. Энергично берется за работу, но быстро остывает, появляется безразличие. Менее пластичный по сравнению с сангвиником. Нетерпеливый и резкий в общении. Мимика и движения энергичные, темп выполнения деятельности быстрый.

Флегматик – уравновешенный. Реакции медленные, спокойные, с большой ровной силой и длительностью. Инертен, не любит смену деятельности, умеет терпеть трудности и проблемы. Хорошо сопротивляется длительным раздражителям, упорный, терпеливый. Избирателен в общении, трудно сходится с людьми. Мимика и жесты сдержаны, невыразительны. Ненаходчивый, речь и движения неторопливы.

Меланхолик – неуравновешенный, сильно переживает разные события при слабой внешней реакции. Реакция замедленная. Чувствителен, раним, боится трудностей, повышенная тревожность. Избегает новой обстановки, людей, смены деятельности. Предпочитает работу, не требующую психического напряжения. Мимика и движения медленные, невыразительные, голос тихий.

Вывод: замечайте успехи сотрудников и чаще поощряйте их. Благодарите, говорите «спасибо». При необходимости обоснованного наказания будьте справедливы и тактичны, учитывайте возраст, пол, темперамент сотрудника.

Критика

Отношение к критике может быть разным, но ее нельзя полностью исключить, так же, как и злоупотреблять ею.

Ситуация 6

Ольга Васильева, специалист по продажам компании «Спецтранс»

Критика в адрес руководства у нас не приветствуется. Начальство не желает слышать о том, что могут быть и другие, не менее разумные подходы в работе, кроме тех, которые заявлены аппаратом управления. А ведь исполнители имеют возможность видеть то, что руководители видеть и знать не могут.

Критику можно разделить на внутреннюю, критику сверху и критику снизу. Каждая имеет свои особенности.

Критика сверху не имеет препятствий. При этом очень важны чувство меры и тактичность. Постоянные придирки, упреки подрывают у работников уверенность в своих силах, веру в справедливость со стороны руководства. При выборе критики сотрудников, по аналогии с поощрениями и взысканиями, необходимо учитывать возраст, пол, темперамент того, кого критикуешь. Об особенностях темперамента речь уже шла. Например, холерики имеют большую возбудимость, чем флегматики. Общеизвестно, что женщины более болезненно относятся к замечаниям, больше переживают из-за критики, чем мужчины.

Критика снизу имеет различные препятствия. В первую очередь – это негативное отношение со стороны руководства к такого рода критике. Однако надо учитывать, что компании сегодня состоят из квалифицированных сотрудников. И большинство из них, если выступают с критикой в адрес руководства, то на самом деле озабочены благополучием и эффективностью работы компании и ее руководства. Руководитель, которому интересны замечания и который учитывает в своей деятельности критику снизу, может повысить эффективность работы компании и свой рейтинг среди сотрудников. При этом у критикующих повысится чувство значимости в структуре компании, возрастет лояльность и уважение к руководству.

Самокритика имеет две стороны: часто люди склонны переоценивать свои способности, хорошо видят свои преимущества и с трудом замечают недостатки и слабые стороны. Излишняя самокритика разрушает внутренний дух, порождает неуверенность в себе. Одобрение меняет нас позитивно, укрепляет внутреннюю силу духа.

Вывод: пользуйтесь критикой осторожно и умело. Не злоупотребляйте, не унижайте достоинства людей критическими придирками, не доводите до перерастания критики в ссору, озлобленность. Не преследуйте за конструктивную, обоснованную критику снизу. Она поможет избежать ошибок и упущений в работе компании, повысит эффективность деятельности компании, укрепит коллективный дух. Не отказывайтесь от самокритики. Она поможет увидеть недостатки и скорректировать их, сделать выводы для дальнейшей работы, но не злоупотребляйте самокритикой. Не занимайтесь «самоедством». Не забывайте хвалить себя, одобрять. Будьте великодушны, добры и терпеливы к себе.

Подхалимство

Ярко выраженные формы угодничества сейчас встречаются редко, а вот малозаметные формы подхалимства наблюдаются довольно часто.

Ситуация 7

Алексей Иванов, инженер компании «Энергопром»

Руководитель нашего отдела и доброжелательный, и приветливый, но, как правило, только когда сотрудники соглашаются с ним, хвалят его проекты. При возражениях со стороны сотрудников и отстаивании ими своих позиций отношение руководителя меняется. Сотрудники начинают «плохо и мало работать», «не хотят выполнять поставленные задачи».

Проявления подхалимства различны: покорность руководству, беспрекословное согласие со всем, что говорит и делает руководитель, восхваление руководителя. Угодничество нравственно разлагает как начальство, так и всю атмосферу в коллективе. Предпосылки для угодничества, как и для других служебных злоупотреблений, создает единовластие.

Вывод: цените самостоятельных, инициативных людей. Отказывайтесь от навязчивых услуг подхалимов. Развивайте общественные органы самоуправления для принятия участия в обсуждении принципиально важных управленческих вопросов. Собрания, заседания, совещания – все это различные коллективные формы управления.

Внимание и отзывчивость

Кадровику часто приходится общаться с сотрудниками по личным и служебным вопросам.

Ситуация 8

Людмила Игнатова, кассир компании «Продсервис»

Я пришла к кадровику с просьбой перенести запланированный очередной отпуск из-за сложившихся семейных обстоятельств. В это время кадровика отвлек телефонный звонок. Окончив разговор, он попросил повторить еще раз суть вопроса. Но вникать в проблему не стал, и в ответ последовало: «Никто вас спрашивать не будет, если других вариантов не будет, то решение будет принято независимо от ваших прихотей и в отпуск пойдете по графику».

Немаловажными являются умение правильно оценивать внутреннее состояние человека, способность сочувствовать и сопереживать, умение успокоить, вселить уверенность, найти нужный стиль общения с каждым.

Вывод: во время разговора с конкретным человеком не отвлекайтесь на другие виды работ и телефонные звонки. Будьте тактичными, внимательными, справедливыми в отношениях с людьми. Постарайтесь их понять и помочь.

Любовь как командная работа | Psychology Today

Источник: Bingodesigns / Pixabay

Представьте себе:

Хэнк и Кэлли женаты уже 15 лет. У них двое детей, и они оба работают полный рабочий день. Однажды, к их радости, они неожиданно получают чек на 10 000 долларов от IRS из-за ошибки, допущенной в их налоговых декларациях в прошлом году. (Да, это гипотетический пример!)

Хэнк присматривается к новой волне, которая стоит всего около 10 тысяч долларов. Его текущий бегун волны устарел и медленнее, чем большинство текущих моделей. Между тем, Кэлли говорила о том, как сильно она хочет новый BMW, и эти деньги будут именно тем, что потребуется для первоначального взноса. В качестве альтернативы, они оба говорили о том, что хотели бы добавить дополнительную ванную комнату в свой готовый подвал, который оценивается примерно, как вы уже догадались, в 10 000 долларов.

Вот несколько возможных вариантов развития событий:

Сценарий 1: Хэнк изо всех сил пытается догнать бегущего по волнам. Он утверждает, что в прошлом году работал слишком много сверхурочно и действительно заслужил это. Кроме того, он указывает, что нынешняя машина Келли работает нормально и что дополнительная ванная может подождать. Трение и негодование наполняют воздух…

Сценарий 2: Кэлли толкает BMW. Она утверждает, что ее машине 10 лет и что у нее никогда в жизни не было новой машины. Кроме того, она заявляет, что тоже очень много работала в прошлом году и проводила непропорционально много времени вне офиса, сосредоточившись на своих детях. И она очень хочет эту машину! Как и в сценарии 1, трения и негодование наполняют воздух…

Сценарий 3: Хэнк и Кэлли садятся и начинают с вопроса: Что лучше для нас в целом ? Что лучше не для каждого из них как личностей, а что лучше для их отношений? Что лучше для нашей команды? Через несколько минут они оба понимают, что ответ довольно прост: пристройка к дому пойдет на пользу их команде. Это принесет пользу не только им самим, но и их детям, их друзьям, родственникам, которые могут остаться с ними, и т. д. Они улыбаются, быстро решают, что это не проблема, и в тот же вечер отправляют сообщение подрядчику.

Эгоистичное и бескорыстное поведение в эволюционной перспективе

Как я уже говорил в некоторых своих прошлых работах, мы можем думать о фундаментальном человеческом конфликте как о конфликте между эгоистичными мотивами и мотивами, ориентированными на других. Как классно сформулировал известный биолог-эволюционист Дэвид Слоан Уилсон (2019), люди, как групповых видов, развили как процессы, приносящие пользу самим себе внутри групп — процесс, который он называет внутригрупповым отбором , — так и процессы, приносящие пользу свою собственную группу и ее различных членов, которых он называет выбор между группами .

Фундаментальный человеческий конфликт относится к конфликту между действиями, направленными на благо себе ( эгоистичное поведение) и действиями, направленными на благо своей группы, часто в ущерб себе ( бескорыстное или ориентированное на других поведение).

Один из способов осмысления этой проблемы, относящейся к современной культуре (как я писал в этом посте), относится к таким видеоиграм, как Fortnite, в которые можно играть в любом из одиночный режим или отрядный режим . При игре в одиночном режиме каждый игрок сам за себя, и преобладает тотальное эгоистичное поведение. Но при игре в режиме отряда возникает совершенно иной подход: игроки склоняются к командной работе, проявляя такую ​​же заботу о благополучии товарищей по команде, как и о себе. В режиме отряда такие ориентированные на других действия, как правило, выигрывают.

Любовь как командная работа

В длительных отношениях, как и в любых человеческих групповых контекстах, люди часто демонстрируют сочетание эгоистичного и бескорыстного поведения. Иногда люди в отношениях сосредотачиваются в первую очередь на том, что это для них. Они могут в значительной степени или даже полностью сосредоточиться на поиске удовлетворения своих собственных потребностей в отношениях. Такие потребности могут включать пол, материальные ценности, статус, социальный капитал и многое другое. Часто непреднамеренно в долгосрочных отношениях люди могут колебаться в сторону позиции «что в этом для меня».

Разыгрывая это, рассмотрите сценарий, в котором оба члена пары обычно занимают позицию «что в этом для меня»: каждый человек сосредотачивается не на том, что лучше для его партнера или для самих отношений, а скорее на том, как они могут эффективно использовать отношения, чтобы оптимизировать вещи для себя — для своей собственной доли.

Возможно, этот подход дает нам новый взгляд на конфликты в отношениях. Возможно, отношения, полные проблем, состоят из людей, которые больше сосредотачиваются на своих собственных потребностях и желаниях, а не на том, что лучше для их партнера и/или самих отношений. Возможно, конфликтным отношениям, проще говоря, не хватает командной работы. Или, говоря языком видеоигр, возможно, плохо функционирующие отношения состоят из людей, которые играют в игру отношений в одиночном режиме .

Теперь подумайте об отношениях, которые, кажется, характеризуются подлинной любовью. Вы знаете, та пара, которая не может перестать держаться за руки или смотреть друг другу в глаза, улыбаться и целоваться. Та пара, которая каким-то образом кажется щенячьей любовью, хотя они вместе уже несколько десятилетий. Та пара, которая заставляет всех качать головой со смесью замешательства и зависти.

Возможно, секрет построения по-настоящему любящих отношений заключается в следующем: когда оба члена пары «играют в отряде», выигрывают отношения, и в результате выигрывают оба партнера. Возможно, с эволюционной точки зрения мы можем понимать по-настоящему любящие отношения как отношения, в которых каждый человек искренне ставит потребности и желания самих отношений — команды — выше своих собственных. Думая об этом таким образом, легко увидеть, как такой подход может привести к беспроигрышной ситуации. И, возможно, в каком-то смысле это и есть любовь.

Bottom Line

Как высоко ориентированный на группу вид, люди развили комбинацию эгоистичных черт, а также черт, которые преуменьшают эгоизм и облегчают ориентированный на других подход к взаимодействиям с другими в группах, в том числе в интимных отношениях. Когда отношения состоят из людей, которые сосредоточены на своих собственных потребностях и желаниях, почти наверняка возникнет конфликт. Тем не менее, когда в отношениях участвуют люди, которые искренне ставят потребности и желания отношений и своего партнера выше своих собственных, отношения выигрывают, и, в конце концов, возможно, выигрывают и их участники. И может быть — только может быть — это и есть любовь.

Командная работа в отношениях | Прикладная социальная психология (ASP)

Как говорится, работа в команде заставляет мечту работать, но что делает хорошую команду? Как стать лучшим членом команды? Есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы стать лучшим командным игроком и преуспеть в своей команде. Будь то в спорте, на работе или даже в личных отношениях. Но здесь я хочу обсудить командную работу в отношениях.

Первое, на что следует обратить внимание, — это ключевые факторы создания отличной команды. В статье, которую я читал, было перечислено 10 факторов. Это взаимное уважение к другим членам команды, наличие специализированных членов, наличие цели, адаптация/гибкость, отсутствие козлов отпущения, признание ошибок, терпение, делегирование полномочий, наличие сильного лидера и немного конкуренции (Что делает хорошая команда, которая строит успех, 2020). Конечно, некоторые из них имеют больше смысла на работе, но некоторые важны даже в личных отношениях. Например, иметь цель важно даже с супругом. Эта цель всегда будет заключаться в том, чтобы вы всегда работали вместе, чтобы быть самым счастливым, каким вы можете быть. Признание ошибок также важно в отношениях, потому что вы не хотите показаться, что вы всегда правы. Делать ошибки — это нормально, и важно уметь отмахиваться от них и пробовать снова.

Что касается личных способностей, в статье также перечислены некоторые качества. К ним относятся общение, поддержка и сотрудничество (Что делает хорошую команду, которая добивается успеха, 2020 г.). Общение важно, чтобы быть уверенным, что вы всегда эффективны и выражаете свое мнение, когда вам может понадобиться помощь. Поддержка означает понимание и помощь. И, наконец, сотрудничество означает не забывать работать вместе, поскольку вы пытаетесь достичь одной цели. Это то, что я считаю очень важным, потому что часто, когда пары ссорятся, они забывают, что они в одной команде. Они хотят спорить и доказывать, что они правы. Вместо этого сосредоточьтесь на цели, которая состоит в том, чтобы процветать в отношениях, и работайте над этим вместе.

Главное здесь — признать, что мы индивидуальны, но научиться быть опытным членом команды значительно облегчает достижение целей. Будь то спорт, работа или отношения, определенные факторы влияют на сплоченность команды. Перечисленные характеристики способствуют оптимальной работе команды, и они могут возникать по совпадению или даже при использовании упражнений по построению команды по мере необходимости (Sullivan, 2017).

Салливан, П., Фельц, Д., и Дитурбайд, Л. (2017). Применение социальной психологии к спортивным командам. У Дж. Грумана Ф. Шнайдер и Л. Куттс (ред.), Прикладная социальная психология (стр. 129).-154). SAGE Publications, Inc, https://dx.doi.org/10.4135/9781071800591.n6

Что отличает хорошую команду, которая добивается успеха. Университет народа. (2020). Получено 24 февраля 2022 г. с https://www.uopeople.edu/blog/what-makes-a-good-team/

. Эта запись была опубликована в среду, 23 февраля 2022 г., в 22:24 и размещена в рубрике «Без категории».

Добавить комментарий