Психология памяти: Репозиторий БГУИР: Invalid Identifier

Содержание

Психология памяти страница 3: Psychology OnLine.Net

Феноменология, виды, теории памяти.

Близкие разделы (1): Персона » Современная психология познания и когнитивная наука (14)

похожие разделы (5):
Библиотека » Учебная литература » Хрестоматия » Введение в общую психологию » Психология как наука (20)
Мастерская » Прикладная психология » Педагогическая психология (17)
Мастерская » Прикладная психология » Психология и работа (12)
Персона » Гуманистическая психология (7)
Персона » Психология развития (3)

показать 10152025303540 статей, по порядку выбор редакторановизнапоследняя правказаголовокрейтингголосовобращенийкомментариевпо возрастаниюпо убыванию

Д. Норман. Как мы обучаемся? Как запоминаем?

Дж. Уотсон. Удерживание видимых телесных навыков, или «память»

З. М. Истомина. Развитие произвольного запоминания у дошкольников

З.

Фрейд. Забывание впечатлений и намерений

З. Фрейд. Забывание иностранных слов

З. Фрейд. Заметки о вечном блокноте

И. Хофман. Активная память

К. Левин. Об экспериментах Г.В. Биренбаум и Б.В. Зейгарник

Л. С. Выготский. Память и ее развитие в детском возрасте

Н. А. Бернштейн. Природа навыка и тренировки

Искать в Все разделы Новости психологии Персона- Классический ассоцианизм и психология сознания- Глубинная психология- Бихевиоризм- Гештальтпсихология- Французская социологическая школа- Дифференциальная психология и психометрика- Психология развития- Нейропсихология и психофизиология- Современная психология познания и когнитивная наука- Зоопсихология, этология и эволюционная биология- Гуманистическая психология- Деятельностный подход— Сергей Леонидович Рубинштейн Библиотека- Ex Libris- Учебная литература— Хрестоматия— Введение в общую психологию—- Психология как наука—- Историческое введение в психологию—— Античные представления о душе—— Психология сознания—— Психология поведения—— Основы гештальттеории—— Неосознаваемые психические процессы—— Духовно-научная психология—— Категория деятельности в психологии—— Рефераты по истории и методологии психологии—- Эволюционное введение в психологию— Психология личности, мотивации, эмоций—- Психология индивидуальных различий—- Психология мотивации—- Психология эмоций и воли— Психология познавательных процессов—- Психология ощущений и восприятия—- Психология внимания—- Психология памяти—- Психология мышления—— Экспериментальное исследование развития понятий—- Психология воображения— Возрастная психология— Социальная психология— История психологии— Конспекты, обзорные статьи, рефераты— Рефераты по введению в профессию— Рефераты по психологии личности, мотивации и эмоций— Рефераты по психологии познания— Рефераты по возрастной и педагогической психологии— Рефераты по социальной психологии- Научная литература— Journal of Experimental Psychology— Короткие сообщения— Научное наследие— Статьи и монографии— Проблемы личности— Проблемы познания—- Journal of Vision- Методическая литература— Учебные программы- Популярная психология— Непознанное— Потерянный и возвращеный мир— Психология отношений— Современная психология и мудрость веков- Справочная литература— Архив Мастерская- Методические разработки- Психологический практикум- Прикладная психология— Педагогическая психология— Психология и работа— Управленческое консультирование— Психологическое консультирование- Экспериментальная психология- Математические методы в психологии Инструменты- Базы данных Медиатека- Научная жизнь- Психологический музей- Перцептивные феномены- Когнитивная установка- Эмоции- Клиника Путеводитель- Психологический клуб- Научная психология- Образование по психологии- Психологическая практика- Психодиагностика- Популярная психология- Псевдопсихология Доска объявлений- Симпозиум- Рынок труда- Куплю или приму в дар- Продам или подарю- Поменяюсь- Сдам или возьму в аренду- Психологические услуги- Эзотерика и магия- Встречи, отдых, организация досуга Информация Полезно знать

Статьи: 53
обычная: 53
Последнее добавление: 7. 09.2011

Закономерности памяти по Петру Зинченко. Как использовать их в тренинге?

Несмотря на некоторое намеренно упрощенное изложение, надеемся, что знакомство с представленными эффектами позволит вам расширить знания о психологии обучения.

За основу изложения взята концепция Петра Ивановича Зинченко. Он не настолько знаком тренерам, как Джордж Миллер с «магическим числом» 7±2 (объем кратковременной памяти), но его научный вклад в изучение памяти нам видится даже более значимым.

Здесь мы согласны с мнением профессора Б.Г. Мещерякова, исследователя научного творчества Зинченко: «В своих исследованиях Зинченко впервые обнаружил ряд значительных мнемических эффектов, которые в соответствии с традицией и по справедливости могли бы быть названы его именем». (4)

Непроизвольное и произвольное запоминание

Зинченко изучал два вида памяти: непроизвольное и произвольное запоминание.

Непроизвольная форма памяти — это продукт любой целенаправленной деятельности. Когда мы стараемся понять содержание изучаемого материала, то многое запоминаем без специальных на то усилий. Индивидуальный опыт дошкольника фиксируется в основном за счёт непроизвольной памяти.

С возрастом отмечается закономерная тенденция к повышению показателей произвольного (преднамеренного) запоминания. При этом «с появлением произвольной памяти непроизвольная память не только не утрачивает своего значения, но и продолжает совершенствоваться». (1, с. 462)

Опытный тренер знает, что есть специфические приемы обращения к произвольной и непроизвольной памяти.

  • Добавляйте примеры в теорию. Удачный пример останется в непроизвольной памяти участников.
  • Уберите то, что занимает непроизвольную память. Например, «украшения» в буклете которые не несут полезной информации.
  • Объясняйте, что именно и почему важно запомнить, чтобы участники тренинга сделали усилие для запоминания.
  • Оставляйте на стене в зоне видимости методически выверенные листы флипчарта с небольшим количеством информации, схемами, заголовками и так далее. Это — стимулирующий материал для непроизвольного запоминания. В тренинге для тренеров мы неоднократно повторяем: «Люди учатся со стен».

Значение эффектов памяти для тренера

В экспериментах Петра Ивановича Зинченко обнаружены закономерности, имеющие практическое значение для людей, занимающихся обучением взрослых.

Познакомимся с четырьмя эффектами памяти и узнаем, в чем их значение для конструирования различных методических приемов в тренерской работе.

Эффект №1. Интерференция

Несовместимость мнемической и познавательной задач.

 

В экспериментах Зинченко испытуемые решали задачу классификации карточек по содержанию изображений. В последующем им было непросто вспомнить, какие именно предметы были на карточках, так как они были сосредоточены на выявлении существенных свойств предметов, и перед ними не стояла мнемическая задача.

Каково прикладное значение этого эффекта для обучения?

  1. Определите учебную цель задания — оно для намеренного запоминания (мнемическая задача) или для развития когнитивных навыков (познавательная задача).
  2. Для обсуждения результатов задания поставьте вопрос так, чтобы он на уровне формулировки был связан с целью задания. О неудачном составлении вопросов мы детально рассказали в другой нашей статье.
  3. Не стоит увлекаться сложносоставными инструкциями. Например, на тренинге по деловой переписке не стоит делать такой «замес»: Найдите ошибки в тексте письма клиенту, запомните удачные фразы и определите, какого типа эти ошибки. Проведите два задания: цель первого — запомнить наиболее удачные фразы, а другого — найти и разделить ошибки по разным основаниям.

Эффект №2. Активность

Лучшее запоминание материала наблюдается при выполнении познавательной задачи, опирающейся на содержательные и активные способы обработки материала. В экспериментах Зинченко подтвердил свою гипотезу, что «самым общим и необходимым условием непроизвольного запоминания объекта является наличие какой-либо активности по отношению к нему». (1, с. 165)

Каково прикладное значение этого эффекта для обучения?

  1. Короткие лекции должны быть короткими, не более 15 мин
  2. В ходе заданий надо решать конкретные задачи и проблемы.
  3. Следует моделировать ситуации, где изученное — это информационная основа для действий, обратной связи и самоконтроля.

Эффект №3. Генерация

Лучше запоминается информация, сгенерированная самим человеком, в сравнении с аналогичной информацией, предлагаемой для чтения, просмотра или прослушивания. Зинченко обнаружил, что люди в арифметических задачах намного лучше запоминают числа, придуманные ими же, чем числа, предложенные в готовых примерах.

Генерация информации требует больше умственных усилий, чем чтение или слушание лекций. По мнению многих психологов, усилия способствуют лучшей запоминаемости, так как устанавливается большее число ассоциативных связей, что увеличивает количество «маршрутов доступа» к сгенерированной информации (6).

Современные когнитивные исследования говорят о неоднозначности эффекта генерации. Так в экспериментах психологов университета Восточной Каролины отмечен значимо сниженный эффект генерации для нового, незнакомого материала (5).

Каково прикладное значение этого эффекта для обучения?

  1. Вместо чтения лекции разделите содержание на несколько блоков для 3-4 групп. Попросите каждую группу подготовить выступление с примерами из собственной практики по заданной теме, чтобы другие участники хорошо разобрались с этим материалом. Но не злоупотребляйте этим приемом. Помните, что стратегии запоминания, зависящие от эффекта генерации, будут иметь ограниченную эффективность, когда применяются к совершенно новому материалу.
  2. Создавайте задания на основе эффекта генерации: «заполнить пробелы», разгадать изображения-метафоры, показать сценку с ключевыми идеями модели/теории, создать сканворд, придумать вопросы по пройденной теме и так далее.

Эффект №4. Глубина осмысления

Непроизвольное запоминание зависит от вида умственной задачи. В экспериментах Зинченко испытуемые придумывали к каждому заданному слову новое слово по одному из трех правил:

  • «По связям» — «молоток – гвозди», «шкаф – книга».
  • «По свойствам» — «петух – поет», «дом – деревянный».
  • «По начальной букве» — «мяч – масло».

Наиболее высокие показатели непроизвольного запоминания получены в задаче с придумыванием слов «по связям», хуже всего запоминались слова в задаче придумывания слов «по начальной букве».

Каково прикладное значение этого эффекта для обучения?

  1. Теоретическая модель усваивается лучше, когда она сопоставляется со своим или чужим опытом. Например, в тренинге по разрешению конфликтов часто описывается разница между понятиями «позиция» и «интерес». Но более глубокое осмысление и запоминание происходит через анализ ролевой игры, в которой задействованы разные позиции и интересы сторон.
  2. Определите для себя, достаточно ли вы уделяете времени тому, чтобы участники могли осмыслить материал через задания разной сложности.
  3. Если время ограничено, выбирайте задание с более глубоким осмыслением. Например, разгадывание сканворда, состоящего из ключевых понятий тренинга, может быть увлекательно для некоторых участников, но особой глубины осмысления оно не предполагает.
  4. Оценивайте проверочные или тестовые задания с точки зрения глубины осмысления, если хотите повысить уровень запоминаемости материала. Проверочное задание на выбор верного ответа из 3-4 вариантов требует меньшего осмысления, чем задание на сопоставление «нужных» вопросов с этапами беседы по модели GROW. О составлении тестовых вопросов читайте здесь.

Отдавая дань памяти П.И. Зинченко, приведем напоследок сокращенную цитату из статьи, посвященной 110–летию со дня его рождения: «Спустя многие годы после издания «Непроизвольного запоминания», известные североамериканские когнитивные психологи пошли примерно тем же путем, сделав методический подход Зинченко главным способом проверки теории глубины обработки, в сущности очень близкой к идеям деятельностного подхода к памяти, разработанного Зинченко. Отчасти этот факт признал Роберт Солсо, автор крупной обзорной работы по когнитивной психологии…». (. 3)

В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.

Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!

Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!

 

Список литературы
1. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
2. Зинченко В. П. Память и мышление в работах П. И. Зинченко // Психологические механизмы памяти и ее закономерности в процессе обучения: Материалы первого всесоюзного симпозиума по психологии памяти. Харьков, 1970.
3. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Петр Иванович Зинченко (1903-1969): его жизнь и труды. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2013, №2, с.1-23.
4. Мещеряков Б. Г. Мнемические эффекты П. И. Зинченко// Культурно-историческая психология. 2009. №2. С.3, 6-12.
5. Lutz J., Briggs А., Cain К. An Examination of the Value of the Generation Effect for Learning New Material. The Journal of General Psychology. Volume 130, 2003. P.171-188.
6. McCurdy, Sklenar, Frankenstein, & Leshikar. Theories of the generation effect and the impact of generation constraint: A meta-analytic review. July 2020. Psychonomic Bulletin & Review 27(11), 1139–1165

Психология памяти | Центр талантливой молодежи Джона Хопкинса (CTY)

О курсе

Психология памяти

  • 7-10 классы
  • CTY-уровень
  • ЖИВОЙ

Почему одни вещи запомнить легче, чем другие? Почему у людей совершенно разные воспоминания об одном и том же событии? Почему большинство людей помнят слова Дарта Вейдера: «Люк, я твой отец», хотя на самом деле он говорит: «Нет, я твой отец»? Погрузитесь в эти и другие вопросы, исследуя увлекательный мир памяти.

Узнайте о нейробиологии запоминания, фазах памяти, различных типах памяти и инструментах оценки, которые когнитивные психологи используют для измерения памяти, при рассмотрении одной из самых интересных тем в этой области: сбоев в памяти. Вы также исследуете феномен забывания, ложных воспоминаний и нарушений памяти, таких как антероградная и ретроградная амнезия.

Осень, Зима и Весна Обязательство: 4-5 часов в неделю (1 час занятий, 3-4 часа самостоятельной работы).
Летнее время: 12-15 часов в неделю (3 часа занятий, 9-12 часов самостоятельной работы).

Понедельник, среда и пятница

3 недели

12:00 (ET)

1300 долларов США

Регистрация

По понедельникам, средам и пятницам

3 недели

9:00 (восточноевропейское время)

1300 долларов США

Регистрация

Понедельник, среда и пятница

3 недели

21:00 (ET)

1300 долларов США

Регистрация

По понедельникам, средам и пятницам

3 недели

12:00 (ET)

1 325 долл. США

Регистрация

По понедельникам, средам и пятницам

3 недели

9:00 (ET)

1325 долларов США

Регистрация

Среда

8 недель

19:00 (ET)

1325 долларов США

Регистрация

Тестирование и предварительные условия

  Математика Устный
Требуемый уровень CTY-уровень или CTY-уровень
Проверьте свое право на участие, используя существующие результаты тестов Если у вас нет существующих результатов тестов:

Учащиеся должны получить квалификационные баллы по углубленному тестированию, чтобы иметь право на участие в программах CTY. Если у вас нет квалификационных баллов, у вас есть несколько различных вариантов тестирования. Мы поможем подобрать правильный вариант для вашей ситуации.

Записаться на тестированиеПодробнее

Расходы и финансовая помощь

  • Стоимость обучения
    • Варьируется
  • Плата за подачу заявления
    • Невозмещаемый регистрационный сбор — 15 долларов США (отменяется для заявителей на получение финансовой помощи)
    • Невозмещаемый международный сбор — 20 долларов США (только за пределами США)

Финансовая помощь доступна

Мы стремимся служить всем талантливым молодым людям независимо от финансовых обстоятельств. Финансовая помощь предоставляется в зависимости от потребности.

Подробнее

Материалы курса

Название книги: Лунная прогулка с Эйнштейном: искусство и наука помнить все
Автор: Джошуа Фоер
ISBN: 978-1594202292

Технические требования

900 12 Для этого курса требуется компьютер с высокоскоростным Доступ в Интернет и современный веб-браузер, такой как Chrome или Firefox. Вы должны иметь возможность общаться с преподавателем по электронной почте. Посетите страницу Технические требования и поддержка для получения более подробной информации.

Этот курс использует виртуальный класс для общения преподавателя и студента. Класс работает на стандартных компьютерах с настольным клиентом Zoom, а также на планшетах или портативных устройствах, поддерживающих приложение Zoom Mobile. Записанные встречи можно просматривать только на компьютере с установленным настольным клиентом Zoom. Настольный клиент Zoom и мобильное приложение Zoom можно загрузить бесплатно.

Наши онлайн-курсы по истории и общественным наукам включают изучение экономики, истории и государственного управления США, всемирной истории и психологии. Чтение и письмо лежат в основе всех наших предложений. Курсы для старших школьников охватывают материал, обычно встречающийся на вводных занятиях в колледже, в то время как младшим школьникам нравится изучать всемирную историю и географию. Все курсы проводятся под руководством опытных инструкторов, которые связываются с вами посредством виртуальных собраний и интерактивных обзорных семинаров. Какой бы курс вы ни выбрали, вы получите важные сведения о внутренней работе правительства, мировых цивилизаций, глобальной культуры и человеческого разума.

Tackle AP Macroeconomics

В нашем недавно пересмотренном курсе AP Macroeconomics учащиеся занимаются подготовкой к экзамену AP Macroeconomics интересным и инновационным способом. Этот курс, разработанный с учетом текущих событий, связывает экономические принципы с современным миром, чтобы помочь студентам практически применять концепции, изученные в ходе курса. Благодаря увлекательным дискуссиям со сверстниками, сложным наборам задач и реальным прикладным задачам студенты покинут этот курс хорошо подготовленными к экзамену AP по макроэкономике.

Углубитесь во всемирную историю и географию

В недавно созданных курсах «Подготовка к AP по всемирной истории и географии восточного полушария» и «Подготовка к AP по всемирной истории и географии в западном полушарии» учащиеся изучают увлекательные исторические концепции прошлого с помощью исторического анализа, увлекательных дискуссий и динамические живые сеансы. Учащиеся встречаются со своим преподавателем и сверстниками каждую неделю, чтобы исследовать изменяющие мир события и обсуждать свои мысли друг с другом. Прохождение этих курсов поможет учащимся подготовиться к изучению курсов истории AP.

Познакомьтесь с нашими преподавателями истории и социальных наук

Мне нравится строить отношения со студентами, облегчая их обучение и помогая им лучше понять сложный мир вокруг нас. Использование высокой энергии и энтузиазма в обучении позволяет мне глубоко общаться со своими учениками, получая при этом массу удовольствия!

Алехандро Лосано

Преподаватель истории и социальных наук

Преподавание AP World History: Modern , Я часто поражаюсь тому, как естественно для студентов как из Соединенных Штатов, так и со всего мира встречаться и узнавать о глобальном предмете не только от своего преподавателя, но, что не менее важно, , так много разных студенческих точек зрения!

Тайлер Мейнхарт

Преподаватель истории и социальных наук

Как педагог я считаю, что моя работа заключается в том, чтобы облегчить обучение. С этой целью я всегда стараюсь излагать материал таким образом, чтобы мои студенты могли понять его настолько, насколько это вообще возможно. При этом у студентов появляется желание учиться, потому что они видят, что усилия приносят результаты.

Даниэль Чокка

Преподаватель истории и социальных наук

Понимание памяти: объяснение психологии памяти с помощью фильмов

Об этом курсе

10 845 недавних просмотров

Добро пожаловать на курс Понимание памяти. Кто-то однажды сказал, что память завораживает, потому что иногда мы забываем то, что хотим запомнить, иногда помним то, что хотим забыть, а иногда вспоминаем события, которых никогда не было или никогда не было, так, как мы их помним. Я хочу показать вам, как работает память, почему она иногда дает сбой и что мы можем сделать, чтобы улучшить ее. Основываясь на своей недавней книге «Память и фильмы: чему фильмы могут научить нас о памяти» (MIT Press, 2015), я представлю введение в научные исследования человеческой памяти, сосредоточив внимание на избранной группе тем, пользующихся широкой популярностью.

Гибкие сроки

Гибкие сроки

Сброс сроков в соответствии с вашим графиком.

Совместно используемый сертификат

Совместно используемый сертификат

Получите сертификат по завершении

100% онлайн

100% онлайн

Начните немедленно и учитесь по собственному графику.

Часов на выполнение

Прибл. 8 часов

Доступные языки

Английский

Субтитры: арабские, французские, португальские (европейские), китайские (упрощенные), греческие, итальянские, каталонские, вьетнамские, корейские, немецкие, русские, английские, испанские, венгерские

Навыки, которые вы приобретете

  • Психология
  • Термин (время)
  • Семантика
  • Личное развитие
Гибкие сроки

Гибкие сроки

Сброс сроки в соответствии с вашим графиком.

Совместно используемый сертификат

Совместно используемый сертификат

Получите сертификат по завершении

100% онлайн

100% онлайн

Начните немедленно и учитесь по собственному графику.

Часов на выполнение

Прибл. 8 часов, чтобы закончить

Доступные языки

Английский

Субтитры: арабский, французский, португальский (европейский), китайский (упрощенный), греческий, итальянский, каталонский, вьетнамский, корейский, немецкий, русский, английский, испанский, венгерский

Инструктор

Джон Симон

Почетный профессор

Психология

112,226 Учащиеся

1 Курс

Предлагается

Wesleyan University

Wesleyan University, основанный в 1831 году, представляет собой разнообразное, энергичное сообщество гуманитарных наук, где критическое мышление и практический идеализм идут рука об руку. Благодаря нашей самобытной культуре ученых-преподавателей, творческим программам и приверженности междисциплинарному обучению Уэслиан побуждает студентов исследовать новые идеи и изменять мир. Наши выпускники продолжают лидировать и внедрять инновации в самых разных отраслях, включая правительство, бизнес, развлечения и науку.

Отзывы

4.7

Заполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаНаполовину заполненная звезда 645 отзывов

  • 5 звезд

    78,64%

    900 08
  • 4 звезды

    17%

  • 3 звезды

    3,22%

  • 2 звезды

    0,65 %

  • 1 звезда

    0,46 % ЛОГИЯ ПАМЯТИ ЧЕРЕЗ КИНО Заполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звезда

    by EJun 24, 2020

    Отлично!!! Мне просто понравился этот курс, и я многому научился. Доктор Симон направляет нас в этом курсе, чтобы помочь нам анализировать, делать выводы на протяжении всего интересного, хорошо организованного урока.

Добавить комментарий