О чем говорит рисунок дерева
Главная страница » Методика «Дом-Дерево-Человек» » О чем говорит рисунок дерева
Начинаем интерпретировать рисунок дерева в проективном тесте « Дом-Дерево-Человек », то есть, изучать возможные “ключи” к его интерпретации.
И первое, что нужно выяснить, – это символическое значение рисунка дерева.
Если вы читали мои статьи об истории рисуночного тестирования (к ним я еще вернусь попозже), то знаете, что рисунок дерева изучался многими специалистами, составившими свои интерпретации признаков:
- Э.
- Ж. Шлибе
- П. Бур
- Дж. Бак
- Карл Кох
- Рене Стор
- Е.С. Романова и О.Ф. Потемкина и др.
Но я не придерживаюсь какой-то одной из них.
Например, интерпретация рисунка дерева по Карлу Коху исходит из положений К. Юнга, где дерево рассматривается как символ стоящего человека. Она направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психического развития человека.
В этой интерпретации имеется ряд противоречий (когда один и тот же признак имеет противоположные значения) и используются понятия, которые трудно конкретизировать (например, “недостаточная концентрация”). Кроме того, встречается много общих фраз, которые вообще не дают никакой пользы при работе с рисунком.
Такие недостатки имеются не только в интерпретации рисунка дерева , а и вообще, во многих рисуночных методиках (о чем я уже упоминала). Поэтому все признаки необходимо проверять практикой и осторожно к ним относиться.
Я составила обобщенную схему интерпретации рисунка дерева , исходя из всех имеющихся у меня данных, опираясь на исследования Потемкиной О.Ф. и Романовой Е.С., которые тоже советовали объединять интерпретации К.Коха и Р. Стора, а также привнесли что-то свое. Ее и предлагаю в данном цикле статей.
Начнем с того, что изучим, о чем нам может рассказать рисунок дерева , то есть, о том, что он символизирует в рамках теста « Дом-Дерево-Человек
Дерево считается символом жизненной энергии человека и метафорой его стремлений.
Его изображение отражает жизненную роль автора рисунка, его черты личности и раскрывает конкретные ситуации прошлого, то есть дает богатый материал о “содержании жизни” тестируемого.
На рисунок дерева легче, чем на изображение дома, проецировать неосознанные чувства по отношению к своему “Я”, в том числе негативные, которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне. Вместе с тем, рисунок дерева пробуждает меньше непосредственных ассоциаций, чем рисунок человека.
Как базовый, неосознаваемый автопортрет, рисунок дерева показывает картину развития человека, его обычную чувствительность к внутренним и внешним воздействиям, способы реагирования на них, способность получать удовлетворение от той среды, в которой он живет.
Таким образом, рисунок дерева способствует выявлению индивидуально-типологических особенностей человека.
Продолжение следует…
С уважением, Наталия .
Метки: психодиагностика , психология рисунка , рисуночные тесты
Забор и чердак в рисунке «Дом-Дерево-Человек»
Предыдущая запись
План интерпретации проективного рисунка дерева
Следующая запись
Тест “дерево”1
Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.
Материал: лист бумаги размером 15х10. см; ручка или карандаш. С помощью теста «Дерево» можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.
Инструкция: «Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом».
Интерпретация I («типология рисунков»)
При анализе значительного количества рисунков, выполненных лицами различного пола и возраста (авторами проанализированы более 2000 рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60 лет), удалось выделить несколько устойчивых типов рисования дерева, а также определить ряд конкретных деталей, использование которых в изображении дерева свидетельствует о некоторых индивидуальных различиях людей.
На рис. 1 представлена схема дифференциации изображений дерева.
Тип 1 — «ель». Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, с множеством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность.
Тип 2 — «синтетическое». Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы — это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое выполнение рисунка дерева встречается у лиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречаются у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к философствованию», т. е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый «синтетический когнитивный стиль».
__________________________________________________________________
1 Изучение учащихся при помощи проективных методов. Тест «Дерево» /Серия Психологическая диагностика в школе //Сост. Шумский П.П., Дыгун М.А., Старикова Л.Л. Мозырь, 1998.
Рис. 1. Схема дифференциации изображений дерева
Рис. 2. Разновидности I типа в изображении дерева
Рис. 3. Переход от схемы к детализации в рисунке
На рис. 3 представлен переход от схематического изображения дерева к детализированному.
Тип 3 — «педантичное». Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветка, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерева встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как «аналитический когнитивный стиль». . .
Тип 4 — «зимнее». Для 4-ого типа дерева характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности.
Тип 5 — «пикническое». Для этого типа характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа, о котором упоминалось ранее.
Тип 6 — «эстетическое». Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью эстетической формы, умением передать настроение, эстетическое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики.
Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами, как это показано на рис. 4 и 5.
Тип 7— «пальма», «экзотический тип». Обычно встречается у молодежи; у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму.
Тип 8 — «характерное дерево». Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречаются у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью.
Рис. 4, Разновидности эстетического изображения ели
Рис. 5. Разновидности эстетическою выполнения рисунка дерева
Тип 9 — «сюжетный». Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а Также небо и на нем — солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вниз ветками и т. д.
Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.
Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.
Интерпретация II («психология деталей»)
Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для практического психолога, позволяют правильно построить диалог с ребенком или взрослым, более целенаправленно сформулировать вопросы для уточнения тех или иных черт индивидуальности, а также жизненных обстоятельств.
Какие детали и признаки можно выделить по данным нашего обследования?
Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги.
Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных часты у лиц, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево — чей-то дом. Для таких людей характерно стремлений ухаживать за животными, растениями.
Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к результативности в деятельности.
Рис. 8. Уменьшенное изображение деревьев
Дупло может свидетельствовать о перенесенном хроническом заболевании, либо хирургической операции.
Среди изображений дерева могут быть обнаружены следующие варианты выполнения.
Вместо дерева рисуется пень. Это характерно для человека, часто старающегося ответить на влияние противоположным действием, контрвопросом и др. «Ему дали инструкцию рисовать дерево, а он рисует пень». Можно иногда услышать комментарий: «Я всегда так делаю, вы просите дерево, а я вам пень рисую». Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также, часто — дупло. Такое изображение можно интерпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.
Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о переутомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости (см. рис. 8).
Слишком большие размеры изображения —внутренняя раскованность, свобода.
Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках близнецов, или лиц, у которых родственные связи с братьями и сестрами, даже двоюродными, очень значимы.
Сломанное дерево свидетельствует о сильном потрясении, переживании. Ветка вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности.
дом дерево человек техника
дом дерево человек техникаРеклама
1 из 46
Верхний обрезанный слайд
Скачать для чтения оффлайн
Реклама
Реклама
дом Техника дерева человека
- ДОМ ДЕРЕВО ЧЕЛОВЕК ОЦЕНКА
- СОДЕРЖАНИЕ Разработчик История Введение Цель Диапазон и время Администрация Инструкция Интерпретация Ссылки
- РАЗРАБОТЧИК Дизайн Джона Бака Первоначально основывался на шкале интеллектуальных функционирующий
- ИСТОРИЯ Разработан в 1948 г. Обновлено в 1969 г.
- ВВЕДЕНИЕ (рисование дома, дерева и человека от руки) методика, предназначенная для помощи клиницисту в получении информацию о чувствительности, зрелости и интеграция личности субъекта и взаимодействие этой личности с окружающей средой (как конкретное и общее).
- ДВУХЭТАПНЫЙ ПОДХОД Первая фаза невербальная, творческая, почти полностью неструктурированный; средством выражения является относительно примитивный, рисунок. Второй этап – вербальный, оценочный и более формально структурированный; в ней субъекту предоставляется возможность определять, описывать и интерпретировать объекты нарисованные и их соответствующие среды и связать относительно них.
- Бак включает как качественные, так и количественные измерения
- Проективный тест Неоднозначный Абстрактные или неструктурированные стимулы
- НАЗНАЧЕНИЕ Измерение аспектов личности человека через интерпретация рисунков и ответы на вопросы. Также иногда используется как часть оценки повреждения головного мозга общего неврологического функционирования.
- ДИАПАЗОН И ВРЕМЯ Любой человек в возрасте от трех лет Часто используется с детьми и подростками. На выполнение уходит в среднем 150 минут. интерпретация.
- ОПИСАНИЕ 60 вопросов, изначально разработанных Баком Например, «Это счастливый дом?» и «Что такое дом сделано из?», «Сколько лет этому дереву?» и «Дерево жив?…………(допрос после рисования)
- АДМИНИСТРАЦИЯ Используйте три листа обычной белой бумаги 8,5×11. Первый этап выполняется карандашом. Второй этап ПВТ, испытуемый рисует то же самое рисунки карандашом или ручкой. Снова спрашивает экзаменуемый похожие вопросы по рисункам
- ИНСТРУКЦИЯ Нарисовать дом, дерево и затем человека без любые дополнительные комментарии относительно типа, размера, состояние и тд Нарисуйте хорошую картинку, как хотите, но
- ТОЛКОВАНИЕ Анализ ответов испытуемых и цели рисунков делать выводы о чертах характера и прошлом опыт. Имеет мало эмпирических данных в поддержку его надежность или валидность.
- КАЧЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОД Размещение Ненужная часть пропуск Прижим карандаша Ластик
- РАЗМЕЩЕНИЕ Рисунок вверху показывает фантазию, манию Рисунок на середине показывает нормальность Рисунок внизу показывает углубление Рисунок справа показывает оптимистичный Рисунок слева показывает негативное мышление.
- НЕНУЖНАЯ ЧАСТЬ Отсутствие уверенности Обидчивый Беспокойство
- ДОМ
- 1] Подробнее а] Основы [обычное рисование] Хотя бы одна дверь, одно окно, одна стена, крыша, камин б) Несущественное [например, кусты, цветы, дорожка
- 2] Дымоход Символ тепла, интимных отношений и иногда ассоциируется с фаллическим символом значение. Отсутствие дымохода Недостаток психологической теплоты или конфликты с значимые мужские фигуры Слишком большой чрезмерный акцент на сексуальных проблемах и / или возможных эксгибиционистские тенденции. Курить в большом количестве Внутреннее напряжение
- ДВЕРЬ а] Выше базовой линии, без ступенек Межличностная недоступность б] Отсутствие двери Чрезвычайно трудно обеспечить доступ к другие в] Открыть Сильная потребность получать тепло от внешнего мира г] Очень большой Чрезмерная зависимость от других e] С замком или петлями Защитность
- 4] Забор вокруг дома Потребность в эмоциональной защите 5] Желоба подозрительность 6] Нарисовано на бумаге Базовая домашняя или интимная неуверенность
- 9] КРЫША а] Одномерный [одна линия, соединяющая две стены Отсутствие воображения или эмоциональная ограниченность б) Слишком большой Ищет удовлетворения в фантазиях 10 жалюзи а] закрыто Чрезвычайная защита и уход б] Открыть Способность вносить чувствительные межличностные корректировки
- 11 ]Путь а) очень долго Ограниченная доступность b) Узкий в доме, широкий в конце Внешне дружелюбный 12] Стена [адекватность] Непосредственно связано со степенью силы эго
- 13] Окно [s] а] Отсутствие окна [s] Враждебный или отступающий b] Присутствует на земле, отсутствует на верхнем этаже Разрыв между реальностью и фантазией в] С занавесками Зарезервировано и контролируется г] Голый Поведение в основном резкое и прямолинейное.
- ДЕРЕВО
- Чрезвычайно большое дерево Агрессивные тенденции Крошечное дерево Неполноценность, чувство незначительности Тонкие линии Чувство неполноценности, заразительность Дерево состоит всего из двух строк для ствола и петель корона Импульсивный, изменчивый
- 5] Преувеличенный акцент на туловище Эмоциональная незрелость 6] Преувеличенный акцент на макушке Эмоционально заторможенный, аналитический 7] Преувеличенный акцент на корнях Эмоциональные реакции неглубокие, рассуждения ограничены
- 8] Шрам, Сучок, Сломанная ветвь Связано с травмой, например, несчастным случаем, болезнью, изнасилованием [определение времени по отношению к длине дерева] 9] Нет линии земли, нет корней Подавленные эмоции 10] Затенение, чрезмерно темное или усиленное Враждебная защита или агрессивное поведение
- 12] Тонкие ломаные линии Открытая тревога 13] Узлы Сексуальная символика а) Маленький и простой Сексуальное насилие или первоначальный сексуальный опыт б] Контур усилен Ударное воздействие сильнее
- d] Круги внутри Опыт в прошлом и «исцеление» д] Почерневший Стыд, связанный с опытом е] Большой Озабоченность продолжением рода g] Маленькое животное внутри Амбивалентность в отношении деторождения
- Листья Вырез показывает агрессию Трава Художественные способности Фрукты Семья и дети
- ЛИЦО
- Оружие Используется для изменения или контроля окружающей среды а) Согните грудь Враждебный или подозрительный б) держать за спиной Желание контролировать гнев, межличностное нежелание
- Ноги а] отсутствует Стеснение, возможная кастрационная тревога б] Разница в размерах Смешанные чувства относительно независимости в] Длинный Стремление к автономии г] Короткий Эмоциональная неподвижность
- Ножки Степень межличностной мобильности вдоль Стремление к безопасности или мужественности б] Крошечный Зависимость, притупление чувств в] опущено Отсутствие независимости
- Пальцы а) Длинный и похожий на шип Агрессивный, враждебный б] Заключенный петлей или одним измерением Желание подавить агрессивный порыв
- Головка большой Озабоченность фантазийной жизнью, сосредоточенность на психическом жизнь б] Маленький Обсессивно-компульсивное расстройство, интеллектуальная недостаточность c] Назад к зрителю Параноидальные или шизоидные наклонности
- Рот а) Чрезмерно подчеркнуто Незрелость, орально-агрессивный б) очень большой орально эротика
- Плечи а] Неравный Эмоционально неуравновешенный б] Большой Озабочен осознанной необходимостью сила в) в квадрате Чрезмерно защищенный, враждебный по отношению к другим
- Губы и волосы Сексуальные желания Дизайн платьев Обсессивно-компульсивное Отсутствие ушей Галлюцинация или любая медицинская проблема с ним
- ССЫЛКИ Грот-Марнат, Гэри. Справочник по психологическим Оценка. 3-е издание. Нью-Йорк: Джон Уайли и Сыновья, 1997. Клайн, Пол. Справочник по психологии Тестирование. Нью-Йорк: Рутледж, 1999. Рейнольдс, Сесил Р. Комплексная клиническая психология Том 4: Оценка. Амстердам: Эльзевир, 1998.
- Ричард Ниолон, доктор философии, Чикагская профессиональная школа Психология, весна 2003 г. Техника дома-дерева, переработанное руководство, Джон Бак
- ЛЮБОЙ ВОПРОС
Реклама
Мать-природа расшифрована — The New York Times
Линия за строкой рассказывает о том, как заново открыть утраченные навыки и получить исключительное удовольствие от рисования.
Это пятая серия.
Мать-природа может выглядеть очень хаотично. Когда мы прогуливаемся по саду, каждый цветущий куст может показаться сбивающим с толку взрывом цветов и листьев, каждое дерево — невероятно запутанным клубком ветвей. и листва. Как мы можем рисовать эти переливающиеся зеленью сюжеты, не ослепнув и не сойдя с ума?
Что ж, правда в том, что рисование или изображение реальной сложности букета цветов или клочка леса с точностью — это наблюдательная и эстетическая задача высокого уровня, которую на данный момент мы оставляем художникам. как Анри Фантен-Латур или Густав Климт. Однако мы можем взять один ствол из этого букета и выбрать отдельные деревья из этого леса, чтобы посмотреть на них и найти способ рисовать.
Анри Фантен-Латур, слева; Густав Климт, справа «Розы», слева. «Березовая роща», верно.
Многие люди, которые учатся рисовать, по понятным причинам беспокоятся о правильных пропорциях. Навык пропорционального рисования приходит от большого количества рисунков, а также от сочетания поиска правильных пропорции со всеми другими способами, которыми мы думаем о нашем предмете, когда мы рисуем. В следующем анализе цветка, я думаю, вы увидите, что ответы на фундаментальные вопросы при взгляде на цветок помогают нам. рисовать пропорции растения гораздо легче, чем концентрироваться на каждой части растения по мере того, как мы приближаемся к нему.
Джеймс Макмаллан
Для начала стоит признать, что эта лилия — растущее растение, которое движется вверх, чтобы получить питание от солнца и дождя, и что ее центральный стебель представляет собой прочную колонну, поддерживающую отходящие стебли. листья и цветы.
На первом этапе рисования я определяю направление стеблей и листьев, а также центры лепестков, когда они отгибаются от своей сердцевины. Когда я пишу эти строки, меня поражают две вещи: во-первых, изгибы стеблей и листьев имеют ритмическую связь друг с другом и два, что лепестки образуют почти симметричный «фонтан», когда они вырываются из своего центра.
Решив начать свой рисунок таким образом, я определил приоритет — установление основного направления роста каждого из элементов дает мне более связную картину. фундамент, на котором строится мой рисунок, чем начинать с какой-либо конкретной детали. Это чрезвычайно важное понимание в рисовании — если вы начинаете каждое наблюдение за предметом с решения, что является наиболее важным. к его характеру, вы будете знать, с чего начать рисунок и как продолжить. В случае с горшком, который вы нарисовали, его серия эллипсов, сложенных в центральное ядро, была ключом к его структуре. В этой лилии вы рассматриваете нечто гораздо более органичное и утонченное, но все же с логической структурой.
Джеймс Макмаллан
На втором этапе рисования, используя первые линии в качестве ориентира относительно того, где находятся центры, я решил закончить два лепестка на дальней стороне цветка, потому что их легче всего понять и передать. мне больше контрольные точки для завершения других лепестков. Опять же, используя первые линии в качестве руководства к тому, где находится центр листьев, я рисую извилистые формы листьев, определяя, что является нижней или верхней стороной. сторона листа.
Джеймс Макмаллан
На третьем этапе рисунка я достаточно определил архитектуру растения, чтобы нарисовать детали — толщину различных частей стебля и стеблей, тычинки внутри цветка и нераспустившиеся бутоны. На этом этапе я мог бы продолжать работать над всеми остальными аспектами тени и атмосферы, но вы могли бы сделать это и без меня. Я провел вас через важную часть начального мышления, где Вас могли ввести в заблуждение детали.
Фото A
Джеймс Макмаллан Фото B
Деревья с сотнями тысяч листьев и ветвей, тянущихся во все стороны, представляют собой пугающие объекты для рисования. Но так же, как мы думали о растущем образце лилии, чтобы помочь нам организовать детали в На нашем рисунке мы можем наблюдать в каждом отдельном дереве подсказки относительно того, что заставляет их выглядеть так, как они есть.
Одним из самых полезных ключей является сам лист дерева, потому что его изучение дает нам ощущение большой формы дерева и текстуры, которую создают ветки и группы листьев. я выбрал два деревья со двора вокруг моего дома рассмотреть и нарисовать. Оба они японские клены, один необычный клен с коралловой корой (фото A), второй — более распространенный красный клен с расщепленными листьями (фото B). На фото крупным планом Из листьев вы увидите, что листья кораллового коралла немного более заостренные и вытянуты наружу больше, чем листья красного клена, которые выглядят мягче и загибаются вниз.
Различный характер листьев помогает нам понять общую форму и текстуру каждого дерева. Силуэт коралла остроконечный, с большими углублениями в его массе, повторяющими энергичное выталкивание наружу. энергии листьев и глубоких промежутков между каждым из пяти сегментов листьев. Ощущение цельного красного клена мягче и округлее с меньшим количеством больших зазоров по периметру, как у более широкого, загибающегося вниз лист.
James McMullan
Начните свои рисунки с набросков крупных форм, быстро придавая дереву общий характер колючести (в случае коралловой коры) или округлости и мягкости (в случае красного клена). По мере продвижения чтобы наметить большие массы листьев, продолжайте использовать соответствующий тип линии, зубчатую и направленную вверх для коралловой коры, и круглую и дугообразную вниз для красного клена. Листья коралловой коры на ощупь они расположены вдоль внешних ветвей, образуя длинные, похожие на копья выступы, тогда как листья красного клена кажутся мягкими округлыми комками.
Вместо того, чтобы пытаться рисовать отдельные листья, используйте характерную остроконечную или закругленную линию, чтобы воссоздать всю текстуру дерева. Вы рисуете общий характер дерева, а не визуализацию для садоводства. учебник. Даже когда вы используете группы линий для быстрого создания больших теневых областей, продолжайте думать о видах краев и форм, которые вы видите на этом конкретном дереве. Красный клен, например, обладает своего рода суетливостью. которые вы могли бы отразить, используя линии, которые изгибаются и изгибаются и имеют ощущение направленности вниз. Теневые области коралловой коры могут быть развиты участками угловатых линий, которые движутся вверх и вниз. наружу.
Рисование лилии было более точным наблюдательным упражнением, потому что мы могли рассмотреть относительно простой объект вблизи.