Психологос ру: 1. Работа над собой — Психологос

1. Работа над собой — Психологос

15 февр. 2018 г.

10 000 часов гениальности

Теория Гладуэлла заключается в том, что есть некая закономерность в том, когда Мастер становится Мастером, получает общественное признание и статус «Гения». А именно, при наличии определенного, как говорят летчики, «налета часов». И этот статистически подтвержденный «налет» составляет 10 000 часов практики.

2Подробнее

03 янв. 2017 г.

10 причин отправить сотрудников на Дистанцию

Каждый руководитель хочет, чтобы его сотрудники приходили на работу бодрыми и энергичными, могли выдерживать серьезную нагрузку и задерживаться сверхурочно при необходимости. Всего 3 упражнения Дистанции – и сотрудники будут работать весь день с полной отдачей. А это – дополнительные доходы для всей компании. Во мне сейчас столько бодрости, что к вечеру я совершенно не чувствую усталости.

0Подробнее

27 авг. 2018 г.

100 лучших афоризмов — 100 дней работы над собой

На этапах своего пути вовремя услышанная/прочитанная мудрость тебя поддерживает. Каждый день «принимай», не запивая, по 1 афоризму из того блока, в котором находишься, в котором есть сложность. Через 100 дней ты – другой.

12Подробнее

09 сент. 2014 г.

20 лет в разводе: ничего страшного!

Не так давно родственник мужа из Латвии пригласил приехать к нему в гости в Ригу. Этим летом мы решили его навестить, пообщаться, посмотреть город. Алексей живет в одной квартире со своей бывшей женой Еленой. Прожив семьей 20 лет, еще столько же живут рядом в разводе. Ситуация сразу показалась немного странной.

3Подробнее

14 окт. 2017 г.

33 лучших афоризма на все случаи жизни

«Хорошие афоризмы — горькое лекарство в приятной оболочке, которое лечит, не оскорбляя вкуса» (Вильгельм Швебель).

2Подробнее

20 дек. 2017 г.

5-дневный интенсив по развитию модальностей

Каждый из нас воспринимает информацию через все каналы восприятия, но какой-то чаще всего у большинства – преобладает. Развивать нужно все каналы. Зачем? Наилучшее общение с людьми. Открытие богатства мира и получение настоящего удовольствия от окружающего мира: вы прочувствуете, увидите, услышите то, на что давно не обращали внимание или что всегда проходило мимо вас.

0Подробнее

14 авг. 2018 г.

Ада Лавлейс, или зачем копать вглубь

Удивительная Ада Лавлейс. Первый в мире программист. Она создала описание вычислительной машины и написала к ней программу. И все это она сделала в первой половине XIX века! Был бы жгучий интерес, уважаемые дамы, и тогда всё обязательно случится! Ее именем назвали один из языков программирования.

3Подробнее

07 июл. 2017 г.

Главный секрет от успешных людей

Один из главнейших секретов таков, что победители по жизни активно используют слова, которые возбуждают в них энергию успешности! Хотите знать эти слова и взять их на вооружение? Ценная информация к вашим услугам! Предлагаю сосредоточить ваше внимание на таком волшебном слове от победителей по жизни, как «задача».

13Подробнее

01 янв. 2016 г.

Дистанция – система пошагового развития личности

Почему «Дистанция»? Вы когда-нибудь пробегали на стадионе дистанцию? «На старт… Внимание… Марш!» — и вы полетели вперед.

16Подробнее

01 янв. 2012 г.

Дистанция онлайн

Дистанция – это развитие навыков общения, лидерства, самоорганизации, налаживание отношений в семье, возможность поправить здоровье.

7Подробнее

01 янв. 2012 г.

Женский и мужской подход в работе над собой

Работая над собой стихийным образом, мужчины чаще идут от внешнего к внутреннему, от поведения к чувству. Женщины обычно идут противоположным путем: он внутреннего к внешнему, от чувства к поведению. В тренинговой практике и в смешанной группе, где участники и мужчины, и женщины, обычно используется сочетание обоих подходов.

0Подробнее

23 июл. 2014 г.

Женственность как образ жизни

Если за вами мало ухаживают мужчины, не уступают место, мало восхищаются и мало говорят комплиментов… Если вы не ловите восхищенные взгляды проходящих мимо мужчин… Если в вашем доме давно не было цветов… Если вы считаете, что лучше вас мужчина не сделает и ему нельзя ничего поручить… Если мужчина вам говорит: «Ну что ты со мной все время споришь?!» — это признаки того, что вам срочно нужно вернуть свою женственность…

26Подробнее

01 янв. 2006 г.

Жизненные стратегии

Жизненная стратегия — способ реализации жизненной позиции. Описывая основные жизненные стратегии, легче всего воспользоваться языком метафор: этот язык и глубок, и достаточно точен. Итак, мы все куда-то движемся по жизни, но у каждого свой путь и своя стратегия. Жизненных стратегий множество, и стратегия Выживания и Защиты, к примеру, отличается от стратегии Достижения и Процветания. Однако важнейшие жизненные стратегии определяются главным выбором: выбором жить и двигаться на собственной энергии – или на энергии чьей-то, какой-то внешней для себя энергии.

4Подробнее

01 янв. 2012 г.

Жизнь без обид

Возможна ли жизнь без обид? — Да, вполне. Если вы взрослый, душевно здоровый и воспитанный человек в окружении таких же красивых людей, вам обиды будут не нужны и вы с ними сталкиваться сами не будете. Основа жизни без обид — реалистичные ожидания, склонность к мирному и разумному решению вопросов и контакты не с абы какими, а такими же разумными и воспитанными людьми.

0Подробнее

10 дек. 2018 г.

Жить с напряжением намного интереснее, или Как габитус определяет твое место

Габитус — это любые глубоко впечатанные привычки, которые мы наследуем из детства.

16Подробнее

Воспитание детей — Психологос

12 мая 2014 г.

«Мужчины не плачут» как педагогическое внушение детям

Редко плачут мальчики, которых родители научили в трудной ситуации — действовать. Чаще плачут те дети, которые не знают, что делать. Когда жалеют, хочется плакать и чувствовать себя бедненьким. Женщины любят заботиться о маленьких и несчастных, любят жалеть, но результат такого женского воспитания — девочка, а не мальчик.

39Подробнее

20 июн. 2014 г.

«Онжеребёнок» и «онажемать»

Наблюдал картину. Мальчик лет 7-8 прыгает в бассейн на головы проплывающих дам. Мама сидит рядом и очень радуется такому поведению ребёнка. Сначала дамы выражают неудовольствие, едва успев увернуться от тридцатикилограммовой тушки. Мамаша веселится. – «Онжеребёнок», – объясняет она действия малолетнего хулигана. На пятом или шестом прыжке «бомбочкой» увесистый малыш всё-таки попадает в цель – точно ногами в мозг белокурой девушке.

10Подробнее

01 окт. 2022 г.

10 минут для сына

Один мой друг недавно придумал ритуал, который восстанавливает доверие ребенка. Способствует сближению. И открывает сердце юного создания для помощи от старших. Он договорился с сыном созваниваться каждый день и делиться 2-мя новостями из собственной жизни. Первая новость – о том, чем он из случившегося в этот день гордится. А вторая – о том, что у него ПОКА (на данный момент) не получилось.

2Подробнее

27 янв. 2018 г.

18 советов по воспитанию детей

Чтобы воспитание детей для вас стало процессом приятным, полезным и целесообразным, нужно изначально определиться с конечной точкой воспитания.

1Подробнее

18 апр. 2014 г.

50 вещей, которым я хочу научить своего сына

Задумывались ли вы когда-нибудь действительно серьезно о своих отношениях с детьми? Вот так, чтобы действительно серьезно, а не на бегу, вот сесть и спокойно подумать: «А правильно ли они развиваются? Доволен ли я тем, как мы общаемся? А они? А чему я должен научить своих детей и чему их учу в реальности?» Нет, я не говорю о том, чтобы заниматься самоедством или составлять сложные научные планы «морально-психологической подготовки подрастающего поколения». Нет, пусть этим в школах занимаются. Но некоторую определенность в этот вопрос все же внести стоит. Вот я, например, сел и составил список вещей, которым обязательно должен научить своего сына.

9Подробнее

12 июл. 2019 г.

Автор и Жертва: как об этом рассказывать детям?

Эмоции, с которыми мы живем и даже чувства, которые испытываем — ничто иное как, привычка. Сформировалась она давно, под влиянием родителей, школы, улицы, телевизора, прочитанных книг, услышанных историй…

0Подробнее

03 мар. 2021 г.

Авторитет родителя

За счет чего можно поднять свой статус родителя в глазах детей?

0Подробнее

09 окт. 2021 г.

Активное слушание и синтон-подход

Разбор рекомендаций Ю.Б. Гиппенрейтер

0Подробнее

01 янв. 2009 г.

Борьба ребенка и воспитателя

Воспитание благостное, воспитание совсем без конфликтов и разбирательств с детьми — малореально.  

1Подробнее

15 мар. 2019 г.

Браво, моя дорогая

«Дети любят «делать капризы», и задача взрослого – ни в коем случае не идти на поводу у них и не уступать в этот момент ребенку», — учила меня когда-то директор школы моей дочери. В результате французские дети вежливы и неприхотливы. Но при этом, как ни парадоксально, они довольно открыты и уверены в себе. Закомплексованными их назвать сложно: они спокойно и рассудительно делятся своим мнением со старшими, не стесняясь, выходят на сцену и т. д. Может быть, потому что, несмотря на свою требовательность к поведению ребенка, французы, наоборот, достаточно лояльно относятся к его успехам в школе и в кружках. Родители от души радуются любым достижениям своих детей и, совершенно не стесняясь, могут заявить, что их ребенок – самый лучший.

6Подробнее

29 дек. 2019 г.

В чем смысл детских праздников?

Если не думать, то все детские праздники — это радость и ура. А если задуматься, то как-то все получается по-другому. Задумаемся?

0Подробнее

01 янв. 2006 г.

Ваш ребенок вас ослушался. Что с ним делать?

Конечно, наши дети слушаются нас не всегда. Когда-то это бывает случайно, иногда — намеренно. Как на это реагировать? 

10Подробнее

22 апр. 2020 г.

Верить ли эмоциям наших детей?

Любая нормальная мама переживает, когда ребенок расстроился и плачет… Ну и зря. Будьте повнимательнее к детям, и вы обнаружите — дети своими эмоциями владеют и изобразят вам все что угодно, чтобы получить от вас то, что хочется.

0Подробнее

21 мар. 2014 г.

Вещи детей – чья собственность?

Дети часть выясняют: «Чья это собственность?» – эта кукла, этот пистолет или эта шоколадка. Это – драки.

28Подробнее

01 окт. 2022 г.

Видеть лучшее в себе и детях

Из разговора на молочной кухне: «А что, мои мальчишки приходили уже? — Да, они сегодня рано приходили, все взяли! — Ну, сейчас я им устрою, что меня не предупредили!». Как это понятно: маме пришлось проделать лишнюю дорогу, возможно, кому-то могло показаться, что она не в курсе того, что происходит в семье. А может быть (и нередко такое случается), ей захотелось показать свою «крутость» — «меня лучше не сердить, я легко могу устроить разнос!».

0Подробнее

Мифопоэтика космоса в романах Юрия Рытхеу

Для цитирования:

Жулева А.С. Мифопоэтика космоса в романах Юрия Рытхеу. Studia Litterarum , 2018, том. 3, № 3, стр. 208–231. (на рус.) DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-3-208-231

Автор: Альбина Сергеевна Жулева
Информация об авторе:

Жулева Альбина Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института им. А.М. Горького Институт мировой литературы РАН, Поварская, 25 а, 121069Москва, Россия.

Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Получено: 27 июня 2018 г.
Опубликовано: 25 сентября 2018 г.
Выпуск: 2018 Том. 3, №3
Отдел: Литература народов России и сопредельных стран
страницы: 208-231
ДОИ:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-3-208-231

УДК: 821.131.1.0
ББК: 83,3(2=753,1)6
Ключевые слова: чукотская литература, Юрий Рытхеу, романы, восприятие, автобиография, пространство, мифологическая поэтика, архетипы, оппозиция, повесть, национальный образ

Abstract

В статье исследуется мифопоэтическая основа пространственной образности в романах чукотского писателя Юрия Рытхеу. Раскрывается специфика мировоззрения автора и его героев, а также эволюция творчества писателя. Автор доказывает, что мифологическая репрезентация пространства в романах Рытхеу следует таким общим принципам мифогенеза, как антропоморфизм, «закон участия» (причастие), поздний анимизм (Леви-Брюль). Рытхеу проецировал традиционные мифологические пространственные формы и образы на поэтику текста с помощью мифологем и архетипических бинарностей (верх-низ, друг-чужой, близко-далеко, жизнь-смерть). Анализ двух его романов, написанных с разрывом в сорок лет, — «Айвангу» и «В зеркале забвения» — выявляет два разных подхода к пространственным субстратам. В первом романе (1964), преобладает «реальное» пространство в виде завуалированного романного сеттинга и мифологизма образов. Второй роман, написанный в 1990-е годы, годы временной эмиграции Рытхеу в Европу (Дания, Германия), испытывает влияние постмодернизма и неомифологизма. В этом романе таинственное, многогранное пространство становится значимым объектом изображения, показанным с разных точек зрения.

Список литературы

1 Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика [Избранные произведения: Семиотика. Поэтика], пер. с французского, Москва, Изд-во Прогресс, 1994. 616 с. (на рус.)

2 Бахтин М.М. Тетралогия [Тетралогия]. Москва: Лабиринт, 1998. 607 с. (на рус.)

3 Бахтин М.М. Эпос и роман [Эпос и роман]. СПб.: Азбука, 2000. 300 с. (на рус.)

4 Богораз В.Г. чукчи. Религия [Чукчи. Религия], Авторизованный пер. с английского. Ленинград: Изд-во Главсевморпути, 1939. 216 с.

5 Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. Москва, Изд-во Академ. Издательство «Проект», 1995. 480 с. (на рус.)

6 Гей Н.К. Категория художественности и метахудожественности в литературе. Литературоведение как проблема. Труды научного совета науки о литературе в контексте науки о культуре Литературоведение как проблема. Труды ученого совета по литературоведению в контексте культурологии. Памяти Александра Викторовича Михайлова посвящается. Москва: Наследие, 2001. С. 280–301. (на русск.)

7 Европейские судьбы концепции культуры (Россия, Германия, Франция. Аглоязычный мир). М.: ИМЛИ РАН, 2011. С. 374. стр.

8 Кармин А. С. Культурология // СПб.: Питер, 2001. 926 с. к логосу. М.: Мысль, 1972. 312 с.

10 Кофман А. Ф. Латиноамериканский художественный образ мира.97. 320 с.

11 Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. Москва: Педагогика-Пресс, 1999. 608 с.

12 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. Аристотель и поздние классики. М.: Искусство, 1975. 776 с. (на рус.)

13 Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя. Лотман Ю.М. О русской литературе. Санкт-Петербург, Издательство «Искусство», 1997. 848 с.

14 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. с французского. СПб.: Ювента: Наука, 1999. 602 с. (на рус.)

15 Пошатаева А.В. Литература народов Севера (Истоки. Становление. Развитие). Москва: Наука, 1988. 168 с. (на рус.)

16 Рытеу Ю.В. Айвангу. Роман [Айвангу. Роман]. Рытеу Ю. С. Голубые пески. Роман и повесть [Синие песцы. Роман и повесть]. Москва, сов. Россия, 1976, стр. 3–263. (на рус.)

17 Рытеу Ю.С. В зеркале забвения. Роман [В зеркале забвения. Роман]. СПб.: Изд-во журнала «Звезда», 2001. 400 с. (на рус.)

18 Семушкин Т. Чукотка. Повести [Чукотка. История]. М.: Художественная литература, 1967. 391 с. (на рус.)

19 Тайлор Э.Б. Первобытная культура, пер. с английского. М.: Политиздат, 1989. 573 с. (на рус.)

20 Топоров В.Н. Пространство и текст. Топоров В.Н. Семантика и структура. Москва, Художественная литература, 19.83, стр. 227–284. (на рус.)

21 Флоренский П.А. Сочинения: в 4 ст. [Сочинения: в 4 т.]. Москва : Мысль, 1999, т. 1, с. 3 (2), стр. 3–170. (на рус.)

22 Фрезер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1980. 832 с.

23 Фуко М. Порядок дискурса. Воля кистине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работа разных лет Воля к истине: за пределами знания, силы и сексуальности. Произведения разных лет]. Москва, издательство «Касталь», 1996. 448 с. (In Russ.)

24 Фуко М. Другие пространства. Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. Москва: Праксис, 2006. Гл. 3, стр. 191–204. (In Russ.)

25 Хайдеггер М. Бытие и время, пер. с немецкого. Харьков: Фолио, 2003. 503 с. (на рус.)

26 Шпенглер О. Закят Европы. Очерки морфологии мировой истории. Очерки морфологии всемирной истории. Москва, издательство Мысль, 1999. 620 с. (на рус.)

27 Юнг К.Г. Психологические типы. с немецкого. Минск: ООО «Попурри», 1998. 656 с.

Современное якутское кино: логос, этос, пафос

Абстракция

Статья посвящена вопросам развития регионального кинематографа как способа трансляции общечеловеческих и этноспецифических культурных ценностей. Автор считает, что развитие регионального кинематографа в России отражает существующее противоречие между тенденциями глобализации культуры, с одной стороны, и стремлением народов и регионов сохранить свою идентичность, с другой, противопоставить уникальность аутентичной культурной ойкумены универсальные стандарты глобальной цивилизации. Предметом анализа является художественная «картина мира» якутского кинематографа, обращенная к духовным традициям народа и поиску отчужденных от этих традиций экзистенциальных оснований существования современного человека. Автор рассматривает кинотекст как особую знаковую систему, наделенную смыслом, которую можно понять и воспринять за счет декодирования организующих ее элементов.

На основе проведенного анализа сделан вывод о значении экранной культуры и художественной коммуникации в формировании общественного сознания. Особое видение, присущее кинематографу, не только отражает существующий мир в его видимых и скрытых деталях и образах, но и само видение, приобретая форму законченного высказывания и задавая оптике зрительского восприятия актуальные культурные смыслы, становится способом конструирования социальной реальности.

Ключевые слова: Художественная «картина мира», современное якутское кино

Введение

Кино в современном обществе является одним из самых популярных и современных видов искусства, а Дни национального или регионального кино, которые проводятся на регулярной основе, становятся наиболее распространенным и доступным способом межкультурного взаимодействия. Целостное изложение художественного материала, встречи с режиссерами, актерами и продюсерами, лекции кинокритиков и обсуждение фильмов дают возможность зрителю открыть вселенную иной культуры, ощутить ее уникальность и специфику, сделать восприятие богаче и объемнее.

внешнего мира.

Экранная культура играет сегодня главенствующую роль в формировании и распространении ценностей и смыслов, оказывает заметное влияние на преобразования, происходящие в сфере творчества, образования, досуга. Кино выявляет и запечатлевает зоны душевного неблагополучия, оно «создает пространство, обладающее особым свойством, которое, скажем так: не автором, а через автора выражает такое противоречие, разрешить которое сам художник не в состоянии ( Аронсон, 1998). Отражая реальность, кинематографические образы, вышедшие на экран, становятся поводом для обсуждения, общественного обсуждения и, следовательно, важным «элементом социальной реальности» (Желтикова, Грибакина, 2018). Вот почему имена выдающихся кинорежиссеров и снятых ими фильмов так ярко и глубоко изображают эпоху, выражая ее нравственные искания, потери и приобретения.

Специалисты подчеркивают нравственно-эстетическое значение художественного общения, поскольку общение творца и зрителя приобщает последнего к важнейшим общественно-политическим и духовным ценностям через сферу искусства, определяя «формы и степень актуализации гуманизирующего начала культуры как система» (Черникова, 1998).

Постановка проблемы

Развитие регионального кинематографа в России отражает существующее противоречие между тенденциями глобализации культуры, с одной стороны, и стремлением народов и регионов сохранить свою идентичность, с другой, противопоставить самобытность аутентичной культурной ойкумены, с другой. универсальные стандарты глобальной цивилизации. Современное кино не только внимательно изучает происхождение этнических культур, оно во многом реконструирует их и возвращает зрителю, поскольку «именно экран является сегодня преобладающим способом трансляции культурных продуктов, формирующих идентичность, ценности и смыслы через различные виды общения» (Кочеляева, 2017).

В последнее десятилетие вышли фильмы Федорченко («Желтые молоты», «Небесные жены луговых мари»), Стреляной («Море»), Давыдова («Чучело»), Новиковой («Царь-птица»), Бурнашева («Птица-царь»). Черный снег»), Юрьева («Китобой») стали убедительными образцами художественных исканий традиционных культур народов России. Благодаря работам талантливых кинематографистов культурное многообразие современного мира приобретает зримые черты и, воплощаясь в художественном произведении, проявляет поиск общечеловеческих ценностей и в то же время этноспецифического языка их представления.

О визуальной репрезентации этнокультурных общностей севера в кинематографе пишут многие современные исследователи (Головнев, Головнева, 2019; Лавренова, 2019; Перевалова, 2018). Они отмечают примат пространства над человеком как особенность северных широт, анализируют образы дороги, мотив преодоления пространства в контексте культурного ландшафта северных территорий и показывают роль и значение этих территорий в «дискурс национальных идентичностей» (Harvey & Knox, 2015; Лавренова, 2020).

Исследовательские вопросы

Особое место в этом ряду занимает новое якутское кино – оно ярко и неожиданно вышло на российские и мировые экраны. Совсем недавно, в 1992 году, была создана государственная национальная кинокомпания «Сахафильм», в 2012 году – объединение независимых кинематографистов «Саха Синемаклуб». И всего за несколько лет, в 2016-2020 гг., якутские игровые фильмы с блестящим триумфом завоевали престижные российские и международные фестивали в Якутске, Ханты-Мансийске, Чебоксарах, Выборге, Москве, Гонконге, Берлине, Торонто, Сеуле, Монреале.

Феномен такого стремительного взлета объясняется богатым культурным потенциалом и особым «монтажным видением» народа, традициями былинного повествования, требующими визуализации, вечным противостоянием человека и природы в суровых условиях холодного и пустынного космоса.

Большой экран стал для якутских кинематографистов возможностью вести открытый диалог с российским и зарубежным зрителем. «Я пытаюсь рассказать о своей культуре. Мы, как коренные меньшинства, еще не высказались в полный голос. Нас об этом никто никогда не просил», – отмечает режиссер Т. Эверстова, чей дебютный игровой фильм «Ее дочка» получил Гран-при и диплом Гильдии кинокритиков России на XXIV фестивале «Окно в Европу» в 2016.

Среди призеров Международных фестивалей – фильмы Давыдова «Чучело», Новиковой «Царь-птица», Бурнашева «Черный снег».

Предметом исследования в данной статье стали упомянутые выше фильмы якутских кинематографистов, представленная в них система образов и мотивов, а также художественно-изобразительные средства.

Цель исследования

Цель исследования — выявление ценностной парадигмы якутского кино, определение семантических координат художественной картины мира и специфики изобразительно-выразительного языка ее изображения.

Методы исследования

Автор статей опирается на структурно-семиотический метод, позволяющий рассматривать кинотекст как особую знаковую систему, наделенную смыслом, которую можно понять и воспринять путем декодирования организующих ее элементов. В рамках этого метода фильм понимается как способ авторского высказывания, требующий от зрителя умения интерпретировать образы, декодировать систему знаков, символов и кодов, чтобы в конечном итоге воспринять содержание, заложенное в произведении (Аронсон, 19).98; Барт, 2004 г.; Меттс, 2013).

Находки

Природа и человек в традиционной культуре связаны мощной корневой системой: природа-универсум определяет образ жизни и род деятельности людей, их мифологические представления и черты национального характера.

Одним словом, «тип местной природы, человеческий характер и национальный менталитет находятся во взаимном соответствии и взаимодополнении» (Гачев, 1995).

Бескрайность и безлюдность заснеженной тундры многое определяют в эстетике якутского кино: мотив дороги – движение («Черный снег»), одиночество человека в мире, концепция дома – защита от беспощадной стихии холод и идея примыкания дома к окружающему миру («Королевская птица»). Юрта хранит тепло очага, амулет охраняет юрту и ее хозяев, домашние животные живут бок о бок с людьми за перегородкой, к дому присоединяется царь-птица – орел, у которого не хватило сил улететь с сородичами и должны были зимовать вблизи человеческого жилья. Повседневная, тяжелая, но ясная жизнь двух пожилых людей в отдаленном улусе вписана в вечный круговорот повседневности и бытия и пронизана космогоническими представлениями об устройстве мироздания. Здесь Король-птица выступает вестником сакрального мира и требует от человека скрупулезного исполнения ритуала.

Ритуал занимает огромное место в традиционной жизни аухтонного народа, однако, по мнению исследователей, понимание его смысла не менее важно и для современного человека. По мнению английского антрополога Тернера, «ритуал и его символика являются не просто эпифеноменами или камуфляжем более глубоких социальных и психологических процессов, они имеют онтологическую ценность, имеющую отношение к состоянию человека как развивающегося вида, эволюция которого происходит в основном за счет к культурным новшествам… Расшифровка ритуальных форм и раскрытие происхождения символических действий могут оказаться более полезными для нашего культурного роста, чем мы предполагали ранее» (Тернер, 1983).

Ритуальные действия, повторяющиеся из века в век, придают устойчивость и смысл повседневной жизни людей, могут исцелять от душевных болезней и травм («Чучело»). Чискийрай – главная героиня Романовой – мудрая женщина, знахарь по прозвищу «Чучело» – совершает таинственные обряды (с помощью монтажного косяка режиссер оставляет их за кадром), которые чудесным образом помогают односельчанам, но крайне утомительны для ей. Страшила как бы существует на границе миров, населенных духами и людьми, и это пограничье болезненно для нее не только физически, но и душевно. Существующий мир устремился вперед (признаки современной жизни отмечены в фильме скупыми линиями), но Страшила – носительница традиционных знаний и уникального природного дара – балансирует на грани времени и пространства, пытаясь заглушить ее. запустение и скрытая от зрителей трагедия ее ушедшей жизни, которая находится за кадром. Ее одиночество неизбежно (односельчане, за немногими исключениями, относятся к ней с необъяснимым презрением и неприязнью), ее дом находится в запустении и неудобстве. Ее жертва – ее добровольный выбор и острая кульминация фильма. Спасая тяжелобольную девушку, долго болевшую, Страшила восстанавливает ей здоровье ценой собственной жизни, этой жертвой искупив тяжкое бремя прошлого и признав обманчивые надежды на будущее.

Мотив одиночества человека среди чуждого и враждебного мира, повторяющийся в разных вариациях (инаковость, необычность, насмешливость, надвигающаяся обреченность) — мотив якутского кино. Авторы фильмов «Огонь в снегу» (Давыдов), «Солнце надо мной не заходит» (Борисова), «Мотылек» и «Рыбак» (Семенов), «Чучело» (Давыдов), «Черный снег» (Бурнашев) приглашают к прямому и жесткому разговору об онтологических и экзистенциальных проблемах современного человека, не увлекаясь при этом этнической экзотикой или эстетической изощренностью. Их задача — «не украшать реальность, а уметь видеть ее, фиксируя повседневную жизнь и одновременно пытаясь разглядеть за наблюдаемой реальностью невидимую реальность фольклора, культуры, истории» (Карташов, 2020).

С этим связана особая эстетика правды и естественности, достигаемая не только операторской и натурной съемкой, аутентичными реалиями быта (одежда, посуда, жилище), но и аутентичностью рассказываемых историй и участием актеров – непрофессионалов, обеспечивающих высокая степень искренности и безыскусственности художественного выражения. Одним из таких актеров является 73-летний С. Петров – бывший водитель и артист национального театра, дебютировавший в фильме Новиковой «Царь-птица» в 2018 году, а через год снялся в полнометражном фильме Борисовой «Солнце». надо мной не садится» по сценарию, написанному специально для него и отразившему трагедию его жизни (Эверестова, 2021). Чувство жизненной уверенности является необходимым условием доверия аудитории к авторскому высказыванию в рамках художественной коммуникации.

Попрание традиций, нарушение норм и правил поведения, завещанных предками, оборачивается для личности трагедией. Фильм Бурнашева «Черный снег» — это, по сути, притча (с жанровыми признаками социальной драмы и ужаса) о заблудшем, выпавшем из рода и своенравном человеке. Долгая заснеженная дорога среди бескрайних и заснеженных далей — главная метафора произведения — и не только потому, что главный герой — дальнобойщик, но и потому, что его эгоизм, жажда наживы любой ценой, пренебрежительное отношение к ближнему односельчане, неуважение к отцу еще больше уводят его от незыблемых принципов общинной жизни. Несчастье, постигшее его в дороге, есть неизбежное возмездие и вместе с тем отправная точка на пути к самому себе в поисках утраченных истин и смыслов.

Цвет — очень важный элемент художественной выразительности в кино. Белый снег привычн для якутов, он покрывает землю большую часть года, его чистота и глубина — метафора естественной, подлинной, суровой жизни. И именно белая краска является основной. «Хара Хаар» («Черный снег») – название фильма Бурнашева – означает трагическое противопоставление естественного и противоестественного порядка вещей, подчеркивает авторское повествование, завершает притчу.

Метафора времени — измененный цвет лент, украшавших ветви священного дерева — лиственницы — в фильме «Царь-птица». Седела безлистная лиственница, тускнели краски лент, время тоже было не щадящее героев — они состарились, похоронили сына, однако свою судьбу приняли без ропота и упреков, которая удостоила их неожиданной неожиданностью. встреча с Королем-птицей.

Звук национальных инструментов – еще один значимый элемент в структуре кинотекста, который задает тон и ритм общению создателей фильма и зрителей, определенным образом настраивает характер восприятия происходящего на экране.

Заключение

Разнообразие наций, языков и культур, существующих в России, дает современному кинематографу возможность «уловить последние паутины уходящих традиций», уловить архетипические образы коллективного бессознательного и сохранить их как художественный документ уходящей эпохи в виде уникального фрагмента культурного ландшафта.

Богатство художественных и технических средств делает искусство кино одним из самых реалистичных и в то же время способных воспроизводить «воображаемые, не существующие в реальности объекты, очень часто посредством построения фантомов реальности, находящихся в непосредственном контакте со сферами изобразительного и символический» (Желтикова, Грибакина, 2018). Способом конструирования становится особое видение, присущее кинематографу, не только отражающее существующий мир в его видимых и скрытых от глаз деталях и образах, но и само приобретающее форму законченного высказывания и задающее оптику зрительского восприятия актуальных культурных смыслов. социальная реальность.

Создатели нового якутского кино, опираясь на этико-мифопоэтические традиции народа, с большим доверием к зрителю обсуждают экзистенциальные основы человека, оторванного от этих традиций.

Мы считаем, что усилия якутского кинематографа находятся в русле широкого контекста поиска универсальных ментальных основ существования современного общества и придают глубокое и достоверное звучание художественному диалогу культур.

Ссылки

  • Аронсон, О. (1998). Пазолини: «Сопротивление имиджу». http://kinoart.ru/archive/1998/08/n8-article20

  • Барт, Р. (2004). Империя знаков. Праксис.

  • Черникова В.Е. (1998). Художественная коммуникация как объект философского исследования (на материале зарубежных теорий ХХ века). [Докторская диссертация]. 0006

  • Эверестова Т. (2021). Новое якутское кино в 12 фильмах. https://kinoart.ru/cards/novoe-yakutskoe-kino-v-12-filmah

  • Гачев Г. (1995). Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. [Космо-психолого-национальные образы мира] Издательская группа «Прогресс» – «Культура», 6.

  • Головнев И.А., Головнева Е.В. В. (2019). Визуальные репрезентации этнокультурных сообществ севера в этнографическом кино: исторический и современный ракурс. Человек в мире культуры: проблемы науки и образования (XIV Колосницынские чтения) (с. 54 – 58). Изд-во Уральского университета.

  • Харви, П., и Нокс, Х. (2015). Дороги. Антропология инфраструктуры и опыта. Издательство Корнельского университета.

  • Карташов А. (2020). Тонкое место: обнаженная жизнь якутского Пугала, как у Балабанова. https://kinoart.ru/reviews/tonkoe-mesto-obnazhennaya-zhizn-yakutskogo-pugala-kak-u-balabanova

  • Кочеляева Н. А. (2017). Экология экранной культуры и современный российский кинематограф. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова. Серия: Экономика. Социология. Культурология, 2(06), 48, стр.

  • Лавренова О. А. (2020). Профессиональное документальное кино и «народное» видео о бездорожье Севера в контексте культурного ландшафта. Наука телевидения, 16(2), 129 – 158.

  • Лавренова О. (2019). Пространства и смыслы: семантика культурного ландшафта. Спрингер, Чам.

  • Меттс, К. (2013). Воображаемое означающее. Психоанализ и кино [Воображаемое означающее.

Добавить комментарий