Психосоматический симптом в практике психолога //Психологическая газета
Термин «психосоматика» появился в 1818 году, его предложил немецкий врач Иоганн-Христиан Хейнрот. Он называет психосоматическими все те соматические феномены, возникновение которых связано с эмоциональными факторами, с психоэмоциональными изменениями в организации психической деятельности человека.
В 1922 году Карл Якоби ввел термин «сомато-психический» — в противоположность «психосоматическому», чтобы подчеркнуть доминирование телесного, возникновение нервно-психических заболеваний.
Сегодня мы уже говорим о психосоматических циклах, когда психологическая провокация вызывает изменения физиологических систем, физиологическая провокация влечет за собой психологические изменения.
В 1945 году А.Р. Лурия написал в своей монографии «Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания», что «по существу вся медицина является психосоматической».
Психосоматическое направление в медицине и в клинической психологии достаточно быстро выделилось в самостоятельную область медицины. В Германии это самостоятельная медицинская специальность, ею занимаются не психологи, а врачи.
Эта специальность имеет свою терминологию, свой понятийно-концептуальный аппарат, свою методологию. Она использует свои методы для лечения определенных состояний, симптомов. Здесь мы должны снова разделять органические симптомы и психосоматические симптомы.
Врач-физиолог Петр Кузьмич Анохин сформулировал вопрос, который актуален и сейчас: «Почему биологически целесообразный аппарат эмоций оказывает такое разрушительное воздействие на психические и соматические функции человека?» Ведь природа создала человека достаточно рационально, и каждый элемент психической жизни имеет своё предназначение и вписывается в общую адаптационную деятельность.
Светлана Леонидовна Соловьева
номинант
по итогам 2021 года
Психосоматический симптом в практике психолога
ПодробнееСуществует две точки зрения на вопрос, сформулированный П.К. Анохиным.
Франц Александер, основоположник научной психосоматики (монография «Психосоматическая медицина») раскрывает психологическую феноменологию разных психосоматических заболеваний. Его точка зрения заключается в том, что разрушают не любые эмоции, а не выраженные во внешнем поведении, «заблокированные». Можно привести слова
Юрий Михайлович Губачев, основоположник петербургской школы психосоматики, говорит о том, что разрушают не любые эмоции, а чрезмерно интенсивные и/или продолжительные.
Как сегодня мы диагностируем психосоматические симптомы? Существуют негативный и позитивный подходы.
Однако несколько лет назад начался переход к позитивной диагностике психосоматического страдания…
Узнать подробнее о переходе к позитивному подходу можно из видеозаписи лекции профессора кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, доктора психологических наук,
Что такое психосоматика? — Телеканал «Наука»
Срочная новость
Открывается прием заявок на конкурс «Снимай науку!»
Открывается прием заявок на конкурс «Снимай науку!»
Кандидат психологических наук рассказывает о том, что такое стресс и враждебность и как они отражаются на нашем организме
Расхожая мудрость гласит, что если и не все, то, по крайней мере, многие болезни у нас от нервов. Как на самом деле устроена психика человека? Что в нашем организме движет чем? Как избавиться от стресса и нужно ли от него избавляться? На эти вопросы попытался ответить гость передачи «Вопрос науки», кандидат психологических наук, заведующий отделом медицинской психологии Центра психического здоровья, Сергей Николаевич Ениколопов.
Сам термин «психосоматика» был предложен в 1918 году. К началу века сформировалась идея была довлеющей. Эта идея была связана во многом с такой фигурой, как Зигмунд Фрейд, и заключалась в том, что если мы не проявляем вовне наши внутренние потребности, эмоции, то они находят свой выход в заболеваниях. Это идея конверсии, то есть превращение чего-то во что-то. В 1930-е годы было два разных подхода. Один, опирающийся на Фрейда, более теоретический, концептуальный. А второй – эмпирический, приверженцем которого была Ф.Данбар.
Она осматривала больных при помощи тех же психологических методик и выяснила, что главная характеристика заболеваний — агрессия. Когда человек свою агрессию не выплёскивает, (а он не может этого так просто сделать, потому что существует куча социальных запретов), то у него проявляются различные физические заболевания. Уже тогда наблюдался некий набор болезней — артериальная гипертония, колит язвенный и 12-и перстной кишки, астма — которые представляли собой психосоматику.
В 1960-е годы появился другой термин: поведение типа А. Этот тип был выделен на базе исследований вегето-сосудистых заболеваний. В первую очередь, было показано, что люди, которые обладают мотивацией достижения, хотят быть первыми и очень активны, чаще страдают от инсультов. Когда исследования были опубликованы, то огромное количество начальников, прочитавших и узнавших про это, стали говорить своим подчинённым: «Вы хотите, чтобы я на ваших глазах получил инфаркт или инсульт?!» В то же время были разработаны различные программы, например, по управлению гневом. Потом выяснилось, что под поведение типа А подходит много людей, но далеко не у всех проявляются инфаркты, инсульты и сердечно-сосудистые заболевания… Стали более подробно изучать и выяснили, что есть еще поведение типа Б — расслабленные люди, которые могут спокойно на все реагировать. Появились и смешанные типы, которые не сравнивают себя с другими, не переживают, когда терпят неудачи, но стремятся к успеху.
Часто у людей в детстве наблюдается тип поведения Б, но окружающая среда готовит их к жизни типа А, потому что кажется, что перфекционисты более успешны. В итоге оказалось, что эти модели не очень хорошо работают и тогда произошел скачок в исследованиях агрессии. Ученые стали выделять агрессию как тип поведения, а враждебность как когнитивную структуру. Были эксперименты, когда людей с повышенной враждебностью помещали в комнату — в отличие от условно нормальных людей, они видели в комнате больше угрожающих стимулов. Жить с враждебностью к миру даже опаснее, чем с агрессией. Потому что когда человек воспринимает окружающую действительность таким образом, то существует большая вероятность того, что он будет пытаться от нее избавиться. К тому же, за последние 20 лет выяснилось, что враждебность коррелирует с большим количеством заболеваний.
Агрессия – это индикатор неблагополучия. Субъективного, объективного, физического или психического – какого угодно! Если мне что-то угрожает, то лучше всего уничтожить объект угрозы. Когда объект непонятен, то агрессия растёт в виде раздражительности, внешних проявлений, но в какой момент она выплеснется – неясно.
Стресс это реакция организма на неблагополучные воздействия. Именно поэтому, когда проводятся исследования заболеваний во время войны, выясняется, что несмотря на все условия, в состоянии стресса простуд практически нет. Эпидемии – только к концу войны. В состоянии стресса организм начинает сопротивляться. Есть масса исследований, которые доказывают, что человек в ситуации угрозы может взбежать по вертикальной стене. Я даже видел таких людей. Но не дай бог ему в этом состоянии находиться долго. Проводились эксперименты, когда люди могли порвать стропы парашюта голыми руками! Но многие из них погибали и потом оказывалось, что выброс гормонов, адреналина и прочего, просто разрушал стенки желудка. Настолько сильно они были поражены этим стрессом.
На волне исследования поведения типа А возникла теория о том, что психосоматикой можно управлять так, чтобы она работала в положительном ключе. Человек должен уметь расслабляться, сдерживать свой гнев. Сейчас продолжается поиск таких метотодик по преодолению враждебности. Ученые стали использовать когнитивно-бихивериальную терапию. Но остается вопрос мировоззрения и идеологии, которая настраивает человека на то, что все вокруг враги. В странах, где нет такой идеологической направленности, есть сильная рыночная конкуренция. Жизнерадостность конкурента раздражает не меньше, чем оскал врага.
На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации
Расскажите друзьям
- Космическая гонка
- Раскопки
- Наука против природы
- Устройство человека
- Устройство человека
Shutterstock
Психологи определили возраст, после которого почти невозможно изменить способ мышления
НАСА «взломало» «Вояджер», чтобы спасти зонд от гибели в межзвездном пространстве
Midjourney
Что умеет нейросеть и как с ней работать
Shutterstock
Исследование: почему люди продолжают вредные привычки, несмотря на последствия?
Шаровое звездное скопление Terzan 2 — в таких объектах много звезд с низким содержанием металлов
ESA/Hubble & NASA, R. Cohen
Астрофизики выяснили: Вселенная становится все менее пригодной для жизни
Хотите быть в курсе последних событий в науке?
Оставьте ваш email и подпишитесь на нашу рассылку
Ваш e-mail
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Клиническая программа| Психологические и мозговые науки
кандидат наук Программа клинической психологии
Обратите внимание, что справочники для выпускников и клинические справочники содержат много информации о клинической программе и должны быть прочитаны полностью.
О программе
Созданная в 1947 году и аккредитованная АПА с 1948 года программа докторантуры по клинической психологии в Бостонском университете имеет долгую и выдающуюся историю. Являясь частью Департамента психологии и наук о мозге, программа направлена на поиск научно обоснованного подхода к психологии. Модель ученого-клинициста служит основой нашей программы обучения, которая готовит выпускников к широкому спектру карьеры в академических, медицинских и прикладных условиях.
Миссия
Программа докторантуры Бостонского университета по клинической психологии была одной из первых двенадцати программ, одобренных Американской психологической ассоциацией в 1948 году. Программа ставит клиническую науку в основу целей и задач обучения. Таким образом, ожидается, что выпускники программы будут компетентны в психологических исследованиях и будут осведомлены о научных основах приложений клинической психологии, таких как оценка и вмешательство.
Наша цель — помочь учащимся развить навыки проведения исследований и научной клинической практики, а также навыки и способности критического мышления, необходимые для интеграции этих областей. В этих рамках мы подчеркиваем модель обучения наставничества, которая обеспечивает экспериментальное обучение и наблюдение в условиях клинических исследований и профессиональной практики. Ключевые компоненты обучения включают в себя развитие навыков самостоятельного исследования, клиническую подготовку на объектах с психологами, которые объединяют науку и практику, а также содержание курса, основанное на текущих исследованиях. Это многостороннее обучение согласуется с миссией Университета по подготовке выдающихся ученых и исследователей во всех дисциплинах, по которым предлагаются ученые степени, гарантируя при этом, что выпускники компетентны использовать эти навыки в прикладных клинических условиях. Презентация дидактического материала через курсы, участие в клинических исследованиях и опыт клинического обучения следуют последовательности, которая отражает возрастающую сложность и эффективную интеграцию предмета, а также способствует повышению самостоятельности наших аспирантов.
Программа принимает небольшое количество студентов каждый год, при этом размеры классов редко превышают десять человек. Учитывая направленность программы BU на клиническую науку, абитуриенты, которые заинтересованы исключительно в карьере в клинической практике, могут лучше достичь своих целей в профессиональной психологической школе. Главной целью программы является предоставление нашим выпускникам опыта, необходимого для внедрения основанных на фактических данных практик и программ в прикладных условиях, разработки сложных методологий оценки программ, создания новых базовых и прикладных знаний в условиях клинических исследований, будь то в университетах или агентствах, и инноваций. политика, имеющая отношение к практике клинической психологии. Наши выпускники обычно выбирают карьеру в академических и медицинских учреждениях. Некоторые примеры выпускников за последние несколько лет включают академические или клинические исследовательские должности в Медицинской школе Университета Брауна, Медицинской школе Гарвардского университета, Медицинской школе Бостонского университета, Калифорнийском университете, Медицинской школе Лос-Анджелеса, Медицинской школе горы Синай, Университете. Нью-Гэмпшира, Саффолкского университета, Университета Ватерлоо и Университета Нового Южного Уэльса (Австралия). Кроме того, ряд выпускников также заняли руководящие должности в клинических учреждениях, в том числе директора отделения амбулаторной помощи наркозависимым в больнице Бронкс Ливан / Медицинском центре MLK Jr. в Нью-Йорке и директора программы переходной программы реабилитации после политравмы, Пало-Альто, штат Вирджиния. Какими бы ни были условия, философия программы делает упор на обучение, которое подготовит ученых-клиницистов, которые станут лидерами и новаторами в академических и прикладных условиях, используя клиническую науку в качестве основы своей работы.
Аккредитация
Программа докторантуры по клинической психологии Бостонского университета аккредитована Американской психологической ассоциацией с 1948 года. По вопросам аккредитации можно обращаться в Комиссию по аккредитации APA:
Офис программных консультаций и аккредитации
Американская психологическая ассоциация
750 First Street NE
Washington, DC 20002
(202) 336-5979
Программа докторантуры по клинической психологии Бостонского университета также была аккредитована Системой аккредитации психологических клинических наук (PCSAS) с июня 2017 года. По вопросам аккредитации можно обращаться по адресу:
Система аккредитации психологических клинических наук
Алан Г. Краут, исполнительный директор
1800 Massachusetts Ave. NW. Suite 402
Вашингтон, округ Колумбия 20036-1218
(301) 455-8046
[email protected]
Обзор стажировки по психологии – Техасский университет в Центре медицинских наук Тайлера
Программа стажировки по психологии в Центре медицинских наук UT Tyler (HSC) представляет собой программу стажировки по психологии на уровне доктора наук в области психологии здравоохранения, которая служит неотъемлемой частью этого академического центра здоровья. Миссия стажировки двойная:
- Во-первых, предоставлять клинически и культурно компетентные услуги по охране психического здоровья традиционно недостаточно обслуживаемым группам населения и географическим районам;
- Во-вторых, научить будущих психологов оказывать превосходную комплексную помощь в медицинской среде, продвигая первоклассную помощь, ориентированную на пациента.
Программа стажировки по психологии является частью системы Техасского университета, известной как Центр медицинских наук при UT Tyler. Программа стажировки по психологии Центра медицинских наук предлагает 2000-часовую однолетнюю докторскую стажировку. Программа стажировки в HSC предусматривает психологическую подготовку службы здравоохранения (клиническую) в академическом медицинском центре с акцентом на взаимодействие между психологией и медициной. Программа стажировки предлагает возможности взаимодействия на многих уровнях в медицинских учреждениях. Стажеры учатся сотрудничать с врачами, врачами-стажерами, медсестрами, диетологами, студентами-фармацевтами и другими консультантами. Они играют жизненно важную роль в уходе за пациентами, нуждающимися как в психическом, так и в физическом здоровье. Как можно чаще опыт предлагается лонгитюдно, чтобы стажеры могли развивать долгосрочные профессиональные отношения с членами лечебной бригады и пациентами.
Программа стажировки по психологии проводится на кафедре психиатрии и поведенческой медицины. Врачи-партнеры в области психиатрии, семейной медицины и внутренних болезней активно участвуют в поддержке интернатуры.
Программа стажировки по психологии частично финансируется Программой психологического образования для выпускников, которая финансируется Управлением ресурсов и услуг здравоохранения (HRSA).
Популяция пациентов Центра медицинских наук уникально разнообразна. Расположенный на северной окраине Тайлера, штат Техас, мы являемся зоной обслуживания, в которую входят жители этого среднего города на юге, а также сельские жители сельскохозяйственных угодий на севере. Социально-экономическое, образовательное, расовое и этническое разнообразие характеризует это население. Соотношение поставщиков услуг психиатрической помощи и граждан составляет 1:25 000, и Северо-Восточный Техас страдает от значительной нехватки ресурсов в области психического здоровья. Многие пациенты, которых посещают стажеры-психологи, никогда раньше не посещали специалистов в области психического здоровья.
Возможности для исследований и научной деятельности доступны в Центре медицинских наук. Стажеры могут присоединиться к текущим проектам, а также проводить собственные исследования. Вместе с ординаторами они участвуют в ежегодном «Дне исследований», часто представляя проекты по улучшению качества.
Аккредитация
Центр медицинских наук Техасского университета по программе стажировки по психологии Тайлера начал свою первую обучающую группу в июле 2015 года после двухлетнего участия в Консорциуме стажировки по психологии Lone Star. В октябре 2016 г. программа была аккредитована APA, а полная аккредитация была предоставлена 28 октября 2018 г.
Чтобы связаться с APA по любым вопросам или проблемам, обращайтесь:
Комиссия по аккредитации Американской психологической ассоциации
Офис программных консультаций и аккредитации
Доктор Жаклин Ремонде Уолл, директор
750 First Street, NE Washington, DC 20002-4242
(202)336-5979
*защищенный адрес электронной почты*
Данные о приеме на стажировку, поддержке и первоначальном размещении для последних 3 групп (2018–2021 гг.