Психотерапевтические сказки для детей: Терапевтические сказки — читать онлайн. Сказкотерапия!

Что такое терапевтические сказки, и как они помогают детям

Психологи и педагоги давно уже поняли, что с помощью сказок можно помогать людям. Быть может, именно благодаря этому знанию появился весьма эффективный и действительно работающий метод — сказкотерапия, который подходит как совсем ещё маленьким слушателям, так и тем, кто давно уже повзрослел.

Основной плюс данной системы состоит в том, что в сказке можно всё! Этот фактор помогает преодолеть многие внутренние барьеры и, конечно же, придумать оптимальное решение (характерное для конкретной ситуации), которое при необходимости можно перенести в жизненные реалии. Для детей это отличная поддержка при адаптации к детскому саду или школе, а также варианты возможных действий, ответы на вопросы касательно общения и помощь в понимании своих чувств и эмоций.

Какими бывают терапевтические сказки?

Подобно народным сказаниям, в терапевтических сказках существует своя отдельная типология. Она отражает особенности восприятия текста и помогает понять, с какой целью та или иная сказка может быть использована.

В работе с детьми наиболее эффективными будут психотерапевтические и дидактические сказки.

  • Психотерапевтические сказки могут основываться на личном опыте, притчах или легендах и чаще всего несут в себе глубинные архетипы. Такие сказки содержат традиционную народную мудрость, легки к восприятию и мотивируют на благородные поступки, вселяя веру и надежду.
  • Дидактические сказки по структуре больше похожи на обучение, представленное в игровой или иной доступной форме. Такие сказки легко трансформируются в короткие рассказы и даже мультфильмы, которые объясняют детям почему нужно чистить зубы, заниматься физкультурой, соблюдать правила дорожного движения и следить за домашними питомцами.
Иллюстраци из книги «Волчонок Тоби и новогоднее желание»

Как терапевтические сказки помогают детям?

Основная цель сказкотерапии — предложить детям то, что им больше всего необходимо в данный момент. Одним требуется поддержка, другим — понимание, сопоставление или принятие, третьим — озвучивание возможных решений, стратегий или действий.

  • Через сказку легче всего донести до ребенка то, что он не воспринимает обычными словами (особенно если ему это что-то навязывают, угрожают или обвиняют).
  • Терапевтическая сказка подсказывает и направляет, помогает осознать то, к чему могут привести те или иные действия.
  • Через сказку происходит принятие чувств героя, обоснование его поведения и поступков.
  • В терапевтических сказках описано множество жизненных сценариев. Читая их, дети могут выбрать именно тот, который им наиболее симпатичен и близок.

Что почитать с детьми

  • Серия «Терапевтические сказки»
  • Серия «Первые эмоции в сказках и картинках»
  • Серия «Книга первых чувств»
  • Серия «Воспитание чувств»
  • Серия «Школа хороших манер»
  • Серия «Маленькие большие проблемы»
  • Серия «Сказкотерапия»
  • «Не понимаю…», Станислав Секретов
  • «Сказки от страхов для самых храбрых малышей», Елена Ульева
  • «Нежадина-неговядина», Ольга Колпакова
  • «Жила-была Плакса», Сергей Горбунов
  • «Сказки-обнимашки», Елена Ульева
  • «Отдам сестру в хорошие руки», Татьяна Коваль

Читать онлайн «Рождение Бога.

Терапевтические сказки для взрослых и детей», Анна Денисова – Литрес

Предисловие

Дорогие читатели! Вы держите в руках необычную книгу. Это сборник авторских сказок, которые являются терапевтическим средством самопознания и личной эволюции как для детей, так и для взрослых. Они могут быть использованы для семейного чтения, и для профессионального инструмента психологов и психотерапевтов, а также их клиентов.

В чем сила сказки? Сказка архетипична, метафорична, иносказательна. А это значит, что, обходя сознание, она вступает в конструктивное взаимодействие с более глубинным, неизведанным, многоуровневым слоем нашей психической организации, которое Зигмунд Фрейд назвал бессознательным. Именно там находятся все наши чувства и эмоции, страхи и тревоги, вытесненные травмы и непрожитые ситуации. Кроме того, бессознательное – это еще и огромный резервуар нашей жизненной энергии, личностных ресурсов и творческого начала.

Секрет терапевтического воздействия сказки состоит в том, что она общается с бессознательной частью нашего психического аппарата на понятном ему языке – языке образов, символов и метафор. А потому сказка легко доносит до нашего подсознания ту информацию, которую сознание не всегда готово воспринимать и перерабатывать. Воздействуя на психику мягко и бережно, сказка помогает сделать осознанным тот материал бессознательного, который ранее был неосознаваемым для человека по причине его травматичности или «неудобности» для психики. Сказка «налаживает связь» между подструктурами личности – ее сознательной и бессознательной частями. Благодаря взаимодействую двух разных по функциям и содержанию компонентов психического аппарата, сказка помогает перепрожить травму на символическом уровне, переоценить ставшие неадаптивными установки детства, отреагировать вытесненные чувства и эмоции. А это значит, способствует интеграции личности, укреплению психологической целостности и здоровья.

Кому и в каких случаях показана терапия сказкой? Сказка – универсальный инструмент, который подходит для людей любого возраста, профессии и социального статуса. Сказка продуктивна всегда, к ее применению нет противопоказаний. Она полезна при стрессах и хронической усталости, эмоциональном выгорании и внутренних конфликтах, возрастных и экзистенциальных кризисах. Кроме того, она служит прекрасным средством профилактики внутриличностных конфликтов, то есть неврозов.

Психологам и психотерапевтам этот сборник может служить удобным инструментом для психодиагностических исследований вместе с клиентом его внутренних состояний, так и средством психотерапевтического воздействия.

Сказка способствует тому, что процесс самопознания и личностного роста приносит радость и удовольствие, гармонию и целостность.

Добро пожаловать в мир терапевтической сказки, дорогие читатели!

Рождение Бога

Немного о самооценке и о том, что иллюзии бывают полезны. Когда мы не знаем, кто мы есть, самое простое – себя придумать.


Жил-был на свете маленький Цыпленок. Он был совсем еще маленький и почти ничего не знал о мире, в котором он родился. И конечно, он ничего не знал про себя.

«Ты кто?» – спросила у вылупившегося Цыпленка проползавшая мимо Гусеница.

И Цыпленок задумался.

«И откуда ты взялся?» – продолжала она.

Цыпленок ответил: «Этого я еще не знаю». И тут же добавил: «Но я обязательно узнаю!»

И пошел Цыпленок по дорожке. Дорожка была из желтого, почти золотистого песка. Цыпленок шел по ней и пел песню. Песня была про голубое небо, яркое солнце, желтую дорожку из песка, зеленую траву. Словом, песня была о том, что Цыпленок видел по сторонам. Но ему казалось, что вся эта красота вокруг появилась именно благодаря его песне. Пока он шел, много чего интересного происходило вокруг него. Например, Цыпленок впервые узнал, что такое Ветер. Он увидел, как листочки на кусте сирени заколыхались. А когда он проходил мимо этого куста, перышки на его теле стали шевелиться. От неожиданности Цыпленок даже остановился.

«Ты кто?» – спросил Цыпленок. «Ветер», – услышал в ответ шелест листьев. «А я кто?» Но в ответ – тишина. И даже листочки перестали шелестеть. Ветер улетел дальше, а Цыпленок снова зашагал по дорожке из желтого песка. И снова стал петь песню про все, что видел вокруг, и даже про Ветер. И снова думал про себя: «Кто же я? И откуда я взялся?» Идет, песенку поет. И вдруг видит: переползает дорожку большая Черепаха. Медленно ползет, не торопясь. Остановился Цыпленок, поздоровался: «Здравствуйте! – говорит он Черепахе. – А Вы кто?» Черепаха, не останавливаясь, отвечает: «Я – старая большая Черепаха. Иду на прогулку. А ты кто? И куда путь держишь?»

«А я иду, куда глаза глядят. Хочу узнать – кто я?» – ответил Цыпленок. «Какой смешной, – сказала Черепаха, – для этого далеко ходить не надо». И Черепаха продолжила свой путь. Цыпленок вздохнул и пошел дальше. Идет – песенки свои веселые поет. Проходит мимо озера, видит – в озере Рыба плещется. Да так сильно, что даже над водой кувыркается. Выпрыгнет из воды – и опять в озеро нырнет. Удивился Цыпленок, еще никогда не видел он рыбы. Остановился, широко клюв от удивления открыл. Спрашивает Рыбу: «Ты кто? И что ты делаешь в воде? Там же мокро!»

Ничего не ответила Рыба, только хвостом махнула и ушла в глубину. Постоял-постоял Цыпленок на берегу и пошел дальше. Долго ли, коротко ли он так шел, только устал уж очень. Увидел камень у дороги, присел отдохнуть. А из-под камня Ящерица зеленым глазом смотрит на Цыпленка. И услышал Цыпленок, как прошипела Ящерица: «Ты кто, и почему ты сидишь на моем камне?» Снова удивился Цыпленок, но вида не показал и говорит: «Это и мой камень тоже. А кто я, я и сам не знаю». Пришла очередь удивляться старой Ящерице: «Это безобразие! – прошипела она. – Как это можно – не знать, кто ты есть! Тебе нужно срочно это выяснить!» Цыпленок подумал немного и решил не огорчаться по этому поводу. Вместо этого он спросил: «А зачем?» В ответ Ящерица зашипела так сильно, что Цыпленок поспешил отойти на безопасное расстояние и пошел дальше, напевая песенку. Но про себя он все-таки подумал: «Все-таки нужно будет узнать при случае, кто я, раз мое неведение этого так расстраивает окружающих». И весело зашагал дальше.

Но не успел он сделать и трех шагов, как остановился, как вкопанный, от удивления. Перед ним стоял кузнечик – не кузнечик, муравей – не муравей, а очень необычное существо зеленого цвета. Цыпленок тут же задал ему свой любимый вопрос: «Ты кто? И почему ты так странно смотришь на меня?» Необычное существо ответило ему: «Здравствуй! Я – Богомол». «Почему тебя так называют?» – спросил Цыпленок. «Потому что я похож на того, кто молится Богу». – «А какой он, Бог?» – не унимался Цыпленок. «Он всемогущий и всех любит», – ответил Богомол. Цыпленок вздохнул с облегчением: «Так значит, я – Бог!»

Цыпленок уверенно зашагал по дорожке дальше. Теперь он знал, кто же он на самом деле. И он снова запел свою веселую песню.

Сказка про Ветер

Что делает нас сильными? Что такое добро и добрые дела? Как правильно жить, чтобы не сбиться с пути и не растерять свои способности? Об этом и не только – эта сказка. А еще – для каждого о чем-то своем.


Жил-был Ветер. Жизнь у него была прекрасная. Куда захотел – туда полетел. Устал – затаился где-нибудь в ущелье, отдохнул, через время снова полетел. Жил – не тужил. Свободу любил. Любил небо. Любил море. Любил поле и лес. Одним словом, любил все, что его окружало. А еще любил Ветер разные игры. Бывало, увидит, что хозяйки стираное белье повесили на веревки во дворе сушиться, – обязательно наполнит собой вещи: штаны, рубашки, пододеяльники, и размахивает ими во все стороны. Или такую забаву придумал – соревнование морских «барашков», т. е. пены на верхушках морских волн. Задует Ветер на волны, мигом на них барашки появляются и начинают друг с другом соревноваться – кто выше, кто быстрее, кто дольше на волне продержится. Или начнет завывать на разные лады длинными зимними вечерами, на одиноких путников страх нагонять. Или ласково шелестеть осенней листвой, и тогда становится непонятно – это чей-то тихий шепот или движение листьев создает такой звук. Одним словом, был Ветер большим выдумщиком, фантазером и проказником. Любил движение. И больше всего не любил скуку и сидеть без дела.

И вот как-то раз, теплым летним вечером, решил Ветер поиграть со старыми консервными банками, которые большой кучей лежали возле контейнера с мусором.

Банок было много, они были легкими, и Ветер уже предвкушал удовольствие от новой забавы. Вдруг, откуда ни возьмись, выбежали два котенка – один рыжий, а другой белый с темными пятнышками. И начали котята прыгать по этой куче консервных банок. Заберутся на самую вершину этой горы, а потом катятся вниз, мяукают, банки гремят, котята кубарем летят – шум, гром, веселье! Тут и Ветру смешно стало. Забрался он в банки, подвывать начал. А котята услышали вой, шерсть у них дыбом встала. С одной стороны, интересно им, кто это такой в банках воет! А с другой – страшно! Ведь неизвестно, чего от него ждать! А Ветер еще нарочно страху им нагоняет – банки в воздух поднимает и с высоты на кучу бросает. И хохочет. Увлекся Ветер игрой, разыгрался не на шутку. Котята уже не рады, что в игру ввязались. Да убежать не могут – Ветер не дает, подзадоривает, на кучу возвращает. Устали котята с Ветром бороться, из сил выбились. Прижались друг к дружке, дрожат, мяукают жалобно. А Ветру все нипочем! Не замечает он, что котятам игра уже не в радость. В азарт он вошел, знай себе дует, завывает и хохочет громко.

И тут вдруг неожиданно что-то произошло. Почувствовал Ветер, что нет сил у него больше. Дует-старается изо всех сил, а получается слабый ветерок, который способен только чуть листьями шелестеть, да шерстку у котят приглаживать. Котята видят такое дело, осмелели и пустились наутек что есть мочи! А Ветер вдогонку им летит, да только у него это не очень получается. Только слабая поземка из пыли на дороге вслед котятам вьется. Недоумевает Ветер – что происходит? Куда силы его исчезли? Злится, хочет хотя бы воем котят напугать. А у него не получается ничего. Вместо воя только слабый шорох старых листьев слышен. Ветер обескуражен. Залез в рваный целлофановый пакет, что на тротуаре валялся. Лежит и думает: как же так? Почему он не волен делать то, что ему хочется? И тут вдруг услышал: «Да потому, что негоже маленьких и слабых обижать! Нет в этом удали. А ты попробуй пользу приносить, да добрые дела делать!» Удивился Ветер: выходит, он вслух думал, – выглянул из пакета. И видит – сидит на дереве старая Ворона и одним глазом на него смотрит. Оглянулся по сторонам – нет больше никого. И спрашивает у Вороны: «А как это – добрые дела делать?» Да только ничего не ответила Ворона, каркнула громко и улетела.

 

Задумался Ветер над этими словами. «Что это такое – добрые дела? И как их делать?» И чем больше размышлял над этим, тем больше крепчал и силы набирался. Наконец решил: «Полечу, посмотрю, может, найду эти добрые дела!» И полетел. Пролетал над озером – пригнал лодку, отвязавшуюся от колышка у берега. И услышал вслед от пожилого рыбака: «Спасибо тебе, Ветер!» И сам себе удивился от нового ощущения теплоты, которое возникло в нем от этих слов. Пролетал над деревней – согрел своим дыханием побитые градом цветы в палисаднике. И услышал вслед: «Благодарим тебя, Ветер! Доброго здоровья тебе!» И снова удивился новому ощущению радости и силы. Пролетал над высохшим полем – пригнал дождевую тучку, и та пролилась дождем. И вновь услышал Ветер слова благодарности. «Спасибо за доброе дело!» – помахал шапкой ему крестьянин. «Так вот они какие, добрые дела! – подумал Ветер. – Это же очень просто! Просто нужно жить так, чтобы другим было от этого хорошо!» И стало ему от этой мысли весело. Потому что почувствовал он, что стал очень сильным. И понял Ветер один секрет, про который знала старая Ворона. Он понял, что добрый – значит сильный. И полетел дальше добрые дела искать.

Сказка про Вечность

«Ничего нельзя любить, кроме вечности, и нельзя любить никакой любовью, кроме вечной любви».

Н. А. Бердяев

Жила-была на свете маленькая девочка. Симпатичная и очень любознательная. Очень любила вопросы разные задавать. На философские темы рассуждать. Наблюдать за интересными событиями. Узнавать все новое. В общем, жить любила.

И как-то в один из дней девочка подумала: а почему ночью нужно спать? И что происходит ночью? А что будет, если ночью не спать? И какая она, ночь? Каким ночью бывает мир? Какая она, девочка, когда она не спит ночью? Как обычно, вопросов в голове у девочки возникло сразу много. И на них не было ответов. «Надо обязательно это узнать», – подумала девочка. И так как она, кроме того, что была любознательной, была еще и решительной девочкой, то и решила не откладывать дела в долгий ящик. И все разузнать в ближайшую же ночь. И когда пришло время ложиться спать, она, пожелала всем спокойной ночи, легла в кровать. А сама решила: «Сейчас немного полежу, подожду, когда ночь настанет, и все узнаю». И незаметно для себя уснула. Проснулась девочка только утром. Очень расстроилась, что все проспала. Так происходило несколько ночей подряд. Девочка поняла, что засыпает она против своего желания – ведь она хотела не спать! И в ее голове возникли новые вопросы. Почему это происходит? Что происходит на самом деле – хочет она спать или не хочет? И как не спать, когда хочется спать? И как это получается у ночи – заставлять ее спать вопреки ее желанию? И так как вопросов накопилось слишком много, решила девочка во что бы то ни стало добиться своего. Узнала у мамы, что проснуться ночью можно с помощью будильника. Поставила на своем телефоне будильник на три часа и снова легла спать. И – о, чудо! – у нее получилось! Это было очень необычно. Она проснулась, когда зазвонил будильник, и не спала, когда все в доме спали. Это было чудесное ощущение. В комнате было темно и светло одновременно. Так как была ночь, было темно. Но из окна струился очень приятный, мягкий и какой-то необычный свет. Все предметы в комнате приобрели новые очертания и оттенки. Было удивительно тихо. И спокойно.

Девочка спрыгнула с кровати и подбежала к окну. И замерла от неожиданности. Такой величественной и красивой показалась ей ночь. Она забралась на подоконник, села и завороженно стала смотреть в окно. Она смотрела в темное небо, смотрела на звезды, на преобразившуюся под лунным светом улицу. И подумала: «Это удивительно, но ночь меняет весь мир!» Девочка заметила, что и она стала другой. И снова разные вопросы стали возникать в ее голове. Но это были какие-то другие вопросы. Необычные. «Для чего нужна ночь? – думала она.  – Для чего все существует? Для чего я есть? Почему звезды видны только ночью? Что происходит со звездами днем?» Она не знала ответов, но ей было удивительно хорошо. Сидеть и смотреть на звезды. Задавать себе вопросы. Думать о мире. И вдруг она увидела, как одна звезда упала, на мгновение очертив в небе яркий след. «Куда ты?» – спросила девочка звезду своими мыслями. И удивилась, что она умеет так спрашивать. «В Вечность», – ответила звезда. И девочка уже не удивилась, что она умеет так слышать. «Какая она, Вечность?» – «Огромная. Без конца и начала. Любящая. Непостижимая. Прекрасная. Мудрая. Спокойная. Разная». «Где она?» – «Везде и во всем. Вокруг. В тебе. Во мне. В небе. В земле. В воде. В птицах. В лесах. В облаках. В мыслях».

Вопросов у девочки было много. И вдруг, впервые в жизни, она поняла, что знает ответы на все свои вопросы. Это было такое необычное ощущение! Она почувствовала себя частью этого неба, этой звезды, этой ночи, этого света, этого мира. Ей было удивительно хорошо и спокойно. Начинался рассвет. И впервые в жизни девочке не хотелось задавать вопросов.

Вирус и Корона

Порознь мы порой кажемся немного неполноценными, а вместе, превращаясь в единое целое, становимся могучей силой.

Кристофер Паолини

Жил-был на свете маленький Вирус. Такой маленький, что без микроскопа его и не разглядеть было. Жил – не тужил, инфекцию разносил по разным организмам, паразитировал, размножался. Считал себя важной персоной, только вот никогда ничего хорошего в свой адрес не слышал. Да как-то задумался: а почему про него никто не знает, может, он и не живет совсем, а так, существует? Ни тебе внимания, ни тебе популярности. И если нет организма, за счет которого можно поживиться, не факт вообще, что ты жив!

Тоскливо стало Вирусу. Так тоскливо, что понял он: нужно срочно что-то делать! Иначе исчезнешь как вид, и никто про тебя не вспомнит. Долго он думал-размышлял и понял, что ничего он сам не может и не умеет. Способен только заразу разносить. Да и то, разносить – это громко сказано! Сам по себе он не силен, не жизнеспособен, и если нет организма-хозяина – даже передвигаться самостоятельно не может. Не жизнь, а сплошная зависимость! Отсутствие свободы, самодостаточности, ущербность и неполноценность – его верные спутники. Понял вирус, что он – неудачник. Злость и отчаянье овладели Вирусом. И тогда решил он: есть только один способ избавиться от этого ощущения ничтожности, ущербности и страха за свое существование – сделать ущербными других. Причем чем больше, тем лучше! Понравилась Вирусу эта идея, и стал он думать, как же это сделать. «Что может сделать существо, – рассуждал Вирус, – которым владеет страх? Пугать других! Как перестать ощущать каждую минуту свою ничтожность и униженность? Унижать других! Что может дать ему силу и уверенность в себе, приобрести чувство значимости? Власть над другими, над тысячами других существ!» – так рассуждал Вирус.

И невдомек ему было, что подобные рассуждения – это философия убогих и неполноценных, философия бедных духом и слабых. Вирус не знал этого. Его философия была философией паразита, а выше головы, что называется, не прыгнешь.

Первое, с чего начал Вирус, – он стал придумывать себе имя. А как же иначе остаться в истории, если у тебя даже имени нет? Причем имя должно быть таким, что при одном его упоминании люди бы подчинялись его власти. Стал Вирус перебирать в уме разные символы власти: царь, монарх, трон, корона… Ну конечно, Корона! От удовольствия Вирус даже начал увеличиваться в размерах. Отныне он теперь не просто Вирус, а Корона-Вирус! Вирус был очень доволен собой. Начало положено. «Но необходимо идти дальше», – рассуждал Вирус. Раз он теперь Корона, нужно завоевать мир! А как это сделать? Ведь он такой ничтожный и беспомощный, умеет, конечно, пакостить по мелочи, но люди таких не боятся… Вот это задача так задача! Но Вирус уже вошел во вкус, почувствовал азарт и отступать так просто был не намерен. Его воображение рисовало ему грандиозные планы: он владеет миром, перед ним трепещут все правительства, народы поклоняются ему… Его власть абсолютна!. . В своем воображении он чувствовал себя важным и могущественным. Осталось воплотить это в жизнь. Но как? Вирус не находил ответа на этот вопрос.

И тогда он вспомнил про свою старую подружку – тетушку Ложь, у которой в запасе всегда было какое-нибудь средство. Они были знакомы давно и были почти ровесниками. За много тысячелетий своего существования человечество не смогло избавиться от Лжи, как ни старалось. Уж очень изворотлива она была. Ложь умела быть разной – наглой и откровенной, как падшая женщина. Тихой и незаметной, как мышь. Стеснительной и прячущей глаза – и уверенно кричащей на плакатах и транспарантах. Она умела переворачивать факты, подменять понятия, переписывать историю, оперировать цифрами. Словом, с точки зрения Вируса, она была очень гибка и адаптивна. Этот факт только добавлял ей веса в глазах Вируса, и он знал, что в этой ситуации, если кто и сможет ему помочь, то это точно должна быть Ложь. Но Вирус также знал, что бесплатно Ложь ничего делать не будет и обязательно назначит свою цену. Но то, что он услышал, поразило даже его. «Люди должны потерять себя, – сказала Ложь, – они должны потерять лицо, имя, личность. Они больше не будут Чело-веками». Удивился Вирус такому странному предложению, но спорить не стал: какая разница, что станет с людьми, главное – он приобретет господство! Так рассуждал Вирус, даже не подозревая, что его старая подружка Ложь задумала обмануть и его (иначе она бы не была Ложью!) и решила просто использовать Вирус в своих целях. А цели эти были похожи на цели Вируса – Ложь хотела абсолютной власти над людьми!

И начала Ложь свое великое шествие – под видом заботы о здоровье запирала людей по домам, надевала на них маски, отнимала работу и праздники. Ложь входила во вкус, без войны покоряя города и страны. А Вирус потирал от удовольствия руки – ведь ему ничего не стоило заразить испуганных и встревоженных людей, которые сидели без движения и свежего воздуха и уже сами искали у себя симптомы болезни… И самое большое удовольствие он получал даже не от их болезни, а от того, что люди становились послушными, безропотными и подчиняемыми.

За сравнительно короткое время Вирус и Ложь уже обошли полмира и уверенно двигались дальше. Как-то, проходя один небольшой русский город, они заметили детей, которые играли на детской площадке. Отовсюду раздавался громкий заливистый смех, и конечно, страху там не было места. Вирус нахмурился, ему стало не по себе. Ложь от неожиданности даже присела. Виданное ли это дело – здесь их никто не боялся, больше того – на них даже не обращали внимания! А дети бегали в догонялки, играли в мяч, строили куличики в песочнице. И звонко смеялись!

Вирус и Ложь спрятались за угол дома, сжались в комочек и стали наблюдать за детьми. А на детской площадке тем временем разворачивались события очень интересные. Один мальчик постарше, с золотисто-рыжими вихрами, собрал вокруг себя несколько ребят и что-то оживленно стал им объяснять. И вот уже посередине площадки появилась импровизированная сцена – очерченный палкой на песке круг. Появился зрительный зал – скамейки, поставленные с одной стороны напротив сцены. Появились актеры и зрители. И спектакль начался! На сцене разворачивались события, в которых Вирус и Ложь узнавали себя. Рыжеволосый мальчик, надев на голову картонную корону из Макдоналдса, изображал его, Вирус, смешно выпятив живот и покачиваясь из стороны в сторону. Девочка в голубом джинсовом сарафане, с бананом в руках вместо микрофона, изображала Ложь, корчила страшные рожи и запугивала зрителей, рассказывая про Вирус сказки-страшилки. И все это они проделывали так весело и живо, что дети, сидящие в «зрительном зале», от души хохотали и подыгрывали актерам.

 

И зрители, и актеры так увлеклись этим действием, что не заметили, как от производимого ими шума открывались окна в домах. Люди выходили на балконы, выглядывали в окна, с интересом следили за происходящим – и тоже начинали смеяться! Они словно увидели себя со стороны. И то, что они увидели, выглядело очень нелепо и смешно. Всеобщее веселье постепенно, захватывая дом за домом, охватило всю улицу, потом район города – потом город! Люди выходили из домов на улицы, стояли на балконах, смотрели из окон. Улыбались, смеялись, даже пели песни. В воздухе витало ЕДИНЕНИЕ! Словно очнувшись от долгого сна, люди, как дети, радовались этому смешному спектаклю, друг другу, солнцу, свежему ветру, радовались жизни!

Вирус и Ложь, напуганные происходящим, уже давно бежали по улицам города, не понимая, что происходит. Они бежали, а смех, звучавший со всех сторон, наступал им на пятки, толкал в спину, заставлял затыкать уши. Но это было уже бесполезно. Они бежали из города в город. Бежали по лесам и полям. По горам и болотам. И нигде не могли укрыться от этого смеха. От этого смеха они словно таяли, уменьшаясь на глазах. Ведь они не знали, что счастье и радость – так же, как и вирус (и даже легче!), передаются от человека к человеку. Иногда для этого нужно просто посмотреть в глаза, или улыбнуться, или погладить по плечу, или сказать доброе слово.

Вирус и Ложь бежали и понимали, что проиграли. Потому что люди вспомнили, что они свободны. Потому что поняли, что быть счастливыми легче, чем несчастными. Потому что осознали себя победителями. А главное – потому что они почувствовали силу единения!

Когда они пробегали очередной большой город, неожиданно им дорогу преградила группа из нескольких человек. Это были ученые. Один профессор со склянкой в руках вышел вперед и ловко поймал Вирус. «Вот ты-то мне и нужен, голубчик!» – сказал он. А Ложь сразу стала нашептывать ему на ухо, показывая пальцем на Вирус: «Это все он придумал. А я буду с вами сотрудничать…» Только просчиталась она. Потому что не знала, что настоящим ученым ложь ни к чему. Отряхнулся он от нее, как от назойливой мухи, и пошел вместе с коллегами в лабораторию изобретать лекарство от рака.

Все-таки удалось нашему Вирусу стать известным. Под руководством ученых он научился разрушать раковые клетки в организме и помогать людям быть здоровыми. А в том маленьком городе, где дети устроили спектакль с Вирусом в главной роли, ему даже поставили небольшой памятник. В благодарность за то, что с его помощью люди вспомнили, что есть главное в их жизни, а что – второстепенное. За то, что снова научились верить в себя. За то, что захотели жить, а не существовать. А главное – за то, что с помощью Вируса они поняли: ВМЕСТЕ они непобедимы!

Сказка: модель посттравматического роста

Концепция посттравматического роста существовала задолго до того, как был придуман этот термин. Например, люди давно провозгласили: «Что тебя не убивает, делает тебя сильнее». Дело в том, что иногда получается, а иногда нет. А когда это не так, смысл терапии, ориентированной на травму, состоит в том, чтобы помочь тем, кто был ранен своим опытом, исцелиться и стать сильнее. Другими словами, когда посттравматический рост не происходит естественным образом, мы пытаемся его вызвать.

Переработка травмы или утраты долгое время считалась основным методом личностного роста (например, Cassem, 1975). Мой любимый взгляд на это — юнгианская теория, а мой любимый пример — классика Джозефа Кэмпбелла (1949) « Тысячеликий герой ». Кэмпбелл изучил многочисленные культурные ритуалы взросления, а также мифы и сказки, чтобы сформулировать квест героя как модель роста через столкновение со своими страхами, травмами и/или потерями и их преодоление.

Квест базовой структуры героя выглядит следующим образом:

  • Базовая линия, или «жили-были», когда все нормально.
  • Призыв к действию, в котором нормально больше не работает. Потому что теперь (например) старые родители уже не могут кормить своих подрастающих детей; или в городе есть дракон, сеющий хаос.
  • Сбор ресурсов, чтобы позволить герою, который обычно начинает как кто-то решительно не героический, справиться с испытанием.
  • Смерть и возрождение. Герой использует свои ресурсы, сталкивается со смертью (или какой-то эквивалентной судьбой, такой как чары) и выживает. В процессе преодоления испытания герой трансформируется, например, из ребенка во взрослого или из раненого в целое.
  • Повторный вход, при котором герой возвращается домой, но уже в новой роли или на более высоком уровне в соответствии с достигнутым ростом/трансформацией.

Я обучал терапевтов этой модели на примере любимой (1939) версии фильма Волшебник страны Оз (Баум, 1900). Когда-то тяжелая фермерская жизнь прерывается звонком: злобная Майра Галч, которая планирует убить собаку Дороти. Дороти убегает и (одно ведет к другому) обнаруживает, что она должна встретиться со злой ведьмой и убить ее, чтобы иметь возможность вернуться домой. По пути она собирает необходимые ресурсы, в том числе мудрость (Страшила), сострадание (Железный Дровосек) и мужество (Трусливый Лев), не говоря уже о собственной интуиции или бессознательном (это ее собака Тото). Она использует все это (компаньоны или качества), чтобы встретиться с ведьмой и победить ее. Она возвращается домой с новым уровнем зрелости и признательности за свою семью и свою черно-белую жизнь.

Было забавно использовать «Волшебник страны Оз» в качестве учебного пособия, но со временем я обнаружил, что мне нужна история, которая делала бы больше, обучала бы деталям подхода к терапии с учетом травм. Так что я разработал сказку, которая делала то, что описано здесь.

Эта история начинается с обычной жизни когда-то давно, и да, дракона по вызову; дракон также представляет травму или потерю. Страх и дисфункция королевства, реагирующие на дракона, представляют собой симптомы посттравматического стресса. Затем история переходит от патологии к терапии.

Герой — просто какой-то парень, влюбленный в принцессу, которая хочет жениться на том, кто убьет дракона; это представляет собой фокус терапии на мотивационной работе, помогая клиенту определить и принять личные цели, связанные с лечением. В поисках героев прибытие дракона является частью зова, а любовь парня к принцессе, которая выйдет за него замуж только , если , — это все остальное.

Жители этого пораженного драконами королевства болеют за этого парня и помогают ему подготовиться к большой битве. Сначала они находят ему безопасное, защищенное место для тренировок; это представляет собой направленность терапии на стабилизацию. Затем они предоставляют личного тренера, чтобы помочь ему стать готовым к битве с драконом; это представляет собой фокус терапии на самоконтроле и навыках преодоления трудностей, а также на стадии поиска ресурсов.

Он встречает, сражается и убивает дракона; в терапии это работа по разрешению травм, а в поисках — смерть и возрождение. Хорошо, он женится на принцессе, и жители королевства гордятся тем, что помогли; в квесте это возвращение домой на более высоком уровне.

Но на этом все не заканчивается. Люди в королевстве не хотят больше вторжений драконов, поэтому они принимают различные меры, такие как посадка яблоневых садов, чтобы заблокировать легкий путь внутрь; это представляет собой направленность терапии на то, чтобы научить клиентов предвидеть будущие проблемы, которых затем можно избежать или с которыми можно справиться (например, предотвращение рецидивов). Затем королевство проводит ежегодные имитационные соревнования по убийству драконов, которые поддерживают участников в боевой форме на случай, если когда-нибудь появится еще один дракон; это представляет собой направленность терапии на снижение вреда.

Это краткое изложение, а не реальная история; об этом гораздо лучше рассказано в книгах (Greenwald, 2005, 2007, 2009, 2013; Greenwald & Baden, 2007) и обучающих программах. Наша сказочная модель лечения с учетом травм хорошо послужила нам в качестве учебного пособия, а также в качестве научно обоснованного подхода к лечению. И все это вышло из поисков Джозефом Кэмпбеллом героя как модели посттравматического роста.

Ссылки

Баум, Х. (1900). Чудесный волшебник из страны Оз. Чикаго: Компания Джорджа М. Хилла.

Кэмпбелл, Дж. (1949). Герой с тысячей лиц. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.

Cassem, NH (1975). Утрата как необходимая для роста. В B. Schoenberg, I. Gerber, A. Wiener, AH Kutscher, D. Piretz и AC Carr (Eds.), Тяжелая утрата: ее психосоциальные аспекты (стр. 9–17). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.

Гринвальд, Р. (2005). Справочник по детской травме: руководство по оказанию помощи детям и подросткам, подвергшимся травме. Нью-Йорк: Хаворт.

Гринвальд, Р. (2007). EMDR в рамках фазовой модели лечения с учетом травмы. Нью-Йорк: Хаворт.

Гринвальд, Р. (2009). Лечение проблемного поведения: подход с учетом травм. Нью-Йорк: Рутледж.

Гринвальд, Р. (2013). Прогрессивный подсчет в рамках фазовой модели лечения с учетом травмы. Нью-Йорк: Рутледж.

Гринвальд, Р., и Баден, К. Дж. (2007). Сказка. [Комикс.] Нортгемптон, Массачусетс: Институт травм и Институт детских травм.

Волшебник страны Оз [Кинофильм]. (1939). Метро-Голдвин-Мейер.

Использование старых историй в психотерапии — Терапевт-травматолог Tacoma Кэтрин С. Крэбб, магистр медицины, LMHC

Я люблю рассказывать истории в терапии.

Делаю это нечасто, но иногда работа разворачивается так, что в данный момент та или иная история кажется наиболее резонансным и полезным откликом.

Обычно истории, которые я рассказываю, — это мифы или сказки — Старые Истории — истории заключенных и порабощенных женщин, таких как Рапунцель и Золушка; осиротевших или нежелательных детей, таких как Василиса, Гадкий утенок и греческий Гефест; о травме и искуплении, например месопотамская история о спуске Инанны в подземный мир или японская история о медведе-полумесяце; истории индивидуации, такие как «Птица Фитчера» братьев Гримм или «Принц-лягушка». Конечно, их гораздо больше: гораздо больше историй и гораздо больше универсальных тем человеческого существования.

Конечно, люди любят хорошие истории: это одна из вещей, которая делает нас глубоко человечными. Но современное общество изобилует возможностями для развлечения, так что же делает «Старые истории» уникальными? Точнее говоря, что делает их такими ценными в глубинной психотерапии?

Архетипы и ваша внутренняя жизнь

Значение Старых Историй выходит далеко за рамки развлечения или исторического интереса. Их терапевтическая ценность заключается не столько в их явном содержании, сколько в их символической глубине: Старые Истории архетипичны. То есть они воплощают в жизнь невидимые чертежи различных частей человеческой психики, неосязаемые отражения основных импульсов, существующих внутри каждого из нас. Мы склонны отдавать предпочтение определенным архетипическим аспектам самих себя, а иногда и попадаться на их крючок, например, миротворец, подхалим, жертва. Одновременно мы часто вытесняем противоположное — скажем, воина, мятежника, спасателя. (Конечно, какие из них одобряются, а какие избегаются, будут разными для каждого человека.)

Каждый более или менее бессознательно выбирает, какие архетипические энергии выражать (и как), и выявить эти тенденции далеко не так просто, как пройти онлайн-опрос. Мы не настолько шаблонны, чтобы выбирать определенный образ жизни и последовательно придерживаться его во всех ситуациях: некоторые вещи вызывают у нас больше или по-другому, чем другие. Более того, архетипы тоже не такие двумерные. Каждая из них представляет собой сложное созвездие энергий, каждая из которых может расцветать или увядать в зависимости от контекста.

Многие люди знакомы с человеческими и животными архетипами, такими как король и королева, золотой ребенок, сирота, мятежник, ведьма, крестьянин, зверь и многие другие. Но внутри и вокруг каждого из нас есть и другие архетипы: лес, наводнение, башня, война, красота, любовь, секс, рождение, смерть, преисподняя. У этого списка нет конца. Часто даже целые истории являются архетипами — историями происхождения, возрождения, путешествия, борьбы, — и в этих сказках другие архетипы, подобные названным выше, действуют в рамках рассказа. На самом деле справедливо будет сказать, что вся история (и предыстория тоже) — это шумный базар архетипических энергий, которые смешиваются, взаимодействуют и влияют друг на друга.

Когда архетипы встречаются с историей

Конечно, архетипы достаточно интересны, чтобы изучать их изолированно друг от друга, но когда они объединяются внутри истории, это , когда они просыпаются и действительно начинают двигаться. Затем мы можем увидеть их многообразие аспектов и углубить наше понимание мира, друг друга, самих себя.

Представьте персонажа Белоснежка без леса, без злой мачехи, без охотника, гномов или Прекрасного Принца. Молодая женщина может существовать, но мы почти ничего не знаем о ней (или, точнее, об архетипе, который она представляет), пока не увидим ее в пейзаже истории, взаимодействующей с разными типами людей — разными другими людьми. архетипические фигуры. Мачеха пробуждает один аспект Белоснежки (кроткая дочь), егерь — другой (свободная женщина), а гномы — еще один (великодушная матрона). И мы еще даже не добрались до переодетой мачехи или Прекрасного Принца!

Кто ты будешь в этой истории? Нам всем хотелось бы думать, что мы были бы храбрыми, добрыми охотниками, которые позволяют Белоснежке бегать на свободе. Но можем ли мы действительно сказать, что в нас нет части, которая была бы ревнивой мачехой, боящейся потерять свою красоту? Или слабый отец, боящийся противостоять своей могущественной жене? А как насчет одурманенного принца с, возможно, небольшим комплексом спасателя — есть ли кто-нибудь из нас, кто не чувствовал такого импульса? Разве не внутри каждого из нас есть правдивое зеркало, темный и опасный лес, уютный домик, ядовитое яблоко? Что такое ваше ядовитое яблоко и какая часть вас настойчиво доставляет его? Какая часть вас поддается этому? Какая часть отвлечет вас от действия этого яда?

Теперь мы начинаем видеть, как один человек может проявлять бесчисленное количество архетипических энергий. Теперь мы начинаем понимать, как самоисследование в сочетании с историей может привести к осознанию и как это, в свою очередь, может дать нам более широкий выбор того, как действовать.

Теперь мы начинаем понимать, какую цель могут использовать Старые Истории в психотерапии.

Увидеть себя в старых историях

Через историю мы узнаем, кто мы есть.

Истории сначала напоминают нам, что мы не одиноки, что ни наша боль, ни наш триумф не изолируют нас, что полный спектр чувств, по сути, является ключевым наследием того, чтобы быть глубоко, полностью человеком. Мы узнаём себя в стремлениях и слабостях историй наших предков — например, в Гадком утенке, который так страстно желал приспособиться, что почти потерял из виду свою истинную сущность, или в отце Рапунцель, который заключил сделку с тьмой. стороны, чтобы избежать наказания — только для того, чтобы в конце концов подвергнуть себя еще большему наказанию. Истории — это откровения, с которыми другие столкнулись и пережили такой же ужас и трепет, как и мы.

Истории также напоминают нам об утраченных истинах, возвращая нас к осознанию. Мы учимся доверять своим инстинктам в темных дебрях души, разбираться в повседневном шуме, чтобы добраться до того, что действительно важно. Мы находим недостающие части себя. С русской Vasalisa мы заново открываем наш интуитивный голос; с древней богиней Инанной мы учимся смиряться со своей болью, а не так упорно бороться, чтобы рассеять ее; с Фродо и Сэмом мы осознаем ценность избавления от лишнего, чтобы преодолеть то, что кажется невыносимым.

Мы узнаем, что можем, в конце концов, вынести то, что кажется самым невыносимым.

И, наконец, Старые Истории пробуждают образы, которые живут внутри нас в качестве противовеса ядовитым личным историям, которые мы рассказываем самим себе, — историям типа «У меня нет того, что нужно», или «Я всегда что-то путаю», или «Я меня не любят и не хотят». На самом деле эти ядовитые дротики являются мирскими отправными точками, соответственно, историй о хоббитах, Геркулесе и Василисе — все они прошли через свои испытания, более серьезные и более верные для себя.

Добавить комментарий