виды и пути их разрешения
Почему возникают? Как и в любом другом коллективе, конфликты в педагогической группе могут носить личностный характер. Все мы люди и имеем свое мнение по большинству вопросов. И когда сталкиваются разные точки зрения, даже крепкая психика педагога может дать слабину.
Что делать? И в этом случае главное – не подрывать авторитет других учителей в глазах школьников. Они не должны быть посвящены в подобные распри. Поэтому ключевая роль в разрешении конфликта ложится на плечи директора. Как же сделать это оперативно и без последствий?
Оглавление:
- 3 группы причин возникновения конфликтов в педагогическом коллективе
- Разрешение межличностных конфликтов в педагогическом коллективе на начальном этапе
- Предотвращение конфликта в педагогическом коллективе путем правильной реакции на критику и управления эмоциями
3 группы причин возникновения конфликтов в педагогическом коллективе
Человеческому обществу свойственны конфликты. Они могут проявляться в любой сфере деятельности. Наука определяет конфликт как обязательный спутник личностных взаимодействий, первопричина которого кроется в самой природе человека.
Внутри педагогического коллектива такое явление – не редкость. Это могут быть конфликты между сотрудниками детского сада или школы. Истоки его кроются в межличностных взаимоотношениях и конфронтациях между сотрудниками образовательного учреждения. Поводом для споров могут стать действия кого-либо, не соответствующие ожиданиям и видению других участников конфликта.
Нередко причиной спора или выяснения отношений могут стать изначально неправильные установки в педагогическом коллективе. Скажем, если руководство допустило ошибку в процессе выстраивания профессиональных отношений, недостаточно четко сформулировало задачи и обязанности сотрудников или в целом неверно структурировало способы взаимодействия, возникновение конфликта неизбежно.
Серьезное влияние на устройство отношений в коллективе и на решение психологических конфликтов в педагогическом коллективе оказывает целеполагание всей деятельности учреждения, компетентность и профессионализм учителей, особенности характера сотрудников и их интересы.
«Роль» конкретного человека в педагогическом коллективе обязывает его к исполнению требований и задач, устанавливаемых правилами организации. Ожидаемое поведение педагога исходя из его должности называется профессиональной этикой.
Помимо рабочих взаимоотношений, причиной конфликта может стать и личностное взаимодействие. В процессе регулярной совместной деятельности неизбежно появление спорных ситуаций, вызванных конкретными событиями. Отметим, что конфликты в педагогическом коллективе имеют и нравственно-этический аспект.
Традиционно выделяется три группы, по которым распределяются все конфликты между педагогами:
- Профессиональные конфликты
Несовпадение целей профессиональной деятельности отдельных членов педагогического коллектива друг с другом или с генеральной целью образовательной организации является причиной нарушения связей внутри коллектива. Как правило, эта ситуация, свойственная для профессиональных объединений, включающих в себя некомпетентных специалистов-педагогов.
- Конфликты ожиданий
В каждом педагогическом коллективе выработаны собственные нормы взаимоотношений, поэтому если деятельность кого-либо выходит за рамки принятых действий, возникает конфликт ожиданий. Проявление бестактности, саботаж общих задач, неисполнение своих обязанностей – все это ситуации, возникающие в рамках данной группы педагогических конфликтов. Нарушение «ролей» в коллективе – большая проблема, ведущая к спорам и негативным ситуациям.
- Конфликты личностной несовместимости
Межличностные отношения всегда были камнем преткновения между людьми. Наличие черт характера и особенностей поведения, не находящих положительной оценки у сотрудников – большая проблема для коллектива. Это может проявляться в форме психической нестабильности, чрезмерной обидчивости или несдержанности. Излишняя самоуверенность также не добавит приятного во взаимоотношения.
Разрешение межличностных конфликтов в педагогическом коллективе на начальном этапе
Чтобы решить конфликт, следует придерживаться определенного порядка действий:
- предупреждение конфликта;
- управление возникшим конфликтом;
- принятие подходящего решения, удовлетворяющего всех участников конфликта;
- разрешение конфликта.
На первом этапе необходимо узнать причины поведения того или иного человека. Конфликт, не вступивший еще в активную фазу, но уже назревающий, должен быть разрешен с подачи руководителя. Чтобы помочь с этой проблемой, начальству необходимо инициировать обсуждение между противоборствующими сторонами некой проблемы, существующей в зачаточном состоянии.
Прямой контакт и взаимное желание решить спор непременно ведут к разрешению ситуации. В состоянии управления конфликтом следует подготовить участников к общению через разговор с каждым из них в отдельности. Этот шаг поможет подготовить стороны к обсуждению предмета спора.
Нерешенный в зачатке конфликт требует выработки пошагового выхода из сложившейся ситуации. Здесь может быть подключен директор образовательной организации, высшее руководство или весь коллектив сотрудников. Совместными усилиями можно создать ситуацию, при которой противоборствующие стороны будут изолированы друг от друга. Такие условия ведут если не к полному разрешению конфликта в педагогическом коллективе, то к снижению его градуса.
Профессиональные конфликты и конфликты ожиданий решаются проверенными способами: смена графика работы, изменение условий труда и т.п.
Третья группа конфликтов – личностные – самая сложная. Здесь руководитель должен принять на себя амплуа чуткого и понимающего человека, способного организовать решение спора таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждой из сторон. При этом обе они должны принять претензии или особенности поведения друг друга.
Предотвращение конфликта в педагогическом коллективе путем правильной реакции на критику и управления эмоциями
Наиболее часто встречающаяся причина возникновения или обострения многих конфликтов – критика. Отреагировать на нее следует таким образом, чтобы можно было избежать конфронтации. Автор книги «Тренинг уверенности в межличностных взаимоотношениях» В.Г. Ромек предлагает варианты решения ситуации в зависимости от того, справедливо или несправедливо замечание кого-либо по отношению к вам.
Если критика несправедлива, придерживайтесь следующих правил:
- Не реагируйте на претензии ответными замечаниями. Достаточно будет просто их выслушать.
- Переложите высказанные слова на свой лад, снизив градус негатива в них. Лучше всего ответить в нейтральной форме:
Критическое замечание | Возможный ответ |
«Тебе абсолютно все равно на окружающих!» | «Мое отношение зависит от самого человека» |
«Никакой помощи от тебя не дождешься!» | «Я стараюсь помогать по мере своих сил и возможностей» |
«Что за глупости вы говорите?» | «Иногда мои слова могут показаться неразумными» |
«Из какого места твои руки выросли?» | «Думаю, мои руки растут оттуда же, откуда и у всех остальных» |
Если критика по отношению к вам справедлива, следуйте данным рекомендациям:
- Внимательно слушайте всё, что вам говорят. Не перебивайте.
- Повторите пункты, с которыми вы согласны.
- Инициируйте обсуждение конкретных замечаний.
- Озвученные проблемы воспримите как шаги по дальнейшему самосовершенствованию.
- Выразите свое позитивное отношение к человеку.
Приведем примеры конфликтов в педагогическом коллективе и способы их решения:
Вам | Вы |
В вашем классе царит полный хаос! Никакой дисциплины. Это недопустимо! | Согласна, иногда ученики сильно шумят. Сожалею, если мы вам мешали. |
Да, мешали! А мы, между прочим, писали контрольную! Шум из вашего кабинета не давал покоя. | Я извиняюсь за возникшую ситуацию. Впредь постараюсь распределять учебное время так, чтобы ребятам некогда было шуметь. Благодарю. Ваше мнение очень важно для меня. |
Порой критикующей стороной можете выступить и вы. Замалчивание ситуации, вызывающей у вас беспокойство, ни к чему хорошему не приведет, так что лучше всего высказать свое мнение сразу. Для того чтобы не спровоцировать конфликт, придерживайтесь некоторых правил.
Если вы вынуждены критиковать кого-то или предъявлять определенные требования, делайте это следующим образом:
- Перечислите по пунктам все, что вызывает у вас беспокойство.
- Скажите человеку, что чувствуете из-за этого.
- Поделитесь вариантами решения проблемы.
- Несколько раз проговорите свои предложения.
- Озвучьте последствия игнорирования ваших замечаний.
В качестве примера приведем ситуацию:
Вы | Вам |
Елена Андреевна, внутренний распорядок был принят коллективом еще на первом педсовете в этом году. Согласно ему, педагог должен быть на рабочем месте минимум за 20 минут до урока. К сожалению, вы сегодня опоздали и пришли прямо со звонком. Поверьте, мне самой очень неприятна эта ситуация и я бы хотела, чтобы впредь такого не происходило. | Прошу прощения, но сегодня движение по дорогам было весьма затруднено, а я живу далеко от школы. |
Согласна с вами, Елена Андреевна, но пробки – это частое явление в нашем городе. Постарайтесь соответствовать требованиям нашего внутреннего распорядка и приходить на уроки вовремя. Надеюсь, больше такая ситуация не повторится, ведь она и для вас, и для меня очень неприятна. |
На этих же принципах следует строить поощрительные беседы или выговоры.
Похвала | Выговор |
|
|
Каждому человеку присущи эмоции широкого спектра. Злость, гнев или раздражение по отношению к кому-либо – нормальная рреакция. Любой сталкивается с этим в течение своей жизни. Чтобы правильно решить проблему, необходимо выяснить ее коренную причину.
Овладеть своими эмоциями можно, например, через спортивные нагрузки, когда энергия тратится в полезное русло. Контроль дыхания, медитация, представление будущей ситуации у себя в голове, способы отвлечения – все это очень полезно для установления контроля за собой.
Добавим также, что искусственно создать эмоцию нельзя. Можно только условно представить себе ситуацию (или спровоцировать ее наяву), способную вызвать чувства и эмоции.
По мнению психолога Ф.Е. Василюк, мы не храним в памяти то или иное чувство – мы помним только ситуацию, вызвавшую его. В таком случае, все в наших руках. Мы вольны самостоятельно корректировать испытываемые переживания при сознательном возбуждении в памяти обстоятельств возникновения конфликта.
Добавляем нотку юмора в воспоминание, и вот перед нами уже не повод для негативных ощущений, а причина для смеха. Все наши переживания зависят только от восприятия.
Способы для искусственного изменения воспоминания:
- Изменить формы или размеры объекта.
- Задать цветовую гамму воспоминания, проработать детали (убрать лишнее, добавить нужное).
- Заставить объект двигаться (танцы и т.п.).
- Добавить звук.
В данной статье мы кратко рассмотрели тему конфликтов в педагогическом коллективе, а также разобрали полезные навыки и умения, способствующие разрешению конфликтных ситуаций. Эти способы если не решат проблему изначально, то хотя-бы снизят градус негатива. Элементарные правила общения и выражения собственного мнения помогают сделать жизнь проще и веселее.
Материал основан на следующих источниках:
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- Портал учителя РФ
- Всероссийский педагогический портал
- Министерство науки и высшего образования РФ
- Институт развития стратегии образования
- Воспитатели России
( голосов 1 )
Понравилась статья? Поделитесь:
Семь советов по разрешению конфликтов для пар
Перейти к содержимомуГлавная » Семь советов по разрешению конфликтов для пар
Влюбленность — одно из лучших чувств в мире. Это волнительно, ошеломляюще и даже эйфорично. Но как только романтическое блаженство угасает (а это неизбежно), неприятные проблемы, такие как недопонимание, жаркие споры, игры с обвинениями или просто разлука из-за разногласий, могут вбить клин в ваши отношения.
Стоит ли удивляться, что исследование Стэнфорда показывает, что почти 70% гетеросексуальных пар, не состоящих в браке, расстаются в течение первого года жизни? Или у первых браков вероятность развода составляет 40 %, а у последующих браков вероятность распада еще выше?
Чтобы не стать мрачной статистикой отношений, ознакомьтесь с этими семью советами по разрешению конфликтов для пар.
1. Непосредственно выражайте свои мысли и чувства
Иногда вы можете решить оставить свои претензии к партнеру при себе и обсудить их позже. Но прежде чем вы это осознаете, эти невысказанные обиды могут накапливаться и набирать эмоциональную скорость, как торнадо. Крайне важно, чтобы вы и ваш партнер прямо выражали то, что вас беспокоит, твердо, честно и заботливо.
Для этого начните обсуждение, проявив внимание к чувствам любимого человека, сказав: «Меня волнуют наши отношения». Или: «Я знаю, ты не хочешь меня расстроить». Затем подробно опишите поведение, которое вы хотели, чтобы ваш партнер изменил, и выразите чувства, которые вы испытываете, будь то гнев, боль, раздражение, разочарование или замешательство. Затем попросите внести конкретное изменение, например: «Я бы предпочел, чтобы вы говорили со мной тихим тоном». Или: «Мне бы хотелось, чтобы вы подождали, пока я закончу предложение, прежде чем говорить». Наконец, попросите согласия в конце запроса: «Готовы ли вы согласиться на это?»
2. Не вините своего партнера
Причины, по которым у вас может возникнуть соблазн обвинить вашего партнера в проблемах, бесконечны — будь то то, что он сказал, сделал или не сделал. Но ничего хорошего из этого не выйдет, потому что человек, взявший на себя вину, почувствует себя атакованным, что заставит его отвечать на вину, а не на проблему. Представьте себе сценарий, в котором партнер говорит: «Ты сумасшедший, раз так думаешь!» Тут же вина смещается с вопроса, например, из-за боязни неверности. Тут же другой партнер перейдет в оборону: «Я сошел с ума? Ты тот, кто сошел с ума!»
Итак, вот совет о том, как справляться с конфликтами в отношениях: Избегайте игры с обвинением. Лучше отвечать утверждениями типа «я чувствую», которые удерживают внимание на рассматриваемой проблеме. Пример: «Я злюсь, когда я один, а ты с друзьями». Или: «Я расстроен тем, что мусор еще не вынесли». Такой подход ведет к лучшему общению и лучшим результатам, поскольку уважает чувства вашего партнера, не подавляя их.
3. Придерживайтесь одного аргумента за раз
Иногда спор, начавшийся на одну тему, не останавливается на одной и той же теме. Прежде чем вы это заметите, жаркий спор может развернуться в разные стороны, как автомобиль, который въехал в гололед зимним днем. Остерегайтесь скользких дорожных условий в ваших отношениях и придерживайтесь одного аргумента за раз. Если вы отойдете от одной простой идеи, спор затеряется в тумане связанных, но ненужных вопросов. Ваша способность решить одну проблему затеряется в мешанине попыток решить множество проблем, в результате чего спор ни к чему не приведет. У пар, которые придерживаются одного аргумента, гораздо больше шансов найти одно решение. С терпением и пониманием у каждого партнера есть время, чтобы обдумать свои чувства и найти решение, прежде чем сменить тему.
4. Общение — это ключ
Вы слышали это так много раз, что это может звучать как заезженная пластинка. Но это по-прежнему верно: здоровое общение между партнерами является основой любых успешных отношений. Каковы примеры здорового общения? Это включает в себя активное слушание, установление зрительного контакта и полное внимание вашего партнера, когда он говорит, и адекватную реакцию. Речь идет о поддержании разговорного тона и уважительном, вовлеченном и открытом языке тела. Он использует утверждения «я», которые выражают чувства, а не возлагают вину. И это готовность признать, что вы не правы. Добавив все эти ингредиенты, вы получите рецепт отношений, которые могут стать основой любви и гармонии.
5. Оставайтесь непредубежденными
Среди методов разрешения конфликтов для пар, сохранение непредвзятости во время разногласий увеличивает шансы найти мирное решение. Легко увязнуть на своей стороне в споре, но это лишает вас способности быть гибким и понимать проблемы вашего партнера. Вместо этого парам следует отбросить свое эго и оставаться объективными, рассматривая обе стороны медали без предвзятости или личной выгоды. Тем самым вы открываете дверь для разумного обсуждения и возможность понять и принять точку зрения вашего партнера. Когда пары могут быть непредубежденными и объективными, они хорошо подходят для решения проблем, которые бросает им жизнь.
6. Не переживайте по мелочам
В популярной книге по самопомощи Ричарда Карлсона «Не переживайте по мелочам» вы найдете советы о том, как не позволять мелочам беспокоить вас. Ежедневные неприятности и стрессы могут стать большой проблемой для ваших отношений, если вы позволите им мешать вам выполнять задачи и получать удовольствие от деятельности. Книга напоминает нам, что большинство вещей, о которых мы беспокоимся и переживаем, даже не имеют значения. Карлсон также советует читателям отказаться от стремления к совершенству и попытаться принять и полюбить вещи такими, какие они есть — во всех их несовершенствах. Чтобы смотреть на вещи в перспективе, он рекомендует развивать сострадание к другим людям и их проблемам, что освобождает вас от зацикленности на собственных проблемах. И если терпение не приходит к вам естественным образом, потренируйтесь, понаблюдав, сможете ли вы быть терпеливыми в течение 10 минут (и постепенно увеличивайте время, в течение которого вы можете сохранять хладнокровие).
7. Предположим, что у вашего партнера добрые намерения
Ваш партнер снова не вынес мусор . Они опоздали, когда вы попросили их прийти вовремя. Они не сразу отреагировали на ваше сообщение. Вы ловите себя на том, что в подобных ситуациях делаете негативные выводы о своем партнере и реагируете соответствующим образом? Вполне естественно делать предположения о поведении других людей, но это не совсем способ способствовать гармонии в доме. Вместо этого сделайте вдох и спросите себя: «Что я здесь предполагаю?» И «не пора ли переосмыслить?» Рефрейминг позволяет вам рассматривать другие возможности после того, как ваш разум вызывает в воображении негативную интерпретацию. Затем поищите положительные интерпретации поведения вашего партнера, например, возможно, он просто устал или не обращает внимания. А еще лучше, если вы не уверены, то спросите.
НУ считает, что консультирование может изменить ситуацию
Независимо от того, являетесь ли вы молодоженами или ваш брак находится в самом расцвете, консультационные услуги, которые предлагают управление конфликтами, могут привести к выдающимся достижениям. Национальный университет твердо верит в преимущества, которые консультанты могут предложить своим сообществам, и его программа терапии брака и семьи (MFT) — идеальный способ получить отраслевые знания, готовя вас к практике. Онлайн-программа MFT дает вам всестороннюю перспективу, чтобы помочь другим справиться с их жизненными проблемами и личными трудностями.
С помощью интерактивных программ, тематических исследований и качественного обучения вы разовьете множество мыслительных и исследовательских навыков, которые вы сможете распространить на своих клиентов, в конечном итоге помогая им вести лучшую жизнь. Кроме того, НУ предлагает первую дистанционную программу для получения сертификата Комиссии по аккредитации образования в области семейной и семейной терапии (COAMFTE), что означает, что вы можете быть уверены, что ваше образование включает в себя новейшие методы и практики.
Назад ко всему блогу
Узнайте больше о нашем университете и стипендиях
Подпишитесь на нашу рассылку!
Последние ресурсы
Ваша страсть. Наши программы.
Выберите направление обучения
Преподавание и образование Бизнес-маркетинг Здравоохранение и уход Социальные науки и психология Инженерная технология Уголовное правосудие и право Искусство и гуманитарные науки Наука и математика
Ваша страсть.
Наши программы.Выберите уровень степени
Просмотр программПоиск по сайту
Модальное окно с поиском по сайту и полезными ссылками
Сроки и условия
Отправляя вашу информацию Национальному университету в качестве моей электронной подписи и отправляя эту форму, нажав кнопку «Запросить информацию» выше, я даю свое письменное согласие представителям Национального университета и филиалов Национального университета (включая Городской университет Сиэтла). ), чтобы связаться со мной по поводу образовательных возможностей. Это включает в себя использование автоматизированных технологий, таких как система автоматического набора номера и предварительно записанные или искусственные голосовые сообщения, текстовые сообщения и почта, как электронная, так и физическая, на телефонные номера (включая сотовые) и адрес(а) электронной почты. Я предоставил. Я подтверждаю, что информация, представленная в этой форме, является точной и полной. Я также понимаю, что некоторые программы на получение степени могут быть доступны не во всех штатах. Могут применяться тарифы на передачу сообщений и данных.
Я понимаю, что согласие не является условием для покупки каких-либо товаров, услуг или имущества, и что я могу отозвать свое согласие в любое время, отправив электронное письмо на адрес [email protected] Я понимаю, что если я отправлю свои личные данные извне Соединенных Штатов Америки, я даю согласие на передачу моих персональных данных и их хранение в Соединенных Штатах, и я понимаю, что мои личные данные будут обрабатываться в соответствии с законами США, если иное не указано в нашей политике конфиденциальности. политика. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности для получения более подробной информации или свяжитесь с нами по адресу [email protected].
Отправляя свою информацию, я подтверждаю, что прочитал и ознакомился с Заявлением о доступности.
Отправляя свою информацию, я подтверждаю, что прочитал и ознакомился с Кодексом поведения учащихся, размещенным в Каталоге.
6 способов научить детей разрешать конфликты
За 15 лет нашего брака мы с женой много работали над тем, чтобы хорошо общаться и разрешать конфликты. Мы узнали о важности хорошего общения и о том, почему нам нужно следить за тем, чтобы неразрешенный конфликт не стал препятствием в нашем браке. Мы также научились применять те же принципы разрешения конфликтов в воспитании детей, когда воспитываем наших четырех мальчиков. Как вы знаете, дети предоставляют множество возможностей для разрешения конфликтов со своими братьями и сестрами, а также с нами как с родителями.
Например, за последние 24 часа я могу привести несколько примеров, когда нам приходилось обучать наших мальчиков тому, как разрешать конфликты. Что вы делаете, когда один называет другого «идиотом»? Или как вы справляетесь с тем, что ваш 12-летний ребенок бросает ракетку на землю, потому что не может победить своего старика в пинг-понге? И, может быть, тот, который меня больше всего расстраивает: что вы делаете, когда ваши дети не уважают вашу жену? Правило номер один в нашем доме: «Уважай свою маму!»
Вот шесть способов, которыми мы намеренно воспитываем наших мальчиков, когда речь идет о способах разрешения конфликтов.
1. Научитесь извиняться.
Брак и воспитание детей предоставляют массу возможностей причинить боль и обидеть друг друга. Мы пытаемся научить наших мальчиков владеть своей ролью и распознавать, когда они сделали что-то не так. Вместо того, чтобы показывать пальцем и обвинять других, мы хотим, чтобы наши мальчики признавали, когда они сделали что-то не так.
Это не заканчивается простым извинением. Просьба о прощении требует определенного уровня смирения, потому что вы вынуждены признать, что сделали что-то не так, и вы должны продемонстрировать смирение по отношению к тем, кого обидели.
Несколько лет назад я видел, как один из наших мальчиков пнул одного из своих братьев между ног. Он думал, что ему это сходит с рук, но, к его огорчению, я наблюдал, как все это рушилось. Я попросил его не только извиниться, но и попросить прощения у своего брата. «Я прошу прощения за все, что я сделал» не работает. Скорее, мы хотим, чтобы наши мальчики извинились и попросили прощения за конкретные ошибки, которые они сделали.
3. Будьте честны и всегда говорите правду.
Этот принцип должен быть достаточно простым, но по своей сути наши дети будут лгать, жульничать и воровать. Они сделают все, что им нужно, чтобы что-то сойти с рук, скрыть это и обвинить своих братьев вместо того, чтобы признать свои ошибки. На практике это означает, что мы спрашиваем наших детей, как они себя чувствуют, когда им кто-то лжет. Или мы призываем их всегда говорить «всю правду и ничего, кроме правды». Мы с женой всю жизнь молились, чтобы наши мальчики стали мужчинами, которые не прячутся и не лгут. Конфликт никогда не может быть полностью разрешен, если он основан на лжи или полуправде.
4. Помните, с кем вы сражаетесь.
Моя тётя говорила мне хорошо относиться к моему брату, потому что он — всё, что у меня когда-либо будет. В то время я не понимал, что она имела в виду, но теперь, наблюдая, как растут мои мальчики, я понимаю, что она имела в виду. Когда-нибудь нас с женой не станет, но мои мальчики всегда будут друг у друга, поэтому они должны относиться к ним с уважением, добротой и заботой.
5. Будьте добры. Практикуйте золотое правило.
Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Если вы хотите, чтобы ваши братья пинали вас и высмеивали, то, во что бы то ни стало, сделайте то же самое. Но лучший способ — признать, что мы должны относиться к другим так, как хотим, чтобы относились к нам.
6. Моделируйте здоровое разрешение конфликтов, когда вы ошибаетесь.
Иногда хорошее разрешение конфликтов ловят, а не учат. Иногда я говорю своим детям «заткнуться», а иногда я повышаю голос и кричу. В такие моменты я практикую то, что проповедую. Я извиняюсь перед ними и прошу у них прощения. То же самое происходит, когда мы с Кристен плохо общаемся или конфликтуем. Иногда хорошее разрешение конфликтов ловят, а не учат.
Ваша роль как родителя — помогать своим детям. Они не научатся хорошим навыкам разрешения конфликтов самостоятельно. Задавайте хорошие вопросы, чтобы помочь им понять, что они сделали не так, и напомните им о важности правильного разрешения конфликтов.