Пути разрешения конфликтов – Пути разрешения конфликтов – межличностных, политических

Содержание

Пути разрешения конфликтов – межличностных, политических

Во все времена люди конфликтовали. Многие современники отрицательно относятся к конфликтам, даже боятся их, поскольку понимают, что после рассматриваемого явления возникнут натянутые отношения между участниками процесса. Однако конфликт сам по себе естественен. Он бывает межнациональным, политическими, межличностным, то есть зависимым от того, между кем происходит спор и на каком уровне возникла борьба интересов. Очень важно уметь разрешать конфликты, о путях чего расскажет интернет-журнал psytheater.com.

Конфликт – это спор между двумя и более участниками процесса, которые не сошлись во мнениях. Стоит ли бояться конфликта? Нет, поскольку он является естественным. С тех пор как человек начинает осознавать собственные желания, стремиться удовлетворять свои потребности и желать себе лучшего, он начинает конфликтовать. Яркими примерами этого являются дети, которые начинают спорить с родителями путем непослушания и делания все наоборот, начиная с 3 лет. Уже 3-летний ребенок начинает конфликтовать за право отстоять свои желания и интересы, а не слушаться окружающих. Именно по такому принципу разворачиваются все споры.

Конфликт – это столкновение двух и более мнений, которые между собой не согласуются, противоречат либо ограничивают.  Мнения эти основываются на желаниях и интересах участников процесса. Если один человек хочет, чтобы ему бесплатно предоставлялась какая-то услуга, а второй не соглашается на это, тогда возникает спор.

В зависимости от того, как участники конфликта себя ведут, что говорят, какие решения принимают и до чего доводят возникший спор, процесс прекращается тотчас же либо продолжается на последующий период времени. Войны, которые были частыми в былые времена, тоже являются конфликтом, который остался нерешенным между участниками процесса. Война – это насильственное желание взять свое, когда противоположная сторона не соглашается добровольно отдавать. Такой вид конфликта можно назвать политическим.

Независимо от того, между кем разгорается спор, природа конфликта одинакова. Все о том, как выходить из конфликтной ситуации, будет рассказано далее.

Что такое пути разрешения конфликтов?

Нет ни одного человека, который хотя бы раз в своей жизни с кем-то не поспорил. Абсолютно все люди конфликтуют. Различается лишь количество подобных ситуаций. Однако абсолютно все периодически сталкиваются с необходимостью находить пути разрешения конфликтов, которые в их жизнях возникли. Что это такое? Это способы выхода из сложившейся ситуации наиболее благоприятным для себя способом.

Конфликты возникают в жизни каждого человека, что вполне естественно, поскольку у каждого индивида есть свои желания, интересы, потребности, чувства и т. д. Если действия или слова другого человека ограничивают или запрещают реализовываться потребностям и желаниям индивида, тогда он начинает сопротивляться, что также естественно. Никто не обязан жертвовать своими интересами, чтобы удовлетворялись чужие желания. И чем более категорична подобная позиция, тем сильнее разгорается конфликт.

Вполне нормально, что один человек не заметит, как своими словами или поступками ограничил свободу другой личности. В такой ситуации, если человек понимает некоторый вред своего действия, он может попросить прощения. Однако конфликт – это нежелание двух и более сторон уступать оппоненту, мириться с ограничениями и отсутствие желания идти на компромисс.

Поначалу люди всегда ссорятся, поскольку не желают в чем-то себя ограничивать и от чего-то отказываться. Чем более жесткой является подобная позиция, тем сильнее разгорается конфликт. Споры быстро разрешаются между людьми, которые понимают, что окружающие имеют право на реализацию своих интересов, поэтому следует согласовывать свои поступки с ними, чтобы им не мешать и при этом не получать сопротивления.

Однако есть люди, которые редко признают ошибочность своих действий и не желают слышать интересы и желания окружающих. В таких ситуациях конфликт не только разгорается, но и длительное время не проходит.

Конфликты вполне нормальны, поскольку поначалу люди могут не замечать, как своими желаниями заходят на территорию чужой свободы и личных интересов. Вот почему конфликтов не следует бояться. Проблема заключается в другом: как люди устраняют конфликты?

Конфликтов не следует избегать или игнорировать:

  1. В первом случае человек не сможет полностью избавить себя от споров. Можно таким образом лишь минимизировать количество конфликтов.
  2. Во втором случае игнорирование не позволяет человеку устранить ситуацию, которая может над ним нависнуть и длительное время не давать спокойно жить.

Конфликты будут возникать абсолютно у каждого человека. И здесь важно уметь их разрешать, то есть находить такие способы взаимодействия, когда люди не будут совершать деструктивные и противоправные поступки, а также сам предмет спора исчерпает себя, поскольку интересы всех сторон будут учтены и реализованы в той или иной степени.

перейти наверх

Пути разрешения социального конфликта

Конфликт возникает тогда, когда хотя бы два человека начинают спорить по одному и тому же предмету, не сходясь во мнениях. Пути разрешения спора должны находить все участники конфликта. При этом здесь могут выделяться не только те, кто непосредственно конфликтует (участники конфронтации), но и другие лица:

  1. Свидетели – люди, которые со стороны наблюдают за конфликтом.
  2. Подстрекатели – участники, которые подталкивают главных лиц к противостоянию.
  3. Пособники – лица, которые усугубляют конфликт путем предоставления помощи, советов, технических средств.
  4. Посредники – люди, которые не являются главными оппонентами, однако вмешиваются в чужой конфликт, чтобы его разрешить, устранить.

Следует понимать, что в конфликте не все участники находятся в противоборстве. Главными участниками являются те, кто борется за предмет спора. А все остальные находятся в дружеских отношениях со всеми, просто играют ту или иную роль.

Для развития конфликта между людьми существует множество причин:

  • Их разность взглядов и интересов.
  • Отличия в религиозных взглядах.
  • Отличия на уровне денег, социального статуса, внешнего вида и пр.
  • Различие на уровне поведения.

Немногие семейные пары задумываются над вопросом, почему у них возникают ссоры. Большинство семей просто живет от ссоры к ссоре, зная лишь о проблемах, по которым они возникают в конкретный момент. Но вот почему они периодически возобновляются и партнеры не могут их разрешить, мало кто задумывается. Обычно люди просто живут, не задаваясь такими вопросами. А ведь именно ответы на них могли бы устранить те причины, которые вызывают скандалы в каждой семье.

перейти наверх

Каковы самые распространенные причины ссор?

  1. Отрицательное отношение к любимому человеку, накопление обид, претензий, ненависти приводит к чувству ревности и недоверию.
  2. Несоответствие реальности с желаемым. Обычно люди создают семьи, ожидая удовлетворения конкретных желаний. Однако не всегда партнеры дают друг другу то, в чем они нуждаются.
  3. Потеря романтичности в отношениях. Партнеры со временем забывают о своих чувствах, о том, что такое флирт, романтика, сексуальное желание, что приводит к скуке и монотонности жизни.
  4. Ощущение, что вы делаете больше, нежели ваш партнер. Когда у мужчины и женщины различные понимания того, что они должны делать, будучи семейными людьми, а также есть неравномерное распределение усилий, это приводит к очередной ссоре между партнерами.
  5. Однообразное времяпрепровождение и неумение отдыхать. Когда ваша жизнь не насыщена различными новыми впечатлениями, вы ищете выход в том, чтобы разнообразить ее при помощи скандала с любимым человеком.

Межличностные конфликты возникают абсолютно со всеми людьми, поэтому важно знать, какими способами можно их устранить:

  • На стадии, когда конфликт только разгорается, следует сдержать свои эмоции, постараться успокоиться, чтобы далее вести беседу в более расслабленном состоянии.
  • На стадии, когда конфликт уже состоялся, следует предложить найти компромисс, то есть ситуацию, при которой интересы всех участников будут реализовываться хотя бы частично.
  • Использование сил и помощи третьего лица, если кажется, что он является более компетентным и способным увидеть причину спора и указать на ее решение.
  • Реставрация, то есть возврат участников процесса в начальные позиции, когда конфликта еще не возникло. Другими словами, люди отказываются от того блага, из-за которого разгорелся конфликт, чтобы вернутся в первоначальное положение.
  • Выжидание (или невмешательство), когда конфликт уже существует, однако участники процесса ничего не делают, чтобы его устранить. Каждый ждет, что все решится само собой.
  • Обновление, когда люди отказываются от старого и создают новое.
перейти наверх

Пути разрешения межнациональных конфликтов

Во все времена возникали межнациональные конфликты, когда одна нация в чем-то не соглашалась или посягала на права и свободу другой нации. Несмотря на всю образованность и прогрессивность современного человека, межэтнические конфликты продолжают существовать. Предметом спора зачастую выступают:

  1. Различия во внешности.
  2. Отличия в религиозных направлениях.
  3. Отличия в культуре и традициях.
  4. Различия на уровне поведения в социуме.
  5. Различия на уровне восприятия мира.

Некоторые люди даже занимают позицию, что они являются лучшими из рода человеческого, нежели остальные народы. Естественно, подобная позиция превосходства человека по отношению к лицам другой национальности изначально предрекает возникновение конфликта.

Достаточно часто споры возникают в ситуациях, когда один народ попадает на территорию другого народа и пытается в нем жить. «Гости» пытаются принять привычки и традиции того государства, которое его приняло, однако на уровне межличностном все же некоторые правила могут за собой сохранять. Это будет вызывать негодование у тех, кто считается коренным жителем своей страны.

Также конфликты нередко возникают тогда, когда человек одной национальности влюбляется в представителя другой. Здесь каждая из сторон желает объединиться, а вот люди, которые окружают влюбленных, негодуют.

Чтобы разрешить конфликт на уровне межэтническом, можно прибегнуть к различным способам:

  1. Проявление терпения к различиям других народов. Данный способ является самым эффективным, однако редко кто его использует.
  2. Возврат каждого человека в свою страну, чтобы исчерпать конфликт.
  3. Игнорирование недоброжелателя, который нападает.
  4. Откладывание решения вопроса на время, когда обстоятельства немного изменятся.
  5. Переговоры с противником с целью устранения конфликта.
  6. Использование помощи посредника, который поможет сблизить интересы и взгляды конфликтующих сторон.
перейти наверх

Пути разрешения политического конфликта

Политические конфликты становятся не редкостью. В былые времена они разрешались путем ведения войн. В настоящее время политические деятели стараются более мирными способами найти пути решения их несогласованности.

Политическими конфликтами называются споры между политическими деятелями в процессе решения политических вопросов. Здесь речь идет не о личных интересах каждого политика, а об интересах всей страны. Конфликты могут возникать по причине:

  • Влияния одной страны на другую.
  • Воздействия одной валюты на другую.
  • Желания одной страны владеть землями другой. И т. д.

Как могут политики урегулировать свои споры?

  1. Соглашение, где каждая из сторон уступает.
  2. Нахождение компромисса, где каждый сохраняет свои потребности и желания.
  3. Понимание позиции второй стороны, чтобы получить ее уважение и расположение.
  4. Ослабление сил противника, который после этого уже не сможет противостоять.
  5. Изменение условий, которые будут невыгодными второй стороне.
  6. Ожидание, когда сторона ждет благоприятных условий, чтобы снова решить вопрос, который не был устранен.
перейти наверх

Итог

Конфликт – спор двух субъектов за право обладать неким благом, которое нужно обоим. Как решится конфликт, зависит полностью от участников процесса. Одни конфликты разрешаются сразу, другие могут длиться годами. Это зависит от того, как долго предмет спора будет важен для обеих сторон.

 

psytheater.com

Пути разрешения конфликтов Пути разрешения конфликтов

Конфликты присущи любому взаимодействию человека с другими людьми. Ссоры с родителями, друзьями, любимыми, детьми, коллегами по работе, начальниками и прочими людьми, даже малознакомыми, — это нормальное явление. Конфликт – это противостояние двух мнений, суждений, убеждений и даже религий, политических позиций, желаний, интересов. Если человек имеет свое мнение, желания, взгляды, то он неизбежно становится конфликтоспособным. Можно не спорить с другими людьми. Однако желание высказать свое мнение все же возникает. Вот почему важно уметь находить пути разрешения различных конфликтов.

Помощь психолога на сайте psymedcare.ru или на других ресурсах нередко становится актуальной по причине того, что у человека возник конфликт с другим индивидом. Обычно конфликты заставляют людей огорчаться, озлобляться или уходить в себя. Однако это является лишь неправильным пониманием того, что такое конфликт и зачем он нужен.

  • Что такое конфликт? Это всего лишь противостояние двух противоположностей или различий. Людям можно иметь непохожие мнения, интересы и позиции. Плохо уже то, что они делают из этого повод для споров и оскорблений.
  • Зачем нужен конфликт? Лишь для того, чтобы высказать свое мнение и попробовать настоять на своем мнении. Конфликты разгораются, когда люди не принимают чужую точку зрения, а желают сделать свое мнение единственно правильным. Это вполне позволительно, но лишь до тех пор, пока собеседники обсуждают проблему. Когда же дело заходит о личностях оппонентов, о том, кто правильно и неправильно живет, об умственных и прочих способностях, то есть собеседники начинают оскорблять друг друга, чем и разрушать отношения, тогда конфликт теряет свои положительные качества.

Конфликт – это показатель того, что люди по-разному думают в отношении одного и того же вопроса. Это вполне нормально. Плохо то, что люди создают из-за этого проблему, разрушая тем самым свои отношения и возможность найти компромиссное решение ситуации.

Думайте не так, как все, и гордитесь этим. С самого детства каждый встречающийся человек пытался привить вам свой способ мышления. Поскольку большую часть жизни, которая отводится на развитие и становление человека (первые 7-16 лет), вы проводите с родителями, то именно по этой причине так похожи на своих родственников в мышлении, поведении и образе жизни. Немалый вклад в ваше развитие вкладывают учителя, которые приучают вас думать тем или иным образом. Но заметьте:

  1. Всех детей приучают к одному и тому же образу мышления, то есть вы ничем не отличаетесь от людей, которые учились вместе с вами в одни и те же года.
  2. Вас наказывали за то, что вы могли нестандартно подойти к решению некоего вопроса. То есть вас приучали думать, как всех других людей, не выходя за рамки разрешенного и предложенного.

Принципы воспитания детей и школьного образования взращивают клонов, роботов, одинаковых людей. Но на то и дана вам взрослая жизнь, чтобы наконец-то самим решать, как вам жить, каким человеком быть и как мыслить, решать вопросы, жизненные задачки.

Обратите внимание, что гениями и первооткрывателями становились люди, которые мыслили не так, как их современники. Люди обычно поддаются шаблонному мышлению, который принят в то или иное время в обществе. Но гениями, богатыми людьми, лидерами, первооткрывателями, известными становились те, кто мыслил за рамками предложенного и дозволенного. Понимаете суть?

Думайте не так, как все, и гордитесь этим. Несомненно, вас к чему-то уже приучили и вы привыкли к определенному способу мышлению. Но если вы чувствуете в себе потребность измениться, то у вас есть такой шанс. Только от вас зависит, как вы будете думать, мыслить, решать вопросы. Но понимайте, что именно то, как вы решаете жизненные задачки, размышляете и смотрите на мир, влияет на то, какой жизнью вы живете и какими благами обладаете.

Что такое пути разрешения конфликтов?

Конфликты возникают у любого человека с другими людьми. Важно уметь находить пути разрешения споров. Что это такое? Это решения, которые будут устраивать всех участников конфликта.

Трудно совместить, объединить два противоположных мнения. Вот почему между двумя крайностями нужно искать «золотые середины». Компромиссное решение – это способность индивидов остаться при своем мнении и при этом принять точку зрения оппонентов. Ведь важно не победить, а все-таки продолжить сотрудничество.

перейти наверх

Пути разрешения социальных конфликтов

В конфликте участвуют оппоненты – непосредственные участники развития спора, а также пособники, свидетели, посредники и подстрекатели. Пособниками являются люди, которые своими советами лишь усиливают конфликтную ситуацию. Подстрекатели могут лгать или говорить правду об оппонентах, чтобы распалить спор. Посредники, наоборот, желают помочь участникам конфликта устранить проблему. А свидетели просто являются вольными слушателями, которые случайно оказались в эпицентре событий.

Важно понимать, что конфликт разгорается непосредственно между оппонентами, в то время как остальные свидетели и посторонние участники могут находиться в доброжелательных отношениях между собой.

Конфликт разгорается из-за какого-то вопроса, который по субъективным причинам каждой стороны вдруг возымел важное значение. Какие могут быть пути решения социальных конфликтов?

  1. Уступки.
  2. Переговоры и договоренности.
  3. Обращение к третьим лицам с целью получения помощи.
  4. Использование силы одной из сторон с целью подавить вторую.

Будьте спокойны и готовы к любому исходу событий. Не нужно ничего выдумывать и додумывать за других людей, которые вас волнуют. Успокойтесь и примите для себя твердое решение: «Чего я хочу в данной ситуации достичь?».

Не морочьте себе голову. Не нужно думать над тем, а что подумают о вас другие люди, что думают те участники процесса, с которыми у вас возникли проблемы, как вам сделать, чтобы было по-вашему. Не нужно нервничать и устраивать какие-то сцены. Будьте спокойны. Вы знаете, чего хотите, но никого не заставляете ничего делать в угоду вам. Вы можете прямо сказать «Я хочу, чтобы было так-то», но при этом не требуете ничего от другого человека (других людей). Пусть они сами принимают решение, как им поступать и что желать. Вы свои желания знаете и готовы иметь то, чего хотите.

Многие проблемы возникают лишь потому, что человек начинает искать такие пути выхода из ситуации, когда не он, а другие люди будут винить себя в бедах и исправлять происходящее. Не нужно этим заниматься. Если у вас возник с кем-то конфликт, не будьте детьми, поступайте мудро и по-взрослому. Останьтесь наедине с самими собой и просто задайте себе вопрос: «Чего я хочу достичь в этой ситуации?».

Вы должны четко сами понимать: «Я хочу, чтобы было так-то, но при этом ничего не требую от другого человека». Вы готовы к тому, что другой человек примет для себя какое-то другое решение, но это его выбор, который вы принимаете. Поэтому сначала решите, какого результата хотите достичь вы, а потом делайте соответствующие шаги в этом направлении. Если ваш собеседник хочет того же самого, тогда вы достигнете своего. А если другой человек хочет чего-то другого, тогда согласитесь с его решением, пожелайте ему удачи, и пусть идет своей дорогой. У вас теперь есть свободное пространство, чтобы заполнить его тем человеком, который захочет того же самого, что и вы.

перейти наверх

Пути разрешения межнациональных конфликтов

Межнациональные конфликты популярны во все времена. В былые века люди разных национальностей просто воевали между собой за право владеть чужими землями и повелевать другим народом. В современном обществе между нациями осталась лишь вражда, которая понемногу устраняется путем привития новым поколениям толерантного отношения к различным национальностям.

Предметом межнационального конфликта может быть:

  1. Разная внешность.
  2. Разность культур и традиций.
  3. Желание властвовать на чужой земле.
  4. Борьба за первенство и главенство в политике, религии или просто во мнениях.

Обычно недоброжелательное отношение к другим национальностям называется расизмом. Расизм, или расовая дискриминация, является опасной не только для тех, кого ненавидят, но и для людей, которые ненавидят. Вред причиняется обеим сторонам, в первую очередь он заключается в наличии стрессового фактора. Обе стороны переживают стресс, который негативно влияет на их организм. Больше всего страдает психологическое состояние людей, которые связаны с данной проблемой.

  • Вред для расистов.

Стресс возникает на почве ненависти у тех, кого называют расистами. Человек негативно относится к представителям определенной расы. Это заставляет его занимать позицию обороны. Когда человеку нужно бороться, его организм находится в состоянии экономии. Все ресурсы направлены на поддержание работоспособности организма, а также на возможность применить силу, защитить себя.

Страдают те отделы организма, которые считаются не жизненно важными. Могут выпадать волосы, расстраиваться выведение кала и мочи, пересыхать кожа и т. д. Злость и агрессия становятся постоянными ощущениями, которые негативно сказываются на состоянии здоровья. Образ жизни человека сужается до одной точки – истребить всех противников.

  • Вред для тех, кто подвергается расовой дискриминации.

Люди, которые стали жертвами расистов, переживают немало стресса. Их основной задачей становится выживание. Они постоянно находятся «начеку». Организм также начинает аккумулировать свои ресурсы только на жизненно важных процессах, что сказывается на появлении различных вегето-сосудистых расстройств.

Психологическое состояние таких людей ухудшается. Может развиться мания преследования, депрессия, социофобия. Человек постоянно подвергается насмешкам, насилию и издевательствам, что не проходит без следа.

Расовая дискриминация – это борьба за власть. Каждая из сторон желает доказать, что она важнее другой. В такой борьбе проигрывают обе стороны, поскольку война ведется на психологическом уровне, где в стрессе находится не только нападающий, но и его оппонент.

Поскольку люди до сих пор остаются нетерпимыми к другим национальностям, возможно три способа решения конфликтов между ними:

  1. Избегание.
  2. Переселение в другое место.
  3. Уход из поля видимости.
перейти наверх

Пути разрешения политических конфликтов

В политике также возникают свои конфликты, поскольку речь идет о главенстве государств. Сотрудничество, партнерство или просто взаимодействие двух и более стран всегда приводит к вопросу о том, какой позиции они будут придерживаться и кто из них будет главным. А это всегда приводит к конфликтам. Любое ущемление прав целой страны, ее подавление, желание властвовать над ней, управлять ее экономикой и политикой вызывают естественное противостояние.

Какие пути разрешения возможны при политических конфликтах?

  • Компромиссы.
  • Договоренности.
  • Достижение главенствующей позиции путем понимания интересов другой стороны.
  • Подавление ресурсов второй стороны силовыми и прочими методами.
перейти наверх

Итог

Конфликт – один из распространенных видов взаимодействия человека с другими людьми. Неважно, на каком уровне происходят конфликты. Всегда нужно их устранять, поскольку в противном случае они будут только усугубляться и приводить к разрушению.

 

psymedcare.ru

Способы разрешения конфликтов

Модель разрешения конфликтов

Исследования показали, что не сами конфликты, а именно неудачи в их разрешении способны привести к разрушению взаимосвязей. Бесконфликтные отношения являются признаком отсутствия отношений как таковых, а не показателем хороших взаимоотношений. Конструктивные пути решения конфликта способствуют более высокой степени сближения и более совершенным взаимоотношениям (рис. 1).

Рисунок 1. Пути разрешения конфликтов в виде модели

Используя пути решения конфликта, необходимо:

  • признание, что они будут в любом случае;
  • рассмотрение в качестве элемента более крупной «картины»;
  • избежание затухания, использование для продвижения к намеченным целям.

При наступлении конфликтной ситуации необходимо управление. Структурные методы включают разъяснение требований к работе, в том числе:

  • ожидаемых результатов работы;
  • системы полномочий и ответственности;
  • каналов передачи информации;
  • политики, процедуры и правил.

Среди координационных и интеграционных механизмов выделяют:

  • иерархию полномочий, которая способна упорядочить взаимодействие людей, принятие решений и потоки информации;
  • правило «шеф всегда прав», применение проектных и межфункциональных групп, совещаний нескольких отделов.

Общеорганизационные и комплексные цели состоят в:

  • эффективном осуществлении целей, что требует объединения усилий всего персонала.
  • скоординированном применении системы вознаграждений, что оказывает влияние на осуществление целей, поддерживая внутреннюю политику организации.

Межличностные методы решения конфликта состоят в избегании, приспособлении, конкуренции, компромиссе. Избегание означает откладывание проблемы, уход в сторону. Приспособление характеризуется пренебрежением своим интересам ради того, чтобы удовлет

zaochnik.com

2. Пути разрешения конфликтов

Менеджер, согласно своей роли, находится в центре конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20% своего времени на разрешение различного рода конфликтов.

Управление конфликтами обязательно предполагает учет природы конфликтной ситуации.

Каждый тип конфликта требует своего метода решения, своего подхода, который определяется природой и динамикой развития конфликта, а также мерой открытости конфликта.

Вначале конфликт протекает в скрытой форме, но по мере разрастания напряженности конфликт становится открытым. В скрытой форме развитие конфликта идет медленно, в открытой форме – быстро.

Деловой конфликт при его неразрешении неизбежно перерастает в конфликт личностный, т.е. сохранить чисто деловую основу он долго не может.

Происходит смещение объекта конфликта с производства на межличностные отношения. Деловая причина конфликта часто забывается, и все сводится к межличностным отношениям.

Все эти и другие особенности необходимо учитывать руководителю при выборе того или иного метода управления конфликтом. Кроме того, необходим учет стадии развития конфликта.

Процесс развития конфликта можно представить на графике (рис.34).

Пик конфликта

Период

Рис. 34. Развитие конфликта

Важная задача руководителя в том, чтобы войти в конфликт для управления на начальной стадии.

Методы управления конфликтами можно разделить на две категории: структурные (или деловые) и межличностные.

К структурным методам относятся следующие:

1. Разъяснение требований к работе

2. Координация

3. Установление комплексных целей

4. Система вознаграждений

Межличностные методы управления конфликтами основываются на выборе определенного стиля поведения, учитывающего три компонента: собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, природу самого конфликта.

Существует пять основных стилей поведения в конфликте, в основу классификации которых положена система Томаса-Килменна – двух американских ученых.

Эта система позволяет ориентировать любого человека в случае попадания его в конфликтную ситуацию.

Пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником конфликта – несовпадением интересов двух и более сторон.

Стиль поведения любого человека в конфликте определяется: мерой удовлетворения собственных интересов; активностью или пассивностью действий; мерой удовлетворения интересов другой стороны; индивидуальными или совместными действиями.

Графически это изображается посредством сетки Томаса-Килменна, которая определяет место и название стилей поведения (рис.35).

Индивидуальные действия Совместные действия

Высокий Активные

действия

Интерес

к себе

Низкий Пассивные действия

Низкий Интерес к другим Высокий

Рис.35. Стили разрешения конфликтов

Активные

Пассивные

Исходя из данной модели выделяют пять способов разрешения конфликтов:

1)Конкуренция – стремление активно и индивидуально действуя добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другой стороны. Это стиль типа «выигрыш-проигрыш». Для применения данного стиля необходимо обладать властью. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Однако, у окружающих складывается неблагоприятное впечатление об индивиде, использующем этот стиль.

2)Сотрудничество – при таком подходе выигрывает каждая из сторон. Этот стиль отличается активными совместными действиями при высокой мере удовлетворения собственных интересов и интересов другой стороны. Стиль типа «выигрыш-выигрыш».

3)Уклонение (избегание) – характеризуется отсутствием стремления к кооперации и достижения собственных целей, т.е. имеют место пассивные индивидуальные действия при низком интересе к себе и другим.

4)Приспособление – характеризуется пассивными действиями при совместном участии, когда в жертву приносятся собственные интересы ради интересов другой стороны. Стиль типа «невыигрыш-выигрыш».

5)Компромисс – при этом стиле умеренно учитываются интересы каждой из сторон. Реализация данного стиля связана с проведением переговоров. При компромиссе, в отличие от сотрудничества, нет взаимной удовлетворенности, но нет и неудовлетворенности сторон. Это стиль типа «непроигрыш-невыигрыш».

При определении собственного стиля разрешения конфликта важно понимать, что из рассмотренных стилей каждый эффективен только в определенных условиях и ни один из них не может быть выбран как самый лучший.

Другими словами, при выборе стиля нужно учитывать конкретные обстоятельства.

Наилучший стиль определяется конкретной ситуацией, а также складом характера того человека, который выбирает стиль.

Если не учитывать ситуацию, то наиболее эффективным стилем будет сотрудничество, так как в этом случае удовлетворяются интересы обеих сторон.

Вместе с тем, этот метод является наиболее трудным, так как для совместного принятия решений требуются определенные усилия и время, а самое главное – обоюдное желание для разрешения конфликта.

Управление конфликтами обязательно предполагает учет природы конфликтной ситуации.

При разрешении деловых конфликтов рекомендуется следующая последовательность действий:

Создать атмосферу сотрудничества – в начале каждой встречи конфликтующих сторон необходимо провести некоторое время в неофициальной беседе, чтобы снизить отчуждение.

Стремиться к ясности общения – должна быть представлена необходимая информация, терминология используется единая.

Признать наличие конфликта – это откроет путь процессу переговоров.

Договориться о процедуре. Если конфликт не решен сразу, то договориться, где и когда начать совместную работу по его преодолению.

Очертить конфликт – каждая сторона должна высказаться о ситуации: в чем они видят конфликт, какие чувства это у них вызывает, в чем вклад каждой стороны в конфликтную ситуацию.

Исследовать возможные варианты решения – выработать как можно больше вариантов решения.

Добиться соглашения – обсудить и дать оценку высказанным предложениям, а затем выбрать наиболее приемлемое. Составить документ, скрепляющий согласие сторон.

Установить крайний срок решения – это позволит не затягивать переговоры по конфликту. Сроки должны быть согласованы и приняты сторонами.

Воплотить план в жизнь – приступить к мерам по урегулированию конфликта сразу же после заключения соглашения.

Оценить принятое решение – выявить неудовлетворенных принятым соглашением.

Среди деловых конфликтов наибольшую сложность для решения представляют трудовые конфликты, которые сейчас стали привычным явлением в наших условиях. Оппонентами в этих конфликтах выступают администрация и коллектив предприятия в лице профсоюзов, в более сложных случаях – правительство и коллектив предприятия или группы предприятий, как правило, одной отрасли (например, угольной).

Мировой практикой выработан механизм нейтрализации и мирного разрешения таких конфликтов. Целью этих процедур является недопущение перерастания трудового конфликта в забастовку.

Существует три главных способа разрешения таких конфликтов: непосредственные переговоры между сторонами; посредничество; трудовой арбитраж.

Кроме деловых, руководителю часто приходится иметь дело с межличностными конфликтами, которые по своей природе являются эмоциональными, психологическими конфликтами.

При разрешении межличностного конфликта действия руководителя могут состоять в следующем:

  • четкое представление позиций конфликтующих сторон;

  • выявление наиболее активных участников;

  • разделение причин, вызвавших конфликт по значимости;

  • нахождение общего решения, если оно возможно для конфликтующих сторон;

  • если общее решение невозможно, то открытое признание неправоты одной из сторон;

  • принятие административных мер воздействия или проведение воспитательной работы с той конфликтующей стороной, действия которой неправомерны.

В случае если причиной эмоционального конфликта является конфликтная личность, то необходимы поиски подходов или контактов с этим человеком.

studfiles.net

Cпособы разрешения конфликтов

Совершенно избежать конфликтов при активном образе жизни вряд ли возможно. Споры, даже конструктивные, часто перерастают в конфликты и стрессы. Как научиться минимизироваться конфликты и выходить из них без потерь.

Конфликты и способы их разрешения

Жизнь в современном обществе полна стрессов (см. «Как снять стресс и справиться с нервным напряжением»), а самой частой причиной стресса становятся конфликты, в которые вы вольно или невольно вовлекаетесь.

Оказавшись в противостоянии с кем-либо, многие задавали себе вопрос: как разрешить этот конфликт? Однако чаще приходится задумываться над тем, как выйти из трудной ситуации и сохранить при этом хорошие отношения или продолжить дальнейшее сотрудничество.

Психологи всё чаще твердят, что конфликт – вполне нормальное состояние личности. Что любой человек в течение всей свой жизни пребывает в конфликте с другими людьми, целыми группами или даже с самим собой. А умение найти взаимопонимание с конфликтующей стороной является чуть ли не самым важным жизненным навыком, который укрепляет личные и профессиональные взаимоотношения.

Однако постоянное нахождение в конфликтной ситуации может оказывать разрушающее действие на личность человека, ведь он может чувствовать себя угнетённо, потеряет уверенность, понизится его самооценка. Поэтому приходится обострять конфликт для окончательного разрешения.

Но чтобы правильно определить, что лучше: избежать конфликта или разрешить его, важно знать способы и стили разрешения конфликтов.

Стили разрешения конфликтов

Учёные выделяют 5 основных стилей:

  • соперничество (конкуренция)
  • сотрудничество
  • компромисс
  • избегание (уклонение)
  • приспособление

Стиль конкуренции

Если личность активна и намерена разрешить конфликтную ситуацию для удовлетворения собственных интересов, приходится применять стиль конкуренции. Как правило, человек, двигаясь к разрешению конфликта в свою пользу, подчас в ущерб другим людям, вынуждает их принимать именно его способ решения проблемы.

В этом случае, выбирая стиль конкуренции, нужно иметь ресурсы для разрешения конфликта в свою пользу либо быть уверенным, что полученный результат — единственно верный. Например, руководитель может принять жёсткое авторитарное решение, но в будущем это даст нужный результат. Такой стиль готовит сотрудников к подчинению без лишних разглагольствований, особенно в нелёгкие для компании времена.

Бывает, что к подобной модели поведения прибегают по причине слабости. Если человек уже не уверен в своей победе в текущем конфликте, то он может начать разжигать новый. Ярче всего это можно увидеть в отношениях двух детей в семье, когда младший провоцирует старшего на какой-то поступок, получает от него «трёпку» и уже с позиции потерпевшего жалуется родителям.

Также человек может вступить в подобный конфликт исключительно по своей неопытности или глупости, просто не отдавая себе отчёта в последствиях для себя.

Стиль сотрудничества

Стиль сотрудничества обозначает, что субъект старается разрешить конфликт в свою пользу, но при этом должен учитывать интересы оппонента. Поэтому разрешение конфликта предполагает поиск выгодного обеим сторонам исхода. Наиболее типичными обстоятельствами, когда используется этот стиль, можно считать следующие:

  • если обе стороны конфликта имеют одинаковые ресурсы и возможности;
  • если разрешение этого конфликта выгодно, и ни одна из сторон не устраняется от него;
  • если между оппонентами давние и взаимовыгодные отношения;
  • если у каждой из сторон вполне объяснимые цели, которые они могут объяснить;
  • если у каждой из сторон есть иные пути выхода из кризиса.

К стилю сотрудничества прибегают в тех случаях, когда у каждой из сторон есть время на поиск общих интересов. Но такая стратегия требует терпимости и эффективна в том случае, если в перспективе не предвидится каких-либо изменений в расстановке сил противоборствующих сторон.

Стиль компромисса

Компромисс означает, что противники стараются найти такое решение, при котором будут какие-то взаимные уступки. Использование этого стиля возможно, если стороны обладают одинаковыми ресурсами, но их интересы взаимоисключающие. Тогда стороны придут к какому-то временному решению, а выгода, которую они получат, будет кратковременной.

Самое интересное, что именно компромисс становится порой единственным возможным выходом из конфликта. Когда противники уверены, что стремятся к одинаковому результату, но понимают, что одновременно достичь этого невозможно.

Стиль избегания (уклонения)

Стиль уклонения обычно используется в том случае, когда потенциальный проигрыш в каком-то определённом конфликте намного выше, чем те моральные издержки, которые вызовет уклонение. Например, руководящие работники очень часто уклоняются от принятия спорного решения, откладывая его на неопределённый срок.

Если говорить о других должностях, например, менеджере среднего звена, то он может якобы терять документы, озвучивать бесполезную информацию, ссылаться на то, что вышестоящий начальник в командировке. Но затягивание решения по данному вопросу может ещё сильнее усложнить проблему, поэтому стилем уклонения пользоваться лучше тогда, когда это не будет иметь серьёзных последствий.

Стиль приспособления

Стиль приспособления проявляется в том, что личность совершает какие-либо действия, ориентируясь на поведение других людей, однако при этом не стремится отстаивать свои интересы. Он как бы заранее признаёт доминирующую роль оппонента и уступает ему в их противостоянии. Подобная модель поведения может быть оправдана лишь тогда, когда, уступая кому-то, вы слишком много теряете.

Подобный стиль для разрешения конфликта рекомендуется выбирать в следующих случаях:

  • когда необходимо сохранить мирные отношения с другим человеком или даже целой группой;
  • когда недостаточно власти, чтобы одержать победу;
  • когда победа для оппонента важнее, чем для вас;
  • когда необходимо найти решение, устраивающее обе стороны;
  • когда невозможно избежать конфликта, а сопротивление может навредить.

Например, на рынке появляется конкурирующая компания, но с более значительными финансовыми, административными и прочими ресурсами. Можно пустить все силы на борьбу с конкурентом, но велика вероятность проигрыша. В этом случае, применяя стиль приспособления, лучше поискать новую нишу в бизнесе или продать компанию более сильному конкуренту.

Основные способы разрешения конфликтов

Все имеющиеся на сегодняшний день методы разрешения конфликтов можно разделить на две группы:

  • негативные
  • позитивные

Негативные, то есть разрушающие, методы означают, что победа будет достигнута только одной из сторон, и тогда результатом противоборства станет разрушение единства сторон, принимающих участие в конфликте.

Позитивные методы, наоборот, позволяют сохранить единство конфликтующих сторон. Но важно понимать, что такое деление в достаточной степени условно, так как на практике обе системы могут использоваться одновременно, при этом гармонично дополняя друг друга. Ведь это только в вооружённых конфликтах условием победы является достижение превосходства кого-то из противников.

В мирной жизни основная цель борьбы сводится к изменению конфликтной ситуации. А вот достигнуть этого можно различными способами. Самые известные сводятся:

  • к воздействию на оппонента и его окружение;
  • к изменению соотношения сил;
  • к ложной или правдивой информации противника о его намерениях;
  • к получению корректной оценки ситуации и возможностей противника.

Негативные методы разрешения конфликтов

1. Ограничение свободы противника

Например, в процессе дискуссии можно навязать оппоненту такую тему, в которой он некомпетентен и может сам себя дискредитировать. А ещё можно принудить противника к действиям, которые будут полезны противоборствующей стороне.

2. Выведение из строя управляющих органов 

В процессе дискуссии активно дискредитируется политика лидеров, опровержение их позиции. Например, во время предвыборной компании очень многие прибегают к критике своих оппонентов и даже демонстрации их несостоятельности как политических деятелей в пользу своей позиции. Здесь многое зависит от количества полученной информации, которая искажается, а также от ораторского искусства одного из противников.

3. Метод проволочек

Этот метод применяется, чтобы выбрать подходящие условия для финального удара или создания благоприятного соотношения сил. В военное время активно применяется для переманивания солдат противника на свою сторону. В мирных же целях удачно проявляется в дискуссии, если брать слово в последнюю очередь и приводить аргументы, которые ещё не подвергались критике.

При использовании данного метода есть шанс заманить противника в приготовленную заранее ловушку и выиграть время либо изменить обстановку на более для себя выгодную.

Позитивные методы разрешения конфликтов

1. Переговоры

Переговоры являются одним из самых действенных методов в урегулировании конфликтов. Для достижения перемирия используется форма открытых дебатов, которые предусматривают взаимные уступки, а также полное или частичное удовлетворение интересов обеих сторон.

2. Метод принципиальных переговоров

В отличие от обычных переговоров, данная форма урегулирования конфликта предполагает следование четырём основным правилам (принципам), от которых нельзя отступать.

Определение понятий «участник переговоров» и «предмет переговоров». Для первого понятия важна не просто личность, а некто, обладающий определёнными чертами характера: стрессоустойчивостью, способностью контролировать своё поведение и эмоции, умением слушать оппонента, способностью сдерживать себя и избегать оскорбительных слов и поступков.

Ориентация на общие интересы, а не на позицию каждой из сторон. Ведь именно в противоположных позициях и проявляется различие интересов. Поиск общих условий может примирить конфликтующие стороны.
Продумывание выгодных для обеих сторон вариантов решения. Анализ вариантов, удовлетворяющих обе стороны, и приводит к договорённости в любой области.

Поиск объективных критериев. Если критерии будут носить нейтральный для обеих сторон характер, это быстрее приведёт конфликт к логическому разрешению. А вот субъективные критерии всегда будут ущемлять интересы одной из сторон. Но объективность будет достигнута только при условии понимания всех аспектов проблемы.

Какими бы методами и стилями вы ни пользовались в поиске выхода из спорной ситуации, важно понимать, что худой мир лучше доброй ссоры. Неразрешённый конфликт будет забирать у вас намного больше сил, времени и здоровья. Поэтому нужно применить максимум усилий для его возможного разрешения.

© Самосадкина Екатерина, BBF.ru

bbf.ru

Конфликты. Способы разрешения конфликта — Информио

Актуальность темы

Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Содержание понятия конфликта. Классификация конфликтов

Конфликт (лат. conflictus)   — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

Способы разрешения конфликта

Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предполагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени высокой вероятности опасных последствий.

Уход или уклонение от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при миниальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличие трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому, что «мы все — одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».

Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчиненными, но не может подавить инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у молодого и более образованного персонала.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме, может сократить время поиска альтернатив.

Решение проблемы. Данный стиль — признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации.

Еще в 1942 году американский социальный психолог М. Фолет указывала на необходимость разрешения (урегулирования), а не их подавления. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не претерпит серьезных потерь.

Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников

Методы разрешения конфликта

Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупнено их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

1) внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;

2) структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;

3) межличностные методы или стили поведения в конфликте;

4) переговоры;

5) ответные агрессивные действия. Эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.

  1. Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «я-высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.

Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. «Я-высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует навыков и практики, но это бывает оправданным в дальнейшем. «Я-высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои положения. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, что бы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.

  1. Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.

Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы, совещания. Например, когда в одной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями — отделом сбыта и производственным отделом — то была организована промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.

Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики — направить усилия всех участников на достижение общей цели.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.

www.informio.ru

Пути разрешения конфликта — Психология жизни

Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор участником данного конфликта стратегии выхода из него. Стратегия представляет собой основную линию поведения участников в конфликтной ситуации.

Психологи выделяют пять стратегий выхода из конфликта:
компромисс, сотрудничество, избегание, конкуренция и соперничество.

Выбор пути разрешения конфликта зависит от различных факторов: личностных особенностей участников конфликта, уровня нанесенного от оппонента ущерба, статуса участника, возможных последствий конфликта, значимости решаемой проблемы, длительности конфликта. На исход конфликтной ситуации также может влиять наличие или отсутствие различных ресурсов его участников.

Разрешение конфликта с помощью стратегий

Как разрешить конфликт с помощью стратегии соперничества? Разрешение конфликта заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.

 

Разрешение конфликта с помощью компромисса состоит в желании участников завершить конфликт частичными уступками. Компромисс характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью простить. На сегодняшний день компромисс наиболее часто используемая стратегия завершения и разрешения конфликтов.

Выход из конфликта с помощью стратегии приспособления рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций.

Любое избегание конфликта является попыткой уйти от конфликта при минимуме затрат. Собственно разговор идет не о разрешении конфликта, а о затухании конфликта. Кстати избегание конфликта может быть вполне конструктивной реакцией на затянувшийся конфликт.

Как избежать конфликта и нужно ли? О предупреждении конфликта

И только стратегия сотрудничества является наиболее эффективным способом разрешения конфликта. Сотрудничество предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника или оппонента, а как союзника в поиске разрешения конфликта.

Сочетание способов разрешения конфликта определяет, как разрешится противоречие, лежащее в основе конфликта.

Рекомендации по наиболее целесообразному использованию того или иного пути разрешения конфликта, в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека

Стиль конкуренции или соперничества

Используйте соперничество, чтобы разрешить конфликт:

  • Когда вы обладаете достаточной властью и авторитетом, определенными полномочиями
  • если вы уверенны в том, что предлагаемое вами решение наилучшее
  • когда вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять
  •  если вы находитесь в критической ситуации, которая требует неотложного реагирования

 

Следует учитывать, что конкуренция как один из путей разрешения конфликта редко приводит к долгосрочным результатам, т. е. проигравшая сторона может не поддержать решение принятое вопреки его воле. Кроме того, тот кто сегодня проиграл, завтра может отказаться от сотрудничества. Также этот стиль поведения не может быть использован в личных близких отношениях — поскольку это может вызвать чувство отчуждения.  Как заставить себя заниматься спортом? советы

Ведь известно, что брак, в котором одна сторона подавляет другую приводит к неразрешимым противоречиям или даже полному разрыву. Не следует также использовать этот способ разрешения конфликта, если вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения не совпадает с мнением оппонента, и вы не имеете достаточных аргументов, чтобы доказать ее.

 Стратегия сотрудничества

Этот способ разрешения конфликта наиболее трудный, но он эффективен в любой конфликтной ситуации. Преимущество его в том, что вы находите наиболее приемлемое для обеих сторон решение и ваш оппонент становится партнером в данном конфликте.

Сотрудничество означает поиск решений, а такой подход всегда ведет к успеху. Как разрешить конфликт? Тест покажет конфликтная ли вы личность?

Прежде всего, следует выяснить какая потребность стоит за желаниями вашего оппонента, и выясните, в чем ваши разногласия компенсируют друг друга. Чтобы разрешить конфликт, вам потребуется умение объяснять свои решения, выслушать другую сторону, а также умение контролировать свои эмоции. Отсутствие одного из этих умений делает данный стиль поведения в конфликте не эффективным.

Как контролировать свои эмоции?

Используйте стратегию сотрудничества в разрешении конфликта, если:

  • компромиссное решение не решает ваших разногласий
  • оба участника конфликта способны выслушать друг друга, изложить суть своих интересов, претензий
  • когда у вас с оппонентом длительные прочные, и взаимозависимые отношения
  • и наконец, если обе стороны конфликтной ситуации обладают равной властью или не замечают разницы в статусе, в социальном положении, чтобы на равных искать решение проблемы

 

Компромиссное разрешение конфликта

В своей основе напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, т. к. участники конфликта в чем — то уступают друг другу. Этот способ разрешения конфликта наиболее эффективен, когда обе стороны конфликта стремятся к одной цели, но знают, что одновременное осуществление этой цели невозможно. Например, желание занять одну и ту же должность. Как достичь любой цели?

«Компромисс хороший зонтик, но плохая крыша» ©Д. Лоуэлл

Чтобы разрешить конфликт, вы должны понимать, что суть компромисса не в решении проблемы, которое удовлетворит обе противоборствующие стороны, а в поиске вариантов этих решений и пути разрешения конфликта.

Используйте компромисс, чтобы разрешить конфликт:

  • когда обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают равными полномочиями
  • если удовлетворение желания одного из участников конфликта имеет для него не слишком большое значение
  • компромисс возможен как временное решение, особенно когда другие методы разрешения проблемы оказались не эффективными
  • в ситуации, когда компромисс позволяет хоть что — то изменить, чем все потерять
  • и наконец, когда вы понимаете, что в результате компромисса вам удастся сохранить взаимоотношения

 Избегание

Реализуется данный способ разрешения конфликта, если разногласия не затрагивают прямых интересов обеих конфликтующих сторон. Или, когда возникшие разногласия не столь важны для сторон и у них нет нужды отстаивать свои права. Избегают конфликта также тогда, когда участник его не хочет особо тратить силы и время на решение какого — либо вопроса.

Как избежать конфликта? предупреждение конфликта

Разрешить конфликт, с помощью стратегии избегания рекомендуется в тех случаях, когда один из участников конфликта обладает большими полномочиями, или когда он чувствует, что он абсолютно не прав, или же когда оппонент понимает, что после завершения конфликта взаимоотношения завершатся. Используйте этот стиль в общении с конфликтными личностями.

 

Не следует думать, что стиль уклонения является бегством от проблемы.

Избегание конфликта позволит вам выиграть время, чтобы изучить конфликтную ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем приходить к решению проблемы.

 Приспособление

Эта стратегия поведения в конфликте означает, что вы действуете совместно со своим оппонентом, и при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания конфликта и восстановления нормальной рабочей обстановки

Чтобы разрешить конфликт вы жертвуете своими интересами в пользу другой стороны, особенно, если нужды другого оказываются более важными, даже жизненно важными. Но это не значит, что вы должны отказаться навсегда от своих интересов. Вы просто откладываете их решение на более благоприятный период. О психологии конфликта кратко

Приспособление используют, чтобы разрешить конфликт:

  • когда задача восстановления спокойствия важнее, чем разрешение конфликта
  • в случае, когда предмет разногласия не важен для вас и не особенно волнует случившееся
  • когда вы считаете, что лучше сохранить добрые отношения, чем отстаивать свою позицию
  • и если вы осознаете, что правда не на вашей стороне

Так как же разрешить конфликт?

Психологи считают, что ни одна из приведенных стратегий поведения в конфликте не может быть самым лучшим вариантом разрешения конфликта. и рекомендуют, научиться эффективно использовать все пути разрешения конфликта, один за другим или частично, и сознательно сделать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

Выявить какой стиль поведения в конфликте, который свойственен вам можно с помощью теста К. Томаса.

psylive.com.ua

Добавить комментарий