проверочная работа по теме «Знание и познание» 10 класс ( с ответами)
Проверочная работа по теме «Знание и познание» с ответами 10 класс
1. И чувственное, и рациональное познание
1)формирует знания и представления о предмете
2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения
4)дает наглядный образ предмета
2. Понятие – это форма мысли, которая
1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на
органы чувств 2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов
и явлений 3)формирует наглядный образ предмета
4)фиксирует различные комбинации ощущений человека
3. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1) расширяет знания об окружающем мире 2) формирует наглядный образ предмета
3) осуществляется в форме ощущений и восприятий 4) использует логические умозаключения
4. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями
5. Рациональное — это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления
6. Отражение общих и существенных признаков называется:
1) сознанием 2) суждением 3) понятием 4) ощущением
7. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером: 1) обыденного знания 2) мифологического знания 3) эмпирического знания 4) научного знания
8. Обобщение является составной частью 1) производственной деятельности 2) чувственного познания 3) рационального мышления 4) игровой деятельности
9. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная
деятельность учёного: 1) основывается на использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания
10. Вывод: «Друзья познаются в беде» — является результатом 1) паранаучного знания 2) обобщения жизненного опыта 3) художественного вымысла 4) экспериментальной проверки
11. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали
на органы чувств человека, называются: 1) гипотезами 2) понятиями 3) представлениями 4) мнениями
12. Критериями истины являются: 1) опыт, практика 2) мнение руководства
3) соответствие господствующему в обществе учению 4) соответствие законам логики
13. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?
1) ощущение, восприятие, представление 2) понятие, представление, умозаключение
3) понятие, суждение, умозаключение 4) представление, суждение, ощущение
14. Укажите, что из перечисленного не является формой
чувственного познания: 1) суждение 2) представление 3) ощущение 4) восприятие
В1. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ | ВИД ИСТИНЫ |
1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей | А. Объективная истина |
2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире | Б. Относительная истина |
3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности | В. Абсолютная истина |
4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент |
|
5. Информация, соответствующая действительному положению вещей |
|
В2. Установите соответствие между психическими процессами,
участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ | ОПИСАНИЕ |
1) ощущение | А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности |
2) восприятие | Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов |
3) представление | В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира |
4) воображение | Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей |
5) интуиция
| Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств |
6) мышление | Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств |
В3. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и
их краткими описаниями.
ПРИЕМЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ | ОПИСАНИЕ |
1)анализ | А) установление сходства или различия предметов |
2)синтез | Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части |
3)сравнение | В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо |
4)понятие | Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение |
5)суждение | Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках |
6)умозаключение | Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов |
В4. Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции
(А), а какие – к индукции (В)?
1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы.
Следовательно, свинец и медь проводят электричество.
2) Растению капусте для нормального развития необходим полив.
Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидор
также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным
и другим растениям для нормального роста и развития необходим
полив, то есть регулярное естественное или искусственное
внесение в почву определённого количества влаги.
Ответы:
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 4 |
4 | 1 |
5 | 4 |
6 | 3 |
7 | 4 |
8 | 3 |
9 | 4 |
10 | 2 |
11 | 3 |
12 | 1 |
13 | 3 |
14 | 1 |
В1 | АВББА |
В2 | ВЕДБАГ |
В3 | БЕАДВГ |
В4 | А-1; 2-В |
Тема: «Познание» Задание для курсов по обществу.( новый тест по теме «Познание») Часть А. Выберите один вариант ответа.
1) форма рационального познания, 2) присущее только человеку психическое свойство, 3) способ объяснения мира, 4) форма чувственного познания.
1) ощущение, восприятие, представление, 2) понятие, представление, умозаключение, 3) понятие, суждение, умозаключение, 4) представление, суждение, ощущение.
1) присуще только образованным людям, 2) формирует понятие о предмете, 3) является критерием истины,
1) обновляет знания об окружающем мире, 2) формирует наглядный образ предмета, 3) осуществляется в форме ощущений, восприятия и представления, 4) использует логические умозаключения.
1) отражает форму предмета, 2) создает зрительный образ предмета, 3) сравнивает существенные признаки предметов, 4) определяет пространственное расположение предметов.
1) понятием, 2) ощущением, 3) восприятием, 4) представлением.
1) понятием, 2) представлением, 3) восприятием, 4) выводом.
1) создает наглядный образ предмета, 2) использует логические выводы, 3) обогащает наши знания о мире, 4) дает субъективное знание о предмете.
1) направлены на получение истины, 2) опираются на представления о предмете, 3) начинаются с субъективных ощущений, 4) отражают существенные свойства предметов.
1) восприятие, 2) суждение, 3) наблюдение, 4) гипотеза.
1) математического анализа, 2) построения теорий, 3) наблюдений, 4) систематизации знаний.
1) выдвижения гипотез, 2) прозрения и откровения, 3) астрологического исчисления, 4) создания художественного образа.
1) отражение общих и существенных признаков познаваемых предметов и явлений, 2) утверждение или отрицание чего-либо о познаваемых предметах и явлениях, 3) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств, 4) процесс получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления.
1) представления, 2) восприятия, 3) понятия, 4) умозаключения.
1) эмпирики, 2) рационалисты, 3) агностики, 4) идеалисты.
1) рациональное познание, 2) возможность обрести истину, 3) чувственное познание, 4) материальный мир.
1) формирует наглядный образ предмета, 2) направлено на получение знания о предмете, 3) использует теоретическое обобщение, 4) начинается с ощущения.
1) формирует знания и представления о предмете, 2) использует логические умозаключения, 3) начинается с ощущения, 4) дает наглядный образ предмета.
1) теоретическое осмысление действительности, 2) приобретение истинных знаний об окружающем мире, 3) опровержение существующих научных теорий, 4) восприятие окружающего мира.
1) наблюдение отдельных фактов и явлений, 2) объяснение изучаемых фактов и явлений, 3) фиксация обобщений в форме законов, 4) выдвижение и обоснование гипотез.
1) описание научных фактов, 2) проведение наблюдений, 3) описание экспериментальных данных, 4) выдвижение гипотезы.
1) мифы о героях, 2) мудрость «Тише едешь – дальше будешь», 3) наблюдение: при удалении размеры предмета уменьшаются, 4) теория относительности.
1) библейская легенда о сотворении мира, 2) китайские мифы о сотворении людей из глины, 3) вывод об уровне образования Древней Руси, полученные на основании исследования берестяных грамот, 4) сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами, обитавших в степях Северного Причерноморья.
1) время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит, 2) судьба человека зависит от расположения звезд в момент его рождения, 3) электрический ток течет по проводам так же, как и вода по трубам, 4) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.
1) планета Марс наделяет людей большими организаторскими способностями, 2) жизнь человека определяет то, какой знак зодиака оказался восходящим в момент его рождения, 3) планета Венера наделяет людей любовью к искусству и творчеству, 4) со временем некоторые звезды становятся красными гигантами.
1) научно обоснованный вывод, 2) народную примету, 3) логический вывод, 4) житейский опыт.
1) научного знания, 2) мифологического знания, 3) обыденного знания, 4) народной мудрости.
1) мифологического знания, 2) народной мудрости, 3) паранаучного знания, 4) научного знания.
1) объяснение объективно действующих законов, 2) применение знаний на практике, 3) отрицание предыдущих достижений познавательного процесса, 4) формирование целостного образа мира.
1) интуитивная догадка, 2) экспериментально подтвержденный факт, 3) художественный образ, 4) научная гипотеза.
1) никогда не может быть опровергнуто, 2) точно прогнозирует будущее, 3) требует доказательств и обоснования, 4) всегда добывается коллективным трудом ученых.
1) отражение внешних признаков познаваемого объекта, 2) теоретическое обобщение результатов наблюдений, 3) формулирование возможных ответов на возникающие вопросы, 4) построение предложений, основанных на опыте.
1) мифологического знания, 2) народной мудрости, 3) паранаучного знания, 4) научного знания.
1) закон падающего бутерброда, 2) закон стоимости, 3) закон фотоэффекта, 4) закон спроса.
1) научного знания, 2) мифологического знания, 3) обыденного знания, 4) народной мудрости.
1) здравый смысл, 2) представление о прекрасном и безобразном, 3) научно обобщенные факты, 4) лабораторный эксперимент.
1) житейского, 2) интуитивного, 3) научного, 4) паранаучного.
1) художественного, 2) научного, 3) мифологического, 4) житейского.
А. Теоретические научные знания фиксируются в виде законов. Б. Теоретические научные знания помогают объяснять и предсказывать явления. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
А. Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях. Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
А. Выводы, сделанные на основе повседневного опыта, бывают недостаточно доказательными. Б. Научное познание предполагает проверку и перепроверку истинности получаемых выводов. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
А. Познание имеет своей целью получение достоверного знания. Б. Этапами познавательной деятельности являются познание, осуществляемое при помощи органов чувств, и теоретическое познание. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
А. Фиксируются в виде законов. Б. Помогают объяснять и предсказывать явления. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
А. Рациональное познание отражает существенные свойства предметов и явлений. Б. В ряде случаев человек приобретает новое знание интуитивно. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
А. Сосредоточение на недостатках других помогает повысить самооценку. Б. Чем больше реальные качества личности приближаются к «Я-идеалу», тем ниже самооценка личности. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов. Б. Не все методы, используемые в естествознании, могут использоваться в изучении общества. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
А. Особенностью социального познания является субъективность добываемых знаний. Б. Социальное познание отличается от естествознания предметом изучения. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями. Б. Социальное познание не использует метод моделирования. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
А. Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познавательной деятельности. Б. Социальное познание отличается от естествознания преимущественно индивидуальным характером познавательной деятельности. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
1) является проявлением человеческой активности, 2) допускает использование речи (словесных форм), 3) способствует развитию личности, 4) может быть индивидуальным.
1) научное понятие, 2) относительная истина, 3) народная мудрость, 4) абсолютная истина.
1) всегда находят свое подтверждение в практике, 2) имеют объективный характер, 3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете, 4) могут быть опровергнуты со временем.
1) содержит объективное знание о предмете, 2) добывается только научным путем, 3) никогда не может быть опровергнута, 4) является исчерпывающим знанием о предмете.
1) критерием истины, 2) объективной истиной, 3) относительной истиной, 4) абсолютной истиной.
1) содержит объективное знание о предмете, 2) всегда опирается на здравый смысл, 3) может быть со временем опровергнута, 4) является результатом чувственного и рационального познания.
1) добывается только научным путем, 2) является исчерпывающим знанием о предмете, 3) требует усилия для своего понимания, 4) содержит объективное знание о предмете.
1) опирается на здравый смысл, 2) использует понятия и суждения, 3) создается в результате познавательной деятельности, 4) соответствует предмету познания.
1) научный эксперимент, 2) научные понятия, 3) теоретические обобщения, 4) статистические методы.
1) обязательный результат познавательной деятельности человека, 2) объективное отражение действительности в сознании человека, 3) знание, разделяемое большинством людей, 4) знание, не противоречащее предыдущим знаниям.
А. Истина – это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений. Б. Истина – это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
А. Под истиной понимается достоверное, правильное знание. Б. Под истиной понимается знание, которое не вызывает расхождений с убеждениями предыдущих поколений людей. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
А. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные. Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения. Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определенных условиях. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
А. Одним из критериев истины является практика. Б. Не все истины могут быть проверены на практике. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
1) паранаучного знания, 2) обобщения жизненного опыта, 3) художественного вымысла, 4) экспериментальной проверки.
1) паранаучного, 2) мифологического, 3) научного, 4) обыденного.
1) человек вообще не в состоянии познать окружающий мир, 2) мудрецу ясно, что за границами познанного всегда остается непознанное, 3) человек не может познать ничего, кроме собственных ощущений, 4) человеческий разум всемогущ, ему доступна абсолютная истина.
1) человек не способен познавать мир, 2) познание человеком мира имеет границы, за ними всегда остается непознанное, 3) человек способен полностью познать окружающий мир, его разум всемогущ, 4) человек и мир автономны, человек может познавать только свою сущность, но не окружающий мир.
1) человеческие истины относительны, каждый новый этап познания ведет к изменению взглядов на мир, устареванию имеющихся суждений, 2) законы развития мира, открытые человеком, не могут устареть, 3) все знание человека о мире в действительности ложно, истинного знания не существует, 4) все знания, достигнутые предшествующими поколениями людей, ложны. Каталог: assets -> files Скачать 154,49 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Кризис репликации психологии развенчивает теорию телесного познания
Энергетический переход
ПОТЕРЯ СИЛЫ
Как разум и тело работают вместе?
Изображение: REUTERS/ FINBARR O’REILLY
Автор:Оливия Голдхилл
Мы можем получать комиссию за ссылки на этой странице.
Мы думаем не только разумом, но и телом.
Интуитивно это имеет смысл: например, мы знаем, что голодны или устали, благодаря телесным ощущениям. Ум не думает в вакууме. Это понятие лежит в основе психологической теории под названием «воплощенное познание», которая исследует, как тело влияет на мышление. Но в последние годы кризис репликации в психологии, когда воссоздание крупных исследований не дало тех же результатов, что и оригиналы, показал, что некоторые важные открытия в области телесного познания не подтверждаются. В результате в психологии теперь есть циники, которые утверждают, что вся область сомнительна, а также несгибаемые исследователи воплощенного познания, которые настаивают на том, что их теории верны. Кризис репликации дискредитировал бесчисленное количество отдельных открытий в психологии (и в науке в целом), но в данном случае атаке подвергается целая дисциплина.
«Воплощенное познание» — довольно расплывчатое понятие, имеющее множество интерпретаций. Тони Чемеро, профессор философии и психологии в Университете Цинциннати, говорит, что воплощенное познание отражает идею о том, что вам часто нужно двигаться, чтобы обрабатывать разумные мысли. «Мышление — это не то, что просто происходит с вашим мозгом, это деятельность, которой вы занимаетесь, и вам нужно двигаться, чтобы заниматься ею большую часть времени», — говорит он. Хотя некоторые интеллектуальные процессы можно выполнять, сидя на месте, «на удивление многие из них действительно требуют движения».
Более крайняя точка зрения, например, у Артура Гленберга, когнитивиста из Университета штата Аризона, утверждает, что все мысли зависят от действий тела. «Все когнитивные процессы основаны на поведенческих и нейронных системах действия, восприятия и эмоций», — пишет Гленберг в электронном письме. «Например, даже когда мы делаем/думаем о предположительно абстрактных идеях, таких как физика и математика, или используем абстрактный язык… в его основе лежат действие, восприятие и эмоции».
Хотя психологи до сих пор расходятся во мнениях относительно точного определения, кризис репликации показал, что некоторые из самых известных открытий, относящихся к телесному познанию, просто не выдерживают критики. Исследования о пользе «силовых поз», в которых утверждалось, что стояние с руками на бедрах или сидение с опорой на стол ногами может повысить вашу уверенность, не удалось воспроизвести. Известное исследование, которое показало, что люди находят мультфильмы смешнее, когда от них требуется улыбаться во время просмотра — что предполагает, что выражения могут генерировать эмоциональные состояния, а не просто отражать их — также невозможно воссоздать. Точно так же исследование, в котором утверждается, что воздействие слов, связанных с возрастом, заставляет участников ходить медленнее, и другое известное открытие, которое показало, что физическое очищение устраняет чувство вины (так называемый «эффект Макбета»), оба были неудачными попытками воспроизвести. И только в этом месяце исследователи обнаружили, что им не удалось воссоздать предыдущий вывод о том, что теплая чашка создает ощущение межличностного тепла. Эти исследования охватывают широкий круг тем, но все они в целом связаны с идеей о том, что наши телесные действия и ощущения влияют на мыслительные процессы, которые мы обычно считаем исключительно умственными.
И за эти годы к ним приковано много внимания. «Это была довольно сексуальная тема», — говорит Меган Папеш, профессор психологии Университета штата Луизиана. «Это был новый способ понять, чем мы занимаемся в когнитивной науке… Эти исследования привлекают много внимания, потому что они классные, и вы можете обобщить их с помощью отличного заголовка». Но теперь, когда такие привлекающие внимание результаты разваливаются, вся теория воплощенного познания, похоже, находится в шатком положении.
Конечно, неудавшиеся повторения не доказывают, что тело вообще не влияет на познание, и в сфере телесного познания есть находки, которые заслуживают уважения. Например, Чемеро указывает на исследование того, как покачивание (которое мы делаем почти незаметно, когда стоим) позволяет нам видеть, помогая нам понять расстояние между нами и окружающим миром. Стивен Голдингер, профессор психологии Аризонского государственного университета, отмечает, что существуют заслуживающие доверия исследования, показывающие, что люди с боязнью пауков быстрее замечают паукообразных. И Гленберг отмечает, что исследования языковой стороны телесного познания, такие как открытие того, что чтение слов-действий, относящихся к определенным частям тела (например, «удар»), активирует области мозга, которые пересекаются с областями, участвующими в реальном движении. хорошо. Эти результаты могут быть менее привлекательными, чем исследования силовых поз, но они кажутся гораздо более научными.
Многие из неудачных открытий в области телесного познания основывались на «социальном прайминге». Это психологическая теория, согласно которой на наши суждения и интерпретации других влияет то, как мы обрабатываем тонкие или очевидные сигналы. Например, исследование, призванное показать, что теплая чашка заставляет нас чувствовать себя теплее по отношению к другим, является одновременно примером воплощенного познания (в том смысле, что оно показывает, как физические ощущения создают эмоции) и социального прайминга (поскольку оно показывает, как эмоции могут быть изменены тонкими чувствами). подталкивает.)
Но социальная подготовка сама по себе может быть не такой сильной концепцией, как считают некоторые в этой области. Как отмечает в электронном письме Эндрю Уилсон, профессор психологии и когнитивных наук Университета Лидса Беккета, «вы МОЖЕТЕ подталкивать наше поведение, но эти подталкивания настолько малы, что люди сильно различаются по тому, как люди на них реагируют». Уилсон считает, что социальное прайминг — это ошибочная теория, а не воплощенное познание. Но если социальный прайминг настолько слаб, или если психологи признают, что не могут найти доказательств этого в целом, то в этой области также не так много способов доказать эффекты воплощенного познания.
Остается увидеть, какая часть теории воплощенного познания останется нетронутой после кризиса репликации. «Ключевые уроки для [воплощенного познания] такие же, как и ключевые уроки для ВСЕХ других областей психологии и науки в целом: продолжайте развивать более сильную методологическую строгость; продолжайте адаптировать теории перед лицом противоречивых данных», — пишет Гленберг. «[Т] так и должна работать наука».
Но, безусловно, самое смелое утверждение о том, что все или большая часть наших мыслей обрабатываются телесными действиями, похоже, разваливается. «Эта теория на самом деле не имеет особого смысла, — говорит Голдингер. Он говорит, что маловероятно, чтобы физические состояния трансформировали основные когнитивные процессы. В конце концов, большинство из нас может распознавать знакомые объекты и взаимодействовать с окружающим миром примерно в одинаковой степени все время, независимо от того, жарко или холодно наше тело или подвергается воздействию определенных слов.
Существует инстинктивная апелляция к мысли о том, что наше тело формирует все мысли. Мы состоим из тела и ума, и, конечно же, их невозможно разделить. Однако до сих пор психологи изо всех сил пытались придумать последовательную теорию с убедительным набором доказательств, показывающих, как тело формирует психические процессы, и поскольку кризис репликации разрушает открытие за открытием, пришло время пересмотреть теорию, лежащую в основе доказательств. . Наши мысли вполне могут быть сформированы нашим телом, но психологи до сих пор не выяснили, как это сделать.
Как вдохновить 3 типа любознательности учащихся
Как специалист по обучению и развитию, вы знаете, что ваши ученики не все являются шаблонными копиями друг друга. Некоторые ухватятся за возможность заявить о потребности в обучении, объяснить концепцию коллеге или создать курс. Другие будут изо всех сил пытаться добраться до середины урока.
Итак, почему одни учащиеся жаждут новых знаний, а другие совершенно счастливы? Ответ может заключаться в разной «потребности в познании» у людей и в разных типах любопытства.
В этом посте мы рассмотрим, что исследователи обнаружили о стремлении к обучению, а также о различных оттенках любопытства, которые мотивируют нас.
Мы закончим тем, как вы, будучи профессионалом в области обучения и развития, можете использовать эти идеи для реализации учебных программ, стимулирующих «лучший» тип любопытства, или, по крайней мере, для понимания того, откуда берутся ваши ученики.
Потребность в познании (NFC) была первоначально исследована Артуром Коэном и его коллегами в 19 веке.50-х годов, но полностью разработан Джоном Качиоппо и Ричардом Петти пару десятилетий спустя.
NFC — это черта личности, используемая в психологии для описания того, насколько человек склонен к умственным действиям, требующим усилий, таким как головоломки, сложные концепции или решение проблем. APA (Американская психологическая ассоциация) дает несколько более подробное описание:
«Черта личности, отражающая склонность человека получать удовольствие от активной познавательной деятельности. Эта черта в первую очередь отражает мотивацию человека к познавательной деятельности, а не его или ее фактическую способность делать это. Люди с высокой потребностью в познании, как правило, вырабатывают установки или предпринимают действия, основанные на вдумчивой оценке информации».
NFC определяется с помощью анкеты, заполняемой самостоятельно, по шкале потребности в познании. В оригинале было 34 вопроса, но исследователи сократили его до популярной версии из 18 вопросов.
Пройдите тест, чтобы определить свой NFC: Шкала потребности в познании
Понимание различных потребностей в познании в вашей организации является ключом к подбору людей с нужными учебными ресурсами: некоторые учащиеся предпочтут контент, который дает им много возможностей для размышлений и оценок, в то время как другие предпочтут двигаться в темпе.
Теперь, когда мы знаем, что не у всех одинаковое стремление к интенсивной когнитивной деятельности, давайте посмотрим, как вы можете адаптировать свои программы тренировок, чтобы отразить эти разные предпочтения.
Люди с высокой потребностью в познании будут естественным образом стремиться к возможностям для интенсивного мышления и решения проблем. Вероятно, они:
- Более склонны создавать курсы, если их спонсирует L&D
- Более открыты для итеративного процесса Совместного обучения посредством обратной связи с коллегами, обсуждения и реакции других учащихся
- Более открыты для нового опыта и, следовательно, для опробования новой программы обучения
- Более склонны применять свои новые знания для решения сложных задач
- Более склонны к метапознанию, или «мышлению о мышлении» (основная черта Теория обучения)
Те, у кого низкая потребность в познании , любят, чтобы все было просто, склонны соглашаться с установившимся групповым консенсусом и не всегда хотят тратить много времени на обсуждение или обсуждение идеи.
Те, у кого низкая потребность в познании:
- Может нуждаться в большем количестве внешних мотиваторов для прохождения курса, таких как подсказки или групповая обратная связь
- Более восприимчивы к эффекту ореола (например, связывание положительных качеств с привлекательными людьми), и другие когнитивные эвристики
- Могут следовать за толпой и соглашаться с другими учащимися, и могут не говорить сразу, если они не понимают курс
- Могут не предлагать столько новых идей при работе в группе, сколько они будет при работе в одиночку
Хотя на самом деле вы можете не знать NFC каждого отдельного учащегося, важно знать об этих различиях в отношении. Практики адаптивного обучения могут уловить эти сигналы и скорректировать программы обучения, чтобы они соответствовали профилю каждого сотрудника.
Вместо того, чтобы сосредоточиться на стремлении к сложному мышлению, концепция любопытства сосредоточена на том, почему люди — и никакие другие виды — стремятся открывать неизвестное.
Хотя мы можем рассматривать любопытство как простое чувство, исследователи классифицируют его по-разному, как отмечает Ян Лесли в своей книге 9.0027 Любопытный :
- Разнообразное любопытство.
Разнообразное любопытство — мимолетное желание исследовать новые вещи. Это импульс, который заставляет нас бесконечно листать Twitter, листать журнал People или нажимать на заголовок, но не вовлекает нас в более глубокое исследование.
- Эмпатическое любопытство.
Эмпатическое любопытство — это «любопытство к мыслям и чувствам других людей». Это любопытство, которое побуждает нас искренне сопереживать кому-то и «поставить себя на их место».
- Эпистемическое любопытство.
Это идеальный тип любопытства, согласно Лесли, который мы все должны развивать в себе и в своих учениках: «Эпистемическое любопытство представляет собой углубление простого поиска новизны в целенаправленную попытку построить понимание. Вот что бывает, когда растет разностороннее любопытство».
Доктор Литман далее разделил эпистемическое любопытство на два дополнительных типа: любопытство интеллектуального интереса (тип I) и любопытство информационной депривации (тип D). Первое относится к любопытству, которое побуждает человека «узнавать что-то, что может быть интересным или забавным», в то время как второе «активируется в ситуациях, когда люди чувствуют, что им не хватает информации, которая считается необходимой для улучшения их понимания».
Итак, жажда совершенно новой, захватывающей информации, с одной стороны (любопытство интеллектуального интереса), и желание заполнить ноющий пробел в знаниях, с другой (любопытство информационной депривации).
Хотя все эти три типа любопытства подталкивают нас к открытию нового, эпистемическое любопытство побуждает к осмысленному обучению, особенно в эпоху, когда внимание людей приковано во всех направлениях, а глубокая концентрация является редкостью.
Эта центральная роль эпистемологического любопытства делает его областью критического внимания для руководителей L&D.
Ян Лесли убедительно доказывает в Curious , что как общество мы должны культивировать больше эпистемической любознательности. Команды L&D имеют уникальную возможность сделать это, разработав и внедрив правильные программы обучения.
Используйте разнообразное любопытство для более глубокого обучения
Сначала узнайте, как вы можете использовать разнообразное любопытство в качестве отправной точки для более глубокого обучения. В 360Learning мы использовали «Know-vember» и Месяц истории женщин, чтобы стимулировать этот первоначальный интерес, с пятиминутными курсами, разработанными для того, чтобы познакомить учащихся с совершенно новыми предметами.
Некоторые сотрудники могут обнаружить, что просматривают эти новые темы в нашей библиотеке материалов, но не у всех из них может хватить эпистемического любопытства, чтобы проникнуть в курс до его глубины. Если контекст правильный, найдите способы стимулировать, продвигать или вдохновлять этот тип более глубокого любопытства.
Используйте эмпатическое любопытство в рассказывании историй
Далее, вы можете использовать эмпатическое любопытство в рассказывании историй или когда вы просите сотрудника поделиться институциональными знаниями. Мимолетная мысль вроде «Каково быть Сарой-инженером?», если ее развивать, может перерасти в эпистемическое любопытство.
Например, в некоторых компаниях проводятся «дневные тренинги», когда сотрудники наблюдают за коллегой, чтобы получить представление об их мышлении, повседневных задачах, испытаниях и невзгодах. Такой вид обучения может улучшить коммуникацию, групповую работу и эффективность в командах.
Дайте эпистемологически любознательным учащимся возможность выразить себя
Наконец, тем, кто уже имеет «эпистемический» образ мышления, обязательно дайте им возможность легко выразить свое любопытство. Например, искатели интеллектуальных интересов могут просматривать библиотеку контента в поисках неизвестного, поэтому убедитесь, что в вашей библиотеке есть новые, актуальные материалы.