Ранний этап социализации – Первичная социализация (ранний этап)

Этапы социализации личности

Понятие социализации

Прежде всего, при рассмотрении вопроса об этапах социализации определимся с понятием социализации.

Определение 1

Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм и ценностей, системы знаний, существующей в обществе, правил поведения, психологических установок.

Социализация носит интегративный характер и включает в себя обучение, воспитание, приспособление к обществу, результатом чего и является усвоение человеком норм и ценностей общества.

Общество не является статичным, а потому человеку приходится усваивать и приспосабливаться к изменениям в обществе, а обществу — к человеку. Таким образом, можно говорить о том, что социализация личности происходит на протяжении всей человеческой жизни.

Этапы социализации

Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации.

Следует выделять первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.

Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.

Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.

Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.

Подростковый период. Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.

Зрелость. Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д
Старость. Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.

Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их.

  • Младенчество – на данном этапе ключевая роль отводится матери, которая формирует у ребенка базовое доверие к окружающему социуму посредством ухода за ним.
  • Раннее детство характеризуется формированием независимого статуса ребенка, его самостоятельности. На данном этапе ребенок учится самостоятельно ходить, есть и т.д.
  • Третий этап, возраст 3-5 лет, проявляется в игровой форме, которая позволяет ребенку расширить свои познания о мире, освоить межличностные отношения, развить психологические возможности. В случае подавления на данном этапе развития, запрету игр, ребенок формирует чувство вины, неуверенность в себе.
  • Младший школьный возраст характеризуется сменой ключевого агента социализации, где центральное место занимает уже не семья, а школа. На данном этапе закладываются представления ребенка о профессиях, современной культуре, нормах и ценностях. В случае успеха, ребенок переходит к следующей стадии уверенный в своих силах, целеустремленный. В противном же случае в ребенке закрепляется чувство страха, вины и неуверенности в себе.
  • Подростковый возраст и 5 стадия определяется значительными физиологическими перестройками в организме, проявлением интереса к своему внешнему виду и своему положению среди сверстников, необходимостью профессионального самоопределения.
  • На этапе молодости перед человеком встает вопрос поиска и выбора супруга, тесного межличностного общения, формируется глубокая связь со своей социальной группой.
  • Взрослый этап социализации связан с самореализацией личности. На этом этапе человек передает свой опыт детям, вовлекается во взаимодействие с семьей, коллегами, удовлетворен своей жизнью.
  • Заключительная стадия после 50 лет характеризуется осознанием человека собственного «Я». В этот период человек осознает свою жизнь и принимает ее.

Также, в зависимости от форм социализации, можно выделить следующие этапы социализации: дотрудовой – детство, юность; трудовой – зрелость; послетрудовой – старость.

Каждый последующий этап социализации предполагает расширение форм взаимодействия человека и общества.

Для дотрудового этапа, приходящегося на период детства и юности, характерна пассивная форма социализации, при которой человек обучается, не подвергая сомнению существующие социальные нормы и опыт, стремиться интегрироваться в общество.

На трудовом этапе в период зрелости человек сочетает пассивную форму усвоения социального опыта и активную форму, характеризующуюся началом профессиональной деятельности.

Для завершающего послетрудового периода, периода старости, характерны аккумуляция и сохранение приобретенного опыта с последующей передачей его следующему поколению.

Этапы социализации по А.В. Петровскому

С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А.В. выделялись следующие этапы социализации:

  • Адаптация. Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек выступает объектом отношений, подвергающимся действию таких агентов социализации как семья, школа, сверстники и т.д. В этот период человек активно обучается, формирует свою личность.
  • Индивидуализация. На данном этапе человек выступает субъектом общественных отношений. Ведущей деятельностью становится не усвоение социальных норм, а их воспроизведение, что позволяет человеку проявить свою личность, индивидуализироваться, отличиться от других людей.
  • Интеграция. На данном этапе человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Данный этап характеризуется достижением оптимального положения человека в обществе, позволяющего ему самореализоваться и гармонично существовать в обществе.

Этапы социализации по Колбергу

Собственную периодизацию социализации предложил Колберг. Особенностью его периодизации является отсутствие связи с возрастом и связь с формированием тех или иных когнитивных навыков. Им были выделены следующие этапы:

  • Избежание наказания;
  • Желание поощрения;
  • Приспособление и желание одобрения;
  • Осознание норм и ценностей общества;
  • Осознание противоречий общества, формирование понятий о «плохом» и «хорошем»;
  • Формирование собственных принципов и ценностей.

Замечание 1

Таким образом, в зависимости от приобретения тех или иных навыков, некоторые люди могут завершить процесс социализации, пройдя все этапы в молодости, а некоторые не завершают процесс социализации на протяжении всей жизни.

spravochnick.ru

Социализация личности, периоды ее развития

Рассматривая проблемы формирования личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.

Таким образом, формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.

Социализация личности — процесс активного ее включения в общественную жизнь.

При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.

Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

1. Первичная социализация — стадия адаптации к социальному окружению (от рождения до подросткового возраста). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить внимание на то, во что и как в этом возрасте играют дети.

2. Стадия индивидуализации — стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».

На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.

Юношеский возраст (18-25 лет) — устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.

3. Стадия интеграции — стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:

  • усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»;
  • отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;
  • конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

4. Трудовая стадия социализации — наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека.

Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.

5. Стадия послетрудовой деятельности — стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

Существует и другой подход. В соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических особенностях развития личности на конкретных этапах социализации.

В каждой социокультуре существует свой особый стиль социализации личности. Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.

На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.

Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности, в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа.

Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста. Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.

На первой стадии социализации (младенчества) главную роль занимает мать. От качества ее отношения к ребенку (кормление, ласки, ухаживания) зависит динамика формирования доверия к социальному окружению. Неуверенность матери, ее невротичность, частое оставление ребенка одного, формирует у него недоверие к окружающему миру. Дефицит эмоционального общения с ним приводит к резкому замедлению психического развития. И наоборот — спокойствие, уверенность матери в себе и своих силах, эмоциональная близость с ребенком формируют у него базовое доверие к окружающей социальной действительности. Главное на этой стадии не количество, а качество ухода и уверенность матери в своих действиях.

На второй стадии социализации (ранний детский возраст 1-2 года) главный смысл заключается в формировании баланса «автономии» и «стыда». Ребенок начинает ходить, родители приучают ребенка к аккуратности, контролировать акты естественной дефекации, стыдят. Ребенок начинает понимать одобрение и неодобрение, формируется чувство стыда.

Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.

На третьей стадии социализации (дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется стремление к выделению своего «Я», формируется чувство инициативы, резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, он активно осваивает окружающую социальную действительность. Основной формой взаимодействия с окружающим миром выступает игра.

Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в активные творческие игры, постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.

На четвертой стадии (школьный возраст 6-11 лет) возможности социализации в семье практически исчерпаны. Значительную роль в социализации играет школа. Происходит процесс формирования системы базовых теоретических навыков. Если ребенок с помощью родителей и педагогов успешно ею овладевает, у него формируется уверенность в своих силах, доверие уже к более широкому социальному окружению. Если он сталкивается со значительными трудностями и не получает соответствующей помощи в их преодолении у него формируется чувство неполноценности, неуверенности в себе, недоверие к внешнему социальному окружению. Ребенок стремится укрыться в семье. Если и в семье он не получает соответствующей поддержки, то у него формируется соответствующий стереотип поведения, который изменить на последующих стадиях социализации будет практически невозможно.

На пятой стадии социализации (юношеский возраст 12-20 лет) происходят значительные физиологические изменения в организме, вызывающие необходимость нового осмысления своей социальной роли в социуме, формируется центральная форма эгоидентичности, происходит самоопределение, поиск своего места в этой жизни.

Если предыдущие стадии пройдены успешно, то, как правило, и эта также проходит безболезненно. Подросток формирует оптимальную, целостную систему эгоидентичности, сохраняет неповторимость своего «Я», получает соответствующее признание социального окружения. В противном случае происходит диффузия идентичности, приводящая либо к инфантильности, детским иждивенческим реакциям, либо к росту агрессивности и противопоставлению себя социальному окружению.

Шестая стадия социализации (молодость 20-25 лет) характеризуется поиском спутника (спутницы) жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое «Я», что приводит к формированию чувства единства с другими.

Но если предыдущая стадия успешно не пройдена и диффузия переходит в шестую стадию — человек замыкается, закрепляется изоляция, усиливается неверие в собственные силы и возможности, возникает и закрепляется чувство одиночества.

Седьмая стадия (зрелость до 50 лет). Фактически центральная Стадия социализации личности, на которой возможно достичь наивысших уровней развития (акме) во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь, в профессиональной сфере. Это стадия социальной и филологической зрелости, на ней очень велика роль детей и любимой работы, именно в них «зрелая» личность находит подтверждение собственной необходимости в этом мире. Наиболее полно самореализация личности, ее самоутверждение, реализация собственного «Я», происходит в сфере профессиональной деятельности и семье. Если профессиональная деятельность не совпадает с духовными потребностями личности, то Она стремится к самореализации в других сферах жизнедеятельности. Тем самым она стремится к разрешению внутриличностных противоречий. Завершается формирование эгоидентичности. С другой стороны, когда личности не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей, хобби) происходит внутреннее опустошение, наступает психологический плоский и физиологический регресс. Все эти негативные процессы усугубляются, если на предыдущих этапах возникали серьезные проблемы, и они не были разрешены.

Восьмая стадия (старость, после 50 лет). Завершенная форма и идентичности на основе всего развития личности. Человек начинает переосмысливать свою жизнь, осознает свое «Я» через призму прожитых лет степень реализации жизненной стратегии. Одновременно убывают физиологические силы, обостряются акцентуации. Ядром этой стадии выступает осознание того, что жизнь неповторима, ее невозможно и не надо переделывать. Происходит принятие «себя и жизни» таковыми, как они состоялись.

Если этого не происходит, человек чувствует разочарование, наступает усталость от жизни, теряется к ней вкус, появляется ощущение, что жизнь прошла зря. Возникает глубокий внутриличностный кризис, значительно ускоряющий процесс старения человека.

Следует подчеркнуть, что по мнению Э.Эриксона, как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. Это подтверждается и известной житейской мудростью: «Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».

Переходы от одного возрастного периода социализации к другому рассматриваются как критические, переходные возрасты. Это связано с ломкой прежних социальных отношений с окружающей средой и формированием новых. Наиболее ярко они проявляются в детском и юношеском возрасте. В эти периоды следует учитывать, что дети:

  • трудновоспитуемы;
  • проявляют упрямство;
  • непослушание;
  • строптивость;
  • негативизм и др.

Выделяют большие и малые кризисы детского и юношеского возраста.

Большие кризисы обусловлены перестройкой отношений с социальным окружением.

Малые кризисы протекают внешне спокойно и связаны с ростом совокупности знаний, навыков и умений, относительной самостоятельности ребенка.

Следует подчеркнуть, что кризисы играют как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека. Преобладание положительного или отрицательного зависит от способов их преодоления и достигнутого уровня взаимопонимания с ближайшим социальным окружением (семьей).

Теории социального научения — процесс социализации происходит в результате взаимодействия личности с окружающей средой, причем абсолютное большинство форм поведения и моральных принципов приобретаются в результате научения. Научение происходит в результате наблюдения за поведением других людей и подражания им. Процесс социализации есть процесс моделирования поведения. Необходимым элементом процесса научения является социальное подкрепление — реакции других людей на поведение индивида. Оно может быть положительным или отрицательным. А.Бандура выделяет «замещающее подкрепление» — научение путем наблюдения положительных или отрицательных Последствий поведения других людей. Огромное значение имеет самоподкрепление — когда человек сам себя подкрепляет.

Психоаналитические теории — социализация рассматривается как процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.

Когнитивистские теории — социализация личности определяется развитием когнитивных процессов. На каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости н самом широком смысле слова как возможность освоения тех или иных социальных действий.

Различные теории акцентируют свое внимание на соответствующих механизмах социализации: социального научения (бихевиористские), идентификации (психоаналитические), социального сравнения (когнитивистские). Среди механизмов социатизации выделяют как позитивные, так и негативные.

Копирование — повторение моделей социального поведения, социальных значений (символов, ценностей и установок).
Подражание — непроизвольное или произвольное копирование чужих действий, форм поведения, принятие чужих социальных ценностей. Оказывает как позитивное, так и негативное влияние на результаты социализации.
Имитация — осознанное стремление копировать определенную модель поведения.
Идентификация — способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.
Имитация и идентификация — позитивные механизмы социализации, так как способствуют формированию определенного поведения.

Наряду с позитивными механизмами социализации существуют и негативные механизмы социализации.

Негативные механизмы запрещают определенное поведение или подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают. Стыд, вызывает чувство унижения. Он обычно ассоциируется с ощущением разоблачения и позора.

Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей. Неважно, поймали вас «на месте преступления» или не поймали, вы чувствуете себя виноватым в том, что совершили неблаговидный поступок, — это значит, что вас мучает собственная совесть.

Ресоциапизация — усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциапизация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки. Одной из форм ре-социализации выступает психотерапия. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.

В процессе социализации у человека формируется определенная модель поведения. В этой модели поведения может быть преобладающим либо просоциальное поведение, либо асоциальное поведение.

Просоциальное поведение — поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.

К противоправному девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения, как насилие, аморальность. Возникновению этих девиаций способствуют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, характера, эмоционально-волевой сферы.

Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.

psyera.ru

Стадии социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая

Понятие о стадиях социализации в системе психологического знания имеет свою долгую историю. Наиболее подробно данное понятие рассматривалось в системе фрейдизма, поэтому в этой же системе знаний началось и определение стадий. Психоанализ утверждает, что особое значение в развитии личности возлагается на период раннего детства.

Исходя из этого, психоанализ рассматривает социализацию как процесс, который хронологически совпадает с периодом раннего детства. Существует и другая точка зрения — в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки стадий расширены — в одних работах до периода отрочества, в других — до периода юности. Таким образом, можно сказать, что социализация в периоды детства, отрочества и юности считается общепринятой.

Однако споры и дискуссии по поводу других последующих стадий все еще идут. Принципиальность вопроса состоит в том, продолжается ли в зрелом возрасте социализация, а соответственно и усвоение окружающего опыта. В последние годы все чаще и чаще на этот вопрос дается положительный ответ.  Например, отечественная психология сделала акцент на то, что данный процесс подразумевает прежде всего усвоение социального опыта в процессе трудовой деятельности. Если принять это утверждение, то соответственно можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Теперь давайте поговорим подробнее о каждом из этапов.

Дотрудовая стадия

Эта охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь, эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода – ранней социализации и обучения.

Стадия ранней социализация охватывает период от рождения ребенка и  до поступления в школу, то есть тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства.

Стадия обучения включает весь период юности, который состоит в основном из времени, проведенного в школе. Входит ли в период юности обучение в ВУЗе или техникуме? —  спорный вопрос. Если критерием  выделения стадий считается трудовая деятельность, то ВУЗ, техникум и прочие формы образования никак не могут быть отнесены к трудовой части.

С другой стороны, в учебных заведениях подобного рода специфика обучения отличается от обучения в средней школе, тем более, что в последнее время обучение в ВУЗах и техникумах достаточно часто сопряжено с трудовой деятельностью, поэтому этот этап жизни человека не совсем корректно рассматривать в разрезе школьной социализации. На сегодняшний момент вопрос все еще открыт, так как является достаточно важным и актуальным, ведь студенчество – одна из самых весомых социальных групп общества.

Трудовая стадия

Трудовая стадия охватывает период зрелости человека, хотя границы «зрелого» возраста достаточно условны, все же фиксация данной стадии не представляет особых затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения данного процесса в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии.

Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласится с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность – важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

Трудовая социализация приобретает особое значение в связи с идеей непрерывного образования, в том числе образования взрослых. При такой постановке вопроса возникают новые возможности для построения междисциплинарных исследований, например, во взаимодействии с педагогикой, а точнее с трудовым воспитанием. В последние годы становятся актуальными исследования по акмеологии — науки о зрелом возрасте.

Послетрудовая стадия

Этот этап представляет собой еще более сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся все более и более актуальными. Увеличение продолжительности жизни – с одной стороны, система пенсионного обеспечения – с другой стороны приводят к тому, что в современном обществе пожилой возраст начинает занимать значимое место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. Пенсионеры в значительной степени сохраняют свой трудовой потенциал, поэтому не случайно сейчас стремительно развиваются такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии. Существуют две противоположные точки зрения — одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его функции сворачиваются. Исходя из этого, указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации» (сознательный отказ или утрата вследствие каких-либо внешних факторов индивидом усвоенных ранее ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни), наступающей, как следствие завершения процесса.

Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является теория развития личности Эриксона. Данная теория насчитывает восемь возрастов человека — младенчество, ранее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость. Лишь последний из возрастов – «зрелость», который начинается после 65 лет, может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения их развития. При этом открытых, спорных, дискуссионных вопросов остается еще очень много. Это связано с тем, что сфера социализации не имеет достаточного количества не только экспериментальных исследований, но и теоретической разработки, хотя это никак не умаляет ее значения.

psychologyc.ru

2. Основные этапы социализации

Социализация
– процесс, не поддающийся манипулированию,
его нельзя ни ускорить, ни замедлить.
Он проходит через две ступени – первичная
охватывает первые два жизненных цикла
– детство и юность; вторичная – охватывает
последние два жизненных цикла – зрелость
и старость.

Рассмотрим
особенности основных жизненных циклов
или этапов социализации.

Детство

Длится
первые тринадцать лет жизни человека.
Ни одно живое существо не имеет такого
долгого этапа созревания. Человеческий
ребенок рождается более беспомощным
по сравнению с детенышами животных,
кроме того, жить ему приходится в крайне
сложной и меняющейся среде – обществе,
отсюда и такой длительный срок развития.
В детстве примерно до 5 лет личность
формируется на 70%. Стоит запоздать с
социализацией, как начнутся необратимые
процессы.

Юность

Начинается
с 13 лет. В этот период происходят важные
физиологические изменения и психические
сдвиги – склонность к противоположному
полу, усиление агрессивности, склонности
к риску, стремление к независимости,
самостоятельности. Если дети послушны,
оценивают мир глазами родителей,
учителей, то подростки стремятся к
созданию собственной системы ценностей.
В юности завершается создание социального
«Я», формируется мировоззрение.
Главная трудность – ролевой конфликт.
В правовом отношении подростки
рассматриваются как дети, в психологическом
– уже созрели для принятия важных
решений. Ролевое бесправие и отсутствие
опыта толкают юных к экстремальным
формам поведения: преступности,
наркомании, половой свободе и т. д.

Зрелость

Признаками
наступления зрелости служат экономическая,
политическая и социальная самостоятельность
человека. Очень важным показателем
является вступление в брак, потому что
впервые молодой человек из объекта
социализации превращается в ее агента
– сначала по отношению к супруге
/супругу/, затем – к ребенку.

Социализация
взрослых людей имеет свою специфику.
Американский социолог О. Брим показал,
что она выражается, главным образом, в
изменении их внешнего поведения, а в
ходе социализации детей происходит
формирование ценностных ориентаций.
Социализация взрослых людей имеет своей
целью помочь человеку овладеть
определенными навыками и проходит в
форме переобучения. А.И. Кравченко
утверждает, что данный процесс распадается
на два этапа: I этап – десоциализацию– отучение от старых норм, ценностей,
ролей; II этап –ресоциализацию
обучение новым нормам, ценностям, ролям.
Иногда человек попадает в столь
экстремальные условия, что десоциализация
заходит слишком глубоко, разрушая
нравственные основы личности, а
ресоциализация не может ни восстановить
утраченное, ни дать чего-то нового. Такое
происходит с людьми, попавшими в тюрьмы,
колонии, концлагеря, психиатрические
больницы, иногда – в армии.

Старость

Приспособление
к старости не обязательно представляет
собой процесс роста. Развитие личности
может прекратиться или даже повернуться
вспять из-за ослабления физических и
психологических возможностей человека,
что часто происходит в старости. С уходом
на пенсию меняется статус – от работника
и кормильца к потребителю. В современном
обществе даже роли пожилых людей четко
не определены. Вдова уже больше не жена,
чиновник, ушедший на пенсию уже не
вице-президент. Если в традиционном
обществе старики выступают в роли
советников, мудрецов, наставников, то
в современном обществе они не пользуются
особым престижем или почетом. У них
растет чувство изолированности,
зависимости от других, исчезают жизненные
планы. Годам к семидесяти человек, как
правило, начинает социализацию к смерти
– подготовку моральную и материальную
– к окончанию жизни.

studfiles.net

Стадии социализации

Вопрос о стадиях процесса социализации
имеет свою историю в системе психологического
знания (Кон, 1979). Поскольку наиболее
подробно вопросы социализации
рассматривались в системе фрейдизма,
традиция в определении стадий социализации
складывалась именно в этой схеме. Ниже
описаны этапы развития личности по Э.
Эриксону.

Этапы развития личности по Эриксону

Этап
развития

Психологический
кризис

Доминирующая
социальная среда

Благоприятный
результат

1

2

3

4

Младенчество

Основы
доверия в противовес недоверию

Семья

У
ребенка вырабатываются доверительные
чувства к себе, своим родителям и к
миру

Раннее
детство

Самостоятельность
в противовес стыду, сомнениям

Семья

Ребенок
вырабатывает у себя чувство самоконтроля
без ущерба самоуважению

Возраст
4-5 лет

Инициатива
в противовес чувству вины

Семья

Ребенок
учится задавать направление и цель
своим действиям

Возраст
с 6 лет до начала периода полового
созревания

Трудолюбие,
усердие в противовес ощущению
подчиненности, зависимости

Соседи;
школа

Ребенок
приобретает чувство уверенности в
своих знаниях и умениях

Подростковый
период

Осознание
собственной личности в противовес
путанице с социальными ролями

Группа
сверстников и внешние группы

Индивид
развивает самоидентификацию – ясное
ощущение собственного Я

Юность

Любовь
в противовес одиночеству

Друзья
и партнеры

Индивид
вырабатывает способность стремиться
к достижению конкретной карьеры и
завязывать продолжительные близкие
– дружеские и любовные отношения

Взрослый

Творческий
потенциал в противовес застою

Новая
семья, работа

Индивида
начинают волновать проблемы за
пределами собственной семьи: другие
люди, будущие поколения и общество в
целом

Пожилой
возраст

Целостность
в противовес отчаянию

Выход
на пенсию и близящаяся

смерть

Индивид
обретает чувство удовлетворения
прожитой жизнью

Концепция Эриксона во многом совпадает
с концепцией Кона, но есть существенное
различие в том, что Кон отрицает развитие
личности после трудового периода
развития, считая, что на данном этапе,
личность уже является полностью
сформированной, тогда как Эриксон
считает, что личность продолжает
развиваться, также и в послетрудовом
(пожилом) возрасте.

Институты социализации

На всех стадиях
социализации воздействие общества на
личность осуществляется или непосредственно,
или через группу, но сам набор средств
воздействия можно к следующему: это
нормы, ценности и знаки. Иными словами,
можно сказать, что общество и группа
передают становящейся личности некоторую
систему норм и ценностей посредством
знаков. Те конкретные группы, в которых
личность приобщается к системам норм
и ценностей и которые выступают
своеобразными трансляторами социального
опыта, получили название институтов
социализации. Выявление их роли в
процессе социализации опирается на
общий социологический анализ роли
социальных институтов в обществе.

На дотрудовой
стадии

социализации такими институтами
выступают: в период раннего детства —
семья и
играющие все большую роль в современных
обществах дошкольные
детские учреждения
.
Семья рассматривалась традиционно как
важнейший институт социализации в ряде
концепций. Именно в семье дети приобретают
первые навыки взаимодействия, осваивают
первые социальные роли (в том числе —
половые роли, формирование черт
маскулинности и фемининности), осмысливают
первые нормы и ценности. Тип поведения
родителей (авторитарный или либеральный)
оказывает воздействие на формирование
у ребенка «образа-Я». Роль семьи
как института социализации, естественно,
зависит от типа общества, от его традиций
и культурных норм. Несмотря на то, что
современная семья не может претендовать
на ту роль, которую она играла в
традиционных обществах (увеличение
числа разводов, малодетность, ослабление
традиционной позиции отца, трудовая
занятость женщины), ее роль в процессе
социализации все же остается весьма
значимой.

Семьи различаются
по составу, по типу наследования, месту
проживания и по принципу распределения
власти. Социальные взаимоотношения
между мужчинами и женщинами в рамках
семьи могут быть организованы по принципу
супружеских или родственных связей.

В последние годы
многие социологи пришли к выводу, что
индустриализация и расширенная семья
не являются не совместимыми. Изучая
семейную жизнь текстильных рабочих в
Нью-гемпшире в 21веке, обнаружили, что
индустриализация способствовала
усилению родственных связей.

По всему миру на
семью возлагается ответственность по
защите, содержанию и прочему поддержанию
детей, слабых, престарелых и других
иждивенцев. Семья является важным
механизмом, помогающим индивиду научиться
завязывать близкие и постоянные контакты
с другими людьми. Здоровые отношения в
семье способствуют развитию таких
чувств, как дружба, любовь, защищенность,
самоценность, а также общего ощущения
благополучия.

Что касается
дошкольных
детских учреждений
,
то их анализ до сих пор не получил прав
гражданства в социальной психологии.
«Оправданием» этому служит
утверждение о том, что социальная
психология имеет дело с группами, где
функционирует развитая личность и
поэтому вся область групп, связанных
именно со становлением личности, просто
выпадает из анализа. Правомерность
такого решения является предметом
дискуссий, но надо отметить, что
предложения либо о включении в социальную
психологию раздела возрастной социальной
психологии, либо о создании такой
самостоятельной области исследований
можно встретить все чаще. Так или иначе,
но до сих пор детские дошкольные
учреждения оказываются объектом
исследования лишь возрастной психологии,
в то время как специфические
социально-психологические аспекты при
этом не получают полного освещения.
Практическая же необходимость в
социально-психологическом анализе тех
систем отношений, которые складываются
в дошкольных учреждениях, абсолютно
очевидна. К сожалению, нет таких
лонгитюдных исследований, которые
показали бы зависимость формирования
личности от того, какой тип социальных
институтов был включен в процесс
социализации в раннем детстве.

Во втором периоде
ранней стадии

социализации основным институтом
является школа.
Наряду с возрастной и педагогической
психологией социальная психология
проявляет естественно большой интерес
к этому объекту исследования. Школа
обеспечивает ученику систематическое
образование, которое само есть важнейший
элемент социализации, но, кроме того,
школа обязана подготовить человека к
жизни в обществе и в более широком
смысле. По сравнению с семьей школа в
большей мере зависит от общества и
государства, хотя эта зависимость и
различна в тоталитарных и демократических
обществах. Но, так или иначе, школа задает
первичные представления человеку как
гражданину и, следовательно, способствует
(или препятствует!) его вхождению в
гражданскую жизнь. Школа расширяет
возможности ребенка в плане его общения:
здесь, кроме общения со взрослыми,
возникает устойчивая специфическая
среда общения со сверстниками, что само
по себе выступает как важнейший институт
социализации. Привлекательность этой
среды в том, что она независима от
контроля взрослых, а иногда и противоречит
ему. Мера и степень значимости групп
сверстников в процессе социализации
варьируют в обществах разного типа
(Бронфенбреннер, 1976).

Что касается
институтов социализации на трудовой
стадии, то важнейшим из них является
трудовой
коллектив
.
В социальной психологии огромное
большинство исследований выполнено
именно на материале трудовых коллективов,
хотя надо признать, что выявление их
роли именно как институтов социализации
еще недостаточно. Конечно, можно
интерпретировать любое исследование
трудового коллектива в этом плане: в
определенном смысле, действительно,
всякий анализ, например стиля лидерства
или группового принятия решений,
характеризует какие-то стороны трудового
коллектива как института социализации.

Таким же спорным,
как сам вопрос о существовании
послетрудовой
стадии социализации
,
является вопрос о ее институтах. Можно,
конечно, назвать на основе житейских
наблюдений в качестве таких институтов
различные общественные организации,
членами которых по преимуществу являются
пенсионеры, но это не есть разработка
проблемы. Если для пожилых возрастов
закономерно признание понятия
социализации, то предстоит исследовать
вопрос и об институтах этой стадии.

Естественно, что
каждый из названных здесь институтов
социализации обладает целым рядом
других функций, его деятельность не
может быть сведена только к функции
передачи социального опыта. Рассмотрение
названных учреждений в контексте
социализации означает лишь своеобразное
«извлечение» из всей совокупности
выполняемых ими общественных задач.

studfiles.net

Этапы социализации

На различных стадиях направленность и содержание социализации может меняться.

В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности. Вторичная начинается с периода социально зрелой личности и продолжается всю жизнь. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под первичной социализацией принято понимать процесс формирования социально зрелой личности, под вторичной — освоение специфических ролей, связанных с разделœением труда.

Этапы социализации:

1) первичная социализация – стадия адаптации (от рождения до подросткового периода), когда ребенок усваивает социальный опыт не критически, он адаптируется, приспосабливается, подражает.

2) стадия индивидуализации— появляется желание выделить себя среди других и критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка еще не устойчивы. Юношеский возраст (18-25 лет) уже характеризуется как устойчивая социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции — появляется желание найти свое место в обществе как бы вписаться в общество. Интеграция проходит благополучно, в случае если свойства человека принимаются группой и обществом, в случае если не принимаются, то возможны следующие варианты:

а) сохранение своей непохожести, нестандартности, что может вылиться либо в агрессивное поведение, а может личность быть самодостаточной и сохранять свои индивидуальные черты, не вступая в конфликтные ситуации с окружающим миром;

б) изменение себя, стремление стать как всœе;

в) конформизм — внешнее соглашательство, адаптация:

4) трудовая стадия социализации охватывает весь период социальной зрелости человека, то есть период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счёт активного воздействия на среду своего обитания через свою деятельность;

5) послетрудовая(пенсионная) стадия — воспринимается как пожилой пенсионный возраст, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта и передачу его новым поколениям.

Агенты и институты социализации

К процессу социализации можно подойти не только с индивидуальной, но и с точки зрения общества. С этой позиции социализация представляет собой совокупность социальных агентов и социальных институтов, формирующих, направляющих или же ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации — это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация разделяется на два вида первичную и вторичную, в связи с этим агенты и институты социализации тоже подразделяются на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации — семья, друзья семьи, сверстники, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин ʼʼпервичный» в социологии относится ко всœему, что составляет непосредственное или близкое окружение личности. Первичная среда не только ближайшая к человеку, но и важнейшая в его формировании, то есть стоящая на первом месте по степени важности.

Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, институты, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации, партии и так далее, то есть те, кто стоит во втором эшелоне воздействия на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны и воздействие менее глубокое, чем первичных. Вторичные — ϶ᴛᴏ формальные организации и официальные учреждения, которые относятся к институтам социализации.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половинœе жизни, хотя она и сохраняется на протяжении всœей жизни, вторичная наоборот охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями. Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная — сфера социальных отношений. Одно и то же лицо должна быть как агентом первичной, так и агентом вторичной социализации. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной — нет. Объясняется это тем, что первичные функции универсальны, а вторичные специализированы.

referatwork.ru

25. Социализация личности, понятие и этапы.

Социализация
личности
 –
это процесс вхождения каждого индивида
в социальную структуру, в результате
которого происходят изменения с самой
структуре общества и в структуре каждой
личности. Это обусловлено социальной
активностью каждого индивида. В результате
данного процесса усваиваются все нормы
каждой группы, проявляется уникальность
каждой группы, индивид усваивает образцы
поведения, ценности и социальные нормы.
Все это крайне необходимо для успешного
функционирования в любом обществе.

Этапы
социализации личности
.

Процесс
социализации личности
 проходит
в своем развитии три основные фазы. 

  • Первая
    фаза заключается в освоении социальных
    ценностей и норм, в результате чего
    личность учиться соответствовать всему
    обществу.

  • Вторая
    фаза заключается в стремлении личности
    к собственной персонализации,
    самоактуализации и определенном
    воздействии на других членов общества.

  • Третья
    фаза заключается в интеграции каждого
    человека в определенную социальную
    группу, где он раскрывает собственные
    свойства и возможности.

Только
последовательное протекание всего
процесса может привести к благополучному
завершению всего процесса.
Сам процесс
социализации включает основные этапы
социализации личности
.
Современная социология способна решать
данные вопросы неоднозначно. Среди
основных стадий можно выделить: дотрудовую
стадию, трудовую стадию, послетрудовую
стадию.
Основные этапы
социализации личности
:

  • Первичная
    социализация — процесс протекает с
    самого рождения до становления самой
    личности;

  • Вторичная
    социализация – на данном этапе происходит
    перестройка личности в период зрелости
    и пребывания в социуме.

Рассмотрим
данный процесс в зависимости от возраста
более подробно на каждом этапе.

  • Детство
    – социализация начинается с самого
    рождения и развивается уже с самой
    ранней стадии развития. Как известно,
    именно в данном возрасте происходит
    формирование личности каждого человека
    практически на 70 %. При запаздывании
    данного процесса прослеживаются
    необратимые последствия, поскольку
    именно в детстве закладывается начало
    самой социализации. До 7 лет понимание
    собственного Я проходит наиболее
    естественным образом, чем в более
    старших годах.

  • Подростковый
    возраст – не менее важный социальный
    этап в общем цикле жизни каждого
    отдельного индивида, поскольку на
    протяжении этого этапа происходит
    наибольшее число физиологических
    изменений, начинается половое созревание
    и становление личности. С 13-летнего
    возраста дети стараются брать на себя
    как можно больше обязанностей.

  • Молодость
    (ранняя зрелость) – возраст 16 лет
    считается наиболее опасным и напряженным,
    поскольку теперь каждый индивид
    самостоятельно и сознательно решает
    для себя, в какое общество ему вступить
    и избрать для себя наиболее подходящее
    социальное общество, в котором он будет
    достаточно длительное время пребывать.

  • В
    более старшие годы (примерно в возрасте
    от 18 до 30 лет) основные инстинкты и
    становления социализации перенаправляется
    на работу и собственную любовь. Первые
    представления о самом себе приходят к
    каждому юноше или девушке через трудовой
    опыт, сексуальные отношения и дружбу.
    Неправильное освоение, либо восприятие
    может привести к серьезным необратимым
    последствиям. И тогда человек будет
    жить бессознательно до кризиса, который
    наступить в возрасте 30 лет.

Именно
юные годы наиболее активно используются
для становления в собственной жизни и
выбора социального сообщества.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о