Индивид, индивидуальность и личность
Содержание (открыть/закрыть)
- Понятие «индивид»
- Социальный индивид
- Поведение индивида
- Различие между индивидом, индивидуальностью и личностью
- Индивид
- Индивидуальность
- Личность
У многих понятие «индивиды» ассоциируется с гениальными людьми. На самом же деле в социологии это слово имеет иное значение. Этот термин не стоит путать с понятиями индивидуальности и личности человека.
Понятие «индивид»
Или, по-другому, «индивидуум». Несмотря на сложное звучание, термин определяется просто: это человек. Причем любой, независимо от возраста, национальности, расы, социального положения, интеллектуальной развитости, состояния физического и психического здоровья.
Индивидом может называться каждый представитель вида Homo Sapiens, даже только что рожденный младенец. Иными словами, какая угодно человеческая «особь».
Социальный индивид
Индивидом для адаптации в обществе руководят не инстинкты. В связи с этим, чтобы выжить и развиваться дальше, он должен общаться с другими людьми. Это нужно для того, чтобы ребенок смог стать личностью – человеком, значимым для общества. Его должны наставлять взрослые, иначе развиться полноценно у него не получится.
Индивид и социум тесно взаимосвязаны: они не смогут нормально существовать друг без друга. Человек взаимодействует с обществом еще с рождения: он показывает при помощи жестов, мимики и плача о том, что ему в этот момент надо. Невербальное поведение взрослых он также постепенно начинает понимать.
Язык тела уходит на второй план, когда ребенок взрослеет и учится говорить. Однако мимика и жесты сохраняются до конца жизни и иногда могут быть более информативными, чем слова, произносимые индивидом. Все потому, что язык тела меньше, чем речь, находится под контролем сознания. Те, кто разбирается в психологии, могут по жестикуляциям и выражению лица предположить, что человек солгал или предпочел скрыть. Как вербальное, так и невербальное общение является неотъемлемым условием для социализации, процесс которой должен начаться как можно раньше.
Учить ребенка стоит несколькими способами. Один из них – закрепление, в котором используются наказания и поощрения, чтобы будущая личность могла понять, что социум одобрит, а что – нет. Дело касается не только отношений с людьми, но и, например, заботы о своем здоровье. Что-то входит в привычку (к примеру, мыть руки перед принятием пищи).
Еще один распространенный метод – наблюдение. Детям свойственно копировать поведение взрослых, и в процессе игры ребенок часто отражает то, что делают старшие. Игры нередко бывают ролевыми («Дочки-матери», «Больница» и пр.): в них индивид показывает свой первый опыт общения в социуме и опыт наблюдения со стороны.
Наибольшее влияние в дошкольном возрасте оказывает на индивида семья. Следующий социальный агент – школа. От семьи она отличается эмоциональным нейтралитетом: там к школьнику относятся, как правило, более объективно, чем в семье. К тому же, в школе дети впервые познают успехи и неудачи, учатся справляться со сложностями (или, напротив, сдаваться), приобретают самооценку. Другой агент социализации – сверстники, влияние которых становится приоритетным в подростковые годы. От школы и семьи отношения с ровесниками отличаются отсутствием иерархии, ведь в этой среде нет представителей старших поколений. Там проявляются индивидуальность человека и вместе с тем его отождествление с другими.
Поскольку в каждом обществе превалируют разные ценности, индивид сталкивается с всевозможными противоречиями. Например, если в семье главное – помогать друг другу, в школе царит атмосфера соперничества. Взрослея, ребенок учится распознавать и анализировать эти противоречия. Благодаря этому у него формируется совокупность ценностей.
В качестве агента социализации могут выступать и СМИ. То, насколько сильно будет его влияние на индивида, зависит от развития критического мышления человека.
Обязательно прочитайте статью: Кто такие эмпаты?
Поведение индивида
Это то, как человек реагирует на внешние и внутренние перемены. Бывает осознанным и неосознанным. Развитие и реализация реакций индивидов осуществляются в обществе и базируются на постановке целей и самоконтроле.
Беспричинного и нецеленаправленного поведения не бывает, даже если оно неадекватно. Цель человека основана на потребностях, которые не были удовлетворены.
Различие между индивидом, индивидуальностью и личностью
Если понятие «индивид» весьма растяжимое, толкование двух остальных терминов сложнее и касается конкретных сторон человеческой натуры.
Индивид
Как уже упоминалось, это любой человек. Признаки индивида, в отличие от животных, — это генотип и фенотип.
Первое состоит из особенностей, передающихся по наследству, что помогает быть непохожим на других. Влияние на личность оказывает не только наследственность, ведь ввиду биосоциальности осуществляется взаимодействие генотипа со средой, и в итоге появляется набор других особенностей – фенотип.
Индивидуальность
Индивидуальность в психологии понимается как то, в чем люди разные. Хотя характер передается по наследству, двух абсолютно одинаковых индивидов не существует. В связи с этим, признаки индивидуальности – уникальные духовные личностные качества определенного индивида в своей совокупности, а также особенности психофизиологической структуры человека.
Личность
Хотя понятия индивидуальности и личности в психологии обладают тесной связью между собой, это не одно и то же. О личности можно говорить тогда, когда человек путем своей деятельности значим для социума.
Индивид, индивидуальность, личность
История общества не мыслима вне жизни, деятельности и поступков людей. История созидается людьми и, следовательно, деятельность отдельного человека не может не иметь в ней значения. Поэтому, каждый из людей, будучи личностью, может участвовать в «творении» Истории. Для характеристики места человека в историческом процессе в философии и других гуманитарных науках широкое использование получили понятия: «индивид», «индивидуальность», «личность». Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» не тождественны, но генетически взаимосвязаны и их нельзя резко противопоставлять друг другу. Данные понятия выступают синонимами при обозначении единичных субъектов познания и деятельности в обществе.
Понятие «индивид» есть отдельное проявление общего понятия «человек». Каждому индивиду присущи все родовые свойства человека как разумно-сознательного существа, не только творящего историю, но и делающего окружающую действительность и самого себя предметом своей рефлексии.
Индивид экземплярен, поскольку он всегда есть один из многих людей вообще и, напротив, несводимость каждого отдельного человека к его социальным, психологическим и биологическим чертам вообще фиксируется в понятиях «индивидуальность» и «личность». По смыслу эти понятия весьма близки. Личность всегда индивидуальна, что многогранно проявляется в ее способности быть ответственным за свой персональный облик. Но одновременно между данными научными терминами имеется и различие. В индивидуальности проявляется и раскрывается специфика личности. В индивидуальности наиболее ярко и четко выражены особенности индивидуального бытия конкретного человека, его самобытность. В личности обращается внимание на самостоятельность людей, на выполняемые ими общественные функции. Понятие «личность» — это действительность индивида на определенном этапе исторического развития общества в пределах пространственно-временных рамок его существования.
Понятие «индивидуальность» концентрирует внимание на особенном, своеобразном, на том, что отличает индивида от ему подобных представителей человеческого рода. Понятие же «личность» фиксирует главным образом наличие у человеческого индивида сознательно-волевого начала, т. е. собственно социального качества.
Личность — это целостность реального человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. В этой связи, небезынтересно отметить, что в европейских языках понятие «личность» ведет свое происхождение от латинского слова «персона», означавшее маску, которую одевали греческие актеры, исполняя определенную для каждой из них роли. Русские слова «личина», «личность» также имеют этот корень.
Главное в содержании этих понятий есть представления об общественной роли человека как целостного существа. «Персона», «личина», «личность» — характеризует то, как конкретный человек представляет себе мир, как он к нему и другим людям относится. Можно сказать — это все то, что раскрывает основное в содержании индивидуального стиля жизнедеятельности.
Человек, будучи личностью, вбирает в себя и выражает в своих действиях и поступках все многообразие общественных связей и отношений. Личность в реальной жизни выступает в качестве субъекта познания, труда и общения. Право называться личностью индивид заслуживает тогда, когда он ясно осознает свои потребности и мотивы своей деятельности, умеет их контролировать и направлять, подчиняя единой, собственно выбранной и четко осмысленной стратегии жизненного пути. Осмысленность, целенаправленное поведение и делает индивида субъектом различных форм общественно-практической деятельности: познания, труда и общения.
Необходимое условие жизни человека з обществе — быть личностью. Для каждого взятого в отдельности человека — это трудное и чрезвычайно ответственное условие самостоятельной жизни. Философски обобщенное представление о такой стратегической линии жизненного поведения раскрыто И. Кантом через понятия: «самодисциплина», «самообладание», «способность быть господином себе самому», «умение мыслить собственным умом». Быть единым с обществом, жить его проблемами и одновременно быть независимым от него в выборе собственного жизненного пути — искусство, определяющее процесс формирования и деятельности личности.
Общественные связи между людьми складываются на выполняемых ими функций (родитель, дети, директор, рабочий, ректор, студент и т. д.). Многообразие выполняемых личностью социальных функций и соответствующих им образов поведения составляет содержание ее общественного значения.
О конкретном человеке говорят «компетентный работник», «профессиональный управленец (менеджер)», «заботливый отец», «прилежный студент» и т. д. Эта функциональная характеристика людей находит свое обоснование в ролевой концепции личности. Следует лишь подчеркнуть, что социальные роли не заданы человеческому индивиду от рождения. Динамика, темп и ритм общественной жизни имеют в формировании и развитии личности существенное звучание. Однако, при этом следует помнить, что реально живущий человек является и автором и актером исполняемой им пьесы, содержание и действие которой осуществляются в ходе его общения (жизни) с другими людьми. «Индивидуум, — писал А. Адлер, — и картина и художник. Он художник своей собственной личности».
Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с происхождением, полом, возрастом, профессий, семейным положением, формой общественно-практической деятельности есть понятие социального статуса личности. В границах социального статуса реализуется человек, формируется его личность. В конкретном формировании ее социального статуса сегодня определяющее значение имеет уровень образования, квалификации. Именно эти качества наряду с индивидуальными способностями помогают личности преодолеть неравенство стартовых позиций, объективно обусловленных и имеющихся от рождения (принадлежность к социальному слою, этносу, расе и др.) в ходе общественного развития. Возможность для личности в ходе жизни изменить свой социальный статус и является социальной мобильностью.
Для характеристики жизненного пути личности существенно понятие «престижа». «Престиж» — это оценка позиций, приобретенных личностью в обществе. Стремление овладеть престижной профессией, получить соответствующую должность занимает у многих людей доминирующее место в иерархии субъективных мотивов, детерминирующих деятельность личности.
Для современного человека — это желание получить диплом менеджера, стать бизнесменом, акционером и т. п. Однако для успеха в выполнении определенной социальной роли одной престижности недостаточно, ибо необходимая составляющая успеха — авторитетность. Авторитет — это признание у личности наличия индивидуальных и деловых качеств, позволяющих быть лидером в соответствующем виде деятельности. Например, для управленческой деятельности любого ранга (федеральной, региональной, муниципальной) существенна власть авторитета, а не един формальный авторитет власти. К сожалению, в жизни, зачастую, наблюдаем явления, когда личность стремится во что бы то ни стало занять лишь престижную должность безотносительно к судьбе реализации своих индивидуальных потенций развития. Й получается вопреки известной латинской пословице: место красит человека, а не человек место.
Более глубинную, всестороннюю характеристику внутреннего мира человека в философии содержит сущностная концепция личности, в которой центральное место занимает связь человека и общества (Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс и др.). В этом аспекте личность рассматривается в качестве субъекта познания и изменения мира, созидателя (творца) материальных, духовных, культурных ценностей на Земле и в Космосе. Свойства личности понимаются как производное от общественной жизнедеятельности и проясненного, самосознающего себя разума.
Для реализации человеческих потенций в процессе формирования и развития личности безусловно большое значение имеют природные, телесные, биологические, нейродинамиче — ские задатки, генофонд человека. Так у однояйцовых близнецов, для которых характерна полная идентичность наследственных признаков, вдвое чаще (72 против 34 встречаются случаи сходного социального или асоциального поведения (Амебах, Генетика. М., 1966, с. 178). Биологическое, входя в структуру личности, очеловечивается, выступает как социально — значимое качество. Последнее в решающей степени зависит от контекста исторического времени жизни, поля действия отдельного человека, а также от его социального статуса.
Проблема соотношения социального и биологического включает в себя важнейшие вопросы эволюции биосферы нашей планеты, стихийного и разумного регулирования отношений человека и природы, генетического и прижизненного развития человека. Все это составляет основу теории человека и подлежит анализу и интеграции в аспекте внутреннего единства, взаимосвязи и противоречий социального и биологического факторов.
Сфера распространения и эволюции жизни — биосфера существует более двух миллиардов лет. Эволюция человека в пределах биосферы проходит стадии био и антропогенеза. В процессе дальнейшего становления человека вступает в действие другой тип эволюции, основанный на передаче от одного поколения к другому приобретенного исторического опыта, техники, знания, культуры и образа жизни. (Это — механизм социального наследования).
Постепенно человеческое общество становится в биосфере могущественным фактором, изменяющим с возрастающей быстротой как структуру самих основ биосферы, так и свою собственную биологическую и социальную природу. Таким образом, человек, будучи объектом и вершиной эволюции биологического и социального миров, постепенно становится субъектом и ведущим фактором преобразования своей среды и всех форм жизни на Земле.
Позднейшее преобладающее развитие социального не вытеснило биологическое. Биологические закономерности сохранили свою природу так же, как химические и физические уровни развития материи.
Успехи современной генетики придали вопросу о соотношении наследственного и приобретенного в психическом развитии личности острый дискуссионный характер.
Дискуссии о взаимосвязи наследственного, врожденного и приобретенного в психическом развитии личности многократно повторялись с различными вариациями в зависимости от уровня развития биологических, психологических и социальных научных дисциплин.
Благодаря успехам современной генетики, нейрофизиологии и психологии постижение данной проблемы в значительной степени продвинулось вперед. Однако она по-прежиему вызывает обсуждения остро полемического характера.
Известно, что любое внешнее воздействие определяет психическое явление и соответствующее поведение лишь опосредствованно, через индивидуальные свойства личности, и поэтому эффект каждого воздействия извне обусловливается историей развития личности. С. Л. Рубинштейн, развивая проблему соотношения внешнего и внутреннего, указывал, что чем выше мы поднимаемся от неорганической природы к органической, от живых существ к человеку, тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним.
Еще в конце 50-х годов в отечественной философии и психологии велись жаркие дискуссии по вопросу о соотношении внешних (социальных) и внутренних (биологически унаследованных) условий, определяющих динамику психического процесса. Высказывались мнения, что человеку присущи природные задатки, которые «безлики» и «неспецифичны» по отношению к исторически возникшим видам человеческой деятельности. Что же касается «специфически человеческих способностей», то они формируются лишь в индивидуальном онтогенетическом, а не наследственном развитии. Доминировала также мысль, что представление о том, что способности человека строятся лишь извне, было бы очевидно несостоятельным. Трудно защищать мысль о наличии у человека человеческих и нечеловеческих способностей. В человеке — если он в самом деле человек — все человечно.
Современная гуманитаристика уже и не сомневается, что если в наследственных задатках вовсе нет ничего специфически человеческого, социального, которое затем привносится извне, и если новорожденный появляется на свет, имея задатки только к чисто биологическим, не специфически человеческим способностям, то неизбежен вывод, что он рождается не человеком, а чем-то вроде животного.
Мы полагаем, что человек с момента своего рождения является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием человеческого филогенеза. Он, прежде всего, обнаруживает биологическую готовность в своем онтогенетическом становлении усваивать культурно-исторические достижения общества.
Детство является порождением эволюции и этапом реализации унаследованных задатков человеческой личности. Общеизвестно, что у низших животных период детства почти отсутствует. Чем выше на эволюционной лестнице находится вид животного, тем длительнее у него детство. Немощность, беззащитность и бедность возможностей ребенка является генетическим условием его последующего богатства.
Процесс формирования личности в раннем периоде жизни детей совершается настолько легко, быстро и эффективно, что производит впечатление спонтанного развертывания. Это еще раз подтверждает наличие у них сугубо человеческих биологических задатков, которые реализуются под непрерывным воздействием социальной среды.
Конечно, пространство и время свободного действия отдельной личности невелико, но возможность ее влияния на социальные процессы зависит, в первую очередь, от социального статуса личности. Процесс приобретения статуса и усвоения общественных черт, опыта требований и норм деятельности и поведения доминирует в ходе воспроизведения человека, реализации его как личности. В сущности процесс формирования личности является процессом социализации человеческого индивида. Данный процесс происходит для каждого из людей в конкретно-реальных, уникально-неповторимых обстоятельствах жизни, оказывает соответствующее влияние и воздействие на формирование внутреннего мира личности.
Сам ход социализации, когда каждый индивид выполняет несколько ролей, не возможен без продуктивной активности человека — регулярной корректировки его действий и поступков, путем ориентации на культурный идеал личности, выработанный определенной социальной группой исторически конкретного общества (сословный, возрастной, профессиональный и т. д.).
Процесс социализации исторически обусловлен. Это выражается в том, что в результате его образуются не какие-то абстрактные социальные качества человека, а те конкретно — исторические черты личности, которые необходимы ей для функционирования в конкретном обществе. Цель процесса социализации — индивидуальная, а точнее индивидная, гармония с надындивидуальной системой социальных коммуникаций. Тотальное большинство социальных взаимодействий предполагает реализацию социально-ролевых ожиданий субъектов этих взаимодействий. Как это не грустно, индивидуальность фактически не востребована в социальных контактах, наоборот — востребована адекватность групповым характеристикам, качествам и стандартам. Больной, вызвав врача, пребывает в социальном ожидании того, что тот идентичен технологическим стандартам качества своей социальной группы; его не интересует, любит ли врач французскую кухню или литературу (или сотни иных ингредиентов палитры индивидуальности). Необходимо ясно осознать, что вся система социальных норм (и правовых и моральных) ориентирована на то, чтобы «загнать» индивидуальность в групповой стандарт. По сути, весь нормативный пресс общества есть насилие над индивидуальностью. Например, все студенты должна сидеть во время лекции. А может быть кто-то, более эффективно воспринимает материал, лежа или стоя на голове. Но социальная норма группового бытия диктует всем единый, а значит надындивидуальный стандарт поведения. Поэтому, социализация, избирая объектом индивида и созидая личность, реализует групповой интерес и общественную потребность. Социализация созидает технологичную индивидуальность, осознающую пределы и границы ролевых отклонений (девиаций). Технологичность индивидуальности проявляется, однако, и в том, чтобы уметь пользоваться обществом, удовлетворяя тысячи своих потребностей. Социализация предлагает нормативные ключи от общественных кладовых. От общества можно получить все, пройдя по технологической цепочке нормативных условий доступа. В конце концов, и сами нормы — не насилие ради насилия. Предлагая нормы, общество не куражится над индивидуальностью, а предлагает свой технологический опыт. Любая норма — результат поиска наиболее эффективных технологий достижения того или иного результата. Скажем, уже помянутое, положение «лежа» на лекции — менее эффективно при конспектировании, чем классическое
Социализация — это не только становление законченности и зрелости личностных черт, но также развитие и модификация зрелых форм социальности в ходе включения ее в систему новых связей и зависимостей. Социализация вершится всю жизнь, совершенствуя технологичность индивида, если это востребовано, т. е. выступает источником и результатом социальных изменений.
Еще одним необходимым моментом социальных изменений в жизнедеятельности человеческих индивидов является развитие способности самооценки. Появление самооценки свидетельствует о формировании рефлексии и становлении самосознания у индивидов. Обычно появление черт личностного поведения психологи и философы относят к 2 — 3-летнему — возрасту детей, когда они могут самостоятельно осуществить свои действия и жить а ситуации свободного выбора. С этой точки зрения становится понятной и мысль ряда ученых о том, что личность является ничем иным, как самосознанием человека (Л. С. Выготский, К. К. Платонов и др.).
Отражение индивидом себя в качестве субъекта сознательно — самостоятельной деятельности — есть духовная сторона человеческого «Я». Целостное человеческое «Я», как уровень социальной регуляции, есть единство отражения и понимание духовной и телесной стороны своего «Я». «Я», будучи психосоциальным ядром личности, образовано ансамблем наследственных признаков, биогенетических задатков и воздействия общественной макро-микросреды, социальных условий, политико-правовых, нравственных норм и регулятивов.
«Я» — есть такой элемент структуры личности, который определяет сферу мотивов и способ соотнесения ее интересов с общественными, меру притязаний, основу формирования ценностных ориентации, нравственных принципов и жизненных целей поведения. Отсутствие смысла жизни — есть тяжелейшее состояние личности. Для сохранения душевного равновесия человеку нужна какая-то цель в жизни, которую он считает высшей, и гордость, что он трудится ради ее осуществления.
Включение личности в процесс поиска смысла жизни означает дальнейшее расширение и уточнение ее мировоззренческой и морально — практической ориентированности в мире и в самой себе. Именно с учетом денного обстоятельства можно сделать вывод о том, что с феноменом «Я» связано функционирование духовно-смыслового и регулятиано-прогнозирующего центра личности. Утрата личностного смысла жизни отдельными людьми — типичная черта, присущая кризисным этапам исторического развития. Личности трудно найти позитивный смысл существования из-за разрушения старых ценностей, изменения отживших культурных ценностей, традиций, формирования нового общественного опыта. Смысл жизни нельзя придумать, изобрести, его нужно найти, он существует объективно вне человека.
Противоречие, диссонанс, который существует между человеческим «Я» и внешним смыслом — здоровое состояние психики. Человек обязан найти и осуществить этот смысл путем индивидуального выбора жизненного пути, ибо нет единого для всех людей смысла жизни.
Индивидуальные различия: типы, причины и роль
РЕКЛАМА:
В этой статье мы обсудим: 1. Определения индивидуальных различий 2. Типы индивидуальных различий 3. Причины индивидуальных различий 4. Роль индивидуальных различий в образовании .
Определения индивидуальных различий:1. Древер Джеймс:
индивидуальные различия.»
РЕКЛАМА:
2. Good, C.V.:
«Вариации или отклонения среди индивидуумов касаются одной характеристики или ряда характеристик, тех различий, которые в своей совокупности отличают одного индивидуума от другого».
3. Skinner, C.E.:
«Сегодня мы думаем, что индивидуальные различия включают любой измеримый аспект личности в целом».
РЕКЛАМА:
4. Вудворт, Р.С. и Маркиз, Д.Г.:
«Индивидуальные различия обнаруживаются во всех психологических характеристиках, физических умственных способностях, знаниях, привычках, чертах личности и характера».
«Психология индивидуальных различий в значительной степени является изучением групповых различий. Это исследование классифицирует людей по возрасту, чертам характера, полу, расе, социальному классу и т. д., а также выявляет различия внутри этих групп и между ними. Физические, умственные, социальные и культурные различия и т. д. изучаются в рамках индивидуальных различий». — Джон П. Де Сисео
Пожалуй, первой задачей каждого учителя в классе должно быть знание и изучение индивидуальных различий между его учениками. Индивидуальные различия во внешности и телосложении, привычках и навыках, интересах и темпераментах, способностях и достижениях уже признаны.
По словам Скиннера, «сегодня мы думаем, что индивидуальные различия включают любой измеримый аспект личности в целом». Из этого определения индивидуальных различий ясно, что оно охватывает все аспекты человеческой личности, которые каким-то образом поддаются измерению.
Типы индивидуальных различий:1. Физические различия:
Невысокий или высокий рост, смуглый или светлый цвет лица, полнота, худоба или слабость — это различные физические индивидуальные различия.
2. Различия в интеллекте:
Существуют различия в уровне интеллекта у разных людей. Мы можем классифицировать людей от сверхнормальных (выше 120 IQ) до идиотов (от 0 до 50 IQ) на основе уровня их интеллекта.
РЕКЛАМА:
3. Различия в отношении:
Индивиды различаются в своем отношении к разным людям, объектам, институтам и властям.
4. Различия в достижениях:
С помощью тестов достижений было обнаружено, что люди различаются своими способностями к достижениям. Эти различия очень хорошо видны при чтении, письме и изучении математики.
Эти различия в достижениях видны даже среди детей с одинаковым уровнем интеллекта. Эти различия объясняются различиями в различных факторах интеллекта и различиями в различном опыте, интересах и образовании.
5. Различия в двигательных способностях:
Различия в двигательных способностях. Эти различия видны в разном возрасте. Некоторые люди могут легко выполнять механические задачи, в то время как другие, даже если они находятся на том же уровне, испытывают большие трудности при выполнении этих задач.
6. Различия по признаку пола:
Макнемар и Терман на основе некоторых исследований обнаружили следующие различия между мужчинами и женщинами:
(i) У женщин более развита память, а у мужчин более развита моторика.
(ii) Почерк женщин лучше, в то время как мужчины преуспевают в математике и логике.
(iii) Женщины демонстрируют лучшие способности в сенсорном различении вкуса, осязания, запаха и т. д., в то время как мужчины проявляют большую реакцию и осознают иллюзию размера и веса.
(iv) Женщины лучше мужчин в языках, а мужчины лучше в физике и химии.
(v) Женщины лучше мужчин рисуют в зеркале. Было обнаружено, что недостатки речи и т. д. у мужчин в три раза превышают такие недостатки у женщин.
(vi) Женщины более восприимчивы к внушению, а мужчин-дальтоников в три раза больше, чем женщин.
(vii) Маленькие девочки проявляют интерес к историям любви, сказкам, школьным и семейным историям и мечтаниям и проявляют различные уровни в своих играх. С другой стороны, мальчики проявляют интерес к историям о храбрости, науке, войне, разведке, историям об играх и спорте, историям и играм о занятиях и навыках.
7. Расовые различия:
Существуют различные виды расовых различий. Различия в окружающей среде являются нормальным фактором, вызывающим эти различия. Карл Бригам составил список на основе различий в уровне интеллекта среди людей, иммигрировавших в США из других стран.
На основе этих средних различий между расами невозможно рассчитать умственный возраст конкретного человека, поскольку эта разница основана на окружающей среде.
8. Различия по национальному признаку:
Люди разных национальностей различаются физическими и умственными особенностями, интересами, характером и т. д. «Русские высокие и толстые»; «Цейлонцы невысокие и стройные»; «У немцев нет чувства юмора»; «Желтые расы жестоки и мстительны»; «американцы сердечны и откровенны»; Индейцы робки и миролюбивы», и подобные наблюдения входят в наш общий разговор.
9. Различия по экономическому положению:
Различия в интересах, наклонностях и характерах детей обусловлены экономическими различиями.
10. Различия в интересах:
Такие факторы, как пол, уровень развития семьи, различия расы и национальности и т. д., вызывают различия в интересах.
11. Эмоциональные различия:
Эмоциональные реакции людей на определенные ситуации различаются. Некоторые раздражительны и агрессивны, и они очень быстро злятся. Есть и другие миролюбивые люди, которых нелегко разозлить. По какому-то поводу человек может быть настолько разгневан, что может быть готов к худшему преступлению, такому как убийство, в то время как другой человек может только смеяться над этим.
12. Индивидуальные различия:
Имеются личностные различия. На основе различий в характере людей делят на множество групп.
Шпрангер, например, классифицировал личности на шесть типов:
(а) Теоретический,
(б) Экономический
(в) Эстетический,
(г) Социальный,
д) политическая, и
(f) религиозные.
Юнг разделил людей на три группы:
(а) интроверты,
(б) экстраверты и
(в) амбиверты.
Троттор разделил людей на:
(а) Уравновешенные и
(б) Неуравновешенные.
Джордон разделяет личности на:
(а) Активный и
(б) Рефлективный тип.
Торндайк разделил людей на четыре категории на основе мышления:
(a) Абстрактно мыслящие,
(b) Идеационно мыслящие,
(c) Объектно мыслящие и
(d) Мыслители, у которых преобладает чувственный опыт.
Терман классифицировал людей по девяти классам в соответствии с их уровнем интеллекта:
(a) гений,
(b) около гения
(c) очень превосходно,
(D) Выше,
(C). д) Средний,
(е) Отсталый,
(ж) Слабоумный,
(з) Тупой и
(и) Идиот.
Общеизвестно, что одни люди честны, другие нечестны, одни агрессивны, другие скромны, одни общительны, другие любят побыть в одиночестве, одни критичны, а другие сочувствуют. Таким образом, мы видим, что различия в личности зависят от черт личности. Учитель должен помнить об этих различиях при обучении учеников.
Причины индивидуальных различий :Ниже приведены некоторые из основных причин индивидуальных различий:
1. Наследственность:
Одной из важнейших и главных причин индивидуальных различий является наследственность. Люди наследуют различные физические черты, такие как лицо с его чертами, цвет глаз и волос, тип кожи, форму черепа и размер рук, дальтонизм, облысение, обрезание пальцев и склонность к определенным заболеваниям, таким как рак и туберкулез, психические черты, такие как интеллект, абстрактное мышление, способности и предрассудки. Теперь общепризнанный факт, что наследственные различия приводят к тому, что количество и скорость физического, а также умственного развития у разных людей различны.
2. Окружающая среда:
Окружающая среда существенно влияет на индивидуальные различия. Изменения в окружении ребенка отражаются на изменениях его личности. С психологической точки зрения окружение человека состоит из суммы стимуляций, которые он получает от зачатия до самой смерти.
Окружающая среда состоит из физических, интеллектуальных, социальных, моральных, политических, экономических и культурных сил. Все эти силы вызывают индивидуальные различия. Современные психологи считают, что индивидуальные различия обусловлены как наследственностью, так и средой. Личность есть результат взаимодействия наследственности и среды.
3. Влияние касты, расы и нации:
Люди разных каст и рас демонстрируют очень заметные различия. Обычно видно, что в сыне кшатрия больше мужества, а в сыне торговца — деловых черт.
Точно так же люди разных наций обнаруживают различия в отношении их личности, характера и умственных способностей. Это результат их географической, социальной и культурной среды. Многие исследования показали наличие различий между американцами и неграми, китайцами и японцами, англичанами и индийцами.
4. Половые различия:
В развитии мальчиков и девочек наблюдаются различия, обусловленные разницей пола. Физическое развитие девочки происходит на год-два раньше, чем у мальчиков. В возрасте от 11 до 14 лет девочки выше и тяжелее мальчиков. После 15 лет мальчики начинают побеждать в гонках.
Девочки добрые, ласковые, отзывчивые и нежные, а мальчики смелые, твердые, холерики, работоспособные и грамотные.
5. Возраст и интеллект:
Физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие обусловлено возрастным ростом. Многие люди отличаются из-за различий в интеллекте. Люди, которые ниже среднего по интеллекту и умственному возрасту, испытывают большие трудности в обучении, а люди со средним интеллектом могут учиться быстро.
6. Темперамент и эмоциональная устойчивость:
Одни люди по темпераменту активные и быстрые, другие пассивные и медлительные, одни юмористические, другие вспыльчивые. На эмоциональную устойчивость личности по-разному влияют физические, психические и средовые факторы. Различия в эмоциональной устойчивости вызывают индивидуальные различия.
7. Другие причины:
Интересы, способности, достижения, чувства, характер, образование и семейное положение приводят к индивидуальным различиям.
8. Экономическое положение и образование:
Индивидуальные различия обусловлены экономическим положением родителей и образованием детей. Дети двух экономических классов не могут иметь сходство и равенство.
Роль индивидуальных различий в образовании :Одной из важных задач современного образования является всестороннее развитие личности. У людей разные цели, разные интересы, разные эмоциональные проблемы и разные способности. Мы не можем позволить себе игнорировать эти индивидуальные различия в обучении детей. Поскольку школьная работа планируется на групповой основе, она представляет собой серьезную проблему для всех учителей.
Поэтому предлагаются некоторые практические процедуры для адаптации школьной работы к индивидуальным различиям:
1. Ограниченный размер класса:
Обычно в классе 50 или более 50 учеников. В таком большом классе учитель не может уделять каждому ученику индивидуальное внимание. Размер класса должен быть небольшим. Она должна быть разделена на различные блоки, чтобы после работы в классе можно было выяснить их различные трудности.
2. Правильное разделение класса:
Теперь есть отдельные классы для учеников с разным интеллектом. При проведении этой классификации учитель должен иметь в виду разницу в возрасте, интересах, эмоциональных и социальных качествах.
3. Домашнее задание:
Учитель должен давать ученикам домашнее задание, учитывая индивидуальные различия.
4. Фактор пола:
Мальчики и девочки должны играть разные роли в обществе. Следовательно, фактор пола следует иметь в виду.
5. Учебная программа:
Учебная программа должна быть изменена с учетом потребностей всех типов детей. В учебный план должно быть включено большое количество предметов, чтобы каждому ребенку можно было дать образование в соответствии с его интересами, потребностями и способностями. Учебный план не должен быть жестким, но он должен быть гибким.
Если мы составим один и тот же учебный план для всех учащихся, блестящие ученики не смогут полноценно питаться умственно, а отсталые ученики и ученики с более низким I.Q. будут сильно отставать в классе, а из школы могут начать прогуливаться.
6. Методы обучения:
Методы обучения следует выбирать на основе индивидуальных различий. Нецелесообразно применять один и тот же метод воспитания в отношении всех детей — одаренных или отсталых.
7. Учебное руководство:
Учитель должен давать учащимся образовательные рекомендации, учитывая их индивидуальные особенности. Он может помочь им в выборе образовательной карьеры, выборе предметов, выборе книг, выборе хобби и внеклассных мероприятий и во многих других областях, связанных с образованием.
8. Профессиональная ориентация:
Принимая во внимание индивидуальные различия, учитель может помочь ученикам выбрать профессию, которую они должны выбрать.
9. Индивидуальное обучение:
Было предложено множество планов и методов индивидуализации инструкций.
Вот некоторые из этих планов:
(i) План Далтона:
Этот план был представлен мисс Хелен Паркхерст в Далтоне. Согласно этому плану, школа рассматривается как «детский дом». Принципы, лежащие в основе плана, — свобода, сотрудничество и распределение времени. Учащиеся могут свободно продолжать без перерыва работу, которой они поглощены, не сдерживаемые расписанием.
Их не учат в классах. Им даются предметы, соответствующие их интересам. Преимущество этого плана в том, что каждому ученику разрешается действовать в своем собственном темпе и в соответствии с этой индивидуальной способностью. Таким образом, инструкции полностью индивидуализированы.
(ii) План Моррисона:
Этот план был разработан профессором Х.К. Моррисон из Чикагского университета. Этот план основан на направленном руководстве и подчеркивает назначение подразделений. Создание учебного подразделения является важной задачей в плане Моррисона. План основывается на индивидуальных потребностях и интересах.
(iii) План Winnetka:
Этот план был разработан C.W. Washburne в школе Winnetka, штат Иллинойс. Этот план основан на том принципе, что ученикам должно быть позволено следовать своей собственной скорости обучения по каждому из предметов его учебной программы. Прежде чем вводить этот план, с помощью проверки проверяется, сколько человек уже знает. На основе этого для него планируется конкретная единица обучения.
Успеваемость проверяется самими учениками посредством самостоятельных тестов. Преимущество этого плана состоит в том, что отсталые и умные должны действовать по своему собственному сценарию. Более того, не бывает неудач, поскольку ученик оценивается по собственному прогрессу.
(iv) План контракта:
В этом плане предметы исследования определяются как метод Дальтона; прогресс ученика измеряется с помощью тестов, подобных методу Виннетки. Таким образом, этот план представляет собой синтез методов Дальтона и Виннетки.
(v) Метод проекта:
Этот метод был предложен Килпатриком. В этом методе каждый член группы может работать в соответствии со своими интересами и способностями. Следовательно, этот метод также находится в направлении индивидуализации инструкций.
Главная ›› Психология ›› Индивидуальные различия ›› Типы ›› Типы индивидуальных различий
Что такое индивидуальные различия и почему они важны для менеджеров? — Глава 2
Индивидуальные различия – это то, чем люди отличаются друг от друга. Каждый член организации имеет свой собственный стиль поведения. Руководителям важно понимать индивидуальные различия, поскольку они влияют на чувства, мысли и поведение сотрудников. Индивидуальные различия можно разделить на две категории:
Что такое личность и как на нее влияют?
Под личностью понимаются относительно стабильные модели мышления, чувств и поведения человека. Это важный фактор, объясняющий поведение людей внутри организации и благоприятное или неблагоприятное отношение к работе и организации.
источники личности
Личность частично определяется биологически (природа). Не существует конкретных генов, определяющих личность, но исследования близнецов показывают, что примерно 50% личности можно объяснить наследственными факторами.
Другую половину можно объяснить жизненным опытом (воспитанием). Личность может измениться благодаря опыту, но не в краткосрочной перспективе. Как ясно из определения, это все-таки относительно устойчивые черты. Поэтому руководители не должны ставить перед собой цель изменить личность сотрудников, но личность можно использовать для понимания поведения.
Влияние ситуации на личность
Большое количество исследований показывает, что личность является хорошим прогностическим и объяснительным фактором для мышления, чувств и поведения сотрудников на рабочем месте. Личность, например, влияет на отношения и поведение, связанные с работой, такие как удовлетворенность карьерой и преодоление стресса, связанного с работой.
Однако помимо личности ситуация также влияет на отношение и поведение. Если ситуационное давление сильно, личность меньше влияет на поведение, связанное с работой. Сотрудники не свободны в различном поведении в таких ситуациях, поэтому личность не имеет решающего значения.
Таким образом, на поведение могут влиять как личностные, так и ситуационные факторы. В конце концов, познание, аффект и поведение определяются взаимодействием между личностью и ситуацией. Эффективные менеджеры понимают это взаимодействие и используют его, чтобы помочь сотрудникам работать оптимально.
Что такое модель ASA и для чего она используется?
Согласно модели привлечения-отбора-отсева (ASA) Шнайдера, организация привлекает людей с соответствующими личностями (привлечение) и выбирает их (отбор), отвергая другие типы личностей (отсев). В результате сочетания привлечения, отбора и истощения для конкретной организации развивается своего рода «типичная» личность. Процессы ASA работают по-разному. Например, при найме будущих сотрудников люди бессознательно выбираются в соответствии с нынешними сотрудниками. Таким образом, характер организации в конечном итоге становится отражением типичной личности работника.
Какие черты личности входят в «Большую пятерку»?
Модель личности «Большая пятерка» состоит из 5 личностных черт (экстраверсия, невротизм, альтруизм, добросовестность и открытость), которые, в свою очередь, состоят из определенных субчерт. Эти черты личности находятся на вершине иерархии черт. Людей можно расположить в континууме по каждой черте.
Экстраверсия — это склонность испытывать положительные эмоции и хорошо относиться к себе и миру. Интроверсия — другая сторона континуума — связана с менее позитивными чувствами и меньшим социальным взаимодействием. Экстраверсия связана с большей удовлетворенностью карьерой на рабочем месте.
Нейротизм означает склонность испытывать негативные чувства по отношению к себе и миру. Люди с выраженными невротическими чертами быстрее переживают стресс и критичны к себе. Это может быть уязвимостью, но также и силой. Из-за своего критического отношения они стремятся улучшить свою работу и могут критически размышлять во время групповых обсуждений. Так что это не просто отрицательная черта.
Альтруизм (приятность) относится к свойству хорошо ладить с другими. Люди с низкими баллами по этой черте личности враждебны и подозрительны. В некоторых случаях это свойство может быть полезным, например, при сборе долгов, где крайне необходимы социальные навыки.
Добросовестность означает осторожность и настойчивость. Это сопровождается организованностью и самодисциплиной. Добросовестность — хороший показатель успеха в карьере. Это должно сопровождаться правильными навыками работы и социальной компетентностью.
Открытость – это степень, в которой человек открыт новому опыту и рискам, имеет широкие интересы и оригинален. Это преимущество в компаниях, в которых желательны творческий подход и инновации.
Модель личности «большой пятерки» можно использовать для понимания поведения и функционирования на рабочем месте. Важно понимать, что нет такой вещи, как хороший или плохой профиль личности.
Другие личностные качества
В дополнение к «Большой пятерке» существуют различные личностные качества, имеющие отношение к организациям.
Локус контроля – это степень, в которой человек считает, что имеет контроль над ситуацией, в которой он/она находится. Внутренний локус контроля означает, что события приписываются личным факторам и, следовательно, ответственность за последствия собственного поведения берется на себя. Внешний локус контроля означает, что события приписываются ситуативным факторам. Сотрудники с внутренним локусом контроля нуждаются в меньшем надзоре, чем сотрудники с внешним локусом контроля, потому что они более независимы.
Самоконтроль относится к степени, в которой человек активно пытается влиять на то, как он/она представляет себя другим. Высокая степень самоконтроля приводит к строго социально приемлемому поведению. Эти люди часто уступчивы и хорошо умеют управлять впечатлением. Высокий самоконтроль связан с хорошей адаптивностью, что полезно в ситуациях, когда необходимо позитивное взаимодействие с другими. Низкий уровень самоконтроля полезен, когда необходимо дать открытую и честную обратную связь или критику.
Уверенность в себе/самоуважение (самоуважение) – это степень, в которой человек удовлетворен собой и своими способностями. Уверенность в себе по-разному влияет на поведение в организациях. Высокая самооценка связана с выбором сложной работы, постановкой высоких целей и стимулированием развития организации.
Что такое личности типа А и типа Б?
Различие между типами личности А и В известно благодаря связи между типом А и риском сердечно-сосудистых заболеваний. Тип А можно охарактеризовать как амбициозный, конкурентоспособный и нетерпеливый. Тип В можно охарактеризовать как человека с расслабленным и гибким отношением. Тип А может быть эффективен, когда нужно достичь высоких целей за короткое время, но недостатком является то, что с этими людьми труднее справиться.
Какие три потребности есть почти у каждого?
Согласно Макклелланду, есть три характеристики, которыми в разной степени обладает каждый: потребность в успехе, потребность в приверженности и потребность во власти.
Потребность в успехе — это желание хорошо работать в сложных ситуациях и соответствовать высоким стандартам. Эта потребность связана с постановкой четких целей, готовностью брать на себя ответственность за результаты и желанием получать обратную связь. Это также коррелирует с успехом в карьере.
Необходима солидарность в усилиях по созданию и поддержанию хороших отношений с другими. Люди, у которых есть сильная потребность в солидарности, являются хорошими коллегами, но это нехорошо, если все сотрудники в команде такие, потому что это может быть за счет эффективной работы над задачами, потому что тогда все сосредоточены на «поддержании мира». .
Потребность во власти — это сильная потребность в эмоциональном и поведенческом контроле над другими. Люди, обладающие этим свойством, часто являются менеджерами или людьми, занимающими руководящие должности. Для менеджеров сочетание высокой потребности в успехе и высокой потребности во власти является наиболее эффективным.
Какие виды емкости можно выделить?
Способности человека относятся ко второй категории индивидуальных различий и имеют решающее значение для уровня работоспособности. Можно выделить два типа способностей: когнитивные способности и физические способности.
Когнитивные способности можно определить по-разному. Самое широкое определение — когнитивная способность как общий интеллект. Под интеллектом понимают разные области когнитивного функционирования. Согласно исследованиям, когнитивные способности предсказывают успех в карьере при условии, что тип когнитивных способностей связан с работой. Следовательно, чтобы понять взаимосвязь между когнитивными способностями и успехом, необходимо определить способности, необходимые для конкретной работы.
С точки зрения физических возможностей можно провести различие между двигательными возможностями (способностью эффективно обращаться с объектами) и физическими способностями (состояние и сила).
Как когнитивные, так и физические способности развиваются благодаря сочетанию наследственных факторов (природы) и опыта (воспитания).
Тесты на когнитивные способности были разработаны для измерения того, что является врожденным, но известно, что эти способности меняются со временем и под влиянием опыта в результате (отсутствия или наличия) образования и воспитания. Таким образом, в качестве индикатора можно использовать стандартные тесты, но интерпретация зависит от таких вопросов, как этика.
Физические способности лучше всего можно измерить, выполняя связанную с работой физическую активность.
Физические и когнитивные способности могут снижаться в результате таких факторов, как усталость, употребление наркотиков или лекарств, болезнь и стресс. При подозрении на употребление наркотиков можно провести тесты, но ограничения, связанные с усталостью или болезнью, могут быть упущены. Кроме того, получение результатов часто занимает много времени. В качестве решения были разработаны тесты на пригодность к работе, чтобы определить, могут ли сотрудники безопасно выполнять свою работу.
Эмоциональный интеллект — это особый тип способностей. Это относится к способности понимать и справляться со своими собственными и чужими чувствами. Высокий уровень эмоционального интеллекта положительно связан с функционированием и благополучием на работе.