Разработка правил эффективного общения: Разработка правил эффективного общения — Отношения

Содержание

Сила истории: 10 правил эффективного общения

Умение общаться — один из самых важных в жизни навыков, но обычно мы не прикладываем к его освоению много усилий. Несколько практических рекомендаций, помогающих сделать это эффективнее, приводит Уитсон Гордон на сайте Lifehacker.

1. Наблюдайте за языком тела

Вы говорите собеседнику, что открыты для дискуссии, но ваши руки скрещены. Вы говорите, что слушаете, но не отрываете взгляда от телефона. Невербальные сигналы часто говорят о нас больше, чем мы думаем. Не забывайте, что вы беспрестанно коммуницируете, даже если не говорите ни слова. Есть масса способов задействовать тело для улучшения коммуникации: думайте о пальцах на ногах; принимайте позицию силы, если вам нужно повысить свою самооценку перед важным разговором; учитесь читать язык тела других людей, чтобы правильно реагировать на него.

2. Избавьтесь от слов-паразитов

Слова-паразиты вроде “э…” или “типа”, мягко говоря, не улучшают вашу речь и разговоры. Отфильтровывайте их, чтобы быть убедительнее, чувствовать больше уверенности и выглядеть увереннее. Для этого стоит, например, начать отслеживать, когда вы произносите такие слова. Также попробуйте вынуть руки из карманов или даже просто расслабиться и делать паузы между словами. На самом деле люди почти не обращают внимания на такие паузы.

3. Заготовьте сценарии

Светская болтовня — это искусство, которым владеют немногие. Как справиться с неизбежным неловким молчанием, когда вы разговариваете с малознакомыми людьми? Поможет план беседы. Обратите внимание на четыре темы — семья, профессиональная деятельность, мечты и отдых. Этот список поможет вам придумать повод для разговора. Также можно превратить светскую беседу в более полноценный разговор, если поделиться полезной информацией — так у вас появится почва для обсуждения.

4. Рассказывайте истории

Истории обладают силой. Они активизируют наш мозг, позволяют сделать презентацию не такой скучной, делают нас убедительнее и помогают с блеском пройти собеседование. Учитесь рассказывать истории у таких мастеров, как Pixar, или просто используйте слово “нет”, чтобы структурировать свой рассказ. У каждого найдется хоть одна интересная история.

5. Задавайте вопросы и повторяйте за собеседником

Посмотрим правде в глаза: мы часто начинаем клевать носом и слушать вполуха, когда кто-то говорит. Но если вы задаете вопросы и повторяете за собеседником несколько последних слов, это демонстрирует, что вам интересен его рассказ, что его слова держат вас в напряжении. Ну и наконец, это помогает прояснить некоторые моменты, которые вы пропустили.

Это также полезно в светских разговорах и помогает заполнить неловкие паузы. Вместо того, чтобы начинать беседу с банальных тем вроде погоды, задавайте личные вопросы: например, о планах на лето или о прочитанных недавно книгах. И развивайте тему. Проявлять заинтересованность — это важнее, чем быть интересным.

6. Избавьтесь от того, что вас отвлекает

Довольно грубо смотреть в телефон во время разговора. Конечно, все отвлекающие факторы устранить невозможно, и нельзя отказаться от использования гаджетов, но если вы на время оторветесь от экрана, это намного улучшит ваш подход к общению.

7. Подгоняйте свою речь под аудиторию

Лучшие ораторы подстраиваются под тех, кто их слушает. Очевидно, что нужно использовать разные стили подачи информации при общении с коллегами или начальником и при разговорах с любимым человеком, детьми, родителями. Всегда держите в уме, как другие люди вопринимают вашу речь.

8. Говорите кратко, но конкретно

Есть такая схема, которая позволяет писать короткие, но дельные имейлы: контекст, повод, информация, концовка, повторный контакт. Но она вполне применима и для живого общения.

9. Сопереживайте больше

Общение — это улица с двусторонним движением. Если вы будете практиковаться принимать противоположную точку зрения, вам будет легче налаживать реальный контакт с людьми, и это будет вызывать у вас меньше тревоги (например, важно понимать, что человек на самом деле имеет в виду, когда говорит, что “слишком устал, чтобы разговаривать”). Развитие способности к сопереживанию помогает вам понимать других людей без слов и реагировать эффективнее.

10. Слушайте и еще раз слушайте

Наконец, лучшее, что вы можете сделать для улучшения своих коммуникативных навыков — это слушать и не перебивать. Не зря говорят: “Хороший разговор — это горстка слов, искусно вплетенная в молчание”. Даже если стили общения у вас с собеседником не совсем совпадают, у разговора появляется некая основа — и надежда, что ваш собеседник тоже внимательно вас выслушает.

Оригинал

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

Общение — это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы общаемся постоянно, даже когда молчим (через наши жесты, движения, мимику).

Эффективное общение — это не просто передача информации. Для эффективного общения, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. Эти способности эффективного общения каждый развивает в себе самостоятельно, учась у людей, которые нас окружают (прежде всего родителей). Вполне возможно, что перенятая в детстве манера общения родителей, не будет эффективной.

Можно выделить самые основные правила, которые помогают сделать общение с совершенно разными людьми и в различных сферах жизни более эффективным:

  • Нужно помнить, что для эффективного общения, между собеседниками должен быть установлен контакт.
  • Для эффективного общения рекомендуется также говорить в том же темпе и в том же объеме, а также используя аналогичную позу (стоя либо сидя) что и собеседник. Известно, что люди любят, когда им подражают.
  • Не стоит использовать витиеватые длинные фразы в разговоре, используя лишь общие слова, ведь в этом случае есть риск остаться не понятыми. Важно все же говорить конкретно и по существу, чтобы собеседник мог без труда все понять и при чем понять именно так, как было задумано.
  • Невербальное общение — это очень важная составляющая эффективного общения. Лишь 7% общения составляют непосредственно слова. Это означает, что 93 % общения состоит из мимики и жестов. Невербальное общение используется и для того, чтобы показать ответную реакцию на то, что нам сообщают.
  • После того как разговор закончен, нужно сообщить определенную информацию, обязательно убедившись в том, что вас поняли правильно.
  • Не стоит пассивно воспринимать информацию собеседника. В ходе беседы рекомендуется давать понять жестами, мимикой словами то, что вы слушаете и слышите собеседника, вы понимаете то, о чем он сообщает.

Современный мир устроен так, что без эффективного общения с людьми, сложно добиться успехов в работе, построить личную жизнь. Эффективность общения в первую очередь зависит от того, насколько человек владеет речью и открыт во вне.

Правила эффективного общения ⋆ Propsycholog.ru

Каждый человек строит вокруг себя свой мир отношений. В этом мире ему комфортно. Наша способность к выживанию, к хорошей и счастливой жизни зависит от многого. Важная часть хорошей жизни зависит от того, умеем ли мы правильно общаться с другими людьми. В психологии существуют правила эффективного общения, которые и помогают человеку достичь все эти цели. С их помощью вы будете услышаны и в общении не возникнет недопонимания.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:

Научитесь слушать говорящего, покажите заинтересованность разговором.

Процесс разговора часто осложнен тем, что люди отвлекаются на себя и на свои мысли. Суть и смысл общения при этом утрачивается, что нарушает коммуникацию. Можно заметить как человек, растерявшись, не может правильно или вовремя ответить собеседнику.

Это не требует больших усилий. Достаточно полуулыбки, взгляда. Смотрите в глаза собеседнику. Сосредоточтесь на том, что вам хочет донести другой человек.  Можно задавать вопросы по ходу беседы, так вы точно дадите понять, что предмет разговора вам не безразличен, вы пытаетесь узнать детали.

Если вы общаетесь с другом,коллегой, родственником, не давайте им указаний или советов, если они вас об этом не просят.

Общаясь с позиции знающего, вы показываете ему свое превосходство, вы становитесь в позицию «Я ОК, ты не Ок!»  В разговоре вы не умнее и лучше, вы равны.

Старайтесь отслеживать свои реакции на другого человека. Конечно, со стороны вам может быть что-то виднее, но как говорится «Чужую беду руками разведу». Нам кажется, что все решить очень просто, однако попадая в подобные ситуации, мы тоже не всегда можем сразу сориентироваться и найти из нее благоприятный выход.

Внимательно слушайте говорящего.

Выслушивать нужно до конца, не перебивать, иначе вы не уловите суть разговора. Не стоит приводить примеры из личной жизни, делая так, вы перестаете слушать и слышать свего собеседника.

Если же вас попросят высказать личное мнение, тогда честно высказывайте свою позицию. Не проявляйте ложное сочувствие. Лучше вообще не выдавать эмоций, если не чувствуете ничего , чем показывать фальшивые чувства. Это сразу бросается в глаза и отдаляет собеседника.

Если вы расходитесь с человеком в ценностях, не надо поддакивать ему, просто скажите » Знаешь, в этом месте мне сложно дать тебе поддержку, потому что я считаю, что…»

Критика в адрес других людей, тем более сплетни, могут настроить собеседника против вас, это также может навредить эффективному общению.

Старайтесь не обсуждать других людей. Вы не знаете мотивов их поступков. Вы не эксперт в чужой жизни. Помните, что поддерживая закулисное общение, вы рискуете стать объектом обсуждения. Старайтесь прояснять ситуации с конкретным собеседником, а не создавать коалиции в поддержку вас и вашего мнения.

Не говорите то, что вам кажется правдой, напрямую собеседнику сразу, не обдумав детали. Во-первых, это может быть и неправдой, а во-вторых, это нанесет ему оскорбление. Не всегда человеку приятно слышать о себе и своих поступках мнение других людей, поэтому если уж вы хотите высказаться, сделайте это мягко и тактично.

Говорить правду в глаза не всегда полезно. Это ваша правда. Вы не знаете что может чувствовать другой человек и, тем более не можете знать какие основания у него были, чтобы поступить подобным образом.

Уважайте себя.

Самоуважение лежит в основе общения. Поддерживайте себя и отстаивайте свое мнение. Даже, если вы ошибаетесь, не ругайте себя, ведь каждый способен на ошибку.

Не стоит также обсуждать проблемы личного характера с малознакомыми людьми. Доверяйтесь только проверенным людям, которые относятся к вам хорошо. Услышать не очень приятный отклик от человека, которого вы уважаете, от которого вы не ждете критики и подлости, бывает очень важно и полезно для другого взгляда на ситуацию.

Ипользуйте в общении «Я-сообщения»- говорите о себе и о своих чувствах, это самое важное и главное в гармоничном общении с другими людьми. Используя «Я-сообщения», у вас гораздо больше увеличивается шанс быть услышанными.

Конечно, список правил неполный. И в них, как и в любом правиле, могут быть исключения. Но есть одно правило, действенное во всех ситуациях, – уважайте других людей. Придерживаясь его, вы приобретете славу приятного собеседника и просто хорошего человека.

0 0 голоса

Рейтинг статьи

10 золотых правил Альберта Эйнштейна… ― Женский журнал WomanWay

 

1. Человек, который никогда не ошибался, никогда не пробовал сделать что-нибудь новое.

Большинство людей не пробует делать ничего нового из-за страха ошибиться. Но этого не надо бояться. Зачастую человек, потерпевший поражение, узнает о том, как побеждать больше, чем тот, к кому успех приходит сразу.

 

2. Образование — это то, что остается после того, когда забываешь все, чему учили в школе.

Через 30 лет вы совершенно точно забудете все, что вам приходилось изучать в школе. Запомнится только то, чему вы научились сами.

 

3. В своем воображении я свободен рисовать как художник. Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир.

Когда понимаешь насколько далеко человечество продвинулось с пещерных времен, сила воображения ощущается в полном масштабе. То, что мы имеем сейчас, достигнуто с помощью воображения наших прадедов. То, что у нас будет в будущем, будет построено с помощью нашего воображения.

 

4. Секрет творчества состоит в умении скрывать источники своего вдохновения.

Уникальность вашего творчества зачастую зависит от того, насколько хорошо вы умеете прятать свои источники. Вас могут вдохновлять другие великие люди, но если вы в положении, когда на вас смотрит весь мир, ваши идеи должны выглядеть уникальными.

 

5. Ценность человека должна определяться тем, что он дает, а не тем, чего он способен добиться. Старайтесь стать не успешным, а ценным человеком.

Если посмотреть на всемирно известных людей, то можно увидеть, что каждый из них что-то дал этому миру. Нужно давать, чтобы иметь возможность брать. Когда вашей целью станет увеличение ценностей в мире, вы поднимитесь на следующий уровень жизни.

 

6. Есть два способа жить: вы можете жить так, как будто чудес не бывает и вы можете жить так, как будто все в этом мире является чудом.

Если жить, будто ничего в этом мире не является чудом, то вы сможете делать все, что захотите и у вас не будет препятствий. Если же жить так, будто все является чудом, то вы сможете наслаждаться даже самыми небольшими проявлениями красоты в этом мире. Если жить одновременно двумя способами, то ваша жизнь будет счастливой и продуктивной.

 

7. Когда я изучаю себя и свой способ думать, я прихожу к выводу, что дар воображения и фантазии значил для меня больше, чем любые способности к абстрактному мышлению.

Мечты обо всем, чего бы вы могли добиться в жизни, — это важный элемент позитивной жизни. Позвольте вашему воображению свободно блуждать и создавать мир, в котором вы бы хотели жить.

 

8. Чтобы стать безупречным членом стада овец, нужно в первую очередь быть овцой.

Если вы хотите стать успешным предпринимателем, нужно начинать заниматься бизнесом прямо сейчас. Хотеть начать, но бояться последствий, вас ни к чему не приведет. Это справедливо и в других областях жизни: чтобы выигрывать, прежде всего нужно играть.

 

9. Нужно выучить правила игры. А затем, нужно начать играть лучше всех.

Выучите правила и играйте лучше всех. Просто, как и все гениальное.

 

10. Очень важно не перестать задавать вопросы. Любопытство не случайно дано человеку.

Умные люди всегда задают вопросы. Спрашивайте себя и других людей, чтобы найти решение. Это позволит вам узнавать новое и анализировать собственный рост.

Альберт Эйнштейн

 

Правила эффективного общения в групповых чатах / Хабр

Групповые чаты — модный и эффективный инструмент для организации мероприятий, тематических обсуждений. Многие предпочитают чаты традиционным группам, так как часто ответ может прийти моментально, а о каждом новом сообщении возможно получать уведомление.

Будучи админом и участником многих чатов, я составил эти правила и решил поделиться ими тут для того, чтобы повысить КПД общения и снизить уровень стресса участников.

1. Запрещены аудиосообщения


  • Обычный человек читает примерно в 2.7 раза быстрее, чем слушает. Если же взять обычную речь с задумчивым мычанием, паузами, словами-паразитами и самоповторами, чтение может быть быстрее и до 10 раз. Поэтому правилом хорошего тона будет использование текстовых сообщений. В групповых чатах это существенно экономит время участников.

    Например: в чате 100 участников. Ознакомление с каждым минутным сообщением займёт 100 минут времени группы, а прочтение такого же объёма текста — не более 37 минут. Экономия времени участников — 1 час 3 минуты.

  • По текстовым сообщениям проще искать в переписке.
  • Не всегда есть возможность прослушать сообщение. На совещаниях, лекциях ты не можешь одновременно слушать сообщение и других ораторов. А в метро так гремит, что ничего не понятно. Как правило, и наушники не спасают в вышеперечисленных случаях.

Некоторые люди, прекрасно понимая вышеописанное, всё равно отправляют аудиосообщения.

Есть несколько сортов таких людей:

  1. Те, которые считают, что их время важнее, чем время всей группы. Таких нужно гнать из чатов.
  2. Ленивые. Ленятся набивать. Это разновидность пункта 1. Тоже гнать.
  3. Когда у человека реально нет времени набивать, и отправить аудиосообщение важнее, чем ничего вообще не отправить. Ну, например, человека пришли арестовывать и он в последние секунды что-то наговорил. Простительно.
  4. Начальник или человек, от которого вы материально зависите. Простительно.
  5. Человек за рулём. Заботиться о собственной безопасности — это похвально, но будет лучше остановиться и набить свои сообщения, чем тратить время группы. Или использовать клавиатуру с распознаванием голоса. (А есть качественные распознающие клавиатуры?)

Компромисс:

Если в чате не обсуждаются конфиденциальные вопросы, то подключить автоматического бота-распознавателя речи (типа Voicy в Телеграм), если качество распознавания речи будет приемлемо для чата.

2. Каждое сообщение — законченная мысль

Очень мучительно открыть мессенджер, увидеть начало мысли и потом ждать, когда человек родит продолжение. Ты уже заинтригован и не можешь просто так закрыть чат, а человеку в это время поступил звонок или он пошёл в душ, а ты сидишь, как дурак, и ждёшь, напишет он или нет.

3. Вместо нескольких маленьких сообщений подряд, пишем одно длинное

Очень похоже на предыдущий пункт. Но представим себе, что кто-то пишет много коротких сообщений

подряд

и при этом каждое из них — это законченная мысль.

Для читателя после получения уведомления процесс переключения требует времени. Поэтому, чтобы поднять КПД чтения, он должен переключаться как можно меньше.

Под t понимается время.

И ещё, не все отключают уведомления в важных для себя чатах. Поэтому весьма раздражает получать 10 уведомлений инициированных одним человеком.

Исключение: когда каждая мысль настолько сильна, что кто-то может захотеть ответить именно на неё с прикреплением исходного сообщения, то их всё-таки стоит записать отдельно.

Лайфхак: в Телеграм есть настройка Slow Mode, ограничивающую частоту отправки сообщений в групповые чаты. Подробнее.

4. Запрещено использование сокращений без расшифровки, кроме утверждённых администрацией чата

За это правило скажем «спасибо» Илону Маску. Он требует его соблюдения в переписке SpaceX.

Если кто-то не знает, что означает сокращение, то уровень понимания им текста падает. Ему нужно либо спросить — потратить время группы, либо гуглить, и пытаться понять какая из расшифровок подходит по смыслу.

5. Избегай односложных ответов типа «Нет»

Объясняй почему. Каждое сообщение должно быть законченной мыслью. МЫСЛЬЮ. «Нет» — это не мысль. Когда ты видишь в ответ на своё сообщение такое, то ничего, кроме батхёрта, это не вызывает. Информационная ценность такого сообщения близка к нулю. Это 1 бит.

Любое негативное утверждение должно быть развёрнуто.

Исключения: ситуации, когда нужна срочность и есть доверие между участниками.

6. Избегай оскорбительно-оценочных ответов на чужие сообщения типа «дурь», «фигня», «идиотство» и т.п.

Самое ужасное — это написать что-то типа «дебилизм», но вообще без объяснений. Это как поднести спичку к бензину. Мы имеем оскорбление чужих мыслительных способностей без малейшей полезной информации.

Всё-таки задача чата — это принесение взаимной пользы. После подобных ответов начинают выливаться вёдра помоев и всё тонет в негативе и флуде. И люди начинают мечтать о чудо-кнопках, с помощью которых можно бить через интернет.

7. При ответе не на последнее сообщение, обязательно прикрепляй сообщение, на которое ты отвечаешь

Чтобы людям не приходилось гадать и недоудомевать.

Кроме случаев, когда программа-клиент отображает все предыдущие процитированные письма и формируется громадная простыня. Людям на смартфонах такое неудобно читать.

8. При любом не моментальном ответе ссылайся на собеседника через @

В этом случае человек получит специальное уведомление от мессенджера, что его упомянули, и вы с большей вероятностью увидите ответ.

9. Не задавайте риторические вопросы, которые могут быть поняты буквально и увести дискуссию в дебри

Текстовая природа чатов оставляет за бортом очень много интонаций. Поэтому то, что для вас, очевидно, является вопросом не требующим ответа, другой поймёт буквально и дискуссия может полностью поменять русло и превратиться во флуд.

10. Нужно стараться подбирать темы сообщений так, чтобы они были интересны хотя бы 20% участникам чата

Нужно всегда помнить, что в групповом чате множество людей кроме тебя и ценить их время. Для этого желательно переносить в личку или сторонние чаты, флудилки обсуждения которые неинтересны большинству.

История о том, как Стив Джобс заставлял ценить чужое время

«Однажды Джобс пришел в кабинет Ларри Кеньона, инженера, работавшего над операционной системой «Макинтош», и пожаловался, что компьютер слишком долго загружается. Кеньон начал оправдываться, но Джобс резко прервал его. «Если бы ты мог спасти этим человеческую жизнь, ты бы нашел способ сократить время загрузки на 10 секунд?» — спросил он. Кеньон признал, что, возможно, смог бы. Джобс подошел к доске и нарисовал схему, показывающую, что если бы пять миллионов людей использовали Mac и каждый день загрузка компьютера занимала бы на 10 секунд меньше, это помогло бы им сэкономить около 300 миллионов часов в год, что равнозначно сотне спасенных человеческих жизней. Ларри был впечатлен этим доводом и через несколько недель усовершенствовал систему так, что она загружалась на 28 секунд быстрее».


Источник

11. Избегайте двусмысленностей. Выражайте мысли так, чтобы они были однозначно понятны


«Всё что может быть понято неправильно, будет понято неправильно.»
Майерсов закон письменной речи.

Перед отправкой нетривиального сообщения читаем его глазами адресата.

Всё из той же оперы: ценим чужое время и защищаем чат от флуда.

12. Любое неочевидное или спорное утверждение подкрепляем ссылкой-пруфом

Если этого не сделать, то кто-то спросит «Почему? Я слышал другое» и начнётся мышиная возня, отнимающая время.

13. У чата должны быть явно сформулированные правила

Кто-то приемлет мат, кто-то нет. Кто-то любит говорить о политике, кто-то нет.

Чем лучше сформулированы правила, тем меньше будет недоразумений, и тем лучше чат будет выполнять роль взаимообогащающей среды.

14. Выделяй

жирным ключевые названия, цифры и т.д.

Многие месседжеры поддерживают язык разметки

MarkDown

. Научитесь им пользоваться. Выделяя жирным цифры/названия и т.д. вы помогаете собеседнику быстрее понять суть прочитанного и ЗАПОМНИТЬ эти факты.

WhatsApp, Skype, Facebook Messager: *жирный*, _курсив_, ~зачеркнутый~.
Telegram: **жирный**, __курсив__, `код`.


Спасибо за внимание!

Если у вас есть идеи как дополнить или улучшить этот список — пишите в комментариях. По ошибкам — в личку.

14 Технология эффективного общения — СтудИзба

ЛЕКЦИЯ «ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ» (Тема 14).

 

         Известно, что конструктивное разрешение конфликта предполагает как минимум, эффективное общение конфликтующих сторон, а как максимум – проведение переговоров по разрешению конфликта. Однако, на практике переход к рациональному поведению участникам конфликта удается не всегда по причине отсутствия взаимопонимания, возникновения различных барьеров коммуникации. Для преодоления указанных негативных последствий необходимо освоение современных технологий эффективного общения.

 

1. Понятие и основное содержание технологий эффективного общения.

·         Технологии эффективного общения – это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимопонимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.

·         Взаимопонимание – социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в:

–       согласовании индивидуального осмысления предмета общения;

–       взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров.

Рекомендуемые файлы

Взаимопонимание является одновременно процессом, результатом и состоянием.

Для достижения взаимопонимания необходимо соблюдение четырех условий:

1.     Понимание речи взаимодействующей личности;

2.     Осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности;

3.     Учет влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером;

4.     Выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам.

·         Эмпатия (сопереживание) – осознание эмоционального состояния другого человека и способность разделить его опыт.

Сопереживание следует отличать от жалости. Эмпатия проявляется в форме отклика одного человека на переживание другого; через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия регулирует взаимоотношения людей и определяет нравственные качества человека.

Самое главное препятствие к конструктивной работе с конфликтом – это нежелание сторон разрешать его. Стороны не стремятся к разрешению конфликта в двух случаях:

а) Когда ими (или одной из них) принято решение о разрыве отношений;

б) Когда сохранение конфликтных отношений создает какие-то преимущества сторонам (или одной из них)

Кроме того, существуют и другие препятствия к разрешению конфликтов:

1.     Использование «силовых» методов и привычки быть судьею;

2.     Оценка каждой из сторон своей позиции, как более обоснованной;

3.     Осуждение другой стороны без учета ее реальной позиции.

Таким образом, можно утверждать, что главным препятствием к разрешению конфликтов являются неэффективные стратегии поведения.

Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создание двух условий:

а) Формирование и поддержание атмосферы взаимного доверия в процессе общения;

б) Формирование у себя целевой установки на сотрудничество.

Рассмотрим содержание технологий эффективного общения в конфликтном взаимодействии на примере соблюдения определенных правил и норм общения:

1.     Концентрируйте внимание на говорящем, на его сообщении;

2.     Уточняйте правильность понимания общего содержания передаваемой информации и ее деталей;

3.     Сигнализируйте другой стороне то, что Вы усвоили предназначенное для Вас сообщение;

4.     Не перебивайте говорящего, не критикуйте, не давайте советов;

5.     Добивайтесь, чтобы Вас услышали и поняли. Для этого соблюдайте последовательность в передаче и приеме информации;

6.     Поддерживайте атмосферу взаимного доверия и взаимного уважения к собеседнику;

7.     Используйте неречевые средства коммуникации (мимику, жесты, пантомимику) для улучшения понимания в ходе общения.

Важное место в разрешении конфликтов играет переход от эмоционального к рациональному поведению.

 

2. Технологии рационального поведения в конфликте.

·         Технологии рационального поведения в конфликте – это совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.

Рассмотрим способ избавления от раздражения и гнева (по Д. Скотту):

1.    Способ визуализации состоит в представлении себя делающим или говорящим что-либо;

2.    Способ «заземления» состоит в представлении отрицательных эмоций, испытываемых в данный момент, в виде потока энергии, который может быть замкнут на «землю»;

3.    Способ проецирования состоит в представлении выхода своих отрицательных эмоций на воображаемый экран с последующим их разрушением путем ступенчатых волевых усилий;

4.    Способ очищения «энергетического поля» состоит в выполнении некоторых специальных упражнений, для расслабления и освобождения себя от отрицательных эмоций.

Далее рассмотрим три правила самоконтроля эмоций:

1.        Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера. Для его выполнения необходимо задавать себе вопросы и искать причины того или иного поведения партнера. Это дает Вам четыре преимущества:

1.1.                    В критической ситуации акцент в поведении переносится на рациональную работу сознания;

1.2.                    Своим поведением партнеру предоставляется возможность избавиться от эмоциональных проявлений;

1.3.                    Достигается отвлечение от восприятия и острого переживания эмоциональных проявлений партнера;

1.4.                    Обеспечивается поиск причины конфликта путем понимания мотивов соперничающей стороны.

2.        Рационализация эмоций, обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения.

3.        Поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа конструктивного поведения.

На основе изучения данной темы сформулируем вывод:

·         Конструктивное разрешение конфликтов предполагает владение технологиями эффективного общения и рационального поведения. Они базируются на специальных психологических приемах, позволяющих обеспечить взаимопонимание и самоконтроль эмоций.

 


 

Задание 14

Проанализируйте свои действия по одиннадцати позициям в конфликте, который происходил с Вашим участием и оцените их по пяти или десяти балльной шкале.

п.п.

Позиция

Оценка

1.

Критически оцениваю партнера

 

2.

Приписываю ему неизменные или плохие намерения

 

3.

Демонстрирую знаки превосходства

 

4.

Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру

 

5.

Игнорирую интересы партнера

 

6.

Вижу все только со своей позиции

 

7.

Уменьшаю заслуги партнера

 

8.

Преувеличиваю свои заслуги

 

9.

Задеваю «больные точки» и уязвимые места партнера

 

10.

Выдвигаю перед партнером множество претензий

 

Вам также может быть полезна лекция «Система визуального отображения информации».

11.

Раздражаюсь, перехожу на крик, повышаю голос

 

 

 

 

Навыки эффективного общения. Краткое руководство

 

Семь принципов эффективной коммуникации, сформулированные профессором Колином Тернером


  1. Мы не можем сообщить другому человеку больше, чем мы есть. Чтобы понять другого человека, нужно понять себя. Будьте собой — в этом ключ к эффективной коммуникации. Не угождайте людям и не старайтесь играть роли — это препятствует действенному общению.
  2.  Мы должны понять, что общение — это не просто обмен словами. Эффективная коммуникация предполагает умение выражать и воспринимать чувства, мысли и отношения. С помощью молчания мы сообщаем не меньше (если не больше), чем с помощью слов.
  3.  Коммуникация должна быть безусловной. Чтобы по-настоящему воспринять чужое сообщение, мы должны отложить в сторону все предположения, мнения и предрассудки.
  4.  Доверие и открытость в общении — это основа успешных взаимоотношений. Доверие возникает только в том случае, если коммуникация строится в соответствии с принципом честности. Чем меньше доверия, тем ниже степень взаимодействия между людьми (к примеру, сокращается длительность зрительного контакта).
  5.  Мы должны выявить свои верования, чтобы понять, как они могут отразиться на нашем общении с другими людьми. Знание собственных убеждений помогает нам понять верования собеседника.
  6.  Эффективная коммуникация строится по следующему принципу: прежде чем говорить, нужно слушать. Рот — это просто механизм, а уши и глаза — это помощники сердца и ума. Путь к эффективной коммуникации лежит через гармоничное взаимодействие этих трех элементов. Сначала мы должны воспринимать глазами и сердцем, и только затем — ушами. Это означает восприятие на четырех уровнях: физическом, эмоциональном, интеллектуальном и духовном.
  7.  Старайтесь понять другого человека. Говорите так, чтобы вас поняли.

 

Колин Тернер — профессор предпринимательства в Международном институте управления «Тезеус» (Франция), колледж «София Антиполис».

 

 

Принципы коммуникации в соответствии с методом ненсаильственного общения Маршалла Розенберга 


Основные причины проблем в общении:
  • Наша склонность интерпретировать и судить то, что мы наблюдаем
  • Наша склонность упрекать и возлагать на других ответственность за свои переживания
  • Наше сопротивление пониманию другими наших нужд, чаяний и того, что для нас важно
Список главных навыков, которые помогают нам эффективно общаться друг с другом.
  •  Умение услышать и увидеть то, что важно для нашего собеседника. Каковы его нужды и стремления. Даже если наш собеседник не умеет общаться с нами таким-же образом. Оставаться «включённым в этот процесс», несмотря на то, что наш собеседник говорит резкости и ругается. Согласно метафоре Маршалла, это умение было названо «слушать ушами жирафа».
  • Умение лучше понимать, какие нужды, стремления и желания скрываются за нашими огорчениями, замешательством, противодействием и осуждением.
  •  Способность замечать тонкие и порой поразительные различия между психо-соматическими ощущениями вроде: «Мне грустно» и чувственно-интерпретированными вроде «Я чувствую, что меня предали».
  •  Способность понимать как люди обычно интерпретируют и анализируют что видят и как при этом ошибаются, глядя на самих себя.
  •  Способность видеть тонкую разницу между просьбой и требованием, и как требования разделяют нас, и как просьбы — соединяют.
  • Способность по-настоящему понимать тот факт, что если нечто важно для другого человека, из этого не следует, что мы обязаны это сделать. Что понимание людей, совсем не означает нашего с ними согласия. И что наше понимание их не означает того, что они правы, а мы — нет. Эти неверные убеждения являются ключевыми причинами непонимания в возникающих конфликтах.

Метафоры «ушей жирафа» и «ушей шакала» является важным моментом теории коммуникаций Маршалла. 

Если в общении мы воспринимаем направленные на нас слова «ушами Шакала», то в этих словах мы слышим жалобы, критику и агрессию. Это, в свою очередь влечёт нашу ответную реакцию в виде агрессии и/или принятия оборонительной позиции, да и просто ощущения несчастья и непонимания.
Но стоит нам «одеть уши жирафа», как у нас появляется волшебный переводчик. Критика, ругань и агрессия других транслируется теперь в описание их чувств, ощущений, несбывшихся желаний и стремлений. И мы воспринимаем боль человека, но не принимаем её на свой счёт.
Мы можем проявлять эмпатию и быть «на одной волне» с человеком, когда мы слышим описания его чувств и стремлений.
Как говорил Маршалл — критика, жалобы, осуждение и агрессия — это всё трагическое выражение трудных чувств и несбывшихся ожиданий.

 

Четыре шага к эффективной коммуникации

Эффективная коммуникация состоит из четырёх шагов, которые могут быть применены по- разному.

1.Озвучить то, что происходит (в конфликте это обычно то, что произошло, приведя нас в расстроенные чувства).

2.Озвучить свои чувства.

3.Озвучить скрытые желания, нужды, ценности и важные вещи. Обычно то, что мы желали, чтобы случилось или боялись, что не произойдет.

4.При необходимости попросить о помощи.


Эти четыре шага используются двумя способами в зависимости от:
A) Когда мы пытаемся искренне поведать другому о том, что с нами происходит
B) Когда мы пытаемся помочь другому сказать нам, что происходит с ним

Рассмотрим оба варианта поподробнее:

A) Искреннее выражение своих чувств:

Шаг 1: Когда я (увидел, услышал, итд) ……. (описание) ……..
Шаг 2: Я почувствовал …. (ваши ощущения переданные в доступной форме) ……
Шаг 3: Потому что я хотел …….. (ваши ожидания, надежды, итп) ……
Шаг 4: И сейчас мне бы хотелось …… (просьба, но ни в коем случае не требование) ….

B) Слушание собеседника с эмпатией

Шаг 1: Когда ты (сказал, услышал, итд) ……. (описание) ……..
Шаг 2: Ты почувствовал …….. (то, что вашему мнению мог почувствовать ваш собеседник) ……..
Шаг 3: Потому что ты хотел ……. (то, в чём повашему мнению нуждался ваш собеседник, что ожидал итд)
Шаг 4: И тебе бы сейчас хотелось …….. (то, что по вашему мнению хотелось бы вашему собеседнику)

 

Способность разделять наблюдения фактов и свои оценки этих фактов — высшая степень человеческого интеллекта.         Jiddhu Krishnamurti

 

Чтобы отойти от жалоб и обвинений , и в то же время избавиться от сильной фрустрации нужно использовать следующие приемы:

Чётко пронаблюдай без оценок — что произошло

Почувствуй и прими свои чувства

Обрати внимание на ценности, потребности, и стремления которые кажутся под угрозой или ущемлены в данной ситуации.


Как только этот процесс станет частью твоей жизни, следование этим шагам будет часто утихомиривать твоё стремление обвинять кого бы то ни было. Не будет необходимости даже говорить с другими людьми, вовлечёнными в ситуацию.
И даже если мы будем хотеть говорить с ними, мы будем в состоянии поделиться своими переживаниями, взяв на себя полную ответственность за то, что мы чувствуем без всякой необходимости обвинять кого-бы то не стало.

 

Признание желаний и потребностей других людей

Одна из самых главных задач, перед практикующими эффективную коммуникацию заключается в том, чтобы быть способным признать желания и потребности других людей без того, чтобы оценивать их.

Чаще всего, когда мы слышим то, чего хотят другие мы автоматически реагируем: «Ты не хочешь этого, ты не должен этого хотеть, ты слишком многого хочешь, это глупо, необязательно, неправильно и и т.д».
Мы чувствуем, что намного легче спорить с ними относительно того, к месту или не к месту их потребности, нежели разбираться со своим внутренним переживанием относительно этого.

Кажется, что раз ты признал их желания или потребности, то ты должен что-то сделать, чтобы им соответствовать, чего ты делать не планируешь.
Важно понимать, что принятие потребностей и желаний других людей не означает того, что мы должны что-то делать для их реализации.

Намного более важно для нас всех то, что наши чувства, желания и потребности услышаны и поняты. Как именно они в конце концов будут удовлетворены — это уже вторично.

 

Маршалл Розенберг – американский психолог и создатель метода Ненасильственного Общения – способа коммуникации, позволяющего людям донести друг до друга информацию, необходимую для мирного разрешения конфликтов и разногласий. Он также является основателем и директором образовательных программ Центра Ненасильственного Общения – международной некоммерческой организации

 

 

Маршалл Розенберг — о благодарности 

Отрывок из мастер-класса Маршалла Розенберга, основателя метода ненасильственного общения, о том, как влияет похвала и комплименты на отношения между людьми, а также как принимать благодарность и благодарить искренне.