Развитие разных типов мышления у школьников
Зачем это нужно? Развитие мышления у школьников – крайне важный процесс. Если пустить его на самотек, то при дальнейшем процессе обучения непременно возникнут трудности. В худшем случае он станет абсолютно неэффективным.
На что обратить внимание? Есть разные типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, абстрактное, творческое. Ребенок приходит в школу уже с определенным «запасом», но его необходимо пополнять при помощи соответствующих методик.
Оглавление:
- Типы мышления
- Развитие логического мышления школьников
- Развитие абстрактного мышления у школьников
- Развитие творческого мышления школьников
- Работа над визуально-пространственным интеллектом
Типы мышления
Ежедневно мы принимаем множество решений. Хотя большинство из них могут показаться малозначимыми (какую рубашку надеть, с какой стороны обойти лужу, что взять к чаю и т. п.), за каждым из них стоит работа нашего мозга, который анализирует имеющуюся информацию, сравнивает возможные варианты, после чего делается оптимальный, с нашей точки зрения, выбор.
Это и есть мышление, которое представляет собой процесс моделирования закономерностей и взаимосвязей в окружающем мире на основе исходных знаний.
Развитие мышления у дошкольников и младших школьников происходит поэтапно, от простых видов к более сложным.
Маленьким детям присуще наглядно-действенное мышление, необходимым условием которого является непосредственное восприятие предметов и возможность с ними взаимодействовать. Крошечный человечек на основе собственного опыта познает, какими свойствами обладает наблюдаемая им вещь, что он может с ней сделать.
Именно таким образом дети получают информацию о действительности – наблюдая, улавливая закономерности, вступая во взаимодействие. Например, изучив подаренную ей говорящую куклу, девочка определяет, куда нужно нажать для появления звука.
Далее формируется наглядно-образное мышление, которое оперирует представлениями и образами. К примеру, так происходит осознание общих понятий, объединяющих разные материальные объекты, и дети обретают способность понять, что внешне отличающиеся вещи можно обозначить одним словом – одежда, обувь, животные и т. д.
Следующий уровень – это словесно-логическое мышление, фундаментом которого выступает владение языком. В данном случае мыслительный процесс выглядит как цепочка рассуждений, связывающих отдельные понятия и позволяющих сделать некий вывод.
С помощью этого мышления мы выражаем свои идеи, общаемся с другими людьми и обмениваемся с ними информацией. Скажем, ребенок, отказываясь идти на прогулку, приводит аргументы для этого – он плохо себя чувствует, на улице холодно, он занят интересной игрой и т. д.
В дальнейшем складываются условия для формирования теоретического, абстрактно-логического мышления. Здесь наш мозг не нуждается в непосредственном восприятии объекта и манипулирует понятиями, в том числе отвлеченными, не имеющими материального воплощения (красота, ум, вежливость и пр.
Отдельная классификация возможна и по такой особенности развития мышления школьников, как стандартность или оригинальность. Соответственно, выделяется репродуктивное мышление, воспроизводящее образцы, и творческое, когда мы создаем что-то свое, неповторимое – рисуем картину, делаем фото, сочиняем рассказ и т. д.
Наглядно-действенное мышление является господствующим в возрасте 2-3 лет. Детский мозг фиксирует наблюдаемые объекты и взаимосвязи между ними. Скажем, собирая пирамидку, ребенок учится видеть различие между размерами предметов, понимает значение последовательности.
С 4-5 лет запускается наглядно-образное и словесно-логическое мышление. За счет использования языка многократно увеличивается поток информации, получаемой мозгом, и ребенок приобретает способность сохранять в своей памяти образы и связно выражать свои мысли. Поначалу мышление идет репродуктивным путем, но уже в дошкольном возрасте просыпается тяга к творчеству, развивается воображение.
Наконец, школьный этап в жизни ребенка характеризуется тем, что востребованным оказывается логическое, абстрактное мышление.
Развитие логического мышления школьников
Развитие логического мышления необходимо школьникам для личностного роста – в первую очередь для успешного обучения. С помощью логики мы можем систематизировать информацию, проводить ее анализ, принимать взвешенные решения. Именно этим типом мышления мы преимущественно пользуемся, и в современном мире, где информационный поток на человека резко возрос, без него невозможно полноценно существовать.
Природа заложила в нас способности к логическому мышлению, однако, чтобы они заработали во всю силу, их необходимо развивать. Примеры того, как это можно делать при работе со школьниками:
- Логические задачи
Некоторые из них появились еще в древности, но сохраняют свою актуальность до сей поры. Эта своеобразная зарядка для ума развивает мышление. Сейчас в Интернете можно найти множество задач, в том числе в интересной и доступной для детей форме.
- Интеллектуальные игры
Выбор их тоже велик: домино, шашки, шахматы, «эрудит», игра в слова и пр. Эти игры не только заставляют мозг быстрее работать и анализировать ситуацию, но и развивают прогностические умения, поскольку для победы необходимо просчитывать действия – свои и соперника.
- Головоломки
Сейчас есть даже специализированные магазины, где можно найти головоломки на любой вкус и возраст: пазлы, кубики Рубика, различные наборы и пр.
Обычно детям нравится разгадывать головоломки, и можно поднять их мотивацию, внеся дух соревновательности – устроив состязания среди игроков на скорость выполнения.
- Компьютерные игры
Они тоже способствуют развитию логического и креативного мышления школьников, причем есть категория логических игр, заточенных именно на эту цель – от тетриса до «Майнкрафта».
Развитие абстрактного мышления школьников
Абстрактное мышление позволяет понимать законы и принципы существования объективного мира, и для человека это способ постижения действительности, возможности которого поистине безграничны.
Наиболее очевидная сфера применения данного типа мышления – точные науки. По сути, вся математика строится на нем. Важнейшее математическое понятие – число, и оно существует в абстрактном, отвлеченном виде. Впрочем, есть место абстрактному мышлению и в общественных науках – так выделяются сложные исторические явления, социальные или политические процессы. Без него невозможно и какое-либо планирование, поскольку, принимая решение, результат которого появится в будущем, мы вынуждены представлять себе последствия наших усилий.
Выделим приемы, обеспечивающие развитие абстрактного мышления младших школьников.
Синонимы – антонимы
Простая, но интересная игра, подходящая для учеников начальной школы. Участники подбирают синонимы либо антонимы названного слова. Интереса добавит включение в игру состязательных элементов: кто первый справится с заданием, причем проигравших можно обязать выполнить некий фант – спеть, произнести скороговорку, постоять на одной ноге.
Ассоциации
Игра в ассоциации успешно может быть применена и в детском саду, и в младших классах. Ее можно устроить даже во время прогулки с ребенком, предложив ему находить связи между наблюдаемыми предметами и явлениями.
Суть игры заключается в том, что к заданному понятию нужно подобрать пару – другое понятие, логически связав его с первым. Можно усложнить игру путем продолжения ассоциативного ряда, чтобы сложилась целая цепочка. Скажем, дождь – зонт – круг – колесо – машина и т. д. Ребенок должен не просто назвать слово-ассоциацию, но и объяснить эту взаимосвязь – так развивается абстрактное мышление.
Правила можно менять по своему усмотрению, например ограничить время поиска ответа или требовать наличия как минимум двух связей между понятиями.
Разумеется, чем старше ученик, тем более сложные упражнения предлагаются, и добавляются отвлеченные, абстрактные понятия, к которым нужно найти ассоциацию. Польза здесь будет заключаться и в том, что ребенку потребуется правильно определить содержание исходного понятия, чтобы двигаться дальше.
Театр теней
Даже в подобное творческое занятие можно ввести упражнения на развитие абстрактного мышления школьника.
Еще один вариант – разыгрывание представления с помощью рук, вырезанных заготовок и подручных вещей, причем спектакль может быть и импровизированным. Главное, чтобы дети учились создавать образы и идентифицировать видимые очертания, связывая их с другим предметом, причем здесь допустимо и использование ассоциаций.
Ментальная арифметика
Это не что иное, как способность производить вычисления в уме, для развития которой применяются специальные методики. Сначала детей учат считать на особых счетах – абаках, сопровождая умственные усилия мелкой моторикой рук. Потом счеты убираются, и ребята делают арифметические вычисления в голове, мысленно представляя себе абак и действия с ним.
Ментальная математика – очень увлекательный процесс, и она способствует развитию обоих полушарий мозга. Начинать занятия можно с четырех лет, а оттачивать свое мастерство на все более сложных примерах – даже в зрелом возрасте.
Развитие творческого мышления школьников
- целенаправленная деятельность – любое развитие требует активных действий, нацеленных на получение конечного результата;
- индивидуальность – нужно исходить из того, что дети разные, с различными склонностями и способностями, которые учитываются в процессе обучения;
- последовательность – наибольшая продуктивность занятий обеспечивается при планомерном их распределении по содержанию, чтобы движение выглядело как путь от более простых вещей к более сложным;
- этапность – постановка промежуточных задач и оценка текущих результатов возможны лишь при построении учебной деятельности в виде процесса, разбитого на временные промежутки, каждый из которых имеет свое предназначение;
- цикличность – целесообразно давать учебный материал с возможностью повторения для закрепления ранее полученных знаний и умений;
- комфортность – в ходе занятий необходимо создать психологическую атмосферу, которая была бы спокойной и удобной для учеников, чтобы ничто их не отвлекало от познавательной деятельности.
В настоящее время сложилось много методов развития творческого мышления младших школьников. Приведем некоторые примеры.
Творческая разминка
Это можно использовать в начале занятия, чтобы заставить мозг заработать в творческом направлении. К примеру, ученикам предлагаются листы с нарисованным кругом, и их задача – продолжить картинку, вписав ее в исходный круг: это может быть солнце, мяч, глобус и т. д. – приветствуется любой креатив.
Парные интервью
Таким способом вырабатывается умение слушать и понимать друг друга. Пусть школьники пообщаются на заданную тему в формате обмена вопросами и ответами, фиксируя полученную информацию и затем представив ее классу в сжатом виде.
Мозговой штурм
Очень популярный метод, применимый в самых различных ситуациях. Можно разделить класс на команды, поставив некую сложную задачу, у которой нет однозначного решения. Участники групп должны дать как можно больше идей, после чего начинается их обсуждение и выработка общего плана, который и будет выступать в качестве командного проекта.
Изобретение нового вида спорта
К примеру, предложите ребятам придумать новый вид спорта и разработать правила для него. Здесь также возможна групповая работа: команды представляют свои варианты, после чего общим голосованием выбирается самый интересный спортивный проект.
Выбор подарка
Оригинальная игра, наиболее подходящая для развития мышления школьников на уроках истории или литературы. Учитель предлагает выбрать подарок для определенного исторического деятеля или литературного персонажа и объяснить его смысл. Участники выступают по очереди со своими личными предложениями либо разбиваются на группы, каждой из которых достается свой герой.
Работа над визуально-пространственным интеллектом
Согласно теории Говарда Гарднера, который предложил свою классификацию, выделив семь видов интеллекта и пять типов мышления, пространственный интеллект включает в себя способность зрительно воспринимать пространственную информацию и конструировать подобные образы в умозрительном виде, перенося их потом в материальный мир. Данное умение особенно актуально для художников, дизайнеров, архитекторов, но в современном мире сложно без него обойтись и обычному человеку.
Скажем, ориентирование на местности, сборка мебели по схеме, парковка автомобиля – все эти операции требуют подключения пространственного интеллекта.
Раньше в школьной программе был специальный предмет, который позволял развить данные навыки – черчение. Также задания на развитие пространственного мышления школьников разбираются на уроках географии и геометрии. Впрочем, существуют и иные возможности направить мозг на решение задач, связанных с пространством.
Пазлы и мозаики
В ходе сборки пазла тренируются внимательность, усидчивость, а также пространственное мышление, ведь нужно правильно определить местоположение каждого элемента. Сейчас доступны пазлы любого уровня сложности: от простейших, состоящих из четырех – шести деталей, до гигантских, на составление которых может уйти несколько месяцев.
Аналогичный характер имеют и другие головоломки, построенные по принципу мозаики. К примеру, сейчас стала очень популярной китайская игра танграм, суть которой заключается в складывании фигур из семи исходных, имеющих разные формы и размеры.
Картография
С географическими картами становится намного интереснее работать, если включить воображение и мысленно представлять изображенные на них объекты. С картой можно связать самые разнообразные задания. Сначала ребенок должен научиться ориентироваться по ней, определяя направления и расстояния, правильно классифицируя помещенные на ней объекты.
Увлекательным делом станет создание собственной карты – к примеру, класса или школы. Соотнося схематические изображения с реальными объектами, ребенок лучше понимает характеристики пространства, учится умозрительно представлять пространственные отношения.
Настольные игры
Прежде чем начать играть, ребенок должен изучить, как выглядят фигуры, как они передвигаются, каково их исходное расположение. В процессе игры необходимо анализировать позицию, предвидеть ходы противника и выбирать оптимальное решение для достижения победы. Высшим же пилотажем в шахматах является игра вслепую, когда вся партия ведется в голове.
Детям можно предложить современные настольные игры, развивающие пространственное мышление. К примеру, стратегико-экономическая игра «Каркассон», в которой нужно построить свое государство, заполняя игровое поле карточками разного предназначения – дорога, город и др.
На схожей механике основываются другие игры – «Колонизаторы», «Деревни», «Запретный остров». Они отличаются по своим правилам, сложности, динамике, числу игроков, но главное – увлекательность, доступность для детей, начиная с младшего школьного возраста, а также развитие пространственного интеллекта и умения просчитывать свои действия.
h4>Выходы на местность
Самый же эффективный путь – изучение пространства на практике. Походы, городские квесты, соревнования по спортивному ориентированию — всё это позволяет провести время с интересом и с пользой.
Если же возможности куда-то выйти нет, то поиски организуют в любом помещении, даже в обычной квартире: путь к спрятанной вещи должны указывать подсказки, каждая из которых ведет к следующей.
В целом технологии и средства развития мышления младших школьников включают в себя различные игровые методики, которые делают обучение захватывающим и продуктивным. Несмотря на легкую игровую форму, подобные приемы хорошо формируют и тренируют все виды мыслительной деятельности.
Материал основан на следующих источниках:
- Министерство науки и высшего образования РФ
- Институт развития стратегии образования
- Воспитатели России
- ФГОС
- Портал Российской образование
( голосов 1 )
Понравилась статья? Поделитесь:
Что означает абстрактное мышление простыми словами? | Скучающий мозг
Всё об абстрактном мышлении и его роли в жизни человека
Что такое абстрактное мышление? Почему оно так важно и что оно даёт современному человеку?
Тысячи лет назад, когда о грандиозной исследовательской деятельности не могло быть и речи, на планете жили предки современного человека. Сходство с нами, основными потомками, было неочевидным. Больше всего наши предки напоминали своих собственных прародителей – обезьян. Тогда главной целью рода людского было одно – выживание. Чтобы выжить, наши предки шли на многое: прятались по ночам в пещерах от диких животных, охотились на зверей, добывали пищу с помощью собирательства… А некоторые племена в особо тяжёлые времена, чтобы не умереть с голоду, промышляли каннибализмом. Для современного человека это звучит дико и непотребно. Но люди того времени следовали своему основному инстинкту – инстинкту выживания. Духовное развитие, понимание правильного и неправильного сформировалось у человека гораздо позже. А вот способностью к абстрактному мышлению наши предки обладали уже тогда.
Абстрактное мышление и его роль в жизни человека
Абстрактное мышление – это способность выходить за рамки текущих обстоятельств, абстрагируясь от внешней действительности, и концентрировать внимание на определённой мысли или идее. Абстрактное мышление позволяет мыслить об объектах и идеях, которых не существует в конкретной реальности. Согласно исследованиям учёных, лишь три существа на всей Земле способны мыслить абстрактно: люди, крысы и вороны. За данный вид мышления отвечает один из отделов мозга, и у большинства живых существ на планете он не развит.
Абстрактное мышление отвечает за принятие и понимание нематериальных вещей: любви, привязанности, свободы, преданности и пр. Оно даёт человеку возможность мыслить за пределами знакомого материального мира и расширяет границы сознания. Развитое абстрактное мышление указывает на высокий уровень интеллекта, воображения, духовности. Данный вид мышления отличает человека от миллионов других существ.
Абстрактное мышление может стать гарантией успеха для человека. Человек с развитым мышлением:
- прекрасно справляется с любыми творческими задачами;
- обладает способностью к разным видам искусства;
- решает сложные логические операции;
- заранее просчитывает последствия любых действий;
- разрабатывает новые идеи и проекты;
- мыслет за пределами установленных рамок;
- анализирует информацию и прослеживает неочевидные связи.
У человека, умеющего мыслить абстрактно и отрываться от реальности, есть множество возможностей для духовного и интеллектуального развития. Такие люди нередко становятся успешными предпринимателями, деятелями искусства. Впрочем, будет наивно полагать, будто абстрактным мышлением обладают все люди априори. У некоторых оно развито довольно слабо. Выявить человека со слабо развитым абстрактным мышлением можно по следующим признакам:
- неумение смотреть на мир за пределами своего понимания;
- узкий кругозор;
- отсутствие интереса к духовным понятиям, озабоченность материальным;
- слабо развитый интеллект и сомнительные моральные качества;
- неспособность решать проблемы и думать о последствиях;
- неумение видеть перспективу и разрабатывать новые оригинальные идеи.
По мнению учёных, абстрактное мышление развивается в возрасте от 11 до 17 лет. Разумеется, бывают исключения: у одарённых высокоинтеллектуальных детей возможность мыслить абстрактно появляется раньше. До сих пор нет единого мнения, что влияет на уровень мышления. Одни учёные убеждены, что всё зависит от генетической предрасположенности: т.е. способности человека зависят от «удачной» наследственности. Но есть и другое мнение: возможно, этот тип мышления зависит от личных особенностей одного индивидуума. В одном учёные уверены наверняка: абстрактное мышление можно и нужно развивать в течение жизни посредством решения интеллектуальных задач.
Формы абстрактного мышления
В основе абстрактного мышления лежат понятие, суждение и умозаключение. В процессе абстрактного мышления индивидуум проходит их все и в результате делает один общий вывод.
Понятие. С помощью понятия человеческий интеллект объединяет окружающие предметы или события, находя у них общие свойства. Предназначение вещей может отличаться, но, тем не менее, они все будут принадлежать к одному виду. В качестве примера можно привести обычный транспорт: автобус, самолёт и пароход. Все эти виды транспорта занимаются перевозкой людей, но автобус предназначен для наземного перемещения, самолёт – для воздушного, а пароход – для перемещения вплавь.
Суждение. Суждение даёт конкретную характеристику предмету. Суждение делится на несколько видов: оно может быть простым, сложным, истинным или ложным.
Пример простого суждения: дерево растёт из земли. Пример сложного суждения: дерево растёт из земли, потому что земля даёт его корням питание. Эти суждения являются истинными. Но любой человек может сделать ложное суждение, исходя из личных интересов или незнания. Пример ложного суждения: дерево растёт из земли, потому что его тянет вверх неведомая космическая сила. Чтобы избежать ошибочного суждения, нужно руководствоваться объективными фактами.
Умозаключение. Это конечная мысль, которая формируется при анализе полученных данных. Основа умозаключения — суждения. Умозаключение включает в себя предпосылку, вывод и заключение. Человек делает суждение о понятии, размышляет логически и приходит к конечному результату.
Пример. «Яблоко зелёного цвета» + «На яблоке нет следов гниения» = «Яблоко абсолютно съедобное».
Уровень развития абстрактного мышления.
Пример 1Учитель по биологии велел ученикам 9 «А» класса сделать проект по заданной теме. Хорошистка Кристина не хотела браться за работу и надеялась заняться своими делами, но до дня сдачи оставалась всего неделя. От оценки за проект зависела конечная оценка за четверть. Чтобы избежать нежеланной тройки, девочка принялась за проект в тот же день и в результате получила твёрдую «5».
Одноклассник Кристины, троечник Вадим, даже не задумывался о сдаче проекта и откровенно «забил». Когда учитель по биологии выяснил, что Вадим проект не сделал, он поставил ему «2» и написал замечание в дневнике. За невыполненный проект Вадиму пообещали поставить «2» и за четверть. Чтобы избежать этого, ему пришлось во время каникул посещать дополнительные занятия и сдавать тесты. В результате из-за нежелания заниматься домашней работой он был вынужден посвятить каникулы зубрёжке параграфов.
Кристина, обладающая навыками абстрактного мышления, сразу же просчитала нежелательные последствия и сдала проект, чтобы получить хорошую оценку. Она понимала: в случае несвоевременной сдачи её твёрдая четвёрка превратится в «3», и сделала задание, несмотря на лень. Вадим не задумывался о возможных последствиях и не попытался выполнить задание учителя хотя бы ради формальности. Слабый проект, сделанный на «троечку», мог спасти его от ненужных хлопот и зубрёжки.
Профессии людей с развитым абстрактным мышлением
Умение абстрактно мыслить проявляется ещё в раннем детстве. На формирование навыка влияют врождённые особенности и интеллектуальный труд. Ребёнок, умеющий решать логические задачи, с большей вероятностью добьётся успеха во взрослой жизни. Люди с данным типом мышления могут стать первоклассными специалистами во многих областях.
Наука. Способность отрываться от реальности и мыслить с помощью нематериальных понятий отличает «людей науки». Люди, умеющие мыслить абстракциями, нередко становятся математиками и физиками. Научные деятели используют обобщающую абстракцию для решения задач.
Искусство. Искусство – это отражение духовного мира человека. Любовь к искусству отличает людей с абстрактным мышлением от тех, кто таковым не обладает. Всё материальное в искусстве играет вторичную роль. Оно рождает новые чувства, эмоции, идеи и вселенные. Художники, поэты, писатели, музыканты и режиссёры фактически создают новую реальность и погружают в неё зрителя, слушателя, читателя.
У кого не развита абстракция?
Абстрактное мышление не развито почти у всех представителей животного мира. Возникает логичный вопрос: чем же они руководствуются, предпринимая те или иные действия? Большая часть особей живёт, руководствуясь инстинктами выживания. Исключение составляют крысы и вороны. В результате многочисленных исследований было выявлено, что они способны выстраивать простейшие логические выводы и делать на их основе умозаключения. Таким образом, крыс и воронов можно считать умнейшими созданиями после человека.
Но не стоит забывать, что абстракция не является характерным критерием для каждого индивидуума в отдельности. Каждый человек – уникален. Каждому из нас от рождения дарованы уникальные возможности. В мире довольно много людей, которые не обладают способностями к абстрактно-логическому мышлению. Неспособность к абстракции не обязательно указывает на низкий интеллект, отсутствие воображения и примитивность.
У некоторых людей отсутствие абстрактного мышления обусловлено нарушениями развития и врождёнными заболеваниями. Есть ряд патологий, при которых это мышление развивается слабо или не развивается вообще:
- олигофрения;
- умственная отсталость;
- поведенческие девиации и пр.
Один из главных симптомов олигофрении – это неспособность выявлять характерные свойства у разных предметов. Человек с олигофренией, в отличие от здорового, может не понимать назначения окружающих его предметов и их отличительных черт. Также пациенты с врождёнными умственными патологиями, в большинстве своём, не различают нематериальные понятия. Они не осознают, что такое любовь, дружба, преданность. Для них таких понятий в принципе не существует. Пациенты с тяжёлой формой олигофрении не способны на осмысленную деятельность, и иного мира, кроме знакомого материального, для них нет.
Методы развития абстрактного мышления
При желании уровень абстрактного мышления можно повысить. Для этого может потребоваться много сил и времени. Всё зависит от возраста человека и врождённых способностей. Доказано, что дети обладают более «гибким» интеллектом, и потому усовершенствовать их абстракцию гораздо проще, чем у взрослых людей.
Наиболее простой метод улучшения навыков абстракции – регулярное решение умственных задачек и головоломок. Этот процесс довольно быстро затягивает. Попробуйте уделять задачкам хотя бы несколько часов в неделю, и в скором времени вы обнаружите, что ваши интеллектуальные возможности улучшились. В результате постоянных тренировок вы приобретёте бесценные навыки: научитесь мыслить образно, просчитывать последствия, рассуждать логически и добиваться поставленных задач. Это положительно отразится на уровне вашей жизни.
Найти такие упражнения не составит труда. Их публикуют на интернет-ресурсах и в печатных изданиях: газетах, журналах и книгах.
Развивать абстрактное мышление желательно с раннего детства. Умение мыслить логически непременно понадобится ребёнку в жизни. Родитель, заинтересованный в успехе своего ребёнка, может использовать эффективные упражнения. Некоторые из них:
- Игра в ассоциации. Изучайте окружающие предметы и ищите похожие на них по свойствам.
- Математические задачи. Несложные упражнения по математике могут сыграть важную роль в успехах будущего взрослого. Такие навыки ребёнок проносит «через всю жизнь» и использует в разных ситуациях.
- Сочиняйте сказки. Развитое воображение отличает талантливых творческих личностей. Сочинение сказок позволит ребёнку оторваться от привычной реальности и начать мыслить образами. Важно, чтобы он как можно раньше осознал о существовании мира нематериального, существующего за пределами привычного.
- Рисуйте. Психологи предлагают взрослым интересную методику. Начните рисунок и попросите ребёнка дорисовать его самостоятельно.
- Создавайте ассоциативные цепочки. На развитое абстрактное мышление указывает способность создания логичного ассоциативного ряда. Спросите у ребёнка, с чем у него ассоциируется то или иное слово. Например: о чём он думает, когда слышит слово «вкусно»? Вероятнее всего, он назовёт свои любимые лакомства.
Что оказало влияние на развитие абстрактного мышления?
Тысячелетия назад человеческий мозг обладал ограниченными возможностями. То, что для нас является очевидным и само собой разумеющимся, в том числе способность любить, заниматься творческой деятельностью и фантазировать, для них было нереально. Решающую роль в развитии человеческого мозга сыграла трудовая деятельность.
По мере развития люди осваивали разные способы труда. Разумеется, изначально они тратили все свои силы на выживание и пропитание. Чтобы создать надёжное убежище от хищников и вражеских племён, они были вынуждены трудиться. То же самое касается пропитания. Умение рассуждать логически пришло к древним людям с опытом. Недостаточная защищённость и отсутствие еды приводили к смерти. Эта примитивная, казалось бы, ассоциативная цепочка послужила толчком в развитии. Древние люди промышляли собирательством, охотились. Неизвестно точно, когда у людей появилась способность к мышлению. Но очевидно, что в результате мыслительного процесса появились первые орудия труда: именно они облегчали охоту и добычу пищи. Затем появилась речь: она была просто необходима для взаимодействия между людьми одного племени.
По мере развития абстрактного мышления улучшался и уровень жизни человека. Способность мыслить в перспективе и фантазировать стали основой зарождения всей цивилизации.
Источник: Психология
Развитие абстрактного мышления в дошкольном научном образовании
Шведская дошкольная программа способствует развитию научной грамотности детей младшего возраста с упором на естественные науки. Но как дошкольникам лучше понять физические явления и основные химические процессы? Д-р Клара Видал Карулла (Гетеборгский университет) и д-р Карина Адбо (Университет Линнея) используют культурно-историческую теорию для изучения того, как можно развивать абстрактное мышление у детей дошкольного возраста для поддержки естественнонаучного образования. Основное внимание в их исследованиях уделяется субмикроскопическим частицам в химии, но результаты полезны для учащихся всех уровней.
Химики воспринимают мир как состоящий из частиц разного размера, находящихся в непрерывном движении и участвующих в процессах упорядочивания и перестройки, большинство из которых протекают на субмикроскопическом, невидимом уровне. Эта перспектива требует, чтобы люди были способны представить себе мир, который находится за пределами их повседневного сенсорного опыта. Десятилетия исследований в области образования показывают, что это трудно для учащихся всех возрастов, но особенно для младших классов.
Д-р Клара Видал Карулла из Гетеборгского университета и доцент Карина Адбо из Университета Линнея провели продольное исследование и написали несколько статей, которые исследуют и способствуют развитию образования в области химии на раннем этапе. Они поместили свое исследование в рамках культурно-исторической теории и считают, что осмысленное понимание маленькими детьми концепций химии зависит от того, насколько хорошо учителя могут разработать соответствующие действия и понять, как дети их интерпретируют. Их исследование исследует зарождающееся понимание абстрактных понятий в химии посредством творческого игрового обучения и устойчивого общего мышления.
LightField Studios/Shutterstock.comКультурно-историческая теория
Исследование группы опирается на культурно-историческую теорию (КИТ), которая указывает на то, что человеческое развитие представляет собой сложный диалектический процесс. Это означает, что развитие человека происходит через диалог и дискуссию между двумя или более людьми. Таким образом, CHT выдвигает на первый план все социальные встречи ребенка и их интерпретацию их как влияющих на их развитие. Развитие ребенка находится в отношениях, или диалектике, с его социальным миром. Теория противостоит монистическому (человеческое развитие происходит индивидуалистически, чисто биологическим образом) или дуалистическому (тело и разум) подходам к человеческому развитию.
Современная КГТ стала всеобъемлющей теорией развития, которая включает в себя как личные, так и социальные аспекты обучения и развития. Он определяет обучение как любое изменение в отношениях, которое обеспечивает возможности для новых видов деятельности и интернализации социальных взаимодействий. Хотя это общеприменимый процесс, он не происходит одинаково для всех учащихся.
«Современная теория образования признает, что абстрактное мышление основано на повседневном сенсорном опыте, который может возникать у ребенка в раннем возрасте благодаря развитию воображения».
CHT рассматривает обучение как эмоционально чувствительный, динамичный и индивидуальный процесс. Это связано с признанием того, что каждый человек по-разному смотрит на мир и интерпретирует его. У каждого человека есть своя собственная «призма» или способ взаимодействия, внимания и интерпретации своего социального мира, которые некоторые определяют как свой уникальный жизненный опыт. В мире образования обучение носит диалектический характер: каждый человек вырабатывает новые способы понимания и поведения посредством взаимодействия со своим социальным миром, особенно со своими учителями и сверстниками.
Важным аспектом обучения в игровой среде является воображение. Jorm S/Shutterstock.comУстойчивое общее мышление
Термин «устойчивое общее мышление» используется в ситуациях, когда учитель и дети работают вместе, расширяя повседневный опыт каждого ребенка. Д-р Клара Видал Карулла и д-р Карина Адбо указали на несколько областей, важных для устойчивого совместного мышления в обучении химии детей младшего возраста. Они заявляют о качестве взаимодействия учителя и ребенка, когда совместная работа имеет решающее значение. Наряду с этим учитель и все дети должны вносить свой вклад в обсуждение, высказывая свои мысли и размышления. Это должно включать их участие в открытых вопросах. В рамках этого учитель должен предоставлять детям формирующую обратную связь, а также моделировать желаемое поведение.
Устойчивое совместное мышление согласуется с диалектикой ЧТ и игровой педагогики, разработанной на основе теории строительных лесов Выготского. Преподаватель играет ключевую роль в поддержании дискуссий и активном участии в них. В то же время учитель поощряет детей к положительному любознательному отношению и использованию научных терминов посредством ролевого моделирования и обратной связи.
Игровое обучение и новое научное образование
CHT подчеркивает социальную перспективу изучения науки, основанную на исследовании научных явлений и позитивном участии. В этом контексте новые знания детей представляют собой непрерывный и непрерывный процесс, в котором ожидается, что дети будут проявлять интерес к науке. Здесь термин возникающие у детей знания или, более конкретно, «развивающаяся химия» используется для обозначения детского интереса и понимания явлений, в данном случае химии.
Исследователи утверждают, что химия действительно имеет место в дошкольном образовании, но дети должны быть обеспечены соответствующими наглядными пособиями. Мухаммад Умарр/Shutterstock.comВ рамках этой педагогики, основанной на теории лесов Выготского, развитой исследователями в области образования, важным аспектом обучения в игровой среде является воображение. Считается, что это способствует развитию абстрактного мышления. Абстрактное мышление позволяет обобщать опыт в разных контекстах — например, атомы можно найти в листьях и в воде. Теория строительных лесов имеет аффективную и когнитивную области, обе из которых рассматриваются как необходимые для помощи детям в переходе от межличностного к внутриличностному функционированию: усвоение и осмысление знаний из разговоров учителя и сверстников; разделяемое мышление.
Швейцарский психолог Жан Пиаже считал, что абстрактное мышление невозможно получить до одиннадцати лет и старше. Он также признал его важность для облегчения научного и математического понимания. Однако современная теория образования признает, что абстрактное мышление основано на конкретных мыслях, таких как повседневный сенсорный опыт, который может возникать у ребенка в раннем возрасте благодаря развитию воображения.
Практический опыт химических явлений
Исследования, проведенные доктором Видалем Каруллой и доктором Адбо, изучают появляющуюся у детей способность использовать абстрактное мышление через воображение для развития понимания концепций химии. Чтобы зафиксировать и проанализировать деятельность и обсуждение детей, исследователи использовали визуальную этнографию. Это позволило исследователям принять участие и детально изучить взаимодействие посредством стратегического позиционирования видеокамер.
Учебные занятия в игровой форме включали использование увеличительных стекол и микроскопов. Студия LightField/Shutterstock.comБыли разработаны и внедрены игровые обучающие мероприятия, чтобы дать практический практический опыт химических явлений и изучить рассуждения детей об этих явлениях. Это способствовало изучению навыков детей и интерпретаций науки.
Учебные занятия в игровой форме включали в себя разборку предметов повседневного обихода и использование увеличительных стекол и микроскопов. Их поддержала учительница, которая – благодаря устойчивому общему мышлению – руководила детскими дискуссиями и размышлениями об их интерпретации того, что они переживали. Дети в этом возрасте имели ограниченные вербальные языковые навыки и поэтому иногда выражали свое понимание невербальными способами, например, демонстрируя, как ведет себя снежинка. Мероприятия включали использование ступки, увеличительного стекла и микроскопа для просмотра известных объектов, таких как листья. Они получили дальнейшее развитие за счет включения анимированных роликов, показывающих переход от повседневного размера к «маленькому». Благодаря устойчивому общему мышлению учитель смог обратиться как к когнитивной, так и к аффективной областям. Это способствовало выявлению у детей понимания перехода от макроскопического к микроскопическому масштабу и их положительной мотивации.
Микроскопический мир
Результаты игровой деятельности не оказали достаточной поддержки детям, чтобы они могли перейти к воображаемому микроскопическому миру. На этом этапе они просто описали мелкие частицы как знакомые предметы, такие как лед и пыль. Некоторые дети даже называли частицы, которые они видели под увеличительным стеклом, большими.
«Важно учитывать как когнитивные, так и аффективные аспекты дошкольного научного образования, чтобы создать позитивное отношение и мотивацию к науке».
Только после того, как д-р Видал Карулла и д-р Адбо предоставили детям компьютерную анимацию, увеличивающую масштаб от макроскопического до субмикроскопического уровня, дети смогли выйти за рамки повседневных описаний. Затем детские описания постепенно трансформировались в признание того, что вещи могут быть не совсем такими, какими кажутся, — понимание, важное для абстрактного мышления. Визуальный опыт фактического процесса перехода позволил детям выразить свое понимание «маленького», чтобы охватить субмикроскопическое.
RTimages/Shutterstock.comCHT оказался полезным при изучении развития у детей понимания химии и абстрактного мышления. При этом как когнитивные, так и аффективные области должны быть затронуты посредством устойчивого общего мышления, поддержки и социальной среды, которые важны для развития обучения, а также положительной мотивации.
Эти результаты могут быть частью решения десятилетнего вопроса о том, как помочь учащимся всех уровней образования понять концепции химии.
Выводы
Из этого исследовательского проекта можно сделать много выводов. Прежде всего, это продемонстрировало, что химия действительно имеет место в дошкольном образовании. Химические методы доступны для маленьких детей, которые могут развивать абстрактное мышление при наличии соответствующих наглядных пособий и устойчивого общего мышления. Важно, чтобы учитывались как когнитивные, так и аффективные аспекты дошкольного научного образования, чтобы создать позитивное отношение и мотивацию к науке.
Преподавание или проведение естественнонаучного образования для детей младшего возраста требует умелых практиков, которые могут вовлекать детей в беседы, которые формируют знания и понимание через устойчивое совместное мышление, возникающее из повседневного опыта детей. Способность учителей развивать и поощрять эти разговоры и обсуждения детей со сверстниками является важной частью образовательного развития ребенка.
Что вдохновило вас на проведение этого исследования?
Д-р Видал Карулла: Я сама работала воспитателем в дошкольных учреждениях более десяти лет и испытала разочарование, пытаясь выполнить требования учебной программы. Я связался с доктором Адбо, и она предложила мне должность кандидата наук, на которой мы разрабатывали, внедряли и оценивали занятия по химии для дошкольных учреждений с целью исследования этой новой области. После этого четырехлетнего проекта мы создали сеть ученых со всего мира, занимающихся научным образованием детей младшего возраста, и делимся этими знаниями с будущими учителями дошкольных учреждений в Швеции.
Ссылки
- Адбо, К. и Видал Карулла, К. (2020). Изучение естественных наук в дошкольном возрасте: игровые занятия для поддержки понимания детьми понятий химии. Международный журнал раннего детства , 52, 17–35. Доступно по ссылке: https://doi.org/10.1007/s13158-020-00259-3
- Адбо, К. и Видаль Карулла, К. (2019). Разработка игрового обучения химии в дошкольной среде. Химическое образование, исследования и практика , 20, 542. Доступно по адресу: https://doi.org/10.1039/C8RP00306H.
- Видаль Карулла, К. и Адбо, К. (2020). Исследование двигательной направленности дошкольников в процессе научной деятельности. Обзор науки, математики и образования в области ИКТ , 14 (1), 47–67. Доступно по адресу: https://doi.org/10.26220/rev.3346.
- Видаль Карулла, К. и Адбо, К. (2019). Использование культурно-исторической теории для разработки и оценки учебного вмешательства, основанного на химии. Культурно-историческая психология , 15(4), 35–43. Доступно по адресу: http://dx.doi.org/10.17759/chp.2019150404 .
10.26904/RF-137-1587820710
Цели исследования
Доктора Клара Видал Карулла и Карина Адбо исследуют зарождающееся у детей понимание абстрактного мышления в химии.
Финансирование
- Фонд Крафорда
- Ленгманска Культурфонден
Сотрудники
Исследователи очень благодарны персоналу, детям и семьям дошкольных учреждений, принявших участие в исследовании.
Bio
Д-р Клара Видал Карулла получила докторскую степень на факультете наук о здоровье и жизни Университета Линнея. С августа 2021 года работает в Гетеборгском университете. Ее исследования сосредоточены на появлении науки в дошкольных учреждениях.
Д-р Карина Адбо работает адъюнкт-профессором в Университете Линнея, Швеция, и занимается разработкой абстрактных моделей для всех уровней образования, от дошкольного до университетского.
Контактный телефон
Адрес
Норра Кайплан 6
39247 Кальмар
Швеция
Доктор Клара Видаль Карулла
E: [email protected] 90 062 Т: +46 763281767
Вт: https://orcid.org /0000-0002-0211-9457
Доктор Карина Адбо
T: +46 738248569
W: https://orcid.org/0000-0001-8819-0977
Абстрактное мышление и маленькие дети 9000 1
Маленькие дети невероятно впечатлителен. Одна из причин, по которой они так склонны влюбляться в творческих персонажей и сюжетные линии — будь то красочные куклы, умные щенки, принцессы и пираты, которые отправляются спасать мир.
Маленькие дети склонны к сверхактивному воображению, которое при небольшом руководстве можно направить на достойное, конструктивное развитие абстрактного мышления.
Абстрактное мышление — это способность мыслить нестандартно. Это способность мыслить творчески — выявлять проблему и предлагать потенциальное решение, используя реальный опыт. Когда вы думаете о термине «абстрактный», вы можете думать о художниках-абстракционистах; кто-то вроде Пикассо, который рисовал картины, в которых было трудно распознать основные черты лица.0005
Абстрактное мышление берет основные компоненты решения проблем и затемняет их аналогичным образом, оставляя решение проблемы столь же трудным для поиска, как и расшифровку лица на абстрактном портрете Пикассо. Маленькие дети, которые учатся использовать абстрактное мышление, могут вооружиться дополнительными инструментами, помогающими решать эти головоломки и разрабатывать творческие решения уникальных проблем.
При использовании абстрактного мышления дети начнут:
- Классифицировать события, которые они имели вместе, на куски в уме, чтобы облегчить их связь друг с другом, что облегчит воспоминание одного опыта из другого.
- Уметь опираться на прошлый опыт, поскольку они начинают справляться с опытом, с которым раньше не сталкивались, находя сходства и осознавая, что между тем, что они делают, и тем, что они сделали, есть связь.
- Делать выводы об информации, которой они подвергаются, например о том, является ли что-то опасным или выглядит ли еда аппетитно.
- Начните планировать последовательность событий и даже можете начать координировать несколько шагов, связанных с этими событиями, таких как расходные материалы или другие необходимые детали.
- Разработайте потенциальные решения возникающих проблем.
Эти навыки не разовьются за одну ночь, особенно у маленьких детей. Навыки, перечисленные выше, развиваются медленно, и для их развития требуются годы путем регулярного вмешательства и обучения. Образовательные программы для детей младшего возраста, включая поддержку речи и языка, развитие грамотности и двигательных навыков, а также развитие физиотерапии с упором на развитие мышечной силы посредством свободной игры, являются полезными стратегиями, которые хороши для развития детей в раннем возрасте, но в случае развития абстрактного мышления существуют дополнительные стратегии, которые следует использовать, чтобы максимизировать преимущества такого образа мышления.
В общем, чем больше опыта у детей, тем сильнее их абстрактное мышление, потому что у них будет больше опыта, из которого они могут извлечь уроки.
В школе учащиеся изучают азбуку и числа, а затем учатся произносить и писать свое имя, а затем учатся использовать эти числа для представления основных математических уравнений. Все это время они опираются на свой опыт и применяют имеющиеся у них знания, в процессе наращивают свои навыки и учатся мыслить творчески и абстрактно.
Другими способами, которыми вы можете развивать абстрактное мышление дома, являются:
- Придумывание историй, у которых есть начало, середина и конец.
- Поощряет драматические игры, особенно с кухонными наборами и другими креативными ролевыми игрушками.
- Проведение научных экспериментов дома, которые позволят вашим детям испытать себя на собственном опыте методом проб и ошибок.
Если вы позволите своим детям испачкать руки и приступить к творческим игровым приемам, подобным перечисленным здесь, это поможет развить сильные навыки абстрактного мышления, которые помогут улучшить решение проблем и повысить способность ребенка к обучению.