6 простых упражнений на развитие творческого мышления студентов
В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.
Структурное содержание современной ТРИЗ-педагогики можно представить как взаимосвязь таких направлений как развитие творческого мышления, развитие творческого воображения, развитие творческой личности.
К основным свойствам творческого мышления относятся:
- умение находить и выделять закономерности в объеме информации,
- владение навыками систематизации и структурирования информации,
- способность использовать скрытые ресурсы для решения задачи,
- навык генерирования гипотез и способов их проверки,
- умение видеть, формулировать и разрешать противоречия.
Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности студентов.
Примеры упражнений на развитие творческого мышления в курсе «Общая психология» и «Психология развития»
Упражнение «Если бы….»
Давайте пофантазируем. Вот если бы люди были не такими, какими они есть, а обладали другими признаками, как бы изменилась наша жизнь? Например, все люди стали стеклянными. Где жили? Чем питались? Какая у них была одежда? Транспорт? Развлечения? Внешние данные? Как бы они учились? Работали? Чего опасались? Как бы они рождались и умирали? …..
Упражнение можно проводить несколько раз, называя разные признаки: ватные, песочные, мыльные, резиновые и т.д.
Итогом работы может быть «портрет моих признаков». Какими признаками и для чего хотели бы обладать сами студенты. Признаки могут быть как реальные (смелый, умный, внимательный…..), так и фантастическими (невидимый, компьютерный….).
Упражнение «Фантастические продолжения»
Преподаватель называет какое-либо реальное событие.
Нужно придумать необычные последствия. Например: Нарисовали портрет, а он умел слышать и говорить. Этот портрет стали использовать как подслушивающее устройство.
Упражнение «Ускорение-замедление»
В сказках часто встречается выражение: «Не по дням, а по часам…» Так говорят, когда что-то происходит очень быстро. Но бывают сказки, в которых время замедляется или даже может остановиться.
– А вы хотели, чтобы так было «по правде»: ребенок родился – через день уже взрослый? Почему?
– А сели бы наоборот: детство длилось сто лет, что было бы хорошего, а что – плохого?
– Интересно, а разные люди ускорили бы одно и то же событие или разные? Почему вы так думаете?
– Представьте себе, что изобрели прибор, при помощи которого можно ускорять и замедлять разные
события. Что бы вы ускорили, а что – замедлили? Почему?
Упражнение «Прогнозирование»
Когда люди хотят усовершенствовать предмет, придумать, каким он станет в будущем, они могут « просто» выдумывать. Но если вы хотите, чтобы ваши мысли осуществились, ход мысли нужно правильно выстроить. Для этого существуют специальные правила (алгоритм).
Первый шаг: выбираем объект для усовершенствования и называем его функцию.
Второй шаг: анализ, что хорошего и что плохого есть в данном объекте.
Третий шаг: прогноз (объект в будущем).
Предлагаются три уровня прогнозирования:
1 уровень – объект без отрицательных свойств;
2 уровень – объекта нет, его функция выполняется.
3 уровень – объекта нет, и его функция не нужна.
Упражнение «Что заметили?» (найти ошибку)
Найди ошибкуУпражнение «Хорошо-плохо»
Выявить сильные и слабые стороны объекта или явления. Например:
Хорошо-плохо
Опыт работы показывает, что студенты с большим интересом осваивают предложенные алгоритмы и успешно применяют их в самостоятельной учебной деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности и мотивации студентов, предоставляет им возможность успешной самореализации.
Что почитать по теме:
- Гин А. Триз-педагогика М., 2015.
- Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В., Филатов В. И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
- Скоморохов Г. И. От «честных купцов» к …, ТРИЗ в высшей школе // Технология творчества. – 1998. – № 28.
Автор:
Авдеева Татьяна Геннадьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева. e-mail: [email protected]
Советы по развитию воображения и фантазии: почему это важно, способы
Содержание:
- Для чего нужно воображение
- Способы развития воображения
- У взрослых людей
- У детей и подростков
- Простые упражнения для тренировки фантазии
- Развитие воображения для творчества и рисования
- Видео
Иногда можно услышать о человеке: «Он начисто лишен воображения!». В основном так говорят о людях, которые не умеют фантазировать. Но так ли необходимо развитие фантазии и воображения для современного человека? Ученые утверждают, что воображение – такой же важный психический процесс, как мышление, память, внимание. Без него не будет великих открытий и гениальных произведений, необходимых для человечества изобретений. Сама жизнь станет скучной и унылой без фантазии.
Воображение расширяет возможности познания и преобразования окружающего мира
Для чего нужно воображение
Воображение является психическим процессом, необходимым для создания новых образов на основе уже имеющихся представлений. Так ли оно необходимо каждому? Может быть, оставить его художникам, дизайнерам, изобретателям и другим людям, призванным создавать новые образы?
По мнению психологов, без воображения никто из разумных существ не обойдется, так как оно приводит в движение мысли, помогает выходить за пределы настоящего и постигать будущее, пробуждает чувства, способствует построению планов. Оно зародилось в процессе труда на основе мышления и памяти, значит, работает в неразрывной связи с ними. Без воображения оскудеет вся психика человека.
Интересно. Синонимом воображения является фантазия, это действие известно каждому. Фантазия сопровождает детство человека, делает его памятным и нескучным. Все виды детской деятельности связаны с воображением.
Способы развития воображения
Мнемотехника для развития памяти для взрослых и детей — методы и приемы
Активность воображения более всего проявляется у младших детей и подростков, которые познают окружающий мир. Некоторые его аспекты иногда не понять в реалии, поэтому на помощь приходит воображение, например, как представить Вселенную, иные миры, вымерших животных, жизнь древних людей. Психологи утверждают, если у детей дошкольного возраста богатое воображение, то и познаваемый мир будет для них разнообразнее.
Как же взрослые, неужели их воображение более скудное? Многие специалисты уверяют, что каждый взрослый может и должен подумать, как развить воображение, так как работа, учеба, жизненные обстоятельства требуют порой нестандартных решений.
При помощи эффективных способов можно развить творческое воображение
В психологии известны эффективные способы развития воображения:
- Визуализация – самое простое действо, которое заключается в мысленном воспроизведении определенного объекта по деталям. Чтобы овладеть таким приемом, лучше начать с легкого и приятного воспроизведения. Например, на работе представить уютный вечер с чашечкой кофе, сфантазировать каждую деталь, вспомнить аромат, вкус, подключив как можно больше чувств. Таким образом, можно воспроизводить разные события. Если возникают трудности при визуализации реальных событий, можно использовать происшествия из книг.
- Ассоциация – классика, которую можно встретить в любом учебнике по логике. Суть приема состоит в том, чтобы к заданному образу подобрать другие, которые с ним ассоциируются, то есть соединяются. Например, слово «отпуск», нужно подобрать к нему все слова, которые будут обогащать его: поезд, самолет, путевка, чемодан, море, чайки, солнце, пляж, песок, экскурсия.
- Творчество – интересный способ для работы воображения. Человеку свойственно творить, создавать красоту в окружающем. В современной жизни такой прием известен как хобби. Можно придумать уникальные вещи: картины, новинки моды, дизайнерские интерьеры, произведения и многое другое, без чего невозможна человеческая жизнь. Если не хватает идей для вдохновения, надо отправиться туда, где их в избытке: картинную галерею, на выставку современного искусства, уникальных предметов. Все зависит от того, чем хочет заняться человек.
- Игра – наиболее простой и увлекательный способ развития фантазии. В настоящее время среди взрослых и детей популярными становятся различные обучающие игры, суть которых состоит в творческом управлении персонажем или действием: «Имаджинариум», «Загадки да Винчи», «Тетрис» и многие другие.
Игры и творческие занятия помогают воображать и фантазировать
У взрослых людей
Не зря говорят, взрослый в душе остается ребенком, поэтому возможно использовать все приемы, которые обычно применяют в отношении детей. Игровая и творческая деятельности могут нести иной смысл, но порадуют взрослых не меньше. Психологические сайты предлагают множество игр на развитие воображения, которые люди могут внести в повседневную жизнь. Причем для игры не нужно выкраивать дополнительное время в плотном рабочем графике. Играть можно по дороге на работу и домой, в автомобильной пробке, на отдыхе, при встрече с друзьями.
- Друдлы (англ. doodle – каракули, riddle – загадка) – абстрактные изображения, в которых нужно увидеть образы каких-либо предметов. Имея хорошую фантазию, в одной картинке можно рассмотреть несколько изображений. В задании нет правильных и неправильных ответов, главное – оригинальное решение.
- «Буриме» (фр. bouts-rimés– «рифмованные концы») – литературная игра, главное правило которой – сочинение шуточных четверостиший на заданную тему. Рифмы лучше брать неожиданные и странные, что поможет напрячь мозги, фантазировать, придумывать юморные продолжения. Для начала пригодятся рифмы из любого стихотворения, например, лучами ручьями, снега луга.
- Хорошо помогает улучшить воображение творческое хобби, например, вязание, шитье кукол, вышивание картин, рисование, плетение из лозы, бисерные картины, пазлы и многое другое. Главное – найти время для любимых занятий, где можно дать волю фантазии.
Человеку необходимо найти время и возможности для работы над улучшением своего воображения
У детей и подростков
Для развития воображения у детей хорошо подойдут творческие игровые задания. Главная цель – фантазировать на основе составления новых образов из предложенных элементов:
- В практике часто используется классическое упражнение «Кляксы», которое заинтересует не только малыша, но и ребенка школьного возраста.
- Развитию фантазии способствуют задания на тему «Придумай и дорисуй». В цикл таких упражнений входит прорисовка незавершенных контуров, что полезно для творческого воображения.
- Хорошо развивают фантазию подвижные игры для любого года жизни, начиная от дошкольного возраста. Особенно полезны они в семьях, где есть разновозрастные дети. Например, старший бросает мяч с каким-либо словом, ребенок должен вернуть со словом, обозначающим новый образ этого же предмета. Чем смешнее новый образ, тем больше интереса к упражнению. Например, ручка писалка, книга читалка, ботинки ходилки, сумка тащилка. Выигрывает тот, кто придумал больше всех смешных образов.
Простые упражнения для тренировки фантазии
Развитие мышления у взрослого человека и ребенка — рекомендации
Психологи предлагают много простых, но эффективных упражнений для развития мышления и полета фантазии, которые подойдут людям всех возрастов. Главные их достоинства – простота и доступность. Каждому по силам отыскать в потоке информации то упражнение, которое понравится конкретному человеку.
- Считать в уме каждому, кто имеет школьные знания, доступно и интересно. Не нужно использовать никаких записей, считать только мысленно. Упражнение особенно полезно тем, кто дружит с математикой. Можно фантазировать на тему геометрических фигур, строя из них мысленно всевозможные комбинации.
- Как ни парадоксально, но детские мультики можно смотреть вместе с ребенком и сделать из них тренировку для ума и фантазии. Полезно смотреть их без звука и потом придумать забавный диалог. Чем смешнее, тем лучше для воображения.
- Самый простой способ относится к миру книг. Читать детективные истории или фэнтези становится модным, это пойдет на пользу и воображению, и фантазии.
- «Вздорная копилка», куда можно складывать занимательные вещички: мысли, картинки, частушки, анекдоты – все, что считается вздором. При необходимости всегда можно достать оттуда идею для креативного решения.
- Модным становятся коллективные игры, тогда время достать из копилки старинные забавы. Например, «Пантомиму», в которой игроки должны угадать, какое действие изображается. Развивается творческое воображение на основе памяти, так как нужно вспомнить, какую картину изображают участники.
Развитие воображения для творчества и рисования
Как развить память у ребенка дошкольного и школьного возраста
Обычно, говоря о формировании воображения в области творчества, имеют в виду младших детей. Но многие взрослые тоже не прочь посвятить рисованию свободное время. Психологами доказано, что увлечение рисованием приостанавливает такое серьезное заболевание, как болезнь Альцгеймера, которое уже давно связывают с развитием интеллекта. Чем он ниже, тем больше шансов заболеть и, наоборот, творчески развитые люди избегают мозговые нарушения. Многие это поняли, и в жизнь вошла мода на творческие занятия. Как развить фантазию, чтобы создавать уникальные вещи?
Краткий эффективный курс развития творческого воображения:
- манипуляции с фотографиями – сделать фотографии природы и найти в них знакомые образы;
- следуя формуле Леонардо да Винчи «даже в настенных трещинах видеть образы», можно использовать изображения камней, спилы дерева, тени предметов;
- книги и пособия по рисованию – помогут вдохновиться идеями для творчества, изучить манеру рисования в разных направлениях, выбрать то, что радует душу;
- тематические выставки и художественные галереи – подскажут темы для самостоятельного творчества;
- коллажи, аппликации – относятся к действенному способу развития воображения;
- рисунки с натуры, даже неудачные – по мнению профессионалов, помогут сформировать творческие способности и дадут простор для фантазии.
Рисование и творчество помогают бороться с опасными заболеваниями
Развивать творческое воображение – самая лучшая инвестиция в свое психическое здоровье, иметь богатую фантазию – дар свыше, который не дает превратить жизнь в скучное серое существование.
Видео
Автор:
Нaтaлия ПогорелаяАктивное воображение. Изучая детство для взрослых… | Синтия Старк | Озабоченность негативными мыслями
Укрывательство активного воображения. Изучая детство для взрослых… | Синтия Старк | Займитесь негативными мыслями | MediumИзучая детство на предмет дружественных к взрослому копинг-механизмов
Опубликовано в·
Чтение: 3 мин.·
19 декабря 2020 г. нация — это здорово иметь.В детстве у нас было довольно сильное воображение. Мы часто бегали по полям, притворяясь, что мы тайные шпионы, которые будут стрелять в плохих парней, в сложной версии метки.
Мы могли бы также прикинуться принцессами или пиратами, которые были готовы найти золото…
Автор: Синтия Старк
5,6 тыс. подписчиков э | 5-кратный лучший писатель | Пишу о психическом здоровье, психологии, науке и т. д. https://linktr.ee/SynthiaS
Еще от Синтии Старк и книги «Озабоченность негативными мыслями» 1 Изучение того, почему взрослые это делают
·5 минут чтения·13 января 2021 г.Carlyn Beccia
в
Почему «слияние на молнии» никогда не сработает
….и приводит к опасной дорожной ярости.
·3 минуты чтения·26 июля 2021 г.Синтия Старк
в
Как переплетаются ревность, целеустремленность и незащищенность
Терапевт описывает способы перенаправления ревности.
·6 мин чтения·15 маяСинтия Старк
в
Удивительная связь между нарциссизмом и тревогой
Это связано с неуверенностью и страхом.
·6 мин чтения·5 окт. 2021 г.Просмотреть все от Синтии Старк
Рекомендовано от Medium
Непристойность
10 секунд, которые закончились моим 20-летним браком
В Северной Вирджинии август, жарко и влажно.
Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. На мне моя домохозяйка… ·Чтение на 4 мин·16 февраля 2022 г.Алейд тер Вил
в
10 вещей, которые можно сделать вечером вместо просмотра Netflix
9000 5Привычки без устройств для повышения продуктивности и счастья.
·5 мин чтения·15 февраля 2022 г.Списки
Самосовершенствование 101
20 историй·222 сохранения
Истории, которые помогут вам жить лучше
21 история · 217 сохранений
Хорошо жить как нейродивергент Человек
10 рассказов·28 сохранений
Рассказы, которые помогут преодолеть творческий кризис
8 рассказов·62 сохранения
Ник Вигналл
3 привычки, которые сделают вас психически сильными
90 005#2: Избегайте ненужного умственного времени путешествие
·9 мин чтения·2 апреляZulie Rane
в
Если вы хотите стать творцом, удалите все (кроме двух) платформы социальных сетей
20 октября 22, за все время Илон Маск фиаско, я наконец-то удалил Твиттер со своего телефона.
Примерно в то же время я также вышел из… · 8 минут чтения · 19 апреляThe PyCoach
в
Вы используете ChatGPT неправильно! Вот как опередить 99% пользователей ChatGPT
Освойте ChatGPT, изучив технику быстрого доступа.
·7 минут чтения·17 мартаРайан Холидей
Если вы прочитаете всего несколько книг в 2023 году, прочтите эти
Было бы замечательно, если бы новый год волшебным образом ознаменовал собой новое начало. Но 2022 год, как и все годы, напомнил нам, что одно и то же остается…
·9 мин чтения·12 январяПосмотреть другие рекомендации
Статус
Карьера
Текст в речь
Воображение у взрослых и стареющего человекаВозможное будущее и реальное прошлое | Справочник по воображению и культуре
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Handbook of Imagination and CultureSocial PsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford Academic Handbook of Imagination and CultureSocial PsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Зиттоун, Таня и Тацуя Сато, «Воображение у взрослых и стареющего человека: возможное будущее и фактическое прошлое», Таня Зиттоун и Влад Главяну (редакторы), Справочник по воображению и культуре , Границы в культуре и психологии ( Нью-Йорк , 2017; онлайн-издание, Oxford Academic, 19 октября 2017 г. ), https://doi.org/10.1093/oso/9780190468712.003.0009, по состоянию на 6 июля 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford Academic Handbook of Imagination and CultureSocial PsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford Academic Handbook of Imagination and CultureSocial PsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Психология жизни учит нас тому, что люди меняются и развиваются на протяжении всей жизни. Кроме того, воображение играет важную роль в прокладывании нашего жизненного пути, особенно в точках перехода или бифуркации. Однако если воображение достаточно изучено у детей и подростков, то как обстоят дела с воображением во взрослом возрасте и особенно у пожилых людей? В этой главе авторы представляют модель воображения, которую можно использовать в жизни. Авторы проводят обзор литературы о старении и определяют роль воображения в ней. Наконец, авторы обсуждают крайний случай развития, когда будущее кажется прерванным из-за травмы. На примере развития пожилой женщины после катастрофы на Фускусиме авторы дают общее представление о роли воображения в жизни взрослых и пожилых людей.
Ключевые слова: старение, воображение, жизненный путь, травма, Фукусима
Предмет
Социальная психологияКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.