как учить ребенка ГОВОРИТЬ (методики, нормы)
С самых ранних лет следует учить малыша правильно выражать свои эмоции, грамотно строить предложения. На первый взгляд кажется, что процесс не вызовет труда, и на пути к достижению цели не возникнет сложностей. Однако каждый ребенок индивидуален, и может не сразу начать говорить.
Содержание:
- Когда учить ребенка говорить
- Нормы речи детей разного возраста
- Что говорит ребенок до 12 месяцев
- Нормы речи для детей 1-1,5 года
- Как должны говорить дети 2-3 лет
- Что ребенок должен говорить в 3-4 года
- Что дети говорят в 4-5 лет
- Речь ребенка 6-7 лет
- Как учить говорить и развивать речь ребенка
- Как научить говорить ребенка в 1 год
- Развитие речи детей 2-3 лет
- Обучение речи ребенка 4-5 лет
- Как развить речь детям 6-7лет
- Методики и советы по развитию речи детей
- Методика «Буквограмма»
- Мультики для развития речи ребенка
- Игры, развивающие речь у детей
- Ребенок не говорит: советы Комаровского
- Методика Ушаковой по развитию речи детей
- Скороговорки для развития речи детей
Когда учить ребенка говорить
Есть возрастные периоды, по которым можно определить, насколько правильно проходит развитие речи у малыша. Строго определенных правил не существует. Процесс обучения следует начинать с самого рождения: крохе следует петь песни, рассказывать истории, разговаривать с ним во время прогулки. Материнское сердце подскажет, как нужно действовать.
В период от 6 месяцев до года происходит активное формирование мозговых центров, которые ответственны за речь, поэтому общению с малышом следует уделять повышенное внимание.
В период с 2 до 3 лет речевые области практически полностью сформированы. Именно в это время дети начинают свободно выражать свои мысли, говорить, и обучение должно проходить максимально активно. Не стоит переживать, если к этому возрасту не происходит резкого скачка. Оптимальный вариант – проконсультироваться со специалистом, и при отсутствии признаков болезни или физиологических отклонений продолжать развивать речевой аппарат.
Нормы речи детей разного возраста
Для каждого периода взросления характерны определенные звуки, слова и предложения, с помощью которых малыш выражает свои эмоции.
Что говорит ребенок до 12 месяцев
Первые звуки от ребенка можно услышать уже в 2 месяца (помимо крика и плача). Малыш с удовольствием говорит «-гу», протягивает гласную «-а». Важно отвечать крохе, давать понять, что общение важно. Через несколько месяцев можно услышать уже более сложные комбинации. Полезно включать ему музыку, аудиокниги и т. п. Годовалый малыш знает около 5-10 слов, состоящих из пары слогов.
Нормы речи для детей 1-1,5 года
Речь ребенка в год и старше становится более обширной. Его словарный запас пополняется с каждым днем. Он хорошо понимает, о чем его просят родители, например, идти помыть руки, ложиться спать и т. д.
К 18 месяцам ребенок может запомнить до 20 новых слов.
Крохе нравится познавать все новое, он сам радуется, если больше запоминает и воспроизводит. Хорошо в этом периоде помогают развиваться книжки с объемными картинками, которые нужно рассматривать вместе и задавать по ним вопросы.
Как должны говорить дети 2-3 лет
В 2 года словарный запас детей включает около 70 слов, а через год малыш знает больше 200 новых выражений и около 1000 слов. Кроме того, ребенок уже умеет склонять слова по падежам, вставляет в предложения местоимения. Звукопроизношение не отличается четкостью, но к 5 годам эта проблема решается сама собой.
Что ребенок должен говорить в 3-4 года
Начиная с трехлетнего возраста, малыши могут учить маленькие песенки и стихи, отгадывать легкие загадки. Речь крохи можно легко понять, даже несмотря на ошибки в употреблении рода, числа и падежа.
Словарь достигает почти 2 000 слов к 4 годам.
Малыш начинает фантазировать, выдумывать собственные выражения. Появляется больше наречий, местоимений, прилагательных и числительных. Основные проблемы в этом возрасте – перестановка слогов местами, отсутствие звуков [р], [л] или [ц].
Что дети говорят в 4-5 лет
Речь детей в период с 4 до 5 лет состоит из 3 000 слов, не включая «переделанные» на свой лад. Предложения уже насыщены разными предлогами, прилагательными. Малыши прекрасно справляются с такими задачами, как описание предмета, пересказ небольшой сказки, чтение наизусть стихотворения с интонацией, а также чередование тихого и громкого произношения. Большинство детей умеют считать до 10.
Речь ребенка 6-7 лет
Речь детей 6 лет и старше отличается грамотностью, небольшим количеством грамматических ошибок. Они легко объясняются со сверстниками и взрослыми, без труда могут описать любую жизненную ситуацию и предметы. Имея в запасе больше 4 000 слов, ребенок способен сочинить интересную историю, придумать для нее название. Из основных проблем в этом периоде выделяют искажение малознакомых слов, неправильную постановку ударения.
Как учить говорить и развивать речь ребенка
Развитие речи у годовалых детей, малышей постарше и дошкольников проходит по-разному. Важно не просто ориентироваться на установленные нормы, но и учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Как научить говорить ребенка в 1 год
Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок в год не говорит того, что считается нормой для этого возраста. Что делать в этом случае?
Воспользуйтесь следующими рекомендациями:
- Старайтесь общаться таким образом, чтобы он отвечал. К примеру, собираясь на прогулку, можно спросить, какого цвета обувь ему больше нравится. Естественно, соответствующим образом малыш ответить не сможет, но несколько связных звуков – тоже результат.
- Чаще общайтесь с малышом: на прогулке, дома, в магазине, в гостях.
- Озвучивайте вслух все свои и его действия. Это может быть уборка по дому, обсуждение животных, игрушек.
- Уделяйте внимание чтению большого количества книг, просмотру картинок. Можно выбирать не только сказки, но и энциклопедии для детей. Возможно, малыш проявит интерес к животным, насекомым, климатическим явлениям и т. п.
- Общайтесь, используя правильную речь, без сокращения и коверканья слов. Разговаривайте с малышом как со взрослым человеком.
Не стоит волноваться, если не получается добиться положительного результата. Часто бывает, что малыш еще не готов в 1 год к полноценному общению.
Развитие речи детей 2-3 лет
Если ребенок общается с трудом или совсем не говорит в 2 года, необходимо стимулировать его речь.
Что можно сделать:
- Поиграть в «алфавит». Малыши этого возраста любят повторять буквы за взрослыми. Необходимо четко и звонко проговаривать звуки, это дает определенные навыки в познании азбуки.
- Чаще задавать вопросы, на которые сложно ответить однозначно: «нет» или «да».
- Повторять те слова, с которыми малышу трудно справиться, или те, где он «проглатывает» окончания.
- На любой проблемный звук следует подбирать стихи или песенки. При этом нужно проговаривать каждую строчку вместе с ребенком, чтобы он видел, как взрослый это делает.
- Поправлять малыша каждый раз, когда он пытается заменить сложный звук на более простой. Чаще всего это бывает с буквами «л», «ж», «р» и «с».
- Давать слушать детские песенки, смотреть познавательные мультфильмы, знакомить с новыми людьми: сверстниками и взрослыми. В общении малыш будет быстрее развиваться.
Насчет неправильного произношения буквы «р» в этом возрасте волноваться не стоит. Помощь специалиста потребуется, если проблема не решится к 6 годам.
Обучение речи ребенка 4-5 лет
Развитие речи для детей в возрасте от 4 и до 5 лет должно проходить посредством игр, упражнений и тренировок.
Пробуйте такие варианты:
- Тренировка лицевых мышц и языка. Самые известные упражнения: «качели», «рыбка», «слон», «часы» и «хомячок». Все они направлены на развитие речевого аппарата, а также на способность не просто произносить звуки, а говорить правильно.
- Занимательные игры. Из множества вариантов, представленных на разных источниках, выбирайте наиболее подходящий. Например, удобно играть по дороге в магазин или в детский сад. Малыш должен определять, где находится звук, названный родителем: в конце, середине или начале загаданного слова. К примеру, местоположение звука [с] в слове «слива» и т. п.
- Показательные примеры. Дети всегда обращают внимание на то, как общаются их родители. Поэтому важно говорить не просто правильно, но и выразительно, без слов-паразитов и ненужной лексики.
Не следует забывать о совместном просмотре книг с картинками. Нужно, чтобы малыш пытался максимально много рассказывать о предметах, которые видит. Хорошо помогает разучивание стихов и песен наизусть.
Как развить речь детям 6-7лет
Главное в процессе развития речи ребенка 6 лет – сформировать фонематический слух, научить выделять из больших предложений слова, а из слов – конкретные звуки. Кроме того, важно, чтобы дети делили на слоги хотя бы маленькие слова. Это важно не только для речи, но и дальнейшего умения внимательно читать и осознавать прочитанное.
Чтобы избежать речевых отставаний, необходимо делать следующее:
- Регулярно давать детям самые лучшие литературные произведения. Причем ребенок не просто должен его послушать (если не умеет читать), а попытаться пересказать или приготовить сценку, где он играл бы роль главного героя.
- Загадывать загадки, давать разнообразные задания, связанные с текстами или словами. К примеру, это может быть правильная расстановка слогов, слов в предложении. Следует внимательно следить за ошибками, вовремя их исправлять, регулярно повторять то, в чем у ребенка замечено слабое место.
- Играть в словесные игры. Самые простые и популярные связаны с перестановкой букв в обратную сторону, подбором синонимов. Многим детям нравится игра «третий лишний».
- Проговаривать с малышом пословицы и поговорки. Это считается одним из самых эффективных методов развития речевого аппарата, устранения дефектов.
Лучше всего, если все проблемы будут устранены до похода в 1 класс, чтобы малыш не испытывал трудности в чтении и письме.
Методики и советы по развитию речи детей
Многие родители делают все, чтобы у малыша правильно развивался речевой аппарат: перечитывают горы литературы, записываются на консультации, обращаются в детские центры. Лучше всего – попробовать несколько способов, и выбрать максимально подходящий для малыша.
Методика «Буквограмма»
Развивающая методика «Буквограмма» – настоящий помощник для родителей. В основе программы, разработанной кандидатом психологических наук С. Шишковой, лежат принципы нейропсихологии, логопедии, а также дефектологии. Рассчитана не только на детей дошкольного возраста, которые слабо концентрируются на материале и неусидчивы, но и на подростков.
Цель использования методики – активизация памяти и внимания, а также корректировка всех видов речи.
Эти задачи осуществляются через увлекательные занятия, включенные в программу. Умственная работа чередуется с тренировками дыхания, физическими упражнениями. Шишкова считает, что правильное дыхание способствует усилению работы мозговых центров. Всего в программу включено 20 занятий, которые требуют регулярного выполнения.
Шишкова о методике «Буквограмма»:
youtube.com/embed/Gk3ZYnAftU0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Мультики для развития речи ребенка
Просмотр мультфильмов – одно из любимых занятий любого ребенка. Однако даже это увлечение можно превратить в полезное. Есть множество мультиков для развития речи, которые принесут огромную пользу при правильном подборе.
В возрасте от 3 до 5 лет малыш впитывает всю увиденную и услышанную информацию, поэтому пополнить его словарный запас можно через мультфильмы с красочными персонажами.
Стоит обратить внимание, на возрастные ограничения. Некоторые познавательные мультсериалы («Смешарики. Пин-код», «Фиксики») будут интересны школьникам младших классов, а вот «Клуб Микки Мауса» или «Уроки тетушки Совы» – идеальные варианты для дошкольников.
Игры, развивающие речь у детей
Для развития речи можно играть с детьми. Если ребенок любит строить рожицы и кривляться, ему понравится играть в «забавные гримасы». Один из родителей должен сесть напротив малыша и рассказывать, что от него требуется. Это может быть просьба надуть щеки, высунуть язык, подвигать в разные стороны челюстью и т. п. Главное, использовать как можно больше комбинаций, чтобы задействовать максимум мышц лица.
В игре «часики» нужно, чтобы ребенок поработал языком, представив, что это часовая стрелка. Двигать им следует, меняя каждый раз скорость, в разных направлениях.
Другой вариант игры – предложить крохе изображать жирафа и мышку. В первом случае малыш должен встать на колени, поднять руки, сжатые в ладонях, потянуться максимально высоко на вдохе. Соответственно, на выдохе кроха изображает мышку, присев, опустив голову, обхватив руками колени. Обязательно соблюдение многократности повторений.
Ребенок не говорит: советы Комаровского
Известный педиатр Евгений Комаровский советует родителям не переживать, если ребенок не говорит до 2 лет. Стоит забить тревогу, если малыш достиг трехлетнего возраста, и не умеет правильно выразить свои мысли или отказывается говорить вообще.
Важные рекомендации:
- Говорить с крохой нужно, не используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
- Если малыш долго молчит, то ситуацию поможет исправить детский сад. Некоторые дети раскрываются именно в такой обстановке.
- Детям нужно регулярно включать музыку, начиная от забавных песенок из мультфильмов и сказок, заканчивая классикой. Все это оказывает положительное влияние на восприятие речи, звуков, мира.
- Использовать для бесед любую свободную минуту. Обсуждать можно все: цвет проезжающей на улице машины, рост пробегающей собаки, растительность и т. п., главное – использовать большое количество прилагательных.
- Постоянно задавать вопросы, даже, если кроха отказывается на них отвечать.
Положительная динамика при регулярных занятиях обязательно будет заметна, если малыш здоров и у него не наблюдается каких-либо физиологических отклонений.
Когда ребенок должен говорить – смотрите видео с Комаровским:
youtube.com/embed/OyeUK1EJ_yE» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Методика Ушаковой по развитию речи детей
Обучение связной речи – процесс долгий и сложный. Помочь родителям может методика известного доктора педагогических наук О. Ушаковой. Цель программы – совершенствование произношения звуков, улучшение дикции.
Методика построена на маленьких стихотворениях, скороговорках, потешках и играх.
Программа подразумевает задействование синтаксического, лексического, а также фонетического строев с целью ускоренного развития осмысленной и связной речи. Она отлично подходит для маленьких ребят, посещающих детский сад, для школьников. Многие логопеды выбираю методику как базу для исправления дефектов речи.
Развитие речи дошкольников на основе методики Ушаковой:
Скороговорки для развития речи детей
Скороговорки – помощники не только в познании родного языка, но и в совершенствовании речевого аппарата. Причем многие ребята отдают предпочтение именно скороговоркам, а не стихам или песням, что связано с увлекательностью их произношения и весельем. Быстрое произношение трудно построенной фразы помогает устранить большинство проблем.
С маленькими детьми рекомендуется разучивать скороговорки, дополненные забавными иллюстрациями.
Если грамотно построить процесс ознакомления со скороговорками, то крохе будет уже тяжело оторваться от их изучения. Ему понравятся не только сами веселые занятия, но и возможность продемонстрировать свои способности друзьям. Начать можно с таких легких примеров, как «щеночкам щеточками чистили щечки» или же «жил жираф, жир жевал».
Не стоит беспокоиться, если ребенок не разговаривает в раннем возрасте, ведь навыки речи у каждого проявляются в разное время. Единого правила обучения не существует, родителям придется выбирать из множества вариантов, экспериментировать, наблюдать за реакцией крохи. Терпение и умение прислушиваться к малышу приведут к положительному результату.
Коррекционно-педагогические технологии в воспитании и обучении детей с ЗПР в дошкольных учреждениях. | Статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему:
Коррекционно-педагогические технологии в воспитании и обучении детей с ЗПР в дошкольных учреждениях.
ЗПР у детей — это слабовыраженное отклонение психического развития ребёнка, которое является промежуточным между нормальным и патологическим развитием. Специалисты объясняют это состояние более медленным созреванием психики ребёнка.
Практика показывает, что каждый малыш с диагнозом ЗПР может достичь определенных успехов, обучаясь по программе обычной общеобразовательной школы. В работе с такими детьми надо придерживаться очень простой методике: «Если ребёнок не может учиться, так как мы учим, может быть, мы должны учить так, как он умеет».
Начинать надо, с раннего детства. В дошкольных учреждениях применяются методики раннего выявления детей с отставанием в развитии.
В современном образовательном пространстве существует вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств при воспитании и обучении детей с ЗПР. Образовательно-воспитательные программы: «Воспитательный диалог» для детей старшего дошкольного возраста, автор Телегин М. В., «Курс развития творческого мышления» по методу Дж. Гилфорда и Дз. Рензулли, автор Ю.Б.Гатанов и коррекционно – развивающая комплексная программа «Буквограмма», автор Шишкова С.Ю. с успехом используются воспитателями и учителями в детских садах и школах. Эти программы уникальны тем, что они одинаково полезны как для развития одарённости, так и для детей с отставанием в развитии.
У программы «Воспитательный диалог» два адресата. Первый – старшие дошкольники, нижняя граница пять с половиной лет. А второй адресат это воспитатели в широком смысле этого слова, наставники, любящие ребёнка до глубины его души. И главными воспитателями в раннем возрасте являются, конечно же, родители.
Программа «Воспитательный диалог» это курс развивающих бесед. Прекрасно зарекомендовал себя воспитательный диалог как с одарёнными детьми, так и с детьми с отставанием в развитии. Можно заниматься с группой детей (до 15 человек) в детском саду, по месту жительства или на отдыхе. Наибольший эффект достигается в работе с дошкольниками испытывающими сложности в общении. Книга «Воспитательный диалог» Телегина М.В. состоит из двух частей. Первая это «Короткие истории о Свете и Миле». Двадцать девять простых, доступных восприятию детей рассказов, объединенных общим сюжетом, которые имеют очень важное воспитательное значение, являются началом задушевного разговора. Вторая книга – руководство по организации воспитательных диалогов. Одна история состоит из двух, иногда одного диалога по 25—30 минут, включая игры и упражнения. Результативно проводить занятия еженедельно, хотя и здесь возможны, а иногда просто необходимы, варианты. Темы и задания к ним по еще детским, но уже серьёзным философским беседам разнообразны: «Умный человек», «Человек. Мысли, чувства. Сны», «Имя и человек. Названия и предметы». Программа имеет продолжение и в школе. Там ребята встретятся с «Ромашкой-Почемучкой». Беседы все те же, а темы и задания к ним уже серьёзнее: «Ночной разговор», «Мои одноклассники», «Как я спасла часы».
Для тетей с задержкой речевого развития программа «Воспитательный диалог» просто находка.
Программа «Курс развития творческого мышления» направлена на развитие фантазии и креативного мышления. Курс разработан на базе известной модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда, известного американского психолога. В рамках этой модели было выделено дивергентное мышление, отвечающее за творчество. Прототипом курса послужили развивающие программы Дж. Рензулли, американского педагога-психолога. Курс адаптирован к нашей образовательной культуре Гатановым Ю.Б. и его творческой группой. Полный курс развития творческих способностей включает в себя четыре относительно независящих друг от друга части. Для старших дошкольников подходит первая часть. Эта программа, разработанная первоначально для развития одарённых детей, в силу своих конструктивных особенностей, оказалась пригодной для обычных детей, а также для детей с отставанием в развитии. Психологические исследования и опыт обучения в школах и детских садах показывает, что практически все дети обладают творческим потенциалом, может быть развит специальными систематическими занятиями. Специально приобретённые умения и навыки на этих занятиях дети переносят на другие предметы и в повседневную жизнь. Курс состоит из 36 заданий, которые группируются по двум сериям: серия А (18 занятий) и серия Б (18 занятий). Занятия А и Б проводятся в разных полугодиях. Это позволяет ребятам аналогичные задания серии Б выполнять на более высоком уровне, используя накопленный опыт первого полугодия. Поскольку этот курс не опирается на способности ребёнка применять какой-либо учебный материал, то каждый ребёнок может творить, используя только имеющийся у него опыт и знания. Каждое занятие имеет постоянную структуру:1. Разминка. 2. Основное задание. 3. Дополнительное задание. Темы очень разнообразные: «Размышления о словах», «От точки к точке», «История и сказки», «Настроение» и другие.
«Буквограмма» является комплексной коррекционно-развивающей методикой. Программа адаптирована для детей 5-15 лет, но с минимальными изменениями может использоваться и 3-х летнего возраста. Система подходит для детей с дефицитом внимания, признаками аутизма, задержкой психического развития., минимальной мозговой дисфункцией. Программа разрабатывалась с учётом современных знаний в области детской психологии, дефектологии, логопедии, нейропсихологии и педагогики. Разработчик программы Светлана Юлиановна Шишкова, на сегодняшний день, является доктором психологических наук, доцент, эксперт по психологическому, логопедическому и дефектологическому направлениям. Методика «Буквограммы» разработана более двадцати лет назад. Так что все новое – это хорошо забытое старое. Методика опирается на психологические особенности детей, используется особенности развития психики, интеллектуальное мышление и интеллектуальная сфера.
Корректирующая функция современных коррекционных методик налицо. Они позволяют социализировать ребёнка в обществе.
В ходе коррекции проходит большой комплекс процедур, которые призваны воздействовать на психику, чтобы помочь человеку выбрать достойные ценности и ориентиры.
Список литературы
Ю.Б.Гатанов Курс развития творческого мышления. – Санкт-Петербург 1999// ИМАТОН Госстандарт России
М.В.Телегин Воспитательный диалог. Воспитательная программа для детей старшего дошкольного возраста. — М.: МГППУ, 2004
С.Ю.Шишкова Развивающая методика Буквограмма//www.bukvogramma.ru
Развивающие инструменты для обучения распознаванию букв
В этом блоге обсуждаются мероприятия по обучению распознаванию букв . По своей сути, распознавание букв относится к идентификации букв. Это один из основных навыков, которые дети должны освоить, прежде чем они смогут называть, писать или произносить буквы. Следующие веселые игры на распознавание букв для дошкольников основаны на развитии и развитии навыков.
Обязательно прочитайте нашу запись в блоге о практике имен для детского сада, чтобы узнать о ресурсах и инструментах для поддержки использования и распознавания букв у детей в возрасте 5-6 лет или для детей на том уровне, на котором они узнают буквы в своем имени.
Используйте нашу новую раскраску по буквам для дальнейшего развития этого навыка распознавания букв.
Что вам нужно знать об обучении Распознавание букв
Распознавание букв , или способность узнавать и определять буквы начинается в очень раннем возрасте. Но знаете ли вы, что обучение навыкам распознавания букв начинается задолго до детского сада и даже до поступления в класс?
Ученикам детского сада много раз приходится писать и копировать буквы на рабочих листах и страницах для письма. Но прежде чем маленький ребенок сможет освоить эти навыки, которые являются частью учебной программы, полезно знать, какие навыки ведут к этим навыкам.
Еще до того, как юный дошкольник сможет идентифицировать и называть буквы в печатном контексте, например, в книгах или в играх с буквами, он осваивает этот навык, погружаясь в видение букв в повседневной жизни.
Идентификация букв и способность распознавать буквы в печатной форме могут возникать при просмотре телевизора, в печатных СМИ, во время чтения книги или при использовании технологий.
Прогресс в важном навыке грамотности распознавания печатных букв:
- Распознавание букв отдельно – пример, указание всех заглавных букв Как в книжке с картинками
- Распознавание букв в повседневной жизни – пример указания буквы S на знаке остановки
- Буквенная идентификация – идентификация и указание буквенных названий
- Идентификация букв в тексте — чтение и озвучивание звука буквы при чтении или озвучивании письменного текста
- Сопоставление прописных и строчных букв – сопоставление прописных и строчных букв и наоборот
Каждый шаг обучения навыкам распознавания букв основан на опыте и практике. Это включает в себя общение с другими людьми, экспозицию и чтение с лицами, осуществляющими уход.
Не все дети учатся одинаково. Начиная с дошкольного возраста воспитатели могут поддерживать детей, используя их интересы и сильные стороны, чтобы научить их новым навыкам.
Детям не нужно читать или писать до тех пор, пока они не станут старше раннего возраста, но дошкольникам нравится рассматривать книги, находить буквы на прогулках и учить буквы в движении.
Лучший способ научить распознаванию букв — сначала освоить необходимые навыки. Необходимые условия для обучения распознаванию буквДля развития навыков распознавания букв необходимы несколько областей:
- Постоянство объекта
- Постоянство формы
- Визуальная дискриминация
- Визуальная фигура заземления
- Рабочая память
- Зрительная память
- Навыки визуального сканирования
- Когнитивные способности
- Физическое развитие
Как видите, эти компоненты основаны на зрительно-моторных навыках, навыках восприятия и рабочей памяти.
Прежде чем что-либо из этого может произойти (и во время процесса), маленькие дети должны быть ознакомлены со стихами, песнями и пением алфавитной песни. (Добавьте алфавитные упражнения, чтобы двигаться весело!) На самом деле это первый шаг на пути к грамотности!
Обучение распознаванию букв требует навыков визуального различенияРаспознавание/идентификация букв – это когда человек может посмотреть на букву и вспомнить ее из предыдущего опыта. Распознавание букв происходит как в верхнем, так и в нижнем регистре. Кроме того, есть также аспект распознавания курсивных букв. Этот пост в блоге посвящен навыкам распознавания курсивных букв.
На этом сайте указано, что даже до распознавания букв следует обучать некоторым другим навыкам, включая зрительное различение, чтобы ребенок мог находить различия между линиями и формами.
Визуальное различение можно обучать изолированно с помощью книг или рабочих листов, или в играх и занятиях, таких как игры на запоминание, сопоставление и сортировка, или играя в «что одинаково» и «что отличается» с помощью скрытых картинок и головоломок. Мы рассказываем об этом навыке визуального восприятия в нашем блоге «Дурацкая среда».
Зрительная память Еще одним отличным игровым занятием для развития навыков зрительной перцептивной памяти, необходимых для распознавания букв, являются игры, в которых детям предлагается замечать различия. Подарите ребенку поднос с предметами повседневного обихода и попросите его запомнить предметы на подносе. Попросите их отвести взгляд или закрыть глаза. Уберите один или несколько предметов и попросите их вспомнить недостающие предметы.
Действия с буквами- Другие способы поощрения игры с буквами — распечатанные рабочие листы с алфавитом, головоломки, магниты с буквами или другие манипуляции с алфавитом, такие как бусинки с буквами. Вы можете попросить ребенка сортировать буквы по форме, например по прямым линиям, изогнутым линиям или диагональным буквам. Вы также можете сортировать буквы по буквам в зависимости от размера: высокие буквы, короткие буквы и буквы с хвостом, который висит под линиями.
Одним из способов поощрения функционального почерка является адресация по размеру букв. Этот длинный и короткий рабочий лист содержит компонент мелкой моторики и зрительной моторики, который можно включить в двигательную активность всего тела, чтобы научить этим понятиям переноситься в размер букв и использовать их в почерке.
Необходимые условия для обучения распознаванию букв начинаются в младенчестве
Эти предварительные навыки, поддерживающие распознавание букв, такие как зрительное различение и память, развиваются уже в младенчестве, когда маленькие дети идентифицируют знакомые им трехмерные объекты, такие как бутылка, любимая игрушка , или их родителей. Важно, чтобы младенцы проводили время на животе, чтобы развить зрительно-моторные навыки и сильные глазодвигательные навыки в результате времени, проведенного на животе, когда они смотрят на объекты.
По мере того, как дети растут, их зрительное различение становится более совершенным, и они могут распознавать изображения и написанные слова.
Малыши могут указать на изображение щенка в книге, которую они читают, или определить, кто прячется под одеялом.
Постоянство объекта и рабочая память
Когда ребенок видит объект и знает, как он называется, это называется постоянством объекта. Это требует развития навыков рабочей памяти, чтобы использовать увиденное, запоминать его и сохранять для последующего извлечения.
В то время как зрительное различение — это способность обнаруживать различия и сходства в размере, форме, цвете и узоре, необходимы когнитивные способности, чтобы распознавать эти различия на основе предыдущего воздействия, наряду с памятью, чтобы хранить эту информацию в уме, чтобы вспомнить при необходимости.
Этот навык обычно связан с формированием букв и навыками письма. Выявление и различение различий в буквах позволяет детям копировать и писать буквы по памяти. Однако замечать и определять различия в кривых, диагональных линиях и линиях, составляющих букву, необходимо для развития этого навыка.
Слушание и произнесение звуков, связанных с буквами, также является частью процесса. Фонематическая осведомленность первоначально развивается через игру, но этот навык продолжает развиваться и прогрессировать по мере совершенствования навыков чтения и грамотности в детском саду, первом классе, втором классе и далее.
Обучение распознаванию букв начинается с умения узнавать детали в зрительных образах
Более углубленно учащиеся должны определять сходство и различие форм или форм, цветов, а также положения различных предметов и людей. Развитие навыков различения поможет детям выучить алфавит, а затем намного лучше читать и печатать буквы.
Существует множество типов визуальной дискриминации, которые дети должны начать понимать и развивать. К ним относятся:
- 3D-объекты
- Формы
- Чертежи и изображения
- Цвета
- Буквы и слова
- Последовательности
Упражнения и игры на распознавание букв, перечисленные ниже, представляют собой увлекательные способы обучения детей основным навыкам, необходимым для чтения и грамотности. Это буквально строительный блок для чтения.
- Распознавание имени- Начните с распознавания букв их имени. Укажите на буквы в имени ребенка и попросите его указать на буквы в книге или на вывеске. Дети могут сначала распознавать заглавные буквы своего имени, а затем переходить к строчным буквам. Лучше всего сначала работать с прописными буквами, потому что заглавные буквы легче различать. Буквы нижнего регистра имеют много похожих букв, b, d, p, g, q и j.
- Бросание письма из мешка с фасолью – Прикрепите стикеры с буквами верхнего и нижнего регистра к одной стороне каждого мешка с фасолью. Поставьте корзину или ведро напротив ребенка. Пока ваш ребенок бросает мешочки с фасолью в ведро, попросите его назвать буквы и звуки букв. Учащиеся могут бегать в поисках совпадающих букв, разбросанных по комнате.
- Алфавит Тесто для лепки- Напишите большими буквами на листе бумаги и поместите этот лист в защитную пленку. Предложите ребенку сформировать буквы на защитном листе из теста для лепки по своему выбору.
- Прогулка со шпионскими буквами – Прогуляйтесь с ребенком и поищите буквы в его окружении, например, на номерных знаках, дорожных знаках и зданиях. Играй, я шпион, ища разные буквы или буквы в последовательном порядке. Печатные инструменты из комплекта Letter Fine Motor Kit — отличный ресурс для этой деятельности.
- Прыжки к буквам — Создайте дорожку для букв с помощью тротуарного мела на детской площадке или тротуаре. Дети могут ходить, бегать, прыгать или ползать по буквам, называя их по мере продвижения вперед! Измените его, попросив их пройти по дорожке задом наперёд. Это увлекательное занятие по планированию моторики.
- В погоне за алфавитом – (партнерская ссылка Amazon:) Сэмми в погоне за алфавитом – это книга, которую я написал о Золотом псе Сэмми, играющем с мячами на своей ферме. На каждом шарике есть буква. После прочтения книги оживите историю, наклеив наклейки с буквами на шарики из питчера. Бросьте мячи по комнате или на улицу и предложите ребенку найти их все, называя буквы на каждом мяче, который он найдет.
- Рабочие листы по алфавиту продуктов питания – Соедините настоящие продукты питания с этими листами еды . Эти рабочие листы включают букву, еду, название которой начинается с буквы, и все буквы, из которых состоит слово. Когда дети произносят каждую букву, попросите их указать на букву, которая произносит этот звук.
Дополнительные упражнения по распознаванию букв
Алфавитные упражнения, подобные приведенным ниже, поддерживают навыки распознавания посредством повторения. Распознавание алфавита происходит с помощью песен, игр и практических занятий.
- The Soundabet Song . Идентификация букв включает не только их внешний вид, но и их звучание. Может ли ваш ребенок указать на название буквы, а также на звук, который она издает? Эта песня Soundabet — отличный способ научить детей сочетать звуки букв с их внешним видом.
- Письмо толкать – В этой игре с пластилином ABC используются пластиковые буквы и тесто для лепки! Добавьте немного мелкой моторики к распознаванию алфавита, попросив детей вставлять пластиковые буквы в тесто для лепки, пока они называют букву. Это может быть игра по кругу, когда каждый ребенок по очереди толкает букву, или игра в небольшой группе, где каждый ребенок имеет возможность толкать буквы из пластилина.
- Сенсорные корзины Alphabet – Ничто так не развлекает моих дошкольников, как большая сенсорная корзина! Добавление букв алфавита или буквенных маркеров в сенсорные корзины, чтобы дети могли их находить и сопоставлять, является одной из самых захватывающих игр по идентификации букв. Ознакомьтесь с этими идеями для сенсорных корзин, которые можно использовать в различных сенсорных корзинах для распознавания букв.
- Этот сенсорный лоток для письма с алфавитом требует, чтобы пользователи узнавали буквы, открывая их на сенсорном носителе. Это отличное упражнение для распознавания частей буквы, таких как диагонали или изогнутая часть буквы, когда буква открыта.
- Металлический поднос с буквами play . Мне больше всего нравится добавлять к сенсорному столу металлическую чашу и просить детей приклеивать магнитные буквы, которые они находят в сенсорных материалах, на металлическую чашу!
- Бутылочка Alphabet Discover . Эту бутылочку для сенсорных открытий можно использовать перед сном, в уголке для успокоения или в качестве обучающей деятельности. Пока дети встряхивают бутылочку, они могут назвать буквы, которые появляются!
- Сопоставление букв – Сопоставление заглавных и строчных букв, сопоставление букв разного шрифта и сопоставление букв в различных средах (книги, вывески, на телевидении, в печати и т. д.)
- Крупная моторика — Используйте напольный коврик с буквами, чтобы прыгать на определенную букву. Попросите ребенка найти магнит для писем и поместить его на коврик для писем.
- Распознавание букв Scavenger hunts- Используйте такие идеи, как эти буквы, прищепки для одежды, поиск идей.
- Пишите буквы кремом для бритья или песком
- Сортировка букв по семействам слов при обучении группам букв
- Играть в звуковые игры для начинающих — Я смотрю своим маленьким глазом, слово, начинающееся с /b/
- Используйте точечные маркеры для расставления букв
- Выделите буквы на белой доске и обведите их маркером
- сделать буквы из ершика для труб
- Сенсорные игры
- Трассировка букв на наждачной бумаге
Обучение в игре не должно вызывать стресса. Каждый ребенок учится по-разному, и это включает в себя распознавание букв алфавита. Как только ребенок разовьет зрительное различение, выразительные и рецептивные языковые навыки, необходимые для участия в занятиях по распознаванию букв, обратите внимание на то, что мотивирует его учиться.
Им нравится двигаться, резать, раскрашивать, танцевать или петь? Выберите занятие с письмом, которое, как вы знаете, понравится вашему ребенку, и он будет возвращаться снова и снова. Это приведет к увеличению их концентрации внимания и ежедневному изучению новых букв. Следите за интересами вашего ребенка, и вы обязательно прекрасно проведете время!
Джина Кинн — ветеран дошкольного образования и директор. Имеет более чем 20-летний опыт работы в сфере дошкольного образования. Ее степень бакалавра находится в области развития ребенка, а степень магистра — в области дошкольного образования. Она провела более 10 лет в качестве тренера, работая с родителями и воспитателями дошкольных учреждений, и еще 10 лет работала с младенцами и детьми ясельного возраста с особыми потребностями. Она также является автором серии «Золотая собака Сэмми», обучающей детей важным навыкам с помощью игры.
Набор для мелкой моторики букв представляет собой пакет из 100 страниц, который можно распечатать и включает в себя все необходимое для практического изучения букв и мультисенсорного письма!
Этот ресурс отлично подходит для детских трудотерапевтов, работающих над навыками письма, мелкой моторикой, зрительной моторикой и многим другим. Используйте мероприятия для продвижения различных функциональных задач.
Учителя обнаружат, что этот пакет для печати легко интегрируется в центры грамотности, классные занятия и мультисенсорное обучение.
Родители найдут этот ресурс инструментом для обучения дома, поддержки развития навыков и идеально подходит для терапии дома!
МУЛЬТИСЕНСОРНЫЙ ПОЧЕРК
Возьмите набор для мелкой моторики букв и используйте все чувства, включая тяжелую работу или проприоцептивный ввод, посредством рук. Попросите детей строить и манипулировать материалами для развития навыков письма и формирования букв.
Алфавитный принцип: от фонологического восприятия к чтению слов
Что такое Алфавитный принцип?
Соединение букв с их звуками для чтения и письма называется «алфавитным принципом». Например, ребенок, который знает, что написанная буква «м» дает звук /ммм/, демонстрирует алфавитный принцип.
Буквы в словах подсказывают нам, как правильно «озвучивать» (т. е. читать) и писать слова. Чтобы овладеть алфавитным принципом, читатели должны обладать навыками фонологического восприятия и уметь распознавать отдельные звуки в произносимых словах. Научиться читать и писать становится легче, когда звуки, связанные с буквами, распознаются автоматически.
Алфавитный принцип состоит из двух частей:
- Алфавитное понимание — это знание того, что слова состоят из букв, которые обозначают звуки речи.
- Фонологическое перекодирование — это знание того, как перевести буквы печатных слов в звуки, которые они издают, чтобы правильно читать и произносить слова.
Алфавитный принцип имеет решающее значение при чтении и понимании смысла текста. При типичном развитии чтения дети учатся использовать алфавитный принцип бегло и автоматически. Это позволяет им сосредоточить свое внимание на понимании смысла текста, что является основной целью чтения.
Изучение и применение алфавитного принципа требует времени и затруднено для большинства детей. Есть много букв, звуки которых нужно выучить, и есть много способов расположить буквы, чтобы получить огромное количество различных слов, используемых в печати. Кроме того, в английском языке одна и та же буква может обозначать более одного звука, в зависимости от слова (например, звуки /a/ в словах «mat» и «mate» различны). Напротив, в испанском языке, который также включает гласную «а» в свой алфавит, звук /а/ всегда произносится одинаково (например, /а/ в «casa») независимо от того, в каком слове он стоит.
Неправильные слова
Некоторые слова, называемые неправильными словами, не могут быть точно прочитаны с использованием алфавитного принципа, чтобы «озвучить их» (например, слова «был», «есть» и «знать» произносятся неправильно с использованием фонетических правил). Неправильные слова требуют другого подхода к обучению, чем обучение тому, как читать слова, которые следуют основанной на правилах буквенно-звуковой структуре.
Несмотря на наличие неправильных слов, тщательное изучение алфавитного принципа и использование его для чтения незнакомых слов является гораздо лучшей стратегией, чем попытки запомнить, как правильно читать каждое слово как целое слово, или угадывать, что слово может быть основано на его значении. первая буква и слова до или после нее в тексте.
Явная инструкция по фонике
Явное обучение фонетике, то есть то, как работает алфавитный принцип, шаг за шагом, и обширная практика позволяют большинству детей выучить алфавитный принцип. Ниже приведены эффективные стратегии обучения алфавитному принципу. Эти же стратегии можно использовать с детьми, которые с трудом учатся читать, в том числе с детьми с нарушениями чтения или дислексией. Учащимся, испытывающим затруднения, для тщательного изучения алфавитного принципа потребуются очень систематические и подробные инструкции, а также много практики точности.
Все алфавитные языки можно преподавать, используя фонетику и алфавитный принцип для руководства обучением. Однако алфавитные языки — английский, испанский, французский, турецкий, вьетнамский и многие другие — резко различаются по своей сложности алфавитного принципа. Например, английский достаточно сложен — в нем много правил и исключений из тех правил, которые нужно научиться правильно читать и писать. Испанский гораздо менее сложен. Буквы обычно издают только один звук, независимо от того, в каком слове они находятся, и исключений из правил очень мало по сравнению с английским языком. Например, испанские гласные издают только один звук. В некоторых случаях гласная молчит, так как буква «u» стоит в слове «que».
Научите учащихся связывать буквы с их наиболее распространенными звуками или звуками
Все 26 букв английского языка производят по крайней мере один предсказуемый или общий звук в зависимости от других букв в слове. Например, каждая из трех букв в слове «мат» наиболее часто звучит. В слове «мясо» буквы «м» и «т» дают тот же звук, что и в слове «мат», а буквосочетание «еа» чаще всего звучит, когда эти буквы стоят вместе в слове. Обратите внимание, что в слове «мясо» есть только один звук для «еа», несмотря на то, что в нем две буквы. Учителя могут упорядочивать и проводить инструкции таким образом, чтобы помочь учащимся эффективно изучить «правила» для различных звуков, которые издают буквы и буквосочетания.
Научите учащихся читать слова, используя то, что они знают о звуках, образуемых буквами и буквосочетаниями
Используя алфавитный принцип, учащиеся «смешивают» звуки, издаваемые отдельными буквами, в целое слово. Например, звуки /м/ /а/ /т/, образуемые буквами «м», «а» и «т», плавно смешиваются друг с другом, образуя слово «мат». Студенты должны начать учиться читать, произнося отдельные звуки в словах и быстро смешивая звуки вместе, чтобы составить целое слово с простыми словами CVC (согласная-гласная-согласная), прежде чем переходить к более сложным типам слов, которые следуют другим важным правилам фонетики. Во время обучения учителя могут использовать такую стратегию, как «Я делаю, мы делаем, вы делаете», чтобы показать учащимся, что делать (как смешивать), попрактиковаться с ними (учащиеся делают это с учителем), а затем ученики делают это. самостоятельно, чтобы показать своему учителю, что они знают, как это делать. Обучение нескольким наиболее распространенным звукам для нескольких отдельных букв позволяет учащимся читать много разных слов в зависимости от порядка букв. Обучение другим типам правил (например, комбинациям букв, таким как «ea» и «th», правилу «Bossy E», когда «e» стоит в конце слова CVC, и т. д.) позволяет учащимся точно читать огромное количество слов, которые они никогда не встречали в тексте.
Предложите учащимся начать читать тексты, содержащие высокий процент декодируемых слов
На раннем этапе обучения чтению учащиеся могут начать читать простые книги, содержащие слова, которые они могут прочитать самостоятельно, используя правила алфавитного принципа. Эти декодируемые тексты имеют высокий процент слов, которые следуют общим правилам алфавита. Студенты могут практиковаться в чтении этих книг, чтобы развить беглость чтения, что помогает им сосредоточить свое внимание на понимании смысла текста.
Многие общеупотребительные слова, такие как «был», «сказал» и «из», являются неправильными словами, то есть они не следуют общепринятым правилам алфавита. Наиболее распространенные неправильные слова следует учить на раннем этапе развития чтения, чтобы учащиеся могли читать более развернутые и интересные тексты, которые в противном случае легко декодируются.
Инфографика
Рекомендуемое цитирование
Бейкер, С.К., Сантьяго, Р.Т., Массер, Дж., Нельсон, Нью-Джерси, и Туртура, Дж. (2018). Алфавитный принцип: от фонологического восприятия к чтению слов. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство образования США, Управление начального и среднего образования, Управление специальных образовательных программ, Национальный центр повышения грамотности. Получено с http://improvingliteracy.org.
Ссылки
Карнин, Д., Силберт, Дж., и Камеэнуи, Э.Дж. (1997). Прямое чтение инструкции. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Меррилл.
Эри, LC (1991). Развитие умения читать слова. В Р. Барр, М.Л. Камил, П.Б. Мозенталь и П.Д. Пирсон (ред.), Справочник по исследованиям чтения (том 2), 383–417. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Lawrence Erlbaum Associates, Inc.
Харн, Б., Симмонс, округ Колумбия, и Камеэнуи, Э. Дж. (2003). Институт начального чтения II: Улучшение обучения алфавитному принципу в основных инструкциях по чтению [слайды PowerPoint].