8. Общая характеристика речи. Ее виды и функции. Мышление и речь.
Общая характеристика речи. Формирование сознания в историческом процессе неразрывно связано с началом и развитием общественно-трудовой деятельности людей. Потребность в сотрудничестве породила потребность в словесном способе общения людей друг с другом. Пользование языковыми средствами общения – отличительная черта человеческого общества. Благодаря языку люди могли не только воздействовать друг на друга, но и передавать опыт, накапливавшийся поколениями. В слове оформлялась цель действий человека. Обозначенная словом, цель придавала им разумный направленный характер. Благодаря речи человек познавал самого себя как субъекта деятельности и как субъекта общения. Освоение языка изменило все взаимоотношения человека с окружающим миром, перестроило его познавательную и практическую деятельность, общение с другими людьми.
В отличие от восприятия – процесса непосредственного отражения вещей – речь является формой опосредованного познания действительности, ее отражением посредством родного языка. Если язык един для всего народа, то речь каждого человека индивидуальна. Поэтому речь, с одной стороны, беднее языка, поскольку человек в практике общения обычно пользуется лишь небольшой частью словаря и разнообразных грамматических структур его родного языка. С другой стороны, речь богаче языка, так как человек, говоря о чем-то, выражает свое отношение и к тому, о чем он говорит, и к тому, с кем говорит. Его речь приобретает интонационную выразительность, изменяется ее ритм, темп, характер. Поэтому человек в общении с другими людьми может сказать больше, чем значат те слова, которые он употребил (подтекст речи). Но для того, чтобы человек мог достаточно точно и тонко передавать мысли другому человеку, причем так, чтобы воздействовать на него, быть правильно понятым, он должен прекрасно владеть родным языком.
Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умения пользоваться им как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей.
Изучением развития речи в онтогенезе занимается психология.
Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Учение о второй сигнальной системе представляет собой учение о слове как сигнале. Изучая закономерности рефлекторной деятельности животных и человека, И.П. Павлов выделил слово как особый сигнал. Особенностью слова является его обобщающий характер, что существенно изменяет как действие самого раздражителя, так и ответные реакции человека. Изучение значения слова в образовании нервных связей составляет задачу физиологов, которые показали обобщающую роль слова, быстроту и прочность связей, образующихся на раздражитель, возможность их широкого и легкого переноса.
Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы. Являясь, как и в мышлении, ведущей и определяющей, вторая сигнальная система работает в тесном взаимодействии с первой. Нарушение этого взаимодействия ведет к распаду как мышления, так и речи – она превращается в бессодержательный поток слов.
Функции речи. В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Прежде всего она является средством общения (коммуникативная функция), т. е. передачи информации, и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяются три стороны: 1) информационная, которая проявляется в передаче общественного опыта и знаний; 2) выразительная, помогающая передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения; 3) волеизъявительная, направленная на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Будучи средством общения, речь служит и средством воздействия одних людей на других (поручение, приказ, убеждение).
Речь также выполняет функцию обобщения и абстрагирования. Эта функция связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Обобщая в слове воспринимаемое явление, мы одновременно абстрагируемся от ряда конкретных признаков. Так, произнося слово «собака», мы абстрагируемся от всех особенностей внешнего вида овчарки, пуделя, бульдога, добермана и закрепляем в слове то общее, что характерно для них.
Поскольку речь является и средством обозначения, то она выполняет сигнификативную (знаковую) функцию. Если бы слово не имело обозначающей функции, оно не могло быть понято другими людьми, т. е. речь потеряла бы свою коммуникативную функцию, перестала бы быть речью. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных.
Виды речи. Слово как раздражитель существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое. В зависимости от этого различают две формы речи – внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание).
Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо.
Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий. Диалогическая речь – наиболее простая форма речи, во-первых, потому, что это поддерживаемая речь: собеседник может задать уточняющие вопросы, подает реплики, помогает закончить мысль. Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия, когда они могут воздействовать друг на друга еще и жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса.
Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Это всегда связная, контекстная речь, удовлетворяющая требованиям последовательности, доказательности изложения и грамматически правильного построения предложений. Формами монологической речи являются доклад, лекция, выступление, рассказ. Монологическая речь обязательно предполагает контакт с аудиторией, поэтому требует тщательной подготовки.
Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Овладение письменной речью вырабатывает совершенно новые психофизиологические механизмы речи. Письменная речь воспринимается глазом, а производится рукой, в то время как устная речь функционирует благодаря слухо-кинестезическим нервным связям. Единый стиль речевой деятельности человека достигается на основе сложных систем межанализаторных связей в коре больших полушарий мозга, координируемых деятельностью второй сигнальной системы.
Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре и является необходимым элементом воспитания человека.
Внутренняя речь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности.
Для внутренней речи характерны некоторые особенности:
• она существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ слова;
• ей присущи фрагментарность, отрывочность, ситуативность;
• внутренняя речь свернута: в ней опускается большинство членов предложения, остаются лишь слова, определяющие сущность мысли. Образно говоря, она носит «телеграфный стиль»;
• в ней изменяется и структура слова: в словах русского языка выпадают гласные звуки как несущие меньшую смысловую нагрузку;
• она беззвучна.
У детей дошкольного возраста отмечается своеобразный вид речи –
Процесс развития речи у ребенка включает несколько этапов:
— период подготовления словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка),
— период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (обычно заканчивается к концу третьего года жизни),
— период речевой практики и обобщения языковых фактов (до шести-семи лет),
— период овладения письменной речью и освоения научного подхода к языку (школьный период).
Речь и мышление
Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами, но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.
Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. Равно не правомерны как установление тожества между речью и мышлением, так и представление о речи как только внешней форме мысли.
Поведенческая психология попыталась установить между ними тожество, по существу сведя мышление к речи. Для бихевиориста мысль есть не что иное, как «деятельность речевого аппарата» (Дж. Уотсон). К. С. Лешли в своих опытах попытался обнаружить посредствам специальной аппаратуры движения гортани, производящие речевые реакции. Эти речевые реакции совершаются по методу проб и ошибок, они не интеллектуальные операции.
Такое с ведение мышления к речи обозначает упразднение не только мышления, но и речи, потому что, сохраняя в речи лишь реакции, оно упраздняет их значение. В действительности речь есть постольку речь, поскольку она имеет осознанное значение. Слова, как наглядные образы, звуковые или зрительные, сами по себе еще не составляют речи. Тем более не составляют речи сами по себе реакции, которые посредством проб и ошибок приводили бы к их продуцированию. Движения, продуцирующие звуки, не являются самостоятельным процессом, который в качестве побочного продукта дает речь. Подбор самих движений, продуцирующих звуки или знаки письменной речи, весь процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов. Мы иногда ищем и не находим слова и выражения для уже имеющейся и еще словесно не оформленной мысли: мы часто чувствуем, что сказанное нами не выражает того, что мы думаем; мы отбрасываем подвернувшееся нам слово, как неадекватное нашей мысли: идейное содержание нашей мысли регулирует ее словесное выражение. Поэтому речь не есть совокупность реакций, совершающихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она — интеллектуальная операция. Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тожество, потому что речь лишь благодаря своему отношению к мышлению.
Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь — это не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формируя ее , мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь, не отожествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.
В тех случаях, когда мышление совершается в основном не в форме речи в специфическом смысле слова, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи, поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Вот почему можно сказать, что мышление вообще невозможно без речи: его смысловое содержание всегда имеет чувственного носителя, более или менее переработанного и преображенного его семантическим содержанием. Это не значит, однако, что мысль всегда и сразу появляется в уже готовой речевой форме, доступной для других. Мысль зарождается обычно в виде тенденций, сначала имеющих лишь несколько намечающихся опорных точек, еще не вполне оформившихся. От этой мысли, которая еще больше тенденция и процесс, чем законченное оформившееся образование, переход к мысли, оформленной в слове, совершается в результате часто очень сложной и иногда трудной работы.
В процессе речевого оформления мысли работы над речевой формой и над мыслью, которая в ней формируется, взаимно переходят друг в друга.
В самой мысли в момент ее зарождения в сознании индивида часто переживание ее смысла для данного индивида преобладает над оформленным значением ее объективного значения. Сформулировать свою мысль, т.е. выразить ее через обобщенные безличные значения языка, по существу означает, как бы перевести ее в новый план объективного знания и, соотнеся свою индивидуальную личную мысль с фиксированными в языке формами общественной мысли, придти к осознанию нее объективного значения.
Как форма и содержание, речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика выражает структуру речи, логика — структуру, когда возникли соответствующие формы речи, неизбежно расходятся с мышлением последующих эпох. Речь архаичнее мысли. Уже в силу этого нельзя непосредственно отожествлять мышление с речью, сохраняющей в себе архаические формы. Речь вообще имеет свою «технику». Эта «техника» речесвязана с логикой мысли, но не тожественна с ней.
Наличие единства и отсутствие тожества между мышлением и речью явственно выступают в процессе воспроизведения. Воспроизведение отвлеченных мыслей отливается обычно в словесной форме, которая оказывает как установлено в ряде исследований, иногда положительное, иногда — при ошибочности первоначального воспроизведения — тормозящее влияние на запоминание мысли. Вместе с тем, запоминание мысли, смыслового содержания в значительной мере независимо от словесной формы. Эксперимент показал, что память на мысли прочнее, чем память на слова, и очень часто бывает так, что мысль сохраняется, а словесная форма, в которую она была первоначально облечена, выпадает и заменяется новой. Бывает и обратное — так, что словесная формулировка сохранилась в памяти, а ее смысловое содержание как бы выветрилось; очевидно, речевая словесная форма сама по себе еще не есть мысль, хотя она и может помочь восстановить ее. Эти факты убедительно подтверждают в чисто психологическом плане то положение, что единство мышления и речи не может быть истолковано как их тожество.
Утверждение о несводимости мышления к речи относятся не только к внешней, но и к внутренней речи. Встречаются в литературе отожествление мышления и внутренней речи несостоятельно. Оно, очевидно, исходит из того, что к речи в ее отличие от мышления относится только звуковой фонетический материал. Поэтому там, где, как это имеет место во внутренней речи, звуковой компонент речи отпадает, в ней не усматривают ничего, помимо мыслительного содержания. Это неправильно, потому что специфичность речи вовсе не сводится к наличию в ней звукового материала. Она заключается прежде всего в ее грамматической — синтаксической и стилистической — структуре в ее специфической речевой технике. Такую структуру и технику, притом своеобразную отражающую структуру внешней, громкой речи и вместе с тем отличную от нее, имеет и внутренняя речь. Поэтому и внутренняя речь не сводится к мышлению, и мышление не сводится к ней.
Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.
studfile.net
РЕЧЬ — Большой психологический словарь
(англ. speech) — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка (рус., англ. и т. п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Р. и язык составляют сложное диалектическое единство. Р. осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) она изменяет и совершенствует язык.
Р. и язык современного человека — результат длительного исторического развития. Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в Р. (см. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ). Благодаря Р. (особенно в ее письменном виде) осуществляется историческая преемственность опыта людей. Вне Р. немыслимо овладение человеком знаниями и формирование сознания. Будучи средством выражения мыслей людей в процессе их общения, Р. становится основным механизмом их мышления.
Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без Р. (см. МЫШЛЕНИЕ ДИСКУРСИВНОЕ). Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и др. форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). Р. тесно связана и со всеми др. психическими функциями-процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенная роль Р. в воображении, при осознании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т. д.
Рассматривая Р. как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности, психологи выделяют 2 неразрывно связанные функции Р. — общения (коммуникативную функцию) и мышления (см. РЕЧИ ФУНКЦИИ).
Лексическая единица языка — слово. В слове различают его содержание (несколько типов значений) и внешнюю форму: определенную совокупность звуков (в устной слышимой Р.), систему зрительно воспринимаемых знаков (в письменной речи) и артикуляционных образов (в произносимой Р.). В рус. языке свыше 200 тыс. слов, но далеко не все они употребляются каждым человеком в общении с др. (см. СЛОВАРЬ АКТИВНЫЙ, Словарь пассивный).
Слова делятся на слоги — произносительные единицы Р.; в каждом слове одни слоги произносятся более громко, чем др. (громкость обычной разговорной речи колеблется от 30 до 75 дБ). Слова в предложении произносятся неодинаково в зависимости от речевой интонации, звуковыми средствами которой являются ударение, пауза, мелодия и темп (имеет значение и изменение тембра Р.). С помощью интонации выражается повествовательный, восклицательный или вопросительный характер высказывания, понимание которого очень важно в процессе общения. В интонации, обеспечивающей выразительность Р., обнаруживается отношение говорящего к тому, что он сообщает.
Любое речевое высказывание подчиняется законам данного языка не только в отношении его фонетики и лексики, но и грамматики. Человек пользуется словами, принадлежащими к определенным грамматическим категориям (существительным, глаголам, прилагательным и др.), и соединяет их в предложения на основе правил грамматики и стилистики.
Принята дифференциация Р. на несколько видов: устную, письменную, внутреннюю (см. Автономная речь, Виды речи, Внутренняя речь, Импрессивная речь, Мимико-жестовая речь, Речь письменная, Речь устная, Эгоцентрическая речь, Экспрессивная речь).
Акт речевого общения включает взаимосвязанные между собой процессы — произнесение Р., ее восприятие и понимание (см. ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ). См. также МОРФЕМА, Психолингвистика, Семантика, Фонема, Фонематический слух.
Источник: Большой психологический словарь на Gufo.me
Значения в других словарях
- Речь — Образуется в полости рта и глотки» благодаря изменению их очертаний и формы, и если при этом принимает участие голосовой аппарат, то получается звучная Р., без его же участия — шепот. В состав всякой Р. входят гласные и согласные звуки. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- речь — см.: недержание речи Толковый словарь русского арго
- речь — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья-либо способность говорить. Толковый словарь Дмитриева
- РЕЧЬ — РЕЧЬ — англ. discourse; нем. Rede/ Sprach. Вид коммуникативной деятельности человека; общение, опосредствованное «языком. см. ЯЗЫК. Социологический словарь
- речь — • пламенная ~ Словарь русской идиоматики
- Речь — Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Между Р. и языком сложные диалектические взаимоотношения: Р. осуществляется по правилам языка и, в то же время, под влиянием ряда факторов (требования общественной практики… Толковый словарь психиатрических терминов
- Речь — I является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания. Функциональные системы, обеспечивающие… Медицинская энциклопедия
- речь — Образовано от общеславянского глагола rekti – «говорить», восходящего к основе, имеющей индоевропейскую природу. Возможно, что этот глагол возник как звукоподражание. Этимологический словарь Крылова
- речь — РЕЧЬ, и, мн. речи, ей, ж. 1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Затруднённая р. Отчётливая р. Дар речи (умение говорить, а также красноречие). 2. Разновидность или стиль языка. Устная и письменная р. Разговорная р. Стихотворная р. Толковый словарь Ожегова
- речь — 1. Способность говорить, выражать свои мысли; разговор, беседа. О характере произношения или произнесения; о манере говорить, об эмоциональной окраске речи. Беспокойная, бесстрастная, благозвучная, благоуханная (устар. поэт. Словарь эпитетов русского языка
- речь — Речь, речи, речи, речей, речи, речам, речь, речи, речью, речами, речи, речах Грамматический словарь Зализняка
- РЕЧЬ — РЕЧЬ — один из видов коммуникативной деятельности человека — использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Большой энциклопедический словарь
- речь — РЕЧЬ и пр. см. речи. Также см. речи Толковый словарь Даля
- речь — Общеслав. Производное — с перегласовкой e/ē; ē > ě > e — от *rekti «говорить», ср. устар. речь, реку, диал. речи, укр. ректи, латышск. rèkt «громко говорить, реветь», тохарск. B reki «речь, слово», лат. Этимологический словарь Шанского
- речь — 1. Последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. 2. Деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, для планирования своих действий. Словарь лингвистических терминов Жеребило
- Речь — Форма общения (коммуникации) людей посредством языка. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Педагогический терминологический словарь
- Речь — I речевая деятельность, общение, опосредствованное Языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация) деятельности человека. Большая советская энциклопедия
- речь — -и, мн. речи, -ей, ж. 1. только ед. ч. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Развитие речи. Расстройство речи. □ Пасмурно, мутными глазами глядела на всех Катерина и не находила речи. Гоголь, Страшная месть. Малый академический словарь
- речь — РЕЧЬ -и; мн. речи, -ей; ж. 1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Толковый словарь Кузнецова
- речь — Речь/. Морфемно-орфографический словарь
- речь — Ж., род. п. -и, укр. рiч, ре́чи, блр. реч «вещь», др.-русск., ст.-слав. рѣчь ῥῆμα, λόγος, διάνοια (Клоц., Супр.), болг. реч, сербохорв. ри̏jеч «слово», словен. rе̣̑č, род. п. -ȋ «вещь», чеш. řеč «речь», слвц. rеč – то же, польск. rzесz «вещь», в.-луж. Этимологический словарь Макса Фасмера
- речь — РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, ·жен. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь — один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (·книж. ). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Толковый словарь Ушакова
- речь — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
- речь — 1) Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе. Речь звучащая. Речь внутренняя. см. также язык. Словарь лингвистических терминов Розенталя
- РЕЧЬ — В акустике, последовательность звуков речи, произносимых, как правило, слитно, с паузами только после отд. слов или групп звуков. Слитность произношения звуков Р., вследствие непрерывности движений артикуляц. органов… Физический энциклопедический словарь
- речь — орф. речь, -и, мн. -и, -ей Орфографический словарь Лопатина
- речь — • Безглагольная (Сологуб). • Благоуханная (Пушкин). • Бойкая (Горький, Тургенев). • Буйная (Сологуб). • Вдохновенная (Надсон). • Властная (Елпатьевский). • Восторженно-пылкая (Чюмина). • Выспренняя (Блок). • Ветряная (Пушкин). • Гордая (П. Я.). Словарь литературных эпитетов
- речь — речь I ж. 1. Способность выражать мысль словами; умение говорить. 2. Язык в момент произношения слов; звучащий язык. 3. Характер произношения или произнесения. 4. Тот или иной вид, стиль языка. 5. Свойственный кому-либо язык, чья-либо манера говорить. Толковый словарь Ефремовой
- Речь — Посполи́тая – название государства, применительно к Польше, иногда к Венеции, у Ф. Прокоповича, также в указах 1696 и 1699 гг. (Смирнов 268; Христиани 10). Заимств. из польск. Rzесz роsроlitа «республика», которое калькирует лат. rēs рūbliса, т. е. «общественное дело». Этимологический словарь Макса Фасмера
- речь — Древнеиндоевропейское – racayati (приводит в порядок, изготавливает, готовит). Латинское – гассо (кричать, как тигр). Этимология слова точно неизвестна. Этимологический словарь Семёнова
- речь — 1. Функционирование языка в процессе коммуникации для передачи информации. 2. Та или иная разновидность общения при помощи языка, определяемая в своих свойствах обстоятельствами, целью коммуникации. Толковый переводоведческий словарь
- речь — Слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная Заводить, держать, произносить… Словарь синонимов Абрамова
gufo.me
Речь в психологии
Понятие речи в психологии расшифровывается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных обозначений для передачи информационного багажа. Некоторыми исследователями речь также была охарактеризована как процесс материализации и передачи мыслей.
Речь и язык в психологии — это система условно принятых символов, которые помогают передавать слова, в виде сочетания звуков, обладающих для людей определённым смыслом. Отличие языка от речи заключается в том, что язык это объективная, исторически сформированная система слов, в то время как речь — это индивидуальный психологический процесс формирования и передачи мыслей, посредством языка.
Функции речи в психологии
Психология рассматривает речь, прежде всего, как одну из высших психических функций человека. Её структура совпадает со структурой любого другого вида деятельности. Речь включает в себя:
Язык выступает в качестве инструмента опосредующего речь.
Далее рассмотрим основные функции речи.
- Сигнификативная или номинативная. Суть её состоит в том, чтобы обозначить, дать название, объектам и явлениям вокруг нас. Благодаря ей, взаимопонимание между людьми строиться на изначально общей системе обозначения предметов, как говорящим, так и воспринимающим информацию.
- Обобщающая. Она занимается тем, что выделяет ведущие признаки, сущность, предметов и объединяет и в группы по каким то схожим параметрам. Слово обозначает не отдельный предмет, а целую группу предметов, схожих с ним и всегда является носителем их выделяющихся признаков. Данная функция неразрывно связана с мышлением.
- Коммуникативная. Обеспечивает передачу информации. От двух вышеуказанных функций она отличается тем, что имеет проявление, как в устной, так и в письменной речи. Такое её отличие имеет отношение к внутренним психологическим процессам.
Виды речи — психология
В психологии различают 2 основных вида речевой деятельности:
1. Внешняя. Она включает в себя как устную, так и письменную речь.
- диалог — непосредственная беседа, происходящая между 2 людьми.
- монолог — длительное, последовательное изложение мыслей или мнений одного человека. Сочетательная сторона монологической речи должна сопоставляется с выразительной.
- письменная речь – представляет собой развёрнутый вариант монолога, но при этом она может оказывать влияние лишь с помощью слов.
2. Внутренняя. Особый вид речевой деятельность. Для внутренней речи характерно с одной стороны, фрагментарность и отрывочность, с другой стороны, в ней исключается возможность неправильного восприятия ситуации. Впрочем, при желании внутренний диалог можно остановить.
Общение и речь в психологии объединяют в себе эти 2 вида речевой деятельности, поскольку на начальных этапах задействована внутренняя речь, а дальше используется внешняя речь.
Психология и культура речи неразрывно связаны между собой. Культура речи — это такая организация языковых средств, которая в современных условиях позволяет наиболее лаконично и информативно высказаться в определённой жизненной ситуации таким образом, чтобы слушатель правильно воспринял полученную информацию. Именно поэтому, если вы хотите казаться культурным и высокоинтеллектуальным человеком, вам необходимо следить не только за своей внешностью и поведением, но и за своей речью. Умение правильно высказываться, очень цениться во все времена, и если вы сможете овладеть этим мастерством, то перед вами будут открыты все двери.
womanadvice.ru
Понятие о речи
Речь– это процесс общения людей с помощью языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предьщущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя – средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог – двустороннего обмена информацией.
В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь» (табл. 2).
Язык – это система знаков и символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития.
Таблица 2
Значение речи и языка (психологический аспект)
Речь | Язык |
Формирует сознание человека Размыкает для нас сознание другого человека Делает достоянием индивидуального сознания опыт всего человечества Выводит сознание человека за пределы чувственного опыта | Удваивает мир для человека, так как делает возможным совершать действия с предметами даже в период их отсутствия Дает возможность вызывать образы независимо от их реального существования Управляет интеллектуальными процессами человека: восприятием, памятью, мышлением |
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.
Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.
Со значением слов непосредственно связано представление о них как о понятиях. Что же такое понятие? Почему усвоению понятий детьми придается такое большое значение в обучении и воспитании?
В окружающем нас мире бесконечно много различных предметов и явлений, и если бы мы стремились каждое из них назвать отдельным словом, то тот словарный запас, которым мы должны были бы пользоваться, стал бы практически необозрим, а сам язык — недоступным человеку. Мы им просто не могли бы пользоваться как средством коммуникации.
Слова-понятия позволяют нам обобщать и углублять наши знания об объектах, выходя в их познании за пределы непосредственного опыта, за рамки того, что нам дано через органы чувств. Понятие фиксирует существенное и игнорирует несущественное в предметах и явлениях, оно может развиваться за счет обогащения своего объема и содержания. Новое знание поэтому может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов. В этой связи редко возникает необходимость придумывать совершенно новые слова для того, чтобы выразить вновь полученное знание. Благодаря понятийному строю языка мы имеем возможность с помощью ограниченного числа слов обозначать практически необозримое количество явлений и предметов. Владея понятием, мы знаем о предмете или явлении очень многое. Если нам показали какой-либо незнакомый предмет и назвали его известным нам понятием, то мы автоматически приписываем данному предмету все те, пусть даже еще реально не увиденные в нем качества, которые заключены в содержании и объеме соответствующего понятия.
Понятие выступает и как важный элемент восприятия, внимания, памяти, а не только мышления и речи. Оно придает всем этим процессам избирательность и глубину. Пользуясь понятием для обозначения предмета или явления, мы как бы автоматически видим в них (понимаем, представляем, воспринимаем и вспоминаем о них) больше, чем нам дано непосредственно через органы чувств. Обращаясь к понятиям, мы существенно экономим время коммуникации и мышления, сокращения до минимума количества необходимых слов и максимальных операций.
Из множества качеств и признаков предмета или явления, заключенных в слове-понятии, ребенок поначалу усваивает лишь те, которые непосредственно выступают в совершаемых им действиях с соответствующими предметами. В дальнейшем, по мере получения и обогащения жизненного опыта, им усваивается более глубокий смысл соответствующего понятия, включая и те качества обозначаемых им предметов, которые прямо не воспринимаются.
Процесс формирования понятия начинается у ребенка задолго до овладения речью, но становится по-настоящему активным лишь тогда, когда ребенок достаточно овладел речью как средством общения и развил свой практический интеллект.
Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.
Речь теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.
studfile.net
особенности, виды, функции, развитие, характеристики, этапы формирования, значение, что это в психологии
Подсознательно каждый человек понимает, что такое внутренняя речь. Мы говорим о ней, используя такие выражения как «внутренний голос», «разговор с самим собой», «подумал про себя». Но мало кто может дать определение феномену, сказать, зачем она нужна, как развивается, когда выходит за рамки нормы. Обо всем этом мы и поговорим.
Что такое внутренняя речь
Внутренняя речь – это в психологии диалог человека с самим собой, рассуждения «про себя». Это речь, обращенная внутрь самой личности, обращение к самому себе. Она помогает анализировать, перерабатывать, трактовать чувства, эмоции личности. Мы обращаемся к себе, когда решаем какие-то задачи, что-то вспоминаем или представляем, строим планы, мечтаем, фантазируем.
Большинству людей это известно как мысленное выстраивание диалогов или проигрывание каких-то ситуаций. При помощи рассуждений индивид приходит к осознанию, пониманию внешних явлений. Согласно теории психолога Б.Ф. Баева, рассуждения пронизывают все познавательные процессы: ощущение, восприятие, наблюдение, запоминание, припоминание, внимание, воображение, другие.
Это средство саморегуляции, самовоспитания, самоанализа, саморазвития. Не зря психологи советуют проговаривать проблемную ситуацию вслух. Информация, проговариваемая про себя неполная, обобщенная (подробнее об этом поговорим в пункте «Особенности внутренней речи»). Проговаривание вслух или записывание информации помогает лучше разобраться в происходящем, увидеть общую картину, структуру, детали, причинно-следственные связи.
Говоря о внутренней речи, нельзя не осветить проблему внешней речи, потому что внешняя и внутренняя речь – два взаимосвязанных элемента. Отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал рассуждения внутри человека как связующий элемент между переходом мыслей в слова и наоборот.
Внутренняя и внешняя речь
Внешняя направлена внешний мир, внутренняя обращена к самой личности. Однако это не единственное отличие.
Чем первый тип отличается от второго:
- внешняя вовлекает человека в социальное взаимодействие, второй тип осознается самим человеком, надежно защищен от других людей, поддается контролю только того, кому принадлежит;
- коды внешней доступны другим, коды второго типа коммуникации понятны только ее обладателю.
Мысли трансформируются во слова и наоборот. Внешняя речь бывает устной и письменной. Каждый из типов имеет свои психологические особенности, подвиды. Рассмотрим подробнее.
Устная
Самый древний тип. Воспроизводится при помощи звуков, воспринимается слухом. Устная речь упрощает взаимодействие, так как позволяет использовать вербальные и невербальные средства коммуникации. Как правило, общение связано с конкретной ситуацией, условиями, предметом обсуждения. Поэтому люди могут упускать отдельные слова, заменять их жестами. Устное взаимодействие позволяет понимать друг друга с полуслова.
Устный тип коммуникации бывает двух форм: диалогическая, монологическая. Рассмотрим каждую форму подробнее.
Диалогическая форма
Предполагает взаимодействие двух или более людей. Каждый участник по очереди слушает других и говорит сам, то есть выступает то в роли активного лица, то в роли пассивного. Альтернативное название этого типа – поддержанная. Участники поддерживают друг друга, выслушивают, меняются ролями.
Специфика этого типа – непосредственное личное взаимодействие, участники видят, слышат друг друга. Поэтому они могут корректировать подачу информации при помощи тона, тембра голоса, интонаций, скорости, мимики, жестов. Говорящий участник тоже видит реакции других людей, за счет чего может корректировать свои рассуждения, например, если замечает, что его выступление наскучило. В общем, в этом случае вербальное общение сочетается с невербальным.
Монологическая форма
Предполагает воздействие одного человека на другого (других), то есть один говорит, а другие слушают. Это более сложный тип. Активный участник хоть и видит реакции пассивных слушателей, но должен заранее продумать весь текст выступления. Оратор должен обладать хорошо развитой психологической наблюдательностью, культурой речи, активным мышлением. Монолог сложнее и для слушателей. Им приходится долго концентрировать внимание, следить за логикой изложения. Монологический тип по специфике восприятия ближе к письменным рассуждениям.
Письменная
Этот тип развивается на базе устной коммуникации. Выражается через символы письма, воспринимается зрением. Это сложный тип как для человека, преподносящего информацию, так и для человека, воспринимающего ее. Специфика письменного общения в том, что оно позволяет общаться на расстоянии, в разном времени. Сложность в том, что тот, кто записывает свои мысли, не может заранее точно знать особенности читателя. Он не может использовать невербальные средства коммуникации. Как и устная коммуникация, письменная может быть диалогической (например, общение в социальной сети) и монологической (например, написание книги).
Внутренняя речь и ее особенности
Ее можно сравнить со специфическим индивидуальным кодом. Сам человек ее отлично понимает, но это набор отдельных слов, понятии, звуков, букв, образов, ощущений, условностей, которые непонятны и недоступны другим людям. Психологи называют это мысленным кодом.
Психологические особенности внутренней речи:
- Сжатость. Как правило, остается только один главный член предложения: подлежащее или сказуемое. Вспомните, какая мысль возникает, когда мы видим на улице кошку: «Кошка!». При этом мы успеваем подумать и осознать, что она идет или что-то ест, какого она цвета и т.д.
- Беззвучность. Однако вербализация зависит от особенностей артикуляционного аппарата конкретного человека. Иногда это проявляется бормотанием, шепотом, «мыслями вслух» или даже полноценным громким диалогом с самим собой.
- Семантика преобладает над фонетикой. Как правило, выпадают гласные звуки (они несут меньше нагрузки).
- Местоименность. В мыслях мы рассматриваем объект в конкретных условиях, указываем на его свойства, расположение и т.д. Пример: «Вчера я пыталась ему позвонить три раза, он не взял трубку. Почему? Может быть, это из-за того, как я ответила ему на нашей последней встрече?».
- Отражается в кинестетических, слуховых и зрительных образах. Наверняка вы замечали, что можно увидеть, услышать и даже почувствовать то, о чем мы думаем.
Несмотря на беззвучность мыслей, в их формировании и развитии всегда участвует речевой аппарат. Всегда сохраняется проговаривание и проработка слов. Невооруженным глазом этого не видно, но специальная техника может зафиксировать движения языка, губ. У людей с подвижным речевым аппаратом движения можно заметить невооруженным глазом. Кроме этого активность движений выше при следующих условиях:
- решение трудной задачи;
- трудности во время анализа информации;
- стресс, напряжение, усталость, истощение;
- поиск новых подходов к решению задачи;
- эмоциональное перевозбуждение;
- информационная загруженность, избыток образов, идей и прочего.
В такие моменты разговоры с самим собой становятся заметнее, громче. Пример: «Ага, так-так-так, надо подумать. Я сделал то-то, потом то-то, и вышло вот что. А если так? Нет, не выходит. А так? Опять не то».
При решении простых задач, по мере оттачивания каких-то навыков упражнениями разговоры «про себя» сужаются, а активность речевого аппарата снижается. Опять же это хорошо видно в быту, особенно в рабочей сфере. Осваивая новые инструкции, многие люди проговаривают вслух или про себя свои действия. Чем чаще они повторяют это, тем меньше нуждаются в проговаривании.
Механизм развития внутренней речи
В психологии до сих пор нет единой теории о том, как происходит формирование внутренней речи. Общепризнанным является тот факт, что начинается это еще в детстве, внутренняя речь ребенка формируется под влиянием взрослых. Противоречие и проблема феномена в следующем: одни авторы считают, что она развивается из внешней. Другие уверены, что она развивается вместе с внешней. Рассмотрим две популярные теории.
По Выготскому
По мнению Л.С. Выготского, разговор внутри личности развивается из внешней речи ребенка, направленной на самого себя (эгоцентрической). Те люди, у которых есть дети, наверняка видели, что во время игры ребенок раннего возраста часто разговаривает сам с собой. Это психологи и называют эгоцентрической речью.
В каком периоде формируется внутренняя речь ребенка: 3–5 лет. По мере взросления ребенка разговоры с самим собой уходят все «глубже» и превращаются в разговоры «про себя». Обычно переход завершается к началу школьного обучения, то есть к 6–7 годам. Дальнейшее развитие происходит в результате освоения письма.
По Блонскому
П.П. Блонский полагает, что внутренний тип коммуникации развивается вместе с внешним. Уже на первом году жизни ребенок беззвучно повторяет те слова, с которыми к нему обращаются взрослые. Дальнейшее развитие происходит вместе с развитием внешней коммуникации.
Внутренняя речь: для чего нужна
Внутренняя речь нужна для подготовки внешней коммуникации (письменной или устной). Мы сначала продумываем, что хотим сказать, подбираем наилучшие слова, а потом уже высказываемся. Стоит отметить, что мысленный разговор с самим собой постоянно звучит внутри любого человека. У кого-то это «рой мыслей», у кого-то структурированный анализ ситуаций или просто приятные воспоминания, фантазирование. У одних людей вербализация мыслей выражена сильнее, у других слабее. Это зависит от специфики характера и темперамента, особенностей работы.
Итак, для чего человеку нужна внутренняя речь:
- обработка, анализ, осознание, обобщение, отбор, понимание полученной информации;
- саморегуляция деятельности, поступков, слов;
- самовнушение, самомотивация;
- самооценка слов, поступков.
Давайте уделим особое внимание последнему пункту. Рассуждения внутри себя формируют самооценку личности. Происходит это по следующей схеме: разговор с собой, мнение о себе, действия, самооценка. Вспомните, как часто мы думаем одно, а говорим другое, скрываем свои истинные мысли, намерения.
Разговоры с самим собой требует особого внимания, они определяют мышление. Какое мышление у вас: негативное или позитивное? Что вы чаще всего думаете о себе: плохое или хорошее? Вы часто мысленно ругаете себя или чаще хвалите и поддерживаете?
Содержание и состояние внутреннего диалога – истинный показатель психологического здоровья личности. Она же выступает в роли психотерапевта. Важно следить за тем, чтобы ваши мысли оказывали положительное, а не деструктивное влияние на личность, самооценку, самосознание.
Внутренняя речь и психические расстройства
Внутренняя речь – это разговоры человека с самим собой. Мы уже говорили, что она может быть громкой, активно вербализованной. Но где граница между нормальным общением с самим собой и сумасшествием?
Прежде всего, стоит упомянуть, что мы можем случайно что-то «ляпнуть» или сказать вслух, когда очень устали или очень возбуждены, неравнодушны к происходящему. Это нормально, не нужно бить тревогу и бежать к психологу. Даже вести громкие диалоги с самим собой нормально, конечно, если при этом вы не думаете, что общаетесь с «голосами в голове». Однако если вы ловите себя на мысли, что совсем не общаетесь с собой, то это тоже тревожный сигнал.
Патологии и болезни, при которых наблюдается отсутствие внутренних разговоров:
- аутизм,
- травмы головы,
- инсульт.
Патологии, при которых наблюдается сильная выраженность разговоров человека с самим собой:
- шизофрения,
- диссоциативное расстройство личности,
- невроз,
- посттравматическое стрессовое расстройство,
- психофизическое и эмоциональное истощение,
- нервный срыв.
Разговоры с самим собой учащаются и вербализуются при сильнейшем внутреннем конфликте. В этом случае вытесненные, подсознательные мысли человека могут звучать не его голосом, приобретать форму навязчивых идей. Если внутренний диалог не поддается вашему контролю, в мыслях нет гармонии, они мешают вам спать, работать, то посетите психолога.
onona.online
Речь это в психологии определение
Речь
У этого термина существуют и другие значения, см. Речь (значения).Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков.
Значение
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык же — это система знаков, включающая слова с их значениями плюс синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.
В отличие от значения слова, личностный смысл — это отражение в сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности конкретного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл — это субъективное переживание его содержания.
Выделяют следующие основные функции языка:
- средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
- средство общения (коммуникации)
Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).
Развитие, изменение лексического состава языка, его грамматического и звукового (см. также звук речевой, фонема) строя возможно лишь при непрерывном воспроизводстве языковых структур в живой речи. Отсутствие речевой коммуникации приводит к гибели языка или, при наличии достаточного количества письменных документов, к его консервации на определённом уровне развития, как в случае с латинским и древнегреческим языками. При этом грамматический строй языка остаётся неизменным, лексика не отраж
zna4enie.ru
7. Речь. Психология: конспект лекций
1. Речь и ее функции.
2. Виды речи.
1. Человек – существо общественное и, чтобы понимать друг друга, общаясь, люди используют тот или иной язык.
Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития, представляющим систему знаков.
Когда язык используется в целях общения, то возникает речь.
Язык и речь – хотя и очень близкие, но все же отличающиеся друг от друга понятия.
Язык становится «мертвым» сразу после того, как люди перестают на нем общаться.
Такое произошло с латинским языком, который сейчас используется лишь в узких областях науки.
Выделяются следующие функции речи:
1) обозначение – наличие этой функции свидетельствует об отличии речи человека от общения животных.
Звуки животных выражают лишь эмоциональные состояния, тогда как человеческое слово указывает на какой-то предмет или явление;
2) обобщение – функция проявляется в том, что одним словом можно обозначить группу сходных предметов (понятие), что роднит речь с мышлением.
Мысли человека облечены в речевую форму, вне речи мысль не существует;
3) коммуникация – выражается в применении речи в процессе общения.
Может проявляться в трех видах:
а) информационная – передача знаний;
б) экспрессивная – отражает отношение говорящего к окружающим, воздействует на чувства человека;
в) планирующая – направлена на организацию поведения или деятельности, может осуществляться при помощи требования, совета, приказа, убеждения, распоряжения и т. п.
Можно ли считать способность к развитию речи у человека врожденной?
Мнения ученых неоднозначны. С одной стороны, есть неопровержимые доказательства, отрицающие возможность врожденности, примером являются дети-маугли (см. тему «Общение»), с другой стороны, ученые так и не смогли обучить животных высшим понятийным формам речи, хотя многие животные и обладают развитой системой коммуникаций между собой.
Например, американские ученые Б. Т. Гарднер и Р. А. Гарднер (1972 г.) предприняли попытку обучить шимпанзе языку глухих.
Обучение началось, когда шимпанзе была в возрасте одного года, и продолжалось в течение четырех лет.
К 4-летнему возрасту обезьяна самостоятельно воспроизводила около 130 жестов, понимала еще больше, но высшие понятийные формы мышления остались недоступными.
Таким образом, речь человека тесно связана с мышлением и является основным средством человеческого общения.
2. В различных условиях речь приобретает специфические особенности, которые выражаются в различных видах.
Рассмотрим эти виды.
Речь подразделяется на внешнюю, внутреннюю и эгоцентрическую.
Внешняя речь является ведущей в процессе общения, поэтому ее основное качество – доступность для восприятия другого человека, в свою очередь может быть письменной и устной.
Письменная речь представляет развернутое речевое высказывание.
Важно, чтобы форма изложения была ясной и точной.
Если речь предназначена для широкой читательской аудитории, то следует позаботиться о ее обоснованности, содержательности, увлекательности.
Устная речь более выразительная, так как используются мимика, жесты, интонация, голосовая модуляция и т. п. Специфика этого вида в том, что сразу же можно видеть реакцию слушателей на слова говорящего, что позволяет определенным образом корректировать речь.
У человека качества письменной и устной речи могут не совпадать.
Например, прекрасный оратор может испытывать затруднения при письменном изложении своей речи и наоборот.
Устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую.
Монологическая речь – речь одного человека.
Ее основное достоинство заключается в возможности донести до слушателей собственную мысль без искажения и с необходимыми доказательствами.
Диалогическая речь происходит между двумя или несколькими лицами.
Это более легкий вид речи, так как не требует развернутости, доказательности, продуманности в построении фраз.
Ее недостаток в том, что говорящие могут перебивать друг друга, искажать разговор, не до конца высказывать свои мысли. Подразделяется на ситуативную и контекстуальную речь.
Ситуативная речь малопонятная для человека, не посвященного в ситуацию.
В ней присутствует много междометий, мало или нет совсем имен собственных, которые заменяются местоимениями.
Контекстуальная речь – более развернутая, предшествующие высказывания обуславливают возникновение последующих.
Эгоцентрическая речь – речь человека, обращенная на себя самого и не рассчитанная на какую-либо реакцию со стороны окружающих.
Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью. Наиболее часто этот вид речи проявляется у детей среднего дошкольного возраста, когда в процессе игры или рисования, лепки они комментируют свои действия, ни к кому конкретно не обращаясь.
У взрослых также иногда можно встретить эгоцентрическую речь.
Чаще всего это происходит при решении сложной интеллектуальной задачи, в ходе чего человек рассуждает вслух.
Можно сказать, что это речь-мышление, задача которой – обслуживать интеллект человека.
Внутренняя речь – речь про себя.
Ее наиболее характерные черты – это фрагментарность, отрывочность, сокращенность.
Существует следующий закон перехода внешней речи во внутреннюю: в первую очередь сокращается подлежащее, а остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения, в словах в первую очередь идет сокращение гласных.
Экспериментально доказано, что внутренняя речь существенно влияет на решение умственных задач.
В опытах А. Н. Соколова взрослым испытуемым предлагалось прослушать текст или решить несложный арифметический пример и при этом одновременно декламировать вслух хорошо выученные стихи, либо произносить одни и те же простые слоги («ба-ба» или «ля-ля»).
Эксперимент показал, что при таких условиях смысл текста не улавливался, а воспринимались лишь отдельные слова, решение задачи также затруднялось, а это может означать, что процесс мышления предполагает активную внутреннюю работу артикуляционного аппарата.
Подобного рода опыты организовывались и с младшими школьниками.
Оказалось, что простой зажим языка зубами уже вызывал серьезные затруднения в чтении и понимании текста и наличие грубых ошибок при письме.
Таким образом, виды речевой деятельности разнообразны и используются в зависимости от ситуации общения.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru