4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».
Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Появление этого симптома сопровождается более частыми опозданиями на работу, более частыми заболеваниями, длительными перерывами и т.д.
Фаза истощения характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.
Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.
Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Реагирование без чувств и эмоций — наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб партнерам. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом демонстрирует безразличие и неприязнь к людям.
Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения.
Человек, которому помогает специалист, воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций — с ним приходится что-то делать. Наиболее выраженная форма этого симптома: «ненавижу…», «презираю…», «взять бы автомат и всех…». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Выраженная симптоматика является противопоказанием к профессиональной деятельности в помогающих профессиях.
4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».
Выводы
Таким образом, эмоциональное выгорание приобретается в процессе профессиональной деятельности специалиста и является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций.
Эмоциональное выгорание представляет собой самостоятельное явление, отличное от психических состояний, возникающих в профессиональной деятельности (стресс, утомление, депрессия)
Некоторые исследователи связывают выгорание с депрессией и разочарованием в работе. Действительно, эти понятия могут быть тесно связаны друг с другом. Однако депрессия более универсальна, а выгорание проявляется только в связи с профессиональной деятельностью. Исследования связи депрессии и составляющих выгорания показывают наличие тесной корреляции депрессии и эмоционального истощения (там же).
Существенное различие между выгоранием и утомлением заключается в том, что при утомлении специалист может достаточно быстро восстановиться, а при выгорании — нет. Специалисты так же отмечают существенную разницу в субъективных ощущениях эмоционального истощения при эмоциональном выгорании и обычного состояния утомления. Кроме того, эмоциональное выгорание, как правило, сопровождается ощущением безысходности, отсутствия перспективы, в отличие от состояния утомления.
Часто говорят, что «выгорание — плата за сочувствие». Более глубокое изучение этой проблемы свидетельствует о том, что выгорание — плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные жизненные ожидания. Действительно, лица с высокой степенью выгорания имеют негативные переживания, связанные с утратой ощущения смысла своей профессиональной деятельности. Например, «отчаяние из-за отсутствия результата», «работа впустую», «недооценка руководством» приводят к утрате смысла профессиональной деятельности.
В тесной связи с понятием профессионального выгорания находятся и меры по профилактике нарушений профессионального развития и эмоционального выгорания. Конечно, в любой профессии можно встретить специалистов, которые полноценно приспосабливаются к любым условиям профессиональной деятельности без каких-либо признаков эмоционального выгорания. Однако в профессиях экстремального профиля, к которым относятся спасатели и пожарные, сохранение профессионального здоровья предполагает обязательное обращение к системе профилактики профессиональных деструкции.
Вопросы и задания к главе 11:
Приведите пример нарушения профессионального развития.
Приведите пример биографии профессионала, достигшего этапа наставничества.
Перечислите этапы профессионального становления личности.
Приведите пример профессионала (из литературных источников или из собственного опыта), у которого сформировался синдром выгорания.
В чем отличия симптома эмоционального выгорания «неадекватное эмоциональное реагирование» от раздражения?
Перечислите, на какие сферы может оказывать негативное влияние сформировавшийся синдром эмоционального выгорания у специалиста.
Э моциональное «выгорание» как зона риска профессиональной деятельности куратора
Скачать 68,9 Kb.
|
1 2 3 4 5 6 7
ГЛАВА 10 Э МОЦИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» КАК ЗОНА РИСКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА Синдром эмоционального «выгорания» (англ. burnout) — понятие, введённо в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году. В профессиональной деятельности оно проявляется нарастающим эмоциональным истощением. Многие психологи отождествляют эмоциональное «выгорание» с известным в клинической психологии синдромом хронической усталости. Эмоциональное «выгорание» – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [1]. Эмоциональное «выгорание» может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных (познавательных) искажений. Проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, дегуманизацией в форме негативизма по отношению как к студентам, так и к сотрудникам, ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, в явлениях деперсонализации (нарушением самовосприятия), а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства, психосоматические и соматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматическими причинами. Ярким примером являются частые бронхолегочные заболевания, обострение астмы, гипертензии, аллергии, язвенной болезни, колита, хронические головные боли. Разумеется, у этих заболеваний много разных причин, однако, каждому бывавшему в кабинете врача пациенту часто приходится слышать, «все ваши анализы в порядке и стоит подумать о лечении нервов». Каждый помнит расхожее, но не лишенное смысла выражение, «все болезни от нервов». Однако не следует сразу бежать к психотерапевту, существует несколько стадий эмоционального «выгорания». Каждый преподаватель должен отслеживать где он находится по этой шкале и какие адекватные меры следует предпринимать, принимать валериану, заниматься спортом, танцевать или петь (не путать со словом «пить», что является путем в никуда). Каталог: files -> file |