4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».
Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Появление этого симптома сопровождается более частыми опозданиями на работу, более частыми заболеваниями, длительными перерывами и т.д.
Фаза истощения характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.
Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.

Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Реагирование без чувств и эмоций — наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб партнерам. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом демонстрирует безразличие и неприязнь к людям.
Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения.
Человек,
которому помогает специалист,
воспринимается как неодушевленный
предмет, как объект для манипуляций
— с ним приходится что-то делать. Наиболее
выраженная форма этого симптома:
«ненавижу…», «презираю…», «взять бы
автомат и всех…». В таких случаях
«выгорание» смыкается с психопатологическими
проявлениями личности, с неврозоподобными
или психопатическими состояниями.
Выраженная симптоматика является
противопоказанием к профессиональной
деятельности в помогающих профессиях.
4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».
Выводы
Таким
образом, эмоциональное выгорание
приобретается в процессе профессиональной
деятельности специалиста и является
выработанным личностью механизмом
психологической защиты в форме полного
или частичного исключения эмоций.
Эмоциональное выгорание представляет собой самостоятельное явление, отличное от психических состояний, возникающих в профессиональной деятельности (стресс, утомление, депрессия)

Некоторые исследователи связывают выгорание с депрессией и разочарованием в работе. Действительно, эти понятия могут быть тесно связаны друг с другом. Однако депрессия более универсальна, а выгорание проявляется только в связи с профессиональной деятельностью. Исследования связи депрессии и составляющих выгорания показывают наличие тесной корреляции депрессии и эмоционального истощения (там же).
Существенное
различие между выгоранием и утомлением
заключается в том, что при утомлении
специалист может достаточно быстро
восстановиться, а при выгорании — нет.
Специалисты так же отмечают существенную
разницу в субъективных ощущениях
эмоционального истощения при эмоциональном
выгорании и обычного состояния утомления.
Кроме того, эмоциональное выгорание,
как правило, сопровождается ощущением
безысходности, отсутствия перспективы,
в отличие от состояния утомления.
Часто говорят, что «выгорание — плата за сочувствие». Более глубокое изучение этой проблемы свидетельствует о том, что выгорание — плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные жизненные ожидания. Действительно, лица с высокой степенью выгорания имеют негативные переживания, связанные с утратой ощущения смысла своей профессиональной деятельности. Например, «отчаяние из-за отсутствия результата», «работа впустую», «недооценка руководством» приводят к утрате смысла профессиональной деятельности.
В
тесной связи с понятием профессионального
выгорания находятся и меры по
профилактике нарушений профессионального
развития и эмоционального выгорания.
Конечно, в любой профессии можно встретить
специалистов, которые полноценно
приспосабливаются к любым условиям
профессиональной деятельности без
каких-либо признаков эмоционального
выгорания. Однако в профессиях
экстремального профиля, к которым
относятся спасатели и пожарные,
сохранение профессионального здоровья
предполагает обязательное обращение
к системе профилактики профессиональных
деструкции.
Вопросы и задания к главе 11:
Приведите пример нарушения профессионального развития.
Приведите пример биографии профессионала, достигшего этапа наставничества.
Перечислите этапы профессионального становления личности.
Перечислите ряд профессионально важных качеств спасателей и пожарных.Приведите пример профессионала (из литературных источников или из собственного опыта), у которого сформировался синдром выгорания.
В чем отличия симптома эмоционального выгорания «неадекватное эмоциональное реагирование» от раздражения?
Перечислите, на какие сферы может оказывать негативное влияние сформировавшийся синдром эмоционального выгорания у специалиста.
Э моциональное «выгорание» как зона риска профессиональной деятельности куратора
Скачать 68,9 Kb.
|
1 2 3 4 5 6 7
|
ГЛАВА 10 Э МОЦИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» КАК ЗОНА РИСКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА Синдром эмоционального «выгорания» (англ. burnout) — понятие, введённо в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году. В профессиональной деятельности оно проявляется нарастающим эмоциональным истощением. Многие психологи отождествляют эмоциональное «выгорание» с известным в клинической психологии синдромом хронической усталости. Эмоциональное «выгорание» – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [1]. Эмоциональное «выгорание» может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных (познавательных) искажений. Разумеется, у этих заболеваний много разных причин, однако, каждому бывавшему в кабинете врача пациенту часто приходится слышать, «все ваши анализы в порядке и стоит подумать о лечении нервов». Каталог: files -> file |


Проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, дегуманизацией в форме негативизма по отношению как к студентам, так и к сотрудникам, ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, в явлениях деперсонализации (нарушением самовосприятия), а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства, психосоматические и соматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматическими причинами. Ярким примером являются частые бронхолегочные заболевания, обострение астмы, гипертензии, аллергии, язвенной болезни, колита, хронические головные боли.
Каждый помнит расхожее, но не лишенное смысла выражение, «все болезни от нервов». Однако не следует сразу бежать к психотерапевту, существует несколько стадий эмоционального «выгорания». Каждый преподаватель должен отслеживать где он находится по этой шкале и какие адекватные меры следует предпринимать, принимать валериану, заниматься спортом, танцевать или петь (не путать со словом «пить», что является путем в никуда).

