Ретретизм это: нормы и аномалии от военного коммунизма к большому стилю

Содержание

нормы и аномалии от военного коммунизма к большому стилю

Читайте также

Глава XXV

Глава XXV Сихем. – Могила Иосифа. – Колодец Иакова. – Силом. – Лестница Иакова. – Рама, Бероф, могила Самуила, Бейрский источник. – В стенах Иерусалима. Узкое ущелье, где расположен Наблус, или Сихем, прекрасно возделано, и почва здесь черноземная и необыкновенно

Глава XXX

Глава XXX Корабль – наш дом родной. – Джек и его наряд. – Отцовское напутствие. – Египет. – В Александрии. – На улицах Каира. – Отель «Приют пастуха». – Мы отправляемся к пирамидам. Какое счастье снова оказаться в море! Какое облегчение сбросить груз всех забот – не

Глава 1

Глава 1 Занзибар, 28 января 1866 г.

После двадцатитрехдневного перехода мы прибыли из Бомбея к острову Занзибар на корабле «Туле», подаренном правительством Бомбея занзибарскому султану. Мне дали почетное поручение вручить подарок. Губернатор Бомбея хотел показать этим,

Глава 2

Глава 2 1 мая 1866 г. Мы идем теперь по сравнительно безлесной местности и можем продвигаться без непрестанной рубки и расчистки. Прекрасно, когда можно обозревать окружающую природу, хотя почти все вокруг кажется покрытым массами тенистой листвы, большей частью

Глава 3

Глава 3 19 июня 1866 г. Прошли мимо мертвой женщины, привязанной за шею к дереву. Местные жители объяснили мне, что она была не в состоянии поспевать за другими рабами партии и хозяин решил так с ней поступить, чтобы она не стала собственностью какого-нибудь другого владельца,

Глава 35 Кем был Шекспир? Глава дополнительная и имеющая характер некоего расследования

Глава 35 Кем был Шекспир? Глава дополнительная и имеющая характер некоего расследования I Фрэнсис Бэкон был человеком поразительного интеллекта, и сфера его интересов была чрезвычайно широкой. По образованию он был юристом, с течением времени стал лордом-канцлером, то

Глава 5. Глава внешнеполитического ведомства

Глава 5. Глава внешнеполитического ведомства Утрата гитлеровской Германией ее завоеваний стало следствием не только поражений на полях сражений ее войск, отставания в области вооружений и банкротства ее расистской идеологии, на основе которой были предприняты попытки

Глава 23. Глава кровавая, но бескровная,  или суета вокруг дивана

Глава 23. Глава кровавая, но бескровная,  или суета вокруг дивана Комиссия МВД обследовала также подземный кабинет Гитлера, а кроме того, все помещения по пути из кабинета к запасному выходу из фюрербункера.Сразу же отметим несоответствия в исходящей от Линге информации: в

Глава 16

Глава 16 «Выдержите и останьтесь сильными для будущих времен». Вергилий Прежде чем перейти к моим путешествиям по этапу, т.е. из одного пересыльного лагеря в другой, я кратко расскажу, как по недоразумению попал на этот этаж тюрьмы, где были одиночки-камеры для осужденных

Глава 17

Глава 17 «Самая жестокая тирания — та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости». Монтескье Не помню, в апреле или начале мая меня с вещами вызвали на этап. Точно сказать, когда это было я затрудняюсь. В тюрьме время тянется медленно, но серые

Глава 18

Глава 18 «Истинное мужество обнаруживается во время бедствия». Ф. Вольтер Вероятно, тюремная камера, несправедливость «самого справедливого суда» в Советском Союзе, понимание безнадежности своего положения — все это как-то ожесточило меня, я мысленно простился с

Глава 19

Глава 19 «Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы — дети страшных лет России — Забыть не в силах ничего». А. Блок Нас провели через боковые вокзальные ворота на привокзальную площадь. Здесь нас ждали уже «воронки», небольшие черные автомобили с закрытым

Глава 20

Глава 20 Ты смутно веришь этой вести, Что вероломно предана любовь. Узрел… бушует чувство мести — За оскорбленье льется кровь. М.Т. Орлан служил в одном из гарнизонов Дальневосточной Красной армии. Вполне возможно, что и в том, где служил я. Он и его жена, которую он горячо

Глава 21

Глава 21 «Помнишь ли ты нас, Русь святая, наша мать, Иль тебе, родимая, не велят и вспоминать?» Федор Вадковский. «Желания» Время от времени нас по ночам выгоняли из барака для «шмона», Так на воровском жаргоне называют обыск. Нас выстраивают рядами, у наших ног лежат

Глава 22

Глава 22 «Сострадания достоин также тот, кто в дни скитанья, С милой родиной расставшись, обречен на увяданье». Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» Дни бежали, а мы ждали этапирования и, конечно, на Колыму. Я уже не помню всех рассказов и воспоминаний моих коллег по

Глава 32

Глава 32 «Заплатишь ли, бессовестный злодей, За пот и кровь измученных людей?» М.Т. По состоянию здоровья я, как непригодный к работам в шахте, был переведен в бригаду на наружные работы. Немногочисленная бригада (человек 10-12) работала на склоне сопки, перегоняя лопатами

Типы девиаций — Основы социологии и политологии: Учебное пособие

Типы девиаций

Типологизация девиантного поведения связана с определенными трудностями, поскольку любые его проявления можно считать как девиантными, так и недевиантными — все зависит от нормативных требований, на основе которых эти проявления оцениваются. Наиболее удачную классификацию девиантных поступков предложил Р. Мертон, разработав ее на основе своей концепции, согласно которой, как уже указывалось, девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. Эта классификация представлена в таблице 2, где «+» — принятие;

Следует отметить, что указанные пять типов — это разновидности реагирования (ролевого поведения), а не типы личности. Люди могут переходить от одного способа поведения к другому по мере того, как меняется ситуация.

Приведем более развернутую характеристику каждого типа. Конформность — тип поведения, при котором принимаются как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе. Конформист — это лояльный член общества.

Новаторство — тип поведения, при котором человек пытается достигнуть принимаемых им культурных целей неинституциональными средствами, в том числе незаконными и криминальными. Такой тип поведения очень характерен для нашего нынешнего общества.

Ритуализм — тип поведения, при котором человек принимает институциональные средства, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает.

Ретретизм: люди такого типа поведения фактически не принадлежат обществу. Отрицая и цели, и средства, они являются подлинными чужаками. Такое поведение характерно для бродяг, отверженных, слкoгтэнкюв, ниpсэмонoв. ото мотстно ит требова —

ний общества, смирение с собственной беспомощностью, отказ от борьбы за жизнь. Крайней формой ретретизма является суицид. Ретретизм — исключительно индивидуализированный тип поведения.

Мятеж — тип поведения, который выводит людей за пределы существующего социального порядка и побуждает их создать новый. Это предполагает отчуждение от господствующих целей и общепринятых средств их достижения и выдвижение новых целей и новых средств, иначе говоря, полную переоценку ценностей, дезорганизацию существующей системы. Проявление такого поведения носит, как правило, массовый и организованный характер.

Основу социального порядка, по Р. Мертону, создает согласование целей и средств, обеспечивающее предсказуемость и регулируемость поведения людей. Разобщение целей и средств приводит к различным типам отклоняющегося поведения. В крайнем случае общество становится почти непредсказуемым, и возникает явление, которое, собственно, и может быть названо аномией или культурным хаосом.

Таким образом, социологические теории, как уже отмечалось, рассматривают девиантное поведение как естественную закономерность функционирования и развития социальных систем, как социальное явление, причины которого необходимо искать не столько в особенностях свойств того или иного индивида, сколько в анализе социальных явлений, в функционировании социальных институтов, в их соответствии или несоответствии потребностям отдельных социальных групп и общества в целом.

Виды асоциального поведения

Типология асоциального поведения по Э. Дюркгейму

Понятие асоциального поведения существует на протяжение довольно большого промежутка времени, но немногие исследователи давали ему характеристику и выделяли его типологию. Развернутое определение видам асоциального (девиантного) поведения впервые дал ученый Эмиль Дюркгейм.

Замечание 1

Эмиль Дюркгейм – французский социолог и философ, основатель французской социологической школы. Основные его работы: «Самоубийство», «Воспитание и социология» и «Социология и философия». В своих работах он уделял особое внимание понятию «аномия», которое подразумевал как один из ключевых видов девиации.

Основная причина девиации – аномия, в буквальном смысле «отсутствие регуляции», «безнормность», отсутствие мотиваций у человека для соблюдения социальных норм и правил, стремление их нарушить, ввести свои корректировки. Аномия же является и основным видом асоциального поведения по Э. Дюркгейму, которое до сих пор является очень актуальным.

Определение 1

Аномия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи или отсутствуют вообще, или становятся неустойчивыми и противоречивыми. В данном случае у человека отсутствуют мотивации для регуляции поведения, отсюда и возникают такие явления, как криминогенность, отклоняющееся поведение (алкоголизм, наркомания, проституция.

Виды асоциального поведения по Р. Мертону

Еще один социолог, предложивший типологизировать асоциальное поведение – Роберт Мертон. В его работах он выделил 5 основных видов асоциального поведения человека: конформность, инновация, ритуализм, ретретизм и бунт.

  1. Конформность – это скорее не вид асоциального поведения, а одна из категорий поведения в целом, которая предполагает соответствие и культурным целям, и таким же средствам. В данном случае за индивидом не наблюдается особых нарушений, его поведение в целом соответствует нормам и правилам.
  2. Инновация – это согласие с целями, но полное отрицание одобряемых средств для их достижения. Отсюда предрасположенность к незаконным способам по осуществлению цели: рэкит, спекуляция, шантаж, торговля запрещенными средствами и препаратами, и противозаконная деятельность в целом. За такую форму асоциального поведения человек или группа лиц получает наказание в соответствие с тяжестью и тем, какое наказание предусмотрено в законодательстве той или иной страны.
  3. Ритуализм – отрицание определенных целей, но полное восприятие тех традиционных и одобряемых обществом средств для их достижения. Чаще всего ритуализм встречается у представителей низшего слоя среднего класса.
  4. Ретретизм – отрицание целей и средств. Ретретизм характерен для бродяг, людей, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью, а также для других, кто отказывается от поиска безопасности, престижа и стабильного существования в обществе. Помимо того, что такие люди или группа лиц опасны для самих себя, они еще и несут определенную опасность для всего оставшегося общества.
  5. Бунт – отчуждение от господствующей цели и стандартов и формирование при этом новых целей и средств для их осуществления. Здесь происходит абсолютное изменение системы норм и ценностей, чаще всего выражается в виде революционных действий, стремление к созданию новых, ранее невиданных норм поведения.

Замечание 2

Помимо конкретных видов асоциального поведения, некоторые исследователи (например, О. С. Осипова) выделяют следующие виды девиантного поведения – созидательной и разрушительной направленности. Основным критерием определения характера асоциального поведения является не форма его реализации, как принято считать (например, наличие атрибута насилия), а уровень справедливости перераспределения источников пополнения жизненной энергии. Это означает, что есть такие формы асоциального поведения, которые могут оправдываться стремлением человека улучшить окружающую действительность, а есть и те, которые разрушают все устоявшиеся нормы, и при этом не предусматривают создание новых. Общество в таком случае оказывается в некоторой «периферийной» ситуации, что может выражаться в войнах, революциях, переворотах.

В социальной психологии также существует несколько видов асоциального поведения.

  1. Нарушение дисциплины – например, вызов общепринятым нормам своим внешним видом;
  2. Большие преступления и малые правонарушения – поступки, которые караются путем принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

К таким преступлениям и правонарушениям относятся следующие: наиболее тяжкие преступления против личности (убийство, изнасилование, нанесение телесных повреждений), беловоротничковая преступность (неуплата налогов, шантаж, вымогательство, взяточничество), организованная преступность, государственные преступления (терроризм, шпионаж, этнические преследования, депортация), преступление без жертвы (проституция, порнография, наркомания, алкоголизм, аборты).

Еще один вид асоциального поведения – психические заболевания. Чтобы избежать непредугаданных поступков со стороны психически нездоровых и нестабильных людей, общество определяет их как девиантных и предпочитает изолировать от всего остального социума в специальные лечебницы (психиатрические клиники, реабилитационные центры).

Социология девиантного поведения

Когда человек нарушает существующие в обществе нормы, правила, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Девиантное поведение относительно. То, что для одного человека или сообщества людей является отклонением, то для другого может быть привычкой.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем. Отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Роберт Мертон (1910–2003) считает единственным типом недевиантного поведения конформность – согласие с целями и средствами их достижения. Он выделяет четыре возможных типа девиации:

  1. инновация – предполагает согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения. К «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид». Но к ним можно отнести и великих ученых;
  2. ритуализм – связан с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения. Так, бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах. Но при этом забывается цель – а для чего все это?
  3. ретретизм (или бегство от действительности) выражается в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения. К ретретистам относятся алкоголики, наркоманы, бомжи, и т. п.
  4. бунт – отрицает и цели и способы, но стремится к их замене на новые. Например, большевики стремились к уничтожению капитализма, частной собственности и замене их социализмом и общественной собственностью на средства производства.

Концепция Мертона важна прежде всего потому, что она рассматривает конформность и девиацию как две чаши одних весов, а не как отдельные категории.

В процессе наделения индивидуума клеймом «девианта» можно выделить первичную и вторичную стадии. Первичная девиация – начальное действие правонарушения. Оно даже не всегда замечается обществом, особенно если нарушаются нормы-ожидания (скажем, за обедом употребляется не ложка, а вилка). Вторичная девиация   – процесс, в ходе которого после акта первичной девиации человек, под влиянием общественной реакции, принимает девиантную идентичность, то есть перестраивается как личность с позиций той группы, к которой его причислили. Социолог И. М. Шур назвал процесс «вживания» в образ девианта ролевым поглощением.

В рамках своей концепции Мертон отталкивается от того, что девиация возникает в результате аномии,   разрыва между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. Понятие аномии в науку ввел основоположник социологии девиантного поведения Эмиль Дюркгейм (1858–1917).

Под аномией Дюркгейм понимал состояние общества, когда отсутствует четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Главное для Дюркгейма в общественной жизни – социальная солидарность, и всяческие отклонения от нее он считает проявлением социальной дезорганизации. Дюркгейм подчеркивал необходимость именно социологического подхода к проявлениям социальной патологии как социально детерминированным явлениям.

Состояние аномии способствует усугублению различных форм девиантного поведения. Вообще же общество без социальной патологии невозможно. Дюркгейм считает, что преступность – нормальное явление потому, что общество без преступности невозможно.

Толкотт Парсонс объяснял аномию, а следовательно, и возникновение девиантных мотиваций невыполнением ожиданий. Поведение индивида может не соответствовать ожиданиям окружающих, равно как и окружение не всегда совпадает с ожиданиями индивида. В результате возникает напряжение как психологическое состояние личности (фрустрация) и напряженность в отношениях с другими людьми. Реакция индивида на фрустрирующие факторы бывает приспособленческой либо отчужденной, активной либо пассивной.

Теории девиантного поведения

Самыми первыми теориями девиантного поведения были биологические теории. В их основе лежало предположение, что некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые обусловливают их антиобщественное поведение.

Итальянский психолог Чезаре Ломброзо (1835–1909) предложил теорию врожденного преступника. Он был убежден, что вследствие генетических особенностей врожденные преступники не могут обуздать свои инстинкты. Исправить этих людей практически невозможно.

Американский врач Уильям Шелдон (1898–1977) подчеркивал важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения, поскольку определенное строение тела означает определенные личностные качества.

В основе психоаналитических теорий лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного – это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Интеракционистское направление в рамках социологического подхода представляют Танненбаум, Беккер, Лемерт, Гофман, Хофнагель и др. Они объясняют девиантное поведение негативной социальной реакцией, стигматизацией (клеймением), «наклеиванием ярлыков» на лиц, чье поведение отклоняется от норм.

Конфликтологический подход к проблеме девиации представлен «радикальными криминологами». Они отвергают все теории преступности, трактующие девиацию как нарушение общепринятых законов. Некоторые конфликтологи утверждают, что законы и деятельность правоохранительных органов – это орудие, которое правящие классы используют против тех, кто лишен власти. Отсюда следует, что «радикальная криминология» не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы.

Основные формы девиантного поведения

Самоубийства. Одной из главных причин, влияющих на самоубийство, Владимир Бехтерев называл систему образования, которая развивает в школьниках пессимизм, неврастению, попирает «лучшие общественные и человеческие идеалы». Российские исследователи обращали большое внимание на дефекты нравственного развития личности в генезисе суицидального поведения, связывали эпидемии самоубийств с кризисом нравственности и утратой смысла жизни. Они же обращали внимание на необходимость общественных усилий для предупреждения суицидального поведения.

Проституция. Исследования по истории проституции, ставшие классическими, были предприняты такими авторами, как Блох, Дубошинский, Тарновский, Обозненко, Клевцов и др. В результате опросов были получены сведения о мотивах занятия проституцией, возрасте первых половых контактов проституток, заболеваемости среди них, а также о коррумпированности полицейских чинов, закрывающих глаза на всевозможные нарушения нормативной регламентации занятия проституцией и содержания публичных домов.

Гомосексуализм. Хотя природа гомосексуальной ориентации до сих пор остается предметом дискуссий, гомосексуализм традиционно рассматривается и как вид девиантного поведения. Очевидно, что хотя бы ситуационный гомосексуализм (в местах лишения свободы, в закрытых учебных заведениях, в армии и на флоте) не безразличен к социальным факторам. Тарновский предложил различать гомосексуализм врожденный и приобретенный в результате внешних влияний.

Наркотизм. Первые отечественные исследования наркотизма относятся к концу XIX (Моравицкий) и началу XX в. (Левитов, Сикорский). Моравицкий делит потребителей наркотиков на привычных и случайных. Тесную связь наркотизации населения с социально-бытовыми условиями подчеркивает Шоломович.

Преступность всегда считалась самым опасным видом «социальной патологии». Российские исследователи в начале XX века пришли к мнению, что причины преступления коренятся не только в личности преступника, но и в обществе, поэтому нельзя считать преступление исключительно актом «свободной воли» преступника (постулат классической школы уголовного права), рассчитывать на наказание как единственное или главное средство контроля над преступностью. По классификации Жижиленко, криминогенные факторы находятся в окружающей природе, в индивидуальных особенностях личности, в условиях социальной среды. Другое направление криминологической мысли начала прошлого века – клиническое, сосредоточивавшее внимание на индивидуальных, личностных факторах преступности (Браиловский, Бруханский, Познышев). В те годы было проведено много прикладных, эмпирических исследований с использованием разнообразных методов. В результате были созданы «портреты» детоубийц (Гернет), насильников (Бруханский), хулиганов и поджигателей (Сегалов) и др.

Становление отечественной социологии девиантного поведения приходится на конец 70-х – начало 80-х гг. прошлого века, когда сложилось несколько исследовательских центров девиантного поведения: при Ленинградском государственном университете на базе Института социологических исследований АН СССР и т. д. В рамках социологии девиантного поведения начинают формироваться относительно самостоятельные научные направления: социальный контроль и социальная работа, военная девиантология.

Типы девиаций

Типологизация девиантного поведения связана с определенными трудностями, поскольку любые его проявления можно считать как девиантными, так и недевиантными — все зависит от нормативных требований, на основе которых эти проявления оцениваются. Наиболее удачную классификацию девиантных поступков предложил Р. Мертон, разработав ее на основе своей концепции, согласно которой, как уже указывалось, девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. Эта классификация представлена в таблице 2, где «+» — принятие;

Следует отметить, что указанные пять типов — это разновидности реагирования (ролевого поведения), а не типы личности. Люди могут переходить от одного способа поведения к другому по мере того, как меняется ситуация.

Приведем более развернутую характеристику каждого типа. Конформность — тип поведения, при котором принимаются как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе. Конформист — это лояльный член общества.

Новаторство — тип поведения, при котором человек пытается достигнуть принимаемых им культурных целей неинституциональными средствами, в том числе незаконными и криминальными. Такой тип поведения очень характерен для нашего нынешнего общества.

Ритуализм — тип поведения, при котором человек принимает институциональные средства, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ретретизм: люди такого типа поведения фактически не принадлежат обществу. Отрицая и цели, и средства, они являются подлинными чужаками. Такое поведение характерно для бродяг, отверженных, слкoгтэнкюв, ниpсэмонoв. ото мотстно ит требова —

ний общества, смирение с собственной беспомощностью, отказ от борьбы за жизнь. Крайней формой ретретизма является суицид. Ретретизм — исключительно индивидуализированный тип поведения.

Мятеж — тип поведения, который выводит людей за пределы существующего социального порядка и побуждает их создать новый. Это предполагает отчуждение от господствующих целей и общепринятых средств их достижения и выдвижение новых целей и новых средств, иначе говоря, полную переоценку ценностей, дезорганизацию существующей системы. Проявление такого поведения носит, как правило, массовый и организованный характер. Основу социального порядка, по Р. Мертону, создает согласование целей и средств, обеспечивающее предсказуемость и регулируемость поведения людей. Разобщение целей и средств приводит к различным типам отклоняющегося поведения. В крайнем случае общество становится почти непредсказуемым, и возникает явление, которое, собственно, и может быть названо аномией или культурным хаосом.

Таким образом, социологические теории, как уже отмечалось, рассматривают девиантное поведение как естественную закономерность функционирования и развития социальных систем, как социальное явление, причины которого необходимо искать не столько в особенностях свойств того или иного индивида, сколько в анализе социальных явлений, в функционировании социальных институтов, в их соответствии или несоответствии потребностям отдельных социальных групп и общества в целом.

Тема 1. Типы и причины девиантного поведения

Тема 1. Типы и причины девиантного поведения 

1. Понятие «девиантное поведение».

2. Причины девиантного поведения.

3. Типы девиаций.

4. Ранняя профилактика. 

1. Активность людей регулируется, усиливается или, напротив, сдерживается воздействием социальных норм и ценностей, которые предназначены стимулировать сознательную деятельность и блокировать деструктивные намерения. Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Существуют три основные разновидности анормативного поведения: девиантное, делинквентное (потенциальная возможность к совершению правонарушения) и криминальное.

Хотя проблема девиантности широко исследуется философами, юристами, социологами, психологами и педагогами, единого понимания того, что такое девиантное поведение, нет.

Девиантность в переводе с латинского – отклонение с дороги. В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития  и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. Трудновоспитуемые дети и подростки – это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм.

Помимо негативного смысла у понятия «девиантность» существует и позитивный: отклониться от среднего стандарта можно как в отрицательную, так и в положительную сторону. Социальная опасность девиаций заключается в их способности создавать предпосылки для возникновения более серьезных и вредоносных форм асоциального поведения. Поэтому в ряде случаев девиации причисляются к противоправным деяниям и подлежат нормативному контролю со стороны органов правопорядка.

Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Основные виды девиантного поведения детей и подростков – это систематические прогулы учебных занятий, побеги из дома, ранняя алкоголизация, курение, употребление наркотических и токсических веществ, воровство, азартные игры, сквернословие, курение, хулиганство, искаженные половые влечения, пиромания, драки.

2. Существуют несколько научных подходов к пониманию причин девиантного поведения. В конце XIX – начале ХХ в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Его теория получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями – они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей. Уильям Шелдон, известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела, зависимость от этого тех или иных характерных личностных черт. Физические особенности тела человека также, по его мнению, являются причинами девиаций. Сторонники психологической трактовки связывали девиантное поведение с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психического равновесия и т.п.) Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, обусловлены генетической предрасположенностью.

Развернутое социологическое объяснение девиантного поведения впервые дал Э. Дюркгейм. По его мнению, основной причиной девиации является аномия, буквально «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неустойчивости социальных связей (кризис, смешение социальных групп, миграция и т.д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций. Э. Дюркгейм считал, что отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное значение: девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм.

Теория аномии получила дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей.

Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится конформистом с точки зрения широких слоев общества.

Г. Беккер отверг многие социологические и психологические объяснения девиантного поведения. Его концепция – теория стигматизации (наклеивания ярлыков) – объясняет девиантное поведение способностью влиятельных групп (имеются в виду законодатели, судьи, врачи и пр. ) ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп. Беккер высказал мысль, что суждение о том, является ли тот или иной поступок девиантным, обусловлено его характером, а также тем, как его оценивают другие люди.

Конфликтологический подход к девиации представлен группой социологов, которые называют себя «радикальными криминологами». Они отвергают все теории преступности, трактующие ее как нарушение общепринятых законов. Согласно конфликтологам, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Так, когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер.

Что касается личности школьника, то психологами и педагогами выделены такие конкретные причины их девиантного поведения, как проблемы в семье ребенка (недостаток внимания, контроля со стороны родителей за детьми; негативный пример, который дают родители детям; нищета в семьях; пьянство родителей; снижение их интеллектуального уровня), влияние группы неформального общения с антисоциальной направленностью, отставания в учебе, болезни, недостаточная уверенность в себе, одиночество, непонятость другими. Не менее важное значение имеют и отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка: повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля.

К числу важных причин специалисты относят также нестабильность экономики, саму государственную политику по отношению к проблемам детства, семьи, отсутствие позитивных образцов в средствах массовой информации.

3. Существует несколько классификаций типов девиантного поведения, рассмотрим две из них.

В зависимости от того, насколько девиантное поведение расходится с социокультурными традициями общества, как оно влияет на личность самого девианта и затрагивает интересы окружающих его людей, девиации можно разделить на два типа:

а) конструктивные девиации, или поведенческие отклонения, имеющие наряду с разрушающим началом созидательный характер;

б) деструктивные девиации, или поведение преступного характера с преобладающим разрушительным началом.

Девиации первого типа – это естественная реакция на изменившуюся обстановку, попытка приспособиться к новой ситуации и достигнуть желаемого результата без нанесения физического и материального ущерба окружающим и себе. Такие девиации могут впоследствии трансформироваться в новые социальные нормы.

Девиации второго типа следует разделить на два подтипа:

n  отклонения, приводящие к саморазрушению личности (в данном случае человек неадекватно реагирует на необходимость изменений в обществе, сосредоточивает свои усилия не на созидательной деятельности по его совершенствованию, а на разрушению собственного сознания, своего «естества»;

n  субъект наносит материальный и физический ущерб окружающим людям, посягает на общечеловеческие ценности, общество должно в этом случае не просто порицать, лечить, а наказывать.

Существует также типологизация девиантного поведения по Р. Мертону. В соответствии со своей теорией он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются также типами приспособления к обществу.

Первый тип поведения – конформность – предполагает соответствие и культурным целям, и средствам.

Второй тип девиантного поведения – инновация – предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения. Например, цель – достижение богатства, а средства к ее достижению – не занятие престижной деятельностью, образование, экономический успех, а предрасположенность к незаконным способам осуществления цели – рэкету, спекуляции, шантажу, торговле наркотиками.

Третий тип – ритуализм – предполагает, наоборот, отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Это может служить источником девиантного поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры.

Четвертый тип – ретретизм – предполагает отрицание и цели, и средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся вне общества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство.

Пятый тип – бунт – предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.

Девиация – это источник беспокойства для окружающих. Американские социологи еще в 30-е гг. обнаружили, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Таким образом, отклонения в поведении подростков следует рассматривать как своеобразный индикатор, реагирующий на самочувствие индивида в том или ином социуме.

4. Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения подростков ставит перед обществом в качестве одной из важных задач необходимость концентрации усилий, направленных на предупреждение правонарушений среди подростков и молодежи. Под профилактикой девиантного поведения понимается комплекс мер по выявлению и устранению конкретных недостатков семейного, общественного и школьного воспитания, а также целенаправленную работу с теми подростками, которые имеют отклонения в поведении. Следовательно, предупреждение представляет собой систему социальных, психолого-педагогических профилактических мер. Ранняя (первичная) профилактика включает мероприятия, направленные на ликвидацию неблагоприятных факторов, влияющих на формирование девиантных форм поведения, или на повышение устойчивости личности к этим факторам. Можно выделить следующие основные направления этой работы: 1) совершенствование социальной жизни людей; 2) устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; 3) воспитание социально позитивно ориентированной личности. Знакомство с нормами морали и права, социальными, этическими, нравственными нормами поведения – базовая основа первичной профилактики в школьной среде.

 

Рекомендуемая литература

  1. Беспалова, Т.С. Особенности понимания подростками целей воспитания // Психология. – 2000. — № 2. –С.51-60.
  2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Владос, 2001. – 240 с.
  3. Катович, Н.К. Модели воспитания школьников / Н.К. Катович. – Минск: НМЦентр, 2000. – 116 с.
  4. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – М.:ТЦ Сфера, 2001. – 160 с.
  5. Николайчик, Л.Ф. Помочь ребенку потерять ярлык “трудный” // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2003. – № 2. – С. 83-88.
  6. Плоткин, Т.Б., Яковенко, Г.В. Учитель и принимающий наркотики ученик: как обнаружить и чем помочь? // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2000. – № 3. – С. 70-75.
  7. Рычкова, М.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика / М.А. Рычкова. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.
  8. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. Н.Н. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.Н. Левко. – Минск: БелЭН, 2001. – 256 с.
  9. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.В. Шакурова. – М.: Владос, 2002. – 217 с.

 

Задания по УИРС, НИРС

1. Составьте и заполните таблицу: 

 Факторы, провоцирующие девиантное поведение

 Проявления и общая характеристика

 

2. Составьте интервью на тему «В чем причина отклонений в поведении подростков?» и проведите его с социальными педагогами в нескольких школах. Результаты обработайте.

Ретретизм» в социологии Р. Мертона – это

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 26Следующая ⇒

А. Форма нормального поведения

Б. Делинквентное поведение

В. Форма девиантного поведения, когда человек отвергает и цели общества, и средства их достижения

Г. Поведение, характерное для «белых» воротничков

Позитивной формальной санкцией является

А. Улыбка

Б. Дружеская похвала

В. Штраф

Г. Почетная грамота

Подростки придумывают однокласснику обидное прозвище. В данном случае действует контроль через

А. Групповое давление

Б. Принуждение

В. Социализацию

Г. Культуру

Поощрение ученика учителем

А. Является позитивной социальной санкцией

Б. Является формальной социальной санкцией

В. Не является санкцией, поскольку санкция ассоциируется с наказанием

Г. Является нормой

Социальные нормы, которые поддерживаются моральным сознанием верующих, верой в наказание за грехи при отступлении от норм – это

А. Политические нормы

Б. Религиозные нормы

В. Правовые нормы

Г. Моральные нормы

Социальная норма – это

А. Стандарт, регулирующий поведение в социальной обстановке

Б. Этическая или нравственная оценка

В. Манера вести себя или одеваться, в которой ключевой чертой является быстрое и непрерывное изменение стилей

Г. Обряд, с помощью которого пытаются оказать воздействие на духовные сущности с тем, чтобы достичь определенных целей

607. __________ представляет собой разновидность формального социального контроля в системе высшего профессионального образования

А. Отчисление из ВУЗа

Б. Объяснение ошибок и неточностей, допущенных в контрольной работе

В. Замечание по поводу некорректных высказываний

Г. Предупреждение о неэтичном поведении

608.Уголовное дело, возбужденное против Вас – это ______ санкция

А. Неформальная позитивная

Б. Неформальная негативная

В. Формальная негативная

Г. Формальная позитивная

В теории стигматизации первичной называется девиация, если человек

А. Многократно нарушает нормы

Б. Нарушил табу

В. Совершил уголовное преступление

Г. Не идентифицируется как девиант

610.Делинквентное поведение – это противоправное поведение…

а) подростков

б) которое индифферентно к возрасту и полу

в) взрослых

г) пожилых людей

611.Основной причиной девиантного поведения Э. Дюркгейм считал…

а) тревогу б) страх в) аномию г) особенности воспитания

612.Универсальными в социологии называют нормы, которые…

а) входят в сферу функционирования многих институтов

б) относятся к университетам

в) можно не принимать во внимание

г) можно реализовать только в одном контексте

613.Награды и наказания – это две разновидности…

а) значений людских действий

б) социальных санкций

в) социальных норм

г) типов взаимодействия

614.В социологии Р. Мертона основной формой девиации у бродяг и наркоманов является…

а) конформизм б) ретретизм в) бунт г) ритуализм

615. Последователи З. Фрейда и А. Адлера связывают стремление к лидерству…

а) с чувством превосходства б) с состоянием фрустации

в) с чувством неполноценности г) с необходимостью компенсации

616.Деятельность субъекта управления по изменению отношения целевой группы к политическому лидеру называется:

а) репутационной деятельностью

б) деятельностью в системе связей с общественностью (PR)

в) управлением мировоззрением группы

г) социальным манипулированием

617.Господство, основанное на исключительных качествах, приписываемых лидеру, называется:

а) олигархическое б) тоталитарное в) харизматическое г) традиционное

618.Авторитетный член группы, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой, благодаря его способности решать важные для группы проблемы и задачи − это:

А) лидер Б) субъект В) аттрактор Г) актор

Это меньшинство индивидуумов в какой либо области социальной жизни, оказывающих влияние на других

А. Хавбеки

Б. Инсайды

В. Аутсайдеры

Г. Лидеры

620.«Аутсайдер» — это…

а) слабая спортивная команда

б) маргинал

в) член не престижной группы

г) отстающий и самый неавторитетный член группы

621.Тип руководства организацией, для которого характерно то, что руководитель обеспечивает удовлетворение потребностей подчиненных в обмен на их лояльность и послушание, — это…

а) тоталитаризм б) фратернализм в) патернализм г) бюрократизм

622. Правовая система греческих городов-полисов понималась как отражение…

А) традиций Б) воли правителя В) воли народа Г) космических порядков

623.Система норм или правил поведения, исходящих от государства, выражающих волю и интересы государства и гарантируемых его принудительной силой − это…

А) мораль Б) традиции В) право Г) обычаи

624.Организация политической власти, необходимая для управления обществом − это…

А) государство Б) общественное движение В) профсоюз Г) партия

625.Принцип права, который обеспечивает личности гарантии предоставления ей свободы и запрещает государству вмешиваться в те сферы жизни, которые не подпадают под правовое регулирование и тем самым могут нарушать предоставленную ей свободу, называется принцип…

А) равенства Б) гуманизма В) справедливости Г) социальной свободы

626. Произведение, в котором Аристотель обосновывает учение о формах государственного устройства, называется…

А. «Метафизикой» Б. «Политикой» В. «Риторикой» Г. «Этикой»



Читайте также:

 

Теория ритуализма Роберта Мертона

Ритуализм — это концепция, разработанная американским социологом Робертом К. Мертоном как часть его теории структурных деформаций. Это относится к обычной практике прохождения движений повседневной жизни, даже если человек не принимает целей или ценностей, соответствующих этим практикам.

Ритуализм как ответ на структурную деформацию

Мертон, важная фигура в ранней американской социологии, создал то, что считается одной из самых важных теорий девиантности в этой дисциплине.Теория структурной деформации Мертона утверждает, что люди испытывают напряжение, когда общество не предоставляет адекватных и одобренных средств для достижения культурно ценных целей. По мнению Мертона, люди либо принимают эти условия и соглашаются с ними, либо они каким-то образом бросают им вызов, что означает, что они думают или действуют таким образом, который кажется отклоняющимся от культурных норм.

Теория структурной деформации объясняет пять реакций на такое напряжение, одной из которых является ритуализм. Другие ответы включают соответствие, которое включает постоянное принятие целей общества и постоянное участие в утвержденных средствах, с помощью которых предполагается их достичь.Инновация предполагает принятие целей, но отказ от средств и создание новых средств. Ретреатизм означает отказ как от целей, так и от средств, а восстание возникает, когда люди отвергают и то, и другое, а затем создают новые цели и средства для достижения.

Согласно теории Мертона, ритуализм возникает, когда человек отвергает нормативные цели своего общества, но, тем не менее, продолжает участвовать в средствах их достижения. Этот ответ включает в себя отклонение в форме отказа от нормативных целей общества, но не отклоняется на практике, потому что человек продолжает действовать таким образом, который соответствует достижению этих целей.

Один из распространенных примеров ритуализма — это когда люди не преследуют цель продвинуться в обществе, преуспев в карьере и зарабатывая как можно больше денег. Многие часто думали об этом как об американской мечте, как и Мертон, когда создавал свою теорию структурной деформации. В современном американском обществе многие осознали, что резкое экономическое неравенство является нормой, что большинство людей на самом деле не испытывают социальной мобильности в своей жизни и что большая часть денег зарабатывается и контролируется очень крошечным меньшинством богатых людей.

Те, кто видят и понимают этот экономический аспект реальности, а также те, кто просто не ценит экономический успех, а строят его другими способами, отвергают цель подъема по экономической лестнице. Тем не менее, большинство по-прежнему будет придерживаться поведения, которое предназначено для достижения этой цели. Большинство из них будет проводить большую часть своего времени на работе, вдали от своих семей и друзей, и даже могут попытаться получить статус и повышенную заработную плату в рамках своей профессии, несмотря на то, что они отвергают конечную цель.Они «совершают движения» того, что ожидается, возможно потому, что они знают, что это нормально и ожидаемо, потому что они не знают, что еще делать с собой, или потому что у них нет надежды или ожидания изменений в обществе.

В конечном счете, хотя ритуализм проистекает из недовольства ценностями и целями общества, он помогает поддерживать статус-кво, сохраняя нормальные повседневные практики и поведение. Если вы задумаетесь об этом на мгновение, вероятно, есть по крайней мере несколько способов, которыми вы занимаетесь ритуализмом в своей жизни.

Другие формы ритуализма

Форма ритуализма, которую Мертон описал в своей теории структурной деформации, описывает поведение людей, но социологи выявили и другие формы ритуализма. Например, социологи также признают политический ритуализм, который возникает, когда люди участвуют в политической системе путем голосования, несмотря на то, что они считают, что система сломана и не может фактически достичь своих целей.

Ритуализм является обычным явлением в бюрократии, когда члены организации соблюдают жесткие правила и практики, хотя это часто противоречит их целям.Социологи называют это «бюрократическим ритуализмом».

Теория крима — Краткое изложение теории деформации, Рэйчел Хейдж 2

Теория крима — Краткое изложение теории деформации, Рэйчел Хейдж 2 Рэйчел Hage
Soc. 862 9-21-99 Общая информация для чтения

Сегодняшние чтения сосредоточены на социальной структуре Мертона. и аномия, или то, что наиболее известно как теория деформации. От Мертона собственная работа с оценками и пересмотрами этой теории, очень глубокий взгляд у истоков теории к ее будущему были рассмотрены и обсуждали.

Лучше всего начать с оригинальной работы Мертона. о социальной структуре и аномии. Важно заранее отметить, что напряжение теория — это то, что развилось из социальной структуры и аномии у человека уровень (Бертон, 1992, стр.1). Мертон всегда старался отойти от личности, вместо этого рассматривать аномию как социальное состояние. Его теоретическая цель был фундаментально социологическим (5). Фактически, это было заявлено Месснером (1988). что теория социальной организации Мертона обещает привести к отчетливо социологическое объяснение преступности и девиантности (50).Изучая его оригинал теории можно увидеть, что «в основе аналитической модели Мертона концептуализация социальной системы как состоящей из двух фундаментальных компоненты: культурная структура и социальная структура »(Месснер, 36; Мертон, 673). По определению Мертона (1968), «культурную структуру можно определить как организованный набор нормативных ценностей, регулирующих поведение, которое является общим членам определенного общества или группы. А по социальной структуре означал тот организованный набор социальных отношений, в котором члены общество или группа по-разному замешаны »(216).Это тогда, когда там разрыв между этими двумя структурами, вызванный акцентом на определенные цели успеха, которые достигаются без равного акцента на средствах для достижения этих целей, что порождает относительные лишения. Более в частности, Мертона больше всего беспокоил упор на экономические цели и лишение препятствий в достижении того, что другие смогли достичь. Это когда нормативные средства теряют силу, что дает подняться до состояния аномии.Это состояние аномии, которое рассматривается как срыв социальных стандартов, регулирующих поведение (Burton, 5), и «не просто как «безнормальность», но как более или менее полный крах социальной солидарности так что каждый человек вынужден действовать в одиночку (Лилли, 76), затем дает повышаются до высоких показателей девиантного поведения (Месснер, 37). Об этом заявил Мертон (1938), «отклоняющееся от нормы поведение, следовательно, можно рассматривать как симптом разобщения между культурно определяемыми стремлениями и социально структурированными означает «(674).Также в теории Мертона важно упомянуть его пять альтернативные способы адаптации или адаптации отдельными лицами в общество или группа, несущие культуру: конформизм, новаторство, ритуализм, отступничество и бунт. Соответствие культурным целям и средствам наиболее распространен из режимов, а отступничество — наименее распространено (677). Таким образом, в целом «определенные аспекты социальной структуры могут создавать контрморы и антиобщественное поведение именно из-за различий акценты на целях и правилах »(Мертон, 674).

При исследовании того, что Месснер называет двумя теоретическими аргументы: социальная организация и девиантная мотивация, можно взгляните на теорию Мертона в новом свете. Именно здесь Месснер (1988) утверждает, что эти две теории не являются логически взаимозависимыми. Вместо он больше всего заинтересован в социальной организации и видит, что это единственное теория, чтобы включить понятие аномии (43). Фактически, он утверждает, что учитывая концептуализацию аномии, не может быть прямой связи между аномией и девиантными мотивациями (45).Поэтому он очень хвалит социальной организации; однако заявляет, что он должен быть совместим с некоторая мотивационная теория девиантности (50).

Однако, несмотря на многочисленные критические замечания по поводу теории Мертона, были призывы к пересмотру и перенаправлению. Например Агнью (1992) использует теорию деформации, которая «обычно сосредоточена на отношениях в которые другие представляют личность от достижения положительно оцененных целей » (48) и расширяет его, чтобы включить «отношения, в которых присутствуют другие человек с вредными или негативными стимулами »(49).В своей работе он ссылается к трем различным типам напряжения, каждый из которых представляет собой разный тип негативных отношений с другими. Его три категории напряжения, которые он представляет как идеальные типы мешают достичь положительно оцененных целей, удаляют или угроза удалить положительно ценные стимулы, которыми обладает человек, или предъявление или угроза предъявить кому-либо отрицательно оцененные стимулы (50). Подробно исследуя эти категории напряжения, он обсуждает как каждый тип штамма увеличивает вероятность того, что люди испытывать негативные эмоции, которые могут привести к правонарушению (59).В этом Учитывая, Агнью утверждает, что общая теория деформации может объяснять широкий диапазон правонарушений.

Наконец, при изучении теории деформации, эмпирический статус следует обсудить. Следует отметить, что эмпирические тесты деформации Теория дала смешанные результаты (Burton, 1992, стр. 3). Однако при рассмотрении Статья Бертона, исследования, посвященные проверке устремлений и ожиданий, и исследования тестирование заблокированных возможностей, оба утверждают, что измеряют теорию деформации дали разные результаты.Однако эмпирические данные в пользу деформации теория более последовательна, используя меры заблокированных возможностей (14). Дальше, теория деформации обычно опровергается, когда деформация реализуется несоответствие профессиональных или образовательных устремлений и ожиданий. Однако было отмечено, что если теория деформаций будет развиваться, то потребуется больше работы. необходим для определения и измерения полной сложности концепций теории целей и возможностей / средств успеха (17).

В целом, то видно, что хотя теория деформации был в центре внимания в 1960-х, кажется, что некоторые надеюсь вернуть некоторые идеи Мертона и использовать их для объяснения преступность и правонарушение (Лилли, 65-66).Однако следует отметить, что Мертон первоначальная теория, или зерно его теории, кажется, потеряно от критики и отсутствие эмпирической поддержки. Вместо этого исправления и новые идеи от Кажется, что работа Мертона — это то, что появляется.

Вопрос: Утверждается, что теория социального организация обещает привести к отчетливо социологическому объяснению уровней преступности и девиантности, возможно ли вообще объяснение преступности и девиантности исключительно социологической формы, и если да, то что могло это значит для области криминологии?

Функционалистский взгляд на отклонения

Функционалистский взгляд на отклонения

Функционализм утверждает, что отклонения помогают создать социальную стабильность, представляя объяснения ненормативного и нормативного поведения.

Цели обучения

Опишите функционалистский взгляд на девиантность в обществе

Основные выводы

Ключевые моменты
  • Структурно-функционалистский подход подчеркивает социальную солидарность, разделенную на органическую и механическую типологии, и стабильность социальных структур.
  • Девианс дает ключ к пониманию разрушения и перекалибровки общества, которые происходят с течением времени. Некоторые черты характера, которые могут вызвать разрушение общества, будут подвергнуты стигматизации.
  • Системы отклонений создают нормы и говорят членам данного общества о том, как им себя вести, излагая образцы приемлемого и недопустимого поведения.
  • Девиантность позволяет групповому большинству объединиться вокруг своего мировоззрения, часто за счет тех, кто отмечен как девиантные. Социальные параметры устанавливают границы между группами населения и способствуют формированию менталитета «мы против них» внутри этих двух групп.
  • Признание девиантности может на самом деле укрепить солидарность в отмеченном сообществе, поскольку его члены гордятся своей стигматизированной идентичностью и причастны к ней.
  • Некоторые черты характера будут подвергнуты стигматизации и потенциально могут вызвать социальные потрясения. Однако по мере того, как черты характера становятся все более распространенными, общество постепенно приспосабливается к включению в него ранее стигматизированных черт.
Ключевые термины
  • структурный функционализм : Социологический подход, который рассматривает общество через макроуровневую ориентацию, которая представляет собой широкий акцент на социальных структурах, формирующих общество в целом.
  • Население : Подсчет количества жителей в пределах политических или географических границ, таких как город, страна или мир, или количество людей, принадлежащих к определенной группе.
  • Социальные параметры : Данные правила и нормы в данной социальной ситуации.

Какую функцию девиации играют в обществе? Это вопрос, который задают социологи, придерживающиеся школы структурного функционализма. Структурный функционализм уходит своими корнями в самые истоки социологической мысли и в развитие социологии как дисциплины. Хотя предшественники структурного функционализма существовали с середины 1800-х годов, структурный функционализм был закреплен Эмилем Дюркгеймом в конце XIX века.Структурно-функционалистский подход подчеркивает социальную солидарность, разделенную на органическую и механическую типологии, и стабильность социальных структур. Структурные функционалисты спрашивают: «Как то или иное социальное явление способствует социальной стабильности?» На этот вопрос нельзя ответить, не исследуя отклонения.

Functions of Crime : Это короткий отрывок из сегмента «Functions of Crime» их нового семичастного DVD «Short Cuts to Sociology: Crime and Deviance.”

Эмиль Дюркгейм : Дюркгейм официально учредил академическую дисциплину и вместе с Карлом Марксом и Максом Вебером часто упоминается как главный архитектор современной социальной науки и отец социологии.

Для структурного функционалиста девиантность выполняет две основные роли в создании социальной стабильности. Во-первых, системы распознавания и наказания за отклонения создают нормы и говорят членам данного общества, как им себя вести, излагая образцы приемлемого и неприемлемого поведения.Чтобы не тревожить общество, нужно знать, какое поведение считается девиантным. Во-вторых, эти социальные параметры создают границы между популяциями и способствуют менталитету «мы против них» внутри разных групп. Девиантность позволяет большинству объединиться вокруг своей нормативности за счет тех, кто отмечен как отклоняющиеся. И наоборот, быть отмеченным как девиантное может реально укрепить солидарность в отмеченном сообществе, поскольку члены гордятся своей стигматизированной идентичностью и причастны к ней и создают собственные сплоченные единицы (например, члены сообщества ЛГБТ объединяются вокруг Прайда).

Итак, с точки зрения структурного функционализма, как меняется общество, особенно в отношении установления норм и девиантного поведения? Отклонение дает ключ к пониманию разрушения и перекалибровки общества, которые происходят с течением времени. Некоторые черты характера будут подвергнуты стигматизации и потенциально могут вызвать социальные потрясения. Однако по мере того, как черты характера становятся все более распространенными, общество постепенно приспосабливается к включению в него ранее стигматизированных черт.

Возьмем, опять же, пример гомосексуализма.В городах Америки 50 лет назад гомосексуальное поведение считалось девиантным. С одной стороны, это раскололо общество на тех, кто отмечен как гомосексуалисты, и тех, кто не отмечен как нормативные гетеросексуалы. В то время как этот менталитет «мы против них» укреплял социальную идентичность и солидарность внутри этих двух категорий, существовал всеобъемлющий социальный раскол. Со временем гомосексуализм стал восприниматься как более распространенное направление. Соответственно, то, что первоначально выглядело как раскол общества, на самом деле усиливает социальную стабильность, позволяя использовать механизмы социальной адаптации и развития.

Теория напряжения: как социальные ценности вызывают отклонения

Теория напряжения утверждает, что социальные структуры в обществе могут подталкивать граждан к совершению преступлений.

Цели обучения

Примените типологию девиантности Мертона к реальному миру и приведите примеры для каждого типа

Основные выводы

Ключевые моменты
  • Теория социальной напряженности была разработана известным американским социологом Робертом К. Мертоном. «Напряжение» означает несоответствие между целями, сформулированными в культуре, и институционализированными средствами, доступными для достижения этих целей.
  • Мертон предлагал типологию отклонений, основанную на двух критериях: (1) мотивация человека или ее приверженность культурным целям; (2) вера человека в то, как достичь своих целей.
  • Типология — это схема классификации, разработанная для облегчения понимания.
  • Согласно Мертону, существует пять типов отклонений, основанных на этих критериях: конформизм, новаторство, ритуализм, отступничество и бунт.
Ключевые термины
  • типология : систематическая классификация типов чего-либо в соответствии с их общими характеристиками.
  • Теория социальной напряженности : Теория социальной напряженности была разработана знаменитым американским социологом Робертом К. Мертоном, который в своем обсуждении девиантности предложил типологию девиантного поведения.

Теория социальной напряженности была разработана известным американским социологом Робертом К. Мертоном. Теория утверждает, что социальные структуры могут оказывать давление на граждан с целью совершения преступлений. Напряжение может быть структурным, что относится к процессам на социальном уровне, которые фильтруют и влияют на то, как человек воспринимает свои потребности.Напряжение также может быть индивидуальным, что относится к трению и боли, которые испытывает человек, когда он или она ищет способы удовлетворить индивидуальные потребности. Эти виды напряжения могут проникнуть в социальные структуры в обществе, которые затем заставят граждан стать преступниками.

Теория социального напряжения : Пять типов отклонений.

В своем обсуждении девиантности Мертон предложил типологию девиантного поведения, которая проиллюстрировала возможные расхождения между культурно определенными целями и институционализированными средствами, доступными для достижения этих целей.Типология — это схема классификации, разработанная для облегчения понимания. В данном случае Мертон предлагал типологию отклонений, основанную на двух критериях: (1) мотивация человека или его приверженность культурным целям; (2) вера человека в то, как достичь своих целей. Согласно Мертону, на основании этих критериев существует пять типов отклонения:

  • Конформизм предполагает принятие культурных целей и средств их достижения.
  • Инновации подразумевают принятие целей культуры, но отказ от традиционных и / или законных средств достижения этих целей.Например, член мафии ценит богатство, но использует альтернативные способы его достижения; в этом примере средства члена мафии будут отклоняться.
  • Ритуализм предполагает отказ от культурных целей, но рутинное принятие средств для достижения целей.
  • Ретреатизм подразумевает отказ как от культурных целей, так и от традиционных средств их достижения.
  • Восстание — особый случай, когда человек отвергает как культурные цели, так и традиционные средства их достижения, но активно пытается заменить оба элемента общества другими целями и средствами.

Что делает типологию Мертона настолько увлекательной, так это то, что люди могут прибегать к отклонениям в стремлении к общепринятым социальным ценностям и целям. Например, люди в США, торгующие незаконными наркотиками, отвергли культурно приемлемые способы зарабатывания денег, но все же разделяют широко признанную культурную ценность в США зарабатывания денег. Таким образом, отклонение может быть результатом принятия одной нормы, но нарушения другой ради достижения первой. В этом смысле, согласно теории социального напряжения, социальные ценности фактически вызывают отклонения двумя способами.Во-первых, актер может отвергать социальные ценности и, следовательно, становиться девиантным. Кроме того, актер может принимать социальные ценности, но использовать девиантные средства для их реализации.

Критики указывают на тот факт, что существует множество преступлений / правонарушений, которые являются «неутилитарными, злонамеренными и негативистскими» (O’Grady, 2011), что подчеркивает, что не все преступления можно объяснить с помощью теории Мертона. Такие преступления, как вандализм, например, нельзя объяснить потребностью в материальном приобретении.

Незаконные структуры возможностей: социальный класс и преступность

Незаконные структуры возможностей — это правила, действующие в девиантных субкультурах.

Цели обучения

Объясните, как незаконные структуры возможностей функционируют в различных субкультурах

Основные выводы

Ключевые моменты
  • Американские социологи Ричард Коуэн и Ллойд Олин расширили теорию социального напряжения Роберта К. Мертона, чтобы напрямую обратиться к преступности среди несовершеннолетних и социальному классу.
  • Субкультура — это группа людей, чья культура отличает их от более широкой культуры, к которой они принадлежат.
  • В криминальной субкультуре молодежь учится использовать преступление для получения материальной выгоды.
  • В конфликтной субкультуре молодежь учится создавать банды, чтобы выразить разочарование по поводу отсутствия нормативных структур возможностей в их районе.
  • В ретриатистской субкультуре молодежь учится отвергать как законные, так и незаконные структуры возможностей.
  • В ретреатистской субкультуре молодежь учится отвергать как законные, так и незаконные структуры возможностей
Ключевые термины
  • Конфликтная субкультура : В конфликтной субкультуре молодежь учится создавать банды, чтобы выразить разочарование по поводу отсутствия нормативных структур возможностей в их районе.
  • субкультура : Часть культуры, отличающаяся от более широкого общества вокруг нее своими обычаями или другими особенностями.
  • Незаконная структура возможностей : В криминологии теория субкультур возникла в результате работы Чикагской школы, посвященной бандам, и через школу символического интеракционизма превратилась в набор теорий, утверждающих, что определенные группы или субкультуры в обществе обладают ценностями и установками, которые способствуют развитию общества. преступность и насилие. Основное внимание уделяется преступности среди несовершеннолетних, потому что теоретики считают, что если эту схему правонарушений можно понять и контролировать, она прервет переход от подросткового правонарушителя к обычному преступнику.

Американские социологи Ричард Коуэн и Ллойд Олин расширили теорию социального напряжения Роберта К. Мертона, чтобы напрямую обратиться к преступности среди несовершеннолетних и социальному классу. Если вы помните, теория социального напряжения развивает типологию отклонений, согласно которой индивидуум может отклоняться в двух плоскостях. Индивид может быть девиантным, отказываясь принимать социальные нормы, или индивид может отклоняться, принимая социальные нормы, но используя девиантные средства для их реализации. В контексте США, где процветание является социальной ценностью, можно отклониться, отказавшись от понятия богатства.Как вариант, можно отклониться, стремясь к богатому образу жизни, но зарабатывая себе на жизнь карманным вором.

В 1960 году Коуэн и Олин опубликовали Преступность и возможности: теория преступных банд . В этой работе они отметили, что люди, которые достигли социальных норм девиантными способами, часто действовали изнутри институтов, которые, как и те, которые действуют в нормативных институтах, имели правила поведения. Ключом к пониманию теории Коуэна и Олина является понятие субкультуры.Субкультура — это группа людей с культурой, которая отличает их от более широкой культуры, к которой они принадлежат. Субкультуры создают эффект наложения или наслоения в более широком культурном контексте. В то время как карманник может отклоняться от американских социальных норм, он придерживается социальных норм небольшой группы людей, которые идентифицируют себя как американские карманники. Коуэн и Олин утверждали, что субкультуры имеют свои собственные правила. Незаконные структуры возможностей — это правила, действующие в девиантных субкультурах.Коуэн и Олин подчеркнули, что структуры этих девиантных субкультур совпадают с правилами и действиями более социально приемлемых институтов.

Готы : Готы являются примером субкультуры: группы людей с культурой, которая отличает их от более широкой культуры, к которой они принадлежат.

Коуэн и Олин использовали преступность несовершеннолетних в качестве примера для изучения теории незаконных структур возможностей. В криминальной субкультуре молодежь учится использовать преступление для получения материальной выгоды.Эта субкультура обычно формируется в тех областях, где существует устоявшаяся организация преступности среди взрослых, которая обеспечивает незаконную структуру возможностей для молодежи научиться преступному поведению для достижения материального успеха. В конфликтной субкультуре молодежь учится создавать банды, чтобы выразить разочарование по поводу отсутствия нормативных структур возможностей в их районе. Новые участники банды узнают, как участвовать в конфликтах или действиях банды, чтобы выразить разочарование, наблюдая за руководством банды.Таким образом, банды становятся самостоятельной субкультурой, в отличие от нормативной мирной модели поведения молодежи. Наконец, в субкультуре ретрита молодежь учится отвергать как законные, так и незаконные структуры возможностей. Эти люди считаются «двойными неудачниками» в том смысле, что их поведение не является ни нормативным, ни приемлемым для общества в целом, ни отклоняющимся, но принимаемым субкультурой.

Криминальные и конфликтные субкультуры демонстрируют, что индивиды могут отвергать нормативные средства культуры в целом и все же находить место в меньшей девиантной субкультуре.Субкультура отступников — исключение, которое доказывает правило незаконных структур возможностей. Крайняя девиантность и изоляция людей, связанных с ретреатистской субкультурой, демонстрируют, что те, кто проявляет девиантное поведение, могут найти субкультуру, на которую они могут подписаться.

Новая классификация девиантного поведения в JSTOR

Типология моделей индивидуальной адаптации Мертона неоднозначна в использовании символов.Введя символ безразличия в дополнение к символам принятия и отклонения, можно избежать трудностей и расширить схему классификации, чтобы включить модели девиантного поведения, не явные в оригинале. Отмечены другие примеры типологической инновации.

Официальный флагманский журнал Американской социологической ассоциации (ASA), American Sociological Review (ASR), публикует работы, представляющие интерес для дисциплины в целом, новые теоретические разработки, результаты исследований, которые способствуют нашему пониманию фундаментальных социальных процессов, а также важные методологические инновации.Приветствуются все области социологии. Упор делается на исключительное качество и общий интерес. Публикуется два раза в месяц в феврале, апреле, июне, августе, октябре и декабре. Информация о подписках, размещении статей и расценках на рекламу: http://www.asanet.org/journals/asr/

Заявление о миссии Американской социологической ассоциации: Служить социологам в их работе Развитие социологии как науки и профессии Продвижение вклада и использования социологии в общество Американская социологическая ассоциация (ASA), основанная в 1905 году, является некоммерческой организацией. членская ассоциация, посвященная развитию социологии как научной дисциплины и профессия, служащая общественному благу.ASA насчитывает более 13 200 членов. социологи, преподаватели колледжей и университетов, исследователи, практики и студенты. Около 20 процентов членов работают в правительстве, бизнес или некоммерческие организации. Как национальная организация социологов Американская социологическая ассоциация, через свой исполнительный офис, имеет все возможности для предоставления уникального набора услуги для своих членов и способствовать жизнеспособности, заметности и разнообразию дисциплины.Работая на национальном и международном уровнях, Ассоциация стремится сформулировать политику и реализовать программы, которые, вероятно, будут иметь самые широкие возможное влияние на социологию сейчас и в будущем.

JBS278781.vp

% PDF-1.6 % 108 0 объект > endobj 105 0 объект > поток Acrobat Distiller 8.1.0 (Windows) PScript5.dll Версия 5.2.22008-12-19T16: 19: 22-06: 002008-12-19T16: 17: 25-06: 002008-12-19T16: 19: 22-06: 00uuid: 5c1b7a8d-9167-440a-8742-fa87cb20e1b9uuid: f424c7a7-f337-488b-9509-3a20e549f77capplication / pdf

  • JBS278781.vp
  • Frances_Malone
  • конечный поток endobj 129 0 объект > / Кодировка >>>>> endobj 101 0 объект > endobj 102 0 объект > endobj 103 0 объект > endobj 104 0 объект > endobj 62 0 объект > endobj 65 0 объект > endobj 68 0 объект > endobj 71 0 объект > endobj 74 0 объект > endobj 76 0 объект > поток h ެ YrH} W (6Ԉ / e $> f = @ [| ~, $ eCy9y2í ؓ (, K) 0ԞQ * VG’NTqB8ʼB ﮠ GʶY.-% F74 [8-CWmY $$ ۵ $ MI «v4 ʋЊhb ! Z = x \ Z95g7 ᡳ EQ6LʾN ؑ f.i; R | jĿ | ߈ ± ̋ o # ABFvvYKZ8f | ÝwfvM $ * 0pDE խ (2 4n: IK * b} H [WQ, Ng6TFiO \ k ו jOCǮ / WN2_BJ9E | > 5k-d ~ Z74 @ zU-: c8RG $ e ۭ˂ :(; t \ = 6F5bPNßq |

    Политика ретреатизма — Стипендия Оксфорда

    Страница из

    НАПЕЧАТАНО ИЗ ОНЛАЙН-СТИПЕНДИИ ОКСФОРДА (oxford.universitypressscholarship.com). (c) Авторские права Oxford University Press, 2021. Все права защищены. Отдельный пользователь может распечатать PDF-файл одной главы монографии в OSO для личного использования.дата: 20 февраля 2021 г.

    Глава:
    (стр.99) 5 Политика ретреатизма
    Источник:
    Политическая психология глобализации
    Автор (ы):

    Катарина Киннвалл

    Пол Несбитт-Ларкинг

    Издательство:
    Oxford University Press
    DOI
    /acprof:oso/9780199747542.003.0016

    Глава 5 предназначена для описания свидетельств шаблонов отступничества в шести странах.Глава начинается с краткого описания ретреатизма и его общих характеристик. Затем в главе рассматриваются по очереди: Франция, Нидерланды, Соединенное Королевство, Дания, Швеция и Канада, каждая из которых рассматривается в контексте свидетельств отступничества среди мусульманского меньшинства и большинства населения. В этой главе утверждается, что, хотя среди мусульманских меньшинств можно обнаружить отступничество, объектом, против которого отступает индивид, может быть либо политическое общество в целом, либо само мусульманское сообщество.Хотя политика ретреатизма ассоциируется с поколениями диаспоры, она известна среди постдиаспорических когорт.

    Ключевые слова: ретреатизм, большинство, меньшинство, мусульмане после диаспоры, Франция, Нидерланды, Великобритания, Дания, Швеция, Канада

    Oxford Scholarship Online требует подписки или покупки для доступа к полному тексту книг в рамках службы. Однако публичные пользователи могут свободно искать на сайте и просматривать резюме и ключевые слова для каждой книги и главы.

    Пожалуйста, подпишитесь или войдите для доступа к полному тексту.

    Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому заголовку, обратитесь к своему библиотекарю.

    Для устранения неполадок, пожалуйста, проверьте наш FAQs , и если вы не можете найти там ответ, пожалуйста Связаться с нами .

    Инновации или ретреатизм: чему должны учиться студенты, изучающие экологию? (часть 3)

    Если читатели пропустили части 1 и 2 этой серии, вот краткое изложение: In Innovation or Retreatism: Что должны изучать студенты, изучающие экологию? (часть 1) я представил Роберта К.Теория отклонения от структурной деформации Мертона как возможный способ размышления о том, как те из нас, кто занимается экологическими исследованиями, особенно те, кто преподает с точки зрения политической экономии, должны говорить об индивидуальных и общественных реакциях на экологический кризис. Основная идея состоит в том, что теорию структурной деформации Мертона можно творчески использовать, рассматривая некий вид устойчивого общества как нашу цель, при этом изменение индивидуального поведения и реформа политики служат двумя доминирующими подходами к достижению цели.Структурное напряжение проявляется в виде ощущения неадекватности отдельных действий и неэффективности в отношении изменения политики. В части 1 и части 2 я изучил четыре из пяти реакций, которые, по теории Мертона, могут предпринять люди перед лицом структурной деформации. В этом заключительном посте серии я хочу исследовать ретреатизм: отказ от целей (например, цели устойчивого общества и индивидуальной ответственности и реформирования политики как средств ее достижения).

    Предполагая, что целью является некая форма устойчивого капитализма, отступник отвергает эту цель (возможно, в пользу посткапиталистического экономического порядка как основы устойчивого общества), одновременно отвергая призывы к личному ограничению потребления и политике, направленной на при регулировании воздействия человека на окружающую среду.

    Мое беспокойство и мотивация для написания этой серии заключается в том, что ретреатизм вреден для человека или планеты, но я боюсь, что это слишком часто является тем посланием, которое студенты выносят, когда изучают сильную политическую экономию. Несомненно, отступление имеет определенный смысл, особенно с точки зрения сильной политической экономии: логика внутреннего роста капитализма мешает ему когда-либо быть устойчивым, а личная ответственность и реформа политики неспособны подорвать капитализм и заменить его устойчивой альтернативой.Таким образом, сильная политическая экономическая перспектива решительно отвергает цель и средства, но затем она просто заставляет нас сидеть и ждать, пока внутренние противоречия капиталистической системы все рухнут.

    С этим связаны две проблемы. Во-первых, как указал студент, которого я цитировал в части 1, тем временем молодые люди, стремящиеся к устойчивому обществу, должны чувствовать, что единственный выход — это вступить во взрослую жизнь и стать еще одним винтиком в системе. Во-вторых, даже если они готовы выжидать, как винтик, ожидая, пока все рухнет, ученики с глубоким чувством справедливости будут обеспокоены тем, как неравномерно будут нести последствия аварии.

    Мы дважды обременяем молодые поколения, когда говорим им: «К сожалению, мы несем большую ответственность за этот экологический кризис, с которым не смогли справиться. Да, кстати, у нас есть прекрасная критика того, что вызывает проблему, но вы сами по себе, когда дело доходит до представления альтернативного общества и способов его достижения ».

    Итак, я вернулся к тому, с чего начал … Как мы можем вовлечь студентов в критику политической экономии капитализма, чтобы они не делали жизненный выбор, который поддерживает систему, которая вызывает серьезную несправедливость для людей и планеты, но также дает им понимание что у них есть другой выбор, кроме как сидеть сложа руки и ждать революции, которая произойдет таким образом, что усугубит несправедливость, которую мы критикуем в системе? Во второй части я описал то, что я называю «культурными импульсами», как тот тип инновационной реакции, который мог себе представить Мертон.

    Давайте вернемся к восстанию как реакции на структурное напряжение. В части 1 я сказал, что бунт, который отвергает цель и средства, одновременно отстаивая новую цель, проблематичен, если новая цель, поставленная в достаточной мере, не предусматривает политическую экономию, в отличие от капитализма, способную устранить структурные отношения, которые блокируют общество в ООН устойчивость. Если сильная политико-экономическая перспектива оправдывает отказ от цели и средств капиталистической реформы, должна быть выдвинута новая цель.Что это за новая цель? Как мы предлагаем этого добиться?

    Это более глубокие вопросы, над которыми мы должны задуматься. Это демонстрирует способность видеть за пределами ложной дихотомии либо индивидуальной ответственности , либо реформы политики . Ниже приводится отрывок из выпускного экзамена студента, эссе на вынос с простым предложением прочитать «Забудьте о более коротких душах» Деррика Дженсена, а затем критиковать аргумент Дженсена о том, что люди, принимающие более короткий душ, НЕ, в конечном счете, решат экологический кризис ( задание, которое я объяснил в книге «Короткие ливни или протесты против трубопроводов? Личный парадокс в преподавании экологических исследований»).Я разделяю это, потому что считаю, что он отражает тот образ мышления, который мы должны стремиться развивать:

    С юных лет нам говорят, что независимо от того, насколько мал, наш выбор имеет значение. Мы учимся выключать свет, когда выходим из комнаты, выключать воду во время чистки зубов и т. Д. Возможно, наиболее неудобной для среднего взрослого человека является идея, что мы должны экономить воду, принимая более короткий душ. В конце концов, кто действительно хочет уложить свои ритуалы уборки в пятиминутный период (особенно если вы знаете, что кто-то где-то наслаждается роскошным часовым душем)? Книга Деррика Дженсена «Забудьте о более коротких ливнях» направлена ​​на то, чтобы разгадать те годы, когда нам говорили, что наш личный выбор влияет на размах экологического движения.Однако Дженсен оказался прав по совершенно неверным причинам. Хотя его позиция, безусловно, небезосновательна, она не может охватить тонкие тонкости проблемы, вместо этого он выбирает широкий и неуклюжий подход к сложной ситуации. Его позиция относится не к сфере оптимизма или пессимизма, а к типу идеалистического реализма, который не обращает внимания на врожденные сложности реальности, в которой мы живем.

    С одной стороны, и, как утверждает Деррик Дженсен в своей книге «Забудьте о более коротких душах», нелепо ожидать, что люди поверит, что они несут личную ответственность посредством повседневных решений, таких как более короткие душевые, за преодоление структурных ограничений, мешающих обществу двигаться к устойчивости.С другой стороны, учитывая укорененность корпоративной власти в политической системе, также нелепо ожидать, что люди поверит, что политика будет реформирована или что реформированная политика пойдет достаточно далеко для достижения цели устойчивости.

    В связи с экологическими проблемами и проблемой перехода к устойчивому обществу нет простых ответов, которые можно было бы оставить студентам в конце семестра. Поэтому наша обязанность не столько в том, чтобы научить их конкретным стратегиям достижения цели.

    Добавить комментарий