Результат процесса социализации – Результаты социализации

Содержание

Результаты социализации

Процесс социализации

Определение 1

Социализация определяется исследователями как процесс усвоения человеком определенной системы норм и ценностей, а также знаний, которые необходимы ему для того, чтобы быть полноценным членом социума.

Поскольку это неоднородный процесс, то он включает в себя сразу несколько ключевых элементов. Это и воспитание, и образование, а также еще и совокупность достаточно стихийных воздействий, которые могут влиять на человека, на его процесс ассимиляции в социальные группы и в целом в общественную систему. Помимо этого, на процесс социализации влияют некоторые факторы, которые необходимо типологизировать следующим образом:

  • Внутренние факторы;
  • Внешние факторы.

В качестве внутренних факторов социализации индивида мы выделим генетически заданные факторы, а также процесс самовоспитания. Что касается генетически заданных аспектов, то этом могут быть физиологические и интеллектуальные особенности индивида, а также его психические данные, которые могут как способствовать социализации, так и тормозить ее. Индивид может страдать некоторыми психическими заболеваниями и отклонениями, а также может попросту не быть полноценным в физическом плане (проблемы со зрением, слухом, речью, иные физические недостатки и увечья). Все это напрямую оказывает влияние на то, каким образом он будет адаптироваться к новым социальным и культурным условиям.

Что касается внешних факторов, то их также можно разделить на две основные группы:

  1. Макросреда – вся общественная система, государство и его устройство, социальное положение индивида, нация и культура, вероисповедание. Все эти элементы неизменно оказывают влияние на человека и его жизнь, а также могут способствовать индивидуализации его процесса социализации, делают его уникальным;
  2. Микросреда – в нее входят разнообразные социальные группы, неформальные общности, семья и отдельные личности, которые также влияют на человека и его мышление, мировоззрение, ценностные ориентации.

Процесс социализации включает в себя несколько фаз. Первая фаза – это социальная адаптация индивида. адаптация выражается в приспособлении индивида к новым социальным и экономическим условиям, а также к ролевым функциям и нормам, социальным группам и организациям, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность. Вторая фаза – это интериоризация индивида. он выражается в непрерывном процессе включения социальных норм и ценностей в повседневную человеческую жизнь.

Замечание 1

Таким образом, не только личности человека формируется под влиянием ценностей, но и ценности начинают образовываться в соответствии с потребностями индивида, его желаниями.

Основные итоги процесса социализации

Говоря о результатах процесса социализации, следует изначально сказать о том, что главный итог – это сформированная человеческая личность, которая воспринимает социальные нормы, обладает сознанием и может воспроизводить опыт, добавляя в него особенности собственного мышления и мировосприятия. Но исследователями также выделяются следующие результаты, которые измеряются в показателях:

  • Объективные показатели – это видимы изменения, произошедшие в социальном статусе индивида, а также освоение им новых ролей по мере получения нового социального опыта;
  • Субъективные показатели, которые также включают в себя идентичность. Идентичность индивида как результат процесса социализации – это субъективное чувство, которое в одно и то же время можно наблюдать как самотождественность и непрерывность.

Каждому человеку необходимо испытывать свою принадлежность к обществу, ведь именно так он ощущает свою связь с другими людьми и может вести полноценную деятельность. В целом, коммуникации личности являются важной частью ее жизни: ни один человек не может жить в обществе и при этом не контактировать с его другими членами. Поэтому необходимо помнить об этом, и с самого раннего возраста обучать человека к самостоятельному созданию социальных и коммуникационных сетей вокруг себя.

Идентичность человека может быть выявлена на различных уровнях. Во-первых, это личностный уровень, или как мы его привыкли называть «индивидуальный». Здесь человек начинает постепенно сознавать себя как личность, осознавать свою неповторимость. Это мотивирует его к дальнейшему развитию его способностей, к самосовершенствованию. Во-вторых, групповой тип идентичности – осознание себя не просто личности, но еще и как члена какой-либо социальной группы. Третий тип идентичности – социальный. В данном случае, человек также понимает, что он существует не просто в рамках локальной группы, но и скорее в рамках более обширного образования. Например, он ощущает себя гражданином государства. Последний тип идентичности, который образуется в результате процесса социализации – общечеловеческий. Индивид осознает себя как представитель человечества.

Таким образом, результаты социализации в основном акцентируют внимание на том, что создается особая личность со своими уникальными чертами и ценностями. Тем не менее, человек также должен быть восприимчив к общепринятой ценностной и нормативной системе, иначе он будет чувствовать себя лишним, а окружающие перестанут воспринимать его. Социализация помогает человеку учиться, совершенствовать самого себя, передавать социальный опыт и знания и получить их от других членов общества. именно по этой причине к социализации и ее механизмам приковано очень пристальное внимание со стороны исследователей. Крайне важно не просто воспитать личность, но и сделать ее стабильной, менее восприимчивой к негативным явлениям в обществе. Если же человек сталкивается с ними, то он нуждается в уверенности в своих действиях, а это можно обеспечить только на начальных этапах развития и воспитания индивида. как и первичная, так и вторичная социализации играют важную роль в жизни человека, закладывают в него фундамент последующей взрослой жизни, и оба этапа, а также идущие параллельно с этими иные этапы необходимо организовывать тщательно, учитывая особенности человека.

spravochnick.ru

Социализация личности | Диплом по психологии

Определение понятия социализации

Социализация личности – это включение личности в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.

Структура социализации

Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активной деятельности, активного включения в социальную среду. Таким образом, в

структуре социализации можно выделить два взаимосвязанных процесса:

  1. Процесс интериоризации социального опыта (социальной типизации) – усвоения субъектом социальных норм, ценностей и стандартов поведения.
  2. Процесс экстериоризации (индивидуализации, автономизации) социального опыта – активное воссоздание личностью усваиваемого опыта в процессе самостоятельной деятельности, поведения и общения, воспроизводство субъектом общественных отношений через собственную активность.

Результаты социализации

В процессе социализации социальные нормы, ценности и требования переходят во внутренний план и становятся основой поведения человека. В процессе социализации происходит взаимодействие личности и общества, согласование обоюдных требований и ожиданий. При этом личность не просто усваивает и воспроизводит социальные шаблоны, напротив, в ходе социализации осуществляется актуализация ее возможностей, потенциалов, расширение и углубление самосознания, т.е. происходит развитие личности.

Показателями успешной социализации личности являются:

  1. Включение личности в систему общественных отношений.
  2. Расширение и углубление связи личности с людьми и различными сферами жизни общества.
  3. Овладение общественным опытом, его присвоение и преобразование в собственные ценности, установки и ориентации.
  4. Активная деятельность личности при ее активной включенности в социальную сферу.
  5. Активное воспроизводство системы социальных связей.

Следует подчеркнуть, что главный вектор социализации – положительная направленность на нормы морали и права. Противоположную направленность имеет девиация – отклонение поведения субъекта от социальных норм.

Функции социализации

Социализация играет важную роль как для личности, так и для общества. Основными функциями социализации являются следующие:

  • Для личности: всестороннее, протяженное во времени вхождение в объективный мир – отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими.
  • Для общества: социализация – один из факторов нормального воспроизводства общества. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить само себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.

Факторы социализации

Социализация осуществляется в результате воздействия на личность определенных факторов: с одной стороны, целенаправленных воздействий общества на своих членов (воспитание и обучение детей и т.п.), с другой стороны, случайных, спонтанных воздействий общества на личность. Кроме того, на результат социализации оказывает влияние и собственная активность личности (процесс самодетерминации), причем по мере взросления значимость самодетерминации возрастает и, рано или поздно, приобретает решающее значение.

Институты социализации

Личность приобщается к общественным нормам в конкретных группах, называемых институтами социализации. К ним относятся семья, учебные и трудовые коллективы, неформальные группы и объединения. К источникам социализации иногда относят средства массовой информации, литературу и искусство. Роль одних и тех же институтов социализации на разных возрастных стадиях неодинакова.

Механизмы социализации

Усвоение социальных норм и правил осуществляется посредством социально-психологических механизмов социализации, к которым относятся внушение, психическое заражение, подражание, идентификация, конформность, стереотипизация, социальная оценка, референтная группа, авторитет, популярность, престиж, ролевые предписания, социальные и групповые экспектации – ожидания, направленные на субъекта со стороны общества и группы, к которой он принадлежит. На разных возрастных этапах доминирующими являются различные механизмы социализации.

Стадии (этапы) социализации

Социализация осуществляется в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивно – в детстве, подростковом и юношеском возрасте. По отношению к трудовой деятельности можно выделить три основные стадии процесса социализации:

  1. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
    • ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. период раннего детства. На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
    • стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. На этой стадии осуществляется более осознанное интенсивное усвоение социального опыта.
  2. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие человека на среду.
  3. Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст. Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

 

psy-diplom.ru

Социализация личности

Понятие социализации

В современных условиях социальной жизни актуальной является проблема включения каждого человека в структуру общества и единую социальную целостность. Основным понятием этого процесса является социализация личности, позволяющая человеку стать полноценным членом социума.

Определение 1

Социализация личности представляет собой процесс вхождения индивида в социальную структуру, в результате чего происходят преобразования в структуре общества и в каждой личности.

Данные преобразования обусловлены социальной активностью человека. В результате процесса социализации усваиваются нормы жизнедеятельности групп и проявляется их уникальность, а человек усваивает ценности, образцы поведения, социальные нормы. Это необходимо для успешного существования в любом обществе.

Личность социализируется на протяжении всей жизни, так как окружающая действительность находится в постоянном движении и трансформации. Человеку при этом необходимо меняться для более комфортного существования в новых условиях. Человеческая жизнь – это непрерывный процесс адаптации, который требует постоянных обновлений и изменений. Человек — это социальное существо. Процесс его интеграции в социум достаточно сложен и длителен, так как включает в себя определение ролей, усвоение норм и ценностей социальной жизни.

Этапы социализации личности

Процесс социализации человеческой личности в своем развитии проходит три главные фазы:

  • освоение социальных норм и ценностей и норм;
  • стремление личности к персонализации и самоактуализации, а также к определенному воздействию на других членов общества;
  • интеграция человека в определенную социальную группу, в которой он может раскрыть свои свойства и возможности.

Замечание 1

Только последовательное протекание процесса социализации может привести к благополучному его завершению.

Процесс социализации включает определенные этапы социализации личности. Основными считаются следующие этапы:

  • первичная социализация, которая протекает с рождения до полного становления личности;
  • вторичная социализация, подразумевающая перестройку зрелой личности в период пребывания в социуме.

Процесс социализации логично рассматривать в зависимости от возраста человека.

Детство. Социализация человека начинается с самой ранней стадии его развития. В детском возрасте почти на 70% формируется личность человека. В случае запаздывания этого процесса наблюдаются необратимые последствия. До семи лет понимание собственного «Я» проходит наиболее естественно, чем в старшем возрасте.

Подростковый возраст. Этот социальный этап в общем жизненном цикле каждого отдельного индивида очень важен. Именно на этом этапе происходят основные физиологические изменения и становление личности. С тринадцатилетнего возраста дети начинают брать на себя значительно больше обязанностей.

Период молодости. Возраст шестнадцати лет наиболее напряженный и опасный. Это связано с тем, что с этого возраста индивид сознательно и самостоятельно решает, какой социум для дальнейшей жизни ему выбрать.

Период от 18 до 30 лет. В этом возрасте базовые инстинкты и становление социализации переориентируются на работу и личные отношения. Неправильное освоение или восприятие этих сфер может привести к необратимым серьезным последствиям, в результате которых человек бессознательно будет жить до кризиса, наступающего в возрасте тридцати лет.

Период зрелости. На данной стадии, которая длиться примерно до 60 лет, особо воспринимается воздействие со стороны других людей, подтверждение своей нужности. В этот период человек вкладывает свои ресурсы в труд, заботу о детях, удовлетворение своих и общественных потребностей. Период старости. Для него характерно завершение создания формы эгоидентичности, человек переосмысливает свою жизнь, пытается осознать свое «Я» в процессе духовных раздумий о прожитых годах.

Факторы, влияющие на социализацию

На каждом из этапов социализации на индивида оказывают влияние определенные факторы, соотношение которых различно на разных этапах.

Можно выделить пять основных факторов, которые оказывают влияние на процесс социализации:

  • физическое окружение;
  • биологическая наследственность;
  • культура и социальное окружение;
  • индивидуальный опыт;
  • групповой опыт.

spravochnick.ru

12.3. Социализация личности: этапы и результаты

Перечень всех учебных материалов

Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

12.3. Социализация личности: этапы и результаты

  Социализация личности (от лат. социалис — общественный) — это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
  История возникновения термина «социализация» связана с недоразумением, вернее, с неточностью при переводе с немецкого на английский. Тем не менее, новое слово прижилось и аккумулировало классическую социологическую проблематику. Понятие «социализация» шире традиционных понятий «образование» и «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых — формирование у ребенка определенных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и сверх того, всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.
  На процесс социализации личности влияет множество факторов, которые можно подразделить на:
  Внутренние:
  • генетически заданные;
  • самовоспитание.
  Внешние:
  • макросреда — общество, государство, социальное положение, нация, культура;
  • микросреда — социальная группа, неформальные общности, семья, отдельные личности.
  Процесс социализации включает две фазы:
  Первая фаза — социальная адаптация.
  Это приспособление индивида:
  • к социально-экономическим условиям,
  • к ролевым функциям, социальным нормам;
  • к социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.
  Вторая фаза — интериоризация.
  Это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода социальных ценностей и норм во внутреннее «Я» обусловлен структурой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом.
  Западная социология рассматривает социализацию прежде всего в рамках психоанализа (З. Фрейд, Ж. Пиаже, Р. Гарольд, Дж. Смелзер и др.). З. Фрейд, в частности, выделял психологические механизмы социализации: имитацию (подражание), идентификацию (осознание принадлежности к той или иной общности), чувства и вины.
  Американский социолог Дж. Смелзер выделяет три стадии социализации личности:
  • стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
  • игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
  • стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
  Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций, между ролями в силу их несовместимости может ролевой конфликт. В целях избежания конфликтов и возникновения стрессовых ситуаций необходимо находить способы гармонизации ролей.
  В марксистской социологии социализация рассматривается, прежде всего, как формирование жизненной позиции личности на основе усвоения социального опыта.
  Социализация осуществляется в ходе целенаправленного воздействия на человека в процессе трудовой деятельности, обучения и воспитания, а также под влиянием семейного и внесемейного общения, средств массовой информации, искусства и других воздействующих факторов.
  В процессе социализации различают следующие этапы:
  • дотрудовая;
  • трудовая;
  • послетрудовая.
  На каждой стадии существуют особые институты социализации; воздействие которых обусловлено системой общественных отношений:
  • семья;
  • дошкольные детские учреждения;
  • школа, учреждения профессионального образования;
  • трудовые коллективы, организации;
  • общественные организации;
  • неформальные объединения и т. п.
  В процессе социализации важную роль играют агенты социализации, к которым принято относить выдающихся людей, представителей своих социальных кругов:
  • личности мирового значения;
  • государственные деятели;
  • выдающиеся актеры, спортсмены, певцы;
  • ученые и изобретатели;
  • военачальники и т. д.
  Процесс социализации достигает определенной ступени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая выражается в обретении интегрального социального статуса.
  Типы личностей
  Результатом социализации личности является формирование того или иного типа личности.
  Социальный тип личности — продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности.
  Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно — степень его рациональности; К. Маркс — формационную и классовую принадлежность. Для Э. Фромма социальный тип личности как господствующий тип характера — это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры».
  Значение социального характера, считает Э. Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.
  В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций.
  1. Традиционный — представители этого типа ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у данного типа личности весьма низкая.
  2. Идеалистический. Для этого типа характерно сильно выраженное критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.
  3. Фрустрированный тип. Для этого типа характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.
  4. Реалистический. Сочетает в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.
  5. Гедонистически материалистический. Представители этого типа ориентированы в первую очередь на получение удовольствия «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.
  Каждое общество заинтересовано в качестве процесса социализации: чем выше качество, тем лучше полученный «материал» — личность деятельная, преобразующая.
  Таким образом, личность — это итог развития индивида. Как деятельностный тип личность реализуется в поведении и выполнении определенных социальных ролей, вытекающих из соответствующего социального статуса.

txtb.ru

Сущность процесса социализации. Факторы социализации — Мегаобучалка

Превращение человеческого индивида в личность происходит в процессе социализации. Социализация – процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни знания, умения и навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Понятие «социализация» тесно связано с такими понятиями как «воспитание, обучение, развитие личности». Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы факторами: целенаправленное обучение, воспитание и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Воспитание и обучение (в узком смысле) – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных социально желательных стереотипов поведения, качеств личности. Случайные социальные воздействия также имеют место в социальной ситуации.

Ребенок социализируется не пассивно, принимая различные воздействия, а переходя постепенно от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен только в том случае, когда у него сформированы и существуют потребности. Если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществят свою воспитательную деятельность, то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности.

Активность ребенка будет либо полностью подавлена и тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии определенных индивидуальных особенностей, таких как сильный тип нервной системы и пр.) активность будет реализовываться через различные компенсаторные выходы (например, то, что не разрешено, ребенок будет стараться делать скрытно и т.п.)



В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Констатируя такое отличие Л.С. Выготский выделяет «низшие психические функции»(НПФ) и «высшие психические функции» (ВПФ). Если ребенок не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ. Выготский Л.С. показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития (т.е. к ВПФ), необходимо специальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ребенка со знаками, универсальным выражением которых является слово. ВПФ – речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и пр. Этот уровень психики и есть результат социализации, однако он не единственный.

Развитие психики осуществляется посредством двух процессов:

социализации; — саморазвития, саморазвертывания личности. Личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регуляторы которых могут противоречить друг другу (принятые нормы, правила). У человека может быть несколько референтных групп, и если ценности, принятые в этих группах сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. Когда в системе референтных групп, т.е. в жизненном пространстве человека, нет глубоких и серьезных противоречий, но могут, тем не менее, быть отдельные противоречащие друг другу правила или какие-либо ситуативные положения – это может стать причиной того, что человек задумывается, «переживает», рефлексирует по поводу какой-то своей личной проблемы. Такое переживание способно привести к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться социализацией.

Социализация –многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни: стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует.

Процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией, которая является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, проходящей в 3-х основных сферах:

• Деятельности – расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

• Общения – расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

• Сознания – формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации и социальной адаптации ребенка, проявляется объективная потребность человека быть «как все». Однако параллельно постепенно формируется другая объективная потребность – проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация, которая выражается в том, что те или иные социально-значимые качества и свойства личности проявляются в индивидуальной, присущей именно этому человеку форме, что его социальное поведение при всей общей внешней схожести с поведением других людей приобретает черты неповторимости и уникальности.

Основными институтами социализацииявляются: (по мнению А.В. Мудрика) – семья, — образование, — культура, — религия. Институты – это исторически сложившиеся формы организации жизнедеятельности людей, т.е. это общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.

Существует несколько социально-психологических способов социализации:

1. Идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми или группой, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является поло-ролевая типизация – процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола.

2. Подражание – является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (манер, движений, поступков).

3. Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается.

4. Социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее (фасилитация — облегчение).

5. Конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Ряд авторов выделяют 4 психологических механизма социализации:

имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;

идентификация – усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;

стыд – переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

Первые 2 механизма являются позитивными; стыд и вина – негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.

Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими словами в процессе социализации люди учатся тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовывать быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

В западной психологии проблема социализации разрабатывается преимущественно в русле психоанализа и интеракционизма. Согласно психоанализу, социализация – это вхождение якобы изначально асоциального или даже антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям. Интеракционизм описывает социализацию как следствие межличностного взаимодействия людей, ведущего к их согласию через конформное поведение.

С позиций отечественной психологии социализация характеризуется как расширенное влияние совокупности условий, в которых живет и развивается человек (прежде всего в условиях воспитания и обучения), сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию.

В детском возрасте у человека формируется самосознание, закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы социального взаимодействия, моральные социальные нормы.

При изучении социального развития детей исследователи выделяют три основных процесса обеспечивающих социальное научение: — классическое обусловливание; — инструментальное обусловливание; научение в результате наблюдения. Классическое обусловливание представляет собой процесс при котором в результате научения условный стимул связывается с безусловным. Инстументальное или оперантное обусловливание наблюдается тогда, когда ребенок случайным образом выполняет правильно (или неправильно) какой-либо элемент поведения, причем такое поведение подкрепляется с помощью поощрения. В результате третьего процесса дети научаются чему-либо, наблюдая и воспроизводя то, что видят.

А. Бандура предложил 4-х ступенчатую модель научения и воспроизведения. На первой ступени доминирует внимание, поскольку для того, чтобы произошло научение, ребенку необходимо обратить внимание на образец. На второй ступени осуществляется сохранение; при этом интерпретируя поведение другого человека ребенок использует имеющиеся познавательные навыки или категории и сохраняет в памяти эту информацию. Эффективность данной стадии частично зависит от уровня когнитивного развития ребенка. На третьей ступени осуществляется использование информации, сохраненной в памяти ребенка, таким образом происходит моторное воспроизведение. Еще одной составляющей, обеспечивающей социальное научение являются мотивационные процессы, которые определяют будет ли осуществлено какое-либо действие. На четвертой ступени наблюдение следствий поведения другого человека окажет сильное влияние на желание воспроизводить это поведение.

Путем социального научения в процессе развития ребенка формируется, в частности, половое самосознание, которое представляет собой включения биологического пола и культурных ассоциация в самовосприятие и поведение ребенка. Данный процесс объединяет несколько компонентов: половую идентичность, понимание социальных ожиданий в поведении мужчины и женщины, усвоение поведения, соответствующего половой принадлежности. Половая идентичность включает осознание и принятие своей половой принадлежности, т.е. соответствие личности, интересов и поведения человека его собственным определениям мужественности и женственности.

К 3 годам дети уже хорошо различают пол окружающих людей, знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются различные требования. В этом возрасте дети начинают понимать и более абстрактные психологические составляющие половых стереотипов.

В разных психологических направлениях существуют определенные точки зрения на проблему формирования половых стереотипов. Представители психоанализа считают, что дети воспринимают половой стереотип через процесс идентификации с родителями того же пола. Этот процесс начинается в возрасте 4-5 лет.

Представители теории социального научения придерживаются мнения, что типичному для пола поведению обучаются также, как и другим формам поведения, т.е. путем инструментального обусловливания и наблюдения.

Сторонники теории когнитивного развития полагают, что ранее полоролевое научение связано с более общими изменениями в когнитивном развитии. Исследования в рамках этого направления показывают, что дети очень рано, почти независимо от семейного окружения, узнают о половых стереотипах, наблюдая поведение взрослых.

Практически одновременно с формированием процесса идентичности и представления о себе дети оценивают собственные качества, и на основе этого возникает и развивается их самооценка. Психологически процессы самооценки и формирования «Я-концепции» имеют значительные отличия. «Я-концепция», по сути, представляет собой в большей мере набор описательных, нежели оценочных представлений о себе. Часто «Я-концепции» может быть окрашена положительно и отрицательно, часть может быть нейтральной. А самооценка – это понимание человеком своих собственных качеств, а также оценка им этих качеств. Самооценку детей младше семи лет измерить довольно трудно. У маленьких детей есть ожидание успеха в конкретных заданиях, они оценивают себя в каждой конкретной ситуации, но у них отсутствует обобщенная самооценка. Дошкольник собой полностью доволен, кажется себе очень хорошим, и только, спустя некоторое время (к 9-10 годам) у ребенка формируется вполне отчетливое чувство собственной ценности, формируется оценка себя.

Другой важной составляющей развития личности является формирование навыков просоциального поведения. Этот термин используется психологами для обозначения предписываемых в определенной культуре моральных действий, которые можно определить как социально-положительные: щедрость, помощь другому, сотрудничество, эмпатия. Просоциальное поведение детей бывает достаточно последовательным в разных ситуациях, хотя возможны и ситуативные его отклонения.

Наибольшее влияние на ранних этапах социализации оказывает семья. Ж.Ж. Руссо «каждый последующий воспитатель оказывает гораздо меньшее влияние на ребенка, чем предыдущий». Поведение в семье определяет отношение будущего человека к окружающему миру. Такое поведение можно описать двумя парами знаков: неприятие — расположение, терпимость – несдержанность.

В зарубежных исследованиях широко изучались три дисциплинарных воздействия на детей: — использование власти (принуждение), объяснение, лишение родительской любви. Тактика использования власти предполагает насилие, порой физическое наказание, контроль со стороны родителей над желаниями ребенка. Индуктивная техника (объяснение) включает рассуждение, похвалу, объяснение ребенку последствий его действий. Лишение любви предполагает неприятие, игнорирование ребенка, выражение разочарования его поведением.

Исследования развития детей в зависимости от доминирующего типа воздействия показывают, что дети, у которых родители относились к ним нежно, с теплотой и пониманием, требовали осознанного поведения, вырастали с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке.

Родители, как правило, служат для детей образцами и учителями в области человеческих взаимоотношений. Самосознание детей формируется не только путем прямого научения и подражания, но и путем соотнесения своего опыта с образом жизни своих родителей.

Социализация протекает на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно в детстве и юности. А.В. Мудрик выделяет три этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Исследования позволяют выделить ряд различий социализации детей и взрослых.

1. Социализация взрослых проявляется главным образом в изменении их внешнего поведения, а у детей корректируются базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы, дети – только усваивать их.

3. Социализация взрослых зачастую. Предполагает понимание того, что существует множество «оттенков» проявления различных норм и правил поведения. Социализация детей строится на подчинении взрослым и выполнении определенных правил. Взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей и в этих ситуациях устанавливать приоритеты, используя такие критерии, как «более хорошо» или «менее плохо».

4. Социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками, социализация детей – в основном на мотивацию их поведения.

Таким образом, социализация – процесс вхождения ребенка в социальную среду, включает в себя усвоение языка, норм поведения, нравственных ценностей, всего того, что составляет культуру общества. Процесс вхождения ребенка в социальную среду под руководством взрослого человека называется воспитанием. Воспитание представляет собой комплекс воздействий, обеспечивающих социализацию индивида. Основной задачей взрослого является передача ребенку тех моральных ценностей и норм поведения, которые соответствуют требованиям общества. Если же ребенок не усваивает положительный социальный опыт, не может адаптироваться к образцам поведения и требованиям воспитателя (который в данной ситуации олицетворяет для ребенка социум в целом), то процесс социализации нарушается, а поведение ребенка становится социально дезадаптированным.

 

megaobuchalka.ru

Содержание процесса социализации

Социализация – это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества.

Подразумевается, что в процессе социализации происходит превращение изначально асоциального субъекта в социальную личность. Благодаря социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация идет повсеместно и непрерывно в процессе своего физического и психологического развития. Особенно значимым по своим результатам и последствиям являются первые 15–25 лет.

Параметры социализации:

1) содержание процесса социализации:

а) усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

б) формирование социальных установок и убеждений;

в) вхождение индивида в социальную среду;

г) приобщение индивида к системе социальных связей;

д) самоактуализация «Я» личности;

е) усвоение индивидом социальных влияний;

ж) социальное обучение принятым в обществе формам поведения

и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и

взаимодействия с их членами;

2) широта социализации, т. е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Основными сферами социализации, для которых характерно расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром, являются:

а) сфера деятельности;

б) общения;

в) самосознания;

3) источники социализации:

а) передача культуры через социальные институты;

б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

в) первичный опыт, который связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

4) факторы социализации:

а) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;

б) социально-психологические факторы социальной среды – это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;

в) фактор собственной социальной активности человека.

5) механизмы социализации:

а) имитация, подражание;

б) идентификация;

в) руководство и др.

6) институты социализации (политические, экономические, воспитательные институты, семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, неформальные группы, партии).

Основные социально-психологические условия социализации:

а) свобода выбора в сочетании с ответственностью за последствия выбора социализации;

б) доступно-напряженный психологический путь социализации, ведущий не только к свободе общения и поведения, но и к повышению статуса в результате образования;

в) осознанности выбора путей и способов самосоциализации;

г) помощь в осуществлении выбора пути социализации в подростковом и юношеском возрасте;

д) раннее включение личности в социально активную деятельность и получение социального опыта;

е) благоприятная социальная среда в основных институтах социализации личности, таких как семья, школа, ВУЗ, трудовой, досуговый коллектив;

ж) динамичность жизни в группах, в которых происходит социализация личности.

studfiles.net

29. Социальная идентичность как результат процесса социализации.

Одна из проблем, стоящая перед современным человеком, — построение образа «Я», конструирование собственной идентичности. В связи с разрушением стереотипов, ценностей, норм поведения, лежащих в основе идентичности, проблема выбора норм, ценностей и самоопределения становится актуальной. Представление об идентичности как о непротиворечивости и постоянстве проявлений личности получило свое развитие в работах ряда авторов.

Эриксон определял идентичность как внутреннее постоянство и тождественность личности. В настоящее время идентичность рассматривается как некая структура, переживаемая субъективно как чувство тождественности и постоянства собственной личности при восприятии других, признающих это тождество. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении (4).

Waterman рассматривает идентичность с динамической и содержательной сторон:

1. процесс формирования идентичности зависит от средств, с помощью которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые впоследствии станут элементами его идентичности.

2. идентичность невозможно рассматривать без учета содержательной специфики целей, ценностей и убеждений, выбираемых человеком.

Каждый выбранный элемент относится к какой-либо сфере человеческой жизни. Waterman выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности:

1. Сфера выбора профессионального пути;

2. сфера принятия и переоценки религиозных и моральных убеждений;

3. сфера выработки политических взглядов;

4. сфера принятия социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.

Большинство характеристик и свойств, образующих идентичность, культурально обусловлены. В некоторых культурах допускается возможность сочетания несочитаемых признаков.

Интерес к проблемам идентичности в современном обществе обусловлен происходящими изменениями, способствующими росту состояний, связанных с трансформацией идентичности. Эти процессы вызывают изменение личности человека, приводят к нарушениям его поведения и социальной адаптации. Особенно уязвимыми оказались люди с негативно трансформированной идентичностью (при пограничных личностных расстройствах, посттравматических стрессововых расстройствах).

Для построения своей модели идентичности Marcia использовал два параметра:

· наличие или отсутствие кризиса, то есть, состояния поиска идентичности

· наличие или отсутствие составляющих идентичности, то есть, личностно значимых целей, ценностей, убеждений, относительно себя и своей жизни

В разработанной модели Marcia выделяет четыре статуса идентичности:

1. Достигнутая идентичность — возникает у человека, который прошел связанный с кризисом период самоанализа и в результате приобрел определенную систему ценностей и убеждений. Он знает, кто он, к чему стремится, что следует делать. Таким людям обычно свойственно чувство доверия, оптимизм в отношении будущего, а осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек рассматривает как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство смысла жизни.

2. Мораторий. Этот термин используется по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и пытающемуся его разрешить, исследуя возможные альтернативы. Такой человек находится в активном поиске информации, необходимой для разрешения кризиса. Для ранних этапов поиска особенно характерны чувства радости, ожидания и любопытства.

3. Идентичность, формирование которой преждевременно остановилось. Это состояние человека, который принял на себя обязательства без достаточного исследования альтернативных возможностей, часто просто акцептируя выбор предложенный родителями. По содержанию его система ценностей и убеждений может совпасть с таковой у лиц с «достигнутой идентичностью», но процесс формирования их различен. Составляющие данной идентичности возникают не в результате самостоятельного поиска и выбора, не через переживание кризиса, а, в основном, вследствие идентификации с родителями или другими авторитетными лицами. Принятые подобным образом цели, ценности и убеждения сходны с родительскими, отражая их ожидания.

Преждевременная остановка формирования идентичности является нежелательным исходом развития, она может оказаться окончательным тупиком или, в более благоприятном случае, носить временный характер. В последнем случае, мораторий, сопровождающий исследование, выбирается позднее на пути к достижению идентичности.

4. Диффузная идентичность. Это состояние характерно для людей не имеющих сформированных ценностей и убеждений. Они никогда не были в состоянии кризиса, или оказались неспособными конструктивно решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности обнаруживаются такие негативные состояния, как пессимизм, апатия, свободно плавающая злоба, отчуждение, тревога, чувство беспомощности и безнадежности. Диффузная идентичность может сопровождаться чувством выраженного психологического дискомфорта, страхом, желанием смерти. Часто возникает пренебрежительное отношение ко всем принятым в обществе культуральным ценностям, при неспособности выработать собственные.

studfiles.net

Добавить комментарий