Воля у делового человека | Журнал Деловой мир
Отправить статью или инфоповод
3 ноября 2010
3453
Поведение и деятельность человека стимулируется и регулируется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Воля дает возможность сознательно управлять своими внутренними психическими и внешними физическими действиями в самых сложных жизненных ситуациях. К волевой регуляции прибегает человек только в том случае, когда ему необходимо преодолеть трудности, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Во всех других случаях регуляция может иметь не волевой, а преднамеренный характер, не требующий никаких усилий от личности. Можно совершать самые разнообразные сложные действия, но они не будут являться волевыми до тех пор, пока человек не будет заставлять себя осуществлять их.
Волевые действия, как и все сознательные действия, имеют одну и ту же общую структуру. Побуждается любое сознательное действие определенным мотивом (потребностью).
Что же такое воля? Одни психологи считают, что воля — это психический процесс, другие, что — это субъективное состояние, третьи, что — она психическое свойство личности.
Воля — это напряженное психическое состояние личности, мобилизирующее все ресурсы человека для преодоления трудностей, возникших на пути к достижению поставленных целей. Какие же изменения должны произойти в преднамеренном действии, чтобы оно стало волевым?
Прежде всего изменяется мотивационная сфера. Мотива, возникшего на основе желания уже недостаточно. Необходим дополнительный мотив, который возникает при необходимости действовать не так как «я» хочу, а так как «надо».
В связи с этим изменяется смысловая оценка мотива. Теперь личность должна руководствоваться в своем поведении не личными желаниями и намерениями, а чувством долга и ответственности перед другими людьми. Но одно дело понимать, что ты должен(а) поступать соответствующим образом, а другое дело осуществлять это на практике. Вот здесь и необходима воля, чтобы сделать усилие.
Наконец, самые сложные волевые усилия надо проявить при реализации волевого поведения, когда при его осуществлении возникают внутренние и внешние препятствия. Здесь, чаще всего, и необходимо проявить волю для того, чтобы мобилизовать все психические и физические ресурсы для их преодоления.
Внешним фактором, влияющим на волевое поведение, являются те обстоятельства, в которых находится человек, и те требования, которые предъявляют к нему окружающие люди. Но, как известно, внешние факторы оказывают влияние на поведение, преломляясь через внутренние психические состояния человека. Поэтому выполнять или не выполнять предъявляемые к нему требования решает сам человек. Если он принимает эти требования, то у него возникает чувство долга, которое и заставляет его совершать волевое действие. Но чтобы это произошло, необходимо, чтобы заданное действие превратилось в личностно значимое и нравственно мотивированное действие.
Волевые свойства личности
Воля не только стимулирует активность человека, направленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявление, когда это необходимо для достижения цели. Благодаря побудительной и тормозной функциям воля дает возможность человеку регулировать свою деятельность и поведение в самых сложных условиях. Эти функции воли направлены на преодоление внешних и внутренних препятствий и требуют от человека напряжения всех душевных и физических сил. Когда состояние напряжения, направленное на осуществление побудительной и тормозной функции воли, проявляется повсеместно, оно закрепляется и становится волевым свойством или качеством личности.
Одни из этих свойств связаны с побудительной функцией воли, другие — с тормозной. Таких свойств насчитывается у человека довольно много. Причем, они могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. Положительные свойства способствуют преодолению внутренних и внешних препятствий, отрицательные — препятствуют.
Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют важнейшие из них: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.
Самостоятельность — волевое качество, которое проявляется в способности человека, по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия. Самостоятельный человек уверен в правильности поставленной цели и будет бороться за ее достижение всеми силами. В то же время самостоятельность не исключает использование советов и предложений других людей, направленных на оценку возможности добиться поставленной цели.
Противоположными самостоятельности качествами являют внушаемость и негативизм. Внушаемости подвержены безвольные люди, которые не знают как им поступить в сложившейся ситуации и которые всегда ждут совета или указаний от других людей. Они часто сомневаются в правильности и целесообразности своих действий и легко попадают под влияние эгоистичных безнравственных людей.
Негативизм — отрицательное волевое качество, под влиянием которого личность совершает действия противоположные тем правильным и целесообразным советам, которые дают ей другие люди.
Решительность — одно из важных волевых свойств личности, проявляющееся на начальном этапе волевого поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия.
Нерешительность — отрицательное волевое качество, которое мешает человеку быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие. Нерешительный человек проявляет колебания при выборе цели, не знает какую цель ему предпочесть, испытывает сомнения в правильности выбранной цели, боится возможных последствий своих действий..
Упорство — волевое качество, помогающее человеку добиться, во что бы то ни стало, осуществления поставленной цели, не взирая на все преграды и противодействия. Упорный человек убежден в правильности выбранного пути, понимает целесообразность своих действий и необходимость получения нужных результатов. Если при сложившихся обстоятельствах достижение поставленной цели оказалось нецелесообразным, то человек, идущий до этого упорно к ней, может отказаться от нее или отложить ее достижение до более подходящего времени.
Упрямство — является отрицательным волевым качеством, противоположным упорству. Упрямый человек безрассудно стремится к достижению поставленной цели, хотя она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в данный момент. Однако, несмотря на это он упрямо продолжает действовать, руководствуясь только своими узко эгоистическими желаниями и соображениями. Как правило, упрямый человек не только не может достигнуть поставленной цели, но часто получает результаты обратные тем, которые он ожидал.
Выдержка — одно из волевых качеств, выполняющих тормозную функцию. Она дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели. Выдержка может проявляться в стойкости человека, в его способности противостоять неблагоприятным факторам и довести дело до конца, даже в экстремальной ситуации. Сдержанный человек не будет действовать необдуманно. Он здраво оценит обстановку и свои возможности, тщательно спланирует свои действия и выберет наиболее подходящий момент для достижения цели. Если нужно он может прекратить свои действия, отложить начатое дело до того времени, когда будут созданы наиболее благоприятные условия.
Самообладание — волевое свойство, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы. Самообладание нужно часто проявлять человеку не только в обыденной жизни, но и в условиях опасных для его жизни. Оно помогает человеку преодолеть страх, панику и малодушие. Человек, владеющий собой, уверен в своих силах, способен целесообразно действовать в любой ситуации и достигнуть высоких результатов в своем поведении и деятельности.
Все эти качества не существуют в готовом виде у человека, а формируются и развиваются в процессе жизни. В детском возрасте их формирование осуществляется под влиянием воспитания и игровой деятельности. Особенно большое значение в развитии волевых качеств имеет игра. Ролевые игры и игры с правилами побуждают детей проявлять волевые усилия для того, чтобы наилучшим образом выполнить свою роль и добиться при выполнении правил более высоких результатов по сравнению с другими участниками игры.
В школьном возрасте развитие воли происходит под влиянием учебной деятельности, которая является обязательной и требует от учащихся осуществлять свое поведение не так «как хочется», а так как «надо». Для успешного усвоения знаний, навыков и умений учащиеся должны все время напрягать свои умственные и физические силы, проявлять настойчивость и упорство для преодоления возникающих трудностей.
Огромное значение в развитии волевых качеств имеет самовоспитание. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет такой роли, как в развитии воли. Только самовоспитание может дать человеку возможность управлять собой, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, побеждать отрицательные качества личности и вредные привычки.
Существует ряд правил и приемов воспитания и воли, которые надо знать и по возможности соблюдать.
Волевые качества следует проявлять во всех видах деятельности и не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.
Стараться ставить только достижимые цели. Нельзя браться за такие задачи, которые заведомо не могу быть выполнены.
Поставленная цель должна быть достигнута. Любое дело надо доводить до конца, не откладывать его окончание на неопределенное время.
Не следует сразу пытаться преодолевать сравнительно большие трудности. Надо сначала научиться преодолевать несложные препятствия. При неудаче не следует отчаиваться. Надо снова и снова пытаться преодолеть трудности, проявляя настойчивость и упорство.
Если не получается какое-либо дело не бросайте его. Проявите выдержку и терпение, начните все сначала, исправьте допущенные ошибки, придумайте более рациональные способы и приемы его осуществления.
Оказавшись в экстремальной ситуации не теряй самообладания, мобилизуйте все свои силы и возможности для достойного выхода из нее. Постарайся, чтобы принятое решение было выполнено несмотря ни на какие препятствия.
Приступая к делу сначала спланируйте его выполнение, потом предусмотрите возможные трудности и способы их преодоления, а также подумайте о результатах своих действий.
Прокопий Афанасьевич Сорокун, доктор психологических наук, профессор Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова, заслуженный работник высшей школы РФ.
Источник: Elitarium.ru
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Подписывайтесь на наш
Подписывайтесь на наш
Закрыть
Автоматизация бухгалтерии
для любого бизнеса
Попробовать бесплатно
Воля как регулятор поведения человека
Человек осознает необходимость действовать и принимать соответствующие решения, но не всегда переходит к их реализации. Одной мотивацией этот переход объяснить нельзя. Например, люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к реализации стоящей перед ними задачи. Или когда при столкновении с трудностями один из них прекращает действовать, а другой действует с удвоенной силой, эти проявления связывают с волей.
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды.
Волевые или произвольные действия развиваются на почве непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные, например, глотание, чихание, сужение и расширение зрачка, мигание, одергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д. Также непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при удивлении мы поднимаем брови, радуясь, начинаем улыбаться и т. п.
Существует специфическая особенность волевого поведения в переживании состояния “Я должен”, а не “Я хочу”, однако возможен и другой вариант, такой как совпадение волевого и импульсивного поведения “Я хочу исполнить свой долг”.
Антиподом непроизвольных являются сознательные действия, более характерные для поведения человека, которые направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение. Они являются по своей структуре достаточно сложными, так как не всякая цель может быть достигнута сразу. Волевые действия могут включать в себя отдельные звенья и движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свою актуальность, т.е. первоначально сознательный характер.
Некоторые волевые действия носят сложный характер и могут выполняться в течение длительного времени. Так, мореплаватели, решившие отправится в кругосветное путешествие, начинают свою подготовку задолго до путешествия. Сюда включаются и тренировки, и осмотр амуниции, и выбор маршрута и т.д. Но главные трудности возникнут потом, когда они начнут свое путешествие.
Важнейшим признаком волевого поведения считается преодоление препятствий, внутренних или внешних. Внутренние препятствия обусловлены поведением человека и могут быть вызваны усталостью, страхом, желанием развлечься, стыдом, инертностью, и просто ленью. Осуществление каждого конкретного вида деятельности и, прежде всего, трудовой, направленной на преобразование окружающего мира, требует от человека выполнения сложной системы преднамеренных, произвольных действий. Произвольными называются действия, которые выполняются на основе осознанных целей и представления путей их достижения.
Например, чтобы получить профессию, молодому человеку нужно поступить в определенный вуз, полностью выполнить все учебные программы, прочитать и усвоить большое количество специальных источников, сдать необходимое число зачетов и экзаменов. Конечная цель — получить специальность — может быть привлекательной, но для ее достижения придется выполнять действия, многие из которых выступают для человека как трудные, нежелательные или неприятные. В то же время у него возникают актуальные потребности и мотивы, желания и стремления, непосредственно не связанные с этой целью, но в данный момент являющиеся наиболее привлекательными — чтение, спорт, отдых и многое другое, от чего быстро и легко можно получить удовлетворение. Понадобится делать выбор между тем, что хочется, и тем, что необходимо, разрешать внутриличностный конфликт. Действия, которые осуществляются на основе сознательных целей, но при этом совершаются в условиях конфликта, в условиях преодоления внутренних или внешних препятствий, называются волевыми действиями. Психологически такие действия характеризуются формированием у человека способности к саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов.
Цели, которые человек ставит перед собой, различаются по дальности (близкие и далекие), трудности достижения, субъективной значимости, степени новизны. Чем более далекой является цель, тем большее число промежуточных действий придется выполнять в ходе ее достижения. Трудность достижения цели зависит от количества и сложности препятствий. Субъективная значимость отражает место цели в системе жизненных ценностей человека и определяет глубину внутреннего конфликта при отказе от непосредственных желаний, т.е. чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. В некоторых случаях достижение цели оказывается дороже жизни. Доказательством этого могут служить примеры гибели бойцов во время пыток или смертельные исходы спортивных поединков. Новую цель человеку не удастся достичь с помощью привычных действий, а это требует от него больших усилий и напряжений.
По сумме этих факторов волевые действия разделяются на простые и сложные. Простые волевые действия для человека привычны, а препятствия легко преодолимы. “Так не хочется сегодня рано вставать, идти на работу, но… я ведь решил зарабатывать деньги и я буду все это делать”, — рассуждает человек. В сложных волевых действиях преодоление внутренних конфликтов и внешних препятствий требует больших усилий воли. Подготовиться к трудному экзамену, завершить образование, добиться успехов в спорте, преодолеть негативные черты характера или сформировать в себе желаемое качество — это примеры сложных волевых действий, которые служат основой трудовой, учебной и других видов деятельности.
Исполнительные этапы волевого действия
Однако принять решение не означает выполнить его. Иногда намерение может быть не реализовано и начатое дело не доводится до конца. Сущность волевого действия лежит не в борьбе мотивов и не в принятии решения, а в его исполнении. Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, может считаться человеком с достаточно сильной волей.
Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру.
В строении волевых действий выделяют несколько этапов:
возникновение побуждения и предварительная постановка цели
обсуждение и борьба мотивов
принятие решения и окончательный выбор цели
исполнение и достижение результатов.
Особенность волевых действий заключается в том, что цель в них, как правило, подчинена не одному, а двум-трем либо еще большему числу мотивов, различных по содержанию, силе и значимости для субъекта. Мотивы могут быть одной направленности или разнонаправленными. Например, служащему организации необходимо подготовить какой-либо пакет документов. Его интересует его работа, он намерен получить высокую заработную плату, и хочет, чтобы руководитель его особо выделил. В этом случае три разных мотива — познавательный, получить высокую зарплату и престижный — имеют общую направленность, так что борьба между ними не возникает. Под их влиянием формируется цель — обстоятельно выполнить работу. Внутренние конфликты здесь связаны с необходимостью выполнения трудного действия, с преодолением усталости и утомления. Потребуется также много усилий для осмысления, усвоения сложного материала и для рациональной организации деятельности. Дело будет обстоять по-другому, если исходные мотивы имеют разную направленность. Так при большом интересе к своей работе человек равнодушен к тому, какую он получит зарплату. Или, например, возникает сильный мотив вообще вне трудовой деятельности, допустим, посмотреть интересный фильм. Человек начинает взвешивать все “за” и “против”, рассматривает преимущества и негативные стороны того или иного выбора. Этот этап в структуре волевого действия получил название обсуждение и борьба мотивов. Чем сложнее ситуация, чем более значимыми становятся для человека мотивы, тем труднее сделать ему выбор.
Принятие волевого решения в значительной мере опирается на убеждения субъекта, на понимание им социальной значимости своего выбора. Этот процесс довольно сложный, неоднозначный и противоречивый. Ученые, изучавшие природу волевого действия, описали психологические механизмы, влияющие на выбор субъектом цели в ситуации борьбы мотивов. Л. С. Выготский видел сущность данного процесса в овладении человеком своими действиями и психическими процессами, в том числе и мотивацией. А. Н. Леонтьев придавал решающее значение социальной мотивации. Он приводил очень показательный в этом отношении пример. Человек решил совершить прыжок с парашютом, но в последний момент отказался от подобного намерения. Однако на другой день пришел снова, объяснив это тем, что ему было стыдно признаться товарищам в своей слабости: он сказал им, что прыгнул, и теперь считал себя обязанным сделать это. Л. И. Божович подчеркивала особую роль осмысления действия, анализа своих побуждений, прогнозирования последствий. В. А. Иванников подчеркивал, что через осознанное изменение смысла собственных действий происходит сознательное влияние на силу побуждения и таким образом, достигается возможность совершить действие без актуально переживаемого мотива. Л. Фестингер исследовал ситуации, когда человек, зная отрицательные последствия конкретного действия, все останавливал свой выбор на нем. Такой механизм выбора он назвал когнитивным диссонансом. Например, человек понимает, что курить вредно, но все равно курит. В. И. Селиванов связывал выбор цели с мотивом должествования (“я должен”), который формируется у личности как особое личностное качество.
Чтобы волевые усилия оказывали положительное влияние на эффективность деятельности, она должна быть правильно организована с учетом адекватной оценки сил и возможностей субъекта, строиться в соответствии с планом или графиком работы. В противном случае человек будет уставать и не всегда сможет добиться ожидаемых результатов. Увеличению интенсивности волевых усилий способствуют высокая активность субъекта, высокий тонус деятельности, коллективная работа. Снижают интенсивность волевых усилий и уменьшают их влияние на результативность действий усталость, страх перед неудачей, утомление, неверие в собственные силы. Конечный результат волевого действия оценивается человеком с точки зрения его соответствия поставленной цели. На этом основании он принимает решение о продолжении или завершении деятельности. Выполненное волевое действие вызывает у человека чувство удовлетворения.
Сила воли
В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяются параметры, которые могу характеризовать как волевую сферу в целом, так и отдельные этапы волевого действия. В частности, одной из объединяющих характеристик воли является ее сила. Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего — в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий.
Волевое усилие
Спланированное действие не реализуется автоматически: чтобы решение перешло в действие, необходимо осознанное волевое усилие. В настоящее время под волевым усилием понимают форму эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков.
Целеустремленность
Обобщенной характеристикой волевого действия является целеустремленность. Под целеустремленностью понимают сознательную и активную направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленный человек имеет ясные личные цели и не разменивается на мелочи. Такие люди точно знают, чего хотят, куда идут, за что борются.
Инициативность
Пусковой этап волевого действия во многом зависит от таких качеств, как инициативность, самостоятельность. Инициативность обычно основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Для многих людей самым трудным является преодоление собственной инертности, они не могут предпринять что-либо сами, без стимуляции извне. Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
Выдержка
На этапе побуждения волевого действия надо отметить такое качество воли, как выдержка. Выдержка позволяет затормозить действия, мысли, чувства, которые неадекватны ситуации. Особенно трудно удержаться от импульсивного поведения в эмоционально напряженной обстановке. По сути дела, выдержка — это проявление тормозной функции воли.
Решительность
Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа борьбы мотивов и принятия решения, является решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и непоколебимые решения. Решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, в выборе правильных действий, в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность наблюдается в отсутствии колебаний и может казаться, что такой человек легко и свободно выбирает.
Энергичность
Еще одной важнейшей характеристикой исполнительного этапа являются энергичность и настойчивость. Энергичность — это мобилизация сил на достижение цели. Однако нередко энергичность проявляется лишь на начальных этапах выполнения действия. Поэтому подлинно ценным качеством энергичность становится, лишь соединившись с настойчивостью. Настойчивость — умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая запала в борьбе с трудностями. Настойчивый человек не останавливается перед неудачами, не обращает внимание на упреки или противодействия других людей.
Намерение
Собственно исполнительный этап решения обычно связано с тем или иным временем — сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении. Так, например, курящий человек может принять решение (намерение) отказаться от этой пагубной привычки со следующего года. Но только намерения для исполнения волевого действия недостаточно. Как и в любом другом действии, здесь можно выделить этап планирования путей достижения поставленной задачи. Планирование представляет собой сложную умственную деятельность, поиск наиболее рациональных способов и средств реализации принятого решения.
Самоконтроль
Существенную роль в выполнении принятого решения играют самоконтроль и самооценка. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство высших мотивов над низшими, общих принципов — над мгновенными импульсами, желаниями. Все-таки в зависимости от самооценки проявление и адекватность контроля существенно меняется. Например, отрицательная самооценка ведет к тому, что человек будет преувеличивать свои отрицательные черты и вследствие этого потеряет веру в свои силы и совсем откажется от деятельности. Положительное отношение к себе может привести к тому, что самоконтроль превратится в самолюбование.
Локус контроля
Американским психологом Д. Роттером введено понятие “локус контроля” (от лат. locus — “место” и фр. controle — “проверка”). Это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, — собственным усилиям и способностям. Когда люди приписывают причины своего поведения и свои деяния внешним факторам (случаю, судьбе), говорят о внешней, экстернальной локализации контроля. Люди с внутренней, интернальной локализацией контроля, обычно, принимают ответственность за свои поступки на себя.
Поступок
В качестве особого вида волевых процессов выделяются поступки человека. Поступок — это личностно осмысленное поведение, оцениваемое другими людьми как акт нравственного самоопределения. Поступок может быть совершен в виде действия или, наоборот, бездействия субъекта, в виде занятой позиции или отношения к чему-либо.
Негативизм
Негативизм проявляется в отказе выполнять предъявляемые требования или совершении действий, намеренно противоположных требованиям других людей. Такие действия, как правило, лишены разумных оснований. Людьми, проявляющими негативизм, управлять так же легко, как и конформистами. Для этого достаточно только ставить перед ними цели и формулировать требования, обратные тому, что в действительности надо сделать.
Упрямство выражается в стремлении, во что бы то ни стало поступить по-своему. Внешне оно напоминает волевое поведение, но таковым не является, так как осуществляется вопреки разумным доводам и часто во вред самому себе.
Внушаемость выражается в снижении сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания.
Конформность заключается в тенденции изменить свое поведение, оценку ситуации и возможные действия в ней под влиянием других. Для конформного человека важно, чтобы его поведение соответствовало мнениям, оценкам и требованиям окружающих. Например, некоторые молодые люди, выбирая будущую профессию, выбирают вуз, отдавая дань в пользу модной, престижной профессии, а не следуют своим стремлениям.
Воля представляет собой высшую ступень активности личности, выступает как необходимое условие учения, труда и других сложных видов деятельности. В ней проявляется одна из самых существенных способностей человека — овладение собственным поведением, выбор своего пути.
Формирование волевых качеств
Воля — специфическое качество человека. Это продукт общественно-исторического развития и формируется прижизненно, как способность противостоять актуальным потребностям и импульсивным желаниям. Волевая активность требует преобразования взаимоотношений индивида со средой, формирования у него сознания, новых видов потребностей и способов их удовлетворения. Цель направляет и регулирует деятельность действия. Однако, цель, которая должна осуществляться как результат действия, теряет свои регулирующие функции, если она трудна и далека.
Формирование волевых качеств личности определяется целенаправленным воспитанием и неразрывно связано с развитием направленности личности, убеждений, мировоззрения, идеалов, с развитием характера и интеллекта человека. Методами воспитания волевых качеств являются убеждение, разъяснение, произведения художественной литературы, рассказы с яркими примерами и иллюстрациями того, как ведут себя люди в сложных жизненных ситуациях, какие решения и почему они принимают, как им удается преодолевать трудности. Такие методы направлены на раскрытие смысла общественно значимых норм.
Все-таки, одних этих методов неоспоримо мало для того, чтобы человек смог перенести усваиваемые правила и нормы поведения в реальную жизнь. Нередко такое усвоение носит пассивный и формальный характер. Ни одно волевое качество невозможно воспитать, только разъясняя, призывая и показывая. Начиная с детских лет нужно создавать ситуации, в которых человек смог бы проявить желаемое качество. Это могут быть как реальные ситуации, так и ролевые игры. Процесс формирования воли длителен. Он основан на постепенном включении в деятельность все более отдаленных целей, достижение которых требует приложения волевых усилий. Важно вовремя оказать человеку, и особенно ребенку, дозированную помощь в организации деятельности, составлении плана действий и их практической реализации. Но при этом не надо ограничивать его самостоятельность. Сохранять высокий уровень волевой активности помогают положительные эмоции, а мы знаем, что реализация потребностей и достижение целей ведет к удовлетворению, поэтому следует замечать даже самые малые успехи и радоваться им. Важно прочувствовать, что можно испытывать радость от самостоятельности своего поступка, от права выбора, разрешения трудной ситуации, т.е. повысить ценность совершения волевого действия. Параллельно с этим необходимо правильно относиться к ошибкам и неудачам, не следует себя корить, унижать свое достоинство, вызывать чувство вины и неуспешности. Эти меры только снизят самооценку и не принесут пользы. Следует понять причину неудачи, наметить план дальнейших действий. При формировании воли стремление к успеху является более действенным мотивом, нежели избегание неудач.
Нам легче осуществлять волевые действия, используя ранее усвоенные правила поведения и сформированные полезные навыки. Если человек усвоил, что в детсад, школу, институт, на работу нужно приходить вовремя, то и в других местах ему будет легче появиться без опоздания.
Жизнь в социуме и воспитание формируют в нас психологические механизмы произвольных действий и волевой активности. С подросткового возраста человек сам начинает формировать свою личность, характер, волю в соответствии с сознательно поставленными целями. Этот процесс происходит в течение всей жизни. Самовоспитание воли основывается на самопознании индивидуальных особенностей, своих сильных и слабых сторон, критическом анализе своих возможностей, осознании несоответствия идеалам, выработке навыков овладения собственным поведением и тренировке желаемых волевых качеств. Один из основоположников учения о воле, Т. Рибо, так определил ее значение: “Воля представляет собой венец, последнее слово развития, результат большого числа дисциплинированных в иерархическом порядке стремлений. Воля есть наиболее совершенный вид того, что называется деятельностью”. Воля не развивается до автоматизма. Даже при высоком уровне развития волевых качеств исполнение волевого действия требует от человека интенсивной нравственной, интеллектуальной и практической работы и преобразованию себя.
Поведение человека | Определение, теории, характеристики, примеры, типы и факты
унаследованный рефлекс
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Маршалл Б. Клинард Леон Фестингер Стэнли Милгрэм Пол Самуэльсон Грэм Уоллас
- Похожие темы:
- сексуальная активность человека мотивация восприятие личность эмоция
См. весь соответствующий контент →
человеческое поведение , потенциальная и выраженная способность к физической, умственной и социальной деятельности на разных этапах жизни человека.
Люди, как и другие виды животных, имеют типичный жизненный путь, состоящий из последовательных фаз роста, каждая из которых характеризуется определенным набором физических, физиологических и поведенческих особенностей. Этими фазами являются пренатальная жизнь, младенчество, детство, юность и взрослость (включая старость). Человеческое развитие, или психология развития, — это область исследования, которая пытается описать и объяснить изменения в когнитивных, эмоциональных и поведенческих способностях и функционировании человека на протяжении всей жизни, от плода до старости.
Большинство научных исследований развития человека сосредоточено на периоде от рождения до раннего подросткового возраста, что обусловлено быстротой и масштабностью психологических изменений, наблюдаемых в эти фазы, а также тем фактом, что кульминацией этих изменений является оптимальное психическое функционирование в раннем взрослом возрасте. Основная мотивация многих исследователей в этой области заключалась в том, чтобы определить, как на предыдущих этапах были достигнуты высшие умственные способности взрослой жизни. Поэтому данное эссе будет сосредоточено на развитии человека в течение первых 12 лет жизни.
В этой статье обсуждается развитие человеческого поведения. Для лечения биологического развития, см. человеческого развития. Для дальнейшего рассмотрения конкретных аспектов поведенческого развития см. эмоции; теория обучения; мотивация; восприятие; личность; и сексуальное поведение человека. Различные расстройства со значительными поведенческими проявлениями обсуждаются при психических расстройствах.
Теории развития
Систематическому изучению детей не более 200 лет, и подавляющее большинство его исследований было опубликовано с середины 1940с. Основные философские разногласия по поводу фундаментальной природы детей и их роста занимали психологов на протяжении большей части 20 века. Наиболее важные из таких противоречий касались относительной важности генетических данных и окружающей среды, или «природы» и «воспитания», в определении развития в младенчестве и детстве. Однако большинство исследователей пришли к выводу, что именно взаимодействие врожденных биологических факторов с внешними факторами, а не взаимоисключающее действие или преобладание той или иной силы, направляет и влияет на развитие человека. Прогресс в познании, эмоциях и поведении, который обычно происходит в определенные моменты жизни, требует как взросления (то есть генетически обусловленных биологических изменений в центральной нервной системе), так и событий, переживаний и влияний в физической и социальной среде. Как правило, созревание само по себе не может вызвать появление психологической функции; однако он допускает такую функцию и устанавливает ограничения на самое раннее время ее появления.
В 20 веке возникли три выдающиеся теории человеческого развития, каждая из которых касается различных аспектов психологического развития. Оглядываясь назад, можно сказать, что эти и другие теории не были ни логически строгими, ни способными объяснить как интеллектуальный, так и эмоциональный рост в одних и тех же рамках. Таким образом, исследования в этой области имеют тенденцию носить описательный характер, поскольку в психологии развития отсутствует тесная сеть взаимосвязанных теоретических утверждений, которые надежно допускают удовлетворительные объяснения.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Психоаналитические теории
Ранние психоаналитические теории человеческого поведения были сформулированы, прежде всего, австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. На идеи Фрейда повлияла теория эволюции Чарльза Дарвина и физическая концепция энергии применительно к центральной нервной системе. Самая основная гипотеза Фрейда заключалась в том, что каждый ребенок рождается с источником основной психологической энергии, называемой либидо. Далее либидо каждого ребенка последовательно фокусируется на различных частях тела (помимо людей и предметов) в ходе его эмоционального развития. В течение первого года после рождения либидо изначально сосредоточено на рту и его деятельности; кормление грудью позволяет младенцу получать удовлетворение за счет приятного уменьшения напряжения в области рта. Фрейд называл это оральной стадией развития. Считается, что на втором году жизни источник возбуждения смещается в анальную область, и начало приучения к туалету заставляет ребенка вкладывать либидо в анальные функции. Фрейд назвал этот период развития анальной стадией. В период от трех до шести лет внимание ребенка привлекают ощущения от половых органов, и Фрейд назвал эту стадию фаллической стадией. Полдюжины лет до полового созревания называются латентной стадией. На последней, так называемой генитальной стадии развития зрелое удовлетворение ищется в гетеросексуальных любовных отношениях с другим человеком. Фрейд считал, что эмоциональные проблемы взрослых являются результатом либо лишений, либо чрезмерного удовлетворения на оральной, анальной или фаллической стадиях. У ребенка с либидо, зафиксированным на одной из этих стадий, во взрослом возрасте будут проявляться специфические невротические симптомы, такие как тревога.
(Читайте эссе Зигмунда Фрейда «Британника» 1926 года о психоанализе.)
Фрейд разработал влиятельную теорию структуры личности. По его мнению, полностью бессознательная психическая структура, называемая Ид, содержит врожденные, унаследованные побуждения и инстинктивные силы человека и тесно отождествляется с его или ее основной психологической энергией (либидо). В младенчестве и детстве эго, которое является ориентированной на реальность частью личности, развивается, чтобы сбалансировать и дополнить ид. Эго использует различные сознательные и бессознательные психические процессы, чтобы попытаться удовлетворить инстинкты Ид, а также пытается поддерживать комфорт человека по отношению к окружающей среде. Хотя импульсы Ид постоянно направлены на получение немедленного удовлетворения своих основных инстинктивных влечений (секс, привязанность, агрессия, самосохранение), функция Эго ограничивает этот процесс. Говоря языком Фрейда, по мере того, как ребенок растет, принцип реальности постепенно начинает контролировать принцип удовольствия; ребенок узнает, что окружающая среда не всегда допускает немедленное удовлетворение. Таким образом, развитие ребенка, по Фрейду, в первую очередь связано с появлением функций эго, которое отвечает за направление разрядки фундаментальных влечений и за контроль интеллектуальных и перцептивных функций в процессе реалистических переговоров с внешним миром.
Хотя Фрейд внес большой вклад в психологическую теорию — особенно в его концепции бессознательных побуждений и мотиваций — его элегантные концепции невозможно проверить с помощью научных экспериментов и эмпирических наблюдений. Но его концентрация на эмоциональном развитии в раннем детстве повлияла даже на те школы мысли, которые отвергли его теории. Вера в то, что на личность влияют как биологические, так и психосоциальные силы, действующие в основном в семье, причем основные основы закладываются в раннем возрасте, продолжает доказывать свою плодотворность в исследованиях развития младенцев и детей.
Акцент Фрейда на биологических и психосексуальных мотивах в развитии личности был изменен американским психоаналитиком немецкого происхождения Эриком Эриксоном, чтобы включить психосоциальные и социальные факторы. Эриксон рассматривал эмоциональное развитие на протяжении жизни как последовательность стадий, во время которых возникают важные внутренние конфликты, успешное разрешение которых зависит как от ребенка, так и от его или ее окружения. Эти конфликты можно рассматривать как взаимодействие между инстинктивными влечениями и мотивами, с одной стороны, и социальными и другими внешними факторами, с другой. Эриксон выделил восемь стадий развития, первые четыре из которых: (1) младенчество, доверие и недоверие, (2) раннее детство, автономия и стыд и сомнения, (3) дошкольный возраст, инициатива и вина и (4) школьный возраст. , трудолюбие против неполноценности. Конфликты на любом этапе должны быть разрешены, если вы хотите избежать личностных проблем. (Этапы развития Эриксона во взрослом возрасте обсуждаются ниже в разделе «Развитие во взрослом и пожилом возрасте».)
Поведение человека: природа или воспитание? – Эволюционная психология: изучение больших вопросов
Перейти к содержимому
Прочитав эту главу, вы сможете:
- Описать вклад Гальтона в теорию природы и воспитания.
- Различать влияние генов и среды, а также их сочетание.
- Дайте определение и опишите эпигенетику.
- Объясните разницу между теорией социального обучения и теорией генетического наследования.
- Объясните результаты эксперимента с куклой Бобо.
- Понять статью о медведях гризли.
- Статья «Понимание того, что находится за пределами наследственности: исследования близнецов».
- Понимать ключевые понятия и определения, относящиеся к природе и воспитанию.
В этой главе обсуждается, что природа против воспитания — это спор о том, являемся ли мы продуктом природы (генетики) или воспитания (окружающей среды). Есть доказательства, поддерживающие обе стороны дискуссии. К концу этого вы должны быть в состоянии определить, что и природа, и воспитание играют ключевую роль в поведении людей и животных.
Игра на совпадение памяти позволяет определить ключевые слова, относящиеся к природе и воспитанию. Цель состоит в том, чтобы щелкнуть карточку и сопоставить слово на карточке с другой карточкой, на которой есть такое же слово. Теперь, когда вы знаете, как играть, давайте посмотрим, сколько из них вы сможете сопоставить!
Сэр Фрэнсис Гальтон (1822-1911)Когда мы говорим о природе, мы говорим о нашей генетике, которую мы наследуем от наших родителей. Сравнительно недавнее исследование (Kamran, 2016), проведенное в Пакистане, предполагает, что параллели, проведенные в отношении темперамента братьев и сестер, обусловлены их генетикой. Результаты этого исследования показывают, что генетический состав родственников семьи (даже умерших) также влияет на поведение ребенка. Члены семьи идентифицируют такое поведение ребенка, даже если умершего члена семьи больше нет.
Просмотрите временную шкалу Гальтона и узнайте его историю!
Следующие первопроходцы играют ключевую роль в наших знаниях о природе и воспитании сегодня! Цель игры состоит в том, чтобы соединить правильного пионера с правильным фактом, относящимся к пионеру. Если вы поместите мышь над первопроходцем, есть забавный факт, который может помочь. Будьте осторожны, есть пионерская хитрость!
Ключевые термины:
- Природа: относится ко всем генам и наследственным факторам, влияющим на то, кто мы есть, — от нашего внешнего вида до наших личностных характеристик (определение получено с сайта verywellmind. com 17 ноября 2019 г.).).
- Эпигенетика : изучение наследственных изменений функции генов, не связанных с изменениями в последовательности ДНК (определение получено с сайта MerriamWebster.com 17 ноября 2019 г.)
Когда мы говорим о воспитании, мы говорим обо всех факторах окружающей среды, которые влияют на нас. Факторы окружающей среды включают, помимо прочего, стиль воспитания, порядок рождения, сверстников, размер семьи, культуру, язык, образование и т. д. Главный аргумент в пользу воспитания заключается в том, что среда — это то, что делает нас такими, какие мы есть. Те, кто находится на крайней стороне воспитания, являются эмпириками. Они считают, что люди рождаются чистыми листами и получают всю информацию из окружающей среды с помощью своих 5 органов чувств.
Бихевиоризм, созданный Джоном Уотсоном, представляет собой теорию, согласно которой любое поведение является результатом стимуляции со стороны окружающей среды или следствием предыдущей обусловленности человека. Бихевиоризм — это школа психологии, которая находится на стороне воспитания.
В 2019 году ученые провели эксперимент на бонобо (разновидность шимпанзе) для наблюдения за социальным обучением. В результате эксперимента были обнаружены подтверждающие доказательства того, что бонобо способны учиться, наблюдая за другими представителями своего вида, как и люди.
Теория социального обучения Альберта Бандуры утверждает, что люди учатся, наблюдая, подражая и моделируя поведение. В 1961 году результаты знаменитого эксперимента Бандуры с куклой Бобо подтверждают аргумент в пользу воспитания в том смысле, что наша среда влияет на наше поведение.
Ключевые термины:
- Воспитание: Факторы окружающей среды, влияющие на наш рост и поведение.
- Эмпиризм: Вера в то, что люди рождаются как чистый лист, учатся всему у своего окружения.
Учитывая то, что мы обсуждали до сих пор, на поведение влияют гены или окружающая среда? На самом деле на поведение человека влияют как генетические, так и социальные факторы. Ниже приведено видео, в котором объясняется, как оба компонента влияют на человека.
Теперь, когда вы понимаете, как взаимодействуют гены и окружающая среда, может ли один компонент влиять на человека больше, чем другой? Ниже приведена статья, в которой объясняется, как конфликтное поведение медведей гризли может быть связано с генетической наследственностью или социальным обучением… поговорим о плохом поведении медведей!
Добро пожаловать в логово медведя гризли. Внутри есть лапы, нажмите любую лапу, чтобы узнать ключевые понятия в статье! Не волнуйтесь, медведи не укусят!
Исследование, проведенное в Альберте, Канада, проанализировало генетические и экологические отношения медведей гризли в отношении конфликтного поведения их потомства. Исследование предсказывает, что агрессия определяется генетически от любого из биологических родителей. Если конфликтное поведение детеныша унаследовано от генов отца, то необходима необходимая передислокация охраны дикой природы, чтобы избежать конфликтного взаимодействия человека. Если поведение детеныша унаследовано от материнских генов, то переселение самок медведицы осуществить гораздо сложнее, поскольку это влечет за собой юридические последствия для дикой природы.
В ходе исследования генотипировали 213 медведей гризли, большинство из которых были самцами. В исследовании конфликтное поведение или «проблемный медведь» описывалось как проявление агрессивного или агрессивного поведения в отношении частной собственности, общественной собственности или инцидента с человеком. Результаты исследования показали, что потомство родителя-женщины проявляло негативное взаимодействие в большей степени, чем потомство родителя-мужчины.
Согласно Morehouse et al., (2016), «результаты подтверждают гипотезу социального обучения, но не гипотезу генетической наследственности, поскольку она связана с приобретением конфликтного поведения. Если бы конфликт человека и медведя был наследственным поведением, мы бы ожидали увидеть значительную связь между конфликтным поведением отца и поведением потомства. Социальное обучение может увековечить конфликты с медведями гризли, подчеркивая важность предотвращения первоначальных конфликтов, а также устраняя проблемных людей после начала конфликтов» (стр. 7).
Помимо наследственности: исследования близнецов
В этом исследовании рассказывается об общих наблюдениях за 50 образцами исследований, касающихся более 800 000 пар близнецов, и о том, как на их поведение могли повлиять гены или окружающая среда. Из-за этических ограничений экспериментов на людях можно сделать только вывод о наличии умеренных причинных эффектов. Наследственные оценки совершенно бесполезны в этих исследованиях, потому что результаты зависят исключительно от условий окружающей среды участников исследования, и это становится применимым только тогда, когда все участники находятся в одной и той же среде.
Если разлученный подросток воспитывается в богатой среде, его генетический состав с большей вероятностью будет фактором в его воспитании. Если его или ее аналог-близнец, напротив, воспитывается в плохой среде, влияние их генов будет незначительным из-за менее заботливого окружения. Другой пример — первый половой контакт разлученных близнецов; влияет ли их общая генетика на действия примерно в одно и то же время? Ответ отрицательный, потому что такие события являются результатом влияния правонарушений в окружающей среде.
Психолог Эрик Туркхаймер утверждает, что по сути существуют три закона генетики поведения:
«Первый закон: все черты поведения человека передаются по наследству.
Второй закон: Влияние воспитания в одной семье меньше, чем влияние генов.
Третий закон: значительная часть вариаций сложных черт человеческого поведения не объясняется влиянием генов или семей».
Он объясняет, что гены формируют примерно 50% нашего поведения, а остальное зависит от окружающей среды.
«Вездесущность генетических влияний не [означает], что поведение является менее психологическим или более биологически детерминированным», но именно облегчение условий окружающей среды позволяет людям выявить свои полные бихевиористские тенденции; и даже тогда наши гены — это только половина дела.
Следующее видео представляет собой исследование, посвященное влиянию природы и воспитания на близнецов. Словом, совпадений много, может показаться, что их действия происходят из генетических связей.
- Чтобы ответить на вопрос, являемся ли мы продуктом Природы или Воспитания, мы оба. Мы продукт нашей генетики и нашего окружения. Благодаря нашей генетике у нас есть определенная базовая личность, но со временем она меняется из-за влияния нашего окружения: людей, с которыми мы общаемся, и общего уровня питания в нашей растущей среде.
- Подводя итоги, на основе нескольких исследований и исследований можно сделать вывод, что человеческое поведение является одновременно природой и воспитанием. Кроме того, данные также подтверждают, что поведение животных, в частности (медведей гризли), также обусловлено природой и воспитанием. Многие аспекты теории природы и воспитания утверждают, что различное поведение людей основано как на генетике, так и на окружающей среде человека. Однако возможно, что одна переменная из теории может оказать большее влияние на человека.
Ссылки на главы
ABC News (2018, 10 марта) 20/20 9 марта Часть 2: Усыновленные близнецы были разделены, а затем стали частью секретного исследования. Получено 17 ноября 2019 г. с https://youtu.be/0-2FFsuitO4
.Бенджамин, Дж. (31 марта 2017 г.). Рак: Природа против. Воспитывать. Получено 17 ноября 2019 г. с https://marybird.org/blog/olol/cancer-nature-vs-nurture
.Редакторы Biography. com. (2019, 28 августа). Чарльз Дарвин Биография. Проверено 17 ноября 2019 г., с https://www.biography.com/scientist/charles-darwin.
Черри, К. (2019, 1 июля). Вековой спор о природе и воспитании. Получено 19 ноября 2019 г. с https://www.verywellmind.com/what-is-nature-versus-nurture-2795392.
Дэвид Л., «Теория социального обучения (Бандура)», в Теориях обучения, 7 февраля 2019 г., https://www.learning-theories.com/social-learning-theory-bandura.html.
Детский медицинский факультет. (2016, 26 января). Эпигенетика: природа против воспитания. Проверено 17 ноября 2019 г., с https://youtu.be/k50yMwEOWGU
Везде психология. (2012, 28 августа). Эксперимент Бандуры с куклой Бобо. Получено 19 ноября 2019 г. с https://youtu.be/dmBqwWlJg8U.
FuseSchool-Global Education. (2019, 27 августа). Природа против воспитания | Генетика | Биология | FuseSchool Получено 18 ноября 2019 г. с https://www.youtube.com/watch?v=EmctxRcmloc
.Жерве, М. (2017, 31 августа). Доктор Альберт Бандура – Теория агентства. Получено 19 ноября 2019 г. с https://art19..com/shows/minutes-on-mastery/episodes/a1cef11d-e32c-4f03-ba4a-262a91268f4c.
Джонсон В., Туркхаймер Э., Готтесман И.И., Бушар Т.Дж. Младший. Помимо наследственности: исследования близнецов в поведенческих исследованиях. Curr Dir Psychol Sci . 2010;18(4):217–220. doi:10.1111/j.1467-8721.2009.01639.x
Камран Ф., к.м.н. (2016). Отличаются ли братья и сестры, как «день и ночь»? восприятие родителями природы и воспитания. Журнал поведенческих наук, 26 (2), 95–115. Получено с https://ezproxy.kpu.ca:2443/login?url=https://search-proquest-com.ezproxy.kpu.ca:2443/docview/1864042019.?accountid=35875
Мерриам-Вебстер. (2019). Получено 17 ноября 2019 г. с https://www.merriam-webster.com/dictionary/epigenetics
.McLeod, SA (2016, 05 февраля). Бандура – теория социального обучения . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/bandura.html
McLeod, SA (2018, 20 декабря). Природа против воспитания в психологии. Просто психология. https://www.simplypsychology.org/naturevsnurture.html
Мико, И. (2008) Грегор Мендель и принципы наследования. Природоведение 1(1):134
Морхаус, А.Т., Грейвс, Т.А., Микле, Н., и Бойс, М.С. (2016). Природа против воспитания: доказательства социального обучения конфликтному поведению медведей гризли. PLoS One, 11 (11) doi:http://dx.doi.org.ezproxy.kpu.ca:2080/10.1371/journal.pone.0165425
Роуз, Х., и Роуз, С. (2011). Наследие Фрэнсиса Гальтона. Ланцет, 377 (9775), 1397-1397.doi:10.1016/S0140-6736(11)60560-6
Шорланд, Г., Генти, Э., Гери, Ж.-П., и Зубербюлер, К. (2019). Социальное обучение произвольным пищевым предпочтениям бонобо. Поведенческие процессы, 167. https://doi-org.ezproxy.kpu.ca:2443/10.1016/j.beproc.2019.103912
TED-Ed. (2013, 12 марта). Как растения гороха Менделя помогли нам понять генетику. Получено 17 ноября 2019 г. с https://youtu.be/Mehz7tCxjSE.