Рисунки в психологии: Что значат наши рисунки | Журнал Вестник Психологии

случаи из практики //Психологическая газета

Я вижу, как рисунки во многих случаях помогают ребенку или взрослому выразить свои психологические проблемы, прожить их и справиться с ними. Поэтому я использую рисунки с моими клиентами. И знаю, что многие психологи делают так же. Я делюсь рисунками и своими комментариями к ним, чтобы мы могли оттачивать свою технику терапевтической работы с рисунком подобно музыкантам, желающим научиться свободно играть музыку (метафора Д. В. Винникотта).

В конце дошкольного возраста дети уже способны выразительно изображать свои переживания в рисунке. Особенно это касается таких сильных чувств, как страх. В то время как позитивное состояние может изображаться более типичными средствами (цветы, солнце, улыбки). В этой связи уместно вспомнить строчки Л. Толстого о разнице счастливых и несчастливых семей.

Вот рисунок мальчика 6,5 лет, нарисовавшего свой страх:

Ночь в лесу, в центре — ворота.

Они скрипят, и от этого страшно. Потом из них выскочит бешеный конь и понесется по лесу.

При обсуждении рисунка выяснилось, что он основан на реальных событиях: мальчика в деревне напугала выбежавшая из ворот лошадь. Добавленные ночь и лес, ворота выше деревьев — это символы, передающие силу страха и чувства бессилия и одиночества перед его лицом. Цвет, способ рисования и перспектива изображения очень хорошо помогают почувствовать эмоции ребенка, смотрящего на эти ворота и ожидающего неизбежного, — идентифицироваться с ним, поставить себя на его место.

На следующем рисунке семилетняя девочка изобразила свой страх темноты:

Я выхожу из своей комнаты, чтобы пойти в туалет. В центре — дверь в комнату мамы.

На этом рисунке двери в туалет не видно — она где-то за углом в левой части. Это передает внутреннее ощущение бесконечного пути в темноте, который нужно пройти до цели ребенку, испытывающему страх. Перспектива изображения и отсутствие других деталей в рисунке помогает вслед за ребенком почувствовать, что мама в своей комнате — это ресурс, помощь, но дверь закрыта и находится далеко. То есть надежда на помощь близкого взрослого есть, но страх включает в себя и то, что эта помощь может оказаться недоступной.

Продолжая тему изображения детьми своих страхов, посмотрим на рисунок 7-летнего мальчика:

Я защищаюсь от монстров из темноты, показывая им «стоп». После этого они пропадут.

Помимо художественной выразительности (способ рисования руки разрушает границу между изображением и реальностью) этот рисунок заключает в себе еще нечто важное: ребенок изображает не только объекты страха (темнота и производные от нее монстры), но и символический защитный жест, который он использует, чтобы справляться со своим страхом и контролировать ситуацию.

А вот рисунок еще одного мальчика того же возраста:

Трое бандитов (с планом банка, с железной пилой и с гранатой) собираются ночью ограбить банк. Светит луна. Когда они совершат ограбление, я убью их, и банк будет радоваться.

У этого мальчика есть маленький брат почти 3-х лет. В рисунке отражается его амбивалентное отношение к брату (грабителю), забравшему у него любовь матери (она — банк) — то есть ограбившему его. Агрессивные импульсы к брату мальчик выражает через фантазию об убийстве грабителя и воссоединении с матерью (банк будет радоваться).

И завершить эту серию рисунков хочется вот этим изображением:

Я кричу, а вокруг инопланетяне.

Его нарисовала 7-летняя девочка предположительно с расстройством аутистического спектра, склонная к соскальзыванию в собственные фантазии и испытывающая закономерные трудности в общении с другими людьми. В этом смысле можно поразмышлять: не являются ли «инопланетяне» метафорой не внеземных существ, а окружающих ее людей, которые видятся ей «иными» по сравнению с ней самой?

Иногда ребенок своим первым выбором игрушки или первым рисунком сразу дает нам понять, какая тема его волнует на самом деле, каким образом он хотел бы использовать психологическую помощь и психолога как источник этой помощи.

Девочка 3 лет и 8 месяцев с низкорослостью (карликовостью) активно избегает общения с другими детьми своего возраста, предпочитает играть со взрослыми и самостоятельно. Ее интеллектуальное развитие несколько опережает возрастную норму, и поэтому взрослым с педагогической точки зрения кажется, что ей просто неинтересно со сверстниками.

Однако, когда я предложил ей набор игрушек (фигурки диких и домашних животных), она тут же выбрала жирафа и играла преимущественно с ним, комментируя: «Он самый большой, у него большие ноги, длинная шея». Я разделил с ней ее чувства, сказав: «Да, ты играешь жирафом, он самый высокий зверь», и это установило между нами доверие и вызвало ее интерес. Она поинтересовалась, как зовут меня и другую девочку, которую я тоже пригласил в нашу игру.

Ее рисунок жирафа, сделанный после этого по просьбе педагога, воплощает то же желание…

Жираф. Линии контура желтого цвета, пятнышки — коричневого. Рисунок обработан, чтобы сделать линии контрастнее.

Следует психологу ли делать интерпретацию рисунка своему клиенту? Юнгианский аналитик

Джон Аллан рекомендует воздерживаться от этого (в своей книге «Ландшафт детской души»). Д. В. Винникотт не так категоричен: его золотое правило — не делать интерпретацию слишком рано и всегда отказываться от нее, если ребенок или взрослый не принимают ее. Это не означает, что сделанная интерпретация неверна, но она точно сделана не в то время или не теми словами, которые нужны конкретному клиенту.

Я проиллюстрирую пример неудачной и удачной интерпретации фрагментом из моей работы с 5-летним мальчиком. Примерно в середине нашей с ним сессии (это была очередная консультация, и доверительный контакт уже прочно закрепился) во время «игры в каракули» он нарисовал каракулю и…

Бак с водой и смерчем внутри. Сверху плотная крышка. Справа трубка и кран, из которого очищенная фильтром вода может литься в кружку. Крышку снимают, когда фильтр портится и его нужно починить.

…сам дорисовал ее, отвергнув мой вариант. Он уже рисовал несколько похожих баков на других наших встречах, поэтому я уделил этому повторяющемуся образу особое внимание. Я уже догадался, что бак обозначает его самого, и, учитывая символизм рисунка, возраст мальчика и некоторые другие признаки амбивалентных чувств к отцу, предложил первую интерпретацию — неудачную. Я сказал ему, что этот кран и текущая из него вода похожи на то, что есть у мальчиков и пап, то, чем писают. Он отреагировал вопросом «Что?», и я повторил ему свои слова. Он смутился и сказал: «Нет, это такой бак с водой».

Сам я не отказался от этой версии интерпретации, но немедленно отозвал ее. Думаю, ее время еще не пришло. Но у меня была и вторая версия интерпретации этого рисунка, связанная с крышкой бака (голова) и починкой. Я сказал: «Похоже, у тебя есть надежда, что я тоже смогу починить тебя, как чинят испортившийся фильтр в баке».

Эта интерпретация попала в цель, потому что он внимательно посмотрел на рисунок, улыбнулся и сказал: «Это хорошая идея». На этой сессии мальчик сделал шаг вперед в использовании меня как ресурса для помощи самому себе, как своего субъективного объекта.

А вы на чем плывете?… (О психологии на кросс-походе)

Этап «Психология» во время кросс похода проводится уже четвертый год. Обычно он состоит из Игры или группового обсуждения, наблюдения за работой команды на техническом этапе и анкетирования.

В этом году участники должны были вместе выполнить довольно необычное задание – придумать плавательное средство или морское судно, на которое похожа их команда, а затем подумать, какой частью этого судна являются они сами.

Известно, что метафора позволяет обнаружить новый смысл в привычных явлениях, расширяет и обогащает наше восприятие себя и других. Меткое сравнение может дать новое видение отношений и способствовать улучшению взаимопонимания между людьми.

Поэтому задание на Этапе «Психология» в этом году, как нам кажется, давало возможность не только психологам наблюдать за работой команды, но и у самих участников была возможность поразмышлять о своей группе — целях похода, мотивации участников, о своем месте в группе, услышать мнение других. А общий рисунок делал эти представления наглядными и очевидными для всей команды.

Поскольку работа получилась очень живой и интересной, мы хотим поделиться ее общими результатами. С разрешения участников, мы приводим их рисунки (кстати, очень порадовала открытость и готовность ВСЕХ команд без исключения показать свой рисунок и посмотреть творческие работы других команд). И, кроме того, мы прилагаем небольшое описание особенностей судов, которые «плавают» в турклубах «Вестра» и МГТУ им. Баумана.

ВАЖНО:

Рисунок каждой команды – не просто рисунок, а достояние переживаний и отношений внутри группы. В этом смысле анализ содержания рисунков может строиться только на совместном рассмотрении рисунка, группового обсуждения, наблюдении за работой команды, знакомстве с участниками и т.д. Только исходя из контекста группы можно заключить о том, что означает тот или иной объект на рисунке.

В этом смысле интерпретации отдельно рисунков могут быть интересны и разнообразны, но остаются на уровне равновероятных предположений.

Водные суда

Идеи плавательных средств, которые придумывали команды, были яркими и разнообразными: болотоход, ледокол и прогулочный трамвайчик, легкие быстроходные яхты (спортивная и деревянная), лодки, в том числе лодка деда Мазая, плоты (весельные, с парусом, мотором и спиртными напитками ;-), шлюп, бот, галера, 2 запараллеленных баркаса. Были суда, не существующие в действительности и придуманные участниками во время обсуждения, – например, катамаран из пластиковых бутылок. Было даже экзотическое судно — папирусная лодка «Ра» Тура Хейердала.

Кроме того, много идей рождалось по ходу обсуждения, но по разным причинам они не нашли своего воплощения. Например,

  • моторная лодка
  • полицейский катер
  • фрегат
  • катамаран-тримаран
  • галера с рабами
  • спасательный круг
  • надувной банан
  • надувной матрас
  • надувная баба!
  • вязанка тростника, связанная в один пучок
  • летучий голландец

Создавая тот или иной «образ» собственной группы, участники размышляли над такими ее особенностями, как надежность и управляемость, что находило свое отражение во внешнем виде судов, его деталях и агрегатах. Например, на некоторых судах был не только руль, но и подруливающий парус ;-). Другие плавсредства могли иметь надежный корпус, но при этом дрейфовали, имели сложности с управлением. Важными оказались назначение судна (спорт, отдых, развлечения, познание), атмосфера, а также слаженность и общность целей. Например, если группа замечала разность целей, это могло выражаться как в более долгом обсуждении, так и в самой конструкции судов (цельная конструкция или несколько соединенных между собой блоков).

Одно из самых сильных впечатлений от этапа – возможность в рисунке увидеть своеобразие, уникальность каждой команды: ее целей, интересов, настроя и общения внутри группы. Это видно даже при беглом взгляде на рисунки. Ведь прогулочный трамвайчик – это совсем не то же самое, что ледокол, а спортивная яхта совсем не похожа на плот или катамаран. И это своеобразие, на наш взгляд, само по себе является ценным, т.к. отражает общие цели и интересы участников, которые для каждой команды свои.

Нам показалось интересным, что у некоторых групп, помимо собственно судна, на рисунке изображены представители флоры и фауны (рыбы, зайцы, лягушки и даже русалки), климат (солнце, облака) и рельеф окружающей местности. А на одном из них присутствовал даже Алексей Геннадьевич! (то ли в виде дельфина, то ли в виде крокодила ;-). На наш взгляд, это может говорить, с одной стороны, о важности общения и социального окружения для группы, с другой — об умении видеть, куда и в какой среде они «плывут».

Роли в группе

Если группу в целом можно сравнить с плавательным средством, то каждого члена группы – с какой-то частью этого средства. Каждому участнику предлагалось выбрать ту часть судна, которая бы соответствовала его самоощущению и восприятию себя в группе – роли и функции, которые он выполняет в жизни группы и межличностном общении.

На втором этапе определить роль и место каждого участника группе предлагалось уже в совместном обсуждении. Самооценка и восприятие других членов группы могли отличаться, благодаря чему у участников была возможность расширить представление о себе, получив обратную связь от других членов группы.

Например, носовая часть судна – разбивает волны, первая может встретить опасность. С носовой частью группа, предположительно, могла ассоциировать того участника, который обычно идет впереди, разведывает новые места, любит риск, первым сталкивается с опасностью или неопределенностью.

На этом примере понятно, что психологическая роль участника далеко не всегда совпадает с его формальной должностью (реммастер, завхоз и т.п.), она значительно шире и описывает не только определенные умения, но и содержание жизни участника в группе, включая особенности его характера, поведения, отношение к другим людям.

Как не бывает одинаковых людей, так не бывает и повторяющих друг друга коллективов. За время этапа мы не встретили 2-х судов с одинаковым набором ролей и функций.

На многих судах и плавательных средствах присутствовали:

  • мотор (задает ход, темп, движение вперед)
  • руль, штурвал (задает направление движению, поворачивает судно)
  • весла или весло (двигает, поворачивает, подруливает, когда куда-то заносит)
  • парус (двигает судно, задает направление, украшает)
  • мачта (опора, основа, заметная часть судна)
  • корпус, каркас судна (основание, поддержка, несущий элемент)
  • камбуз («хранение вкусняшек», обеспечение)
  • якорь (удерживает, позволяет стоять на месте)
  • спасательный круг (функция спасения, надежды, безопасности)
  • смотровая корзина на мачте (ориентировка в окружающей среде, предупреждение об опасностях и о грядущих событиях, сигнальная функция)
  • флаг (представительская функция, опознавательный знак)

Капитанам часто приписывалась функция управления: руль, направляющий парус, штурвал, мотор. Девушки наделялись функцией заботы, украшения, создания уюта: аптечка, украшение на носу судна, цветок, «фея домашнего очага». Любопытно, что с камбузом ассоциировали чаще ребят – хранение еды, «вкусняшек», спиртных напитков 😉

Встречались и очень нестандартные, уникальные для каждой группы, решения:

  • «солнце» группы
  • ветер
  • рупор
  • компас
  • регулятор скорости
  • вооружение (ракета или боеголовка)
  • ящик с инструментами или с песком
  • комната отдыха
  • магнитофон
  • шезлонг

Каждая роль в команде важна и связана с ценностями группы. В походе будет неуютно без феи домашнего очага, не так вкусно без камбуза и «вкусняшек», команда будет не такой яркой и представительной без флага или алого паруса и т.п.

Как нам кажется, в этой работе у участников была возможность в метафорической форме (а иногда и прямо) узнать о своей ценности для группы, почувствовать, комфортна ли ему та роль, которую он выполняет, сказать о своем видении других членов команды и будущего похода.

В завершении хочется отметить, что каждому участнику нашлось свое место в группе. В тех случаях, когда участник затруднялся в выборе своей роли, ему на помощь приходила группа.

Приятно было видеть искренний интерес к размышлению, исследованию своей группы и себя в ней, умение команд анализировать жизнь группы, ее особенности, способность замечать других делиться своим мнением.

Спасибо участникам за интересно проделанную работу, юмор и открытость новому опыту!

Психологи туристического
клуба «Вестра»
Егорова Полина
Прокопюк Светлана


Болотоход Болотина Игоря, МГТУ

Галера с парусом Бородулина Ильи, ВЕСТРА

Деревянная яхта Вереникина Александра, МГТУ

Запараллеленные баркасы Захарова Михаила, ВЕСТРА

Катамаран Зарицкой Тамары, МГТУ

Ледокол Романа Козырева, ВЕСТРА

Лодка деда Мазая и Киселева Алексея, МГТУ

Небольшое парусное судно Александра Нацова, ВЕСТРА

Папирусная лодка РА Евгения Водзинского, ВЕСТРА

Парусник Юрия Тильмана, ВЕСТРА

Парусный катамаран Игоря Саенко, ВЕСТРА

Плот (с ромом) Анучина Сергея, МГТУ

Плот (с шампанским) Рогова Михаила, ВЕСТРА

Плот Жуковой Светланы, ВЕСТРА

Плот с двумя рулевыми веслами Арабаджиева Михаила, МГТУ

Плотик с парусом Политовой Галины, ВЕСТРА

Прогулочный трамвайчик Натальи Панковой, ВЕСТРА

Сдвоенный катамаран из пластиковых бутылок Екатерины Тарасовой, ВЕСТРА

Спортивная яхта Титова Сергея, ВЕСТРА

Трехмачтовая яхта со специальным парусом Старшова Антона, МГТУ

Яхта с мотором Шемятихина Дмитрия, ВЕСТРА

Егорова Полина, Прокопюк Светлана  

Что значит рисовать?

Если вы, как и я, смотрите на картинки в статье, прежде чем читать слова, возможно, на этот раз вы были бы удивлены, обнаружив карту и страницу с подписями. Может быть, вы даже сказали себе: «Ты называешь это рисованием?»

Как и название моей серии статей Psychology Today — «Зачем рисовать?» — это хороший вопрос. Но на него нелегко ответить, потому что это означает придумать определение «рисунка», которое включает в себя очень разные виды изображений: реалистичные изображения, абстрактные рисунки, наброски и архитектурные планы, и это лишь некоторые из них.

На самом деле, люди пытались дать определение «рисованию» на протяжении веков, а сейчас со всеми новейшими цифровыми технологиями сделать это еще сложнее. Например, определение рисунка в 21 веке должно включать настоящие рисунки Сальвадора Дали наряду с рисунками, созданными системой «генеративного искусственного интеллекта», Dall-E mini от craiyon.com, где даже маленькие дети могут ввести несколько рисунков. слов в подсказке и создать сотни, если не тысячи картинок в стиле Дали, даже не взяв в руки мелок.

Принимая во внимание эти факты, эта статья предлагает несколько способов разобраться во многих мирах рисования, избегая при этом жесткого определения самого слова . Во-первых, мы более подробно рассмотрим «Большую картину рисования» (рис. 1 ниже) и то, как она открывает общий предмет, разбивая рисунок на управляемые части. Оттуда я вернусь к своим пяти «парадигмам обучения рисованию», представленным в моей предыдущей статье, и рассмотрю их связь с теорией множественного интеллекта (MI) Говарда Гарднера (19).83, 1999). (Это подготовит почву для будущих статей, в которых каждая парадигма будет рассматриваться отдельно.)

«Большая картина рисования»

Источник: Стивен Фартинг, используется с разрешения.

Хорошо это или плохо, но всем этим примерам — картам, подписям, искусственно созданным изображениям и т. 21-25).

Для фартинга эта карта является последней в серии попыток разработать «таксономию» рисования путем связывания различных типов рисования в соответствии с их общими чертами, отличая их от других типов (2014, стр. 28-33). Как и в биологических науках, сами таксономии часто принимают форму рисунков: обычно это древовидные диаграммы с общим названием ствола, от которых ответвляются линии в соответствии с царством, типом, классом, отрядом, семейством, родом и видом.

Фартинг предпринял несколько попыток нарисовать свою таксономию рисования, прежде чем придумал систему, воспроизведенную здесь. Если это выглядит знакомо, то это потому, что оно основано на классической графике Гарри Бека 1931 года с изображением лондонского метро. Но вместо всем известных станций вроде «Паддингтон» и «Гайд-парк» «остановки» Фартинга представляют собой разного рода рисунки.

Многие из них неожиданны — например, дорожная разметка, игральные карты, шахматные доски, подводка для глаз, экраны управления воздушным движением, обои, Оксфордская доска Эйнштейна, световые вывески, пиротехника, спортивные площадки, фотография, кино и вычислительная техника. Возможно, самым удивительным является список «Природных событий» со следами улиток, следами пара, следами заноса, следами лыжников и даже естественными тенями.

Как и на карте метро, ​​основные линии, соединяющие станции, имеют цветовую маркировку, но здесь цвета обозначают различные функции рисования: Декоративные результаты (розовый), Контроль (красный), Развитие идеи (желтый), Инструкции (синий), Запись ( зеленый) и Play (фиолетовый). Кроме того, станции, обозначенные кружками, соединяют функциональные линии на основе общих целей (например, «Картирование», «Вычисления» и «Управление тенями»), источников (включая «Из памяти» и «Из жизни») или форм (таких как «Измеренное», «Сетка» и «Музыкальная нотация»). Когда Фартинг представил свою карту на первом симпозиуме «Думая через рисунок» (2012, стр. 21–25), он отметил, что «внутри… этого рисунка рисунок — это мое определение рисунка».

Как и Фартинг, я раз и навсегда обошел проблему определения рисования, когда писал об инструкции по рисованию (2021). Это было по той же причине: потому что есть почти столько же способов научить рисовать, сколько и рисовать.

Как уже отмечалось, в моей предыдущей статье я определил пять «учебных парадигм», основанных на различных представлениях о том, что такое рисунок и для чего он нужен: рисунок как дизайн, как видение, как опыт и эксперимент, как выражение и как визуальный язык. или языки. Среди критериев, которые я использовал для сравнения и противопоставления этих парадигм, было их применение к конкретным стилей искусства и полей искусства, а также их вклад в поля вне искусства .

Например, рисунок как дизайн связывает изобразительное искусство с математикой на основе таких принципов дизайна, как «пропорция», которые применяются к таким художественным стилям, как геометрическая абстракция, и к таким областям, как архитектура и дизайн. Напротив, рисунок как видение стилистически применим к реализму в искусстве, к области иллюстрации и, помимо искусства, к естествознанию.

С исторической точки зрения я связал методы обучения определенных эпох с выдающимися философскими школами того времени — например, рационализм эпохи Возрождения с рисунком как дизайном и британский эмпиризм с рисунком как видением. Доведя эти парадигмы до настоящего времени, я обратился к недавним исследованиям ведущих центров исследования рисования в США, Гарвардского проекта «Ноль» (PZ) и Педагогического колледжа Колумбийского университета (TC), а также на международном уровне с Thinking Through Drawing (TtD). , The Drawing Research Network (DRN) и The Big Draw (TBD).

Следующее «Предложение по рисованию» связывает по крайней мере две из моих учебных парадигм с «Большой картиной» Фартинга, оглядываясь на ранние исследования PZ и знаменитую теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера (1983, 1999). Но там, где Гарднер связывал рисование главным образом с «пространственным интеллектом», я связываю рисование со всеми ними, включая «логико-математический», «лингвистический», «музыкальный», «телесно-кинестетический», «int er и int ra». — личное», «натуралистическое» и «экзистенциальное».

Предложение по рисованию

Помимо множества видов рисования, перечисленных на его карте, Фартинг также упоминает два, которыми мы занимаемся все время, но обычно не думаем о них как о рисовании. Первый включает в себя пространственный интеллект: когда мы смотрим на ночное небо и мысленно соединяем точки между звездами, чтобы идентифицировать созвездия, такие как «Большая Медведица» (2012, стр. 22). Второй, требующий телесно-кинестетического интеллекта (по крайней мере изначально), основан на цитате художника Йозефа Бойса: «Даже если я пишу свое имя, я рисую» (2014). Другой художник, Йозеф Альберс, превратил это обычное действие в урок рисования.

В качестве одного из первых упражнений на базовом уроке рисования в Йельском университете Альберс предложил студентам писать свои подписи (1969, стр. 26) не на бумаге, а в воздухе, и не один раз, а снова и снова, иногда с закрытыми глазами. Оттуда студенты будут делать те же самые шаги над бумагой, затем на бумаге, но всегда, снова и снова.

В конечном счете, цель, как выразился Альберс, заключалась в том, чтобы помочь ученикам «вступить в контакт со своим инструментом», то есть поступать так, как это делают музыканты во время практики. В рисовании это включает в себя осознание того, как руки, руки и плечи функционируют вместе.

Источник: Фонд Йозефа и Анни Альберс; Также из «Поиск против повторного поиска: любезно предоставлено библиотекой Уоткинсона, Тринити-колледж, Хартфорд, Коннектикут».

Но как только ученики научились писать свои имена, будучи более осознанными, следующие задания заставляли их развивать эти навыки в других направлениях, буквально: рисовать свои подписи в обратном порядке, затем вверх ногами и, наконец, в обратном порядке и вверх ногами (рис. 2). , левый).

Я усвоил этот урок среди многих других уроков, которые Альберс впервые преподал на уроке рисования Уильяма Раймана в Гарварде. Рейманн учился у Альберса в Йельском университете, и в обоих университетах подобные уроки заставляли академически одаренных студентов осваивать не только новые навыки, но и новые способы мышления.

Рейманн написал об этом задании под заголовком «о чувстве двигательной кинестезии», напоминая о мышлении «снизу вверх» и «сверху вниз»: роль в поддержке тонкой дискриминации, сделанной на глаз. Первые упражнения на осознанность — письмо в воздухе, а затем в воздухе с закрытыми глазами — направлены на то, чтобы на мгновение поместить такое осознавание в центр внимания. Движением рук каждый человек сначала удостоверяет процесс переживания ощущения, а затем связывает его с идеей, целью и конкретной целью… [B]но самое главное, показано, что процесс обучения выходит за рамки пассивного использования. одной только «головы»… Именно координация глаз, ума и рук по необходимости является одним из самых важных событий в рисовании».

Другими словами — или в терминологии Гарднера — задача превращает знакомую «лингвистическую» деятельность в процесс решения проблем/создания продукта, включающий как «телесно-кинестетический», так и «пространственный» интеллект.

Если хотите, можете попробовать. Начните с карандаша и нескольких больших листов бумаги, но пока не рисуйте на бумаге. Вместо этого найдите достаточно времени, чтобы потренироваться писать свою подпись в воздухе, стараясь кинестетически осознавать все движения пальцев, кистей, предплечий и плеч. Обратите внимание, как обостряется ваше осознание, когда вы рисуете с закрытыми глазами. Затем обратите внимание, как сочетаются телесно-кинестетический и пространственный интеллект, когда вы нарисуйте ваше имя наоборот, вверх ногами, и наоборот и вверх ногами.

С моей точки зрения, это упражнение начинается с «рисунок как язык», а заканчивается «рисунок как дизайн».

В следующей статье я подробно расскажу о том, что значит научиться рисовать с учетом дизайна.

Рисунки, сделанные с помощью действий, подобных человеческим, более привлекательны.

Новое исследование, проведенное психологами и учеными-компьютерщиками, подтверждает теорию о том, что мозг предпочитает произведения искусства, которые кажутся созданными с помощью естественных движений человека.

Джексон Поллок в действии — Ханс Намут

Господствующая теория в психологии искусства предполагает, что «живопись действия» считается красивой не только из-за ее содержания или композиции, но и потому, что она ярко передает усилие и динамику действий, которые выполнял художник. в его изготовлении.

Однако связь между действиями рисования и оценкой их результата ранее не была подтверждена в научных исследованиях.

В ходе четырех исследований под руководством доктора Ребекки Чемберлен, нейробиолога, специализирующегося на том, как мы создаем искусство и как мы реагируем на него, ученые из Голдсмитского университета Лондонского университета изучили связи между типами движений, которые художники и не художники считают естественными и привлекательными.

Команда использовала искусственно сгенерированные сложные штриховые рисунки, напоминающие теги граффити, поскольку важной характеристикой граффити является владение очень быстрыми и плавными движениями рисования. Участникам не сказали, что серии видео и изображений рисуночных движений были сгенерированы компьютером, когда их попросили оценить их естественность и эстетическую ценность.

Первые исследования были проведены с участниками, не имевшими никакого отношения к искусству – они были набраны из пула студентов, не обучавшихся на курсах, связанных с искусством.

Результаты, опубликованные в British Journal of Psychology, показывают, что человеческие движения при рисовании воспринимались как более естественные и приятные, чем движения с однородным профилем. Чем более естественным считалось движение, тем больше люди его предпочитали.

В другом исследовании изучалось, влияет ли скорость движения на одобрение. Результаты ясно показали, что не имеет значения, были ли движения быстрыми или медленными, но люди предпочитали рисовать действия, соответствующие биологическим ограничениям человеческого движения: если это выглядело искусственно, это было не так привлекательно.

Еще один эксперимент показал, что линейные рисунки с визуальными особенностями, согласующимися с динамикой естественных движений, подобных человеческим (таким образом, линии, которые были толще в некоторых местах и ​​тоньше, чем в других), предпочитали, но только студенты-искусствоведы, а не те, кто не занимался искусством. экспертиза.

[Два примера линейных рисунков, созданных с использованием моделей естественного, левого и неестественного, правого движения. Манипуляции исследовательской группы с толщиной линии соответствуют тому, как краска или чернила скапливаются на поверхности, когда художник выполняет рисующее движение]

Исследование было совместным проектом между исследователями факультета вычислительной техники и факультета психологии Голдсмитс. Профессор Фредерик Фол Леймари и доктор Даниэль Берио предоставили вычислительную модель рисующих движений, используемых в психологических экспериментах.

Доктор Ребекка Чемберлен сказала: «Наши результаты показывают, что предпочтение отдается произведениям искусства с кинематикой, которая сигнализирует о присутствии человека. Это исследование напрямую связывает эстетику человеческого действия с визуальной эстетикой рисунков, но также подчеркивает важность включения художественного опыта в воплощенные описания эстетического опыта.

«Я бы сказал, что дополнительная подготовка, которую получают художники-эксперты, позволяет им больше участвовать в творческом процессе, лежащем в основе рисунка или картины, и это заставляет их любить это больше. Мы видели аналогичные результаты в исследованиях танца, где эксперты лучше определяют эмоции, стоящие за конкретным танцевальным движением, потому что они сами исполняли это движение».

Исследования профессора Леймари сосредоточены на творчестве и системах искусственного интеллекта, включая роботов, которые могут действовать с художественными навыками, подобными опытным людям.

Он сказал: «В течение нескольких десятилетий первые результаты исследований в области психологии и неврологии показали, что люди реагируют на каллиграфические следы, написанные, нарисованные или нарисованные, связывая эстетику — их оценку мастерства художника — с «правдоподобным генеративным кинематика», или могли ли они нарисовать ее сами.

«Вы видите рисунок, граффити, подпись, и вы сразу предполагаете порождающее движение — ваш мозг активизируется в своих двигательных областях, как будто вы сами совершаете движение.

Добавить комментарий