Рисунок дерево психологический тест – Тест «Нарисуй дерево» — Психология жизни

Тест «Нарисуй дерево» — Психология жизни

Ребенку предлагается нарисовать лиственное дерево.  Полноценное изображение дерева подразумевает наличие трех элементов: корней, ствола, кроны.

Интерпретация рисунка

Корни

Корни – часть дерева, непосредственно связанная с землей, питанием, ростом, восстановлением, истоками, природой, но в то же время корни – это скрытый элемент дерева и его опора, средство заземления, основа.

  • Если на рисунке у основания дерева отсутствуют и корни, и линия земли – подверженность стрессам. Как спокойно пережить стресс?
  • Корни изображены отдельными линиями, как трава – поверхностность мышления, леность, нежелание углубляться в детали. Такой ребенок предпочитает заниматься активной физической деятельностью.
  • Ребенок, смотрящий на мир реалистично, все взвешивающий в уме, размышляющий – изобразит только видимую часть корней, которая видна на поверхности земли.
  • Огромные, преувеличенные корни, подчас превосходящие размерами само дерево, — неуравновешенность, внутренний дисбаланс, скрытый конфликт.

  • Если корни изображены четко, хорошо прорисованы, имеют адекватные размеры или на них сделан акцент (жирные линии, усиленный нажим и т.д.) – ребенок придает большое значение внешней опоре, поддержке со стороны окружающих. Возможно, он сопротивляется взрослению, отказывается брать на себя ответственность, принимать решения, быть самостоятельным. Ребенок зависим, флегматичен, не уверен в себе, хочет подольше оставаться маленьким. (Задача родителей не потакать, а мягко, без агрессии и сильного давления, воспитывать самостоятельность, поощрять любое проявление инициативы)

 

Ствол

Самая распространенная форма – прямая, типично для детей, не достигших 12 лет.

  • Если ребенок старше – незрелость и инфантилизм; он не продвинулся в развитии, отстает в школе. Он «увяз» в детских отношениях и привычках, застрял на каком-то этапе роста и пользуется теми навыками, которые приобрел ранее, не продвигаясь вперед.
  • Основание ствола имеет расширение – более зрелая форма. Если расширение перенесено влево – недостаток инициативы и самостоятельности, мягкость, уступчивость, робость. Основание ствола, расширенное вправо – расчетливость, привычка все взвешивать, находить компромиссные решения, настойчивость, желание добиваться своего.

Как воспитать уверенного в себе ребёнка?

  • Припухлое, округленное основание – пассивность, медлительность движений и ума, умеренность, основательность, размеренность. Ребенок не очень деятельный, спокойный, не признает поспешные и резкие действия.
  • У основания ствола условно изображена корневая система – реальный взгляд на вещи, стремление к определенности и конкретности, развитое чувство ответственности. Также – некоторая неуверенность, сомнения, недостаточная внутренняя опора.

 

  • Ствол дерева изображен штриховыми, прерывистыми линиями – неусидчивость, подвижность, нетерпеливость. Такой ребенок чувствителен, раним, подвержен резкой смене настроения, может быть нервным, капризным. Почему ребёнок не слушается?
  • Ствол изображен двумя асимметричными линиями – неустойчивый характер, несколько замкнут, его контакт с окружением немного осложнен, стремится к уединению. Может быть упрямым, игнорировать оценки и мнения окружающих, противостоять авторитету взрослых.
  • Кривизна ствола передана волнистыми линиями – символ хорошей приспособляемости, энергичности, позитивного отношения к жизни.

  • Ствол нестандартной формы – признак чувства неудовлетворенности. Ребенок испытывает какие-то трудности, возможно переходного возраста, либо переживает дискомфорт.
  • Ствол покрыт штриховкой – неуверенность, застенчивость, скрытность. Ребенок трудно принимает решения, переживает по мелочам. Он очень осторожен, часто испытывает беспокойство. Возможно, обладает тревожным, легко возбудимым характером.
  • Если ребенок наносит на ствол некий рисунок, пытаясь изобразить кору – рациональность, наблюдательность, критичность ума.
  • Ствол покрыт мелкой или крупной крапинкой, закрашенными пятнами, с помощью которых ребенок хотел передать неровность поверхности ствола – трезво смотрит на вещи и всегда пытается быть адекватным, но иногда (и в данный момент) он не удовлетворен собой, его беспокоит внутренняя проблема.

Как стать хорошей и счастливой мамой?

  • На стволе есть штриховка, но она нанесена исключительно на правую сторону – контактность, способность хорошо ладить с окружающими, развитое чувство социального, легкость в установлении и поддержании отношений с людьми. Экстраверт.
  • Ствол заштрихован только с левой стороны – тонкая, чувствительная натура. Ребенок эмоционален, впечатлителен, восприимчив. Он склонен к творческой деятельности.

Ветви

  • Двумерные ветви (изображение двумя параллельными линиями) – практичность, ясное мышление, реалистичный взгляд на вещи и явления. Энергичность, способность находить решения возникающих проблем, самостоятельность.
  • Ветви, исходя из ствола, расширяются, так что на конце они оказываются шире, чем вначале. Ребенок – возмутитель спокойствия. Он ориентирован на внешний мир, любит приключения и забавы, не упустит случай проявить себя, склонен к риску, обладает духом авантюризма и здоровой агрессией.
  • Одномерные ветви в виде паутины или напоминающие брызги фонтана. В рисунках маленьких детей – нормальное явление, у детей постарше – признак крайней неуверенности. Ребенка что-то беспокоит. В силу наличия проблемы он чувствует нервозность, вспыльчивость, раздражительность.

Потребности в браке. Как укрепить семью?

  • Ветви отделены от ствола – слабая связь с реальностью, поверхностность мышления, непостоянство характера.
  • Искривленные ветви – мягкий, неустойчивый характер, неуверенность, склонность поддаваться чужому влиянию, подчиняться. Ему больше нравится бездельничать и развлекаться, чем сосредоточенно трудиться над чем-нибудь.
  • Тонкие, слабые ветви, склоненные вниз – кроткий, покорный характер. Это меланхоличный, замкнутый ребенок, склонный к размышлениям и уединению. Он внешне безропотный, но внутри может переживать сильные эмоции.
  • Ветви, бескомпромиссно направленные вверх – прямолинейный, вспыльчивый ребенок, не способный сдержать свои эмоции, контролировать импульсы, склонен к риску. Предпочитает скорее действовать, чем думать.
  • Среди ветвей отдельные, растущие в противоположном направлении – тревожный признак. Это выражение внутреннего конфликта (если ребенок старше дошкольного возраста).
  • Спиленные ветви – крайний негативизм, угнетенное состояние, отсутствие веры в будущее, ощущение ненужности и бесполезности. Такие ветви обычно рисуют дети старше 9 лет.

 

Крона

  • Крона овальной формы – скрытность, некая отгороженность от внешнего мира. Ребенок, склонен не решать проблемы, а уходить от них, замыкаться в себе. Любит фантазировать, в реальной жизни он не привык к решительным действиям, для этого он слишком медлителен.
  • Крона состоит из нескольких частей, напоминая стаю облачков, — осторожность, вдумчивость, способность анализировать и находить решения возникающих проблем, склонность к самоконтролю, аккуратность во всем – и в манере поведения, и в отношении к окружающим.

Один совет о том, как перестать ссориться по пустякам

  • Форма кроны напоминает форму цветка – незрелость и поверхностность мышления или достаточно хорошая адаптация, легкость восприятия, здоровый оптимизм, жизнерадостность. Предпочтение интерпретации отдается с учетом значения других элементов рисунка.
  • Овальная, спиралевидная форма кроны – сосредоточенность на собственном «Я», уравновешенность, самодостаточность. Ребенка трудно вывести из себя, он обладает спокойным, мирным характером, старается не контактировать без необходимости с окружающими, избегает суеты, замкнут. Изображение концентрических кругов внутри кроны – перенесенная в прошлом психическая травма.
    Что такое психологическая травма? 
  • Крона типа «шкура барашка» — энергичность, трудолюбие, энтузиазм. Ребенок с удовольствием берется за дело, и доводит его до конца, никогда не жалуется, относится к жизни легко, воспринимает ее жизнерадостно, но поверхностно, глубина явлений остается для него скрытой, недоступной. Он не способен «читать между строк», часто рассеян. Увлекающаяся натура, обладает хорошим физическим здоровьем.

  • Крона обозначена беспорядочными каракулями – безалаберность, импульсивность. Такой ребенок склонен к резким сменам настроения, легко возбуждается, выплескивает свои эмоции, не любит что-то скрывать и держать в себе. Легко забывает обиды, незлопамятен. Действует спонтанно, руководствуется интуицией, обладает способностями к творческой деятельности, артистичен.
  • Крона любой формы заштрихована или обозначена исключительно нанесением штриховки – нервность, вспыльчивость, несколько ослабленный самоконтроль, подозрительность, смятение, испытывает трудности в принятии решений, склонен скорее доверять авторитетному мнению, чем самому искать ответы на вопросы.
  • Крона в форме обвисшего облака – слабость «Я», зависимость, слабоволие, безынициативность. Ребенок пассивен, не привык самостоятельно принимать решения, подвержен чужому влиянию.
  • Любые нетипичные формы кроны – либо сила воображения, творческие способности ребенка, либо низкая социальная приспособленность, спутанность мышления.

Что делать, если ничего не хочется делать?

  • Крона любой формы, сдвинутая вправо – направленность ребенка в будущее, активность, стремление действовать, добиваться своего.
  • Крона сдвинута влево – ребенка больше привлекает свой внутренний мир, ему больше по душе погружение в мечту, чем решительные действия.
  • Чрезмерно подчеркнутая крона, ярко выраженное акцентирование на ней – эмоциональная заторможенность, слабо развитые способности к рассуждению.
    Очень слабое, немощное деревце (даже с опорой) – потребность в поддержке, отсутствие любви и заботы, желание иметь сильного покровителя и ощущать больше теплоты в семейных отношениях и в отношениях с другими людьми.
  • Если ребенок не ограничивается изображением дерева, а создает вокруг нарисованного дерева целый мир, рисует окружающий пейзаж – наличие чувства неуверенности, незащищенности, уязвимости, которое ребенок маскирует. Ребенок старается не раскрывать себя, опасается негативного к себе отношения со стороны окружающих.

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Тибетское воспитание детей
Родительская вина

psylive.com.ua

Рисуночный тест «Мое дерево»

Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых. Рисунок дерева дает особо богатый материал о «содержании жизни», то есть открывает конкретные ситуации прошлого или отражает черты личности тестируемого.

Дерево, по всей видимости, показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему Я, которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне.

При выполнении теста очень важно отслеживать последовательность изображения деталей, все комментарии, самопроизвольно сделанные тестируемым во время рисования, а также его эмоции.

Задание к тесту

Необходимо дать тестируемому лист бумаги для рисования, простой карандаш, ластик и попросить его нарисовать себя в образе дерева. После того как рисунок будет готов, предложите написать о жизни дерева: что оно чувствует, как ему живется в настоящий момент в лесу?

Интерпретация рисунка «Мое дерево»

Определение наклонностей и особенностей характера человека

1. Человек, нарисовавший пальму или дерево экзотической породы, склонен к экстравагантности в своих поступках, рассуждениях, в манере одеваться. Он любит приключения, при которых получает массу новых впечатлений.

2. Того, кто нарисовал ель, отличают хорошие организаторские способности. Но в то же время, по характеру такой человек может быть эмоционально неуравновешен и испытывать чувство отверженности.

3. Люди, рисующие дуб, честны и прямолинейны, относятся к независимым натурам.

4. Человек, изобразивший березу, – ранимый, эмоциональный и чувствительный.

5. Плакучая ива говорит о неудовлетворенности жизненной ситуацией рисующего, сниженном настроении, поиске позитивных контактов, стремлении обрести твердую опору.

6. Нарисованная яблоня может выражать у женщины желание иметь ребенка, в некоторых других случаях подчеркивает инфантильность личности рисующего.

7. Дерево с пышной кроной рисуют обычно люди с развитой интуицией.

8. Человек, изобразивший дерево с голыми ветками, обладает чертами детской непосредственности.

9. Если изображается дерево с птицами на ветвях, под солнцем или луной, то это говорит о склонности человека обдумывать любые жизненные ситуации.

Расположение рисунка

1. Если нарисованное дерево находится в правой части листа, это значит, что человек имеет сильную потребность опереться на чей-то авторитет.

2. Расположение дерева в левой части листа указывает на привязанность к матери и прошлому.

3. Дерево, нарисованное строго по центру, говорит о потребности в систематизации своего жизненного опыта, а также указывает на что-то особенно значимое для этого человека.

4. Расположение дерева в верхней части листа указывает на желание избавиться от депрессивного состояния.

5. Расположение дерева в нижней части листа говорит о чувстве самобичевания и депрессивном состоянии.

6. Если человек повернул лист бумаги по горизонтали и при таком расположении листа нарисовал дерево, то это указывает на его рассудительность и независимый характер.

Некоторые особенности рисунка

1. Дополнительные объекты на рисунке говорят об эмоциональности и хорошем воображении человека.

2. Если вокруг дерева прорисован пейзаж, то это указывает на чувствительность и сентиментальность рисующего.

3. Нарисованные два дерева показывают на отношение рисующего к окружающему миру и его жизненную позицию.

4. Множество деревьев – нежелание подчиняться общепринятым нормам.

Размеры рисунка

1. Мелкое изображение дерева говорит о том, что человек не может проявить себя в жизни.

2. Изображение дерева больших размеров указывает на внутреннюю свободу человека.

Характерные детали рисунка

1. Наличие плодов на дереве показательно для людей, стремящихся к результативной деятельности и достижению цели.

2. Если вместо дерева человек рисует пень, то это говорит о его противоречивом характере.

3. Сломанное дерево – пережитое потрясение.

4. Недорисованная вершина дерева указывает на большие незавершенные планы.

5. Дерево, раздвоенное от ствола, рисуется обычно теми, у кого очень сильны родственные связи с сестрами и братьями и которые чаще всего разорваны или утрачены. Также такие деревья часто рисуют близнецы.

6. Ветка вместо дерева говорит об инфантильности человека.

7. Опущенные ветви – низкий жизненный тонус и нежелание прилагать какие-либо усилия для преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций.

8. Если ветви дерева направлены вверх, то это указывает на оптимистический настрой и энтузиазм, иногда на стремление автора рисунка к власти.

9. Ветви, идущие в разные стороны, означают поиск в расширении контактов и самоутверждение себя.

10. Если ствол изображается без ветвей, это говорит о трудностях в установлении контактов.

11. Обозначение места, на котором стоит дерево, характерно для людей, которые нуждаются в утверждении себя и укреплении своего места в жизни.

Изображение листвы

Листья символизируют способность к установлению контактов с окружающим миром, а также говорят о психологической защищенности человека в этих контактах.

1. Если листва дерева изображена широким веером, то это говорит о хорошем взаимодействии человека с окружающими и о его контактности.

2. Если нарисованная листва скудная и чахлая – контакт с внешним миром очень слабый.

1. Листья острой формы означают стремление человека защищаться от опасности.

2. Листва, изображенная схематично, похожая на пустой круг говорит о непроявленной агрессивности.

3. Нарисованные падающие или опавшие листья указывают на разочарование в жизни, чувство одиночества.

4. Листва, направленная вверх, – стремление к лидерству и наличие цели.

5. Листья в большом количестве, тщательно прорисованные, указывают на педантичность, но в то же время на чувствительность и эстетическую потребность человека.

6. Круги в листве – чувство разочарования, одиночества, желание обрести покой.

7. Листва дерева, прорисованная кривыми линиями, означает открытое принятие окружающего мира и восприимчивость.

8. Листва в виде узора – обаяние, приветливость, женственность, доброжелательность.

9. Листва-сетка выказывает желание уйти от неприятностей и проблем.

Ствол дерева

1. Ствол, оторванный от земли, – недостаток контакта с внешним миром.

2. Ствол, расширяющийся книзу, – поиск устойчивого и стабильного положения в окружающем мире.

3. Ствол, сужающийся книзу, – изоляция и стремление укрепить свое Я.

4. Прорисованная кора на стволе указывает на осторожность и потребность в защите.

5. Ствол, нарисованный из одной линии, означает нежелание реально смотреть на вещи.

6. Ствол, не связанный с ветвями, – попытка убежать от реальности в мечты.

7. Ствол, связанный с ветвями и листвой, говорит о желании сохранить свой внутренний мир и хорошем интеллекте.

8. Если дерево изображается таким образом, что высота ствола больше величины кроны, можно говорить о преобладании у человека интереса к конкретным вещам, его умении жить в настоящем моменте.

9. Если размер кроны доминирует по отношению к размеру ствола – у автора рисунка хороший самоконтроль.

10. Ствол с наклоном влево рисует человек, пасующий перед агрессией.

11. Ствол с наклоном вправо означает, что человек ищет поддержки.

12. Ствол, как бы вырастающий из круга, изображает человек, чувствующий себя защищенным только в своем окружении.

13. Изображение на стволе дупла говорит о перенесенном заболевании или операции, а также о сексуальных переживаниях и травмах. Если дупло с птицами, то это указывает на потребность в защите и уюте.

Корни

Корни дерева указывают на среду, из которой вышел человек, и свидетельствуют о его любознательности, импульсивности.

1. Нарисованные корни меньше ствола – желание увидеть то, что интересует, или спрятанное.

2. Корни, равные по величине размеру ствола, – более сильное любопытство, чем просто увидеть интересующее.

3. Очень длинные корни говорят о чрезмерном любопытстве.

Штриховка

Штриховка дерева имеет большое значение при интерпретации рисунка. Она может быть ярче или бледнее, иметь различную форму. Исходя из этого и множества других признаков, можно делать определенные выводы о психологическом состоянии человека.

1. Затемнение листвы, ствола, корней является признаком тревожного состояния.

2. Однородная, не слишком интенсивная штриховка говорит о повышенной чувствительности.

3. Горизонтальные штрихи свидетельствуют о женственности, слабости, развитом воображении.

4. Вертикальные штрихи – признак настойчивости и решительности.

ВАЖНО!

Если вы применяете тест «Мое дерево» к себе самому, вы можете выявить психологические проблемы, эмоциональное состояние и жизненные ресурсы, которые даже не осознаете. Пусть полученное знание придаст вам силы и послужит толчком к осуществлению изменений в себе и своей жизни.

Анализ рисунков к тесту «Мое дерево»

Представленные рисунки деревьев были выполнены клиентами самого разного возраста при проведении психологических консультаций с целью диагностики и выявления душевного, эмоционального состояния человека.

рисунок к тесту Мое деревоРис. 1Если внимательно посмотреть на рисунки, то можно отметить одну общую особенность, которая связывает их: нарисованное дерево рассказывает о самом сокровенном – об одиночестве и переживаниях, о любви и желании любить, о надеждах на самое лучшее. Это служит достаточным доказательством того, что любое переживание человека, оставляя в его сознании след, так или иначе будет обозначено в рисунке.

Андрей, 16 лет

Андрей очень ранимый и склонен переживать по любому поводу, испытывает постоянное чувство тревоги и беспокойства за свои действия и поступки.

Свой рисунок (рис. 1) он поясняет следующим образом:

рисунок к тесту Мое деревоРис. 2

Я дерево, расту в саду. Очень хотел бы, чтобы с меня не срывали плоды, пока они не созреют.

Михаил, 29 лет

Михаил сильно переживает из-за расставания с любимой девушкой, которая предложила больше не жить вместе. Девушка из другого города, поэтому Михаилу пришлось уехать к себе домой, восстановиться на прежней работе, но все мысли у него связаны с девушкой. Он, по его словам, не видит других, кроме нее, и желает только одного – быть вместе и не расставаться.

Рисунок (рис. 2) Михаила имеет следующее пояснение:

рисунок к тесту Мое деревоРис. 3

Я вижу себя тополем. Хочу пустить корни глубоко. Хочу, чтобы всегда светило солнце и влаги хватало. Хочу, чтобы рядом было другое дерево и не было зимы.

Ирина, 54 года

Ирина замужем, но с мужем не живет, поэтому испытывает большую потребность в тепле и заботе. Имеет отзывчивый характер. Много лет мучается бессонницей, что отражено как в рисунке (рис. 3) – ствол словно выгрызен посередине, – так и в описании к нему:

рисунок к тесту Мое деревоРис. 4

Я яблоня. Я хочу, чтобы меня любили, ухаживали за мной, а я дарила бы свои яблоки. Хочу, чтобы зайцы не грызли мою кору. Хочу, чтобы ко мне прилетали бабочки и птицы, чтобы светило солнышко.

Желание, чтобы не грызли «мою кору», – это как раз те муки, которые Ирина испытывает каждую ночь в бессоннице.

Екатерина, 46 лет

Екатерина влюблена в мужчину своего возраста, их роман очень затягивается, а она мечтает выйти замуж и очень переживает из-за неопределенности отношений.

Мое деревоРис. 5

Ее лаконичное пояснение к рисунку (рис. 4) совершенно согласуется с ее тоской:

Я березка с зелеными листьями, хочу расти рядом с могучим и сильным дубом, который обвивал бы меня своими ветвями, наклонясь ко мне.

Елена, 60 лет

Женщина уже очень долго живет одна. Есть взрослая дочь, которая выпивает, поэтому их отношения очень сложны. Конечно, такая ситуация угнетает женщину, ее не покидает страх перед будущим своей дочери, а также чувство одиночества. Рисунок (рис. 5) и пояснение к нему отражают это:

рисунок к тесту Мое деревоРис. 6

Я березка, слабая, уставшая, с поникшей головой, в постоянном страхе, задумчивая. Хочу, чтобы я была вечно молодой, красивой, стройной, полной энергии. Жить не одиноко, а в березовой роще.

Надежда, 58 лет

Надежда прожила в первом браке двадцать два года, похоронила мужа. Спустя какое-то время вышла замуж во второй раз. Замужем находится уже более двенадцати лет.

рисунок к тесту Мое деревоРис.7

Живет с мужем и свекровью, которой 89 лет. Помогает 85-летнему отцу. Очень любит цветы, разводит их на даче. Недавно там посадила иву и тщательно за ней ухаживает. И с образом этого дерева женщина себя ассоциирует (рис. 6), точно объясняя почему:

Я вижу себя ивой. Дерево поражает своим жизнелюбием. Я также люблю жизнь. После обрезки оно быстро восстанавливается. Я также стремлюсь быстрей восстановиться после всех ударов судьбы. Очень люблю ветви этого дерева, которые как бы тянутся к кому-нибудь. Я тоже получаю удовлетворение, если кому-нибудь помогу.

Татьяна, 36 лет

Молодая женщина более четырнадцати лет замужем, есть сын. Работает в очень крупной компании, занимается бизнесом, который складывается успешно. По характеру очень доброжелательна, ей свойственна твердость духа. Желает дальше расти в профессиональном смысле, добиваться более высокой должности и успехов. Мечтает о втором ребенке.

рисунок к тесту Мое деревоРис. 8

Позитивная настроенность на жизнь и на собственное развитие Татьяны хорошо отражена в ее рисунке (рис. 7) и в рассказе о нем:

Я березка – крепкая, стройная, гибкая, в свежей зелени. Расту в окружении других берез, цветов, травы, птиц, на поляне с ручейком под солнечными лучами. В моей густой кроне – гнездо птиц. Над лесом также летают птицы, слышно их пение и щебет. На поляне – густая, ярко-зеленая трава и быстрый ручеек.

Хотелось бы еще вырасти, окрепнуть, зацвести, опылиться с рядом стоящей березой и дать семена, из которых рядом с нами вырастут новые деревья.

Светлана, 40 лет

рисунок к тесту Мое деревоРис. 9

Светлана уже долгое время является директором одного крупного исследовательского института. Замужем, есть сын. В настоящее время стоит вопрос о переселении коллектива в другое помещение. Вокруг здания института ведется строительство, что вызывает сильное беспокойство как руководителя, так и всего коллектива. Рисунок (рис. 8) и комментарий к нему подтверждают это беспокойство:

Я молодая зеленая березка, расту на зеленой солнечной поляне. Ощущаю себя комфортно, поскольку солнышко светит мне нежно и тепло, дождик вовремя поливает землю, которой я насыщаюсь. Мои пожелания: чтобы долгие годы продлилось это состояние, чтобы никто не изменял назначение этой поляны, не вырубал деревьев, не строил никаких строений.

Людмила, 55 лет

Людмила – человек, очень сильный духом. Пять лет назад перенесла инсульт. Восстановила себя. Занимает очень ответственную должность на одном из крупных предприятий. Вполне логично, что она себя ощущает одним из самых могучих деревьев (рис. 9) и готова свою силу передавать другим:

Я – дуб. Я должна быть сильной, крепкой духом. Защищать от непогоды, укрывать от зноя. Корни мои – сильные и долголетние. Укрою всех своих родных, близких, друзей и сотрудников своей кроной.

5psy.ru

Тест «Дерево»

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.
Материал: лист бумаги размером 15х10. см; ручка или карандаш. С помощью теста «Дерево» можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.
Инструкция: «Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом».

Интерпретация I («типология рисунков»)
При анализе значительного количества рисунков, выполненных лицами различного пола и возраста (авторами проанализированы более 2000 рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60 лет), удалось выделить несколько устойчивых типов рисования дерева, а также определить ряд конкретных деталей, использование которых в изображении дерева свидетельствует о некоторых индивидуальных различиях людей.
На рис. 1 представлена схема дифференциации изображений дерева.
Тип 1 — «ель». Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, с множеством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность.
Тип 2 — «синтетическое». Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы — это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое выполнение рисунка дерева встречается у лиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречаются у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к философствованию», т. е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый «синтетический когнитивный стиль».

 

Рис. 1. Схема дифференциации изображений дерева

На рис. 3 представлен переход от схематического изображения дерева к детализированному.
Тип 3 — «педантичное». Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветка, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерева встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как «аналитический когнитивный стиль».        
Тип 4 — «зимнее». Для 4-ого типа дерева характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей.
Тип 5 — «пикническое». Для этого типа характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа, о котором упоминалось ранее.
Тип 6 «эстетическое». Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью эстетической формы, умением передать настроение, эстетичеcкое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики.
Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами, как это показано на рис. 4 и 5.
Тип 7— «пальма», «экзотический тип». Обычно встречается у молодежи; у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму.
Тип 8 — «характерное дерево». Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречаются у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью.

Тип 9 — «сюжетный». Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а Также небо и на нем — солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вниз ветками и т. д.
Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.
Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.
Интерпретация II («психология деталей»)
Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для практического психолога, позволяют правильно построить диалог с ребенком или взрослым, более целенаправленно сформулировать вопросы для уточнения тех или иных черт индивидуальности, а также жизненных обстоятельств.
Какие детали и признаки можно выделить по данным нашего обследования?
Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги.
Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных часты у лиц, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево — чей-то дом. Для таких людей характерно стремлений ухаживать за животными, растениями.
Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к результативности в деятельности.

Дупло может свидетельствовать о перенесенном хроническом заболевании, либо хирургической операции.
Среди изображений дерева могут быть обнаружены следующие варианты выполнения.
Вместо дерева рисуется пень. Это характерно для человека, часто старающегося ответить на влияние противоположным действием, контр.вопросом и др. «Ему дали инструкцию рисовать дерево, а он рисует пень». Можно иногда услышать комментарий: «Я всегда так делаю, вы просите дерево, а я вам пень рисую». Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также, часто — дупло. Такое изображение можно интерпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.
Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о переутомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости (см. рис. 8).
Слишком большие размеры изображения —внутренняя раскованность, свобода.
Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках близнецов, или лиц, у которых родственные связи с братьями и сестрами, даже двоюродными, очень значимы.
Сломанное дерево свидетельствует о сильном потрясении, переживании. Ветка вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности.
Комментарий к тесту
На рис. 9 выполнен тест «Рисунок дерева». Наиболее примечательными чертами изображения являются:
1. Раздвоение ствола, что характерно для близнецов или людей, у которых очень тесные контакты с сестрой, братом или близким человеком, который отождествляется с братом или сестрой.
2. Наличие яблок на голых ветках, на которых виден лишь один листок. Наличие яблок (по Коху) означает чувство вины, по нашим наблюдениям — стремление к результативности в деятельности. Голые ветки часто характерны для лиц, обладающих детской непосредственностью, оживленностью, отличающихся умением смотреть на мир «свежим взглядом».
3. Наличие обозначения места, на котором стоит дерево, характерно для лиц, имеющих потребность в устойчивости, поиске «своих корней».

Интерпретация III теста «Дерево»
(комплексная, по Рене Стора; перевод с французского   Н. С. Потолицыной)
Данные, представленные в исследованиях Р. Стора в 70-х —80-х годах, основаны на статистической валидизации и получены в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве 820 человек — от 4 до 60 лет. В варианте теста Р. Стора изображение дерева выполняется на двух сторонах одного листа. Рисующему дается следующая инструкция: «Нарисуйте дерево, любое, какое хотите, но не елку». Затем лист переворачивается и инструкция повторяется. (Важно отметить, что следует избегать слова «еще», которое может послужить стимулом к  повторению изображений предыдущего дерева.)

Первый рисунок, по мнению Р. Стора, представляет собой реакцию испытуемого на незнакомую обстановку и отражает его усилия по самоконтролю. Второй более соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке.
В одном из вариантов теста Р. Стора предлагает людям на втором листе нарисовать «дерево  мечты» (т. е. воображаемое дерево, которое не существует в реальности). На обороте этого второго листа предлагается нарисовать дерево с закрытыми глазами. При этом считается, что «дерево мечты» позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает особенности компромисса между желаемым и действительным, при этом можно обнаружить тенденции удовлетворения и специфику решения проблем. Дерево же, нарисованное с закрытыми глазами, по мнению Р. Стора, позволяет выявить давние конфликты, детские травмы, которые могут влиять на настоящее.
Интерпретация Р. Стора основывается на особой рубрикации, выявленной статистически. Среди разделов этой рубрикации можно отметить следующие.
Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с родителями, сестрами, братьями и т. д.
Аффективные реакции: веселость, грусть, пессимизм, оптимизм, враждебность, агрессия, нежность, ощущение победы и т. п.     
Интересы: интеллектуальные, художественные.
Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потребность в согласии, зависимость и т. д.
Социальные отношения: общительность, замкнутость, лживость
Форма деятельности: регулярность, системность, находчивость, медлительность и т. п.
Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, воображение, прилежание.
Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графического материала Р. Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фигуры сгруппированы по 15 категориям:
I.1-6 — свобода от инструкции;
II.6-10 — почва;
III. 10-15 — корни;
IV. 15-22 — симметрия;
V. 23-26 — кресты;
VI. 26-35 — положение на странице;
VII. .35-69 — форма листвы;
VIII. 69-78 — штриховка;
IX. 78-97  — ствол;
X. 97-101  — общая высота дерева;
XI. 101-113 — высота кроны;
XII. 113-120 — ширина кроны;
XIII. 120-125  — выступающие части;
XIV. 125-146 — особенности линий;
XV. 147-149 — разные признаки.              
Интерпретация III опирается на обобщенную аналитическую схему рисунка дерева (рис. 10) и представляет собой попытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность.

В последние годы, как мы видим тест «Дерево» претерпел существенное развитие: уточнялась его интерпретация, стабилизировались признаки деталей, результаты соотносились с данными основательных наблюдений.
Приводимый ниже вариант интерпретации дает в руки практическому психологу еще один подход, позволяющий уточнить и частично верифицировать те данные, которые могут быть получены в результате применения интерпретаций I и II. Их можно сопоставить с интерпретацией Коха и, как нам представляется, получить более надежные сведения об особенностях личности автора рисунка.

Тест «Дерево». Значение фигур

www.vashpsixolog.ru

Графический тест «Дерево» | Psylist.net

Историческая справка. Проективный графический тест “Дерево” встречается в практике психологической диагностики давно, примерно с XIX в. Одним из первых исследователей, применившим рисунок дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности, был швейцарский профконсультант Э. Жюккерт, который увидел в особенностях изображения дерева отражение жизненных проблем человека. Затем в 1934 г. Ж. Шлибе собрал коллекцию рисунков дерева, состоящую из 4519 изображений, выполненных 478 испытуемыми в возрасте от 4 до 18 лет. По его инструкции необходимо было изобразить поочередно “просто дерево”, “мертвое”, “замерзшее”, “счастливое”, “испуганное”, “грустное” и “умирающее”деревья. Уже тогда были отмечены некоторые характерные особенности такого рода рисунков :”замерзшее” дерево обычно рисовалось самым маленьким, “мертвое” дерево – в горизонтальном положении, “счастливое” рисовалось самым крупным, с поднимающейся вверх кроной. В первом рисунке – “просто дерево”, по мнению Ж. Шлибе, в наибольшей степени проявляются личностные черты человека, хотя индивидуальные различия легко прослеживаются во всех рисунках.

Рисунок дерева трактовался Ж. Шлибе как “застывший жест”, в котором отражается не только характерное состояние моторики, во многом зависящее от возраста рисовавшего. (4 – 7 лет): это нажим, штриховка, и т. п., но и эмоциональные реакции человека, рисующего “испуганное” или “замерзшее” или “счастливое” деревья. Чем ближе к подростковому возрасту, тем чаще проявляется, по данным Ж. Шлибе, так называемая “чистая экспрессия”, выражающаяся в заботе о форме изображения.

Обзор литературы показывает, что инструкция и порядок применения данного теста могут быть изменены. Так, в исследованиях П. Бура применялись иные инструкции. Предлагалось 4 задания: 1. Нарисовать дерево. 2.-Повторить первое задание. 3. Нарисовать лес. 4. Идентифицировать себя с каким-либо деревом (т.е. испытуемому предлагается представить себя деревом и нарисовать, как оно при этом выглядит). Первый рисунок, по мнению Бура, позиция испытуемого по отношению к экспериментатору; второй – позиция по отношению к себе; в изображении леса прослеживается связь с другими людьми; четвертый – личностная идентификация.

Позднее, в 1948 г. Дж. Буком был разработан комплексный тест “Дом-дерево-человек” . Важным элементом в нем является и субтест “Дерево”.

Для выполнения субтеста “Дерево” предлагалась следующая инструкция: “Возьмите карандаш и сделайте рисунок дерева, как сможете. Можно нарисовать какое угодно дерево”.После рисования экспериментатор предлагал испытуемым ответить на вопросы: “Что это за вид дерева? Сколько ему лет? Когда вы смотрите на дерево, вам кажется, что оно выше, ниже вас или на вашем уровне?”. Считалось, что эти вопросы, “возвращающие в реальность”.

Далее задавались вопросы, оживляющие ассоциации: “На кого дерево похоже? На мужчину или женщину? Что в Вашем рисунке заставляет думать так?” Кроме того, задавались вопвыявления пережитых потрясений: “Это дерево живое?” “Есть ли у дерева мертвая часть? Почему?” и т, д.

После выполнения задания и ответов на вопросы испытуемому предлагалось нарисовать дерево, используя восемь цветных карандашей, а далее вновь предлагалось ответить на вопросы.

В 1949 г. была опубликована работа К. Коха, посвященная рисунку дерева. В ней можно найти тщательный психологический анализ, основанный на сопоставлении и комбинировании признаков рисунка. Нужно отметить, однако, что интерпретация результатов осуществлялась Кохом с позиций психоанализа: при этом большое значение придавалось символизации признаков изображения дерева. Имеются данные об использовании рисунка дерева в клинической практике, где используются признаки, выделенные Кохом, что составляет так называемую нозологическую шкалу, полученную на основе статистической обработки с помощью факторного анализа.

Одним из интереснейших исследований, выполненных по тесту “Дерево”, является исследование французского ученого Рене Стора, автора еще одной интерпретации этого теста . Считается, что нарисовать дерево – это прежде всего вспомнить его схему. Естественно, что и классификация рисунков осуществлялась им соответственно схемам: “моторные схемы”, “имажинарные”, “эстетические или интеллектуальные”. Рисунки испытуемых, склонных к абстракции, остаются под влиянием схемы; лица, имеющие более богатое воображение, придают схеме личное, яркое содержание.

Результаты, полученные по тесту “Дерево”, показали также наличие этнических особенностей. Так, например, в изображениях дерева мусульманских женщин обычно встречаются корни, что возможно является показателем большой привязанности к своей среде, в отличие от женщин западной культуры.

Таким образом, мы видим, что рисуночный тест “Дерево” получил довольно широкое распространение.

В литературе известны различные попытки дать более или менее устойчивую диагностику на основании непосредственного анализа рисунка произвольного дерева. Проблема, главным образом, заключается в создании некоторой “типологии рисунка” дерева, в определении базы основных характеристик формы рисунка и элементарных признаков изображения.

Описание теста “Дерево”

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материал: лист бумаги размером 15×10 см; ручка или карандаш.

С помощью теста “Дерево” можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: “Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом”.

Интерпретация I (“типология рисунков”)

При анализе значительного количества рисунков, выполненных лицами различного пола и возраста (авторами проанализированы более 2000 рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60

psylist.net

Тест дерево с человечками: ответы и интерпретация

Прочитано: 30 252

Тест дерево с человечками выглядит достаточно легкомысленно. Схематичное изображение бесполых созданий не соответствует серьезности исследования. А зря! Тест Уилсона «дерево с человечками» создавался для важной цели – исследования эмоционального состояния детей в период его учебы. Как оказалось позже, результаты тестирования актуальны и для взрослых людей.

Психологический тест человечки на дереве

Суть теста бесконечно проста.

Есть рисунок дерева. На нем человечки на разной высоте и в разных позах. Надо найти такого, которой вызывает стойкие ассоциации с собой любимым. В текущий момент времени, конечно. Далее следует интерпретация теста дерево с человечками.

Смотрим картинку. Думаем и выбираем. Где Вы на этом дереве?

Для контроля можно посмотреть и художественный аналог тест дерева с человечками. Здесь уже присутствует некоторая расшифровка характеров, эмоций, возраста и настроения. Если результат неизменен, читаем дальше.

Тест человечки на дереве: интерпретация

Чтобы расшифровать тест, достаточно прочитать описание к выбранному персонажу.

Трактовки следующие:

1 и 3, 6 и 7 – поза целеустремленного человека, который ничего не боится – ни препятствий, ни преград на пути.

2, 11 и 12, 18 и 19 – коммуникабельная личность, нацеленная на помощь друзьями и близким.

4 – устойчивая жизненная позиция помогает достигать высоких результатов в делах, особенно если на пути не возникают серьезные трудности.

5 – характерна быстрая утомляемость, слабость из-за небольшого запаса энергии и жизненных сил.

9 – просто очень веселый по жизни человек, любитель развлечений.

13 и 21 – тревожность и замкнутость ведут к минимизации круга общения и снижению коммуникабельности.

8 – любит погружаться в свой мир, уходить в себя, мечтать и размышлять.

10 и 15 – нормальная адаптация к текущей жизненной ситуации, полный комфорт и довольство окружающим миром.

14 – на лицо внутренний кризис, эмоциональные проблемы и даже начало депрессии.

20 – завышенная самооценка лидера требует максимального внимания окружающих к себе любимому.

16 – устал от жизни и необходимости поддерживать других, поэтому получает сам поддержку от человечка № 17.

Тест человечки на дереве для детей

Наиболее высокого результата и понимания ощущений ребенка в мире можно достичь, если до прохождения теста обсудить со школьником какою-то конкретную жизненную ситуацию. Тогда ответ на нее невольно отразится в результатах исследования.

Также стоит помнить, что изначально рисунок создавался для младшешкольников, чтобы понять, как дети освоились в школе и насколько их мнение о себе соответствует действительности.

Тест 20 человечков на дереве удивительно точен в текущем анализе ситуации. Поэтому к нему стоит возвращаться для контроля и лучшего понимания себя. Как вариант можно сохранить ссылку на тест в социальных сетях – кнопки для лайков сбоку.

Интересные статьи:

mn-zd.ru

Проективный рисуночный тест «Дерево» — Психологос

В своей консультационной работе я люблю использовать различные проективные тесты: проективные рассказы, проективные рисуночные тесты. Многие выдумываю сама, как например, в последний раз я попросила женщину ответить на вопрос, если бы она была мебелью, то кем именно. Она, не задумываясь, сказала «креслом». И стало понятно, какая у нее роль в семье, как ведут себя домочадцы. В дальнейшем разговоре так оно и оказалось.

Одно из классических упражнений, которое я предлагаю клиентам – дерево. Его автор – В. Столяренко «Основы психологии» Само дерево – это символ жизни. И толщина ствола и веток как раз определяет, насколько человек энергичен, насколько жизненно силен. Чем крупнее дерево на листе, тем более человек уверен в себе и в своих силах.

Ветви направлены вниз. Явно, что у человека масса нерешенных проблем. Если рисуют конкретно иву, то это депрессия и замкнутость на прошлом.

Ветви направлены вверх. Дерево прочно стоит на земле, ветви вверх, у человека удавшаяся жизнь, он стремится к росту и власти, ветви в разные стороны – поиск самоутверждения. Если клиент рисует ствол и ветки одной линий без прерывания, это его желание убежать от реальности, отказ реально смотреть на вещи. Если все ветви соединены в круг, как на рисунке моей клиентки, то это желание оказывать помощь другим.

Изобилие веток, зелени (у меня еще и птичка), желание заняться собой, своим ростом.

Прорисованы корни дерева, это опора на других, а также желание понять себя, внутренние изменения.

Если рисуется ель – это стремление доминировать.

Человек рисует дупла, сучки – это перенесенные операции, какие-то неприятные моменты.

У этого упражнения есть продолжение.

Дом – Дерево – Человек

В зависимости от того, как человек располагает на рисунке эти объекты, можно определить его проблемы и жизненные ценности.

В упражнении выделяются такие части рисунка: какой дом многоэтажный или небольшой. Какая у него крыша, может это замок или сельский дом. Есть дверь или нет. Есть дверь – человек открыт, нет замкнут. Крыша – сфера фантазии. То же самое говорят и окна. Дым из трубы – внутренняя напряженность. Дом стоит вдали, человек чувствует себя отвергнутым. Важны ступеньки и дорожки. Хорошо нарисованные – чувство контроля. Длинные дорожки – чувство дистанции. Дорожка в начале широкая, но сужающаяся перед домом – попытка за внешним дружелюбием желание быть одиноким. Важно, какая погода на рисунке. Кто есть еще. Люди, деревья. В каком углу расположен рисунок. В правой стороне вверху листа – клиент связан с настоящим моментом или устремлен в будущее. Это положительные эмоции. Если рисунок слева внизу — ориентация на прошлое, отрицательные эмоции и пассивность. Чем ближе рисунок к верхнему краю, тем выше самооценка и недовольство своим положением в обществе. Если рисунок внизу – все наоборот.

Также по деталям можно рассматривать и человека. Но…

Для меня главное. Я не запоминаю, что написано в учебнике, это всего лишь возможность понаблюдать за человеком, как он рисует, что говорит, как меняется его лицо. Я обычно что-то добавляю от себя, что я понимаю за время, пока человек рисует. Так что этот рисунок лишь инструмент за короткое время лучше узнать человека и выдать нужную для него рекомендацию.

Подробнее читайте: В. Столяренко «Основы психологии»

www.psychologos.ru

Тест Дерево

Описание теста «Дерево»

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материал: лист бумаги размером 15×10 см; ручка или карандаш.

С помощью теста «Дерево» можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: «Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом».

Интерпретация I («типология рисунков»)

При анализе значительного количества рисунков, выполненных лицами различного пола и возраста (авторами проанализированы более 2000 рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60 лет), удалось выделить несколько устойчивых типов рисования дерева, а также определить ряд конкретных деталей, использование которых в изображении дерева свидетельствует о некоторых индивидуальных различиях людей.

На рис.1 представлена схема дифференциации изображений дерева.

Рис. 1. Схема дифференциации изображений дерева

Тип 1 — «ель». Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, со множеством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность.

Разновидности типа в изображении дерева

Тип 2 — «синтетическое». Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы — это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое выполнение рисунка дерева встречается улиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречается у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к «философствованию», т. е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый «синтетический когнитивный стиль».

На рис.3 представлен переход от схематического изображения дерева к детализированному.

ТипЗ — «педантичное». Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветки, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерена встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как «аналитический когнитивный стиль».

Тип 4 — «зимнее». Для этого типа дерева характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей.

Тип 5 — «пикническое». Для этого типа характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа, о котором упоминалось ранее.

Тип б — «эстетическое». Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью, эстетической формы, умением передать настроение, эстетическое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики.

Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами, как это показано на рис. 4 и 5.

Рис. 4. Разновидности эстетического изображения ели

Рис. 5. Разновидности эстетического выполнения рисунка дерева

Тип 7 — «пальма», «экзотический тип». Обычно встречается у молодежи, у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму. Тип 8 — «характерное дерево». Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречается у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью.

Рис. 6 Разновидности VII типа в изображении дерева

 

Рис.7 Разновидности VIII (характерного) типа в изображении дерева

Тип 9 — «сюжетный». Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а также небо и на нем — солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вин:) ветками и т. д.

Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.

Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.

Интерпретация II («психология деталей»)

Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для практического психолога, позволяют правильно построить диалог с ребенком или взрослым, более целенаправленно сформулировать вопросы для уточнения тех или иных черт индивидуальности, а также жизненных обстоятельств.

Какие детали и признаки можно выделить по данным нашего обследования?

Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги.

Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных часты у лиц, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево — чей-то дом. Для таких людей характерно стремление ухаживать за животными, растениями.

Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к результативности в деятельности

Дупло может свидетельствовать о перенесенном хроническом заболевании, либо хирургической операции.

Среди изображений дерева могут быть обнаружены следующие варианты выполнения.

Вместо дерева рисуется пень. Это характерно для человека, часто старающегося ответить на влияние противоположным действием, контр вопросом и др. «Ему дали инструкцию рисовать дерево, а он рисует пень». Можно иногда услышать комментарии: «Я всегда так делаю, вы просите дерево, а я вам пень рисую».

Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также часто — дупло. Такое изображение можно интерпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.

Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о переутомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости (см. рис. 8).

Рис. 8. Уменьшенное изображение деревьев

Слишком большие размеры изображения — внутренняя раскованность, свобода.

Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках .близнецов, или лиц, у которых родственные связи с братьями и сестрами, даже двоюродными, очень значимы. Сломанное дерево свидетельствует о сильном потрясении, переживании. Ветка вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности.

Комментарий к тесту

На рис. 9 выполнен тест «Рисунок дерева». Наиболее примечательными чертами изображения являются:

1. Раздвоение ствола, что характерно для близнецов или людей, у которых очень тесные контакты с сестрой, братом или близким человеком, который отождествляется с братом или сестрой;

2.Наличие яблок на голых ветках, на которых виден лишь один листок. Наличие яблок (по Коху) означает чувство вины, по нашим наблюдениям — стремление к результативности в деятельности. Голые ветки часто характерны для лиц, обладающих детской непосредственностью, оживленностью, отличающихся умением смотреть на мир «свежим взглядом».

3.Наличие обозначения места, на котором стоит дерево, характерно для лиц, имеющих потребность в устойчивости, поиске «Своих корней».

Рис. 9. К интерпретации теста «Дерево»

Интерпретация III теста «Дерево» (комплексная, по Рене Стора; перевод с французкого Н.С.Потылицыной).

Данные, представленные в исследованиях Р. Стора в 70-х — 80-х годах, основаны на статистической валидизации и получены в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве 820 человек — от 4 до 60 лет. В варианте теста Р. Стора изображение дерева выполняется на двух сторонах одного листа. Рисующему дается следующая инструкция: «Нарисуйте дерево, любое, какое хотите, но не елку». Затем лист переворачивается и инструкция повторяется. (Важно отметить, что следует избегать слова «еще», которое может послужить стимулом к повторению изображений предыдущего дерева.)

Первый рисунок, по мнению Р. Стора, представляет собой реакцию испытуемого на незнакомую обстановку и отражает его усилия по самоконтролю. Второй более соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке.

В одном из вариантов теста Р. Стора предлагает людям, на втором листе нарисовать дерево мечты (т.е. воображаемое дерево, которое не существует в реальности). На обороте этого второго листа предлагается нарисовать дерево с закрытыми глазами. При этом считается, что «дерево мечты» позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает особенности компромисса между желаемым и действительным, при этом можно обнаружить тенденции удовлетворения и специфику решения проблем. Дерево же, нарисованное с закрытыми глазами, по мнению Р. Стора, позволяет выявить давние конфликты, детские травмы, которые могут влиять на настоящее.

Интерпретация Р. Стора основывается на особой рубрикации, выявленной статистически. Среди разделов этой рубрикации можно отметить следующие.

Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с родителями, сестрами, братьями и т.д.

Аффективные реакции: веселость, грусть, пессимизм, оптимизм, враждебность, агрессия, нежность, ощущение победы и т. п.

Интересы: интеллектуальные, художественные.

Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потребность в согласии, зависимость и т.д.

Социальные отношения: общительность, замкнутость, лживость и т. д.

Форма деятельности: регулярность, системность, находчивость, медлительность и т. п.

Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, воображение, прилежание. Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графического материала Р. Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фигуры сгруппированы по 15 категориям:

I.. 1-6- свобода от инструкции;

II. 6-10-почва;

III. 10-15-корни;

IY 15-22—симметрия;

V. 23-26-кресты;

VI 26-35 — положение на странице;

VII. 35-69 — форма листвы;

VIII. 69-78,- штриховка; .

IХ. 78-97 -ствол;

X. 97-101. — общая высота дерева;

XI. 101-113 — высота кроны;

ХII 113-120 — ширина кроны;

XIII.120-125 — выступающие части;

XIV.125-146 — особенности линий;

XV.147-149 — разные признаки.

Интерпретация III опирается на обобщенную аналитическую схему рисунка дерева (рис.10 ) и представляет собой попытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность.

В последние годы, как мы видим, тест «Дерево» претерпел существенное развитие: уточнялась его интерпретация, стабилизировались признаки деталей, результаты соотносились с данными основательных наблюдений.

Приводимый, ниже вариант интерпретации, который применялся на нашем факультете, мы считаем полезным дополнением, хотя заранее предупреждаем читателя, что эта версия не прошла достаточную апробацию. Тем не менее, этот материал дает в руки практическому психологу еще один подход, позволяющий уточнить и частично верифицировать те данные, которые могут быть получены в результате применения интерпретаций I и II. Их можно сопоставить с интерпретацией Коха и, как нам представляется, получить более надежные сведения об особенностях личности авторов рисунка.

Психологическое значение фигур (по Р. Стора)

I. Свобода от инструкции

1. Множество деревьев (не связанных почвой — детское поведение; не подчиняется инструкциям).

2. Два дерева — может символизировать «он и другие» (см.

расположение на странице и использованные фигуры).

3. Разное содержание. Дополнительные объекты на рисунке дерева — воображение, эмоциональность.

4. Пейзаж вокруг дерева — чувствительность.

5. Поворачивание листа по горизонтали — независимый ум,

признак ума, рассудительность.

II. «Основание»

6. Одной чертой — фиксируется на одной цели, принимает какой-либо приказ, указание.

7. Разные основания (разные линии особой формы) — навязывает себе свои правила, потребность в идеале.

7а. Несколько линий оснований до края листа — спонтанный контакт, неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность.

8. Подъем основания в правый верхний угол — задор, энтузиазм, увлеченность.

9. Основание вниз — отсутствие рвения, подавленность, разбитость.

III. Корни

10. Корни меньше, чем ствол — хочет узнать, что от него скрыто.

11. Корни на высоте ствола — любопытство; вызывающее проблемы.

12. Корни больше, чем ствол — большое любопытство, вызывающее тоску.

13. Корни, нарисованные одной чертой — инфантильное поведение с желанием узнать секрет.

14. Корни, нарисованные двумя чертами — способен различать и распознавать реальность.

IV. Симметрия

15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют прямой угол и расположены напротив друг друга — силится казаться в согласии с окружением.

16. Угольная симметрия. Ветви образуют со стволом острый

угол, но расположены симметрично — напряженное усилие над агрессивностью.

17. Прямолинейное чередование. Ветви образуют со стволом угол в расположении поочередно с обеих сторон — колебание в выборе отношения к аффекту. Амбивалентность — источник внутреннего конфликта.

18. Угольное чередование — подвижность, сопровождающаяся блокировкой. Моральные проблемы.

19. Прямоугольная симметрия листвы.

20. Угольная симметрия листвы.

21. Прямоугольное чередование листвы.

22. Угольное чередование листвы.

Примечание: наличие листвы в этих четырех фигурах, свидетельствует о внутренней, скрытой фантазии, наличии воображения, никак не проявляемого внешне.

IV. Крест.

23. Крест в корнях

24. Крест в стволе

25. Крест в листве

Крест означает конфликт, страдание. Имеет значение и форма.

VI. Расположение на странице.

(страница разделена на 4 части линиями по вертикали и по горизонтали)

26. Чисто левая позиция — привязанность к прошлому, к матери, к тому, что связано с ее образом.

27. Левая позиция с тенденцией к центру — двойное желание покровительства и независимости в этих рамках.

28. Центральная позиция с тенденцией влево.

29. Центральная позиция с тенденцией вправо — желание найти согласие, равновесие между собой и другими. Важен наклон вправо или влево. При доминировании наклона слева направо — направленность к внешнему миру, будущему.

29а. Строго центральная позиция свидетельствует о потребности строгой систематизации на основе привычек.

30. Правая позиция — потребность опереться на авторитет. Иногда — мать, не обеспечивающая безопасности.

З0а. Правая позиция с тенденцией к центру — поиск согласия с окружением.

31. Верхняя позиция (целиком в верхней четверти) — компенсация депрессии возбуждением. Нестабильность и поиск самообладания. Амбиции, желание навязать себя другим.

32.Нижняя позиция (целиком в нижней половине) — впечатление покинутости, депрессии, самообвинение, ненужность.

33. Левая и правая позиции, несколько деревьев.

34. Левая позиция, центральная и правая позиции, не

сколько деревьев — может быть сомнение в поведении или богатство воображения, в соответствии с качеством линии и оригинальностью форм.

34а. Центр дерева — личный способ поиска равновесия.

VII. Форма листвы

35. Маленькие букетики с кругами в 1 /3 высоты ствола -нежная эмоциональность, чувствительность.

36. Маленькие букетики без кругов — фрустрированная нежность.

37. Круги в листве — словесная активность, поиск ободряющих и прощающих переживаний.

38. Падающие (или упавшие) листья — чувствует себя покинутым, разочарован.

39. Опускающаяся листва — отчаяние, бессилие.

40. Листья вверх (ветви направлены к верху страницы) — порыв, энтузиазм, стремление к доминированию.

41. Листья во все стороны — ищет уверенности в разнообразных контактах. Распыляется. Возбужден.

42. Открытая листва (не замкнутая) — чувствительность к окружению, малая сопротивляемость ему.

42а. Нитевидная листва (очень похожа на запутанную нить) — ловкость, более или менее выделяющаяся в решении проблем.

43. Листва в открытых (разомкнутых) кривых линиях — принятие, открытость к другому.

43а. Листва, следующая форме страницы — немного стеснен нормами своего окружения, но подчиняется им.

44. Закрытая и открытая листва — умение получать и давать. Поиск объективности.

45. Полная, закрытая листва (замкнутая кривая) — сохранение самообладания инфантильным способом.

46. Пустая закрытая листва (пустой круг) — не проявляемая агрессивность.

47. Детали листьев, не связанных с целым (замкнутые) -инфантильные суждения, которые проводят незначимую личную точку зрения выше общепринятой.

48. Однообразные детали — тенденция к повторению.

49. Разнообразные детали в листве — разнообразит свои знания. Память.

49а. Детали на стволе — помнит о мелочах в повседневной жизни.

50. Множество серий деталей — тенденция к систематической деятельности.

51. Явное дерево, подстриженное шапкой, — круглый протуберанец, нарисованный на вершине ствола, откуда выходят ветви в разные стороны — инфантильный поиск покровительства.

52. Скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не прочерчено), — потребность в поддержке.

52а. Инфантильное дерево, подстриженное шапкой {круг на вершине ствола, лучи вокруг),- нормально для детей 7 лет. Признаки отставания — после 7 лет.

53. Ветви на одной линии — побег от неприятной реальности приукрашивание ее или трансформация.

54. Ветви из одной и двух линий в одном рисунке — поиск точности. Нюансы оценивания.

55. Ветви из двух линий — хорошее различение реальности.

55а. Обрезанная ветвь — аффективная травма.

56. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии + круги в листве — неудовлетворенные желания отрицаются.

57. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии — менее уязвимый, чем предыдущий, испытуемый, осознает свою неудовлетворенность.

58. Ромбы из одной и двух линий + круги — отдает отчет в том, что разделяет мечты и реальность, но требует компенсации нежности.

59. Ромбы из одной и двух линий без кругов — больше зрелости, которая помогает перенести фрустрацию.

60. Ромбы и 1 /2 ромба из двух линий + круги — испытуемый осознает борьбу, разыгрывающуюся между двумя противоположными желаниями, и ищет эмоциональной компенсации, чтобы заглушить свое беспокойство.

61. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий без кругов — умеет лучше, чем предыдущий, прятать свои сомнения в выборе занятий и хочет показаться уверенным в себе.

62. Листва в виде гирлянд (птичкой) -находится в обороне; остается вежливым и не атакует в лоб.

63. Петлевидная листва — желание пользоваться своим обаянием для победы.

64. Листва в форме кривой без множества разрывов внутри или по краям -‘осторожный и сдержанный, настороже.

65. Нитевидная листва — ловкость в избегании того, что не нравится.

65а. Листва с прогрессирующим расширением — поиск прогресса через улучшение.

656. Беспорядочная повторяющаяся листва: малые формы листвы, очерченные контуром, повторяющиеся на всем дереве — общая, захватывающая мысль беспокойства, тревоги.

65в. Листва, подобная вышивке — женское начало, обаяние, любезность.

65г. Переделанная листва — хочет скрыть и исправить свои ошибки, чтобы избежать возможных упреков.

65д. Листва с цветами на дереве или вне его — мягкость, сентиментальность, нежность.

65е. Утолщенные замкнутые ветви — внезапные гневные реакции, более или менее предвидимые.

65ж. Пальма — желание путешествий.

65з. Плакучая ива — отсутствие смелости, мотивированное или немотивированное событиями отчаяние.

66. Листва, направленная вправо, — желание прочной поддержки и поиск позитивных контактов.

67. Листва, направленная влево, — возврат к прошлому и опыту детства.

68. Листва без четкого направления — затрудненный выбор.

VIII. Штриховка

69. Зажатая штриховка, повторяющаяся в листве, на стволе или в корнях — интерпретируется в зависимости от места штриховки: общее напряженное беспокойство.

70. Судорожная штриховка, повторяющаяся и ограниченная — акцентуация значения признака 69 + возможные гневные реакции.

71. Штриховка на стволе (судорожная, повторяющаяся, ограниченная или нет) — значительные проблемы с родителями, вызывающие беспокойство, проявляемое или нет. Аккумулируется злобность, тоска от покинутости.

72. Равномерная штриховка -значимость ощущений, впечатлений. Живет в мечтах и воображает для самоутешения.

73. Черное и белое — ригидное поведение. Возмущается в случае нападок и в то же время старается во имя принципов ограничить себя.

74. Штриховка в виде петли — детская зависимость, покорность, отчаяние.

75. Прямолинейная штриховка — желание предвидеть, любовь к планированию.

76. Нитевидная штриховка (похожа на замкнутую нить) -страх невозможности сдержать собственные агрессивные силы, беспокойство. Может разразиться гневом.

77. Штриховка в мелких деталях — повторяющиеся мечты, которые позволяют компенсировать, но не устранять грусть.

77a. Заштрихованные круги — неудовлетворенность аффективных потребностей. Проблемы по поводу пищи.

IX. Ствол

78. Изолированная ветвь на стволе слева — желание быть похожим на мать или поступать так же, как она.

79. Изолированная ветвь на стволе справа — желание быть похожим на отца, сравняться с ним в силе.

80. Шрам на стволе — сознание пережитых провалов, которые оставили след.

81. Ствол, отделенный от листвы чертой,- чувствует воспитательное принуждение, отрицает ила принимает его.

82. Ствол в форме конуса — оппозиция с целью доказать свою силу.

82а. Ствол в форме раздавленного свода — сильно чувствует внешнее принуждение и «проваливается» в желание ему противиться, противостоять.

83. Листва, прерывающая ствол вогнутой кривой, — пассивность, мягкость, принятие.

84. Ствол из одной линии — отказ видеть существующую реальность и учитывать ее.

85. Ствол из двух линий, ветви из одной линии — видит реальность, но не считает ее соответствующей своим желаниям, старается избежать ее в мечтах или в игре.

86. Открытый ствол, соединенный с листвой, — хороший интеллект,- нормальное развитие.

87. Ствол, входящий в листву — желание сохранить то, что имеешь, но возможно и беспокойство по поводу сексуальности.

88. Ствол, висящий над почвой, — отсутствие контакта с миром.

88а. Листва, висящая над стволом, — повседневная и интеллектуальная жизнь плохо связаны.

89. Ствол, отделенный: от почвы чертой, — чувствует себя изолированным, несчастным.

90. Ствол с наклоном влево — отступает в страхе от нападок.

91. Ствол с наклоном вправо — ищет поддержки.

92. Ствол с разными наклонами — напряженное сомнение. Может внезапно перейти от одного состояния к противоположному.

93. Ствол, поднимающийся вверх, — дух предприимчивости.

94. Ствол, опускающийся вниз, — разочарование, грусть.

95. Ствол, расширенный внизу, — поиск прочной позиции в своей среде.

96. Ствол, суженный у основания, — чувство небезопасности в окружении, которое не приносит желаемой поддержки.

96a. Ствол,»приваренный»к основанию, — изолируется и хочет укрепить свое «Я» перед миром, который признается беспокойным.

X. Общая высота

(страница разделена на четыре части в направлении высоты)

97. Высота 1 — зависимость, уязвимость, недоверие к себе, но возможны мечты о компенсирующем могуществе.

98. Высота 2 — зависимость и робость, менее заметные, чем предыдущие.

99. Высота 3 — хорошая адаптация в среде.

100. Высота 4 — хочет быть замеченным, значимым для других, утвердиться.

100а. Контраст высоты (варианты разных по высоте деревьев у одного испытуемого) — амбивалентность в своих чувствах: утвердиться или пройти незамеченным.

XI. Высота листвы

(страница разделена на восемь частей в направлении высоты)

101. Листва 1-й высоты — отсутствие рефлексии и контроля. Нормально для 4 лет.

102. Листва 2-й высоты — способность размышлять над своим опытом и сдерживать свои реакции.

studfiles.net

Добавить комментарий