Рисунок несуществующего животного: Несуществующее животное

Содержание

Комплексный анализ рисунков несуществующих животных. Психологические рисуночные тесты

Комплексный анализ рисунков несуществующих животных

Процедура комплексного анализа рисунков просто несуществующего животного, а также самого злого и страшного, самого счастливого и самого несчастного несуществующих животных разбирается на двух примерах.

На рис. 123 представлен результат выполнения двадцатилетней Ульяной В. задания по стандартной инструкции.

Ульяна сопроводила рисунок следующим рассказом о своем животном: «Это стрекозавр. Живет в пустыне и в горах. Может летать, бегать и ползать. Питается кактусами и мелкими животными. Рога — чтобы защищаться от врагов, хвост — для красоты и чтобы прятаться за ним. Очень любит парить в облаках, бросаясь с вершины горы, распустив хвост».

Павлиний хвост «для красоты», как и любые украшения, — проявление демонстративности. В данном случае он служит еще и для того, чтобы «прятаться за ним». В сочетании с рогами, которые нужны, «чтобы защищаться от врагов», это говорит о боязни агрессии.

Поскольку никакие конкретные враги не названы, речь идет скорее не о конкретных опасениях, а вообще о боязни общения, конфликтов и т. п., т. е. о повышенной застенчивости. Рога заострены; кроме того, изображены небольшие когти — признаки некоторой агрессивности, не выходящей за нормальный уровень. По-видимому, она имеет защитную природу.

Животные с крыльями часто встречаются у людей с сильно развитым защитным фантазированием, склонных предаваться мечтам, «витать в облаках». В данном случае это особо подчеркнуто в описании образа жизни животного: его любимое занятие — «парить в облаках». Защитное фантазирование — это уход в мир воображения от проблем, с которыми человек сталкивается. В реальности такие люди обычно пассивны, несколько инфантильны.

Действительность представляется Ульяне трудной и неприятной, что и приводит к потребности в бегстве от реальности в фантазию. Об этом говорит неуютная, сложная для жизни местность, в которой живет стрекозавр (пустыня и горы), а также колючая и жесткая пища, которой он питается (кактусы).

В качестве злого и страшного животного Ульяна изобразила ежико-льва(рис. 124).

О его образе жизни она написала: «Ежико-лев живет в пустыне или в тундре, ест все, что попадется, любит на всех нападать и колоть, а также, если до него дотронуться, больно жалит, пьет кровь и кусается. Никого не любит и ничего не знает, вечно злой и всем недовольный. Старается быть на солнце, в лучах яркого света, чтобы всех отпугивать блестящими иглами, торчащими из его тела».

Этот рисунок подтверждает предположение о свойственной Ульяне защитной агрессии (ее типичный символ — иглы, как у ежа). Тема отпугивания окружающих тоже типична для людей с боязнью агрессии и стремлением защититься от нее агрессивными же средствами. Уровень агрессивности, как и в предыдущем рисунке, умеренный, отнюдь не выходящий за пределы нормы. Высунутый язык в сочетании с указанием на то, что животное «любит на всех нападать и колоть», позволяют ожидать негативистических реакций в конфликтных ситуациях.

Негативизм в двадцатилетнем возрасте — проявление инфантилизма, поскольку в норме он характерен для подросткового периода. Указание на то, что ежико-лев всегда «злой и всем недовольный» свидетельствует о том, что в эмоционально нагрузочной ситуации Ульяне могут быть свойственны также дисфорические проявления.

Место жизни животного — это пустыня, как и в прошлый раз, и еще более неуютная тундра.

«Самое несчастное» животное, изображенное Ульяной, — это смесь медузы с крабом (рис. 125).

Рисунок сопровождается следующим рассказом: «Самое несчастное существо — смесь медузы с крабом. Живет на дне моря или болота под корягой, питается рыбами, только за всеми наблюдает и грустит, редко выползая из своей норы. Оно очень старое».

В дополнение к дисфорической тематике, проявившейся в предыдущем задании, здесь наблюдаются чисто депрессивные темы: постоянная грусть, старость. О наличии депрессивных тенденций говорит и уменьшенный размер рисунка, а также подчеркнуто грустное выражение «лица» животного. Тема неблагоприятной окружающей среды тут, по сравнению с предшествующими

рисунками, дополнительно усилена (живет «на дне болота»).

Пассивность, о которой косвенно свидетельствовали некоторые особенности выполнения первого из заданий, теперь проявилась в прямой форме: «несчастное» животное «только за всеми наблюдает, редко выползая из своей норы». Пассивность ассоциируется у Ульяны с несчастностью. Следовательно, Ульяна страдает от ощущения своей пассивности, воспринимает ее как источник неприятных переживаний. Причина «несчастности» животного — в нем самом, а не во внешних условиях его жизни. Это свидетельствует о том, что в качестве главной трудности для девушки выступает преодоление собственных состояний и личностных особенностей, а не внешних обстоятельств.

Самое счастливое животное (рис. 126) оставлено Ульяной без названия. В рассказе о нем сообщается: «Это самое счастливое существо. Живет на суше и под водой. Питается водорослями или мухами (ловит их присосками).

Любит ходить кверх ногами и по потолку».

Счастливое животное отличается отсутствием каких-либо защитных аксессуаров (внешние защитные аксессуары отсутствовали и у несчастного животного, но там эту функцию выполняла коряга, под которой оно живет). По-видимому, одним из условий счастья для Ульяны служит отсутствие необходимости защищаться. Другая особенность этого животного — его любовь к хождению «кверх ногами и по потолку» (в рисунке этому соответствует расположение ног не снизу, а сверху). Хождение вверх ногами — символ нарушения заведенного порядка, выхода за рамки обыденных стандартов. Можно полагать, что они тяготят Ульяну и поэтому их преодоление воспринимается ею как счастье. Это перекликается с отмеченным выше скрытым негативизмом, подтверждая предположение о том, что девушка еще не изжила проявления подросткового кризиса.

Приведенный пример интересен тем, что каждое из изображенных Ульяной несуществующих животных, взятое в отдельности, довольно мало информативно. Однако комплексный анализ позволяет получить вполне содержательный «психологический портрет» девушки.

Мы видим, что у нее высока потребность во внимании к себе (демонстративность). Удовлетворению этой потребности препятствует боязнь враждебных действий со стороны окружающих, приводящая к замкнутости, избеганию общения. В итоге действительность представляется Ульяне неуютной, трудной для жизни. В качестве психологической защиты используется компенсаторное фантазирование, бегство в мечты. Это еще более снижает активность в отношениях с окружающими. Ульяна воспринимает собственную пассивность как один из основных источников своих проблем, но не видит путей к ее преодолению.

Девушка инфантильна, ей свойственны некоторые тенденции, типичные для подросткового возраста. Это стремление к преодолению общепринятых стандартов поведения, внешних ограничений; в конфликтных ситуациях можно ожидать появления негативистических реакций. Эмоциональная нагрузка может приводить к дисфорическим проявлениям (то есть к мрачно-раздражительному настроению), а при ее усилении — к депрессивному состоянию.

Жалобы Ульяны относятся, преимущественно, к проблемам общения. Она отмечает, что ощущает себя «белой вороной», не умеющей находить общий язык с людьми.

Приведенный психологический портрет Ульяны показывает, что для преодоления психологических трудностей можно опереться на ее склонность к фантазированию (т. е. на уже имеющийся у нее защитный механизм). На этой основе нужно развернуть подлинно творческую деятельность, которая повысит общий уровень активности и даст продуктивный выход переживаниям девушки. Эта деятельность должна осуществляться в коллективных формах, являясь тем мостиком, который позволит восстановить нарушенные межличностные контакты.

В качестве следующего примера рассмотрим выполнение заданий одиннадцатилетним Вовой Г. По стандартной инструкции он изобразил «кубическую рыбу» (рис. 127). Слева на стебельках у нее расположены «глаза, которые могут двигаться в любую сторону», два выроста справа образуют рот, остальные шесть выростов (по три сверху и снизу) — это щупальца. Тело кубической формы, потому что у нее «кубик внутри».

Вова написал о своем животном следующий рассказ: «Это животное живет под водой. Его размер только один сантиметр. Оно питается маленькими рыбками. Оно не чувствует запаха, потому что у него нет носа. Оно живет одно. Есть легенда, что оно проглотило когда-то кубик. Оно такого цвета как камень, поэтому оно может затаиться и ждать, пока рыбка подплывет, и ее засосать. Оно не теплокровное». На вопрос, есть ли у кубической рыбы враги, Вова отвечает: «Например, ее может большая рыба проглотить, когда она охотится за маленькими. А так она прячется, ее не видно». Первая из трех просьб к волшебнику состоит в том, «чтобы кубика не было внутри. Он мешает. Когда-то его не было, и ей было удобнее». Второе желание — «чтобы у нее были рот, нос и уши». И третье желание — «чтобы она умела летать, чтобы посмотреть на мир». Наиболее специфическая особенность Вовиного рисунка — это строго прямоугольное (почти квадратное) туловище животного. Подобные формы типичны для людей с низкой конформностью, с шизоидным складом личности.

Эта интерпретация поддерживается и низкой детализацией рисунка. Указания на сходство животного с камнем и на то, что «оно не теплокровное», также говорят о свойственном шизоидам ощущении своей отстраненности, своего несходства с окружающими, сниженной эмоциональности. Это ощущение проявляется и в желании очеловечить животное, снабдив его ртом, носом и ушами. Подобное же ощущение своей необычности и стремление стать «таким как все» часто проявляется в приписывании придуманному животному желания «стать обычным животным» или «статьчеловеком».

Желание иметь рот противоречит тому, что таковой уже имеется (он образован двумя выростами справа). Либо, придумывая желания животного, Вова об этом забыл, либо речь идет о желании иметь рот, более похожий на человеческий. В любом случае подобное противоречие говорит об импульсивности, недостаточном контроле.

В том, что животное живет одно, проявилась характерная для шизоидов интровертность. Конечности животного (щупальца) изогнуты и переплетены таким образом, что оказывается трудно определить направление, в котором они идут. В сочетании с глазами, вынесенными далеко вперед и способными «двигаться в любую сторону», это говорит об осторожности и высокой избирательности в контактах.

Тема инородного тела, находящегося внутри (проглоченный кубик), может отражать либо неприятные физические ощущения, либо эмоциональный дискомфорт, вызванный чувством своей внутренней дисгармоничности. В данном случае более вероятно второе объяснение, поскольку как в рисунке, так и в рассказе отсутствует тематика, связанная с какими-либо физическими ощущениями, внутренними органами и т. п.

В желании «летать, посмотреть на мир» отражается любознательность, познавательная направленность. При учете высокой оригинальности животного можно говорить о наличии у Вовы хороших творческих способностей. Они проявились и в художественном подходе к построению рассказа о животном («есть легенда, что…»).

Изображенное Вовой «злое и страшное» животное представлено на рис. 128. По поводу выростов сверху Вова пояснил, что «это такие штучки, которые могут двигаться; из них огонь летит». Круг в центре тела — «такая же штучка, только она спереди». Внизу у животного две ноги. Справа и слева — по два выроста, которые «и как плавники, и как крылья; можно плавать, а можно летать». На вопрос, в чем проявляется то, что это животное злое и страшное, мальчик ответил: «Может обороняться огнем. Всюду будет огонь, и никто его не сможет тронуть». В ответ на вопрос, чем оно питается, он сказал: «Ничем».

Как рисунок, так и описание вовсе не содержат агрессивной символики. Это позволяет говорить о том, что уровень агрессивности Вовы понижен по сравнению с нормой для его пола и возраста. Реакция на эмоциональную нагрузку благоприятна (рисунок четко организован, почти полностью лишен

признаков тревоги). Изображение одинаковых органов (в данном случае — «штучек», из которых «летит огонь») в разном ракурсе — высоко оригинальный прием, подтверждающий предположение о творческих способностях мальчика. Животное лишено каких-либо органов чувств, а также рта (что соответствует утверждению о том, что оно ничем не питается). Это продолжение тематики, прозвучавшей в желании просто несуществующего животного иметь рот, нос и уши. Полное отсутствие органов чувств и общения — признак возможной аутизации.

«Плавники», они же «крылья», изображены совершенно не так, как их обычно принято рисовать. Без пояснения понять их назначение было бы невозможно. Это говорит о низкой конформности, невладении нормами (вероятно, не только изобразительными, но и прочими). Кроме того, сомнительно, что с помощью таких крыльев можно летать (они явно чересчур узки). Следовательно, Вова недостаточно контролирует свою деятельность, соотносит свои построения с реальностью.

В качестве самого несчастного животного Вова изобразил камень (рис. 129), пояснив: «Камень, который ничего не может делать». В этом рисунке шизоидность проявляется с предельной яркостью. Он представляет собой полностью замкнутую фигуру (признак интровертности), лишенную какой-либо внутренней структуры (признак аутизации). Таким образом, символом «несчастности» для Вовы служит обострение его личностных особенностей. Минимизация сходства с животным или человеком заставляет усомниться в том, что Вова хотя бы частично идентифицируется с изображенным им животным. Вероятно, он

не чувствует себя несчастным, а в образе данного персонажа передал не столько свои непосредственные ощущения, сколько рассудочные опасения. Формулировка «ничего не может делать» также отражает не актуальное состояние (в этом случае скорее было бы «ничего не делает»), а умозрительные опасения оказаться в ситуации вынужденной пассивности.

Резко уменьшенный размер рисунка говорит о том, что при высокой эмоциональной нагрузке у Вовы (как и у Ульяны) возможны депрессивные реакции.

Рисунок самого счастливого животного Вова предварил крайне нестандартным вопросом: «Оно должно быть счастливым или оно должно счастливо выглядеть?». Получив ответ, что оно должно быть счастливым, он изобразил человекообразное животное, назвав его дядя Степа (рис.  130).

Описывая его, он сообщил, что «это человек с крыльями. Дядя Степа с крыльями. Оно большое. Может летать, на все смотреть. Есть плавники — может плавать».

Человекообразность счастливого животного, особенно по контрасту с несчастным, подтверждает сделанное выше предположение о том, что Вова испытывает неприятные переживания в связи с ощущением своей непохожести на других, что он хотел бы быть «таким как все».

Крылья в данном случае служат для того, чтобы «летать и на все смотреть», а не для того, чтобы «парить в облаках», как у Ульяниного животного. Поэтому они интерпретируются иначе: не как проявление склонности к защитному фантазированию, а как показатель высокой познавательной направленности. Этот вывод уже был сделан раньше, на основе одного из желаний просто несуществующего животного, которое фактически дублируется способностью счастливого животного «летать и на все смотреть».

В вопросе о том, должно ли животное действительно быть счастливым или только выглядеть таковым, проявилась привычка к контролю за своими эмоциональными проявлениями. Особо длинная шея тоже интерпретируется как показатель тенденции к интеллектуальному контролю, однако она ничего не говорит о том, насколько успешен этот контроль. При анализе предшествующих рисунков были отмечены признаки того, что он недостаточно успешен. При выполнении этого задания тоже проявилась недостаточная эффективность контроля: в рисунке отсутствуют плавники, упоминаемые в описании животного. Если же счесть плавниками верхние конечности, то отсутствуют руки, наличие которых неявно предполагается в утверждении о том, что дядя Степа — человек (хотя и крылатый).

Вова — очень своеобразный мальчик с высоким творческим потенциалом, нестандартным подходом к миру. По всей видимости, у него имеется шизоидная акцентуация. Вероятны нарушения общения, трудности социализации. В эмоционально нагрузочных ситуациях могут проявляться депрессивные тенденции, возможны аутизация, замыкание в себе. В качестве компенсаторного механизма выступает интеллектуальный контроль, однако он у Вовы недостаточно эффективен.

Вову привели на консультацию с жалобами на поведенческие нарушения, «наглость» и «бесцеремонность» в общении со взрослыми, отсутствие контактов со сверстниками. Первоначально Вова учился в обычной массовой школе, однако вскоре администрация стала настаивать на переводе его в школу для детей с нарушениями поведения. Проблему удалось решить другим способом: по результатам тестирования мальчик был принят на обучение по программе для одаренных детей. В рамках этой программы педагоги относятся к трудностям в его поведении более терпимо.

Результаты психологического обследования позволяют объяснить негативные поведенческие проявления Вовы его недостаточной социализированностъю, плохим владением социальными нормами. Рекомендована психокор-рекционная работа, направленная на социализацию. Нужно использовать высокий общий уровень развития мальчика и имеющуюся у него склонность к интеллектуальному контролю. В качестве основного средства может быть предложено формирование у Вовы эффективных способов сознательного управления своим поведением.

Атлас типичных рисунков Тест Торренса(завершение картинки)

Атлас типичных рисунков Тест Торренса(завершение картинки) Картинка № 1 Картинка № 2 Картинка №3 Картинка №4 Картинка №5 Картинка № 6 Тест Торренса (бланк ответов) Фамилия И. О. ____________________Возраст ____________________Пол ____________________Дорисуйте картинки и

Описание рисунков

Описание рисунков Рис. 1. Пикник – один из типов телосложения по Э. Кречмеру. Шарообразные формы. Голова круглая, живот большой, слабые, вялые руки и ноги. Большое количество жира на плечах и бедрах, но тонкие запястья и лодыжки. Рис. 2. Атлет – один из типов телосложения по

2.7. В мире несуществующих вещей

2. 7. В мире несуществующих вещей Прекрасно в нас влюбленное вино, И добрый хлеб, что в печь для нас садится. И женщина, которою дано, Сперва измучившись, нам насладиться. Но что нам делать с розовой зарей Над холодеющими небесами, Где тишина и неземной покой, Что делать нам с

Концепция DIR, комплексный подход

Концепция DIR, комплексный подход Таким образом, концепция DIR не преподносит универсального решения на все случаи жизни, но предполагает совместное применение множества разных подходов и дает метод анализа, который позволяет подобрать подход к целям вашего ребенка. Поиск

Глава 14.Сопоставление теста ТиГр с проективными тестами «Рисунок дерева», «Рисунок несуществующего животного» и «Цветовой тест Люшера». Комплексный психографический анализ

Глава 14.Сопоставление теста ТиГр с проективными тестами «Рисунок дерева», «Рисунок несуществующего животного» и «Цветовой тест Люшера». Комплексный психографический анализ Психографический анализ теста «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™»

2.7.8. БЛЕФУЮТ НА УДЕРЖАНИИ НЕСУЩЕСТВУЮЩИХ НАЛОГОВ

2.7.8. БЛЕФУЮТ НА УДЕРЖАНИИ НЕСУЩЕСТВУЮЩИХ НАЛОГОВ Многие предпринимательские конторы умудряются удерживать разного рода сборы и даже налог на добавленную стоимость (НДС) с выплачиваемых дивидендов. В действительности законно удерживать с дивиденда только подоходный

Комплексный эквивалент

Комплексный эквивалент Комплексный эквивалент подразумевает, что мы говорим о двух или более переживаниях так, как будто они являются одним и тем же, или «эквивалентны» друг другу. Комплексные эквиваленты отдаленно связаны с критериальными соответствиями, однако

Комплексный подход

Комплексный подход Он не понимает, в чем дело. Почему ваша интимная жизнь не блещет всеми красками эротики? Почему все не как в кино «9 с половиной недель»? Ты могла бы ему объяснить, но не хочешь лишний раз бередить свою рану. Ты уверена: в том, что ваш секс так ужасен,

Упражнение 2. Мысленное воспроизведение картин, фотографий, рисунков и т. п.

Упражнение 2. Мысленное воспроизведение картин, фотографий, рисунков и т. п. Для выполнения этого упражнения можно использовать иллюстрации из книг, альбомов по искусству или рекламные проспекты, фотографии, на которых запечатлены люди, животные, пейзажи, предметы, а

Собирание Несуществующих Ворсинок

Собирание Несуществующих Ворсинок Когда человек не согласен с мнением или отношением других людей, но не решается высказать свою точку зрения, он проделывает жесты, которые называются жестами вытеснения, т. е. они проявляются вследствии сдерживания своего мнения.

Гипносомнамбулизм располагает душу к восприятию несуществующих впечатлений

Гипносомнамбулизм располагает душу к восприятию несуществующих впечатлений Сильное воображение рождает

Создание простых рисунков

Создание простых рисунков Рисунки служат одним из важнейших инструментов, с помощью которых картируются идеи, тем не менее именно рисунки приводят в смятение больше всего. Когда вы в последний раз учились рисовать что-либо? Давно, верно? «Я не умею рисовать», – вероятно,

Глава 8 Используйте комплексный подход

Глава 8 Используйте комплексный подход Как решать серьезные, сложные, неприятные проблемы Знакомьтесь, вас приветствуют самые неприятные и сложные проблемы. Они-то и содержат самые благоприятные возможности. Ральф Марстон Овладев всем набором методов, необходимых для

Комплексный подход к решению проблем подростка

Комплексный подход к решению проблем подростка Родитель, столкнувшийся с гомосексуальностью своего сына или дочери и желающий помочь ребенку преодолеть это, сегодня идет против течения: против него будут и СМИ, и многие представители психологического сообщества, и

Тест «несуществующее животное» | Psylist.net

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция: “Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием”.

Показатели и интерпретация.

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.)

Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истеро-идно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т. д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

ХВОСТЫ. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур – защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), слева – больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий -жирная с нажимом -не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) -резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохож-дения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления “лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т. п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, “лю-лю”, “кускус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклетамиешиния” и т.п.).

Похожие материалы в разделе Проективная техника – методики тесты рисунки проекции:

  • Методика «Рисунок семьи»
  • Цветовой тест Люшера (Для детей 8-14 лет)
  • Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»
  • Методика «Цветовая социометрия»
  • Цветовой тест М. Люшера
  • Методика «Мой герой»
  • Цветовой тест М. Люшера
  • Использование цвета в тесте «Красивый рисунок»
  • Социограмма «Моя семья» B. B. Ткачева
  • Психодиагностический комплекс графических тестов «Свободный рисунок», «Картина мира», «Авторпортрет»

Папа воссоздает рисунки своего ребенка, как будто они были реальными существами

3 акции

Папа воссоздает рисунки своих детей в виде реальных существ. Детям Тому и Алу нравится рисовать, иногда довольно детально, но обычно грубо. Они рисуют животных, предметы, это зависит от того, как они себя чувствуют. Том, папа воссоздает эти рисунки как настоящие.

По его словам: «За последние несколько лет мы создали сотни существ, транспортных средств и людей, и, хотя Дом и Ал уже слишком стары, чтобы вносить свои собственные рисунки, у нас есть много их старые в ящике стола, чтобы добавить к многим другим, которые каждый месяц присылают талантливые молодые художники со всего мира».

Прокрутите вниз и проверьте себя. :). Все фотографии связаны и ведут к источникам, из которых они были взяты. Пожалуйста, не стесняйтесь исследовать дальнейшие работы этих фотографов в их коллекциях или на их личных сайтах.

Вы можете найти Тома в Интернете:
  • Веб-сайт
  • Инстаграм
  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Книга
#1 Как он умудрится летать — выше моего понимания

#2 Нет, просто нет

#3 Этот «конь» выглядит грустным сам с собой

#4 Инопланетянин не имеет ничего против Дональда Трампа

#5 Я вроде как вижу, что этот существует

#6 Похоже на кота из Майнкрафт

#7 Гораздо лучше оригинала, если я так скажу

#8 Это тело намного лучше подходит для плавания

#9 Это птица? Собака? Нет, это чудовище

#10 В общем, кит-единорог с татуировками

#11 Ватный тампон на двух ногах

#12 Никто бы никогда не пил молоко, если бы коровы выглядели так

#13 классный дизайн

#14 Если вы хотите, чтобы кошмары снились вам на всю оставшуюся жизнь

#15 Именно поэтому я не ем бекон

#16 Где второе крыло этой совы?

#17 По крайней мере, скорпион выглядит счастливым

#18 У этой обезьяны довольно большая рука

#19 Что это вообще такое?

#20 По крайней мере, это идеальное развлечение

#21 Так что они выглядят вечно удивленными

#22 Этот клюв ужасен

#23

#24 Он из Monsters Inc?

#25 Никто бы не нашел лис милыми, если бы они выглядели так

#26 Осмелюсь сказать, что самолет не годен к полетам

#27 Это существо придет ночью, чтобы высосать вашу душу

#28 Этот слизняк разочарован в себе

4

4

29 «Почему у тебя такая большая голова, Стив?»

#30 Почему он кричит? Я полагаю, мы никогда не узнаем


Вы можете найти наши предыдущие статьи по теме:
  • 20 забавных фотографий креативного и позитивного вандализма
  • 25 интересных и забавных вещей, которые люди поймали в метро
  • 20 забавных и интересных совпадений, которые кажутся невероятными, но произошли на самом деле
  • 20 забавных и невероятных фотографий животных Панорама провалилась

3 акции

Как нарисовать шерсть животных пастелью

Автор Ребекка Брэдбери | Пн, 7 февраля 2022 г.


Ссылка скопирована в буфер обмена

Узнайте, как рисовать шерсть животных пастелью, следуя этому трехэтапному подходу от художника дикой природы Джейсона Моргана

Если вы не умеете точно рисовать мех, создание картин с изображением животных пастелью может оказаться сложной задачей. Например, вы можете захотеть нарисовать своего собственного питомца, но с чего начать со всем этим мехом?

Я хорошо помню, как изо всех сил пытался рисовать животных, когда начинал рисовать более 20 лет назад. Инструкций тогда почти не существовало, а в том, что существовало, катастрофически не хватало деталей и методов. Создавалось впечатление, что художники скрывали свои секреты. Это было так неприятно. Я поставил перед собой цель поделиться всем, чему научился сам, чтобы другие могли быстро прогрессировать

Как нарисовать шерсть животных пастелью: введение

Когда сталкиваешься с чем-то сложным, лучше попытаться упростить его. Это возможно, если разбить его на более управляемые и достижимые части. Что касается меха животных, то первый этап — это основной тон и цвет. Я пытаюсь сделать этот слой немного темнее, чем я хочу, чтобы готовая работа была. Это означает, что более светлые детали будут видны при размещении сверху.

На втором этапе я начинаю добавлять теневые области текстуры меха. Это небольшие области, которые вы иногда видите между более светлыми волосками. Я исследую это подробно в демонстрации льва ниже. Если более светлые волосы должны быть только умеренно светлее, чем более темные текстуры «под мехом», тогда вам не понадобится этап выше.

На третьем этапе я начинаю добавлять более светлый, более детализированный мех и волосы поверх первых двух слоев. Этот заключительный этап может занять много слоев, может быть, четыре или пять, прежде чем я доведу картину до стадии, когда она будет выглядеть как реалистичный мех.

Прежде чем я покажу вам, как рисовать шерсть животных пастелью, вот материалы, которые я использую.

Какая бумага лучше всего подходит для рисования меха пастелью?

Чтобы создать реалистичный мех с мельчайшими деталями с помощью пастелей, необходимо иметь возможность накладывать несколько слоев друг на друга. После тщательного тестирования несколько лет назад я решил, что бумага и картон Clairefontaine Pastelmat лучше всего подходят для моего стиля, и теперь я использую их для всех своих рисунков. Обычно я выбираю бумагу среднего тона, например коричневую или темно-серую, для всего, кроме очень светлых или очень ярких и красочных предметов. Использование бумаги среднего тона означает, что мои светлые и темные участки сразу проявляются. Помните, белый карандаш не будет отображаться на белой бумаге.

Вы можете предположить, что более грубая бумага может выдержать большее количество слоев, но мой тест показал обратное. Я обнаружил, что отшлифованная бумага создает гораздо больше пастельной пыли, которая затем оседает на поверхность бумаги. Это значительно усложняло детализацию. Лично я считаю, что наждачная бумага больше подходит либо для очень больших рисунков, либо для более живописного вида. Тем не менее, все художники разные, так что это определенно стоит попробовать на себе.

Какие пастели лучше всего подходят для рисования меха?

Я также предпочитаю пастельные карандаши Stabilo CarbOthello, пастельные карандаши PITT от Faber-Castell, мягкие пастели Rembrandt и сверхмягкие художественные пастели PanPastel. Последние доступны в специальном наборе «Живопись дикой природы Джейсона Моргана». Я смешиваю их либо бумажным обрубком (более мягкие смешиваются полнее), либо резиновым блендером Jackson’s Art.

Я никогда не запечатывал свои готовые рисунки, так как все фиксаторы могут изменять оттенки и цвета в разной степени. Кроме того, очень немногие фиксаторы действительно фиксируют пастель на бумаге, но я использовал новый морозильник Pastel Revolution Freezer от Clairefontaine, чтобы полностью запечатать нижний слой на некоторых недавних рисунках. Он может изменить некоторые цвета, но позволяет работать поверх них, не размазывая их, даже если зубец бумаги заполнен.

Какие эталонные изображения можно использовать?

Если у вас нет питомца для рисования или вас беспокоят проблемы с авторскими правами при рисовании изображений, найденных в Интернете, Джейсон собрал обширную онлайн-библиотеку из более чем 900 эталонных фотографий высокого разрешения, которые можно использовать, не беспокоясь об авторских правах. К ним относятся не только предметы дикой природы, но и цветы, пейзажи и многое другое. Загрузите идеальное эталонное изображение сегодня на сайте www.wildlifeart-online.com.

Демонстрация 1: Как нарисовать шерсть собаки пастелью

В этом первом упражнении показано, как нарисовать более мягкую шерсть животных пастелью. Одна проблема, которая вызывает путаницу, заключается в том, чтобы знать, когда разместить фон. Должен ли он быть первым, поскольку это самый дальний элемент? Или он должен идти последним и рисковать перекрытием темы?

Я считаю, что фон играет важную роль в моей способности точно судить о цветах и ​​тональности моего объекта. Точно так же на объект всегда влияет его окружение и отраженный свет. Имея это в виду, я почти всегда добавляю хотя бы немного цвета фона заранее. Добавление небольшого количества означает, что я все еще могу точно судить о других цветах, не рискуя размазать густо нанесенный цвет.

Шаг 1

Я начал с переноса изображения на бумагу для пастели. Я никогда не рисую прямо на бумаге, так как не хочу стирать на ее поверхности. При блокировке цвета также важно помнить, что если область должна быть очень темной или очень светлой, вам следует избегать размещения под ней чего-либо, что может загрязнить верхний слой. Например, избегайте наложения серого среднего тона под областью, которую вы позже хотите сделать чисто белой. Это не относится к рисованию усов, так как они будут отлично смотреться в конце вашего рисунка.

Шаг 2

Нижний слой, такой как тот, что вы видите здесь справа, можно сделать с помощью пастельных карандашей на меньших рисунках или PanPastel или мягкой пастели на больших рисунках. Обратите внимание, что этот слой выглядит немного темнее, чем законченная левая сторона. Я сделал это для того, чтобы более светлые детали отображались при добавлении сверху позже.

Я всегда растушевываю и наношу этот подслой пальцами, аккуратно растирая пастель в направлении меха. (Если вы хотите действительно размазать пастель, используйте вместо нее бумажный обрубок. ) Втирание пастели вдавливает ее в зубцы бумаги, создавая более гладкий вид. Я почти всегда начинаю с областей, наиболее удаленных от зрителя (в данном случае с ушей), а затем постепенно продвигаюсь вперед к ближайшей области (здесь это нос), чтобы создать ощущение перекрытия.

После завершения я использовал морозильник Pastel Revolution Freezer от Clairefontaine, чтобы полностью запечатать этот нижний слой.

Шаг 3

К настоящему времени я закончил обе стороны головы, а также нос. Обратите внимание, как я слегка размыл нос. Я не всегда так делаю, но на этом конкретном рисунке я хотел привлечь больше внимания к глазам собаки, поэтому я держал глаза в резком фокусе и размывал нос. Размыть пастелью несложно, достаточно мягкого касания пальцем. Секрет в том, чтобы не было острых краев в любой области, которую вы хотите сделать не в фокусе.

Демонстрация 2: Как нарисовать мех льва пастелью

Вторая демонстрация того, как рисовать мех животных пастелью, фокусируется на изображении более густого меха. Лев с дикой гривой — идеальный объект для этой цели.

Для этого рисунка я хотел много эффекта и деталей. Поэтому его нужно было делать в большем масштабе. Пастельные карандаши нельзя затачивать так же тонко, как цветные, иначе они просто сломаются. Имейте это в виду, когда думаете о масштабе вашего произведения искусства. Преимущество пастели, однако, в том, что мы можем легко накладывать светлые детали поверх более темных нижних слоев. Это позволяет намного быстрее создавать картины в больших масштабах.

Шаг 1

Более толстый мех животных имеет большую глубину, частично он состоит из слоев не только шерсти, но и воздуха. Чтобы воссоздать этот эффект на 2D-поверхности, мы должны работать с несколькими слоями.

Справа вы можете увидеть, как я использовал PanPastels для создания блока в начальном слое. Обратите внимание, как я заблокировал как очень темные области, так и эту яркую вспышку цвета. Сначала я не хотел мутить цвета в этой яркой области, иначе мне будет сложно снова сделать цвета насыщенными, когда я начну добавлять детали.

Добавить комментарий