📖 ТРЕВОГА, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ, Эмоциональные особенности, Глава 3 РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО. Психологические рисуночные тесты. Венгер А. Л. Страница 33. Читать онлайн
…
ТРЕВОГА, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ
При повышенном уровне тревоги общие особенности рисунка несуществующего животного такие же, как и рисунка человека. Это множественные линии, стирание и исправление линий, специфическая штриховая линия, штриховка рисунка, увеличение его размера. Однако в методике «Несуществующее животное» рисунок можно считать увеличенным, только если он занимает весь лист (рис. 71). Помимо увеличенного размера, в рисунке Ильи также ярко выражены множественные линии и исправления.
Название этого животного — челса — представляет собой сокращение от слов «человек» и «собака», хотя при его конструировании использовались и части других животных. Как объяснил Илья, челса — это смесь человека, собаки, лошади и кошки. В рассказе об образе жизни животного он сообщил, что это «мутация, которой очень тяжело жить. Очень тяжело выживать в окружении обычных людей и животных». На вопрос о том, чем это животное занимается, Илья ответил: «Пытается утишить (т. е. примирить друг с другом) своих соседей на спине». В качестве питания были названы зелень, фрукты и овощи, в качестве места жизни — Гренландия.
Друзей у челсы нет, а враги есть, «потому что это животное необычное, его нигде не видели, так что другие животные, которые живут на этом острове, его боятся». Три желания челсы: «первое — чтобы его не боялись, второе — чтобы спустить соседей со спины, а третье — быть чем-то обычным».
Описание жалоб, с которыми Илья был приведен на консультацию, и выводов, сделанных на основе рисунка человека, приведено в предыдущей главе (см. анализ рис. 60). Основные выводы полностью подтверждаются рисунком несуществующего животного. В рассказе об образе его жизни содержатся темы, типичные для людей с нарушениями общения: удаленное и безлюдное место жизни (Гренландия), отсутствие друзей. Из других мест жизни, часто выбираемых для своих животных людьми с нарушениями общения, можно назвать такие как «в пещере», «под землей», «вголых скалах», «на Луне», «на другой планете», «в космосе». Указание на то, что окружающие боятся этого животного часто встречается у тревожных людей, опасающихся общения. В результате действия механизма проекции собственный страх приписывается окружающим.
Важным показателем является то, как исследуемый определяет основное занятие животного: попытки «утишить (т. е. примирить) своих соседей на спине», а также желание «спустить соседей со спины». Изображение животного с несколькими головами, которые ссорятся между собой, характерно для людей, переживающих острый внутренний конфликт. Можно полагать, что в данном случае одним из центральных источников конфликта служит противоречие между стремлением к общению и боязнью общения.
Подчеркивание необычности животного, его непохожести на остальных и особенно желание стать обычным типичны для людей, считающих себя не такими, как окружающие, «неправильными», не такими, какими следует быть. Это ощущение часто встречается при высокой тревожности, в невротическом состоянии, при выраженных нарушениях общения.
В рисунке Ильи проявилось также напряженное отношение к сексуальной сфере, хотя и не столь ярко и конкретно, как в его же рисунке человека. Мощный, подробно вырисованный хвост, задранный вверх, — это классический сексуальный символ. При его изображении значительно более, чем в других частях рисунка, выражены признаки тревоги: множественные линии, штриховка, исправления, что и говорит об особой нагрузочности соответствующей сферы.
При особо сильной тревоге, высокой эмоциональной напряженности часто появляются изображения, не помещающиеся на листе или буквально «втиснутые» в его пространство (рис. 72). Кроме очень большого размера животного, тревога и эмоциональная напряженность проявились в штриховке с сильным нажимом (зачернении части рисунка). Рассказ о животном, написанный Авадьей, предельно короток: «Это животное называется: бумбуборусасу. Оно обитает в облаках. Питается гвоздями».
Обращает на себя внимание нелогичность в описании образа жизни животного: откуда могут взяться гвозди в облаках? Образ жизни также противоречит внешнему виду животного. Оно лишено крыльев и явно не приспособлено к жизни в облаках.
Логические противоречия в описании образа жизни животного часты как при когнитивных нарушениях, так и в остром невротическом или психотическом состоянии. В данном случае имеются многочисленные дополнительные признаки острого состояния, тогда как других признаков когнитивных нарушений не наблюдается. В частности, как вид, так и название животного достаточно оригинальны и, вместе с тем, оно вполне четко построено по модели реальных животных. Таким образом, наиболее вероятно предположение о том, что Авадья находится в остром состоянии — скорее всего, невротическом. Нарушения не настолько грубы, чтобы были достаточные основания предположить психотическое состояние.
Указания на использование в пищу заведомо несъедобных вещей (гвоздей, камней, стекла, металла и т. п.) типично при грубых нарушениях общения. Можно полагать, что в данном случае нарушения общения вызваны острым состоянием мальчика.
В рисунке несуществующего животного, сделанном по оригинальной модели, повышенная тревожность часто отражается в избыточном количестве органов чувств. Тревожный человек сам повышенно чувствителен к возможным опасностям и поэтому наделяет повышенной чувствительностью свои создания. Тема высокой чувствительности (очень острый слух, тонкое обоняние, исключительно хорошее зрение) нередко звучит и в рассказе об образе жизни животного.
Рисунок тринадцатилетней Нели Р. создан по оригинальной модели (рис. 73). Ее животное не похоже ни на обычных или сказочных животных, ни на человека, ни на механическую конструкцию. Без специального объяснения трудно было бы понять, где что у этого животного.
Неля объясняет, что сверху у животного, которое она назвала аурой, расположен рот. Две параллельные линии посередине тела — это уши. В нижней части тела прямоугольный глаз с зубчиками-ресницами. Круги и треугольники, разбросанные по всему телу, — разные органы чувств (более конкретное определение отсутствует). Снизу находится «свечка-самолет», с ее помощью оно летает.
Неля дала следующее описание своего животного: «Он ни плохой, ни хороший. Он струится. Внутри него — жидкость. Она струится — и он двигается. Он живет и в воде, и в воздухе. Может летать. Кушает рыбу. Может раздуваться и может много места занять. Можно его поймать и закрыть им дырку. Он закрывает, как камень. И когда камня не будет в мире, он все еще будет — через миллион лет. Только надо отрезать свечку, иначе он улетит. Он никому ничего плохого не сделал. И ничего хорошего тоже не сделал. Он может закрыть озоновую дыру».
В описании прослеживаются тревожные опасения общего характера: рассуждения об озоновой дыре, о том, что когда-нибудь в мире не станет даже камня. Подобные рассуждения типичны для тревожных людей, склонных к навязчивым мыслям («умственной жвачке»). По-видимому, у Нели не особенно четко организован внутренний мир. Ее животное практически лишено структуры, органы чувств бессистемно разбросаны по всему телу, «внутри него жидкость» (т. е. аморфная, неструктурированная среда), движение столь же неопределенно («струится»). Низкая структурированность внутреннего мира обычна при высокой тревожности. Тревожный человек во всем усматривает возможную угрозу, что затрудняет для него различение главного и второстепенного.
Это животное выступает как пассивный объект воздействия («можно его поймать и закрыть им дырку»). Вероятно, это прямая проекция собственного самоощущения.
Навязчиво повторяющиеся рассуждения на морально-этическую тему («ни плохой, ни хороший», «не сделал ничего ни плохого, ни хорошего») свидетельствуют о ее высокой значимости для девочки. Подобные рассуждения свойственны недостаточно социализированным, плохо адаптированным людям, особенно в подростковом и юношеском возрасте. При хорошей социальной адаптации такие рассуждения не актуализируются, поскольку социальная действительность воспринимается как вполне понятная, а моральные нормы — как самоочевидные. О низкой конформности, обычно сочетающейся с недостаточной социализированностью и с трудностями общения, говорит и чрезвычайная оригинальность животного.
Нелю привели на консультацию с жалобой на то, что она очень сильно волнуется перед любой ответственной работой. Пытается все, что она делает, доводить до совершенства (перфекционизм) и из-за этого обычно не успевает закончить работу. По словам родителей, у девочки нет подруг. Папарас-сказал, что на его вопрос, почему она ни с кем не дружит, Неля ответила ему: «Боюсь, что меня оставят» (раньше у нее было три подруги, с которыми ей пришлось расстаться из-за переезда семьи). Данные психологического обследования показали, что основной причиной трудностей является специфический склад личности Нели: шизоидная акцентуация (врамках психологической нормы) в сочетании с высоким уровнем тревожности. Нарушения общения и социальной адаптации — обычное следствие шизоидной акцентуации. Девочке рекомендована психотерапия Ее высокий интеллектуальный уровень и склонность к самоанализу делают весьма перспективным применение методов когнитивной терапии.
Файл: Венгер А.Л. — Психологические рисуночные тесты.
pdf — Страницы №№51-55говорят (в отдельных случаях большие уши рисуют также-люди, страдающие снижением слуха или слуховыми
галлюцинациями).
Юра был приведен на консультацию с жалобами на грубые поведенческие нарушения. По мнению учителя, он не способен к
фронтальным занятиям (хотя до прошлого года учился нормально). В последние два месяца у него появились
многочисленные жалобы на боли в разных участках тела, причем медицинские исследования не выявили какойлибо
соматической (физической) патологии. Появился также страх смерти. Мать передает слова Юры: «Я себе представляю, как
мой гроб внесут в класс».
По совокупности данных психологического обследования можно предположить наличие психического заболевания. Врач-
психиатр подтвердил это подозрение. У Юры было диагностировано психическое заболевание, и он был направлен на
лечение в детскую психиатрическую больницу.
Искажения формы изображения типичны также при органических поражениях
мозга, однако в этом случае они, как правило, не настолько грубы, как в Юрином рисунке (не производят впечатления
выраженной неадекватности). Общее впечатление, производимое рисунками детей с органическими поражениями мозга,
можно сформулировать как «не получилась правильная форма». При психическом же заболевании обычно создается
впечатление, что человек целенаправленно рисовал искаженную форму. Разумеется, подобная оценка очень субъективна,
поэтому во всех случаях сильного искажения формы тела и черт лица рекомендуется подробное дополнительное
обследование.
Неадекватность форм особенно ярко проявилась в рисунке Ивана, изобразившего человека с одним большим глазом
посередине лба и с руками в виде крыльев (рис. 65). Кроме того, в рисунке нарочито представлены разнообразные
«запрещенные» темы: изображены женская грудь и мужские гениталии, причем изображенный персонаж писает. Это должно
в первую очередь интерпретироваться как проявление грубых (вероятно, патологических) антисоциальных тенденций.
Помимо грубого искажения форм, для психических заболеваний типичен также распад формы, ее нечеткость и
неопределенность (рис. 66). На рисунке руки человека изображены штрихами, практически неотличимыми от штрихов,
изображающих одежду. Ноги бесформенны. Эти части рисунка резко контрастируют с четко вырисованным профилем.
Подобные расхождения типичны для относительно давно начавшегося заболевания, когда некоторые из освоенных
графических шаблонов уже успели распасться (в данном случае шаблоны изображения конечностей), другие же, более
устойчивые (лицо), еще остались сохранными.
При психических заболеваниях часто проявляется редукция значимых частей
изображения, например, в рисунке Давида – головы (рис. 67). Некоторые части рисунка густо зачернены. Нажим настолько
силен, что в отдельных местах прорвана бумага. Это свидетельствует об особо высоком уровне напряженности. В сочетании
с отмеченным почти полным отсутствием важнейшей части изображения это позволяет предположить, что мальчик находится
в состоянии психотического возбуждения.
По словам родителей, серьезные проблемы впервые ярко проявились у Давида около года назад. У него начались
постоянные конфликты в школе. Мальчик объяснял их тем, что к нему недоброжелательно относятся одноклассники и
учителя. Родители разделяли это мнение. Давида перевели в другую школу, но там тоже сразу же начались конфликты.
Приблизительно за полгода до обращения к психологу мальчик перестал посещать школу.
В период обследования Давид постоянно сидел дома, не учился. Из дома практически не выходил. Часто ссорился с
родителями, обвинял их в недоброжелательном отношении к себе. Идти к психологу не хотел, утверждая, что он не болен,
хотя родители мотивировали необходимость визита не его болезнью, а желанием наладить внутрисемейные отношения. В
конечном итоге согласился на визит под жестким давлением родителей.
Вряд ли возможно провести сколько-нибудь последовательную классификацию несуществующих животных. Однако есть
несколько широко распространенных вариантов выполнения теста, с которыми полезно познакомиться. Наиболее
примитивный вариант – это изображение реально существующего животного, сопровождаемое описанием естественного для
него образа жизни. Так, двенадцатилетняя Лилиана Т. в качестве несуществующего животного изобразила крокодила (рис.
68). Рисунок имеет следующее описание: «Крокодил – водоплавающее животное, может передвигаться как на суше, так и в
воде. Питается исключительно мясом. Хватает свою добычу и тащит ее под воду. Тело будет лежать там до тех пор, пока не
начнет разлагаться, а после съест его. Поедает людей. В основном ест тех людей, которые очень его боятся и бегают от
него».
Такой способ выполнения задания противоречит инструкции, поэтому проверяющий попросил Лилиану придумать еще одно
животное, причем было подчеркнуто требование, чтобы это было животное, которого на самом деле не существует. Немного
подумав, Лилиана нарисовала кобру. Выяснилось, что выполнить инструкцию она неспособна.
Изображение реально существующего животного вместо воображаемого нормально для дошкольного возраста, хотя при
хорошем уровне развития даже дошкольник способен хотя бы дать своему животному нестандартное название. В более
старшем возрасте это свидетельство особо низкого уровня развития воображения. Подобное выполнение задания нередко
встречается при умственной отсталости или при нарушениях обучаемости (задержке психического развития).
В отдельных случаях причиной отхода от инструкции служит не столько отставание в когнитивной сфере, сколько очень
высокая тревожность. Тревожному человеку трудно выполнять неопределенные задания. Не понимая, каковы критерии
оценки такого задания, он заранее ожидает заведомо отрицательную оценку, что может полностью блокировать
содержательную деятельность. Изображение существующего животного в некотором смысле безопаснее придумывания чего-
то нового. Поэтому тревожный человек упрощает себе выполнение задания, фактически подменяя поставленную перед ним
непривычную задачу более знакомой.
У Лилианы одновременно проявляется действие обеих причин, блокирующих воображение. Во-первых, судя по данным
когнитивных тестов, у нее наблюдается нарушение обучаемости. Во-вторых, повышен уровень тревожности. Об этом
свидетельствует как штриховка рисунка, так и тема страхов, доминирующая в описании образа жизни животного.
Несколько более высокий уровень выполнения задания, однако тоже с
нарушением инструкции – это изображение вымершего животного, например, динозавра, или живот ного, существующего не
в природе , а в культуре: Пегаса, дракона, кентавра, русалки. Так, одиннадцатилетний Сеня В. нарисовал трехголового змея,
образ жизни которого вполне соответствует сказочному змею-горынычу (рис. 69).
Такое выполнение задания нормально для детей до 8–9 лет. Позднее
оно свидетельствует о бедном воображении и низком общекультурном уровне (часто при педагогической запущенности) или
о нарушении обучаемости (задержке психического развития). В данном случае диагностировано нарушение обучаемости.
Наиболее распространенный способ выполнения задания – это изображение животного, не совпадающего ни с одним из
реально существующих, но построенного по стандартной модели: горизонтально расположенное тело, голова с глазами и
ртом, конечности (ноги, щупальца, руки, крылья). Возможны дополнительные детали – уши, нос, шея, плавники, хобот и
прочие части тела обычных животных. Среди подобных животных выделяются два типа: составной и целостный.
Составное животное строится из частей разных реальных животных. Так построены, в частности, крылатая рыба (см. рис. 76)
и животное, составленное из человека, собаки, лошади и кошки (см. рис. 71). Названия таких животных обычно более или
менее полно отражают их строение. В частности, животное, в котором есть элементы человека и собаки, названо «челса»
(человек + собака).
83).
Этот тип образа характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче. Чем меньше созданное
животное похоже на что-то реально существующее (в природе или в культуре), тем выше оценивается уровень воображения.
Особую группу составляют человекообразные животные.
Туловище у них располагается вертикально, внизу – ноги, сверху – голова, с боков – руки (вместо рук или ног могут быть
крылья или щупальца). Возможно увеличение числа рук или ног, включение дополнительных органов. Человекообразное
животное может быть названо роботом или киборгом (см. рис. 75), может напоминать черта (см. рис. 113), может быть
объявлено инопланетянином и пр. Изображение таких животных характерно для высокой потребности в общении. В
частности, оно особо типично для подросткового возраста, когда потребность в общении наиболее высока.
Значительно реже встречаются изображения несуществующих животных, по сути представляющих собой механические
конструкции или включающие в свой состав отдельные механические части. Примерами могут быть марсианин (см. рис. 86) и
странное животное, которое служит домом для людей (см. рис. 87). Подобные изображения характерны для неконформных
людей со своеобразным мышлением и нестандартным подходом к миру и к жизни, с низким уровнем социализирован-ности.
Часто это люди с шизоидной акцентуацией, с трудностями в сфере общения.
И, наконец, у некоторых людей встречаются животные, построенные по оригинальной модели, не соответствующей ни
животному, ни человеку, ни техническим конструкциям. Эти модели могут быть весьма сложными и замысловатыми:
многоголовка (см. рис. 84), аура (см. рис. 73), а могут быть предельно простыми (см. рис. 80). Этот способ говорит о
творческом складе личности. Он возможен как при преимущественно рационалистическом, так и при преимущественно
художественном подходе к действительности, если только у человека есть реальные творческие возможности. У детей
младше 9 – 10 лет такой способ построения образа встречается довольно редко. При творческом подходе к задаче уровень
воображения оценивается по степени естественности получившегося существа и, в частности, по степени соответствия между
его внешним видом и описанием образа жизни.
Наиболее нестандартные животные, снабженные необычными органами или же вообще лишенные органов, часто
встречаются у людей с шизоидной акцентуацией.
Если изображение слишком вычурное, то обычно это свидетельствует не столько о творчестве и оригинальности, сколько о
стремлении продемонстрировать окружающим свою непохожесть на других, т. е. об оригинальничанье.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕПРЕССИЯ, СНИЖЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ
В рисунке несуществующего животного, как и в других рисуночных тестах (в частности, в рисунке человека), депрессивные
тенденции часто проявляются в уменьшении размеров изображения, иногда – в его размещении в углу листа. Кроме того,
они обычно выразительно отражаются в рассказе об образе жизни животного. В этом отношении чрезвычайно показательны
материалы обследования восьмилетней Юли Ш. (рис. 70).
Юля изобразила маленькое животное, отделенное от окружающего мира стенами пещеры. Внутри она написала слово
«пещера», чтобы всем было понятно, что именно изображено. На вопрос о том, что это за животное, Юля ответила: «Драче-
ша. Это такая змея, у которой туловище, как у змеи, а ноги человечьи». Далее состоялся следующий диалог: — Как драчеша
живет? — Грустно. — Почему? — Потому что у нее мама с папой пропали. — Как пропали? — Они сказали, что пойдут к другу и
час там пробудут, и не сказали, к какому другу. А драчеша уже всех друзей обошла и не нашла их. — А давно они ушли? —
Нет, месяц тому назад. — Что она сейчас делает? — Греется на солнышке. — А друзья у нее есть или нет? — Есть подружка одна,
девочка. И она ее не кусает, потому что ей грустно, потому что у нее мама с папой пропали.
На вопрос о том, какие три ее желания драчеша попросила бы исполнить, Юля ответила: «Чтобы вернулись мама с папой».
Придумать остальные два желания она не смогла.
В рассказе, как и в самом рисунке, проявляется депрессивный фон настроения («живет грустно»). Ярко выражены
недостаток общения с родителями, чувство одиночества (в рисунке оно проявилось в том, что животное замкнуто в пещере),
потребность в эмоциональном тепле («драчеша… греется на солнышке»).
Юлины родители обратились за психологической консультацией в связи с тем, что девочка очень замкнута, не имеет подруг,
не общается ни с кем в школе. По маминым словам, в детском саду Юля нормально общалась с детьми, была застенчивой, но
не замкнутой. Родители предполагали, что причиной трудностей стало поступление в школу (на момент обследования
девочка училась во втором классе). Однако психологическое обследование, включавшее наряду с рисуночными тестами ряд
других методик, показало, что основной первоначальной причиной в большей мере явилось уменьшение общения с мамой,
которая раньше не работала, а примерно одновременно с Юлиным поступлением в школу начала работать ( сами родители
не придавали этому достаточного значения). Таким образом, адаптация к школе проходила у девочки в неблагоприятных
условиях, при снижении контактов с родителями. Результатом стало депрессивное состояние и, как следствие, –
пассивность, уход от общения со сверстниками. Родителям были даны рекомендации, направленные, прежде всего, на
интенсификацию их общения с Юлей. Катамнестические данные, полученные через полгода, подтвердили положительное
влияние перестройки семейных взаимоотношений на психологическое состояние девочки и на ее контакты со сверстниками.
Вместе с тем, трудности в общении, хотя и уменьшились, но не исчезли окончательно.
ТРЕВОГА, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ
При повышенном уровне тревоги общие особенности рисунка несуществующего животного такие же, как и рисунка человека.
Это множественные линии, стирание и исправление линий, специфическая штриховая линия, штриховка рисунка,
увеличение его размера. Однако в методике «Несуществующее животное» рисунок можно считать увеличенным, только если
он занимает весь лист (рис. 71). Помимо увеличенного размера, в рисунке Ильи также ярко выражены множественные линии
и исправления.
Название этого животного – челса – представляет собой сокращение от слов «человек» и «собака», хотя при его
конструировании использовались и части других животных. Как объяснил Илья, челса – это смесь человека, собаки, лошади
и кошки. В рассказе об образе жизни животного он сообщил, что это «мутация, которой очень тяжело жить. Очень тяжело
выживать в окружении обычных людей и животных». На вопрос о том, чем это животное занимается, Илья ответил:
«Пытается утишить (т.е. примирить друг с другом) своих соседей на спине». В качестве питания были названы зелень,
фрукты и овощи, в качестве места жизни – Гренландия.
Друзей у челсы нет, а враги есть, «потому что это животное необычное, его нигде не видели, так что другие животные,
которые живут на этом острове, его боятся». Три желания челсы: «первое – чтобы его не боялись, второе – чтобы спустить
соседей со спины, а третье – быть чем-то обычным».
Описание жалоб, с которыми Илья был приведен на консультацию, и выводов, сделанных на основе рисунка человека,
приведено в предыдущей главе (см. анализ рис. 60). Основные выводы полностью подтверждаются рисунком
несуществующего животного. В рассказе об образе его жизни содержатся темы, типичные для людей с нарушениями
общения: удаленное и безлюдное место жизни (Гренландия), отсутствие друзей. Из других мест жизни, часто выбираемых
для своих животных людьми с нарушениями общения, можно назвать такие как «в пещере», «под землей», «вголых скалах»,
«на Луне», «на другой планете», «в космосе». Указание на то, что окружающие боятся этого животного часто встречается у
тревожных людей, опасающихся общения. В результате действия механизма проекции собственный страх приписывается
окружающим.
Важным показателем является то, как исследуемый определяет основное занятие животного: попытки «утишить (т.е.
примирить) своих соседей на спине», а также желание «спустить соседей со спины». Изображение животного с несколькими
головами, которые ссорятся между собой, характерно для людей, переживающих острый внутренний конфликт. Можно
полагать, что в данном случае одним из центральных источников конфликта служит противоречие между стремлением к
общению и боязнью общения.
Подчеркивание необычности животного, его непохожести на остальных и особенно желание стать обычным типичны для
людей, считающих себя не такими, как окружающие, «неправильными», не такими, какими следует быть. Это ощущение
часто встречается при высокой тревожности, в невротическом состоянии, при выраженных нарушениях общения.
Антропоморфизм | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Антропоморфизм — это приписывание человеческих характеристик или поведения нечеловеческим существам, включая животных. Некоторые люди более склонны к антропоморфизации, чем другие, но это распространенный способ восприятия и взаимодействия с миром.
Содержимое
- Что такое антропоморфизм?
- Почему мы антропоморфизируемся
Что такое антропоморфизм?
Антропоморфизм, при котором кто-то «видит» человекоподобные атрибуты в не-человеке, часто ассоциируется со связями между людьми и их любимыми домашними животными или имуществом или с тем, как они интерпретируют поведение животных. Люди также могут антропоморфизироваться, воображая, что невидимые существа (например, боги) обладают человеческими чертами.
Представление о наличии человеческих качеств у других сущностей может ввести в заблуждение, если такие качества отсутствуют. Но антропоморфизм не всегда может быть совершенно неосновательным. В то время как домашний камень никогда не рад видеть своего владельца, некоторые животные могут на самом деле испытывать что-то вроде эмоциональных состояний, которые воспринимают в них люди.
Каковы некоторые примеры антропоморфизма?
Когда ребенок серьезно разговаривает с собакой или плюшевым мишкой и ожидает, что его поймут, он антропоморфизируется, воображая, что компаньон обладает человеческими способностями восприятия. Но антропоморфизм также может быть более тонким, например, когда владелец домашнего животного делает вывод о преднамеренном человеческом мотиве после того, как домашнее животное делает что-то утешительное или разочаровывающее.
Что люди очеловечивают, кроме животных?
Люди относятся к целому ряду вещей так, как будто они обладают явно человеческими качествами. Антропоморфные персонажи являются основным продуктом мифов, фильмов и книг, от конкурирующих ветра и солнца в одной из басен Эзопа до поющей посуды в Красавица и Чудовище
Кто видит человеческие качества в не-людях?
Антропоморфизм считается широко распространенной тенденцией, при которой некоторые люди более склонны приписывать человеческие качества не-людям, чем другие. Дети с готовностью антропоморфизируются, например, когда они приписывают своим игрушкам черты или эмоции, и многие люди продолжают заниматься другими видами антропоморфного магического мышления, когда вырастают.
Почему мы антропоморфизируемся
Приписывание человеческих намерений нечеловеческим животным, духам, роботам или другим существам, реальным или воображаемым, — это один из способов, с помощью которого люди могут осмыслить поведение и события, с которыми они сталкиваются.
Может ли наблюдение за домашними животными с человеческой точки зрения быть полезным?
Некоторые ученые предполагают, что восприятие домашних животных или предметов как людей может помочь удовлетворить социальную потребность. Некоторые исследования показывают, что люди, которые более одиноки или склонны испытывать большее беспокойство или чувствительность к социальным отношениям, несколько более склонны приписывать определенные человеческие черты (например, эмоции) своим питомцам.
Может ли антропоморфизм вызывать недоразумения?
Почему мы везде видим лица?
Многие люди видят человеческие черты, такие как лица, в самых разных объектах — от поверхности Луны до облачных образований и необычного на вид куска пищи. Эта тенденция называется парейдолией .
Люди, которые разговаривают со своими питомцами, умнее?
Основные материалы для чтения
Последние сообщения
Анализ конфигурации из семи шагов — VIAME
Введение
SSCA (Семиэтапный анализ конфигурации) является психодиагностическим инструментом. На этом уровне SSCA требует большой практики и глубоких психологических знаний или опыта. Хотя специфические методы, приемы, используемые в SSCA, а также целостный и систематический подход дают нам возможность работать с ценностями вне терапевтического сеттинга: преимущественно в качестве зрителя/исследователя или творца.
С этой целью в этом документе мы выделили те методы (конкретно на этапе интуитивного анализа), которые являются наиболее полезными и могут быть легко адаптированы, а те, которые требуют гораздо более глубоких предварительных знаний, обобщены для понимания.
Используя эти инструменты в качестве зрителя, у нас есть возможность получить более глубокое понимание через визуальную среду, которая необходима в наши дни: визуальная информация влияет на нашу жизнь так, как никогда раньше. Это может помочь повысить чувствительность зрителя к другим и оставаться в контакте со своей целевой группой и их реальностью, создавая при этом возможность открыть для себя их ценности.
Создатель может использовать эти методы для сознательного создания диалогов с помощью визуальной среды, возможно, разделяя ее значения. В нашей работе наиболее важным способом его использования является создание глубоко обоснованной и конкретной деятельности для отражения чьих-то собственных ценностей, которые на первый взгляд кажутся скрытыми.
Что такое ССКА?
Семиэтапный анализ конфигурации (SSCA) — это метод психологической интерпретации изобразительного выражения (например, проективных рисунков и картин) в подходе системного анализа. SSCA представляет собой схему психологической интерпретации, основанную на исследованиях экспертного мышления. Он был разработан в здании ESPD (Экспертная система проективного рисования) как когнитивная модель. Модель состоит из семи фаз, каждая из которых опирается на предыдущую и представляет собой последовательные отдельные шаги психологического понимания картинок или других проективных тестов. В SSCA есть две основные теоремы, полученные из модели ESPD: первая теорема SSCA состоит в том, что изображения анализируются только в контексте, т. е. они связаны с историей болезни, тестовым поведением, текущими условиями, собственной интерпретацией испытуемых, а также другими факторами. предметы на настоящем и предыдущем изображениях одного и того же субъекта; вторая теорема состоит в том, что интерпретируются только конфигурации. Конечным результатом SSCA является «суть» изображения, то есть краткое, но расширяемое изложение психологического значения изображения.
Семь фаз можно обобщить, как показано в подходе системного анализа.
- Контекстного анализа
- Анализ процесса
- Феноменологический анализ
- Интуитивный анализ
- Общий анализ
- Анализ предмета
- В поисках сущности
Метод SSCA в действии
Необходимые материалы
- Минимум 5 листов бумаги формата А4 на каждого участника (плюс более плотная бумага формата А4 для театра теней: участники должны вырезать свои рисунки и создать из них куклу)
- Средний графитовый карандаш для теста на каракули и моторной эмпатии
- Дополнительные слайды (прозрачные тонкие пластиковые листы) для кодоскопа
- Черные перманентные маркеры для предметных стекол
- Доска для рисования или что-нибудь для рисования
- Цветные мелки или цветные карандаши (набор из 10-12 цветов) / участник
- Шпажки (узкая деревянная или бамбуковая палочка) или тонкая соломка
- Скотч
- Ножницы
- Источник света (проектор или источник направленного света для театра теней)
- Холст (для театра теней)
Подготовка декораций
Подготовить «сцену» с учетом того, что холст должен быть достаточно большим для презентации (1,5м х 2м достаточно для работы 5 человек в одной команде).
Цель
Чтобы представить концепцию SSCA, изучите специальные инструменты на этапе интуитивного анализа, сосредоточив внимание на моторной эмпатии и кинестетической эмпатии.
На этом занятии мы познакомимся с деятельностью, разработанной на основе SSCA и других экспрессивных арт-терапевтических инструментов. (Другими словами: мы реконструировали арт-терапевтический инструмент и создали из него деятельность) Несуществующая активность животных может быть непосредственно реализована в работе с молодежью на этапе формирования группы или на более позднем этапе для решения различных тем, таких как: общение, личные потребности, личная сила, личная слабость, связь, самосознание, семья, личные связи, ценности, скрытый талант, скрытые навыки.
Краткое введение
Предыстория – презентация
Мы, люди, предпочитаем способы самовыражения, некоторые из нас предпочитают язык, некоторые из нас предпочитают больше выражения тела или действия, а некоторые из нас предпочитают другие творческие способы, например живопись, рисунок, лепка и так далее. Работа с молодежью необходима для понимания этих различий и силы, которую они заключают: поиск правильного «языка» может открыть новые горизонты в этих отношениях. 901:50 Сегодня мы наводнены визуальными средствами, и наше общение (которое радикально изменилось за последние сто лет, а во-вторых, даже за последние десять лет) стало более визуальным, чем когда-либо прежде в истории человечества. Просто спросите себя: я сделал и отправил или поделился фотографией сегодня? Может быть, я отправил просто смайлик?
Основное внимание мы уделяем визуальным средствам и особенно фотографии, потому что это становится языком, на котором мы говорим во всем мире. Но понимаем ли мы это? Действительно ли мы понимаем его проблемы, которые влияют на нашу повседневную жизнь? (подумайте о фейковых новостях, фальшивых видео, мемах или рекламе как о визуальном загрязнении окружающей среды и т. д.) SSCA и его расширения в отношении фотографии могут дать нам прочную основу для понимания скрытых сообщений в этих сферах. То, что мы считаем еще более важным: более глубокое понимание визуальных эффектов в сочетании с силой воображения и творчества может стать активным инструментом для общения, взаимодействия и передачи ценностей через этот специальный «канал».
Писать
литерная личная работа
Необходимые материалы: 16 листов обычной белой бумаги формата А6 (сложите лист формата А4 пополам, а затем еще раз пополам) и мягкий карандаш.
Инструкции по модифицированному тесту Grätz Scribble Test
Пожалуйста, используйте эти точные слова, когда вы давали инструкции: «Я скажу несколько слов. Пожалуйста, изобразите впечатление или внутреннее движение, которое вы испытываете в ответ на слова, используя спонтанные линии или формы, которые не изображают предметы. Вы можете использовать одну свернутую ячейку для каждого слова. Когда вы это сделаете, слабо напишите слово на обратной стороне бумаги так, чтобы оно не было видно через ”
Медленно следуя ритму участников, один за другим произнесите эти слова
1. гнев 2. страх 3. ненависть 4. прощение 5. влечение 6. ревность 7. желание 8. отчаяние | 9. сопротивление 10. безопасность 11. агрессия – нападение 12. одиночество 13. ценность* 14. танец 15. отец 16. мать |
*Это модифицированная версия оригинального теста: вы можете задать в 13-й позиции конфликтное слово, которое изначально должно быть связано с внутренними конфликтами пациента. Поскольку это не терапевтическая сессия, мы рекомендуем выбрать слово в этой позиции самостоятельно (в качестве 13-го слова для каракулей, в данном примере «ценность») или позволить участникам свободно выбрать слово в качестве последнего слова. (16 -я -я позиция)
ПОДСКАЗКА: В этом методе участник изображает в общей сложности 16 слов-стимулов на четырех листах бумаги формата А4 не фигурально, каракулями. Листы складываются вчетверо, в результате чего на каждом листе получается четыре прямоугольника; субъект использует их для рисования. Как избежать основных ловушек? Если участник не понимает задание или не понимает, как писать каракули, покажите им несколько примеров того, что означает нефигуративное каракули. Например, нарисуйте следующее: «вата» (круглые световые каракули) или «стекло» (четкие, заостренные линии). перерисовать его, но только без фигуративного каракуля. Начать с гнева — хорошее введение в этот метод каракулей, поскольку он легко вызывает очень динамичные двигательные импульсы, что дает первоначальное ощущение успеха.
Анализ теста каракулей Граца
управляемая персональная работа
1: Скрытое значение сходства движений
Прежде всего, разложите все каракули лицевой стороной вверх на столе или на полу в случайном порядке (убедитесь, что для этого достаточно места) . Мы просим клиента сгруппировать каракули по сходству моделей движений. Например, поместите круглые каракули в одну группу, прямые и четкие линии в другую группу, геометрические формы в отдельную группу и т. д. Не смотри на то, что на обратной стороне бумаги! Ищите только феноменологическое сходство (например, линейное давление, шаблоны движения, формы). Когда все будет готово, вы перейдете к главному. Переверните листы бумаги и посмотрите, какие слова были расположены рядом друг с другом. Почему мы ищем сходства? Что это значит, если мы найдем его? Вещи, которые мы изображаем сходным образом, мы мыслим сходным образом. Поэтому их представление содержит взаимные компоненты. Важно: никогда не предлагайте собственное объяснение сходства. Спросите участников в недирективной форме: «Как вы думаете, почему эти каракули похожи друг на друга?» Если вы выполнили метод правильно, это приведет к положительному распознаванию субъектом компонентов бессознательного, выходящих на поверхность (например, каракули отца, гнева, агрессии, ревности и ненависти могут быть сгруппированы вместе).
2: Анатомия линий с использованием моторной эмпатии
Теперь мы ищем ответ на то, что каракули говорят об индивидуальном опыте выражения. Зарисовки Грэтца показывают, с чем у субъекта проблема, насколько серьезен конфликт и как с ним борются.
Например, с какой интенсивностью, с каким нажимом, до какой степени пространственной протяженности была сделана каракуля? Насколько это контролировалось? По мере того, как увеличивается энергетическая составляющая каракули, концентрируется и психологическая энергия. По мере того, как линии становятся все более и более контролируемыми (например, они становятся маленькими, сделаны умеренными, сдержанными движениями), субъект все больше контролирует (или подавляет) эмоцию.
Интуитивный анализ и моторная эмпатия
презентация и управляемая личная работа
Scribbles, возможно, самый простой способ получить представление о бессознательном. Каракули везде: на боку блокнота, на скамейках, на брусчатке детских площадок, на стенах и в общественных туалетах. Психологическая интерпретация каракулей (каракулей) — прекрасное поле для изучения бытовой психопатологии. Вы можете использовать разные методы, но теперь мы используем метод моторной эмпатии SSCA для понимания каракулей.
- Возьмите спонтанный набросок и положите его перед собой. Попробуйте представить, какие движения использовались для его создания, например, где оно началось, где закончилось.
- Возьмите чистый лист бумаги такого же размера и ручку/карандаш.
- Попробуйте скопировать, воспроизвести каракули точно так, как их создал клиент. Используйте ту же скорость, давление, импульс или резкие движения и т. д.
- Во время рисования фокусируйтесь внутри себя! Основываясь на том, как вы переживаете движение, попытайтесь определить, какие чувства и впечатления вызывают у вас настроение, душевное состояние и личность клиента! Старайтесь избегать вашей личной проекции и сосредоточьтесь на самом процессе рисования.
- Опишите свои идеи устно или запишите их как можно точнее.
Расширенное упражнение: Нарисуйте полную противоположность изображению! Менять не содержание изображения, а только стиль и манеру процесса создания рисунка (например, размер, качество линий, спонтанность или жесткость, темп психомоторики, осторожность и поспешность). Моторная эмпатия является одним из основных методов анализа в методе SSCA. В терминах современной когнитивной психологии: это ментализация (теория разума, рефлексивное самосознание), которая позволяет исследователю узнавать определенные характеристики клиента, копируя его движения. Конечно, пока мы копируем картины, мы не обязаны производить точные копии с художественной точностью; картина может быть незаконченной или «испорченной», и нам не нужно воспроизводить каждую мельчайшую деталь оригинала. Для воспроизведения картинок достаточно средних навыков рисования. Случайные неровности также не должны вводить нас в заблуждение. Не будем забывать, что целью нашей работы является понимание выразительного поведения субъекта.