Роль мировоззрения в деятельности человека: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

Содержание

Мировоззрение и его место в духовном мире человека | План-конспект урока по истории (11 класс) на тему:

ТЕМА: Мировоззрение и его место в духовном мире человека.

Цель урока:

  • Формирование представлений о сущности и типах мировоззрения, роли мировоззрения и менталитета в жизни человека.

Задачи урока:

  • Применение на занятии технологии критического мышления способствует развитию способности анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и  к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам;
  • Создать условия для развития у студентов умений формулировать понятия, проблемы, предлагать пути их решения;
  • Продолжить развитие умений общения в познавательном поиске – выслушивать оппонентов, четко излагать свою мысль, правильно строить речевые фразы, аргументировать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме;
  • Актуализировать личностный смысл студентов к изучению темы, расширить кругозор.

План урока:

              1. Мировоззрение: сущность и типы.

              2. Убеждение и вера, их место в мировоззрении.

              3. Значение мировоззрения для деятельности человека.

               4. Что такое менталитет?

Оформление доски: тема и  цель занятия, на каждом этапе занятия свои иллюстрации.

Опережающее задание: домашнее задание: дать определение термину «менталитет» и привести пример менталитета любого народа.

Основные понятия: мировоззрение, менталитет, убеждение, вера.

Оборудование: учебник: Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Иванова Л.Ф. и др. Человек и общество. Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений, §15; раздаточный материал, иллюстрации.

Организация занятия

I. Приветствие преподавателя, объяснение темы и цели занятия, студенты записывает в т тетрадь тему и план занятия.

II. Изучение нового материала.

        1. Вводное слово преподавателя. Связь с предыдущей темой. Методический прием критического мышления «корзина знаний». Использование иллюстраций.

                Запись в тетрадях:        

Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

                                        

                

                отношение к миру                                        совокупность взглядов

                Далее беседа преподавателя и студентов. 1) Какие схожие понятия с мировоззрением вам известны? (миропонимание, мировосприятие, мироощущение и т.д.)

Запись в тетрадях:        

Особенности мировоззрения:

  1. оно представляет собой взгляды человека на мир в целом, а не на отдельную сторону мира.
  2. оно представляет собой отношения человека к окружающему миру: испытывает ли человек страх по отношению к окружающему или живет в гармонии с ним.  Мировоззрение зависит от того, удовлетворяет окружающий мир человека или нет.

Беседа со студентами:  

Что влияет на мировоззрение?

        (Беседа и обсуждение по картинкам: историческая эпоха, язык, культура, история народа, материальное положение, страна, религия, образование).

Запись в тетрадях:        

Типы мировоззрения:

  • Обыденное – возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности.
  • Религиозное – основой являются религиозные учения, содержащиеся в текстах священных книг.
  • Научное – опирается на достижения науки и включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания.

(преподаватель и студенты  приводят примеры каждого типа мировоззрения для формирования ассоциативного образа нового материала у студентов)

Задание группе:

  1. Объясните положительные и отрицательные стороны этих видов мировоззрения, можно использовать учебник § 15, стр. 116-117.
  2. Подумайте, какое мировоззрение у каждого из вас?
  3. Можно ли с уверенностью сказать, что существует четкое конкретное разделение на представленные типы мировоззрения? Если нет, то почему?

Задание группе:  таким образом, мы рассмотрели первый вопрос нашего плана, и давайте еще раз повторим:

1) что называют мировоззрением?

                                 2) какие типы мировоззрения вы знаете?

Мировоззрение всегда связано с убеждением. Поэтому логично после характеристики сущности мировоззрения рассмотреть категории «убеждение» и «вера».

2.  На доске представлены картинки: убеждение, вера.

Задание группе:  (самостоятельная работа в тетради).

Далее вы работаете самостоятельно с учебником и ваша задача дать определение понятиям вера и убеждение

  1. Используя учебник § 15, стр.118-119, дать определение понятиям вера и убеждение.
  2. Как соотносятся эти два понятия?
  3. Сравните убеждения, основанные на знании и убеждения, основанные на вере.

Беседа со студентами по указанным вопросам.  

        

3.  Роль мировоззрения в деятельности человека студенты формулируют самостоятельно, опираясь на материал учебника помощью учебника.

Задание группе:

  1. Самостоятельно выпишите значение мировоззрения в деятельности человека используя учебник § 15, стр.119-120.

Далее совместное обсуждение студентов и преподавателей значения мировоззрения для деятельности человека.

4. На этом этапе занятия идет проверка домашнего задания и совместное обсуждение. Те, кто не выполнил Д/З, могут записать определение на занятии.

Задание группе:

        Давайте еще раз повторим: 1)  что такое менталитет?

III. Закрепление пройденного материала.

1.Беседа с группой по следующим вопросам:

      1. Что такое мировоззрение?

      2. В чем проявляются взаимосвязь и взаимовлияние мировоззрения и духовной деятельности людей?

      3. Почему многообразны мировоззренческие установки человека, общества?

      4. Какие типы мировоззрения вам известны?

      5. Общее и различное в обыденном, религиозном и научном мировоззрении.

      6. Покажите взаимосвязь знаний, убеждений, веры.

      7. Значение мировоззрения для деятельности человека. Привлекая знания по другим школьным дисциплинам, аргументируйте свою точку зрения.

      8. Что такое менталитет? Опираясь на знания по истории и литературе, охарактеризуйте известные вам менталитеты (ментальности), их изменения.

      9. Чем менталитет отличается от мировоззрения?

Задание группе:

2. Написать эссе на одну из предложенных тем:

1)  «Мировоззрение – ядро духовного богатства».

2) «Мировоззрение: единство с миром или противостояние ему?».

Затем преподаватель и студенты проверяет эссе: обсуждают проблемы и сложности, вызванные изучением данной темы.

IV. Домашнее задание:

Составить кроссворд по обществознанию  не мене пяти слов, взяв за основу слово мировоззрение.

V. Подведение итогов, оценка деятельности студентов на занятии.

Используемая литература

Учебная:

1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Иванова Л.Ф. и др. Человек и общество. Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – в 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.

2. Гринин Л.Е. Обществознание. — Волгоград,2000.

3. Курбатов В.И. Обществознание. — Ростов-на-Дону. Феникс, 2000.

4. Обществознание: Учеб. Пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы/ А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа, 2004.

5. Человек и общество: Дополнительные материалы к учебнику. 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений/ Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Е.И.Жильцова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. — М.: Дрофа, 1999.

6. Шапалов В.Н. основы современного обществознания в тезисах, таблицах, комментариях. Учебное пособие для преподавателей, старшеклассников, абитуриентов, учащихся средних специальных и высших учебных заведений. – Тюмень: ООО «Лаконика», ИЦ Александра Алалыкина, 2002.

7. Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся/ Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2007.

Методическая

1. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы: К учебнику А.Ю.Лазебниковой и др. «Обществознание: 10-11 классы». – М.: «Экзамен», 2005.

2. Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова: в 2 ч. – Ч. I, Ч. II/ авт.-сост. С.Н.Степанько. —  Волгоград: Учитель, 2008.

Мировоззрение — определение, его виды и формы

Обществознание

12.11.21

12 мин.

Мировоззрение – это ключевой аспект жизни каждого человека, имеющий очень многие функции. То, как мы смотрим на саму жизнь, на себя и окружающих нас граждан, на природу, космос, каких взглядов придерживаемся, и определяет в конечном итоге нашу личность.

Оглавление:

  • Что такое мировоззрение
  • Структура мировоззрения
  • Основные компоненты мировоззрения
  • Исторические типы мировоззрения
  • Современные типы
  • Роль мировоззрения в жизни человека

Человек без наличия определенного мировоззрения просто не может спокойно существовать – даже сам того не желая, он выстраивает определенную систему взглядов на окружающий мир, чтобы как то объяснить его для себя и примириться с ним.

Бывают различные виды и формы данного понятия (к примеру, реакционное мировоззрение). К примеру, у каждого из нас есть свое личное мировоззрение, но оно обычно является продуктом более глобальной системы, которая установилась на данный момент главенствующей над всей цивилизацией.

На то, как именно человек смотрит на окружающий мир, влияет масса факторов: религия, воспитание, культура и место обитания, и многое другое. Рассмотрим само определение термина и главные особенности его становления и развития.

Что такое мировоззрение

Под данным термином подразумевается система взглядов на все в этом мире: процессы, явления, события природного или искусственного характера, вопросы, касающиеся внутреннего состояния человека, его верований, культов, отношения ко всем окружающим предметам и живым существам, космосу, галактике и т. д.

Обществознание занимается изучением этого термина все время своего существования, начиная с древних философов и даже с первобытных племен.

Само это понятие впервые было введено гениальным немецким философом Эммануилом Кантом, свое влияние на него оказали такие авторитеты, как Гегель, Шеллинг и даже Ленин.

Словосочетание «мировоззрение» само по себе дает ключ к пониманию его сути – оно означает воззрение на мир во всей его полноте и во всех проявлениях. Примеры того, как у двух людей взгляды на жизнь могут совершенно отличаться, мы можем видеть каждый день. Также очевидно, что от этого в большой степени зависит и судьба каждого из нас.

Структура мировоззрения

Вполне понятно, что такое сложное явление не может не иметь определенной структуры.

Любая таблица по этому вопросу показывает нам, что мировоззрение подразумевает следующую совокупность связей:

  1. Обыденно-практический уровень. Сущность его состоит в том, как каждый человек смотрит на окружающий мир и все процессы, которые в нем происходят. Это уровень бытовой, мысли в котором навеяны увиденным и услышанным непосредственно человеком, украшенные его эмоциями и личными склонностями характера, типом психики и т.
    д.
  2. Рационально-теоретический уровень. Его особенности состоят в том, что здесь на первое место выходит не личный опыт, а мыслительный процесс и способность обобщать, извлекать мудрость из наблюдений, знаний, делать общие выводы и систематизировать знания. Признаки такого уровня проявляются в том, что предлагаемые здесь теории подкрепляются опытом, экспериментами, здравым смыслом.

[advice]Стоит отметить:

в реальности указанные уровни гармонично переплетаются и порой разделить их очень непросто.[/advice]

Основные компоненты мировоззрения

Различные исследователи, в частности, профессор Радугин, выделяют такие компоненты мировоззрения:

  1. Познавательный — это «сборник» знаний, которые человек получает и при индивидуальной деятельности, обучении, и при постижении накопленных человечеством знаний.
  2. Ценностно-нормативный — здесь главную роль играют ценности, верования, нормы социума и т. д. Сущность этого компонента дополняют также представления о хорошем и плохом, добре и зле, счастье.
  3. Эмоционально-волевой. Сюда относятся все эмоции людей, их психические установки, реакции, личные предпочтения и верования.
  4. Практический — этот компонент регулирует способность человека в определенной ситуации действовать так, а не иначе. Пути формирования практического компонента зависят и от всех предыдущих элементов.

Деятельность людей неразрывно связана со всеми четырьмя компонентами, она черпает из них силу, но также и дополняет их новым опытом, знаниями и взглядами.

Исторические типы мировоззрения

С исторической точки зрения выделяют следующие типы. Высший исторический тип среди них выделить сложно, так как все направления имеют большое значение и ценность.

Религиозное мировоззрение

Здесь ключевую роль в мыслях человека занимает его представление о наличии Бога в каком бы то ни было виде. Мир выглядит дуальным, разделенным на материальное и духовное, есть боги, духи, демоны и т. д.

Все это дополняется определенными шаблонами поведения, мыслями, ритуалами, песнями, наличием святых писаний и догм. Составляет сущность взглядов многих людей и в наше время.

Мифологическое мировоззрение

Характерно для первобытных людей, в частности, древних греков. Здесь человек чувствует себя полноценной частью природы, о которой у него полностью фантастические представления.

Солнце, Луна, ветер, вода и все остальное – стихии богов и сверхсуществ, чувства доминируют над мыслью. Классификация богов и разных удивительных существ в мифологии удивит любого исследователя.

Философское мировоззрение

Философия – единственный и наиболее адекватный способ постигать мир вокруг.

Именно интеллектуальный поиск истины, незапятнанный никакими догмами и мифами, а также молитвами и представлениями о боге, является самым прямым путем к пониманию мира и всего, что в нем происходит.

Это системно-рационализированное знание, которое успешно дает ответы даже на очень сложные вопросы бытия.

Современные типы

С развитием цивилизации выработались и другие основные типы мировоззрения, которые сегодня стали доминирующими.

Научное мировоззрение

Миропонимание в научном ключе дало людям весь прогресс, технологии, комфортную и безопасную жизнь. Именно поэтому ученые являются наибольшими оптимистами и считают, что мир можно постепенно постигнуть с помощью изучения и экспериментов.

Здесь все зиждется на установленных фактах, теориях, конкретных результатах, не допускается серьезное восприятие недоказанных гипотез и выдумок.

Обыденное мировоззрение

Если говорить кратко, то это наиболее простой уровень взглядов, основанный на личном опыте, переживаниях, образовании и воспитании человека. Также здесь имеет большое влияние общественное окружение, коллективное мнение общества.

Такое мировоззрение может включать самые дикие предрассудки, суеверия и выдумки, но включает также и народную мудрость, некоторый здравый смысл и практический опыт поколений.

Гуманистическое мировоззрение

Основано на гуманизме – положительном взгляде на жизнь, при котором человек не должен наносить никому вреда, а должен пытаться делать только добро. Гуманизм относится не только к другим людям, но и к природе, животным и другим объектам.

Субъекты с гуманистическим мировоззрением традиционно исповедуют любовь, дружбу, верность, отрицают насилие. Характерная черта этого направления – неприятие зла почти в любых его формах, разве что очень скрытых.

Роль мировоззрения в жизни человека

Вся жизнь человека, какие бы типы личности мы не рассматривали, на 100% зависит именно от мировоззрения.

Если оно, скажем, религиозное, то активность и действие и гражданина будет заменяться молитвой и ожиданием чуда, рациональная составляющая будет подавлена.

Житейское мировоззрение складывается часто из всех типов этого понятия, которые были рассмотрены выше, так как порой даже самые талантливые ученые допускают мысли о Боге. В психологии доказано, что именно внутренний мир человека строит его жизнь, дает или отбирает успехи в той или иной деятельности, в общении с людьми и т. д.

Только рациональное, здравое восприятие окружающего мира и всего, что мы в нем видим, способно приносить человеку объективную пользу. Источники страданий людей, их огромных глупостей и потерь находятся в неправильно выбранном мировоззрении.

Роль искусства, окружения, уровня развития общества, образования очень высоки при формировании личности, поэтому порой гражданин, сам того не подозревая, оказывается заложником взглядов, которые ему чужды. С подобным положением вещей нужно бороться самообразованием и постоянным исканием истины.

Разговор о климате с теми, кто придерживается разных мировоззрений » Yale Climate Connections

Мы все живем на одной планете, но живем в разных мирах.

Некоторые фермеры могут понимать изменение климата как краткосрочное изменение погоды, в то время как другие воспринимают изменение характера осадков и температуры на протяжении десятилетий. Некоторые ученые, занимающиеся моделированием климата, рассматривают изменение климата как взаимосвязанные причинно-следственные связи. Другие понимают, что помимо компьютерных моделей культура также влияет на изменение климата. Тем не менее один момент кажется все более очевидным: эти различия возникают не просто из разных уровней знаний о климате, они возникают из разных мировоззрений.

Понимая, что люди с разным мировоззрением на самом деле создают разные мысленные образы того, как работает изменение климата и мир, коммуникаторы по вопросам изменения климата могут лучше формулировать свои сообщения. А активисты по борьбе с изменением климата, встречаясь с людьми «там, где они есть», могут лучше помочь им в разработке климатических решений.

Идея, что люди понимают разные миры, не нова. Когда психолог Жан Пиаже заметил, что младшие дети систематически совершают ошибки, которых не делали дети старшего возраста, он заподозрил, что по мере взросления дети на самом деле действуют на разных когнитивных уровнях. Пиаже, например, пришел к выводу, что до семилетнего возраста дети склонны полагать, что если они чувствуют голод, то и все остальные чувствуют голод. Однако после семилетнего возраста они понимают, что у других есть своя точка зрения. Благодаря таким наблюдениям Пиаже определил четыре стадии когнитивного развития. С тех пор другие исследователи нанесли на карту дополнительные этапы развития эмоций, морали, эго, сексуальности, духовности и многого другого.

Хотя большинство людей признают, что люди перестают расти физически в возрасте около 20 лет, они часто не осознают, что люди могут продолжать расти когнитивно, проходя через более поздние стадии, возможно, до конца своей жизни. Тогда у людей на разных этапах может быть разное, даже противоречивое, понимание изменения климата и мира.

ЭТАПЫ и мировоззрения

Университет Осло Ph.D. студентка Гейл Хочачка исследовала роль психологии развития в понимании изменения климата. В своей диссертации она применила Матрицу ЭТАПОВ развития эго, чтобы показать, что по мере взросления люди воспринимают реальность, в частности изменение климата, совершенно по-разному.

Она объединилась с психологом Терри О’Фаллон, которая разработала ЭТАПЫ на основе более ранних моделей когнитивного развития. Работа О’Фаллона определяет 12 стадий на трех уровнях, называемых конкретным, тонким и метапрограммным, каждый из которых состоит из нескольких стадий. Люди на более ранних стадиях мыслят конкретными терминами. На тонких стадиях они добавляют абстрактное мышление, а на более поздних стадиях люди могут думать о самом осознании. О’Фаллон — один из многих исследователей, изучавших это развитие мировоззрений, и ее этапы соотносятся с мировоззрениями, которые чаще называют традиционными, современными, постмодернистскими и интегральными (см. таблицу).

Краткое изложение четырех основных мировоззрений и их взглядов на изменение климата
Мировоззрение Факторы Как работает изменение климата Решения Возможные темы
Традиционный Перспектива : Второй человек (другой)
Предметы : Бетон
Мысль : Мелкие детали местного значения
Время : Настоящее и недавнее прошлое
Рассматривается как местная погода, вызывающая личные вещи («мой колодец пересох», «я не могу посадить бобы вовремя»), вызванная неконтролируемыми силами, такими как судьба или Бог Измените местное поведение, например, чтобы улучшить дренаж, чтобы усиление дождей не уничтожило урожай. Предпочитают то, что делает их жизнь лучше. Бог послал эти резкие изменения погоды, чтобы проверить нашу веру и ответственность в заботе и ответственном управлении Его славным творением.
Современный Перспектива : Третье лицо (объективное)
Объект : Конкретное и абстрактное
Мысль : Цепочки причин и следствий, логические, научные, абстрактные мысли
Время : Поколения прошлого и будущего
Результат взаимосвязанных причинно-следственных цепочек, таких как загрязнение, плохо применяемые технологии (ископаемое топливо, двигатели внутреннего сгорания, интенсивное сельское хозяйство), неумелая государственная политика и провалы рынка. Новые технологии (возобновляемые источники энергии, устойчивое лесное хозяйство, здания с сертификатом LEED) и способы работы на институциональном уровне (федеральные программы стимулирования, EPA) и на индивидуальном уровне (переподготовка). Предпочитайте количественные доказательства проблем и решений. Изменение климата является логическим следствием быстрого социально-технологического прогресса человечества после промышленной революции, и его можно решить с помощью технических инноваций, изобретательности и геоинженерии.
Постмодерн Перспектива : Четвертое лицо (раннее)
Объекты : Само осознание
Мысль : Системы, контекстно-зависимые, неиерархические модели далекое будущее, эволюционное время
Вызвано неуместным человеческие ценности (т. е. модернизм), приводящие к неверным решениям, основанным на месте, которые складываются в глобальные системные проблемы. Проблема также связана с экологической и социальной несправедливостью, которую необходимо устранить для справедливого решения. Пересмотреть отношения человечества к природе и изменить системы и способы мышления людей в сложной экономической, экологической и социальной системе; включает более ранние решения как часть интегрированного пакета. Предпочитайте качественные изменения сердца и самочувствия. Изменение климата, вызванное деятельностью человека, отражает дисбаланс между привилегированным меньшинством и остальным человечеством и природой, который рассматривается как спровоцированный капитализмом, жадностью, несправедливостью и пренебрежением к окружающей среде.
Интеграл Перспектива : Четвертое лицо (позднее)
Объекты : Собственное и чужое осознание
Мысли : Абстрактное плюс то, как мы создаем реальность через призму культуры и развития, размышляем о собственных проекциях
Время : Все время, бесконечность, безвременье
Изменение климата — это социальное изобретение, подпитываемое различными мировоззрениями. Он сочетает в себе биофизические, социальные, экономические и психологические элементы. Все предыдущие решения, а также помощь людям в развитии их сознания в поисках переломных моментов в глобальном осознании и участии. Предпочитают видеть, как развиваются новые и улучшенные процессы развития. Антропогенное изменение климата включает в себя физические измерения и выходит за их пределы, требуя коллективных действий человечества, культурной эволюции и духовного вознесения.

Хочачка применил STAGES к пониманию изменения климата в сельских общинах Сальвадора, используя технику, называемую фотоголосом. Для этого метода она попросила членов сообщества сделать фотографии, которые отвечали бы на следующие вопросы: «Что для меня изменение климата? Каковы последствия изменения климата для меня и моего сообщества? Как я адаптируюсь?»

Они выбрали свои самые значимые фотографии, а затем интерпретировали их в индивидуальных одночасовых записанных интервью. Затем группа провела упражнение по поиску закономерностей с фотографиями и сгруппировала их в 27 фотографий, которые лучше всего отражали общие ответы сообществ на вопросы.

Хотя ни одна линза мировоззрения не является более «правильной», чем любая другая, она формирует реальность смотрящего. (Фото предоставлено Джоном Колем)

В методологии STAGES обычно используется статистически надежный тест на завершение предложения. Интервьюер дает часть предложения, которое участник завершает. Исследователи оценивают ответы по трем критериям, которые указывают на стадию, которую лучше всего представляет ответ участника:

Сложность мысли . При традиционном мировоззрении (конкретном) люди мыслят обрывками идей, не образующих целостных систем. Вместо изменения климата люди замечают локальные изменения погоды, пересыхание колодца или горение лесов. При современном мировоззрении (конкретном и абстрактном) они визуализируют линейные причинно-следственные связи в системах. На этапе постмодерна их понимание изменения климата становится более контекстуальным, привязанным к месту, многопоколенческому и культурному. При интегральном мировоззрении мыслители понимают, что мы творим реальность своими мыслями.

Объем времени . Традиционалисты мыслят настоящим моментом и недавним прошлым. Модернисты думают о далеком прошлом и будущем. В более поздних постмодернистских и интегральных мировоззрениях люди думают о поколениях, понимают эволюционное время вплоть до Большого взрыва и даже само безвременье.

Осведомленность об объекте . Традиционалисты осведомлены о физических объектах, таких как дождь и шторм, в то время как модернистские мыслители могут рассматривать абстрактные идеи, такие как режимы дождя и дестабилизация полярного струйного течения. Позже постмодернисты и интегралисты осознают влияние культуры, мировоззрения и, в конечном итоге, самого сознания. По мере увеличения осведомленности об объектах люди «видят» больше изменений климата.

Вместе эти критерии определяют ответы человека в матрице ЭТАПЫ. Для проекта в Сальвадоре Хочачка использовал модифицированную версию методологии для анализа ответов без использования неполных предложений. Хочачка обнаружил, что даже в небольших, казалось бы, однородных городках в сельской местности Сальвадора ответы варьировались почти равномерно по первым трем мировоззрениям, описанным выше. Она размышляет о разнообразии или пластичности взглядов сообщества на изменение климата, которые она обнаружила: «Главный вывод из этого анализа заключается в том, что подход к развитию может помочь понять, почему существует такая пластичность значений в отношении изменения климата». Global Environmental Change опубликовала свои результаты в 2019 году.

Важность психологии развития для информирования об изменении климата

Исследователи часто применяют социальную психологию к изменению климата, в первую очередь для классификации связанных с этим убеждений и взглядов людей. Яркий пример: модель «Шесть Америк» Йельской программы по обмену информацией об изменении климата*, например, группирует американцев по шести различным уровням беспокойства. Помимо ответов на вопросы «что/как/почему» в представлениях людей об изменении климата, дополнительное исследование Йельской группы затрагивает самые разные вопросы, от когнитивной обработки, аффектов и эмоций до социальных норм, политической идентичности и идеологии, ценностей и мировоззрений, а также воздействия освещения в СМИ.

Фэллон говорит, что психология развития также может способствовать лучшему пониманию того, во что верят люди, того, как они создают смысл, и почему они делают это на разных уровнях. Ссылаясь на работу Хочачки со STAGES, в которой она провела инвентаризацию убеждений участников, О’Фаллон замечает: «Когда вы соберете точки зрения многих разных участников, которые проводят эту инвентаризацию, вы сможете начать видеть закономерности взглядов и мышления людей на каждом этапе. уровень развития. Это включает в себя множество людей на каждой стадии развития, что может указывать на «социальную психологию» (коллективные точки зрения на каждой стадии), которая управляет социальным поведением».

Понимание этих поэтапных убеждений может помочь специалистам по климатическим коммуникациям переводить различные сообщения в значения, соответствующие тому, как думают разные группы: это шаг вперед по сравнению с простым игнорированием своих убеждений, их редактированием, накладыванием одного вида знаний на другой или, что еще хуже, тем не менее, называя их климатически неграмотными.

«А что, если кто-то переведет их значение?» — спрашивает Хочачка в подкасте Daily Evolver, имея в виду процесс, посредством которого люди что-то понимают. «Как бы они встроили это в стратегию адаптации, — продолжает она, — но не из климатологии, а из своего собственного смысла?»

Для коммуникаторов и активистов по вопросам изменения климата, по словам Хочачка, смысл заключается в том, чтобы позволить людям создавать значение изменения климата через свое мировоззрение — то, что она называет «смыслообразующим суверенитетом», — а не навязывать значение из другого мировоззрения, например, когда ученые-климатологи попытаться «воспитать» традиционалистов с их научно-современной точки зрения, дает людям возможность проявить повышенный энтузиазм, участие и постоянную приверженность принятию конструктивных мер по борьбе с изменением климата.

Джон Коль, независимый писатель из Коста-Рики, является исполнительным директором некоммерческого консорциума PUP Global Heritage Consortium.

*Примечание редактора: Йельская программа по информированию об изменении климата является издателем Yale Climate Connections.

Что такое мировоззрение?: Часть 2

Эта статья является частью книги Что такое мировоззрение? ряд.

Важность мировоззрения-осведомленности

В своей вводной статье я представил понятие мировоззрения и роль, которую мировоззрение играет в нашей жизни. В этом посте я хочу выделить пять причин, по которым важно осознавать мировоззрение.

1. Мировоззрение служит необходимой основой и каркасом для наших мыслей и действий.

Вы когда-нибудь наблюдали за строительством дома? Вы наверняка заметили, что дом состоит из двух основных компонентов: фундамента и каркаса. Эти два компонента придают дому его базовую стабильность, форму и структуру. Аналогичный принцип применим и к вашей мыслительной жизни: ей нужны основополагающие предположения и структура руководящих принципов, чтобы придать вашему мышлению базовую устойчивость, форму и структуру. Например, вы не можете осмысленно рассуждать о своих переживаниях без каких-либо основных предпосылок о том, каковы ваши переживания, откуда они берутся и какие принципы разума вы можете применить к ним — даже если вы принимаете эти предпосылки как нечто само собой разумеющееся и сознательно не анализируете их. на них.

Как христиане мы призваны подчинить всю свою жизнь — включая наше мышление — Богу и Его открытому слову.

2. Наше мировоззрение оказывает наибольшее влияние на то, как мы интерпретируем наш опыт и реагируем на него.

Как получается, что люди, живущие в одном районе, с очень похожим опытом окружающего мира, могут прийти к таким радикально разным выводам о мире и о том, как нам следует в нем жить? Основная причина в том, что у этих людей разные мировоззрения .

Возьмем хотя бы один пример. Есть много людей, которые думают, что научные доказательства, подтверждающие дарвиновскую теорию эволюции, неопровержимы и бесспорны, так что любой, кто сомневается в этой теории, должен быть (если использовать памятные слова Ричарда Докинза) невежественным, глупым, сумасшедшим или злым. Однако столько же людей — я один из них — считают, что научное изучение органической жизни указывает совсем на другое, а именно на существование Разумного Творца, стоящего за миром природы. В чем причина этого резкого разногласия? Не потому ли, что у одной стороны есть доступ к массе доказательств, которых нет у другой? Не потому ли, что одна группа лучше знакома с научными данными, чем другая?

Нет, это не может быть причиной. Научные доказательства находятся в открытом доступе. Это доступно каждому для изучения и оценки. По обе стороны дебатов есть очень умные и хорошо информированные ученые. Объяснение острого несогласия лежит не в самих свидетельствах, а скорее в интерпретации свидетельств, и эта интерпретация определяется более всего мировоззрениями людей, интерпретирующих свидетельства (в частности, допускает ли их мировоззрение разумные сверхъестественные причины).

3. Христиане призваны мыслить

по-христиански .

Как христиане мы призваны подчинить всю свою жизнь — включая наше мышление — Богу и Его открытому слову (Мф. 22:37-38; Луки 11:28; Рим. 12:1-2; Нав. 1:8). Мы должны использовать свой разум отчетливо христианским образом, стремясь мыслить Божьими мыслями после него и интерпретировать наши переживания мира Божия в соответствии со словом Божьим (Иоанна 17:17; 2 Кор. 10:4-5; Кол. 2:6-8). Один важный способ, которым мы можем исполнить это призвание, — сознательно принять и развить библейское христианское мировоззрение, стремясь последовательно применять его ко всем аспектам нашей жизни.

4. Каждая религия отражает мировоззрение, и каждая светская идеология отражает мировоззрение.

Сегодня в мире представлено ошеломляющее количество религий (по большинству оценок исчисляется тысячами), и различия между ними могут быть очень разительными. Но у всех этих религий есть по крайней мере одна общая черта: каждая представляет особый взгляд на реальность — особый взгляд на вселенную и наше место в ней. Короче говоря, каждая религия отражает определенное мировоззрение .

Джеймс Н. Андерсон

В высшей степени творческий и интерактивный, этот апологетический ресурс помогает читателям определить и оценить 21 различное мировоззрение с помощью вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет», и простых для понимания описаний. Приложения содержат ответы на часто задаваемые вопросы и рекомендации для дальнейшего чтения.

И то, что верно для религий, верно и для светских (нерелигиозных) идеологий, таких как дарвинизм, марксизм, экзистенциализм и постмодернизм. У каждого из них есть свой особый взгляд на реальность: что является высшим, что хорошо, что мы за существа и как мы должны жить.

90–196 5. Один из самых плодотворных и эффективных способов взаимодействия с нехристианскими религиями и идеологиями — думать о них с точки зрения отражаемых ими мировоззрений.

Христиане не призваны жить в христианских гетто, общаясь и взаимодействуя только с братьями-христианами. Скорее, мы призваны взаимодействовать с людьми, которые не разделяют нашу отличительную веру, обычаи и фундаментальные обязательства. Но как мы можем сделать это плодотворно и эффективно?

Если каждый — будь то христианин или нехристианин, религиозный или нерелигиозный — имеет мировоззрение, которое служит основой и основой для всех его мыслей и действий, формируя его интерпретацию мира, имеет смысл взаимодействовать с их на этом базовом уровне . Если мы собираемся эффективно взаимодействовать как с отдельными неверующими, так и с нехристианскими системами верований, имеет смысл делать это с точки зрения лежащих в их основе мировоззрений.

Другие посты из серии

  • Что такое мировоззрение?: Часть 1
  • Что такое мировоззрение?: Часть 3
  • Что такое мировоззрение?: Часть 4
  • Что такое мировоззрение?: Часть 5

Джеймс Н. Андерсон (доктор философии, Эдинбургский университет) — профессор богословия и философии Карла У. МакМюррея в реформатской теологической семинарии в Шарлотте, Северная Каролина, и рукоположенный священник в младшей реформатской пресвитерианской церкви. Андерсон является членом Общества христианских философов, Британского общества философии религии и Евангелического философского общества.


Что такое мировоззрение?: Часть 1

Джеймс Н. Андерсон

22 января 2014 г.

Джеймс Н. Андерсон обсуждает, что такое мировоззрение.

Что такое мировоззрение?: Часть 4

Джеймс Н. Андерсон

31 января 2014 г.

Джеймс Н. Андерсон более подробно рассказывает о том, что такое мировоззрение и что составляет мировоззрение

Что такое мировоззрение?: Часть 5

Джеймс Н. Андерсон

05 февраля 2014 г.

Джеймс Н. Андерсон предлагает пять различных способов определить чье-либо мировоззрение.

Что такое мировоззрение?: Часть 3

Джеймс Н. Андерсон

29 января 2014 г.

Джеймс Н. Андерсон приводит четыре конкретные причины, по которым христианам полезно мыслить мировоззренческими категориями.


Связанные ресурсы

Христианское мировоззрение

Филип Грэм Райкен

Безошибочность и мировоззрение

Верн С. Пойтресс

Думайте по-библейски!

Джон Макартур

Переосмысление мировоззрения

Дж.

Добавить комментарий