Роль стереотипов в жизни человека – works.doklad.ru — Учебные материалы

Самые известные стереотипы общества и их роль в жизни людей

Речь пойдет о стереотипах – нормах, канонах, законах, обычаях, традициях, предрассудках общества. Большинство людей считают их правильными, и следуют им. Здесь важно различать понятие правильности стереотипа и условности (надуманности). А ведь выдуманные стереотипы порой управляют коллективным сознанием (и нами, в том числе). Стереотипы людей в первую очередь делятся на глобальные – характерные для масштабов планета, и узкие – те, которым мы следуем в школах, на работе, дома и т. д. Однако и те и другие становятся той иллюзией, у которой масса последователей.

Общественные стереотипы

Мужчин-моделей традиционно относят к геям

Что такое стереотип?

Понятие «стереотип» появилось на свет в 20-х годах прошлого столетия. Его ввел в научную литературу американский ученый У.Липпман. Он характеризовал стереотип, как маленькую «картинку мира», которую человек хранит в головном мозге для того, чтобы экономить усилия, которые требуются для восприятия более сложных ситуаций.  По мнению американского ученого, существует две причины возникновения стереотипов:

  1. Экономия усилий;
  2. Защита ценностей той группы людей, в которой он бытует.

Стереотип имеет следующие свойства:

  • Неизменность во времени;
  • Избирательность;
  • Эмоциональная полнота.

С тех времен многие ученые дополняли и вносили новшества в эту концепцию, но основная мысль не изменилась

На чем основаны стереотипы? Чтобы не утруждать себя излишними размышлениями, люди пользуются общеизвестными стереотипами. Иногда они находят свое подтверждение при наблюдении за людьми и тогда еще больше убеждаются в своей правоте. Стереотипы – это своего рода замена мыслительного процесса человека. Зачем «изобретать велосипед», если можно воспользоваться чужим умом. В разной мере каждый из нас подвержен стереотипам, разница состоит в том, кто из нас насколько верит данным «постулатам».

Стереотипы живут в нас, влияют на мировоззрение, поведение и способствуют неверному восприятию действительности: роль современных стереотипов в жизни человека и общества неоспорима. Стереотипы могут быть навязанные общественным мнением, и сформированные на основе собственных наблюдений. Общественные стереотипы наиболее губительны для мировоззрения людей. Они навязывают человеку неверных ход мыслей, и мешают ему думать самостоятельно. Однако без стереотипов общество не смогло бы существовать. Благодаря им мы знаем о следующих закономерностях:

  • Вода мокрая;
  • Снег холодный;
  • Огонь горячий;
  • От камня, брошенного в воду, разойдутся круги.

Раз мы знаем об этом, то нам нет необходимости убеждаться в этом каждый раз. Но стереотипы, которые действуют на уровне сознания и подсознания людей, как правило, мешают им жить. Надо учиться отличать стереотипы от действительного представления о предмете, понимать плюсы и минусы стереотипов людей.

плюсы и минусы стереотипов людей

Известные блоггеры воспринимаются как «недалекие» девушки

Взять хотя бы стереотип о долге. В этом чувстве нет ничего плохого или неправильного. Вопрос состоит лишь в том, продиктовано это понятие внутренними убеждениями человека, или навязано ему общественным мнением. Во втором случае человек чувствует разногласие между собственными понятиями и тем, что требует от него общество.

Стремление людей следовать стереотипам искажает их представления о действительности и отравляет существование. Очень часто человек судит о людях не по их поступкам, а по тому, что думают о них другие. Иногда человек, который время от времени ходит в церковь, приписывает себе все добродетели христианства. Хотя это далеко не так.

Очень часто случается, что люди не утруждают себя размышлениями о проблеме, они просто пользуются бытующим стереотипом и принимают его на вооружение

Например, это группы людей, которые делятся по следующим признакам:

  • Половым;
  • Возрастным;
  • Уровню образования;
  • Профессиональным;
  • Верование и т. д.

Допустим, блондинки, чтобы не утруждать себя, доказывая неверность сложившегося стереотипа, стараются соответствовать общепринятому мнению. Так проще жить. Или женщины, стараясь выйти удачно замуж, находят богатого жениха, с которым становятся глубоко несчастны, потому что при выборе не учли его человеческих качеств.

Нельзя проецировать сложившийся стереотип на всех людей в одинаковой степени. Исходить в своих суждениях нужно из личности человека, его достоинств и недостатков, жизненной позиции и т. д.

Какие бывают стереотипы?

Заметьте, речь идет о стереотипах! Ниже приведены примеры самых популярных социальных стереотипов, весьма распространенных в обществе:

Гендерные стереотипы: женщины и мужчины

примеры известных стереотипов при восприятии партнеров по общению

Гендерные стереотипы – одни из самых ярких в современном обществе

Ниже приведен список распространенных гендерных стереотипов с примерами – поверьте, вы видите в нем много знакомого и устоявшегося в общественном представлении:

  1. Женщина – глупенькое, слабое и никчемное создание. Она предназначена для того, чтобы рожать, стирать, готовить, убирать и всячески обхаживать своего «повелителя» (мужчину). Она рождена на свет, чтобы научиться правильно наносить макияж, одеваться и хихикать, только тогда у нее есть возможность «охомутать» хорошего самца, который обеспечит ей и ее потомству достойную жизнь. Пока женщина живет за счет мужчины и слушается его во всем, она имеет право «питаться с его стола».
  2. Как только дама из первого пункта проявляет характер, она становится одинокой разведенкой. Можно привести пару примеров стереотипа одинокой женщины: 1) разведенная мать-одиночка – несчастна, одинока, забыта всеми;
    2) вдова – убитая горем и тоже несчастная женщина.
  3. Дама не должна быть сильной и бороться за собственное благосостояние без помощи мужчины. Иначе она карьеристка, у которой нет времени на семью, детей и мужа. Опять-таки – несчастна!
  4. Мужчина – «центр мироздания». Сильный, умный, красивый (даже с пузом и лысиной). Он обязан зарабатывать деньги для того, чтобы удовлетворять желания женщин.

На самом деле, мужчинам от женщин нужен только секс, но они придерживаются правил игры в «любовь», чтобы добиться того самого секса

  1. Мужчина не должен:
  • Говорить о своих чувствах;
  • Плакать;
  • Помогать женщине по дому.

Иначе, он не считает себя мужчиной.

  1. Мужчина должен:
  • Работать. И неважно, что там мало платят, и он не в состоянии содержать семью, он все равно устает на работе! А отсюда истоки следующей позиции;
  • Лежать на диване. Ведь он устал, он отдыхает;
  • Водить машину. Женщина на это, по мнению мужчин, права не имеет. Ведь она глупая!

В остальных случаях считается, что это – не мужчина, а никчемное существо, которое «позорит» мужской род. Приведенные примеры известных стереотипов при восприятии партнеров по общению подтверждают тот факт, что многие из нас за реальным человеком не видят сути: нашпигованные с самого детства штампами и клише, мы не готовы прислушаться к словам близкого человека и понять его ожидания.

Дети

Дети обязаны:

  • Слушаться родителей;
  • Воплощать мечты и несбывшиеся желания мам и пап в жизнь;
  • Учиться на «отлично» в школе, колледже и вузе;
  • Когда родители станут старенькими «принести им стакан воды».

Итак, дети непослушны и невыносимы, молодежь невменяема и распущена.

стереотипы о старых людях

Старые люди всегда ворчат и всем недовольны

А вот к старости все люди болеют и жалуются на жизнь, иначе они, по меньшей мере, странно себя ведут.

Счастье

Счастье – это:

Все остальные – несчастные неудачники. Даже если человек абсолютно счастлив, живя в состоянии транса (в нирване), и у него ничего нет за душой, он неудачник!

«Правильное»…

Только в самых именитых институтах получают «правильное» образование. «Правильные» люди ходят на работу и сидят там от звонка до звонка. «Правильно», если ты живешь на родине, а не уезжаешь жить в другую страну. «Правильно» следовать модным тенденциям. «Правильно» купить дорогую вещь в бутике, а не такую же в обычном магазине. «Правильно» иметь мнение, которое совпадает с мнением большинства. «Правильно» быть таким, как все вокруг.

Для людей следование стереотипам губительно. Родители закладывают в наш мозг мысль о том, что нельзя выделяться из общества, нужно жить, как все. Каждый из нас в детстве боялся стать «белой вороной» и быть изгнанным из коллектива. Стать не таким, как все, значит жить по собственным правилам и думать своей головой – жить, напрягая мозг.

стереотипы общества на национальной почве

Кадр из фильма «Агенты А.Н.К.Л.» («The Man from U.N.C.L.E.», 2015), где актер Арми Хаммер играл принципиального и непробиваемого агента КГБ, Илью Курякина

Какими бывают профессиональные стереотипы: примеры

К профессиональным стереотипам относятся обобщенные образы профессионала конкретной профессии. Наиболее часто в связи с этим упоминаются следующие категории:

    1. Полицейские. Эти стереотипы особенно рьяно подогреваются американскими фильмами и российскими сериалами. Редкое, признаться, взаимодействие рядовых граждан с сотрудниками полиции в реальной жизни рождает кучу домыслов, которые успешно направляются в нужном направлении с телеэкранов. Большинство поклонников подобных фильмов убеждены: даже самый обычный полицейский отважен, самоотвержен, способен в одиночку победить целую банду головорезов.
    2.  Врачи. И в реальности есть способные вернуть к жизни буквально с того света профессионалы, но не стоит в случае проблем со здоровьем ожидать эффектного появления в больнице на каталке, с криками «Дорогу, дорогу! Мы его теряем» сопровождаемой всей бригадой скорой помощи – в жизни, поверьте, все намного банальнее, а умный и проницательный, способный принять мгновенное решение при критической для жизни пациента ситуации врач – увы, скорее, профессиональный стереотип.
    3. Стереотип умеющего разрешить от мелких бытовых до глобальных правительственных проблем адвоката – еще один пришедший из американских сериалов образ. Судопроизводство в этом представлении больше похоже на театр с судорожным заламыванием рук, слезами на глазах и срывающимся от волнения и трагизма происходящего голоса юристов.
    4. Яркий пример профессионального стереотипа известен нам еще с советских времен: рабочий и колхозница. Да-да, сельские труженики и простые работяги, пышущие здоровьем, с горящими от энтузиазма и жажды трудовой деятельности глазами, готовы на любые жертвы ради процветания промышленности, аграрных технологий, советского общества и государства в целом.
    5.  Современные студенты: не сильно стремящиеся к знаниям, но зато преуспевающие в распитии спиртных напитков и сексе, употреблению наркотиков и организации буйных вечеринок. Возможно, навязанный образ все же ближе к американскому обществу, но и российские студенты с восхищением поглядывают в ту сторону – эх, нам бы так…

Как бороться со стереотипами?

Как выясняется, стереотипы предназначены для того, чтобы разгрузить мозг человека от лишнего напряжения. В то же время стереотипы ограничивают мыслительную деятельность человека, не давая ей выходить за границы стандартного мировосприятия. Если пользоваться стереотипом «хорошо там, где нас нет», то человек уверен, что там, где он живет, не может случиться ничего хорошего. А в той мифической дали, где он никогда не был и не будет, все живут при коммунизме и абсолютно счастливы. Как следствие, не нужно даже стремиться стать счастливым, все равно ничего не получится.

Но нельзя же слепо верить всему, что говорят люди. И потом, у стереотипа всегда есть скрытый смысл. В данном случае, истинное значение данного стереотипа – человек всегда будет думать, что кто-то где-то прилагает меньше усилий, и живет намного лучше.

Это вызывает зависть и разочарование в своей «неудачной» жизни. Получается, что это мнение ошибочное

Главный способ борьбы со стереотипами – не верить им. Не верьте тому, что говорят люди, проверяйте информацию, и на основании сделанных выводов, стройте собственное мнение. Тем самым вы сможете опровергнуть устаревшие стереотипы и предотвратите появление новых.

Подумайте о том, сколькими стереотипами вы пользуетесь постоянно. Попробуйте найти те, которые не подтверждены фактами. Упомянутый стереотип о том, что «блондинки все глупые» – крайне спорное утверждение. Начните с того, что перечислите девушек и женщин со светлым волосами, которых вы хорошо знаете. Скольких из них вы назовете глупыми? Неужели все они такие бестолковые, как утверждает стереотип? Ищите опровержение утверждениям, которые не имеют под собой фактов.

Если вы пользуетесь стереотипом «дороже – значит лучше», ищите примеры того, что товары по приемлемым ценам бывают качественными и модными. В то же время дорогостоящие вещи не всегда отвечают стандартам качества.

что такое стереотипы? Это устоявшееся мнение какой-либо группы людей относительно объекта

Красивых и ухоженных женщин часто считают глупыми и рассчетливыми

Заключение

Итак, что такое стереотипы? Это неоднозначное проявление общественного мышления. Они живут и будут жить всегда, независимо от того, хотим мы этого или нет. Они несут в себе информацию, которую люди собирали и систематизировали веками. Некоторые из них основаны на реальных фактах, другие похожи на придуманные сказки, но они были, есть и будут. Решайте для себя, какой из стереотипов вреден для вашего мышления, а какой полезен. Пользуйтесь нужными, и избавляйтесь от вредных.

И, напоследок, предлагаем отвлечься от серьезной темы и посмотреть забавный видеоролик о стереотипах дворового футбола. Да, и такие бывают!

sunmag.me

Общественные стереотипы, их роль в жизни человека.

На первый взгляд эта роль кажется не столь значительной. Но это потому, что мало кто отдает себе отчет в том, что поддался влиянию общественных стереотипов. Большая часть используемых стереотипов остается неосознанной людьми, принимается ими как их собственная позиция, их собственные выводы. Даже такие расхожие стереотипы, вроде «все блондинки — дуры» — и то находят приверженцев. Люди довольно часто формируют представления о вещах не на основе собственных наблюдений и выводов, а на основе различных стереотипов, гуляющих в обществе. Иногда эти стереотипы подтверждаются их частным опытом, из чего они делают ошибочный вывод об их правильности, делают неверные обобщения. Стереотипы заменяют людям необходимость мыслить, подменяют собой понимание вещей. В той или иной мере стереотипам подвержены все люди, даже те, что отличаются определенной самостоятельностью мышления. Обычно они прибегают к стереотипам в областях, с которыми мало или совсем не знакомы. 

Стереотипы, существующие в сознании человека, влияют на его поведение, т.к. создают превратное представление о действительности и человек поступает в соответствии с этим представлением. Стереотипы могут быть как собственными, сформированными самим человеком, так и общественными, сформированными обществом, которые человек усвоил и принял. Об этих последних и идет речь. Они наиболее опасны, т.к. формируют неправильные представления у большого количества людей, мешают их мышлению. Конечно, вредны не все стереотипы. Если бы у людей не формировались стереотипы, им было бы очень сложно существовать. Благодаря стереотипам мы знаем, что огонь жжется, снег холодный, а брошенный камень непременно упадет — и не нужно каждый раз в этом убеждаться, чтобы знать, что это так. Во многих жизненных ситуациях стереотип может помочь. К примеру, всем известно, что выключатели обычно находятся рядом с дверью, и это помогает быстро сориентироваться в незнакомом помещении и включить свет. Но во всем, что касается более сложных вещей, например, человеческого сознания и поведения, стереотипы только мешают. Надо стараться всегда четко различать, где действительное преставление о рассматриваемом предмете, а где стереотипы о нем же.  

Часто люди становятся заложниками общественных стереотипов. Например, когда человек не имеет своей осознанной нравственной позиции, а подчиняется представлениям о нравственности, преобладающим в обществе — даже когда они идут вразрез с его внутренними ощущениями. В качестве примера можно привести ложно понятое чувство долга, основанное не на понимании или хотя бы интуитивном ощущении правильности поступка, а на бытующих стереотипах. Долгое время в обществе главенствовали представления о том, что долг женщины — покорность, преклонение перед мужчинами, а основная забота — поддержание домашнего очага. Мужчины окружены еще более древним стереотипом о роли добытчика. И по сей день и те, и другие изо всех сил стремятся этим стереотипам соответствовать. Нет ничего неправильного в чувстве долга — но только тогда, когда оно является следствием внутренних убеждений человека, подтверждено его совестью, а не вызвано под влиянием общественного мнения или общественных стереотипов. В противном случае, человек испытывает диссонанс, рассогласование в мотивах. С одной стороны он стремится соответствовать стереотипу, с другой — противится тому, чего от него требует этот стереотип. Когда человек руководствуется правильным пониманием долга, то он совершает то, что должен, добровольно, без всякого рассогласования, осознанно. Не потому, что от него этого ждут, а потому что сам так хочет, потому что понимает правильность своего поступка, его необходимость.  

Стремление людей подгонять себя и других под определенные стереотипы портит им жизнь и отношения с окружающими, искажает их восприятие действительности. Зачастую люди судят о себе или о других не по тому, кто они есть на самом деле, а по неким существующим стереотипам о той группе людей, к которой они себя (или других) относят. Например, человек может относить себя к верующим людям, т.к. периодически посещает церковь, и на основании этого приписывать себе христианские добродетели, хотя на деле у него их может не быть. Бывает, что человек даже не пытается составить о себе (или о других) собственное мнение, а безоговорочно принимает общественный стереотип. К примеру, уже упомянутые блондинки могут соглашаться со стереотипом о том, что они глупы, и не то что не пытаться с этим бороться, а напротив — стараться соответствовать этому.  У каждой условной группы людей есть определенный набор стереотипов, этой группе приписываемый, и если человека можно отнести к одной из таких групп, то ему автоматически приписываются стереотипы для данной группы. Что это могут быть за группы? Это группы, на которые делятся люди по возрастному, половому и прочим признакам: по профессии, уровню дохода, образования и т.д. К примеру, принадлежность человека к мужскому или женскому полу позволяет приписывать ему те стереотипы, которые относятся к данному полу. Хотя совершенно ясно, что принадлежность человека к определенному полу не свидетельствует о наличии у него определенных качеств, поведения, привычек, приписываемых людям этого пола. Следуя данному стереотипу, люди часто обманываются в своих ожиданиях. Например, женщина, выходя замуж, ожидает, что будет под защитой мужа, а оказывается, что тот не обладает нужными для этого качествами. Или мужчина женится, рассчитывая, что жена будет готовить, сидеть с детьми и заниматься домом, а она выбирает карьеру. Люди становятся жертвами стереотипов. Понятно, что нельзя проецировать известные стереотипы на всех подряд. Надо узнавать самого человека, его качества, пытаться понять его стремления и взгляды, а не приписывать ему некие свойственные его группе стереотипы. 

Стереотипы — клетка для сознания. Их следует распознавать и отказываться от них в пользу понимания вещей, восприятия действительности в неискаженном стереотипами виде. 

Тут будут похожие посты. Загружаются.

razumnye.org

Роль стереотипов в жизни человека

Гендерные отношения

Гендер являет собой определение женщин и мужчин на основе их социальной роли. Это не то же самое, что пол (биологические особенности женщин и мужчин), и не то же самое, что женщина. Гендер определяется концепцией задач, функций и ролей, предназначенных обществом женщинам и мужчинам в их общественной и личной жизни.

Гендерный подход отличается тем, что он направлен на женщин и мужчин, а не на женщин в отдельности. Гендерный подход выдвигает на первый план:

  • различия между интересами мужчин и женщин даже в пределах одного домашнего хозяйства, как они взаимодействуют и выражаются;
  • традиции и иерархические представления, которые определяют положение женщин и мужчин в семье, общине и обществе в целом, посредством которых мужчины обычно доминируют над женщинами;
  • различия среди женщин и среди мужчин, основанные на возрасте, благосостоянии, национальной принадлежности и других факторах;
  • направление изменения гендерных ролей и взаимоотношений, происходящего зачастую довольно быстро, как результат социальных, экономических и технологических тенденций.

Гендерное равенство подразумевает равное обладание женщинами и мужчинами социально ценных благ, возможностей, ресурсов и вознаграждений. Гендерное равенство не означает, что мужчины и женщины становятся одинаковыми, а то, что их возможности и жизненные шансы равны.

Гендерный анализ учитывает социальные и экономические различия между женщинами и мужчинами на каждом этапе разработки политики с целью:

  • выявления потенциально различного воздействия политических курсов, программ и законодательства, оказываемого на женщин и мужчин;
  • обеспечение равнозначных результатов для женщин и мужчин, мальчиков и девочек, при проведении и планировании мер.

Гендерный подход включает в себя рассмотрение как практических, так и гендерных потребностей, таких, как улучшение условий для женщин посредством обеспечения водой и условиями санитарии вблизи дома, а также стратегических гендерных потребностей: улучшение положения женщины в обществе повышением ее информированности о ситуации и способности принимать решения и оказывать воздействие на изменения. Гендерный подход также стремится предотвратить дальнейшее обременение женщин и подчеркивает важность не укрепления и увековечивания автоматически традиционных ролей. Это подразумевает необходимость рассмотрения как мужчин, так и женщин, поскольку мужчинам необходимо изменить их отношение и поведение, чтобы поддержать данный процесс.

Слово «гендер» заимствововал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить, так сказать, общеполовые свойства, пол как фенотип, от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств. Затем оно стало широко использоваться социологами, юристами и американскими феминистками. При этом оно всегда было и остаётся многозначным.

В общественных науках и особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.

Слово гендер в английском языке обозначает различаемую мужественность или женственность личности, некой характеристики или нечеловеческого организма. Деление на мужское и женское аналогично делению на мужской и женский пол в билогии.

В странах, где развито документарное подтверждение личности, социальный пол обычно совпадает с закреплённым в документах полом, то есть с паспортным полом, исключая случаи трансгендерности

Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.

Обычно в обществе можно различить два гендера — мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, существуют сообщества с четырьмя и более гендерами. Социальный пол ведьм, например, не совпадал с социальным полом обычных женщин и по социальной роли был более близок к мужскому социальному полу.

Стереотипы
Человек социальное существо. Всю жизнь его окружают другие люди. И поэтому, совершая тот или иной поступок, люди так или иначе оглядываются на общество, надеясь на его поддержку и опасаясь их осуждения, тем самым устанавливая для себя и окружающих рамки.

Рамки являются ничем иным, как стереотипами – то есть устойчивым отношением к какому-либо явлению, сложившимся под влиянием социального мнения и предшествующего опыта.

Таких стереотипов сотни и даже тысячи и каждый по-своему влияет на жизнь человека – как положительно, так и отрицательно.

Целью данной работы является:

· обзор общей информации о том, что такое стереотип и как он характеризуется;

· рассмотрение роли стереотипов, как в обыденной, так и в деловой жизни человека;

· рассмотрение метода избавления от стереотипов.

 

Характеристика и специфика стереотипа

Стереотипы — это стабильно повторяющиеся цепочки (шаблоны, паттерны) мыслей, чувств и поступков; привычные нам способы воспринимать и реагировать на ситуации. В каком-то смысле, это способ думать, смотреть и реагировать на мир. В более узком понимании, это искусственно обособленные фрагменты нашего поведенческого репертуара.

Стереотипы — это отдельные грани структуры личности, однако они не существуют изолированно, сами по себе, они часть личности. Их взаимосвязь и степень выраженности и образуют личность. У кого-то отдельные грани выступают резче, соответственно, данные стереотипы проявляются чаще и ярче, у кого-то те же самые грани сглажены и проявляются реже.

Стереотипы — это привычные маршруты так называемого непроизвольного внимания. Эти маршруты — результат приобретенного нами жизненного опыта, воспитания и наследственности.
Стереотипы разделяют на два типа:

· Отражающие представления людей о самих себе,

· Отражающие представления о других людях, другой социальной группе.
Люди воспринимают многие стереотипы как образцы, которым надо соответствовать. Поэтому такие фиксированные представления оказывают довольно сильное влияние на людей, таким образом, влияя на формирование таких черт характера, которые отражены в заданном стереотипе.
Функции:

· Позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность;

· Ускоряет процесс познания;

· Предоставляет первичное основание для ориентировки в происходящем;

· Облегчают понимание (например, чем больше стереотипов в тексте, тем легче он понимается)
Несмотря на упрощение и схематизацию, стереотипы выполняют необходимую и полезную функцию в психологической регуляции процессов межличностного понимания. Это оказывается возможным потому, что в стереотипе объем истинных знаний нередко превышает объем ложных.
Все стереотипы условно делятся на три большие категории:

· стереотипы реагирования

· стереотипы восприятия и оценки

· стереотипы мышления.

 

Роль стереотипов в жизни человека

Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном общении благодаря целому ряду своих особенностей.
1. Они как бы предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации, поскольку мы постигаем окружающую нас социальную действительность не напрямую, а опосредованно, Через призму сложившихся в нашем сознании или усвоенных извне социальных стереотипов.

Показательным в этом отношении является эксперимент, проведенный известным психологом А.А. Бодалевым. В ходе эксперимента группе взрослых испытуемых были показаны несколько фотографий. Участники эксперимента, видевшие каждую фотографию в течение пяти секунд, должны были воссоздать образ человека, которого они только что видели. Показу фотографии предшествовала установка на определенный стереотип — характеристика изображенных на ней людей. Например, говорили «Сейчас вы увидите портрет преступника» или «… портрет героя» и т.д. Под влиянием предложенной установки оказались 35,3% испытуемых, не испытывали его заметного влияния — 54%, активно сопротивлялись Предлагаемому стереотипу — 10,7%.

Вот какие портретные характеристики были даны молодому человеку, изображенному на фотографии: «Этот зверюга понять Что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед (установка на стереотип «преступник»).

«Молодой человек лет 25—30. Лицо волевое, мужественное, с ‘травильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклочены, небрит; ворот рубашки расстегнут. Видимо, это герой такой-то схватки, хотя у него и не’ военная форма (одет в клетчатую рубашку)» (установка — «герой»).

Полярность суждений об одном и том же человеке объясняется тем, что фотография сама по себе дает мало информации и участники эксперимента вынуждены воспроизводить признаки предложенного стереотипа.
2. Социальный стереотип «экономит мышление» за счет обезличивания и формализации общения. Идентификация с уже известным образцом предопределяет стандартную реакцию, позволяет использовать уже знакомую модель ролевого поведения, действовать как бы автоматически. Именно по этой причине официальное общение с незнакомыми и малознакомыми людьми происходит больше по стереотипу.

Так, например, у каждого более или менее опытного продавца формируется набор стереотипов покупателей типа «внимательный» — «рассеянный»; «придирчивый»; «вежливый» — «хамоватый» и т.д., что позволяет продавцу, не задумываясь, вести себя соответствующим образом.
3. Каждый социальный стереотип включает в себя описание, Предписание и оценку ситуации, хотя и в разной пропорции, ЧТО вполне соответствует компонентам человеческого «Я».
4. Стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности. Сюда можно отнести, например, свойственную многим веру в доброго царя (президента), который разом решит все проблемы и сделает жизнь лучше.
5. Чем дальше мы от социального объекта, тем в большей степени попадаем по влияние коллективного опыта.

 

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Сегодня, как правило, к большинству соискателей на достойные вакансии – руководящие и хорошо оплачиваемые должности – неизменно предъявляется такое требование как коммуникабельность. Да и как иначе? Без хороших способностей к эффективному общению нельзя организовать людей, а без слаженной команды не добиться значительных результатов в любом деле.

Согласно определению словаря, КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ (от позднелатинского communicabilis – соединимый, сообщающийся): 1) совместимость (способность к совместной работе) разнотипных систем передачи информации; 2) способность к общению, общительность.

Коммуникабельный человек – явление чрезвычайно ценное, он способен создавать огромное количество полезных связей, он в курсе событий, а где новая и достоверная информация – там успех. Коммуникабельность подразумевает двустороннее взаимодействие, т.е. человек не только должен хорошо говорить, но и уметь слушать, слышать и понимать то, что респондент хочет донести. Людей, которые умеют говорить долго и многоречиво – предостаточно, но тех, кто способен еще и адекватно слышать собеседника – единицы.

Ведущие программ и торжеств, ди-джеи, юристы, журналисты, преподаватели, да вобщем-то представители самых разных профессий добиваются значительных успехов только при условии, что они могут находить общий язык с другими людьми. Для того, чтобы быть востребованным, пожалуй, любому специалисту необходимо уметь доходчиво и просто выражать свои мысли. Коммуникабельность – это своего рода талант, но он при упорстве и желании вполне динамично развивается.

Психологическая готовность к общению, активность, развитое лингвистическое мышление, богатый словарный запас и техника речи – на основе этих составляющих замешивается коктейль успешного общения. Набрать телефонный номер, узнать нужную информацию, поговорить с незнакомым человеком, выступить перед той или иной аудиторией, задать вопрос на публичном выступлении – одних эти задачи повергают в стресс, другим даются легко и даже с удовольствием. Важно научиться преодолевать этот дискомфорт, волнение и неуверенность, настраивать себя на положительное отношение к другим людям, и тогда через определенное время общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми будет приятно и просто.

Умение внятно составлять фразы, предложения, речи. Когда мысль четко структурирована и облечена словами, когда слова грамотно склоняются и спрягаются – речь вызывает доверие у собеседника, внимание и понимание. Порой мысль вертится совсем рядом, а выразить ее никак не получается… Если у вас богатый словарный запас – вы легко подберете синонимы, описательные выражения, а точное название вам легко сможет подсказать ваш собеседник.

Правда, необходимо чтобы речь звучала так, что заслушаешься. Неправильная интонация, невзрачный голос, дефекты произношения – все это отвлекает от содержания речи или лишает ее должного внимания. Существует множество упражнений, рассчитанных на постановку голоса, дикции, выразительности интонации… Главное, не пренебрегать ими, и вскоре после занятий заметите явные изменения.

Говорите так, чтобы вас заслушивались. Слушайте так, чтобы собеседник с удовольствием высказывался. И тогда вы прослывете самым коммуникабельным человеком на свете.

 

stydopedia.ru

Сила стереотипов в психологии личности


Личность человека может быть полна загадок. Особенно таковой она предстает для тех, кто мало знает о ее становлении, развитии и причинах, влияющих на эти процессы. Как правило, чем больше человек начинает интересоваться особенностями своей личности, тем большим становится его интерес к психологии и отношениям.


На формирование личности оказывает влияние множество факторов. Среди них природные особенности каждого из людей, воспитание в семье, общение с родителями и другими родственниками. Однако, кроме того, что окружает человека в семье, существуют другие факторы, влияющие на его психологию и характер — это психология массы или толпы, общественное мнение, культура, обычаи, стереотипы. Если глубже заняться изучением особенностей личности каждого человека и его жизненного пути, станет понятным, что они так же, как природные задатки и воспитание в семье оказывают влияние на характер и психику.


Понимание взаимоотношений человека с обществом, культурой и стереотипами, отличается сложностями, потому что, во-первых, не имеет такого обширного распространения, как например, развитие личности, а во-вторых, речь об этом не ведется на обывательском или публицистическом уровнях.


В этой статье мы попытаемся осветить проблему влияния стереотипов на становление характера человека и особенностей выбора его жизненного пути.

Психология, культура и массы

Психология, культура и массы


Традиции формировались веками. Их сила, влияние на человека, передача из поколения в поколение отличаются стойкостью и непоколебимостью. То, что когда-то принималось обществом за правило, в настоящее время может принимать вид прочного стереотипа. Несомненно, каждый из них, имеет в себе зерно правды. Однако также каждый имеет отрицательную сторону. Она, прежде всего, заключается в том, что игнорирует природные потребности личности человека и его истинные желания. Множество людей, следуя стереотипам и не имея сил отказаться от них, вынуждены жить не своей жизнью, не могут отказаться от бесполезных привычек или завершить отношения, которые не приносят счастья и удовлетворения. Почему сила стереотипов настолько сильна?


Их появление имеет место там, где есть психология массы. Именно она способна «задавать тон», диктовать правила, касающиеся того, как надо правильно жить и какой делать выбор. Такой подход в настоящее время оказывается особенно вредным и разрушающим, поскольку сегодня личность человека позиционируется как свободная и имеющая возможность делать выбор, основанный на личных потребностях. Получается, что с одной стороны, человек волен выбирать свой жизненный путь сам, а с другой, над ним все время довлеют стереотипы, отравляющие жизнь и сознание.


Их влияние велико потому, что основывается на двух сильных чувствах — это стыд или вина. С детства ребенку подсознательно внушают, что он, в случае неповиновения, или отступления от правил, становится не таким, каким должен быть — умным, способным, хорошим. Вместе с тем его могут стыдить или обвинять. Нарушая правила и подвергаясь порицаниям взрослых, он чувствует себя плохим, неумелым или неднедостойнымостойным принадлежать своей семье, своему роду.


Так стереотипы набирают силу. Это приводит к тому, что человек, взрослея, стремится жить своей жизнью, однако, привыкая следовать или соответствовать рамкам семьи или общества, не может себе позволить быть собой, быть сч

medaboutme.ru

Стереотипы. Их роль и влияние в жизни человека — реферат

Описание.

Целью данной работы является:
обзор общей информации о том, что такое стереотип и как он характеризуется;
рассмотрение роли стереотипов, как в обыденной, так и в деловой жизни человека;
рассмотрение метода избавления от стереотипов.

Выдержка из работы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

УФИМСКАЯ 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ 
И СЕРВИСА 

      Кафедра
Туризма и гостеприимства 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 

      Реферат

      по 
дисциплине «Деловое общение в СКСТ»

      на 
тему: «Стереотипы. Их роль и влияние в
жизни человека» 

                                                  

 
 
 
 
 
 

Выполнила:
Миняева П.К

ст. гр. СД-33

                                                           

                                          Проверил: Бикмурзин 
П.И.

к.филос.н.,
доцент   

                                                            

 
 

Уфа – 2010

 

Содержание

Введение 3

Характеристика 
и специфика стереотипа
 4

Роль 
стереотипов в 
жизни человека
 6

Использование
стереотипов в 
деловом общении
 8

Как
избавиться от влияния 
стереотипов?
 10

Заключение 11

Список 
использованной литературы
 12 

 

      Человек
социальное существо. Всю жизнь его 
окружают другие люди. И поэтому, совершая
тот или иной поступок, люди так 
или иначе оглядываются на общество,
надеясь на его поддержку и 
опасаясь их осуждения, тем самым 
устанавливая для себя и окружающих
рамки.

     Рамки
являются ничем иным, как стереотипами
– то есть устойчивым отношением к 
какому-либо явлению, сложившимся под 
влиянием социального мнения и предшествующего 
опыта.

      Таких
стереотипов сотни и даже тысячи
и каждый по-своему влияет на жизнь 
человека – как положительно, так 
и отрицательно.

      Целью
данной работы является:

  • обзор общей
    информации о том, что такое стереотип
    и как он характеризуется;
  • рассмотрение
    роли стереотипов, как в обыденной, так
    и в деловой жизни человека;
  • рассмотрение
    метода избавления от стереотипов.

 

     Стереотипы
— это стабильно повторяющиеся цепочки
(шаблоны, паттерны) мыслей, чувств и поступков;
привычные нам способы воспринимать и
реагировать на ситуации. В каком-то смысле,
это способ думать, смотреть и реагировать
на мир. В более узком понимании, это искусственно
обособленные фрагменты нашего поведенческого
репертуара.

     Стереотипы
— это отдельные грани структуры 
личности, однако они не существуют
изолированно, сами по себе, они часть 
личности. Их взаимосвязь и степень 
выраженности и образуют личность.
У кого-то отдельные грани выступают 
резче, соответственно, данные стереотипы
проявляются чаще и ярче, у кого-то
те же самые грани сглажены и проявляются 
реже.

     Стереотипы
— это привычные маршруты так называемого 
непроизвольного внимания. Эти маршруты
— результат приобретенного нами жизненного
опыта, воспитания и наследственности.  

     Стереотипы 
разделяют на два типа:

  • Отражающие
    представления людей о самих себе,
  • Отражающие
    представления о других людях, другой
    социальной группе.

 

     Люди 
воспринимают многие стереотипы как 
образцы, которым надо соответствовать.
Поэтому такие фиксированные 
представления оказывают довольно
сильное влияние на людей, таким 
образом, влияя на формирование таких 
черт характера, которые отражены в 
заданном стереотипе. 

     Функции:

  • Позволяет
    резко сократить время реагирования на
    изменяющуюся реальность;
  • Ускоряет
    процесс познания;
  • Предоставляет
    первичное основание для ориентировки
    в происходящем;
  • Облегчают
    понимание (например, чем больше стереотипов
    в тексте, тем легче он понимается)

 

     Несмотря 
на упрощение и схематизацию, стереотипы
выполняют необходимую и полезную
функцию в психологической регуляции 
процессов межличностного понимания.
Это оказывается возможным потому,
что в стереотипе объем истинных
знаний нередко превышает объем 
ложных. 

     Все
стереотипы условно делятся на три 
большие категории:

  • стереотипы
    реагирования
  • стереотипы
    восприятия и оценки
  • стереотипы
    мышления.

 

     Социальные 
стереотипы играют огромную роль в 
повседневном общении благодаря 
целому ряду своих особенностей. 

1. Они как
бы предопределяют восприятие конкретной
жизненной ситуации, поскольку мы постигаем
окружающую нас социальную действительность
не напрямую, а опосредованно, Через призму
сложившихся в нашем сознании или усвоенных
извне социальных стереотипов.

     Показательным
в этом отношении является эксперимент,
проведенный известным психологом
А.А. Бодалевым. В ходе эксперимента
группе взрослых испытуемых были показаны
несколько фотографий. Участники 
эксперимента, видевшие каждую фотографию
в течение пяти секунд, должны были
воссоздать образ человека, которого
они только что видели. Показу фотографии
предшествовала установка на определенный
стереотип — характеристика изображенных
на ней людей. Например, говорили «Сейчас
вы увидите портрет преступника»
или «… портрет героя» и т.д.
Под влиянием предложенной установки 
оказались 35,3% испытуемых, не испытывали
его заметного влияния — 54%, активно 
сопротивлялись Предлагаемому стереотипу
— 10,7%.

     Вот
какие портретные характеристики были
даны молодому человеку, изображенному 
на фотографии: «Этот зверюга понять
Что-то хочет. Умно смотрит и без 
отрыва. Стандартный бандитский подбородок,
мешки под глазами, фигура массивная,
стареющая, брошена вперед (установка 
на стереотип «преступник»).

     «Молодой 
человек лет 25—30. Лицо волевое, 
мужественное, с ‘травильными чертами. 
Взгляд очень выразительный. Волосы 
всклочены, небрит; ворот рубашки 
расстегнут. Видимо, это герой такой-то
схватки, хотя у него и не’ военная форма
(одет в клетчатую рубашку)» (установка
— «герой»).

Полярность 
суждений об одном и том же человеке
объясняется тем, что фотография
сама по себе дает мало информации и участники
эксперимента вынуждены воспроизводить
признаки предложенного стереотипа. 

2.  Социальный
стереотип «экономит мышление» за
счет обезличивания и формализации общения.
Идентификация с уже известным образцом
предопределяет стандартную реакцию,
позволяет использовать уже знакомую
модель ролевого поведения, действовать
как бы автоматически. Именно по этой причине
официальное общение с незнакомыми и малознакомыми
людьми происходит больше по стереотипу.

     Так,
например, у каждого более или менее опытного
продавца формируется набор стереотипов
покупателей типа «внимательный»
— «рассеянный»; «придирчивый»;
«вежливый» — «хамоватый» и т.д.,
что позволяет продавцу, не задумываясь,
вести себя соответствующим образом. 

3. Каждый
социальный стереотип включает в себя
описание, Предписание и оценку ситуации,
хотя и в разной пропорции, ЧТО вполне
соответствует компонентам человеческого
«Я». 

4. Стереотипы
очень стойки и зачастую передаются по
наследству, от поколения к поколению,
даже если далеки от реальности. Сюда можно
отнести, например, свойственную многим
веру в доброго царя (президента), который
разом решит все проблемы и сделает жизнь
лучше. 

5. Чем дальше
мы от социального объекта, тем в большей
степени попадаем по влияние коллективного
опыта.

 

     Ограниченность 
личного опыта, недоступность для 
большинства людей эмпирической
проверки поступающей к ним информации
о целом ряде социальных явлений 
создают возможность манипулирования 
социальными стереотипами.

     Рассматриваемые
ниже приемы использования стереотипов
не безынтересны с точки зрения практики
делового общения.

  • Навешивание
    ярлыков: человека «подгоняют» под
    стереотип типа «демагог», «популист»,
    «бабник», «пьяница» и т.д. Успешно
    используется для устранения конкурентов
    в политической и деловой жизни излюбленное
    средство специалистов в области интриг.
    В качестве контраргумента следует акцентировать
    внимание на недопустимости подмены реальных
    фактов субъективными оценками

 

  • «Блистательная 
    неопределенность»‘, использование 
    стереотипов, смысл которых не 
    вполне ясен и однозначен, но 
    вызывающих положительные эмоции,
    поскольку здесь оценка превалирует 
    над описанием. Сюда относятся 
    такие расхожие понятия, как 
    «демократия», «права человека»,
    «общечеловеческие ценности»,
    «в интересах закона» и т.д. 
    Вариант для общения с руководством:
    «Ваше решение недемократично
    (нарушает права человека, социальную 
    справедливость)!»

 

  • Апелляция
    к большинству как средство укрепления
    своей позиции. Преобладает волевой 
    аспект. Сюда относятся суждения типа
    «по многочисленным просьбам трудящихся»…,
    «все россияне единодушно поддерживают…»
    и т.д. Для делового общения подходят
    аргументы типа «в коллективе
    есть мнение…», «коллектив считает,
    что…»

 

  • Перенос:
    использование старых символов, уже 
    имеющих определенную ценность. В 
    деловом общении ссылка на авторитетную
    личность возможна в нескольких вариантах:
    • персонифицированном
      – ссылка на конкретное руководящее лицо;
    • обезличенном
      – «Там знают!»; «Сам в курсе»;
      «И тогда я позвонил, вы понимаете, кому…»;
      «Обсуждаем проблему и тут зашел сам…»
      и т.д.;
    • использование
      цитат — «Еще Сократ говорил, что…».
      Простонародность, или «свой парень».
      Имеет в основе идентификацию с народом,
      подчиненными.

 

     Обезличивание
общения, возникающее благодаря стереотипам
в ряде случаев не облегчает, а напротив,
затрудняет деловое общение, мешает установлению
неформальных отношений. В переводе на
язык социальной психологии известная
метафора «встречают по одежке…» означает,
что «встречают по стереотипу а провожают
— по уму!». Особенно актуальна эта проблема
в системе отношений «руководитель
— подчиненный».

 

     Для
того чтобы избавиться от влияния 
стереотипов, необходимо понять, какие 
стереотипы являются осознанными и 
принятыми (то есть нужными и полезными),
а какие несут негативные послания
и являются препятствиями к формированию
своего облика.

     Осознанными
и принятыми считаются те стереотипы,
которые были получены с опытом и 
проверены на практике. Человек, имеющий 
свое мнение (в отличие от стереотипов),
не говорит шаблонными фразами. Если
эти убеждения гармонично вписались 
в его картину мира, то он говорит:
«Я считаю…» – и может дать этому 
свое объяснение. Другой вариант – 
человек, приняв стереотип, пропустил 
его через себя, свой опыт, а потом 
изменил его так, как подходило 
именно ему.

     Для
того чтобы «переработать» полученные
стереотипы, существует следующее упражнение,
которое помогает понять, какие убеждения 
ваши, а какие чужие. Чувства — индикаторы
принятия или отторжения.

     Необходимо 
выписать все «крылатые» фразы, которые 
говорили или которые получены невербально,
то есть через опыт общения с разными 
людьми, а не в виде слов. Прочитать 
их еще раз. Прислушаться к себе.
На какие фразы получен эмоциональный 
отклик? Что цепляет? Где появляются
чувства, энергия? Затем необходимо
поставить перед собой пустой
стул и представить на нем человека,
от которого так или иначе получено
это «послание». Попробовать высказать 
то, что действительно чувствуется,
чего никогда раньше не говорилось.

     Каждый 
стереотип требует тщательной эмоциональной 
проработки для того, чтобы он перестал
влиять. Это дает большую свободу 
в том, чтобы делать то, что вы
считаете важным, поступать так, как 
вам на самом деле хочется, и как 
результат вас начинают окружать
люди, разделяющие ваши ценности и 
правила.

 

     То,
как люди мыслят в конечном итоге 
влияет на то, как люди поступают 
в жизни. Чувства, эмоции, убеждения 
– т.е. поведение чрезвычайно 
взаимосвязаны. А стереотип, в частности,
негативный, чаще всего не основывается
на реальных фактах, чем приносит множество 
проблем в поведении по отношению 
к другим людям.

     Таким
образом, изучение таких явлений, умение
избавиться от них или наоборот использовать
во благо, является очень важным в 
современном мире.

 

  1. Большой энциклопедический 
    словарь. – М., 1998.
  2. Р. Чалдини.
    Психология влияния. – Питер, 2006.
  3. Е. В. Григорьева,
    О. В. Глуздова, О. М. Исаева. Социальная
    психология – М. Высшая школа, 2007.
  4. К.Хоган. Психология влияния.
    Техники манипуляции в бизнесе и личном
    общении – Вильямс, 2007.
  5. М. И. Еникеев.
    Общая и социальная психология – М.: Инфра-М,
    2008.
  6. М.Б. Беквит.
    Живи свободно! Сломать стереотипы, не
    выходя за рамки – ЭКСМО, 2009.
  7. Е. П. Ильин.
    Психология общения и межличностных отношений
    – Питер, 2009.

dipland.ru

Роль стереотипов в жизни человека

Что такое стереотип?

Каждый человек в повседневной жизни испытывает на себе влияние определённых автоматизмов мышления, называемых стереотипами. Он слышит мнение окружающих, получает информацию из прессы, телевидения, социальных сетей. Кроме средств массовой информации, на него с детства оказывают влияние семья, религиозные традиции. Всё это накладывается на уровень интеллекта и эмоционального восприятия. В результате формируется упрощённое представление о чём-либо, не вытекающее из собственного опыта. 

Взять к примеру стереотип о русских. Думаю комментарии излишни.

Стереотип содержит в себе оценочный элемент и всегда связан с какой-либо социальной группой. Люди, входящие в эту группу, демонстрируют единство оценки события или явления, своих действий и чувств. В процессе «стереотипизации» сложный объект или явление сводится к характерным признакам, выделению типичных черт, схематизации. Возникает установка воспринимать событие с позиций предшествующего опыта.

Стереотипы и разные социальные слои.

Исследования социологов и психологов показывают, что новые стандарты закрепляются в сознании по-разному. У людей образованных, интеллектуально развитых этот процесс происходит интенсивнее. Люди же менее образованные, часто живущие на периферии и мыслящие шаблонно, расстаются со своими убеждениями и предрассудками с большим трудом.

 

В этом значительную роль играют семейные и религиозные традиции. Кроме того, такие люди не обдумывают критически полученную информацию по причине инерции мышления. К примеру, политические лозунги, в которых аргументация подаётся не в развёрнутом, а в сжатом виде, воспринимаются буквально и не поддаются логическому осмыслению.

Такое же разделение происходит и по возрастному признаку. Пожилые люди редко меняют свои убеждения, продолжая жить по стереотипам, привитым на протяжении жизни. Обстоятельства меняются, а шаблоны и предубеждения остаются. Человек не осознаёт влияния стереотипов и он живёт по навязанным правилам.

Считается, что именно люди пожилого возраста подвергаются дискриминации по возрасту. Однако существуют и негативные стереотипы, подчёркивающие неопытность и незрелость молодёжи, неприспособленность к жизни. На молодых людей навешиваются «ярлыки» бездельников, безликих и бесцельных прожигателей жизни.

Ложные и истинные стереотипы.

Стереотипы могут быть истинными и ложными. Они пронизывают все области человеческой деятельности и часто превращаются в нравственные законы и правила общественной жизни. Однако безгранично доверять им нельзя. Ложные стереотипы манипулируют сознанием. Примером этого может служить нетерпимость и даже враждебность по отношению к людям другой расы или национальности, к другому образу жизни, навешивание «ярлыков» и «штампов». До сих пор существует гендерная дискриминация, что также является крайне негативным стереотипом. Такое явление тем более опасно, что выражает установку не отдельных личностей, а больших социальных групп.

Стереотипы как неотъемлемые элементы сознания.

В чём же сила стереотипов? Знаменитый американский журналист Уолтер Липпман выделяет несколько причин этого явления:

  • стереотип – упрощённое представление, поэтому закрепляется в сознании легче, чем реальность;
  • стереотип не формируется в сознании, а приобретается, что опять же гораздо легче;
  • стереотип укореняется в сознании и изменить его чрезвычайно трудно.

И всё же, в стереотипах часто есть определённая доля истины. Специалисты рассматривают «стереотипизацию» как одну из форм познания, как инструмент передачи информации. В стереотипах заключён многолетний коллективный опыт, с помощью которого легче воспринимать жизненные ситуации и ориентироваться в них. Человеку не нужно анализировать большое количество информации, принятие решения происходит автоматически. Ведь воспитание, общественные нормы поведения – это тоже стереотипы. Защищать детей, уважать старших, соблюдать традиции – всё это тоже функции стереотипов. Следовательно, человеческие убеждения играют в жизни значительную роль и пренебрегать ими нельзя. Развитие общества, воспитание и образование, культура и наука – вот способы закрепления в человеческом сознании новых социальных стандартов и критического отношения к укоренившимся ложным стереотипам.

blogintroverta.ru

Основные стереотипы в сознании россиян

Стереотипы являются спутником человечества с древнейших времен. По результатам опроса, проведенного ИОМ «Анкетолог»*, установлено, что стереотипам в настоящий момент подвержено подавляющее большинство россиян, в общем 97%. При этом 66% респондентов честно заявили, что в значительной степени подвержены влиянию социальных стереотипов, а еще 31% — в средней степени.

Как Вы считаете в современном обществе люди подвержены влиянию стереотипов?

Не все стереотипы одинаково полезны

По утверждениям опрошенных лиц, стереотипы не так однозначны, как может показаться на первый взгляд, и могут играть в жизни человека как позитивную, так и негативную роль. Подобным образом считают 60% респондентов. А вот 31% видят только негативные проявления стереотипов и не считают, что они могут принести какой-либо позитив. На просьбу привести конкретные примеры, респонденты откликнулись целой палитрой различных по содержанию и своему эмоциональному фону стереотипов. Так, наиболее часто встречаемыми позитивными образцами являлись: Россия – щедрая душа, полные люди – добряки по своей природе, русские девушки самые красивые и за черной полосой всегда будет следовать белая. Однако много было названо и негативных стереотипов, самыми распространенными из которых стали: чем богаче человек, тем он жаднее, русские много пьют, бездельничают, а по грязным улицам у них ходят медведи, за границей всегда жилось лучше.

Как Вы думаете стереотипы играют в обществе позитивную или негативную роль?

Наряду с этим, 45% респондентов заявили о том, что стереотипы в редких случаях, но все же мешали им в жизни, создавая проблемы и ставя человека в весьма неприятную ситуацию. А вот у 26% принявших участие в опросе лиц подобные неприятности происходят весьма часто, что, несомненно, осложняет их жизнь. И только немногим меньше четверти респондентов (23%) отметили, что не замечают социальных стереотипов и не испытывают неприятностей или трудностей, исходящих от них.

Скажите, были ли случаи, когда стереотипы мешали Вам жить?

Мужчины с Марса, женщины с Венеры

Гендерные стереотипы всегда играли заметную роль в жизни и сознании человека. По результатам опроса были установлены самые «популярные» из подобных стереотипов. Итак, более половины опрошенных (53%) убеждены, что женщины намного более выносливы, чем мужчины, и могут преодолеть и справиться с большим объемом проблем. Несколько меньшее число респондентов (38%) считают, что предназначение женщины – быть матерью: воспитывать детей, хранить их и оберегать. В некоторой степени, связанным с предыдущим является следующий стереотип: все женщины хотят выйти замуж, — который был назван 33% опрошенных лиц. Наиболее часто встречающимся стереотипом, касающимся мужчин, по результатам опроса являются утверждения, что мужчины — это сильный пол (35%), и они готовят намного лучше, чем женщины. 23% респондентов ответили подобным образом.

С какими из приведенных ниже суждений Вы согласны?

На основе ответов, полученных от опрошенных лиц, были составлены «портреты» обоих полов, состоящие из наиболее часто встречающихся черт характера, приписываемых им. Итак, типичный мужчина, по мнению респондентов-женщин, является самолюбивым (так указали 86% опрошенных дам), весьма самоуверенным (86%), очень упрямым (79%), ревнивым (73%) и амбициозным (73%), но в тоже время дружелюбный (65%) и очень добрый (56%). Этот образ есть один большой стереотип. Также, по итогам опроса, для среднестатистического мужчины являются нетипичными такие черты характера, как застенчивость (данную черту указали 74% опрошенных), надежность (70%) и искренность (70%), аккуратность (68%), а также впечатлительность (63%).

А вот стереотипный образ типичной женщины в представлении респондентов-мужчин соткан из следующих черт. Она очень щепетильно относится к своей внешности и внимательно следит за ней (подобное отметили 94% опрошенных мужчин). Женщина весьма впечатлительна (80%), но это не мешает ей быть самостоятельной (79%), однако в тоже время ревнива (77%), упряма (76%), а также довольно аккуратна (75%) и довольно умна (70%). В большей мере нехарактерным для женщины было признано такое качество, как застенчивость (73%), которое противоречит созданному выше стереотипному образу.

Веселись пока молодой

Другой разновидностью стереотипов, активно присутствующих в жизни людей являются возрастные, т.е. некий конфликт отцов и детей, но не только. Так, результаты опроса показали, что наиболее распространенными в данной категории являются следующие стереотипы. Большинство принявших участие в опросе респондентов (59%) считают, что все поголовно молодые люди весьма легкомысленны, не заботятся о будущем и не относятся к жизни серьезно, отчего получают кучу проблем. Но если молодежь вся беспечная, то дети воспринимаются значительной долей респондентов (42%) как невинные, неиспорченные души, такие вот маленькие ангелочки. Еще одним устоявшимся стереотипом, касающимся возраста, является утверждение о том, что пожилые люди весьма консервативны и не приемлют никаких перестановок и изменений в своей жизни. Подобным образом считают 39% опрошенных лиц.

С какими из приведенных ниже суждений Вы согласны?

Собрались как-то русский, англичанин и француз…

Стереотипы бывают не только гендерными или возрастными, особо популярными являются этнические стереотипы, являющиеся очень крепкими во времени. И анекдоты про чукчей – это всего лишь вершина айсберга. Респонденты, принявшие участие в опросе, оценили среднестатистических представителей нескольких показателей по ряду критериев. Таким образом, получилась галерея этнических портретов. Так, американцы в представлении россиян выглядят очень избалованными (за подобную характеристику высказались 50% опрошенных лиц), глупыми (33%) (как же тут не вспомнить нетленные слова сатирика), не вызывающими доверия (37%), не в меру гордыми (41%) и весьма жадными (35%) людьми. Однако во всем этом списке, среди негативных черт затесались и несколько позитивных: американцев считают довольно дружелюбными (46%) и активными (36%).

А вот образ китайца в представлении наших соотечественников вообще лишен какого-либо негатива. Представители Поднебесной считаются в высшей степени трудолюбивыми (так заявили 80% респондентов), непритязательными и приспосабливаемыми к любым условиям жизни (63%), весьма умными и смышлеными (57%), дружелюбными (50%) и активными, находящимися в постоянном движении, (50%), а также спокойными и нераздражительными (46%). Такое вот позитивное мнение.

Англичане, как представители Европы, по большей части не вызывают у респондентов положительных эмоций. Образ представителя Туманного Альбиона включает такие характеристики, как излишняя гордость (указали 52% респондентов), избалованность (45%) и скука, которая является их неизменным спутником (45%). Также англичане представляются апатичными к происходящему вокруг них, весьма хитрыми и довольно жадными. Единственными положительными чертами, которые респонденты приписывают данной нации, являются высокие интеллектуальные способности (43%), психическая уравновешенность и внешнее спокойствие (39%).    

Евреи как еще одни представители своеобразной этнической галереи стереотипов получились наиболее противоречивыми с точки зрения данных им характеристик. Итак, типичный еврей в представлении опрошенных лиц выглядит в высшей степени хитрым (подтвердили 73% респондентов), очень жадным и охочим до богатства (63%), а также не выживающим доверия, лживым (47%). Но, несмотря на такие негативные черты, представители этой национальности наделяются также и положительными элементами. Респонденты считают их весьма умными (77%), довольно трудолюбивыми (48%) и активными по жизни (43%) людьми.

И, наконец, русские в своем же представлении представляют собой целую палитру по большей части позитивных стереотипов. Русский человек очень веселый от природы (так утверждают 62% респондентов), дружелюбно относится ко всем окружающим его людям (60%), весьма щедрый и всегда поделится с другим (58%), в тоже время он непритязателен к условиям и может стойко переносить их (56%), простой (55%), весьма добрый (53%) и активный в любом виде деятельности (47%). Наиболее типичными негативными его характеристиками. По итогам опроса, являются высокая степень лени (31%), перечеркивающая иногда всю активность, и раздражительность (31%).

Стереотип или жизненная позиция?

Наряду с гендерными, возрастными и этническими стереотипами человека также окружает целевая пелена стереотипов социальных, включающих в себя сферы образования, профессиональной деятельности и быта. По итогам опроса удалось выделить некоторые из них. Так, больше половины принявших участие в опросе лиц (53%) подвержены уверенности в том, что сейчас честным трудом невозможно заработать больших денег и обрести богатство. А подобная уверенность порождает стремление обманывать, врать и искать «черные» пути, что, несомненно, является негативным во многих отношениях моментом. Другой стереотип касается престижности тех или иных работ и заключается в том, что физический труд, каким бы тяжелым он не был, всегда окажется низкооплачиваемым. Подобным образом считают 43% опрошенных лиц. 39% респондентов откровенно заявляют, что в современном мире без связей и «блата» невозможно добиться чего-либо серьезного и заметного. Судя по таким ответам, можно легко предположить, что это и является их жизненной стратегией. Еще одним, связанным с предыдущим, является стереотип о том, что если дать определенную сумму кому надо, то все дела разрешать быстро и с положительным результатом, т.е. определенная установка на коррупцию. Таким образом, доминирующие в умах россиян социальные стереотипы являются в большинстве своем негативными и антисоциальными.

Отметьте, пожалуйста, с какими из приведенных ниже утверждений Вы согласны?

 

 

* Онлайн-опрос проведен среди 454 участников в возрасте от 18 до 70 лет из 9 Федеральных округов РФ.

iom.anketolog.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о