Русалова: Недопустимое название — Psylab.info

2. Концепция темперамента в.М. Русалова.

Известный психофизиолог В. М. Русалов на основе концепции свойств нерв­ной системы предложил в конце 1980-х гг. свою трактовку свойств темперамента. Эта концепция заслуживает внимания, поскольку в ней учитывались достижения современной физиологии. Русалов, исходя из теории функциональной системы П. К. Анохина, включающей четыре блока — хранения, цнркулнрования и перера­ботки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи, — выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переклю­чения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темпера­мента изменилась и вместо двух параметров — активности и чувствительности —были выделены уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластич­ность, скорость и эмоциональность (чувствительность).

Все эти компоненты тем­перамента, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены. Так, темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, должны пониматься как основные характеристики 4’ункциональных систем, обеспечиваю­щих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

С точки зрения данной концепции темперамент — это психобиологическая ка­тегория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожден­ными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора данной концепции, представляют собой «системное обобщение» генетически заданных индивидуаль­ных биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содер­жания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — пред­метной деятельностью и общением — каждое из выделенных свойств темперамен­та должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в этих видах деятельности они проявляются по-разному.

Так, по мнению Русалова, психологи­ческой характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических про­цессов и поведения, которые данные свойства порождают. Например, активность, как свойство темперамента, в познавательных психических процессах проявляет­ся в том, насколько человек в состоянии сосредоточиться на определенном объек­те или его аспекте. В свою очередь, темп проявляется в том, насколько быстро про­текают соответствующие психические процессы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту воз­никновения и прекращения того или иного познавательного процесса или его пе­реключения с одного объекта на другой. Например, некоторые люди медленно включаются в интеллектуальную деятельность или переключаются с одной темы на другую. Другие быстро запоминают или вспоминают информацию. Здесь так­же следует иметь в виду, что указанные особенности не определяют способности людей.

Стрельникова Г.В., Стрельникова И.В., Русалова М.Н. Особенности когнитивного стиля и биоэлектрической активности мозга киберспортсменов

Скачать статью в формате PDF

Дата публикации 01.12.2017 г. 

УДК 612.01; 796

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ И БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА КИБЕРСПОРТСМЕНОВ

1Стрельникова Г.В., 1Стрельникова И.В., 2Русалова М.Н.

1 ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры»

Малаховка, Россия

2Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН

Москва, Россия

Ключевые слова: когнитивная деятельность, киберспорт, counter strike, межполушарное взаимодействие.

Аннотация. Целью исследования было выявление особенностей когнитивного стиля и биоэлектрической активности головного мозга киберспортсменов, выступающих в Counter Strike. Результаты исследования показали, что высокая активность одного из полушарий указывает наиболее востребованную стратегию действий в соревновательной игре.

В данном исследовании более востребованными оказались стратегия и когнитивный стиль правого полушария. Соревновательная результативность киберспортсменов, играющих в Counter Strike, обусловлена хорошо развитой способностью видеть ситуацию в целом, легко ориентироваться в игровом пространстве, сформированным синтетическим мышлением, умением быстро ориентироваться на внешние факторы и взаимодействовать в командной деятельности.

PECULIARITIES OF COGNITIVE STYLE AND BIOELECTRIC ACTIVITY OF THE BRAIN OF CYBERSPORTSMEN

1 G.V. Strelnikova, 1 I.V. Strelnikova, 2 M.N. Rusalova

1Moscow State Academy of Physical education

Malakhovka, Russia

2Institute of Higher Nervous Activity and Neurophysiology RAS

Moscow, Russia

Key words: cognitive activity, e-sports, counter strike, interhemispheric interaction.

Annotation. The purpose of the study was to reveal the peculiarities of the cognitive style and bioelectrical activity of the brain of cyber-athletes performing in Counter Strike.

The results of the research showed that the high activity of one of the hemispheres indicates the most demanded strategy of action in the competitive game. In this study, the strategy and cognitive style of the right hemisphere turned out to be more in demand. The competitive performance of cyber sportsmen playing in Counter Strike is due to the well-developed ability to see the situation as a whole, to easily navigate in the game space formed by synthetic thinking, the ability to quickly orient oneself to external factors and interact in teamwork.

Введение. Компьютерный спорт (киберспорт) является новым видом спортивной деятельности, реализуемой как в ходе соревнований, так и в ходе тренировочного процесса. Согласно классификации Л.П. Матвеева [3], компьютерный спорт (киберспорт) можно отнести к 5-й группе видов спорта, основное содержание которых определяется абстрактно-логическим обыгрыванием спортсмена при сниженной двигательной активности. При этом в отдельных киберспортивных дисциплинах требуется мгновенная оценка и максимально быстрая реакция в конкретной соревновательной ситуации.

  Можно предположить, что особенности сенсомоторных реакций и когнитивных процессов являются профессионально значимыми качествами в киберспорте.

Исследованиям именно этих сфер игроков в компьютерные игры уделяется большое внимание [2, 4, 5]. Считается, что игровая виртуальная реальность  адресуется к широкому спектру перцептивных процессов и может трансформировать у игрока когнитивные процессы разного порядка: перцептивную чувствительность, качество зрительного восприятия, когнитивный стиль стратегии решения задачи и т.д. В целом результаты исследований показывают, что для лиц, играющих в компьютерные игры, характерны высокая скорость реакции, способность одновременно отслеживать большое количество объектов и их динамику, гибкий когнитивный контроль. Однако следует отметить, что физиологические механизмы этих процессов у киберспортсменов практически не исследовались.

Поскольку их основой является деятельность центральной нервной системы, представляется интересным рассмотреть особенности биоэлектрической активности больших полушарий мозга киберспортсменов во взаимосвязи с особенностями их когнитивного стиля.

Цель исследования: выявить особенности когнитивного стиля и биоэлектрической активности головного мозга киберспортсменов, выступающих в Counter Strike.

Методы и организация исследования.

Было обследовано 15 спортсменов Московской Киберспортивной Лиги, выступающих в Counter Strike, которые составили экспериментальную группу (ЭГ). Электроэнцефалографические показатели, характеризующие активность различных отделов коры больших полушарий мозга, регистрировали по международной схеме 10-20 % от 16 отведений: Fp1, Fp2, F3, F4, F7, F8, СЗ, С4, РЗ, Р4, ТЗ, Т4, Т5, Т6, О1, О2. В качестве референтного  использовали объединенный ушной электрод. Частота опроса составляла 500 Гц. Полоса пропускания 0.3 – 80 Гц.  Запись биопотенциалов проводили на установке, состоящей из 21-канального усилителя – Комплекса аппаратно-программного для топографического картирования электрической активности мозга  «Нейро-КМ»  научно-медицинской фирмы  «Статокин»  и персонального компьютера.

  Удаление сетевой наводки осуществлялось с помощью режекторного фильтра 50 Гц. Для анализа результатов использовали программы  «BRAINSYS»  (Научно-производственная фирма  «Нейрометрикс» , Москва, автор Митрофанов А.А.).

В качестве ЭЭГ показателя использовали суммарный альфа-ритм в полосе 8-13 Гц. Представление о том, что альфа-ритм является исключительно  «ритмом покоя», в настоящее время считается неточным. Напротив, «показано, что функциональное ядро, организующее  биоэлектрическую активность мозга, формируются осцилляциями, обладающими альфа активностью» [1, с. 32.]. Предполагается, что альфа-ритм наряду с тета- и бета- ритмами организует такие процессы как память, внимание, обучение, мотивации и эмоции.

Спортсмены играли час, при этом перед началом игры и после неё регистрировалась электроэнцефалограмма (ЭЭГ). В данной работе наиболее демонстративными оказались когерентные связи в суммарном альфа диапазоне.

Особенности когнитивного стиля «полезависимость — поленезависимость» (ПЗ — ПНЗ) определялись с помощью Теста включенных фигур. Для оценки когнитивных функций был использованы   «Прогрессивные матрицы Равена»  и Краткий ориентировочный тест (КОТ).

В качестве контрольной группы (КГ) выступали студенты разных вузов, не занимающиеся киберспортом (15 человек).

Статистическая обработка полученных результатов  проводилась с помощью стандартных методов. Нормальность распределения выборок проверялась с помощью критерия Колмогорова – Смирнова. При нормальном распределении выборки достоверность различий между средними арифметическими значениями выборок определялась по t–критерию Стьюдента. При определении достоверности различий брался 5%-ный уровень значимости, что является надежным уровнем значимости в педагогических исследованиях. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программ Microsoft Excel.

Результаты исследования. Рассмотрим результаты статистического анализа когнитивных характеристики исследуемых групп (табл.1).

Таблица 1

Достоверность различий показателей когнитивных процессов  киберспортсменов (ЭГ) и не спортсменов (КГ)

Статисти

ческие величины

И пз — пнз

Тест Равена (правильные ответы)

КОТ

Всего

A

B

C

D

E

t

5,216

0,196

1,191

0,362

0,000

0,863

0,282

0,949

p

0,000*

0,863

0,324

0,698

1,000

0,402

0,776

0,387

 

Статистическая обработка говорит о наличии достоверных различий на 5%-ном уровне значимости в показателях когнитивного стиля (Ипз – пнз) между КГ и ЭГ. Таким образом, можно говорит о специфике когнитивного стиля киберспортсменов. А именно, по результатам тестирования киберспортсмены более полезависимы в отличие от не игроков. Это логично, так как полезависимость характеризуется тем, что человек ориентируется на внешние источники информации и поэтому в большей мере испытывает влияние контекста при решении перцептивных задач, а спортивная компьютерная игра Counter Strike, рассматриваемая в данном исследовании, является командной игрой. Во многом результат данных игр напрямую зависит от согласованности действий всех игроков команды и от изменений ситуации на игровом поле, что вносит корректировку в принятие решений конкретным игроком. Для достижения победы игрок становится зависимым от многих внешних факторов и от коллективного решения своей команды. Этим можно объяснить наблюдаемые различия между спортсменами и не спортсменами.

В то же время, согласно представленным в таблице 1 данным, во всех остальных показателях когнитивной сферы достоверных различий между исследуемыми группами не наблюдается, уровень развития разных когнитивных функций в обеих группах одинаковый.

Анализ биоэлектрической активности мозга киберспортсменов показал следующее.

Перед соревнованием у спортсменов активируются межполушарные связи в затылочных и лобных отделах мозга. На рисунке 1 отчетливо прослеживаются дистантно удаленные  когерентные связи  между передними и затылочными отделами  коры головного мозга, а также высокая межполушарная когерентность, особенно в лобных отделах.

Важность этого явления заключается в том, что, согласно гипотезе эффективного билатерального взаимодействия как физиологической основы общей одаренности, одновременное использование резервов обоих полушарий способствует привлечению больших ресурсов для решения задачи: одновременно сравнивать и противопоставлять свойства объектов, вычленяемые познавательными стратегиями каждого из полушарий.

Рис.1. Увеличение лобных и затылочных  связей  перед соревнованием

 

Известно, что в затылочных зонах мозга располагается корковая часть зрительной сенсорной системы. Именно сюда поступают сигналы из периферических отделов зрительного анализатора, где происходит их анализ и последующее формирование зрительного образа. Поскольку в киберспортивных играх активно задействована зрительная сенсорная система, то повышенная активность этих зон и их тесная межполушарная связь являются важным фактором предсоревновательной настройки коры головного мозга к предстоящей соревновательной деятельности.

Лобные отделы мозга связаны с функциями программирования сложного поведения, принятия решений, планирования, анализа полученных результатов, произвольным поведением, что также активно востребовано в киберспортивных играх.

Кроме того, лобные доли мозга тесно связаны с ретикулярной формацией, получая от нее постоянные импульсы и направляя к ней кортикофугальные разряды. Это делает их важным органом регуляции активных состояний организма. Таким образом, лобные доли мозга объединяют информацию о внешнем мире, поступающую через аппараты экстерорецепторов, и информацию о внутреннем состоянии организма, и являются аппаратом, позволяющим регулировать поведение организма на основе учета эффекта совершаемых им действий.

Большинство внутри и межполушарных связей активно задействованы в ходе соревновательной деятельности киберспортсменов, которые должны за максимально короткое время проанализировать сложившуюся игровую ситуацию, принять решение и выполнить необходимое двигательное действие, реализуемое с использованием мелкой моторики рук, что  является необходимым условием успешности выполнения соревновательной деятельности киберспортсмена.

 Можно допустить, что выявленная нами высокая межполушарная когерентность в затылочных и лобных областях мозга отражает способность центральной нервной системы к концентрации активности в необходимых и достаточных границах, что, по-видимому, является одной из сторон адаптации организма к специфике спортивной деятельности.

Зарегистрированная сразу после соревновательной игры более выраженной оказывается активность правого полушария мозга (рис. 2).

 

Рис. 2. Преобладание правополушарных когерентных связей ЭЭГ сразу после соревнований

 

Значимость этого результата заключается в следующем. Известно, что левополушарное мышление связано с линейной, последовательной переработкой информации. Правое полушарие мозга ответственно за синтетическую деятельность мозга, оно обеспечивает наглядно-образное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Следует отметить, что с правым полушарием специалисты связывают и полезависимый когнитивный стиль.

Заключение. Таким образом, когнитивные стратегии каждого полушария различны. В этом случае более высокая активность одного из полушарий дает возможность увидеть, какая из стратегий является наиболее востребованной в данном виде соревновательной деятельности. В нашем исследовании более востребованными оказались стратегия и когнитивный стиль правого полушария. То есть соревновательная результативность киберспортсменов обусловлена в первую очередь хорошо развитой способностью видеть ситуацию в целом, легко ориентироваться в игровом пространстве, сформированным синтетическим мышлением, умением быстро ориентироваться на внешние факторы и взаимодействовать в командной деятельности.

Список литературы

  1. Базанова О.М. Современная интерпретация альфа-активности электроэнцефалограммы / О.М. Базанова // Успехи физиологических наук.-2009. — Т. 40. — №3.- С. 32–83.
  2. Компьютерный спорт (Киберспорт): проблемы и перспективы: Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции (в формате интернет-конференции). -Москва: РГУФКСМиТ, 2014.
  3. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры/ Л. П. Матвеев. -М.: Физкультура и спорт, 1977.
  4. Стрельникова Г.В. Особенности сенсомоторной и когнитивной сфер киберспортсменов, выступающих в разных дисциплинах / Г.В. Стрельникова, И.В. Стрельникова, Е.Л. Янкин // Наука и спорт: современные тенденции.- Казань, 2016.- №3(12). — С.64-69.
  5. Стрельникова И.В. Развивающий потенциал компьютерных игр / И.В. Стрельникова, Г.В. Стрельникова // Компьютерный спорт (Киберспорт): проблемы и перспективы. Материалы 111 Всероссийской научно-практической конференции (в формате интернет-конференции). .- Москва: РГУФКСМиТ, 2014.- С.95-97.

References

  1. Bazanova O.M. A modern interpretation of the EEG alpha activity / O.M. Bazanova // Uspekhi fiziologicheskikh nauk (Achievements of physiological sciences).- 2009. — V. 40. — №3.- P. 32-83.
  2. Cyber sport (eSport): Problems and aspects. Abstracts, III Russian research/practice conference (online conference), Moscow: Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, 2014.
  3. Matveev, L.P. Fundamentals of sports training: Textbook for physical culture institutes / L.P. Matveev. – Moscow: Physical culture and sports, 1977.
  4. Strelnikova G.V. Sensomotor and cognitive features of cyber sportsmen in different disciplines / V. Strelnikova, I.V. Strelnikova, E.L. Yankin // Nauka i sport: sovremennyye tendentsii (Science and sport: modern trends).- Kazan, 2016.- № 3 (12) — P. 64-69.
  5. Strelnikova, I.V. Leaning potential of computer games / I.V. Strelnikova, G. V. Strelnikova // Cyber sport (eSport): Problems and aspects. Abstracts, III Russian research/practice conference (online conference). – Moscow: Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, 2014. – P. 95-97.

 Сведения об авторах: Галина Владимировна Стрельникова  — старший преподаватель кафедры физиологии и биохимии ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры», Ирина Владимировна Стрельникова – кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой физиологии и биохимии ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры», Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Маргарита Николаевна Русалова – доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Учреждение Российской Академии Наук Институт Высшей Нервной Деятельности и Нейрофизиологии РАН, Москва

Русалка | Определение, легенда, история и факты

Андерсен, Ганс Христиан: Русалочка

Просмотреть все медиа

Связанные темы:
миф Мархен никс

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое русалка?

Русалка — легендарное морское существо с головой и верхней частью тела женщины и хвостом рыбы. В европейском фольклоре русалки были естественными существами, которые, как и феи, обладали магическими и пророческими способностями.

Может ли человек жениться на русалке?

Многие народные сказки рассказывают о браках между русалками (которые могут принимать человеческий облик) и мужчинами. В большинстве случаев мужчина крадет шапку или пояс русалки, ее гребень или зеркало. Пока предметы спрятаны, она живет с ним; если она находит их, она сразу же возвращается в море.

Русалки хороши или плохи для людей?

Иногда русалки добры, но обычно опасны для людей. Их дары приносили несчастья и могли стать причиной бедствий. Иногда они заманивали смертных на смерть, утопая или соблазняя молодых людей жить с ними под водой.

Какая сказка про русалку?

«Русалочка» — сказка Ганса Христиана Андерсена о юной русалочке, которая мечтает стать частью человеческого мира.

Что породило миф о русалках?

Водные млекопитающие, такие как дюгони и ламантины, которые кормят своих детенышей над водой по-человечески, считаются некоторыми источниками мифов о русалках.

русалка , мужской род русалка , легендарное морское существо с головой и верхней частью тела человека и хвостом рыбы. Подобные божественные или полубожественные существа появляются в древних мифологиях (например, халдейский морской бог Эа или Оаннес). В европейском фольклоре русалки (иногда называемые сиренами) и водяные были естественными существами, которые, как и феи, обладали магическими и пророческими способностями. Они любили музыку и часто пели. Хотя они жили очень долго, они были смертны и не имели души.

Многие народные сказки рассказывают о браках между русалками (которые могут принимать человеческий облик) и мужчинами. В большинстве случаев мужчина крадет у русалки шапку или пояс, ее гребешок или зеркало. Пока предметы спрятаны, она живет с ним; если она их находит, то сразу же возвращается к морю. В некоторых вариантах брак длится, пока выполняются определенные согласованные условия, и заканчивается, когда условия нарушаются.

Иногда русалки и русалки были добры, но обычно опасны для человека. Их дары приносили несчастья, а если их обижать, существа вызывали наводнения или другие бедствия. Увидеть его в плавании было предзнаменованием кораблекрушения. Иногда они заманивали смертных на смерть, утопая, как это делала Лорелей с Рейна, или заманивали молодых людей жить с ними под водой, как это делала русалка, чье изображение высечено на скамье в церкви Зеннора, Корнуолл, Англия.

Водные млекопитающие, такие как дюгонь и ламантин, которые кормят своих детенышей над водой по-человечески, по мнению некоторых, лежат в основе этих легенд.

Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Адамом Августином.

Фантастически неправильно: убийственная, а иногда и сексуальная история русалки

Никогда не остаться в стороне от распространения дезинформации, писал великий римский естествоиспытатель Плиний Старший, чей Естествознание будет служить научным евангелием на века вперед. из нереид. Это были нимфы, которых мы узнали бы как русалок-полулюдей-полурыб, хотя «часть тела, напоминающая человеческую фигуру, все еще покрыта чешуей». Он отмечает, что Легат Галльский однажды написал императору Августу, утверждая, что нашел «значительное число» из них «мертвыми на берегу моря». Плиний также упоминает «моряков», которые с наступлением ночи «забираются на корабли; на котором борт судна, на котором он сидел, тотчас же опустился бы вниз, а если бы он оставался там какое-то значительное время, то даже ушел бы под воду».

Такая злобность отражается в сиренах из греческой мифологии, которые по-разному изображались в виде красивых женщин, полуптиц-полуженщин и русалок. Эти изверги заманивали мужчин на смерть сексуальными песнями, как хорошо знал Одиссей. Он приказал своим людям привязать его к мачте корабля, чтобы не стать жертвой, когда они пролетали мимо острова сирен, в то время как его люди заткнули уши воском.

Пара русалка-русалка из эпического фолианта итальянского натуралиста XVI века Улисса Альдрованди Monstrorum Historia , что переводится как Давай капнем немного кислоты, спустимся к реке и просто нарисуем то, что видим, чувак .

Источник

Таким образом, русалки вошли в европейскую мифологию с противоречивыми личностями: иногда их изображали как красивых соблазнительных девушек — почти богинь, подобных Атаргатис — которых страстно желали одинокие моряки, а также изображали как сирен, похожих на зверей, которые тащили мужчин в океан. чернильно-черные глубины. Но каким бы ни было изображение, русалки проникли глубоко в морские знания Средневековья.

Действительно, лучше избегать русалок и водяных, просто для уверенности. Олаус Магнус, писатель и картограф 16-го века, чья основополагающая карта Carta Marina одержимо каталогизировала множество морских чудовищ вокруг Скандинавии, отметил, что рыбаки утверждают, что если вы выловите русалку или водяного, «и не отпустите их сейчас, поднимется такая жестокая буря, и вместе с ней придет такой ужасный плач по поводу таких людей и некоторых других чудовищ, присоединившихся к ним, что вам покажется, что небо должно рухнуть». Было широко распространено мнение, что морских людей ужасно не повезло увидеть или зацепить.

Изображение русалки Джоном Уильямом Уотерхаусом 1901 года.

Wikimedia

Другие встречи были более безобидными. В 1430 году в Нидерландах рассказывали, что после того, как дамбы возле города Эдам рухнули во время шторма, несколько девушек, гребших в лодке, нашли русалку, «барахтающуюся в мелкой мутной воде», согласно Стандартному словарю . Фольклор, мифология и легенда . «Они затащили ее в летучую мышь, отвезли домой и [и] одели в женскую одежду», что было хорошим выбором, учитывая, что она была женщиной. Однако ее нельзя было научить говорить, и она оставалась полностью немой.

Древняя вера в то, что у каждого наземного животного должен быть аналог в море, была распространена, и люди не были исключением. Очевидно, там должны быть морские коровы, морские коньки и морские свиньи. Итак, хотя нас представляла русалка в море, некоторые утверждали, что все стало еще более конкретным, и что у духовенства были свои водные представители.

В середине XVI века французскому натуралисту Гийому Ронделе якобы попали в руки два экземпляра, поразительно похожие на пару религиозных типов: монахи и епископы.

Добавить комментарий