Какой мы видим идеальную семью
12 073
Родителям
Разумеется, в безупречную семью в наше время не верит больше никто. Однако каждый из нас продолжает о ней мечтать — о семье наших фантазий, полной противоположности реальной семье, в которой прошло наше детство или которую по мере сил мы построили сами. Этот образ существует где-то между нашим сознанием и бессознательным. Мечту о семейном рае каждый взращивает в себе на основе переживаний и пытается воплотить в жизнь в меру своего честолюбия.
«У всех семей есть собственное представление не только об идеале, но и о норме, и каждая семья отличается от прочих тем, насколько она различает эти два понятия, — считает семейный психотерапевт Роберт Нойбургер. — Идеал нам необходим как некий мотор, позволяющий двигаться вперед по жизни. Но когда планка поставлена слишком высоко и мы чересчур требовательны к себе, начинаются трудности».
А запросы наши неумолимо растут. В понятии «семья» нам видится некое пристанище безоблачного счастья. И по мере того как внешний мир выглядит все более недружелюбным, угрожающим, семья обретает черты последнего прибежища.
«Для нас, россиян, она — безусловная ценность, — полагает социолог Лев Гудков, анализируя исследования «Левада-центра» за последние 20 лет. — Семья остается чуть ли не единственной точкой опоры, ведь 73% из нас доверяют лишь самым близким людям». Нам хочется, чтобы наша семья всегда была мирной и дружной, а по cути, безупречной.
Идеал уводит нас от контакта с реальностью, уносит в другой мир, не давая действовать
«Мечты, идеальные представления помогают нам осознать, как нужно строить жизнь, на что ориентироваться, куда стремиться», — говорит семейный психотерапевт Екатерина Дайчик. «Но когда контраст мечты с действительностью слишком велик, — уточняет семейный психотерапевт Гражина Будинайте, — идеал уводит нас от контакта с реальностью, уносит в другой мир, не давая действовать».
На консультацию к психотерапевтам сегодня часто приходят родители, убежденные в том, что они не могут справиться с обязанностями, чувствующие себя разочарованными и некомпетентными. «Осмысливая свои идеальные представления о семье, — продолжает Гражина Будинайте, — мы даем себе ресурс для более зрелого взаимодействия в ней».
Поэтому нам стоит осознать те убеждения и фантазии, которые мешают нашим детям формироваться как личностям, а нам — выполнять родительский долг без излишнего чувства вины и мучительных сомнений.
Идеал № 1. Все друг друга любят
В отношениях царит естественная гармония. Уважение, взаимопонимание и нежность между всеми членами семьи превращают повседневную жизнь в мирную гавань.
Этот неотразимо привлекательный идеал основан на серьезной логической ошибке. Ведь известно, что чувства наши неоднозначны и любовь между членами семьи подразумевает среди прочего и соперничество, а также раздражение, гнев или даже ненависть.
«Отрицая это измерение человеческих отношений, ожидая полного слияния друг с другом, мы вступаем в серьезный разлад с собственными эмоциями, который разрушителен для нашей души, — говорит Гражина Будинайте. — Наш партнер может повести себя не так, как ему предписывает идеальная «картинка», — вспылить, рассердиться, и у нас тут же возникнет ощущение, что он нас предал, что он совсем не такой, каким должен быть, а значит, и дальнейшая жизнь с ним невозможна».
Между партнерами существуют две противостоящие друг другу потребности: потребность в другом человеке и потребность в независимости. «Маятник чувств должен раскачиваться в нас свободно, без обвинений и самообвинений, — говорит семейный психотерапевт Серж Эфес. — Его колебания — то сближение, то отдаление — могут вызывать конфликты и причинять боль, но именно они помогают установить правильную дистанцию, необходимую для здоровых отношений».
Преувеличение эмоциональной ценности семьи вредно для всех
Опасно и ожидание огромного удовольствия, которое члены семьи якобы должны получать от совместной жизни.
«Я часто слышу, как родители говорят: «Общаться с моими детьми — одно удовольствие!» — рассказывает Роберт Нойбургер. — Как будто семья — это клуб, участники которого собрались на основе общих интересов. На самом деле наша обязанность заключается не в том, чтобы любить ребенка за его достоинства или за удовольствие, которое нам доставляет его общество. Родительский долг — научить детей соблюдать определенные правила и обеспечить им по мере возможности наилучшие условия для жизни».
Не будем забывать и о том, что «милый» ребенок вполне может превратиться во «вредного». И что тогда? Неужели мы перестанем его любить? Становится понятно, что подобное преувеличение эмоциональной ценности семьи вредно для всех.
Идеал № 2. Все общаются, все слушают
Разговоры непринужденны и легки, недоразумения рассеиваются сразу. Никто не хлопает дверями, не кричит, никаких стрессов. Разве могут в такой атмосфере возникнуть конфликты?
Надо признать, что эта мечта обладает особым обаянием. Сегодня связи между нами менее прочны, чем это было раньше, и конфликт многие воспринимают как угрозу, ассоциируя его с непониманием, а значит, и опасностью распада пары или семьи. «Страх поссориться связан с нашим представлением о том, что конструктивных конфликтов не бывает», — уточняет Екатерина Дайчик.
Поэтому мы избегаем всего, что может вызвать разногласия: мы ведем переговоры, торгуемся, задабриваем, только бы не вступить в конфронтацию. Это плохая стратегия, потому что конфликты способны оздоровить отношения, позволяя всем членам семьи добиться признания своей роли и своей значимости.
«Уходя от конфликта, мы теряем путь к выстраиванию позитивных отношений, так как не имеем возможности выплеснуть свое недовольство или настоять на своем», — говорит Екатерина Дайчик. Каждый подавленный конфликт подпитывает скрытый гнев, который в итоге обязательно вырвется наружу или обернется против самого человека.
Порой умолчания необходимы — они отмечают границы между разными поколениями
Специалисты уверены, что в понимании многих родителей качественное общение означает долгие разговоры. Это новая болезнь века: слишком много слов и назиданий приводят к результату, который противоположен тому, чего мы хотим достичь, — дети больше ничего не слышат!
«Настоящее общение включает и невербальный компонент — наши жесты, действия и даже молчание, — напоминает Серж Эфес. — В семье, как и в паре, не нужно постоянно обо всем друг другу рассказывать. Порой умолчания необходимы — они отмечают границы между разными поколениями.
Родители считают свободу эмоционального и словесного самовыражения в общении с детьми доказательством настоящей близости. Но в таких отношениях дети чувствуют себя как в ловушке — некоторые из них даже уходят в опасные виды поведения — зависимости, нанесение себе телесных травм, выражая свою потребность в отделении от родителей. Конфликты позволили бы им вздохнуть свободнее».
Идеал № 3. Ни угроз, ни наказаний
Власть применять не требуется — ребенок легко усваивает все правила. Он «по своей воле» принимает ограничения, установленные родителями, и согласен, что они нужны для его развития.
С этой широко распространенной фантазией бороться трудно. «В ней заложена идея, отвергающая систему подавления личности ребенка, которую многие из нас ощущали на себе в детском саду или школе», — говорит Гражина Будинайте. У истоков этого идеала стоит представление о ребенке, внутри у которого уже есть все, что нужно для роста, и его достаточно поливать и выставлять на солнышко, чтобы он раскрылся, как цветок.
«Родители нередко полагают, — добавляет Гражина Будинайте, — что ребенок может сам, спонтанно научиться правилам и нормам жизни в обществе». По ее мнению, такое убеждение губительно, так как оно отрицает важность передачи родителями знаний новому поколению. Ведь наша работа в том, чтобы объяснять детям правила и ограничения, прежде чем применять их на практике.
Взрослые терпят, ведь у них есть внутренняя установка: ты плохой родитель, если давишь на ребенка
Как подчеркивала классик детского психоанализа Франсуаза Дольто, именно так взрослые «очеловечивают», «цивилизуют» детей. Не стоит забывать и о том, что дети быстро начинают пользоваться родительским чувством вины и прекрасно умеют играть на нем: в результате страх нарушить семейную гармонию оборачивается против самих взрослых.
«Эти взрослые терпят, ведь у них есть внутренняя установка: ты плохой родитель, если давишь на ребенка или ставишь перед ним барьер, — говорит Гражина Будинайте. — В такой семье начинает заправлять ребенок, становится ее главой. Но там, где нет правил и границ, у детей растет чувство тревоги, им неуютно от собственной вседозволенности».
Идеал № 4. Личность каждого раскрывается
«Личностный рост» у всех на устах. Все хотят интересной и радостной жизни, но при одном условии: не жертвовать ни отношениями в паре, ни личной свободой.
Эту задачу решить нелегко. Ведь под личностным ростом многие понимают отсутствие любых ограничений. «Семья воспринимается как нечто, что должно гарантировать счастье для всех, — размышляет Серж Эфес. — Как ни парадоксально, такое видение снимает ответственность за происходящее в семье с ее членов, ведь они считают, что семейная ячейка должна работать сама по себе.
Если все счастливы — семья хорошая, если «машину счастья» начинает заедать — семья плохая. Легко убедиться, что это возведение семьи в ранг всемогущего талисмана порождает неуверенность в будущем».
Каково противоядие от этой токсичной концепции? Важно не забывать, что для детей семья — место, где они постепенно учатся отделяться от родителей, как птенцы учатся летать. Если же все желания удовлетворяются в семье, разве может возникнуть потребность улететь из родного гнезда?
Повторный брак: ставки высоки
Новая семья поможет освободиться от гнета идеала или, наоборот, заставит поднять планку еще выше. По мнению детского психотерапевта Катрин Жуссельм, второе происходит чаще. Но все же эмоциональное давление наших ожиданий можно снизить.
Дайте себе время. В новой семье детям, а также их новому второму родителю оно нужно, чтобы познакомиться друг с другом, найти свое место и занять личную территорию — в своем ритме и ни перед кем не отчитываясь. Торопливость может лишь ускорить появление взаимонепонимания. Рассказывать другим все, конечно, не нужно, но разговаривать друг с другом полезно. Особенно если четко объяснять, что именно идет не так.
Вступить в повторный брак — значит осмелиться рассказывать новому партнеру о своих сомнениях, страхах, ранах и разочарованиях, как только они возникают, чтобы не создавать недоразумений и не накапливать обид. Одной любви недостаточно: мы имеем право на уважение, ясно говоря, что в семье, тем более сложившейся в результате повторного брака, все не обязаны любить друг друга, но должны друг друга уважать. Понимание этого позволит оздоровить отношения.
Скрытая угроза повторному союзу — сравнение. Сравнение отношений в новой семье с бывшим браком или семьями друзей ничего нам не даст. Воспитание детей требует творческого, индивидуального подхода — это особенно важно для семей, сложившихся в результате повторного брака.
Если мы чувствуем, что не можем справиться с ситуацией или со своими отрицательными эмоциями, важно попросить помощи у специалиста, чтобы не дать проблемам углубиться и обостриться.
Текст:Наталья ГридневаИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
Артемида, Гера, Деметра: 3 архетипа фаллических женщин — разбор с психологами
Скрытые послания: как видят первые свидания мужчины и женщины — мнение психологов
«Верунчик, сделай одолжение!» Почему опасно быть безотказной
«Узнала, что партнер подписался в соцсетях на бывшую жену. Как понять его поступок?»
«Все время ищу у себя болезни»: кто страдает ипохондрией и как от нее избавиться
Будни официанта: каковы они на самом деле
8 Марта: что нужно знать о празднике в XXI веке — исторический разбор
«Не рожала — не женщина»: 3 мифа о Международном женском дне — мнение редакции Psychologies.ru
Какой должна быть семья сочинение
- Сочинения /
- Семья
Родители всегда воспитывали меня примерным ребёнком, поэтому, я с уверенностью могу сказать, что знаю, какой должна быть настоящая семья.
Самое важное и ценное, что есть у человека – это семья. Она не может быть хорошей или плохой, ведь все мы индивидуальны. Главное в семье – это любовь, доверие и понимание. Я всегда знала, что могу положиться на своих родных, довериться их мнению и советам.
Родители никогда не наказывали меня просто так. А если это и случалось, то я не обижалась, потому что знала, что виновата сама. Мама всегда старалась дать мне всё, что нужно, а папа, в свою очередь, поддерживал мои начинания и всячески способствовал осуществлению моих желаний.
Мне никогда не хотелось чего-то сверхъестественного или недоступного, поэтому родителям было не сложно меня чем-то удивить и обрадовать. Мне очень приятно уделять много времени родным, ведь они для меня – целая жизнь, как и я для них.
Семья должна давать нам уверенность в завтрашнем дне, окутывать любовью, чтоб мы чувствовали свою значимость. Я не представляю свою жизнь без вечерних посиделок на кухне с родителями, когда за чашкой чая мы могли обсудить свой день, рассказать что-то интересное друг другу и просто искренне посмеяться. «Смех продлевает жизнь» – папа не раз говорил об этом.
Часто мы с родителями ездим на рыбалку. Хоть я и не люблю это скучное занятие, но мне приятно, что папа просто без ума от этого. В такие моменты мы действительно становимся ближе.
По выходным мы навещаем бабушку с дедушкой, помогаем им по хозяйству. Я просто обожаю бабушкины пироги – они пахнут клубникой и любовью. Такие моменты действительно многое для меня значат. Помощь близким – вот ещё одна важная составляющая семейных отношений.
Перед каким-то важным днём мои родители всегда рядом. Мама помогает справиться тревогой, а папа нервно ходит вокруг и старается не подавать виду. Папа у меня скупой на проявление эмоций, но я точно знаю и вижу, как он меня любит. В эти моменты я чувствую сплочённость нашей семьи.
Какой должна быть семья? Пожалуй, однозначного ответа на этот вопрос найти нельзя. Для каждого семья – это уголок, где ты можешь быть самим собой. Это поддержка, понимание, помощь и любовь, без которых человек чувствует себя неполноценным.
Другие темы:← Дети в семье↑ СемьяГлавные люди в жизни человека (семья) →
Какой должна быть семья
Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине Гадающая Светлана Брюллова (для 6 класса)
В старину на Руси было принято, чтобы девушки гадали на женихов, на будущую жизнь, и на многое другое.
- Сочинение Коровьев в романе Мастер и Маргарита (образ и характеристика)
Коровьев — персонаж романа М.А.Булгакова Мастер и Маргарита. Второе его имя — Фагот, так его величают в свите Воланда, где герой представлен правой рукой Воланда, главным его помощником.
- Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова
Фёдор Михайлович Достоевский в своих произведениях очень часто описывал большое количество образов, через которые он создавал всю свою уникальную атмосферу в произведении, показывал вещи такими, какие они есть на самом деле
Важность семьи (5 веских причин)
| Почему семья важна в нашей жизни | Как построить дружную семью |
Наши семьи — одна из самых важных вещей в нашей жизни. Исследователи заметили, что во всех обществах, которые они изучали, семья играет решающую роль в успехе людей.
Влияние семьи на маленьких детей может длиться всю жизнь во многих отношениях. Здоровые семьи являются строительными блоками здорового общества.
Важность семьи
Семья — ключ к успеху в жизни
Исследование Гарвардского университета, проведенное в 1938 году, пыталось раскрыть секрет воспитания успешных детей.
268 студентов мужского пола из Гарварда в течение 70 лет отслеживались в рамках Гарвардского исследования грантов, первого в своем роде. Анализировалось их психическое и физическое здоровье, а также их успехи и неудачи.
Один четкий вывод – семья важна, потому что успешная и счастливая жизнь зависит от любящей семьи и здоровых отношений 1 .
Семейные отношения закладывают основу будущих отношений
Люди — социальные существа. Мы устроены, чтобы общаться с другими и процветать в крепких отношениях.
Первые отношения детей с родителями.
В раннем возрасте у ребенка формируется прочная связь с родителями, которая формирует его отношение к себе и другим. Крепкие отношения между родителями и детьми помогают детям развить чувство безопасности.
Качество этих близких отношений будет влиять на способность ребенка формировать и поддерживать отношения во взрослой жизни. Если эти отношения сильны, ребенок с большей вероятностью будет успешно ориентироваться и формировать значимые будущие отношения 2 .
Семья может изменить развитие мозга
Ранний опыт ребенка создает прочную или хрупкую основу для поведения, обучения и здоровья.
Для детей младшего возраста семейная жизнь составляет большую часть их раннего опыта, и родители являются их первыми учителями и образцами для подражания.
Детский мозг со временем развивается снизу вверх. Стабильные, заботливые и отзывчивые родители, а также положительный семейный опыт способствуют здоровому развитию архитектуры детского мозга .
Здоровая семья, состоящая из хороших родителей, связана с лучшей эмоциональной регуляцией, послушанием, успеваемостью, социальной компетентностью и устойчивостью 3 .
Семья может укрепить психическое здоровье и благополучие
В подростковом возрасте влияние сверстников начинает затмевать влияние родителей, но сила семьи продолжает играть важную роль в формировании развития подростков.
Наличие крепкой семьи с позитивными отношениями связано с более низким уровнем подростковой депрессии и правонарушений 4 .
Психологические расстройства, экстернализирующее поведение и депрессия среди подростков значительно снижаются при поддержке родителей.
Умеренный уровень контроля и мониторинга также, по-видимому, предотвращает антиобщественное поведение подростков 5 .
Исследования также показывают, что хорошие семейные традиции воспитывают у подростков чувство идентичности и повышают самооценку .
Положительные семейные связи приводят к более низкому уровню расстройств поведения и более сильному чувству семейной сплоченности, что помогает им переносить трудные времена и разрушения 6 .
С другой стороны, негативные семейные отношения в неблагополучных семьях в подростковом возрасте отрицательно сказываются на импульсивном контроле подростков 7 и на их психическое и эмоциональное здоровье во взрослом возрасте 8 .
Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством.
Здоровые отношения в семье предопределяют удовлетворенность жизнью
Семья продолжает оказывать важное влияние на жизнь ребенка по мере его взросления.
В исследовании Университета штата Индиана изучались уровни удовлетворенности жизнью на различных этапах взрослой жизни, начиная с ранней взрослой жизни (22–34 года) и заканчивая поздней взрослой жизнью (65 лет и старше).
Они обнаружили, что крепкая семейная жизнь была одним из самых сильных предикторов удовлетворенности жизнью на каждом этапе 9 .
Психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью тесно связаны между собой 10 . Качественное времяпрепровождение с семьей и совместное участие в семейных мероприятиях может оказать положительное влияние на психическое благополучие.
Взрослые дети, состоящие в браке, сообщают о высоком уровне удовлетворенности жизнью, когда они получают эмоциональную поддержку от своих супругов, которые теперь также являются частью их семьи 11
Как построить дружную семью
Инвестировать в поддержку семьи
Семьи удовлетворяют не только основные потребности детей, но и эмоциональные потребности. Любимый человек может стать источником силы в трудную минуту.
Демонстрация детям безусловной любви – один из лучших способов создать для них систему поддержки. Это их убежище, поэтому они знают, что всегда могут вернуться домой.
Улучшение общения
Открытое общение является ключом к установлению тесных связей.
Хорошее общение означает, что каждый должен иметь возможность высказаться, включая детей. Они могут вести открытые дискуссии и честно и уважительно делиться своими мыслями друг с другом.
Успешная семейная динамика зависит от уважения мыслей и чувств друг друга и компромиссов, когда это необходимо. Каждый член семьи чувствует себя связанным и частью чего-то большего, чем он сам.
Берегите время семейного обеда
Исследования семейных обедов и семейного времени постоянно показывают, что совместный прием пищи в семье коррелирует с больше положительными и меньшим количеством отрицательных результатов у детей 12 .
Частые семейные приемы пищи связаны с лучшим общением, потреблением пищи, успеваемостью в школе и психическим здоровьем, особенно у подростков 13 .
Кроме того, он помогает предотвратить поведение детей с высокой степенью риска, такое как злоупотребление психоактивными веществами, насилие, половые сношения и отсев из школы у детей 14 .
Проводите больше времени вместе
Нельзя переоценить важность совместного семейного времяпрепровождения, но это должно быть качественное время.
То, что вы чаще вместе, не улучшает отношения. Если бы это было правдой, у всех нас были бы идеальные отношения после изоляции. Важнее то, как мы проводим это время.
Качественное времяпрепровождение — это больше, чем просто развлечения. Выделить время, чтобы побыть со своим ребенком и помочь ему в трудные времена, также являются хорошими способами провести время с пользой.
Нужна помощь в мотивации детей?
Если вам нужны дополнительные советы и реальный пошаговый план, этот онлайн-курс «Как мотивировать детей» — отличное место для начала.
В нем описаны шаги, необходимые для выявления проблем с мотивацией у вашего ребенка, а также стратегия, которую вы можете применить, чтобы помочь ребенку развить самомотивацию и увлечься обучением.
Как только вы освоите эту научно обоснованную стратегию, мотивировать вашего ребенка станет легко и без стресса.
Была ли эта статья полезной?
Насколько это было полезно?
Как мы можем его улучшить?
Ссылки
1.
Woodhams V, de Lusignan S, Mughal S, et al. Триумф надежды над опытом: обучение на основе вмешательств по сокращению госпитализаций, которых можно было бы избежать, выявленных в рамках Академической сети здравоохранения и социальной помощи. BMC Health Serv Res . Опубликовано в сети 10 июня 2012 г. doi: 10.1186/1472-6963-12-153
2.
Симпсон Дж.А., Роулз В.С. Привязанность и отношения: вехи и будущие направления. Журнал социальных и личных отношений . Опубликовано в Интернете в марте 2010 г .: 173–180. дои: 10.1177/0265407509360909
3.
Шонкофф Дж.П., Ричмонд Дж.Б. Инвестиции в развитие детей младшего возраста закладывают основу для процветающего и устойчивого общества. В: Энциклопедия раннего развития детей . .; 2009: 1-5.
4.
ASELTINE RH, GORE S, COLTEN ME. Сочетание депрессии и злоупотребления психоактивными веществами в позднем подростковом возрасте. Дев Психопат .
Опубликовано в Интернете в сентябре 1998 г .: 549–570. дои: 10.1017/s09545794980017465.
Гриффин К., Ботвин Г., Шайер Л., Диас Т., Миллер Н. Практика воспитания как предиктор употребления психоактивных веществ, правонарушений и агрессии среди молодежи из числа городских меньшинств: смягчающее влияние структуры семьи и пола. Поведение психотерапевта . 2000;14(2):174-184. doi:10.1037//0893-164x.14.2.174
6.
Hair EC, Moore KA, Garrett SB, Ling T, Cleveland K. Неизменная важность качественных отношений между родителями и подростками в позднем подростковом возрасте. J Исследование подросткового возраста
7.
Айзенберг Н., Чжоу К., Спинрад Т.Л., Валиенте С., Фабес Р.А., Лью Дж. Отношения между позитивным воспитанием, детским усилием контроля и проблемами экстернализации: трехволновое лонгитюдное исследование. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете в сентябре 2005 г .: 1055-1071. doi:10.1111/j.1467-8624.2005.00897.x
8.
Fosco GM, Caruthers AS, Dishion TJ. Шестилетний прогностический тест качества подростковых семейных отношений и путей активного контроля к формирующемуся социальному и эмоциональному здоровью взрослых.
9.
Медли МЛ. Удовлетворенность жизнью на четырех этапах взрослой жизни. Int J Aging Hum Dev . Опубликовано в Интернете, октябрь 1980 г .: 193–209. doi: 10.2190/d4lg-aljq-8850-gydv
10.
Ryff CD, Keyes CLM. Пересмотр структуры психологического благополучия. Журнал личности и социальной психологии . Опубликовано в Интернете 1995: 719-727. дои: 10.1037/0022-3514.69.4.719
11.
Винховен Р. Исследование удовлетворенности жизнью . .; 1996.
12.
Сен Б. Взаимосвязь между частотой семейных ужинов и проблемным поведением подростков после поправки на другие семейные характеристики. Журнал подростков . Опубликовано в Интернете в феврале 2010 г .: 187–196. doi:10.1016/j.adolescence.2009.03.011
13.
Гиллман М.В. Семейный обед и качество диеты среди детей старшего возраста и подростков. Архив семейной медицины . Опубликовано в Интернете 1 марта 2000 г .: 235–240. doi:10.1001/archfami.9.3.235
14.
Фулкерсон Дж.А., Стори М., Меллин А., Лефферт Н., Ноймарк-Штайнер Д., Френч С.А. Частота семейного ужина и развитие подростков: взаимосвязь с активами развития и поведением с высоким риском. Журнал здоровья подростков . Опубликовано в Интернете в сентябре 2006 г .: 337–345. doi:10.1016/j.jadohealth.2005.12.026
О Памеле Ли
Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше
Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт
8 Семейные ценности, которые необходимо внедрить, по мнению экспертов по развитию детей
Термин «семейные ценности» может быть многозначным, но, не говоря уже о политических ассоциациях, они также являются важной основой воспитания. Независимо от того, заявлены они явно или нет, у каждой семьи есть свой набор убеждений и идеалов. Те, кто прилагает усилия для определения и воплощения в жизнь семейных ценностей, которые они хотят формировать в культуре своего дома, инвестируют в счастье своей семьи и будущее своих детей.
Думайте о семейных ценностях как о компасе: они должны направлять вас, вашего партнера и ваших детей к тому, какими людьми вы хотите быть и, в конечном счете, к той жизни, которой вы хотите жить. Установление четко определенной культуры может помочь каждому члену расти в характере и принимать решения, в конечном итоге создавая более счастливую семью, одновременно готовя детей к успешному переходу во взрослую жизнь.
Чтобы сдвинуться с мертвой точки, терапевт Кортни Конли, доктор медицинских наук, предлагает задать себе несколько простых вопросов: что важнее всего для вас и вашего партнера? Как вы хотите, чтобы ваши дети взаимодействовали с другими людьми? Чем вы хотите, чтобы ваша семья была известна?
Как только вы определитесь с набором из 5-10 основных ценностей, запишите их и держите под рукой, чтобы они были видны в качестве конкретного напоминания. Психолог Тамар Чамски, доктор философии, предлагает поощрять участие семьи, предлагая детям создавать документ вместе с вами, независимо от того, раскрашивают ли они, вырезают и склеивают картинки из журналов или пишут слова по буквам. Затем вместе решите, где вы хотите отобразить документ.
Записывание семейных ценностей — отличный способ вспомнить, что для вас важно, но помните, что действительно важно, чтобы ваши дети слышали, как вы говорите о них, и видели, как вы действуете в соответствии с ними. «Семейным ценностям учат, когда дети могут видеть, как их родители в реальной жизни демонстрируют эти ценности, даже когда это трудно», — говорит терапевт Стейси Хейнс, Эд. Д.
По словам Чански, один из способов сделать это — использовать значения в качестве напоминаний, когда вы корректируете поведение. «Потому что я так сказал» или «вы должны» могут вызвать чувство стыда, в то время как указание на ценности превращает рост в коллективное усилие. Например, когда ваши дети дерутся, вы можете сказать: «Помни, в нашем доме мы используем добрые слова». Через некоторое время вместо того, чтобы объяснять ценность, вы сможете спросить их: «Каков семейный подход к этому?»
Ценности, которые вы выберете, в конечном итоге будут такими же уникальными, как и ваша семья, но некоторые ценности универсальны и применимы в каждом доме. Вот восемь семейных ценностей, которые следует учитывать, по мнению экспертов по развитию детей.
1. ДобротаЛора Фройен, доктор философии, эксперт по развитию семьи и детей и тренер по воспитанию детей, говорит, что доброта должна стоять на первом месте в списке семей, которые хотят определить свои ценности, потому что она закладывает основу для многих других важные черты, такие как щедрость, сочувствие, сострадание и справедливость.
Подчеркивание важности доброты может помочь детям построить позитивные отношения как дома, так и вне дома, а также в будущем принимать решения, учитывающие благополучие других людей. Демонстрация доброты по отношению к своим детям также может помочь им увидеть, как приятно быть добрым, что побуждает их отражать это в других взаимодействиях.
2. Сострадание к себеДоброта — это не только хорошее отношение к другим. По словам Конли, детям также важно научиться быть добрыми к себе. По ее словам, один из способов сделать это — развить семейную культуру, в которой ошибки — это нормально, а негативные разговоры с самим собой — нет. Вы также можете показать своим детям важность заботы о себе, когда вы чувствуете напряжение.
Например, в тяжелый рабочий день сделайте перерыв, чтобы заняться любимым делом, и объясните своим детям, что никто не идеален, и иногда нашему уму и телу иногда нужен отдых, чтобы восстановить силы. По словам Фройена, помогая своим детям практиковать сострадание к себе, вы в конечном итоге поможете им более эффективно практиковать щедрость и сострадание по отношению к другим.
3. ЧестностьЧестность, или выполнение того, что вы обещали, — это еще один важный навык, который понадобится вашим детям, чтобы хорошо функционировать в дальнейшей жизни. По словам Фройена, возможность полагаться на других и на себя поможет им уверенно двигаться во взрослую жизнь.
Родители могут продемонстрировать честность, выполняя обещания. Например, если вы говорите своему сыну, что прочитаете ему книгу после встречи, сделайте для этого все, что в ваших силах, вместо того, чтобы отвечать на электронные письма или переключаться на другой звонок. Если вы этого не сделаете, признайте это и извинитесь. «Детям важно знать, каково это быть рядом с тем, кто держит свое слово», — говорит Фройен. «Вы создаете план их будущих отношений».
4. ОтветственностьПо словам Фройен, когда у них будет возможность внести значимый вклад, дети будут чувствовать себя важными членами семьи, что также будет способствовать развитию позитивных семейных отношений и улучшению поведения. Убедитесь в ценности ответственности, помогая своим детям добиться успеха в делах, которые им нравятся, будь то уборка игрушек по ночам, кормление собаки каждое утро или, для детей постарше, выполнение школьных заданий.
Чувство ответственности также помогает детям признавать ошибки и прилагать усилия для их исправления. Скажем, ваш старший ребенок бьет вашего младшего. Когда ценность ответственности прививается, старший ребенок может определить свою роль в причинении вреда младшему брату и сестре и, надеюсь, станет более чутким на этом пути.
5. Взаимное уважениеЕсли вы хотите, чтобы ваши дети уважали вас и других, начните с привития ценности взаимного уважения – все уважают всех. На практике это может выглядеть как уважение границ ваших детей, когда они говорят вам перестать щекотать их или слушать и реализовывать их идеи о том, что делать на выходных. Идея состоит в том, чтобы показать своим детям, что значит быть услышанным и принятым во внимание, чтобы они могли сделать то же самое для других людей (включая вас). «Когда ваши дети почувствуют уважение с вашей стороны, они также будут знать, как передать это другим», — говорит Фройен.
6. ЧестностьЧестность является основным компонентом позитивных отношений в вашей семье и успеха ваших детей в других областях, от школы до дружбы. Фройен говорит, что быть честным родителем, независимо от того, признаете ли вы свою неправоту или рассказываете о своих проблемах в соответствии с возрастом, также учит ваших детей, что они могут говорить правду, даже когда они боятся последствий. Навык честности также может помочь обезопасить ваших детей — когда они почувствуют, что могут открыто рассказать вам о том, что происходит, они вовлекут вас в процесс принятия решений.
7. ГибкостьУмение справляться с трудностями — важная часть работы с неожиданными жизненными событиями (например, глобальной пандемией). Эйприл Браун, терапевт и основатель The Heard Counseling, предлагает включить гибкость или приспособляемость в качестве ценности, которая поможет вашей семье приспособиться к изменениям.