Три типа людей и их потребности: шизоиды, истероиды и невротики
В копирайтинге есть два опасных заблуждения. Первое: «Копирайтер — это автор текстов для сайтов и работает за тысячи знаков». Если Вы уже давно читаете этот блог, то прекрасно понимаете абсурдность этого утверждения. Если же только начинаете читать блог, то Вам сюда.
Второе опасное заблуждение: «Копирайтинг — это написание рекламных текстов для продажи товаров, услуг или идей». Вы сейчас, возможно, перечитаете его и спросите: «А тут-то что не так?!» Вроде ж все правильно написано. Даже в Википедии примерно так. Так то оно так, но только в теории. На практике это утверждение вводит многих новичков в заблуждение и приводит к массе «продающих» текстов в стиле: «Купите наш товар/услугу или идею, потому что они такие классные!» И такие тексты продают чуть хуже, чем никак. По одной простой причине: если буквально следовать этому убеждению, то не учитываются интересы и потребности людей, которые читают Ваш текст. А ведь между тем, копирайтинг — это в первую очередь работа с людьми и их ценностями, а не с товарами и услугами. Последние — лишь инструмент для удовлетворения тех или иных потребностей.
Профессиональные копирайтеры это понимают, а вот у новичков с пониманием и восприятием часто возникают сложности, и они начинают продавать товары и услуги, что называется, в лоб. Но это заведомо проигрышная стратегия. Поэтому если говорить по уму, то воспринимать фразу буквально лучше вот так:
Копирайтинг — это решение задачи закрытия потребностей людей с помощью товаров и услуг, через текст.
Хорошо, допустим, — скажете Вы. Но тогда задача усложняется в разы. Конечно, хорошо, когда есть данные анализа по потребностям, или когда с целевой аудиторией можно поговорить. Но что делать, когда этих данных нет? Как узнать потребности людей в совершенно незнакомой нише?
И здесь нам на помощь приходит нейрофизиология. В сегодняшней статье я хочу рассказать Вам о трех типах людей. Когда Вы их знаете, то легко сможете подстроиться под потребности аудитории в любой нише: от продажи автомобилей до яблок на оптовые склады. Устраивайтесь поудобнее, мы начинаем!
Кстати, если Вам удобнее воспринимать информацию в видеоформате, то эта же тема есть в отдельном экспресс-уроке.
Где взять больше информации по теме
Ах да, важный момент. Если Вас эта тема заинтересует, и Вы захотите узнать об описанных трех типах людей больше, со ссылками на исследования и т.д., то всю необходимую информацию Вы сможете найти в книге Андрея Курпатова «Троица».
Если же целую книгу осиливать времени пока нет, и хочется узнать больше именно в контексте копирайтинга, то можете посмотреть 4-ю главу книги Вашего покорного слуги «Копирайтинг с нуля«. В ней как раз также говорится об этих типах, а также о других аспектах изучения аудитории, построении ассоциативных мостов и других очень классных штуках. Вот как выглядят эти книги.
Потребности и инстинкты, которые за ними стоят
Если Вы помните курс школьной программы по биологии, то наверняка при слове «потребности» у Вас сразу возникает образ пирамиды, предложенной Абрахамом Маслоу. Выглядит она примерно вот так.
Условно говоря, несколько уровней, и когда удовлетворен один, человек переходит на следующий, хотя бывают и исключения, когда человек перепрыгивает через те или иные уровни. Подробно эту пирамиду мы сейчас рассматривать не будем, потому что к делу она имеет лишь косвенное отношение.
Суть в том, что все эти потребности, описанные в пирамиде, можно свести к трем базовым инстинктам (их в свое время еще начал описывать легендарный нейрофизиолог Иван Петрович Павлов, по крайней мере первые два):
- Инстинкт самосохранения
- Инстинкт сохранения вида (половой инстинкт)
- Инстинкт сохранения группы (социальный инстинкт)
В мозге каждого человека живут и дергают за рычаги все три инстинкта и, по сути, именно они и управляют нашей с Вами жизнью. Но все люди разные, и инстинкты у разных людей выражены по-разному, в той или иной степени. Например, у отдельно взятого человека инстинкты могут быть выражены следующим образом.
Пример выраженности инстинктов у отдельно взятого человека (у разных людей диаграмма будет разной).Выраженность инстинктов может быть любой, но всегда есть какой-то инстинкт, который доминирует. На рисунке выше это инстинкт самосохранения. У другого человека, например, более выраженным может быть половой или социальный инстинкт. Более того, в зависимости от ситуаций в жизни, различные инстинкты могут брать на себя, так сказать, бразды правления. И тем не менее, большую часть времени в мозге всегда доминирует какой-то один инстинкт, который и определяет тип мышления человека, его еще называют «радикалом». Здесь-то и начинается наша классификация.
- Людей, у которых доминирует инстинкт самосохранения, называют шизоидами.
- Людей, у которых доминирует половой инстинкт, называют истероидами.
- Людей, у которых доминирует социальный инстинкт, называют невротиками.
Важно отметить, что названия выше — это не обзывательства, а всего лишь элементы классификации. Это я говорю к слову, потому что многие любят их каверкать. Давайте теперь рассмотрим каждый тип отдельно.
При этом обратите внимание, что рассматривать типы мы для лучшего понимания будем в чистом виде. На практике такие «чистые» радикалы встречаются редко, поскольку, как мы уже говорили, в каждом человеке живет уникальная смесь из сразу трех инстинктов (зато когда встречаются — это весьма и весьма колоритные личности). Поэтому не удивляйтесь, если в описании различных радикалов Вы можете узнать свои черты или черты знакомых.
Шизоиды (конструкторы)
Как я уже говорил, людей с доминирующим инстинктом самосохранения называют шизоидами. А еще конструкторами, потому что они любят все упорядочивать и структурировать с целостную четкую и понятную систему. Людей это тоже касается: здесь семья, там коллеги, там подруги жены, а вот это дальние родственники. Все по группам, все четко. Давайте рассмотрим другие особенности шизоидов.
Зацикленность на безопасности. Здесь все логично: поскольку шизоиды ведомы инстинктом самосохранения, то безопасность у них всегда на первом месте. Во всех аспектах. Более того, их основной инстинкт всегда работает в режиме повышенной боевой готовности и усиленно ищет опасности везде, даже там, где их нет. Поэтому шизоидов часто знакомые называют параноиками: перепроверить закрыта ли дверь, перекрыть воду, даже при отъезде на пару часов — для них это обычное дело. Иначе вдруг залезут воры или вода протечет — это же «попадание» на деньги. К слову, деньги шизоиды очень не любят тратить и еще больше боятся потерять, т.к. они ассоциируются у них с безопасностью.
Боязнь неопределенности. Шизоиды очень не любят неопределенность и боятся ее, потому что неопределенность нельзя просчитать, и инстинкт самосохранения найдет в ней бесконечное множество рисков, опасностей и страшных страхов, а они угнетают. Вот почему шизоид всегда стремится вносить ясность и задает много вопросов. Его мало волнует тактичный вопрос или нет, корректный или некорректный — шизоиду нужны ответы, чтобы все было четко и понятно, а этические нормы его мало волнуют.
Стремление к контролю. Это следствие предыдущего пункта. Шизоид уверен: система стабильна и прогнозируема, когда ей можно управлять, и в ней минимум неподконтрольных элементов. Поэтому он стремится все контролировать. Сам. Во всех аспектах жизни: от работы до быта. Делегировать работу шизоиды не любят и часто живут по принципу: «Хочешь сделать хорошо — сделай сам».
Недоверчивость. Шизоиды не особо доверяют людям, потому что не могут быть в них уверены на все 100%. А там, где неуверенность — там неопределенность. А неопределенность шизоиды, как мы уже знаем, не любят. Страх и инстинкт самосохранения заставляет шизоида в каждом человеке видеть потенциальную опасность, предательство, непредсказуемость. И это сильно мешает им в плане близких отношений. Шизоиды часто асоциальны, но при этом хорошо контактируют с людьми на «безопасной дистанции», когда угрозы нет, и общение можно в любой момент прекратить.
Системность. Шизоиды все сводят в систему знаний, где есть жесткие логические и причинно-следственные связи. Если вдруг возникает незавершенность, противоречие или логическое несоответствие (когнитивный диссонанс), то шизоид начинает испытывать сильный дискомфорт и не успокаивается до тех пор, пока не приведет систему в порядок и не закроет задачу.
Рациональность. Шизоиды всегда тщательно взвешивают все «за» и «против» и просчитывают каждый шаг. Импульсные покупки — это ни раз не про них. Они постоянно ищут оптимальное решение, и очень расстраиваются, когда допускают непоправимую ошибку, стремясь всячески обосновать правильность сделанного выбора.
Осторожность и осмотрительность. Шизоиды очень не любят риск и постоянно все перепроверяют. Так, они от корки вычитывают любые договора и документы, которые им нужно подписать. Даже если им говорят: «Это же типовой договор», шизоид не моргнув глазом отвечает: «Мало ли что вы там мелким шрифтом понаписывали, я должен проверить». И его не волнует, что подобные фразы могут задеть или обидеть человека. Безопасность здесь превыше всего. По той же причине шизоиды не любят брать кредиты: кредитные договора часто таят в себе много штрафов, пеней и подводных камней, и это их очень пугает. Шизоиды реже других типов становятся жертвами мошенников, потому что по умолчанию считают, что их все хотят обмануть и скрупулезно все перепроверяют.
Склонность к ипохондрии. Как мы уже сказали, инстинкт самосохранения у шизоидов работает в режиме повышенной готовности и везде ищет опасности. И если ему не удается найти никаких внешних угроз, он не расстраивается и легко находит угрозы внутри самого шизоида, прислушиваясь к его организму. Если что-то заболело или кольнуло — инстинкт самосохранения тут же бьет тревогу и гонит гуглить информацию о том, что это может быть. И поскольку в интернете сейчас на медицинские темы есть масса статей от веб-райтеров, которые, разбираясь в теме, чуть хуже чем никак, пишут страшных диагнозы с поводом и без, у шизоида начинается паника, а там и до невроза недалеко.
Реакция на логику и факты. Шизоида легко напугать, но также легко успокоить и убедить, если последовательно выстраивать логическую цепочку из фактов. Цифры, объективные доказательства, достоверные исследования — все это отлично работает с данным типом людей.
Ожидания. Шизоиды никогда не ждут от людей нужного поведения и всегда стремятся решать вопросы своими силами. Если им что-то нужно, они просто подойдут и попросят. Без прелюдий, без заискивания, без хождения вокруг да около. Прямо и в лоб. Социальные игры — это не про них.
Типовой пример шизоида — зацикленные на своей работе ученые. Их многие считают не от мира сего, но в действительности их поведение практически всегда полностью укладывается в эту классификацию.
Небольшая шпаргалка с основными моментами, чтобы все обобщить.
Истероиды (рефлекторы)
Истероидов часто называют рефлекторами, от английского слова reflect — отражать. Именно это слово отражает их суть: у них доминирует половой инстинкт, и в других людях они видят себя. Чем лучше человек относится к истероиду, чем больше восхищается, тем он значимее. К данному типу часто относятся творческие личности: художники, музыканты, скульпторы и т.д., словом, все люди, которые так или иначе самовыражаются и хотят, чтобы мир вращался вокруг них, и всеобщее внимание было приковано к ним. В этом есть эволюционный смысл. Главное для полового инстинкта — привлечь партнера, чтобы передать гены следующим поколениями. И в этой гонке часто нельзя занять почетное второе место. Давайте рассмотрим основные особенности.
Эгоцентричность и эмоциональность. Истероиды, как правило, очень эмоциональны и в первую очередь думают о себе и зациклены на себе. Более того, они могут проецировать свои желания и комплексы на других людей. Типовой пример, когда человек начинает вести не только свои аккаунты в социальных сетях, но и аккаунты от имени своего ребенка со всеми вытекающими последствиями. О ребенке истероид в данном случае не особо думает, он думает о себе, привлекая внимание по принципу «МОЙ ребенок лучший и знаменитый». Социальная и этическая составляющая истероида в данном ключе не волнует совершенно, а если кто-то начнет упрекать — получит массированный эмоциональный и публичный выпад. И чем громче он будет, чем больше внимания привлечет — тем истероиду лучше. Здесь неважно, черный пиар или белый — главное, всеобщее внимание.
Склонность к творчеству и вниманию. Творчество — это способ самовыражения и привлечения к себе внимания. В различных его проявлениях: музыка, изобразительное искусство, танцы и т.д. Сюда же идут и более вызывающие методы: пирсинг на все тело, волосы цвета хаки, вызывающая стрижка, татуировки и прочее. Внимание для истероида — все, поэтому они идут на любые способы, чтобы мир вращался вокруг них, о них говорили, ими восхищались и т. д.
Принцип зеркала. Если шизоиды видят людей в привязке к каким-то категориям, то истероиды видят людей в привязке к себе. Если человек ими восхищается или ненавидит — он значимый. Если нет — то такого человека для истероида вообще не существует. Кстати, ненависть других людей истероиды часто умело обращают в нужное себе русло, создавая трагедию, упиваясь чувствами и обязательно выставляя их напоказ. Про себя втихомолочку истероиды не переживают, потому что в этом, как говорится, нет ни корысти, ни радости. Больше всего истероиды боятся потерять свою привлекательность, как сексуальную, так и медийную.
Ведомости желаниями. Истероиды идут на поводу у своих желаний и делают то, что им хочется, не задумываясь о последствиях. Там, где шизоид будет просчитывать риски, истероид пойдет и сделает, а уже дальше — будь что будет. Хочется экстремальных прыжков с парашютом? Где тут ближайший аэродром?! Хочется быть самым крутым с новым телефоном, но денег нет? Не проблема, можно же взять кредит! А если кредитов уже много, можно перекредитоваться в другом банке. Ну и что, что коллекторы помнят номер наизусть — важно же, что хочется здесь и сейчас, и ничто не остановит истероида от воплощения тех или иных желаний. Они редко учатся на ошибках и часто наступают на одни и те же грабли, но в то же время они куда более легки на подъем и часто добиваются успеха, просто потому что не видят препятствий и не задумываются о последствиях. Рисковые авантюристы.
Страх потерять первенство. Больше всего истероиды боятся потерять первенство и статус номера один. Они готовы костьми лечь, что они лучшие, первые, самые-самые.
Нелюбовь к конкурентам. Как следствие предыдущего пункта. Истероиды терпеть не могут конкурентов и очень не любят, когда люди хорошо отзываются об их соперниках или, еще хуже, сравнивают истероида с ними, тем более, в невыгодном ключе. При этом от позитивного сравнения, где подчеркивается его превосходство, истероид аж млеет.
Лесть, эксклюзивы и снобизм. Истероиды очень падки на лесть, даже порой очень приторную и часто проявляют откровенный снобизм: они обожают причислять себя к элите и возвышаться на другими, смотреть свысока. Причем не просто причислять, а именно кичиться этим, чтобы все видели величие. Они также очень любят то, что недоступно для других: дефицитные или эксклюзивные, коллекционные вещи и чтобы непременно все это выставлять напоказ.
Золотое правило дружбы. Истероиды особенно подвержены золотому правилу дружбы: чтобы понравиться истероиду, нужно сделать так, чтобы он начал еще больше нравиться сам себе.
Словом, истероиды живут, чтобы быть в центре внимания, чтобы мир вращался вокруг них, чтобы ими восхищались (или ненавидели), но ни в коем случае не оставались равнодушными. Типовой пример — эпатажный кутюрье, который всячески привлекает к себе внимание скандальными перфомансами.
Невротики (центристы)
Невротики — это люди, у которых доминирует социальный инстинкт. Они живут в мире постоянной борьбы за власть, признание, авторитет и место под солнцем. Центристами их называют за особых подход к мышлению: они стараются смотреть в корень и видеть суть вещей. Только у них не всегда это получается, и возникают ошибки. Давайте рассмотрим особенности этого типа более подробно.
Зависимость от оценки окружающих. Невротики живут социумом и очень зависят от оценки окружающих. Им куда важнее, кто и что о них говорит, чем то, что они сами думают о себе. Также они очень трепетно относятся к репутации и не понимают, как могут истероиды вести себя так вызывающе. Классическая реакция: «Что скажут люди?!», «Приличные люди так себя не ведут!» и все в таком духе. Невротики, как правило, играют по социальным правилам и не любят, когда другие эти правила нарушают. Например, верх праведного гнева у невротика вызывает ситуация, когда кто-то протискивается перед ними вне очереди.
Уважение авторитетов. В отличие от шизоидов и истероидов, которые на социальную иерархию и авторитеты плевать хотели с высокой колокольни, невротики к этому вопросу относятся куда как более серьезно. Они признают авторитетов, и чем авторитетнее человек, тем он кажется невротику серьезнее, а его слова — правдивее. Так, для него слова директора холдинга всегда будут более значимы, чем слова уборщицы, например. Хотя далеко не факт, что директор разбирается в тех или иных вопросах лучше, чем уборщица. Если два авторитета выдают противоречивые суждения, невротик сравнивает их по степени авторитетности. В медицине это, например, категория, а в религии — сан.
Взывание к морали и нравственности. Невротики часто взывают к морали и нравственности, пытаются учить других жить как надо: «Как тебе не стыдно?! А еще из приличной семьи!», «Не по-людски это как-то», «Позору-то будет, как же я в глаза-то людям буду смотреть?» и т.д.
Сущность вещей и ярлыки. Невротики искренне полагают, что сходу видят сущность вещей и вешают ярлыки, по которым формируют свое отношение к людям, объектам или явлениям: «хороший», «плохой», «умный», «глупый», «пьяница», «обманщик», «опасный», «скользкий» и т.д. Это часто приводит к тому, что невротики допускают роковую ошибку атрибуции. Например, когда бабушки у подъезда активно определяют и обсуждают социальную раскрепощенность вышедшей из парадного девушки или половую ориентацию вошедшего молодого человека.
Ошибка атрибуции. Поскольку невротики строят свое отношение к людям или явлениям по ярлыкам (им сразу все понятно), они игнорируют детали ситуации и упускают многое из виду. Так, если человек позволил себе лишнего на вечеринке — он пьяница и дебошир (что может не иметь никакого отношения к реальности), и никакие его прежние и будущие заслуги не изменят мнения невротика.
Общественное признание. Невротики стремятся подняться как можно выше по социальной лестнице, обрести признание и авторитет. Они также любят закрытые сообщества, но не для того, чтобы этим кичиться, как истероиды, а для того, чтобы ощущать, что они нужны другим людям, что их признают и впускают в особый круг общения. Как следствие, для невротика нет ничего хуже, чем ситуация. когда общество или группа от него отказывается или изгоняет. Быть изгоем — один из самых больших страхов для этого типа людей.
Высокий эмоциональный интеллект. Невротики, как правило, имеют сильную врожденную эмпатию и высокий эмоциональный интеллект. Они отлично понимают намеки и хорошо чувствуют собеседника, его настроение и отношение. В результате им намного проще договариваться с людьми. Обратная сторона этой особенности: невротики ждут такого же поведения и от других людей, что их и их намеки будут понимать с полуслова. Но вот незадача: шизоиды, например, слишком прямолинейны и намеков не понимают, а истероиды чересчур зациклены на себе. На этой почве, не дождавшись от человека «нужного» поведения, невротики часто выходят из себя или обижаются и носят обиду в себе.
Зависимость от эффекта первичности. Поскольку невротики при работе с информацией оперируют ярлыками и социальным аспектом, они сильно зависят от эффекта первичности. Иногда это хорошо, а иногда — плохо. Например, если знакомый, которого невротик считает авторитетом, скажет, что та или иная марка плохая, то невротик всю последующую информацию будет воспринимать через призму этого первого впечатления, т. е. критически и с предрассудком, что бренд некачественный.
Тяга к душевности. Невротики любят душевно посидеть и поговорить по душам. Более того, душевность у них, как правило, перевешивает выгоду. Например, если продавец ему нравится, и невротик чувствует единство взглядов, то он может даже переплатить, только для того, чтобы сохранить эту душевность. Сюда же относится и комплекс вины. Невротик может купить не совсем подходящую ему вещь, только потому что его хорошо и душевно обслужили, и вроде как уйти, ничего не купив, уже как-то неудобно.
Типичный представитель невротика — безудержный карьерист, который забывает про свои интересы, лишь бы угодить другим и продвинуться по карьерной и социальной лестнице.
Пример 1: как покупают фотоаппарат
Давайте теперь рассмотрим на наглядном примере покупки фотоаппарата, как себя ведут люди с различными радикалами.
ШизоидИнтересуется техническими характеристиками, функционалом, количеством возвратов по браку, подбирает фотоаппарат под свои потребности и задачи, чтобы при этом вписаться в бюджет. Ищет оптимальный вариант. Может выйти за рамки бюджета, но только если для этого будет веское обоснование и новая информация, которую раньше шизоид во внимание не принимал. Очень боится потерять деньги впустую и получить проблемную вещь.
Как убедить:
- Показать, что это оптимальный вариант, и лучше не найти.
- Показать надежность и качество.
- Показать гарантию, чтобы окончательно успокоить.
Невротик
Интересуется, сколько людей уже купили фотоаппарат, какие отзывы, кто фотоаппаратом пользуется из авторитетов, производит ли он впечатление на людей, какой марки фотоаппарат — раскрученного бренда или нет.
Как убедить:
- Показать, что это хит продаж.
- Показать отзывы купивших людей.
- Рассказать, что этим фотоаппаратом пользуются авторитеты.
- Показать статусность и авторитетность бренда.
- Сделать подстройку продавца, сказать, что у него такой же, и он им очень доволен, рассказать историю.
Истероид
Особо не интересуются, но зато устраивают шоу: “Ой, я даже не знаю, какой фотоаппарат выбрать. А какой бы вы мне посоветовали, чтобы все аж пищали от меня в соцсетях?” Будут покупать то, чего “они достойны”. Особенно если это эксклюзив.
Как убедить:
- Сделать комплимент.
- Показать наглядную вовлекающую демонстрацию.
- Задействовать эмоциональное вовлечение.
- Показать эксклюзивность.
Пример 2: выступление перед инвесторами
Во втором примере представьте, что у Вас есть свой проект, и Вам нужно выступить перед инвесторами. Разные типы инвесторов лучше реагируют на разные аспекты.
Что важно для шизоидов
- Бизнес-план, включающий цифры, расчеты и прогнозы
- Обоснование жизнеспособности
- MVP (minimum viable product) — прототип продукта
- Свидетельство компетенций
Что важно для невротиков
- Социальная значимость, какие проблемы и какой аудитории решает проект
- Поддержка авторитетов
- Социальное доказательство
- Статус для портфеля
- Личная симпатия, сильное первое впечатление
Что важно для истероидов
- Первенство
- Эксклюзивность
- Обход конкурентов
- Эмоциональное вовлечение
- Перспективность
При этом важно помнить, что поскольку мы не знаем, с какими типами работаем, а также учитывая, что в каждом человеке присутствуют проявления всех трех инстинктов, то в идеале делать упор на всех трех аспектах в комплексе. Тогда мы с высокой долей вероятности попадаем в интересы нашей целевой аудитории.
Пример 3: продажа апельсинов
Теперь давайте рассмотрим продажу чего-нибудь простого. Например, апельсинов. Что в таком случае говорить людям? С ходу и не скажешь… Ну, что он сладкий, вкусный, сочный… Но стоит нам разделить аудиторию по радикалам, то все становится ясно и понятно, посмотрите.
Для шизоида:
- 100% безопасность и натуральность: без нитратов и пестицидов
- Содержание полезных витаминов и микроэлементов
- Гарантии ручного сбора, целостности плодов без гнили
- Грамотная система хранения и транспортировки
Для невротика:
- Душевная история основателя плантации
- Бренд и его статусность
- Социальное доказательство и авторитет: кто покупает апельсины
- Социальный и идейный аспект, например, в контексте благотворительности
Для истероида:
- Элитарность
- Польза для красоты и привлекательности
- Недоступность или ограниченное количество (дефицит)
- Наглядная демонстрация
Видите? Определять приоритеты по значимости гораздо проще, а дальше, например, в тексте, мы просто строим выгоды для каждого типа и объединяем их в отдельный блок. Так мы с большей долей вероятности попадаем в интересы нашей целевой аудитории.
Отношения между типами
И еще один вопрос, который мы рассмотрим: как разные типы взаимодействуют друг с другом. Здесь условно есть два варианта: более-менее хорошо и с нюансами.
Относительно хорошо | С нюансами |
---|---|
Шизоид + Шизоид Когда шизоиды договариваются о правилах игры и учитывают друг друга в своих системах, они могут очень эффективно разделять обязанности и эффективно решать задачи, как в работе, так и в быту. | Шизоид + Невротик В этой связке есть высокий риск конфликта, потому что шизоид замкнут на своей системе и безопасности, а невротик постоянно ждет от него нужного поведения, хотя шизоид о таком поведении может даже и не думать. |
Шизоид + Истероид Эта связка также обещает быть довольно гармоничной, потому что шизоид занимается своей системой, истероид — собой, интересы не пересекаются и не конфликтуют. | Истероид + Невротик В этой связке проблемы, по сути, те же самые, что и в предыдущей. Невротик ждет нужного поведения и сочувствия, а у истероида на жизнь и людей совсем другие взгляды. |
Невротик + Невротик Одна из самых гармоничных связок. Невротики отлично чувствуют друг друга, общаются по душам, хорошо понимают намеки и оба придерживаются социальных правил и норм. | Истероид + Истероид Истероиды не любят конкурентов и всячески пытаются привлекать к себе внимание. Поэтому вместе работают и уживаются плохо, т.к. каждый начинает «тянуть на себя одеяло» и доказывать главенство. |
Фуф, большая статья получилась, и я очень надеюсь, что она усилила Вашу систему знаний и подходов к анализу целевой аудитории. Попробуйте сейчас проанализировать поступки окружающих Вас людей и оценить, какой инстинкт движет человеком в той или иной ситуации. А после этого упражнения попробуйте разделить свою аудиторию по радикалам и выписать значимые вещи для каждого из них в связке с Вашим товаром, услугой или идеей, и посмотрите, что получится. Если остались вопросы — напишите их в комментариях.
Искренне Ваш, Даниил Шардаков.
Blog
Человек всю свою жизнь познает себя, свои грани: мотивы поведения, реакции, желания. Ну, конечно, как все это в полной мере познать, если не раскусить «тесто», из которого он слеплен. Во многом это самое тесто и будет ответом на волнующие вопросы: объяснит как и почему человеку удалось вляпаться в очередную неприятность и почему он из раза в раз притягивает ее в свою жизнь. Как говорится — нет бы обойти. К тому же, нет ни одно человека, кто бы не задумывался о том, почему каждый человек поступает в той или иной ситуации по-разному и с чем это связано.
Познавать себя сегодня стало особенно модно. Это не может не радовать. Думаю, справедливо будет сравнить человека незнающего и не осознающего себя со слепым котенком, двигающимся на ощупь по своему жизненному пути.
Часто первый сеанс у психолога/психотерапевта начинается с диагностики для того, чтобы в полной мере понять с кем имеется дело.
Что такое психотип личности?
Психотипом (психологический тип личности) называют модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействие с окружающими. Основывается на индивидуальных — типологических особенностях человека.
Что дает знание о психотипе?
Зная тип личности людей, можно предсказывать их дальнейшее поведение и действия (понимать, что от них ожидать). Это облегчит жизнь, не правда ли?
Сколько существует психотипов людей?
Множество. Однако, мы рассмотрим лишь несколько — самые распространенные типы личност. Итак, шизоиды, истероиды, гипертимы, эпилептоиды, астеники и нарциссы, приготовьтесь! Намечается веселая «прожарка» 🙂
Прежде чем приступить к разбору психотипов, сразу оговорюсь: тип личности — это не диагноз! Это особенность характера.
Истероид — это не тот, кто постоянно закатывает скандалы и истерит. Да, человек с таким типом психики склонен ярко выражать свои чувства и на эмоциях не скупиться на язвительные слова или даже бить посуду. Такова его природа, это одно из проявлений его характера.
В отличие от нарцисса, речь о котором пойдет далее, истероид не так сильно нуждается в восхищении окружающих. Он чувствительный, эмоциональный, переполнен переживаниями и выражает их максимально ярко и драматично (иногда даже слишком).
Главные черты: эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей персоне. Да что угодно, лишь бы только не безразличие и равнодушие. Перспектива быть незамеченным для истероида — нечто неприятное (мягко говоря). Человек с таким психотипом много энергии черпает извне и ровно столько же (если не больше) отдает в ответ.
Портрет истероида: зачастую это яркие и харизматичные люди, за которыми хочется наблюдать. Они умеют эпатировать. Из-за того, что истероид практически беспрерывно находится в игре «на зрителя» ему трудно проживать искренние глубокие чувства. Склонны к суевериям, религиозны. Отсюда следует факт, что истероиды подвержены влиянию.
К этому психотипу относятся большинство представителей творческих профессий — артисты, певцы и актеры. Истероидная способность шокировать и удивлять помогает им достигать успехов в карьере. Яркие представители истероидного типа личности на российской сцене — это, конечно же, Ольга Бузова, Любовь Успенская и Филипп Киркоров. Вот и наглядный пример 🙂
Люди истеричного типа личности — креативщики. Им легко удается создавать захватывающие сюжеты для кино или театра, проводить мероприятия и рекламные компании.
Истероиду трудно сосредоточить внимание, контролировать рабочие процессы. Ему быстро все надоедает.
Женщина-истероид
Эмоциональна, кокетлива и капризна. Желает всегда быть в центре внимания и срывать восторженные взгляды.
В отношениях с партнером женщина этого психотипа не терпит рутины. «День сурка» — нечто болезненное для нее. Если вдруг этот период наступает, женщина проявляет агрессию (мужчине точно не поздоровится).
Женщинам-истероидам нравится играть, очаровывать и флиртовать. Отсюда следует склонность к изменам.
Мужчина-истероид
Ухоженный, общительный, яркий. Это тот самый заводила в компании, который привлекает все внимание к своим улётным шуткам или увлекательным рассказам. А что самое главное — остальные будут сидеть с открытым ртом и внимать каждое слово истероида.
Он не любит брать на себя ответственность, старается показаться идеальным (казаться, а не быть).
В отношениях с партнером у мужчины-истероида завышенные требования. Она должна быть харизматичной и яркой, но не такой, как он. Тут же делаем вывод, что женщина-истероид ему не пара. Иначе будет гонка за внимание и по итогу ни один, ни вторая не получат того, что оба желают. А желают они одного — внимания и блистать ярче.
Кстати, идеальный пример истероидной пары — Алла Пугачева и Филипп Киркоров. Сами посудите, одна звезда в доме — хорошо, а две — уже катастрофа 🙂
Мужчины-истероиды склонны к изменам.
Дети
Ребенок истероидного типа личности зачастую является членом семьи, где один из родителей подавляет другого. И ребенок, дабы не стать подавленным (он наблюдает пример), пытается доказать свою значимость. Это одна из теорий «происхождения» истероидов.
Нарциссизм может быть как нормальным, так и патологическим.
Этот тип личности пользуется наибольшей популярностью. В то время, когда Фрейд писал свои труды, он еще не догадывался, насколько вопрос нарциссизма будет остро стоять сегодня.
В первую очередь, хочется отметить, что нарциссизм — трудно корректируемое расстройство личности. Просьба принять информацию, но не концентрироваться на ней! Ведь у всех нас есть что-то от нарцисса. Это будет являться нормой до тех пор пока нарциссическая часть не начнет составлять основу личности.
Портрет нарцисса: выглядит умным, красивым, успешным, высокомерным. Однако, ему не свойственны чувства в общепринятом понимании. Например, чувство любви у нарцисса искажено: любить больно, страшно и унизительно.
Ложное «Я» — это некая подушка безопасности, то, что защищает от других его чувства, переживания, интересы и тд. Отсюда и яркий «симптом» сего недуга: позерство и подмена ценностей (деньги, карьерный рост, известность и пр).
Да, хладнокровность не отнять у нарцисса. Однако, в глубине души (где-то ооооочень далеко) он ощущает, что его механизмы дают сбой и вытесненное истинное «Я» слабо — вяло, но дает о себе знать. И по итогу даже эта собственноручно навешенная мишура в виде достижений и денег не удовлетворяет и не насыщает его в полной мере.
Интересный фан факт: нарциссы не обращаются к психологу (за редким исключением). Если произошло исключение и нарцисс решил пойти в терапию, это говорит о его прогрессе! Дело в том, что нарциссы у нас самые умные, выход из зоны комфорта в таком формате — настоящий подвиг.
Характерные черты: нестабильная самооценка, склонность к осуждению (себя и других) и оценке. Также нарциссу свойственна полярность эго-состояния (либо все хорошо, либо все плохо). Максимализм и перфекционизм, присущие человеку с таким психотипом, мешают идти на компромисс. Озабоченность о своем здоровье и страх умереть (ипохондрия) тоже отправляется в копилку нарциссам.
Также у нарциссов замечается приверженность двум крайностям: ощущение пустоты, фальши и стыда против чувства собственного достоинства, самоутверждения, тщеславия и ощущения превосходства.
Защитными механизмами людей нарциссического типа личности зачастую являются обесценивание и вытеснение.
Женщина-нарцисс
«Пустить пыль в глаза» — это все о представительницах и представителях данного психотипа. Ей трудно полюбить мужчину за душевные качества (доброта, забота, мудрость и тд). Главный ориентир — способность партнёра повлиять на ее «престиж» (читай — деньги, власть и статус). За «нарциссихами» наблюдается искусное умение манипулировать.
Мужчина, не наделенный определенным статусом, неинтересен ей от слова совсем. Ну, или запросто она использует его для какой-то своей темной выгоды 🙂
Однако, и здесь встречается тупик. Статусный мужчина — действительно та самая звезда, к которой она стремится. При этом «статусный» мужчина представляет для нее опасность. Чего боится женщина-нарцисс:
- страх измены (если партнер уйдет к другой, нарциссиха будет ощущать, что соперница в чем-то ее превзошла, ей будет больно осознавать, что пользоваться его ресурсами теперь будет кто-то другой)
- cтрах угрозы собственного благополучия (например, властный мужчина может заставит ее сидеть дома и заниматься бытом; боится стать материально зависимой от партнера)
Характерное поведение женщины — нарцисса в отношениях: она может применять газлайтинг, провоцируя агрессию мужчины и потом обвиняя его в жестокости; манипулирует им, вызывая чувство обиды или вины, оправдывая свои отношения на стороне или материальную ненасытность. И да, «нарциссихи» очень склонны к изменам.
Мужчина-нарцисс
Мужчину-нарцисса определить куда проще, чем женщину. Он проявляется более открыто. Умный, харизматичный и таинственный. Холодность — вот его фишка соблазнения. Они не готовы к глубоким чувствам. Самое главное увлечение нарцисса — он сам. А все остальное должно крутиться вокруг него, жить ради него и любить только его.
Мужчины-нарциссы (как и женщины) — талантливые манипуляторы. Они нуждаются в подтверждении собственной значимости. И будут добиваться этого любыми способами, включая самоутверждение за счет чувств близкого человека и унижения.
Нарциссы мастерски угадывают тех женщин, которых они смогут подчинить под себя и управлять ими. Жертвами обычно становятся наивные, инфантильные и доверчивые дамы.
Часто путают между собой истероидов и нарциссов. Да, эти два психотипа очень схожи, однако, есть очень яркое отличие: истероид чувствителен и горяч, способен проявлять эмпатию; нарцисс холоден и все вокруг сконцентрировано на его эго.
Люди этого психотипа занимают всего 2%. Шизоид — это тот, кого обычно называют «не таким, как все» / «странным». Необщительный, замкнутым и широко мыслящий. Думаю, здесь без особой лирики. Перейдем сразу к характеристикам.
Характерные черты: повышенная чувствительность, интровертность и самоизолирование, высокие творческие способности.
Шизоиды имеют конфликт, касающийся близости — дистанции. Они практически всегда выбирают дистанцию. Это обеспечивает им ощущение безопасности. Уединения с собой = безопасность.
Среди известных людей шизоидного типа личности: Альберт Эйнштейн, Ван Гог, Иосиф Бродский, Кант. Как можно отметить, в основном это творческие люди — философы, поэты и художники.
Шизоид обычно обитает в двух реальностях — внутренней и внешней. Большую часть времени он проводит в своем внутреннем мире. Это место, куда он «сбегает» от суровой действительности. Также он не чувствует своего собеседника, не улавливает его настроение
В сексе некоторые представители этого психотипа безразличны, несмотря на способность получить оргазм и полноценно функционировать.
Женщина — шизоид
Она немногословна, предпочитает роль наблюдателя, а не участника. Не любит большое скопление людей. Женщинам этого типа свойственна неряшливость — это качество проявляется не у всех, у некоторых оно скорректировано путем воспитания.
В отношениях с мужчиной женщина — шизоид может вести себя непоследовательно и непредсказуемо. Не забываем о боязни сближения 🙂
У шизоидов проблемы с интуицией. Отсюда следует неразборчивость в людях.
Мужчина-шизоид
Снаружи он кажется неприступным и холодным. Однако, за всем этим скрывается глубочайший внутренний мир. Этот мужчина настоящая загадка, разгадать которую можно получить сокровище. Однако, не всем удается хотя бы глазком заглянуть в глубины его души и уж тем более его разгадать.
Он скуп на эмоции. Иногда его поведение кажется странным и непонятным. Дистанцирование от реальности — это его главная фишка.
Шизоид может с головой погрузится в работу, в компьютерные игры, в фантазии и тд.
В отношениях, как отмечают их избранницы, не слишком чувствительны и эмоциональны. Здесь может быть точка конфликта.
Принимая решение, шизоид не руководствуется целью или достижением желаемого результата. Он действует самопроизвольно и спонтанно. На вопрос «Почему ты это сделал?» — он не даст конкретный ответ.
«Тим» — настроение, «гипер» — повышенное. Да-да, речь идет о счастливчиках с повышенным настроением.
Главные черты: гиперактивность, лидерские качества, логичность, непредсказуемость, спонтанность и частая необдуманность.
Видит во всем положительные стороны, весел и свеж, как говорится. Гипертим гуляет на широкую ногу. Отсюда следует склонность к загулам (любого характера): будь это алкоголь или пристрастие к азартным играм.
В отличие от шизоида гипертим легко впускает в свою жизнь людей и также просто их отпускает. Возможны беспорядочные половые связи
Гипертим — человек хаос.
Женщина-гипертим
Нерелигиозная, веселая, легкая на подъем. Макияж и маникюр грубый. Она не парится по поводу своей внешности. Отдает предпочтение яркой и пестрой одежде.
Как говорится, гипертимки на любителя.
Мужчина-гипертим
Мужчина-гипертим, как и женщина — гипертим, не заботится о своей внешности. Красивый или не очень — he doesn’t care.
Гипертим хорошим вкусом не отличается. Иногда сочетания в одежде получаются весьма спорными: например, смокинг + кроссовки. Да и с чистоплотностью тоже есть некоторые вопросы. Мужчина — гипертим — это тот, за чистотой носков и футболок которого следит жена. Вся надежда на нее. Если и она будет такой же неряшливой, то все — пиши пропало 🙂
На очереди любители порядка во всем, ко всему относятся расчетливо. Педантичны, уверены в своих решениях. Склонны ставить себя выше других. Отсюда следует эгоистичность и требовательность.
Характерные черты: умение получать выгоду, настойчивость, устремленность. Эпилептоиды умеют простраивать желаемый сценарий жизни и проживать его. Склонность к зависти. Также замечены в использовании людей для своей выгоды («цель оправдывает средства»).
Человек этого психотипа помешен на чистоте и порядке. Они не просто сами стремятся к этому, эпилептоид заставляет окружающих соблюдать правила. Беспорядок не на шутку может вывести его из себя. Эпилептоид агрессивен.
Мышление у представителей этого психотипа ясное, четкое и понятное всем окружающим. Плохо чувствует людей из-за неразвитой эмпатии.
Женщина-эпилиптоид
Она четко знает как жить и требует того же от других. Сильна и независима, на все руки мастер. Женщина этого типа стрессоустойчивая и по — мужски целеустремленная.
В качестве партнера женщине — эпилиптоиду подойдут мягкие партнеры, которые с радостью переложат на нее ответственность в каких-либо вопросах. В супружеской жизни занимают главенствующую роль. Это тот самый случай, когда карьера мужчины может зависеть от жены («вырастила из солдата генерала»).
Мужчина-эпилиптоид
Он властный и авторитарный. Чрезмерно бережлив. Такая бережливость граничит с жадностью. Раздражает эмоциональность (особенно женская). Долго помнит обиды
Выстраивать отношения с таким мужчиной очень трудно.Сделать это сможет та женщина, которая способна подчиняться, либо женщина — эпилиптоид
При знакомстве эпилептоид проявляет подозрительность. Это защитный механизм. Человек пытается понять: опасен или не опасен для него новый знакомый.
Представителям этого психотипа свойственен упадок сил (как на физическом уровне, так и на психическом), быстро утомляются без особо явных причин на это.
В отличии от истероида, который зачастую является зачинщиком конфликтов, астеник предпочитает отмалчиваться, дабы избежать споров. Они уступчивы.
Также у астеников отмечается излишняя впечатлительность, что зачастую является причиной тревожности.
Астеники наделены аналитически-сомневающимся мышлением. Среди них многие находят себя в науке. Представители данного психотипа совершили большой прорыв в исследовательской работе и искусстве. Среди известных личностей астениками также являются: Аристотель, Ньютон, Фрейд, Франкл, Шиллер и др.
Астеники — добрые, ответственные. Они приверженцы нравственных принципов и совестливости.
Женщины и мужчины -астеники мало чем отличаются друг от друга.
Обычно женщина этого психотипа худощавого телосложения, высокого роста. Обладательницы хрупкой психики. Блестящие интеллектуальные способности.
В них сочетает добро, альтруизм, духовность и любовь.
И женщины, и мужчины любят и стремятся к благотворительности.
Астеник подвержен большому риску раствориться в любви и впасть в созависимость (как в любовных отношениях, так и в дружеских). Как и женщина, так и мужчина часто испытывают расстройство из-за «несостыковки» ожидания и реальности.
Слабая нервная система является причиной низкой сексуальности.
Мужчины, как правило, являются интеллектуалами. Не отличаются уверенностью в себе, весьма мнительны.
На этом все, друзья! Буду рада ответить на ваши вопросы (пишите в директ). Главное, помните: наш мир и мы в том числе не делимся четко на белое или черное. Так что то, что вы можете увидеть себя в каждом из рассмотренных психотипов — норма. Также хочу отметить, что я рассмотрела самые распространённые и популярные типы личности. В целом их существует большое количество (различные подвиды).
Если вы вдохновились поиском своего психотипа, настоятельно рекомендую пройти диагностику у психотерапевта и не заниматься «самовычленением». Самостоятельность в этом моменте особенно чревато субъективностью 🙂
Читать далее:
Не могу жить без тебя
Читать…Море любви | о расставании
Читать…Личные границы
Читать…Абьюзивные отношения | Мой опыт
Читать…Кризис в отношениях. Стадия стагнации
Читать…4 признака зрелых отношений
Читать…Жить вкусно. жить в кайф. Жить свободно
Читать…Харизма. Что это? Дар или дело сноровки?
Читать…Проституция, промискуитет и нимфомания. Что это? И какова связь между ними?
Читать…Газлайтинг
Читать…Сепарация от родителей. Что это? И как понять, что вы находитесь в непрерывной связи?
Читать…Сравниваю себя с другими: чем опасно и как избавиться
Читать…Треугольник Карпмана | признаки зависимых отношений
Читать…Токсичная дружба
Читать…Социально-экономическое положение и антисоциальное поведение детей и подростков.
Оглавление = 768 && window.innerWidthСоциально-экономическое положение и антисоциальное поведение детей и подростков.
2017 // DOI: 10. 26641/2307-0404.2017.1.101439 DOI: 10.26641/2307-0404.2017.1.101439С. А. Щудро
Метрика
- 0 Просмотры
- 0 загрузок
Цитата
Щудро С.А. «Социально-экономическое положение и антисоциальное поведение детей и подростков». Медицинские перспективы , том. 22, нет. 1, 2017, стр. 106-111, doi:10.26641/2307-0404.2017.1.101439.
Скачать файл цитаты:
РИС (Mendeley, Zotero, EndNote, RefWorks)
БибТекс (LaTeX)
Посмотреть оригиналAbstract
National Institute for Health and Clinical Excellence (NICE) и ряд проведенных прицельных анализов подтвердили наличие взаимосвязей между социально-экономическим статусом детей и подростков и их асоциальным поведением и выделили роль таких факторов, как их психологические особенности, возраст и пол. Клинико-психологическое обследование подростков позволило выделить у них такие типы формирования личности, как: агрессивный, лабиально-состоятельный, неустойчивый, с «отсутствием тормозов», сексуально-фиксированный, истероидный, апатичный, шизоидный, параноидальный. Процессы социализации, отсутствие или наличие отцовского внимания к воспитанию, способность к сотрудничеству родителей и подростков, депрессия у матери или отца, генетические и фенотипические (внешние) факторы обуславливают антисоциальное поведение подростков. Показано, что генетические факторы, влияющие на асоциальное поведение подростков, были более выражены в богатых семьях, а фенотипические (внешние) – в бедных. Обзор проведенных исследований показал, что существует необходимость глубокого изучения взаимодействия социальных и биологических факторов для понимания роли социально-экономических факторов в формировании асоциального поведения детей и подростков.
Полный текст
Еще из этого журнала
Геном энтеровирусов в сыворотке крови больных острым инсультом.Открытый доступ 2016
0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’: ‘право'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize.window=»setToolTipPosition($el)»> + другиедругие ×Авторы
Андрюшкова Н.Г., Турчин Н.С., Долинчук Л.В., Понятовский В.А., Мельник В.В., Широбоков В.П., Трепет Л.Н.
Донозологическая диагностика предпатологических психических состояний у учащихся профессионального аграрного лицея с использованием компьютерной программы «Агротест».Открытый доступ 2018
0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’: ‘право'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize.window=»setToolTipPosition($el)»> + другие другие ×Авторы
Богачева О.С., Коробчанский В.О.
Репродуктивное здоровье и использование средств контрацепции украинскими военнослужащими в зоне боевых действий: анкетный опросОткрытый доступ 2021
0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’: ‘право'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize. window=»setToolTipPosition($el)»> + другие другие ×Авторы
Бурлака О.В., Ваньер В.О.
🧐 Просмотреть все из этого журнала60 лет психометрии; Меняющийся ландшафт личности
60 лет назад, в 1959 году, Альф Чандлер и Дуг Маклауд основали компанию Chandler Macleod как первую промышленную и организационную консалтинговую фирму в Австралии. Они быстро завоевали репутацию экспертов в области прогнозирования поведения сотрудников и критических факторов успеха для должностей, команд и организаций и использовали этот опыт для предоставления специализированных решений по подбору персонала.
Чтобы отпраздновать свое 60-летие, наша команда Chandler Macleod People Insights решила оглянуться на историю психометрических оценок, начиная с нашего раннего принятия в 1959 году и заканчивая более цифровой средой, в которой мы существуем сегодня.
Early Adoption by Chandler Macleod
В то время как начало психометрических оценок можно проследить до имперского Китая, где экзамены для измерения когнитивных способностей были введены для государственных служащих, Чендлер Маклеод впервые получил лицензию на использование темперамента Хамма Уодсворта шкала в 1959.
Шкала темперамента Хамма Уодсворта была первоначально разработана в 1934 году в связи с инцидентом, когда сотрудник крупной организации убил своего начальника (вау, круто!). Она была основана на модели личности, разработанной в 1927 г., в которой ненормальное поведение (т.е. клинические психические расстройства) были неконтролируемыми проявлениями нормальной личности. Следовательно, параметры личности в шкале темперамента Хамма Уодсворта были обозначены как: нормальный, истероидный, циклоидный (маниакальный и депрессивный), шизоидный (аутичный и параноидальный) и эпилептоидный. Как и в других оценках личности в то время, основное внимание уделялось эмоциональной адаптации.
Другие отрасли, использующие оценки
В этот период психометрическая оценка была широко распространена в военных организациях для оценки пригодности претендентов на различные должности. Батарея профессиональных способностей вооруженных сил США, батарея психометрических оценок, в первую очередь основанная на способностях, была впервые представлена в 1968 году и используется до сих пор (претерпев серьезные изменения).
Психометрическая оценка также широко использовалась в промышленности. Оценки использования психометрических оценок в промышленности варьируются от 32% компаний, использующих тесты для почасовых работников, до 75% компаний, использующих тесты.
Путешествие по зыбкой земле
В то время как использование оценки способностей было хорошо известно, использование оценки личности было более спорным. Вероятно, это было связано с тем, что существовало большое разнообразие личностных оценок с разным уровнем качества и строгостью их применения. Или, другими словами, были «непроверенные тесты для использования в отборе неквалифицированными тестировщиками».
Критика оценки личности достигла пика в 1968, с публикацией влиятельной книги Уолтера Мишеля Оценка личности . В этой книге Мишель утверждал, что черты личности не могут надежно предсказать поведение. Некоторые восприняли его аргументы как нападки на психологию черт и подумали, что его аргументы были свидетельством того, что личность даже не существует (что безумие, я знаю)! Мишель также широко известен благодаря «Зефирному тесту», который был широко воссоздан и размещен на YouTube, например, приведенный ниже
youtube.com/embed/Yo4WF3cSd9Q» frameborder=»0″> 9.0120
В это время в Соединенных Штатах шел ряд важных судебных процессов, которые определили способ проведения психометрической оценки для отбора. Во-первых, психометрическая оценка должна быть релевантной для работы или согласовываться с деловой необходимостью и быть достоверной. Во-вторых, они должны быть культурно справедливыми или не оказывать ненужного неблагоприятного воздействия. Будьте уверены, эти принципы или юридические требования укоренились во всех современных психометрических оценках.
Исследования подтверждают доказательства
Если в 1960-х и 70-х годах наблюдался спад или застой в психометрической оценке, то в 1980-х и 1990-х годах наблюдался бум. Это произошло по ряду независимых причин.
Первоначально домен «производительности работы» был расширен от простого определения того, насколько хорошо вы справились с заданием, до более многомерного понятия. Раньше эффективность работы характеризовалась только тем, насколько хорошо вы выполняли поставленные перед вами задачи (например, сколько виджетов вы сделали), но современные модели стали многомерными и включают в себя такие вещи, как сколько дискреционных усилий вы вкладываете в свою работу, вносите ли вы свой вклад своей команде или организациям, деятельность которых выходит за рамки требований вашей индивидуальной роли, и участвуете ли вы в контрпродуктивном рабочем поведении (например, воровстве, взятии больничных, когда вы не больны, грубости по отношению к клиентам или коллегам).
Кроме того, армия США провела Project A ; семилетний проект по уточнению, расширению и проверке их процедур отбора и категоризации, который будет использоваться для 276 должностей начального уровня и для 400 000 кандидатов в год. Результаты этого исследования показали, что как способности, так и оценки личности были связаны с производительностью труда, если выбранные черты личности были концептуально связаны с ролью или работой.
В 1980-х и 1990-х годах резко возросло количество исследований, приведших к широкому признанию объединяющей структуры личностных черт: Большой пятерки. «Большая пятерка» включает такие черты личности, как экстраверсия, эмоциональная стабильность, доброжелательность, добросовестность и открытость новому опыту. Эта таксономия черт позволила объединить разрозненные потоки исследований под одним зонтиком.
Наконец, был опубликован ряд влиятельных мета-анализов (своего рода ведущее исследование, объединяющее другие исследования). Один сравнил различные методы отбора и показал, что оценки способностей были одними из самых сильных предикторов производительности труда в целом ряде профессий — гораздо сильнее, чем годы опыта работы, возраст и годы образования. Другие показали, что личность (Большая пятерка) предсказывала эффективность работы в различных ролях, и, как и в случае с проектом A 9.0113, некоторые черты были лучшими предикторами эффективности работы в ролях, которые были концептуально связаны.
Расцвет цифровой эпохи; 2000 г. – текущий день
В период с рубежа тысячелетий до наших дней технологии разрушали, совершенствовали или изменяли многие аспекты бизнеса, и психометрическая оценка не стала исключением. Рост наличия и доступа к персональным компьютерам или другим электронным устройствам означает, что многие психометрические оценки теперь компьютеризированы, тогда как раньше они проводились на бумаге. Эта компьютеризация психометрической оценки привела к повышению эффективности и точности оценки, а также сделала ее более доступной для руководителей бизнеса.
Компьютеризированное адаптивное тестирование стало более доступным сравнительно недавно. При компьютеризированном адаптивном тестировании элемент, показываемый кандидату, зависит от его реакции на предыдущий элемент. То есть, если кандидат правильно ответит на вопрос, сложность следующего задания возрастет, а если он даст неправильный ответ, сложность следующего задания уменьшится. Это позволяет проводить оценки, которые столь же или даже более точны, но требуют от кандидата меньше времени. Точно так же теория ответов на вопросы — это метод подсчета очков, основанный на относительно сложных и сложных вычислениях. Хотя методология статистической оценки существует с 60-х годов, увеличение количества компьютеризированных тестов делает более осуществимой реализацию оценок с использованием теории ответов на вопросы 9.0004
Мы также наблюдаем рост доступности оценивания на основе игр, которое является привлекательным и точным и особенно полезно для массового найма в определенных отраслях.
В будущее
Нельзя отрицать, что психометрическая оценка никуда не денется. С увеличением доли искусственного интеллекта в нашей жизни и потерей некоторых традиционных рабочих мест из-за ИИ эти передаваемые «мягкие» навыки становятся все более и более важными для успешной, процветающей организации.