Шкала самооценки дембо рубинштейн: Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн — Психолог Надежда Храмченко

Содержание

Онлайн-тест «Какая у вас самооценка?» по методике Дембо-Рубинштейн

А знаете, как психологи оценивают САМООЦЕНКУ клиента?

Самый простой вариант — методика «Дембо-Рубинштейн» и различные ее модификации. Предлагаем для углубления самоанализа вместе с нами пройти ее по шагам.

Итак, нарисуйте на листке бумаги 5 одинаковых отрезков. Это будут 5 шкал:

1 шкала — ЗДОРОВЬЕ
|———————|

2 шкала — УМ
|———————|

3 шкала — КРАСОТА
|———————|

4 шкала — ХАРАКТЕР
|———————|

5 шкала — СЧАСТЬЕ
|———————|

Если мы возьмем первую шкалу, то на одном ее конце — самые больные люди мира, на другом — самые здоровые. Соответственно, на следующей — самые умные и самые глупые, самые красивые и самые некрасивые, с самым чудесным характером и с самым отвратительным, самые счастливые и самые несчастные.

Теперь поставьте на каждой шкале по 3 отметки:

1 — Отметьте черточкой, где вы находитесь сейчас? Как вы себя оцениваете в данный момент?
2 — Отметьте кружком на тех же шкалах, где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами?
3 — И наконец, отметьте галочкой, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности?

Должно получиться что-то вроде этого:
|——-/——V——0-|

Дальше психолог просит клиента самого выбрать какой-то параметр, по которому он значительно превосходит большинство, а также тот, по которому он сильно им уступает.

Как вариант, вы можете ощущать, что лучше многих рассказываете анекдоты и вообще вы супер веселый человек. Но вот с пунктуальностью у вас беда, и по этому параметру вы уступаете почти всем, кого знаете.

После того, как эти 2 параметра выбраны, с этими шкалами проделывается все то же, что и с остальными 5-ю.

Когда все отметки поставлены, идет обсуждение того, что же для вас значит ум, а что красота, счастье и т. д.

И уже на основании всех этих отметок, выбора дополнительных шкал и проясняющей беседы удается сформировать представление о самооценке человека.

РЕзультаты

Как расшифровать палочки, кружки и галочки в этом тесте?

ВНИМАНИЕ: В классическом варианте проведения данной методики ключевую роль в интерпретации результатов играет беседа клиента и психолога, позволяющая раскрыть индивидуальный смысл и значение для человека каждой шкалы, а также отметок, которые он сам себе поставил!

Но поскольку у нас такой возможности нет, то расскажем про общие соображения:

0ЗДОРОВАЯ И УСТОЙЧИВАЯ САМООЦЕНКА:

  • Отметки «где я сейчас» по всем шкалам чуть выше середины.
  • Значения по разным шкалам могут различаться: где-то отметки чуть выше, где-то чуть ниже, но нет слишком большой «болтанки» и слишком больших колебаний, вроде того, что по уму я на самом верху, а по счастью полный провал.
  • Отметки «где я хочу быть» выше, чем «где я нахожусь сейчас», но не уходят в крайние значения или за пределы шкалы.
  • Отметки «где я объективно могу быть» совпадают или отличаются не сильно от того, «где я хочу быть».

Выглядит это примерно так:
|—————/—V0-|

ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА:

  • Отметки «где я сейчас» по всем шкалам ниже середины или в самом низу.
  • Отметки «где я хочу быть» сильно выше, чем «где я сейчас», часто уходят в крайние значения или за пределы шкалы.
  • Отметки «где я объективно могу быть» близки к тому, «где я сейчас» и очень далеки от того, «где я хочу быть».

Выглядит это примерно так:
|—/—V—————0|

ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА:

  • Отметки «где я сейчас» по нескольким шкалам близки к верхнему полюсу.
  • Отметки «где я хочу быть» на уровне, а в редких случаях и ниже, чем «где я нахожусь сейчас».
  • Отметки «где я объективно могу быть» могут даже превосходить и стоять выше, чем «где я хочу быть».

Выглядит это примерно так:
|——————0-/| V

НЕУСТОЙЧИВАЯ САМООЦЕНКА:

  • Значения «где я сейчас», «где хочу быть» и «где могу быть» по разным шкалам сильно различаются: где-то отметки в самом верху, где-то в самом низу. Где-то разрыв между этими 3-мя отметками минимальный, где-то максимальный.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ

  • Выбор и качество дополнительных шкал тоже важны.
  • Затык с подбором шкалы, по которой человек ощущает себя лучше большинства, указывает, как правило, на заниженную самооценку.
  • На нее же указывает, когда клиент в качестве своей сильной стороны выбрал что-то малозначимое или негативное (например, я лучше многих ленюсь), а в качестве своей слабой стороны — что-то фундаментальное (скажем, сильно менее продуктивный, чем большинство и хуже многих соображаю).
  • На завышенную самооценку может указывать, когда параметров, по которым человек чувствует, что превосходит других, так много, что нужна не 1 шкала, а 5-6 дополнительных.

    Методика дембо-рубинштейн и её модификация

    Подробно рассматривается методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн и её модификация, осуществленная Л.В. Бороздиной.

    Ключевые слова: методика, модификация методики, исследование самооценки.

    Краткая информация о методике и ее назначении. Замысел исследования заимствован у Т. Дембо. Она разработала и применила методику для выявления представлений человека о своем счастье. В дальнейшем данный прием стал использоваться значительно шире – для выявления самооценки (СО) и сознания болезни у взрослых и детей [10]. В настоящее время существуют различные модификации данной техники, а ее использование возможно не только в клинической практике, но и в научных исследованиях [8]. Возможно проведение методики и в консультативной практике для выработки программ помощи клиенту, поскольку базируется она на психологическом общении диагноста и клиента.

    Диагностический материал. Вариант С.Я. Рубинштейн (2004) предполагает следующий набор

    шкал: «здоровье», «ум», «характер», «счастье». Более глубокое исследование содержания СО и точная оценка таких ее параметров, как высота, устойчивость и адекватность осуществляются с помощью варианта методики Дембо-Рубинштейн [1; 4]. Стандартный набор состоит из 9 шкал: «здоровье», «ум», «характер», «счастье», «академическая успеваемость»/ «профессиональное мастерство»,

    «социальные контакты», «внешность», «общая оценка себя», «будущее» [3], которые необходимо размещать в порядке минимально возможной их интерференции. Набор шкал можно расширить за счет техники «Выбор ценностей» в проективном варианте проведения. Испытуемым необходимо написать десять наиболее значимых для них ценнностей  и проранжировать их в порядке значимости. Обработка данных методики «Выбор ценностей» предусматривает выделение наиболее значимых ценностей по частоте их встречаемости. Так, на выборке старшеклассников к 9 основным шкалам можно добавить еще три: «воля», «порядочность», «жизненный успех».

    Вместо шкалы «социальные контакты» целесообразнее ввести шкалу «общение с другими людьми» для лучшего ее понимания юношами при выполнении методики [11]. Число шкал и их содержание зависят от возраста испытуемых и задач исследования. Дополнительно могут быть предложены «свободные» шкалы, название которых респонденты предлагают сами [9]. Целесообразно вводить число шкал, кратное 3 (9, 12 или

    15) для последующего определения параметров СО.

    Испытуемым предлагается набор шкал СО, собранных в виде буклета бланков с изображением

    вертикальной линии постоянной длины  12 см. Все шкалы имеют чуть заметную точку посередине, чтобы избежать ошибок глазомера. Каждая шкала расположена на отдельном чистом листе (в середине листа) с обозначением названия шкалы печатными буквами в правом верхнем углу [8].

    Л.В. Бороздина указывает со ссылками на других авторов, что оптимальный размер шкал –

    около 15 см [8]. Однако целесообразно использовать шкалу, равную 12 см. Это необходимо для верификации одного из видов внутриличностного конфликта.

    В этом случае за диагностикой СО должна следовать детекция уровня притязаний (УП) с помощью техники Хоппе в варианте, предложенном Юкнат, где содержатся однородные ранжированные по трудности задачи – всего 12 рангов сложности. Сопоставление ранговых градаций по двум методикам и дает возможность установить наличие/отсутствие внутриличностного конфликта [2; 4; 6; 7; 11].

    Оборудование:  ручка или карандаш для обозначения позиций на шкалах.

    Проведение. Испытуемому предлагается стандартная инструкция, усвоение которой контролируется  экспериментатором  на  первых  двух  шкалах,  одна  из  которых  является  нейтральной  или

    «пробной». Это шкала «почерк» [3; 4]. Вариант С.Я. Рубинштейн предполагает установление испытуемым только одной позиции (реальной СО). В модификации Л.В. Бороздиной по инструкции на каждой из шкал испытуемый проставляет три отметки: отражающую его реальную СО, желаемую (идеальную) и действительно достижимую (могу) [5]. Инструкция (по рабочей шкале «здоровье»):

    «Допустим, на этой линии расположились все люди мира: вот здесь вверху (показ) самые здоровые, а здесь внизу (показ) самые больные.

    Как вы думаете, где ваше место среди всех этих людей по состоянию здоровья. Поставьте этим карандашом отметку – черту (-) в том месте, где, как вам думается, вы находитесь» [10]. «А теперь отметьте, каким бы вы хотели быть по состоянию здоровья, проставляя  крестик  (х)  на  линии»  [9].  «Теперь  укажите  точкой  (*),  каким  вы  могли  быть  по состоянию здоровья, если бы приложили силу и старание» [11]. Испытуемому дают карандаш или ручку для отметки. Инструкцию можно разъяснять и повторять, но обсуждать решение испытуемого пока не следует [10].

    После выставления субъектом графических оценок с ним проводится клиническая беседа с целью верификации данных отметок и выяснения их аргументации. Выясняются общее представление респондента о себе и других людях, критерии оценки собственных качеств, способ обоснования выбранного положения на шкалах, мотивы выбора «свободных шкал», аргументация дифференциации или ее отсутствия между реальной и идеальными СО [9], реальной и достижимой, достижимой и идеальной.

    Беседа, проводимая с клиентом (психологическое общение), позволяет не только раскрыть особенности СО субъекта, но и его внутриличностные и межличностные конфликты. И в этом большая диагностическая ценность методики.

    С.Я. Рубинштейн (2004) ввела ряд рекомендаций при организации клинической беседы. Так,

    если испытуемый отнес себя к наиболее здоровым людям, его спрашивают о том, каких людей он отнес бы к наиболее больным, а если он ставит свою отметку между здоровыми и средними, спрашивают о том, чего ему не хватает, чтобы признать себя вполне здоровым.

    Важно прояснить диагносту не только реальные оценки испытуемого (есть по шкале), но и его

    идеальные (хочу), достижимые (могу) оценки. К чему стремится субъект, чего мог бы достичь по конкретной шкале, то есть что в его силах и что от него не зависит. Чрезвычайно важным диагностическим признаком является положение достижимой СО относительно реальной и идеальной СО, а также расстояние между идеальной и реальной СО. Здесь можно говорить об оптимизме/пессимизме испытуемого, что имеет важнейшее диагностическое значение.

     Материал взят из Вестник Удмуртского университета (Серия 3 Философия. Социология. Психология. Педагогика. Выпуск 1, 2013)

    Изучение личностных факторов подростков, влияющих на их отношение к успеху и неудаче другого | Сердакова

    Изучение личностных факторов подростков, влияющих на их отношение к успеху и неудаче других исследование заключалось в изучении личностных факторов, которые могут влиять на формирование отношения к успеху и неудаче другого в подростковом возрасте. Методики психодиагностики, использованные в исследовании, включали методику Бесковой в модификации Дубовской и Сердаковой, методику диагностики уровня эмпатии Бойко, тест эмоционального интеллекта Холла и методику измерения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации Прихожан. Выявлена ​​корреляция между установками на успехи и неудачи сверстников и особенностями личности в подростковом возрасте. Показано, что юношам и девушкам часто свойственны позитивное восприятие другого, искренняя радость и восхищение своими успехами, сочувствие в случае неудач и успехов другого.

    Выявлена ​​прямая зависимость между уровнем эмпатии и позитивным отношением к успеху другого, что подтверждает роль личностного фактора в формировании межличностных отношений.


    Ключевые слова

    Подростковый возраст; Отказ; Сверстники; Личные факторы; Самооценка


    Полный текст:
    PDF

    DOI: http://doi.org/10.11591/ijere.v12i1.23867

    Рефбеки

    • На данный момент рефбеков нет.

    Copyright (c) 2022 Institute of Advanced Engineering and Science

    Международный журнал оценок и исследований в области образования (IJERE)
    p-ISSN: 2252-8822, e-ISSN: 2620-5440

    amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;lt;div<div& amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;lt;a title=»Web Analytics Made Easy — StatCounter» href=»http://statcounter.

    com/» target=» _blank «& amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель ;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель ;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель ;amp;amp;amp;amp;lt;img src=»//c.statcounter.com/11672324/0/2a82bdb4/0/» alt=»Простота веб-аналитики — StatCounter»& amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; lt; / div & amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; ;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель ;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель;усилитель ;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp ;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;gt;

    Посмотреть статистику IJERE


    Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 4. 0 International License.

    Самооценка и межличностные отношения в подростковом возрасте

    %PDF-1.7 % 1 0 объект > >> эндообъект 6 0 объект > эндообъект 2 0 объект > транслировать application/pdf10.1016/j.sbspro.2016.10.181

  • Самооценка и межличностные отношения в подростковом возрасте
  • Татьяна Садовникова
  • подростковый возраст,привязанность к родителям
  • привязка к пиру
  • самооценка
  • система взаимоотношений подростков
  • Procedia — Социальные и поведенческие науки, 233 (2016) 440-444. doi:10.1016/j.sbspro.2016.10.181
  • Эльзевир Б.В.
  • JournalProcedia — Social and Behavioral Sciences© show Опубликовано Elsevier B.V. Все права защищены.1877-042823317 Октябрь 2016 г. 2016.10.1812010-04-23true10.1016/j.sbspro.2016.10.181
  • elsevier.com
  • sciencedirect.

Добавить комментарий