Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан
Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.
Ход выполнения задания
Инструкция
Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье;
2) ум, способности;
3) характер;
4) авторитет у сверстников;
5) умение многое делать своими руками, умелые руки;
6) внешность;
7) уверенность в себе.
Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Задание
Изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.
Обработка результатов
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).
1. По каждой из шести шкал определить:
а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;
б) высоту самооценки — от «0» до знака «х»;
в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-«, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.
Оценка и интерпретация отдельных параметров
В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.
Методика Дембо-Рубинштейн: тест на определение самооценки
Методика Дембо-Рубинштейн используется психологами для изучения личностных качеств человека. По его результатам можно узнать уровень самооценки, зрелости, самокритичности. Специалисты определяют, насколько испытуемый удовлетворен своей жизнью, адекватно ли он воспринимает реальность. Пройти тест полезно и взрослым, и детям.
Содержание
- Общая информация
- Как пройти исследование самооценки Дембо-Рубинштейн
- Как оценивать результаты
- Значения уровня самооценки
- Ключи по притязаниям
- Соотношение между параметрами самооценки
- Заключение
Общая информация
Тест на самооценку Дембо-Рубинштейн считается частью психодиагностики. Она помогает определить несколько параметров:
- уровень самооценки;
- как человек воспринимает себя;
- настроение;
- адекватность;
- уровень зрелости;
- наличие или отсутствие проблем;
- уровень критичности;
- требовательность к себе;
- удовлетворенность своей жизнью.
Создатель метода – Тамара Фульфовна Дембо, американский психолог, ученица Курта Левина, доктор Университета Кларка. Тест создан в 1962 году. В 1970 году он был доработан Сусанной Яковлевной Рубинштейн (психолог, сотрудник лаборатории патопсихологии). Правки заключались в добавлении расшифровки результатов.
Как пройти исследование самооценки Дембо-Рубинштейн
Возьмите чистый лист бумаги. Начертите 4 вертикальные линии. Их высота не должна превышать 10 см. На середине каждой линии поставьте отметку. 1 мм равен 1 баллу.
- характер;
- состояние здоровье;
- умственные способности;
- счастье.
По желанию можно вписать оптимизм, удовлетворенность собой (качествами). Если тест Дембо-Рубинштейн проходит подросток, добавьте способности, внешность, авторитет среди сверстников, уверенность в себе.
Верх линий – наивысший показатель для параметра, например, самый умный, самый красивый и т.д. Низ, соответственно, — самый низкий.
Задумайтесь, как вы оцениваете себя в свете каждого параметра. Насколько вы счастливы? Считаете ли вы себя красивым и счастливым человеком? Пользуется ли подросток авторитетом среди друзей или одноклассников? Уверен ли он в себе или страдает от комплексов?
Ноликами («0») отметьте желаемый уровень. Крестиками («X») – объективную оценку. Горизонтальной черточкой – текущий показатель того или иного параметра.
Используя линейку, измерьте и запишите расстояние от нижней части линии до крестика. Это будет уровень притязаний или желаемый показатель. От нолика до горизонтальной полоски – самооценка. Также нужно посмотреть расхождение между притязаниями и самооценкой.
Как оценивать результаты
Как сказано выше, тест Дембо-Рубинштейн помогает выяснить уровень самооценки. Ее главными свойствами являются высота, устойчивость, реалистичность.
Значения уровня самооценки
Интерпретация результатов методики диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн выглядит так:
- 50-75 баллов — средняя и высокая самооценка. Человек оценивает себя адекватно, реально смотрит на вещи.
- 75-100 баллов – завышенная самооценка. Возможно, в процессе формирования личности произошли какие-то нарушения. Человек воспринимает себя искаженно, он не хочет учиться чему-то новому, не замечает свои ошибки, нечувствителен к критике и замечаниям.
- Меньше 50 баллов – низкая самооценка.
После оценки результатов нужно выяснить, почему человек именно так относится к себе. По каким причинам он сомневается в своих возможностях или, наоборот, чрезмерно превозносит себя.
Ключи по притязаниям
Здесь также есть несколько вариантов оценки результатов:
- 60-90 баллов – реальный уровень притязаний.
- 90-100 – нереалистичный взгляд на себя, отсутствие самокритики.
- Показатель меньше 60 баллов – слишком низкие притязания. Свидетельство неправильного развития характера и личностных качеств.
В традиционной модификации методики Дембо-Рубинштейн человек с адекватной самооценкой поставит отметку (горизонтальная полоска) немного выше середины линии. Идеальным (нолик) для него будет вариант ниже верхней части шкалы. Наилучшее место для расположения крестика – посередине самооценкой и желаниями.
Если актуальная самооценка отмечена ниже середины шкалы, человек страдает от излишней самокритичности, слишком многого требует от себя.
Соотношение между параметрами самооценки
Соотношение всех нанесенных на шкалу значков выглядит так:
- Правильное местоположение X – между 0 и « — ».
- Расстояние между показателем X и 0 – это то, что вы хотите, но пока не можете достичь.
- X – то, что вам доступно. Все, что выше этой отметки, недостижимо.
- Отрезок вниз от X и до показателя актуальной самооценки – то, чего вы достигнете, приложив немного усилий.
- Соотношение между отрезками до и после X – ваш уровень оптимизма.
0 должен находиться ниже верхней границы шкалы. Если он расположен в самом верху, можно судить о незрелости человека. Сформировавшаяся личность понимает, что стать идеальным никогда не получится.
Если показатели на вертикальных линиях находятся слишком далеко друг от друга — испытуемые эмоционально неустойчивы.
По мнению психологов, 0 – это мечты человека. Мечтают практически все люди. И когда им удается исполнить одну мечту, они берутся за другую. Получается, что они ставят и достигают цели.
X – реальные перспективы, уровень вашей цели. В процессе движения вперед одна цель сменяется другой. 0 при этом должен оставаться выше X. Иначе случится инфляция мечты или ее обесценивание.
Заключение
Методика Дембо-Рубинштейн поможет вам определить уровень вашей самооценки. Правильно ли вы воспринимаете себя, свои способности, достижения, характер? По результатам теста вы поймете, в каком направлении двигаться. Изучайте себя, улучшайте качества, развивайтесь. Это поможет достичь любых целей и исполнить самые сокровенные мечты.
Инфантилизация подростков в цифровой среде
NASA/ADS
Инфантилизация подростков в цифровой среде
- Панферов Владимир Николаевич ;
- Безгодова Светлана А. ;
- Микляева Анастасия Васильевна
Аннотация
В статье представлены результаты изучения личностной зрелости подростков 13-17 лет (n=1078), инфантилизированных в межпоколенческих отношениях (на модели отношений с родителями и педагогами). Эмпирические данные были собраны с использованием Шкалы самооценки личностной зрелости, а также модифицированного диагностического метода самооценки Дембо-Рубинштейна, который измерял актуальную самооценку взрослости подростков, а также отражал оценки их собственной взрослости с позиций родителей и учителей. Инфантилизацию в межпоколенческих отношениях оценивали путем сопоставления самооценки взрослости и отраженных оценок родителей и педагогов. Результаты показывают, что отношения между подростками, с одной стороны, и родителями и педагогами, с другой, характеризуются тенденцией к инфантилизации. Явная инфантилизация встречается примерно в 10 % случаев. Инфантилизация в межпоколенческих отношениях влияет, прежде всего, на регуляторную зрелость подростков, и ее влияние неодинаково в зависимости от того, кто является субъектом инфантилизации: в случае инфантилизации родителями регуляторная зрелость подростков снижается по мере взросления, в то время как в случай инфантилизации учителями увеличивается. В целом инфантилизация в отношениях с родителями оказывает более интенсивное негативное влияние на формирование личностной зрелости в подростковом возрасте по сравнению с инфантилизацией со стороны педагогов.
- Публикация:
Сеть конференций E3S
- Дата публикации:
- Февраль 2021
- DOI:
- 10.1051/e3sconf/202125807033
- Биб-код:
- 2021E3SWC.25807033P «/>
Indlela Yokwenza Dembo Rubinstein: self-ucwaningo
Ezinye umusa omkhulu emphakathini, kanti abanye siyesaba ukucela mayelana intengo izimpahla esitolo. Abanye bahlaselwa ukuhlazeka ukuze bamukeleke indilinga labangane, kuyilapho abanye bear engabonakali bobukhosi umqhele futhi ubani ukusondela kuye azivumelekile. Siyini isizathu zokuzipatha okunjalo? Kukhona isici siqu esihlanganisa zonke onobuhle ngenhla yokuziphatha kwabantu — kungcono ukuzethemba.
Куйини укузетемба йомунту?
Sivame ukuzwa in efana «ukuzethemba». Isetshenziselwa hhayi kuphela ngodokotela abaqeqeshiwe, othisha odokotela, mayelana nezici siqu sibezwe ekuxhumaneni kwansuku zonke. Куйини лоху? Ukuzethemba libizwa komuntu bezibona zabo ukubaluleka kwabanye, kanye ukuhlolwa yayo kwamaphutha futhi omuhle izimfanelo, imizwa, imizwa, endoda ngokwayo.
Лафо укала укутатха уммо?
Esizikala ayikwazi kwakheka ngaphandle kobukhona kwesinye isakhiwo siqu — ungubani. Senzeka izingane kuze kube cishe ngo-3 ubudala, lapho ingane uyazi yokuzimela yayo kusukela lomdabu luhlukanisa nge phansi ezithile futhi iqala ukuzibonakalisa njengomuntu (исб. Lapho ingane ikhula, igcina unethuba ngesikhathi aphansi ezingeni ukuhlola ngokwabo futhi ukuhlaziya isimo sengqondo sabanye ukuba ngokwabo. Нгалеси убудала, сиквази укухулума экукалени укузетемба, нгоба квахека исихати, кроме фути Динамика зокуфила.
izinhlobo ukuzethemba
Ochwepheshe kukhona izinhlobo eziningana ukuzethemba, okungase wafunda ukusebenzisa amathuluzi ngokwengqondo (isibonelo, inqubo Budassi cwaningo ukuzithiba umqondo noma inqubo Dembo-Rubinstein). Kutihlola nekuhlolana siqukethe ngabanye self-izethulo real futhi enhle.
Кухона убудлелване пхакати квалези эзимбили изакхиво зобунту («Мина-реал», «Мина-энхле»). Kuye ikhwalithi yale ubuhlobo okungukuthi esishintshile womuntu ukuzethemba.
- Недооценка lomuntu ngokwakhe — kunomahluko omkhulu phakathi imicabango ngingubani, eqinisweni, futhi ngibe, kuhle kanjani. Yokuzingabaza, ekuthuthukiseni kuleli cala, kuza kudabula wonke umsebenzi womuntu.
- Нгалоквенетисако укузетемба — убухлобо эвамиле пхакати «Мина-реал» фути «Мина-экахле». Человек lizipatha ngokwanele ukuba isimo.
- Айихаба — чише акухо умелуко пхакати кваво вомабили ошиво нгенхла изакхиво йомунту. Человек okungukuthi esithambekele kukho Azibheke uma zazingezinhle, ke okungukuthi kakhulu eduze kwalo.
Indlela Yokwenza Dembo-Rubinstein — cwaningo self-incazelo
Ukuze umuntu kubaluleke kakhulu ukuba ezanele ukuzethemba, ngoba uma kungenjalo kukhona izinkinga zokuxhumana, imisebenzi professional, izixhumanisi, nokubobene. Kuyinto ngesikhathi esifanele ukubheka ukuzethemba lomuntu oyedwa, ukuze ugweme amaphutha lithathelwe yayo emphakathini.
Indlela Yokwenza Дембо-Рубинштейн ukucacisa lokho ukuzethemba e umuntu. Lokhu kwenziwa kusetshenziswa yokuhlola izimpawu othile esikalini. Umuntu kunikezwa indlela ifomu, lapho iziqondiso ezibhaliwe umsebenzi oyinhloko. Ukuze kutholakale izinga ukuzethemba alisetshenziswa inqubo классический Дембо-Рубинштейн.
Besonto ukuguqulwa yaleli su isetshenziswa eminyakeni yamuva etikhungweni letahlukahlukene zemfundo futhi emsebenzini. Le nqubo Ushintshe AM besonto iqukethe 7 isikali (njengoba kuqhathaniswa 4 yokuqala). Umbhali ungeze ukulungiswa izikali ezifana «намандла оквенза окутиле нгезандла забо», «укубонакала», «укукашелва контанга» фути ушинше йемахоно «инджабуло» укузе «укузетемба».
Imiyalo cwaningo
Omunye Ungaqonda ukuthi kubalulekile ukwenza ukuhlolwa, funda imiyalo. Lithi wonke umuntu ithuba ukuhlola amakhono abo, izici, izici nokunye. ukulinganisa kwakhe ungaboniswa isegmenti, komunye umkhawulo nezoqala izikolo aphansi ngakolunye ekupheleni — esiphezulu amaphuzu 10. Kufanele kuqashelwe ngesikalo ngasinye dash «-» yizinga lapho kukhona ukuthuthukiswa kwalesi izinga manje izakhiwo. Khona-ke, kufanele kuqashelwe kulezi izikali ukuwela «x» iyona ezingeni lapho umuntu test ungase uzizwe ukwaneliseka noma ngenxa yokuqhosha.
Весовой тест
Indlela Dembo Rubinstein-ukuguqulwa kuhlanganisa kulesi silinganiso esilandelayo:
- impilo;
- ихоно канье ингкондо йомунту;
- убунту бакхе;
- ума уфила удумо онтанга ябо;
- ихоно уквенза окутиле бебодва, нгезандла забо;
- укузетемба;
- укубукека комунту.
Le nqubo efanelekayo ucwaningo ngabanye kanye engaphelele. Лафо усебенза некембу укухлола бонке ньенгоба вагцвалиса локукала укукекешва эсикалини — «импило». амасу укугукулва Дембо-Рубинштейн кухилала бачитха исихати соквенза умсебензи йокухлола кусукела имидзузу 10 куя ку-12.
ukuhlaziya Imiphumela
Lapho ekucubunguleni nekuhlatiya imiphumela esikalini lokuqala njengengulumo, ngoba akusona isici siqu. Убуде нгамунье эсикалини кумеле нгокукиниле элилингана 100 мм, куйилапхо умунту нгамунье вавубона нгумунту эсифамбанвени ибха узоба амбалва исичи (исиб 48 мм — 48 амапузу).
Indlela Yokwenza Dembo-Rubinstein akwembuli nje ezingeni ukuzethemba, kodwa futhi ezingeni siqu izimangalo. Kulolu hlu is latholakala ngokulinganisa inani amaphuzu kusukela «0» ku- «x». Ngakho, izinga ukuzethemba ngezinga elingelikhulu ethile kungenziwa esilinganisiwe esivela «0» ku- «-«.
Okulandelayo, isidingo Balisisa ibanga ukusuka «x» ukuze «-«. Uma kukhona isimo lapho lizinga izimangalo esingaphansi siqu ukuzethemba izikolo eshiwo njengoba inombolo engenhle. Хона-ке амаголи квензека нокузинкумела. Indlela Yokwenza Dembo-Rubinstein lula ukucubungula, ngakho-ke livame ukusetchenziswa. Кодва очвепхеше цише нджало укуйисебензиса укугукулва Прихожан.
kulungiswa ukusebenza
Ukuze kutholakale izinga ezimbili cwaningo ubuntu izici wabala amaphuzu Imininingwane izikali zonke imingcele efanele (ngaphandle wokuqala). Indlela Yokwenza Dembo-Rubinstein ngokunembe ngangokunokwenzeka kusiza umuntu aqonde ukuthi ihlola indlela.
Замалевели изимангало
- Локвенетисако — 75-89 амапузу. Man elivunyelwa ukuhlola amakhono abo.
- Высокий — 90-100 амапузу. Исимо Окунгеке макондана намахоно азо, йокунтула укузитиба укугксэква.
- Окупханси — нгезанси амапузу 60. Пханси эзингени зокубуиселва умхлаба. Umuntu akakwazi ukuthuthukisa evamile. Akanalo nezifiso ukufeza okuthile, ngoba ekholelwa ukuthi siyindlela wokulahlekelwa.
Izinga ukuzethemba
- Lokwenetisako — 45-74 amaphuzu. ukulinganisa ongokoqobo ngokulinganiselwa uqobo wabonisa kule nqubo, kanye neminye imingcele.
- Улеле — 75-100 амапузу. Kukhona ezinye izinkinga kumiswa izimfanelo siqu. Мхлавумбе умунту омдала нома ингане айквази укулола умсебензи вахе (имифумела), укухулумисана. Кухона в окутива «ивалельве исипилиони», окушо умунту онгенандаба амазвана, иселулеко канье незилинганисо абанту.
- Заниженный — okungenani 45 амафузу. Ebelibangise enkulu inkinga kumiswa siqu enhlalakahleni, ke imibukiso inqubo Dembo-Rubinstein. Ukuzethemba liphansi kakhulu kungase kube nomphumela ezimbili zokubonisa izinkinga ezingokwengqondo: ngempela ungabazane ohlelweni amakhono abo siqu futhi «zokuzivikela» yokungaqiniseki.