За столом переговоров
В школах Жамбылской области открываются специальные службы медиации.
Не секрет, что наиболее распространены конфликты среди детей и подростков. Поводом для ссор могут послужить обычные оскорбления, обман, сплетни, симпатия без взаимности, борьба за авторитет, драка и многое другое. Нередко они могут привести к серьезным последствиям.
Решение этой социальной проблемы региональная Ассамблея народа Казахстана и областное управление образования видят в создании в учебных заведениях служб примирения, направленных на формирование безопасного пространства и снижение конфликтности в образовательной сфере. Их повсеместное открытие создаст условия для лучшего понимания друг друга и решения проблемы поссорившихся путем мирных переговоров.
– Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение проблемы, выработав его сами, – считает заведующая кабинетом медиации региональной АНК Валентина Досыбиева.
Метод школьной медиации также направлен на воспитание культуры общения и поведения в конфликтных ситуациях, то есть, сев за стол переговоров, важно, чтобы обе стороны приняли активное участие в них, выслушали друг друга, поняли и нашли выход из сложившейся ситуации сообща. Служба примирения дает возможность осознать обидчику свою вину, извиниться или возместить нанесенный ущерб, а также изменить свое поведение в дальнейшем. Здесь рассматриваются не только конфликты между детьми, но и между учителями и школьниками, а также спорные ситуации, связанные с родителями учащихся.
Первые шаги в этом направлении были сделаны в январе прошлого года. В соответствии с постановлением Правительства РК «Об утверждении Дорожной карты по усилению защиты прав ребенка, противодействию бытовому насилию и решению вопросов увеличения числа суицидов среди подростков на 2020–2023 годы» в регионе началось ознакомление педагогов с медиацией и ее возможным применением в своей профессиональной деятельности. Разработаны положение и методическое пособие о службе школьной медиации, а на площадке Zoom в три этапа прошла соответствующая тематическая конференция, охватившая учебные заведения всех 10 районов области и административного центра.
– Результатом общих усилий стало открытие первых кабинетов медиации в ряде сельских школ области. Статистика показывает, что в тех школах, где созданы службы примирения, снизилось число конфликтных ситуаций, – подчеркнула Валентина Досыбиева.
Приведу несколько примеров разрешения конфликтов в школах, которые были успешно разрешены посредством проведения процедуры медиации. Ученик 10-го класса нечаянно в ходе игры толкнул своего одноклассника, который, упав, повредил ногу. При помощи медиации подросткам удалось договориться. Виновный, выплатив материальный ущерб за нанесенный урон здоровью, принес извинения пострадавшей стороне.
В другом случае ученица 11-го класса выставила неприглядную фотографию своей одноклассницы в чате группы. Медиаторы поспособствовали тому, чтобы обидчица публично принесла свои извинения в социальной сети и заменила прежнюю фотографию на новую, предложенную обиженной стороной.
Еще один конфликт выявлен между учащимся 6-го класса и третьеклассником. Как выяснилось, первый отобрал у младшего сотовый телефон. Безусловно, это не осталось незамеченным. Мать пострадавшего обратилась в администрацию школы с жалобой на обидчика. Благодаря вмешательству примирителей участники конфликта сели за стол переговоров. В итоге обидчик извинился, вернул телефон и в знак примирения подарил игрушку.
Несколько учащихся 10-го класса похитили 3 мешка собранного урожая с поля агроформирования.
– И таких конфликтных ситуаций очень много, – отметила Валентина Досыбиева. – Важно, чтобы подростки нашли выход и перестали быть жертвами и обидчиками, ведь им предстоит продолжать строить свои отношения на территории школы.
Именно по этой причине медиаторы Байзакского района Гайни Кошекбаева, Динара Мелдибекова и Серик Болабеков скоординировали свою деятельность на открытии служб школьной медиации. Началом стало проведение семинаров и «круглых столов» на тему «Совершенствование деятельности службы школьной медиации», после которых в ряде местных школ были торжественно открыты кабинеты примирительной службы. Медиаторы АНК района, опираясь на свой опыт, помогают остальным сформировать навыки медиативного подхода к решению конфликтов.
– Эта работа будет продолжаться в каждой школе, поскольку она создаст условия для формирования безопасного пространства в учебных заведениях, – сказала председатель Ассоциации медиаторов Байзакского района Гайни Кошекбаева. – Родители, дети, педагоги – все очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать. Находясь рядом друг с другом по 4–8 часов в день, они постоянно общаются между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию. Можно ли в таких условиях обойтись совсем без разногласий? Вряд ли. Школьные конфликты неизбежны. Именно поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.
Председатель сельского совета биев, руководитель совета школьной медиации СШ им. Н. Акшабаева аула Кызыл жулдыз Байзакского района Сейсембай Жумагулов сказал, что зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум сторонам самостоятельно невозможно, приглашается третья сторона.
По словам судьи, суть процесса медиации в том, что спорящие сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться.
– Решение стороны выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Именно поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения. Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства, – подчеркнул Ергазы Тилеубеков.
По словам медиатора Гайни Кошекбаевой, поскольку с каждым годом число конфликтных ситуаций в школьной среде заметно увеличивается, созрела необходимость внедрения медиативной практики и в работу образовательной системы. Важно, чтобы семья, школа и общество были в одной связке, тогда и результат не заставит себя долго ждать. Именно такая схема позволит построить хорошие взаимоотношения между всеми участниками, будет способствовать «оздоровлению» общества и в конечном счете укреплению мира и согласия среди граждан.
причины возникновения, способы разрешения, меры предотвращения
Почему это происходит? Конфликты в школе могут быть разными. Ведь здесь могут возникать ссоры между учениками, между детьми и педагогами и даже между учителями и родителями. Но что бы ни стало причиной, игнорировать ситуацию нельзя.
Почему важно с этим бороться? Если не получается предотвратить развитие конфликта в школе, самое главное – как можно раньше предпринять все необходимые меры. Иначе он может иметь очень серьезные последствия, вплоть до вмешательства сотрудников МВД.
В статье мы расскажем:
- Понятие конфликта в школе
- 4 мифа о конфликтах в школе
- Разнообразие конфликтов в школе и причины их возникновения
- 5 шагов решения конфликта в школе
- Меры по предотвращению конфликтов и проблем в школе
- Как помочь ребенку вместе с родителями уладить детские конфликты в школе
Понятие конфликта в школе
Что мы называем конфликтом? Существует два полюса понимания этого явления. Часто, говоря о конфликте, подразумевают вражду, которую вызвали столкновение интересов, противоположные цели, взаимоисключающие нормы поведения людей.
Другой подход – это определение конфликта как нормального явления, без которого невозможна общественная жизнь. При этом конфликт должен не приводить к отрицательным результатам, а являться фактором, стимулирующим дальнейшее развитие взаимодействий в обществе.
Конфликт может быть деструктивным или конструктивным, это будет зависеть от последствий его разрешения.
-
Деструктивный конфликт – тот, в результате которого одна или обе стороны не остались удовлетворены результатом, вызывает непонимание, обиды, негативно сказался на отношениях.
-
Конструктивный конфликт – завершившийся с пользой для участвовавших сторон, принёсший ценный опыт, его результат всех удовлетворяет.
4 мифа о конфликтах в школе
Миф 1.
В хорошей группе не может быть конфликтовКогда в самом деле не может возникнуть конфликт между учениками в школе? Во-первых, в первоначальный период знакомства, когда дети ещё не сформировали отношения. Ребята постепенно пытаются сблизиться, проявляют осторожность в общении. Даже если в какой-то момент ситуация обостряется, большинство детей предпочтёт «не заметить» это, чем пойти на конфликт.
Во-вторых, если дистанция между членами группы большая, и в сближении никто из них не заинтересован. Такая ситуация может возникнуть, если это временное объединение (например, группа для кратковременного обучения) и его участники достаточно взрослые.
Если же перед нами школьный коллектив, который существует длительное время и состоит из детей, в силу возраста имеющих небольшой социальный опыт, то здесь возникновение конфликтов неизбежно. Ученики могут успешно скрывать конфликт, так, что учитель его не увидит, что иногда бывает у старшеклассников. В целом, конфликт является нормальной ситуацией в группе.
Важно то, как выглядит конфликтная ситуация и как к ней относятся участники. Причиной конфликта может быть многое: конкуренция за различные ресурсы (например, статус или внимание сверстников), отстаивание своей позиции в каком-либо вопросе, столкновение интересов. Конфликт может быть как открытым, так и скрытым, когда дети не высказывают своё мнение, но в классе явно чувствуется напряжение.
Миф 2. Среди младших школьников конфликты несерьёзные
Существует популярное мнение, что дети изначально являются добрыми существами, лишёнными от природы агрессии. Действительно, конфликты в начальной школе возникают не по злому умыслу детей. Может произойти случайная обида или ссора, которая затем закрепляется и перерастает во что-то большее. Конфликт появляется и усиливается спонтанно.
Существует ряд антиутопий на тему детской агрессии, такие как «Повелитель мух». В настоящее время в случае школьного конфликта родители чаще всего активно вмешиваются в ситуацию, но не всегда это приводит к положительному результату. Независимо от возраста участников конфликта, даже если это дошкольники, педагог обязан контролировать ситуацию. Чаще всего бывает достаточно внимательно отнестись к детям, и они смогут сами найти выход.
Миф 3. Нужно дать детям разобраться самостоятельно
Мнение очень спорное. Действительно, такой подход может научить детей находить решения самостоятельно, и они смогут вынести из конфликта ценный опыт. Но зачастую у ребят не хватает ресурсов для того, чтобы изменить ситуацию. Тогда опыт, приобретенный школьниками, будет отрицательным: они получают ответственность за то, на что не могут повлиять.
У детей пока невелик социальный опыт, в связи с чем сложный или затяжной конфликт для них неразрешим. Чтобы безопасно и деликатно выйти из него, нужна помощь взрослых, причём степень вмешательства нужно правильно определить.
Миф 4. Заметное отличие от других членов группы становится причиной конфликта
На самом деле, причиной конфликта становится столкновение интересов. Особенности ребёнка (полнота, ношение очков, ОВЗ, плохая или отличная успеваемость, цвет волос и т.д.) здесь ни при чём. В одном из коллективов примут ребёнка с тем или иным отличием и окажут ему поддержку, а в другом этого же ребёнка сделают изгоем.
Нужно искать причину во внутренних процессах, происходящих в коллективе. Если в группе детей есть предпосылки для конфликта, дать ему старт может любая ситуация. К примеру, даже межнациональные конфликты в школе вызваны именно внутренним напряжением в группе, а не национальностью участников. Когда конфликт проявляется в виде словесных унижений, злых шуток и порчи имущества, это называется школьной травлей и такими терминами, как «буллинг» и «моббинг».
Разнообразие конфликтов в школе и причины их возникновения
Школьная жизнь становится полем для произрастания разных видов конфликта, он может произойти даже между учителями. В статье разбираются случаи противодействия между разными участниками образовательного процесса. Зачастую учителю бывает необходимо взять на себя роль психолога во время общения с учениками и коллегами.
Разберём ниже, с какими вариантами противостояния участников учебного процесса можно встретиться. Это может помочь педагогам при столкновении с конфликтами в школе.
«Ученик — ученик»
Ссоры среди детей являются обычным событием, и в школе тоже. Хотя в этой ситуации педагог не участвует в конфликте в качестве одной из сторон, но зачастую ему нужно вмешаться в детские разногласия.
Причиной конфликта «ученик-ученик» в школе может стать:
-
борьба за лидерство;
-
конкуренция;
-
ложь, распускание слухов;
-
обзывания и оскорбления;
-
обиды;
-
неприязнь к «любимчикам» учителя;
-
личная антипатия к человеку;
-
интерес к девочке/мальчику без взаимности;
-
соперничество за девочку/мальчика;
Читайте также
«Манипулирование: признаки, методы, противодействие»Подробнее«Учитель — родитель ученика»
Инициатором конфликта может быть как родитель, так и учитель. Могут быть и обоюдные претензии.
Что может стать причиной столкновения между учителем и родителями:
-
несовпадение мнений о воспитании ребёнка недовольство родителя методами обучения педагога;
-
личная неприязнь;
-
несправедливое, по мнению родителей, выставление низких отметок ученику.
«Учитель — ученик»
Конфликты в школе «учитель – ученик» происходят нередко, так как ученики проводят время в обществе учителей не меньше, чем в кругу своей семьи.
Конфликты с учителями в школе могут произойти по таким причинам:
-
отличающиеся требования разных учителей к детям;
-
чрезмерное количество требований к ученику;
-
отсутствие стабильности в требованиях учителя;
-
нарушение условий самим учителем;
-
мнение ученика об оценке учителя, как недостаточной;
-
непримиримость учителя по отношению к несовершенствам ученика;
-
черты характера учителя или ученика (вспыльчивость, равнодушие, грубость).
5 шагов решения конфликта в школе
Шаг 1. Прислушаться к себе
Чтобы не пропустить начало конфликтной ситуации, необходимо уделять внимание своему внутреннему состоянию и прислушаться к чувствам. Другие способы на данном этапе вряд ли помогут.
Что может послужить сигналом, что в группе назревает напряжённость:
-
у вас возникает нежелание идти на урок в этот класс;
-
иногда у детей возникает неловкая пауза в разговоре;
-
появляется чувство, что дети хотят что-то скрыть, и это явно не сюрприз к празднику;
-
учащиеся как бы избегают определённой темы или человека, переводят разговор либо «засмеивают».
Последний пункт является наиболее сложным. Когда у учителя много нагрузки и он работает в нескольких классах, может возникнуть отстранённость. Человек перестаёт осознавать своё состояние, настроение, работает «на автомате».
Если педагог искренне и живо включается во взаимодействие с детьми, он может почувствовать проблему, когда она только начинает формироваться. Можно рассказать о своих ощущениях коллегам, попросить понаблюдать за группой школьного психолога: совместно легче определить, не возникла ли ситуация в школе, которая выльется в конфликт.
Шаг 2. Открыто высказывайте своё мнение
Используя слова о своём отношении к ситуации, можно исправить её, при условии что она находится на начальном этапе развития. Можно сказать детям, что вам неприятно слушать оскорбления в адрес кого-либо из них, что вы сожалеете, что ребята ругаются, вместо того, чтобы договориться. Можно выразить своё нежелание наблюдать несправедливость или жестокость. При этом важно говорить искренне.
Это помогает по нескольким причинам. Для многих школьников важно, как к ним относится педагог, им хочется быть в хороших отношениях с учителем. Зачастую дети не могут определиться в своём отношении к происходящему в классе, а мнение взрослого может помочь им правильно оценить ситуацию.
Если учитель обозначает свою позицию и интересуется мнением учеников, то у них появляется возможность разобраться в своих чувствах. Зачастую непростые моменты следуют друг за другом, и дети, вовлечённые в конфликт, просто не успевают распознать своё состояние и чувства. Для этого необходима пауза.
Шаг 3. Предлагайте разные способы решения
В случае хороших, доверительных отношений с учениками, столкнувшись с конфликтом в школе между детьми, учитель может предложить им различные пути разрешения. Можно обсудить вместе с учениками данную ситуацию или тему в целом. Для этого можно использовать беседу на классном часе или дискуссию с обсуждением спорных утверждений. А можно просто подать детям идею и спросить, не хотят ли они попробовать такой выход.
Даёт хорошие результаты метод, когда в качестве эксперимента ученикам предлагают на короткое время какое-то новшество. Например, один день при разговорах называть друг друга по имени и отчеству и обращаться на «вы», а в конце провести краткое обсуждение результата.
Читайте также
«Перепады настроения: причины и лечение»ПодробнееШаг 4. Когда все ваши действия не помогают решить ситуацию
Традиционно наша культура предполагает самостоятельное решение проблем. Но существуют ситуации, когда человек не может справиться в одиночку, даже если он действует умело. Тогда надо обратиться за помощью к другим учителям, психологу, администрации школы. Может быть, вместе с коллегами вы придёте к выводу, что нужно привлечь специалистов извне. Например, пригласить психологов, которые проведут работу с детьми и родителями конфликтующего класса.
Шаг 5. «Круг сообщества»
Когда ситуация зашла в тупик, разовые воздействия не принесут результатов. Кроме того, если всё сложно, недостаточно будет действий одного учителя и даже совместных усилий работников школы. Различные методики предлагают разные способы разрешения конфликтов в школе. Пример такой технологии, дающей хорошие результаты – «Круг сообщества».
Используют эту технологию, когда необходимо сформировать переломный момент в ситуации конфликта, если возникла необходимость системного вмешательства и проводить работу только с одной группой недостаточно. Здесь необходимо не только привлечь психологов для работы с классом. Консультации психологов понадобятся и педагогам, и родителям.
Применяя технологию «Круг сообщества», специалисты помогают коллективу работать результативно и аккуратно, способствуют принятию нужных решений, опираясь на систему ценностей членов группы.
Так как это сложная и серьёзная работа, для неё предпочтительно пригласить психологов со стороны, которые не будут заинтересованы в конкретном решении и останутся беспристрастны. Несомненно, что и от школы потребуется много затрат, в первую очередь это время. Поэтому иногда школьное руководство самоустраняется и не обращает внимания на конфликтную ситуацию.
Но в этом случае проблема только разрастается, и в результате приводит к тяжёлым последствиям или к решению проблемы более затратными методами.
Меры по предотвращению конфликтов и проблем в школеКомплекс классных часов, посвящённых конфликтам
Основная цель состоит в том, чтобы в игровой форме отработать различные ситуации, возникающие в школе, и научить детей держать свои эмоции под контролем во время конфликта. Необходимо, чтобы школьники поняли важную мысль: если в сложной ситуации человека ведёт не разум, а эмоции, это приводит к аффекту, и мы перестаём осознавать свои слова и поступки. Это может произойти во время конфликта детей в школе и усугубить его последствия.
Читайте также
«Хамство: плохое воспитание или неуверенность в себе?»ПодробнееСуществует кодекс поведения в ситуации конфликта, разработанный специалистами:
-
Дайте время партнёру, чтобы выплеснуть эмоции. Когда человек находится во власти агрессии и раздражения, диалог с ним невозможен. Поэтому пусть он снизит уровень внутреннего напряжения. Реагировать на выброс переживаний нужно, сохраняя спокойствие, но не проявляя высокомерие.
-
Погасите агрессию непредсказуемыми способами. Например, можно задать вопрос на тему, не связанную с конфликтом, но значимую для собеседника. Или попросите у противника совета в деле, не имеющем отношения к конфликтной ситуации.
-
Используйте «Я-сообщения» вместо отрицательной оценки партнёра. То есть вместо фразы «Вы обидели меня своими словами» используйте формулировку «Я чувствую обиду, слыша такое».
-
Попросите обозначить конечную цель, к которой стремится собеседник и преграды к её достижению. Проблема – это ситуация, требующая решения, а ваше отношение к партнёру – всего лишь одно из условий, в которых нужно действовать. Возьмите эмоции под контроль, совместно с оппонентом определите проблему и сфокусируйтесь на её решении, не принимая во внимание личную неприязнь.
-
Предложите противнику высказать свои варианты решения возникшей проблемы. Вместо того чтобы искать виновника и причины возникновения конфликтной ситуации, нужно найти путь выхода из неё. Способов решения должно быть несколько, это даст возможность выбрать наиболее приемлемый из них, чтобы были удовлетворены интересы обеих сторон.
-
Дайте противнику возможность «сохранить лицо». Не стоит выдавать ответную агрессию и оскорблять собеседника. Оценивайте не личность, а действия.
-
Давайте обратную связь. Такие фразы, как «Вы хотите сказать, что…», «Если я верно Вас понимаю…» или «Вы имеете в виду..», показывают, что вы вникаете в смысл высказываний и претензий партнёра и снижают уровень его агрессии.
-
Если чувствуете свою вину, открыто признайте это и извинитесь. На это способна только зрелая и уверенная в себе личность. Такие действия вызывают уважение собеседника и настраивают его на сотрудничество.
-
Не пытайтесь ничего доказать. Во время конфликта это бесполезно, так как накал эмоций не позволяет слышать доводы и соглашаться с ними. Тратить время на доказательства – бессмысленное занятие.
-
Прекратите спор первым. Не требуйте замолчать своего оппонента, а сделайте это сами. Помните, что ваше молчание не должно быть вызывающим или злорадным.
-
Не давайте характеристику эмоциональному состоянию собеседника. Ваши фразы, содержащие отрицательную оценку («Что ты бесишься?», «Не нервничай», «Не надо злиться»), наоборот, усилят конфликт.
-
Каким бы ни был результат спора, постарайтесь не разрушить отношения.
Те правила доброжелательного общения, которые были составлены во время классного часа, можно коллективно доработать и разместить в классном уголке
Подводя итоги школьной жизни в конце недели, каждый из детей может оценить, насколько его поведение соответствовало этим правилам. В случае разногласий используется обмен мнениями всего класса. Этот приём развивает умение прислушиваться к мнениям других и в итоге помогает предотвратить межличностные конфликты в школе.
Не оставляйте без внимания ни один случай спора, недовольства или ссоры
Сразу же проанализируйте ситуацию, разберитесь в причинах, обсудите совместно с детьми.
Как помочь ребенку вместе с родителями уладить детские конфликты в школе
Привлечение родителей к разрешению конфликтной ситуации, конечно же, необходимо. При этом нужно умело настроить их на объективность, иначе может получиться так, что родители эмоционально встают на защиту своего ребёнка и не могут разобраться в сути проблемы. Иногда ссора детей в школе перерастает в конфликт между родителями.
Важно донести до родителей правильное отношение к конфликтам, в которые может быть вовлечён их ребёнок.
С каждым случаются конфликтные ситуации
Возникновение конфликтов в школе неизбежно: дети ссорятся друг с другом, у них возникают противоречия с учителями, могут возникнуть проблемы со старшими учениками. Невозможно полностью исключить столкновения интересов. Оно может вылиться как в вербальный конфликт, так и привести к драке, может ограничиться одним спором, а может превратиться в длительное противостояние.
В любом случае, если решение конфликта будет конструктивным, это станет основой для развития отношений и приобретения опыта в социальной сфере.
Помощь ребёнку не заключается в том, чтобы действовать вместо него
Родителям, конечно, хочется поддержать своего ребёнка и уберечь его от негативных переживаний. Но если самим решать его проблемы, договариваться вместо ребёнка с его учителями, разговаривать с обидчиками, то маленький человек лишится возможности получить жизненный опыт. В следующий раз он снова окажется неспособен найти выход из сложной ситуации.
Помощь родителей должна заключаться в том, чтобы выслушать ребёнка, обсудить с ним возможные пути решения, но предоставить ему решать проблему самому. Особенно важно это при конфликте подростков в школе, здесь прямое вмешательство родителей на раннем этапе может навредить
Читайте также
«Женская дружба и ее особенности»ПодробнееНевозможно оградить ребёнка от всех проблем
Жить в обществе нелегко, и нельзя заранее предвидеть, с какими именно сложностями столкнётся ребёнок во внешнем мире. Родители в силу жизненного опыта понимают, что последствия конфликтов могут быть очень серьёзными, и их тревогу и волнение легко объяснить. Но, стараясь каждый раз защитить своего ребёнка, иногда даже вопреки его мнению, родители оказывают ему плохую услугу. Школьник в этом случае не имеет возможности научиться противостоять трудностям жизни.
Взрослые могут переоценить серьёзность конфликта
Рассматривая ситуацию с позиции опыта взрослой жизни, можно увидеть в детской ссоре то, о чём дети даже не задумывались. Взрослые добавляют в конфликт дополнительный смысл на основе своих переживаний.
Это в первую очередь такие примеры:
-
родители находят сексуальный оттенок в общении детей в тех случаях, когда сами дети (если даже конфликт произошёл в средней или старшей школе) об этом не думали;
-
взрослые боятся закрепления вражды между детьми, которые вступили в ссору или подрались;
-
родители или педагоги считают последствия бездумных поступков детей умышленным членовредительством (например, если ребёнок сильно толкнул другого и тот получил ушиб).
Иногда действительно подобное толкование может оказаться верным, но в первую очередь нужно проанализировать свои подозрения. Такие необоснованные обвинения пугают и родителя, и ребёнка.
Разделить зоны ответственности
В случае, когда конфликт детей в школе находится в такой стадии, что требуется включение родителей и учителей, разрешить его возможно, только если действовать сообща. Каждая из сторон при этом отвечает за свою часть работы и имеет свои механизмы воздействия на других участников.
Зона ответственности учителя – это безопасность всех участников учебного процесса. Он должен вовремя информировать родителей о возникающих проблемах, организовать взаимодействие между детьми, регулировать конфликт с помощью дисциплинарных методов.
Ответственность родителей включает в себя охрану жизни и здоровья своего ребёнка, его степень воспитанности, привитие навыков поведения в обществе. Также родитель является официальным представителем ребёнка в случае рассмотрения конфликта на уровне администрации школы.
Ребёнок должен отвечать (или учиться это делать) за свои действия. Но у школьника, особенно начальных классов, не всегда есть для этого ресурсы. Обдуманная реакция взрослых на нарушение детьми норм поведения помогает формировать у ребёнка чувство ответственности за свои действия.
Важна любая информация
Для того чтобы своевременно и правильно отреагировать на возникшую опасную ситуацию, родитель должен быть полностью информирован. Прежде чем вмешаться и начать защищать ребёнка или наказывать его за что-то, нужно владеть всеми подробностями. Для этого необходимо поговорить с учителями ребёнка и с родителями других детей.
Читайте также
«Как выйти из зоны комфорта, чтобы изменить свою жизнь»ПодробнееНе путайте разговор с разборками. В случае педагогической ситуации конфликта в школе наиболее подробную информацию сможет дать классный руководитель.
Встаньте на сторону ребёнка
Чаще всего ребята сами выходят из конфликтных ситуаций, и родители просто не ставятся об этом в известность. Но если ситуация настолько серьёзна, что потребовала вмешательства взрослых, помните, что ребёнку нужна поддержка близкого человека.
Это вовсе не значит, что нужно оправдывать своего ребёнка в случае его вины. Но обсуждение неправильных поступков, вынесение наказания и прочие воспитательные моменты не должны происходить прилюдно. Отложите это до прихода домой и говорите наедине.
Родители должны быть для детей надёжным тылом. Не поддавайтесь эмоциям и действуйте спокойно, даже когда ребёнок виноват.
Существует важная заповедь для родителей: нельзя осуждать личность ребёнка, оценивать нужно его поступок. Иначе дети начинают сомневаться в безусловной родительской любви, которая является основой доверия к миру.
Выберите для беседы диалог и основывайтесь на фактах
После завершения конфликтной ситуации, в которой принимал активное участие ребёнок, у родителей возникает желание высказать своё мнение. Разобрать ситуацию с ребёнком полезно, но важно, чтобы он услышал родителя. Зачастую взрослые высказывают все свои эмоции, страхи, перечисляют возможные опасности в виде длинного монолога. При этом часто повторяется одна и та же основная мысль.
Несмотря на то, что эта мысль может быть абсолютно верной и справедливой, при её многократном повторении ребёнок «отключается» от смысла слов, воспринимая речь взрослого как некий звуковой фон.
Читайте также
«Как избавиться от навязчивых мыслей и жить свободно»ПодробнееЧтобы не потерять внимание ребёнка, используйте диалог. Обсуждая ситуацию на равных с ребёнком, вы получите больше информации, узнаете его мысли и чувства касательно произошедшего, сможете заключить договор о дальнейших правилах поведения и заложите фундамент для будущих доверительных отношений.
Социальные конфликты в школе наверняка будут ещё происходить, а доверие ребёнка, его готовность делиться с родителями и желание рассказывать о сложностях и проблемах помогут вовремя изменить ситуацию и не доводить конфликт до критического состояния.
Чтобы успешно решать конфликты любого рода в общеобразовательной школе, важно не забывать о том, что их причина заключается не в самой ситуации, а в межличностных взаимодействиях участников.
Иными словами, возникновение конфликта – признак неблагополучия в коллективе. Поэтому при выборе путей решения нужно стремиться не к выигрышу какой-то одной из сторон, а стараться, чтобы интересы всех участников оказались удовлетворены. Такой подход помогает улаживать конфликты любого происхождения.
Конфликты в школах Примеры: причины и стратегии
Конфликты — неизбежная часть любого человеческого взаимодействия, и школы — не исключение. От разногласий между учащимися до столкновений среди сотрудников, конфликты могут возникать в различных формах в школьной среде. В этом сообщении блога мы углубимся в сферу конфликтов в школах и рассмотрим некоторые примеры, которые проливают свет на разнообразный характер этих конфликтов.
Понимание различных типов конфликтов, которые могут возникать в образовательных учреждениях, позволяет нам получить ценную информацию об их основных причинах и возможных решениях. Итак, пристегните ремни безопасности, пока мы отправляемся в путешествие по реальным конфликтам, происходящим в стенах школ, и узнаем, как они формируют динамику образовательного ландшафта.
Что такое конфликт в классе?
Конфликт в классе означает разногласия, напряженность или споры, возникающие в классе между учащимися или между учащимися и учителями. Это естественная часть учебной среды, где собираются люди с разным опытом, взглядами и характерами. Конфликты в классе могут проявляться по-разному, например, в спорах, борьбе за власть, издевательствах или нарушениях учебного процесса.
Эти конфликты могут возникать из-за различий во мнениях, противоречащих друг другу целей или интересов, непонимания или даже внешних факторов, влияющих на динамику в классе. Понимание и эффективное управление конфликтами в классе необходимы для поддержания позитивной и благоприятной учебной среды, в которой все учащиеся могут преуспевать в учебе и обществе.
Каковы некоторые примеры конфликтов в классе?
1. Разногласия по поводу групповой работы:
В этом случае конфликты могут возникнуть, когда у учащихся разные идеи, стили работы или уровни приверженности в рамках группового проекта. Противоречивые мнения о направлении проекта, индивидуальном вкладе или разделении задач могут привести к напряженности и проблемам в сотрудничестве.
2. Конфликт полномочий учителя и ученика:
Этот конфликт может возникнуть, когда ученик оспаривает полномочия или решения учителя. Это может включать в себя вопросы о дисциплинарных мерах, критериях оценивания или оспаривании правил и политики в классе, что приводит к борьбе за власть между учеником и учителем.
3. Запугивание и социальная изоляция:
Конфликты в классе могут также включать запугивание и социальную изоляцию, когда некоторые учащиеся могут преследовать или подвергать остракизму других на основании их внешности, способностей или социального статуса. Эти конфликты могут существенно повлиять на эмоциональное благополучие и успеваемость целевых учащихся.
4. Деструктивное поведение и управление классом:
Конфликты могут возникать, когда учащиеся проявляют деструктивное поведение, например, говорят вне очереди, не следуют инструкциям или не соблюдают правила в классе. Эти конфликты могут нарушить учебную среду, влияя как на вовлеченных учащихся, так и на общую динамику в классе.
5. Культурные различия и разнообразие:
Конфликты в классе могут возникать из-за культурных различий или различий среди учащихся. Эти конфликты могут возникать из-за недопонимания, стереотипов или предубеждений. Противоречивые ценности, убеждения и стили общения могут привести к напряженности и непониманию в классе.
6. Академическая конкуренция и ревность:
В академической конкурентной среде могут возникать конфликты из-за ревности или соперничества между учащимися с высокими достижениями. Это может проявляться в желании превзойти других, сравнивая оценки или стремясь подтвердить академические достижения, создавая нездоровую конкуренцию, которая влияет на общую атмосферу в классе.
Каковы причины школьных конфликтов?
1. Различия в характерах:
Конфликты в классе могут возникать из-за различий в характерах учащихся. Некоторые студенты могут быть общительными и напористыми, в то время как другие могут быть интровертами и сдержанными. Эти различия могут привести к конфликтам в стилях общения, подходах к разрешению конфликтов и социальных взаимодействиях в классе.
2. Издевательства и притеснения:
Одной из неприятных причин конфликтов в классе являются издевательства и притеснения. Учащиеся, которые проявляют агрессивное поведение, могут запугивать, унижать или преследовать своих сверстников, что приводит к конфликтам и негативному опыту для пострадавших учеников. Такие конфликты могут существенно повлиять на общую атмосферу в классе и затруднить процесс обучения.
3. Личные разногласия:
Учащиеся происходят из разных слоев общества, культур и семей, что может способствовать возникновению личных разногласий и потенциальных конфликтов в школах. Различия в убеждениях, ценностях, интересах или образе жизни учащихся могут привести к непониманию, столкновениям или напряженности в классе.
4. Неоднородные уровни способностей:
В классах с учащимися с разным уровнем способностей могут возникать конфликты из-за академических различий. Учащиеся с более высокими способностями могут чувствовать себя разочарованными или безразличными, в то время как учащиеся с более низкими способностями могут бороться и испытывать чувство неадекватности. Эти различия могут привести к конфликтам, связанным с конкуренцией, сравнением или неравным обращением.
5. Плохое преподавание:
Качество преподавания играет решающую роль в динамике работы в классе и вовлечённости учащихся. Плохие методы обучения, отсутствие четких инструкций или неэффективное управление классом могут способствовать разочарованию, замешательству и отстранению учащихся, что приводит к потенциальным конфликтам в классе.
Как предотвратить конфликт даже в моем классе?
1.
Призывайте учащихся разрешать конфликты мирным путем:Продвигайте культуру уважения и открытого общения в своем классе. Научите учащихся навыкам разрешения конфликтов, таким как активное слушание, сопереживание и настойчивое общение, чтобы они могли разрешать разногласия мирным и конструктивным образом.
2. Выслушайте каждую сторону:
Когда в школе возникают конфликты, найдите время, чтобы выслушать каждого вовлеченного ученика. Обеспечьте безопасное и непредвзятое пространство, где учащиеся могут выразить свои взгляды, чувства и опасения. Активно слушая, вы показываете учащимся, что их голоса ценны и что вы стремитесь понять их опыт.
3. Помощь в решении проблем:
Помогите учащимся справиться с конфликтами, направляя их в процессе решения проблем. Поощряйте их определять основные проблемы, проводить мозговой штурм возможных решений и оценивать последствия своих действий. Выступать в качестве посредника, способствуя конструктивному диалогу и способствуя достижению компромисса и взаимопонимания.
4. Убедитесь, что все учащиеся имеют доступ к ресурсам и поддержке:
Убедитесь, что все учащиеся имеют равный доступ к ресурсам и системам поддержки. Предоставляйте возможности для академической и эмоциональной поддержки, такой как репетиторство, консультационные услуги или программы наставничества сверстников. Это помогает создать инклюзивную и благоприятную среду, в которой учащиеся чувствуют, что их ценят и поддерживают в их индивидуальных потребностях.
5. Сохраняйте спокойствие и собранность:
Как учителю важно сохранять спокойствие и самообладание, особенно во время конфликтов. Ваше поведение задает тон того, как ученики будут подходить к конфликтам и разрешать их. Сохраняйте нейтралитет, избегайте принятия какой-либо стороны и сохраняйте уважительное и спокойное отношение. Это может помочь снизить напряженность и побудить учащихся последовать вашему примеру.
6. Постоянное соблюдение школьных правил и процедур:
Установите четкие и последовательные правила и процедуры, которые способствуют позитивному поведению и уважению в классе. Убедитесь, что учащиеся понимают последствия деструктивного или неуважительного поведения. Последовательно применяя эти правила, вы создаете структурированную и предсказуемую среду, снижающую вероятность конфликтов.
Применяя эти стратегии, вы создаете активную и поддерживающую среду в классе, которая способствует позитивным отношениям, эффективному общению и предотвращению конфликтов. Помните, что разрешение конфликтов — это непрерывный процесс, и предоставление учащимся необходимых навыков и ресурсов будет способствовать созданию гармоничной и продуктивной учебной среды.
Статья по теме: Уборка в школе: раскрытие важности
Заключительные мысли: конфликты в школах
Конфликты в классе не редкость, но при правильном подходе ими можно эффективно управлять и предотвращать их. Понимая причины конфликтов в классе, такие как различия в характерах, издевательства, личные различия, неоднородные уровни способностей и плохое преподавание, педагоги могут активно решать эти проблемы.
Поощрение учащихся к мирному разрешению конфликтов, активное выслушивание каждой стороны, содействие в решении проблем, предоставление ресурсов и поддержки, сохранение спокойствия и самообладания, а также последовательное соблюдение школьных правил и процедур являются ключевыми стратегиями предотвращения эскалации конфликтов.
По мере обострения конфликта в школе, какие сообщения взрослые посылают детям?
По мере обострения конфликта в школе, какие сообщения взрослые посылают детям? TweetShareДети понимают намного больше, чем думают многие взрослые. И сообщения, которые они получают — даже те, которые взрослые не собираются отправлять, — могут оставить неизгладимый след в их жизни.
Итак, когда родители, расстроенные политикой в отношении пандемии или решениями в учебной программе, угрожают насилием в социальных сетях или кричат так громко, что прерывают собрания школьного совета, чему дети учатся благодаря такому поведению?
А как насчет того, чтобы родители пошли еще дальше, появляясь в кампусе в течение учебного дня, чтобы лично протестовать?
Эти инциденты нарушают душевное спокойствие учащихся и преподавателей, говорит Ронн Нозо, генеральный директор Национальной ассоциации директоров средних школ. Недавно организация выпустила петицию, требующую большей федеральной защиты от враждебности со стороны родителей и членов сообщества.
«Эти вещи оказывают глубокое негативное влияние на культуру и атмосферу в школе, а также на отношение людей к школе как к убежищу», — говорит Нозоэ. «Эти вещи могут превратиться из тихих в безопасные и в очень, очень страшные в мгновение ока. Может возникнуть паническая ситуация».
В долгосрочной перспективе разногласия по поводу школьной политики могут формировать политические взгляды сегодняшних студентов по мере их взросления, говорит Дж. Селеста Лэй, доцент политологии Тулейнского университета. Она говорит, что еще слишком рано говорить, как именно, и это может отличаться для каждого ученика.
«Наше исследование показывает, что даже маленькие дети усваивают окружающую среду, которую они видят вокруг себя — в хорошем или плохом смысле, — говорит Лэй.
«Все на яичной скорлупе»
Конфликт по поводу школьной политики, например, о том, следует ли обязательно носить маски в школьных зданиях, разгорается во время пандемии до такой степени, что школьные руководители обращаются за помощью к федеральному правительству. В дополнение к петиции директоров Национальная ассоциация школьных советов недавно направила письмо в Белый дом с просьбой о поддержке в связи с «растущим числом угроз насилия и актов запугивания, происходящих по всей стране».
Директора хорошо умеют справляться с трудными ситуациями и заботами родителей, говорит Нозоэ, но в последнее время конфликт обострился, что привело к необычным сценам. Он поделился несколькими примерами, но отказался назвать имена, опасаясь за безопасность педагогов.
В старшей школе в Аризоне, по словам Нозоэ, несколько человек заняли приемную в течение нескольких часов, требуя, чтобы ученику, помещенному в карантин, разрешили вернуться в класс. Некоторые протестующие были арестованы, а директор школы подвергается травле в сети.
В другой школе, по словам Нозоэ, в здание вошел родитель и потребовал, чтобы школьная медсестра освободила ее сына от ношения маски. Родитель не уходил, пока его не сопровождал сотрудник школьных ресурсов.
«Это действительно страшно и совершенно неприемлемо», — говорит Нозоэ. «Дети были свидетелями этого или слышали об этом. Персонал опасается, что это может повториться. Все на яичной скорлупе».
Эти вмешательства также могут быть контрпродуктивными для достижения того, чего, по словам некоторых протестующих родителей, они хотят: возвращения к «нормальным» условиям обучения для своих учеников.
«Последнее, что они должны делать, — это устраивать сбои в работе школы, которые вызывают блокировки и прерывают обучение», — говорит Нозоэ. «Они на самом деле предотвращают это, вызывая эти сбои».
«Они улавливают этот конфликт»
То, что дети узнают в школе о гражданстве и участии в жизни общества, выходит далеко за рамки материала, преподносимого им на уроках. Посещение школы часто является первым и самым продолжительным опытом пребывания детей в государственном учреждении. Эксперты говорят, что это означает, что школы сильно влияют на отношение и поведение детей к другим государственным учреждениям.
«Не все ходят в государственную школу, но подавляющее большинство ходит в финансируемые государством учебные заведения. Они проводят там весь день, начиная с пятилетнего возраста и заканчивая восемнадцатью», — говорит Лэй. «Частота воздействия, продолжительность воздействия каждый день и количество лет воздействия имеют действительно глубокие последствия».
Подобно тому, как отношение к детям в школе может повлиять на их будущие идеи и действия, то, что они видят, делают родители, также может сильно влиять на их восприятие.
«Модели, которые мы видим с точки зрения того, как родители и другие взрослые в нашем мире взаимодействуют с этими учреждениями, многое говорят нам о том, чего мы можем ожидать», — говорит Келли Сигель-Штехлер, старший научный сотрудник Центра информации и исследований. по гражданскому обучению и участию. «Если они занимаются в школах или есть мощный родительский комитет, это может быть очень позитивно. Если есть антагонистические отношения или чувство разобщенности, это может сильно разочаровать и привести к снижению самоэффективности молодежи».
Хотя исследователям еще рано проводить измерения, Лэй говорит, что дети, вероятно, учатся на том, как некоторые взрослые выражают свое беспокойство по поводу образования и пандемии «таким образом, который вреден для общества». Дети могут усваивать поведение в отношении того, как реагировать на стресс, как реагировать на людей, с которыми они не согласны, или отношение к учителям, которое изменилось с положительного на отрицательное во время кризиса со здоровьем.
«Прямо сейчас в одном из этих сообществ, которые очень настроены против масок и устраивают большие протесты на собраниях школьного совета, они улавливают этот раскол», — говорит Лэй. «В некоторых случаях это вылилось в насилие и словесные конфликты, крики и обзывания. Особенно подростки и подростки, они улавливают этот конфликт».
Однако не каждый ребенок извлечет один и тот же урок из раздора. То, что забирают дети, зависит от их личности, а также от убеждений и поведения взрослых в их домах и районах. Предыдущие исследования показывают, что если дети идентифицируют себя как политические меньшинства в сообществе, они вырастут менее заинтересованными в политике и более тихими в политических дискуссиях, говорит Лэй. И ребенок, чей родственник умер от COVID-19, например, может получить другое значение от битвы школьного совета по поводу масок, чем ребенок, чей родитель возглавляет протест.