«В чём заключаются сильные и слабые стороны атеизма по отношению к теизму? » — Яндекс Кью
Атеизм сейчас
Популярное
Сообщества
В каких случаях атеизм начинает приобретать религиозный оттенок?
ФилософияРелигияАтеизм
Влад Собакин
Атеизм сейчас·
8,8 K
ОтветитьУточнитьДмитрий Гусаров
Религия
7,4 K
евангельский христианин, руководитель библейской школы rbs.crcrussia.com · 13 дек 2022
Я бы назвал наиболее сильной стороной атеизма его исключительную простоту. Он действительно дает максимально простые ответы даже на самые глубокие мировоззренческие и нравственные вопросы. Бога нет, высших сил нет, чудес нет, посмертного воздаяния нет, объективного добра и зла тоже нет.
Слабой стороной атеизма является то, что убедиться в его истинности невозможно. Даже если эта картина мира окажется верной, придерживающийся ее человек никогда об этом не узнает. К сожалению.
А религиозный оттенок атеизм приобретает в случае, если его сторонники утверждают, что именно их позиция является истиной в последней инстанции, что это очевидно, что они это абсолютно точно знают и что это все другие должны доказывать свою правоту, а не они сами. На мой взгляд, это ничем не отличается от слепой веры некоторых адептов религии.
Артём
13 декабря 2022
> Слабой стороной атеизма является то, что убедиться в его истинности невозможно. Даже если эта картина мира… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Виктор Клепиков
Религия
1,4 K
Изучаю восточную философию. Последователь А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады с 2019… · 14 дек 2022
Сильные и слабые стороны относительно чего? Если относительно истины, то ты либо прав, либо заблуждаешься, тут нет сильных и слабых сторон. Если ты заблуждаешься — цель твоей жизни ошибочна. Вот главная слабая сторона одного из двух. И нет совершенно никаких оснований уравнивать между собой эти два явления, как два варианта мировоззрения, каждый из которых как-то… Читать далее
Межконфессиональные беседы о Боге. Чтения и обсуждение историй из жизни святых.
Перейти на t.me/GitaMonkВлад Собакин
14 декабря 2022
Такая постановка вопроса уже атеистична.
А как в вашем понимании выглядела бы неатеистичная постановка вопроса?
Комментировать ответ…Комментировать…
Александр Городничий
Философия
937
Специалист в сфере средств охраны и безопасности, инф. безопасности. Адепт критического… · 14 дек 2022
Попробую ответить про атеизм не как мировоззрение противопоставленное теизму, а как про внутреннее убеждение, эмоциональное отношение. Убеждение и/или вера имеют силу в эмоциональной привязанности к своему взгляду, все «несостыковки» в понимании либо изворачиваются либо игнорируются. Своим мировоззрением хочется делиться, сюда исходят попытки проецировать свои взгляды… Читать далее
Mikhail NEMIROVSKY
17 марта
Последствия известны, а вы сами за красных или за белых и почему ? )
Комментировать ответ…Комментировать…
Александр Любомудров
Философия
684
Историк-религиовед, преподаватель истории и обществознания · 15 дек 2022
Вопрос не совсем корректный. Всё зависит от того, какого мировоззрения придерживается человек, от этого будет зависеть его ответ. Поэтому, мой ответ полностью опирается на мое мировоззрение. Сильная сторона: не переносится ответственность на всесильное существо (речь, в основном, про авраамические религии). Слабая сторона: 1. атеист верит в то, что в основе его… Читать далее
Артём
15 декабря 2022
Очень даже рационально, если этот спор развлекает и позволяет узнать что-то новое. И атеист не верит, а знает… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Елена Мамаева
Биология
7,9 K
Биолог. Специализация: зоология беспозвоночных, СТЭ, этология. · 28 дек 2022
Для адекватного ответа — нужно определиться с понятием атеизма. Современный атеизм не сводится к примитивному отрицанию бога. Современный атеизм — это форма научно-материалистического МИРОВОЗЗРЕНИЯ. То есть атеизм — это не любое БЕЗБОЖИЕ. Отрицать существование бога — могут антитеисты, циники, скептики, апатеисты, нигилисты… От всей этой «безбожной» братии — атеисты.
Евгений Ерёмин
28 декабря 2022
А, может быть, сильной стороной является надежда на разум, на логику человека, а слабой является то, что призвав св… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Александр Мазбуди Фуад
Образование
444
Философ-преподаватель, религиовед · 14 дек 2022 · dzen.ru/id/620667424fafdf2fc90fca79
К сожалению, атеизм действительно может приобрести религиозный оттенок в умах невежд, и мне приходилось встречать таких постсоветских людей: они отказываются читать любую подвергающую атеизм сомнению литературу, не интересуются науками, никому не верят (по собственным заверениям, хотя, конечно, подразумеваются здесь учёные типа историков, антропологов итп), ни к чему не… Читать далее
Альберт Князьков
14 декабря 2022
Так научный атеизм ничего и не отрицает. Не научное это дело — богов искать. Наука просто говорит — бог не нужен… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Игорь Лев
Образование
6,1 K
Узнаю в здешних вопросах МНЕ интересное и отвечаю СЕБЕ, пока не получу от себя ответ. · 31 дек 2022
Сильная сторона: долой боженьку как начальника — бессрочного президента вселенной.
Слабая: почитай не боженьку, а меня, атеиста.
Игорь Лев
Перейти на t.me/igorlev2Комментировать ответ…Комментировать…
Федор Федоренко
Архитектура
2,4 K
Инженер-проектировщик в сфере генеральных планов, благоустройства и ландшафтного дизайна… · 14 дек 2022 · dzen.ru/teo_feo_greenhouse
Слабая сторона научного атеизма: необходимость знать. Не верить, а именно знать, понимать как устроен мир. Понимать, что «креационизм» — одна из теорий возникновения мира, на данный момент не имеющая доказательств, но тем не менее остающаяся теорией, а значит, достаточно предоставить проверяемые доказательства и она непротиворечиво впишется в научную картину мира. С… Читать далее
Хорошо не там где нас нет, а там где мы делаем хорошо
Перейти на dzen.ru/teo_feo_greenhouseВлад Собакин
14 декабря 2022
Я вижу один лишь сумбур. Если кто-нибудь ещё это читает, отпишитесь, какой тут можно поставить диагноз? Не похож… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Ярило Правдоруб Михайлович
753
Преподаватель начальных классов. · 16 февр
— В чём заключаются сильные и слабые стороны атеизма по отношению к теизму? > В том же в чем слабые и сильные стороны научной истины рядом с ложью.
1 эксперт согласен
Филлип
17 февраля
> В тех, когда глупые люди не понимая основ и причин атеизма начинают в него слепо верить, как в религию. А как… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Старый пес
549
Вольный вечный студент . · 1 янв
Сильная сторона религиозного мировоззрения-рациональность бытия.Человек так устроен,что никакое действие вне цели,смысла,плана для него неприемлемо.Мы всегда делаем что-то для чего-то,во имя чего-то,стремимся к чему-то.Это делает наше поведение рациональным.Представить.что огромный мир существует вне цели.вне плана,вне смысла. просто-существует,человеческому сознанию… Читать далее
1 эксперт согласен
Елена Мамаева
1 января
Да. Эскапизм всегда эмоционально комфортнее объективной реальности. Только он не способствует ни выживанию, ни… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
О сообществе
Атеизм сейчас
Объединение единомышленников. Защита прав и убеждений атеистов.
Возникновение позитивизма | Блог 4brain
Позитивизм – самое популярное философское течение 19 столетия. Но мало кто понимает, какие условия способствовали его появлению. Почему и как позитивная философия сложилась в целостную систему мышления, и какими были ее сильные и слабые стороны, мы расскажем в этой статье.
Контекст
Всегда проще понять возникновение какого-либо феномена, если посмотреть на социокультурные события, которые происходили в тот же период времени. Появлению позитивизма способствовало несколько факторов, но самыми главными были именно два:
- изменение общественного строя как результат развития капитализма и промышленной революции;
- развитие точных и естественных дисциплин.
Уже в 17 веке в познании мира стойко утвердились подходы рационализма: Коперник, Галилей, Ньютон и Лейбниц дают свое видение развития точных наук. В этот период возникает создание научного мировоззрения, которое отличается от религиозного и философского.
Формирование науки с ее строгими правилами положительно влияет на механизацию самых важных отраслей производства. В результате этого изменился социальный строй общества, произошли процессы урбанизации и бюрократизации. Традиционная система общества в Европе начинает заметно меняться – возникают новые политические строи государств, изменяются экономические отношения, а культура становится не только религиозной, но и светской.
В это же время активно происходят исследования природы и космоса, их систем и форм существования. Они закладывают основания биологии, химии и физики как самостоятельных дисциплин. Кульминацией стало понимание того, что ни одно из научных направлений не изучало в таком же рациональном подходе существование системы человеческого общества, его форм и элементов.
Что в это время делала философия? В период, когда в мире активно происходили социальные, культурные и экономические трансформации, философия занималась идеалистическими вопросами существования и бытия, изучением абсолютной природы и человеческого разума. Это была классическая философия И. Канта, Й. Гегеля, Г. Лейбница. Они создавали «науку наук». Все технологические трансформации проходили мимо их внимания.
Бунт мышления новой философии
Идеалистическая философия не отвечала на вопросы о развитии мира в эпоху технологического прогресса. Поэтому эти вопросы начали ставить перед собой философы нового поколения. Они выросли и были воспитаны под влиянием точных наук и технического прогресса.
Что такое классическая философия и почему идеи новой философии противоречили ей? Постклассическая философия начинается с учения Огюста Конта о позитивистском (позитивном или точном) способе получения знания. Конт призвал отделить истинный научный способ мышления от противоположного ему гегельянского спекулятивного мировоззрения. Главным заданием Конт видел необходимость очистить мышление от мистицизма, метафизики и религиозных догм.
Огюст Конт в своем 6-титомном труде «Курс позитивной философии» обосновал другую познавательную перспективу. Он избавил философию от прежнего статуса «науки наук» и этим начал зарождение нового периода философствования.
Главным посылом позитивной философии было найти ответ на вопрос «Как это существует?» Огюст Конт и Герберт Спенсер утверждали, что человеческое познание ограничено, и ответить на вопрос классической философии «Почему это существует?» остается непостижимым. А реальным они считали только точное и достоверное существование предметов и явлений. Главный аргумент их довода был в том, что причины возникновения явлений невозможно подтвердить или опровергнуть опытом, экспериментом. Поэтому это не научное мышление, а спекулятивное, метафизическое.
Позитивистская философия предложила новое задание – познать реальный мир вокруг нас. Конт утверждал, что познать можно только достоверные и реальные события и факты. По его мнению, только основанное на фактах знания имеет значение.
Если внимание классической философии Гегеля было направлено на спекуляции над историческим процессом, Конт в корне изменил перспективу и метод философствования: наблюдать за реальными явлениями социальных процессов. Предметом его исследования теперь было общество, а не исторический процесс.
Главный посыл новой философии был таков: должна существовать точная наука, которая объясняет законы существования общества. Так возникло научное направление, которое Конт назвал «социология». Согласно его парадигме, общество – это организм, который нужно изучать по аналогии с другими организмами. А социальную науку он пытался создать по аналогии с физикой.
Сильные и слабые стороны позитивизма
Несомненно, философия позитивизма изменила многое в познании мира. Но, как и любая познавательная система, она имела свои сильные и слабые стороны. К сильным сторонам позитивизма нужно отнести:
- Новый предмет и метод изучения. Предметом новой философии стало устройство общества, его процессы. А методы способствовали накоплению реальной информации о предмете, систематизации данных и попыткам делать обобщение с целью вывести законы существования общества.
- Изменение предмета исследования способствовало развитию знания об обществе, его функциях и способах развития.
- Позитивисты пытались сделать перспективу и фокус изучения новой философии более реальной, и поэтому они перенимали методологию свойственную точным наукам: эксперимент, опыт, индукция, сбор информации и систематизация.
- Позитивизм внес значительное развитие эпистемологии и познавательного процесса в гуманитарных науках, сделал их методологию более четкой.
Минусы позитивизма оказали не менее важное влияние на его жизнеспособность и авторитетность:
- Пренебрежение необходимостью объяснения фактов и явлений, интерпретации важности используемых информационных данных, а также игнорирование умозрительными и спекулятивными методами во многом повлияли на незаконченность выводов исследований и слабость позитивистских концепций.
- Излишний фокус исследований на изучении реального опыта и реальных событий объяснялся ограниченностью человеческого познания событий прошлого и будущего. Причинность явлений нереальна, ее трудно установить. Было принято считать, что для понимания прошлых процессов не существует необходимой достоверной информации, а прогнозирование будущего приравнивалось к метафизике, то есть ненаучному мышлению.
- Отказ от результатов классической философии во многом ограничил видение новых философов. Позитивисты призывали использовать достижения исключительно науки своего времени. Переосмысление важности опыта предыдущих поколений стало главной причиной трансформации позитивизма.
- Недооценка теоретического и концептуального уровня в исследовании и абсолютизация эмпирического познания в исследовании часто не давали ответов на поставленные перед исследованием вопросы и гипотезы.
- Преобладание описания явлений (дескриптивности) сулило многословие фактов, которые часто не могли объяснить, для чего это все было сказано.
- Описание явлений вытесняет любые умозаключения и абстрактные гипотезы – это объявлялось уделом метафизики.
Позитивизм был важным этапом в познании современного мира, он внес кардинально новые открытия в понимание общественных процессов и развитие многих научных направлений, предметом которых было общество, человек и общественные явления.
Позитивизм как одна из форм постклассической философии
Позитивизм стал самыми заметным философским направлением 19 столетия, который выступил против классического немецкого идеализма. Но бунт Огюста Конта не был одиноким. Вместе с позитивизмом возникли другие философские традиции:
- неокантианство;
- философия жизни;
- прагматизм;
- философия воли;
- марксизм.
Возникшие в этот период школы и их идеи познания общества и человека сформировали понятие «постклассической философии». Ценность и уникальность этой философии в ее разнообразности – переосмысление человеческого бытия осуществлялось с разных мировоззренческих перспектив.
Новое поколение интеллектуалов начало задавать другие вопросы. Они уже не интересовались абстрактными понятиями Гегеля и процессами мышления Конта. Вопросы постклассической философии относились к познанию внешней среды. Новые стили мышления в 19 веке делали акцент к живому.
Согласно этой философии 19 века, бытие – это больше чем разум (как было принято в идеализме). Это воля, жизнь и опыт человека в его каждодневном существовании. Главными категориями познания постклассической философии было общество, внутренний мир и природа человека, наука и культура социальной реальности.
Таким образом, каноны и идеи позитивизма не были чем-то монолитным. В Западной Европе активно развивались другие направления познания мира, но из-за своего междисциплинарного статуса позитивизм оказал наиболее сильное влияние на дальнейшее развитие науки и философии в следующие десятилетия. Однако получить ответы на все вопросы так и не удавалось, поэтому в будущем позитивизм несколько раз трансформировался.
И что дальше?
Позитивизм как философия заслуживает статуса междисциплинарного явления. Изменяясь сам, он вносил огромные методологические изменения во множество дисциплин, научных школ и направлений.
Методология позитивизма оказала непосредственное влияние на формирование социологии как науки. Также благодаря этому научному мышлению трансформировалась в 1870-х годах экономика. Самая популярная тогда концепция классической школы Адама Смита, политическая экономия, превратилась в экономику, дисциплину без политических и субъективных оценок.
Как способ мышления позитивизм долго не мог прижиться и поэтому несколько раз основательно трансформировался (первый позитивизм, второй позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм). Но тяжело было бы представить современный мир без вклада, который сделал позитивизм и все его течения на развитие точных наук. С другой стороны, историки также пытались использовать позитивизм в своем методологическом арсенале, но, как показало время, гуманитарные науки не могли ограничится правилами позитивизма.
С каждым новым позитивизмом в академической среде происходили большие дискуссии и изменения, создавались методологические основы, которые стали базой для социологии, антропологии, аналитической философии, лингвистики и особенно – формальной логики. Влияние этого направления переоценить невозможно, и ему безусловно следует отдать должное.
Ключевые слова:1Когнитивистика
Ваше мировоззрение — ваша самая большая сила (но также и ваша самая большая слабость)
Мировоззрение — это больше, чем тип или стиль. Это собрание глубоко укоренившихся убеждений о том, как мы интерпретируем мир и воспринимаем его. Господствующее мировоззрение – это комплексное представление о мире с определенной точки зрения. Мы черпаем эти взгляды из нашего личного опыта, а также из культур, в которых мы социализированы, поскольку мы не самодостаточны и не созданы сами собой. Мы существуем как часть большего сообщества и системы. Наше доминирующее мировоззрение может меняться со временем по мере того, как мы сталкиваемся с новыми ситуациями и лучше осознаем свои собственные наклонности.
Раскрывая вашу величайшую силу, ваше господствующее мировоззрение также раскрывает вашу величайшую слабость. Кроме того, он учитывает, как каждый тип мыслителя и лидера взаимодействует с другими, поэтому вы можете определить других людей, которыми вам нужно окружить себя больше всего. Лучшие инновационные команды похожи на группы супергероев: каждый член признает и использует свои дары и таланты, но они не позволяют этим сверхспособностям ограничивать себя. Они используют их в подходящие моменты, а затем отступают и позволяют своим партнерам взять на себя управление в другие моменты. Есть четыре основных подхода к инновациям: Художник, который любит радикальные инновации; Инженер, который постоянно все улучшает; Спортсмен, который соревнуется в разработке лучших инноваций; и Мудрец, который вводит новшества посредством сотрудничества. Эти подходы объединяются, чтобы создать положительное напряжение, конструктивный конфликт, который способствует устойчивому и масштабируемому росту.
Когда вы сочетаете радикальное, дальновидное мышление Художника и методичное, практическое мышление Инженера, вы получаете инновацию, одновременно революционную и управляемую, очень амбициозную, но без высокого риска. Когда вы сочетаете беспощадное, ориентированное на результат отношение Спортсмена с добросовестным, ориентированным на ценности отношением Мудреца, вы получаете инновации, которые являются хорошей инвестицией и приносят пользу миру.
В современной корпоративной речи формы творческого лидерства подобны эффектным блейзерам или джинсам с ультранизкой посадкой: они либо в моде, либо нет. Каждый год самые популярные деловые журналы утверждают, что определенный тип людей является самым инновационным на данный момент. В этом месяце это может быть триумф технологического гуру. Осенью это может быть восхождение художественного гения. Эксперты относятся к инновационным стратегиям так, как если бы они были модными тенденциями, популярными в течение одного сезона, чтобы в следующий раз устареть.