Символ желтого цвета: Психология и значения жёлтого цвета на примере известных брендов / Skillbox Media

Желтый цвет в романе «Преступление и наказание», символы, знаки в произведении

Вторая встреча
Раскольникова и Сони
(фильм 1969 г.)

В романе «Преступление и наказание» Достоевского цвета в интерьере играют важную роль и несут определенный смысл. 

В этой статье представлены материалы о роли желтого цвета в романе «Преступление и наказание», символы, знаки в произведении.

Смотрите: 
— Все материалы по роману «Преступление и наказание»

Желтый цвет — это цвет, который наиболее часто встречается в описании интерьеров в романе «Преступление и наказание». Достоевский использует этот цвет для описания внешности героев, обоев и мебели в жилище героев. 

Судя по контексту, автор использует желтый цвет как символ бедности, страдания, болезни, увядания. 

Чаще остальных «говорящих» символов Достоевский использует желтые обои. Мы видим желтые обои в каморке Раскольникова, в квартире старухи, в комнате Сони, в кабинете Порфирия Петровича.

Желтые обои в романе выступают как символ уныния, увядания, страдания, усталости и бедности.  

Ниже представлена таблица, в которой собраны цитаты о желтом цвете в романе «Преступление и наказание». 



Желтый цвет в романе «Преступление и наказание»

Внешность героев

Родион Раскольников

«…в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице…» 

(часть 2 глава VI)

Мармеладов

«…с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом…» 

(часть 1 глава II)

Старуха-процентщица

«…на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка…» (кацавейка — то есть кофта, часть 1 глава I) 

Катерина Ивановна

«Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзничь назад…» 

(часть 5 глава V)

Порфирий Петрович

«Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое.
..» 

(часть 3 глава V)

«…большой, массивный, чрезвычайно красивый перстень с желтым камнем…» 

(часть 5 глава I)

Утопленница на мосту

«…увидел женщину, высокую, с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым лицом и с красноватыми впавшими глазами…» 

(часть 2 глава VI)

Жилище героев и другие помещения

Каморка Раскольникова

«…на грязных желтых обоях с белыми цветочками…» 

(часть 2 глава IV)

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями…» (часть 1 глава III)

«Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук…» (часть 1 глава III)

«Он оглядел эти желтоватые, обшарканные обои, эту пыль, свою кушетку…» 

(часть 5 глава V)

Комната Сони

«Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам.
» 

(часть 4 глава IV)

Квартира старухи-процентщицы

«Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах… » 

(часть 1 глава I)

«Мебель, вся очень старая и из желтого дерева…» (часть 1 глава I)

«…двух-трех грошовых картинок в желтых рамках…» 

(часть 1 глава I)

«…желтых, истрепанных и истасканных…» 

(часть 2 глава VI)

Кабинет Порфирия Петровича

«Кабинет его была комната ни большая, ни маленькая … все казенной мебели, из желтого отполированного дерева.» 

(часть 4 глава V)

Комната Свидригайлова в гостинице

«Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того уже пыльными и изодранными, что цвет их (желтый) угадать еще можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого…» 

(часть 6 глава VI)

Другие детали

Описание смерти Мармеладова

«С левой стороны, на самом сердце, было зловещее, большое, желтовато-черное пятно, жестокий удар копытом…» 

(часть 2 глава VII)

О Соне и ее «непристойной работе»

«…дочь моя в первый раз по желтому билету пошла, и я тоже тогда пошел… (ибо дочь моя по желтому билету живет-с…)…» 

(часть 1 глава II)

«…Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться…» (часть 1 глава II)

(желтый билет означает, что девушка занимается «непристойной работой»)

Еда Раскольникова

«…положила два желтых кусочка сахару…» 

(часть 1 глава III)

В конторе

«…его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою…» 

(часть 2 глава I)

Почему Иуду изображают в желтом? Отрывок из новой книги Мишеля Пастуро — Сноб

Французский историк Мишель Пастуро несколько лет назад запустил масштабный проект, посвященный истории цвета в обществах от Древнего Рима до наших дней. В издательстве «НЛО» уже выходили книги «Синий», «Черный», «Красный» и «Зеленый». В новой книге, которая выйдет в ноябре, Пастуро рассказывает о желтом, который в разные времена считался то цветом богатства и процветания, то — болезни и страданий. «Сноб» публикует отрывок 

Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды», фрагмент. 1503 год

Зависть, ложь, измена

И действительно, на закате Средневековья число пороков, с которыми ассоциируется желтый цвет, непрерывно возрастает. Когда изучаешь вышеупомянутые таблицы соответствий — порой очень подробные и обстоятельные таблицы, которые устанавливают соотношения между тем или иным цветом и различными веществами либо явлениями (планетами, металлами, драгоценными камнями, возрастами жизни, знаками Зодиака, временами года, днями недели), а главное, пороками и добродетелями, — количество пороков, соотносимых с желтым цветом, просто поражает. Разумеется, каждый цвет обладает двойственной символикой, у каждого есть свои позитивные и негативные аспекты; но ни у одного, даже у черного, нет такого преобладания негативных сторон.

Желтый воспринимают позитивно только в одном случае — когда уподобляют его золотому; желтый как таковой, сам по себе, всегда расценивается негативно.

Порок, который ассоциируется с желтым прежде всего, — зависть. Когда в XIII веке окончательно утверждается список семи смертных грехов, каждый из них получает цветовой символ: гордыня и похоть ассоциируются с красным, скупость с зеленым; лень с белым; зависть с желтым; по поводу чревоугодия мнения авторов разделились: одни видят его символом красный цвет, другие — фиолетовый; гневливость у кого-то ассоциируется с красным, у кого-то с черным или желтым. Но к этому последнему, помимо зависти и гнева, прицепляется целая вереница других грехов: ревность, родственница зависти, ложь и ее непременный спутник — лицемерие, затем трусость, обман, бесчестие и даже предательство. Все пороки в итоге сводятся к одному и тому же: желтый — цвет неискренний, двуличный, цвет, на который нельзя положиться; он плутует, обманывает, предает. В чем могут быть причины этого предубеждения, которого в античном обществе еще не существовало, но которое теперь просуществует очень долго, от позднего Средневековья до наших дней?

Химия красок не в состоянии указать нам путь, ведущий к разгадке этой тайны, — даже если ограничить расследование одним только Средневековьем.

Ни в живописи, ни в красильном деле желтый не проявляет себя предателем, обманывающим того, кто им пользуется, как это делает, например, зеленый. Химически непрочный и как красящее вещество, и как пигмент, средневековый зеленый в конце концов стал символически ассоциироваться со всем, что непрочно и непостоянно — с юностью, любовью, удачей, фортуной, надеждой. С желтым ничего подобного не происходило. Конечно, у некоторых желтых пигментов прочность ниже, чем у остальных, однако в интересующую нас эпоху желтый еще не предает живописцев (это случится позднее). Значит, надо искать где-то еще. Быть может, в области лексики? История слов, обыгрывание слов (переносный смысл, метафоры, звуковая ассимиляция, разнообразные аналогии) часто помогают историку прояснить причины верований и суеверий, а тем самым — происхождение эмблем и символов. Возможно, здесь мы имеем дело именно с таким случаем? Возможно, традиция отождествлять желтый цвет с завистью и предательством берет свое начало в лексике?

Один из вариантов — омонимия, существующая между латинским словом fel, означающим желчь животную и человеческую (и вызывающим бессознательную ассоциацию с желтым), и старо-французским fel (в косвенном падеже — felon), которое означало вассала, взбунтовавшегося против своего сеньора. Это слово германского происхождения (от франкского fi llo, «злодей, обманщик») играет важную роль в юридическом словаре феодальной эпохи. В дальнейшем его начали толковать расширительно, felon вытеснило fel и в средне-французском стало означать предателя вообще. Затем возникла аналогия между двумя схожими по звучанию словами — латинским fel и французским felon; вот так желтый цвет, природный цвет желчи, превратился в символический цвет коварства и измены. Этот переход мог легко произойти еще и потому, что в средневековой латыни fel иногда употреблялось в переносном смысле и означало «гнев» или «обида». 

Разумеется, это всего лишь гипотезы, но такая звуковая и семантическая игра, в которой участвуют латынь и местный (в данном случае французский) язык, кажется вполне убедительным объяснением того, почему желтый, цвет желчи, в конечном счете стал цветом лжи и коварства. Тем более что медицина считает причиной холерического темперамента избыток желчи в организме, а теология учит, что гнев, один из смертных грехов, порождает множество пороков: необузданность, коварство, лицемерие, предательство. И все они в итоге ассоциируются с желтым, как в мире символики и аллегорий, так и в реальной, повседневной жизни. Приведем несколько характерных примеров, показывающих связь желтого с представлениями о лукавстве, хитрости и плутовстве. 

Первый пример — из «Романа о Лисе». В этой книге историк найдет громадное количество знаков и символов, относящихся к животным, но также и к цветам. Самые ранние части романа («ветви») датируются последней четвертью XII века, а интересующий нас эпизод был написан приблизительно в 1180 году Хитрый Лис, который вечно бродит в поисках еды и повода устроить какую-нибудь каверзу, решает изменить облик, чтобы легче было водить за нос врагов и ускользать от преследования, начатого против него королем Ноблем (Львом). Он прокрадывается в мастерскую красильщика и случайно падает в чан с желтой краской. Разъяренный красильщик угрожает убить Лиса, но тот заявляет, что он тоже красильщик и готов ознакомить мастера с новой техникой окрашивания, которая «в Париже нынче в большой моде» и заключается в том, чтобы подмешивать в краску золу. Рецепт достаточно банальный — речь идет всего лишь о добавлении протравы, — но красильщик заинтригован. Он помогает Лису вылезти из чана (чего тот не смог бы сделать самостоятельно). Освободившись, Лис начинает насмехаться над ремесленником, признается, что на самом деле он не красильщик, но вот краска у мастера замечательная, «из рыжего он сделался ярко-желтым», а значит, неузнаваемым: «Твоя краска — просто клад, я стал желтым и сияю. Где я бывал, там меня не узнают».

В этом новом обличье Лис может идти дальше и затевать новые пакости, не опасаясь возмездия. Встретив волка Изенгрина, он выдает себя за жонглера «из Бретани». Затем он крадет лютню и возвращается к себе домой. Там он узнает, что его жена Эрмелина, считая его умершим, готовится вступить во второй брак со своим дальним родственником Понсэ. Лис, неузнаваемый под слоем желтой краски, предлагает свои услуги в качестве музыканта на свадьбе. Это дает ему возможность сорвать свадьбу, наказать мнимую вдову и расправиться с Понсэ, которого он заманивает в ловушку и на которого натравливает крестьян.  

Современные литературоведы пытались объяснить, почему автор выбрал именно желтый цвет и каково значение желтого в этом эпизоде романа, где Лис выдает себя то за красильщика, то за музыканта. Но они явно искали не там: кто-то обнаруживал в «Романе о Лисе» влияние Востока — мотивы, заимствованные из индийской повести «Панчатантра», которая была известна во множестве вариантов и попала в Европу через мусульманские страны. Кто-то усматривал тут намек на «геральдический» цвет английского герба, поскольку «жонглер из Бретани» в XII веке мог быть только английского происхождения. На самом деле геральдика тут ни при чем: желтый цвет выбран для того, чтобы убедительнее показать лицемерие и лживость Лиса. Кстати, во время судебного поединка с Изенгрином, о котором рассказывается в VI ветви романа, написанной несколькими годами позднее (приблизительно в 1190–1195 годах), щит у Лиса именно желтого цвета. У волка щит красный, у лиса желтый. Это сражение жестокости с хитростью:

Изенгрин тоже не мешкая готовится к бою, ищет оружие

Щит у него одноцветный, алый,

А плащ поверх доспехов — сплошь красный .

Лис, который посмеялся надо всеми,

Вооружен не хуже. У него было много друзей,

Которые позаботились о нем.

Он велел достать ему щит, подходящий по росту:

И они нашли ему щит, сплошь желтый.

В средневековых литературных текстах желтый — как и его крайняя форма, рыжий, — часто ассоциируется с ложью, хитростью и лицемерием, тремя пороками, из которых состоит сущность Лиса и которые выявляются в полной мере, когда он выдает себя за красильщика. Всякий красильщик — мошенник по определению, но мнимый красильщик мошенничает больше остальных. А когда под личиной красильщика скрывается такой зверь, как лис, которого считают воплощением коварства, его порок превращается в своего рода экспоненту: профессиональная плутоватость красильщика, помноженная на природное коварство лиса, вырастает до таких размеров, что не может остаться незамеченной.

От плутовства недалеко и до предательства, тем более что хроматическим символом обоих пороков является один и тот же цвет. В рыцарских романах и хрониках мы находим тому множество подтверждений: вероломный вассал одет в желтое, либо у него желтый щит и желтое знамя, как у предателя Ганелона в прозаической версии «Песни о Роланде», созданной в 1450-е годы. Иногда код бывает более сложным. В одном из эпизодов записок Оливье де Ла Марша, ценных для нас тем, что в них подробно описывается жизнь при Бургундском дворе в XV веке, рассказывается, как в 1474 году Генрих Вюртембергский, граф Монбельяра, считавший, что герцог Карл Смелый его предал, прошел перед этим государем со свитой, в которой все были одеты в желтое. 

Связь между желтым цветом и предательством проявляется и в обычае, существовавшем на закате Средневековья и в раннее Новое время: красить в желтый цвет дом важного лица, повинного в государственной измене, ереси и в оскорблении величества. В Париже самым знаменитым примером стал случай Карла III де Бурбона, герцога Оверни (1490–1527), коннетабля Франции и видного военачальника. После того как в результате неправосудного приговора Парижского парламента наследственные владения герцога отошли Луизе Савойской, матери короля Франциска I, он перешел на сторону неприятеля и поступил на службу к императору Карлу Пятому. Парламент тут же принял постановление о конфискации имущества Бурбона и о том, что двери и окна его роскошной парижской резиденции, находившейся недалеко от Лувра, должны быть выкрашены в желтый цвет, «цвет бесчестия». Два года спустя коннетабль отомстит за себя: под его командованием имперские войска одержат победу в битве при Павии и Франциск I будет взят в плен. Однако император отказывается поддержать его претензии на утраченное герцогство, и, разочаровавшись, Карл де Бурбон решает отныне действовать самостоятельно, пытается завоевать себе маленькое княжество в Италии и умирает в 1527 году во время осады Рима.

В 1572 году парижский дворец адмирала Гаспара де Колиньи, убитого в своей постели во время Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 года), постигла та же участь. После надругательств (его выпотрошили и оскопили) тело адмирала было обезглавлено и повешено за ноги на Монфоконской виселице. Но этого показалось недостаточно: Колиньи посмертно судили и признали виновным в оскорблении величества и посягательстве на целостность государства. Все его имущество было конфисковано, а двери и окна его дворца на улице Бетизи, поблизости от Лувра, были выкрашены желтой краской «дабы все знали о его ужасающих преступлениях и о справедливом приговоре суда».

К тому времени подобная практика уже стала давней традицией. Впервые она появилась в Италии в конце XIII века, а в последующие десятилетия распространилась на Южную Германию и соседние с ней области. Сначала герб осужденного красили в желтый цвет с обратной стороны либо вздергивали на виселицу где-нибудь в людном месте; затем на стенах его жилища стали рисовать его изображение в непристойных и унижающих позах и обстоятельствах, и наконец дошла очередь до самого дома, который весь целиком либо частично покрывали желтой краской. Последний ритуал вначале затрагивал только фальшивомонетчиков или изготовителей подложных документов в крупном масштабе, затем его распространили на еретиков, вероотступников, предателей, а также виновных в посягательстве на особу государя или в нарушении общественного спокойствия. Конечно, такие меры не применялись систематически, но к 1500 году этот обычай был уже достаточно распространен на значительной части территории Европы.

Желтый цвет, который когда-то был всего лишь символом двуличия и лжи, стал еще и цветом ереси и предательства.

Джотто ди Бондоне «Иуда, получающий плату за предательство»  фрагмент.  1305 год

Одеяние Иуды и балахон Яна Гуса

Широко известен случай, когда приговоренный к сожжению на костре еретик был доставлен на место казни с головы до ног одетый в желтое. Это была казнь Яна Гуса в Констанце в 1415 году. Ян Гус, родившийся в южной Богемии в 1370 году, блестяще окончил факультет теологии в Пражском университете, в то время самом престижном университете Европы. Стал профессором, затем деканом и наконец ректором, он выступил против власти императора и против господства немецкого языка. Затем начал критиковать папу, прелатов, все церковную верхушку и призывать к коренному реформированию Церкви. Будучи священником, он проповедовал в Праге и по всей Богемии, и его слово встречало отклик как в сердцах знатных людей, так и у простонародья. Гус предлагал служить мессу на чешском языке, причащать мирян не одним только хлебом, но и вином, как священников; более того: он требовал запрета на продажу индульгенций, конфискации церковного имущества и выхода Богемии из состава Священной Римской империи. Люди смотрели на него как на героя, под воздействием его проповедей в народе началось брожение, которое ужаснуло не только имперские власти, но и Рим. Враги Гуса обвинили его в ереси, король Богемии Вацлав не раз пытался обуздать его, папа Григорий XII отлучил его от церкви в 1411 году. Наконец, Ян Гус воззвал к «суду Христову» и попросил дать ему выступить на проходившем тогда вселенском соборе в Констанце, целью которого было прекратить Великий западный раскол. Он получил дозволение на поездку в Констанц, но по прибытии, в конце ноября 1414 года, был сразу же арестован и заключен в темницу. Через несколько недель Гус предстал перед трибуналом, состоявшим из знаменитейших богословов и канонистов, а также самых лютых инквизиторов. Его сочинения были запрещены; а сам он, после отказа принести покаяние, был объявлен еретиком и передан в руки светских властей. Гуса приговорили к сожжению, и 6 июля 1415 года он взошел на костер в длинном желтом балахоне и головном уборе, напоминавшем митру, с изображением двух демонов. После казни его останки бросили в Рейн.

Цвет балахона Яна Гуса, символизировавший ересь, напоминает о другом враге Христа и Его Церкви, одетом в желтое; но в этом случае желтый символизирует измену. И носит его не мятежный проповедник и богослов, предшественник Лютера, каким был Гус, а один из учеников Христа, фигура первого плана в христианской иконографии — Иуда. Я уже подробно говорил о рыжей шевелюре Иуды в моей предыдущей книге, посвященной истории красного. Эта шевелюра — постоянный атрибут Иуды на изображениях, задача которого — подчеркнуть его лживую, вероломную сущность. После беглого упоминания о ней я хотел бы перейти к другому, также негативному иконографическому атрибуту апостола-предателя — его желтому одеянию, символу предательства и эмблеме иудейства.

Ни в одном каноническом тексте Нового Завета, ни в одном из апокрифов не сказано, как выглядел Иуда и во что он был одет, когда арестовали Христа. Поэтому в палеохристианскую эпоху и в раннем Средневековье его изображения не наделяли какими-либо характерными чертами или атрибутами. Однако художники, писавшие картины на сюжет Тайной вечери, все же старались, чтобы предатель чем-то отличался от остальных апостолов — местом, которое он занимает за столом, ростом или позой. Через несколько столетий, в эпоху Оттонов, появляется и постепенно становится все более распространенным специфический атрибут Иуды — рыжая шевелюра. Этот иконографический канон зародился на берегах Рейна и Мозеля, потом мало-помалу захватил значительную часть Западной Европы, сначала в миниатюрах, а позднее и на других носителях. Начиная с XII века эта рыжая шевелюра (к которой добавилась еще и борода того же цвета) будет в иконографии Иуды наиболее часто повторяющейся из его «особых примет». 

Однако с течением времени повторяющихся черт в образе Иуды становится все больше: маленький рост, низкий лоб, в лице что-то отталкивающее, скотское, темная кожа, крючковатый нос, губы толстые, почерневшие (отметина, оставленная от предательского поцелуя), отсутствие нимба над головой или нимб черного цвета, желтое одеяние, неуклюжие движения, в руке кошелек с тридцатью сребрениками, демон или жаба, вылезающие изо рта; впоследствии, ближе к нашему времени, рядом с Иудой еще стали изображать собаку. Иуда, как и Христос, должен быть легко узнаваемым. В течение столетий предатель-ученик обзавелся целым набором примет, в рамках которого каждый художник был волен выбирать те, что наиболее соответствовали его творческому замыслу, законам иконографии и символике, которая должна была быть заложена в его произведении. Но два атрибута встречаются наиболее часто, у всех и всегда: рыжая шевелюра и желтое одеяние.

Впрочем, у Иуды нет монополии ни на одну из этих примет. В искусстве позднего Средневековья предатели, клятвопреступники и бунтовщики часто изображаются рыжими. Например, Далила, величайшая предательница в Библии, или Каин, который в сравнительной символической типологии обеих частей Священного Писания выступает как ветхозаветный прообраз Иуды. А еще — предатель Ганелон из «Песни о Роланде», который из злобы и зависти заманивает своего пасынка Роланда и его свиту в смертельную ловушку. А также сеньоры, взбунтовавшиеся против короля в куртуазных романах, предатели-сенешали, сыновья, восставшие против отцов, вероломные братья, дядья-узурпаторы, прелюбодейные жены. Одним словом, все, кто занимается каким-либо стыдным, либо опасным для окружающих делом, тем самым нарушая нормы, принятые в обществе: проститутки, ростовщики, менялы, фальшивомонетчики, музыканты, жонглеры и даже палачи и шуты. Впрочем, эти последние выделяются не только рыжей шевелюрой. Они еще и одеты в желтое, как если бы рыжие волосы выдавали их гадкую сущность, а желтый цвет одежды показывал их социальный статус: отбросы общества, возмутители спокойствия и попиратели законов.

Начиная с XIII века Иуда тоже изображается в желтом одеянии; этот цвет символизирует его предательство, а также, как мы увидим немного погодя, его еврейское происхождение. Иногда к желтому добавляется немного зеленого, чтобы подчеркнуть алчность Иуды — в Средние века зеленый был эмблемой стяжательства (другой атрибут с тем же значением — кошелек с тридцатью сребрениками). В таких случаях на апостоле-предателе одежда в желто-зеленую полоску либо желтая с зеленым плащом. Но этот вариант встречается достаточно редко. Чаще всего Иуду изображают в длинном желтом одеянии. А нередко на миниатюрах, витражах или алтарных образах в желтом только он один, что, конечно же, еще больше вредит репутации этого цвета.

Желтый (цвет)

david cofré

Оцените этот символ: 3.0 / 1 голос

Символика желтого цвета.

Когда думаешь о желтом, наверное, первое, что приходит на ум, это солнце. Хотя это небесное тело само по себе имеет богатую символику, его цвет важен и в других отношениях: тепло и свет, которые дает солнце, обеспечивают процветание жизни, поэтому желтый цвет представляет все эти вещи. Как один из самых ярких цветов в спектре, желтый является предпочтительным цветом для всевозможных предупреждающих и карантинных знаков, его легко заметить среди хаоса и другого окружения:

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ЭТОТ СПИСОК КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРОВ КУЛЬТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ ОГРАНИЧЕННЫМ И ВЫБОРОЧНЫМ.

БУТАН: Традиционная мужская одежда Бутана, известная как гхо, иногда дополняется длинным шелковым шарфом, называемым кабни. Кабни бывают разных цветов, и национальное законодательство определяет, какие цвета могут носить люди, в зависимости от их профессии и положения в обществе. Кабни желтого или шафранового цвета могут носить только двое мужчин; король Бутана и Дже Кхенпо, или главный настоятель.

КИТАЙ: одно из первых мест человеческого поселения и цивилизации в Китае находилось на берегах Хуанхэ, или Хуанхэ. Этот район стал продуктивным для сельского хозяйства за счет отложений богатого желтого ила (известного как «лесс»), принесенного ветром с севера и запада. С тех пор желтый цвет стал символом плодородия в Китае, как в сельскохозяйственном, так и в человеческом смысле. В китайской системе сторон света желтый цвет связан с элементом земли и помещен в центр компаса, где сходятся все направления. Это часто интерпретировалось как представление самого Китая, который его древние жители называли «Средним царством». Что наиболее важно, желтый цвет символизирует имперскую власть, особенно оттенок, известный как «имперский желтый», который был исключительной прерогативой императора (простолюдины подвергались суровым наказаниям, если их видели в этом цвете на публике). Дракон золотого или желтого цвета также был одним из личных украшений императора.

ХРИСТИАНСТВО: Для многих христиан желтый цвет является символом предательства, вероломства и трусости. Эта интерпретация исходит из истории об Иуде Искариоте, который завернул Иисуса в свой желтый плащ и поцеловал его прямо перед тем, как предать его римлянам. Даже сегодня называть кого-то «желтым» или «желтобрюхим» означает отсутствие храбрости.

ИНДИЯ: В индуизме и буддизме желтый — это цвет солнечного сплетения или манипура-чакры, одной из семи энергетических точек, расположенных вдоль тела. Расположенная в желудке, эта чакра регулирует аспекты метаболической и пищеварительной систем и связана с такими эмоциями, как тревога, страх и чувство личной силы. Желтые или цвета шафрана одежды многих буддийских монахов и монахинь являются символом отречения и смирения. Порошок куркумы, приправа желтого цвета, популярная во многих азиатских кухнях, в Индии ассоциируется с процветанием и плодородием. В этом качестве он часто используется в индуистских религиозных церемониях, разбросанных по идолам божеств и толпам прихожан как форма благословения. На свадебных церемониях невеста может быть украшена краской из желтой куркумы как символ удачи.

ЕВРОПА: известная традиция геральдики использует широкий спектр символов для обозначения отдельных лиц, семей, кланов и наций. Конкретные комбинации символов могут бесконечно варьироваться в рамках этой традиции, но ряд стандартных фоновых цветов, известных как тинктуры, являются ключевыми особенностями многих гербов и гербов. Желтый цвет часто называют «или», что означает «золотой» (от латинского «aurum»), но обычно между двумя цветами нет визуального различия. Желтый символизирует такие добродетели, как мудрость, слава, постоянство и вера.

Во время Второй мировой войны многие еврейские граждане по всей Европе были вынуждены нацистским режимом носить печально известный желтый значок в форме звезды Давида для обозначения своей веры. В этом контексте желтый можно рассматривать как цвет угнетения, но такая практика сама по себе не была чем-то новым для 20-го века: в 1215 году Четвертый Латеранский собор католической церкви постановил, что евреи должны носить особую одежду, чтобы отличать себя как от христиан, так и от сарацин (мусульман), а позже в этом веке это расширилось, включив ношение желтого значка, по сути, как знак позора. Хотя раньше евреям навязывали отличительные предметы одежды и желтый цвет, собор 1215 г. начал более строгое соблюдение этой практики.