Синдром Аспергера у детей: симптомы, фото и диагностика
Синдром Аспергера у детей представляет собой нарушение развития, которое проявляется в трудностях социального взаимодействия, но с сохранением нормальных когнитивных способностей. Болезнь часто ошибочно принимается за аутизм. Эти заболевания имеют значительные различия, поэтому важно правильно поставить диагноз, обнаружив нарушения поведения у ребенка.
Что такое синдром Аспергера?
Патология проявляется в раннем возрасте и остается с человеком на всю жизнь, но по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера сглаживаются
Синдромом называется комплекс симптомов, присущих тому или иному нарушению. Синдром Аспергера относится к пяти общим нарушениям развития и существенно осложняет жизнь человеку, поэтому должен быть выявлен своевременно. Лечение направлено на смягчение симптоматики, универсальной схемы терапии нет, она подбирается индивидуально для каждого пациента. При синдроме Аспергера у детей наблюдаются трудности во взаимодействии с другими людьми, серьезные проблемы из-за непонимания в школьной деятельности, проблемы в контактировании с семьей.
Справка! По международной классификации болезней нарушение обозначается кодом F84.5, и относится к расстройствам психологического развития. Психиатры часто используют другую классификацию, согласно которой синдром Аспергера относят к расстройствам аутистического спектра.
При синдроме Аспергера у детей симптомы во многом напоминают аутизм, что часто становится причиной неправильной постановки диагноза. Главное отличие этих двух психологических нарушений – это нормальные когнитивные способности и отсутствие отставания в развитии при синдроме Аспергера.
Если малыши с аутизмом часто испытывают речевые проблемы, при синдроме Аспергера таких нарушений не наблюдается, кроме эхолалии в раннем возрасте.
По статистике, с синдромом чаще сталкиваются дети мужского пола. Патология впервые проявляется в раннем возрасте, диагностировать нарушение можно в среднем в 4-6 лет. На 10000 здоровых детей приходится около 20 человек с этим нарушением, и мужчин среди них в два раза больше, чем женщин.
Синдром остается с человеком на всю жизнь, поэтому важно своевременно выявить нарушение и начать лечение для дальнейшей адаптации ребенка в социуме. Как правило, по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера у детей сглаживаются, и во взрослом возрасте могут быть слабо выражены, однако болезнь накладывает отпечаток на всю жизнь человека, осложняя взаимодействие с окружающими людьми.
Причины нарушения
У детей со значительным недовесом при рождении в дальнейшем существует риск развития синдрома Аспергера
Точные причины развития этой патологии неизвестны. Предположительно, синдром может быть обусловлен:
- генетическими мутациями;
- генетической предрасположенностью;
- возрастом родителей;
- биологическими нарушениями.
Некоторые врачи склоняются к тому, что болезнь является следствием генетической мутации. Это объясняет, почему у совершенно здоровых людей могут рождаться дети с этим нарушением. Генетическая предрасположенность также остается под вопросом, однако примерно в 40% случаев у родителей больного ребенка выявляются какие-либо нарушения, включая и сам синдром Аспергера.
Достаточно противоречивой является теория о том, что возраст родителей влияет на риск развития расстройств аутистического спектра у малыша, однако она не была ни подтверждена, ни опровергнута. Согласно этой теории, чем старше родители, тем выше риск рождения ребенка с таким нарушением. Кроме того, важная роль отводится течению беременности (сильный токсикоз, преждевременные роды), и весу рожденного ребенка. Так, у детей со значительным недовесом существует риск этого заболевания. Тем не менее большинство врачей относят старший возраст родителей и недовес малыша к факторам риска, а не причинам развития болезни.
При синдрома Аспергера имеют место биологические нарушения в головном мозге, однако их роль в развитии расстройств аутистического спектра также точно не изучена. Так, существует мнение, что причиной нарушения является аномальная миграция клеток и развитие нейронных связей между лобными долями мозга и лимбической системой. Эти отделы отвечают за способность испытывать яркие эмоции.
Как проявляется синдром?
Симптомы этого расстройства аутистического спектра можно поделить на несколько крупных групп:
- социальные нарушения;
- коммуникативные нарушения;
- поведенческие нарушения;
- нарушения моторики;
- нарушения воображения и эмпатии.
Как видно, когнитивные нарушения в перечень основных проявлений синдрома не входят. У детей с синдромом Аспергера зачастую не выявляется нарушений умственного развития. Речевые нарушения проявляются только эхолалией, других дефектов при синдроме Аспергера не выявляется.
Необходимо подробнее рассмотреть проявления и признаки синдрома Аспергера у детей, чтобы суметь своевременно выявить нарушение и обратиться за помощью к специалисту.
Социальные нарушения
Большой проблемой для детей с этим синдромом становятся насмешки сверстников
Дети с синдромом Аспергера испытывают сильные трудности при общении со сверстниками. В первую очередь, проблема проявляется в вопросах этикета, которому дети не следуют. При общении со сверстниками серьезную проблему составляет невозможность нормально реагировать на дружеское поддразнивание и невозможность отличить такой стиль общения от оскорблений.
Детям с таким расстройством сложно дается резкая смена деятельности, однако они не испытывают трудностей с длительной монотонной работой.
Обратите внимание! При синдроме Аспергера человек хочет общаться с другими людьми, однако не может наладить контакт, что особенно остро проявляется у ребенка в возрасте 4-6 лет, когда наиболее важно социальное взаимодействие и общение со сверстниками.
Серьезной проблемой для малышей с этим синдромом становятся насмешки. Из-за специфики их выражения эмоций, они часто подвергаются травле от сверстников, что может еще больше усугубить ситуацию и ухудшить и без того слабые навыки социального взаимодействия.
Проблемы с коммуникацией
Коммуникативные нарушения проявляются следующими признаками:
- проблема с определением скрытого смысла прочитанного или сказанного другим человеком;
- непонимание юмора;
- сложности с восприятием идиом;
- дети плохо воспринимают факты и используют их в контексте;
- проблемы с ведением диалога.
При всем этом, у детей достаточно обширный словарный запас, что может еще больше осложнять общение, так как проблемы с пониманием и восприятием конкретных фактов могут маскироваться за красноречием и длинными витиеватыми фразами.
Юмор и идиомы очень сложно воспринимаются детьми с синдромом Аспергера. Такие дети не распознают невербальных сигналов при общении, например, изменение мимики или жестикуляцию. Кроме того, у людей с таким нарушением наблюдаются проблемы в ведении диалога. Дети часто не могут поддержать беседу, поэтому общение превращается в монотонный монолог без эмоциональной окраски, так как ребенок просто не дает собеседнику вставить слово. Другая крайность – крайне скудная речь в общении с другим человеком. Ребенок изъясняется короткими предложениями, по возможности старается свести беседу к минимуму, ограничившись короткими фразами.
Иногда дети наоборот, говоря много и очень быстро, что затрудняет понимание их речи. Малыши в 3-4 года с синдромом Аспергера демонстрируют эхолалию, то есть автоматически повторяют слова собеседника, не осознавая их смысл.
Поведенческие нарушения
Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на чем-то определенном, поэтому круг их интересов довольно узок
Распознать нарушение можно по специфическому поведению, склонности к зацикливанию на определенной теме и узкой сфере интересов у ребенка. Типичные проявления поведенческих нарушений:
- необходимость самостимуляции;
- склонность к упорядочиванию и структурированию;
- ограниченность интересов.
Самостимуляция проявляется в необходимости совершения таких действий, как раскачивание, кивание, хлопанье, махи руками. Эти действия имеют особое значение для ребенка, позволяя ему удерживать внимание, контролировать эмоции либо успокаиваться.
Дети с таким нарушением испытывают потребность в упорядочивании и структурировании всего в свой жизни. Им необходим строгий порядок, что проявляется в особенностях организации своего пространства. Типичным проявлением такой необходимости является раскладывание конструктора по цветам. При этом если что-то нарушает порядок, установленный малышом, ребенок испытывает сильную тревогу и необходимость снова все вернуть на свои места. Необходимость порядка также проявляется в том, что малышу нужно принимать пищу в одно и то же время, гулять и отходить ко сну по расписанию. При этом любые изменения в привычном порядке вызывают тревогу и сильное расстройство.
Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на определенном предмете, поэтому круг их интересов достаточно ограничен. В юном возрасте пациенты проявляют интерес к типично-детским объектам – динозаврам, НЛО, железным дорогам и автомобилям. При этом интерес сохраняется в течение нескольких недель, а затем сменяется другим увлечением. Как правило, новое увлечение полностью поглощает все внимание ребенка еще на несколько недель.
Координация движений
Одним из сопутствующих симптомов расстройства выступает некоторая неуклюжесть и нарушение координации движений. Детям с такой патологией сложно дается выполнение действий на развитие мелкой моторики пальцев рук.
В более старшем возрасте неуклюжесть распространяется на занятия спортом. Ребенку сложно освоить езду на велосипеде, справиться с дверным замком или открыть небольшую жестяную коробку. Неуклюжесть проявляется в походке – дети часто раскачиваются или шаркают ногами при ходьбе. У некоторых больных очень неразборчивый почерк, в то время как другие дети могут испытывать трудности с таким простым действием, как завязывание шнурков.
Воображение и эмпатия
Дети с синдромом Аспергера не лишены художественного воображения полностью, однако часто испытывают трудности в моделировании ситуаций. Серьезную проблему составляет полное отсутствие эмпатии, что по сути и является причиной коммуникативных нарушений. Ребенку сложно почувствовать и понять эмоции и чувства другого человека, что вызывает сложности при общении с другими людьми.
Осложнения и последствия
Склонность к депрессии – одно из осложнений у ребенка при синдроме Аспергера
Синдром Аспергера должен быть своевременно выявлен. Важно направить максимум усилий, чтобы сгладить симптоматику нарушения и повысить коммуникативные навыки человека.
Как правило, с возрастом симптоматика сглаживается. Повторное обследование взрослого человека часто не подтверждает диагноз, однако коммуникативные отношения и проблемы социального взаимодействия остаются и могут сильно осложнять жизнь.
Некоторые пациенты с таким синдром достаточно успешно адаптируются в социуме с возрастом, покидают родительский дом и заводят детей.
Среди потенциальных последствий синдрома:
- тревожные расстройства;
- фобии;
- неврозы;
- склонность к депрессии;
- суицид.
Минимизировать такие осложнения позволяет ранняя диагностика и лечение синдрома Аспергера у детей.
Диагностика
Диагностировать болезнь удается в возрасте 2,5 лет и старше. Как правило, яркая симптоматика проявляется у детей начиная с 4 лет, когда ребенок начинает пытаться взаимодействовать с окружающими. Диагноз ставится на основании ряда тестов, однако ни одно из рекомендованных исследований не может стопроцентно отличить синдром Аспергера от других расстройств аутистического спектра у детей. Диагноз ставится с помощью тестов и опросников, однако дополнительно следует сделать ЭЭГ и МРТ головного мозга для исключения органических патологий.
Особенности лечения
Назначенную врачом дозу употребляют утром или вечером раз в сутки, на усвоение препарата пища не влияет
Лечение синдрома Аспергера у детей включает медикаментозную и немедикаментозную терапию. Медикаментозное лечение направлено на устранение сопутствующих нарушений (невроз, депрессия). В терапии применяют атипичные нейролептики, антидепрессанты третьего поколения. К примеру, для уменьшения поведенческих нарушений нередко используют препараты Золофт, Прозак.
Основное направление лечения – это немедикаментозная терапия. При этом нарушении показаны:
- когнитивно-поведенческая терапия;
- лечебная физкультура;
- соблюдение режима дня.
Работа с психотерапевтом позволяет малышу научиться заводить друзей и лучше понимать других людей. Как правило, своевременное выявление этого нарушения и адекватная терапия позволяют лучше управлять своими эмоциями.
Родителям следует много времени уделять ребенку и правильно общаться с малышом. Так как такие дети не принимают идиом и метафор, речь должна быть построена таким образом, чтобы у ребенка не возникло сложностей с правильным трактованием смысла.
Малышам необходим точный режим дня, любые изменения графика могут вызывать у них чувство тревоги. Несмотря на то что вылечить нарушение полностью нельзя, раннее выявление проблемы и правильный подход к воспитанию со стороны родителей позволяют со временем адаптироваться в обществе. Родителям следует знать, что дети с синдромом Аспергера часто проявляют таланты в разных сферах, что позволяет им добиться успеха, однако в то же время у них есть риск попасть под чужое влияние, так как они зачастую легко поддаются внушению.
‘; blockSettingArray[0][«setting_type»] = 6; blockSettingArray[0][«elementPlace»] = 10; blockSettingArray[1] = []; blockSettingArray[1][«minSymbols»] = 1000; blockSettingArray[1][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[1][«text»] = ‘
‘; blockSettingArray[1][«setting_type»] = 6; blockSettingArray[1][«elementPlace»] = 30; blockSettingArray[2] = []; blockSettingArray[2][«minSymbols»] = 2000; blockSettingArray[2][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[2][«text»] = ‘
‘; blockSettingArray[2][«setting_type»] = 6; blockSettingArray[2][«elementPlace»] = 50; blockSettingArray[3] = []; blockSettingArray[3][«minSymbols»] = 1000; blockSettingArray[3][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[3][«text»] = ‘
‘; blockSettingArray[3][«setting_type»] = 6; blockSettingArray[3][«elementPlace»] = 80; var jsInputerLaunch = 15;
mozg.expert
Синдром аутизма Аспергера у детей и подростков: симптомы, признаки и фото
Впервые упоминание о таком заболевании как синдром Аспергера отмечено в 1944г. Врач-психотерапевт, наблюдающий за детьми с различного рода психическими отклонениями, выделил данный недуг в качестве самостоятельного заболевания и детально описал его проявления.
Считается что синдром Аспергера – это легкая форма аутизма, психическое отклонение в развитии ребенка, проявляющееся в его своеобразном отношении к людям, окружающим предметам, восприятии новой информации.
На сегодняшний день многие врачи склонны считать синдром Аспергера не заболеванием, а функциональной особенностью деятельности головного мозга, ведь данное состояние не предполагает отставания в интеллектуальном развитии, как это бывает у детей, страдающих аутизмом. О симптомах синдрома Аспергера у детей расскажем в статье.
к содержанию ↑Как распознать синдром Дауна у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.
Характеристика патологии
Фото мальчика с синдромом Аспергера:
Синдром Аспергера представляет собой состояние, при котором изменяется общее ребенка. Патология имеет врожденный характер, и сопровождает пациента на всем протяжении его жизни.
Ребенок, страдающий данным недугом, не проявляет признаков, характерных для детей-аутистов, имеет довольно высокую способность к социализации в обществе.
Нарушения, возникающие в данном случае, выражены характерной триадой симптомов.
Коммуникация | Взаимодействие | Социальное воображение |
Ребенок с синдромом Аспергера нередко путается в выражениях лица, интонации, мимике окружающих людей. Все это порождает проблемы с общением. Такому ребенку сложно первому начать беседу, выбрать тему для разговора, особенно, если он общается с малознакомыми людьми, ведь он не может правильно определить отношение человека к нему и его поведение. | Характер ребенка с синдромом Аспергера отличается определенными особенностями. Малыш старается держаться подальше от сверстников, предпочитает играть или заниматься каким-либо делом в одиночку. Нередко такие дети не воспринимаются в детском коллективе, становятся изгоями. | Нередко дети с данным заболеванием обладают развитым воображением, но не могут использовать его в повседневной жизни. Ребенок не способен различить эмоции и ощущения другого человека, не может понять посылы телодвижений и мимики. Ребенок не склонен к творческим занятиям, но игры, основанные на использовании логики, где есть четкий порядок действий, не вызывают у него каких-либо сложностей. |
к содержанию ↑О причинах и лечении лунатизма у детей читайте здесь.
Причины возникновения
Синдром Аспергера считается врожденной аномалией развития.
Точные причины, способствующие возникновению недуга, на сегодняшний день не изучены. Наиболее вероятной причиной считается генетическая мутация, наследственная предрасположенность.
Кроме того, выделяют и такие неблагоприятные факторы как загрязненная экология, вредное воздействие внешних факторов на организм беременной женщины (курение, употребление алкогольных или наркотических средств) и плода на ранних сроках беременности.
В результате таких воздействий происходит нарушение формирования головного мозга, возникают различного рода аномалии развития данного органа, в результате чего и отмечается нарушение восприятия окружающего мира уже после появления ребенка на свет.
К развитию синдрома Аспергера может привести и родовая травма головного мозга.
к содержанию ↑Основные черты заболевания
Дети с синдромом Аспергера обладают целым рядом особенностей, и далеко не все из них можно считать отрицательными.
Положительные качества | Отрицательные качества |
|
|
к содержанию ↑Как проявляется фетальный алкогольный синдром у ребенка? Ответ узнайте прямо сейчас.
Симптомы и признаки
Для детей с синдромом Аспергера характерны следующие клинические проявления данного состояния:
- Замкнутость, стремление держаться обособленно от сверстников и взрослых.
- Неловкость движений, неуклюжесть при изменении положения тела, использовании различных предметов.
- Недостаточное развитие мелкой моторики рук, в результате чего у ребенка в дальнейшем возникают сложность в обучении письму.
- Недостаточная адаптированность поведения. Ребенок может неадекватно реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в жизни, часто не подчиняется общепринятым нормам поведения, отрицательно относится к любым изменениям привычного для него порядка вещей и действий.
- Эмпатическая неразвитость, которая проявляется в неспособности распознавать выражения лица, жесты, мимику, эмоции и интонации других людей.
- Неспособность в полной мере выражать свои чувства и желания. Отсутствие эмоциональной окраски произносимой речи.
- Отсутствие стремления к общению, поддержанию приятельских и дружеских отношений с другими детьми.
- Сложности, возникающие во время игр на воображение.
- Повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам, навязчивым запахам, ярким цветам. Часто бывает так, что ребенок не любит детские мультики, которые обычно интересны его сверстникам. Малыша раздражают яркие краски и обширный звуковой ряд.
- Буквальное восприятие полученной информации. Ребенок не понимает переносных значений слов, сравнений, метафор, чувства юмора.
- Склонность к повторению определенного порядка действий и движений. Например, ребенок выбирает один и тот же маршрут от дома и до школы, и придерживается его постоянно. Во время игр малыш так же демонстрирует четкую последовательность действий, выбранных им единожды. Любые изменения вызывают у ребенка протест и неадекватную реакцию.
- Ребенок проявляет сильный интерес только к какой-либо одной сфере деятельности, может увлеченно рассказывать о ней, посвящать любимому занятию большую часть своего времени, совершенно не интересуясь при этом другими делами.
- Подростки не проявляют никакого интереса к противоположному полу, характерного для данной возрастной категории.
- Склонность к депрессиям, у детей старшего возраста могут возникать суицидальные мысли.
Есть ли разница меду синдромом Аспергера и аутизмом?
Безусловно, это два разных заболевания, которые отличаются друг от друга.
В частности, у детей с аутизмом наблюдается значительное отставание в интеллектуальном развитии, нарушения речи, письма, особое выражение лица, по которому можно легко распознать наличие отклонений.
У детей, страдающих синдромом Аспергера, таких нарушений нет. На первый взгляд ребенок кажется совершенно нормальным, ничем не отличающимся от сверстников. В некоторых случаях имеются определенные нарушения речи, которые, по мнению врачей, являются незначительными, и по мере роста ребенка исчезают.
к содержанию ↑Тесты для выявления
Для установления наличия синдрома Аспергера и определения степени его тяжести используют специальные тестирования, в виде ответов на вопросы, оценки и восприятии ребенком графической информации, изображенной на предлагаемых ему картинках. В зависимости от возраста пациента врач выбирает один из вариантов тестирования:
- Восприятие картинок для оценки эмоционального недоразвития ребенка. Врач показывает малышу различные графические изображения, и просит его описать свои эмоции и ощущения, возникающие во время их просмотра.
- Врач называет ребенку какие-либо метафоры, слова в их переносном значении, предлагает определить значение символов. Данный тест позволяет определить уровень аутических нарушений и способность ребенка воспринимать нестандартную информацию.
- Для детей старшего возраста предлагается ответить на 100 вопросов, соответствующих должному уровню интеллектуального развития, необходимого для данной возрастной категории.
к содержанию ↑Рекомендации по лечению невроза навязчивых движений у детей вы найдете на нашем сайте.
Лечение
Для коррекции симптомов заболевания ребенку необходимо соответствующее лечение, которое заключается в формировании у малыша тех навыков, которыми он не обладает.
В частности, это умение общаться с другими людьми, в том числе и с незнакомыми, способность распознавать их эмоции, интонации, особенности поведения, умение правильно воспринимать свои действия и действия окружающих, развитие мелкой моторики и координации движений.
к содержанию ↑Медикаментозная терапия
Назначать какие-либо медикаментозные препараты для лечения данного недуга опасно, особенно, это касается детей младшего возраста. Однако, при наличии определенных симптомов лекарственная терапия все же необходима. Ребенку назначают препараты следующих групп:
- антипсихотические препараты для устранения возможной агрессии и раздражительности;
- антидепрессанты при склонности к депрессивным состояниям и мыслям о самоубийстве.
Лечение должно назначаться в строго индивидуальном порядке, своевольный прием сильнодействующих лекарственных препаратов категорически запрещен.
к содержанию ↑Поведенческая коррекция
Основная задача терапии – научить ребенка навыкам общения, выражению своих эмоций и пониманию чужих. Занятия проводятся в групповом режиме, либо в индивидуальном порядке в присутствии родителей.
На начальном этапе лечения предпочтительнее второй вариант, так как в обществе других людей, пусть даже со схожими проблемами, такой ребенок будет чувствовать себя неуютно. В дальнейшем предусмотрен переход на групповую форму занятий.
Помимо поведенческих навыков, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в обществе, ему необходимы лечебные занятия для развития мелкой моторики, координации движений.
к содержанию ↑Особенности воспитания
Родители детей с особенностями развития должны учитывать их в процессе воспитания и соблюдать определенные правила, которые помогут ребенку лучше чувствовать себя в окружающем его мире:
- Необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, ссоры, крики и прочие негативные обстоятельства неприемлемы.
- Родители должны пополнять свои знания о воспитании и современных методах лечения детей с синдромом Аспергера.
- Необходимо постоянно рассказывать ребенку о правилах поведения, принятых в обществе, однако, делать это необходимо мягко, в ненавязчивой манере.
- Почаще хвалить ребенка даже за незначительные успехи.
- Поощрять малыша за достижения в интересующей его сфере деятельности.
Синдром Аспергера представляет собой нарушение психического и эмоционального развития ребенка. Заболевание носит врожденный характер, однако причины его возникновения на сегодняшний день точно не установлены.
Ребенок с данным заболеванием имеет ряд особенностей характера, причем многие из них можно назвать положительными. Тем не менее, малышу требуется специализированное лечение, которое поможет ему приобрести отсутствующие умения и навыки.
О методах коррекции детей с минимальной мозговой дисфункцией читайте тут.
О синдроме Aспергера у детей расскажет специалист в этом видео:
Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!pediatrio.ru
Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей
Синдром Аспергера – это довольно неоднозначное расстройство, которое становится предметом множественных научных споров. Одни ученые рассматривают его как проявление аутизма и не считают правильным выделять как отдельное заболевание. Другие и вовсе не воспринимают его как патологию, а характеризуют нестандартным и отличительным поведением.
Знакомство с болезнью
Синдром Аспергера представляет собой психическое расстройство, характеризующееся, прежде всего, проблемами социальной адаптации и стереотипным поведением, но не сопровождающееся умственной отсталостью и речевым недоразвитием. В отдельных случаях такие больные, наоборот, обладают высоким интеллектуальным уровнем.
Впервые о синдроме услышали в середине 20 века, когда австрийский психиатр, педиатр Ганс Аспергер исследовал и описал четырех детей с проблемами социального взаимодействия. Они испытывали сложности в налаживании бессловесного контакта с людьми, отличались эмоциональной скупостью и неспособностью сопереживать другим, а также проявляли некоторую неуклюжесть в движениях.
Кроме того, симптомы данного расстройства проявлялись и у самого его первооткрывателя.
Обнаруженный синдром врач обозначил как аутистическая психопатия. Он рьяно и подобострастно защищал свои «находки», говоря о том, что люди с аутистической психопатией, пройдя через большие трудности в детстве, занимают определенную ячейку в обществе и вносят свой вклад в его развитие. Ученый считал, что такие больные обладают особым складом мышления и в дальнейшем могут достичь значительных высот.
В 90-х годах расстройству было присвоено его современное название: синдром Аспергера. Понятие выделили в самостоятельный диагноз и сформулировали его основные критерии.
В настоящее время Международная классификация болезней отвергает этот термин. Расстройство зашифровано под кодом «Шизоидное расстройство детского возраста».
Одна из теорий возникновения заболевания основана на наследственном факторе. Считается, что, если у ребенка имеются больные родственники, особенно отец, у него есть повышенный риск заработать расстройство.
Предполагается, что еще внутриутробно под воздействием тератогенных, то есть разрушающих, факторов, у плода формируются аномалии и пороки развития. Они приводят к патологической миграции эмбриональных клеток, вызывающих изменения в структуре головного мозга. Последние, в свою очередь, нарушают нейронные пути, отвечающие за мышление и поведение.
Эволюция симптомов
Синдром Аспергера у детей проявляется еще в раннем возрасте. Расстройство диагностируется чаще у мальчиков. Соотношение случаев синдрома среди мальчиков и девочек соответствует 2:1.
Синдром Аспергера или, как его еще называют, синдром Инопланетянина относят к расстройствам аутистического спектра. Болезнь считают наиболее благоприятной и функциональной его формой и нередко называют высокофункциональным аутизмом.
Однако, несмотря на это, многие аспи, как они сами себя прозвали, очень обижаются, когда их причисляют к аутистам.
Болезнь начинает развиваться еще в младенческом возрасте, но в этот период ее достаточно сложно диагностировать. Это связано с тем, что расстройство проявляет себя через социальные коммуникации, а этому возрасту они еще не свойственны.
Среди косвенных проявлений расстройства в младенчестве можно выделить:
- проблемы со сном – дети плохо засыпают и спят беспокойно. Сон их поверхностный и чуткий, они реагируют на каждый звук и шорох. Ночью спят мало;
- чрезмерное спокойствие либо, наоборот, повышенная подвижность;
- слишком капризны;
- привередливы в еде;
- отставание в психомоторном развитии. Ребенок медленно осваивает главные навыки: хождение, приучение к горшку, элементарные игры.
Более явно признаки синдрома проявляются в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок идет в сад, начинает более тесно контактировать с другими детьми. Здесь обращает на себя внимание поведение малыша. В группе или на детской площадке можно наблюдать картину, когда все дети играют вместе либо небольшими группами, а один ребенок находится в стороне, обособленно от других.
Он не проявляет интереса к другим деткам, не стремится вовлечься в их игры и общение. Такому ребенку трудно взаимодействовать со сверстниками. Даже совместная деятельность с родителями дается им с трудом.
У детей с синдромом Аспергера слабо развита жестикуляция и мимика. Если большинство ребятишек старше годовалого возраста в ответ на приветственный взмах рукой взрослого повторяют за ним этот жест, то у маленьких аспи этого не происходит. Им сложно устанавливать контакт глаза в глаза, мимика их очень бедная. Они очень чувствительны к прикосновениям других людей – чужие касания для них неприятны и вызывают негативные эмоции.
Дети-аспи с трудом воспринимают режим в детском саду. Кормить их в определенное время или укладывать спать становится настоящей проблемой. Родителей они отпускают с трудом, плачут и цепляются за них.
Девушка с синдромом Аспергера, будучи взрослой, вспоминает свое пребывание в садике как адскую пытку. Она практически все время сидела на одном месте или смотрела в окно. Ей сложно было понять правила, которым нужно следовать, и это раздражало ее. Если кто-то прикасался к ней, это приводило ее в ужас.
Игры других детей она не понимала. То, над чем смеялись они, у нее не вызывало подобных эмоций. Именно в садике она впервые почувствовала себя инопланетянином. Создавалось впечатление, что ее высадили на незнакомой планете с чужой культурой, обычаями и традициями.
Школьный возраст
Взрослея, ребенок-аспи постепенно улавливает смысл общения детей друг с другом и стремится также вступить в это игру. Однако его социальная незрелость становится препятствием на этом пути. Поэтому ребенок устанавливает коммуникативные связи через имитацию поведения других детей. И у некоторых это получается довольно искусно. А если имитируемое лицо – просто предмет для подражания, то все складывается вполне удачно.
Проблема возникает, когда у подростка-аспи появляется тенденция копировать поведение «плохого парня».
Со временем дети с Аспергером способны не только улучшать свои социальные навыки, но и приобретать негативные свойства. Одно из них – психологическая защита в виде злости или высокомерия, которая впоследствии способна перерасти в физическую агрессию. Такая реакция возникает в ответ на гонения и издевательства, которым подвергаются некоторые дети с синдромом в силу своего нетипичного поведения.
В целом, в более старшем возрасте таким детям удается наладить искренние, дружеские отношения со сверстниками. Но, учитывая их категоричность в отношении дружбы, выбор товарищей подвергается тщательному отбору.
Типичные признаки
Считается, что «любимый» возраст проявления синдрома – 6 лет и 2 месяца. В этот период у детей уже активно формируется речь, интересы и социальные взаимодействия, привязанности.
Для аспи характерна так называемая социальная неуклюжесть. Их эмоциональная бедность, неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям, неумение слушать собеседника вызывает трудности в построении взаимоотношений.
Сложностей добавляет неумение устанавливать невербальный контакт, то есть с помощью мимики, языка тела и жестов. Поэтому такие дети сложно налаживают контакт со сверстниками. Здесь возможно два варианта: либо ребенок вообще не взаимодействует с другими детьми, либо формируется однобокое общение, когда ребенок-аспи высказывает собеседнику свои мысли, рассказывает о своих интересах, но совсем не слушает товарища, не дает ему вставить слово. Со стороны такое поведение выглядит как проявление эгоизма и бесчувственности.
Иногда такие дети вполне способны заводить приемлемые беседы, но только с отдельными лицами, которые оказались у них в любимчиках.
Речь у ребенка с синдромом Инопланетянина формируется в срок и развивается вполне нормально, в отдельных случаях превосходя ее уровень у обычных детей. Такие малыши обладают богатым словарным запасом с литературным оттенком, из-за чего их речь называют академической. К тому же многие из них достаточно словоохотливы.
Однако речь не лишена и некоторых недочетов. Часто страдает интонационная её сторона, она может быть слишком громкой и резкой, быстрой, вскрикивающей. Темы разговора сменяются внезапно, без смысловых переходов.
Наблюдается монологичное, однобокое словотечение. То есть, ребенок изрекает длительный монолог, не следя за тем и не понимая, интересно ли это собеседнику. Порой это приводит к тому, что до слушателя смысла сказанного не доносится.
Несмотря на богатую речь, дети-аспи лишены возможности понимания и восприятия абстрактности высказывания. Они не воспринимают юмор и иронию. Даже если логически они понимают, что это смешно, они не испытывают привычного удовлетворения и наслаждения смехом и шутками. Любой текст они воспринимают буквально, не способны «читать между строк» и увидеть скрытый смысл.
Девушка рассказывала, что в детстве она прочла множество брошюр с анекдотами и юмористическими история, которые затем рассказывала своим родственникам. Таким образом она пыталась понять, что является для людей смешным.
Когнитивные и двигательные особенности
Проблем с интеллектом у детей с синдромом Аспергера нет. Обычно он соответствует возрасту или даже превышает возрастную норму. Память достаточно хорошо развита, но страдает зрительно-пространственное восприятие.
Отличает ребенка с синдромом Аспергера узкая, специфическая направленность интересов. Ребенок может глубоко изучать марки пылесосов или исторических личностей. Штудирует всю информацию по интересующему его вопросу, обладает сверхзнаниями. Такая заинтересованность становится маниакальной.
То, что не вызывает у ребенка любопытства, воспринимается им с неохотой и трудно запоминается. В этом случае процесс приходится строго контролировать.
Очень часто, несмотря на огромный багаж знаний, ребенок не может их применить по существу.
Дети с синдромом Аспергера выделяются стереотипностью поведения. Это могут быть повторяющиеся движения рук, головы или тела. Для них свойственна выработка определенных ритуалов. Их нарушение выбивает ребенка из привычного ритма и способно привести к нервному срыву.
Они неуклюжи и плохо координированы. Часто их узнают по шаткой, неустойчивой походке. У них возникают трудности с сохранением равновесия, из-за чего такие навыки, как езда на велосипеде или роликах, даются им с трудом. Во время бега их положение тела нетипичное, они способны долго сохранять неудобную позу.
Мелкая моторика развивается с опозданием. Например, дети-аспи позже обучаются таким элементарным действиям, как завязывание шнурков или застегивание пуговиц. Письмо также осваивается с запозданием, почерк у них непонятный и неаккуратный.
В поведении детей при синдроме Аспергера проявляются различные фобии. Но, наряду с этим, у них слабо развит инстинкт самосохранения и ощущение опасности.
Диагностика и лечение
Золотое правило в лечении расстройства: чем раньше оно диагностировано, тем плодотворнее и удачнее его лечение. Благодаря своевременной терапии многие дети способны нормально жить и функционировать в обществе.
Проблема диагностики заключается в том, что нередко синдром Аспергера принимают за другое расстройство:
- дефицит внимания;
- классический аутизм;
- шизотипическое расстройство личности;
- ОКР;
- последствия энцефалита.
Интересно, что, например, при ОКР навязчивости угнетают больного и приносят ему массу неудобств. Тогда как при синдроме Аспергера ребенок может вполне мирно существовать со своими компульсиями, испытывая от них удовольствие.
Поэтому следует помнить, что правильный диагноз способен установить только специалист.
Лечение расстройства начинается с разъяснения ребенку его особенностей. Для этого специалист использует упражнение на особенности, проводимое в ходе семейной встречи.
Берут 2 листа бумаги. Один озаглавливают как Качества, другой – Трудности. На каждом вписывают свойства, подпадающие под одну из категорий. В процессе участвует не только ребенок, но и его близкие. Каждый пункт затем комментируется специалистом. Беседа заканчивается словами: «Поздравляю, у тебя синдром Аспергера». Далее ребенку разъясняют его особенности.
В терапии синдрома используют медикаментозный и немедикаментозный подходы. Психотические средства помогают справиться с эмоциональным дисбалансом, но детям назначаются с осторожностью.
Немедикаментозные средства воздействия разнообразны и меняются относительно возраста ребенка. В общем, корректировочные программы направлены на развитие социальных навыков и закрепление межличностного общения, правильной манипуляции речью, управлением своими эмоциями, исправление двигательных нарушений.
Следует понимать, что психотренинги проводят не только по отношению к ребенку, но и к родителям. Обучают их правильному взаимодействию с их чадом, учат взрослых понимать особенности его внутреннего мира.
Дети с синдромом Аспергера – это особый контингент, со своеобразным мышлением и поведением. Их можно назвать менее чувственными, но более прагматичными. Нетипичность такого ребенка подвергает его определенным испытаниям. Но правильно расставленные приоритеты и выявленные таланты позволяют воспитать из них настоящих гениев. Пример тому – Эйнштейн и Моцарт, у которых явно прослеживались признаки синдрома.
arbat25.ru
Аспергера болезнь: признаки, симптомы, фото
Аспергера болезнь является обособленной формой аутизма, для которой не характерно отставание в умственном развитии. Патология выражается нарушениями в восприятии окружающего мира, явным дефицитом общения, ограничением во взаимодействии с социумом. Первые симптомы болезни начинают проявляться у детей с шести лет. Своевременно поставленный диагноз — залог адекватной психологической помощи, что способствует улучшению качества жизни человека в будущем.
Суть заболевания
В 1944 году английский ученый, по фамилии которого впоследствии было названо заболевание, начал наблюдать детей разных возрастов. В ходе исследования Ханс Аспергер описывал признаки поведения, отличавшие ребят от своих сверстников. Ученому удалось выявить ряд определенных закономерностей. Например, у детей с аутической психопатией полностью отсутствует интерес к окружающей действительности. Они стараются жить в своем собственном мире. Скупая речь и мимика не позволяют понять, что такие дети думают и чувствуют. Все эти симптомы стали основой для восприятия болезни или синдрома Аспергера как отдельной формы аутизма.
Ученые не смогли точно определить, является патология обособленным неврологическим расстройством или специфическим поведением. Почему? Все дело в том, что болезнь (синдром) Аспергера не сопровождается умственными нарушениями. Позднее психологи разработали уникальный тест для определения уровня интеллекта. Первые его результаты добавили разногласий среди ученых. У 90 детей из 100 наблюдались высокие умственные способности. Они могли строить неоспоримые логические цепочки, решать серьезные математические задачи в уме. С другой стороны, маленькие пациенты были обделены творческим потенциалом, чувством юмора, воображением. В результате возникали трудности при взаимодействии с социумом.
Причины возникновения
Болезнь Аспергера приковывает внимание ученых со всего мира. Однако до сих пор они не могут назвать точные причины, запускающие механизм ее развития. Большинство специалистов придерживается версии о схожей с аутизмом этиологии. Поэтому среди основных причин болезни Аспергера принято выделять следующие:
- наследственно-генетическую предрасположенность;
- травмы, полученные в процессе родоразрешения;
- интоксикацию плода в период внутриутробного развития.
Современные методы компьютерной диагностики и специальное тестирование позволяют более точно определять причины неврологической дисфункции.
Классическая триада симптомов
В психиатрии Аспергера болезнь принято рассматривать через призму триады симптомов:
- коммуникативные проблемы;
- дефицит творческой составляющей, эмоций и переживаний;
- сложности при пространственном восприятии мира.
Какие еще имеет синдром Аспергера симптомы? Фото маленьких пациентов с таким диагнозом дают полное представление о картине патологии. Первые ее симптомы начинают проявляться в раннем возрасте. Например, маленьких детей раздражает любой резкий звук или сильный запах. Многие родители не понимают такую реакцию ребенка, поэтому ее редко соотносят именно с болезнью Аспергера. С возрастом ее заменяет нестандартное понимание окружающего мира. Гладкие и приятные на ощупь предметы кажутся колючими, а вкусное блюдо — отвратительным. Клиническую картину дополняет неуклюжая походка, некоторая физическая неловкость. Специалисты объясняют данный феномен чрезмерной погруженностью в себя.
Признаки синдрома у детей
У маленьких пациентов до шести лет патология практически не проявляется. Напротив, такие дети полноценно развиваются. Они рано начинают говорить и ходить, легко запоминают новые слова. Иногда проявляют удивительные способности к счету или иностранным языкам.
Основная проблема детей с болезнью Аспергера — коммуникативные нарушения. Проявления социальной неприспособленности начинаются после шести лет. Обычно этот период совпадает с временем, когда ребека отдают в школу. Среди основных симптомов патологии у маленьких пациентов можно выделить следующие:
- нежелание участвовать в активных играх с другими детьми;
- сильное увлечение спокойным хобби, которое требует усидчивости;
- неприязнь к веселым мультфильмам вследствие громких звуков и музыки;
- отсутствие контакта с новыми людьми и детьми.
Ребенок с болезнью Аспергера очень привязан к дому и родителям. Смена привычной обстановки может его напугать. Такие дети чувствуют себя комфортно только в том случае, если предметы обихода всегда лежат на своих местах. При незначительных изменениях в распорядке дня они буквально впадают в истерику. Например, если ребенка из школы всегда забирает мама, но тут приехал папа, может случиться приступ неконтролируемой истерики.
Синдром Аспергера у взрослых
Лечение данного заболевания начинают с появления первых симптомов. Если с ранних лет родители вместе со специалистами не занимались корректировкой коммуникативных навыков, патология может прогрессировать. Во взрослом возрасте пациенты испытывают острую социальную изоляцию. Они с трудом находят общий язык в коллективе, не могут поддерживать приятельские отношения, испытывают проблемы в личной жизни.
Среди людей с синдромом Аспергера никогда не встречаются менеджеры или крупные руководители. Они могут досконально знать предприятие, иметь высокий уровень интеллекта, но отдавать предпочтение обычной рутинной работе. Карьерные успехи их совершенно не волнуют. Более того, нередко такие люди становятся настоящими общественными изгоями ввиду кажущейся невежливости. Они отказываются соблюдать правила этикета, когда не видят в них смысла. Часто делают нетактичные замечания и прерывают разговор, погрузившись в собственные мысли.
Чем опасна болезнь Аспергера?
Симптомы неврологической дисфункции, выявленные на ранней стадии, позволяют пройти своевременную психологическую коррекцию. Заболевание практически не несет угрозы для жизни человека. Дети постепенно приспосабливаются к окружающей действительности, многие из них делают успехи в науке. Однако положительная динамика наблюдается не у всех пациентов. Одним трудно найти свое предназначение во взрослой жизни, у других развиваются фобии. Поэтому родители должны с ранних лет прививать ребенку навыки коммуникации, чтобы в будущем он смог полноценно существовать в гармонии с окружающим миром.
Методы диагностики
Опытный психолог может подтвердить Аспергера болезнь, основываясь на наблюдении за поведением и изучении анамнеза пациента. Однако определить причину патологии не всегда удается исключительно по внешним характеристикам. Часто клиническая картина болезни схожа с чертами характера обычного интроверта. Поэтому в современной психиатрии для диагностики синдрома используют различные тесты. Они позволяют выявить неврологические нарушения. Тесты для взрослых и детей с болезнью Аспергера отличаются сложностью вопросов. Кроме того, их принято условно делить на группы по назначению:
- оценка уровня интеллекта;
- характеристика творческого воображения;
- определение сенсорной чувствительности.
Современные методики тестирования посредством вопросов и интерпретации изображений помогают выявить Аспергера болезнь еще на ранней стадии. На основании полученных результатов врач назначает соответствующее лечение.
Терапевтические методики
В первую очередь пациентам, страдающим проявлениями синдрома Аспергера, требуются консультации квалифицированного психиатра. Основа лечения — грамотная адаптация детей и взрослых к постоянно изменяющимся условиям жизни. Для борьбы с нервными расстройствами дополнительно назначают седативные препараты. В особо серьезных случаях лечение не обходится без применения антидепрессантов. Полностью изменить отношение больных к социуму нельзя, но можно скорректировать и адаптировать их поведение. Люди с диагнозом «болезнь Аспергера» обладают незаурядным мышлением, поэтому им необходимо все подробно объяснять. Только в этом случае они будут стремиться преодолевать трудности самостоятельно.
fb.ru
Аспергера синдром: признаки
Аспергера синдром, признаки у детей и что это за расстройство – в настоящее время эта тема волнует многих родителей. Болезнь считается мягким случаем аутизма и имеет неврологическую основу.
Синдром Аспергера распространен больше, чем аутизм, но он редко распознается врачами и родителями. Дети с этим расстройством испытывают трудности в социальном взаимодействии. Синдром поражает в основном мальчиков. У девочек АС (Аспергера синдром) встречается крайне редко.
Синдром Аспергера у детей: симптомы
Люди с АС имеют отклонения во многих сферах. Считается, что данное расстройство является легкой формой аутизма.
Аспергера синдром признаки у детей может иметь такие:
отсутствие эмпатии;
не умеют дружить с другими детьми;
испытывают сложности при общении;
возможно нарушение речи;
не любят сотрудничать;
не понимают скрытый смысл метафор;
скудный словарный запас;
заинтересованы в узком кругу интересов;
Часто такие дети не выносят критику.
Синдром Аспергера у детей и взрослых
Аспергера синдром — признаки обычно диагностируются в школьном возрасте. У маленьких детей симптомы заметить сложно. Чаще всего нарушения проявляются в подростковом возрасте и к моменту взросления могут измениться, а некоторые совсем исчезнуть. Однако полностью расстройство не может быть излечено. Имеется в виду его основные признаки. Существуют методы, направленные на то, чтоб человек мог адаптироваться в обществе.
Методы лечения включают в себя:
когнитивный метод терапии;
психотерапия, когнитивно-поведенческий метод;
мастер классы сенсорной интеграции;
обучение социальных навыков;
поведенческая терапия.
Аспергера синдром признаки может иметь такие, как одержимый интерес к чему-либо, например, к математике, технологиям, музыки и т.д. Дети с синдромом не умеет распознавать психологическое состояние окружающих. Они не могут интерпретировать поведение или эмоции других людей, не понимают невербальное общение.
Таким образом, у них могут возникнуть трудности в установлении межличностных отношений. Люди с синдромом Аспергера обычно не проявляют эмпатию в отношениях с другими людьми, эгоцентричны.
Зачастую проявляют интерес к какой-то узкой области. Относятся к нему крайне навязчиво, часто за счет других областей, что особенно заметно в школьном возрасте.
Как правило, предпочитают организованную окружающую среду и не любят перемен, испытывают сильный дискомфорт. Нужно сказать, что люди с синдромом Аспергера часто талантливы, благодаря высокому интеллекту. У них замечательная память на даты, цифры, факты или символы. Могут сделать карьеру в качестве инженеров, ученых, аналитиков.
Аспергера синдром признаки – типичное поведение ребенка с АС
Навязчивое возвращение к любимой теме разговора, хорошая память, сопротивление переменам, привычки движений, отвращение к громкому шуму, является одной из основных характеристик ребенка с синдромом Аспергера.
У деток с этим расстройством не выявляется нарушение речи на ранних стадиях развития. Они разговаривают грамматически правильно, но обычно имеют тенденцию повторять определенные слова или фразы и неоднократно возвращаются к любимой теме. Некоторые из этих детей говорят небрежно (поток слов), игнорируя тот факт, что слушатель не заинтересован. Они часто раздражаются, если нет достаточного интереса со стороны слушателя.
Дети с АС часто не понимают смысла слов, особенно если используется метафора. Например: «Питание для духа» — они воспринимают буквально.
Моторика у детей с синдромом Аспергера
Для детей с синдромом характерна недостаточная координация движений. Это относится и к грубой, и к мелкой моторики. Движения этих детей, как правило, плохо скоординированы и не гибки. В связи с этим они испытывают определенные трудности в работе искусства и письма. Неохотно участвуют в спортивных играх, неуклюжи.
В ситуациях эмоционального напряжения могут появиться нервные тики. Там где обычный ребенок будет нервничать, они могут дрожать или испытывать полный ступор.
Интересы и память
Большинство людей с синдромом Аспергера имеют очень хорошую память и развивают свои интересы, иногда эксклюзивные. В детстве они одержимо сосредоточенны на определенной теме, часто это технические интересы: автомобили, поезда, компьютеры. Увлекшись чем-то в подростковом возрасте, могут реализовывать увлечение в будущем многие годы. В этом им помогает хорошая память. Они способны помнить даже мелкие детали предметов или событий, а так же иметь селективную память случайных фактов и событий, происшедших много лет назад.
В школьные годы они способны достичь хороших результатов, особенно в математических науках.
Невосприимчивость к изменениям
У детей с синдромом Аспергера характерным признаком может быть слабая восприимчивость к изменениям, происходящим в их среде. Они не подвержены воздействию давления, которое оказывается извне: моде, привычкам. Предпочитают неизменность, и оказывают сопротивление переменам. Это способствует укреплению их стереотипного поведения и причудливых вкусов.
Ребенок придерживается старых привычек даже в таких специфических вопросах, как то, что он будет есть, по какому маршруту пойдет в школу, в каком порядке устанавливать свои игрушки на полке, что оденет. Эти рутинные привычки могут со временем немного меняться, но такой подход к постоянству негативно сказывается на его воображении и творческом мышлении. Это так же мешает ребенку спонтанно принимать участие в играх или деятельности со своими сверстниками.
Полезные статьи:
Аутизм у детей: что это за болезнь
Признаки аутизма у детей
Рвота у грудничка без температуры
Как проявляется аутизм у детей
Как развить в ребенке уверенность в себе
Вносить изменения в жизнь ребенка следует постепенно, чтобы он понемногу начинал адаптироваться к переменам. Следует помнить, что дети с синдромом Аспегера чувствительны к похвале и достижениям. Это может быть эффективно использовано в их учебном процессе.
babyangelok.ru
Что такое синдром Аспергера и как его вовремя заметить
Синдром Аспергера — из тех удивительных расстройств, которые однажды вдруг стали модными. Популяризация этого состояния началась с «Человека дождя», вышедшего в 1988‑м, и продолжается до сих пор — достаточно вспомнить знаменитых «милых аутистов»: Шелдона Купера из «Теории Большого взрыва» или Сагу Норен из сериала «Мост».
Блестящий ум, вдумчивость, способность к нестандартным подходам в сочетании с граничащей с бестактностью прямотой и неумением следовать социальным нормам — люди, страдающие синдромом Аспергера действительно зачастую выглядят именно так. Однако кино, как всегда, демонстрирует далеко не всё.
Синдром Аспергера у мальчиков встречается в четыре раза чаще , чем у девочек.
Лайфхакер выяснил основные моменты о раскрученном сериалами нарушении.
Что такое синдром Аспергера
Так называют один из типов аутизма. Точнее, называли. В 2013 году настольная книга всех психиатров мира — «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (DSM‑5) — изменила классификацию и понятие «синдром Аспергера» официально исчезло.
Чисто технически на сегодня такого диагноза нет. Синдром Аспергера стал частью более широкой категории — расстройств аутистического спектра (РАС).
Тем не менее в разговорной речи название синдрома ещё используется. По той причине, что он отличается от многих других вариантов РАС. Прежде всего тем, что относится к высокофункциональным типам РАС — то есть таким, при которых интеллект сохранён, а «аутичные» симптомы не слишком ярко выражены. В большинстве случаев у людей с синдромом Аспергера страдает социальная функция: им сложно понимать других и взаимодействовать с ними.
Как распознать синдром Аспергера
Тревожные звоночки можно заметить уже в первые месяцы жизни. Один из самых ярких симптомов — отсутствие взгляда в глаза. Также младенец может быть более неловким, неуклюжим, чем его сверстники.
Но основные признаки синдрома Аспергера проявляются примерно на втором году жизни — когда от ребёнка ожидают, что он начнёт общаться с окружающими. Вот несколько наиболее распространённых симптомов, которыми проявляет себя этот тип РАС:
- Механическая речь. В ней отсутствуют ритм и интонация, голос звучит ровно и однообразно. Некоторые дети всегда говорят слишком громко.
- Стереотипии. Так называют повторяющиеся действия или однообразные интересы. Например, ребёнок может часами играть в машинки, выстраивая их в бесконечный ряд. Основной признак стереотипий при синдроме Аспергера — жёсткая упорядоченность. Предметы, которыми играет ребёнок, всегда расставляются по строго определённым местам, нумеруются или классифицируются иным способом.
- Склонность создавать ритуалы и методично им следовать. Ребёнок, например, всегда ходит в садик одной и той же дорогой. И устраивает истерику, если мама пытается предложить другой путь. Ест суп из определённой тарелки — и откажется кушать из другой. Ставит обувь только в одно выбранное место… Любое отступление от ритуала вызывает неуправляемую эмоциональную реакцию.
- Отсутствие эмоций при обычном общении. Ребёнок не понимает шуток и не смеётся над ними. Не улыбается, когда счастлив. Его невозможно «растормошить».
- Неумение распознавать эмоции у других людей. Такой человек не замечает социальные сигналы, очевидные для других. Например, не понимает, когда на него злятся.
- Проблемы с дистанцией. Ребёнок с синдромом Аспергера может не осознавать, что излишне приближается к другому человеку во время разговора. Остальных детей такая бестактность и вторжение в личное пространство могут пугать.
- Отсутствие ролевых игр. Мышление построено на логике, поэтому воображаемые игры для ребёнка непонятны и неинтересны.
Перечисленные симптомы могут быть как ярко выраженными, так и смазанными. Иногда они становятся очевидными лишь по мере взросления — когда усложняются требования окружающей человека среды.
Чем опасен синдром Аспергера
В целом какой‑либо опасности для жизни этот подвид РАС не представляет. Дети с синдромом Аспергера чаще всего вырастают пусть и в не совсем стандартных, «с особенностями», но способных к самостоятельной жизни взрослых.
Однако есть и тёмная сторона. Американская писательница Лидия Нецер, мама одного из детей с синдромом, сравнивая «милый аутизм» Шелдона Купера с настоящим расстройством, охарактеризовала явление примерно так :
«Такие персонажи (как Шелдон. — Прим. ред.) […] создают нереалистичное ожидание, будто аутичные люди будут казаться другим очаровательными и причудливыми, что в конечном итоге сделает их социально успешными. Но в реальной жизни этого не произойдёт. […] Аутизм может быть прекрасен, волшебен, даже гениален, но он также кричит, причиняет боль и раз за разом мучительно сталкивается с миром».
За ширмой синдрома скрываются истерики и нервные срывы — когда что‑то идёт не по установленным правилам. Дети с расстройством нередко проявляют агрессию, направленную в том числе и на самих себя.
Никогда не будет эпизода с юным Шелдоном, в котором мальчик бьёт себя по лицу до кровавых синяков и рыдает, потому что его последний друг решил, что он слишком странный, и отвернулся от него. Авторы этого не допустят.
Лидия Нецер, писательница
Частое следствие нестандартного поведения — насмешки, неприятие и отторжение со стороны окружающих. Это может усугубить состояние ребёнка. Привести к развитию других расстройств — тревожного или депрессии. Ещё один нюанс — сниженная самооценка, страх перед людьми, неспособность установить и поддерживать длительные связи.
По этим причинам синдром Аспергера нуждается в коррекции.
Как лечить синдром Аспергера
Если родители полагают, что у ребёнка есть симптомы РАС, важно как можно быстрее поговорить об этом с педиатром. Врач проведёт дополнительный осмотр, пообщается с самим пациентом. И при необходимости выдаст направление к профильному специалисту. В зависимости от выраженности симптомов это может быть:
- Психолог. Он помогает диагностировать проблемы с эмоциями и поведением и рекомендует, как их преодолеть.
- Невролог. Этот медик выявляет различные нарушения в работе мозга.
- Коррекционный педагог. Специализируется на речевых сложностях и других проблемах развития.
- Психиатр. Имеет опыт работы с психическими расстройствами и назначает препараты для их лечения.
Универсального подхода к терапии синдрома Аспергера нет. Некоторым детям достаточно пройти курс логопедической коррекции, который улучшит навыки общения. Кому‑то помогут занятия по обучению социальным навыкам. Кто‑то нуждается в когнитивно‑поведенческой терапии.
Лекарства при лечении синдрома Аспергера применяются нечасто. В основном их назначают, чтобы скорректировать отдельные симптомы — например, повышенную тревожность или гиперактивность.
Ну, и хорошая новость. Если родители вовремя занялись коррекцией, ко взрослому возрасту синдром Аспергера во многих случаях становится почти неразличим. Остаются лишь плюсы: высокий интеллект , умение сосредоточиться на интересной задаче, любовь к порядку и трепетное соблюдение графиков. А это — отличный трамплин для жизненного успеха.
Читайте также 👧👦🤓
lifehacker.ru
что это за болезнь, симптомы, лечение, прогноз
Что такое синдром Аспергера?
Синдром Аспергера (лат. Asperger syndrome) — это расстройство аутистического спектра.
От обычного аутизма синдром отличается тем, что когнитивные и даже речевые способности пациента в целом сохраняются.
«Родственными» заболеваниями синдрома являются:
Больных отличают трудности в общении, стереотипное поведение и ограниченные интересы. Эти нарушения имеют глубокий характер, препятствующий нормальной жизнедеятельности.
Примечательно, что болезнь врождённая, а значит, она не может появиться в результате развития ребёнка в первые годы жизни. Впрочем, воспитание и окружающая среда существенно влияют на протекание синдрома Аспергера.
О том, как часто проявляется синдром Аспергера в детском возрасте, существуют разные мнения. Статистика говорит о 0,36 – 0,71 процента случаев, однако специалисты приводят совсем другую цифру: по их мнению, симптомы у детей имеются в 30, а то и в 50 процентах случаев.
Открытый всего лишь в первой половине ХХ века, синдром Аспергера долго не привлекал внимания научных и медицинских кругов. «Странным» детям ставили различные диагнозы, от атипичного аутизма до детской шизофрении, а взрослых считали просто невоспитанными людьми, хроническими неудачниками, беспринципными хамами. Настоящая причина странностей в поведении открылась позднее.
Причины синдрома Аспергера
Синдром Аспергера изучается с 1944 года, однако за это время причины появления синдрома так полностью и не выявлены. Поскольку болезнь имеет врождённый характер, высказывались мнения о её генетическом происхождении.
Исследователи отмечали, что у «носителей» синдрома родственники также могут иметь признаки, характерные для болезни, чаще всего в более лёгкой форме — например, некоторые нарушения в общении. На это указывал ещё сам Ганс Аспергер, изучавший не только своих юных пациентов, но и их семьи.
Ещё замечено, что расстройства аутистического спектра имеют сходную генетическую природу.
Современные исследования показали, что непосредственным механизмом протекания болезни является нарушение нейронных связей в головном мозге – из-за этого управление психической жизнью человека отличается от нормального.
Симптомы синдрома Аспергера
Проявлений синдрома Аспергера великое множество; в каждой жизненной ситуации обнаруживаются свои «странности».
Однако существуют общие симптомы, указывающие на наличие этой болезни. Их появление можно отметить начиная с 3 летнего возраста. До этого момента ребёнок развивается нормально – в положенное время учится сидеть, ходить, говорить.
Трудности начинаются на более высоких этапах психического развития:
- Ребёнок не желает идти на контакт с окружающими людьми. Он не общается (или плохо общается) с членами семьи, с товарищами в садике или в школе. Он не проявляет инициативу для знакомства или контакта. Если же контакт состоялся, то больной с Аспергером с трудом понимает эмоции собеседника, не распознаёт оттенки интонации, жесты и мимику; не понимает шутки — обращённую к нему речь воспринимает буквально.
- Речь больного часто не содержит эмоций, слова произносятся монотонно. Ребенок не может подобрать нужные слова, чтобы объяснить то, что ему нужно. Из-за этого ребёнка считают глупым, в школе ставят низкую оценку из-за того, что он якобы не выучил урок; на самом деле ситуация обратная – он может очень быстро выучить тему (буквально наизусть), однако коммуникативные нарушения мешают воспроизвести необходимое.
- Если же носитель синдрома Аспергера начинает уверенно говорить, то, как правило, увлекается длинным монологом. Он не понимает, как реагируют собеседники на его речь, интересно им это или нет. Ребенок часто не смотрит в глаза собеседнику, он не делает пауз в своей речи, нужных для того, чтобы слушатели восприняли его слова. Его монолог напоминает воспроизведение звукозаписи. Странным здесь является то, что говорящий вполне осознаёт, что общается с другим человеком.
- Ещё более странно выглядит речь «аспергера» из-за почти полного отсутствия мимики и жестикуляции. Даже взгляд его во время разговора направлен в пустоту. Такая неестественность позы отмечается даже на фотографиях.
- Ещё один основополагающий симптом — стремление к порядку. Ребёнок пытается выстроить вещи «идеальным» образом: раскладывает игрушки по цвету, форме, размеру, кладёт предметы на строго определённые места. Если он оставил вещь на одном месте, а затем кто-то переложил её на другое, но совсем рядом, то по возвращении ребёнок может её вовсе не найти. Такое часто проявляется и у взрослых, страдающих синдромом Аспергера.
- «Аспергеры» склонны к «ритуальному» поведению: изо дня в день совершают одни и те же действия, живут по строгому распорядку, ходят по одним и тем же улицам и т. д. Многие ритуалы не имеют очевидного смысла – так, ребёнок может складывать и перекладывать кубики, совершать странные телодвижения.
- Мышление носителей синдрома чаще всего «однозадачное»: они склонны увлекаться каким-то одним занятием и посвящать ему всё свободное время. Увлечение этим занятием со стороны тоже может показаться неким ритуалом, хотя больные отлично разбирается в интересующем его предмете. Точно так же и в разговоре – он не может одновременно говорить о нескольких вещах подряд, предпочитая выбирать одну тему и следовать ей до конца.
- Обострённые сенсорные ощущения – не частый, но характерный признак синдрома Аспергера. У больного может наблюдаться обострённый слух, очень сильное обоняние, его может раздражать слишком яркий свет, шум. В этом же пункте можно отметить признаки несколько иного рода: у маленького «аспергера» имеется, например, абсолютный музыкальный слух, притом без всяких предварительных занятий музыкой.
- Физическая неловкость, неуклюжесть. Человеку, страдающему синдромом, сложно даются многие навыки – к примеру, езда на велосипеде.
Перечисленные признаки, конечно, могут наблюдаться и у обычных людей – по отдельности и в результате какой-либо острой ситуации (например, нервного расстройства, усталости, отчаяния).
Говорить о наличии синдрома Аспергера можно в том случае, когда симптомов сразу несколько, они выражены в яркой степени и постоянны.
Диагностика
Выявлять синдром Аспергера — задача на самом деле непростая. Для этого подключаются специалисты из разных областей — психологи, психиатры, неврологи, генетики. Разносторонние исследования нужны по той причине, что проявления синдрома похожи на симптомы других расстройств.
Диагностика детей
Симптомы у детей важно обнаружить как можно раньше, поскольку это упрощает лечение. Для постановки диагноза проводятся беседы с ребёнком, включающие тесты и игры.
Помимо этого специалист беседует с родителями ребёнка, чтобы получить информацию о его поведении в семье, в школе, во время повседневных занятий. Разговор с родителями позволит выявить и у них проявления синдрома.
Диагностика взрослых
Синдром Аспергера у взрослых выявить сложнее, поскольку признаки болезни с возрастом меняются. Однако есть ряд методов, позволяющих диагностировать расстройство у взрослых людей. К ним, в частности, относятся стандартные тесты:
- 1.Тест. Основан на анализе взгляда пациента. Тест нередко проводят по фото. Как уже говорилось, взгляд человека, страдающего синдромом, ничего не выражает и направлен в никуда.
- 2.Тест. Определяет степень эмпатии – эмоционального развития испытуемого. У «аспергеров» показатели этого теста более низкие, чем у здоровых людей.
- 3.Тест. Показывает наличие ритуального поведения, «зацикленности».
Лечение синдрома Аспергера
Поскольку синдром Аспергера генетическое заболевание «психологической» сферы, то не существует никаких методов его медикаментозного лечения.
Однако существуют препараты, позволяющие лечить сопутствующие болезни – нервозность, депрессию, нарушения сна, невнимательность, склонность к самоповреждению. Некоторые медикаменты могут устранить даже повторяющиеся действия и поведенческие стереотипы.
Основные способы лечения синдрома Аспергера — когнитивно-поведенческая терапия, эрготерапия, тренинги социальных и коммуникативных навыков. Применяется и лечебная физкультура, которая помогает корректировать координацию движений и улучшить сенсорные навыки.
Детям показаны занятия с логопедом; его задача развить у ребёнка навыки передачи эмоций, научить делать речь яркой и выразительной. Кроме того, необходимы посещения психолога и педагога-дефектолога, которые научат ребёнка ориентироваться в окружающем мире.
В идеале терапия при синдроме должна быть смешанной: психологические, поведенческие и когнитивные методы необходимо сочетать с приёмом поддерживающих препаратов, направленных на улучшение самочувствия пациента.
Лечить синдром Аспергера у взрослых, как и диагностировать заболевание, заметно сложнее, чем у детей. В частности, потому, что взрослые носители болезни уже стали сложившимися личностями, критически относятся к попыткам лечения и часто не считают своё состояние болезнью.
Прогноз
Синдром Аспергера, в отличие от обычного аутизма, не создаёт непреодолимых препятствий к нормальной жизнедеятельности. Слух о высоком интеллектуальном уровне всех без исключения «аспергеров», конечно, не соответствует действительности: по статистике, у большинства носителей синдрома коэффициент интеллектуальности средний.
Однако особенности мышления «аспергеров» таковы, что им проще даются точные науки, в том числе программирование. Именно среди выдающихся программистов наблюдается достаточно высокий процент людей, страдающих синдромом Аспергера. Но и в других областях люди с данным синдромом достигли выдающихся результатов.
Есть мнение, что полностью вылечить синдром Аспергера невозможно, а имеющиеся методы лечения направлены лишь на сглаживание негативных признаков. Однако для жизнедеятельности это не имеет особого смысла, поскольку многие «аспергеры» становятся полноценными членами общества; более того, им легче даются определённые навыки, востребованные в современном хозяйстве — например, системное мышление, быстрый поиск информации; «аспергеры» – честные и аккуратные работники, глубоко увлечённые делом, которым они занимаются.
Это помогает продвигаться по службе, делать карьеру. Нормальный, а в некоторых случаях и высокий интеллект позволяет им самим корректировать и исправлять слабые стороны своего мышления и поведения.
Однако для успешной жизни в обществе многие носители синдрома Аспергера должны часто посещать психолога или психотерапевта. Законы современного мира таковы, что выявляют нарушения, свойственные «аспергерам», и тогда они становятся серьёзной помехой при поступлении в вуз, приёме на работу и в других ситуациях.
Ведь сегодня коммуникативные навыки, гибкость мышления, умение приспосабливаться к быстро меняющимся обстоятельствам ценятся не меньше (а зачастую и больше), чем профильное образование и феноменальные способности в какой-либо области. «Аспергер», способный развиваться в идеальных условиях, испытывают трудности там, где суровые законы реальности не соответствуют идеалу. И здесь психотерапевт окажет неоценимую помощь, научив разбираться в окружающей обстановке.
Проявления синдрома могут быть разнообразными, иногда даже противоположными. Так, для большинства «аспергеров» характерна чрезмерная склонность к порядку, размеренности и аккуратности, однако у некоторых больных наблюдается противоположное — полный хаос, невозможность привести свою жизнь и мысли в порядок.
Одни носители синдрома не желают ни с кем общаться, другие же пытаются контактировать со всеми подряд, не замечая ответной реакции собеседников. И в этом плане прогноз для каждого конкретного случая может быть разным: один «аспергер» может достаточно легко адаптироваться в жизни и стать самостоятельной личностью, а другой всю свою жизнь должен нуждаться в опеке.
Люди, страдающие этим синдромом, могут создавать семьи, хотя немалое количество их остаются одинокими. Если в семье один или оба партнёра — «аспергеры», то они могут испытывать трудности в плане взаимопонимания. Чтобы этого избежать, разговоры партнёров должны быть прямыми, не завуалированными. Сам носитель болезни, впрочем, так и будет разговаривать, а вот его партнёру, если он не страдает синдромом Аспергера, потребуется некоторая тренировка.
Отдельно стоит сказать о детях, страдающих синдромом Аспергера. Даже самые талантливые из них нуждаются в разносторонней помощи – правильном родительском воспитании, наблюдении у специалистов. Не факт, что врождённые таланты помогут юному «аспергеру» самому пробить дорогу в жизни и даже выделиться в школе. В классе такой ребёнок нередко становится изгоем.
Странное поведение становится предметом насмешек, с ним никто не желает дружить и общаться, его обижают, а за хорошие оценки и демонстрирование знаний он получает обидное клеймо «ботаника».
Ученик-«аспергер» может отличаться глубокими знаниями по одному предмету, но резко отставать по всем остальным. Это может выглядеть странным, и учителя считают его проблемным ребёнком. Также на уроке он может заниматься посторонними делами – скажем, писать стихи или рисовать; если учитель делает ему замечание, то ответная реакция может быть непредсказуемой: ребёнок, чего доброго, обидится или вовсе начнёт скандалить.
Кроме того, не все «таланты» ребёнка с синдромом Аспергера действительно разумны и необходимы обществу. Например, ребёнок может запоминать маршруты движения транспорта, номера проезжающих автомобилей и другие несущественные вещи, отдаваясь этому делу с полной серьёзностью. В данном случае необходимо как можно раньше направить способности ребёнка в нужную сторону, попытаться увлечь его, скажем, математикой.
Очень важно не ограничивать ребёнка в обучении и общении, а наоборот – всячески стимулировать его нахождение в нормальном обществе. Перевод ребёнка-«аспергера» в коррекционный класс, изоляция от сверстников – очень большие ошибки, которые могут только усугубить болезнь. Он должен находиться в обычном окружении, однако следует предупредить учителей и одноклассников, что у ребёнка имеются некоторые отклонения в развитии.
Окружающие должны уяснить, что если ребёнок не выражает эмоций и переживаний, это не значит, что он их не испытывает: люди, страдающие синдромом Аспергера, особенно дети, нередко переживают более глубоко, чем их «нормальные» сверстники, вследствие чего они более ранимы.
tvojajbolit.ru