Синдром отличника: Синдром отличника: что это, признаки, как избавиться

Синдром отличника. Что такое Синдром отличника?

ВАЖНО
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. У детей проявляется в учебе, спорте, творческой деятельности; у взрослых – в профессиональной карьере, семейной жизни, быту. Общие признаки: постановка заведомо сложных задач, приложение максимума усилий для их решения, потребность во внешней положительной оценке, недостаточная ориентированность на собственные интересы и желания. Диагностика синдрома выполняется методом клинической беседы, психодиагностики. С целью коррекции используется индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.

    • Причины
    • Патогенез
    • Симптомы синдрома отличника
    • Осложнения
    • Диагностика
    • Лечение синдрома отличника
    • Прогноз и профилактика
    • Цены на лечение

    Общие сведения

    Название синдрома объясняется возрастом дебюта – симптомы начинают проявляться в первые школьные годы, когда учеба становится основной деятельностью для самореализации, самовыражения детей, стремящихся получить одобрение, похвалу взрослых. Синдром отличника более распространен среди девочек – для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с аккуратностью, усидчивостью, послушностью, эмоциональной привязанностью к родителям. Отчетливые симптомы определяются у учеников начальной школы, менее выраженные могут сохраняться на протяжении всей жизни. Людей с синдромом отличника ошибочно называют перфекционистами, основное различие – для «отличников» значима оценка окружающих, а не идеальное выполнение задачи.

    Синдром отличника

    Причины

    Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта – взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками. В большинстве случаев причиной синдрома отличника становятся особенности отношений внутри семьи, в частности:

    • Компенсация родительских неудач. Успехи детей могут быть продолжением амбиций взрослых. Родители ориентируют ребенка на достижение целей, значимость которых признана обществом, пренебрегая его интересами, желаниями, состоянием здоровья. Через успешность школьника в учебной деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах они повышают собственный социальный статус, получают признание родственников, педагогов, коллег.
    • Высокие требования. В семьях, где ценится общественное признание, формально зафиксированные достижения (школьные отметки, грамоты, медали, звания, должности), люди стремятся быть успешными.
      Внутренние установки, модели поведения родителей неосознанно передаются детям.
    • Недостаток внимания. Похвала родителей за отличную школьную оценку рассматривается ребенком как проявление любви. Поощрение подкрепляется разрешением дольше смотреть телевизор, покупкой игрушек, красивой одежды. Успех ребенка становится условием родительского внимания, получения материальных благ.
    • Заниженная самооценка. Хорошей учебой, спортивными достижениями ребенок пытается компенсировать неуверенность в себе, комплексы относительно внешности, социального статуса семьи, отсутствия друзей. Официальное признание успехов, способностей, положительных качеств временно повышает самооценку.

    Патогенез

    Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки. Ведущая тенденция – достичь поставленной цели для получения положительной оценки общества. Принятие, одобрение, похвала, признание сильных сторон становятся необходимыми условиями компенсации неуверенности, чувства одиночества, малозначимости.

    Ориентация личности на формальные, внешние атрибуты часто формируется в ущерб содержательным – ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения в процессе, фокус смещается на результат. Постепенно накапливается аффективное напряжение, недовольство, подавленность, разочарованность. Эмоциональные проблемы усиливаются при неудачах, нередко развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи.

    Симптомы синдрома отличника

    Дети и взрослые с комплексом отличника имеют нестабильную самооценку, зависящую от успехов, неудач и отношения окружающих. Они чувствительны к критике и похвале, долго переживают из-за совершенных ошибок, отказываются от нового дела, охваченные страхом поражения. Боязнь не добиться цели заставляет прикладывать максимум усилий, затрачивать все имеющиеся ресурсы. Стремление к «победе» настолько сильное, что используются все возможные средства, включая ложь, манипуляции, шантаж. Дети списывают решения заданий у товарищей, скрывают от родителей плохие отметки, взрослые устраняют конкурентов, пользуются служебным положением в личных интересах.

    У «отличников» не остается времени и сил на любимые занятия, развлечения, отдых. Накапливается усталость, усиливается эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность деятельностью и жизнью в целом. Неудачи, критика, недостаточная похвала провоцируют аффективный всплеск – плач, истерику, ругань. Отсутствие опыта преодоления трудностей, продуктивного разбора ошибок проявляется подавленностью, апатией, депрессией. «Отличники» длительно и болезненно переживают неуспех, неохотно берутся за аналогичные задания в будущем, при первых ошибках признают «поражение», отказываются продолжать работу. В мышлении прослеживается дихотомичность: задача должна быть выполнена идеально либо не выполнена совсем.

    Осложнения

    Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В младшем школьном возрасте часто формируются тики, обсессивно-компульсивное расстройство, психосоматические реакции. Обнаруживаются непроизвольные мышечные подергивания, навязчивые действия (мытье рук, перекладывание книг), частые простуды, головокружения, боли.

    В подростничестве проявляются социальные страхи – боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками. При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония, астма и другие.

    Диагностика

    Само по себе стремление ребенка получать пятерки, побеждать на олимпиадах и соревнованиях не вызывает беспокойства родителей. Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства. Существует проблема его различения с перфекционизмом, стремлением к самореализации. Надежные стандартизированные методы исследования отсутствуют, дифференциальная диагностика выполняется на основании клинических данных: «отличники» акцентируют внимание на внешней стороне деятельности – признанности результата (оценках, наградах), победе над конкурентами; перфекционисты сконцентрированы на качестве выполнения задания и собственных способностях, компетенциях, дефицитах.
    При комплексном диагностическом обследовании используются следующие методы:

    • Беседа. Опрос проводится врачом-психиатром, психологом. Выясняется анамнез, беспокоящие симптомы (частота, выраженность, продолжительность). При описании эмоционального состояния пациенты говорят о напряжении, страхах перед неудачей, волнении при выполнении задач, подавленности после совершения ошибок и негативных оценок окружающих, эйфории после достижения цели и получения награды.
    • Опросники. Используются методики исследования личностной сферы и ее отдельных компонентов: самооценки, перфекционизма, детско-родительских отношений. Набор тестов определяется психологом индивидуально с учетом возраста пациента. Применяется Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик, Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта.
    • Проективные методики. Результаты интерпретации заданных ситуаций, элементы рисунков выявляют неосознаваемые, отвергаемые пациентом черты, скрываемые проблемы межличностных отношений в семье, школе, на работе.
      Исследование позволяет обнаружить деструктивные стили воспитания, повышенные требования родителей, ожидания и потребность пациента в положительной общественной оценке. Примерный комплекс методик: Рисунок семьи, Рисунок Человека, Тематический апперцептивный тест.

    Лечение синдрома отличника

    Терапия направлена на изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости, самоценности. На первом этапе проводятся индивидуальные встречи, ориентированные на осознание имеющейся проблемы, анализ ее причин, обсуждение возможных решений. Затем выполняется практическая групповая работа. Распространенными методами психотерапии являются:

    • Когнитивно-поведенческая. В ходе терапевтических бесед происходит осознание и открытое обсуждение проблем: наличие заниженной (неустойчивой) самооценки, неумение выделять приоритеты, проигрывать, учиться на ошибках, выстраивать дружеские отношения. На стадии коррекции поведения в повседневную жизнь постепенно внедряются новые шаблоны: в режиме дня выделяется время отдыха и развлечений, апробируется расслабление и продуктивная концентрация в стрессовых ситуациях (при нехватке времени, совершении ошибок, получении критики).
    • Семейная. Взаимоотношения с супругом или супругой, родителями часто становятся источником синдрома и основной сферой получения подкреплений – похвалы, признания, любви. Для преодоления негативных эффектов необходимо изменить не только личность пациента, но и ожидания, поведение близких людей. На психотерапевтических сеансах обсуждаются продуктивные способы взаимодействия, смещающие акцент с оценки результата на качества личности. Членам семьи рекомендуется хвалить и поощрять трудолюбие, целеустремленность, ум, креативность, не сопоставлять достижения ребенка (взрослого) с успехами других людей, поддерживать при неудаче, помогать анализировать ошибки с ориентацией на будущий успех.
    • Групповые тренинги. Работа в команде является важной составляющей овладения практическими навыками, необходимыми для личностных изменений. В играх пациент пробует занимать различные позиции, принимать роли – ведущий, ведомый, победитель, проигравший, «запасной игрок», «режиссер» (невидимый игрок). Учится изменять мотивацию с внешней, формальной стороны деятельности на содержательную, ценить процесс, акцентируя внимание на удовольствии, дружеских отношениях, заинтересованности заданием. После игры психотерапевт проводит обсуждение трудностей, ошибок, успехов и сопутствующих переживаний пациента.

    Прогноз и профилактика

    При комплексной психотерапевтической помощи прогноз синдрома отличника благоприятный: все проявления постепенно редуцируются, личностные установки изменяются. Профилактикой следует заниматься с раннего детства. Родителям рекомендуется проанализировать и скорректировать особенности воспитания: при необходимости снизить требования к ребенку, ценить его качества (не достижения), проявлять безусловную любовь и принятие, не ругать и не наказывать за неудачи, не сравнивать с другими детьми. В плане дня важно выделять время для занятий, которые не имеют конечной цели, а интересны и приносят удовольствие – прогулки, игры, занятия спортом без соревнований и нормативов.

    Вы можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении синдрома отличника.

    Источники

    1. Настоящая статья подготовлена по материалам сайта: https://www.krasotaimedicina.ru/

    ВАЖНО
    Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

    Синдром отличника в психологии: что это, как избавиться

    5 советов

    Аня Иванешкина

    хотела сделать список идеально

    Профиль автора

    Желание все делать идеально, склонность к жесткой самокритике, зависимость от оценивания — вот только некоторые симптомы синдрома отличника.

    По разным данным, от него страдает от 25 до 30% людей, и последние исследования показывают, что эти цифры постепенно растут. Тем не менее побороть синдром можно.

    Что такое синдром отличника

    Если вы боитесь начинать новую задачу, потому что не знаете, как сделать все идеально, расстраиваетесь из-за любых правок на работе и постоянно ищете внешней оценки своей деятельности — возможно, вы страдаете от синдрома отличника.

    Этот русскоязычный термин по своему значению ближе всего к принятому в международном психологическом сообществе понятию «перфекционизм». Психологи Генри Стампф и Уэйн Паркер разделяют его на «здоровый», при котором человек хочет добиться высот и готов упорно для этого работать, и «нездоровый», при котором ставит недостижимые цели, придерживается чрезмерно высоких стандартов в работе и учебе и критикует себя за малейшие неудачи.

    От перфекционизма до нервного срыва: зачем трудоголики так много работают

    Несмотря на то, что поведение «отличников» общество оценивает чаще всего положительно, специалисты утверждают, что их перфекционизм негативно влияет на физическое и ментальное здоровье. Исследовательница перфекционизма Роз Шафран выделяет две основные проблемы:

    1. Трудности с социальным функционированием. Люди с синдромом отличника зачастую тратят на задачи больше времени, чем требуется, и переделывают их по несколько раз из-за своих высоких стандартов и страха совершить ошибку. Это неизбежно оставляет меньше времени на другие аспекты жизни. Более того, перфекционизм может приводить к длительной прокрастинации и в итоге к невозможности выполнять академические задания или проекты по работе.
    2. Тесная связь с ментальными расстройствами. Метаанализ 284 исследований показал, что высокий уровень перфекционизма тесно связан с депрессией, тревожностью и обсессивно-компульсивным расстройством. По некоторым данным, перфекционизм является серьезным фактором риска возникновения расстройства пищевого поведения. Это может быть связано с установкой о необходимости быть идеальным во всем, в том числе соответствовать недостижимым стандартам красоты.

    Один из первых исследователей перфекционизма Дон Хамачек считал главной причиной возникновения «нездорового», или «невротического», перфекционизма непоследовательное поведение родителей, которые либо слишком часто ругали ребенка, либо выражали свое одобрение, только когда он выполнял какие-то условия и достигал в чем-то успеха. В результате, — утверждает психолог, — человек вырастает с мыслью, что он должен стать идеальным, иначе никто не будет любить и принимать его.

    Несмотря на глубокие корни проблемы, уменьшить проявления синдрома отличника можно и во взрослом возрасте. Свою эффективность в этом вопросе доказала когнитивно-поведенческая терапия. Попробовать несколько упражнений из этой области можно самостоятельно.

    СОВЕТ № 1

    Проанализируйте издержки

    Аккуратность, целеустремленность, желание сделать работу идеально — черты людей с синдромом отличника на первый взгляд кажутся преимуществами. Эти качества часто поощряют в учебе и даже указывают в качестве требований в описании многих вакансий. Именно поэтому первый шаг в борьбе с нездоровым перфекционизмом — осознание проблемы.

    Начать можно с прохождения опросника — например, оценить себя по шкале, разработанной Флеттом и Хьюиттом. Авторы выделяют три типа перфекционизма:

    1. Направленный на себя, при котором человек предъявляет неоправданно завышенные требования к себе.
    2. Направленный на других, при котором человек по высоким стандартам оценивает других.
    3. Социально предписанный, при котором человек убежден, что другие ожидают от него нереалистичных успехов и этим ожиданиям необходимо соответствовать, чтобы заслужить одобрение.

    Тест из 45 вопросов на основе их шкалы позволит вам оценить степень выраженности этих установок. Высокие баллы — повод тщательнее проанализировать свое поведение. Для этого коуч Элизабет Скотт советует провести анализ выгод и издержек — разделить лист на две части и записать все плюсы и минусы присутствия синдрома отличника в вашей жизни.

    Цель упражнения в том, чтобы увидеть не только положительные моменты, связанные с одобрением на работе и аккуратным выполнением задач, но и вытекающие из этого проблемы — постоянный страх неудачи, невозможность делегирования, переработки. Это поможет перестать воспринимать перфекционизм как благо, что очень важно на старте.

    СОВЕТ № 2

    Отслеживайте иррациональные установки

    Перфекционисты часто мыслят в духе «все или ничего»: либо выполнить проект идеально, либо не браться за него вовсе. Проблем добавляет и склонность к выставлению себе ультиматумов: «я должен выложиться по полной, иначе все будут считать меня неудачником». Бороться с такими убеждениями сложно, но необходимо: они мешают мыслить рационально и способствуют развитию тревожности и аутоагрессии.

    Психологи Рена Бранч и Роб Вилсон предлагают три шага к решению проблемы:

    1. Распознать иррациональную мысль. Для этого спросите себя: действительно ли мысль полезна вам? Она звучит нейтрально или скорее негативно? Есть ли реальные подтверждения того, о чем вы думаете?
    2. Остановить ее. Бранч и Вилсон советуют вслух проговаривать слово «стоп», как только иррациональная мысль появляется и начинает отвлекать на себя внимание. Другие возможные способы — переключение фокуса на другие темы, медитация, отвлечение с помощью музыки.
    3. Заменить иррациональную мысль на рациональную. Это, пожалуй, самый сложный, но самый важный шаг. После того как вы зафиксировали и остановили деструктивные размышления, попробуйте сформулировать здоровый ответ на них. Например, вместо «я ничтожество» проговорите «я могу чувствовать себя ничтожеством из-за слишком высоких требований к себе, но на самом деле я многого добился и заслуживаю любви и понимания».

    Как психотерапия меняет мозг

    Простой, но действенный способ делать эти шаги — вести дневник. Можно использовать шаблон, созданный на основе советов из книги Мартина Энтони и Ричарда Свинсона, или просто вести заметки в телефоне. Главное — записывать иррациональные убеждения, которые приходят вам в голову в течение дня, и стараться их прорабатывать.

    СОВЕТ № 3

    Наслаждайтесь процессом

    Одна из характерных черт синдрома отличника — зависимость от внешней оценки. Работа никогда не кажется достаточно хорошей, пока ее не похвалит учитель, начальник или другой авторитет — потому что внутренний критик доволен не бывает.

    Исследования показывают, что внешняя мотивация — будь то потребность в похвале или материальных благах — постепенно убивает внутреннюю и нам становится все сложнее выполнять задачи без ожидания награды. При этом заниматься чем-то ради личного интереса полезно: это повышает и психологическое благополучие, и рабочую производительность.

    Чтобы повышать внутреннюю мотивацию, психологи советуют больше заниматься вещами, которые имеют для вас значение. Для начала можно составить список того, что вы готовы делать, даже если никто никогда не похвалит вас за идеальный результат. Скетчи на тетрадных полях или пение в душе отлично подходят — старайтесь уделять таким занятиям больше внимания.

    К сожалению, во взрослой жизни нельзя делать только то, что нравится, но и рутинные учебные и рабочие проекты можно выполнять с большим удовольствием. Чтобы не концентрироваться исключительно на результате, попробуйте делить каждую задачу на несколько небольших этапов и отмечать выполнение каждого чем-то приятным для себя. Так вы увидите, как много важной и интересной работы вы делаете на пути к конечной цели.

    6 хобби, которые помогут чувствовать себя лучше

    СОВЕТ № 4

    Отпустите контроль

    Людям с синдромом отличника бывает сложно делегировать задачи или давать себе поблажки в работе и учебе. Когда все должно быть сделано идеально, права на отдых просто нет. Часто это приводит к неэффективному расходованию ресурсов, переработкам и, как следствие, выгоранию.

    Профессор психологии Иоахим Штобер предлагает бороться с перфекционизмом при помощи небольших экспериментов. Допустим, вам необходимо сделать групповое задание и голос в голове утверждает: «если я разрешу одногруппникам выполнить часть проекта без моего контроля, они точно все сделают ужасно и преподаватель поставит нам неуд». В этот момент попробуйте подойти к проблеме как исследователь и проверить эту гипотезу: позволить коллегам по проекту сделать все самим. Да, это страшно, но чего не сделаешь ради науки.

    Следующий шаг — оценить результат. Скорее всего, даже если работа одногруппников и вполовину не дотягивает до ваших стандартов качества, преподаватель поставит вам приличную оценку. Теперь вы знаете, что объективная реальность не отражает ваших перфекционистских мыслей, и, возможно, делегировать задачи в следующий раз станет чуть проще.

    Если вы не готовы начинать с таких масштабных «опытов», попробуйте проделать то же самое с менее важными задачами. Например, если чувствуете, что могли потратить на свою часть презентации не 5 часов, а 50 минут — в следующий раз обязательно сделайте именно так и посмотрите, что из этого выйдет. Скорее всего, результат вас приятно удивит.

    5 ошибок, которые мешают руководителям делегировать задачи

    СОВЕТ № 5

    Снижайте тревожность

    Еще одна отличительная черта перфекционистов — склонность воображать худшие сценарии развития событий. Если не подготовиться к экзамену как следует — обязательно отправят на пересдачу и выгонят из университета. Если не сделать задачу вовремя — босс обязательно лишит премии и унизит перед всем отделом. Такие мысли неминуемо повышают тревожность, что грозит не только ухудшением самочувствия, но и развитием ментальных расстройств.

    Для борьбы с тревогой в моменте можно использовать простые практики — например, выровнять дыхание методом квадрата и переключить внимание, назвав пять ощущений в теле или пять звуков вокруг.

    10 способов унять острую тревогу

    Справиться с тревожностью в целом, конечно, гораздо сложнее. Для этого когнитивно-поведенческие терапевты рекомендуют, например, составить себе расписание для «контакта» с пугающими мыслями — выделять на это 20—30 минут в день. Если мысль приходит до назначенного времени, можно записать ее в заметки и вернуться к ней позже.

    Поначалу будет странно и сложно: скорее всего, защитные механизмы психики будут сопротивляться и после 5—10 минут «тревоги по расписанию» вам покажется, что думать больше не о чем. В этот момент главное не сдаться и продолжать упражнения — постепенно вы сможете установить контроль над своими мыслями.


    Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie.

    Как понять, есть ли у меня синдром отличника

    Все мы родом из детства, а это значит, что и во взрослом возрасте люди часто продолжают жить прошлыми идеалами и попытками оправдать ожидания – родителей, учителей, взрослых в целом. Именно отсюда растут корни «синдрома отличника». Это подразумевает наличие у человека стремления всегда все делать идеально. То есть продемонстрировать правильность, идеальность и трудолюбие.

    Такой жизненный принцип складывается при погружении ребенка в условия, в которых он должен быть лучшим или хотя бы одним из лучших. Заканчивается школа, ребенок взрослеет, вступает во взрослую и самостоятельную жизнь. Однако они продолжают стараться быть лучшими во всем. И тогда происходит следующее: личность будет очень болезненно воспринимать разницу между собственными представлениями о себе и адекватной им реальностью.

    Мотивом синдрома является стремление неукоснительно выполнять требования, которые выдвигаются вышестоящими по иерархии людьми. Такой уж послушный, исполнительный и легкоуправляемый; но чаще всего формируется и вырастает глубоко несчастный человек.

    Причины, по которым они становятся «отличниками»:
    • Уход от наказания . Ребенок старается быть «удобным» и «идеальным». Это делается для того, чтобы избежать критики и физического давления со стороны родителей. А также негативное отношение учителей, неприятие сверстников и общественное порицание.
    • Получите поддержку. Желание получить похвалу; получить родительскую любовь; укреплять симпатию; стать обладателем власти; чувствовать превосходство над другими; заручиться поддержкой людей; и т.д.
    • Станьте «спасателем» для кого-то еще. Ребенок ставит перед собой задачу дать родителям массу поводов для гордости. Для того, чтобы компенсировать свою неприязнь, неприятие, конфликтность и даже зависимость. Также они часто хотят помочь учителю получить одобрение коллег. А также они могут продолжить семейную традицию в выборе профессии. Даже если они не чувствуют призвания в этом профиле.

    Дело в том, что в основе «синдрома отличника» лежит упорство и трудолюбие. Но все это наносит ущерб другим сферам их жизни.

    Последствия для «отличника» в будущем:
    • Необоснованно высокая требовательность к себе и к окружающим. Выглядит это примерно так: «Если я могу, то и ты должен/можешь». В первую очередь такой подход проявляется во взаимоотношениях внутри семьи и с близкими людьми.
    • Боязнь ошибок. Это не позволяет человеку жить полноценной жизнью и иметь свободу выбора.
    • В случае даже малейшего проступка — резкая критика и град упреков. Это можно адресовать как себе, так и другим людям.
    • Отчетливо виден дисбаланс в развитии личности. Голова полна знаний, человек воспринимается окружающими как профессионал своего дела и высококвалифицированный специалист. Однако эмоциональная сторона жизни бедна и узка.
    • Неадекватная самооценка.
    • Перфекционизм. Проявляется в постоянном контроле себя и других, в трате времени и ресурсов на доведение всех процессов до идеального состояния.
    • Необоснованные уступки – человек может принимать от других как должное то, что для него не является нормой, но при этом не будет предпринимать уверенных шагов к прекращению таких действий со стороны этих лиц.
    • Затруднение в определении собственных, личных, индивидуальных потребностей, что приводит к угнетенному внутреннему состоянию и неудовлетворенности жизнью.
    Outlook

    Хочу отметить, что со временем все вышеперечисленные признаки закрепляются как модели поведения и формируют то, что называется гордыней. Статистика показывает, что у женщин синдром «отличника» встречается чаще, чем у мужчин. Таким образом, «отличник» обычно занимает либо позицию Жертвы (если по собственной идеализации он что-то оставляет — критику, оценку и т.п.)), либо позицию Спасателя — делает все идеально для других.

    Если вы сейчас узнали себя или кого-то из своего окружения, то вам может понадобиться помощь психолога, чтобы уйти от рамок и обязательств, в которых вы привыкли жить, или научиться заботиться о себе , живя рядом с «отличником» или находясь с ним в контакте.

    как остановить это (или заставить это работать на вас)

    Будь то овладение искусством рисования пальцами в дошкольном возрасте или преодоление сложностей исчисления в средней школе, вы всегда были лучшим учеником. Твоим одноклассникам пришлось изрядно потрудиться, чтобы получить проходной балл, но тебе было легко стать лучшим в классе. Получение чего-то меньшего, чем отличные оценки, даже не входило в ваши планы. Однако с тех пор, как вы вошли в мир работы, вы испытали нечто, что когда-то было для вас совершенно чуждым: чувство, что вы боретесь. Как бы вы ни старались произвести впечатление, убедившись, что ваши презентации безупречны и достигают каждой цели, признание, которого вы так долго ждали, никогда не придет. Хуже того, коллеги, чья работа не так хороша, как ваша, продвигаются по карьерной лестнице гораздо быстрее. Как подход, который так хорошо работал в школе, может не применяться в бизнесе? Разве «хорошему студенту» не должно быть легко добиться профессионального успеха? Мы поговорили с Карин Обри, сертифицированным тренером и автором готовящейся книги на эту тему, чтобы узнать больше о «синдроме хорошего ученика» и о том, как с ним справиться.


    Как определить, являетесь ли вы жертвой синдрома хорошего ученика

    Прежде всего, необходимо провести различие между перфекционистом и хорошим учеником. Перфекционисты никогда не считают задачу действительно выполненной , потому что думают, что ее всегда можно улучшить. Это тот случай, когда задача ставится на благо себе или другим. Хорошие ученики, напротив, чрезмерно озабочены внешними ожиданиями. Они усердно работают, чтобы понять, чего от них ждут, а затем превзойти эти ожидания. В то время как перфекционисты придерживаются самых высоких стандартов, даже когда никто другой не увидит их работу, хорошие ученики, как правило, делают это в основном, когда их проверяют.

    Однако определить, стали ли вы жертвой «синдрома хорошего ученика», непросто, потому что хорошего ученика можно определить по целому ряду критериев. Например, вы могли научиться такому поведению в школе или дома. Возможно, вас учили сначала слушать, а потом говорить, вы не получали много похвалы или положительного подкрепления и добивались успеха только тогда, когда следовали инструкциям. Темперамент также может играть значительную роль : люди, не склонные к риску и менее напористые, легко поддаются этому синдрому. Более того, некоторые эксперты считают, что это затрагивает больше женщин, чем мужчин. Это потому, что женщины, как правило, страдают от отсутствия признания в профессиональном мире, где доминируют мужчины.

    Обри определил характеристики, общие для каждого хорошего ученика, независимо от темперамента или пола: эти люди хотят хорошо учиться, следовать указаниям и выполнять инструкции , и они считают, что другие люди в лучшем положении, чтобы оценить их работа. «Люди, которые считаются хорошими учениками на рабочем месте, ставят себя ниже других, не способны оценивать себя и, как следствие, не могут выбирать свою судьбу», — сказал Обри.

    Подводные камни хорошего ученика

    У этого типа личности есть явная проблема. Приспосабливаясь к внешним ожиданиям — сначала с родителями и учителями, а затем с менеджерами, — хорошие ученики передают свой личный прогресс в руки других. Эта стратегия может работать в школе, но вряд ли поможет им подняться по карьерной лестнице. «Фундаментальная проблема заключается в представлении о том, что нужно для успеха в бизнесе», — сказал Обри. «Хорошие ученики думают, что если они будут делать то, что от них ожидают, то все пойдет в их пользу. Однако им часто не хватает признания, на которое они надеялись».

    Критерии успеха на рабочем месте сильно отличаются от тех, которые вы можете ожидать в школе. Сотрудников ценят за инициативу, новаторство и адаптивность, а также за умение работать в команде и продвигать свою работу. В этом контексте хорошие ученики ограничены своей неспособностью идти на риск или заниматься саморекламой , независимо от того, что о них думают другие.

    В результате менеджеры склонны к микроуправлению такими сотрудниками и тормозят их развитие. «Это довольно неблагодарная позиция. Надежный и трудолюбивый, вы часто будете делать больше, чем другие, но вы не получите ничего с точки зрения оплаты или льгот, — сказал Обри . Благодаря своему самопожертвованию и усердию, хорошие студенты на рабочем месте являются первым портом захода, когда дело доходит до делегирования важных задач или прохождения лишней мили в последнюю минуту. Ровно до тех пор, пока не начнут появляться трещины на фасаде.

    Превращение «хорошего» в силу

    «Переломный момент наступает, когда человек понимает, где он находится. Это может быть разочарование от того, что другие движутся вперед, в то время как они остаются позади, разочарование от обратной связи от менеджера или отсутствие признания становится подавляющим», — сказал Обри. Хотя, по-видимому, нет данных по этому вопросу, хорошие студенты на рабочем месте, вероятно, более восприимчивы к развитию выгорания , чем средний сотрудник. При таких высоких ставках недостаточно осознать проблему и надеяться, что она исчезнет. Другими словами, пришло время оставить школу позади навсегда.

    «Речь идет о том, чтобы отказаться от определенного взгляда на мир , а именно: «Пока я делаю все правильно, это окупится», — сказал Обри. «Требуется период переподготовки, чтобы изменить укоренившиеся привычки, принять определенные вещи и превратить свои хорошие студенческие наклонности в силу».

    Вот несколько шагов:

    Верните свои стандарты.

    Чего я хочу добиться в этой компании? Что значит «хорошая работа» значит лично для меня и вне внешней оценки? Что я ожидаю от себя, оставаясь в этой компании? После того, как вы задали себе эти вопросы, сравните ваши ответы с реальностью вашей текущей ситуации. Например, вы можете задаться вопросом, как вы стали контролировать административные задачи, когда вас наняли в составе творческой группы.

    Определите свои сильные стороны.

    «Приспособляемость — отличное качество, если она разумна. Дело не в том, чтобы забыть, кто вы есть, а в том, чтобы увидеть, как эта гибкость может помочь вам достичь ваших целей» 9.0056 сказал Обри.

    Точно так же усердная работа — это сила, когда она используется с пользой. «То, что вам нужно сделать, это сосредоточить свою энергию на важных вещах», сказал Обри. «Скажите себе, что вы будете хорошим учеником, когда это действительно важно. Но чтобы иметь достаточно энергии для этого, вы должны отпустить что-то еще. Вы должны отпустить одну область, чтобы сосредоточиться на другой, и постепенно вы поймете, что можете быть менее требовательным к определенным задачам без каких-либо последствий». Возьмем пример сотрудника, составляющего контракт: важнее сосредоточиться на точности юридических положений, чем на графической привлекательности документа.

    Составьте план действий для достижения ваших целей.

    Если вы понимаете, что ваша работа не получает достаточного признания, то вы должны определить какие конкретные действия необходимы для исправления ситуации . Вы можете начать с того, что попросите своего руководителя более четко определить вашу роль, пересмотрев свои обязанности или даже сменив должность, если ничего не помогает.

    Избегайте возврата к синдрому хорошего ученика

    Научитесь прислушиваться к отзывам очень важно, если вы хотите не вернуться к старым привычкам. Например, если ваш начальник, кажется, шокирован тем, сколько труда вы вложили в второстепенное задание, учитесь на его реакции. После молчаливого поздравления себя за выдающуюся работу, сделайте себе мысленную пометку, что в следующий раз вы можете немного сбавить обороты. Если вас беспокоит некачественная работа, попросите уточнить, какой объем работы ожидается с конкретной задачей. Уточнение того, что от вас требуется, — отличный способ избежать ненужного стресса.

    Обри сказал, «Чтобы успокоить себя, проведите несколько небольших экспериментов. Например, выполните задание, которое, по вашему мнению, удовлетворительно на 97 %, а не на 100 %, и посмотрите, что произойдет. Вы часто обнаружите, что сделали именно то, что ожидалось. Это помогает людям, которые чувствуют себя подавленными, отпустить ситуацию и осознать, что их воображаемые ожидания не соответствуют реальности».

Добавить комментарий