Система расстановки по хеллингеру: Что такое расстановки по Хеллингеру и в чем их суть

Содержание

Как отличить профессиональную системную расстановку от расстановочного шоу //Психологическая газета

Для многих клиентов, которые хотят сделать для себя системную расстановку, сейчас велик риск нарваться на непрофессионалов и потратить своё время и деньги впустую, а иногда такие непрофессиональные расстановки могут нанести клиенту серьезный вред, например, вызвать ретравматизацию. Отличить расстановочное шоу от профессиональной системной расстановки несложно, если понимать системные принципы её работы. Системная расстановка — это разновидность системы, называющейся свободно выбранным союзом. В ней есть три уровня иерархии: Клиент и Расстановщик (Психотерапевт), Заместители, Наблюдатели в группе.

Клиент и Расстановщик (Психотерапевт) находятся на высшем системообразующем уровне иерархии. Расстановки как системы не будет, если нет любого из этой пары. Расстановка невозможна без клиента и невозможна без расстановщика (психотерапевта). Модели и образы с более высоких уровней расстановочной системы смещаются и переносятся на более низкие уровни, поэтому на заместителей и на наблюдателей в группе могут смещаться как модели (образы) клиента, так и расстановщика.

Так же происходит в семье и в роду: родители задают и демонстрируют определенные модели, а дети воспроизводят как модели матери (а также предков матери), так и отца (а также предков отца).

Второй уровень расстановочной системы – это заместители, именно на заместителей клиент осознанно и направленно смещает роли (мать, отец, клиент и т.д.) и образы отношений в семье, роду, организации, из разных областей своей памяти (бессознательного или души). Заместители, на которых клиентом смещены определенные роли и образы отношений, могут почувствовать и описать феномены этих ролей и их можно наблюдать в пространстве расстановки как в зеркале. С помощью заместителей в расстановке можно видеть содержание определенных областей (слоев) бессознательного (памяти) клиента. Сам феномен смещения или переноса ролей и чувств давно известен в жизни, он хорошо изучен и используется в психоанализе, но там перенос происходит неосознанно и специально не направляется на психоаналитика. В системной расстановке мы используем осознанный (т.

к. клиент осознаёт роль, которую он смещает на заместителя), направленный (т.к. роль смещается на конкретного заместителя), добровольный (т.к. сам заместитель добровольно предоставляет клиенту возможность сместить на него определенную роль), групповой (т.к. смещение происходит не на одного человека, а на группу заместителей) перенос или смещение.

Но важно понимать, что на заместителей могут быть смещены также роли и образы из бессознательного расстановщика, а иногда, при определенных форматах работы, и из бессознательного заместителей. Поэтому для того, чтобы в расстановке отображались только образы самого клиента, а не расстановщика или заместителей, расстановщик должен находиться в позиции нейтральности, соблюдать определённые правила ведения системной расстановки и следить, чтобы заместители только описывали чувства и телесные ощущения, относящиеся к смещенным на них ролям и образам клиента, а не интерпретировали их и не давали оценок происходящему в расстановке.

Третий, нижний уровень системы — это наблюдатели или участники группы, из которых клиент выбирает заместителей.

Если перед вами профессиональная системная расстановка, то в ней клиент сам определяет цель работы и желаемый для него результат в жизни. Клиент сам выбирает заместителей на роли («клиент», «мать», «отец», «сын», «дочь», «симптом», «чувство», «цель» и т.д.) и сам смещает на них «проблемные» образы из своих систем (нынешняя, родительская семья, парные отношения, род, организация, профессиональная система и т.д.), а затем расставляет эти образы с помощью заместителей в пространстве. По необходимости сам выбирает и добавляет в расстановку новых заместителей. Фокус внимания расстановщика в профессиональной системной расстановке преимущественно находится на клиенте и на том, как клиент воспринимает происходящее в расстановке. Расстановщик способствует тому, чтобы с помощью системной расстановки клиент сделал несколько шагов в направлении желаемой цели или пришел к ней с тем, чтобы потом он мог воспроизвести этот образ или шаг к цели в своей собственной жизни. Клиент все время находится в центре внимания расстановщика-психотерапевта, а расстановка лишь вспомогательный инструмент, чтобы клиент мог воспринять и увидеть образы (модели) своего бессознательного (души) и изменить их в желаемом для него направлении.

Цель работы определяет только сам клиент, расстановщик-психотерапевт лишь помогает ему эту цель прояснить или найти, т.к. только клиент является экспертом по своей собственной жизни и только он имеет прямой доступ в свое бессознательное (память), к образцам (моделям, сценариям) своих систем. Расстановщик доступа в бессознательное (память) клиента не имеет, т.к. он не принадлежит к системам клиента, он видит и воспринимает образы клиента, смещённые самим клиентом на заместителей в расстановке, группу в целом и себя лично.

Если перед вами расстановочное шоу, то основной фокус внимания расстановщика на происходящем в самой расстановке, на наблюдателях расстановки, участниках группы, клиент в этом случае как бы уходит в тень или ему отводится роль наблюдателя за происходящем в расстановке. Цель работы определяет расстановщик или она не определяется вообще – это так называемая работа без запроса. Такой расстановщик как недобросовестный таксист, который, пользуясь тем, что клиент не знает точного адреса, катает его по местности, якобы для поиска нужного места столько, сколько считает нужным или вообще везёт клиента в своем направлении, но деньги при этом за извоз берёт.

Задача расстановщика-шоумена не привести клиента к его цели, а произвести впечатление на участников группы, чтобы те пришли еще раз на его шоу и заплатили деньги. В расстановочных шоу заместителей на роли часто выбирает сам расстановщик, это приводит к тому, что на заместителей смещаются образы из личных и профессиональных систем расстановщика, если в случае работы с семейными системами это ещё хоть как-то срабатывает, т.к. клиент параллельно с расстановщиком все равно смещает на выбранных заместителей образы из собственных систем, то в случае работы с абстрактными элементами (например, симптомами или целями) искажения многократно усиливаются. Это приводит к получению искаженной информации от заместителей в расстановке, т.к. они несут на себе два смещённых образа — один — от расстановщика, другой — от клиента. В случае, когда расстановщик ещё и заместителей сам ставит, его личный образ в расстановке начинает доминировать над образом клиента, в этом случае заместители описывают феномены, относящиеся к системе расстановщика и сама работа отражает то, что происходит в воображаемой системе расстановщика, которую он (неосознанно, а иногда и сознательно) навязывает клиенту.
Если клиент принимает происходящее в расстановке за чистую монету и доверяет расстановщику, то такой «образ-решение» попадает в его сознание, но подобный «образ-решение», полученный из расстановочного шоу, имеет мало общего с реальными фактами, происходящими в системах клиента, и попытка клиента интегрировать полученный «образ-решение» в реальную жизнь обычно терпит неудачу. Это связано с тем, что в расстановке, как в зеркале отражается не территория клиента, а территория расстановщика или смесь этих территорий.

Ещё более опасные феномены происходят тогда, когда расстановщик в образ семейной системы, расставленный клиентом, вводит новые фигуры, не называя их для клиента и группы. В этом случае расстановщик может неосознанно или сознательно сместить на эту фигуру все, что ему заблагорассудится, а потом назвать эту фигуру «мамой», «папой» или «бабушкой клиента» и его смещение будет иметь большой вес, т.к. он находится на высшем системообразующем уровне расстановочной системы.

Если клиент доверчив и не относится к происходящему в расстановке с долей критики, то этот образ с неназванной фигурой из расстановки может попасть в его подсознание и тогда в образе семейной системы клиента появляется «троянский конь» из системы расстановщика. Этот эффект может усилиться, если по отношению к этой фигуре в расстановке ведущий просит сделать определенные действия, например, чтобы другие фигуры в расстановке, включая самого клиента, поклонились введенной им фигуре или приняли её в свою систему, через произнесение фразы: «Теперь ты принадлежишь к нам», или если расстановщик ставит эту фигуру на более высокое иерархическое место по отношению к другим членам семьи и просит их сказать: «Мы даем тебе место «бабушки» в нашей семье». Это опасно, т.к. есть немалая вероятность, что «бабушка» окажется «серым волком». Это может приводить к путанице в жизни клиента или к неосознанной попытке клиента ввести эту фигуру в собственную семейную систему в реальной жизни. Подобным же образом действуют гипнотические внушения (помните время, когда «гипнотизёры» в нашей стране собирали на свои шоу концертные залы), но в случае расстановочного шоу подобные внушения завуалированы под мнимую «бабушку» или неназванную фигуру в расстановке, что гораздо более опасно, т.
к. это действует на скрытом уровне. Если расстановщик недобросовестный (а сейчас расстановки, с целью заработать легкие деньги берутся делать различные псевдоцелители, «шаманы», «колдуны», «экстрасенсы», которые зачастую работают с разными силами и духами из нижних миров), то в виде подобной фигуры в вашу расстановку могут поставить и самого «расстановщика» и «черта рогатого», для того, чтобы попытаться получить контроль над вами, вашей семьей, а самое главное над вашими ресурсами на полуосознаваемом уровне.

Есть еще один опасный феномен, присущий «новым семейным расстановкам» и «движениям духа», это когда наблюдатели из зала сами вовлекаются в расстановку или расстановщик активно предлагает им делать это. Здесь важно понять, как это работает. Любой человек может сочувствовать или вступать в резонанс с происходящим вокруг него в реальном мире. Это происходит в театре, на стадионе и в других местах, но в театре или на стадионе вы реально осознаете, в чем вы участвуете. В случае, когда в расстановочное поле, кроме заместителя клиента, ведущим расстановки добавлено несколько неназванных фигур, они-то и зададут проигрываемый в расстановке сценарий, но вы можете думать, что происходящее в расстановке относится к клиенту, т.к. его заместитель ставится первым. Помните, то что проявляется в расстановке, попадает в неё из бессознательного участников, в первую очередь от ведущего и клиента, но и от заместителей, если их много. Поэтому влияние заместителя клиента в расстановке очень быстро сходит на нет, если ведущий добавляет в нее много «безимянных фигур» или они сами добавлются в расстановку. Если вы, будучи наблюдателем, включаетесь в расстановку в качестве участника, то по факту вы не знаете во что вовлекаетесь. А если у ведущего расстановки есть нерешенная детская травма, если он в своей жизни ответственен за гибель и травматизацию других людей (например, сам был участником боевых действиях), если его предки или те, кто его вырастил являются военными преступниками (например, нацистами, работниками карательных органов и др. , ответственными на убийства и муки большого количества людей), если у него скрытое пограничное расстройство или определённая мания или фобия, то в расстановочном шоу могут проявится разные «странные» сценарии, например, войны, насилия, мучений, зачастую относящиеся к далекому прошлому, поклонения разного рода «божествам», «силам», «космической энергии» и т. д. Участвуя в подобных сценариях вы отдаете в них свои жизненные силы, которые идут не на помощь клиентам, не на решение их реальных проблем, а на поддержание тщеславия ведущих расстановочных шоу и энергия группы прямиком сливается в системы расстановщика или «нижние» миры, к тем «духам», а правильнее сказать бесам, стоящим за ведущими таких шоу. При этом все это сдабривается разговорами о любви, прошлых жизнях клиента и совершенных в них «грехах» или плохой карме, о различных «чудесных» исцелениях, о магической или космической энергии, действующей в расстановке данного ведущего и т.д.

Что делать если вы попали на расстановочное шоу и после него долго не можете вернуться к своей обычной, нормальной жизни? Супервизия клиентского случая хорошо раскрывают всевозможные расстановочные злоупотребления и показывает пути решения. Поэтому если вы сами или кто-то из ваших знакомых попали в подобную ситуацию и не можете из нее выйти, обращайтесь к профессионалам.

Источник

Системная семейная психотерапия или расстановки по Б. Хеллингеру

Автор: Елена Трошкина (Измайлова)

Системная семейная психотерапия — одна из самых молодых психотерапевтических школ, развивающихся в последнее время. Автор этого направления — германский психотерапевт Берт Хеллингер.

Метод Берта Хеллингера — всемирно признанный метод краткосрочной и очень действенной терапии. Он позволяет выявить проблемные места в семьях, организациях, группах, людях. А также вскрыть конфликты и клубки проблем, иногда охватывающих несколько поколений. Разработав особенную форму семейных расстановок, Берт Хеллингер открыл для психотерапии новые возможности.

Этот метод за очень короткое время находит пути решения проблемы, позволяет заложить хороший фундамент будущего и избежать в нем повторения запрограммированных ошибок. Знакомство с методом Б. Хеллингера в 2001 году в России привело к сильнейшему «буму». Чудесное действие расстановок очень сильно подкупает и затягивает людей на путь «легкого решения проблем», что совершенно не так. Начиная свои расстановки, клиент должен очень четко понимать и представлять всю сложность процесса и пути, который ему придется пройти, что возможно, что-то так и останется не разрешенным.

Чудесное действие расстановок объясняется наличием информационных полей, о которых можно узнать у физиков и в учебнике по физике по теории информационных полей. Подробно о них писал Руперт Шелдрейк.

Во вселенной все связано и если информация появилась, то о ней все знают. Она быстро облетает вокруг земного шара и все ей владеют. Так на пример, про радио Попова. Он его изобрел и через несколько дней на другом конце света другой ученый изобрел точно такое же радио, владея уже этой информацией.

Основные идеи системной психотерапии заключаются в следующем:

1. Семья — это система, охватывающая обычно три поколения, порой даже 7-мь поколений.

2. В семейную систему входят значимые для нее люди (родители и их партнеры, кровные и сводные братья и сестры и их дети) вне зависимости от места проживания, общего хозяйства, регулярности общения и даже информации друг о друге.

3. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой.

4. Проблемы в семье возникают потому, что сама семейная система функционирует неправильно. Вот это функционирование и можно изменить.

Системная психотерапия Берта Хеллингера исследует порядки любви: некие внутренние лояльности, существующие внутри семьи. Это выраженное в действиях или поступках признание близким людям. То, что существует само по себе, вне нашего осмысленного восприятия и поведения. Когда же человек забывает об этом, или отрицает существующие связи, возникает внутренний конфликт — и в самом человеке, и в его семье.

Терапия Берта Хеллингера помогает выявить и признать правду, выразить уважение к членам семьи и расставить всех участников родовой истории по своим местам.

Основные законы системной терапии Б. Хеллингера:

1. Порядок «Давать» и «брать».

Отношения между партнерами могут нормально развиваться, если я даю что-то тебе, ты в знак благодарности возвращаешь чуть больше, в свою очередь я тоже отдаю тебе немного больше, и так отношения развиваются циклически. Если я даю слишком много, а ты не можешь мне столько отдать, то отношения распадаются. Если я ничего не даю, то они тоже распадаются. Либо наоборот, ты слишком много даешь мне, а я не могу тебе столько вернуть, то отношения также распадаются.

Равновесие между «давать» и «брать» возможно только между равными. Между родителями и детьми такое равновесие невозможно. Потому оно выглядит по-другому. Хотя родители и получают что-то от своих детей, равновесия это не восстанавливает, а лишь смягчает его полное отсутствие. Дети не могут вернуть родителям ничего равноценного. Дети всегда в долгу по отношению к родителям за данную им жизнь.

2. Порядок принадлежности.

К членам одного рода, независимо от того, живы они или уже умерли, как правило, относятся:

a) Ребенок и его братья и сестры;

b) Родители и их браться и сестры;

c) Бабушки и дедушки;

d) Иногда еще кто-то из прабабушек и прадедушек.

e) Кроме того, родительской системе могут принадлежать мертворожденные дети, не рожденные дети из-за выкидыша или аборта.

f) Обычно жертвы принадлежат системе насильника и наоборот.

Все, принадлежащие одному роду, обладают равным правом на принадлежность, и никто не может и не имеет права отказать им в этом.

3. Любовь и порядок

Порядок является тем принципом, на котором все построено, и не позволяет заместить себя любовью. Любовь — часть порядка. Порядок был установлен прежде любви, и любовь может развиваться только в рамках порядка. Порядок является первоначальным принципом. Каждый раз, когда человек пытается перевернуть эту очередность и изменить порядок с помощью любви, он терпит неудачу. Это неизбежно. Любовь вписывается в определенный порядок — туда, где она может развиваться, подобно тому, как семя попадает в почву — место, где оно может прорасти и развиться.

Описание метода

Системные расстановки помогают найти решения сложившейся трудной ситуации в жизни. С помощью консультанта клиент определяет, каких изменений в жизни он себе желает. Консультант называет какие фигуры должны быть расставлены для поиска решения.

На группе клиент/участник выбирает заместителей из членов группы и расставляет свою внутреннюю картину семьи или сложившуюся ситуацию в своей организации и бизнесе, или свою трудность.

Первая картина расстановки отражает образ проблемы, но в ней содержатся шаги, которые можно сделать для эффективного решения.

Телесные ощущения и высказывания заместителей разъясняют господствующие динамику и переплетения в семейном союзе, организации. Заместители могут удивительно точно передать ситуацию, несмотря на то, что они не знакомы с семьёй или организацией и не имеют никакой информации.

Когда мы, таким образом, осознаём связи, мы можем найти первые шаги к решению и исцелению. Через перестановку заместителей и высказывание разрешающих предложений и ритуалов для каждого в расставляемой системе будет найдено место, которое ему соответствует и дает ему силу…Тяжелое и обременяющее будет распознано и отдано…

Действие расстановки

Расстановки действуют очень глубоко. Они дают нам взгляд на скрытую, но обогащающую действительность. Новый мир может возникнуть, когда высветится собственное место. Новая картина возникнет и развернётся в душе, открывая новую реальность. Даже участие «только» в роли наблюдателя расширяет и обогащает понимание собственной жизни.

Волшебство и научно-практическое применение системных расстановок

На первый взгляд может показаться, что расстановки похожи на волшебство или шаманство. Однако они имеют в своей основе философские корни (феноменология) и большой научно-практический опыт психотерапевтов и психологов (психоанализ — З. Фрейд, неофрейдизм — А. Адлер и К. Г. Юнг, телесноориентированная терапия — В. Райх, гештальт-терапии — Ф. Перлз, семейная терапия — В. Сатир).

Феноменологический метод выдвигает на передний план восприятие. Этот процесс восприятия основывается на первоначальном порядке. В расстановках чувствуют взаимозависимости, и отказываются от объяснений причин.

Решение происходит из нахождения и признания принадлежности, поиска и восстановления первоначального порядка и баланса. Этому способствует проговаривание разрешающих фраз и совершение определенных ритуалов (например, поклон).

В системных расстановках можно найти решения в различных жизненных ситуациях:

a) определение жизненных целей, жизненные выборы, поиск дополнительных внутренних ресурсов,

b) любовь, партнерские отношения, одиночество, утраты, дружеские отношения,

c) сложности в супружеских отношениях, аборт,

d) сексуальные сложности в паре, инцест, сексуальное насилие

e) сложности взаимопонимания между родителями и детьми, бездетность, приемные дети,

f) внебрачные отношения, развод, смерть какого-то из членов семьи, поиск неизвестного родителя,

g) болезнь и симптомы болезней, болезнь и смерть, наркотическая и алкогольная и др. зависимости, со-зависимости, психические расстройства,

h) преступления по отношению к какому-то из членов семьи, или совершенные членом семьи,

i) профессиональное самоопределение,

j) отношения с деньгами,

k) отношения в организации, построение собственного бизнеса, прогнозирование финансовых и управленческих рисков и др.

Терапия Берта Хеллингера непосредственно затрагивают и высвобождают скрытые силы, интенсивность которых редко можно встретить на психотерапии. Это особенно изумляет тех, кто уже знаком с другими методами групповой работы.

По нашему опыту и представлению люди приходят на расстановки именно с целью обрести гармонию. Это желание очень понятно, и оно придает людям энергию и силу для движения к изменениям. Иногда путь достижения гармонии бывает настолько сложным и тревожным, что в некоторых ситуациях человеку просто не хватает сил и энергии для преодоления собственного чувства вины перед системой. Особенно, если это обусловлено качественным изменением жизни в лучшую сторону.

Размещено на сайте syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.

Семейные расстановки, системы, поля и ручьи

Утренний туман на озере Штарнберг, Бернрид, Германия

Работа над Семейными расстановками разрабатывалась в течение ряда лет немецким психотерапевтом Бертом Хеллингером. Хеллингер опирался на собственную мудрость и опыт, а также на многочисленные пласты многовековых и новых знаний, мыслей и практики.

Ниже приведена краткая история ранней жизни Хеллингера (для более подробной информации нажмите на ссылку выше). Затем следует короткая, сжатая история сдвигов и изменений, которые колебались и двигались через западную философскую мысль и социальную деятельность (через несколько столетий, так что она очень «слита»).

Краткая история Берта Хеллингера

В The Knowing Field (International Constellations Journal Issue 7) желание Хеллингера стать священником было упомянуто как большое влияние на его более позднюю работу. Он стал священником в 20 лет. Позже его отправили в Южную Африку, где он провел 16 лет в качестве миссионера, руководил школой и исполнял обязанности приходского священника на территории тогдашнего Зулуленда.

Хеллингер покинул орден через 25 лет, вернулся в Германию и там прошел курс психоаналитического обучения. Он продолжал работать со многими ведущими деятелями в области различных методов лечения и модальностей.

Однако, прежде чем мы более полно окунемся в то захватывающее творческое время конца 50-х и 60-х годов, с меняющейся теорией и практикой психологии в Европе и США, небольшой крюк к тогдашним парадигмам и философским течениям, которые лежат в основе и питают Работа «Семейные расстановки».

Системы и смысл

Хеллингер впервые назвал работу «Семейные созвездия». Однако с годами область применения работы расширилась. Этот способ работы начал использоваться во многих различных условиях, от организационных, деловых, экологических до общественных и политических. Работа стала известна также как Системные Расстановки (обратите внимание на название международной организации, ISCA ( Международная Ассоциация Системных Расстановок) . Это название раскрывает основу, на которой покоятся Семейные Расстановки – фундамент системной перспективы.

Теория Систем сама по себе многослойна. и сложным, но, возможно, можно немного упростить, взглянув на его истоки, а затем сосредоточившись на нескольких элементах, которые служат основополагающими принципами работы Семейных расстановок. осознание сложности связей открывает широкий горизонт знаний с богатой информацией.

Придание смысла нашим мирам

Мы придаем смысл нашему миру и придаем ему значение на основе здравого смысла, видя его и обрабатывая эту информацию с помощью наших пяти органов чувств. Мы маркируем и классифицируем, сравниваем, делаем предположения. Но в основе этого, казалось бы, простого способа обработки и осмысления лежат философские и научные рамки, ставшие частью нашего исторического, научного и культурного наследия. Мы осмысляем мир и придаем смысл своей жизни, глядя на мир через текущее «окно», которое создает, которое становится нашей реальностью.

Структура, которая была актуальна в течение многих лет и до сих пор лежит в основе большей части методов научной практики, — это механистический взгляд на мир, взгляд ньютоновской (классической) физики. Это было и остается мощным здравым смыслом, который показывает четкие линейные причинно-следственные процессы, которые можно увидеть и изучить. Она ответила и отвечает на многие вопросы о том, как мы и мир функционируем.

 Великий разрыв между разумом и телом

Вместе с этим каузальным мировоззрением пошел картезианский дуализм, который описывал разделение между разумом и телом. Рене Декарт был философом 17 века, опубликовавшим в 1637 году свою знаменитую книгу Беседа о методе . Этот взгляд на мир природы в конечном итоге был перенесен в поведенческие и психологические «науки», где разделение между разумом и телом лежало в основе взгляда на человека как на смесь химических и физических процессов (Heisenberg, 1990).

Человеческая потребность узнать больше о себе и о мире стала редукционистской. То есть казалось, что для того, чтобы познать самую сущность живого существа, чего бы то ни было, требовалось тщательно изучить его, разрубить на мелкие, дискретные кусочки. Чтобы узнать, как все это работало.

Этот самый метод поиска расширения наших знаний уменьшал возможности более глубокого понимания того, как мы и наш мир функционируем.

Людвиг фон Берталанфи и общая теория систем

Людвиг фон Берталанфи родился недалеко от Вены в 1901 году. Еще во время учебы в университете у него уже были широкие интересы, которые выходили за рамки его основных областей биологии и философии науки, охватывая историю и гуманитарные науки. Реакция Берталанффи на тогдашнее редукционистское мышление вылилась в его желание создать своего рода объединяющую зонтичную теорию, которая охватила бы несколько областей знания; философия, психология, физика, химия.

Корень слова система происходит от греческого, что означает организованное целое. Существует множество различных типов систем: от звездной системы во вселенной до системы кровообращения в теле; закрытые системы компьютерного программирования и открытые системы живых организмов.

Берталанффи разработал общую теорию систем , полагая, что одна общая теория организации может объединить эти разные области. Он хотел, чтобы этот взгляд на системы распространялся на общества и культуры. Он считал, что все открытые системы, какими бы разными они ни были, имеют сходные основополагающие принципы организации, и объединяющая теория приведет к более глубокому пониманию этих разнообразных живых систем.

Томас Кун и парадигмы

Томас Кун исследует появление новых теорий, которые он называет научными революциями или сдвигами парадигм, в своей книге Структура научных революций (1970). Он говорит об этих огромных сдвигах, позволяющих по-новому взглянуть на мир, вызванных новой теорией, несовместимой со старой. Новая теория привлекает группу последователей, которые будут работать с новой моделью и с новыми созданными правилами, которые будут управлять этим новым способом научной практики. Вот почему, говорит он

работа ученого качественно преобразуется, а также количественно обогащается…. (1970, стр. 7)

Это просто означает, что новая структура, новый способ построения мира позволяет получить более широкое и, возможно, более богатое представление о себе в этом мире.

А еще есть квантовая физика

В начале 1930-х годов был открыт субатомный, маленький мир атомов и частиц, но он не вписывался в механистическую парадигму 16-го века; этот меньший мир, казалось, вел себя не так, как ожидалось. Старый механистический, детерминистский взгляд больше не мог ответить на вопросы об этом новом мире хаотической непредсказуемости.

В квантовой физике существует явление, называемое «запутанностью» (термин, который также используется в работе с расстановками). В квантовой физике кажется, что маленькие атомные частицы собираются вместе и «запутываются», запирая информацию в этом застрявшем скоплении. Однако когда на запутанные частицы смотрят – когда есть наблюдатель, они распутываются. Отсюда следует, что частицы способны соединяться на расстоянии друг от друга, причем одна способна воздействовать на другую и изменять ее.

Квантовая физика предлагает другие способы восприятия и действия в мире; так что то, что предлагает Руперт Шелдрейк, может показаться не таким уж странным.

Руперт Шелдрейк и морфический резонанс

И затем есть работа Руперта Шелдрейка, биолога, который считает, что, хотя расширенный, всеохватывающий системный взгляд открывает ценные идеи для отдельных людей, обществ и культур, его объяснительная сила по-прежнему не идет достаточно далеко. Анализ основных паттернов в обществе, а также функций и взаимосвязей различных структур и членов этих структур и сетей является богатым источником знаний. Еще.

Мы снова слышим, что оно не обладает достаточной объяснительной силой. Для Шелдрейка это не помогает объяснить, как люди или общества возникают, изменяются и растут (да, те самые концепции, которые мы принимаем как должное). Он чувствует, что должен быть другой уровень объяснения этих явлений, и разработал теорию, которую он называет Морфический Резонанс . И эта теория выходит за рамки другой теории, называемой теорией поля.

Поля – в целом

Небольшой экскурс в то, о чем мы знаем. Или мы?

Магнитное поле нашей Галактики с изображения Планка Авторы и права: ESA/Planck

Поля — это то, что мы не можем видеть, но мы можем видеть или ощущать влияние этих полей на нашу жизнь. Например, гравитационное поле, которое окружает нас повсюду, да и вселенная. Мы чувствуем его воздействие (оно притягивает нас к Земле), наша Земля движется вокруг Солнца, а Луна движется вокруг нашего гравитационного поля. На изображении слева показаны силовые линии магнитного поля, прослеживаемые излучением пыли. Вот ссылка на фотогалерею Эсы.

Другим знакомым, общеизвестным полем является электромагнитное поле. Это совсем другое поле, но оно лежит в основе многих вещей, которые мы считаем само собой разумеющимися в нашем мире. В описательном смысле это носитель разных типов вибраций. Мы не можем их видеть, но опять же, мы ощущаем их с помощью радиопередатчиков и сотовых телефонов. Шелдрейк (1988, стр. 97) далее описывает поля (довольно красиво) как « нематериальных областей влияния». » Итак, «пространство», где есть активность; когда объекты влияют на другие объекты на расстоянии.

Это поля, с которыми мы знакомы. Но есть и другие области, которые Шелдрейк описывает в рамках своей общей гипотезы формирующей каузальности.

Морфические поля

История биологии прослеживает попытки биологов на протяжении многих лет добавить еще один уровень теории для объяснения роста и формы открытых систем (любой системы, взаимодействующей с окружающей средой, будь то человек, животное или растение).

Вопрос в том, что заставляет конкретное растение, животное, человека принимать ту форму, которую оно принимает. Откуда дубу знать, что он растет как дуб? Как из джек-рассела вырастает джек-рассел, а не далматинец? Это были вопросы, которые Шелдрейк задавал, обладая полным знанием механистической биологии жизни, то есть синтеза белка, генов, структуры ДНК и РНК.

Поиск был другого уровня, силы, которая могла бы дать живому организму потенциал для развития и особую форму. Гипотеза формирующей каузальности Шелдрейка выдвигает теорию организма со своим организующим полем структуры и деятельности, называемым морфическим полем.

 Морфический резонанс

На эти поля влияет то, что он называет морфическим резонансом. Морфический резонанс — это резонанс структуры и активности организма подобного рода из прошлого — организм имеет память о том, что он был и действовал, может быть, как дельфин, находясь в море и будучи частью стаи дельфинов. Это неотъемлемая память, в данном случае, о дельфинности. Именно эта унаследованная память о бытии передается из поколения в поколение дельфинами.

Шелдрейк продолжает описание других полей, таких как поля информации, социальные поля, ментальные поля и культурные поля.

 Поля информации

Шелдрейк говорит о полях информации и о словах, которые мы обычно связываем с информацией, таких как программы или инструкции. Но морфические поля не передают информацию так, как, например, генетический код. Эти морфические поля несут информацию для организма, общества или культуры, а с помощью морфического резонанса еще и врожденную память, над пространством и временем.

 Социальные поля

Если мы посмотрим на общества и культуры с точки зрения морфического резонанса, это позволит понять их в более широком контексте. Резонанс прошлого наполняет деятельность и жизнь настоящего.

….думать о прошлом, как бы прижатом к настоящему и потенциально присутствующем повсюду » (Шелдрейк, 1988, с. 112).

Прошлое становится настоящим в сообществах благодаря построению культурной истории группы людей в течение определенного периода времени. Оно становится настоящим благодаря мифам и архетипам определенной культуры, а также через ритуалы, инициации и жизненные церемонии.

Я заканчиваю этот короткий рассказ о Руперте Шелдрейке ссылкой на замечательное интервью с ним — длинное, но особенно первые разделы, очень доступное изложение его мыслей и исследований.

Берт Хеллингер и история работы с семейными расстановками Исцеление семейной травмы

Семейные созвездия История

Представьте, что вы вступаете в ранние подростковые годы в нацистской Германии, боясь говорить правду о том, во что верите, из-за страха смерти.

Подозревается нацистскими властями в том, что он «враг народа», прямо перед призывом и принуждением к борьбе за дело, которое вы ненавидели.

После трех лет боев молодой Берт Хеллингер попал в плен к союзникам в 1945 году, но бежал и вернулся в Германию, где стал священником.

Как и многие представители того поколения, Хеллингер был глубоко потрясен войной и недоумевал, как нечто подобное нацизму могло расти и процветать на его родине.

Что пошло не так и что из этого можно извлечь?

Любознательность Хеллингера и его стремление ставить людей выше идеологии, независимо от внешнего давления или затрат, стали для него образом жизни. Со временем это привело бы его к открытию для себя работы с Семейными Расстановками.

Независимый разум и любопытный дух

Хеллингер стал католическим священником в начале 1950-х, но продолжил свою традицию мыслить независимо и следовать истине своего сердца. Возможно, было неизбежно, что его время в священстве будет ограничено.

В конце концов он стал миссионером в Южной Африке, работая с народом зулу в течение 16 лет. За это время он свободно владел зулусским языком и культурой. Они показали ему силу предков и то, как связанные с ними практики могут помочь людям освободиться от родовых уз, построить сообщество и помочь создать сильную и здоровую социальную ткань.

Эти инструменты, как понял Хеллингер, были полностью утеряны современной психотерапией, которая почти полностью сосредоточилась на человеке.

Соединение исцеления предков с психотерапией

В конце 1970-х Хеллингер оставил священство и вернулся в свою родную Германию, чтобы начать обучение психоанализу, гештальт-терапии, трансактному анализу, первичной терапии, гипнотерапии, НЛП и семейной терапии. Он стремился выделить лучшее из этих практик, включая то, чему он научился у зулусов.


Присоединяйтесь к нашим БЕСПЛАТНЫМ еженедельным онлайн-мероприятиям Constellation

Имя

Адрес электронной почты:


Возникновение семейной расстановки

В начале 1980-х доктор Хеллингер начал интегрировать процесс реконструкции семьи Вирджинии Сатир с групповой и семейной терапией, в частности с психодрамой Морено. Это было, когда Хеллингер начал использовать членов группы, чтобы имитировать семейную систему — основной формат того, что должно было стать работой Семейных расстановок.

Работая с существующими моделями семейных систем, Хеллингер начал создавать свой собственный особый подход, который сосредоточился на ответах представителей с его целостным подходом. Другими словами, он не считал полезным разделять такие вещи, как разум и мозг, культура и семья, эмоции и мышление, обусловленность и образование, а скорее рассматривать их как единое, непрерывное целое.

Хеллингер настоял на том, чтобы предоставить представителям очень мало исходной информации, которая, по его мнению, позволяла им получить доступ к более глубокой, потенциально скрытой динамике человека, которого они представляли. Это менее определенное пространство восприимчивости стало известно как «поле знания» (морфические или морфогенные поля Руперта Шелдрейка).

Как фасилитатор, Хеллингер наблюдал за тонкими движениями в поле больше, чем за заранее обдуманными позициями, и обращал внимание на импульсы и переживания тех, кто находился в поле. Он начал разрабатывать основополагающую теорию своей работы «Семейные расстановки», названную «Порядки любви», которая определяет общие закономерности, нарушение которых приводит к диссонансу в семейной системе.

Термин «Семейные расстановки» был впервые использован Альфредом Адлером в несколько ином контексте, но был придуман Хеллингером для описания его уникального подхода в 1990-х годах.

Рост семейных созвездий

Рост Семейных расстановок как терапевтического лечебного метода в Германии и других странах Европы был значительным. В настоящее время этой работой занимаются тысячи фасилитаторов. Семейные расстановки не так широко известны здесь, в Соединенных Штатах, но ситуация быстро меняется, так как все больше и больше фасилитаторов изучают эту работу каждый день.

Семейные созвездия сейчас

Family Constellations существуют в Соединенных Штатах всего около двадцати лет. Многие практикующие верят, что мы находимся на переднем крае возможностей этой работы и ее потенциального влияния на весь мир.

Добавить комментарий