Ситуация столкновения противоречивых требований различных социальных: ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИЯ

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИЯ

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО СОЦИОЛОГИИ

1. Авторитарный стиль руководства основан на прямых приказах и указаниях руководителя

2. Аксиологическая функция культуры проявляется в формировании ценностных ориентации

3. В основе психоаналитической трактовки природы лидерства лежат взгляды З. Фрейда

4. В России лидерство традиционно связывалось с подвижничеством и проявлением героизма

5. В ситуационной концепции лидерства главным считается востребованность конкретных качеств личности

6. В Советском Союзе теория социальной системы изучалась в рамках марксистской теории

7. В современной научной литературе отмечают два основных вида модернизации оригинальная и вторичная

8. Вклад А.Маслоу в развитие социальной психологии заключается в разработке проблем иерархии потребностей

9. Внутренние причины социальных изменений заключаются в противоречиях и «разрывах» между элементами социальной системы

10. Воля выражается в способности человека к достижению целей посредством осуществления настойчивых действий несмотря на сопротивление

11. Гегемонистский тип ориентации характеризуется негативным отношением к чужим социальным системам, кроме «своей»

12. Главенствующее влияние на психологическое настроение толпы оказывают самовнушение и самовозбуждение

13. Гражданские (или личные) права состоят из естественных, неотъемлемых прав человека

14. Гражданское общество возникает вследствие опасения одних людей перед другими, считал Гоббс

15. Группа, включающая в себя в качестве составных частей первичные малые группы: Вторичная группа

16. Группа, система ценностей и норм которой является для индивида своеобразным эталоном поведения: Группа референтная

17. Двухфакторная модель мотивации принадлежит Херцбергу

18. Деление социальных процессов на базовые и периферийные характеризует их структуру

19. Демократический стиль руководства включает широкое привлечение сотрудников к решению возникающих проблем и их свободное обсуждение

20. Для интроверта как социологического типа личности характерно усиленное внимание к оценке своего места в социуме

21. Для постфрейдистских теорий социального поведения характерно стремление к преодолению такого недостатка фрейдизма, как: излишний биологизм

22. Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за злые, поэтому надо мало поощрять и часто наказывать, считал Макиавелли

23. Знание социальной действительности определяется следующими уровнями эмпирическим и теоретическим

24. Изменение статуса социального субъекта; переход из одной социальной страты в другую: МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

25. Инновационная деятельность характеризуется творческим преобразованием социальной действительности

26. Интеграционная функция социальной системы направлена на сохранение целостности социума

27. Исторически формирование наций связано с появлением индустриального образа жизни

28. Исторический период развития конкретного общества, в течение которого доминирует определенный способ производства: Общественно-экономическая Формация

29. К внешним факторам, влияющим на формирование и функционирование социальной системы, относят процессы, протекающие в других сферах социума

30. К внутренним системообразующим факторам, определяющим развитие социальной системы, следует отнести интересы и деятельность субъектов социума

31. К основным институтам социализации относятся семья, образовательные учреждения, СМИ

32. Конфигурация субъектов социальной системы в обществе характеризуется изменчивостью

33. Концепции, объясняющие эволюционные процессы необходимостью решения для данного общества проблем внутреннего характера: Эндогенные концепции эволюции

34. Культурные права необходимы для реализации духовного развития граждан

35. Любое действие, в ходе которого внешние акты или психологические акты одного социального актора вызывают ответную реакцию другого социального актора в форме его внешних актов или психических переживаний: Взаимодействие социальное

36. Малая группа, являющаяся составной частью другой малой группы (вторичной по отношению к ней), но отличающаяся более высокой частотой и плотностью контактов между ее членами: Первичная группа

37. Метод социологического исследования, связанный с анкетированием и интервьюированием, – это опрос

38. Многозначное понятие, обозначающее: определенный уровень об-щественного развития материальной и духовной культуры общества; период развития общества, следующий за варварством; конкретный культурно-исторический тип развития общества: цивилизация

39. Мобилизационная функция социальной системы связана с максимальным использованием имеющихся ресурсов

40. Мониторинг выступает в качестве средства информационного обеспечения социологической деятельности

41. Наличие субкультур для развития основной культуры является нормой

42. Неформальный лидер отличается от формального главным образом способностью влиять на других

43. Общая теория конфликтов рассмотрена в трудах Г. Зиммеля и Л. Козера

44. Общепризнанная всеми представителями социологической науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования: Парадигма

45. Общественная группа становится субъектом социальной жизни при наличии у нее объективных связей, внутренней солидарности, неформальных лидеров и общих интересов

46. Общество, в котором осевой принцип развития образует информация, совокупность накопленных человечеством знаний: Постиндустриальное Общество

47. Одним из создателей теории социального обмена был Дж. Хоманс

48. Одним из структурных элементов социальной системы является социальная организация

49. Одной из важнейших функций культуры является функция социализации

50. Одной из главных проблем социологии была социальная солидарность, считал Эмиль Дюркгейм

51. Основным признаком формального лидера можно считать наличие у него социального (управленческого) статуса

52. Основным социальным ресурсом является человек

53. Основой гражданского общества является свобода экономического и политического выбора людей

54. Особенностью системы социально-политических отношений в России является потребность в сильном государстве

55. Относительно устойчивая система убеждений, относящихся к какому-то объекту и имеющих своим результатом его оценку: Аттитюд

56.

Первичной социальной единицей __________ считал индивида, а не общество. М. Вебер

57. Первыми из социальных философов считаются Платон и Аристотель

58. Переход из одной страты в другую, характеризующийся сменой статуса, называется социальной мобильностью

59. Период развития общества, характеризующийся резким ростом численности и плотности народонаселения и связанный с переходом от одного типа демографической стабильности с высокими показателями рождаемости и смертности к другому — с низкими показателями рождаемости и смертности: Демографический переход

60. Период социализации, совпадающий с младенческим возрастом: Первичная социализация

61. Поведение, отклоняющееся от социальных норм: Девиантное поведение

62. Позиция человека в обществе, определяемая его правами и обязан-ностями в отношении других (сопряженных) позиций: Статус

63. Позиция, положение человека в группе или обществе, называется Статусом

64. Политические права позволяют гражданам свободно участвовать в социальной и политической жизни

65. Понятие «географический детерминизм» вошло в социологию с именем Ш. Монтескье

66. Понятие, обозначающее процесс, в ходе которого индивид изучает и воспринимает как обязательные социальные ценности и нормы, переводя их на «внутренний» уровень: Интернализация

67. Понятие, характеризующее конкретный вид производства, осуществляемого в рамках исторически определенных общественных отношений; совокупность базиса и надстройки: производственные отношения

68. Понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов: Дистанция социальная

69. Понятия «лидер» и «руководитель» могут рассматриваться как нетождественные

70. Предписание, выступающее в качестве общей руководящей линии социального действия: Норма Социальная

71. Предположение о характере связи научных понятий – это научная гипотеза

72. Принадлежность к элите осуществляется в результате жесткого отбора и ограничений

73. Проблему коллективного сознания впервые затронули социальные психологи

74. Процесс взаимопроникновения и взаимовлияния обычаев и традиций, распространения культурных ценностей из одних социальных центров в другие: Аккультурация

75. Процесс непрерывного экономического роста, являющегося следствием приложения неодушевленных источников энергии к механизации производства: Индустриализация

76. Процесс усвоения социальных норм, адаптации к окружающей жизни и обществу, продолжающийся всю жизнь называется социализацией

77. Процесс устранения статусной несовместимости: Статусная кристаллизация.

78. Процесс формирования различных видов социальной практики в качестве социальных институтов: Институционализация

79. Процесс, в ходе которого и с помощью которого люди учатся при-спосабливаться к социальным нормам, т. е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями: Социализация

80. Процесс, в ходе которого религиозная мысль, практика и институты утрачивают доминирующее социальное значение: Секуляризация

81. Психологические характеристики, выражающиеся в необходимости чего-либо, называются потребностями

82. Разделение власти на отдельные ветви означает специализацию политических органов

83. Распад системы ценностей, лежавших в основе ранее доминировавшей культуры, характерен для кризиса идентичности

84. Распределение страт по всему социальному пространству, соотношение численности различных страт на различных статусных уровнях: Профиль стратификации

85. Регулярный, повторяющийся процесс, обусловленный взаимодействием индивидов, выполняющих социальные роли, называетсясоциальным взаимодействием

86. Ситуация обладания высоким статусом в одном из социальных подпространств при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве: Статусная несовместимость

87. Ситуация столкновения противоречивых требований различных со-циальных ролей, исполняемых одномоментно одним и тем же актором: Ролевой Конфликт

88. Совокупность всех общественных отношений — идеологических, политических, религиозных и т. п., — остающихся «за вычетом» производственных: Надстройка

89. Совокупность всех социальных статусов данного общества: Пространство социальное

90. Совокупность индивидов, обладающих одинаковыми или близкими по значению координатами в социальном пространстве: Страта

91. Совокупность личностных и вещественных элементов производства, предназначенная для производства из объектов природы вещей, способных удовлетворять потребности людей: ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ

92. Совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством на протяжении своего развития, – это культура

93. Совокупность отношений, в которые вступают люди по поводу производства, распределения и потребления материальных благ: Производственные Отношения

94. Совокупность социальных институтов называется системой общества

95. Совокупность статусов, характеризующих социальные и личностные позиции одного и того же социального субъекта в социальном пространстве: Статусный набор

96. Современная классификация включает следующие группы субъектов социальной системы социальные общности, социальные институты, индивиды

97. Согласно Веберу, мотивами, целями, интересами и сознанием обладает только индивид

98. Социальная дистанция между наивысшим и самым низшим статусами стратификации данного общества: высота стратификации

99. Социальная коммуникация представляет собой общение, обмен информацией

100. Социальная организация общества представляет собой совокупность социальных институтов

101. Социальная психология как наука сложилась в

102. Социальная реформа означает процесс изменений в рамках существующей системы

103. Социальная система общества представляет собой совокупность социальных институтов

104. Социальная сфера жизни общества представляет собой область взаимодействий социальных сил

105. Социальная установка как психологическое явление представляет собой состояние предрасположенности субъекта к определенным действиям в какой-либо ситуации

106. Социальное манипулирование подразумевает закрытое управление сознанием и поведением

107. Социальные конфликты разворачиваются в связи с решением вопросов, касающихся сохранения или изменения социума

108. Социальные последствия действия социального актора в рамках требований социальных ролей, находящие свое выражение в виде одобрения или порицания (наказания) со стороны окружающих: Социальная санкция

109. Социальные потребности демонстрируют нужду человека в трудовой и общественной деятельности

110. Социальный климат в обществе образуется в результате психологических реакций на события

111. Социальный миф представляет собой иллюзорную идею, принимаемую на веру

112. Социолога в первую очередь интересует закономерное и типичное

113. Социологические определения политики включают в себя следующие трактовки экономические, стратификационные и правовые

114. Социологию культуры или «культур-социологию» развивал в Германии М. Шелер

115. Социометрия – социологический метод, созданный Дж. Морено

116. Специфика социальных связей и отношений в российском обществе проявляется в большом разрыве между «социальным верхом» и «социальным низом»

117. Статистическая категория, описывающая совокупность больших социальных групп определенной территории, называется населением

118. Статус, для достижения которого не нужно затрачивать усилий: Аскриптивный статус

119. Статус, для достижения которого необходимо затратить определенные усилия: ДОСТИГАЕМЫЙ СТАТУС

120. Стиль руководства – это манера и методы управления, используемые лидером

121. Стихийное социальное поведение в наибольшей степени отражает массовые реакции на ситуацию нестабильности

122. Сторонники бихевиоризма полагают, что предметом социальной психологии является изучение социального поведения

123. Субъектами социальной жизни выступают личность или общественная группа, которые участвуют в социальной жизни

124. Субъективное отделение (отстраненность) актора от выполняемой им роли: Ролевая дистанция

125. Сущность социальной жизни состоит в производстве и воспроизводстве социальных связей и отношений

126. Теоретики консервативной ориентации считают, что главным источником модернизации является конфликт между мобилизованностью населения и отсутствием необходимых институтов

127. Теоретическое направление в социологии, сосредоточивающее внимание на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании: Символический интеракционизм

128. Теоретическое направление, опирающееся на базовое предположение о том, что правила, регулирующие контакты между людьми, обычно принимаются ими на веру в готовом виде: Этнометодология

129. Теория вертикальной мобильности разрабатывалась П. Сорокиным

130. Теория, рассматривающая социальное взаимодействие как процесс, в ходе которого индивиды стремятся максимизировать получаемые выгоды и минимизировать потери; основное внимание уделяет изучению воздействия затрат и вознаграждений на поведение людей: Теория социального обмена

131. Течение в эволюционной теории, изучающее каналы, по которым в общество проникают социальные влияния извне: Диффузионизм

132. Тип экономики, характеризующийся следующими моментами: производственная единица, такая как крестьянская семья, производит продукцию главным образом для своего непосредственного потребления; единица в своем потреблении не зависит (или слабо зависит) от рынка; слабая специализация или разделение труда: Экономика пропитания

133. Тоталитарная трактовка личности в социальной психологии признает безоговорочное подчинение человека государству

134. Усвоение и соблюдение социальным актором определенных групповых и социальных норм, ценностей и привычек; необходимый элемент социализации и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы: КОНФОРМНОСТЬ

135. Усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, непра-вильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия: Ресоциализация

136. Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов:Социальный институт

137. Утверждение, что процесс индустриализации продуцирует общие и единообразные политические и культурные характеристики в тех обществах, которые до индустриализации могли иметь весьма различающиеся происхождение и социальные структуры: Тезис конвергенции

138. Функции социальной системы формируются на основе требований и поддержки

139. Функция целеполагания социальной системы направлена на определение стратегии социального развития

140. Характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса: РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ

141. Характер политического режима отражает мерy политической свободы

142. Характерными признаками манипуляции сознанием служат скрытность, использование личности как объекта

143. Элиты по сравнению с другими социальными группами располагает значительно большим влиянием в обществе

144. Этап социализации, совпадающий с периодом получения формального образования: вторичная социализация

145. Этническое самосознание выражается в осознании принадлежности к одному народу

Тесты с ответами по социологии

 

26. Поведение,  отклоняющееся от социальных  норм:

  1. конформное;
  2. революционное;
  3. эволюционное;
  4. девиантное.

 

27. Относительно  устойчивая система убеждений,  относящихся к какому-то объекту и имеющих своим результатом его оценку:

  1. конформное поведение;
  2. революционное поведение;
  3. эволюционное поведение;
  4. аттитюд.

 

28. Усвоение  и соблюдение социальным актором  определенных групповых и социальных норм, ценностей и привычек; необходимый элемент социализации и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы:

  1. инновация;
  2. конформность;
  3. ритуализм;
  4. ретритизм.

 

29.Общепризнанная  всеми представителями социологической  науки (или отдельного ее течения)  совокупность взглядов и методов  научного исследования:

1) этнометодология;

  1. органическая аналогия;
  2. парадигма;
  3. символический интеракционизм.

30. Совокупность  индивидов, обладающих одинаковыми  или близки 
ми по значению координатами в социальном пространстве:

1) страта;

2) класс;

  1. социальная группа;
  2. малая группа. ,

31. Течение в эволюционной теории, изучающее каналы, по которым в общество проникают социальные влияния извне:

  1. органическая аналогия;
  2. социал-дарвинизм;
  3. социологический реализм;
  4. диффузионизм.

 

32. Совокупность  статусов, характеризующих социальные  и личностные позиции одного и того же социального субъекта в социальном пространстве:

  1. высота стратификации;
  2. статусный набор;
  3. профиль стратификации;
  4. статусная кристаллизация.

 

33. Малая группа, являющаяся составной частью  другой малой группы (вторичной по отношению к ней), но отличающаяся более высокой частотой и плотностью контактов между ее членами:

  1. референтная;
  2. формальная;
  3. первичная;
  4. внеформальная.

 

34.Процесс устранения  статусной несовместимости: 
1) статусная кристаллизация;

  1. ролевой конфликт; 
  2. упорядочение статусного набора;
  3. приведение к нормальному статусу.

35. Процесс формирования  различных видов социальной практики  в качестве социальных институтов:

  1. статусная кристаллизация;
  2. институционализация;
  3. урегулирование ролевого конфликта;
  4. сглаживание профиля стратификации.

 

36. Изменение статуса социального субъекта; переход из одной социальной страты в другую:

  1. статусная кристаллизация;
  2. ролевой конфликт;
  3. ролевая дистанция;
  4. социальная мобильность.

 

37. Усвоение  новых ценностей, ролей, навыков  взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия:

  1. вторичная социализация;
  2. аккультурация;
  3. ресоциализация;
  4. аккомодация.

 

38. Теоретическое  направление в социологии,  сосредоточивающее  внимание на анализе социальных  взаимодействий преимущественно в их символическом содержании:

  1. теория обмена;
  2. символический интеракционизм;
  3. этнометодология;
  4. управление впечатлениями.

 

39. Позиция человека  в обществе, определяемая его  правами и обязанностями в отношении других (сопряженных) позиций:

  1. статус;
  2. аттитюд; 
  3. инкамбент; 
  4. роль.

 

40. Предписание,  выступающее в качестве общей руководящей линии социального действия:

  1. приказ; 
  2. социальная норма;
  3. закон;
  4. санкция.

41. Общество, в котором осевой принцип развития образует информация, совокупность накопленных человечеством знаний:

  1. примитивное общество; 
  2. традиционное общество; 
  3. индустриальное общество;
  4. постиндустриальное общество.

 

42. Совокупность  отношений, в которые вступают  люди по поводу производства, распределения и потребления материальных благ

  1. экономические;
  2. политические;
  3. брачно-семейные;
  4. духовные.

 

43. Группа, система  ценностей и норм которой является для индивида 
своеобразным эталоном поведения:

  1. вторичная;
  2. формальная;
  3. референтная;
  4. неформальная.

 

44. Ситуация  столкновения противоречивых требований  различных социальных ролей, исполняемых одномоментно одним и тем же актором:

  1. революционная ситуация;
  2. ролевой конфликт;
  3. ролевая дистанция;
  4. ролевая параметризация.

 

45. Процесс, в  ходе которого религиозная мысль,  практика и институты утрачивают доминирующее социальное значение:

  1. инициация; 
  2. конфирмация;
  3. секвестрование;
  4. секуляризация.

 

46. Совокупность  всех социальных статусов данного  общества:

  1. социальное пространство;
  2. статусное поле;
  3. статусный комплекс;
  4. статусный фон.

 

47. Социальные  последствия действия социального  актора в рамках требований  социальных ролей, находящие свое выражение в виде одобрения или порицания (наказания) со стороны окружающих:

  1. социальная дистанция;
  2. секуляризация;
  3. социальная санкция;
  4. секвестрование.

 

48. Совокупность  личностных и вещественных элементов  производства, предназначенная для производства из объектов природы вещей, способных удовлетворять потребности людей:

  1. средства труда;
  2. производительные силы;
  3. предметы труда;
  4. трудовые ресурсы

49. Статус, для  достижения которого не нужно  затрачивать усилий:

  1. приобретаемый;
  2. кристаллизованный;
  3. общепризнанный;
  4. аскриптивный.

 

50. Субъективное отделение (отстраненность) актора от выполняемой им роли:

  1. ролевая дистанция; 
  2. ролевой конфликт,
  3. ролевая параметризация;  
  4. ролевая санкция.

 

 

ТЕСТ 8. ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

1. Независимая переменная, которая предшествует по времени возникновения другой независимой переменной:

  1. зависимая переменная;
  2. интервентная переменная;
  3. антецедентная переменная;
  4. альтернативная переменная.

 

2. Вопрос анкеты, не сопровождаемый предлагаемыми альтернативами ответа, на который респондент должен отвечать своими словами:

  1. открытый вопрос;
  2. закрытый вопрос;
  3. полузакрытй вопрос;
  4. альтернативный вопрос.

 

3. Алгоритм, по которому производится отображение индикаторов изучаемых социальных объектов в ту или иную числовую математическую систему:

  1. медиана;
  2. код;
  3. диаграмма;
  4. шкала.

 

4. Адекватное соответствие между измеряемым показателем и тем понятием, которое подлежит измерению:

  1. релевантность;
  2. валидность;
  3. операционализация;
  4. регрессия.

 

5. Эмпирическое исследование, в котором измерения переменных проводятся для одних и тех же единиц анализа в разных временных точках: 

  1. экспериментальное исследование;
  2. пилотажное исследование;
  3. точечное исследование;
  4. панельное исследование.

 

6. Гипотеза, в которой независимая и зависимая переменные идентичны, что делает ее подтверждение или опровержение невозможным:

  1. тавтологическая;
  2. коррелятивная;
  3. направленная;
  4. каузальная.

 

7. Выборка, для которой все элементы генеральной совокупности имеют одинаковую и заранее известную вероятность быть отобранными в состав выборочной совокупности:

  1. невероятностная выборка;
  2. стихийная выборка;
  3. квотная выборка;
  4. вероятностная выборка.

 

8. Социальное явление, характеристика или процесс, которые могут принимать различные конкретные значения:

  1. экспериментальная модель;
  2. переменная;
  3. вариация;
  4. корреляция.

 

9. Вопрос, используемый для сортировки респондентов с расчетом на то, что на последующий вопрос будут отвечать только те, для кого он предназначается:

  1. вопрос-ловушка;
  2. косвенный вопрос;
  3. вопрос-фильтр;
  4. контактный вопрос.

 

10. Процесс отбора  единиц наблюдения в состав выборочной совокупности по определенным правилам, определяемым целями и задача ми исследования:

  1. выборка;
  2. группировка;
  3. классификация;
  4. ковариация.

 

11. Способ измерения,  при котором индикаторы в полной  мере обладают всеми свойствами определяющих их чисел и к их обработке применимы любые математические действия:

  1. номинальная шкала;
  2. ранговая шкала;
  3. интервальная шкала;
  4. пропорциональная шкала.

 

12. Наглядное  графическое отображение объяснительной  схемы исследователя:

  1. гистограмма;
  2. пузырьковая диаграмма;
  3. стрелочная диаграмма;
  4. полигон распределений.

 

13. Научно обоснованное  предположение о наличии (или  отсутствии) связи между двумя и более переменными, а также о ее характере:

  1. прогноз;
  2. гипотеза;
  3. диагноз;
  4. регрессия.

 

14.Свойства выборки,  которые позволяют ей выступать на момент опроса в качестве модели, представителя генеральной совокупности:

  1. реактивность;
  2. предубежденность;
  3. операциональность;
  4. репрезентативность

15. Тип выборки,  численность и состав которой  формируются произ 
вольно и часто независимо от самого исследователя:

  1. выборка «снежного кома»;   
  2. стихийная выборка;
  3. систематическая выборка;
  4. квотная выборка.

16. Та часть  объекта исследования, которая локализована  по времени и территориально  и на которую мы будем распространять  все выводы:

  1. генеральная совокупность;
  2. каркас выборки;
  3. выборочная совокупность;
  4. проблемная группа.

 

17. Взаимосвязь, в которой значения одной переменной возрастают по мере увеличения значений другой:

  1. сильная связь;
  2. отрицательная связь;
  3. прямая связь;
  4. слабая связь.

 

18. Сумма всех значений переменной, разделенная на общее число значений:

  1. среднее;
  2. медиана;
  3. мода;
  4. дисперсия.

 

19. Вопрос, который  на самом деле состоит из  двух вопросов:

  1. открытый вопрос;
  2. предубежденный вопрос;
  3. двусмысленный вопрос;
  4. альтернативный вопрос.

Работа с противоречивыми институциональными требованиями

Организации и предприятия сталкиваются с целым рядом требований со стороны учреждений, включая регулирующие органы, спонсоров и профессиональные организации. Поскольку эти институты могут обеспечивать руководящие принципы для работы организации, контролировать жизненно важные ресурсы или иметь право придавать легитимность, к их требованиям следует относиться серьезно.

В такой области, как армия, с линейной цепочкой подчинения, требования просты. Но некоторым организациям приходится иметь дело с несовместимыми или противоречивыми требованиями, потому что они работают в более фрагментарных областях. Например, здравоохранение в США контролируется несколькими несогласованными органами с очень разными приоритетами. Такие организации, как биотехнологические фирмы, микрофинансовые предприятия, музеи, симфонические оркестры, взаимные фонды и юридические фирмы, работают в аналогичных условиях. В этих секторах ни один авторитет не имеет решающего слова, но каждый из них достаточно силен, чтобы к нему нужно прислушиваться.

Возрастающая институциональная сложность 

Возрастающая глобализация означает более противоречивые требования, поскольку организациям приходится сталкиваться как с местным, так и с глобальным институциональным давлением. Более того, увеличивается количество фрагментарных областей с большим количеством специализированных учреждений и большей передачей полномочий местным органам власти. И многие организации применяют гибридные стратегии, например, комбинируя коммерческие цели с социальной миссией.  

Так что же делает организация, когда сталкивается с противоречивыми институциональными требованиями? Этот вопрос изучали несколько исследователей. Но многие относятся к организациям как к единым акторам — как к отдельным людям с фиксированными взглядами. На самом деле организации представляют собой сложные комбинации групп, каждая из которых имеет разные ценности, цели и интересы. Если различные конфликтующие требования отстаиваются разными группами внутри организации, возникает внутренний конфликт.

Мы хотели выяснить, как организации на самом деле сталкиваются с конфликтующими требованиями и реагируют на них, поэтому мы разработали модель для объяснения и прогнозирования их реакций, основываясь на работе предыдущих исследователей. Наша модель учитывает характер противоречивых требований, то, как они представлены в организации, и мотивацию различных групп, направленную на то, чтобы их предпочтительные требования были удовлетворены.

Цели и средства

Организации сталкиваются с двумя типами требований: те, которые касаются целей, и те, которые касаются средств. Другими словами, одни требования касаются того, что организация должна делать, а другие — того, как она должна действовать для достижения своих целей. В целом, конфликт из-за средств предлагает больше возможностей для компромисса и гибкости, в то время как конфликт из-за целей является более фундаментальным и трудным для разрешения.

Способ представления противоречивых требований в организации зависит от того, как их воспринимают люди. Люди, обученные определенной логике, с большей вероятностью будут придерживаться ее или отвергать другие взгляды. Это может произойти, например, если они прошли определенный тип профессиональной подготовки.

Иногда конкретный спрос представляет только одна группа (одно представление). В других случаях разные группы имеют представление (множественное представление). Или может вообще не быть симпатии к требованиям (отсутствие представительства). Исследователи обнаружили пять стратегий, которые организации используют для реагирования на противоречивые требования, причем в рамках каждой стратегии доступны разные тактики. Первая стратегия — уступчивость или просто уступка. Вторая — компромисс, который может включать балансирование конкурирующих ожиданий, умиротворение тех, чьи желания не выполняются, или торг с разными сторонами. Третья стратегия, избегание, может означать сокрытие несоответствия, ограждение соответствующей деятельности от внешнего контакта или бегство путем полного ухода из сектора. Неповиновение, четвертая стратегия, включает либо отклонение, либо игнорирование одного или нескольких требований. Наконец, манипулирование означает попытку изменить игру путем кооптации, влияния или прямого контроля над источниками давления.

Стратегии разрешения конфликтов 

Наш аргумент заключается в том, что природа конфликта (средства и цели) взаимодействует с уровнем внутреннего представительства (отсутствующим, единичным или множественным) и силой, которой обладает каждая внутренняя группа, чтобы определить, как организация, скорее всего, ответит.

Конфликт из-за средств не слишком сложен, так как включает только второстепенные требования. При отсутствии какого-либо внутреннего представительства наиболее вероятными стратегиями являются компромисс и избегание — они менее рискованны и дают наилучшие шансы найти приемлемую золотую середину. Если в организации представлено одно требование, компромисс менее вероятен. Вместо этого наиболее вероятными ответами являются избегание и неповиновение, причем некоторые люди готовы пойти дальше, чтобы защитить свои интересы. Если представлены два требования, картина снова меняется. Если группы одинаково сильны, компромисс снова возможен. Если одна группа доминирует, она может попытаться манипулировать источником противоположных требований, чтобы добиться своего.

Конфликты из-за целей более серьезны, поскольку они затрагивают самое сердце организации — ее основную причину существования. Компромисс, наверное, невозможен. Без внутренней репрезентации каких-либо противоречивых требований наиболее вероятными ответами будут избегание или неповиновение. Если одна внутренняя группа заинтересована в споре, манипуляция также может быть использована, поскольку группа делает все возможное, чтобы возобладать ее собственная точка зрения.

Ситуация, когда несколько групп отстаивают разные конфликтующие требования с точки зрения целей, очень серьезна и может поставить под угрозу само существование организации. Компромисс труден, и трудно избежать, когда оппозиция так близка. Если одна группа доминирует, она, скорее всего, попытается манипулировать, чтобы добиться своего. Но если группы имеют равную власть, ни одна из стратегий не сработает: ситуация зашла в тупик, результатом станет организационный паралич или даже распад.

Это произошло в 2008 году в ведущей консалтинговой фирме Booz Allen Hamilton. В течение многих лет ему удавалось примирять очень разные подходы, используемые консультантами, работающими в государственном и частном секторах. Но когда меньшинство руководителей попыталось заставить всех работать по-своему, возник конфликт, и в конце концов компания разделилась на две части.

Наша модель упрощена во многих отношениях. Структуры власти в различных секторах и областях не статичны, а развиваются со временем, а требования более сложны, чем это отражено в нашей модели. Тем не менее, наша работа дает новый полезный способ понять, как организации справляются с конфликтующими институциональными требованиями, и почему некоторые конфликты представляют собой полезные стратегические возможности, а другие могут привести к тому, что организация станет парализованной или даже разорвется на части.   

Дополнительная литература:

«Когда миры сталкиваются: внутренняя динамика реакции организаций на конфликтующие институциональные требования», опубликовано в Academy of Management Review

TAGS:
    0 5 public & private policy2
  • лучшее исследование

Работа с конфликтующими институциональными требованиями»> Работа с конфликтующими институциональными требованиями»> Работа с конфликтующими институциональными требованиями»> Работа с конфликтующими институциональными требованиями»> Работа с конфликтующими институциональными требованиями»> Работа с конфликтующими институциональными требованиями»>

Разрешение конфликтов в сфере здравоохранения и социального обеспечения

В среде здравоохранения и социального обеспечения, независимо от того, работаете ли вы в этом секторе или у вас есть близкий человек, нуждающийся в уходе, вы можете оказаться в очень стрессовых и эмоциональных ситуациях. Для благополучия работника, пользователя услуг и их семей невероятно важно, чтобы налажены хорошие процессы разрешения конфликтов и можно было спокойно и эффективно урегулировать любые конфликты.

В этой статье мы объясним, что такое конфликт в здравоохранении и социальной помощи, предоставив примеры некоторых сценариев, которые могут возникнуть в условиях здравоохранения и социальной помощи, рекомендации о том, как справляться с конфронтацией и как применять методы позитивной конфронтации.


Что такое конфликт в здравоохранении и социальной помощи?

Конфликт естественен, и, вероятно, все мы сталкивались с ним в большей или меньшей степени в своей жизни. Она не всегда внешне выражена и может, порой весьма губительно, кипеть под поверхностью. Конфликт может быть описан как серьезная несовместимость двух или более мнений, потребностей или побуждений или серьезное и часто затянувшееся разногласие или спор. Когда конфликт выражается внешне, это может привести к конфронтации между противоборствующими сторонами, и мы рассмотрим это подробнее позже в этой статье.

Конфликт может быть вызван многочисленными факторами, а учреждение здравоохранения и социальной защиты может объединить различные группы людей в общеизвестно сложных условиях. Поэтому вполне вероятно, что будут различия во мнениях и убеждениях, несовместимые личности, разные ожидания и борьба за власть.

Существуют дополнительные физические и эмоциональные нагрузки, которые могут усилить любую причину конфликта в медицинских и социальных учреждениях. Персонал, как правило, работает в ролях, которые предъявляют много требований к их времени и ресурсам. Те, кто пользуется услугами, часто сильно зависят от заботы и внимания персонала, а те, у кого плохое здоровье или ограниченная независимость, часто испытывают тревогу. Члены семьи тоже могут иметь свое собственное мнение и ожидания относительно ухода за своими близкими. Сочетание всех этих факторов увеличивает вероятность конфликта.

Типы конфликтов в здравоохранении

Существует множество разновидностей конфликтов, некоторые из которых более специфичны для определенных условий, чем другие. Здесь мы рассмотрим пять причин конфликтов с примерами того, как они могут относиться к условиям здравоохранения и социальной помощи.

  1. Информационные конфликты – когда имеется разная или недостаточная информация или разногласия по поводу того, какая информация актуальна. Это может быть очень разочаровывающей ситуацией в здравоохранении и социальной помощи, потому что это может сильно повлиять на оказываемую помощь и тех, кто ее реализует. Утерянные или отсутствующие медицинские справки, пропущенная информация по рецепту и плохая передача — все это распространенные примеры.
  1. Конфликт ценностей – несовместимость систем убеждений или попытка навязать другим личные ценности. Медицинский и социальный работник может иметь ряд ценностей в отношении стандартов медицинской помощи, которые, по их мнению, они должны быть в состоянии обеспечить, но нехватка времени и ресурсов может привести к тому, что они не смогут этого достичь. Ценности, как правило, не подлежат обсуждению, и это часто может привести к конфликту между сотрудником и тем, кого он считает ответственным.
  1. Конфликты интересов – конкуренция за потребности или ресурсы, такие как деньги или время. Пользователи услуг, пациенты или их родственники могут чувствовать, что их потребности более необходимы, чем потребности других, и они могут чувствовать, что время, отведенное персоналом, распределяется несправедливо. Это может вызвать конфликт между несколькими сторонами.
  1. Конфликты в отношениях – негативные эмоции, недоверие, заблуждения или плохое общение между людьми. Причин для таких конфликтов может быть много, так как стрессовые ситуации и эмоциональные ситуации могут очень легко породить эти эмоции.
  1. Структурные конфликты – Депрессивное поведение по отношению к другим, нехватка ресурсов или возможностей и структура организации. Медицинские и социальные организации могут иметь высокую текучесть кадров; при работе на ответственной должности, часто с нехваткой персонала и высоким спросом, очень легко может возникнуть конфликт, если они начинают чувствовать себя недооцененными, недостаточно обеспеченными ресурсами и не получают поддержки и возможностей для развития.

Независимо от причины, конфликты могут нанести ущерб моральному духу, производительности, удержанию персонала, а также уровню ухода и благополучию тех, кто пользуется услугами здравоохранения и социальной защиты. Необходимо приложить все усилия для предотвращения, сведения к минимуму и разрешения конфликтов. От стремления достичь удовлетворительного решения, в котором все стороны довольны, может возникнуть проблема этических дилемм, когда просто невозможно удовлетворить всех.

Примером связи между конфликтом и этическими дилеммами может быть; член семьи, которому поручено принимать медицинские решения от имени пациента, требует сделать все возможное, чтобы сохранить жизнь его близкому человеку. Как медицинский работник, я считаю, что пришло время отказаться от жизнеобеспечения, и если делать больше, это может вызвать боль или дискомфорт, но не принесет пользы.


Различные сценарии конфликтов в здравоохранении 

Чтобы представить некоторые из типов конфликтов, которые мы обсуждали, в контексте, вот несколько примеров сценариев конфликтов:

Медработник работает в ночную смену в больничном отделении. Другие фельдшеры в настоящее время находятся в боковой палате с пациентом, которому требуется два сотрудника. Несколько пациентов одновременно нажимают на колокольчики. Медицинский помощник отвечает на первые два звонка и все еще может слышать звонок звонка. Перебегая с места на место, они замечают двух смеющихся медсестер на посту медсестер. Когда они проходят мимо, медсестра спрашивает, могут ли они ответить на звонок, так как он уже давно звенит.

Эта ситуация может показаться структурным конфликтом, поскольку медицинский работник может чувствовать себя угнетенным и разочарованным персоналом, занимающим более высокое положение. Но в равной степени это может быть и конфликт отношений — простое неправильное понимание ситуации. Медсестра может не знать, что другой персонал занят другим пациентом, или что звуковых сигналов вызова на самом деле было много. В этой ситуации медицинский работник может просто открыто общаться, спокойно объяснять и просить о дополнительной поддержке, если это необходимо.

Сотрудница по уходу только что начала свою дневную смену в доме престарелых после передачи от ночного персонала. В передаче упоминалось, что у жителя была инфекция мочи, и он выглядел очень растерянным и продолжал пытаться покинуть помещение, становясь агрессивным, когда им мешали. Они решили выделить им сотрудника, который будет отвлекать их и следить за ними. Родственник другого жителя заметил, как много они получают один к одному, и стал жаловаться на фаворитизм.

Это может быть примером конфликта интересов, поскольку член семьи считает, что внимание было разделено несправедливо. В этой ситуации сотрудник может попросить личного слова для объяснения. Решение этой проблемы предотвратит любое неправильное представление и затянувшееся негодование по отношению к персоналу.

Хотя это и не сценарий как таковой, здесь стоит отметить, что многие ситуации конфронтации и даже агрессии чаще всего могут возникать в медицинских и социальных учреждениях из-за когнитивных, поведенческих или медицинских проблем. Деменция, мания, инфекция, делирий и аутизм — вот лишь несколько примеров. С ними можно справиться с помощью лекарств, сдерживания и обученных вспомогательных работников, но не со всеми ими можно успешно справиться с помощью методов позитивной конфронтации.


Как вести себя в конфликтных ситуациях

Мы рассмотрели возможные сценарии конфликтов и столкновений, с которыми вы можете столкнуться, а также сопутствующие факторы. Столкнувшись с конфронтацией, важно понять, как снизить эскалацию ситуации и попытаться достичь спокойного решения. Это известно как управление конфликтами или разрешение конфликтов. Лучший способ управлять конфликтом — это стремиться предотвратить его или уменьшить его частоту или интенсивность.

Практикуя управление конфликтами, вы должны выявлять конфликты и разрешать их разумным, справедливым и эффективным способом. Навыки, необходимые для этого, включают эффективное общение, такое как активное слушание, решение проблем, сохранение спокойствия и сосредоточение внимания на том, как решить проблему. В этой обстановке эмоции могут играть большую роль в конфронтациях, поэтому при управлении ситуацией часто требуются сострадание и сочувствие.

Как медицинский и социальный работник, всегда помните о среде, в которой вы находитесь, когда имеете дело с любым конфликтом или конфронтацией. Не высказывайте никаких обид перед пользователями услуг, пациентами или их родственниками. Отправляйтесь в уединенное и тихое место, чтобы поговорить. Если конфронтация происходит с пользователем услуги, пациентом или родственником, и нецелесообразно отводить ситуацию подальше от других, возможно, попробуйте экранировать это место и говорить спокойным и тихим тоном, чтобы ограничить страдания других.

Как справляться с конфликтами на работе

Если вы работаете в сфере здравоохранения и социальной защиты и вам необходимо справиться с конфликтом с коллегами, выполните следующие действия:

  • Действуйте и говорите спокойно.
  • Попробуйте внедрить приемы позитивной конфронтации.
  • Вы можете обратиться за советом к менеджеру или посреднику или, при необходимости, просто попросить их поболтать.
  • Выберите нейтральное место вдали от других коллег, пользователей услуг, пациентов и их семей.
  • Выслушайте и проясните вопрос с обеих сторон.
  • Работайте вместе над решением проблемы и обращайтесь за советом, если это невозможно.
  • Спасибо, что выслушали вас.
Как вести себя при конфронтации с семьей

При возникновении конфронтации с членами семьи пользователя услуг или пациента следует подходить так же, как и к коллегам. Помните, что они часто переживают трудные времена, и если возможно предотвратить или избежать конфликта, тогда это может обеспечить наиболее стабильную и спокойную обстановку. Если это невозможно и требуется решимость в отношении чьего-либо ухода или лечения, необходимо учитывать несколько дополнительных моментов:

  • Действуй и говори спокойно.
  • Проявите терпение и понимание – им может понадобиться ваше сочувствие и сочувствие.
  • Активно слушайте, чтобы понять их проблемы и просьбы.
  • Всегда помните о подходе, ориентированном на пациента, и его правах.
  • Оценка решения, для которого может потребоваться участие нескольких сторон и специалистов в области здравоохранения.
  • Четко передавать информацию.
  • Подумайте о том, чтобы предоставить им дополнительные материалы для чтения, если им будет полезно получить больше информации по определенным темам.
  • Вместе выберите взаимоприемлемое решение.

Методы позитивной конфронтации, которые следует применять

Изучение того, как уверенно и позитивно подходить к конфронтации, может быть очень полезным для медицинских и социальных работников, пользователей услуг, резидентов и семей. Вот несколько приемов, о которых следует помнить:

  • Избегайте агрессивного состояния ума — вы можете чувствовать, что вас обидели, что вы правы, и хотите отстаивать свою точку зрения, но помните, что цель состоит в том, чтобы достичь решимость положить конец конфликту с обеих сторон.
  • Подтверждение — иногда признание точки зрения другого человека и любой ошибки с вашей стороны является первым шагом к пониманию.
  • Помните об эмоциях – эмоции могут играть большую роль в конфликте. Будьте чуткими, когда это необходимо, и знайте, что эмоции могут сделать легко разрешимую проблему намного более серьезной.
  • Сосредоточьтесь на проблеме, а не на человеке – помните, что решение проблемы – это ключ к ее решению. Не поддавайтесь искушению сосредоточиться на человеке, так как он может почувствовать себя атакованным.
  • Говорите спокойно и нейтрально. – крики или агрессивные тона только разжигают конфликт. Покажите, что вы здесь, чтобы помочь исправить ситуацию.
  • Активно слушайте — вы не сможете полностью изучить проблему, если у вас нет всей информации. Бывают моменты, особенно в ситуациях сильного стресса, когда кому-то нужно высвободить свое разочарование, когда это действие часто может заставить негативные чувства пройти и позволить более спокойное обсуждение и решение.
  • Говорите от первого лица — говоря «я» вместо «вы сделали», вы помогаете собеседнику не чувствовать себя в обороне.

Попробуйте внедрить эти приемы в свои коммуникации — они помогут сохранить спокойствие в обсуждениях и помогут свести к минимуму и даже предотвратить возникновение или эскалацию конфликтов, создавая более подходящую для здоровья и благополучия среду.


Сектор здравоохранения и социального обеспечения всегда будет подвержен конфликтам – это может быть требовательная и очень эмоциональная среда. Повышение вашей осведомленности о том, как распознавать, где могут возникнуть конфликты, и как эффективно справляться с конфронтацией, может помочь создать более устойчивую и гармоничную отрасль.

Добавить комментарий