Сказка-терапия в работе с детьми дошкольного возраста.
МБДОУ «Детский сад №5» города Алейска Алтайского края
Сказка-терапия в работе с детьми дошкольного возраста.
Подготовила: Кривых Е.В.
Г. Алейск 2022
Сказка-терапия — означает «лечение сказкой».
Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Вовремя рассказанная сказка для ребенка — значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
«Сказка-терапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:
1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.
5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
Жанры, используемые в сказка-терапии
В сказка-терапии используются разнообразные жанры:
притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты.
Функции сказок
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.
1.Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
2.Концепция сказка-терапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: о жизненно важных явлениях, о жизненных ценностях, о постановке целей, о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
3. В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал, что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какие этапы в процессе самореализации проходит женщина, какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина, какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться, как приобретать и ценить дружбу и любовь, какими ценностями руководствоваться в жизни, как строить отношения с родителями и детьми, как прощать.
1.2.Типологии сказок
1.Художественные сказки
К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании.
2.Народные сказки
Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.
В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах сказок. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.
Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных.
Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них.
Бытовые сказки.
В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок «Кто заговорит первый?»
Сказки о преобразовании, трансформации.
Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана «Гадкий утенок». Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок.
Страшные сказки.
Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По — видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков.
При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.
Волшебные сказки.
Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет.
Благодаря волшебным сказкам в бессознательного человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
3.Авторские художественные сказки
Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией. Сказка Л. Пантелеева «Две лягушки» подойдет для работы с детьми и взрослыми. Эта сказка очень терапевтична при работе с целью, или, когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.
4.Дидактические сказки
В форме дидактических сказок подаются учебные задания.
На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.
5.Психокоррекционные сказки
Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1.Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2.Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
3.Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
Жили-были.
Начало сказки, встреча с ее героями.
Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.
Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
Из-за этого…
Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки…
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
По мнению Зинкевич Евстигнеевой Т. Д. психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.
Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике.
Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм.
1.В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2.Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3.Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.
4. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.
5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.
Зарубежные психологи часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями.
Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.
6.Психотерапевтические сказки
Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее, с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.
В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина. Например, русские народные сказки «Морозко», «Крошечка — Хаврошечка»,»Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сказки зарубежных авторов «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие.
Есть мужские сказки («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина). В работе с особыми детьми подойдет авторская сказка «Серая шейка» Мамин — Сибиряк
К детским сказкам условно можно отнести:
«Красную Шапочку» Ш. Перро, и русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Баба Яга» и ряд других сказок русских и зарубежных авторов.
Особенности сказкотерапии с детьми
По мнению авторов, Савченко С. Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др, в процессе сказкотерапевтической работы педагог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.
При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
Нельзя допускать затянувшихся пауз.
Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух.
Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям: Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»). Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки. Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Однако, сказки должны подходить ребенку по возрасту.
В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка».
Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
Основные методы сказкотерапии.
Можно выделить несколько вариантов работы со сказкой.
Рассказывание сказки.
Рисование сказки.
Сказкотерапевтическая диагностика.
Сочинение сказки.
Изготовление кукол.
Постановка сказки.
Метод «Рассказывание и сочинение сказки»
Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом терапевт может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом.
Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.
Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.
Метод «Рисование сказки»
Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.
Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.
Для рисования лучше взять карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).
Метод «Изготовление кукол»
Любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.
Куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека.
Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.
Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.
При использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее: звуки речи следует направлять непосредственно ребенку, дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса, необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа, все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.
Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол.
1.Проведение психодиагностики.
2.Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
3.Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.
4.Развитие коммуникативных навыков.
5.Развитие самосознания.
6.Развитие грубой и мелкой моторики.
7.Разрешение внутренних конфликтов.
8.Профилактика и коррекция страхов.
9.Развитие речи.
10.Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.
11.Коррекция отношений в семье.
12.Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.
Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»
Использование кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику детей.
С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка.
Для первого знакомства В.С. Мухина рекомендует традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами).
Х. Дж. Джинотт рекомендует для диагностики семейных отношений использование гибких резиновых кукол, поскольку статичное кукольное семейство фрустрирует малыша.
Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу. Для этого можно использовать куклу из фольги, размером 30 на 30 см.
Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя.
Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки.
Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми.
Это предположение впервые стало возможным благодаря истории маленького Ганса, описанной З. Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего мальчика»;
Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них;
Предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.
Читать онлайн «Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста», Н. А. Строгова – Литрес
На обложке приведен рисунок автора.
© Строгова Н. А., 2018
© ООО «Издательство ВЛАДОС, 2018
Предисловие
Дорогие взрослые, мы с вами давно избавились от иллюзий, загнали в подсознание несбыточные мечты, живем согласно своим ценностям и устоявшимся привычкам. Все в нашей жизни спланировано, организовано и, в целом, неплохо. Мы искренне любим своих детей, растим их, воспитываем и надеемся, что они будут радовать нас каждый день заразительным смехом, сообразительностью, лаской. По мере взросления мы гордимся их первыми шагами, словами, смекалкой в игре, успешностью в учебе и верим, что они, когда вырастут, будут успешнее нас в жизни, профессии, браке.
Пусть они не повторяют наших ошибок, а мы уж научим, как их избегать и как правильно жить. Только иногда мы удивляемся, почему они упрямо сопротивляются и пытаются делать что-то по своему, капризничают, плачут, обижаются и замыкаются в себе. Мы, обладающие жизненным опытом, абсолютно уверены, что знаем причину любого поступка ребенка и его эмоционального состояния. А так ли это?
«Я ему и говорю, и ругаю, и стыжу его, а он все равно…» мажется в грязи, разбрасывает игрушки, обижает сестренку, делает все наоборот.
«Я ей объясняю, что чудовищ не бывает, и они не летают ночью по комнате!» – пытается внушить мама пятилетней дочери, только все равно ребенок плачет и отказывается спать с выключенным светом.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста очень яркое воображение, что и является часто причиной страхов ребенка и повышенной тревожности у него. Дети живут в мире фантазий. Объясняя ребенку правила и законы жизни с точки зрения логики, мы часто насильно пытаемся перетащить его из мира детства в мир взрослых – и терпим крах.
Мои соседи-врачи приехали в Подмосковье с крайнего севера. Суровые северные условия накладывают определенный отпечаток на характер и мировоззрение северян – это обычно надежные, спокойные в любых ситуациях и рассудительные люди. Когда у молодых супругов родилась двойня, они без бабушек и дедушек, без лишней суеты, с поразительной мудростью воспитывали сыновей.
Однажды мой сосед пришел на выгул собак со своими трехлетними близнецами. Пока собаки носились по лесной поляне, дети, захлебываясь от восторга, рассказывали мне о животных, которых увидели сегодня, в первый раз побывав в зоопарке. Мальчики смешно махали руками, строили гримасы, изображая большого жирафа и ловких обезьян, слова не успевали за впечатлениями, они проглатывали их и округляли глаза. Папа не поправлял детей, он взял на себя роль переводчика и тем самым дал возможность малышам выплеснуть захлестнувшие их эмоции.
На следующее утро, когда наши собаки встретились на утренней прогулке, сосед, улыбаясь, рассказал, что мальчики вчера очень удивились, почему у моего ротвейлера Рея нет хвоста. Как очень воспитанные люди, они не показали своего удивления и не задали вопроса ни мне, ни отцу. По возвращении домой, они сразу ушли в свою комнату и стали выдвигать различные гипотезы, пока не вспомнили стишок про котенка, который не хотел пропускать паровоз. Затем дети появились на кухне и озвучили свое заключение: «Мы поняли, почему у Рейки нет хвоста. Ему хвост отрезал паровоз». Родители не стали переубеждать трехлетних малышей. Всему свое время.
Не сокращайте детство ребенка, загляните в мир его фантазий, и тогда вы поймете, как правильно реагировать на слова и поступки маленького человека.
Если вы хотите, чтобы мир ребенка сверкал яркими красками, страхи, тревожность, конфликтность, лень или другие его проблемы решались легко и безболезненно, окунитесь в мир детства, насыщенный неуемной фантазией и впечатлениями!
В каждом из нас живет ребенок, который хочет верить в сказки. Так пообщайтесь же с детьми в их детском мире с помощью сказочных сюжетов и образов.
Сказки хороши для воспитания и развития личности детей тем, что в них отсутствуют прямые нравоучения и назидания. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире, учится сочувствовать и сопереживать.
Ресурсы сказок можно использовать в работе с детьми с ранним детским аутизмом, с задержкой психического развития, гиперактивностью, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), нарушениями речевого развития и другими детьми при страхах, повышенной тревожности, внутренних конфликтах, трудностях общения, отклонениях в поведении, низкой самооценке.
С помощью сказки можно проработать стрессовые и конфликтные ситуации, уйти от привычных стереотипов, блокирующих путь к новым представлениям, развивать воображение и фантазию.
Сказка воздействует на эмоционально личностное развитие ребенка. В ней затрагивается отношение человека к самому себе, другим людям, окружающему миру. Цель психотерапевтической работы со сказкой – помочь в разрешении внутреннего конфликта, повысить самооценку, снизить тревожность, помочь ребенку в психотравмирующей ситуации.
Уважаемые психологи, педагоги и родители, желаю вам творческих успехов и радости от общения с самыми интересными и непосредственными детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
С уважением, автор
Глава I
Психотерапевтические сказки для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с помощью сказки
Последние десятилетия внесли в жизнь детей изменения, из-за которых им стало труднее понимать свои и чужие чувства, осваивать навыки поведения. Одной из причин трудностей формирования навыков социального взаимодействия и адекватного выражения эмоций можно назвать общее эмоциональное нездоровье общества.
Практика показывает, что современные дети стали более нервными и раздражительными, более упрямыми и капризными, более подавленными и одинокими, более импульсивными и непослушными. Это является результатом значительных изменений, происшедших в нашем обществе. Новые экономические условия вынуждают родителей работать больше, а значит, у них остается меньше свободного времени, которое можно провести с детьми. Все большее количество семей проживает вдали от своих родственников, часто в районах, где родители детей дошкольного возраста боятся позволить им играть на улицах, не говоря уже о том, чтобы зайти к соседям. Вместо того чтобы играть со сверстниками, дети проводят все больше времени перед экраном телевизора или компьютера.
А ведь в течение всей долгой истории развития человечества дети знакомились с основными эмоциями и получали социальные навыки от своих родителей, родственников, соседей и из импровизированных игр с другими детьми. Отсутствие возможности научиться основам эмоционального развития приводит к неблагоприятным последствиям.
Учитывая новые условия, родители должны максимально использовать драгоценные моменты, которые они могут посвятить своим детям, и приложить целенаправленные усилия, чтобы привить им ключевые навыки межличностного общения, такие как, возможность понять и справиться с беспокоящими их ощущениями, контролировать всплеск негативных эмоций.
Джоан Деклер и Джон Готтман отмечают, что большая часть сегодняшних родителей игнорируют мир эмоций ребенка. Они больше внимания уделяют поступкам и игнорируют чувства, которые как раз и служат их побудительной причиной. Однако конечная цель воспитания детей состоит не в том, чтобы воспитать послушного и сговорчивого ребенка. Большинство родителей хочет для своих детей гораздо большего: воспитать высоконравственных и ответственных людей, которые вносят вклад в жизнь общества, обладают достаточной силой, чтобы делать свой собственный выбор, используют свои таланты, любят жизнь и те удовольствия, которые она предлагает, имеют друзей, заключают удачные браки и сами становятся хорошими родителями. В ходе своих исследований авторы практического руководства для родителей обнаружили, что одной любви для этого мало. Оказалось, секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. К сожалению, часто бывает, что отношение к эмоциям (своим и своих детей) любящих и заботливых родителей встает на пути к общению с ребенком, когда тот испытывает страх, или злится, или сильно опечален. Этот недостаток можно устранить путем приобретения базовых навыков эмоционального воспитания [6].
Рассказывание сказок помогает детям и родителям прийти к единению и вместе отдохнуть. Ребенок имеет возможность видеть благодушно настроенного родителя, понимать и доверять ему. Сказка доставляет удовольствие и ребенку, и родителю. Она снимает эмоциональное напряжение, вызывает позитивные эмоции, сглаживает проблемы и укрепляет надежду.
Н. М. Погосова предполагает, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. Эмоции отличаются полярностью, обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, радость – грусть, любовь – ненависть, гордость – унижение и т. д. Ребенок познаёт окружающий мир и делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и ситуации и отвергает другие [12].
Познание всегда эмоционально. Любые психические процессы окрашиваются эмоциями – будь то ощущения или воображение, мышление или память. Хорошее настроение обостряет восприятие, активизирует мыслительные процессы, а упадок духа ухудшает запоминание, не дает простора фантазии. Умеренно положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизуют все силы организма для активного восприятия любой информации. А отрицательные – создают напряженность или подавленность, что ухудшает способность адекватно воспринимать окружающий мир, интенсивно «проживать» жизненные ситуации.
Наш мир – это вечная борьба противоположностей. Избежать воздействия отрицательных эмоций невозможно. Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагает наличие неудач, ошибок, срывов. Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи или ошибки.
Автор коррекционно-развивающей программы для детей, имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью, Н. М. Погосова выделяет несколько типов детей, в соответствии с дисгармоничными проявлениями эмоциональных состояний:
Блог : Значение сказок для детей
Вернуться к блогу
Значение сказок для детей
Сказки — это, как правило, рассказы для детей, в которых фигурируют причудливые и чудесные персонажи, такие как эльфы, гоблины-волшебники и феи. Термин «фея» относится не только к феям, но и к фантастической и волшебной обстановке в истории. Сказки, чаще всего традиционные и передаваемые устно из поколения в поколение. Эти истории больше, чем просто счастливый конец. Они изображают настоящие моральные уроки через персонажей. Эти истории увлекательны и помогают повысить силу воображения и творчества ребенка. Уход за детьми Chino Hills, CA уделяет особое внимание ежедневному прослушиванию детьми сказок для общего умственного развития ребенка.
Сказки помогают детям понять окружающий мир. Они узнают, что такое добродетель и что такое пороки. Эксперты дошкольного образования говорят, что сказки важны, потому что они позволяют детям испытать вещи в уме, прежде чем они испытают их в реальном мире. В этих историях может случиться что угодно, но в конце истории есть решение. Дети узнают, что должно быть решение многих проблем, с которыми вы можете столкнуться в реальной жизни. Сказки учат детей быть оптимистами.
По словам воспитателей дошкольного учреждения Chino Hills, CA , сказки учат детей, как справляться с основными человеческими конфликтами, желаниями и отношениями здоровым образом. Регулярное прослушивание этих историй помогает детям приобрести навык здраво решать жизненные проблемы, улучшает качество жизни, учит быть счастливым даже в тяжелой ситуации, любить людей.
Некоторые родители сомневаются в силе сказок. Они думают, что сказки делают детей непрактичными. Обращаясь к этим родителям, детские психологи вместе с экспертами по уходу за детьми на семинаре в начальной школе в Чино-Хиллз, штат Калифорния, говорят, что сказка — прекрасная вещь и приносит неисчислимую пользу детям.
- Сам великий ученый Альберт Эйнштейн делал упор на сказки. Он сказал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были более умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были умнее, читайте им больше сказок».
- Метод рассказывания играет важную роль в раннем развитии грамотности детей. Дети узнают новые слова из сказок, и это обогащает их словарный запас.
- Регулярная привычка рассказывать истории и слушать их перед сном укрепляет связь между родителями и детьми. В качестве сказок на ночь детские психологи предпочитают сказки для маленьких детей.
- Когда ваши дети слушают сказки, они узнают о различных жизненных проблемах и их положительном решении. Не бывает таких сказок, которые заканчиваются без решения проблемы. Они учат нас, что у каждой проблемы есть свое решение, и вы должны найти это решение. Сказки помогают улучшить навыки решения проблем детей.
- В сегодняшнем напряженном мире, где дети проходят через жесткую конкуренцию, сказки необходимы в терапевтических целях. Из большей части рассказа дети узнают, что каждый человек может пройти через обратную ситуацию. Но героически столкнуться с этим — величайшее испытание. Мир прекрасное место, и вы должны найти свое счастье. Это развивает у детей устойчивость.
Классические сказки для детей
* Это не сказки, одобренные Уолтом Диснеем. Это скорее народные сказки, собранные и опубликованные братьями Гримм в 1812 году. Позже они были переработаны Вильгельмом Гриммом, с добавлением новых элементов и удалением других, чтобы удовлетворить вкусы читающей публики того времени. Шарль Перро также собирал, публиковал (фактически уже в 1697 г.) и позднее перерабатывал народные сказки.
Сказки передаются из поколения в поколение, как обряд вхождения в мировую историю и самый значимый человеческий опыт. Их влияние на формирование восприятия и социализацию детей настолько сильно, что гуманитарные науки уже не относятся к ним просто как к забавным сказкам на ночь. На протяжении веков сказки служили источником морали, этики и социальных норм. Иногда их универсальные послания направляют людей на протяжении всей жизни, служа мерилом «правильного и неправильного», «добра и зла», «красивого и безобразного».
Сказки помогают девочкам и мальчикам расти, встречаться со своими самыми глубокими страхами и желаниями и формировать их ценности. Они стимулируют эмоциональное, интеллектуальное и поведенческое развитие детей и способствуют их психическому здоровью. Есть несколько веских причин, объясняющих, почему дети находят сказки такими привлекательными.
Сказки открывают возможности для развития воображения детейКаждый из нас когда-то был частью волшебного мира сказок, где происходят чудеса и все возможно, но по мере взросления становится все труднее выйти за пределы рационального мышления. Эта способность предоставляется в основном детям до 11 лет, которые присоединяются к истории, привнося свое безграничное воображение, без сопротивления, мыслей или критики. Реальность сказок приближается к детской увлеченности фантазией, их сопереживанию нереальным историям и их потребности отождествлять себя с персонажами, обладающими сверхъестественными способностями.
Символический характер сказок — еще один источник увлечения для детей.Образы в сказках богаты символами, уходящим далеко в прошлое человечества. Мы находим их в мифах, религии и снах. Эти символы легко говорят с маленькими детьми, потому что они воплощают их внутренний мир: их страхи, желания и образы, с которыми они склонны отождествлять себя. Дети с их ограниченными источниками знаний и опыта чувствуют близость к символам и используют их для понимания мира гораздо более легким способом, чем если бы они имели возможность прибегать к рациональному знанию.
Сказки показывают мир таким, каким его представляют себе дети. Они рассказывают истории о конфликтах, трудностях и отношениях, подобных тем, которые переживают дети. Сюжетная линия проста и легка для понимания, давая детям возможность сравнить их со своим собственным опытом и, таким образом, лучше узнать себя и свои отношения. Сказки не нужно объяснять, потому что сложные жизненные вопросы они охватывают с краткостью и удивительной ясностью, в соответствии с представлениями и знаниями, которыми обладают дети. Они предлагают четкие и четко сформулированные различия между добром и злом, добрым героем и злым, так что детям не нужно сомневаться ни в рассказах, ни в персонажах. Кроме того, сказки служат матрицей, помогая детям лучше познавать окружающий мир.
Сказки реальны*В них собрана воедино вселенная событий, персонажей и тем, которые веками волновали и беспокоили человечество; в них участвуют люди всех возрастов от детства до старости; они касаются сильных и слабых сторон человеческой натуры и контрастов, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни: бедных и богатых, добрых и злых, храбрых и слабых, уродливых и красивых. Они приходят к нам насыщенными эмоциями, волнующими и занимательными, задающими общечеловеческие вопросы о свободе, дружбе, любви и других человеческих стремлениях. Сказки могут вызвать крайности (жестокое обращение, насилие, лишения), которые могут быть трудными темами для детей, чтобы исследовать их иначе. Будучи культурно санкционированными, эти истории позволяют исследовать и обсуждать конфликтующие темы и стимулируют детей к развитию их способностей критического мышления. Партнеры проекта решили работать с детьми, используя классические тексты, составленные братьями Гримм, Шарлем Перро и Гансом Христианом Андерсеном, потому что версии Уолта Диснея, которые обычно более знакомы детям, имеют тенденцию временами использовать «магические мир» сказок для частных коммерческих занятий.
*Кальвино I. (1956), Итальянские сказки – Сборник народных сказок за последние сто лет, переведенных на итальянский язык с различных диалектов ** Несмотря на то, что в них используются вымышленные истории и персонажи, сказки могут помочь детям справиться с трудностями реальной жизни. В дополнение к представлению различных вопросов, они также предлагают решения конфликтов. Таким образом, сказки могут поддерживать и способствовать умственному развитию детей, побуждая их преодолевать собственные страхи и тревоги. Классические сказки имеют четкую целеустремленную структуру, восстановленную с различными сюжетными линиями и персонажами. Он приглашает детей в историю, позволяя им жить бок о бок с главным героем и уйти победителями. Есть несколько важных уроков, которые преподают сказки. Первый — это урок о счастливом конце, приносящий ценности уверенности и мужества, помогающие преодолевать жизненные трудности, а также перспективу получить вознаграждение за столкновение с неприятностями. Сюжетная линия всегда следует схеме: сначала идут недостатки и страдания, затем испытания, когда выходит герой, и, наконец, награда за противостояние бедам. Второй урок заключается в том, чтобы встречать трудности, а не избегать их, чтобы гарантировать конечный результат: успех и удовлетворение. **Проф. Светлана Стоичева в интервью Болгарскому информационному агентству от 10 марта 2017 г.
«Сказки важны не потому, что они показывают детям, какова жизнь, а потому, что они придают форму глубоким страхам и мечтам о жизни посредством фантазии», — пишет Салли Годдарт Блайт, директор Института нейрофизиологической психологии и автор книги . Гений естественного детства: секреты Процветания Дети . Сказки создают безопасную среду для детей, чтобы они могли понять и назвать определенные чувства, которые они находят сбивающими с толку и трудными.
В заключение отметим, что сказки являются мощным средством формирования у детей раннего возраста ценностей и нравственных категорий. Через сказки они в самом раннем возрасте начинают развивать свои представления об окружающем мире. В эту фантастическую реальность проецируются собственные переживания, внутренние конфликты, отношения внутри семьи, с родными и сверстниками. Сказки несут ответы на детские вопросы и помогают ориентироваться в окружающем мире, несмотря на хрупкий возраст и отсутствие жизненного опыта.
Сказки стимулируют приобретение определенных знаний в соответствии с требованиями общества. Они являются инструментом закрепления господствующих установок, и в результате определенные социальные отношения, характеристики, модели поведения и ценности никогда не подвергаются сомнению, оспариванию или критике, а принимаются как норма.
Как использовать сказки для введения темы гендерного равенства в воспитании детей?В сегодняшнюю эпоху глобализации и бесконечных возможностей, которые открывает развитие технологий, неуверенность в себе, экономическая зависимость, отсутствие образования и профессии, безработица и социальная изоляция лишают многих женщин и некоторых мужчин достойной, интересной и разнообразной жизнь. Истории, которые мы рассказываем детям, продолжают влиять на их личностный и социальный рост, потому что они дают им образцы для подражания, которые, как мы видели, могут формировать их жизнь.
Это серьезная ответственность родителей, учителей и общества в целом. Воспитание мальчиков и девочек как равных, причем начиная с раннего возраста, является задачей, стоящей перед всеми взрослыми, поскольку впоследствии приведет к партнерским отношениям дома, в школе и на работе; это ограничит насилие и сделает их открытыми для знаний и развития; готовы к их подлинному выражению, удовлетворению и полноценной жизни. И это право каждого человека: жить достойно и уважать различия. Наше общество достигло такого уровня культурного развития, что может потребоваться интерпретация этих старых, но любимых детских сказок в соответствии с ценностями равенства и уважения.
В образовательной деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно с успехом использовать классические детские сказки для поощрения их критического мышления и преодоления ограничительных стереотипов о женщинах и мужчинах. Для достижения этой цели необходимо придерживаться следующих ключевых концепций:
• подход, основанный на правах человека;
• чуткость и понимание важности социальных ожиданий и норм по отношению к девочкам и мальчикам и их влияния на детей;
• рассматривая стереотипы как исторически сложившиеся и культурно и социально приемлемые роли женщин и мужчин, которые порождают неравенство и являются предпосылкой для дискриминации и насилия;
• использование сказок как средства, наиболее близкого к знаниям и интересам детей, для представления и обсуждения гендерного равенства.
В отношении педагогической деятельности, связанной с гендерным равенством, мы предлагаем следующие методические указания: • системный подход и взгляд на вещи: тема сложная и временами чувствительная, следует учитывать контекст социальной и культурной среды, а также значимых взрослых фигур — родителей, учителей, наставников, спортивных тренеров и др. — следует включиться в процесс. |