Сказкотерапия для детей как мягкий метод воспитания
Если ваш ребенок не хочет ходить в детский сад или школу, чего-то сильно боится, плохо спит, излишне замкнут или проявляет агрессию, ему может помочь сказкотерапия. Что такое сказкотерапия для детей и какие ее методы можно использовать, чтобы помочь ребенку справиться с проблемами.
Что такое сказкотерапия
Сказкотерапия – это одно из эффективных направлений психологии. Сказки в качестве терапии приобрели популярность потому, что помогают общаться взрослым и детям на одном языке. С помощью поучительных историй взрослому легче объяснить сложные вещи ребенку, сблизиться с ним и помочь решить проблему.
⠀
Терапия основана на воспитании ребенка через пример героев, где он сам учится разбирать, анализировать и искать выход из ситуаций, которые с ним происходят. Например, сказка может помочь понять, что каждый человек ошибается и это нормально, научить признавать свою неправоту, дружить, помогать друзьям в беде и т. п.
Почему с детьми лучше работают сказки
Дети дошкольного и младшего школьного возраста живут в мире сказок. В этот период у них преобладает наглядно-образное мышление и им проще ориентироваться, проживать эмоции и учиться в выдуманном мире.
⠀
Ребенок может снова и снова слушать любимую сказку и воспринимать достижения героев, как свои собственные, т. е. перекладывать опыт персонажа на себя. Например, пройдя через череду препятствий в сказочной истории, стать сильнее, выносливее, мудрее, перестать бояться.
⠀
А еще занятия, построенные через сюжеты любимых сказок, не перегружают мозг детей и запоминаются надолго, работая в долгосрочной перспективе.
Функции сказок
В детской терапии и педагогике сказки используются, чтобы:
- помочь ребенку побороть различные страхи: замкнутого пространства, темноты, воды, животных и прочее;
- воспитать необходимые черты характера и личности: смелость, коммуникабельность, инициативность, усидчивость, умение доводить начатое до конца;
- помочь научиться правильно себя вести в сложных ситуациях;
- избавиться от комплексов;
- бороться с различными психологическими расстройствами.
- сформировать правильные понятия о добре и зле;
- развить воображение, фантазию и творческое мышление;
- с детства привить малышу правильные ценности.
Какие сказки используются в терапии
Можно выделить два основных вида сказок: воспитательные и терапевтические. Применяться могут как народные, так и художественные сказки. Сказкотерапия в воспитательных целях затрагивает и помогает решать незначительные проблемы с поведением, преодолением страхов (высоты, темноты, воды), адаптироваться в новом коллективе.
Терапевтические сказки направлены на то, чтобы помочь ребенку справится с более глубокими проблемами. Например, пережить потерю близкого человека или тяжелую травму.
⠀
Если это психокоррекционная сказка, в ее основе должна лежать завуалированная проблема ребенка. А в конце этой сказки он решает сам, как должен поступить герой, чтобы справится со своей проблемой.
Все случаи и дети разные, поэтому каких-то универсальных сюжетов нет. Выбирая сказки для терапии, родителям, прежде всего, нужно ориентироваться на реакцию ребенка на различные истории. Например, кому-то история Колобка покажется трагичной и ужасной, потому что его съела Лиса, а кто-то послушает и сделает выводы, как не нужно себя вести, чтобы не оказаться на месте главного героя.
Методы сказкотерапии
Поговорим, как использовать сказкотерапию для детей:
Рассказываем и сочиняем
Родители могут придумать и рассказать терапевтическую сказку сами. Например, взять и переложить реальную ситуацию на сказочных героев. Например, жила-была семья дельфинов. Мама-дельфин, папа-дельфин и сын-дельфин… Семья дельфинов по сюжету оказывается в тех же ситуациях, что, например, и ваша семья, проходит определенные испытания, а потом все заканчивается хорошо.
⠀
К сочинению истории можно подключить ребенка, только помогать ему в процессе, чтобы он не потерял сюжетную линию, потому что сказка обязательно должна закончиться подведением итогов – герой из своего опыта извлекает урок и меняет свое поведение, благодаря чему улучшается его жизнь.
Бонусом для детей, которые самостоятельно сочиняют сказки, становится развитое воображение и творческое мышление.
Рисуем
В терапии после прочтения сказку нужно «оживить» — нарисовать, слепить, сделать аппликацию. Посредством творчества ребенок может выразить и прожить свои эмоции, избавиться от напряжения. Родителям не нужно обращать внимание на качество изображения, здесь важен сам процесс. В первый раз картинка может показаться мрачной и даже жуткой, но после проработки ситуации во второй и в последующие разы, краски на рисунке станут более «жизнерадостными», а сами персонажи – милыми.
Делаем кукол
Это очень сильный метод сказкотерапии, где важную роль играет сам процесс создания кукол. Идея в том, чтобы «оживить» сказку с помощью героев сделанных своими руками. Психологи приравнивают шитье кукол по эффекту к медитации, в процессе которой происходят серьезные изменения личности.
⠀
Кукла становится тем предметом, на который ребенок выплескивает свою энергию. Во время изготовления кукольных персонажей у детей срабатывает механизм проекции ситуации, что помогает добиться невероятных результатов в терапии.
⠀
Когда кукла готова, можно попробовать еще один метод терапии – манипулирование ею, простыми словами – управление. Позволив ребенку «оживить» своего персонажа и управлять им, можно провести психодиагностику и решить ряд проблем (развить речь, мелкую моторику, коммуникабельность, решить внутренний конфликт и т. п.). Только при условии, что занятие проводит опытный специалист.
Обыгрываем сказку
Имеется ввиду разыгрывание сценки. Можно распределить роли в кругу семьи или в группе между детьми, а можно разыграть спектакль с помощью игрушек. Главное здесь, что ребенку или игрушечному персонажу, которым он управляет, нужно глубоко вжиться в роль и передать характер героя. Таким образом ребенок сможет прочувствовать его положительные и отрицательные эмоции, переживания. Во время постановки психолог внимательно следит за мимикой, жестикуляцией, интонацией малыша, чтобы проанализировать его состояние и выбрать метод психокоррекции.
Создаем сказочную атмосферу на занятиях
Это нужно для того, чтобы дети комфортно чувствовали себя на уроках, могли раскрыться и вовлечься в процесс без лишнего стеснения. Дошкольникам и младшим школьникам намного легче адаптироваться к школе и усваивать материал уроков вместе со сказочными героями в формате игры. Мы в онлайн-школе Kidskey успешно применяем этот метод и уже более 6000 учеников смогли научиться читать, писать и считать вместе с нами. Поэтому если ребенок не хочет учиться, не любит делать домашнее задание, попробуйте перевести занятия в игру и добавить на занятия его любимых сказочных персонажей. Результат вас приятно удивит.
Кому подходит сказкотерапия и где находить терапевтические сказки?
На самом деле сказкотерапия подходит и детям, и взрослым. Однако у взрослых другие запросы и они обычно хотят научиться писать терапевтические сказки для своих детей. Но на это нужно время, желание и силы. А если этого нет – предлагаем воспользоваться готовыми сказками на ночь для своего ребенка. Простые истории, чудесные превращения, победы любимых героев и торжество добра — бесконечное множество вариантов и столько же увлеченных слушателей — это сказки, в которых ребенку интересно все.
⠀
Нажимайте на кнопку ниже, подписывайтесь на наш канал и слушайте любимые сказки в приятной озвучке вместе с ребенком.
⠀
Читайте также:
Что такое арт-терапия и чем она полезна для детей
Развитие эмоционального интеллекта у детей
Почему ребенок злится: как справиться с агрессией
Сказкотерапия для детей старшего дошкольного возраста | Методическая разработка (подготовительная группа) по теме:
С
казкотерапия для дошкольников —
современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.
Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее чудодейственный завораживающий мир.
Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.
В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т. д.), коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи и т.д.
В
каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников?
Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.
К
акие виды сказок используются в качестве материалов для терапии?
Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста), овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены цифры и буквы.
Народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если девочка отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка-трусишка, то можно предположить, что она достаточно застенчивая, спокойная и, возможно, боязливая.
Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе и др.
Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет еще одной группе сказок — медитативным сказкам, создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения.
Основной формой работы по сказкотерапии в нашем ДОУ признана деятельность, организованная по типу программы Надежды Михайловны Погосовой “Погружение в сказку”, а также используем сказкотерапию Святослава Сахарного «Сказки из дорожного чемодана», «Гак и Буртик в стране бездельников» и «Лабиринт души: Терапевтические сказки». Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е.
Занятия – сказки проводятся 1-2 раза в неделю, занятие длится 25-30 минут. Замечательная форма занятия-сказки позволяет включить в него ряд разнообразных упражнений, вплетая их в канву сказочного повествования. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, выражать свои чувства вербально и невербально; расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях и адекватным им телесных выражениях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение. Этот результат достигается как особой подачей сказочного материала психологом, где используется все разнообразие голосовых и мимических средств, так и средствами психогимнастики, психодрамы, логопедическими и физическими упражнениями, элементами визуализации, медитации, релаксации.
Очень нравится детям то, что любое сказкотерапевтическое занятие начинается и заканчивается определенным ритуалом. Они с удовольствием выполняют в начале каждого занятия упражнение на единение и эмпатию такие, как передача по кругу “волшебного” огонька свечи, “волшебного” клубочка или цветка с добрыми пожеланиями друг другу.
Заканчивается каждое занятие-сказка релаксационной паузой или медитацией, когда дети представляют себе что-то заданное психологом, “переваривают” и усваивают полученную информацию, снимают возбуждение от активной деятельности, готовясь к возвращению в группу. Постоянное соблюдение этих ритуалов доставляет радость детям, облегчает их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности. Важно, что дети вскоре сами начинают следить за неуклонным соблюдением этих ритуалов, подсказывая психологу, какое действие перенесет их в сказку на этот раз.
Основой для планирования занятий по сказкотерапии являются разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Ю. Соколова, Т.М. Грабенко и других авторов методик по креативной терапии. Используются психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические и медитативные сказки, написанные ими специально для сказкотерапии.
Дифференцированный подход к детям определяет содержание наших занятий, они модифицируются в зависимости от направления и преследуемых целей. Таким образом, не бывает похожих занятий, каждое подготовлено и сориентировано по-своему. Занятия на одну и ту же тему разных лет могут сильно отличаться друг от друга, потому как сильно зависят от личностных особенностей, как воспитанников, так и педагога-психолога.
Правила организации сказкотерапии для дошкольников:
- Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию;
- Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка;
- Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу;
- Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке;
- Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.
Терапевтические сказки: Для детей и семей, переживающих трудные времена — Серия книг
Просмотреть все Серия книг
СЕРИЯ КНИГ
О серии
«Современные сказки» — это уникальная серия терапевтических книг, которая включает в себя ряд прекрасно иллюстрированных и деликатно написанных сказок для поддержки детей, переживающих травмы, страдания и сложные испытания. Эти короткие рассказы разработаны как эмоциональная поддержка, чтобы помочь детям с их чувствами в чрезвычайно сложных ситуациях. Истории помогают начать разговор со взрослыми, включая учителей, консультантов и терапевтов. Сказки — старый способ исследовать трудные, иногда невыносимые темы жизни и смерти, и этот неподвластный времени формат используется здесь как поддержка детей и взрослых в трудные времена.
- Названия серии
- Авторы
12 названий серий
122448
Сортировка
Дата публикацииЗаголовок (по возрастанию)Заголовок (по убыванию)
Включить будущие заголовки
Дисплей
В лес: для тревожных детей
1-е издание
Ожидается
Автор: Пиа Джонс, Сара Пимента
31 мая 2023 г.
Эта прекрасно иллюстрированная и трогательная сказка создана для детей, испытывающих тревогу. С увлекательными и нежными иллюстрациями, помогающими вести разговор, в нем рассказывается история мальчика, которого животное-поводырь учит, как жить настоящим, а не бояться …
The Sky Fox: для детей с чувством одиночества
1-е издание
Ожидается
Автор: Пиа Джонс
31 мая 2023 г.
Эта прекрасно иллюстрированная и трогательная сказка создана для детей, испытывающих чувство одиночества и социальной изоляции.
Волны: для детей, живущих с ОКР
1-е издание
Ожидается
Автор: Пиа Джонс
31 мая 2023 г.
Эта прекрасно иллюстрированная чувствительная сказка была создана для детей, страдающих ОКР (навязчивые мысли/компульсивное поведение). С увлекательными и нежными иллюстрациями, помогающими вести разговор, книга рассказывает историю девушки, которой помогавший проводник животных найти способы справиться с …
Терапевтические сказки.
1-е издание
Готовится к выпуску
Автор: Пиа Джонс, Сара Пимента
31 мая 2023 г.
Этот прекрасно иллюстрированный сборник терапевтических сказок, том 2, предназначен для того, чтобы помочь детям исследовать чувства тревоги, социальной изоляции и ОКР (навязчивые мысли/компульсивное поведение) с помощью природа как опора. Эти книги могут быть использованы родителями, опекунами и специалистами, чтобы…
Ночной переход и сборник рассказов: Колыбельная для детей. О последнем путешествии в жизни
1-е издание
Автор: Пиа Джонс, Сара Пимента
16 июня 2021 г.
Этот прекрасно иллюстрированный и чувственный сборник рассказов предназначен для терапевтического использования профессионалами и лицами, ухаживающими за детьми с неизлечимыми заболеваниями. С помощью нежных и красочных иллюстраций, которые могут помочь детям со страхами и чувствами, книга рассказывает историю последней …
Остров и сборник рассказов: для детей, чьи родители живут с депрессией
1-е издание
Автор: Пиа Джонс, Сара Пимента
5 ноября 2020 г.
Этот прекрасно иллюстрированный и чувственный сборник рассказов предназначен для терапевтического использования профессионалами и опекунами, помогающими детям, чьи родители переживают разлуку. С увлекательными и красочными иллюстрациями, которые могут быть использованы для стимулирования разговора, он рассказывает историю одного .
Пособие «Буря и сборник рассказов: для детей, растущих в условиях разлуки родителей»
1-е издание
Автор: Пиа Джонс, Сара Пимента
5 ноября 2020 г.
Этот прекрасно иллюстрированный и чувственный сборник рассказов предназначен для терапевтического использования профессионалами и лицами, ухаживающими за детьми, родители которых страдают от депрессии. С помощью увлекательных, нежных и красочных иллюстраций, которые можно использовать для стимулирования разговора, книга рассказывает …
Терапевтические сказки: для детей и семей, переживающих трудные времена
1-е издание
Автор: Пиа Джонс, Сара Пимента
7 августа 2020 г.
Терапевтические сказки — это серия коротких современных сказок, посвященных поддержке маленьких детей в сложных жизненных ситуациях и потерях, охватывающих различные темы, такие как распад семьи, неизлечимая болезнь и родительская депрессия. Каждый рассказ оживает благодаря увлекательным, .
Сборнику рассказов. Введение в терапевтическую и творческую работу со сборниками рассказов
1-е издание
By Pia Jones, Sarah Pimenta
27 августа 2020 г.
Этот ресурс был разработан, чтобы помочь практикующим врачам и лицам, осуществляющим уход, с практическими и творческими идеями о том, как использовать иллюстрированные сборники рассказов в терапевтических целях с детьми. Хотя эту книгу также можно приобрести как часть набора с тремя терапевтическими сказками, все содержание, …
Остров: для детей с родителями, живущими с депрессией
1-е издание
Автор: Пиа Джонс, Сара Пимента
27 августа 2020 г.
Этот прекрасно иллюстрированный и чувственный сборник рассказов предназначен для терапевтического использования профессионалами и опекунами, помогающими детям, родители которых страдают от депрессии. С увлекательными, нежными и красочными иллюстрациями, которые могут быть использованы для начала разговора, он рассказывает . ..
Ночной переход: Колыбельная для детей о последнем путешествии в жизни
1-е издание
Автор: Пиа Джонс, Сара Пимента
27 августа 2020 г.
Этот прекрасно иллюстрированный и чувственный сборник рассказов предназначен для терапевтического использования профессионалами и лицами, ухаживающими за детьми с неизлечимыми заболеваниями. С увлекательными, нежными и красочными иллюстрациями, которые можно использовать для разговора, он рассказывает историю финала …
Буря: для детей, растущих в условиях разлуки родителей
1-е издание
К Пиа Джонс, Сара Пимента
27 августа 2020 г.
Этот прекрасно иллюстрированный и чувственный сборник рассказов предназначен для терапевтического использования профессионалами и опекунами, помогающими детям, чьи родители переживают разлуку. С увлекательными и красочными иллюстрациями, которые можно использовать для стимулирования разговора, он рассказывает историю одного .
Сказкотерапия | Readmio
Сказки — огромный источник знаний и мудрости. Они учат другим способам мышления и действия. Сказки показывают модели поведения, которые поддерживают людей в различных эмоционально заряженных ситуациях, помогают снять напряжение и найти решение проблем. Кроме того, они укрепляют связь между родителями и детьми, обеспечивая более тесный контакт, что помогает родителям лучше понять эмоции, чувства и мировоззрение ребенка.
Сказки – это терапевтическое средство примирения с реальностью. Любимые истории часто очень тесно связаны с симптомами конкретной проблемы, личным опытом или поведением. По этой причине сказки используются в различных видах психотерапии не только для детей, но и для взрослых. Они предлагают лучший подход к проблемам, особенно из-за их образного характера и эмоционального изображения. Для того чтобы иметь терапевтический эффект, необходимо, чтобы сказка вызывала широкий спектр эмоций.
Вы тоже можете стать психотерапевтом для своего ребенка
Когда родитель читает ребенку сказку, это не считается автоматически сказкотерапией. Это становится таковым только тогда, когда родитель ставит четкую цель в отношении того, чего он хочет достичь. Они должны выбрать подходящую сказку, похожую на ситуацию, с которой столкнулся их ребенок. Тогда ребенок сможет найти решение своих проблем, чувствуя себя в безопасности в своем мире фантазий.
Ребенок может слушать историю и сам находить решения. Однако гораздо эффективнее, когда ребенок идентифицирует себя с главным героем сказки, но это зависит от конкретной проблемы, типа сказки, ее направленности и скрытого смысла. Эффект от терапии можно вывести на новый уровень с помощью рисунков, игр, игр или создания фигурок главного героя или других персонажей.
Родитель лучше всех знает своего ребенка и поэтому может создать собственную сказку с учетом его потребностей. В этом случае важно соблюдать следующие принципы:
- Выберите и опишите героя, максимально похожего на ребенка характером или внешностью. Используйте соответствующего героя в соответствии с возрастом ребенка. Например, для возраста от 6 до 7 лет подходят персонажи-животные. В возрасте 7–8 лет можно использовать ведьм и ведьмаков, а в возрасте 8–13 лет — рыцарей, драконов, принцесс и героев-людей. С 14 лет и старше правдивые истории очень эффективны.
- Подробно опишите окружение и обстоятельства, в которых находится герой, должны быть похожи на ситуацию, в которой находится ребенок.
- Опишите задачу, похожую или похожую на ту, которую должен решить ребенок.
- Опишите эмоции, мысли, идеи, чувства и поведение героя.
- Опишите, как герою удается решить проблему даже в критической, сложной ситуации. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что таким же образом он может решить и собственную задачу. Самое главное, чтобы у героя, как и у всех остальных участников истории, был счастливый конец.
В приложении Readmio вы также найдете сказки, посвященные конкретным проблемам, таким как парализующий страх, скорбь по утрате, выход из кризиса, проблемы в школе или детском саду и многое другое. Их можно познакомить с детьми, чтобы создать подходящую атмосферу для решения детских проблем с заботой и чуткостью.
Источники:
Вачков И. В. 2016. Сказкотерапия сегодня: определение ее границ и содержания. Ежегодная международная научная конференция «Воспитание и образование детей младшего возраста», ECCE 2016, 12-14 мая 2016 г., Москва, Россия.
Петрушкевич О. 2019. Воспитание через сказкотерапию. https://www.creativeschool.com.ua/ru/blog/vyhovannya-za-dopomogoyu-kazkoterapiyi-interv-yu-z-kazkoterapevtom-olenoyu-petrushkevych/
Dieckmann, H. 1997. Сказки в психотерапии. Журнал Аналитическая психология. 1997 г., апрель; 42 (2): 253–68. doi: 10.1111/j.1465-5922.1997.00253.x.
Левин К.А., Психотер Дж. 1996. Бессознательные фантазии в психотерапии. Пружина;50(2):137-53. doi: 10.1176/appi.psychotherapy.