методы, использование, способы и примеры составления сказок
Хороший детский психолог всегда предложит испробовать самые бережные, мягкие способы терапии, одним из которых является сказкотерапия. Этот метод необходим не только при коррекции психоэмоционального состояния, но и в повседневной жизни для воспитания и гармоничного развития ребёнка. В статье расскажем подробнее об этом направлении арт-терапии, объясним, как самостоятельно составлять сказку и заниматься вместе с ребёнком, какие возрастные особенности нужно учитывать.
Аудио-версия статьи «СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ» Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Содержание
Что такое сказкотерапия
Для чего используется сказкотерапия
Методы сказкотерапии
- Составление сказки
- Рисование сказки
- Обыгрывание сказки
Как составить терапевтическую сказку самостоятельно
Анализ результатов сказкотерапии
Особенности сказкотерапии по возрастам
- 2-3 года
- 3-4 года
- 4-6 лет
- 6-10 лет
Рекомендуемые книги
Какие проблемы могут возникнуть при работе со сказками
Казалось бы, что нового можно узнать о таком древнем, привычном процессе, как прочтение сказок детям? Но сказкотерапия – это не только проведённый вместе с ребёнком досуг и изучение чтения. Это, в первую очередь, мощный инструмент в детской психологии, который позволяет развить разностороннюю личность, скорректировать нежелательное поведение, устранить комплексы и страхи.
Интересно, что русские народные сказки, библейские сюжеты и рассказы всех народов мира часто построены по тем же канонам сказкотерапии, которые предлагают использовать психологи. Поэтому большинство родителей без теории всё отлично делают на практике, читая любимые книжки детям. Но в этой статье всё же попытаемся объяснить, чем сказкотерапия отличается от простого чтения на ночь и какие особенности этого направления нужно учитывать.
Что такое сказкотерапия
Дети и взрослые часто не могут говорить на одном языке. При этом трудности с объяснением возникают, в основном, именно у взрослых. К тому же, именно им, родителям, чаще всего нужно что-то объяснить, чему-то научить детей.
Чтобы максимально убрать возрастные различия и как бы встать на один уровень с ребёнком, сблизиться с ним, войти в доверие, взрослые для объяснения сложных явлений и причинно-следственных связей, для предостережения от опасностей и обучения часто использовали иносказания. Эти рассказы обрастали действующими героями, замысловатым сюжетом, образными выражениями и превращались в сказки, которые рассказывались из поколения в поколение. Так одна знаменитая сказка учит слушаться старших и не убегать от них, чтобы тебя не съела хитрая лиса, другая – не доверять прохожим, чтобы волк не вломился в избушку бабушки.
К середине XIX века интерес к сказкам, как к народному творчеству, проснулся у литературоведов – у братьев Гримм и А.Н. Афанасьева. Теперь сказочные сюжеты тщательно собирались в сборники, что дало возможность установить чёткие связи между, казалось бы, совершенно несвязанными сказками. Дело в том, что все поучительные рассказы строились по похожим сказочным сюжетам. Так народ методом проб и ошибок дошёл до осознания, что ребёнка легче и правильнее воспитывать, используя определённые последовательности действий, набор персонажей и так далее.
Затем за изучение сказок взялись психологи, они заметили, что сказки помогают пережить проблему, уменьшить боль, а также признать внутреннюю проблему и найти способы её решения. И вот эта врачующая способность сказки легла в основу нового направления в психологии – сказкотерапии.
Итак, сказкотерапия – это направление арт-терапии в психологии для воздействия на психику человека и для коррекции его психоэмоционального состояния посредством сказок.
Для чего используется сказкотерапия
Основное назначение сказкотерапии – развитие многогранной, разносторонней личности, а также мягкая коррекция нежелательного поведения, избавление от привычек, страхов и комплексов.
Сказки могут стать прекрасным подспорьем при воспитании ребёнка. Они сближают родителей и детей, дают прекрасные темы для рассуждений, открывают новые интересные факты. Сказкотерапию также эффективно используют специалисты, работающие с детьми – логопеды, психологи и педагоги. В зависимости от того, в какой сфере применяется метод, специалисты могут преследовать свои цели.
В детской психологии сказкотерапия помогает:
- избавиться от страхов, например, темноты, воды, замкнутого пространства;
- активизировать защитные механизмы психики;
- выбрать правильное решение в сложной ситуации;
- запрограммировать жизненный план ребёнка на будущее;
- с помощью ассоциаций воздействовать на личность, воспитывать черты характера;
- искоренить комплексы, например, из-за своей внешности, веса;
- бороться с расстройствами, в том числе с такими серьёзными, как нарушение пищевого поведения, склонность к суициду и т. д.
В педагогике тоже сказкотерапия используется часто. Метод позволяет добиться целей:
- сформировать правильные ценности и уйти от девиантного поведения;
- привить уверенность в себе и повысить самооценку;
- скорректировать характер;
- внушить верные стереотипы на примере персонажей из сказок;
- поддерживать моральные установки, формировать понятия добра и зла;
- развивать творческое мышление, фантазию;
- формировать уверенность в благополучном разрешении проблем.
Не менее востребован метод и в логопедии, особенно с детьми дошкольного возраста. Здесь специалисты с помощью сказок добиваются потрясающих результатов, могут развить:
- фонематическое восприятие звуков, их различение;
- артикуляцию и произношение;
- понятие слогов и слогоразделения слов;
- построение осмысленных последовательных предложений;
- навык построения высказываний – диалогов, монологов, пересказов.
Вне зависимости от того, в какой сфере используется сказкотерапия, и какие конкретные цели преследует специалист, сказка всегда помогает в одном: с её помощью у ребёнка формируется верный образ (поведенческий, речевой, моральный) на примере сказочных героев, ситуаций и сюжетов.
Методы сказкотерапии
В зависимости от возраста ребёнка и задач сказкотерапии можно использовать различные методики. Иногда можно их комбинировать или чередовать. В конце концов, это метод арт-терапии, поэтому и при составлении плана занятий можно взять за основу творческий подход. Или даже действовать по наитию, доверившись интуиции. В таком случае важно заранее узнать об основных принципах и распространённых ошибках. Но сначала поговорим о том, какие основные способы сказкотерапии существуют.
Составление сказки
Существует достаточно много готовых терапевтических сказок, но всё равно самый лучший вариант – когда сказку для ребёнка сочиняют родители. Мамы и папы гораздо лучше знают особенности своего ребёнка и могут привнести в сказку больше эпизодов из жизни семьи. Тем самым малышу будет проще идентифицировать себя с главным персонажем сказки.
Но также можно привлечь к составлению сказки и самого ребёнка. Основное достоинство этого метода в том, что появляется возможность выслушать ребёнка, узнать, что именно его волнует. Включение ребёнка в творческий процесс позволяет увидеть его ход мыслей, что обычно позволяет понять, какая сфера жизни, часть его внутреннего мира нуждается в помощи, коррекции или развитии.
Второй немаловажный бонус – это активное задействование воображения и развитие творческого мышления. Дети, которым довелось выступить в роли сочинителей, отлично фантазируют, со временем смогут придумывать самостоятельные сюжеты и образы.
При этом составление сказки в разы сложнее, чем классическое рассказывание, потому что приходится следить за общим ходом повествования. Ведь цель – подведение итогов, поэтому нельзя полностью довериться воображению ребёнка и плыть вместе с ним по течению. Где-то, в основных моментах сказки, придётся брать управление рассказом на себя, чтобы не нарушился основной вывод, не ушла мораль.
Рисование сказки
Этот способ можно использовать как самостоятельную терапию, так и в комплексе со сказкой. Бывают случаи, когда ребёнок отказывается от чтения сказок и в таком случае на помощь может прийти рисование. Можно попросить ребёнка нарисовать любой сказочный сюжет. Второй вариант после прочтения сказки можно дать ребёнку задание – нарисовать иллюстрацию ко всей сказке или к какому-либо конкретному моменту.
Надо проанализировать используемые цвета, детали картины, уровень прорисовки и общее настроение изображения. Оценивая выбор сюжета для иллюстрации и сам рисунок можно сделает выводы о том, что в данный момент тревожит ребёнка. Например, если главный герой нарисован маленьким и сбоку листа, то это может говорить о чувстве незащищённости у ребёнка или о низкой самооценке.
Обыгрывание сказки
Можно затеять настоящий театр или использовать при постановке подручные материалы – игрушки, куклы. Здесь нужно начать анализировать участие ребёнка с самого начала – за какого персонажа он захотел играть? Можно дополнительно спросить, почему он выбрал именно этого героя?
Если в ходе постановки ребёнок сам примеряет на себя роль, то важно напомнить ему, что он должен как можно убедительнее передать характер сказочного героя. Ребёнку придётся вжиться в роль, примерить на себя модель поведения, почувствовать положительные и отрицательные эмоции. Причём при постановке характер, как правило, бывает в утрированной форме, чтобы было проще его изобразить. А психолог внимательно следит за интонациями, жестикуляцией и мимикой ребёнка, чтобы определить направление дальнейшей работы.
Второй вариант обыгрывания сказки – это кукольный спектакль. При совместном изготовлении кукол можно многое сказать о психоэмоциональном состоянии ребёнка – какие материалы, цвета он берёт для одежды, на какие детали делает акцент.
Метод обыгрывания сказки позволяет:
- улучшить взаимопонимание между родителями и детьми;
- развить речь и навыки общения, построения диалога;
- задействовать воображение, фантазию и творческое мышление;
- развить мелкую моторику;
- снять эмоциональное напряжение.
Как составить терапевтическую сказку самостоятельно
Фольклористы давно это заметили и выделили архетипические сюжеты, список персонажей и даже предметов, которые можно буквально как кирпичики переставлять, чтобы построить свою уникальную сказку.
Как и в любом конструкторе, в сказкотерапии есть небольшая инструкция – это ряд правил, которые стоит соблюдать:
Для детей до 5 лет желательно использовать в качестве главных героев животных. И обязательно с приставкой маленький. Например, маленький слонёнок Гоша или маленький львёнок Тимур. Для детей 5-7 лет в качестве главного героя лучше брать сказочных персонажей: фей, колдунов, рыцарей и принцесс.
Ребёнок должен идентифицировать себя с главным героем сказки. Для этого можно взять видоизменённое имя ребёнка. Например, имя Миша можно трансформировать в Мимику, а Лёшу в Мошу. Так у нас могут появится герои: маленький жираф Мимика или отважный рыцарь Мока.
В начале сказки нужно познакомить ребёнка с главным героем. А чтобы малышу было легче себя соотнести с ним, нужно добавить описание членов его семьи. На этом же этапе можно затронуть и основную проблему ребёнка. Например: В жаркой Африке жил-был маленький жираф Мимика. У него было много братьев и сестёр, и он любил играть вместе с ними на поляне около дома. Но вот только с одним братом, самым маленьким у него не складывались отношения.
Сказка должна содержать в себе замещающий опыт. Это значит, что в сюжете сказки вы должны дать альтернативный вариант поведения ребёнка – как можно было бы поступить иначе. Психика ребёнка устроена следующим образом: представляя сказку и переживая то, что происходит с главным героем, ребёнок воспринимает себя, как действующее лицо. Соответственно, всё, что пережил персонаж, малыш воспримет на «свой счёт». И будет считать, что он сам поступал также. Тем самым он может получить решение своей проблемы или альтернативный вариант, что можно сделать в том или ином случае.
Сказка – волшебная, а значит и герой должен находиться в сказочном воображаемом пространстве. Пусть это будет тридевятое царство, дремучий лес или мир драконов. Если сказка слишком будет похожа на реальность, то терапевтического эффекта добиться будет сложнее.
Придумайте героя-помощника или волшебный предмет, который поможет решить все проблемы ребёнка. Это тот же конёк-горбунок, крёстная-фея, волшебный клубочек или ковёр-самолёт. Если вы придумываете помощника, пусть он будет забавным, запоминающимся. Юмор в сказкотерапии только идёт на пользу.
В сказке всегда должен быть позитивный конец. Проблема решена, герой вернулся домой, изменил поведение и стал жить счастливо. Психологи утверждают, что конец обязательно должен быть жизнеутверждающим, потому что это обеспечивает ощущение психологической безопасности у ребёнка. Даже если конец сказки не оканчивается словами «жили они долго и счастливо», то всё равно окончание рассказа должно произвести положительный эффект, например, дать надежду на то, что из любой проблемы можно выйти победителем.
Сюжет сказки должен строиться по следующему принципу:
«Жили-были». Начало сказки и знакомство с главным героем.
«И вот однажды». Особенное обстоятельство, которое как бы запускает действие. Здесь герой сталкивается с проблемой.
«Из-за этого». В этой части нужно рассказать о том, как ребёнок ведёт себя привычным образом.
«И тогда». Вот здесь нужно показать, как можно решить проблему, как можно поступить по-другому или сделать что-то иначе. Здесь герою может на пути встретиться помощник, который поможет персонажу разрешить его трудности.
«Пир на весь мир». Герой справляется со своей проблемой, и сказка заканчивается позитивным финалом.
«Мораль». Мораль желательно добавлять в сказки для детей старше 5 лет. Самое главное не стоит теребить ребёнка после прочтения сказки и спрашивать его всё ли он понял. Нужно дать ему время, чтобы он осознал всё, что произошло в сказке. Через время малыш сам вернётся к разговору о сказке и возможно, попросит прочитать её ещё не один раз.
Это общая канва произведения, внутри могут быть различные путешествия, странствия, испытания, встречи и расставания, находки и потери. Зная этот сюжетный путь, можно сочинить свою уникальную сказку, которая подходит именно для вашего ребёнка. При самостоятельном сочинении сказки можно более индивидуально подойти к проблеме, сделать акцент именно на те черты характера главного героя, которые вы хотите привить ребёнку. К тому же, можно включить в сочинение сказки самого ребёнка. Он может придумывать продолжение истории, размышлять над неожиданными поворотами сюжета или следовать за повествованием родителей.
Анализ результатов сказкотерапии
Провести анализ можно на примере рисования сказки. После прочтения терапевтической сказки предложите ребёнку нарисовать её. То, что он изобразит, может свидетельствовать, намекать (но не прямо указывать) на возможную проблему.
Например:
- Если главный герой, с которым ассоциирует себя ребёнок, находится вдали от других, обделён вниманием, это может говорить об ощущении одиночества или конфликт.
- Большое количество острых краёв – зубов, лезвий – может говорить об агрессии и опасности.
- Если основные предметы на рисунке маленькие и расположены, преимущественно, по краям бумаги, а основное место остаётся незаполненным, возможно, ребёнок чувствует тревожность.
Кроме того, важно оценить общее впечатление от рисунка, его настроение, выбор цветов, выражение лиц персонажей, погоду.
Арт-терапия обычно применяется комплексно, поэтому рисование сказки может быть как способом анализа самочувствия ребёнка, так и методом коррекции. Например, если вы заметили, что на рисунке главный герой самый маленький и беззащитный из всех, то в сказке можно сделать акцент на то, какой он сильный и смелый, как он прошёл через все испытания. Не удивительно, если при следующем рисовании сказки ребёнок захочет перераспределить место на бумаге, поставив главного героя в самый центр. Такой метод поможет увеличить уверенность в себе и самооценку ребёнка.
Анна Быкова рассказывает в своей новой книге «Мой ребёнок с удовольствием ходит в детский сад» о сказкотерапии, как о методе анализа самочувствия ребёнка в детском саду. С помощью сказки можно понять, хорошо ли ребёнку в новом коллективе. При сочинении сказки стоит обращать внимание на то, кого из ребят ребёнок будет выбирать на роль злодея, кто станет помощником, а кто нуждается в защите. Сказка помогает не только в диагностике проблем, но и в их коррекции. Так нужно обязательно привести рассказ к счастливому финалу. А в самой сказке не забудьте помочь главному герою победить злодея, а потом обязательно подружиться с ним.
Особенности сказкотерапии по возрастам
Сказкотерапия применяется и для детей, и для взрослых, но психологи считают, что в детском возрасте терапия более эффективна. При выборе сказки и метода работы обязательно нужно учитывать возраст ребёнка. Давайте рассмотрим основные проблемы детей по возрастам.
2-3 года
В этом возрасте дети, как правило, очень привязаны к родителям. Поэтому у них может появиться чувство страха от присутствия посторонних людей дома или на улице. Некоторые дети опасаются животных или какого-либо вида транспорта. Мой сын в этом возрасте испугался трактора, которые проехал рядом с ним. Мы с мужем в течение полугода работали над этим появившимся страхом.
Также посещение детского сада или дополнительных занятий часто сопровождается стрессом и эмоциональным напряжением. Мне очень понравилась книжка для малышей, направленная на адаптацию к детскому саду, новому коллективу, а также на снятие тревожности «Зайка идёт в садик. Проблемы адаптации», автор: Ольга Громова.
3-4 года
В 3 года родители часто сталкиваются с кризисом поведения у ребёнка, с капризами и проявлением самостоятельности, упорства. Детей в этом возрасте отличает отсутствие гибкости и недостаточно развитые навыки общения.
Поэтому сказкотерапия помогает научить ребёнка договариваться, идти на уступки и компромиссы, ценить чужое мнение, отличать плохое от хорошего. Кроме того, в этом возрасте ребёнок учится правильно выражать свои эмоции. Очень эффективно работают сказки с животными: «Гуси-лебеди», «Репка», «Три поросёнка», «Красная Шапочка».
4-6 лет
В этом возрасте очень активно начинает работать фантазия у ребёнка. И из-за этого возникают новые переживания и страхи. В 4 года многие дети боятся засыпать без взрослых: они боятся темноты и одиночества. Ребятам кажется, что под кроватью или в шкафу прячутся разные чудовища.
Годам к 5 появляется страх смерти. Детей начинает мучить вопрос: почему люди умирают? И приходит осознание, что однажды умрут его родители и он сам. Из-за этого возникает достаточно много страхов у ребят. Также к этому возрасту у некоторых детей формируются первые комплексы: неуверенность в себе, низкая самооценка.
Сказкотерапия сможет помочь в решении всех этих проблем. Стоит выбирать истории, связанные с перевоплощениями и трансформациями, а также красной нитью проводить мотив о том, что из любых сложных ситуаций есть выход, а главный герой никогда не остаётся со своими проблемами наедине, всегда есть помощники, которые будут рядом. Пример сказки: «О Темноте-темноте».
6-10 лет
Это этап адаптации к новым школьным условиям, поэтому в этот период у ребёнка могут возникнуть самые разнообразные проблемы, с которыми он не сталкивался раньше.
Основные страхи младших школьников – это ответ у доски или контрольная работа, порицание учителем или одноклассниками, опоздание на урок, боязнь сделать что-то не так. Есть хорошая сказка о котёнке, или чего мне волноваться, которая может поработать над проблемой: «Я боюсь, сделать что-то не так!».
Рекомендуемые книги
При выборе сказки нужно отталкиваться от возраста ребёнка и от проблемы, которую вы заметили, например:
- Если ребёнок испытывает сложности с общением, стоит выбирать рассказы про коммуникабельных персонажей, в которых восхваляется крепкая дружба («Винни Пух», «Питер Пэн», «Пеппи длинный чулок»).
- Если нужно корректировать нежелательное поведение, отдавайте предпочтение сказкам, в которых герой получает урок и перевоспитывается («Морозко», «Король Дроздобород»).
- Жадинам стоит послушать «Сказку о золотой рыбке» или «Яблоко» Сутеева.
- Если предстоит переезд, поход в первый класс или поступление в сад, остановитесь на сказках с сюжетом путешествия, например, «Дюймовочка» или «Алиса в стране Чудес».
- Когда ребёнка замучили страхи, почитайте вместе сказки о храбрецах, которые преодолели любые сложности («Щелкунчик», «Чиполлино»).
На сайте Академии Любознательности в разделе «Сказкотерапия» мы самостоятельно разрабатываем сказки для ребят. Список доступных сказок с описанием проблемы:
1. Ребёнок не хочет спать: “Сказка о девочке Любе”.
2. Ревность между детьми: “Сказка о двух братьях Коле и Саше”.
3. Ребёнок не хочет пить лекарства: “Сказка про мальчика Рому”.
4. Ребёнок не хочет убирать игрушки: “Сказка про сбежавшие игрушки”.
5. Ребёнок ест много сладкого: “Сказка о маленьком сладкоежке”.
6. Ребёнок боится трудностей: “Сказка о маленькой балерине”.
7. Ребёнок зазнаётся: “Сказка про Майю, девочку-зазнайку”.
8. Ребёнок не хочет кушать: “Сказка про девочку Дашу”, “Сказка про зайку, который не хотел есть”.
9. Ребёнок не доводит дело до конца: “Сказка про девочку Сашу”.
10. Ребёнок жадничает: “Сказка о жадности для детей”.
11. Ребёнок редко совершает добрые дела: “Сказка про доброго пастушка”.
12. Ребёнок некультурно себя ведёт: “Сказка про хорошие манеры”.
Какие проблемы могут возникнуть при работе со сказками
В связи с большим количеством детской литературы не всегда легко найти хорошую готовую сказку для арт-терапии. Иногда мировоззрение автора кардинально отличается от вашего и может произойти подмена ценностей, которые вы хотите привить ребёнку. Иногда автор сказки так желает искоренить какое-либо нежелательное поведение юного читателя, что пытается запугать или пристыдить его. И это может не просто не помочь в решении проблемы, но и создать ещё парочку новых тревог. Поэтому очень важно самому взрослому прочитать сказку перед тем, как работать по ней вместе с ребёнком.
Иногда дети могут отказываться от прочтения сказки, в таком случае нельзя давить и настаивать. Пройдёт время, и ребёнок сам попросит почитать вместе. А может быть, он выберет другую историю? В таком случае стоит прислушаться к его мнению, часто выбор продиктован внутренней потребностью или проблемой, которую помогает решить эта книжка.
Иногда взрослые сами нарушают весь положительный эффект от терапии, вставляя излишне нравоучительные фразы. Особенность сказкотерапии в мягких, ненавязчивых выводах. Поверьте, ребёнок интуитивно их сделает и осознает. А вот грубая прямолинейная фраза вроде «Ты тоже можешь попасть в такую неприятную ситуацию, если не перестанешь…» легко может свести на нет весь положительный эффект сказкотерапии. Психологи рекомендуют вообще не обсуждать сказку после её прочтения. Ребёнок должен осознать её, прожить её, пропустить через свой мир, а на это нужно время. Только тогда, когда он сам захочет поговорить о сказке или попросит прочитать её ещё раз, можно обменяться мыслями и ненавязчиво выразить своё мнение о поведении героя, но без назидательного тона.
Чтобы не допускать распространённых ошибок при сказкотерапии, стоит воспользоваться несложными рекомендациями:
- Лучше, когда взрослый рассказывает, а не читает сказку. Уткнувшись в книжку, очень сложно следить за реакциями ребёнка на повороты сюжета.
- Если ребёнок сам начинает фантазировать, не прерывайте его. Это прекрасная возможность проследить за его ходом мысли.
- Даже если ребёнок с вами не согласен, не давите и не переубеждайте его. Из-за этого ребёнок только замкнётся в себе и не выйдет на открытый контакт. Научитесь слушать и слышать своего ребёнка.
Сказкотерапия – удивительно многогранная техника, которая может помочь в решении множества проблем. Но при прочтении сказок вместе с ребёнком вы всегда должны помнить, что, в первую очередь, это творческий процесс, который должен приносить удовольствие и вести к сближению!
Применение сказкотерапии в работе с дошкольниками 3-4 лет
- Тихонова Алина Андреевна
«Применение сказкотерапии в работе с дошкольниками 3-4 лет»
Тихонова Алина Андреевна.
Воспитатель
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 Невского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, Россия
Ученая степень и звание отсутствует
Эмоциональное благополучие ребёнка – дошкольника осуществляется воспитанием, придерживающимся демократического стиля в общении, уважением личности ребёнка. Тормозить развитие личности могут различные факторы: страхи, застенчивость и др.
Сказка воспитывает, учит житейской мудрости и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками.
Работая с дошкольниками в возрасте 3-4 лет можно столкнуться с кризисом трехлетнего возраста. Этот период особенно сложен как для взрослых, так и для самого малыша. Ребенку довольно сложно управлять своим поведением, он проявляет нетерпимость, несдержанность, склонен к тревоге и его внутренний мир полон противоречий.
Особенно в такой период взрослым поможет сказкотерапия, с помощью которой можно наладить контакт с ребенком, поддержать его, правильно научить справляться со страхами.
Хочу отметить, что к сказкам обращались в своих исследованиях известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги: Э. Фромм, Э.Д. Брит, Э. Гарднер, И.Е. Кулинцова, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева, О. Полухина, Д. Соколов, С.А. Черняева и другие. Интерес педагогов к данной проблеме объясняется тем, что сказка учит взаимодействовать с людьми убедительными и эмоционально воздействующими средствами.
Сказка оказывает огромное влияние на общее психическое развитие ребёнка, мышление, воображение, развитие эмоциональной сферы, формирование опыта среди сверстников.
Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы обуславливает выбор темы: «Применение сказкотерапии в работе с дошкольниками 3-4 лет».
1. Сказки о животных: такие сказки очень нравятся детям, особенно в младших дошкольных группах; они рассказывают о животных, птицах, которые живут в своих домах и создают семьи. Таким образом, ребенок приобретает знания, воспитываются его нравственные ценности. Любой ребенок всегда будет на стороне зайчонка и не согласится быть на стороне страшного волка.
2. Сказки про животных и человека: люди ухаживают за животными, и звери отзываются тем же; они могут беседовать между собой и дружить — так дети усваивают, что животные — это наши меньшие братья, и о них нужно заботиться; эти сказки будут интересны детям младших групп так и чуть старше.
4. Бытовые сказки: такие сказки интересны будут младшему возрасту и среднему, так как дети легко усваивают уже описание несложных бытовых сюжетов. Дети узнают в таких историях про каждодневные обязанности и дела людей, об их радостях или наоборот разочарованиях.
6. Сказки про волшебство: самые любимые сказки дошкольников; они изобилуют чудесами, волшебными превращениями и в них возможно все. Дети дошкольного возраста очень любят эти сказки, ведь в них много чудес и превращений.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости.
Каждая сказка предназначена для социально-воспитательного воздействия.
Возможности сказок гораздо богаче их художественно-образного значения., ведь они воспитывают и учат детей правильным поступкам. Сказки являются одним из важнейших социально-воспитательных средств формирования характера.
Отличительными чертами сказок является то, что они вызывают любопытство и интерес к окружающему миру, вызывают беспокойство, сопереживание героям и событиям, и в процессе этого сопереживания возникают определенные связи и оценочные суждения. Использование сказкотерапии в работе с дошкольниками 3-4 лет очень актуальна, она играет важную роль в психологическом развитии дошкольников. Выбор сказок в соответствии с учебными целями ребенка и возрастными особенностями, способность к рассказыванию и вдумчивой работе по преобразованию образов прослушанных сказок, все это является творческой деятельностью ребенка.
Каким же образом можно использовать сказку в работе с детьми? Необходимо знать, как работать со сказками, как самостоятельно создавать истории, которые помогают детям учиться и выстраивать взаимоотношения со сверстниками.
1. Время появления основного сюжета сказки определить невозможно.
2. Младшему поколению сказки передаются от старшего поколения с сохраненным сюжетом.
3. Большинство сюжетов имеют не один вариант. Поэтому каждый конкретный ребенок обычно усваивает один вариант сюжета.
4. Сказки работают на бессознательном уровне.
5. Дети 3-4 лет могут легко перевоплотиться в животное, копируют их повадки и поэтому в таком возрасте сказки про животных будут более понятны и близки.
7. Сказку дети легче воспринимают на слух.
Процесс работы со сказками будет более эффективным, если ребенок будет непосредственным участником, а не просто слушателем. Он может путешествовать по удивительным дорогам, переживать удивительные приключения и перемены, а также встречаться с удивительными существами. Попадая в сказки, ребенок легко усваивает «законы сказки».
На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.
К примеру, в русских народных сказках заяц ассоциируется с трусостью и нерешительностью, что вызывает у детей сочувствие к нему и желание помогать. Робкие дети нередко отождествляют себя с этим сказочным персонажем. Стеснительные дети часто себя ставят на место зайца и когда в сказке они слышат, что зайка одолел лису или волка, то эту победу они чувствуют и на себе, это способствует стимулом для преодоления собственных страхов.
Можно выделить несколько форм работы со сказкой:
1. Разный финал сказок, переписывание. Переписывая историю, дети выбирают сюжет и концовку, которые больше всего соответствуют их внутреннему «я». Они находят вариант, который позволяет им снять внутреннее напряжение. Переписывание любимой детской сказки может быть полезной.
— куклы-марионетки;
— пальчиковые куклы;
— теневые куклы.
3. Театрализованное представление сказки. Способность разыгрывать несколько моделей развития сюжета, включая множественную смену ролей, множественную смену характеров, эмоций и переживаний. В сказкотерапии есть несколько вариантов постановок сказок:
1) спектакли с пальчиковыми куклами;
2) спектакли теневого театра;
3) спектакли-экспромты с участием кукол-марионеток;
4) театральные игры;
5) сказки на песке.
Предполагается разыгрывание психотерапевтических, психотерапевтических или обучающих сказок.
4. Сказочная имидж-терапия. Ее идея состоит в быстром перевоплощении. Когда ребенок одевает костюм, то он начинает чувствовать себя соответственно выбранному образу, может открыть в себе новые способности и творческий потенциал.
5. Сказочное рисование. Можно почувствовать себя маленьким художником и нарисовать всех героев.
Сказкотерапия для детей 3-4 лет является весьма эффективной и многосторонней методикой. Сказки помогают ребёнку устанавливать контакт с миром, формируют эстетические представления, которые в дальнейшем оказывают большое влияние на личность. Сказки развивают речь, расширяют речевой запас, помогают малышу раскрыться и сблизиться со взрослыми, способствуют развитию памяти. Они обеспечивают ребенку психологическую защищенность, так как имеют в своем сюжете добрые, мудрые слова, что позволяет ему чувствовать себя комфортно и спокойно, а также сказкотерапия снимает тревогу и напряжение.
Список используемой литературы:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии — М.: 2005. — 80 с.
2. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия — М., 2001. — с 12 — 35.
Скачать файл
- Назад
- Вперед
You have no rights to post comments
Авторизация
Запомнить меня
Регистрация
- Забыли данные входа?
- Регистрация
Перевод сайта
Сказкотерапия: Сказки на ночь для детей
Сказкотерапия: Сказки для детей на ночьСегодня читать детям сказки на ночь – это не просто милая семейная традиция. Читая ребенку сказки на ночь, родители не только доставляют ему удовольствие, а это счастливые часы для каждого малыша, но и выполняют несколько важных задач.
Благодаря совместному чтению сказок перед сном ребенок расслабляется, дарит ему приятные эмоции – залог прекрасных снов. Кроме того, наличие определенного вечернего ритуала также помогает детям быстрее заснуть.
Сказка на ночь — это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и подробное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь – это общение с малышом на понятном ему волшебном языке, это маленькие безопасные уроки в жизни.
Сказки для детей на ночь
Сказкотерапия – известный метод обучения. «Сказка ложь, но в ней есть намёк, урок добрым молодцам»… Благодаря сказке малыши представляют себе разные жизненные ситуации, ставят себя на место сказочных героев, совершая добрые и не очень поступки с ними фантазировать, учиться сочувствовать, переживать различные эмоции и состояния, отвечать для себя на некоторые вопросы. Читая детям сказки перед сном, родители, даже не задумываясь о сказкотерапии, с успехом применяют эту методику. Учитывая, что взрослые обычно читают детям добрые сказки, в сознании ребенка закрепляются именно положительные модели поведения.
Итак, чтение книг на ночь для детей очень полезно, как для их развития, так и для укрепления отношений в семье. Но остается вопрос: какие книги ребенку полезнее всего читать перед сном? Как правильно выбрать сказку на ночь?
Не каждое, даже самое талантливое детское произведение подходит для чтения перед сном. Что такое сказка на ночь? Прежде всего, это нежная, успокаивающая спокойная ночь. Это значит, что она должна быть умиротворяющей и не слишком насыщенной событиями, будоражащими воображение. Если вы читаете что-то динамичное, риск отвлечь ребенка от сна очень велик. Картинки в сказке на ночь также должны быть спокойными и нежными.
Следующее желательное качество вечерней сказки — ее доброта. В комфортной, душевной обстановке, которую создает такая сказка, малышу легче расслабиться и заснуть. Вероятность увидеть плохой сон уменьшается. После доброй сказки сны будут волшебными.
Обратите внимание на продолжительность рассказа, который вы планируете прочитать. В среднем малыши до 3 лет могут с интересом слушать и рассматривать картинки в книге до 10 минут, дети 3-5 лет – около 15-20 минут. Хотя, конечно, все дети разные, и ориентироваться стоит именно на потребности своего чада.
С точки зрения сказкотерапии, перед сном нужно читать сказки, несущие в себе определенные идеи. Какие качества вы хотели бы развить в ребенке? На какие ситуации ему следует обратить внимание? Обсуждение с ребенком прочитанного позволит вам многое понять в его характере. Отметьте для себя, какому герою симпатизирует ваш ребенок, какие поступки вызывают у него интерес, что кажется ему ценным и важным.
И еще несколько советов для чтения книг на ночь:
- Читать с удовольствием, а не потому что «надо».
- Не заставляйте малыша слушать чтение, если он не хочет.
- Читать ребенку стоит обоим родителям – и маме, и папе. Это предотвращает «перекосы» в отношениях ребенка с близкими людьми.
- Читать тихо, медленно, спокойно, но выразительно. Помните, что ваш голос создает настроение, мысли и образы в голове вашего ребенка.
Примечание: прослушивание аудиокниг не заменяет живое, полноценное чтение книг мамой или папой.
Хотите стать писателем?
Писатели проводят час эссе, работая над статьями на родном английском в Интернете. Когда вы учитесь в колледже, эссе — это задание, которое нужно выполнить. Темы эссе могут быть разными, но если вы профессиональный писатель, значит, вы являетесь экспертом в области академического письма, и написать такую статью для вас несложно. Услуги по написанию эссе очень популярны и полезны в наши дни и пригодятся завтра. Таким образом, если вам нужно эссе, не стесняйтесь обращаться за помощью к такому сервису.
Значение сказок для дошкольного развития
- Дом
- Библиотека
- Филиал
- Значение сказок для дошкольного развития
Ответвление
Ресурсы отдела
Связанные ресурсы
От эмоционального и морального интеллекта до словарного запаса и культурной восприимчивости — эти истории преподают детям ценные уроки.
В развлечение и не только
Богатые, творческие истории для детей в виде сказок с волшебными событиями и местами, чудесными заданиями или воображаемыми существами предлагают гораздо больше, чем развлечение и долго и счастливо. Исследования показали, что сказки также приносят важную пользу для развития юных умов.
Fairy Tales Do More
- Пробудите воображение и преподнесите моральные уроки. Дети учатся на ошибках персонажей этих историй, что помогает им развить навыки критического мышления. Сказки также моделируют поведение детей и создают контекст, в котором дети могут оценивать свои эмоции и принимать решения.
- Помощь в эмоциональной устойчивости , помогая детям связать истории с реальной жизнью. Сказки показывают, что люди сталкиваются с невзгодами, но, если они верят в себя, они могут преодолеть препятствия. Истории могут помочь детям противостоять реальным страхам и тревогам в фантастической обстановке.
- Познакомьте детей с различными культурами , так как они часто происходят в разных частях мира. Выбор сказок со всего мира помогает детям оценить обычаи и системы ценностей других.
- Улучшите словарный запас , продемонстрируйте структуру рассказов и, самое главное, привите любовь к чтению .
Чтобы найти подходящие по возрасту сказки для дошкольников, начните со списка ниже и найдите больше на сайте research.fairfaxcounty.gov/early-literacy.
Сказки и народные сказки для дошкольников
- Новое платье императора Маркуса Седжвика
- Два негодяя продают тщеславному императору костюм-невидимку. Иллюстрировано изображением животных.
- Златовласка и всего один медведь Ли Ходжкинсон
- Маленький Медвежонок, совсем взрослый, теряется в шумном оживленном городе, где он случайно сталкивается с кем-то с золотыми волосами, который точно помнит, как он любит кашу.