Сказкотерапия для взрослых
Как правило, в сказки верят лишь дети, поскольку взрослые на своём горьком опыте узнали, что чудес не бывает, и дела не делаются по взмаху волшебной палочки. А зря, ведь существование методики сказкотерапии доказывает обратное. Лечение сказками – это метод, в основу которого легло использование сказочной формы для развития творческих способностей или разрешения сложных жизненных ситуаций.
Примеры сказкотерапии
Человек придумывая свою собственную сказку, находит в ней ответы на ранее неразрешимые жизненные задачи. Если подойти к этому вопросу более конкретно, то этот метод хорошо подходит для девушек и женщин, находящихся в поиске своей второй половины. Именно моделируя сказку о принце на белом коне, мы подсознательно готовимся к тому, чтобы впустить в нашу жизнь нового героя.
Тренинги по сказкотерапии проходят как в групповом, так и в индивидуальном формате. Ведущий психотерапевт направляет каждого участника на создание своей сказки. В групповых занятиях по сказкотерапии, как правило, учувствует не более 10 человек. Это необходимо для того чтобы за четырёх часовой период, а именно столько длятся тренинг, успеть проработать проблему каждого из участников.
Основы сказкотерапииОсновной задачей этой терапии является именно работа клиента со сказкой, которая может проходить в нескольких направлениях:
- Обсуждение уже предварительно существующей сказки.
- Клиентская сказка. Участник терапии во время сеанса самостоятельно придумывает рассказ.
- Постановка. Инсценировка по ролям уже готовой легенды.
- Арт терапия. Рисуночная терапия, основанная на сюжете какого — либо фантастического рассказа.
Цель сказкотерапии — узнать, чем сейчас живёт клиент и что его беспокоит.
В заключение можно сказать, что лечение сказками как один из методов психотерапии заслуживает ну существование в современном обществе, поскольку его результаты очень информативны и позволяют психотерапевту найти и убрать камни преткновение с жизненной дороги клиента.
Статьи по теме:
Социальные стереотипы Весь окружающий мир состоит из шаблонов. Поведение людей, переговоры и даже представления о народах и нациях — на все эти сферы распространяются социальные стереотипы. Откуда они взялись и как они влияют на нашу повседневную жизнь? Это мы и постарались выяснить. |
Музыка, которая возбуждает мозг Выйдя на улицы города сегодня все чаще можно увидеть людей наушниках. Век современных технологий позволил жить с любимой музыкой 24 часа в сутки и практически не расставаться. Доказано, что она помогает не только избавиться от звуков городской суеты, но и в определенных форматах благоприятно воздействует на мозг. |
Физиогномика лица Глаза — зеркало души. Эту фраз один великий сказала еще пару веков назад, но лишь недавно люди стали интересоваться, сможет ли эта часть лица действительно выдать какую-то информацию о своем владельце. Сегодня подобными вопросами занимается специальная наука — физиогномика. О том, что может поведать наше лицо мы поговорим далее. | Вспыльчивость Поведение человека иногда можно сравнить с природными явлениями. Иногда оно веселое и положительное, словно ручей под солнцем. А иногда напоминает взрыв вулкана. Особенно если дело касается вспыльчивости. Это качество способно разрушить не только все окружающие предметы, но и хорошее отношение к человеку. Поэтому так важно от него избавиться. |
почему сказки нужны не только детям
Что такое сказкотерапия для взрослых
Сказкотерапия является достаточно новым и очень перспективным течением в психотерапии. Многим ещё по названию может показаться, что это направление ориентировано только на детей, однако это совсем не так. Ведь в каждую сказку, которую читали нам родители или которую мы сами читали своим детям, были заложены глубинные смыслы и образы. Именно эти образы зачастую помогали понять, что хорошо, а что плохо, подсказывали, как можно находить решения в самых безвыходных ситуациях!
И несмотря на то, что со временем большинство из нас перестало читать сказки, мы всё также нуждаемся в этих волшебных мирах. Сказки способны помочь нам раскрыть наш эмоциональный потенциал, найти внутреннюю гармонию, научиться лучше понимать себя и окружающих.
Соответственно, сказкотерапия направлена именно на то, чтобы через написание своей сказки лучше узнать себя, взглянуть на многие свои проблемы со стороны, научиться находить в себе ресурсы для того, чтобы справляться с трудностями и преодолевать препятствия на жизненном пути.
Примеры сказок для взрослых и пожилых людей
Психологи для проведения сказкотерапии предлагают использовать народные сказки, которые позволяют передать клиенту жизненный опыт.
Примерами психологических сказок как для взрослых, так и для пожилых людей могут служить:
- «Курочка ряба»;
- «Колобок»;
- «По щучьему велению»;
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
Кроме этого, можно использовать и авторские художественные сказки, такие как «Русалочка» (Г.-Х. Андерсен), «Рождество зверей» (М.-Л. Вер).
В некоторых пособиях для практических психологов по сказкотерапии приводятся и другие примеры в зависимости от проблемы и возраста человека.
В пособии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии» в приложении можно увидеть сказку для пожилых людей, которые имеют проблемы со взрослыми людьми, которая называется «Старая королева».
Можно найти большое количество психологических сказок на просторах интернета. Их также можно использовать для работы с пациентами.
Сказкотерапия: как она нам помогает
Итак, мы выяснили, что сказкотерапия способна принести пользу не только ребёнку, но и взрослому. Давайте же разберёмся, на что конкретно способно положительно повлиять это направление психотерапии.
Взгляд на свои проблемы со стороны
Сказочные персонажи, которых мы создаём, способны помочь нам увидеть все грани проблем, с которыми мы встречаемся в течение жизни. Читая или создавая свою сказку, мы не сталкиваемся с этими проблемами один на один – мы просто наблюдаем за жизнью главных героев. Именно такая позиция позволяет рассмотреть все варианты решения проблем, включая те, о которых мы раньше даже не задумывались.
Навык выражения и проживания своих эмоций
В сказке даже самые внешне суровые и замкнутые люди смогут проявить свои эмоции, продемонстрировать то, что они думают, чувствуют, всё то невысказанное, что могло годами копиться в душе.
Ведь в жизни мы часто скрываем свои эмоции и не даём волю чувствам, именно так нас учили с детства. Многие во взрослой жизни просто стыдятся своих эмоциональных проявлений, пряча их максимально глубоко в себе. Но эмоции не исчезают и не растворяются, они копятся в нас, и сказка позволяет наконец освободить их, дав дорогу себе настоящему.
Развитие творческого потенциала
Для кого-то сама идея о написании сказки может представляться чем-то невероятно сложным, чем-то таким, для чего никогда не хватит навыков или умений. Особенно это характерно для людей, обладающих техническим складом ума, рациональных и прагматичных.
Да, начинать что-то новое всегда сложно. Но только через практику можно раскрыть свой потенциал на максимум, узнать о себе что-то новое, стать более раскрепощённым и живым человеком. И результат вас обязательно порадует!
Сказкотерапия помогает расслабляться и отдыхать
При занятии творчеством мы способны максимально расслабляться и отдыхать душой. Именно этого многим из нас так не хватает в обычной жизни, полной суеты и ежедневных бытовых проблем. Сказкотерапия учит погружаться в новый для нас мир, позволяет впустить волшебство в свою жизнь, пропустить его через себя, по-настоящему отдыхая душой в эти моменты.
Сказкотерапия для взрослых как помощь в кризисных ситуациях
Понятие «сказкотерапия»
Разные психологические проблемы взрослой жизни — удивительно, но помогает решать одна из видов психотерапии — сказкотерапия. В интернете сейчас можно найти целые сайты упражнений и тренингов по сказкотерапии. Но мало кто понимает в чем ее суть вообще?
Мы часто моделируем в своей голове различные проекты выхода из любой ситуации, порой даже волшебные мифы и сказки не исключаем: верим в чудеса и пытаемся даже обмануть себя. Мы все еще дети. Эрик Берн — примерно так и сформулировал основную проблему нашего общества — нас легко надуть. Уж подтверждаю это самое собой — я шопоголик. Когда мне предложили провести мастер-класс для взрослых учителей, показать элементы сказкотерапии — я немного замешкалась. Чаще работала с детьми, но тогда еще и методов для взрослых почти и не было! В интернете лишь работа с детьми, а то что было не вполне соответствовало сопоставлению — сказка и терапия. Понятно, что есть «сказка» и ясно, что такое «терапия» (лечение, восстановление, диагностика). Однако как их соединить так, чтобы удовлетворить новые запросы общества?
Так как информации было мало пришлось начать с источников — вспомнились слова великого психолога Эрика Берна. На тот момент только он мог дать ответы на мои вопросы как сделать метод «сказкотерапии» для взрослых. Не просто сделать, а создать что то похожее на отечественный опыт и что то вроде по типу опыта американских коллег. Получалось у меня с трудом. Эрик Берн в своих работах писал, что «люди всегда играют!», а значит их можно также как и маленьких детей изменить с помощью такой же игры. Позже, когда время ушло в нашем городе появились шикарные гештальт-игры. Массово проводились встречи знаменитого психологического центра для терапии взрослых, именно психотерапии с помощью различных игр. Например, мне понравилось участвовать в игре «Свадьба».
Какие методы использовали психотерапевты вначале первых занятий?
Скажу сразу, что просто возвращали в детство. Например, предлагали всем присутствующим рисовать свою сказку — картинку. Предлагали не торопится, в игре участвовало не более семи человек. Многие удивляли своим воображением, а кто то просто мучился не умея рисовать. Кто то из специалистов все десять занятий заставляли просто рисовать или продолжать рисовать сказку которую он любил в девстве… Могу сказать, что это не совсем тот метод, хотя тоже возможно продуктивный. скорее это метод арт-терапии — творчество и рисование. В сказкотерапии больше делается упор в разрешении конфликта или стресса в данный период времени. Очень эффективнее в методике самоопределения является методика сказкотерапии «маска». Присутствующим предлагается нарисовать лицо героя любимого на весь лист, не обязательно, чтобы лицо было похоже на героя. Главное, чтоб тот кто рисует знал, что это тот самый герой. Как только закончили, просить — проделать в глазках дырочки. Теперь надеваем эту маску на себя… в данный момент — эффект неожиданности. Нам как правило подсознательно нравятся определенные герои и мы хотим быть чем то похожими на них. Помню я тогда нарисовала себе «спящую царевну»… кто то даже Дракона рисовал, помню. Было забавно. Далее предлагалось походить по комнате с этой приложенной маской — пообщаться с другими героями — очень сильная вещь.
Из многих методик мне лично понравилась методика «самоопределение».
Как правило, на занятие приходит уставший от реальности человек и не ожидающий какого либо эффекта от занятия, у него огромный груз проблем, а мы пришли тут его жизни учить — поэтому сказкотерапия самый эффективный момент в первый день занятий — помогает расслабить и настроить испытуемого или клиента. С детьми то проще, я поэтому с ними и работала. А вот со взрослыми — они заплатили деньги, хотят понять что же в их жизни пошло не так. Разве рождается человек который будет мечтать о том, что будет жить в одиночестве, у него нет друзей, коллеги не понимают и семьи как таковой нет. Возможно бывают категории людей которым в принципе удобно быть одному, но он человек — как социальный адепт, долго один не сможет быть.
Так что же пошло не так?
На одном из занятий я предложила испытуемым нарисовать дорогу — кто то долго разрисовывал лес… а кто то проезжую часть и эти рисунки мне во многом помогли при диагностике их гештальт-состояния. Я спросила почему человек нарисовал лес? Оказывается подсознательно он именно лесную чащу и имел ввиду. когда то он рос в деревне, возле леса и ему часто снится сон о дедушке, деревне… он мечтает вернутся. Но обстоятельства ему не дают этого сделать. В итоге у него развилась какая то стена «конформизма». Ему неудобно жить так как он на данный момент живет.
Диагносту по гештальт-психологии сложно двигаться дальше — нужен тут другой специалист — «корекционник, корректор, терапевт по коррекции». Только поэтому я не стала предлагать ему другие пути решения проблемы, моя цель была «просто (тупо) провести три занятия по сказкотерапии».
Чем поможет направление гештальтпсихологиии — сказкотерапия?
Вообще во многих источниках вижу часто — что сказкотерапия — это один из видов гештальтпсихологии. Однако еще больше как самостоятельную ветвь развития. Что из утверждений верно или не верно — определит скорее будущая наука. Со своей стороны могу точно сказать, что сказкотерапия как вид — еще только на первом этапе длинной лестницы в работе по психологии и психотерапии. Из возможных ста ступеней. К сожалению, наша отечественная наука в 80-х годах очень сильно отстала от психологии американской науки. Они реально в этом деле впереди, но с другой стороны мы не утратили свою «теоретику». Проще говоря с практикой пока у нас слабовато обстоит дело. Некоторые проблемы в школе все еще решает по привычке старой науки — невролог. Ну или на худой конец директор школы. Становление психологии взрослых еще темнее… Максимум пока на что мы можем рассчитывать это на игры — «мафия» кафе. Кстати хорошая вещь, советую, учит мощно. Сама прошла эту школу. Но что же делать психотерапии со сказкотерапией взрослых? Записатся на прием к психологу — узнать подробнее где могут проводить эту работу в вашей местности. Почему рекомендую, просто потому что уже на первых занятиях психотерапии в виде «сказкотерапии» вы поймете действительно ли нуждаетесь в помощи решения своих проблем со стороны.
Какие книги есть для самопомощи в направлении именно сказкотерапии?
Все мы родом из детства © Начните себя с самого легкого — читаем книгу очень неплохую, книга написана простым языком и лично мне во многом помогла по некоторым вопросам.
В книге автор интересно описывает моменты разных сказок, работу она проводит интересно. Со своей взрослой точки зрения могу сказать, что сказкотерапия все же начинает набирать обороты в помощи.
Известно, что функция сказкотерапии для взрослых — помощь в трудной жизненной ситуации, в борьбе за себя. Сказкотерапия без возрастов, без каких либо ограничений во времени и пространстве… мы до сих пор верим в чудеса и сказки! Создавая вокруг себя различные мифы, моделируя самим себе выход из проекта своего жизненного пути… а вот поможет разобраться как ни странно именно терапия — сказка.
Даже подборка определенной литературы для самостоятельного чтения — вашим терапевтом — это результат работы диагностики по сказкотерапии.
Например, вот что я подобрала по результатам работы для того клиента, о котором писала выше.
Ирина Баданова, практикующий психолог – о сказкотерапии
Здравствуйте, друзья!
Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику, а правое за эмоционально-образную сферу. В современном мире люди привыкли пользоваться почти исключительно левым полушарием, игнорируя правое.
Это дает преимущество в обучении и выполнении прикладных задач, но сильно обедняет нашу повседневную жизнь, лишает ее цвета и света, уплощает чувства, лишает возможности получать удовольствие и от процесса, и от результата, найти нестандартный выход из сложной ситуации, установить насыщенные эмоциональные отношения с близкими.
Сказкотерапия – очень живой и приятный метод, который позволяет найти прямую дорогу к неосознанным потребностям и ресурсам, минуя многие психологические барьеры. Герои сказок не ощущают себя таковыми, они не знают, что ими интересуются люди из другого мира.
Только представьте себе, что Ваша жизнь тоже для кого-то может быть сказочной историей. Кто Вы? Заколдованная принцесса, Баба Яга, Иван-Царевич или Серый Волк? Дракон о трех головах или мышка-норушка? Вы ходите искать счастья за три моря или охраняете сокровища? Совершаете подвиг ради спасения суженого или ждете избавления? Вы ведете отряд на бой, разгадываете загадку или томитесь в темнице? Владеете волшебным предметом, или Вы сами и есть предмет, волшебный или необычный?
Как у Андерсена, даже простая спичка может рассказать историю жизни и смерти. Через сказочный образ можно многое о себе понять. Какой я, в чем я нуждаюсь. Какие у меня есть сильные и слабые стороны. Что меня привело в это место, в эту ситуацию. На что я надеюсь, и могу ли получить это в реальной жизни.
Сказкотерапия не только углубляет наши знания о себе, но и может помочь увидеть ситуацию под другим углом, найти неожиданное и изящное решение. Есть множество примеров, когда сказка помогала пережить самые сложные моменты в жизни. Идентификация с любимым персонажем позволяет примерить на себя самые лучшие его качества. И этим не грех пользоваться и взрослым, и детям, недаром среди взрослых людей так популярны маскарады, реконструкторские бои, косплеи и им подобное.
Было время, когда каждый из нас воспринимал мир как чудо. Конечно, речь идет о детстве. Затем мы пережили разочарование, расставание со сказочным миром, как герои “Хроник Нарнии”, которые стоят перед дверью в мир реальный. Но раз за разом они возвращаются в сказочную страну, чтобы найти ресурс для продолжения обычной жизни, чтобы найти самих себя.
Психология приглашает посетить этот удивительный мир детства, мир сказки, где есть место для встречи с сокровенным и возможность потрудиться и получить щедрую награду. В добрый путь, дорогие друзья, ветер сквозит сквозь щелочку, дверь приоткрыта, захотите ли Вы войти?
Способы и приемы работы со сказкой
В сказкотерапии можно выделить до 27 способов и приемов работы со сказками. В 2021 г. на сайте проводился бесплатный проект Арт-терапия. Скоро сказка сказывается. К нему можно присоединиться в любой момент:
- Чтение и последующее обсуждение сказок
- Рассказывание сказки
- Характеристика героев с формулированием своего отношения
- Продолжение известной сказки
- Изменение конца сказки
- Сравнение одних и тех же персонажей из разных сказок
- Включение в сказку персонажа из другой сказки
- Рисование иллюстраций к сказке
- Создание комикса по сказке с выделением ключевых моментов
- Подбор цвета для каждого персонажа и цветовой гаммы всей сказки
- Подбор музыкальных фрагментов для каждого персонажа и музыкальной темы всей сказки
- Мини-сочинения «Письмо герою»
- Придумывание вопросов, адресованных сказочным персонажам
- Словесное рисование
- Драматизация
- Сочинение сказок
- Суд на персонажем
- Ассоциирование с героями сказок
- Рассказывание сказки наоборот (от конца к началу)
- Рассказывание сказки наоборот (со сменой гендера героя)
- Создание сказки по имеющейся модели
- Домысливание ситуации
- Медитация на сказку
- Метод диалогического рассказывания историй
- Работа с «картами Проппа»
- Раскладывание сказки по архетипической спирали
- Проживание сказки в пространстве личного мифа
Сказкотерапия для взрослых: подведём итоги
Теперь вы знаете, что сказкотерапия для взрослых актуальна не меньше, чем для детей. Она позволяет рассмотреть свои проблемы со стороны и найти правильный выход, помогает расслабляться и полноценно отдыхать душой, развивает творческий потенциал и учит проживать свои эмоции. Таким образом, можно сказать, что это удивительное и крайне эффективное направление в психотерапии, которое может помочь каждому сделать жизнь ярче, красочнее и насыщеннее!
На нашем сайте вы можете записаться на консультацию к Ирине Бадановой или любому другому психологу со скидкой 10% на первый сеанс, озвучив промокод МирВнутриТебя.
Как создать сказку, или теория сказкотворчества
Предлагаем три техники написания сказок:
Способ 1. 10 слов
Запишите любые 10 слов – существительных, которые приходят на ум. Не обдумывайте слишком долго, первые шесть секунд – это то, что дает нам бессознательное. Выберите из всего списка одно слово, которое будет главным, и вокруг него «выплетайте» свою сказку. Используйте абсолютно все 10 слов.
Способ 2. По картинке
Можно воспользоваться метафорическими ассоциативными картами. В карте отсутствуют всякие значения, и в этом есть большое преимущество написания истории. Вытащите карту из колоды. Задайте себе вопросы: «Согласны ли вы с вытянутой картой? О чем она хочет сказать? В чем вы отразили свою проблему?»
Медитативные сказки для взрослых
Сказкотерапия — эффективный метод психологической коррекции, позволяющий повысить творческий потенциал человека, расширить сознание, проработать внутренние комплексы, фобии и страхи различной этиологии. Сказкотерапия сочетает в себе достижения науки (педагогики, психологии, философии и пр.) и традиции различных культур и народов, поэтому эффективно применяется для решения ряда проблем у детей и у взрослых.
С помощью сказкотерапии возможно устранить как внешние проявления проблемы, так и причину, породившую их, что является неоспоримым преимуществом данного метода.
Медитативные сказки: особенности и характерные черты
Специалисты выделяют несколько видов сказкотерапии: дидактические, коррекционные, терапевтические и медитативные сказки для взрослых.
О пользе последних написано много статей и научных работ. Медитативные сказки направлены на формирование особого психофизического состояния — релаксации. Чаще всего в них отсутствует чёткая сюжетная линия, они больше напоминают «зарисовку» для визуализации ярких сказочных образов.
Предназначение медитативных сказок — формирование идеальной схемы взаимодействия с окружающим миром и людьми и создание положительных образов по всем пяти модальностям: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и тактильно-кинетической. Поэтому для данного жанра характерно отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций.
Основная их цель — осознание себя здесь и сейчас. Ведь у многих людей жизнь протекает только в двух измерениях: Прошлом и Будущем, что приводит к возникновению проблем психологического характера.
Размышляя о своих достижениях и допущенных ошибках человек мысленно находится в Прошлом. А, строя планы и генерируя идеи, он переносится в Будущее. А где же Настоящее в его жизни? И где эта Жизнь? Может, именно этот миг «между Прошлым и Будущим» ею и является? А значит, он включает в себя наши мысли, чувства, ощущения и мысли на данный момент времени.
Медитативные сказки для взрослых должны соответствовать определённым критериям:
- создавать насыщенное психо-эмоциональное состояние у слушателей;
- формировать красочные сказочные образы, которые без труда смогут визуализировать даже люди без фантазии;
- обеспечивать максимально полное погружение в сказочный процесс;
- способствовать диалогу с бессознательным.
Чаще всего медитативная сказка является подготовкой к сеансу психотерапии. Однако может применяться и как самостоятельный метод, направленный на пробуждение личностного потенциала, служащий подсказкой к принятию самостоятельных решений.
Для достижения максимального результата сеанс должен проходить в расслабленной, комфортной для слушателя обстановке.
Медитативные сказки для взрослых — довольно сложный жанр, ведь для получения требуемого эффекта «погружения» специалисту нужно обладать даром рассказчика, акына, сказочника… Во время повествования слушатели буквально должны ощущать дуновения ветерка, ласкающего их кожу, слышать, как переговариваются травы и журчит ручеёк, чувствовать аромат спелой лесной земляники.
При систематических занятиях подобные сказки научат ценить Настоящее и жить в полной гармонии с собой, наслаждаясь спектром разнообразных эмоций, которые нам ежеминутно дарит Жизнь!
сказок старейшин предлагают руководство к зрелости | Any Shiny Thing
Когда вы думаете о сказках, вы думаете о детях, и по большей части это целевая аудитория. Но знаете ли вы, что некоторые сказки были написаны для пожилых людей?
Я только что прочитал увлекательную книгу «В вечности: сказки и вторая половина жизни», Аллана Б. Чинена. Он содержит пятнадцать сказок для пожилых людей, в которых повторяются темы, общие для пожилых людей. По словам Чинена и других, многие популярные сказки были сокращены, чтобы исключить часть о стариках.
Во введении Чинен говорит: «Сказки о Древнем представляют собой последовательную психологическую карту задач, которые люди должны решать во второй половине жизни, — предупреждая о трудностях и опасностях, а также предвосхищая обещания и потенциал… Сказки о Древних обращаются к проблемам зрелые взрослые, борющиеся с психологическими задачами более поздней жизни».
Чинен, психолог, сопровождает каждую сказку интерпретацией уроков, применимых к пожилым людям. Используя этапы развития Эрика Эриксена и цитируя Карла Юнга и других, он демонстрирует, как метафоры и символы каждой истории отображают продолжающееся развитие пожилых людей.
Вот пример: После «Старик, потерявший свой вэнь» (Япония) Чинен объясняет, как многие пожилые люди (например, сам Юнг и Поль Гоген) в пожилом возрасте решают отказаться от культурных норм, выйти за пределы эгоцентрических забот, и достичь стадии «самореализации» Абрахама Маслоу. (Гогена высмеивали за его картины южной части Тихого океана, но он упорствовал, потому что это делало его счастливым.)
Конечно, одна из проблем, стоящих перед старшими, — это смерть. В рассказах метафора и аллюзия работают вместе, чтобы показать нам, что смерть — это естественная часть жизненного цикла, которую нужно не бояться, а принять. Например, вслед за «Печалью старой матери» (Германия) Чинен объясняет, как эта история «…помогает нам понять это спокойное принятие (смерти)… Это продукт самопреодоления… Опросы пожилых людей подтверждают истинность этих озарения из сказки: страх смерти утихает с возрастом, и есть предположения, что невозмутимость по отношению к смерти коррелирует с психическим здоровьем. Смерть просто становится еще одним фактом жизни для зрелого человека».
В «Морском царе-драконе» (Корея) Чинен предлагает интерпретацию темы психолога Роберта Пека, который предполагает, что «…зрелые люди различают социальные роли и внутреннее «я», и поэтому более способны принять разные роли и адаптироваться к меняющимся обстоятельствам». Эту историю также можно интерпретировать в свете исследования Карла Юнга, согласно которому мальчики подавляют свою женскую сторону, а девочки — свою мужскую, до тех пор, пока зрелость не позволит им, если они захотят, «…восстановить эти забытые аспекты. Если человек преуспевает, результатом является психологическое равновесие и внутренняя целостность».
В этой книге много других уроков, но я закончу этот обзор цитатой из Чинена: «Хоть и волшебная, история старика с жировиком — больше, чем сказка. Он отражает высокий потенциал человеческого развития, который можно увидеть в разных культурах по всему миру, — видение того, к чему могут стремиться зрелые взрослые, и альтернатива призраку упадка».
Нравится:
Нравится Загрузка…
Почему в сказках и фольклоре старухи часто являются лицом зла? : NPR
Почему пожилые женщины часто являются лицом зла в сказках и фольклоре? Злые мачехи, ведьмы и старухи: Когда они не отравляют принцесс, они калечат русалок или пытаются съесть детей. Один писатель прослеживает корни этих злодеев в страхе перед женской силой.
Утренний выпуск
Почему старухи часто являются лицом зла в сказках и фольклоре?
В «Белоснежке » Диснея есть сцена, в которой прекрасная королева/мачеха превращается в старую ведьму. Ученый Мария Татар говорит, что это «вероятно, больше пугает взрослых, чем детей, потому что процесс старения сжимается примерно до 20 секунд». Дисней скрыть заголовок
Диснеевский Белоснежка имеет сцену, в которой прекрасная королева/мачеха превращается в старую ведьму. Ученый Мария Татар говорит, что это «вероятно, больше пугает взрослых, чем детей, потому что процесс старения сжимается примерно до 20 секунд».
ДиснейСтрах старушек в сказках. Пока люди рассказывают истории, старухи до смерти пугали детей. Но почему лик зла так часто принадлежит старухе?
Приведение типов — одно из объяснений. «Что у нас есть? Клячи, ведьмы, злые мачехи, каннибалы, людоеды. Это просто ужасно», — говорит Мария Татар, преподающая курс фольклора и мифологии в Гарварде. Тем не менее, Татар быстро указывает, что пожилые женщины тоже сильны — часто именно они могут творить магию.
«Я всегда смотрю фильм Диснея Белоснежка и ту харизматичную злую королеву, которая прячется в подвале со своим химическим набором. Там есть сцена, в которой она превращается из красивой, харизматичной, злой королевы в старую ведьму. «, — говорит Татар. «Я думаю, что эта сцена, вероятно, более пугающая для взрослых, чем для детей, потому что она сжимает процесс старения примерно до 20 секунд».
Королева отравляет Белоснежку, чтобы она заснула навсегда, и другие персонажи такие же несчастные. Старушка из Гензель и Гретель хочет поджарить детей в своей духовке, а ведьма из Русалочка отрезает Ариэль язык.
Татарин говорит, что злодеи-старухи особенно страшны, потому что исторически самым влиятельным человеком в жизни ребенка была мать. «У детей действительно есть способ разделить фигуру матери на… злую мать, которая всегда устанавливает правила и нормы, следит за вашим поведением, злится на вас».0041 — , а затем доброжелательный воспитатель — тот, кто дает и защищает вас, заботится о том, чтобы вы выжили». «Она говорит, что обычная фигура в африканских народных сказках — старая ведьма, разрушающая души людей. Как объясняет Таджо: «Обычно она одинокая женщина. Она уже маргинал. Она злится на что-то — на жизнь, что ли — и будет «съедать» — это выражение — души людей, в том смысле, что она будет обладать людьми, и тогда они умрут страшной смертью.
Тем не менее, не все они злые и злобные карги. Старушка Матушка Хаббард, возможно, не самая умная лампочка, но она очень старается угодить своей собаке. Пожилые женщины в народных сказках часто используют свои знания и опыт окружающего мира, чтобы вести беспокойного главного героя. Таджо указывает на кенийскую историю «Марве в подземном мире» о девушке, которая совершает самоубийство, утопившись, потому что чувствует, что подвела своих родителей. Марве попадает в Страну Мертвых, где встречает старуху.
Русская Баба-Яга веками вызывала бессонницу у восточноевропейских детей. Иван Яковлевич Билибин через Wikimedia Commons скрыть заголовок
Русская Баба Яга веками вызывала бессонницу у восточноевропейских детей.
Иван Яковлевич Билибин через Wikimedia Commons «Эта старуха многому ее учит», — говорит Таджо. «А еще, когда Марвэ начинает тосковать по миру живых, она помогает ей вернуться на поверхность, если хотите, с большим богатством. И мы понимаем, что Марвэ была вознаграждена за свою доброту». Другими словами: делайте свою работу по дому, и вы будете вознаграждены.
Пожалуй, самая страшная старуха — чудовищная Баба Яга — родом из России. Она костлявая, с крючковатым носом и длинными железными зубами. Ее избушка стоит на курьих ножках, и она похищает детей и ест их. Можно с уверенностью сказать, что Баба-Яга веками вызывала бессонницу у восточноевропейских детей.
В одной интерпретации злая мачеха посылает молодую девушку Василису в лесную избушку Бабы Яги за свечкой.
В японском фольклоре Яма Уба — не менее неоднозначная старуха. Она горная ведьма, которая, как Баба Яга, заманивает людей в свою хижину и ест их. Но она также поможет заблудившемуся путешественнику. Норико Рейдер — профессор Университета Майами штата Огайо, которая провела обширное исследование историй о Яма Уба. «Она приносит удачу и счастье», — говорит Рейдер. «Она также может принести смерть и разрушение тем, кто не очень хорош».
Есть теория, что Яма Уба — или Ямауба , как ее иногда называют, был вдохновлен страшным голодом в Японии. Пожилых родителей уводили в горы умирать, чтобы другим членам семьи было больше еды. Яма Уба — это голодный демон, порожденный этой практикой.
В Туника счастливого человека старуха (с белым попугаем) помогает спасти сына халифа после того, как он серьезно заболел. Перепечатано с разрешения издательства Atheneum Books for Young Readers, оттиска издательства Simon & Schuster Children’s Publishing Division из книги Ф. Изабель Кампой и Альмы Флор Ада «Сказки, рассказанные нашими абуэлитами». Авторские права на иллюстрации принадлежат Виви Эскрива, 2006 г. скрыть заголовок
переключить заголовок Перепечатано с разрешения издательства Atheneum Books for Young Readers, оттиска издательства Simon & Schuster Children’s Publishing Division из книги Ф. Изабель Кампой и Альмы Флор Ада «Сказки, рассказанные нашими абуэлитами». Авторские права на иллюстрации принадлежат Виви Эскрива, 2006 г.В Туника счастливца старуха (с белым попугаем) помогает спасти сына халифа после того, как он серьезно заболел.
Перепечатано с разрешения издательства Atheneum Books for Young Readers, оттиска издательства Simon & Schuster Children’s Publishing Division из книги Ф. Изабель Кампой и Альмы Флор Ада «Сказки, рассказанные нашими абуэлитами». Авторские права на иллюстрации принадлежат Виви Эскрива, 2006 г.По словам кубинско-американской писательницы Альмы Флор Ады, это никогда не случилось бы с такой абуэлой . «В нашей культуре бабушки очень важны». Ада является соавтором книги Tales Our Abuelitas Told, которая включает в себя историю о тяжелом заболевании сына халифа. После того, как «все лучшие врачи страны» не смогли его вылечить, халиф отправляет своих гонцов за помощью. Однажды утром приходит старуха с таким советом: чтобы выздороветь, принц должен носить тунику человека, который действительно счастлив.