Сказкотерапия сказки для детей: Терапевтические сказки — читать онлайн. Сказкотерапия!

Содержание

Сказки для единственных и неповторимых. Сказкотерапия на каждый день. Цикл из 19 терапевтических сказок для тех, у кого есть братья и сестры

© Татьяна Куриленкова, 2021

ISBN 978-5-4493-8649-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Почему мы любим сказки? Потому что мы ждем от них чего-то необычного. Когда сказка только начинается, мы предвкушаем, что за каждым ее поворотом нас может ждать удивительный персонаж, волшебный предмет, совершенно чудесное событие. Мы надеемся быть заинтригованными и гадать, чем же закончится история, потому что сказка позволяет сюжету и своим героям выходить за рамки обычной, знакомой нам жизни.

По мнению создателя данного цикла, настоящая терапевтическая сказка должна в первую очередь оставаться именно сказкой и оправдывать наш интерес, наши ожидания на необычность и непредсказуемость. Автор стремится к тому, чтобы чтение сказочных тематических циклов «Сказкотерапия на каждый день» было настоящим удовольствием. Ведь вызванный сказкой интерес способствует достижению главной цели – мягкой, но очень эффективной помощи родителям в решении повседневных задач воспитания и обучения деток.

Сказки специально выпускаются тематическими циклами. Сборник терапевтических сказок, объединенных общей темой – это крайне эффективный инструмент в руках каждого родителя. Такой тематический цикл будет ежедневно возвращать вашего ребенка к осмыслению определенной трудности, проблемы или задачи. Он позволит посмотреть на нее с различных углов зрения и предложит широкий спектр решений. Просто читайте сказки и получайте удовольствие от общения с ребенком, а поиск ответов на вопросы и путей преодоления трудностей запустится сам. Мягкое и ненавязчивое действие сказки на слушателя не оставляет ощущения, что его кто-то ведет или подталкивает к правильным ответам. Ребенок воспринимает решения, заложенные в сказку, как абсолютно самостоятельные, что повышает их ценность и стремление реализовать их в жизни.

Сказки этого цикла затрагивают очень непростую тему конкуренции братьев и сестёр. Если в семье более одного ребенка, детям кажется, что родительская любовь делится между ними. И не просто делится, это битва за любовь. Она может быть открытой, а может вестись тайно, но это битва за бесценный, самый важный ресурс для ребенка, поэтому она неизбежна.

Этот сборник для тех, кто очень хочет быть единственным и неповторимым для своих мамы и папы. И сказки данного цикла расскажут ребенку, что на самом деле так оно и есть, что конкуренция бессмысленна, что каждый ребенок бесценен и незаменим для своих родителей. И самое важное, что родительская любовь не делится между детьми. Скорее делится внимание, время, когда ребёнок может ощущать эту любовь в полной мере. И если времени для проявления любви стало меньше, это не значит, что стало меньше самой любви.

Сказки также предложат задуматься, как можно увеличить время, когда мы в полной мере чувствуем любовь, заботу и внимание наших близких? Может быть, можно в чем-то помочь маме, чтобы ей было проще найти время на игры, ласку и объятия? А может быть хотя бы перестать ссориться? И тогда проявленной, высказанной и ощутимой любви в нашей жизни станет больше!

Вы можете подойти к прочтению этой книги как к обычному сборнику сказок. Читать, получать удовольствие и просто наблюдать, как меняется ваш ребенок под воздействием сказкотерапии. Для тех же, кто хочет разобраться в принципах работы данного метода, который давно зарекомендовал себя как высокоэффективный инструмент психотерапии и психокоррекции, приготовлен отдельный подарок – инструкция по чтению книг серии «Сказкотерапия на каждый день». Ознакомившись с ней, вы узнаете о несложных, но очень действенных приемах, которые используют специалисты для повышения эффективности терапевтических сказок, и сможете эти приемы сразу же использовать в процессе чтения.

Инструкция по чтению терапевтических циклов

Сказкотерапия возникла как инструмент психотерапии и психокоррекции, и, кроме самого метода построения терапевтических сказок, также унаследовала определенные приемы чтения этих историй, способные повысить эффективность их воздействия.

Достаточно важное обстоятельство – почти все дети при чтении им сказок легко и быстро входят в состояние естественного транса. Именно нахождение слушателя в этом состоянии сильно повышает эффективность воздействия сказки. Родителю не нужно делать ничего особенного, чтобы ввести ребенка в это состояние. Оно совершенно естественное и безопасное, поэтому важно его не нарушать.

На самом деле, таким профессиональным термином, как «естественный транс» называется легко замечаемое родителем и часто наблюдаемое состояние: ребенок вроде бы и находится рядом с вами, но мыслями следует за героями сказки и уносится далеко от места своего реального пребывания. Это состояние похоже на легкую дрему – ребенок перестает реагировать на многие вещи вокруг себя, он сосредоточен на своем внутреннем мире, и, что самое ценное, – он колеблется на грани сознательного и бессознательного. Естественный транс дает возможность воздействия на бессознательное, и именно этим он повышает эффективность терапевтической сказки.

Дело в том, что бессознательные установки имеют гораздо больше степеней защиты, чем сознательные, поэтому они сложнее поддаются коррекции. Т.е. эффект, которого можно достичь на уровне бессознательных установок, будет гораздо более мощным и устойчивым. Специалистами уже выявлены достаточно простые правила, которые позволят заложить полезные установки сразу на нужный уровень, для этого следует читать их медленнее, тише и ниже тембрально.

Теперь обратите внимание на оформление книги:

Во-первых, в ней отсутствуют картинки, что способствует лучшему погружению детей в сказку за счет самостоятельного выстраивания мысленных образов. Готовые картинки далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка, и в этом случае они отвлекают его и усложняют погружение в состояние естественного транса.

Во-вторых, встроенные в сказки позитивные установки, адресованные бессознательному, для вашего удобства выделены жирным курсивом. Читайте эти фразы медленнее, тише и более низким голосом, и вы усилите их воздействие на ребенка.

Конечно же, данные рекомендации по прочтению не являются обязательным требованием, вы можете просто прочитать цикл сказок как обычную книгу, не обращая никакого внимания на курсив, и даже при этом эффективность такого воздействия будет очень высока.

Я надеюсь, вы полюбите сказкотерапию так же, как люблю ее я.

Искренне ваша, Татьяна Куриленкова.

Сказка для единственных и неповторимых

Я хочу рассказать вам историю, которая произошла как-то раз раннею весной с двумя девочками, двумя сестрами Машей и Дашей. В тот день выдалась замечательная погода для прогулки, было еще немного морозно, но проглядывало солнце, к тому же в том году в их парке был выстроен целый ледяной город с ледяными замками, горками и фигурами. И они решили еще раз полюбоваться этой красотой, ведь под весенним солнцем ей уже оставалось стоять не так долго. Девочки перебегали от одной ледяной статуи к другой и не заметили, как убежали далеко от своей мамы. И вдруг они увидели прекрасную ледяную королеву на троне. Она была вылеплена спящей, глаза ее были закрыты, руки расслаблено тонули в складках пышной юбки роскошного платья. И она насколько была похожей на живую женщину, что казалось, если подойти поближе, можно будет заметить, как она дышит во сне.

Младшая сестра Даша остановилась и закричала громко:

– Мама, мама, иди сюда, посмотри, какая снежная королева! Она такая красивая, почти как ты!

Но Маша тут же перебила ее:

– А я раньше заметила, что она такая же красивая, как мама, просто я не хотела кричать об этом на весь парк.

– Нет, это я первая заметила, – сказала Даша, кто первый сказал, тот и первый на самом деле.

– Да что ты вообще в красоте понимаешь, ты же еще совсем малявка, – спорила Маша и голоса девочек становились все громче. Сестры даже не заметили, что от их шума ледяная статуя вздрогнула и резко открыла глаза. И эти глаза сверкали ледяным гневом настоящей снежной королевы.

А сестры уже сцепились и начали драться, они не видели ничего вокруг, даже когда королева встала со своего трона и направилась к ним. Ледяными руками она взяла их за плечи и развела в стороны:

– Что это вы тут расшумелись, неужели не нашли другого времени и места для спора! – грозно сказала она.

– А мы всегда спорим, – сказала Маша, – потому что Даша хоть и младшая, а хочет быть во всем лучше меня, глупая девчонка. И маме с папой все время это доказать хочет.

– А потому что я и правда лучше, – не унималась Даша.

Снежной королеве, казалось, некуда было белеть, но она все равно побелела от гнева.

– Если вы не можете успокоиться, – громогласно произнесла она, – я сама вас успокою ледяным холодом, станете вы ледяными девочками.

И от рук королевы побежал по одежде девочек ледяной отблеск и застыли они в тех позах, в каких были. Успокоенная королева с достоинством вернулась на свой трон, зевнула и закрывая глаза произнесла:

– И будете вы оставаться ледяными девочками до тех пор, пока в вас не пропадет желание спорить и выяснять, кого из вас любят больше.

Эти ее последние слова были единственным, что слышала мама Маши и Даши, которая, наконец, отыскала своих заигравшихся в парке дочек. Вы только представьте, что она почувствовала, увидев их застывшими ледяными статуями. Она смотрела на них и пыталась подобрать слова, чтобы сказать им, как они для нее дороги, как бесценны, и что нет никакого смысла им выяснять, кого она любит больше.

 

А девочки смотрели на нее ледяными глазами и ждали, и каждая хотела, чтобы именно ей первой мама сказала, что любит ее. Что она ее единственная и неповторимая дочка. Но мама понимала, что она может сказать только обеим своим дочкам одновременно, как она их любит, ведь если она к кому-то обратится первой, то другая не сможет с этим смириться и останется ледяной навсегда. И мама сказала:

– Дочки мои любимые, превращайтесь обратно в моих ненаглядных девочек, ведь я люблю вас обеих.

Но стояли дочки ледяными, потому что каждая из них хотела быть единственной для своей мамы. Сжалось мамино сердце, что не могла она подобрать правильных слов. И снова она обратилась к сестрам.

– Дочки мои любимые, превращайтесь обратно в моих ненаглядных девочек, ведь я люблю вас одинаково.

Но стояли дочки ледяными, потому что каждая из них хотела быть неповторимой для своей мамы и не хотели они, чтобы их любили одинаково. Сжалось мамино сердце, что снова не могла она подобрать правильных слов. И тогда заговорила она в третий раз:

– Дочки мои любимые, превращайтесь обратно в моих ненаглядных девочек, ведь каждая из вас занимает в моем сердце особое место, и каждую из вас я люблю по-своему, со всеми вашими неповторимыми улыбками, со всеми вашими чувствами, пусть даже иногда они переливаются через край и создают неприятности, но все равно каждая из вас для меня по-своему единственная, неповторимая и бесконечно любимая.

И с этими мамиными словами Маша и Даша оттаяли, подошли они к маме, обнялись все вместе и замерли, наполнившись любовью и теплом ее сердца. И в этот момент было так много любви, что всем ее хватало и никто не чувствовал себя обделенным. Но самое удивительное было в том, что сестры вдруг поняли, что маминой любви было много всегда, просто сильные чувства, которые нас переполняют, нам очень сложно выражать словами.

Только подумайте, ведь если говорить о сильных чувствах и эмоциях сложно даже взрослым, то как же это непросто делать детям. Но ведь именно наши чувства, наша не безразличность, даже если она имеет горький привкус, делает нас близкими людьми. Мы любим и именно потому обижаемся. Мы любим и именно потому ревнуем. Мы даже злимся более сильно на тех, кого любим. И потому во всех наших чувствах звучат слова любви, важно научиться произносить их правильно. Давайте хотя бы пробовать говорить о том, что мы чувствуем, со своими близкими, и тогда высказанной любви тоже станет больше.

Почему рыбы говорить перестали

Эта история произошла давным-давно, когда рыбы умели говорить, как и все остальные животные моря. И вот в те времена, давным-давно, в одной маленькой и уютной бухте жили были три рыбки со своей мамой. Три рыбки очень любили свою маму и свою Лазурную бухту.

У них было множество интересных занятий. Они играли в «море волнуется» и искали скатов, зарывшихся в песок. Они танцевали в воде, выстроившись треугольником, и плавали кто быстрее без помощи хвоста, на одних плавниках.

Но самым любимым их занятием было выяснять, кого из них больше любит мама. Они могли часами делить между собой мамину заботу и любовь и выяснять, кому больше досталось. И вода пузырилась от их бесконечных разговоров.

Они просили разрешить их спор любого, кого встречали на пути, но никогда не приходили к согласию, никогда не находили ответа, который бы все сочли правильным. Знакомые рыбы стали оплывать их стороной, чтобы три рыбки не сделали их судьёй в своём очередном споре.

И вот как-то раз осьминог, которого они попросили рассудить их, сказал:

– Вам нужен самый мудрый житель Лазурной бухты, старая черепаха, которой больше ста лет. Она дольше всех живёт и больше всех повидала на своём пути. Пусть она с её опытом и мудростью будет судьёй в вашем споре. И если уж она не поможет вам договориться, значит ваш спор неразрешим.

Решили три рыбки, что осьминог говорит разумные вещи, и отправились к черепахе.

– Будь нашей судьёй, – попросили рыбки, – ибо никто другой не помог нам найти ответа в нашем споре, кого из нас больше любит мама.

– А почему вы хотите это выяснить? – спросила черепаха.

– Потому что мамина любовь, это очень-очень важная вещь, – сказали рыбки, – жизненно важная.

– Например, как вода, – сказала черепаха.

– Мамина любовь заботливо окружает нас со всех сторон.

– Окружает, как вода, – добавила черепаха.

– Без маминой любви нам придется очень тяжело, – продолжали рыбки.

– Как без воды, – уточнила черепаха.

– Но мама у нас одна, поэтому и забота мамина у нас одна на всех.

– Как и вода в Лазурной бухте, – заметила черепаха.

– Именно поэтому нам так важно разделить между собой мамину любовь и заботу, – закончили рыбки.

– Понятно, – сказала черепаха, – а почему вы не делите между собой воду Лазурной бухты?

Рыбки дружно рассмеялись в ответ:

– Ты, говорят, самая мудрая в нашей бухте, а такие глупые вопросы задаёшь. Как мы разделим воду Лазурной бухты?! Это бессмысленно!!!

– Но любовь вашей мамы, она ведь очень похожа на воду Лазурной бухты, – пояснила черепаха, – она окружает вас, без неё вы не представляете своей жизни, она тоже общая и очень важная. Так почему вы не делите воду, её по крайней мере можно увидеть и чётко измерить?

– Да потому что мы понятия не имеем как делить воду! – ответили рыбки. – Зачем заниматься бессмысленными спорами, которые ни к чему не приведут.

– Значит вы не знаете, как разделить воду Лазурной бухты, но вы знаете, как делить мамину любовь? – спросила черепаха.

– Да!!! – ответила первая рыбка.

– Хотя, нет… – ответила вторая.

– Нам надо подумать, – сказала третья и они все замолчали.

С тех пор прошло много лет, но за все это время никто не слышал от рыб ни единого слова. Говорят, они до сих пор думают.

Сказка о Хранительницах Любви и Времени

Жила была девочка Маша со своими мамой и папой. И вот в один прекрасный день у нее родился братик Саша. Маша думала, что, когда у нее появится братик, это будет очень здорово. Она представляла, что он будет ее самой лучшей куколкой, но все оказалось совсем не так. Оказалось, что Саша много плачет и кричит по любому поводу. Только проснется, уже ревет, чтобы его переодели. Потом принимается плакать, чтобы взяли на ручки. А еще оказалось, что Саша может плакать даже ночью и не давать спать всей семье.

Но самое ужасное было в том, что теперь вся мамина забота доставалась ему. Ведь он был таким маленьким и беспомощным. И подумалось Маше, что раньше ничего для мамы не было важнее, чем она, Маша. А теперь если Саша забирает мамину заботу, значит он забирает и мамину любовь.

И тогда Маша решила вернуть себе всю мамину любовь и заботу и отправилась искать Хранительницу Любви. Долог был ее путь, пока наконец не нашла липу, листья которой были полностью красными, как настоящие сердечки. «Иди за нами, мы покажем тебе дорогу» – прошелестели листья и, сорвавшись с дерева, полетели куда-то вдаль. Побежала за ними Маша и вскоре увидела, что красные листья-сердечки опускаются на порог красивого домика.

Вошла она и поняла, что это дом Хранительницы Любви.

– Здравствуйте, я пришла вас попросить, чтобы вы вернули мне недостающую мамину любовь, чтобы ее было столько же, сколько и раньше.

– Проходи, Маша, сейчас мы посмотрим, что говорят мои записи, – сказала Хранительница и достала из своего огромного стеллажа тетрадь.

Она стала листать ее, и при этом бормотала себе под нос:

– Вот тут у меня все записано про любовь твоей мамы. Ни одной капельки любви не затеряется, все учтено, все высчитано и проверено.

Наконец она подняла голову и сказала.

– Мои записи говорят, что мама любит тебя ничуть не меньше, чем раньше.

– Как же так, – удивилась Маша, – я чувствую совсем наоборот. Вы проверьте пожалуйста все точно.

– Я проверила и уверяю тебя, что маминой любви к тебе стало даже больше. Мама увидела, какая ты большая и самостоятельная по сравнению с братом, и от всего сердца гордится тобой и любит с новой силой. Тебе может казаться, что любви стало меньше, потому что у мамы стало меньше времени, которое она может посвятить тебе. Понимаешь, уменьшилось время, когда ты чувствуешь мамину любовь. А ты это воспринимаешь так, что стало меньше самой любви.

– Ааааа, – протянула Маша, – наверное, такое может быть.

– Но тогда это не мой вопрос, это вопрос к Хранительнице Времени, – сказала волшебница, – отправляйся к ней, листья подскажут, как ее найти.

Вышла Маша из домика Хранительницы Времени и увидела дерево, листочки которого были круглыми и походили на циферблаты часов с делениями по контуру. «Мы покажем тебе дорогу» – прошелестели они и, сорвавшись с веток, полетели вдоль тропинки. Очень скоро привели они Машу к другому домику и опустились на самом его пороге.

Зашла Маша в дом, увидела Хранительницу Времени и говорит:

– Здравствуйте, я очень хотела вас попросить вернуть мне мамино время, чтобы мама уделяла мне его столько же, сколько и раньше.

– Присядь, дитя, – сказала Хранительница Времени и тоже полезла доставать с высокой полки одну из своих тетрадей, – вот она, книга учета твоей мамы.

Волшебница долго листала страницы, пересчитывала что-то, надев очки, и, наконец, оторвавшись от записей, произнесла:

– Верно ты говоришь, мамино время разделилось между тобой и братом. И, как бы мама ни хотела, уделить тебе столько же времени, сколько и раньше, она не может.

– Но вы же волшебница, сделайте так, как было раньше, пожалуйста! – попросила Маша.

– Ах, девочка, если бы все было так просто! – вздохнула волшебница и пододвинула Маше свою исписанную тетрадь. – Вот они, мамины минутки. Они бесценные, потому что наполнены очень важными делами. Я храню эти драгоценные минутки, я слежу, чтобы мама все успела сделать.

Тут она взяла красный карандаш и дотронулась им до тетради. В тот же момент часть записей стала красной.

– Вот, я даже пометила этим карандашом твои минутки, те, которые мама полностью посвящает заботе о тебе. Именно в эти минуты ты чувствуешь в полной мере, как мама любит тебя. Посмотри, раньше почти все строчки были красными. Но с тех пор, как родился Саша, красных стало меньше, потому что твой братик пока еще очень мал и ничего не может сделать сам. Вот и приходится очень много драгоценных маминых минуток уделять ему. Вот видишь, минутка на то, чтобы его покормить. Вот минутка на то, чтобы переодеть. Вот минутка с ним поиграть, чтобы он не плакал. Видишь, Саша ничего не умеет сам, поэтому его минуток и правда, много.

– Да, я понимаю, но мне мамино время тоже очень нужно, – просила Маша, – вы же волшебница, сделайте, чтобы времени хватало всем, и мне, и брату.

– Как бы я хотела тебе помочь, Маша, но, если я отдам тебе столько минут, сколько было раньше, твоя мама просто перестанет спать. А это совершенно недопустимо.

Маша задумалась, она рассматривала записи на странице тетради, пытаясь разобрать каракули Хранительницы. Наконец, ее глаза засветились надеждой:

– Смотрите, как много минут отведено на укачивание Саши, чтобы он крепче заснул. Но ведь качать его люльку не обязательно должна мама! Я правильно понимаю, что если я возьму на себя это занятие, то маме уже не придется тратить на него свои минуты, и вы сможете отдать их мне?!

– Да, абсолютно правильно, – подтвердила старушка, – но, если ты хочешь, чтобы я поменяла записи в волшебных книгах, ты должна быть абсолютно уверена. Уверена, что у тебя найдется время и желание помогать маме.

– Да, я уверена, – ответила Маша, – я буду стараться.

Старушка стала бормотать какое-то заклинание, и тут на глазах девочки в раскрытой тетради стало расти количество красных строк. Маша с радостью смотрела, как к ней возвращаются мамины драгоценные минутки.

– Ну все, моя работа выполнена, – произнесла Хранительница, – теперь дело за тобой.

На этом она закрыла большую волшебную тетрадь записей, от чего из захлопывающихся страниц посыпался целый фонтан блесток. В блестках растаяла и хранительница, и тетрадь, и стол, и даже стеллажи с учетными книгами волшебницы. А Маша оказалась у себя дома. Обрадованная девочка решила тут же найти маму, и обнаружила ее на кухне. Мама качала Сашину люльку и никак не могла начать готовить обед.

– Можно, я покачаю! – сказала Маша.

– Конечно, родная! – обрадовалась мама. – Я тогда быстрее приготовлю обед, и у нас с тобой останется время на игры.

Саша крепко сжимал мамин палец, и чтобы отойти, мама вложила ему в ручку пальчик Маши. Маша качала люльку, а братик сжимал ее палец и улыбался. И Маша невольно улыбнулась ему в ответ. А его ручка, которая сжимала ее палец, как будто говорила за братика «Ты мне нужна, я тебя никуда не отпущу»

 

И тут вдруг Маша подумала, что никогда ни одна кукла, которую она укачивала, не нуждалась в ней так сильно, чтобы держать ее за палец и не отпускать. И никогда в кукольных глазах не было столько радости.

И в эту минуту Маша чувствовала, что ни одну куклу ей не нравилось так укачивать, как своего брата Сашу.

Что такое сказкотерапия и какие проблемы она решает

Ликбез Жизнь 24 июля 2021

Ждать от неё чудес не стоит.

Что такое сказкотерапия и откуда она взялась

Термин «сказкотерапия» — довольно широкий. Он объединяет применение сказок в психологической, педагогической и дидактической работе со взрослыми и детьми. С точки зрения психологии сказкотерапия считается разновидностью арт‑терапии — комплекса методик, которые помогают человеку понять себя и прийти к решению своих проблем через творчество.

Важно понимать, что сказкотерапия не самостоятельный подход или отдельная школа. Это, скорее, инструмент, который психолог или педагог задействует в работе со взрослым или ребёнком, если видит в этом необходимость. Также элементы такой методики вполне можно использовать и самостоятельно — для себя лично или своих детей.

Дарья Дугенцова

Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.

Некоторые коллеги выбирают сказкотерапию как основной подход к работе и практически не используют остальные методы. Но если мы говорим про диагностику — на мой взгляд, лучше применять комплекс методов, чтобы учесть все нюансы, которые нам необходимо знать для дальнейшей корректировки запроса клиента.

Сказкотерапию никто специально не придумывал, она, можно сказать, зародилась сама из врождённой и очень древней любви человека к сочинению, рассказыванию и чтению историй. Считается, что фундамент для использования сказок в психологии заложили Карл Юнг, Владимир Пропп, Джозеф Кэмпбелл и другие авторы, которые с разных сторон исследовали мифы, легенды, сказки и архетипы в них.

Позже появились специальные работы и руководства о сказкотерапии для психологов и педагогов, а также различные материалы для самостоятельного использования метода, например сборники детских терапевтических сказок и карточки для сочинения историй.

Кому может помочь сказкотерапия

В основном о ней говорят как о детском методе. Ребёнок воспринимает сказки достаточно серьёзно, у него нет к ним недоверия и предвзятого отношения, они легко встраиваются в его картину мира и становятся инструментом познания себя и окружающих.

Дарья Дугенцова

Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.

С помощью сказок можно диагностировать, корректировать, направлять и развивать ребёнка. Главное — это знать методику и её чёткие шаги, которыми может поделиться психолог, работающий с вами или вашим чадом.

Я люблю сказкотерапию за то, что в отличие от многих других этим методом невозможно навредить. Когда мы говорим о метафоре для подростков или сказке для детей дошкольного и младшего школьного возраста, то нужно знать, что даже родители могут повлиять на ребёнка приёмами сказкотерапии и при этом никак не повлиять на его психику в худшую сторону.

По словам Дарьи Дугенцовой, если обратиться к компетентному специалисту, сказка поможет справиться практически с любыми трудностями. К основным детским проблемам, которые решают методами сказкотерапии, относятся:

  • агрессия;
  • низкая самооценка;
  • страхи;
  • ложь;
  • возрастные кризисы;
  • неврозы.

Для взрослых сказки, как ни странно, тоже не бесполезны, хотя психотерапевты используют их существенно реже, чем при работе с детьми. Тем не менее сказкотерапия и её элементы иногда применяются в групповой и индивидуальной терапии взрослых. Целей может быть несколько:

  • помочь человеку понять самого себя, собственные желания и потребности;
  • под новым углом рассмотреть себя и ситуацию, увидеть грани, которые раньше оставались вне поле зрения;
  • проработать через историю и метафоры проблемы в отношениях и внутренние конфликты;
  • расслабиться и выплеснуть накопившиеся эмоции.

Дарья Дугенцова

Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.

Сказки и метафоры подходят как детям, так и взрослым. Дети лучше всего воспринимают терапевтические истории, которые специально под запрос родителей придумывает сказкотерапевт. Также эффективными являются и народные сказки.

При работе с подростками всё зависит от запроса клиента, но чаще всего психолог сочиняет метафору и работает при её помощи с подсознанием.

Взрослому клиенту психолог может предложить сочинить собственную сказку по определённому алгоритму. Это отличный способ познать себя и проработать глубинные проблемы за кратчайшие сроки — приблизительно за 21 день.

Какие сказки считаются терапевтическими

Практически любые. Выбор зависит от психолога и от запросов клиента — взрослого или ребёнка. Специалисты, которые занимаются сказкотерапией, делят сказки на несколько основных категорий:

  • Народные сказки и их различные интерпретации.
  • Классические художественные сказки известных писателей.
  • Авторские сказки. Причём автором может быть кто угодно, от психолога или современного писателя до анонима из интернета, главное — история должна содержать сюжетные повороты и идеи, которые помогут клиенту.
  • Дидактические сказки — истории, в которые «упаковано» какое‑то учебное задание.
  • Персональные сказки — специально созданные психологом для клиента с учётом его запроса.
  • Психокоррекционные сказки. Они позволяют мягко скорректировать поведение ребёнка через историю и понятные образы.
  • Клиентские сказки — истории, которые взрослый или ребёнок сочиняет сам с помощью психолога.

Жанры и формы в сказкотерапии тоже используют практически любые: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, анекдоты, детективы, любовные романы, фэнтези. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам формат.

Дарья Дугенцова

Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.

Каждый специалист подбирает свой комплект сказок и конкретных методических материалов. Универсального списка в общем доступе вы не найдёте. Но я советую каждому родителю перечитать знакомые сказки. В детстве информация воспринимается в одном векторе, а сейчас, взяв ту же самую книгу, вы увидите совсем другой смысл и мораль.

Например, к лечебным сказкам относятся:

  • «Морозко», «Крошечка‑Хаврошечка», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Золушка» — при решении проблем, связанных с разводом родителей, семейными ссорами, скандалами.
  • «Спящая красавица», «Госпожа Метелица», «Царевна‑лягушка», «Серая шейка» — при работе с возрастными кризисами, истериками.
  • «Красная Шапочка», «Гуси‑лебеди», «Волк и семеро козлят», «Баба‑яга» — для преодоления различных видов страха.

Также каждому своему клиенту я советую книгу «Маленький принц». Она раскрывает невероятное количество проблем и заменяет сразу несколько сказок.

В целом у психологов есть достаточно большой простор при выборе терапевтических сказок для взрослых. Они по понятным причинам способны понять более сложные образы, аналогии и метафоры. А ребёнку нужна прямолинейная история. Сказки, которые используют в работе с детьми, по‑хорошему, должны соответствовать таким критериям:

  • Главный герой — близкий ребёнку по полу, возрасту, характеру.
  • Жизнь героя описана так, что ребёнок способен найти сходство со своей жизнью.
  • Герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную, создавшуюся в жизни ребёнка, и испытывает схожие переживания.
  • Герой ищет выход из положения и проходит через серию испытаний и трудностей, которые подталкивает его к изменениям. Например, он может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как действуют они.
  • В конце герой делает выводы, меняет поведение или находит решение своей проблемы.

Есть мнение, что сказка не должна давать правильного готового ответа, а скорее побуждать ребёнка самостоятельно строить и прослеживать причинно‑следственные связи.

Также сказка ни в коем случае не должна стыдить или запугивать того, для кого написана. Иначе ребёнок испугается, и одна проблема «уйдёт в тень», а другая появится.

Как проходит сказкотерапия

Существует несколько основных вариантов, как психологи задействуют этот метод. Причём все они применимы и для детей, и для взрослых — меняются только сказки, глубина проблемы и уровень её проработки, а также, разумеется, манера общения психотерапевта.

1. Специалист рассказывает сказку

Предварительно он беседует с клиентом и подбирает либо сам пишет историю, которая может помочь в проработке проблемы и перекликается с реальной ситуацией напрямую или метафорически.

Во время встречи психолог читает или рассказывает сказку — эмоционально и выразительно, стараясь не допускать слишком долгих пауз и механического чтения.

После он может обсудить историю с клиентом, помочь провести параллели с его ситуацией и сформулировать возникшие мысли.

2. Клиент рисует или инсценирует сказку

После того, как историю прочитали, специалист может попросить клиента выразить свои мысли и впечатления в рисунках. Это помогает выплеснуть эмоции, перестроиться, через творчество открыть для себя что‑то новое.

В работе с детьми психологи также используют кукол. Вместе с ребёнком специалист проигрывает историю, помогает ему встать на место героя, вжиться в его образ, посмотреть на ситуацию его глазами. Причём для этого подходят не только готовые куклы, но и сделанные самостоятельно. Процесс изготовления куклы, которую человек отождествляет с собой и своим героем, сам по себе терапевтичен. Это один из компонентов другой психологической методики — куклотерапии.

3. Клиент сочиняет историю вместе с психологом

Этот приём открывает большое пространство для экспериментов. Сказку можно написать дома заранее, а можно выдумывать и рассказывать прямо на встрече с психологом.

В зависимости от возраста и потребностей клиента специалист может задействовать для сочинения истории специальные наборы карточек, метафорические карты, кукол. Также он может направлять клиента в процессе создания истории или просто дать ему несколько вводных: героя и завязку.

Самостоятельное сочинение сказки — это нетривиальный способ глубоко проанализировать ситуацию и себя самого, найти выход из сложившегося положения.

Какие есть сомнения по поводу сказкотерапии

Это не медицинский метод, так что у него нет чёткого списка показаний и противопоказаний, а исследования эффективности сказкотерапии провести довольно трудно, особенно масштабные. Эту технику психологи используют на своё усмотрение, ориентируясь на состояние клиента и его запрос.

Учебников, инструкций и рекомендаций по сказкотерапии в открытом доступе практически нет. Приёмам сказкотерапии специалистов учат на курсах, в вузах, во время повышения квалификации. То же касается и самих сказок. Сборников специальных терапевтических историй относительно немного, и конкретного списка сказок, которые однозначно годятся для терапии, нигде не найти. Поэтому метод может показаться достаточно закрытым, окутанным тайнами и домыслами.

Также очень важно понимать, что сказки не решат всех проблем. Есть состояния, из которых нужно выходить с помощью других инструментов психотерапии или даже медикаментов. И определить это может только специалист.

Можно ли использовать сказкотерапию самостоятельно

Психологи говорят, что даже нужно — и создают для этого пособия. Однако самостоятельная работа, скорее всего, не заменит консультацию специалиста, и может оказаться, что вам нужны совсем не сказки, а другие методы. Так что если вы замечаете у себя или ребёнка симптомы депрессии или суицидальные мысли, если в поведении ребёнка есть выраженная агрессия и вас сильно беспокоит его состояние, лучше не экспериментировать и обратиться к психотерапевту.

Если настолько серьёзных проблем у вас нет, сказкотерапия вам не навредит. Вот что можно попробовать.

Читайте книги

Да, это уже своего рода терапия. Читатель отождествляет себя с героем, замечает в его истории параллели со своей жизнью, вместе с ним проживает разные ситуации и смотрит на них под необычным углом. И благодаря всему этому может лучше понять себя и найти решение проблемы.

Если вас беспокоит что‑то конкретное, попробуйте поискать истории, в которых герой похож на вас и сталкивается с аналогичными трудностями.

Поищите терапевтические сказки

Существуют сборники таких сказок и для детей, и для взрослых. Часто они классифицированы по ситуациям, которые возможно решить с их помощью, или просто предлагают исследовать разные грани своей личности.

Взрослым могут быть интересны не только сами сказки, но и их психологический анализ. Исследуя истории, человек способен продвинуться в понимании себя и окружающих. Такие аналитические работы есть у разных авторов, одни из самых известных — «Бегущая с волками: Женский архетип в мифах и сказаниях» Клариссы Пинколы Эстес и «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла.

Сочиняйте истории

Самостоятельно или вдвоём с ребёнком. Важно понимать, что в этом случае к сочинению сказок стоит относиться скорее как к творчеству, а не терапии. Если у родителя нет психологического образования, создание терапевтической сказки лучше доверить специалисту.

Дарья Дугенцова

Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.

Терапевтическую сказку может придумать каждый родитель, но для этого стоит либо пройти обучение, либо обратиться к специалисту с таким запросом. Так как подход к проблеме зависит от того, что в итоге хочет получить взрослый от своего ребёнка.

В качестве вдохновения и подспорья для выдумывания сказок подойдут не только специальные наборы для сказкотерапии, но также метафорические ассоциативные карты, книги‑инструкции и игры, в которых нужно сочинять истории, например Story Cubes, «В некотором царстве», «Коробка сказок», «Однажды в сказке».

Как правило, принцип у таких наборов более‑менее одинаковый. Вы получаете вводные — герой, локация, завязка, некий образ или картинка — и вам нужно придумать историю, отталкиваясь от них. Если вы придумываете историю вместе с ребёнком, возможно, ему понадобятся ваша помощь и подсказки. При желании получившуюся сказку можно записать и перечитать позже.

Читайте также 🧐

  • Как выбрать хорошего психотерапевта и не остаться на мели
  • Вы Наполеон или Дон Кихот? Разбираемся, что такое соционика и работает ли она
  • Что такое трансперсональная психология и почему это обман

Мокикла Эврика

Не секрет, что сказки – это веселый вечерний ритуал и возможность для ребенка соприкоснуться с миром фантазий. Читая сказки, мы также развиваем речь, стимулируем любознательность и творчество ребенка. Агне Гуркшне, психолог школы раннего развития «Эврика», которая находится в Вильнюсе и Каунасе, представляет еще одно преимущество сказок, о котором мало кто из нас слышал.

«Чтение книг и рассказывание историй можно использовать и при серьезных переменах в жизни ребенка, таких как рождение нового члена семьи или адаптация в образовательном учреждении. Это отличный терапевтический инструмент для ребенка, который переживает много беспокойства и перемен, сталкивается с трудностями», – отмечает А. Гуркшне.

По словам А. Гуркшне, сочинение рассказов или чтение сказок может помочь ребенку легче принять новые изменения. «Если родители замечают, что, например, ребенку крайне тяжело ходить в школу или детский сад, рекомендуется прочитать ребенку сказку о любимом герое ребенка, который сталкивается с трудностями и успешно их преодолевает. Вы должны выбрать сказку, которая не имеет прямого отношения к проблеме», – подчеркивает А.

Гуркшне. Психолог добавляет, что в сказке не должно быть таких слов, как школа, учитель. И если родители замечают, что ребенок не хочет говорить о своих трудностях, не стоит на него давить и торопить.

Анализируя выводы ученых, А. Гуркшне отмечает, что многие ученые видят в сказках пользу. По мнению известного польского ученого М. Я. Кутяпинского, слушая разные истории, ребенок на подсознательном уровне сталкивается с различными проблемами и впоследствии может применять решения этих проблем в реальной жизни. По мнению Дж. Г. Робинсона, ребенок, часто слушающий сказки, легче переживает и переносит состояние тревожности в реальной жизни и находит эффективные решения проблем. Слушая сказки, ребенок познает жизненные ценности, обретает оптимизм и надежду.

А. Гуркшне отмечает, что согласно теории развития личности Э. Эриксона наиболее эффективное время для сказкотерапии – с 4 лет. Так называемое «Я» четырехлетнего ребенка еще не полностью сформировано, поэтому малышу еще может быть трудно объяснить и понять свои эмоции. «Однако сказкотерапию определенно стоит попробовать и после трех лет», — добавляет психолог А. Гуркшне.

По словам психолога, можно найти ряд соответствующей литературы, которая также видит больше целей для использования сказкотерапии. Например, М. Дж. Кучапински выделяет три цели сказкотерапии:

В первую очередь он предназначен для того, чтобы успокоиться, отвлечься от рутины жизни, реальности. Психолог А. Гуркшне считает, что с такой целью лучше всего выбирать сказки, которые больше всего нравятся детям. Полезно, когда это вечерний ритуал, помогающий наладить более близкие отношения с мамой или папой и успокоиться после дневных событий.

Вторая цель сказкотерапии – познание новых ценностей, правил и прочего. «Если цель состоит в том, чтобы научить ребенка чему-то, книгу нужно выбирать в соответствии с возрастом ребенка и тем, чему мы хотим научить. Например, если наша цель — научить малыша охотно садиться на горшок, мы можем несколько раз в неделю читать ребенку книгу, прежде чем начнем отрабатывать этот навык, в котором главный герой привык к горшку, сталкивается с трудностями.

и успешно их преодолевает. Это может быть книга Т. Росс «Маленькая принцесса. Я хочу свой горшок! ”, – советует А. Гуркшне.

Третья цель сказкотерапии – изменения. Эта цель тесно связана с ранее упомянутой – образовательной. Психолог А. Гуркшне рекомендует читать и анализировать сказки до тех пор, пока не появится новый навык. Мотивация ребенка может помочь в достижении цели. Поощрение ребенка может быть гораздо полезнее, если мы сравним его с любимым персонажем.

«Ребенку можно сказать, что герой книги тоже столкнулся с неудачами. Герою также требовалось время, прежде чем он научился, например, кататься на самокате. Анализируя такую ​​историю, ребенок поймет, что и у него в итоге все получится. Важно поддерживать ребенка, утешать его, когда это необходимо, ободрять и просить его не сдаваться», – делится мыслями психолог школы раннего развития «Эврика».

Список литературы

  1. Эриксон Э. Детство и общество. Вильнюс: Издания католического мира, 2004.
  2. .
  3. Марек Ян Кучапински. Лечебно-воспитательные свойства сказкотерапии на ранних этапах развития детей. Педагогика Родзины 4/2, 77-93, 2014.
  4. Джин Г. Робинсон. Сказки и обучение семейной терапии. Журнал семейной терапии, 8: 383-393, 1986.
  5. .

Игровая терапия Юнгианская техника: Сказки на песке

Поиск:

18 Вторник июль 2017 г.


Истории и персонажи могут помочь нам понять наш внутренний мир и отношения. Вот статья, написанная для терапевтов и психотерапевтов, написанная в программе консультирования по игровой терапии.

В методике Юнгианской аналитической игровой терапии терапевт предлагает ребенку на выбор 8-10 предварительно отобранных сказок. Терапевт читает сказку, которую выбирает ребенок. Затем терапевт просит ребенка нарисовать на песке что-нибудь о сказке — какой-нибудь осмысленный образ, чувство или фигуру из сказки, а затем создает песочную ванночку со сценой с фигурками.

Терапевт помогает ребенку обработать его творение вместе с ним, задавая такие вопросы, как: (а) Что вы чувствовали, когда помещали туда x? б) Если бы этот символ (или предмет, или человек) говорил, что бы они говорили и кому? Если ребенку меньше 8 лет, терапевт может задавать различные наводящие вопросы, например: «Давайте поговорим о (объекте/изображении/символе) и его назначении в рисунке (или песочнице). Что делает (объект/изображение/символ)? Где оно живет?» Затем терапевт может проанализировать, что делает ребенок, и провести с ним диалог, чтобы помочь ему индивидуализироваться (Shaeffer, 2011).

Существует множество сказок и современных мифологических историй, которые можно использовать для этого занятия, с которыми дети уже могут быть знакомы и с которыми могут себя идентифицировать. «Гарри Поттер» — один из примеров, где главный герой воплощает архетип ребенка-сироты (Hunt, 2006). Я также нашел обзор книги с историями, содержащими множество архетипов, включая юнианский архетип бога-ребенка Гермеса, упомянутого в моем предыдущем обсуждении этой главы, и его образ «идущего задом наперед».

Тень дракона», и JAPT-терапевт мог бы обсудить с ребенком теневую сторону каждого архетипа, исследуя значение образов, которые они создали в грустных историях, прочитанных в терапии. У многих детей и взрослых есть «ребенок-сирота», и им может быть полезно работать с этим образом в терапии, связанной с Гарри Поттером. Есть положительное и отрицательное, и индивидуация может произойти при доведении этих образов до сознания в своей идентичности. Теории Юнга о ребенке и то, что стало JAPT, все началось с его мыслей об архетипе ребенка, и, проходя через внутренний конфликт ближе к концу своей жизни, он нашел исцеление, идентифицировав архетип ребенка в себе (Jung, 2009).).

Хант, Кэти. (2006). «Знаете ли вы Гарри Поттера? Что ж, он сирота»: важен каждый ребенок, потерявший близких. Пастырская забота в образовании, июнь 2006 г., Vol. 24 Выпуск 2, стр. 39-44. 6р.

Юнг, К.Г. (2009). Красная книга. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Нортон.

Шефер, К. (2011). Основы игровой терапии.

Добавить комментарий