Приемы активного слушания: техника и методы
Вероятно, у каждого в жизни случались ситуации, когда вы сообщали человеку о чем-то важном, значимом для вас, и понимали, что вас не слышат, не слушают. Почему? Человек сидит напротив, смотрит на вас, а у вас складывается впечатление, что он как будто «не здесь». Вспомните ваше состояние, ваши чувства при этом. Скорее всего, у вас пропадало всякое желание не только чем-то с ним делиться, но и говорить вообще. А на душе возникало состояние подавленности и дискомфорта. Это происходит потому, что мы не всегда умеем слушать. А что же тогда на самом деле слушание и для чего вообще оно необходимо?
Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, делающее процесс общения более эффективным.
Слушание бывает пассивным и активным.
При пассивном слушании нам сложно понять, воспринимает ли собеседник нашу речь. При этом нет ни мимических, ни физических реакций на получаемую информацию. Создаётся впечатление, что собеседник лишь смотрит на нас, но думает о своём. Ощущение отсутствия включённости в процесс.
Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника. Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и способствовать лучшему пониманию и верной интерпретации информации, полученной от собеседника в ходе вашего общения. Это является особо важным при ведении переговоров и при общении с пострадавшими в зоне ЧС.
Согласно одному весьма распространенному мифу, умение слушать – это навык, который, подобно навыку дыхания, человек получает при рождении, а затем использует всю жизнь. Это не так. Можно научиться активному слушанию и умение слушать оказывается более полезным навыком, чем умение красноречиво говорить и убеждать. Если вы умело задаете вопросы, но не умеете слушать ответы, то цена такому общению невелика.
ВЫВОД: таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что умение слышать и быть услышанным является важным не только в нашей будничной жизни, но и непосредственно в нашей работе. Например, в минимально короткие сроки диалога с пострадавшим собрать наиболее значимую для нас информацию (в том числе информацию о местонахождении других жертв). И это умение необходимо развивать.
Сам по себе процесс слушания бывает двух видов: пассивное и активное. При пассивном слушании собеседнику сложно понять, слышите ли вы его или нет, так как этот вид предполагает неяркие скудные эмоции, а значит малую включённость в процесс общения. Метод активного слушания появился как технология общения в результате анализа поведения людей, обладающих способностью в процессе разговора добиваться от собеседника нужных результатов. Например, для того, чтобы правильно понимать сказанную вам информацию, быстро вычленять из разговора то, что вам нужно, а также уметь быть благодарным слушателем, с которым хочется общаться.
Существует несколько приемов активного слушания, благодаря которым вы сможете демонстрировать заинтересованность и включенность в беседе с пострадавшим.
Активное слушание – это процесс, в ходе которого слушающий не просто воспринимает информацию от собеседника, но и активно показывает понимание этой информации. Иногда еще можно назвать это виды активного слушания.
- Эхо-техника — это повторение отдельных слов или словосочетаний клиента без каких бы то ни было изменений.
- Уточнение — не всегда в рассказе человек описывает все детали событий или переживаний. Попросите уточнить все, даже самые мелкие подробности.
- Паузы – когда человек заканчивает говорить — выдержите паузу. Она дает возможность подумать, осмыслить, осознать, добавить что-то к рассказу.
- Сообщение о восприятии – другими словами, это возможность сообщить собеседнику, что вы поняли, что он вам сказал, его эмоции и состояние. «Я понимаю, как тебе сейчас обидно и больно. Хочется плакать и чтобы тебя пожалели».
- Развитие мысли – осуществление попытки подхвата и продвижение далее хода основной идеи или мысли собеседника.
- Сообщение о восприятии – Слушатель сообщает своему собеседнику о том, какое впечатление тот произвел в ходе общения . Например « Вы говорите об очень важных для Вас вещах»
- Отражение чувств – выражение эмоциональной позиции собеседника на основе наблюдений слушателем не только за тем , что говорит коммуникатор , но и за тем , что выражает его тело « Я вижу, вас это волнует…»
- Сообщение о восприятии себя – слушатель сообщает своему собеседнику о том , как изменилось его состояние в результате слушания «Меня задели ваши слова»
- Замечания о ходе беседы – слушатель сообщает о том , как можно осмыслить бесед в целом. « Походу , мы достигли общего понимания проблемы»
- Резюмирование – проведение промежуточных итогов сказанного собеседником в процессе его монолога «Итак, мы с вами обсудили следущее: испытание пожарных насосов…»
Приёмы активного слушания в таблице
Прием активного слушания
|
Цель |
Характеристики
|
угу – поддакивание | дать понять собеседнику, что его слушают
| кивки головой «да», «угу», «ага» |
пауза | помочь собеседнику собраться с мыслями и выговориться до конца | своевременно выдержанное молчание |
закрытые вопросы | получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности
| вопросы, подразумевающие ответы «да» или «нет» |
открытые вопросы
| получение от собеседника, как можно больше информации | вопросы: «как», «какие», «когда» и т. п. |
перефразирование | дать возможность говорящему человеку увидеть, что его правильно понимают | фразы: «другими словами…» «если я вас правильно понял, то …» |
резюмирование | выделение главной мысли (без сопровождения эмоций) из уже сказанного собеседником
| фразы: «таким образом…» «если подытожить сказанное, то…» |
- «Угу» – поддакивание.
Это самый простой прием активного слушания. Любой человек им пользуется почти интуитивно. Во время разговора рекомендуется периодически кивать головой, говорить «да», «угу», «ага» и т.п. Этим вы даете собеседнику понять, что вы его слушаете и заинтересованы в нём. Например, когда вы о чём-то рассказываете по телефону, то использование таких приёмов собеседником дают вам понять, что вас слушают. Молчание же, на протяжении всего рассказа, вызвали бы у вас сомнения в заинтересованности партнера вашей информацией.
- Пауза.
Она необходима в разговоре для того, чтобы помочь собеседнику выговориться до конца. Во-первых, человеку часто необходимо время для того, чтобы сформулировать свои мысли и чувства, а во-вторых, паузы освобождают разговор от лишней и не нужной информации. Например, рассказывая историю, человек, скорее всего, представляет себе её. И, для того, чтобы образное представление переложить в словесную историю, необходимо подобрать нужные слова. И паузы здесь являются необходимым средством «перевоплощения» образа в слово.
- Особенности постановки вопросов.
Существуют два типа вопросов: закрытые и открытые.
Закрытые вопросы уместны не тогда, когда вы хотите получить от собеседника как можно больше информации, а тогда когда нужно ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности, подтвердить или опровергнуть свои предположения.
Открытые вопросы характеризуются тем, что на них нельзя ответить «да» или «нет». Они требуют какого-либо объяснения. Обычно начинаются со слов: «что», «кто», «как», «сколько», «почему», «каково ваше мнение». С помощью вопросов этого типа вы позволяете собеседнику маневрировать, а беседе – перейти от монолога к диалогу. К такому типу вопросов могут относиться следующие: «Что ты ел сегодня?», «Как ты себя чувствуешь?», «Как давно ты здесь?».
- Перефразирование.
Это формулировка той же мысли, но иными словами. Перефразирование дает возможность говорящему человеку увидеть, что его правильно понимают. А если нет – у него есть возможность вовремя внести коррективы. При перефразировании ориентируйтесь на смысл и содержание сообщения, а не на эмоции, которыми оно сопровождается.
Перефразирование можно начать следующими фразами:
– «Если я вас правильно понял, то…»;
– «Поправьте меня, если я ошибаюсь, но вы говорите что…»;
– «Другими словами вы считаете, что…»;
Данный прием уместен тогда, когда говорящий логически завершил один из фрагментов рассказа и собирается с мыслями чтобы продолжить. Не стоит его перебивать, пока фрагмент рассказа не закончен.
Например, ваш собеседник рассказывает о том, что как-то он пришёл домой усталым, поставил портфель и снял обувь, а когда прошёл в комнату, увидел там горшок с цветами, разбитый и лежащий на полу, а рядом сидела его любимая кошка, но он решил не наказывать её, хотя и очень огорчился. В этом случае, приём перефразирования может быть использован так: если я вас правильно понял, то, придя домой, вы увидели разбитый горшок с цветами и рядом вашу кошку. Но, несмотря на то, что вы были огорчены увиденным, вы решили не наказывать любимца.
- Резюмирование.
Этот приём подытоживает основные идеи и чувства. Это, как бы, вывод из всего того, что уже было сказано человеком. Резюмирующая фраза представляет собой речь собеседника в «свернутом» виде. Данный прием активного слушания принципиально отличается от перефразирования, суть которого, как вы помните, в повторении мысли оппонента, но своими словами (что показывает собеседнику наше внимание и понимание). При резюмировании из целой части разговора выделяется только главная мысль, для чего полезны такие фразы, как:
– «Ваша основная идея, как я понял, в том, что…»;
– «Если подытожить сказанное, то…».
Например, начальник вам сказал, что, «в связи с тем, что отношения с коллегами из Италии стали напряжёнными и могут грозить конфликтом, вам необходимо съездить в командировку на переговоры, наладить с ними отношения и попытаться заключить контракт». Здесь приём резюмирования звучал бы так: «если подытожить сказанное, вы просите меня съездить в Италию для того, чтобы наладить контакт с коллегами и заключить с ними договор».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: здесь рекомендуется провести упражнение, направленное на отработку полученного материала.
Группа разбивается на тройки. Первый человек из тройки рассказывает историю, второй – слушает, использую приемы активного слушания, третий – наблюдает и дает обратную связь о том, как это выглядело со стороны. По окончании работы каждая из трех сторон делится своими ощущениями. После того как все тройки закончат упражнение проводится групповое обсуждение.
– Тяжело ли было слушать? Почему? Что мешало?
– Легко ли, приято ли было рассказывать?
– Какими приемами вы пользовались, чтобы показать говорящему, что вы его слушаете и понимаете?
-Какой из приемов был для вас особенно труден?
– Возникло ли у говорящего ощущение «услышанности»?
- Раппорт (ударение на второй слог).
Раппорт включает в себя «присоединение» к человеку по определенным «каналам»: по интонации, по темпу речи и по дыханию.
– присоединение по интонации;
Одни и те же слова, произносимые с разной интонацией, способны передать различные смыслы, вплоть до противоположных. Даже самое простое слово «да» при разном интонировании может нести в себе отрицание. Интонация способна передать глубокие эмоции (грусть, жалость, нежные чувства и т.д.) и различные состояния (равнодушие, любопытство, умиротворенность, гнев, тревогу и т.п). Поэтому, для того, чтобы нас правильно поняли, очень важно отслеживать собственную интонацию.
Например, фраза «Я рад тебя видеть» при разном интонировании может носить разный смысл. В одном случае мы понимаем, что человек искренне рад нас видеть, а в другом – что эта фраза сказана только из норм вежливости.
При общении с пострадавшим присоединение по интонации иногда дает колоссальный результат, происходит как бы отождествление его и вас, создается впечатление родства, схожести, понимания состояния пострадавшего, что в значительной степени облегчает с ним дальнейшее взаимодействие.
– присоединение по темпу речи;
Темп включает в себя быстроту речи в целом, длительность звучания отдельных слов и пауз.
Слишком быстрая речь может свидетельствовать о волнении и высоком внутреннем напряжении, даже какой-то нервозности. Слишком медленная и вялая речь может свидетельствовать о депрессивном, апатичном состоянии человека. Но для того, чтобы определить, какое в действительности состояние преобладает у нашего собеседника в данный момент, одного этого фактора не достаточно, так как для некоторых людей, в силу особенностей темперамента, быстрый или медленный темп речи является повседневным. Если речь пострадавшего очень быстрая мы можем постепенно, замедляя свой темп, несколько снизить нервозность и внутреннее напряжение оппонента.
– присоединение по дыханию.
«Присоединившись» к дыханию собеседника, с одной стороны, значительно проще разговаривать в одном темпе с собеседником (так как темп речи зависит от дыхания), а с другой, – появляется возможность изменить его эмоциональное состояние, изменив как темп, так и его дыхание. Например, к вам врывается разъярённый друг, который чем-то возмущён. Его речь быстрая, дыхание учащённое. И в данной ситуации, чтобы возникло ощущение, что вы слышите человека и понимаете его чувства, необходимо, присоединившись к нему и эмоционально, и по частоте дыхания, вести с ним диалог. После того, как вы понимаете, что взаимодействие произошло, необходимо уменьшить частоту своего дыхания и снизить эмоциональный фон речи. Через некоторое время вы увидите, что ваш собеседник разговаривает с вами в таком же режиме.
- Отражение чувств, эмпатия.
Понятие «эмпатия» означает способность человека к переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Это способность представить себя на месте другого и понять его чувства, желания, идеи и поступки.
Для установления эффективного взаимодействия, необходимо использовать прием «отражения чувств», и тогда беседа становится более искренней, создается ощущение понимания и сопереживания, а у собеседника появляется желание продолжить контакт. Прием «отражения чувств» включает в себя два направления:
– отражение чувств собеседника.
Когда вы называете чувства, которые испытывает человек, понимаете его и «попадаете» в его ощущения, ваш собеседник ощущает «родственность душ», начинает больше доверять вам и общение переходит на качественно новый уровень.
– отражение своих чувств;
Говоря о своих чувствах, можно решить сразу несколько проблем. Во-первых, можно существенно снизить негативные чувства и переживания самим фактом того, что эти чувства озвучены. Во-вторых, сама беседа становится более искренней. И, в-третьих, побуждает собеседника открыто выражать и свои чувства.
В процессе слушания важно не забывать и о голосовых характеристиках человека, испытывающего при беседе состояние тревоги или нервное напряжение.
Такими характеристиками могут быть:
- неожиданные спазмы голоса – что может говорить о внутреннем напряжении;
- частое покашливание – может сообщить нам о лживости, неуверенности в себе, обеспокоенности. Но не надо забывать, что покашливание может быть результатом дыхательных заболеваний, например, бронхита;
- несоответствующий моменту внезапный хохот – может характеризовать напряжение, отсутствие контроля над происходящим.
Все эти особенности, безусловно, необходимо учитывать в разговоре, но не стоит забывать о том, что каждый человек и его реакция индивидуальна и не всегда означает одно и то же.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: на данном этапе работы рекомендуется провести опрос.
Рекомендуемые вопросы для обсуждения:
– Вспомните, были ли в вашем опыте такие случаи, где бы ваша интерпретация состояния человека, основанная на внешних признаках, была ошибочной?
– К чему это привело?
– Как бы вы могли учитывать такие внешние проявления в вашей работе?
Как и у любого другого метода, у активного слушания есть свои подводные камни, так называемые распространённые ошибки.
Рассмотрим некоторые из них:
- стремление дать совет;
- желание задавать уточняющие вопросы.
Первое может быть опасно тем, что у человека, выслушав ваш совет, могут «сработать» механизмы психологической защиты.
В результате чего:
- во-первых, человек, скорее всего, отвергнет предложенный вами совет (независимо от того, насколько он хорош), либо ответственность за решение переляжет на вас;
- во-вторых, возможно разрушение уже раннее установленного контакта.
Задавать много уточняющих вопросов также не рекомендуется по причинам:
- во-первых, есть большая опасность увести разговор достаточно далеко от волнующей человека темы;
- во-вторых, задавая вопросы, вы берете ответственность за беседу на себя, много говорите сами, вместо того, чтобы дать возможность говорить вашему собеседнику (пострадавшему).
Как понять, помог ли метод активного слушания в работе?
Существуют некоторые показатели, которые являются определяющими в успешности использования этого метода в беседе:
- Продвижение в решении проблемы собеседника.
Человек, выговариваясь, начинает видеть возможные пути выхода из проблемной ситуации.
- Видимое снижение интенсивности негативных переживаний.
Здесь действует правило о том, что горе, разделенное с кем-то, становится в два раза легче, а радость становится в два раза больше. Если человек начинает рассказывать о себе или об интересующей его проблеме больше, это является еще одним показателем эффективности активного слушания.
Типы активного слушания
Нерефлексивное слушание
Поддержка разговора с помощью коротких звуковых вставок или фраз (да…, угу…. и т.д.)
Рефлексивное слушание
В процессе его мы отражаем содержание рассказа клиента и его чувства.
Презентация доступна по кнопке СКАЧАТЬ
СЛУШАЙТЕ СВОИХ СОБЕСЕДНИКОВ!!!
Виды слушания — Психологос
01 октября 2022 г., 21:52
В курсе 8 видеоуроков. Посмотреть >>
Существуют несколько видов слушания:
- Вообще не слушаю собеседника (активное «неслушание»)
Взгляд мимо, ответы невпопад, занят своими делами. Все слова собеседника пропускаю мимо ушей.
- Демонстрирую, что слушаю собеседника (псевдослушание)
Делаю вид, что слушаю, как бы поощряю собеседника говорить, но на самом деле пропускаю все мимо ушей. Тупо на автомате повторяю «ясно», «понятно», «да-да, говорите».
- Слышу то, что хочу услышать (избирательное слушание)
Слышу не все, а только часть сказанного. Не внимаю собеседнику, а скорее выискиваю в его словах то, что нужно мне. Выхватываю отдельные фразы или слова из контекста сказанного, криво интерпретирую или понимаю суть сказанного.
- Слушаю и слышу собеседника (Активное слушание)
Поддерживаю с собеседником зрительный контакт. Выразительно реагирую мимикой и телом на сказанное (откликаюсь эмоционально). Киваю, одобряю, «угу-каю» и «ага-каю», давая понять собеседнику, что есть интерес к разговору. Задаю уточняющие вопросы. Дословно повторяю или перефразирую собеседника. Выражаю Понимание. Подытоживаю основные мысли собеседника в процессе разговора.
- Профессиональная коммуникация
- Умение слушать
- Курс — Искусство умного общения
Комментарии (1):
Гость, 30 мая 2014 г., 13:04
Классно!
Материалы по теме:
01 янв. 2013 г.
Активное слушание
Активное слушание — слушание с правильной внутренней и внешней активностью.
0Подробнее01 окт. 2022 г.
Нерефлексивное слушание
Нерефлексивное слушание — это словосочетание означает, что я внимательно молчу, не вмешиваюсь в речь собеседника своими словами (не комментирую, не высказываюсь). В самом крайнем случае, могу позволить себе минимальную словесную реакцию, не содержащую оценки или суждения.
0Подробнее01 янв. 2010 г.
Умение слушать
Умение слушать — великое и достаточно редкое умение. В него включается и умения слышать, то есть умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им, и умение слушать так, чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием. Умение слушать помогает установить контакт и расположить к себе собеседника, понять его точку зрения — и при необходимости повернуть ее в нужную сторону.
8Подробнее01 окт. 2022 г.
Умение слушать и слышать
«Слушать» и «слышать» — два близких, но по сути разных умения. Умение слушать — в первую очередь умение слушать так, чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием, а умение слышать — это умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им. Слышать именно то, что сказано, суть сказанного.
3Подробнее01 окт. 2022 г.
Умение слышать
Есть мнение, что мы слышим половину сказанного, слушаем половину услышанного и понимаем половину того, что слушали.
0ПодробнееСодержаниеНет событий
Новые статьи:
- Очень необязательный мужчина
- Единственный учитель для умного мужчины — это он сам
- Психотерапия в консультировании
- Как отмечать день рождения ребенка?
- Не все праздники — твои!
Популярные статьи:
- Мужчины и женщины: почему неравенство?
- Не играю Жертву
- На такую просьбу ребенок отреагирует
- Мужа нужно слушаться
- Жена не хочет секса. Что делать?
Хиты недели:
- Жена не хочет секса. Что делать?
- Откуда стеснительность и что с нею делать
- Как разговаривать с мужем
- Жаворонки и Совы
- Список эмоций
Как научиться слушать
Умение слушать — одно из самых важных качеств, поддерживающих здоровые отношения. Умение слушать связано со способностью понимать, поддерживать и непредубежденно, и это формирует основу того, как другие оценивают нашу эффективность как коммуникаторов как в личной, так и в профессиональной сферах. Гораздо более требовательное, чем буквальное слушание, эффективное слушание — это навык более высокого порядка, которым многих из нас явно не учат овладевать.
Слушание с целью понимания помогает строить более тесные отношения, разрешать конфликты и развивать эмпатию, а хорошие слушатели воспринимаются другими как более симпатичные и заслуживающие доверия. Умение слушать может изменить ситуацию: мы часто предполагаем, что знаем, о чем думает другой человек, но обычно мы упускаем из виду гораздо больше. В ситуациях, когда мы знаем, что другому человеку больно, он расстроен или хочет поделиться чем-то важным, наша способность слушать может либо способствовать продуктивному общению, либо способствовать отключению.
Поскольку умение слушать — это навык, его можно улучшить с практикой. Психологи являются экспертами, когда дело доходит до слушания, потому что это жизненно важно для их успеха в качестве практикующих бесед.
Эти советы психолога помогут вам отточить навыки слушания:
Присутствовать и ограничивать отвлекающие факторыХорошие слушатели уделяют другому человеку все свое внимание, что позволяет им полностью задействовать и максимизировать свое понимание. Найдите тихое место для разговора, избегайте многозадачности и выключите телефон.
Приостановить повестку дняЕсли вы подходите к разговору с намерением направить его определенным образом или найти конкретную информацию, вы не будете гибким слушателем . Может быть полезно сформулировать это намерение другому человеку, особенно в конфликтных ситуациях: « Я здесь, чтобы выслушать. Для меня важно действительно понять, что вы говорите, .
Меньше говори, больше слушайЕсли вы говорите больше, чем другой человек, скорее всего, вы не получаете от него достаточно информации, чтобы действительно понятьвопрос . Если ваша цель — слушать, хорошее эмпирическое правило — убедиться, что другой человек говорит как минимум в два раза больше, чем вы.
Наклоняйтесь в паузахСложные мысли, эмоции и темы могут занять время, чтобы их сформулировать. Позвольте другому человеку закончить все свои предложения и не перебивайте. Делайте паузы и при необходимости предлагайте пространство для разговора: « Не торопитесь. Слушаю. ”
Сформулируйте свое пониманиеОбдумывание того, что вы слышите, — хороший способ сфокусировать разговор на понимании: « Итак, вы говорите… »
Задавать открытые вопросыИнтересуйтесь тем, что вы слышите, и, когда это уместно, задавайте вопросы, побуждающие другого человека выражать свои мысли дальше: « Что вы думаете по этому поводу? » или « Расскажите мне больше о…»
Избегайте стремления решить проблемуКогда вы хотите помочь, давать непрошеные советы может быть убедительно, но это может показаться унизительным для другого человека, который может понять, что вы заинтересованы только в том, чтобы решить за него его проблемы. Хорошие слушатели стремятся понять и дать другим возможность решить проблему по-своему. Если вы считаете уместным предложить решение, сначала спросите разрешения: « Было бы полезно, если бы я дал совет? ”
Автор: Зои Лаксман, Psy.D, C.Psych и Лора Кларридж, Ph.D.
Зои Лаксман работает зарегистрированным клиническим психологом в клинике Дюпон с 2007 года. Лаура Кларридж – сертифицированный коуч для руководителей, которая помогает своим клиентам найти подходящие образовательные и карьерные пути. Их опыт и подготовка сформировали их интерес к улучшению психологического здоровья, межличностного функционирования и хорошего самочувствия. Они работают вместе как клиническая команда и как разработчики The Clinic в онлайн-присутствии Dupont.
физиология и психология слуха — SSI
пространственная Звук
Институт
<изображение src=»https://www.facebook.com/tr?id=1116584332075150&ev=PageView &noscript=1″/>
Физиология и психология слушания
Исследования в области физиологии и психологии слушания направлены на детальное понимание процессов, происходящих внутри слушателя, и того, как слушание влияет на наше психическое и физическое состояние.
Пространственность звука — одна из самых тонких и утонченных сведений, которые мы способны воспринимать. Это двигатель очень сложной нервной обработки, взаимодействия между левым и правым полушариями мозга и координации нейромоторной системы тела, непосредственно влияющий на регуляцию мышечной активности, баланса и осанки ( Ухо и голос). , Томатис 1988). В процесс слушания вовлекается все тело, что в конечном итоге приводит к осознанному восприятию звука и его пространственных характеристик.
Эта программа направлена на сбор и интерпретацию количественных данных тела и мозга в ответ на пространственное восприятие звука, которые могут быть получены с помощью устройств ЭЭГ и других биометрических датчиков, например, частота сердечных сокращений, вариабельность сердечного ритма и гальванические данные. реакция кожи среди прочего; а также качественные данные, собирая личный опыт посредством экспериментов с определенными режимами физического и психологического взаимодействия со звуком.
Путем анализа собранных данных программа исследует измеримое влияние пространственного прослушивания и исследует возможные преимущества для здоровья, благополучия и социальных взаимодействий. Данные будут способствовать более широкому исследованию, в котором изучается влияние наших звуковых пространств на творческие способности, концентрацию, социальный интеллект и счастье. В связи с этим особое внимание в программе уделяется исследованию такого воздействия на детей.
По мере того, как наше понимание физиологии и психологии слушания растет, мы можем начать строить семантику пространственного звука, которая более четко и точно определяет основные паттерны, которые мы идентифицируем. Например, эффективные частоты, ритмы и звуковые текстуры, выраженные в пространственной звуковой среде, могут иметь определенные последствия для слушателя: такие как воспроизведение памяти, ассоциативная визуализация и творческое решение проблем. Таким образом, определенные модальности звука могут способствовать личностному росту, например, посредством практики медитации или развития осознания; восстановительная и паллиативная помощь для уменьшения стресса, боли и беспокойства; и даже можно представить медицинские приложения со слышимым звуком, такие как лечение депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства, СДВГ и лечение травм.