Социализация десоциализация ресоциализация: Десоциализация и ресоциализация

Содержание

Десоциализация и ресоциализация

В современной научной литературе широко функционируют понятия десоциализации, ресоциализации, непосредственно связанные с процессом социализации. Вместе с тем, следует отметить, что разные исследователи вкладывают в данные термины различное содержание, единое понимание категорий отсутствует, что существенно затрудняет процессы изучения указанных процессов.

Подходы к пониманию социализации

Определение 1

Под социализацией в наиболее общем виде пониманию процесс усвоения личностью социального опыта, его последующего преобразования в личностные ценности, интенции, поведенческие модели, ориентации.

Указанный процесс является двусторонним, носит ярко выраженный субъект-субъектный характер, при его реализации отмечается взаимное влияние общества на личность и личности на социум.

Протекание социализации зависит от многочисленных экономических, политических, социальных, исторических, культурных, технологических факторов.

В общем виде выделяют два основных периода социализации:

  • первичная, которая начинается с момента рождения ребенка и заканчивается к 18 годам, во время которой индивид становится личностью, активным членом общества;
  • вторичная, которая длится на протяжении всей остальной жизни личности.

Социализация, таким образом, представляет собой непрерывный, перманентный, социальный процесс.

Ресоциализация как социальный феномен

В структуре социализации отдельно выделяют ресоциализацию, которая характерна только для второго периода жизни личности, осуществляется исключительно у взрослых.

Определение 2

По своей сути ресоциализация представляет собой возобновление процесса социализации в новых условиях, под воздействием новых факторов.

Различают осознанную и неосознанную ресоциализацию.

Выделяют три основных ситуации, которые «запускают» процессы ресоциализации:

  1. Попадание личности в «карцерные» учреждения (тюрьмы, клиники для душевнобольных, военные училища, медицинские учреждения, любые институты, в которых индивидуум содержится изолированно от социального окружения).
  2. Обстоятельства крайнего напряжения, стресса: антропогенные, природные катастрофы, болезни, смерть и пр.;
  3. Смена социальных ролей.

Другими словами, ресоциализация инициируется в ситуации, когда у личности возникает потребность в адаптации к новым, изменившимся условиям социально-природной окружающей среды.

Выделяют следующие виды ресоциализации:

  • базовая, при которой меняются базовые ценности личности;
  • адаптационная, при которой изменяются лишь те ценности, которые позволяют легче пройти процесс адаптации;
  • идентификационная – смена базовых ценностей в результате приобретения новой идентификации;
  • поверхностная, при которой меняются неосновополагающие ценности.

Десоциализация как социальный феномен

В отличие от ресоциализации, десоциализация представляет собой процесс социализации с обратным знаком.

Определение 3

Десоциализация – процесс деградации, распада личности, при котором социализация индивидуума становится фрагментарной, приобретает антисоциальную, асоциальную направленность.

В результате десоциализации прежде социализированная личность частично или полностью возвращается к доличностной форме, утрачивает отдельные личностные качества. В свою очередь, деформация личности может стать причиной исключения индивидуума из общества.

Причиной десоциализации могут стать серьезные заболевания, утрата прежнего социального окружения и пр. Указанный процесс запускается теми же факторами, что и процесс ресоциализации, однако, результаты – кардинально противоположные.

Замечание 1

Таким образом, ресоциализация и десоциализация выступают кардинально противоположными процессами. В результате ресоциализации личность приобретает новые личностные качества, обеспечивающие успешность адаптации к новым условиям; следствием десоциализации выступает распад личности, ее исключение из общества.

Статья 15214 — Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки

Авторы

Фолиева Татьяна Александровна, кандидат философских наук, кафедра профсоюзного движения, общих и гуманитарных дисциплин, Волгоградский филиал Академии труда и социальных отношений (Россия, г. Волгоград, ул. Ким, 6, корпус «Б»), [email protected] 

Аннотация

Актуальность и цели. В отечественной теории социализации не существует обобщающих методологических работ, посвященных разработке научно-категориального поля. Можно столкнуться не только с понятием «социализация», но и с его производными: десоциализация, ресоциализация, асоциализация, ожидаемая и неожидаемая социализация и т.д. Цель работы – уточнение содержания некоторых понятий, которые можно встретить в отечественной и
зарубежной литературе.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа основных публикаций по проблеме социализации в отечественной и зарубежной теории социализации. В ходе исследования были применены категориальный, обобщающий и сравнительные методы исследования, которые позволили сопоставить содержание категорий и уточнить их значение.


Результаты. Само явление социализации при сохранении общепринятой интерпретации понятия предлагается исследовать «от человека», т.е. максимальное внимание уделять механизмам интериоризации отдельным индивидом внешнего воздействия. Выдвинуто предложение отказаться от интерпретации ресоциализации как процесса возвращения индивида к социально одобряемому поведению после организации карцерного типа. Внесены уточнения в трактовку терминов «десоциализация», «ресоциализация», «ожидаемая социализация» и др.
Выводы. Уточнение категориального аппарата теории социализации позволяет более точно моделировать интериоризацию отдельным индивидом внешнего воздействия Значимых Других. Процесс становления личности следует рассматривать как мультилинейное развитие, исследование которого возможно лишь при учете множества допущений и условий, чтобы получаемая карти- на наиболее полно соответствовала реальности.

Список литературы

1. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1967. – 384 с.
2. Мудрик, А. В. Социализация человека : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050711 (031300) «Социальная педагогика» / А. В. Мудрик. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2006. – 303 с. – (Высшее профессиональное образование).
3. Hurrelmann, K. Sozialisation. Das Modell der produktiven Realitätsverarbeitung / K. Hurrelmann. – Weinheim : Beltz, 2012. – 312 s.
4. Modrzewski, J. Socjalizacja i uczestnictwo społeczne: studium socjopedagogiczne / Jerzy Modrzewski. – Poznan : Wydaw. Naukowe UAM, 2004. – 184 s.

5. Tillmann, K.-J. Sozialisationstheorien / K.-J. Tillmann. – Reinbek : Rowohlt, 1989. – 280 s.
6. Гидденс, Э. Социология / научн. ред. В. А. Ядов ; общ. ред. Л. С. Гурьевой и Л. Н. Иосилевича. – М. : Эдиториал УРСС, 1999. – 703 с.
7. Зеленков, П. Г. Правовое сознание в процессах социализации и десоциализации личности / П. Г. Зеленков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2006. – Т. 5, № 23. – С. 37–42.
8. Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Филипп Арьес ; пер. с фр. яз. Я. Ю. Старцев. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1999. – С. 8–11.
9. Мид, М. Культура и мир детства: Избр. произведения / М. Мид ; пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева ; сост., авт. послесл. и отв. ред. И. С. Кон. – М.: Наука, 1988. – С. 91–95.
10. Блок, М. Апология истории, или Ремесло историка / Марк Блок ; пер. Е. М. Лысенко ; примеч. и ст. А. Я. Гуревича ; АН СССР. – 2-е изд., доп. – М. : Наука, 1986.
11. Шюц, А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / А. Шюц ; пер. с нем. и англ. – М. : Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2004. – 1056 с. – (Книга света).
12. Schank, R. Scripts, plans, goals, and understanding: an inquiry into human knowledge structures / Roger C. Schank, Robert P. Abelson. – Hillsdale, N. J. : L. Erlbaum Associates ; New York, 1977. – 284 p.
13. Андреева, Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 288 с.
14. Борисова, О. А. Конструирование идентичности в гендерном дискурсе // Вестник удмуртского университета. – 2006. – № 3. – С. 147–154.
15. Беттельгейм, Б. Индивидуальное и массовое поведение в крайних ситуациях (1943) / Бруно Беттельгейм // Дружба народов. – 1992. – № 11/12. – С. 101–116.
16. Goffman, E. The characteristics of total insitutions / E. Goffman // A sociological reader on complex organizations / еd. by A. Etzioni, E. Lehman. – The 3-rd ed. – Holt : Rinehart and Winston, 1980.
17. Бафанов, А. П. Десоциализация личности в трудовом процессе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. «Социальные науки». – 2012. – № 3. – С. 16–19.
18. Черняева, Т. Н. К вопросу о месте и роли опыта в процессе социализации / Т. Н. Черняева // Вопросы современной науки и практики. – 2008. – Т. 1, № 3 (13). – С. 68–75.
19. Ковалева, А. И. Десоциализация / А. И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. – 2006. – № 1. – С. 184.
20. Ромм, Т. А. Социальное воспитание в постиндустриальную эпоху / Т. А. Ромм // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. IV. Педагогика. Психология. – 2009. – Вып. 3 (14). – С. 17–26.
21. Му дрик, А. В. Диссоциальное воспитание в контркультурных организациях //
Проблемы современного образования. – 2011. – № 4. – С. 16–21.
22. Мертон, Р. К. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон ; пер. с англ. Е. Н. Егоровой и др. – М. : АСТ: Хранитель, 2006. – 873 с. – (Социология).
23. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина ; Научно-исследовательский ин-т общ. и пед. психологии Академии педагогических наук СССР. – М. : Педагогика, 1986. – 143 с.
24. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер. – М. ; СПб., 2008. – 190 с. – (Детскому психологу).

Социализация личности. Понятие, формы, основные этапы

Каждый человек является частью общества: живет по его законам, зависит от него, играет определенные социальные роли. В обществе он реализует заложенные природой способности, удовлетворяет физические и духовные потребности. Будучи существом социальным, человек не сразу становится полноценным членом общества. Это качество он приобретает в течение длительного времени, взаимодействуя с себе подобными, усваивая и воспроизводя опыт социального общения. Процесс становления человека как члена общества называется социализацией.

Социализация (от лат. socialis – общественный) – становление и развитие личности, заключающиеся в принятии индивидом накопленных обществом знаний, нравственных норм, жизненных ценностей, взглядов и образа действий, которые позволяют ему функционировать в качестве равноправного члена общества. Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием множества других факторов – общения, искусства, литературы, религии, средств массовой информации. Социализация как процесс имеет 2 стороны:

  1. социальная адаптация – усвоение социального опыта человеком путем вхождения в социальную среду;
  2. социальная интеграция – активное воспроизводство индивидом системы социальных связей, его воздействие на среду.

В жизни человека различают 2 больших периода социализации:

  1. Первичная – охватывает период жизни человека от рождения до начала трудовой деятельности, предполагает освоение самых общераспространенных, жизненно необходимых элементов культуры. В это время огромную роль в социализации человека играет семья и ближайшее окружение.
  2. Вторичная – происходит на протяжении всей последующей жизни, выражается в постоянном освоении новых навыков, знаний, необходимых для личностного роста, адаптации индивида к постоянно меняющимся социальным условиям.

Процесс социализации включает 3 стадии:

  1. Дотрудовая (совпадает с первичной) – на этом этапе происходит формирование личности, развитие способностей, обретение навыков общения, труда. К концу этапа молодой человек приобретает образование, профессию, готовность к началу трудовой деятельности.
  2. Трудовая – период активного участия человека в трудовой деятельности, представляет собой процесс освоения новых навыков, знаний, ролей взрослыми людьми в ходе социокультурной жизни.
  3. Послетрудовая – совпадает с пенсионным возрастом, проявляется в передаче и воспроизводстве социального опыта. Последние 2 этапа относятся к вторичной социализации.

Распространенные виды социализации:

  • групповая – происходит внутри социальной группы и под ее влиянием;
  • гендерная – осознание индивидом своей гендерной роли в обществе;
  • организационная – приспособление человека к правилам и нормам какой-либо организации;
  • досрочная – проявляется в форме игры, предвосхищающей будущую социальную деятельность.

Социализация происходит на протяжении всей жизни человека, включает непрерывное формирование новых знаний, навыков, отношений. Основным инструментом социализации является язык, нормы речевого поведения данной среды.

Десоциализация (приставка «де» означает отрицание) – противоположность социализации, утрата или отказ от усвоенных ценностей, норм, знаний, привычного образа жизни. Десоциализация может быть:

  • Добровольной – отшельничество, уход в монастырь; может способствовать перерождению личности, ее духовному росту.
  • Вынужденной – происходящей под воздействием неблагоприятных условий – потери работы, длительной болезни, личной драмы, помещения в места лишения свободы, неадекватного воспитания ребенка. Ведет к деградации личности, утрате жизненных ориентиров.

Десоциализация может быть поверхностной и глубокой. В первом случае изменения личности легко обратимы, во втором – разрушаются нравственные основы личности и вернуть ее в прежнюю среду очень сложно.

Ресоциализация (приставка «ре» переводится как «возобновление», «возврат», «повтор») – вид личностного изменения, при котором взрослый человек принимает тип поведения, отличный от принятого прежде. Для дезадаптированных несовершеннолетних – это педагогически ориентированная система воздействия с целью формирования принятого в данном обществе образа жизни. Для взрослых людей ресоциализация означает: 1) приобретение индивидом новых знаний и навыков в связи с изменениями, возникающими на каждом этапе жизни; 2) возвращение утраченных социальных связей.

Заключение

На всех этапах жизни человек является активным субъектом социального развития: усваивает и перерабатывает социальный опыт, достигает определенного уровня самосознания. На социализацию индивида влияют социальные группы, с которыми он взаимодействует: семья, сверстники, трудовой коллектив. Наиболее активно социализация происходит в молодости, когда человек переходит из одного социального института в другой, легко и часто меняет окружение. Результатом успешной социализации является гармоничное и бесконфликтное существование личности в обществе.

Ресоциализация и десоциализация.

         Поскольку жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением новых статусов, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни, человеку периодически приходится многому переобучаться. Этот процесс  распадается на два этапа: десоциализацию и ресоциализацию. Десоциализация – это отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация – следующий этап – обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен прежних.

Что общего имеют женщина, только что ставшая монахиней, и мужчина, который только что развелся? В том, что и он, и она проходят процессы десоциализации и ресоциализации – усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения. В наиболее общей форме ресоциализация происходит каждый раз, когда мы узнаем что-то, не совпадающее с нашим прежним опытом.

И десоциализация, и ресоциализация могут быть глубокими, интенсивными и поверхностными, сопровождающими нормальные жизненные циклы человека.

Например, новый начальник,  требуя работать по-иному, вызывает мягкие и незначительные процессы де- и ресоциализации, поскольку новые действия являются модификацией уже знакомых нам процедур. Но эти процессы могут быть более интенсивными, например, при вступлении в религиозную группу, поскольку в этом случае люди подвергаются воздействию идей, противоречащих их прежнему мировоззрению. Если эти идеи прививаются, коренным образом меняется не только поведение индивида, но и его восприятие жизни. Иногда человека попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация уже не способна восстановить утраченные ценности, нормы и роли.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Асоциализация. десоциализация и ресоциализация личности

Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер такой связи, как бы социализацию личности с противоположными знаком. Если сущность процесса социализации, рассмотренного в предыдущем параграфе, в общем и целом сводится к усвоению личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование, то термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Наряду с понятием «асоциализация» личности широко используется термин «социальная дезадаптация».

Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух, связанных с данной проблемой терминах: «десоциализация» и «отставание в социализации». Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды – дворовой компании сверстников, преступной группы и т. п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию понятию «асоциализация», однако отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте.

Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапасоциализации. Этот термин кажется далеким по смыслу от понятия «асоциализации», но тем не менее он связан с ним следующим образом. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести (и часто приводит) к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов.

Асоциализация личности происходит в те же хронологические периоды (детство, отрочество, юность), что и социализация, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте. Правда, в этом случае речь чаще идет о частичной десоциализации, когда личность порывает одну или несколько положительных связей с обществом, государством, другие же остаются позитивными. Например, человек зрелого возраста, вставший на путь хищения государственной собственности под влиянием группы скрытых преступников, одновременно может оставаться хорошим отцом семейства, быть культурным, вежливым, нормально выполнять все другие социальные роли. Об этом писал К. Маркс в одной из своих ранних работ: «Разве каждый из граждан не связан с государством тысячью жизненных нервов, и разве оно вправе разрезать все эти нервы только потому, что этот гражданин самовольно разрезал какой-нибудь один нерв? Государство должно видеть и в нарушителе лесных правил человека, живую частицу государства, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать Родину, свидетеля, к голосу которого должен прислушиваться суд, члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которой священно, и, наконец, самое главное — гражданина государства. Государство не может легкомысленно отстранить одного из своих членов от всех этих функций, ибо государство отсекает от себя свои живые части всякий раз, когда оно делает из гражданина преступника».

На наш взгляд, это высказывание К. Маркса вместе с его широкоизвестным тезисом о том, что сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений, можно взять за исходную методологическую посылку как для классификации степеней асоциализации, так и для рассмотрения процесса ресоциализации личности.

Что касается классификации асоциализированных личностей, то их можно расположить на шкале, где на одном полюсе будут находиться лица, в минимальной степени асоциализированные, «порвавшие» один или два «жизненных нерва» с обществом и государством, а на другом — лица, практически разорвавшие большинство основных связей с обществом, для которых преступный образ жизни стал источником существования и естественной жизнедеятельностью.

Каков же социально-психологический механизм асоциализации (десоциализации) личности, каким образом она встает на антиобщественный путь поведения? На раннем этапе асоциализации главным является механизм подражания, когда дети или подростки неосознанно или частично осознавая перенимают у взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру. При этом основным мотивом у них выступает желание быть взрослыми, получить одобрение в данной отрицательной микросреде. Последняя стимулирует закрепление таких образцов поведения и, напротив, осуждает общепринятые нормы поведения. Иначе говоря, здесь осуществляется социальный контроль за личностью, в ходе которого к ней применяются или позитивные санкции (похвала, одобрение, поддержка и т.п.) при условии «нормального» с точки зрения среды поведения данной личности, или негативные (осуждение, неодобрение, угрозы избиения и т.п.) в случае отступления от выполнения установленных в этой среде правил поведения. Например, могут быть высмеяны доброта, милосердие, трудолюбие и, наоборот, одобрены жестокость, презрение к честному труду.

Процесс асоциализации личности хотя и осуществляется в основном стихийно, неосознанно, тем не менее он, как и социализация, может проходить целенаправленно. Ведь родители и лидеры преступных группировок могут научать подростков (а в случае десоциализации — и взрослых) преступному поведению вполне осознанно, путем постепенного вовлечения в преступную деятельность, используя тот же механизм поощрений и наказаний. Учитывая влияние более широкой социальной среды, других институтов социализации, такой «учитель» может мотивировать преступное поведение обучаемого позитивными, одобряемыми обществом ценностями, например честностью, справедливостью, заботой о ближнем, скрывая истинные мотивы.

В отношении личности, вставшей на криминальный путь поведения, общество в лице институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию, т.е. процесс социального восстановления личности, усвоение ею повторно (в случае десоциализации) или впервые (в случае асоциализации или отставания в социализации) позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Приставка «ре» в понятии «ресоциализация» означает демонтаж, разрушение усвоенных личностью в процессе асоциализации (десоциализации) негативных, антиобщественных норм и ценностей и привитие ей позитивных норм и ценностей, одобряемых обществом.

Термин «ресоциализация» достаточно широко используется представителями не только социологии и социальной психологии, но и педагогами, юристами. Так, некоторые педагоги считают, что «перевоспитание осужденных направлено на их ресоциализацию и возвращение к честной трудовой жизни на свободе» (т. е. в данном случае ресоциализация рассматривается как результат процесса перевоспитания). Юристы также используют этот термин, в частности, при исследовании вопросов уголовноисполнительной политики применительно к молодежи, отмечая большую способность к ресоциализации субъекта молодого возраста по сравнению со взрослым (здесь ресоциализация рассматривается не только как результат, но и как процесс).

Общество, социальные институты, занятые социализацией и социальным контролем, могут зафиксировать вступление личности на асоциальный путь и принять соответствующие ресоциализирующие меры. При этом задействуются те же социальные институты, которые осуществляют процесс социализации, — семья, школа, трудовые, воинские, учебные коллективы, общественные организации, профилактические структуры правоохранительных органов. Нередко посредством таких мер процесс ресоциализации личности можно осуществить без лишения свободы. Однако если асоциализация (десоциализация) осуществлялась скрытно от общества, если в деятельности названных институтов социализации допускались определенные сбои, рассогласования, и личность совершила уголовно наказуемое социально опасное деяние, то она может по приговору оказаться в местах лишения свободы. Суть этого этапа ресоциализации — в восстановлении и развитии у личности социально полезных связей с обществом, в разрушении асоциальных поведения и ролей, в усвоении, закреплении позитивных образцов поведения, социальных ценностей. В этом случае реасоциализацию осуществляют такие специальные институты, как воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних, исправительно-трудовые колонии общего, строгого и особого видов режима и тюрьмы для взрослых осужденных. Главной целью этих социальных институтов является исправление и перевоспитание осужденных, т. е. их ресоциализация.

Проблема ресоциализации связана не только с исправлением осужденных. Она выходит на проблему включения в нормальный процесс социализации осужденных и других категорий лиц: больных, наркоманов, лиц, переживших стресс во время аварий, боевых действий, природных стихийных бедствий. Поэтому в настоящее время наряду с понятием «социальная адаптация» в социальной психологии широко используется термин «социальная реабилитация». Во многом эти термины синонимичны друг другу, во всяком случае, они составляют основное содержание социальной работы. Но между ними есть и различия — прежде всего в объекте социальной работы. Социальная адаптация необходима как здоровым, так и больным людям. Что же касается социальной реабилитации, то в ней нуждаются лица, для которых характерен посттравматический синдром, в частности «афганцы», ликвидаторы чернобыльской аварии, лица, перенесшие природные стихийные бедствия, беженцы из так называемых «горячих точек», освободившиеся из мест лишения свободы, инвалиды и др. Эти лица испытывают потребность не только в социальной помощи, но и в психотерапии, психокоррекции (аутотренинге и пр.). Без снятия эмоциональной напряженности (реабилитации) невозможна социальная адаптация. В данном случае важны не только восстановление социальных функций, но и нормализация психических состояний.

На Западе опыт по социальной реабилитации накопили различные фонды, общества милосердия, церковь, Армия спасения и т. п.

Аналогичная по содержанию социальная работа развертывается и в России, о чем свидетельствует создание реабилитационных центров. Это обстоятельство обусловливает необходимость ускорения развития гуманистической психологии, ориентированной на нужды социальной практики.

Понятийно-терминологическая триада «социализация-десоциализация-ресоциализация» и обозначаемый этими терминами круг явлений социокультурного характера

           

2020 №2 — перейти к содержанию номера…

Постоянный адрес этой страницы — https://sfk-mn.ru/01scsk220.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 343 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Танатова Д.К., Зязин С.Ю., Лескова И.В. Понятийно-терминологическая триада «социализация-десоциализация-ресоциализация» и обозначаемый этими терминами круг явлений социокультурного характера // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2020 №2, https://sfk-mn.ru/PDF/01SCSK220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.


Понятийно-терминологическая триада «социализация-десоциализация-ресоциализация» и обозначаемый этими терминами круг явлений социокультурного характера

Танатова Дина Кабдуллиновна
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
Декан факультета «Социологии»
Доктор социологических наук, профессор
E-mail: [email protected]
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7924-2242
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=774128
SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56748103100
Web of Science (Publons): https://publons.com/researcher/3176329/dina-tanatova/
Google Академия: https://scholar.google.com/citations?user=eytHQjQAAAAJ&hl

Зязин Сергей Юрьевич
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
Аспирант кафедры «Социологии, факультета социологии»
E-mail: wasatyay@mail. ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0547-2483
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=910871

Лескова Ирина Валерьевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
Профессор кафедры «Социологии, факультета социологии»
Доктор социологических наук, профессор
E-mail: [email protected]
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6083-6692
РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=510760
Web of Science (Publons): https://publons.com/researcher/3362856/
SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56610215200
Google Академия: https://scholar.google.com/citations?user=BfYOFYMAAAAJ

Аннотация. В научной статье рассматривается понятийно-терминологическая триада «социализация-десоциализация-ресоциализация» и другие сопутствующие понятия. Представлены концепции и идеи, сходные по содержанию с понятием «социализация», характеризующие отдельные этапы развития человеческой личности, применяемые в междисциплинарных областях научного знания. Установлена взаимосвязь и различия десоциализации, асоциализации, ресоциализации, реабилитации, социальной адаптации.

Акцентируется внимание на противоречивом понимании факторов, природы и характера феномена социализации. Раскрывается суть социализации как основной системообразующей категории триады, обеспечивающей нормативность и стабильность развития человека в социальной среде, накопление социального опыта в условиях неравномерного уровня жизнедеятельности человека в обществе.

Анализируются представления о сущности понятия «десоциализация», установлено, что между социализацией и десоциализацией личности в определенный промежуток времени происходят качественные видоизменения. Для уточнения характеристик процесса десоциализации осуществлен терминологический анализ и различные подходы к использованию в научном дискурсе.

Проведено всестороннее исследование дефиниции «ресоциализация», характеризуются подходы к изучению и пониманию сущностного содержания процесса ресоциализации, анализируются различные трактовки понятия «ресоциализация», в т. ч. в рамках пенитенциарной проблематики. Представлены различные модели ресоциализации лиц, «не вписавшихся» в сложившуюся в современном российском обществе социокультурную среду. Значительное внимание уделяется содержательному наполнению категории «ресоциализация осужденных» и социологическому анализу пенитенциарных аспектов ресоциализации. Представлено развернутое объяснение целевых установок ресоциализации осужденных лиц, конкретных практических задач, необходимых для достижения оптимальных результатов.

Ключевые слова: социализация; десоциализация; ресоциализация; социальная адаптация; взаимосвязь дефиниций; механизмы ресоциализации; осужденные лица

Скачать

.

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.

Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.

Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Что такое десоциализация: причины, механизм, ресоциализация

Начальный период жизни большинства людей характеризуется впитыванием норм поведения в окружающем их обществе и его системы ценностей. Для управления этим процессом отчасти предназначены специальные учреждения, такие как детские сады, школы и прочее. Такой процесс называется социализацией. Однако человеческая психика пластична, поэтому возможен и обратный процесс, названный десоциализацией.

Десоциализация и ее причины

Итак, что такое десоциализация? Это, прежде всего, утрата человеком социального опыта, которая отражается на всей его деятельности и возможности самореализации. Человек становится изгоем, как правило, не по своей воле — к этому ведут сильные стрессы или изначально неполная социализация.

Разумеется, десоциализация — это многоуровневый процесс. Небольшая десоциализация может возникнуть при долгом отсутствии в коллективе, например, при затянувшейся болезни или длительном отпуске. Человек теряет прямой контакт с людьми и «выпадает» из привычного образа жизни. Такой же эффект может вызвать злоупотребление социальными сетями, телевизионными программами и компьютерными играми, то есть в случае, если реальная жизнь подменяется виртуальной.

При таком уровне десоциализации не происходит глубоких изменений психики, поэтому этот процесс можно обратить. Если человек решит изменить образ жизни и поменять свои установки, то он начнет ресоциализироваться. Ресоциализация предполагает самовоспитание, обретение новых ценностей и освоение новых ролей либо возврат к нормальному уровню жизни. Десоциализация и ресоциализация также являются естественными процессами взросления, так как индивид меняется в течение жизни и пересматривает свои взгляды.

Более глубокая десоциализация возникает, например, при неправильном воспитании в семье. Если окружить подростка атмосферой потворства и попытаться оградить его от всех жизненных трудностей, это повысит шансы на то, что социализация пройдет неправильно. Тепличные условия не способствуют усвоению норм и правил общества, которое окружает индивида, поэтому такому человеку сложнее освоиться и подчас трудно выполнять простейшие действия, включающие в себя общение с людьми. Помимо этого, на процесс социализации может оказать влияние принадлежность к различного рода субкультурам или преступным группировкам: их нормы и правила зачастую противоположны общественным, что также создает для индивида неблагоприятные условия развития.

В более зрелом возрасте к десоциализации могут привести такие факторы, как:

  • потеря работы
  • смерть близких
  • участие в продолжительных военных действиях
  • наличие психических заболеваний или личностных расстройств
  • различные аддикции

Сильные стрессовые события могут надолго вывести человека из привычного образа жизни и круга общения, он становится замкнутым и теряет наработанные социальные навыки.

Помимо всего вышеперечисленного, существует и добровольная десоциализация. Классическим примером может служить уход в монастырь — человек отстраняется от мира и всего, что ему присуще, однако не деградирует, а перенимает другие нормы поведения и духовно обогащается. Стоит отметить, что в таких случаях десоциализация и ресоциализация происходят одновременно.

Механизм десоциализации

Если обобщить все факторы, которые приводят к глубокой десоциализации, можно заметить, что основной причиной является вольное или невольное отчуждение индивида от социальной группы или института. Это ограничивает понимание норм и устоев общества и мешает человеку найти свое место в жизни.

Так как в психологии различают два основных уровня социализации, обратный процесс также происходит на обоих. Первичный уровень социализации включает в себя ближний круг индивида: это семья, близкие родственники, друзья. Вторичный же представляет собой большое количество окружающих индивида людей: знакомые, коллеги, различные социальные группы и общественные институты. При потере социальных навыков на одном из этих уровней, говорят о соответствующем типе десоциализации.

На данный процесс также оказывает заметное влияние возраст человека: чем он старше, тем ниже серьезность нарушений, так как все основные знания и навыки уже прочно закреплены в психике. Чаще всего в таких случаях под десоциализацией может подразумеваться разрыв некоторых социальных связей, что в целом практически не влияет на остальные сферы жизни индивида.

Гораздо опаснее десоциализации для людей молодого возраста. Здесь процесс социализации может быть не только сильно искажен, но и привести к таким печальным последствиям, как преступность, наркомания и прочее, включая отстранение от общения с людьми в целом. Крайней степенью этого процесса является деградация личности, то есть полная потеря ориентиров в жизни и каких-либо интересов, кроме самых примитивных.

Важно отметить, что глубокая десоциализация опасна не только для человека, ставшего ее жертвой, но и для общества в целом. Например, преступность несет с собой прямую угрозу жизни людей, а крупный военный конфликт, результатом которого становится множество солдат, потерявших навыки мирной жизни, — наносит урон их благополучию и здоровью.Вот почему так важна ресоциализация.

Ресоциализация

Ресоциализация сосредоточена на возращении людей в социум, возвращении им соответствующих способностей. В ресоциализацию входит прививание ценностей общества, формирование навыка постановки позитивных целей и восстановление разрушенных социальных связей.

На сегодняшний день достаточно актуальна проблема ресоциализации осужденных. Для предотвращения совершения ими новых преступлений необходимо позаботиться не только об их наказании, но и правильной ресоциализации, ведь только в этом случае исправительные учреждения будут выполнять свою функцию и способствовать охране правопорядка. Примером таких действий может служить:

  • индивидуальный подход к каждому заключенному
  • выявление нарушений в процессе социализации
  • выработка программы коррекции личностных качеств
  • поощрение социально-приспособительного поведения

Всем этим занимается исправительная психология.

Еще одной важной задачей, стоящей перед обществом, является ресоциализация детей и подростков. Так как они могут только усваивать социальные нормы, а не оценивать их, большую роль играет организация педагогического процесса, позволяющего сформировать необходимые навыки. Успешная социализация в раннем возрасте помогает предотвратить множество нежелательных явлений.

Процесс адаптации иммигрантов в JSTOR

Теоретическая основа, представленная С. Н. Эйзенштадтом в книге «Поглощение иммигрантов», подвергается дальнейшей проверке в этой статье. Автор рассматривает физическую среду и организационную структуру израильского общества, чтобы выяснить их значение в процессе интеграции новичков, особенно с точки зрения потребностей и стремлений личности. Среди предпосылок к плавной адаптации в любом обществе, ориентированном на иммигрантов, должен быть период времени, в течение которого можно избежать чрезмерного давления на иммигрантов и ожиданий от них. Таким образом, иммигранты могут найти свое место или создать новую систему ролей и новую социальную идентичность без напряжения и психологических конфликтов. По данным этого исследования, ключевыми переменными для успешного приспособления являются экономические и политические, в то время как роль первичной этнической группы является переходной, даже если она необходима психологически во время перехода от десоциализации к ресоциализации.

The International Migration Review — это ежеквартальный рецензируемый журнал по социально-демографическим, экономическим, историческим, политическим и законодательным аспекты миграции людей и перемещений беженцев.В каждом выпуске IMR представлены оригинальные статьи, исследования и документация, отчеты о ключевых законодательных разработки — как национальные, так и международные, обширная библиография и реферативная служба Международной социологической ассоциации Информационный бюллетень по миграции, а также научный обзор новых книг в этой области. IMR также предлагает ежегодные специальные выпуски. Планируется редакционной коллегией совместно с приглашенными редакторами каждый из этих выпусков представляет собой обширный и всеобъемлющий анализ одной темы, которая становится все более актуальной в исследованиях миграции.Через междисциплинарный подход и с международной точки зрения IMR обеспечивает единственный наиболее полный форум, посвященный исключительно анализу и обзор международных перемещений населения. Электронная почта редактора IMR: [email protected]

Сара Миллер МакКьюн основала издательство SAGE Publishing в 1965 году для поддержки распространения полезных знаний и просвещения мирового сообщества. SAGE — ведущий международный поставщик инновационного высококачественного контента, публикующий более 900 журналов и более 800 новых книг каждый год, охватывающий широкий спектр предметных областей.Растущий выбор библиотечных продуктов включает архивы, данные, тематические исследования и видео. Контрольный пакет акций SAGE по-прежнему принадлежит нашему основателю, и после ее жизни она перейдет в собственность благотворительного фонда, который обеспечит непрерывную независимость компании. Основные офисы расположены в Лос-Анджелесе, Лондоне, Нью-Дели, Сингапуре, Вашингтоне и Мельбурне. www.sagepublishing.com

Определение, обсуждение и примеры ресоциализации

Ресоциализация — это процесс, в ходе которого человека учат новым нормам, ценностям и практикам, которые способствуют его переходу от одной социальной роли к другой.Ресоциализация может включать как незначительные, так и серьезные изменения и может быть как добровольным, так и принудительным. Процесс варьируется от простого приспособления к новой работе или рабочей среде до переезда в другую страну, где вам нужно изучить новые обычаи, одежду, язык и пищевые привычки, до даже более значительных форм изменений, таких как стать родителем. Примеры недобровольной ресоциализации включают заключение в тюрьму или вдову.

Ресоциализация отличается от формирующего, продолжающегося всю жизнь процесса социализации тем, что последний направляет развитие человека, тогда как первый re направляет его развитие.

Обучение и разучивание

Социолог Эрвинг Гоффман определил ресоциализацию как процесс разрушения и восстановления индивидуальной роли и социально сконструированного самосознания. Часто это преднамеренный и интенсивный социальный процесс, который вращается вокруг представления о том, что если чему-то можно научиться, то можно и отучиться.

Ресоциализацию также можно определить как процесс, который подчиняет человека новым ценностям, установкам и навыкам, определяемым как адекватные в соответствии с нормами конкретного учреждения, и человек должен измениться, чтобы адекватно функционировать в соответствии с этими нормами.Приговор в тюрьму — хороший тому пример. Чтобы вернуться в общество, человек должен не только изменить и реабилитировать свое поведение, но и приспособиться к новым нормам, необходимым для жизни в тюрьме.

Ресоциализация также необходима для людей, которые никогда не были социализированы с самого начала, таких как одичавшие или подвергшиеся жестокому обращению дети. Это также актуально для людей, которым не приходилось вести себя социально в течение длительного времени, например, для заключенных, которые находились в одиночном заключении.

Но это также может быть тонкий процесс, не управляемый каким-либо конкретным институтом, например, когда кто-то становится родителем или проходит другой важный жизненный переход, такой как брак, развод или смерть супруга. В таких обстоятельствах необходимо выяснить, какова их новая социальная роль и как они относятся к другим в этой роли.

Ресоциализация и всего институтов

Тотальный институт — это институт, в котором человек полностью погружен в среду, которая контролирует каждый аспект повседневной жизни под единым авторитетом.Цель тотального института — ресоциализация, чтобы полностью изменить образ жизни и бытия человека и / или группы людей. Тюрьмы, военные и общественные дома — это примеры тотальных учреждений.

В рамках всего учреждения ресоциализация состоит из двух частей. Во-первых, персонал учреждения пытается разрушить идентичность и независимость жителей. Этого можно добиться, заставив людей отказаться от своего имущества, сделать идентичные стрижки и носить стандартную одежду или униформу.Кроме того, этого можно добиться, подвергая людей унизительным и унижающим достоинство процессам, таким как снятие отпечатков пальцев, досмотр с раздеванием и предоставление людям серийных номеров для идентификации вместо использования их имен.

Вторая фаза ресоциализации — это попытка создать новую личность или чувство собственного достоинства, что обычно достигается с помощью системы вознаграждения и наказания. Целью является соответствие, которое достигается, когда люди меняют свое поведение, чтобы соответствовать ожиданиям авторитетного лица или большей группы.Соответствие может быть подтверждено вознаграждением, например, предоставлением людям доступа к телевизору, книге или телефону.

Обновлено Ники Лиза Коул, Ph.D.

Чтение: Ресоциализация | Социология

Ресоциализация

В процессе ресоциализации старые модели поведения, которые были полезны в предыдущей роли, удаляются, потому что они больше не используются. Ресоциализация необходима, когда человек переходит в центр ухода за престарелыми, в школу-интернат или отбывает срок в тюрьме.В новой среде старые правила больше не действуют. Процесс ресоциализации обычно более напряженный, чем обычная социализация, потому что людям приходится отучаться от привычного поведения.

Чаще всего ресоциализация происходит в тотальной организации, где люди изолированы от общества и вынуждены следовать чужим правилам. Корабль в море — это целостное учреждение, как и религиозные монастыри, тюрьмы или некоторые культовые организации. Это места, отрезанные от большого общества.6,9 миллиона американцев, которые жили в тюрьмах и пенитенциарных учреждениях на конец 2012 г. , также являются членами этого типа учреждений (Министерство юстиции США, 2012 г.). Другой пример: каждое подразделение вооруженных сил — это целостное учреждение.

Многие люди ресоциализируются в учреждение в рамках двухэтапного процесса. Во-первых, члены, поступающие в учреждение, должны оставить свою старую идентичность посредством так называемой церемонии деградации . На церемонии деградации новые члены теряют аспекты своей старой идентичности и получают новую идентичность.Иногда процесс щадящий. Чтобы попасть в дом престарелых, пожилой человек часто должен покинуть семейный дом и отказаться от многих вещей, которые были частью его или ее давней личности. Хотя опекуны относятся к пожилым людям с состраданием, этот процесс все равно может привести к потере. Во многих культах этот процесс также мягкий и происходит в атмосфере поддержки и заботы.

В других ситуациях церемония деградации может быть более жесткой. Новые заключенные теряют свободу, права (включая право на неприкосновенность частной жизни) и личные вещи. При поступлении в армию солдат коротко стригут. Их старую одежду снимают, и они носят одинаковую форму. Эти люди должны отказаться от любых признаков своей прежней идентичности, чтобы ресоциализироваться в идентичность «солдат».

Во время базовой подготовки военнослужащих учат ходить, двигаться и быть похожими друг на друга. (Фото любезно предоставлено штаб-сержантом Дезире Н. Паласиос, ВВС США / Wikimedia Commons)

После того, как новые члены организации лишаются своей старой идентичности, они строят новую, соответствующую новому обществу.В армии солдаты вместе проходят базовую подготовку, где они изучают новые правила и сближаются друг с другом. Они следуют структурированному графику, установленному их руководителями. Солдаты должны содержать свою территорию в чистоте для проверки, учиться маршировать правильным построением и отдавать честь в присутствии начальства.

Чтобы научиться справляться с жизнью после того, как вы прожили в полном учреждении, требуется еще один процесс ресоциализации. В армии США солдаты учатся дисциплине и трудолюбию.Они откладывают личные цели для выполнения миссии и гордятся достижениями своих подразделений. Многие солдаты, покидающие армию, используют эти навыки в прекрасной карьере. Другие после ухода теряются, не зная, что делать дальше и что делать дальше. Процесс ресоциализации к гражданской жизни не из простых.

Дальнейшие исследования

Бездомность — повсеместная проблема ветеранов. Многие солдаты уходят из армии или возвращаются с войны и испытывают трудности с ресоциализацией в гражданскую жизнь.Узнайте больше об этой проблеме здесь.

Подумай над

Считаете ли вы, что ресоциализация требует целостного института? Почему или почему нет? Можете ли вы придумать какие-либо другие способы ресоциализации человека?

Показать глоссарий
ресоциализация:
процесс, посредством которого старое поведение удаляется и вместо него изучается новое поведение

Самопроверка: Социализация

Вы добьетесь большего успеха в самопроверке, если выполнили пять чтений в этом разделе.

Глава 4 Социализация — A1 Социология 1

1. Социализация — культурный процесс обучения для участия в групповой жизни.

2. Важность социализации. Социализация важна, особенно в молодом возрасте, потому что людям необходимо научиться действовать в нашем обществе и что делать нормально.

3. Социализация и самость

a. Я-концепция — ваше представление о себе как о личности, отдельной от других людей.

г. Зеркальное стекло самооценки, основанной на нашем представлении о суждениях других о нас.

г. значимые другие — люди, суждения которых наиболее важны для нашей самооценки.

г. принятие ролей и его этапы — позволяет нам увидеть себя чужими глазами.

Подражание сценическому ребенку имитирует физическое и словесное поведение значимого другого человека.

Играющие на сцене дети по очереди берут на себя роли других.

Воспитанники игры предвосхищают действия других, основываясь на социальных правилах.

4. Агенты социализации

а. Семья — семья влияет на социализацию ребенка, потому что ребенок учится тесно взаимодействовать с несколькими людьми в семье.

г. Религия. Религиозные отсылки широко распространены в повседневной жизни, и религиозные культуры стали частью американской культуры. Посещая религиозные службы, дети изучают ценности, мораль, верования, обычаи и взгляды.

г. Школы. Посещая школу, детей учат меньше зависеть от родителей, и они могут быть верными кому-то, кроме семьи. Их учат жить в рабочем мире, например, у них есть расписание и время перехода от одного занятия к другому.

г. Группа сверстников — группа сверстников состоит в основном из лиц примерно одного возраста и интересов. Это единственный агент социализации, который в основном не контролируется взрослыми.Дети учатся взаимодействовать с другими детьми.

e. Медиа-средства коммуникации, рассчитанные на широкие слои населения. Дети часто находят в средствах массовой информации образцы для подражания.

5. Социализация на протяжении жизненного цикла

a. Детство. Дети больше всего нуждаются в руководстве и защите.

г. Подростки подросткового возраста должны принимать больше решений, и это время, когда они начинают узнавать, кто они.

г. Взрослая жизнь и старость — теперь они вдали от дома и родительского контроля.Есть и другие роли, например, работа, решение выйти замуж и завести детей. Эти решения повлияют на всю их жизнь.

г. Смерть и умирание — неизлечимо больные люди проходят 5 стадий горя перед смертью. Отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие.

5. Процессы социализации

а. Десоциализация и ресоциализация —

Десоциализация — Люди отделены от общества в местах, называемых тотальными институтами.Некоторые примеры таких мест — военные учебные лагеря, психиатрические больницы и тюрьмы. Люди, живущие в этих местах, не могут управлять своей жизнью и быть личностями. Они отказываются от старых ценностей и традиций.

Ресоциализация — процесс, когда люди могут снова принять свои ценности, убеждения и нормы. Те, кто руководит всеми учреждениями, могут использовать систему поощрений и наказаний, чтобы дать людям новые представления о себе.

б. Опережающая социализация — процесс подготовки к новым нормам, ценностям, отношениям и поведению. Это происходит, когда люди переходят с одного жизненного этапа на другой.

г. Контрольные группы — группы, которые подростки используют для самооценки и изучают отношения, убеждения, ценности и нормы от этой группы.


Десоциализация и ресоциализация — скачать онлайн-видео на ppt

Презентация на тему: «Десоциализация и ресоциализация» — стенограмма презентации:

1 Десоциализация и ресоциализация
Раздел 3: Социализация

2 Социализация после детства
Помните: всякий раз, когда в вашей жизни происходят изменения, вы приобретаете новые модели поведения и навыки. Обучение важно для социализации! Символический интеракционизм описывает четыре процесса, связанных с социализацией после детства: Десоциализация Ресоциализация Опережающая социализация Референтные группы

3 Десоциализация Десоциализация: процесс, с помощью которого люди отказываются от старых норм, ценностей, взглядов и поведения Всего институтов: места, где жители отделены от остального общества Психиатрические больницы Культы Тюрьмы

4 Десоциализация В целом в учреждениях люди не свободны управлять своей жизнью  контролируются и управляются ответственными лицами Конечным результатом является постоянное изменение жителей этих учреждений. Это достигается несколькими способами: Замена личных вещей стандартными предметами числа  без имен Утрата конфиденциальности

5 Ресоциализация После того, как самооценка разрушена посредством десоциализации, может начаться ресоциализация. Ресоциализация: процесс, в ходе которого люди принимают новые нормы, ценности, отношения и модели поведения.

6 Ресоциализация Руководители учреждения (используя систему поощрений и наказаний) пытаются дать жителям новые представления о себе. Награды: дополнительная еда, особые привилегии, периоды уединения. Наказания: позор, потеря особых привилегий, физическое наказание, физическая изоляция.

7 Социализация с опережением
Социализация с опережением: процесс подготовки (заранее) к новым нормам, ценностям, установкам и поведению. Он включает в себя добровольные изменения. Обычно происходит у людей, которые переходят от одного этапа своей жизни к другому. Примеры?


Период 2 — Десоциализация и одиночное заключение

Десоциализация — это процесс, который происходит, когда люди теряют свои нормы, ценности, отношения и поведение. Это происходит, когда люди отрезаны от всего общества, что обычно происходит в культах, тюрьмах и учебных лагерях. После десоциализации происходит процесс ресоциализации. Здесь люди перенимают новые нормы, модели поведения и отношения. Вариантом ресоциализации является упреждающая социализация, которая происходит, когда происходит добровольное изменение норм, убеждений, ценностей и поведения. Предвосхищающая социализация происходит, когда люди охотно меняют свой образ жизни, например переходят от холостого к браку или переезжают в новую страну.

Вопросы для обсуждения

  1. От каких норм, убеждений, ценностей и взглядов вы не можете себе представить, чтобы избавиться от них?
  2. Как бы выглядела ваша десоциализация?
  3. Как тюрьмы, культы и учебные лагеря начинают процесс десоциализации?
  4. Как фильм Nell демонстрирует процесс десоциализации и ресоциализации?

Одиночное заключение — это когда заключенный полностью изолирован от любых контактов с людьми, кроме тюремного персонала. Его часто используют в качестве меры безопасности, чтобы защитить заключенного и других людей, окружающих их. Он также используется в качестве караула и самоубийц. Десоциализация — наиболее заметный эффект одиночного заключения. Практика одиночного заключения началась в 1790 году в тюрьме Уолнат-стрит в Филадельфии. Построенный квакерами, это было первое учреждение в США, созданное для наказания и реабилитации преступников. Реабилитация — это попытка изменить нравы преступников. Однако это был провал из-за того, что уцелевшие преступники оказались более опытными ворами и убийцами.Внутри квакерской тюрьмы они использовали систему изоляции и полной тишины для контроля, наказания и реабилитации заключенных. У них было крыло, известное как пенитенциарный дом, где заключенные проводили в своих камерах весь день. Преступники часто отбывали наказание в полной изоляции в надежде, что они будут искать прощения у Бога.

Wilson Quarterly article

В статье, которую мы читаем об одиночном заключении, был мужчина, у которого брали интервью после того, как он находился в одиночном заключении. Этот человек рассказал о том, как он изменился за время пребывания в одиночной камере. Изоляция от общества сильно подавила его душевное состояние. Он упомянул, что единственное, что вы можете сделать, это смотреть в стену, и через некоторое время начинают появляться лица и предметы. Одним из полученных преимуществ было открытие им нового таланта и страсти к писательству.

Преимущества и последствия одиночного заключения

Льготы Последствия
Ценность жизни Безумие
Шанс открыть для себя новое Депрессия
Общество безопаснее Потеряй самоощущение
Возможность изменить жизнь Стать социально неловким

В результате всех возможных последствий Соединенное Королевство в значительной степени отказалось от практики одиночного заключения.

Вопросы для обсуждения

  1. Считаете ли вы, что одиночное заключение должно быть запрещено и почему?
  2. Какие другие виды наказания могут применяться вместо одиночного заключения?
  3. Какая связь между десоциализацией и ресоциализацией одиночного заключения?
  4. Как на человека, фигурирующего в статье Wilson Quarterly, повлияло его содержание в одиночной камере?

http://www. youtube.com/watch?v=8ZIeLw31dsg&safety_mode=true&persist_safety_mode=1&safe=active

Нравится:

Нравится Загрузка…

Определение, агенты и примеры общения

Преимущества социализации

Есть несколько преимуществ социализации. Это:

  1. меньше одиночества, которое заставляет вас чувствовать себя лучше
  2. построение конструктивных отношений (если у вас нет плохих групп сверстников, как во многих школах)
  3. улучшение роста и развития человека
  4. занимая ум и удерживая его в действии чтобы вы могли избежать таких вещей, как слабоумие
  5. снижение стресса и беспокойства
  6. изучение того, как другие культуры (или группы) любят что-то делать — понимание их взглядов и качеств
  7. получение эмоциональной, физической и духовной поддержки — одна из причин, по которой христиане обращаются к церковь

Типы социализации

Есть несколько различных типов социализации. Это:

  • первичная
  • вторичная
  • развивающая
  • упреждающая
  • десоциализация и
  • ресоциализация.

Ниже мы рассмотрим их отдельно и приведем несколько примеров.

Первичная социализация

Первичная социализация — это когда ребенок учится ценностям и поведению, которые следует демонстрировать, чтобы он мог жить в соответствии с определенной культурой. Например, ребенок узнает, что ему следует пользоваться дезодорантом, поскольку это норма в обществе.

Вторичная социализация

Вторичная социализация — это когда человек учится правильному поведению, которое должно проявляться в микромире людей (или небольшой группы), которые являются частью большего общества. Прекрасный пример этого — когда дети в средней школе считают, что учиться «круто», потому что у них есть ряд других хороших примеров, когда они усердно учатся. Другой пример этого — когда ребенок учится унижать других детей из своей группы сверстников, потому что этого хотят его друзья (меньший микрокосм людей).

Социализация в процессе развития

Социализация в процессе развития — это когда вы сознательно сосредотачиваетесь на развитии навыков социализации, которые помогают вам изучить процесс. Примером этого является научиться публично выступать на Toastmasters, потому что вы не умеете выступать публично или стесняетесь, когда хотите выступить публично.

Предвосхищающая социализация

Предвосхищающая социализация — это когда человек репетирует будущую ситуацию, которую он ожидает.Они начинают действовать, как будто они оказались в этой ситуации. Примером этого является опыт работы, чтобы выяснить, нравится ли вам конкретная профессия.

Десоциализация

Десоциализация — это тренировка, направленная на то, чтобы избавиться от наших прошлых представлений о себе, которые мы узнали (посредством социализации) ранее. Интересно, что хорошим примером десоциализации является процесс деинституционализации, когда домашние ученики деинституционализируют себя, исходя из школьного мышления (контекст см. Здесь цитаты Ивана Иллича).

Ресоциализация

Ресоциализация — это изучение новых норм и ценностей, чтобы вы могли приспособиться к новым ситуациям, с которыми вы не были знакомы в прошлом. Когда вы выходите замуж, вы любите футбол, хотя и не любите его, потому что он нравится вашему мужу. Вскоре вы начинаете узнавать все о футбольной команде вашего мужа и ходите с ним на игры.

Процесс социализации

Процесс социализации требует некоторых шагов.Эти шаги обычно называют этапами социализации. Этапы социализации следующие:

  1. Исследование — при этом человек оценивает группу и пытается понять, подходит ли она ему или ей. Группа делает то же самое. Конец этого этапа — когда группа приглашает нового человека, а человек соглашается.
  2. Социализация — новый участник принимает культуру группы, хорошую или плохую. Они ассимилируются в группу и принимают свои нормы, ценности и убеждения
  3. Поддержание — новый член и группа обсуждают, чего группа ожидает от нового члена (как они должны действовать или какой другой вклад).Индивидуума могут выбросить, если он не оправдывает ожиданий группы, или он может пересмотреть свои условия и вернуться в группу.
  4. Ресоциализация — в зависимости от результата этапа обслуживания, участник будет принят обратно в группу и научится действовать соответственно, или он будет исключен и ему придется научиться жить вне группы.
  5. и Воспоминание — люди, вышедшие из группы, вспоминают свои воспоминания в группе. Они придумывают смысл своего ухода и выясняют причины ухода.

Фильм « Дрянные девчонки » — отличный пример социализации в школах, когда главная героиня пытается вписаться в новую среду после того, как какое-то время обучалась на дому.

Добавить комментарий