Социализация личности главная функция – Функции и цели социализации личности

Содержание

Функции и цели социализации личности

Сущность социализации

Социализация является сложным и многогранным процессом взаимодействия человека с внешней средой. Следует выделять социализацию в широком и узком смысле:

  • В широком смысле социализация понимается, как процесс становления человека как биопсихосоциального существа.
  • В узком смысле социализация характеризуется, как взаимный двусторонний процесс, который включает в себя с одной стороны усвоение социальных норм и правил индивидом, а с другой стороны функционирование человека как активного субъекта в системе социальных отношений с помощью деятельности и общения.

Стадии социализации и их основные цели

Социализация проходит в несколько последовательных этапов:

  1. Детство. Период детства характеризуется самоопределением и формированием собственного Я. Основной целью этого этапа является становление самостоятельной личности человека.
  2. Юность. Данный этап ставит перед молодым человеком множество ситуаций, требующих выбора. В этот период человек определяется в профессиональном плане и выбирает спутника жизни.
  3. Зрелость. Данный этап – этап самореализации. Основная цель данного этапа заключается в становлении человека в профессиональном плане и в роли супруга и родителя
  4. Старость. Этап самосознания. На данном этапе основной целью является осознание результатов прожитой жизни, принятие себя.

Социализация является сложным процессом, независимо от этого можно выделить основную цель социализации – усвоить социальные нормы и ценности, необходимые для успешного взаимодействия с обществом. В рамках основной цели социализации, можно сказать о том, что человек должен усвоить дисциплину, цели, собственное Я и роли.

В рамках социализации человек усваивает те или иные нормы поведения, принятые в обществе, тем самым формируется дисциплина.

Также можно говорить о том, что общество закладывает в нас те или иные цели, достижение которых возможно в результате успешной социализации. Обретя цели в обществе, человек осознает себя через одобрение или осуждение общества.

В процессе социализации человек также учится исполнять определенные социальные роли в определенных социальных статусах.

Функции социализации

Функции социализации как двустороннего процесса:

  1. Усвоение социальных норм, знаний, ценностей, социальной информации, необходимой человеку для успешного вовлечения в систему общественных отношений.
  2. Освоение различных форм и видов деятельности для усвоения и накопления социального опыта.
  3. Понимание себя как субъекта социальной действительности с помощью усвоенных социального опыта и социальной информации.
  4. Самоидентификация, самоопределение личности посредством поиска собственного Я, что позволяет осознать выполняемые социальные функции и роли.
  5. Воспроизведение социального опыта посредством преобразующей деятельности.

Принято выделять два типа социализации:

  • Личностная — заключается во всеохватывающем последовательном развитии человека в обществе. В обществе и при помощи его механизмов человек получает способность к пониманию себя и других, формирует особенности своего поведения и характера, вступает в межличностные отношения.
  • Общественная — характеризуется формированием и развитием культуры посредством самовоспроизводства общества.

Исходя из этих типов, выделим основные функции социализации:

  1. Нормативно-регулятивная функция означает, что посредством социальных норм человек формирует свое поведение в обществе, и социальной группы в целом. Личностно-преобразовательная. В рамках межличностного взаимодействия человек проявляет свою индивидуальность, тем самым, отделяя себя от остальных. Социальные отношения строятся им на основе его собственных целей, мотивов, желаний, идеалов и ценностей.
  2. Ценностно-ориентационная. Данная функция заключается в том, что человек функционирует в обществе, придерживаясь ценностей, принятых в этом обществе. Ценности определяют отношение человека к его семье, родителям, друзьям, общению и материальным благам и т.д.
  3. Информационно-коммуникативная. Процесс социализации строится посредством общения человека с обществом, социальными группами, людьми, в рамках которого происходит обмен информацией.
  4. Прокреативная. Прокреация – это способность человека к воспроизведению потомства, продолжению рода. Общество передает этот опыт поколению, для поддержания развития социализации и становления личности внутри нее.
  5. Творческая. Процесс социализации сопровождается стремлением человека к созиданию, творчеству и улучшению, в случае, если мы говорим об успешной социализации.
  6. Компенсаторная. Данная функция характеризуется воспроизводством недостаточных психофизиологических особенностей человека, активизируя эти силы для борьбы с заболеванием. Эта функция направлена на формирование способности к противостоянию общественному мнению, приспосабливая человека с особенностями к жизни с ней в обществе.

Таким образом, можно говорить о всеохватывающем масштабе социализации. В случае сложностей в выполнении той или иной функции встает вопрос о десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация и ресоциализация

Определение 1

Десоциализация – это процесс утраты человеком приобретенного социального опыта, распада социальных норм и ценностей.

Десоциализация бывает различной по степени выражения, от легкой дезориентированности в общественных отношений до полной утраты связей с обществом.

Чаще всего десоциализация обусловлена экстремальными условиями, в которых оказывается человек. Например, он попадает в тюрьму или в психиатрическую больницу.

Определение 2

Ресоциализация – это усвоение новых социальных норм и ценностей вместо прежних, ранее разрушенных. Смысл ресоциализации заключается в том, что при столкновении человека с новой информацией, которая не отвечает его прежним ценностям и нормам, происходит их переосмысливание – ресоциализация.

Ресоциализация и десоциализация бывают поверхностными или же интенсивными, глубокими, радикально меняющими личность человека.

spravochnick.ru

Что такое социализация и его функции

Социализация – наука, изучающая человека внутри общества, с присущими ему ценностными нормами, накопленным культурным опытом.

Социализация

Функциональность социализации подразделяется на две разнонаправленные группы:

  1. Личностная — всестороннее поэтапное развитие индивида внутри социума. С помощью общества он учится лучше понимать себя, формирует поведенческие особенности, взаимодействуя в общении с окружающими, интерпретирует действия людей с жизненного опыта.
  2. Общественная. Является фактором воспроизведения человечества в нормальных условиях. Жизнь циклична, люди умирают, им на смену приходит новое поколение. Данная наука помогает не разорвать этот круг, а поддерживать его длительное время, общество умеет воспроизводить само себя, что важно для становления и сохранения развития культуры.

Функции социализации

1. Нормативно-регулятивную.

Определенные нормы, заложенные в истоках социальности, формируют в человеке дальнейшее поведение внутри этого общества и задают движение самой группы. Все, что происходит рядом с индивидом, оказывает на его психику огромное значение.

Социальный институт состоит из:

  • семьи;
  • политики;
  • брака;
  • государственной территории проживания;
  • религии;
  • образованности;
  • экономики.

Также сюда входят и другие сферы, с которыми соприкасается человек.

2. Личностно-преобразовательную.

Человек, общаясь с другими людьми, проявляет индивидуальные черты, интерпретирует себя отдельно от «стадности». Его социальные взаимоотношения строятся на собственных идеалах, желаниях, нацеленности, мотивационной установки.

3. Ценностно-ориентационную.

Она неразрывно связанна с нормативной регулятивной функцией. Каждый человек придерживается тех ценностей, по которым живет его ближайшее окружение. Например, мужчине из неблагополучной семьи, где отец унижал и оскорблял мать на глазах ребенка, будет трудно в будущем построить семью, основанную на доверии и любви. Эти ценности влияют на его отношение:

  • к семье;
  • друзьям;
  • здоровью;
  • общению;
  • материальному благополучию;
  • статусу и положению в социуме;
  • свободе;
  • развлечениям, хобби;
  • работе;
  • получению удовлетворения от деятельности;
  • творчеству;
  • духовным ценностям;
  • самореализации;
  • обучению;
  • стабильности.

Иногда индивид задает себе слишком высокую планку жизненных целей. Он стремится к славе, здоровью, богатству, тем самым загоняя себя в ловушку собственных представлений и желаний.

4. Информационно-коммуникативную.

Личность взаимодействует в общении с социумом, с сложившейся системой или группой.

В процессе разговора происходит получение информации, с последующим формированием индивидуального образа жизни.

5. Прокреативную.

В личности зарождается готовность к действию по отработанной схеме.

Прокреация – это способность человека к воспроизведению потомства, продолжению рода. Общество передает этот опыт поколению, для поддержания развития социализации и становления личности внутри нее.

6. Творческую.

При конструктивном подходе социума человек всегда нацелен на стремление творить, усовершенствовать и улучшать окружающий его мир. Он целеустремлен и выход всегда найдет из любой ситуации, сложившейся нестандартно. Ориентируется в возникающих проблемах на свои знания, навыки, а также опыт предыдущих поколений.

7. Компенсаторную.

Она отвечает за восполнение недостающих психических, физиологических, интеллектуальных особенностей индивида. Она активизирует силы человека для борьбы со своим недугом. Помогает противостоять окружающему мнению, которое может подавлять индивида как личность, воздействуя на него эмоционально. Адаптируют к последующей жизни со своей особенностью за счет компенсации другими качествами.

Часто компенсаторная функция превращается в консолятивную, характеризующаяся утешением.

По функциям социализации можно проследить становление общества как отдельно взятой субкультуры, и развитие личностных характеристик индивида в нем. Каждая особенность, несомненно, важна для продолжения рода и культурного обогащения населения, передающееся потомкам.

psychologyc.ru

Развитие и социализация личности — что это такое и как проходит?

Социализация личности - этапы и виды

С самого рождения человека окружают разные люди, поэтому можно утверждать, что он является частью социального взаимодействия. В течение жизни он приобретает разный опыт, приспосабливается к жизни в обществе, в результате чего происходит социализация личности. Она имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга.

Что такое социализация личности?

Под этим термином понимают процесс усвоения человеком социального опыта от общества, к которому он принадлежит, и активную реализацию и увеличение количества социальных связей. В течение жизни люди не только воспринимают социальный опыт, но и корректируют его под собственные понятия и ценности. Социализация личности – это своего рода опыт, который состоит из множества составляющих, например, входят сюда нормы и ценности социальной среды, и культура труда разных видов деятельности.

Социализация личности – психология

Человек имеет потребность принадлежать к социуму, то есть идентифицировать себя с людьми, которые его окружают. Социализация личности в психологии происходит в результате выполнения требований общества, что заставляет выработать собственную линию поведения в разных ситуациях, и она будет зависеть от понятий и характера человека. Формирование социально-психологического типа происходит во время контакта с социумом и влияния микро- и макросреды, а еще культуры и разных ценностей.

Социализация личности – это двусторонний процесс, который проявляется в том, что человек не только адаптируется к определенным условиям и нормам, а еще и формирует собственные ценности. Люди стремятся стать частью группы, чтобы понять, что такое «мы» и избавиться от одиночества. Взаимодействие с окружающими дает уверенность в себе и заставляет влиять на социальную жизнь.

Что способствует социализация личности?

На человека влияет ряд факторов, которые формируют в нем ценности, понятия и отношение к миру.

  1. Процесс социальной адаптации начинается с раннего детства, когда родители прививают как физические, так и мыслительные навыки.
  2. Обучение происходит, начиная с садика и заканчивая ВУЗом. В результате накапливаются разные знания, благодаря чему познается мир, общество и так далее.
  3. Самоконтроль в социализации личности имеет большое значение, поскольку человек должен обладать качествами для правильной реакции в разных ситуациях. Важна психологическая защита человека, способствующая лучшему пониманию различий внутреннего и внешнего мира.
социализация личности

Виды социализации личности

Есть несколько разновидностей социализации, которые зависят от разных факторов. Механизмы социализации личности можно разделить на две группы:

  1. Первичные – подразумевающие восприятие общества в детстве. Ребенок социализируется, ориентируясь на культурное положение семьи, в которой он воспитывается, и на восприятие мира взрослыми людьми, окружающими его. Отсюда можно сделать вывод, что родители формируют первый социальный опыт своего чада.
  2. Вторичные – не имеющие срока и длятся до того, как человек входит в определенную социальную группу. С возрастом ребенок начинает попадать в разные формирования, например, в садик или спортивные секции, где он обучается новым ролям и на основе этого учится воспринимать себя с другой стороны. Стоит заметить, что часто социализация и личность сталкиваются с некими нестыковками, например, ценности семьи не соответствуют интересам выбранной группы, и тогда человек проходит самоидентификацию и делает выбор на основе опыта и ощущений.

Полоролевая социализация личности

Этот вид еще называют гендерной социализацией, и она подразумевает усвоение человеком своеобразных различий между мужчиной и женщиной. Происходит принятие существующих моделей поведения, норм и ценностей обоих полов, а также влияние общественности и социальной среды с целью привития ряда правил и стандартов. Продолжается это в течение всей жизни. Понятие социализации личности в гендерном отношении выделяет следующие механизмы для ее реализации:

  1. Приемлемое обществом поведение будет поощряться, а за отклонения от норм будет следовать наказание.
  2. Человек выбирает подходящие для него полоролевые модели в близких группах, то есть в семье, среди сверстниках и так далее.

Семейная социализация личности

Ребенок учится воспринимать мир не только благодаря непосредственному воздействию взрослых, то есть воспитанию, но и путем наблюдения за поведением людей вокруг. Важно отметить, что часто развитие и социализация личности в семье натыкается на несоответствие моделей поведения родителей требованиям, которые они выдвигают ребенку. В пример можно привести запрет на курение, но при этом один из родителей или других членов семьи имеет такую вредную привычку. Основные факторы социализации личности такие:

  1. Состав и структура семьи, то есть, как родственники взаимодействуют друг с другом.
  2. Позиция ребенка в семье, например, он может приходиться внуком бабушке, братом сестре, сыном отцу и пасынком мачехе. Доказано, что социализация ребенка воспитываемого в полной семье и матерью одиночной отличается.
  3. Выбранный стиль воспитания, так родители и бабушки с дедушками могут прививать ребенку разные ценности.
  4. Не менее важны для социализации личности нравственный и творческий потенциал семьи.
что такое социализация личности

Профессионально-трудовая социализация

Когда человек попадает на работу, происходит изменение или корректировка его характера и поведения во время деятельности. Особенности социализации личности в трудовой сфере выражены в том, что адаптация осуществляется как в рамках коллектива, так и в профессиональной стратификации. Для повышения собственного статуса большое значение имеет наличие и наращивание трудовых навыков.

Субкультурно-групповая социализация

Каждый человек должен освоить социальные роли, которые имеют отношение к культуре среды, где он проживал, обучался, работал, общался и так далее. Суть социализации личности основывается на том, что у каждого региона есть своим отличительные черты, благодаря чему и формируется социум. Если ориентироваться на субкультурно-групповую социализацию, то будет учитываться национальность, религиозная принадлежность, возраст, сфера деятельность и другие факторы.

Функции социализации личности

Для человека и общества в целом социализация имеет важно значение и к его основным функциям относят:

  1. Нормативно-регулятивную. Все, что окружает человека в большей или меньшей степени оказывает на него влияния. Сюда можно отнести: семью, политику страны, религию, образование, экономику и так далее.
  2. Личностно-преобразовательную. Процесс социализации личности происходит во время того, когда человек общается с другими людьми, проявляя свои индивидуальные черты и отделяясь от «стада».
  3. Ценностно-ориентационную. Эта функция имеет связь с первой в представленном списке, поскольку человек придерживается ценностей, которые характерны для его ближнего окружения.
  4. Информационно-коммуникативную. Во время общения с разными людьми человек получает информацию, которая в той или иной степени влияет на формирование его образа жизни.
  5. Творческую. При правильном социальном воспитании человек будет стремиться творить и усовершенствовать окружающий мир. Сталкиваясь с разными проблемами, он будет находить решения, опираясь на собственные знания и опыт.

Этапы социализации личности

Процесс формирования личности в социуме проходит в несколько этапов:

  1. Детство. Доказано, что в этом возрасте формируется личность примерно на 70%. Ученые определи, что до семи лет ребенок намного лучше понимает собственное «Я», чем в старшие годы.
  2. Подростковый возраст. В этот период происходит больше всего физиологических изменений. Уже с 13 лет большинство детей стремиться брать на себя как можно больше обязанностей.
  3. Молодость. Описывая стадии социализации личности, стоит заметить, что этот этап является самым напряженным и опасным, а начинается он в 16 лет. В этот период человек принимает важные решения, в каком направлении двигаться дальше, частью какого общества стать и так далее.
  4. Взрослая жизнь. Начиная с 18 лет, у большинства людей основные инстинкты работают в направлении работы и личной жизни. Человек познает себя через трудовой и сексуальный опыт, а еще через дружбу и другие сферы.

 

womanadvice.ru

Функции и цель социализации

Функции социализации

В связи со своей структурностью и сложностью, социализация выполняет множество основополагающих для личности и общества функций. Рассмотрим их особенности.

Нормативно-регулятивная функция. Она связана с процессами формирования и регулирования жизнедеятельности человека в социальной среде при помощи воздействия на него со стороны специальных институтов. Эти институты определяют образ жизни данного общества во временном контексте. К ним относятся семья, образовательный институт, экономический и политический институты, институт культуры и многие другие.

Личностно-образовательная функция. Она направлена на выявление индивидуализации человека, его внутренних особенностей, установок, мироощущения и ценностных ориентиров. Это происходит посредством формирования потребностного компонента и мотивационный сферы, а также идеалов, установок личности в системе отношений с остальным социумом.

Коммуникативно-информационная функция. Она приводит человека к взаимодействию с другими людьми в различных условиях (отношения с семьей, друзьями, коллегами по учебе, преподавателями, коллегами по трудовой организации, руководством предприятия). Помимо этого, эта функция призвана насыщать человека необходимой ему информацией с целью формирования собственного мнения, образа жизни, мировоззрения. Также информация важная для того, чтобы темы для общения были актуализированы теми проблемами, которые действительно сейчас важны. Это будет показывать человека как образованного, эрудированного, небезразличного ко всему, происходящему в обществе и с другими людьми.

Прокреативная функция. Она порождает в человеке или социальной группе готовность действовать определенным образом. Зачастую аспекты этой функции определяются настоящим состоянием социума, событиями, происходящими в нем, а также актуальными проблемами, которые могут быть решены индивидом и социальной группой в процессе коммуникации.

Компенсаторская функция – направлена на восполнение недостатков в физических и психических, а также интеллектуальных свойствах личности. Она реализуется через дополнительную мотивацию и стимуляцию интересов человека, через его скрытые таланты, способности и навыки.

Последняя функция – творческая. В процессе творческой функции рождается стремление творить что-то новое, отыскивать нестандартные пути решения сложившихся ситуаций, открытие мира вокруг себя, а также взгляд внутрь самого себя и поиск новых качеств и талантов, которые помогут показать самые сильные стороны человека в процессе социализации.

Роль функций социализации в жизни индивида

Замечание 1

Функции социализации не только раскрывают процесс развития индивида, но и определяют некоторые аспекты, которыми он может воспользоваться для более успешного и быстрого вхождения в среду, освоения ее норм, ценностей, идеалов и ориентиров, а также предложение собственных идей по дальнейшему развитию (творческая и профессиональная самореализация).

Также эти функции направляют активную деятельность человека, определяют более или менее перспективные пути его развития. Реализуясь во всем вышеперечисленном комплексе, во взаимосвязи друг с другом, функции дают возможность человеку проявить себя в разных сферах деятельности, и выбрать ту, которая наиболее подходит его установкам, идеалам, нормам и требованиям.

Цели социализации

Замечание 2

Социализация личности – это многосторонний процесс, направленный на усвоение социальных норм, формирование своего собственного «Я» для проявления уникальных качеств личности. Таким образом, социализация – это процесс установления личности. Поскольку общество постоянно изменяется и диктует нам правила поведения, то необходимо соответствовать им, чтобы не выпасть из жизни и реализоваться в будущем.

Отсюда мы можем вывести основную цель социализации – подготовка индивида к исполнению и соответствию социальным ролям для общения и сохранения общества, в котором он проживает. Главный фактор формирования личности – это привитие качеств и ценностей человеку с учетом его внутренних установок и особенностей развития.

На каждом этапе социализации цели немного отличаются:

  1. Семья – целью выступает первичная социализация ребенка, привитие ему элементарных норм и правил поведения на элементарном (игровом) уровне. Родители являются самыми близкими и родными людьми для человека, и пример он берет именно с них. К тому же, на процесс социализации оказывает влияние происхождение семьи, религиозная и национальная принадлежность, профессиональные особенности;
  2. Школа – также главной целью социализации выдвигает первичное приобщение к общественным нормам и правилам. Сюда добавляется и первичная профессиональная ориентация человека, его приобщение к некоторым научным направлениям через уроки, творческую деятельность, через общение со сверстниками и учителями;
  3. Средства массовой информации – оказывают особое влияние на социализацию личности. Ее цель – трансляция новостей, а также другой информацией, которая может развивать идеологию человека, его личные взгляды на некоторые проблемы. Почти каждый человек пользуется социальными сетями, где так же формируется большой потом информации, который оказывает влияние на человеческую личность. Таким образом, средства массовой информации – цельная система, которая может сильнее влиять на человека, чем другие институты социума;
  4. Трудовая деятельность – цель социализации через трудовую деятельность заключается в том, что человек проявляет не только свои личностные качества, но и свои профессионально-трудовые способности, которые он развивает в процессе обучения в школе и высших учебных заведениях. Трудовая деятельность, помимо того, что приводит к получению определенных профессиональных навыков, может помочь человеку в взаимодействии личных и творческих особенностей найти свое место в трудовой жизни и деятельности.

spravochnick.ru

стадии и функции процесса формирования правил поведения в обществе

Личность и социализацияС самого рождения человек окружен родственниками, знакомыми и друзьями. Ему постоянно приходится поддерживать с ними общение, выстраивать взаимоотношения. Сложнее всего общаться с окружающими в детстве и подростковом возрасте. Но процесс социализации личности проходит каждый, поэтому приходится считаться с мнением других, учиться находить компромиссы и уступать в некоторых спорах.

Понятие социализации

Под определением социализации понимают процесс вступления человека в общество. Предварительно он знакомится с нормами и правилами поведения, традициями и обычаями, ценностями и моралью социальной структуры. Включение в коллектив позволяет субъекту стать полезным и необходимым, развивать отношения с окружающими, создавать новые связи и набираться опыта.

Социализация личности — это процесс, который считается очень трудным и долгим. Многие специалисты в сфере психологии годами изучают это понятие и стремятся помочь клиентам, тяжело воспринимающим свое взросление или новый коллектив. Вся жизнь человека заключается в постоянной адаптации к новым условиям, при этом важно успеть самореализоваться и оставаться активным.

В процессе могут возникать определенные проблемы. Их разделяют на три группы:

  • социально-психологические;
  • культурные;
  • социально-культурные.

Социализация личностиПервая группа связана с формированием самосознания и саморазвитием. Эти этапы очень важны для личности, но часто человек пренебрегает возникшими проблемами и загоняет их поглубже в сознание. Культурные проблемы могут отличаться в разных регионах. Они связаны с традициями и обычаями, половым разделением. Третья группа связана с приобщением личности к определенной культуре. Она касается мировоззрения, моральных и духовных ценностей, и носит нравственный, смысловой и познавательный характер.

Согласно Википедии, социализация делится на два вида: первичную и вторичную. Первая состоит из родственников, близких друзей, знакомых, учителей и коллег. Во вторую входят СМИ, общественные организации, государственная власть, церковь. Первичная социализация осуществляется в первые 15—20 лет жизни, когда человек посещает учебные заведения и только учится общаться с другими людьми. При контакте с формальными коллективами и организациями наступает вторичный тип.

Стадии процесса

Человек может социализироваться в несколько этапов. Каждому отвечает соответствующая стадия. Всего их выделяют пять:

  • адаптация;
  • идентификация;
  • интеграция;
  • трудовая;
  • послетрудовая.

Определение понятия в психологии: личность и социализацияВ первую очередь личность проходит стадию идентификации. Она продолжается с момента рождения до подросткового периода. В это время ребенок учится на примере взрослых, подражает их поведению и привычкам. Вторая проявляется в желании показать себя, стать уникальным. На третьей происходит первое внедрение в общество. В зависимости от общения с коллективом, она может быть благополучной или неудачной. В период трудовой стадии человек сам оказывает влияние на общество, а на последней — послетрудовой — делится своим опытом с другими.

Немецкий ученый еврейского происхождения Эрик Эриксон отмечает то, что социализация личности заключается в большем количестве стадий:

  • младенчество;
  • ранее детство;
  • детство;
  • младший школьный возраст;
  • отрочество;
  • юность;
  • зрелость;
  • старость.

Зависимость от воспитанияПервая стадия длится до 1,5 лет, когда ребенка полностью опекает мать. Доверие развивается именно в зависимости от отношения самого близкого человека. Если общения с матерью недостаточно, ребенок вырастет замкнутым и молчаливым. Следующий период — до четырех лет — связан с формированием независимости, дети приучаются к аккуратности и опрятности. До шести лет у малыша появляется чувство личности, а это может означать то, что развивается творческое мышление, инициатива.

С этого возраста ребенок начинает посещать школу, он учится строить отношения с ровесниками и учителями, перенимает их опыт и знания. Хорошие оценки дают возможность поверить в свои силы, стать уверенным и спокойным. Затем начинается период полового созревания, когда подросток озабочен своей внешностью и мнением окружающих о себе, ищет свое призвание и проявляет первую симпатию к противоположному полу.

Лекция 1.4 | Социология личности | Марина Арканникова | Лекториум

Зависимость от воспитания
Watch this video on YouTube

На стадии юности человек ищет постоянное место работы, спутника по жизни и свое место среди социума. В это время стирается индивидуальность, личность смешивает себя с определенным коллективом. Самая длительная стадия — зрелость — способна разбудить в человеке чувство необходимости и опытности. В пожилом возрасте люди принимают свою жизнь и переосмысливают ее.

Зависимость от воспитания

Факторы влияния на личностьВоспитание в первую очередь влияет на степень социализации. И личность, которая проживает вместе с родителями, зависит от их поведения и манер. На формирование характера влияют религиозные взгляды, степень контроля со стороны родственников, отношения в семье и школе. Педагоги изучают процесс социализации вместе с воспитанием. Важно развить у ребенка гуманистическую направленность, что позволит ему стать полезным членом общества.

Формируется социализированная личность под воздействием разных групп. В детстве это родители и ближайшие родственники, в подростковом возрасте — одноклассники и друзья, в зрелости — рабочий коллектив и соседи. А воспитание поможет создать у ребенка нравственную позицию, на основе действий окружающих он сможет развить в себе способность правильно оценивать собственные поступки. При этом задействуются эмоциональная и интеллектуальная сфера характера. В этом случае воспитание будет осуществляться двумя путями:

  • созданием определенных психологических условий;
  • сообщением норм и правил поведения.

Первый вариант простимулирует интересы ребенка и его инициативу, что позволит ему в будущем заниматься общественной деятельностью. Желательно почаще бывать вместе и регулярно разговаривать, объяснять суть нравственных понятий, идеалов и правил поведения. Так детям проще найти свое место в жизни и отличить плохую компанию от хорошей. Оба пути нужно использовать одновременно. Это даст максимальный результат.

Факторы влияния

Воспитание ребенкаЕсть несколько факторов, которые определяют суть и функции социализации личности, их заключают в две группы. Первая состоит из социальных, которые отражают культуру, историю, этнические признаки общества. Во вторую группу входят индивидуальные факторы человека, определяющие его жизненный путь и позицию.

Социальными показателями могут считаться макро-, микро- и мезофакторы, а также экологическое состояние окружающей среды, качество жизни людей, риск возникновения экстремальных ситуаций.

Макрофакторы — это природные и социальные особенности развития. Они включают такие показатели, как культура и государство. От развитости страны зависит и степень социализации, так как она влияет на территориальные границы, психологический и экономический уровень жизни, историю и политику. Культурой называется система духовных ценностей. Она охватывает все сферы человеческой жизни: от биологической (еда, отдых, интим) до производственной и моральной.

Мезофакторов больше:

  • тип поселения;
  • народ;
  • религия;
  • СМИ.

Характеристика этаповУровень социализации может зависеть от типа местности — города, поселка или деревни. Стабильная, исторически сформировавшаяся совокупность людей — этнос — обладает единым языком, религией, ценностями и культурой. Религиозные факторы также формируют личность, от них зависят мысли и чувства человека, образ его жизни и моральные устои. С помощью средств массовой информации можно влиять на мировоззрение человека.

Под микрофакторами должны пониматься детерминанты, учитывающие обучение и воспитание в небольших группах — коллективах, классах, религиозных и учебных учреждениях. Но самое большое влияние на социализацию оказывает развитие общества и страны. В стабильное время человек направлен на групповые ценности, а в критические моменты — войны, экономические и политические проблемы — активируются разные личности.

В случае общественного кризиса условия жизни социума нарушаются, система ценностей становится другой, отношения между близкими людьми напрягаются. Воздействию подвергаются подростки, юные личности, пожилые люди. Те, у кого уже сформировался характер, не воспринимают навязанную точку зрения. У них есть свои ценности и устои, отличные от общественных.

Основные формы

Влияние на подростковРазделяют социализацию и по формам: направленную и ненаправленную. Первый тип — это система методов воздействия, разработанная обществом для формирования личностей в соответствии с установленными ценностями и моралью. Один из способов — это воспитание в домашних условиях, первых учебных заведениях. Это организованный и целенаправленный процесс, направленный на формирование у человека ценностных ориентаций, социальных понятий для дальнейшей культурной деятельности.

Две формы в определенных обстоятельствах могут взаимодействовать или противостоять друг другу. Возникающие конфликтные ситуации вызывают проблемы в процессе формирования личности. Ненаправленная социализация должна начинаться в микросреде — семье, она основывается на уже устаревших правилах и нормах поведения, традициях и обычаях. Обычно она оказывает положительное влияние на человека, но иногда становится отрицательной — в случае социальной патологии. Поэтому ее обязательно дополняют факторами направленной группы.

Религиозные организации могут использовать формы социализации для подчинения воли слабохарактерных людей. Пропаганда неонацизма, фашизма, работа сект основывается именно на направленной группе. Поэтому ее применяют только в гуманных целях и согласно моральным устоям, свободе совести, правам человека и нравственным принципам демократической нации.

Характеристика этапов

Период социализации состоит из трех фаз: на первой кратко осваиваются нормы и ценности, условия соответствия обществу; во время второй личность стремится самореализоваться, учится воздействовать на других членов социума; внедрение человека в социальную группу, где он раскроет свой характер и способности, происходит на третьей. При правильном формировании переход из одной фазы в другую происходит постепенно, с соблюдением всех условий.

Есть три этапа социализации в коллективе:

  • дотрудовой;
  • трудовой;
  • послетрудовой.

Этапы воспитанияПервый этап длится около 20—25 лет. За это время человек оканчивает детский сад, школу, получает высшее образование и пытается найти первую стабильную работу и будущего супруга. В этот период формируется примерно 70% личности, это происходит естественным образом до семи лет. В подростковом возрасте изменяется не только внутреннее мировосприятие, но и физиология ребенка. У человека появляется все больше обязанностей и ответственности.

Наиболее опасным возрастом считается 16 лет, так как в это время сменяется школа, где учеба длилась 9—11 лет, институтом. Соответственно, другим будет расписание жизни и коллектив. Подросток меняет не только круг общения и место жительства, происходят внутренние изменения, устанавливается иная система принципов и норм.

Первая работа появляется в возрасте 18—25 лет, появляется трудовой опыт, дружеские и любовные отношения. Если новая информация будет воспринята неправильно, то человек может замкнуться в себе и отстраниться от общества. В более поздние года все полученные ранее знания и опыт только укрепляются и передаются младшему поколению.

Процесс социализации должен происходить правильно, с учетом всех условий и плавных переходов. Родителям, учителям нужно обращать внимание на психологическое состояние детей и подростков, ведь именно до 18 лет личность активно развивается и выбирается подходящий коллектив.

sizozh.ru

Функции социализации

1) формирование и действие механизма трансмиссии культуры. Культурная традиция, культурное достояние общества переходит из поколение в поколение; это достояние аккумулируется, обогащается только благодаря тому, что предшествующие поколения передают последующим определенные идеи, правила, символы, а позднейшие поколения их принимают, осваивают;

2)создается определенный уровень общественного согласия и порядка. Действия людей должны отвечать общественным ожиданиям, что гарантирует взаимную координацию действий, предопределяет то, что контакты и взаимодействия будут проходить без осложнений, ссор и конфликтов.

Разновидности социализации

Первичная социализация – 1 точка зрения: период от рождения до формирования зрелой личности; 2 точка зрения: социализация, которая протекает в кругу близких и родных, то есть первичной группы.

Вторичная социализация – 1 точка зрения: ресоциализация, период перестройки, реадаптации к новым социальным условиям уже зрелой личности; 2 точка зрения: социализация, которая проходит в рамках формальных институтов, вторичных групп (школа, институт, работа).

Иногда для описания ресоциализации употребляется термин аккультурация, т. е. в тех случаях, когда люди меняют место своего проживания, эмигрируют в другую страну и вынуждены приспосабливаться к совершенно новым условиям другой культуры.

Если люди осваивают девиационные (связанные с отклонением от нормы) роли, то можно говорить о контрсоциализации. В этом случае люди обучаются образцам и ценностям контркультуры (например, у преступников существуют особые нормы, язык, стиль жизни, образцы действий и т. п., которые необходимо освоить).

Речь идет о предвосхищающей социализации и ее разновидности снобизме в такой ситуации, когда кто-либо, еще не будучи членом данной группы или еще не занимая данной позиции, настолько сильно субъективно идентифицирует себя с ней, что уже заранее старается максимально уподобиться членам данной группы или лицам, занимающим данную позицию. Например, недавно разбогатевшие бизнесмены, ищущие признания в элитарных кругах, часто заимствуют только поверхностные элементы культуры: манеры или привычки так или иначе одеваться, говорить, материальные реквизиты, формы проведения отдыха и досуга, художественные вкусы и артистические пристрастия.

Речь идет об обратной социализации, когда, например, сын обучает отца пользоваться компьютером. Происходит это потому, что в современном мире чрезвычайно быстро происходят социальные и культурные изменения. Новые знания, распространяемые через СМИ проникают в молодежную среду, минуя родителей и учителей, а порой даже вопреки их советам, нарушая ход социализации от старших к младшим.

Основные средства социализации, обеспечивающие социальный контакт между личностями, личностью и группой:

1)Язык – основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки

2)Ценности – идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки,

3)Нормы – усвоенный личностью образ мышления, поведения, общения.

4) Навыки и умения – образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую роль) в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так закрепление навыка и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями.

studfile.net

Виды социализации. Понятие, факторы и этапы социализации личности :: SYL.ru

После рождения абсолютно каждый человек начинает свою интеграцию в социальное общество. Это очень важный момент становления, который наделяет личность необходимым опытом и знаниями, призванными помочь ему в будущем. Также к социализации можно отнести практические и теоретические умения человека, получаемые им в процессе взросления. Это неотъемлемая часть полноценной жизни любого человека. Рассмотрим подробнее виды социализации. Чем они отличаются и какими особенностями обладают.

виды социализации

Что собой представляет социализация личности

Данный термин обычно означает процесс, который подразумевает усвоение человеком определенного социального опыта того общества, в котором он постоянно находится. Благодаря тому развивается мышление и умение логически выстраивать общение с окружающим миром.

В течение своего становления как личности человек не только усваивает всю полученную информацию, но и преобразует ее в свои собственные понятия и различные ценности. Социализация индивида в обществе, по сути, представляет собой адаптацию, то есть опыт, который постепенно складывается из самых разных составляющих. Сюда можно отнести культурные ценности, положения по общению и многое другое. Таким образом, социализация напрямую зависит от того общества, в котором человек появился на свет. Соответственно, нормы поведения могут значительно отличаться в той или иной стране.

Каждый человек нуждается в том, чтобы он тем или иным образом принадлежал обществу, в котором он вырос. Соответственно, он идентифицирует себя со своим окружением. В психологии социализация определяется как выполнение требований сообщества, благодаря чему вырабатывается собственная линия поведения в самых разнообразных ситуациях. В этом случае все зависит от характера личности и ее особенностей.

При этом стоит понимать, что социализация является двусторонним процессом. Помимо того, что сам человек формирует свои нормы, он также адаптирует их под себя. В результате этого происходят небольшие изменения и в окружающем мире. Если рассмотреть примеры социализации, то станет понятнее. Допустим, человек имеет базовые знания в области физики. Обработав эту информацию и получив соответствующее образование, он разработал новую формулу, которая повлияла на будущее этой науки. Это глобальный пример. Есть более простая аналогия. Допустим, человеку прививали некоторые нормы этикета, но по тем или иным причинам, он счел это неуместным. В результате он обзавелся своими моральными ценностями, которые могут оказать влияние на его окружение. Эти примеры социализации позволяют лучше понять сам процесс становления личности. Нужно понимать, что в любом случае каждый индивидуум тем или иным образом взаимодействует с группой окружающих его людей независимо от их статуса или других особенностей.

социализация ребенка

Чему способствует

Социализация и адаптация позволяют сформировать в мозгу человека необходимый ряд ценностей и правил, которые он будет в дальнейшем применять к миру. Эти процессы начинаются с самого детства, когда родители юного чада начинают закладывать фундамент первых мыслительных и физических навыков. После этого человек проходит обучение в садике, школе и институте. В этот период он получает больше знаний от других людей, продолжая познавать мир. Благодаря этому человек учится общаться с окружающими его личностями и понимает, что форма взаимодействия с ними может быть разной.

Кроме этого, социализация ребенка очень важна, так как она учит его самоконтролю. Постепенно человек начинает усваивать, как можно реагировать на те или иные события в его жизни. Благодаря этому он учится различать мир внутренний и внешний.

Виды социализации личности

Существует несколько разновидностей этого процесса. Они отличаются в зависимости от многих факторов. Однако условно эти механизмы делятся на следующие группы:

  • Первичная социализация. Данный процесс начинается с того момента, как ребенок начинает воспринимать общество. При этом он ориентируется исключительно на свою семью. Ребенок начинает воспринимать взрослый мир. Первичная социализация напрямую зависит от родителей чада. Точнее, от того, насколько правильно они смогут показать ему окружающий мир.
  • Вторичная социализация. Этот процесс не имеет срока и длится до той поры, пока человек не войдет в ту или иную социальную группу. Данный механизм запускается, когда ребенок начинает ходить в садик. В новой для себя атмосфере он может примерять новые роли и оценивать, какая из них больше всего ему подходит. Также у него появляется возможность оценить свои поступки со стороны. В процессе вторичной социализации личность часто сталкивается с определенными нестыковками. Например, в тот момент, когда ребенок понимает, что ценности его родителей могут не совпадать с интересами и нормами других людей. В этом случае ребенок проходит этап самоидентификации и выбирает ту или иную сторону на основе своих ощущений и полученного опыта.
  • Локализованная (направленная) социализация. В этом случае речь идет о постижении определенных ценностей. Здесь социализация подразделяется на ряд конкретных направлений: досрочная, гендерная, организационная и другие. Это также является важным этапом становления личности.
первичная социализация

Досрочная социализация

В этом случае речь идет о некой «репетиции» конкретного этапа. Хорошим примером этого вида социализации является начало сожительства мужчины и женщины. До вступления в брак партнеры должны перенять определенный опыт друг у друга и соотнести свои жизненные позиции. В той ситуации каждый из них перенимает часть ценностей у своей половинки.

Длительное нахождение внутри малой группы (в данном случае состоящей из двух человек) происходит формирование более стойких поведенческих и социокультурных моделей.

Гендерная социализация

Также она часто называется полоролевой. В этом случае речь идет о виде социализации, которая подразумевает определение личностью отличий между мужчинами и женщинами. В этот период происходит идентификация человека согласно ряду стандартов и общепринятых норм. При этом социализация этого типа может длиться на протяжении всей жизни.

вторичная социализация

Данный механизм подразумевает осознание того, что индивидуум начинает осознавать тот факт, что в случае отклонения от норм, он будет сталкиваться с порицанием от других участников социума.

Десоциализация

Данное явление протекает в абсолютно обратном порядке. В этом случае речь идет о том, что личность «выпадает» из общепринятых рамок и начинает отождествлять себя с отстраненной единицей. Нередко люди, страдающие от десоциализации, начинают намеренно нарушать рамки и пытаются противостоять общепринятым ценностям.

Чаще всего такое явление наблюдается у тех, в чьих семьях практиковалось насилие. Также к такой категории людей относятся алкоголики и наркоманы.

Семейная социализация

В этом случае ребенок наблюдает за членами своей семьи и перенимает их опыт. Подобная социализация ребенка зависит от нескольких факторов:

  • Состава и структуры семьи.
  • Позиции, которую ребенок занимает в семейной иерархии.
  • Выбранной модели воспитания. Например, родители и более дальние родственники могут навязывать ребенку свои ценности.
примеры социализации

Также многое зависит от нравственного и творческого потенциала членов семьи.

Профессионально-трудовая социализация

Очередная корректировка ценностей человека происходит, когда он начинает свою трудовую деятельность и знакомиться с коллегами. В этом случае он вынужден адаптироваться уже к новой среде. Дело в том, что на работе он должен придерживаться делового этикета, без чего индивидум не сможет продвигаться дальше по карьерной лестнице или, например, получать необходимую аттестацию и повышение квалификации.

Кроме этого, человек должен усвоить новые для него трудовые навыки.

социализация этапы виды

Субкультурно-групповая социализация

В этом случае речь идет о той среде, в которой личность пребывает во время отдыха или в любой другой период своей жизни. Человек может общаться с разными людьми и иметь много друзей, каждый из которых будет делать свой вклад в накопление опыта.

При этом личность знакомиться с новыми культурными особенностями социума, религиозными и культурными особенностями и пр. Кроме этого человек общается с людьми разного возраста или статуса. Все эти факторы позволяют сформировать все новые поведенческие модели, которые будут адаптироваться по мере знакомства с новыми товарищами.

Функции социализации

Данный механизм имеет большое значение для становления личности. Среди основных функций существуют:

  • Нормативно-регулятивная. Это означает, что абсолютно все, что окружает человека, может оказывать на него то или иное влияние. В этом случае речь идет о семье, политике страны, религии и многом другом.
  • Личностно-преобразовательная. В процессе общения с другими людьми личность начинает проявлять свои индивидуальные качества и особенности. Таким образом он отделяется от общей массы.
  • Ценностно-ориентационная. Данная категория напоминает нормативно-регулятивную. Однако в этом случае человек перенимает из всего окружающего не опыт, а определенные ценности.
  • Информационно-коммуникативная. В этом случае образ жизни индивидуума формирует свой образ жизни на основании опыта общения с различными представителями социума.
  • Творческая. Если личность будет воспитываться в нужной среде, то это поможет человеку научиться совершенствовать окружающий его мир.
направленная социализация

Этапы социализации

Формирование личности происходит не сразу. Каждый человек проходит несколько этапов:

  • Детство. Согласно многочисленным исследованиям специалисты пришли к выводу, что свое «я» ребенок воспринимает на 70% лучше в юном возрасте. Когда малыш растет он больше приравнивает себя к окружению.
  • Подростковый период. В возрасте с 13 лет ребенок начинает брать на себя все больше ответственности и самых разных обязательств.
  • Молодость. Это еще этап вида социализации, который наступает с 16 лет. В тот период подросток начинает принимать важные и более серьезные решения. Это означает, что он начинает нести ответственность за свою жизнь. Кроме того, в этот период он начинает приравнивать себя к определенной группе социума.
социализация индивида в обществе
  • Взрослая жизнь. Данный период начинается с 18 лет. В то время все внутренние инстинкты индивидуума направлены исключительно на формирование личной жизни. В этот период человек впервые по-настоящему влюбляется и открывает для себя новые эмоции.

www.syl.ru

Добавить комментарий