проявление и помощь со стороны взрослых
Каждый родитель в процессе воспитания своего ребенка не раз сталкивается с проблемой и трудностями, носящими социальный характер. Наиболее остро вопрос социальной дезадаптации проявляется в случае с детьми и подростками.
Прежде, чем перейти к рассмотрению основных видов помощи со стороны родителей, необходимо определиться, что такое социальная дезадаптация, как она проявляется и каковы основные причины ее возникновения. Это необходимо для того, чтобы правильно и грамотно подойти к решению проблемы и максимально помочь ребенку выйти из подобной ситуации. Общеизвестно, что все дети копируют своих родителей, подражают им и всячески стремятся походить на них. Девочки зачастую даже пользуются гардеробом и косметичкой мамы, чтобы выглядеть аналогичным образом.
Часто дело доходит до того, что малышки пытаются взять на себя всю работу по дому: помыть посуду, подмести, постирать, приготовить обед. Что же касается мальчиков, они повторяют действия своих отцов. Если проследить, можно заметить, с каким важным видом они пытаются говорить по телефону, починить машинку, одеться и так далее. Это вполне нормальное поведение детей, и родители играют в данном случае важную социальную роль, поскольку участвуют в процессе становления ребенка, как становления индивидуальной личности. Но, к сожалению, не всегда родители ведут себя правильно, и это является одной из причин возникновения и развития социальной дезадаптации ребенка или подростка.
Социальная дезадаптация представляет собой частичную или полную утрату человеком способности приспосабливаться к условиям и факторам социальной (окружающей) среды. Другими словами, находясь в подобном состоянии, человек теряет способность взаимодействовать со средой и не имеет возможности осуществлять позитивную социальную роль в определенных условиях.
Подобное явление состоит из четырех уровней, каждая из которых характеризуется соответствующими признаками. Нижний уровень дезадаптации считается наиболее безобидным, так как носит скрытый характер и проявляется не всегда. Второй — «половинный» уровень — проявляется в виде дезадаптивных пертурбаций и носит характер «вспышки», поскольку некоторые отклонения, по мере возникновения, могут снова появиться. Следующий уровень — устойчиво входящий — носит достаточной глубокий характер и способен разрушить прежние связи и механизмы. И, наконец, уровень закрепившейся дезадаптации, когда имеют место очевидные признаки заболевания. Как показывает практика, целесообразно на ранних этапах развития заболевания обратиться к соответствующему специалисту с целью своевременного лечения и оказания помощи.
Хотя в действительности немаловажную роль играют сами родители, поскольку для устранения и преодоления социальной дезадаптации крайне важно семейное благополучие. Понятие дезадаптация может проявляться в двух формах семейного неблагополучия: явной и скрытой. Явная форма проявляется в том случае, когда оба родителя или один из них злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный образ жизни, являются нарушителями закона. Что касается скрытой формы, в данном случае внешний вид родителей может никоим образом не говорить об имеющихся проблемах.
Вполне возможно, что в такой семье не злоупотребляют спиртными напитками, не нарушают законов, придерживаются порядочного образа жизни, однако отсутствует родительская любовь, общение и внимание к детям. В последнее время понятие социальной дезадаптации начинает широко распространяться среди детей и подростков по причине социально-экономической нестабильности страны в целом. Многие родители вынуждены работать на двух работах, чтобы свести концы с концами, что приводит к отсутствию внимания к своим детям и недостатку общения с ними.
Многие женщины, исходя из тех же соображений нехватки денег, ведут аморальный образ жизни, задевая тем самым самолюбие ребенка и отдаляя его от семьи. Недавние исследования показали, что для здорового развития и формирования ребенка одного питания и должного ухода недостаточно. Без постоянной эмоциональной связи с родителями, их поддержки и любви ребенок растет психически и физически нездоровым, что в конечном итоге и приводит к развитию социальной дезадаптации.
Поведение ребенка способно подсказать, страдает ли он дезадаптацией или нет. Не заметить проявление «заболевания» невозможно, поскольку ребенок открыто демонстрирует вызывающее поведение по отношению как к взрослым, так и к сверстникам. В некоторых случаях могут иметь место, злость, жестокость, агрессивность и даже насилие над животными и людьми. Именно поэтому социальная дезадаптация может стать причиной детской преступности, которая в последнее время все больше растет. Это проявляется в сотрудничестве детей и подростков (как девочек, так и мальчиков) с преступным миром, занятии сутенерством и проституцией, совершении преступления различного уровня.
Кроме того, социальная дезадапация детей может, в свою очередь, проявляться в двух видах: активной и пассивной, каждый из которых опасен по-своему и завершается плачевным образом как для ребенка, так и для его родителей, друзей, окружающих. Сами по себе такие дети уже сложные по натуре, они не слушаются родителей, считаются только со своим мнением, бунтуют, становятся агрессивными, если кто-либо пытается вмешаться в их жизнь, и выбирают «уличный» путь развития и формирования. Дети и подростки, относящиеся к активной социальной дезадаптации, — это не просто шалуны, а неуправляемые хулиганы.
Впоследствии они становятся преступниками, так как их деятельность напрямую связана с воровством, мошенничеством, оскорблениями, хулиганством, побоями, изнасилованием, убийством и прочими. Что касается пассивной формы дезадаптации, такие дети и подростки в частности отказываются от активной жизнедеятельности, уклоняются от выполнения своих гражданских обязанностей̆, долга, проявляют нежелание решать как личностные, так и социальные проблемы.
Примерами такого поведения могут стать прогулы учебных занятий, бродяжничество, регулярное употребление алкоголя, наркотиков или токсических средств. В более запущенных и тяжелых случаях проявлением социально-пассивной дезадаптации может стать самоубийство. Как правило, когда мы встречаем на своем пути таких детей, мы стараемся оградить себя или своих родных от них, полагая, что общение с ним может нанести только вред или завершиться чем-то нехорошим.
Такое наше поведение еще больше усугубляет ситуацию и делает детей с социальной дезадаптацией еще более агрессивными. Исходя из подобных рассуждений, специалисты разработали ряд профилактических и превентивных мер, направленных на решение и устранение проблемы. Наиболее активное участие в решении проблемы играют сами родители этих детей, а также окружающие их родные, близкие, друзья, то есть те люди, с кем имеется прямой и непосредственный контакт.
Соблюдение и реализация профилактических и превентивных мер необходимы для формирования правильных норм поведения ребенка, обучения и укрепления в нем понимания адекватного применения социальных ролей в определенных жизненных позициях. Для этого необходимо: организовать кружки внеурочной занятости учащихся, организовать спортивные секции по интересам и возможностям, создать мероприятия и тренинги с целью пропагандирования здорового образа жизни, по мере возможности создать и развить у ребенка чувство защищенности и психологического комфорта (чтобы он понял, что существуют люди, которым он может довериться или которые могут оказать ему моральную и физическую помощь) , организовать работу по сплочению и мотивации к учебе, включить детей и подростков с социальной дезадаптацией в полезную деятельность для них и общества деятельность, периодически мотивировать обучающихся к самовоспитанию, контролировать и корректировать эмоциональное состояние, постоянно ведя с ними беседы.
В действительности реализация перечисленных мероприятий потребует много времени и ресурсов, однако все проблемы преодолимы, поскольку правильно начавшийся процесс перевоспитания и оказания помощи детям и подросткам с социальной дезадаптацией практически в большинстве случаях имеет положительный результат. Практика показывает, что эффективность в случае с детьми намного превышает таковую в случае с подростками. Дело в том, что подростки прошли более долгий путь, и, грубо говоря, проблема дезадаптации принимает хронический характер.
Следует еще раз предупредить о том, что главную роль в решении проблемы должны играть сами родители, поменяв свое поведение и отношение к своим детям. Даже если ребенок будет ходить к специалисту и послушно выполнять все мероприятия, атмосфера в семье помешает благоприятному исходу. Поэтому весь процесс должны пройти не только дети, но и родители, меняя свой образ жизни и параллельно помогая своему малышу преодолеть все барьеры и препятствия. Таким образом, социальная дезадаптация подростков и детей является на сегодняшний день одной из важных проблем социального характера, требующая немедленного вмешательства с последующей разработкой мероприятий и поэтапной их реализацией.
Если не следовать указанным рекомендациям, становление ребенка, как отдельной и самостоятельной личности примет неправильный оборот, и из ребенка вырастет преступник, опасный для общества. Порой мы не можем понять, что побуждает маньяка убить человека или вора совершить кражу? Не многие из нас пытаются осознать, что не может человек родиться таким, что существуют определенные предпосылки и мотивы, побуждающие его поступать противозаконным или аморальным образом. Многие родители ошибочно полагают, что предоставив ребенку полную свободу, они обеспечивают тем самым самостоятельный выбор. На самом же деле каждый ребенок нуждается в родительской опеке, любви, ласке, совете, поддержке, помощи.
Это именно те факторы, которые участвуют в здоровом формировании ребенка, как личности. Без них ребенок растет безжалостным, агрессивным, чересчур самостоятельным и не нуждается ни в ком, полагая, что в этом мире нужно надеяться только на себя и на свои силы. Роль родителей заключается в том, чтобы они принимали активное участие в воспитании ребенка. Дело не только в том, чтобы вовремя обуть его и дать ему высшее образование. Пойдет на пользу ежедневное общение с ребенком, попытка узнать о его проблемах, страхах и переживаниях, искренне и активное участие в решении каких-либо вопросов, беспокоящих его. Кроме того, если не каждый день, то несколько раз в неделю необходимо совершать с ребенком пешие прогулки, поездки за город, походы по магазинам. музеям, театрам и другим развлекательным и общественным местам.
Подобные действия и мероприятия крайне необходимы ребенку, чтобы он осознал, что может всячески рассчитывать на своих родителей, что его любят, в нем нуждаются, с ним считаются. Следует также избегать семейных конфликтов при детях. Практически в каждой семье чуть ли не каждый день происходит выяснение отношений, ссоры, оскорбления и унижение. Ребенок не должен быть свидетелем семейных драм, поскольку подобные конфликты ранят его самолюбие, влияют на его психику, искажая его представление о жизни, вызывая в нем страх за будущее и меняя нормальную ориентацию. Поэтому неудивительно, что подобных семьях дети растут распущенными, злыми и грубыми, у них отсутствует интерес к учебе, к знаниям и наукам. Они стараются обеспечить себе покой и уйти от семейных проблем с помощью наркотиков и алкоголя, «украшая» свое существование в преступном мире.
Таким образом, в статье был представлен материал о том, что такое дезадаптация, определение понятия, виды, причины и признаки ее проявления. Как видно из описания, необходимо вмешательство со стороны специалистов и родителей.
факторы, причины, принципы организации воспитательной работы
Халикова Гульназ Рамилевна
Бирский филиал Башкирского Государственного университета
студентка 3 курса 3 группы Социально-гуманитарного факультета, специальность «Социальная работа».
В статье указываются основные причины и факторы социальной дезадаптации современных подростков, указаны половозрастные, психические особенности подростков, причины стремления к самостоятельной, взрослой жизни, особенности молодежного досуга. Также в статье определены основные принципы работы с социально дезадаптированными детьми, которые необходимо учитывать социальному педагогу в работе с «трудным» ребенком.
Khalikova Gulnaz Ramilevna
Birskiy filial of the Bashkir State University
3rd year student Socio-Faculty of Humanities, Specialty — «Social Work»
The paper identifies the main causes and factors of social maladjustment modern teenagers are sex and age, mental characteristics of adolescents, the reasons for seeking to independent, adult life, especially youth leisure. Also in the article the basic principles of working with children socially maladjusted, you need to consider social educator in dealing with difficult child.
Библиографическая ссылка на статью:
Халикова Г.Р. Социальная дезадаптация подростков: факторы, причины, принципы организации воспитательной работы // Студенческие научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://student. snauka.ru/2014/06/2228 (дата обращения: 24.02.2023).
В настоящее время проблема социальной дезадаптации подростков затрагивает все больше и больше российских семей. Современная неблагоприятная культурная обстановка в мире отрицательным образом сказывается на подрастающем поколении – растет число преступлений, совершаемых несовершеннолетними, с каждым годом «молодеет» алкоголизация населения, среди подростков стало популярным употребление различных психоактивных веществ.
Социальная дезадаптация подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации – нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентаций, утрата социальных связей с семьей и школой, ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней детской алкоголизации, склонность с суициду [1].
Существуют несколько факторов, влияющих на дезадаптированность подростков: ошибки семейного и школьного воспитания, наследственность, неблагоприятная политическая и социальная обстановка в стране, личностные особенности ребенка, его ценностные ориентации.
Также дезадаптация связана с половозрастными особенностями подростков. Одновременно с изменениями в эндокринной и нервной системах, изменением пропорций тела у подростка возникает чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление себя взрослым. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием подросткового возраста. Чувство взрослости выражается через подражание внешним признаком взрослости – курение, игра в карты, употребление алкоголя, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений. Именно в этот период складывается специфическая установка весело проводить время с соответствующими низкой культуре жизненными ценностями [2].
Досуг подростка существенно отличается от досуга других возрастных групп такими специфическими чертами, как повышенная эмоциональная, физическая подвижность, динамичная смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость, предпочтение проводить свободное время не дома, а в компании сверстников, обостренное стремление к самостоятельности и индивидуальности в выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, формирование молодежных субкультур [3].
Организация воспитательной работы с учащимися должна опираться на три основных принципа – гуманизации, сотрудничества и опоры на положительное. Принцип гуманного отношения несет моральный и этический аспект. Уважительное и гуманное отношение к дезадаптированным несовершеннолетним, исключающее унижение их человеческого достоинства, зачастую играет решающую роль в возникновении у несовершеннолетнего желания изменить свою жизнь и поведение. Очень важно создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. Работая с подростками, нельзя быть прямолинейным. Необходимо учитывать состояние ребенка, поддерживать с ним доверительные отношения. В этой ситуации необходимо заслужить авторитет подростка, поскольку в этот период дети дружат лишь с теми и доверяют только тем, кого они считают авторитетом, кого они уважают.
Если в социально дезадаптированном подростке найти хотя бы одно положительное качество и в процессе воспитания опираться на него, то таким образом можно подобрать ключ к ребенку и достигнуть значительных результатов в его реадаптации. Социальный педагог должен выявлять положительное в ребенке(любовь к животным, щедрость, доброта, забота о близких) и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества (лень, лживость, злопамятность), доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.
Таким образом, в воспитательной работе очень важна личность педагога и его умение сотрудничать с дезадаптированными подростками.
- Технологии социальной работы:[Текст] Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.:ИНФРА-М, 2004. – 400с.
- Профилактика девиантного поведения учащихся[Текст]/Под общ. ред. доктора педагогических наук, профессора Ю.И.Юрички. – Бирск, 1997. – 197с.
- Социальная работа: [Текст] Учебное пособие/ Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. –М.: «Дашков и К», 2009. – 364с.
- Юричка, Ю.И. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, лудомания, правонарушения/Ю.И.Юричка, А. Ю.Юричка. – М: «Истоки» , 2005. — 215с.
Все статьи автора «khalikovagulnaz»
Причины, связь с беспокойством и лечение
Неадекватное поведение — это поведение, которое мешает вам адаптироваться к новым или трудным обстоятельствам. Они могут начаться после серьезных перемен в жизни, болезни или травматического события. Это также может быть привычка, которую вы приобрели в раннем возрасте.
Вы можете выявить неадекватное поведение и заменить его более продуктивным. В противном случае они могут привести к эмоциональным, социальным проблемам и проблемам со здоровьем. Если что-то выходит из-под контроля, есть лечение. Квалифицированный терапевт может помочь вам найти лучшие способы реагировать на жизненные проблемы.
Давайте рассмотрим некоторые виды неадекватного поведения и признаки того, что вам следует обратиться за лечением.
Возможно, вы из кожи вон лезли, чтобы чего-то избежать. Возможно, вы выбежали из комнаты или закричали в пустоту. Мы все были там. Когда это ваш единственный способ справиться со стрессорами, это может стать проблемой.
Дезадаптивное поведение затрагивает людей всех возрастов и профессий. Ключ в том, чтобы признать это и работать над тем, чтобы изменить это.
Адаптивное и дезадаптивное поведение
Жизнь редко идет так, как ожидалось. Столкнувшись с препятствием, мы можем адаптироваться или нет. На данный момент это не обязательно сознательный выбор. Это может быть временной реакцией, пока у нас не будет возможности подумать об этом.
Адаптивное поведение — это выбор решения проблемы или минимизации нежелательного результата. Вы можете сделать что-то, что вам не обязательно делать, или найти способ обойти это. Вы подстраиваетесь под обстоятельства.
Например, заядлый читатель, который теряет зрение, может адаптироваться, выучив шрифт Брайля или купив аудиокниги. Они находят способ продолжать наслаждаться книгами.
Неадекватным поведением будет непризнание потери зрения или необходимости изменений. Это выходит из-под контроля и больно думать об этом, поэтому никаких действий не предпринимается. В итоге они упускают то, что им нравится.
Неадаптивное поведение, подобное этому, может стать саморазрушительным паттерном:
Избегание
Избегание угрозы или избавление от неприятностей часто является лучшим шагом, особенно для временных вещей, которые вы не можете контролировать. Когда вы постоянно избегаете того, чего не должны делать, это неадекватное поведение.
Предположим, у вас социофобия, но ваша работа требует от вас регулярного общения. Если у вас вошло в привычку симулировать болезнь или улизнуть через черный ход через 5 минут, вы не решаете проблему.
Адаптивное поведение может заключаться в том, чтобы обратиться за помощью при социальной тревожности, попробовать экспозиционную терапию или найти более подходящую работу.
Другие виды избегающего поведения включают:
- отсутствие зрительного контакта во время разговора
- слишком тихий разговор или отсутствие
- не задавать вопросов, когда вам нужна дополнительная информация
Выход из дома
Нет ничего плохого в том, что вы предпочитаете проводить время в одиночестве общественной деятельности. Также нет ничего плохого в том, чтобы уйти с вечеринки, чтобы не наткнуться на своего бывшего.
Если вы предпочитаете избегать общения, вы фактически отказываетесь от социального взаимодействия. Рассмотрим студента колледжа, который использует видеоигры, чтобы не вступать в клубы или не знакомиться с новыми людьми. Игры отвлекают и дают временное облегчение от беспокойства.
В долгосрочной перспективе избегание не способствует улучшению навыков выживания. Приглашения перестают поступать, тревога нарастает, и результатом становится изоляция.
Пассивно-агрессивность
Пассивно-агрессивность – это когда вы выражаете негативные чувства косвенно, а не напрямую. Вы говорите одно, а на самом деле имеете в виду другое. Ваши истинные чувства вплетены в ваши действия.
Например, ваш партнер решил остаться дома и отменил заказ на ужин. Вы ждали этого несколько недель, так что это вас расстраивает. Вместо того, чтобы выражать разочарование, вы улыбаетесь и говорите, что все в порядке.
Позже вы хлопаете дверями и жалуетесь на посторонние вещи. Вы злитесь, но не приближаетесь к тому, чтобы ваши чувства поняли.
Членовредительство
Некоторые люди справляются со стрессовыми ситуациями, причиняя себе вред, например:
- порезы, царапины или ожоги кожи
- ковыряние струпьев или ран
- выдергивание волос, ресниц или бровей
- себя -удары или удары головой
- отказ от приема необходимых лекарств
Это может дать временное облегчение, но только усугубит проблемы и может нанести вред вашему здоровью.
Гнев
Гнев — нормальная эмоция. Гнев, который побуждает вас к конструктивным действиям, полезен.
Бесполезно, если вы часто злитесь или у вас случаются вспышки гнева. Неконтролируемый гнев не решает проблемы. Это отталкивает других и препятствует вашей способности эффективно общаться.
В эту категорию попадает детская истерика. Большинство детей со временем понимают, что есть лучшие способы добиться желаемого результата.
Употребление психоактивных веществ
Будь то алкоголь, отпускаемые по рецепту или без рецепта лекарства, употребление психоактивных веществ может быть типом избегающего поведения. Это проблема, когда вы используете его, чтобы облегчить тревогу или стереть свои чувства.
Любой побег от реальности в лучшем случае временный. Такое поведение может привести к эмоциональной и физической зависимости, создавая целый ряд новых проблем.
Неадекватное мечтание
Мечтание обычно полезно для здоровья. Это освобождает разум и помогает решать проблемы. Подсчитано, что среднестатистический человек мечтает сотни раз в день.
Дезадаптивные мечтания — это когда вы вовлекаетесь в обширные фантазии вместо человеческого взаимодействия или участия в реальной жизни. Эти мечты могут длиться часами и включать в себя сложные сюжеты и персонажей, которые заставляют вас возвращаться назад. Тогда они могут удержать вас от встречи с реальностью.
Сексуально неадекватное поведение относится к сексуальному поведению детей, подростков или взрослых, которое не соответствует возрасту или имеет потенциально опасные последствия. Это может включать:
- заниматься незащищенным сексом в ситуации, которая требует этого
- сексуальная агрессия
- делать вещи, которые вы на самом деле не хотите делать
- ставить себя в небезопасные ситуации
Есть много причин, по которым вы можете сформировать неадаптивный паттерн поведения. Возможно, у вас не было хороших примеров адаптивного поведения, или хаотичная жизнь мешала вам развить хорошие навыки преодоления трудностей. Возможно, вас ослепила хроническая болезнь. Возможно, вы не сможете точно определить причину.
Травма
Сексуальное насилие в детстве связано с членовредительством, употреблением психоактивных веществ и небезопасным сексуальным поведением. Неадекватное поведение также может возникать из-за травмы, полученной во взрослом возрасте.
Нарушения развития
Небольшое исследование, опубликованное в 2010 году, выявило связь между нарушениями сна и неадекватным поведением у людей с задержкой развития.
Неадекватное поведение и тревога
Исследования показывают, что избегание является неадекватной поведенческой реакцией на страх и тревогу. Паттерн избегания, принося временное облегчение, может усилить тревогу.
Неадекватное поведение и аутизм
Неадекватное поведение, включая агрессию, непослушание и вспышки гнева, часто встречается при расстройствах аутистического спектра. Причины не ясны.
Признаки того, что вам следует обратиться за помощью, включают:
- вы причиняете себе вред или думаете об этом
- жизнь выходит из-под контроля
- вы имеете дело с последствиями травмы
- у вас много стресс или тревога
- у вас есть признаки депрессии
- ваши отношения страдают
Если вам просто нужно, чтобы кто-то помог разобраться в ваших чувствах, или вы не уверены, вы можете получить профессиональную оценку. К тем, кто может справиться с дезадаптивным поведением, относятся:
- психиатры
- психологи
- социальные работники
- терапевты
- консультанты по зависимостям
- консультанты по вопросам семьи и брака
Если вы попали в модель неадаптивного поведения, вы сделал первый шаг, признав это. Теперь вы можете предпринять сознательное усилие, чтобы изменить то, как вы реагируете на вещи.
Подумайте об альтернативном, более продуктивном поведении, которое заменит неадекватное. Это потребует некоторой практики, поэтому важно не скатиться в избегание.
При любых состояниях, таких как зависимость или тревога, необходимо обращаться к соответствующему специалисту. В зависимости от ваших обстоятельств лечение может включать:
- консультирование по вопросам зависимости
- управление гневом
- когнитивно-поведенческую терапию
- экспозиционную терапию
- медитацию
- методы релаксации и снятия стресса
- разговорная терапия
Вы можете связаться с врачом в вашем районе с помощью инструмента Healthline FindCare.
Варианты онлайн-терапии
Прочтите наш обзор лучших вариантов онлайн-терапии, чтобы найти то, что подходит именно вам.
Было ли это полезно?
Неадаптивное поведение — это поведение, которое не позволяет вам вносить коррективы, отвечающие вашим интересам. Избегание, замкнутость и пассивная агрессия являются примерами неадаптивного поведения.
Как только вы осознаете эту закономерность в своей жизни, вы сможете найти альтернативные варианты поведения и начать применять их на практике. Существует также ряд эффективных методов лечения неадекватного поведения, которые помогут вам обрести контроль и улучшить качество жизни.
Причины, связь с беспокойством и лечение
Неадекватное поведение — это поведение, которое мешает вам адаптироваться к новым или трудным обстоятельствам. Они могут начаться после серьезных перемен в жизни, болезни или травматического события. Это также может быть привычка, которую вы приобрели в раннем возрасте.
Вы можете определить неадекватное поведение и заменить его более продуктивным. В противном случае они могут привести к эмоциональным, социальным проблемам и проблемам со здоровьем. Если что-то выходит из-под контроля, есть лечение. Квалифицированный терапевт может помочь вам найти лучшие способы реагировать на жизненные проблемы.
Давайте рассмотрим некоторые виды неадекватного поведения и признаки того, что вам следует обратиться за лечением.
Возможно, вы из кожи вон лезли, чтобы чего-то избежать. Возможно, вы выбежали из комнаты или закричали в пустоту. Мы все были там. Когда это ваш единственный способ справиться со стрессорами, это может стать проблемой.
Неадекватное поведение характерно для людей любого возраста и происхождения. Ключ в том, чтобы признать это и работать над тем, чтобы изменить это.
Адаптивное и неадаптивное поведение
Жизнь редко идет так, как ожидалось. Столкнувшись с препятствием, мы можем адаптироваться или нет. На данный момент это не обязательно сознательный выбор. Это может быть временной реакцией, пока у нас не будет возможности подумать об этом.
Адаптивное поведение — это выбор решения проблемы или минимизации нежелательного результата. Вы можете сделать что-то, что вам не обязательно делать, или найти способ обойти это. Вы подстраиваетесь под обстоятельства.
Например, заядлый читатель, который теряет зрение, может адаптироваться, выучив шрифт Брайля или купив аудиокниги. Они находят способ продолжать наслаждаться книгами.
Неадекватным поведением будет непризнание потери зрения или необходимости изменений. Это выходит из-под контроля и больно думать об этом, поэтому никаких действий не предпринимается. В итоге они упускают то, что им нравится.
Неадекватное поведение, подобное этому, может стать саморазрушительным паттерном:
Избегание
Избегание угрозы или избавление от неприятностей часто является лучшим ходом, особенно для временных вещей, которые вы не можете контролировать. Когда вы постоянно избегаете того, чего не должны делать, это неадекватное поведение.
Предположим, у вас социофобия, но ваша работа требует от вас регулярного общения. Если у вас вошло в привычку симулировать болезнь или улизнуть через черный ход через 5 минут, вы не решаете проблему.
Адаптивное поведение может заключаться в том, чтобы обратиться за помощью при социальной тревожности, попробовать экспозиционную терапию или найти более подходящую работу.
Другие виды избегающего поведения включают:
- отсутствие зрительного контакта во время разговора
- слишком тихий разговор или молчание
- отсутствие вопросов, когда вам нужна дополнительная информация
уход в себя
если вы предпочитаете в одиночестве время на общественную деятельность. Также нет ничего плохого в том, чтобы уйти с вечеринки, чтобы не наткнуться на своего бывшего.
Если вы предпочитаете избегать общения, вы фактически отказываетесь от социального взаимодействия. Рассмотрим студента колледжа, который использует видеоигры, чтобы не вступать в клубы или не знакомиться с новыми людьми. Игры отвлекают и дают временное облегчение от беспокойства.
В долгосрочной перспективе избегание не способствует улучшению навыков выживания. Приглашения перестают поступать, тревога нарастает, и результатом становится изоляция.
Пассивно-агрессивность
Пассивно-агрессивность – это когда вы выражаете негативные чувства косвенно, а не напрямую. Вы говорите одно, а на самом деле имеете в виду другое. Ваши истинные чувства вплетены в ваши действия.
Например, ваш партнер решил остаться дома и отменил заказ на ужин. Вы ждали этого несколько недель, так что это вас расстраивает. Вместо того, чтобы выражать разочарование, вы улыбаетесь и говорите, что все в порядке.
Позже вы хлопаете дверями и жалуетесь на посторонние вещи. Вы злитесь, но не приближаетесь к тому, чтобы ваши чувства поняли.
Членовредительство
Некоторые люди справляются со стрессовыми ситуациями, причиняя себе вред, например:
- порезы, царапины или ожоги кожи
- ковыряние струпьев или ран
- выдергивание волос, ресниц или бровей
- себя -удары или удары головой
- отказ от приема необходимых лекарств
Это может дать временное облегчение, но только усугубит проблемы и может нанести вред вашему здоровью.
Гнев
Гнев — нормальная эмоция. Гнев, который побуждает вас к конструктивным действиям, полезен.
Бесполезно, если вы часто злитесь или у вас случаются вспышки гнева. Неконтролируемый гнев не решает проблемы. Это отталкивает других и препятствует вашей способности эффективно общаться.
В эту категорию попадает детская истерика. Большинство детей со временем понимают, что есть лучшие способы добиться желаемого результата.
Употребление психоактивных веществ
Будь то алкоголь, отпускаемые по рецепту или без рецепта лекарства, употребление психоактивных веществ может быть типом избегающего поведения. Это проблема, когда вы используете его, чтобы облегчить тревогу или стереть свои чувства.
Любой побег от реальности в лучшем случае временный. Такое поведение может привести к эмоциональной и физической зависимости, создавая целый ряд новых проблем.
Неадекватное мечтание
Мечтание обычно полезно для здоровья. Это освобождает разум и помогает решать проблемы. Подсчитано, что среднестатистический человек мечтает сотни раз в день.
Дезадаптивные мечтания — это когда вы вовлекаетесь в обширные фантазии вместо человеческого взаимодействия или участия в реальной жизни. Эти мечты могут длиться часами и включать в себя сложные сюжеты и персонажей, которые заставляют вас возвращаться назад. Тогда они могут удержать вас от встречи с реальностью.
Сексуально неадекватное поведение относится к сексуальному поведению детей, подростков или взрослых, которое не соответствует возрасту или имеет потенциально опасные последствия. Это может включать:
- заниматься незащищенным сексом в ситуации, которая требует этого
- сексуальная агрессия
- делать вещи, которые вы на самом деле не хотите делать
- ставить себя в небезопасные ситуации
Есть много причин, по которым вы можете сформировать неадаптивный паттерн поведения. Возможно, у вас не было хороших примеров адаптивного поведения, или хаотичная жизнь мешала вам развить хорошие навыки преодоления трудностей. Возможно, вас ослепила хроническая болезнь. Возможно, вы не сможете точно определить причину.
Травма
Сексуальное насилие в детстве связано с членовредительством, употреблением психоактивных веществ и небезопасным сексуальным поведением. Неадекватное поведение также может возникать из-за травмы, полученной во взрослом возрасте.
Нарушения развития
Небольшое исследование, опубликованное в 2010 году, выявило связь между нарушениями сна и неадекватным поведением у людей с задержкой развития.
Неадекватное поведение и тревога
Исследования показывают, что избегание является неадекватной поведенческой реакцией на страх и тревогу. Паттерн избегания, принося временное облегчение, может усилить тревогу.
Неадекватное поведение и аутизм
Неадекватное поведение, включая агрессию, непослушание и вспышки гнева, часто встречается при расстройствах аутистического спектра. Причины не ясны.
Признаки того, что вам следует обратиться за помощью, включают:
- вы причиняете себе вред или думаете об этом
- жизнь выходит из-под контроля
- вы имеете дело с последствиями травмы
- у вас много стресс или тревога
- у вас есть признаки депрессии
- ваши отношения страдают
Если вам просто нужно, чтобы кто-то помог разобраться в ваших чувствах, или вы не уверены, вы можете получить профессиональную оценку. К тем, кто может справиться с дезадаптивным поведением, относятся:
- психиатры
- психологи
- социальные работники
- терапевты
- консультанты по зависимостям
- консультанты по вопросам семьи и брака
Если вы попали в модель неадаптивного поведения, вы сделал первый шаг, признав это. Теперь вы можете предпринять сознательное усилие, чтобы изменить то, как вы реагируете на вещи.
Подумайте об альтернативном, более продуктивном поведении, которое заменит неадекватное. Это потребует некоторой практики, поэтому важно не скатиться в избегание.
При любых состояниях, таких как зависимость или тревога, необходимо обращаться к соответствующему специалисту. В зависимости от ваших обстоятельств лечение может включать:
- консультирование по вопросам зависимости
- управление гневом
- когнитивно-поведенческую терапию
- экспозиционную терапию
- медитацию
- методы релаксации и снятия стресса
- разговорная терапия
Вы можете связаться с врачом в вашем районе с помощью инструмента Healthline FindCare.