Социальные технологии | Блог 4brain
Социальные технологии – совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели. В статье мы подробнее рассмотрим, что такое социальные технологии, зачем они нужны, какие они бывают и как их может использовать обычный человек.
Сущность социальных технологий
Помимо определения, которое было дано в первом предложении этой статьи, существуют и многие другие. Для более целостного представления рассмотрим ещё два из них:
- Социальные технологии представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата.
- Социальная технология– это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем, для проектирования и осуществления коммуникативных воздействий, изменяющих сознание людей, культурные, политические и/или социальные структуры, системы или ситуации.
Понятие социальных технологий применимо к управлению как обществом (экономика, социальная среда, культура), так и конкретными организациями (повышение эффективности труда или квалификации работников, формирование корпоративной культуры и т.д.), любыми другими социальными объектами.
И если само выражение «социальные технологии» появилось относительно недавно, то, что оно обозначает, существует уже давно. Люди веками осуществляют управление обществом, занимаются политическим устройством и вопросами культуры.
Но если раньше эти принципы и правила выводились эмпирически, были относительно простыми и передавались от поколения поколению, то сейчас социальные технологии – предмет научных исследований.
Знания из области психологии, социологии и когнитивистики позволяют нам делать априорные предположения о возможных стратегиях управления, что значительно повышает эффективность современных социальных технологий.
Исследования показали, что внедрение социальных технологий, направленных на более полное использование творческих и интеллектуальных способностей человека, могло бы обеспечить увеличение промышленного производства на 20–25%, а при реализации резервов – на 40–60% [Уткин Э. А., 1986].
Некоторые типы социальных технологий
Существуют различные классификации социальных технологий, но необходимо выделить как минимум следующие:
✔ | Инновационные. Это такие методы и приёмы организации деятельности, которые направлены на реализацию новшеств и создание нововведений. Инновационные социальные технологии способствуют более рациональному использованию ресурсов. |
✔ | Информационные. Оптимизируют функционирование информационного процесса. |
✔ | Интеллектуальные. Направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. |
✔ | Исторические. Это технологии, которые уже были использованы ранее. Анализ исторических событий может указать на эффективную социальную технологию, которую можно использовать и в настоящее время. |
✔ | Социальные технологии согласия. Это технологии, целью которых является достижение согласия большинства населения по какому-либо вопросу. |
✔ | Политические. Представляют собой способы и методы решения политических проблем, создания и реализации политических программ. |
Все эти типы социальных технологий применяются на практике.
Использование на практике
В качестве наглядного глобального исторического примера использования социальных технологий можно привести Японское экономическое чудо – ряд продуманных экономических и социальных реформ способствовал скачку японской экономики. Этот пример показывает, что исследования в области социальных технологий необходимы для успешного развития общества.
Чаще всего под социальными технологиями понимают какие-то глобальные процессы, но всё вышесказанное актуально не только для них. В качестве более частного примера можно привести организацию работы внутри коллектива. Существуют различные теории мотивации (например, Макклелланда), правила эффективного управления командой, принципы командообразования, теории творчества и креативности и т. д., но, к сожалению, далеко не все используют эти знания.
Применять те или иные социальные технологии в частных случаях может каждый человек. Подумайте, какие, например, инновационные социальные технологии вы можете применить в рабочем процессе или в отношениях с семьёй? Возможно, вы замечаете какие-то проблемы, но вам не хватает знаний? Попробуйте найти информацию на интересующую вас тему по поиску на 4brain.
Желаем успехов!
Ключевые слова:1Коммуникации
Понятие социальной технологии
Социальные технологии в широком смысле этого понятия — это особый вид социальной теории, которая после осмысления вопросов о качественной и количественной определенности изучаемого общественного явления ставит и обосновывает вопрос о том, как, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.
Социальные технологии присутствуют практически во всех сторонах социальной динамики: индивидуального взаимодействия, группового и межгруппового взаимодействия.
Условно говоря, социальные технологии, несмотря на то, что они имеют свои собственные теоретические основания, служат переходным мостиком между реальной практикой и высокой теорией.
Понятие «социальные технологии как технологии вообще» имеет, по крайней мере, два значения. Во-первых, социальные технологии — это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата, и в этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность.
Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную социальную прагматику, выстраивающую в один ряд цель, средство и результат. Правда, координация и субординация цели, средств и результатов не так уж проста и предполагает вариативность, учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, социальные версии и сценарии, идентификаторы, методы диагностики и т. д. В любом случае указанная система имеет свои собственные конституирующие и формообразующие факторы.
Но, с другой стороны, социальные технологии — это специфическая теория, наука, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это может быть социальное отношение, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация. Характер воздействия, его технологичность определяются той системой операций целенаправленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта.
Второй уровень технологического воздействия предопределяется тем, что данный социальный объект находится в неразрывной связи с другими социальными объектами, более того, является частью социальной системы, органически интегрирован в социальное целое. И любое изменение этого социального объекта с неизбежностью влечет за собой цепочку изменений других объектов. И это не побоч-, ный эффект. Это выражение своеобразного социального «биоценоза». Социальная технология в виде социального сценария, или социального проекта, должна учитывать эти возможные изменения.
В соответствии с этим есть смысл различать базовые и частные социальные технологии. К первым можно и нужно отнести технологии стратегического проектирования социального объекта.
Если попытаться раскрыть смысл базовых социальных технологий, то здесь следует сказать о гармонизации индивидуального, личностного и общественно-значимого, о выдвижении таких целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе, о развитии творческих способностей и активности социального субъекта.
Частные социальные технологии — разновидность форм тактико-оперативного воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях. Думается, что указанное разделение на базовые и частные социальные технологии не синоним технологий второго и первого уровней. Просто они олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации и, соответственно, разные цели, средства и методы. Все эти уровни, способы и методы порою трудно развести, а может быть, это и не нужно делать. Но имеет смысл проанализировать само понятие социальной технологии или, скажем так, прояснить современное видение технологичности социальных технологий. На узкопрагматическом уровне эта задача является хоть и не простой, но достаточно тривиальной, ибо цепочка технологического воздействия в определенной степени алгоритмизирована.
На уровне концептуализации это представляет собой эвристическую задачу со многими неизвестными. В настоящей работе мы не претендуем на окончательное решение указанной проблемы. Но сама ее постановка имеет смысл, причем такой же, какой выше был оговорен в одном из парадигмальных ключей: если есть проблема, то существует и ее решение.
На наш взгляд, сегодня можно сформулировать две основные точки зрения, в какой-то мере символизирующие известную дихотомию между частными и базовыми социальными технологиями, и между социальными технологиями первого и второго уровней. Одна из них принадлежит американскому исследователю Эдвину Дж. Томасу, другая — отечественному исследователю Н.С. Данакину.
Мы далеки от того, чтобы в какой-то мере противопоставить их. Скорее всего, сравнение и анализ будут осуществляться методом их взаимодополнения. В дальнейшем нам хотелось бы осуществить некоторые дополнения к указанным подходам.
Э. Томас связывает социальные технологии с социальными направлениями. Согласно его точки зрения, социальные технологии имеют смысл, если они только вводят социальные инновации. В их число входят социальные исследования, разработка исследовательских программ, выработка моделей, социальный эксперимент, эволюционные исследования, исследования в области создания новых методик, выработка оценок. В этом плане примечательным является определение указанных технологических этапов. Эволюционное исследование состоит из анализа сложившегося положения дел, разработки, развития и оценки социальных нововведений. Эти нововведения включают в себя специальные средства, позволяющие сделать их реальностью.
Существует много разновидностей социальных технологий. Самыми общими из них являются методы экспертного оценивания, научного наблюдения, вмешательства. Необходимым условием реализации социальных технологий становится создание организационных структур и систем и даже выработка политики социального воздействия.
Следующим технологическим этапом служит разработка модели эволюционного исследования. Фазам разработки должен предшествовать анализ системы. А именно: за фазой развития должна следовать фаза оценки, затем — фаза распространения и внедрения. Первые четыре фазы, включающие анализ, разработку, развитие и оценку, и определяются как эволюционное исследование.
С другой стороны, наличие той или иной социальной проблемы еще не означает, что существует исключительно лишь ее технологическое разрешение. Надо понимать, что разработка и внедрение социальных технологий — не пресловутая «панацея», пригодная для всех случаев и во все времена. Технологичность методов, на наш взгляд, должна явным образом корреспондировать с технологичностью целей и результатов.
В подобном представлении социальных технологий можно выделить следующую специфику. Ресурсы социальных технологий черпаются из многих областей. Так, технологическое развитие является следствием фундаментальных и прикладных исследований, научных и промышленных технологий, социально-политической сферы.
В разработке и внедрении социальных технологий находят применение разнообразные методики: схемы потоков, матричные методы, таблицы решений и сопоставлений, эвристические методы. Применение социальных технологий в подобной интерпретации довольно широкое, однако это не единственный способ целенаправленного воздействия на социальный объект.
Необходимость применения социальных технологий обусловлена достаточно очевидными вещами. Прежде всего, это то, что макет, модель, проект, а значит мысль, предшествует практическому действию. А также это то, что рационализирует последовательность действий. Суть социальных технологий не в том, что делать, а в том, в какой последовательности это делать. Наконец, важным резоном в пользу социальных технологий является то, что необходимо проектировать и прогнозировать последствия действий. Это и есть путь социального проектирования.
Проблемы, а соответственно и этапы этого пути, согласно Н.С. Данакину, могут быть представлены следующим образом. Прежде всего, это онтологическое обоснование социальных технологий. Дело в том, что в основе социальных технологий всегда находится один или несколько социальных процессов. Социальные технологии как последовательность операции — это тоже социальный процесс. Согласно этому, главным критерием применимости социальной технологии является возможность ее корреспонденции как процесса по отношению к социальному процессу, выступающему объектом ее применения. Если исключить этот процесс совместимости, то вольно или невольно будет воспроизводиться ограниченность рассмотренного выше подхода Э. Томаса, где объект социальной технологии — совокупность сложившегося положения дел. Процессуаль-ность — главный критерий онтологического обоснования социальной технологии. Однако представления о совместимости двух социальных процессов недостаточно. Нужно еще критически оценивать эти процессы с точки зрения полноты, достаточности, адекватности. Для этого процесс анализируется с точки зрения его вида, типа, характерологических, внутреннего механизма сопутствующих условий, интенсивности, направленности. Таким образом, формируется исчерпывающий «реестр» социальных процессов.
При анализе социальных процессов выявляются его носители, субъекты, а в связи с этим — его субъективные и объективные предпосылки. Установлению подлежат и организационные формы социальных процессов, их искажения, деформации, эволюционные формы социальных процессов. Решение указанных вопросов напрямую ставит проблему того, что нужно проектировать. Любая социальная технология, имеющая своей целью проектирование и внедрение, ориентирована на технологизацию соответствующего процесса. При этом смысл технологизации заключается, как правило, в следующем:
• формировании процесса,
• придании ему целевой направленности,
• оптимизации социального процесса,
• обеспечение устойчивости социального процесса,
• создании механизма саморегуляции,
• обеспечении благоприятных сопутствующих условий. Конечно, перечисленные позиции не выражают всего спектра социальных технологий, но это важные этапы их реализации.
Автор указанного подхода предлагает использовать также и понятие прикладных социальных технологий. К примеру, таковыми в общей оптимизации могут быть технологии социальной адаптации, социальной коррекции, разрешения социальных конфликтов и т. п. Наряду с этим он вводит и понятие специальных социальных технологий. Они, как правило, посвящены оптимизации социальных процессов. Например, в области деловых отношений, технологии института власти, технологии коммуникаций и т. п. Частные и специальные социальные технологии не противостоят общей социальной технологии. Сферой ее компетенции является выяснение общих принципов и направ—лений социальных процессов, их содержания, форм, применимости технологизации как способа их оптимизации и рационализации, обоснование границ, диапазонов, масштаба. Общая социальная технология исследует закономерность процессов воздействия, их инвариантные структуры и компоненты, разрабатывает методы эффективного социального действия.
Итак, социальная технология — это, прежде всего, разработка методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. Однако это воздействие не сводится к совокупности механического набора операций. В технологической последовательности эти операции координированы и субординированы, упорядочены и регламентированы.
Рассмотренные подходы к определению специфики социальных технологий позволяют рассматривать их как специфический социальный механизм самоорганизации, динамика, формы, механизм, доминанта и стратегические линии которых являются предметом нашего анализа.
ЛИТЕРАТУРА
Курбатов В.И.. Уголъницкий ГА. Математические методы социальных технологий. — М., 1998.
Новая технологическая волна на Западе. — М., 1986. Политические технологии. — Ростов н/Д, 1998. Скиннер Б. Технология поведения. / Американская социология. — М.,1994.
Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрение. — Белгород, 1991.
Социология. / Под ред. В.И. Курбатова. — Ростов н/Д, 1998.
Социальные технологии | Энциклопедия MDPI
Социальные технологии — это способ использования человеческих, интеллектуальных и цифровых ресурсов для воздействия на социальные процессы. Например, можно использовать социальные технологии для облегчения социальных процедур с помощью социального программного обеспечения и социального оборудования, что может включать использование компьютеров и информационных технологий для государственных процедур или деловой практики. Исторически он имел два значения: как термин, связанный с социальной инженерией, значение, которое появилось в 19го века, и как описание социального программного обеспечения, значение, которое появилось в начале 21 века. Социальные технологии также делятся на технологии, ориентированные на человека, и технологии, ориентированные на артефакты.
1. История
Термин «социальная технология» был впервые использован в Чикагском университете Альбионом Вудбери Смоллом и Чарльзом Ричмондом Хендерсоном примерно в конце 19 века.
В 1901 году Хендерсон опубликовал статью под названием «Область социальной технологии» [3] , в которой он переименовал это социальное искусство в «социальную технологию» и описал его как «систему сознательного и целеустремленная организация людей, в которой каждая актуальная, естественная социальная организация находит свое истинное место, и все факторы в гармонии взаимодействуют для реализации растущей совокупности и лучших пропорций желаний «здоровья, богатства, красоты, знаний, общительности и праведности». В 1923, термин «социальная технология» получил более широкое значение в работах Эрнеста Берджесса и Томаса Д.
В 1928 году Лютер Ли Бернард определил прикладную науку как наблюдение и измерение норм или стандартов, которые контролируют наши отношения со вселенной. Затем он отделил это определение от определения социальной технологии, объяснив, что социальная технология также «включает в себя управление, а также определение норм, которые должны применяться в управлении». [6] В 1935 году он написал статью под названием «Место социальных наук в современном образовании», [7] , в которой он писал о природе эффективного образования в социальных науках для достижения эффективного образования путем желающих массы. Он будет трех типов: во-первых, «описание нынешних условий и тенденций в обществе». Во-вторых, «учение о желаемых социальных целях и идеалах, необходимых для исправления таких социальных неприспособленностей, которые мы имеем сейчас».
После Второй мировой войны термин «социальная технология» продолжал время от времени использоваться, например, социальным психологом Дорвином Картрайтом для обозначения методов, разработанных в науке о групповой динамике, таких как «жужжащие группы» и ролевые игры
На современном этапе исследования социальных технологий обозначились два основных направления использования этого термина: (а) человеко-ориентированные технологии и (б) артефактно-ориентированные технологии. [12]
Согласно цели адаптации социальных технологий, [12] [13] технологии, ориентированные на человека, состоят из:
- Технологии власти
- Основные правовые нормы
- Система знаков и символов
- Технологии участия
- Создание шаблона группового поведения
- Посредничество при передаче информации
- Евгеника
- Создание индивидуального шаблона поведения
- Правовые нормы
- Технологии самого себя
Технологии, ориентированные на артефакты, включают:
- Технологии социального взаимодействия
- Технологии создания и поддержания отношений
- Технологии сотрудничества
- Технологии развития знаний
- Технологии агрегации информации
- Технологии компиляции ресурсов
- Экспертиза технологий локации
2.
Как «Социальная инженерия»Термин «социальная инженерия» тесно связан с социальной технологией. Торстейн Веблен использовал «социальную инженерию» в 1891 году, но предположил, что она использовалась и раньше. [14] В 1930-е годы и «социальная инженерия», и «социальные технологии» стали ассоциироваться с крупномасштабной социально-экономической политикой Советского Союза. Советский экономист Евгений Преображенский написал книгу, в которой определил общественную технику как «науку об организованном производстве, организованном труде, об организованных системах производственных отношений, где законность экономического существования выражается в новых формах». (стр. 55 в переводе 1963 [15] )
Карл Поппер обсуждает социальные технологии и социальную инженерию в своей книге Открытое общество и его враги [16] и в статье «Нищета историзма», [17] в в котором он критиковал советскую политическую систему и марксистскую теорию (марксизм), на которой она основывалась. В конце концов он объединил серию «Нищета историзма» в книгу «Нищета историзма», которую написал «в память о бесчисленных мужчинах и женщинах всех вероисповеданий, наций и рас, которые стали жертвами фашистской и коммунистической веры в неумолимые законы». исторической судьбы». [18] В своей книге «Открытое общество и его враги» Поппер выделил два вида социальной инженерии и соответствующую социальную технологию. Утопическая инженерия стремится достичь «идеального государства, используя план общества в целом, которое требует сильного централизованного правления немногих и, следовательно, может привести к диктатуре» (стр. 159). Коммунизм — пример утопической социальной технологии. С другой стороны, есть частичный инженер с соответствующей социальной технологией, которая принимает «метод поиска и борьбы с величайшим и самым неотложным злом общества, а не поиском и борьбой за его величайшее конечное». хорошо» (стр. 158). Использование разрозненных социальных технологий имеет решающее значение для демократической социальной реконструкции.
3. Как «социальное программное обеспечение»
«Социальная технология» также использовалась как синоним «социального программного обеспечения», например, в книге Groundswell: Winning in a World Transformed by Social Technologies , написанной Шарлин Ли и Джош Бернофф. [19] Дженнифер Аакер преподает курс «Сила социальных технологий» [1] в Стэнфордской высшей школе бизнеса.
3.1. Служба социальных сетей
Использование цифровых ресурсов для воздействия на социальные процессы. https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1686910
Служба социальных сетей — это платформа для создания социальных сетей или социальных отношений между людьми, которые, например, имеют общие интересы, занятия, опыт или связи в реальной жизни.
3.2. Корпоративное социальное программное обеспечение
Особый интерес в сфере социальных вычислений представляет социальное программное обеспечение для предприятий. Иногда упоминается как «Предприятие 2.0», [20] термин, производный от Web 2.0, это обычно относится к использованию социальных вычислений в корпоративных интрасетях и в других средах среднего и крупного бизнеса.
«Социальные технологии» также используются для обозначения организации и управления частными компаниями и иногда преподаются под эгидой университетских бизнес-школ. Одной из книг этой направленности является «Социальная технология развития организации» Уорнера и Хорнштейна. [21] Социальные технологии меняют способ общения людей; например, он позволяет людям по всему миру сотрудничать. Эта технология формирует общество и поэтому может рассматриваться как прорывная технология. [22]
Директор по стратегии Jive Software Кристофер Мораче объясняет, что «социальные технологии меняют способ работы бизнеса и то, как успешные компании используют их в своих интересах». Одними из ключевых движущих сил бизнеса, обеспечиваемых использованием социальных технологий, являются совместная работа, открытое общение и большая сеть. Кроме того, бизнес-профессионалы должны поддерживать цифровую грамотность, чтобы понимать возможности социальных технологий и внедрять их в повседневную деятельность. [23]
4. Другое использование
Социальные технологии могут предоставить возможности для цифровой активности. Он стирает географические границы, потенциально позволяя протестам и революциям распространяться через социальные технологии. Можно также утверждать, что цифровая активность с помощью социальных технологий не дает конкретных результатов, поскольку люди могут упустить из виду то, что движет социальным движением, и в конечном итоге участвовать в «кликтивизме». Благодаря технологическим достижениям социальные технологии потенциально могут переопределить то, что значит быть активистом. [24]
Социальные технологии также преобладают в сфере электронной коммерции. «Развитие и быстрый рост мобильных компьютеров и смартфонов также способствовали развитию социальной коммерции». Маркетинговые стратегии развивались на протяжении многих лет, чтобы соответствовать социальным технологиям. [25]
В 1985 году Маккензи опубликовал книгу под названием Социальное формирование технологии . [26] Он показал, что технологические изменения часто рассматриваются как нечто, что следует своей собственной логике, и вводится об отношении техники к обществу, и рассматриваются различные типы технологий: технология производства; бытовые и репродуктивные технологии; и военной техники. Он переходит к технологиям домашнего хозяйства и биологического воспроизводства, а также задается вопросом, что формирует самую пугающую технологию из всех — технологию оружия, особенно ядерного оружия.
В 2011 году Лейбетседер, Беттина. опубликовал свою статью «Критический обзор концепции социальной технологии». [27] Он указал, что социальные технологии обеспечивают знание социальных наук для определенной цели. Такое понятие позволяет провести глубокую дискуссию о значении социального порядка в современных обществах. Социальные технологии составляют основу государственных решений; он позволяет использовать социальные теории и методы в политических целях и вводит особую концепцию власти между личностью и общественной властью.
5. Проблемы
Социальные технологии, поскольку они представляют собой технологии, связанные с социальным поведением или взаимодействием, вызывают озабоченность у философов. Как отметил в своем журнале Владислав Алексеевич Лекторский, «российский философ Вячеслав Степин называет современную европейскую цивилизацию «техногенной». Первоначально это означало стремление к технологиям управления природными явлениями. Затем стали выдвигаться проекты социальных технологий. для управления социальными процессами.Основываясь на этой концепции, признаются воздействия, которые социальные технологии могут иметь на человека, такие как «Насильственная коллективизация» или депортация этнических групп, потому что, по мнению Владислава, социальные технологии притупляют способность человека к критическому осмыслению, хотя оно «представляет собой другую возможность, которую можно использовать для развития творческих способностей человека, для расширения сферы его свободы и его социальных и межличностных связей» 9. 0007 [28]
Точно так же социальные технологии также представляют потенциальную угрозу правам человека. Эти опасения основаны на представлении о том, что люди являются продуктом окружающей их среды. «Социальная технология предполагает, что можно узнать социальные или «систематические» детерминанты человеческого «поведения» таким образом, чтобы ими можно было манипулировать и контролировать». Технологии также могут преодолевать определенные социальные силы. [29]
Социальные технологии также вызывают озабоченность у социологов. Согласно исследованию, проведенному издательством Кембриджского университета, социальные технологии могут манипулировать социальными процессами, включая развитие отношений и групповую динамику. Такие переменные, как пол и социальный статус, могут влиять на поведение человека, и эти изменения поведения могут трансформироваться во взаимодействие с помощью технологий. Социальные технологии также связаны с теорией технологического детерминизма, в которой говорится, что «технологии оказывают универсальное влияние на социальные процессы». [30]
По мере роста присутствия населения в Интернете в целом растет популярность социальных технологий, что создает культуру обмена информацией. Интернет-пользователи устанавливают больше онлайн-подключений из-за глобальной активности в Интернете, и, поскольку службы позволяют загружать контент, они также способствуют широкому распространению информации. По мере распространения мнений в сети возникают опасения по поводу новых проблем. [31]
6. Другие подобные фразы
В целом социальная технология охватывает многие другие термины в социальных науках, так как некоторые авторы используют «социальную технику», «социальную педагогику», «административную технику», «технократию», «социотехнику», «инженерию политологии», «плановое общество», «инженер по эффективности», «социальное (экономическое) планирование» [32]
Социальные технологии: почему это важно?
Социальные технологии могут показаться сложной темой. Однако вполне вероятно, что вы уже используете его в своей компании. Как только вы разовьете понимание того, что такое социальная технология, а что нет, вы сможете лучше использовать технологические процессы для удовлетворения своих маркетинговых потребностей.
Обновлено 27.01.2023
Социальные технологии — это результат цифрового подхода к бизнес-коммуникациям. С продолжающимся ростом цифрового маркетинга и прогнозируемым ростом отрасли в ближайшие годы социальные технологии станут важным активом для большинства предприятий.
Социальные технологии, особенно с ростом количества удаленных и гибридных рабочих сред, вероятно, будут продолжать расти как внутри, так и за пределами рабочих мест.
Как извлечь из этого максимальную пользу? Узнайте об особенностях социальных технологий и скорректируйте свою стратегию цифрового маркетинга с учетом их преимуществ.
Что такое социальная технология?
Социальные технологии могут показаться сложными, но это не так. Социальная технология — это любая технологическая система, которая способствует социальному взаимодействию или общению между людьми. В эпоху социальных сетей существует множество знакомых социальных технологий, которые люди используют ежедневно.
Социальные технологии могут включать платформы социальных сетей, веб-конференции, блоги и многое другое. Эксперты говорят, что социальная технология может быть либо программным обеспечением, способствующим общению, либо коммуникативной способностью технологии, специально предназначенной для обмена информацией с другими.
Кроме того, социальные технологии использовались для описания того, как люди взаимодействуют друг с другом в деловой среде. В частности, в корпоративных условиях компании используют корпоративные социальные сети, интранет, совместную работу и многое другое, чтобы создать гладкую рабочую среду, которая плавно переходит на удаленную работу.
Благодаря этим двум различным типам социальных технологий предприятия могут использовать инструменты социальных технологий как для внутреннего, так и для внешнего использования. Социальные технологии — это инструменты, используемые для соединения людей в цифровой среде.
Истоки социальных технологий
Социальные технологии — это идея, пришедшая из социальных наук и не всегда связанная с цифровыми технологиями. На самом деле концепция социальных технологий появилась задолго до появления компьютеров и смартфонов.
В прошлом использование социальных технологий было синонимом использования человеческого интеллекта и мудрости для воздействия на социальные процессы. Именно этот образ мыслей ведет к технологическим исследованиям и технологическим изменениям.
Первоначальные цели адаптации социальных технологий включали:
- Технологии власти (например, законы, символы, знаки)
- Шаблоны группового поведения (например, евгеника)
- Модели индивидуального поведения (например, правовые нормы)
- Технологии социального взаимодействия (например, технология сотрудничества)
- Развитие знаний (например, технология сбора информации)
Таким образом, рамки и методология социальных технологий поощряют инициативы и новые технологии, но не требуют их.
Социальные технологии против социальной инженерии
Оба относятся к социальным инновациям, эти термины невероятно тесно связаны между собой. Социальная инженерия и социальные технологии относятся к преднамеренному дизайну моделей и норм социальной организации, на которых строятся технологические тенденции.
Возьмем, к примеру, краудсорсинг. Каждая отрасль, от здравоохранения до устойчивого развития, может признать использование и цель электронного сбора средств. Многие организации как в частном, так и в государственном секторах используют подобные цифровые инструменты.
Однако социальных технологий нет на платформах, основанных на информационных технологиях, таких как GoFundMe. Это социальные нормы и ожидания, связанные с краудсорсингом.
Например, человеческое ожидание сделать пожертвование на важные и важные мероприятия по сбору средств, которыми занимаются близкие, — это социальная технология, поддерживающая краудсорсинговые платформы. Человеческие нормы и принятие решений — вот что удерживает новые технологии на плаву.
Преимущества социальных технологий
Вы обнаружите, что социальные технологии имеют те же преимущества, что и социальные сети. Однако с точки зрения бизнеса социальные технологии предлагают дополнительные преимущества на внутреннем уровне.
С точки зрения внешних клиентов, социальные технологии предназначены для того, чтобы знакомить людей с новостными идеями. Перспектива быстрого и увлекательного общения с клиентами предлагает множество возможностей для бизнеса, в том числе следующие:
- Рекламное пространство : нормы социальных технологий позволяют компаниям проявлять творческий подход к тому, как они продвигают себя с помощью технологий для новых и существующие продуктовые кампании. Социальные технологии вызывают интерес у новой аудитории, покупателей и стейкхолдеров.
- Легко перенаправляет заинтересованных лидов : преобразование лидов в конверсии упрощается, когда технические инструменты и социальные технологии сталкиваются. Когда люди понимают нормы и ожидания, связанные с технологиями, им легче стимулировать трафик на веб-сайты компании и совершать продажи.
- Взаимодействие с клиентами : человеческое взаимодействие является основным компонентом социальных технологий. Новые технологии (социальные сети, онлайн-форумы) позволяют организациям публично реагировать на похвалы и опасения, поощряя постоянные инновации.
- Привлекайте и налаживайте связи : помимо общения с потенциальными покупателями, социальные технологии и связанные с ними технологические платформы упрощают общение с коллегами и другими организациями. Это позволяет дополнительно сотрудничать в вашей собственной отрасли.
Социальные сети — особенно хорошее место для общения и взаимодействия с потенциальными клиентами или заказчиками. По этой причине социальные технологии являются ключевым аспектом большинства стратегий цифрового маркетинга.
Тем не менее, корпоративное программное обеспечение для социальных сетей содержит элементы инструментов для делового сотрудничества и социальных сетей. Эта и другие типы социальных технологий приносят пользу предприятиям внутри компании, поскольку они ориентированы на четкую коммуникацию, поддерживающую операционную структуру.
Социальные технологии, ориентированные на бизнес, облегчают совместную работу и держат всех на одной волне. Эти технологии стали особенно популярными и необходимыми для успеха при удаленной работе во время пандемии COVID-19.
Программное обеспечение для удаленной работы позволило коллегам сотрудничать, не работая физически вместе друг с другом. Появились тонны новых удаленных компаний по созданию культуры, и Zoom стал нарицательным. Социальные технологии сделали возможным переход многих людей на удаленную работу.
Социальные технологии приносят ощутимую пользу маркетингу и корпоративному управлению благодаря своей способности объединять людей в виртуальной среде.
4 Примеры социальных технологий
Социальные технологии бывают разных форм, которые можно использовать как внутри, так и за пределами вашего бизнеса.
Вот четыре кратких примера социальных технологий в современном мире:
- AI и VR
- Инстаграм и социальные сети
- Видеоконференции
- Slack и совместная работа на рабочем месте
Этот список лишь поверхностно затрагивает социальные технологии и их влияние на бизнес, но он должен показать, насколько они распространены в современном обществе.
1. Искусственный интеллект и виртуальная реальность
ИИ и виртуальная реальность — перспективные инновации, которые начинают бросать вызов устоявшимся социальным технологиям.
Возьмем, к примеру, Metaverse и ChatGPT. Метавселенная начинает интересовать возможности, которые признают общественную ценность и интерес к играм, социальным сетям и иммерсивному опыту.
Meta (ранее Facebook) теперь позиционирует себя как компанию, занимающуюся социальными технологиями, и ее способность объединять людей — именно поэтому.
Источник: Meta
ChatGPT стал взрывной инновацией искусственного интеллекта, которая переформулирует и упрощает методы поисковых запросов через доступную среду чат-бота. Людям было легко найти ценность в ChatGPT, поскольку он эффективно сочетал доступность с инновациями.
2. Instagram
Когда речь идет о социальных технологиях, ориентированных на потребителя, первыми на ум приходят платформы социальных сетей. Особенно с точки зрения цифрового маркетинга легко связаться с потенциальными клиентами на таких платформах, как Instagram.
Instagram с примерно миллиардом активных пользователей является популярным инструментом социальных технологий для компаний, позволяющим общаться с группами целевой аудитории.
Платформа, ориентированная на визуальные эффекты, поощряет взаимодействие и обмен информацией с помощью платных возможностей и историй. В последнее время он еще больше адаптирует свои услуги для бизнеса.
Добавив возможность совершения покупок в качестве основного продукта, Instagram теперь представляет компании электронной коммерции и их продукты. Этот инструмент социальных технологий идеально подходит для тех, кто хочет продавать товары в Интернете.
Однако Instagram — не единственная социальная сеть, использующая социальные технологии. Другие примеры:
- Снэпчат
- Фейсбук
- Пинтерест
- ТикТок
3. Видеоконференции
Популярность видео- и веб-конференций резко возросла во время пандемии COVID-19.
Многим работникам было приказано оставаться дома и работать удаленно до дальнейшего уведомления. Многие люди по-прежнему работают удаленно или в гибридном режиме.
Видеоконференция позволяет товарищам по команде, друзьям или членам семьи общаться по телефону. Тем не менее, этот инструмент социальной технологии позволяет пользователям слушать и смотреть живые видео тех, кому они звонят.
Источник: видеоконференцсвязь Highfive
Это способствует четкому общению, сводя к минимуму любые недопонимания на основе текста или возможность читать между строк переписки по электронной почте.
В условиях видеоконференцсвязи социальное взаимодействие является более прямым и имитирует личный разговор.
4. Slack
Slack и другие профессиональные платформы для обмена мгновенными сообщениями приобрели популярность в последние годы из-за забавного, беззаботного характера платформы и стремления сделать рабочие отношения более увлекательными.
Платформа Slack особенно понравилась как работникам, так и бизнес-лидерам благодаря своей способности централизовать все формы общения, обмена файлами и звонков. Это заблокировало любые отвлекающие факторы, которые могут возникнуть из-за переключения с одной платформы на другую для решения различных коммуникационных задач.
Источник: The Verge
Точно так же платформа позволяет товарищам по команде просматривать или присоединяться к различным каналам, которые дают более полное представление о том, над чем работают другие товарищи по команде.
Slack использовал ключевые аспекты социальных технологий для продвижения совместной работы на рабочем месте, независимо от того, было ли это удаленным или личным.