СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (17-19) | Евразийский Союз Ученых
Социальная активность личности: теоретический аспект в научной литературе
Гончарова Наталия Васильевна,
Филиал СГПИ в г. Железноводске,
социальный педагог,
Поповкина Ольга Петровна,
Филиал СГПИ в г. Железноводске,
старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования
Social activity of personality: theoretical aspect in scientific literature
Аннотация.
В данной статье рассмотрены позиции учёных, педагогов, социологов, философов, психологов по вопросу содержания понятия «социальной активности». На основе анализа психолого-педагогической литературы автор уточняет понятие социальная активность.
Annotation. This article describes the positions of scientists, teachers, sociologists, philosophers, psychologists on the content of the concept of «social activity».
Ключевые слова: активность, личность, социальная активность, объект, системный подход
Keywords: activity, personality, social activity, object, system approach
От этапа к этапу общественного развития личность исполняет все более значимые роли, проявляя разный уровень социальной активности. Термин «социальная активность» является объектом изучения ряда социальных и гуманитарных наук (психологии, педагогики, социологии, философии) и трактуется весьма неоднозначно и, порой, противоречиво.
Социальная активность в большинстве исследований рассматривается во взаимосвязи с социумом, посредством которой субъект познает, преобразует социальную реальность и самого себя.
Социальная активность – это мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во всех видах общественной деятельности [1].
Социальная активность – готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личности [ 7].
Социальная активность — особое качество, как способность действовать сознательно, как способность не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии со средой личность изменяет и саму себя [5].
На наш взгляд, наиболее развернутое и отражающее главный смысл понятия «социальная активность личности» дал В.З.Коган: «Социальная активность –это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно социально — психологические качества, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности»[ 6].
В представленных формулировках социальная активность личности в психологическом аспекте определяется через мотивы поведения, ценностные ориентации, смысловые системы, конкретную направленность ее на решение общественных задач, в способности личности быть представленной в других, продолжении себя в других.
Современные психологические исследования нацелены на раскрытие конкретных механизмов функционирования социальной активной личности в зависимости от требований общества и задаваемых им критериев. Например, Н.Н. Башаев на основе системного подхода раскрыл целостность социальной активности личности как высшую форму человеческой активности и определил его как особо значимое интегральное качество личности, основанное на способности человека сознательно менять окружающий мир. Но при этом необходимо отметить, что социальная активность должна проявляться как особое качество личности, в основе которого должны лежать:
— способность действовать сознательно, не приспосабливаясь к внешней действительности,
— способность преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами и потребностями [3].
Некоторыми исследователями (Н.Е. Воробьевым, И.Т. Фроловым) выявлено, что при взаимодействии человека с окружающей действительностью меняется не только он сам, но и сама его личность [4].
С позиции современной философской мысли социальная активность рассматривается как понятие, «отображающее характер функционирования индивидов и социальных групп в обществе». Это понятие связано с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлено деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлено на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия человека [4].
Сущность понятия «социальная активность личности» изучает и социология. По мнению Н.Ф. Третьякова это понятие можно рассматривать, как способность личности преобразовывать как природную, так и социальную среду для своего существования. Он утверждает, что социальная активность личности в одном виде деятельности перестраивает свою внутреннюю структуру к овладению другими видами деятельности.
Современная педагогическая наука характеризует социальную активность человека в двух противоположных направлениях: 1) позитивную – направленность личности на изменение обстоятельств, других людей и самого себя на благо общества посредством разнообразных видов деятельности; 2) негативную – отчуждение личности от общества, реализация асоциальных форм воздействия на общество посредством разнообразной деятельности.
Соответственно, социальную активность личности можно подразделить на следующие виды:
а)трудовую –выражается в отношении личности к своим трудовым, рабочим обязанностям; активность в управлении и руководстве хозяйственной деятельностью;
б) общественно – политическую –в системе политических отношений человек функционирует не как работник умственного или физического труда, города или села, а в своем политическом качестве;
в) в области духовной жизни –включение личности в созидательную деятельность – значимое условие динамичного и целенаправленного позитивного ее преобразования [5].
По мнению некоторых исследователей (Е.А. Ануфриева, И.Н. Колесова) необходимо рассматривать сущность социальной активности с позиции творческого отношения к окружающему миру. В своей книге «Социальная активность личности» Е.А. Ануфриев определяет социальную активность как «… сознательное, творческое отношение к жизни, как глубокую и полную самореализацию личности» [ 1].
В научных исследованиях Л. И. Родиной и О.В. Мичиной определены уровни проявлений социальной активности: инертный, репродуктивный, продуктивный.
Первый уровень – инертный (низкий). Личности этого уровня проявляют интерес к достижению прагматических целей, критерием оценки событий и людей является возможность получения личной выгоды. Прислушиваются лишь к мнению тех людей, которые входят в их референтную группу, не умеют самостоятельно планировать, организовывать и выполнять работу; безынициативны, равнодушны к делам коллектива или группы; характеризуются эгоистическими наклонностями и безразличным отношением к окружающей действительности. Не связывают собственное участие в общественно-значимой деятельности с личностным и профессиональным становлением.
Второй уровень – репродуктивный (средний). К этому уровню относятся личности, которые характеризуются преобладанием узколичных мотивов долга и ответственности. В деятельности проявляют, в основном, активность воспроизведения, самостоятельность в деятельности невысока, дисциплинированны, исполнительны, однако не инициативны.
Третий уровень (высокий) – продуктивный. Личности этого уровня характеризуются наличием мотивов самоопределения и самосовершенствования. Их отличает стремление преодолевать препятствия. Они проявляют творчество и инициативу в деятельности, что связано с желанием сделать что-либо полезное для других людей, овладеть различными способами применения своих знаний и умений, способны принимать самостоятельные решения в ходе работы; самокритичны, требовательны к себе и другим. Соотносят характер своего участия в общественно-значимой деятельности с личностным и профессиональным становлением.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальную активность исследователи рассматривают как сознательную деятельность личности, направленную на участие в социальных процессах и на изменение окружающих социальных условий. Тот факт, что выделенные группы компонентов социальной активности находятся в органической взаимосвязи и даже во взаимопроникновении между собой, а также и с другими сторонами личности, позволяет рассматривать исследуемое качество как сложное и вместе с тем целостное, как интегральную, обобщенную характеристику личности.
Литература:
- Ануфриев Е.А. Социальная активность личности / Е.А. Ануфриев. М.: Знание, 1969. — 37 с.
- Арефьева Г.С. Социальная активность / Г.С. Арефьева. — М.: Высшая школа, 1974. — 142 с.
- Башаев Н. Н. Роль физического воспитания в формировании социальной активности социальной активности студентов :дис. … канд. пед. наук / Н.Н. Башаев.- Л., 1979. — с. 21.
- Воробьев Н.Е. К вопросу о критериях социальной активности / Н.Е. Воробьев. — Волгоград, 1976.- с. 8-29.- с. 9.
- Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. — М.: Интер-пракс, 1995. — 320 с.
- Коган В.З. Общественная активность личности как социально-психологическая проблема: Автореф. дис . канд. психол. наук. М., 1970.-22 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. / Мухина В.С. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Социальная активность личности
В условиях качественного преобразования общества проблема социальной активности масс и личности приобретает особое значение. Процесс радикального обновления невозможен без вовлечения в него самых широких масс, без развития новых нетрадиционных форм социальной активности. Между тем эта потребность общества не удовлетворяется. Обостряется противоречие между необходимостью развития конструктивной творческой активности и реальным состоянием -активности масс, между этой потребностью и деструктивными, негативными и дестабилизирующими факторами проявления активности.
Что же такое социальная активность? Исходным, отправным в понимании социальной активности является уяснение ее связи с социальностью личности. Социальность личности в широком смысле этого слова — это ее связь с социально-
целым: обществом, социальными общностями, человечеством. Социальность может быть раскрыта только через изучение системы социальных связей личности с самыми разнообразными общностями: классовыми, профессиональными, поселенческими, демографическими, этническими, культурологическими, статусными и т.д. Интересы, потребности, ценности этих групп многообразны. Понятие социальной активности дает представление о качестве социальности, уровне и характере ее реализации.
В условиях качественных изменений особенно важно выяснить уровень, характер социальности личности. Ощущает ли, понимает ли личность потребности, интересы социума и в связи с этим цели и задачи социальных движений? Принимает ли их в качестве собственных? Бездумно ли следует им, или способна осознать, самостоятельно осмыслить? Как реализует? Осознает ли себя в качестве субъекта общественных отношений? Насколько развито человеческое в человеке, усвоен ли опыт его исторического социального развития? Нельзя ответить на эти вопросы без обращения к категории социальной активности.
Социальная активность личности — системное социальное качество, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, т.е. глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъекта общественных отношений. Социальная активность не может быть сведена к одному из моментов сознания или деятельности личности. Это исходное социальное качество, которое выражает целостное, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития и определяет качественные особенности и сознания, и деятельности, и состояний личности.
Интересы личности, ценности, которые она принимает, могут вступать в противоречие с интересами более широких общностей, общества в целом, но это отнюдь не означает, что личность не является социально активной.
79
Высокий уровень социальной активности предполагает не бездумное следование интересам социума, автоматическое принятие его ценностей.
Социальная активность — это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность, умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоятельного субъекта. Важнейшими признаками социальной активности личности (в противоположность личности пассивной) является сильное, устойчивое, а не ситуативное стремление влиять на социальные процессы (в конечном счете общества в целом) и реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразовать, или напротив, сохранить, укрепить существующий социальный порядок, его формы, стороны. И по своему содержанию, направленности на определенные ценности, и по уровню их осмысления, и по характеру и уровню реализации социальная активность многообразна. Представляется, что именно анализ ее связи с социальностью позволит выявить определенные типы социальной активности. Можно выделить, исходя из особенностей этой связи, три основных критерия социальной активности [12].
Первый критерий позволяет выявить широту, диапазон ценностей личности, уровень социальности в плане ориентации на интересы не только узкой социальной группы, но и более широких общностей, общества в целом, человечества. Социальная активность может иметь эгоцентрическую направленность, замыкая человека в пространстве его личной субъективности; альтероцентрическую, подчиняющую жизнь служению близким; социоцентрическую, направленную на реализацию общественных потребностей разного уровня, делающую жизнь человека неотделимой от забот и проблем широких социальных общностей. В современных условиях возрастает значение ориентации на общечеловеческие ценности. Для социально активной личности они являются исходными, определяющими. Таким образом, первый критерий выявляет характер побудительных сил, потребностей, ценностей, лежащих в основе социальной активности.
Активная личность — личность, для которой наивысшей ценностью является жизнь во имя общественных интересов, жизнь в гуще социальных событий, жизнь, субъективно включенная в движение и развитие общественных организмов и общественных процессов.
В основе социальной активности лежат особые характеристики самосознания личности, идентифицирующие ее с социумом и рассматривающие ее в качестве субъекта, выражающего и защищающего интересы общности как собственные. Продуктивным является понятие генеральной ценностной направленности личности, которая интегрирует в целостное единство все ценности, представления. Зная содержание генеральной ценностной направленности индивида, нельзя с уверенностью предсказать его поступки на определенных, дискретных отрезках жизненного пути (они могут быть следствием влияния многих факторов), но можно с уверенностью прогнозировать общие
80
линии его социальной активности в длительной жизненной перспективе
[9,12].
Второй критерий характеризует меру, глубину принятия, усвоения ценностей. При этом исходным методологическим принципом понимания социальной активности является выделение трех ее сторон: рациональной, чувственно-эмоциональной, волевой. Личность , может принимать ценности на уровне чувств, настроений, знаний или волевых устремлений. Как правило, на уровне эмоций личность усваивает ценности поверхностно, хотя и в яркой эмоциональной форме. На уровне знаний происходит более глубокое и конкретное усвоение ценностей. На уровне волевых устремлений формируются социальные установки, т.е. готовность к действию, к реализации потребностей, ценностей. Только в единстве все эти уровни дают действительно полное и глубокое принятие ценностей. Ярким выражением органической связи знаний, Чувств и воли, обеспечивающим подлинную социальную активность, являются убеждения личности, ее социальные установки. Показателями высокого уровня социальной активности является осознанная включенность в социальную жизнь, высокая личная значимость интересов общества в целом и конкретных общностей, осознание личностью своего места в обществе, персональной ответственности за происходящие в нем процессы.
Третий критерий раскрывает особенности реализации ценностей. Показателями уровня реализации выступают характер и масштабы, результаты, формы деятельности.
При анализе характера особенно важно выяснить, реализуются ли интересы, социальные роли чисто формально, стандартно или творчески, каков уровень творчества, новаций в методах, способах реализации. Является ли реализация внутренне непротиворечивым процессом, когда реализуются ценностные ориентации личности, ее социальные установки, или существует разрыв между ценностями, ценностными ориентациями личности, ее социальными установками и деятельностью, когда на базе ситуационных мотивов реализуются иные ценности. Выявление внутреннего единства процесса реализации достигается в результате сопоставления ценностных ориентации, социальных установок и деятельности личности.
При изучении масштабов необходимо выявить, берет ли личность на себя в связи с ориентацией на определенные ценности цели, дополнительные обязательства, более весомые специализированные роли или лишь добросовестно либо инициативно выполняет ранее ей присущие.
При изучении форм активности — самое существенное уяснение одноплановости или многоплановости выражений социальной активности. Реализуются ли определенные ценности, интересы, цели в одной или многообразных формах? В современных условиях продуктивным является сопоставление уровня развития форм активности и выявление их связи.
81
Тесная связь, взаимопроникновение форм социальной активности является необходимым условием ее существования и развития. И, напротив, активность приобретает ущербный характер, когда формы рассогласованы, не дополняют, а противостоят друг другу. В современных условиях мы сталкиваемся с противостоянием политической и нравственной активности. Развитие нравственной активности отстает, и это приводит к превращению политической активности в квазиактивность, порождающую вредные в нравственном и во всех иных планах последствия.
При системном подходе социальная активность предстает как внутренне многогранное явление, как единство субъективного и объективного, как система ориентации и ценностей, выражающих интересы тех или иных социальных общностей, как система чувств, знаний, волевых компонентов, как творческое отношение, предполагающее новации в понимании и реализации ценностей в многообразных формах;
Социальная активность — это системообразующее качество, характеризующее целостность личности. О его уровне свидетельствует согласованность элементов, не столько уровень их развития, сколько характер их взаимосвязи, единство. Поэтому при измерении качества, уровня зрелости активности плодотворным является использование в качестве интегративного
показателя культуры личности. Чаще всего культура определяется как совокупность определенных ориентации, ценностей, реализуемых в преобразующей деятельности. По А. Молю, культура личности – это ее духовное оснащение [14, с. 47]. Думается, что эти определения не являются достаточно точными. Культура — это более общее понятие, это качественно зрелое проявление социальности личности измеряемое через согласованность элементов духовного мира личности, это общий способ освоения личностью социального опыта, социальных ролей, функций. Культура — это не только направленность, настроенность сознания, не просто совокупность знаний, а определенное состояние их продуктивной реализации, выражение социальной активности и социальной инициативы личности. Это реализация духовного оснащения. Это способ восприятия мира, видов деятельности, который складывается на основе определенных ценностных ориентации, знаний, убеждений, определенной деятельности и является выражением внутренне присущих личности социальных свойств. Основными структурными элементами культуры личности являются убеждения, качества личности, характер деятельности, ее навыки и умения. Поэтому мы судим о культуре личности прежде всего по уровню освоения и реализации ею социальных ролей, выполнению определенных функций, по владению в этом плане механизмами усвоения и развития социального опыта. Обращение к культуре как интегративному показателю ориентирует на изучение моментов активности личности, выражающих ее целостную направленность, взаимосвязь, структурную упорядоченность, системность качеств, целостность деятельности.
82
Важность социальной активности
Социальное благополучие и пожилые люди
Знаете ли вы, что социальная активность может помочь пожилым людям сохранить как физическое, так и эмоциональное здоровье? На самом деле социальная активность может быть столь же эффективной, как и физические упражнения для улучшения настроения и общего качества жизни. Кроме того, социальные связи приносят большую пользу вашему когнитивному функционированию, что с возрастом делает ум более острым.
Социальное благополучие относится к вашей способности взаимодействовать с окружающими вас людьми. Использование хороших коммуникативных навыков, построение значимых отношений и уважение к себе и другим помогает создать систему поддержки, состоящую из членов семьи и друзей. Были проведены различные исследования, которые показывают, что те пожилые люди, которые находятся в социальной изоляции, более восприимчивы к болезням и даже имеют уровень смертности в два-три раза выше, чем у тех, кто активно поддерживает социальные отношения.
Преимущества социальной активности в вашем возрасте
Наряду с более низким уровнем смертности пожилые люди, которые поддерживают социальные отношения, получают многочисленные преимущества для здоровья. Например, вы потенциально можете снизить риск развития болезни Альцгеймера, остеопороза, ревматоидного артрита, сердечно-сосудистых заболеваний и даже некоторых видов рака! Социально активные пожилые люди могут иметь более низкое кровяное давление и усиленную иммунную систему, не говоря уже о лучших привычках в еде, поскольку вы склонны есть больше, когда находитесь рядом с другими людьми.
Привлечение к общественной деятельности для пожилых людей
Сохраняя социальную активность, вы поддерживаете связь с окружающим миром и даете истинное чувство сопричастности. Если вам трудно поддерживать социальные связи в старости, вот несколько способов улучшить вашу социальную жизнь:
• Вступите в клуб. Найдите местный книжный клуб, садовый клуб, группу по гольфу и т. д. — все, что вам нравится делать. Вы познакомитесь с другими людьми и поделитесь опытом с теми, у кого схожие интересы.
• Пройди урок. Общественные колледжи часто предлагают занятия для пожилых людей или посещают центры обучения взрослых. Возможно, вы хотите больше узнать об истории, пройти курсы письма или уроки рисования. Эти занятия не только отлично подходят для формирования новых отношений, но в качестве дополнительного бонуса они также поддерживают ваш мозг в тонусе и активности!
• Волонтер. Пожилые люди, которые физически здоровы, поощряются к волонтерской работе в обществе. Будь то предложение навыков, которым вы научились на протяжении всей своей карьеры, выгуливание собак в приюте для животных или помощь местной больнице, волонтерство может дать вам чувство выполненного долга и цели, сохраняя при этом ваши социальные связи.
• Устроиться на работу с частичной занятостью. Работа на неполный рабочий день — это также отличный способ стимулировать свой мозг и поддерживать связь с другими. Вы можете выбрать работу, которая не вызывает стресса и приносит удовольствие, и сократить количество рабочих часов до минимума.
• Запишитесь в спортзал. Оставаться физически активным жизненно важно для пожилых людей, и, записавшись в тренажерный зал, вы не только улучшите свой уровень физической подготовки, но и получите необходимую социальную активность.
• Обратитесь к другим. Если вы чувствуете себя изолированным, навестите членов семьи или предложите помощь в уходе за детьми. Позвоните друзьям и пригласите их на обед в ваше независимое жилое сообщество. Очень важно прилагать усилия для поддержания этих отношений ежедневно или еженедельно.
В Concordia мы можем заверить вас, что вам никогда не будет скучно, и вы останетесь настолько социально активными, насколько пожелаете! Ваш социальный календарь будет полон всех замечательных событий и мероприятий, которые мы предлагаем нашим жителям, чтобы социальная изоляция никогда не была проблемой. Сохранение социальной активности может только обогатить вашу жизнь, поэтому общайтесь с другими всеми возможными способами.
Здоровье и старение
Вы социально ответственный человек?
Каждый день мы сталкиваемся с тем, что мир находится в беде, от бедности и голода, войн и неравенства до изменения климата. К сожалению, никто из нас не может изменить мир самостоятельно; однако наши небольшие действия могут побудить других сделать то же самое, положительно влияя на наши сообщества, нашу страну и нашу планету.
Люди вокруг вас, люди, с которыми вы работаете, и ваши друзья увидят, как вы меняетесь и становитесь лучшим гражданином, и последуют за вами. Не ждите, что «другие» внесут изменения первыми, мы все должны внести свой вклад и принять более взвешенные решения.
Вопрос в том, являетесь ли вы социально ответственным человеком?
Во-первых, что означает быть социально ответственным? Это означает осознавать, как ваши действия и решения влияют на то, что происходит вокруг вас. Поэтому я хочу поделиться 5 способами выйти на следующий уровень в социальной осведомленности:
Быть в курсе . Знайте важную информацию, которая влияет на ваше сообщество, вашу страну и мир. Всегда знать, что происходит вокруг вас; это даст вам перспективу, это поможет вам различать, что важно, критично и как внести свой вклад в вашу реальность. В нашей повседневной жизни мы склонны чрезмерно усложнять себе не относящиеся к делу ситуации, когда вы открываете глаза и видите общую картину и реальную проблему, уместность некоторых ситуаций также меняется.
Будьте активны в своем сообществе . Еще один способ стать более социально осведомленным человеком — это участвовать в жизни сообщества. Вы должны знать проблемы и возможности и принимать участие, от внесения предложений до волонтерства в различных мероприятиях, от посещения общественных собраний, ярмарок и благотворительных мероприятий до знакомства с соседями. Вы найдете разнообразие мнений, идей и талантов для улучшения вашего сообщества.
Будь осторожнее . Быть чувствительным и реагировать соответствующим образом — это одни из самых важных вещей, которые может сделать социально сознательный человек. Беспокоиться о себе не только эгоистично, но и уводит от реальности. Кроме того, очень важно думать и о потребностях других.
Потребляйте ответственно. Посмотрите, где производятся продукты, которые вы покупаете, узнайте о методах компаний в отношении своих сотрудников и окружающей среды, покупайте экологично, локально или сделай сам, когда это необходимо, потому что цель всегда состоит в том, чтобы потреблять меньше.
Берегите планету. Сократите потребление энергии и воды, повторно используйте пластик и перерабатывайте отходы. Планета нуждается во всех наших усилиях; это не сложно и не дорого, изменение наших привычек может легко уменьшить наш след.
Муджер! Conocetus derechos.
9 марта 2021 г.
¿Que te hase feliz?
4 фев. 2021 г.
¡Нет, чуваки, tírate al agua!
26 января 2021 г.