«Условия повышения социальной активности граждан в решении местных проблем»
- Подробности
- Категория: Интересные материалы
Аналитический отчет Всероссийского Совета местного самоуправления.
Повышение социальной активности граждан в решении местных проблем, принятие жителями ответственности за жизнь в своем городе или поселке является важнейшей задачей, напрямую связанной с темпами и качеством развития страны. Одним из инструментов «выращивания» социальной активности должно являться местное самоуправление, которое, по сути, представляет собой не только первый уровень власти, но и важнейший элемент гражданского общества, реальную школу гражданской активности, инструмент вовлечения граждан в решение вопросов жизнеобеспечения на уровне конкретных муниципальных образований.
Однако насколько реальная ситуация в стране соответствует этим декларациям? Готовы ли сегодня граждане участвовать в жизни своего города или поселка? От чего вообще зависит активность или пассивность граждан? Каким образом можно стимулировать жителей к участию в работе местного самоуправления?
Именно на эти вопросы мы попытались ответить в своем исследовании.
В исследовании были использованы как количественные, так и качественные методы. В ходе исследования был проведен репрезентативный опрос по всероссийской выборке (2000 респондентов, 8 субъектов), а также экспертный опрос и изучение мнения населения методом фокус-групп (100 экспертных интервью и 15 фокус-групп в 5 субъектах РФ).
При этом не менее 2/ 3 участников фокус-групп составляли как раз местные активисты. Анализируя их личный опыт мы пытались понять, что было «запускающим механизмом» в реализации их проектов, как развивалась активность, на какие подводные камни натыкалась…
В нашем исследовании мы разделили общественную активность в зависимости от ее целей, на несколько типов.
а) Иждивенческая активность – жалобы и прошения, направленные на то, чтобы другие (власть, бизнес и т.п.) решили проблемы жителей, в том числе и те, за которые власть не отвечает. Перекладывание.
б) Протестная активность – возникает из желания жителей противодействовать действиям и планам властей, почти не задумываясь об альтернативных планах. Такая активность развивается в формах пикетов, митингов, коллективных жалоб, перекрытий дорог, согласованного бойкота выборов улицей, микрорайоном, протестного голосования на выборах.
г) Фиктивно-демонстративная активность. При использовании населения в качестве статистов для реализации рекламных или политических проектов самостоятельная активность имитируется за счет нанятых и оплаченных активистов, а также публикаций в СМИ, других методов
в) Конструктивная активность – инициативы, попытки корректировки действий властей и предприятий для создания более благоприятных условий жизнедеятельности территории. Партнерское взаимодействие властей и населения..
Изучая проявления общественной активности и людей, которые могли бы рассматриваться как ее носители, мы искали в первую очередь конструктивную активность. Как выяснилось отыскать ее оказалось непросто.
Социальная активность населения сегодня является крайне низкой.
За исключением участия в выборах, только 25% граждан участвует в других формах организации жизнедеятельности в муниципальных образованиях. А три четверти граждан убеждены, что их активность ничего не изменит.
Всего треть опрошенных считают важным участие населения в решении вопросов местной жизни.
А сколько реально участвует? Вот данные количественного опроса.
• участие в опросах по вопросам жизнедеятельности муниципального образования и МСУ – 12,7%
• участие в сходах граждан -11,6%
• участие в работе общественных организаций – 7,7%
• участие в решении вопросов и проблем муниципального сообщества (Это чаще всего участие в решении проблем ЖКХ, благоустройстве территории, организации досуга и культурно-массовых мероприятий, охране окружающей среды, обеспечении охраны общественного порядка и обеспечения личной безопасности граждан.
• участие в местном референдуме — 5,6%
Все остальные формы – в пределах статистической погрешности.
Однако и эти печальные цифры не рисуют истинного положения вещей. Качественные исследования свидетельствуют: названная деятельность зачастую протекает в фиктивно-демонстративных формах.
Вот типичное высказывание участника фокус-группы:
«Результативность публичных слушаний нулевая. Сделали вид, что послушали народ, дали «выпустить пар», и все».
«Сходы. Все уже решено, но надо сделать видимость, что народ поддерживает. А если не поддерживает, то уговорить, настоять, заставить. Но и приходят мало. Не верят».
Пассивность во многом является следствием тотальной неинформированности населения о своих правах и возможностях по решению местных вопросов.
Так, о том, что существуют:
• местные референдумы как средство решения определенных проблем, знают — 3,5%
• о возможности голосования по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица знают — 2. 1%
• правотворческая инициатива — 1,2%
• участие в ТОСах — 3,2%
• публичные слушания — 2,1%
Данные опроса также свидетельствуют о том, что на сегодняшний день местное самоуправление не является «формой непосредственного участия населения». Напротив, между местными властями и населением лежит пропасть.
Отношение населения к органам местного самоуправления характеризуется по преимуществу отстраненностью от властей, неверием в их желание и возможности решать проблемы жителей, бескорыстие их руководителей.
· 60% опрошенных оценили деятельность местных органов власти низко и очень низко,
· доля же, поставивших высокие оценки, составила менее 2%.
· только 1.2% опрошенных отметили рост доверия к местной власти за последний год.
· у 44% доверие к ней снизилось, не изменилось — у 25.
И вот, когда мы констатируем такую безрадостную картину, опять встают 2 главных русских вопроса: «кто виноват?» и «что делать?».
Кто виноват?
Уровень и особенности активности населения по решению вопросов местного значения обусловлены целым комплексом разнообразных факторов: экономических, политических, культурных, демографических, психологических и организационных.
Причем они вступают в сложное взаимодействие, могут усиливать или ослаблять друг друга. В нашем исследовании была разработана 3-х уровневая модель факторов влияния.
«Фоновый уровень» — правовые и политические факторы федерального и международого уровня — определяет исходные, базовые условия развития или торможения активности.
На уровне же муниципального образования взаимодействуют, усиливая и ослабляя друг друга, факторы 2-х уровней.
На первом – «объективные факторы», включающие экономико-географические, исторические, демографические, культурные, национальные, действующие на уровне территории, муниципального образования. Как правило, факторы этого уровня меняются медленно.
На втором уровне – субъективные (политическая ситуация, информационное поле, административная структура и принципы управления территорией и взаимодействия власти и общественности, наличие лидеров и идей и т.п.).
Все эти факторы постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга. Поэтому влияние каждого отдельного обстоятельства невозможно понять без многочисленных оговорок и без понимания контекста.
Из ключевых фоновых факторов можно отметить позицию руководителей страны. Внимание, которое уделяют инициированию общественной активности Путин и Медведев, по мнению многих участников фокус-групп, «заставляют местные власти прислушиваться к мнению населения». Создание на федеральном уровне таких инструментов поддержки общественной активности как Общественная палата РФ также служит развитию активности. В качестве «тормозящего» фактора можно отметить проблемы, возникающие в ходе реализации реформы МСУ.
· Финансовую необеспеченность муниципальных образований, не позволяющую главам оказывать действенную поддержку общественным инициативам.
· Несовершенство правового поля (например, отсутствие механизмов, позволяющих осуществлять финансирование общественных инициатив из местных бюджетов). «Любая общественная инициатива требует каких-то финансовых вложений. Вот у нас есть КТОС. Это уже сформировавшаяся структура, люди активно работают. Мне кажется, что вот этим органам местного самоуправления нужно как можно больше дать полномочий и возможность распоряжаться какими-либо финансами, которые они имеют право получать».
· Проблема квалифицированных кадров в органах местного самоуправления.
«Что касается развития некоммерческих услуг, здесь два механизма. Первый: грант. Он касается и услуг и инициатив. Он у нас работает, но недостаточно хорошо. Потому что народ не владеет программным подходом. Грант снизил свой градус до тупого механизма поддержки организации. Грантовую политику разрабатывать, к сожалению, не умеют. А второй, что касается «социального заказа», там вообще до смешного. Владимир — один из немногих городов, где принято местное положение о муниципальном социальном заказе. И им не пользуются».
«Объективные факторы» оказывают неоднозначное влияние на развитие общественной активности.
Экономическое развитие территории, уровень жизни, оказывает неоднозначное влияние на развитие общественной активности. У жителей «бедных» территорий распространен следующий стереотип: «Чтобы мы были активнее, нам надо уровень доходов как в Германии. У них нет проблем, поэтому они собираются всем селом и отдыхают вместе.» Однако, вопреки этому утверждению, нет однозначной связи между экономическим развитием, уровнем жизни и развитием общественной активности. Однако богатства территории могут влиять косвенным образом. Например, наличие ресурсов в территории активизирует борьбу за ресурсы, в которые втягивается население. На экономически развитых территориях, как правило, разнообразнее виды и формы социальной активности, больше сфер применения активности.
Развитие малого бизнеса на территории влияет на повышение общественной активности;
Наличие и острота проблем, существующих на территории муниципального образования, характер их восприятия жителями, безусловно, влияет на уровень общественной активности. Однако, как показали данные фокус-групп, появление проблемы (или осознание ее большинством населения) не является достаточным условием для возникновения общественной активности. Появление активности, как правило, требует дополнительных условий.
История территории и особенности менталилета имеют значение.
a) традиционное расселение, вновь собравшиеся;
b) город-деревня;
c) особенности социально-демографического состава, (уровень образования, место на социальной лестнице, экономическая активность). Владимирская область: «А некому активность проявлять – все уехали»;
d) национальный фактор работает на повышение общественной активности.
Субъективные факторы – интересовали нас в большей степени как то, на что можно воздействовать проще и быстрее.
Крайне негативным фактором, тормозящим общественную активность являются сформировавшиеся социально-психологические установки граждан, заключающиеся в
- недоверии к власти;
- ощущении тотальной зависимости от власти;
- неумении и нежелание принимать на себя ответственность за решение проблем своего дома, улицы, поселения.
«Не могу я вычленить ни одной проблемы, которая не была бы так или иначе связана с государством».
Однако выявленные в нашем исследовании Мотивации социальной активности позволяют надеяться, что использование специальных технологий может менять эту картину.
На основании материалов фокус-групп было выделено 3 базовых мотивации, лежащих в основе общественной активности.
1) «Эгоцентрическая мотивация», в основе которой лежит стремление индивида к к общественному признанию, личностному росту, приобретению новых связей, опыта, возможностей («Хочется быть на виду, получить авторитет со стороны жителей)
2) «Социоцентрическая мотивация», в основе которой лежит осознание необходимость решения проблем и задач. («противно жить в такой грязи… Можно до бесконечности ждать, а можно убрать все самим, клумбы во дворе разбить, качели поставить»)
3) «Группоцентрическая мотивация», в основе которой лежит желание следовать примеру других, примкнуть к референтной группе независимо от того, какую активность эта группа осуществляет («за компанию»).
Что способствует развитию активности?
Моральная, финансовая, организационная помощь активным гражданам со стороны властей всех уровней, в первую очередь – органов местного самоуправления. Наличие на территории структур, направленных на организацию и обучение общественности, осуществление между ней информационного обмена, создание «переговорных площадок» для переговоров общественности и власти, постоянно действующих механизмов финансовой, имущественной и организационной поддержки общественности, осуществляемой местными органами власти, повышают общественную активность на территории. Однако и здесь не все однозначно. Обильная спонсорская помощь властей, примитивная раздача денег, может привести к формированию у общественности однозначной иждивенческой позиции. В частности, на фокус-группах, проводившихся в разных регионах – как бедных, так и богатых – было чрезвычайно популярно утверждение, что единственным и главным спонсором общественных инициатив являются местные власти. И что «без денег все равно ничего не сделаешь». Лишь несколько участников фокус-групп говорили о других возможностях финансирования социально-значимых проектов.
Конструктивные, партнерские взаимоотношения властей и общественности, выражающиеся в открытость и доступность местных властей, наличии конструктивного диалога между властью и общественностью, учете властями мнения населения, ответственной и профессиональной работе органов местного самоуправления.
Наличие в муниципальном образовании лидеров и организаторов, на общественных началах или на профессиональной основе осуществляющих организацию населения. Исследование показало, что лидеры общественного мнения, не являющиеся депутатами, главами или директорами, практически вывелись. Многие с грустью отмечали, что лидеры прошлых десятилетий – перестроечной волны – сходят со сцены. Смены им нет. И общественная активность без лидеров угасает. Лидерами общественных инициатив могут стать люди, работающие на профессиональной основе, являющиеся активистами политических партий или заинтересованных бизнес-структур, консультантами и проч. Их деятельность также зачастую приводит к росту реальной общественной активности. Вывод – если лидеров нет, но они нужны, их можно нанять.
Активность населения повышают такие социально-психологические факторы как информированность населения о проблемах муниципального образования, путях их решения, возможных формах его участия в решении вопросов местного самоуправления;
Ответственная гражданская позиция, которая последовательно воспитывается в учебных заведениях, через СМИ и акции, местный патриотизм (Нягань – территория временщиков). Наличие вдохновляющих и объединяющих идей и проектов. Наличие у населения свободного времени.
Знание о позитивных результатах социально-полезных проектах, вдохновляющие примеры, высокая общественная оценка общественной работы (в том числе создаваемые через PR-кампании в СМИ)
ВЫЯВЛЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗВОЛЯЮТ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС «ЧТО ДЕЛАТЬ», т.е. предложить подход к разработке программы стимулирования общественной активности.
1.Совершенствование федерального законодательства, в первую очередь – совершенствование системы местного самоуправления в стране, обеспечение местных органов власти необходимыми ресурсами и возможностями для поддержки общественной активности.
2.Образование граждан. Укрепление в стране, регионах, муниципалитетах системы правового просвещения граждан, информирование их о возможностях участия в вопросах местного значения, обеспечение граждан необходимыми методическими рекомендациями и постоянными консультациями.
3.Воспитание граждан. Через СМИ, учебные заведения, систему акций на уровне страны, регионов, муниципалитетов пропагандировать ценности гражданственности и социальной ответственности, информирование граждан об эффективных примерах социальной активности, культивирование образов героев-общественников, создание системы для оценки эффективности работы общественников и поощрения лучших (в том числе – учреждение национальных премий, наград и т.п.). На уровне муниципальных образований необходима разработка специальных программ, направленных на воспитание местного патриотизма, чувства сопричастности к жизни города, поселка.
4.Создание на уровне страны в целом, в каждом регионе и муниципалитете системы по воспитанию новых лидеров местного самоуправления. Система должна включать как специальные программы обучения, так и политическую, консультационную, финансовую, организационную поддержку работы «новых лидеров» в процессе реализации социально-значимых проектов.
5.Разработка рекомендаций для муниципальных образований по созданию системы поддержки общественных инициатив. Включение показателей развития этой системы в национальную систему показателей эффективности работы муниципальных образований. Введение системы поощрения для муниципалитетов, наиболее эффективно работающих с общественностью.
Формирование социальной активности подростков средствами музейной педагогики
педагог дополнительного образования МКУДО «ГЦФКиПВ «Виктория» |
ФГОС основного общего образования четко прописывает для педагога, какие цели должны быть им достигнуты к моменту выпуска учащегося из школы, буквально прописывает «Портрет выпускника средней школы», то есть перечень его личностных характеристик [2]. Особая роль в этом стандарте отводится формированию социальной активности учащегося, как одной из важнейших целей обучения. Социальная активность – это характеристика способа жизнедеятельности социального субъекта, заключающаяся в сознательной направленности его деятельности на преобразование социальных условий в соответствии с назревшими потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социальных инициатив, участии в решении актуальных социальных задач, формировании у себя необходимых социальных качеств [1]. Как видно из определения, понятие трактуется очень широко, и так же широко рассматривается в учебном процессе.
Почему же так важен именно этот аспект? На мой взгляд, все предельно просто: социально активный человек не мирится с какой-либо неустроенностью в обществе, если ему не нравится, что в микрорайоне, где он живет много аварийных деревьев, он предпримет какие-либо меры по решению этого вопроса. И не важно, какими путями он этого достигнет – сам организует их спил или привлечет кого-то. Социально же неактивный человек, будет ждать, пока кто-нибудь придет и, наконец-то, все решит, все приведет в порядок (в лучшем случает, попробует сам спилить одно-два дерева). А значит, что уровень условий, которые будет создавать для себя и окружающих социально активный человек всегда будет на порядок выше. И задача педагога – создать условия для воспитания именно такого человека.
И очень хорошо помогает в формировании данной личностной характеристики музейная педагогика. В качестве опоры возьмем опыт работы городского центра физической культуры и патриотического воспитания «Виктория», реализующего программу школы «Юный экскурсовод».
В рамках занятий учащиеся получают краеведческие знания, формируют навыки ведения поисковой, исследовательской, экскурсионной деятельности. Имеют возможность участвовать в мероприятиях различного направления и масштаба. Рассмотрим, какие конкретно формы работы помогают повышать непосредственно социальную активность подростков.
Во-первых, форма проведения занятий. Материал дается таким образом, что ученики с первого же дня имеют возможность не только слушать, а активно включаются в обсуждение. Ведь изучаемые темы очень близки ребятам, будь то виртуальная экскурсия в известный музей (ведь у них в школе тоже есть самый настоящий музей!) или краеведческая урок о родном городе. Они начинают вспоминать о том, что им когда-то рассказывали бабушки и дедушки, соответственно глаза у ребят загораются, появляется мотивация прийти на занятие еще раз.
Во-вторых, часто индивидуальный характер поисковой работы создает чувство ответственности за то, чтобы довести ту работу, которую ученик сам, лично делает до конца, а потом еще и рассказать об этом другим ребятам или даже ученикам. Подросток самостоятельно прорабатывает весь имеющийся материал, ищет что-то дополнительно, а, значит, изучаемая тема надолго останется в его памяти. Но, кроме этого, ученик приобретет дополнительные навыки, в том числе, и социального характера.
В-третьих, как уже отмечалось выше, ученик имеет возможность участвовать в различных конкурсах и конференциях. И чем же интересны данные формы? А вот чем. Готовя сообщение, доклад и т. д. подросток учится ставить цели, определять задачи, которые необходимо выполнить, чтобы поставленная цель была достигнута. А также отвечает на вопросы: «Для чего я это делаю? Почему именно эту тему я считаю важной?» Согласитесь, суметь задать себе такой вопрос в нужный момент иногда бывает очень непросто.
Конкурсы подходят к этой задаче немного с иной стороны. Здесь на первый план выходит возможность для подростка себя реализовать в реальной среде, применив имеющиеся знания и навыки в реальной ситуации. Например, городской конкурс «Экскурсовод школьного музея». Участвуя на различных этапах, подросток учится «подавать себя» с нужной, правильной стороны. Учится говорить так, чтобы его мысли были услышаны правильно; держаться на сцене так, будто он настоящий артист; выступать так, чтобы тем, кто слушает его, хотелось слушать еще. И финалистами конкурса становятся те, кто смогли этого достичь, те, кто выдержали сложнейший отбор в несколько этапов. А кто не прошел в финал получают незабываемый опыт, на примере своих ровесников они видят к чему нужно стремиться, появляется стимул к самосовершенствованию. У ребенка необходимо стимулировать желание развиваться, участвовать в других мероприятиях, жить насыщенной и активной жизнью
Таким образом, музейная педагогика включает в себя широкий спектр возможностей для реализации подростка. Индивидуальный подход позволяет ученику «расти» в той области, которая его заинтересовала. А заинтересованность – это первый шаг к воспитанию социально активного человека. Человека, неравнодушного к тому, что происходит вокруг.
Список использованной литературы
- Волович В.И. (ред.) Социологический справочник, 1990 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
Количество просмотров: 6333 |
социально активное определение | Словарь определений английского языка
adj
1 живущий или предпочитающий жить в сообществе, а не в одиночку
3 из опыта, относящегося к нему или характерного для него , поведение и взаимодействие лиц, образующих группы
4 относящиеся к содействию товарищеским отношениям, совместной деятельности и т. д. или имеющие целью способствовать развитию дружеских отношений, совместной деятельности и т. д.
социальный клуб
5 относящийся к социальным услугам или занимающийся ими
социальный работник
6 относящийся к определенному классу общества или считающийся подходящим для него, в частности. одна мысль выше
7 (особенно некоторые виды насекомых), живущие вместе в организованных колониях
социальные пчелы Сравните →
одиночный →
6
8 (видов растений), растущих группами, обычно на большой территории
n
9 неофициальное собрание, особ. организованной группы, способствовать товарищеским отношениям, совместной деятельности и т. д.
(C16: от латинского socialis товарищеский, от socius товарищ)
♦ социально adv
♦ социальность н
Английский словарь Коллинза — определение английского языка и тезаурус  
Смотрите также:
социально, общительно, социальный, социальность
Collaborative Dictionary Определение английского языка
|
Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи…) |
Чтобы добавлять слова в свой словарь, станьте участником сообщества Reverso или войдите в систему, если вы уже являетесь его участником. Это просто и занимает всего несколько секунд:
Или зарегистрируйтесь традиционным способом
Преимущества социальной активности в старости
Возможно, вы знаете, как важно оставаться физически активным, но знаете ли вы о важности социального здоровья, а также о преимуществах социальной активности в старости? Социальный контакт может быть столь же эффективным, как и физические упражнения, для улучшения настроения и качества жизни. Если вы не поддерживаете ежедневное социальное взаимодействие, вы можете подвергнуть себя риску депрессии или даже слабоумия. Сохранение социальной активности может помочь вам сохранить хорошее физическое и эмоциональное здоровье, а также когнитивные функции.
Взаимодействие со сверстниками не только способствует развитию остроты ума, но и дает чувство принадлежности и поддерживает связь с окружающим миром.
Кроме того, социальная активность полезна для здоровья, например потенциально снижает риск болезни Альцгеймера, сердечно-сосудистых заболеваний, остеопороза, ревматоидного артрита и даже некоторых видов рака. Активная социальная жизнь может укрепить вашу иммунную систему и улучшить ваше питание, поскольку вы, как правило, едите больше, когда находитесь рядом с другими людьми. Общение может снизить кровяное давление и потенциально уменьшить симптомы депрессии. Как видите, социальная активность жизненно важна для пожилых людей для их здоровья и психического благополучия.
Итак, как пожилые люди могут поддерживать социальные связи и оставаться активными? В American Senior Communities мы хотим, чтобы у наших резидентов был широкий выбор доступных вариантов. Вот почему мы создали нашу программу THRIVE Wellness. Эта программа включает в себя различные мероприятия, посвященные мышлению, здоровью, отдыху, общению, призванию и самовыражению. Нажмите здесь, чтобы узнать больше о нашей программе THRIVE Wellness.
Вот другие социальные мероприятия, которые могут принести пользу пожилым людям:
- Волонтер. Если у вас есть физические возможности, работа волонтером в вашем сообществе может привести к ощущению выполненного долга и цели.
- Возвращайтесь к работе. Работа даже на неполный рабочий день может стимулировать ваш ум и поддерживать связь с другими людьми на регулярной основе.
- Вступите в клуб или группу. Будь то книжный клуб, садовый клуб или группа по гольфу, эти встречи — отличный способ познакомиться с новыми людьми и поделиться опытом с теми, у кого схожие интересы.